Африканский стиль. Искусство Чёрной Африки

Вплоть до XIX века считалась примитивной, однако, как это ни странно, имела большое влияние на Европейское изобразительное искусство. Необычные формы взяли себе на вооружение различные авангардистские течения. Особо заметно это стало в начале XX века. С тех же пор, африканская живопись стала рассматриваться как серьёзное искусство, которое требует особого внимания.

Африканский стиль отличается мощной экспрессией, энергией, которая воплощается как в самих формах, так и в символах их сопровождающих. Ещё одним непременным атрибутом является присутствие в работах африканских мастеров сакральной связи с миром духов и Богов. Удивительно, но цвета, которые превалируют на картинах африканских художников, очень точно отображают цвета пейзажей этого континента. Яркие, зёлёные — как джунгли, жёлтые — как пустыни и саванны, красные — как жаркое и палящее солнце. Кроме того, характерным цветом для африканской живописи являются различные оттенки коричневого, начиная о палевого, до почти красного. Идёт ли такое сочетание цветов ещё от наскальных рисунков или является позднейшим изобретением здешних мастеров неизвестно. По этой теме написано масса книг и научных статей, однако самого секрета уникальной живописи этого континента так никто и не разгадал.

Африка, особенно Южная Африка, долгое время оставалась нетронутой и недоступной для Европейцев. Местные племена жили в своём мире, не общаясь с остальным, поэтому их искусство так не похоже на привычное нам. Оно развивалось самыми непредсказуемыми путями и в результате стало настолько обособленным, своеобразным, что первые зрители даже не могли понять, что это очень красиво и профессионально сделано. Канонические формы, традиционные мотивы, жизнь и быт, заботы и хлопоты, верования, страхи и чаяния жителей континента, где не бывает холодов и снега, отображаются в их рисунках и картинах и являются непонятными для людей, которые воспитывались плод влиянием совершенно иных идей и ценностей. Если наши далёкие предки могли полностью понять и проникнуться подобной живописью, то современному человеку это стало делать всё сложнее.

Что же такое !? Если попытаться рассказать о ней в нескольких словах, то это: одноцветный фон, с несколькими оттенками; основной мотив произведения занимает практически всё пространство; отсутствует перспектива; присутствие орнамента и неких знаков; сама живопись выполнена широкими и размашистыми мазками или линиями; гротескные формы; динамика. Только со стороны это кажется примитивным. Многие авангардисты прошлого и нашего времени находят в этом особую гениальность. Такие формы современной живописи, как кубизм, примитивизм и некоторые другие были созданы только благодаря африканскому искусству.

Если вам необходима качественная, надёжная и долговечная дизельная электростанция , то лучшим выбором для вас станет продукция ООО «Группа компаний Азимут». Российский производитель высокого уровня предлагает электростанции и генераторы по самым сходным расценкам.

Новый год прошел, а зима все не кончается. Устали? Тогда давайте перенесемся на самый жаркий континент - в Африку, и немного окунемся в ее историю.

Традиционное искусство занимает очень важное место в африканской культуре. Большинство праздников и ритуалов, наряду с танцами, пением и рассказами, не обходится без ярких визуальных образов. Предметы искусства могут являться оружием или знаками отличия, престижа, а также иметь религиозное значение. Искусство народов Африки разнообразно: это и скульптуры, и картины, «фетиши», маски, фигурки и украшения.

Центральное место все же принадлежит скульптуре, которая является, бесспорно, величайшим достижением африканского народа. Подавляющее большинство скульптур выполнено из дерева, но встречаются произведения из металла, камня, терракоты, слоновой кости, а также совсем экзотические творения из бусин и бисера, и даже слепленные из простой земли! Археологами обнаружены древние скульптуры на всей территории африканского континента, но наибольшее их скопление находится в центральной и западной его частях.

Наскальная живопись, напротив, наиболее распространена на юге и востоке. Считается, что авторство большинства этих рисунков принадлежит бушменам («людям степи»). Рисунки бушменов создавались шаманами и служили частью религиозных ритуалов.

Цветастые маски и фетиши - предметы, призванные отпугивать злых духов, ведьм и призраков. Использовались они также как талисманы, приносящие удачу и ограждающие от несчастий.

Основные черты

Искусству Африки присущи весьма характерные признаки, по которым его всегда можно отличить от искусства других континентов. Во-первых, в центре изображения практически всегда находится человеческая фигура. Во-вторых, африканские мастера редко стремятся к реалистичности, чаще они прибегают к упрощению форм и абстракции. В третьих, нередко используется искаженные, гипертрофированные пропорции, призванные подчеркнуть движение, динамику.

Темы африканского искусства

Все искусство народов Африки можно разделить на три обширные темы. Первая из них - это своеобразный симбиоз Леса и Поселения. Члены племен носят специальные маски и наряды, отдавая дань этой двойственности: например, мужское начало преподносится в образе слона, сильнейшего животного, а женское - напротив, в ухоженном, максимально удаленном от «естественного» образе, представляющем цивилизацию и контрастирующим с диким, необузданным мужским.

Вторая тема - это отношения между полами. Занятие искусством в Африке нередко использовалось (и используется), как своеобразная «терапия», позволяющая семейным проблемам рассасываться и испаряться.

Третья большая тема - это проблема контроля над естественными и сверхъестественными силами, дабы достичь желаемого.

Каждому региону континента присущ свой стиль в искусстве. В западном регионе принято отдавать дань великим предкам и приносить символические жертвоприношения, что очень заметно влияет на общую картину местных предметов искусства. В Центральной же Африке искусство более прикладное, и здесь распространена оригинальная земляная архитектура, вышивка, ювелирные и кожаные изделия, замысловатые прически. Но что бы ни создавали африканские умельцы, их творчество всегда ярко и жизнерадостно, ведь оно призвано воспевать жизнь!

В наше время африканские мотивы очень популярны во всем мире. Многие сувенирные лавки могут предложить товары в «африканском» стиле, которые люди с удовольствием покупают в свои дома и украшают ими интерьеры. А у вас дома есть что-то африканское?



Изобразительное и декоративно-прикладное искусство Тропической и Южной Африки

Древний буйвол.
Петроглиф, горы Ксур.
Северная Сахара.
8-е тысячелетие до н. э.

Изобразительное искусство.

Древнейшими памятниками изобразительного искусства на территории Тропической Африки являются наскальные изображения - петроглифы и росписи, выполненные красками из местных минералов и растений, создавались разными народами приблизительно с 8-го тысячелетия до н. э. Открыты и изучаются со 2-й половины XIX века. Наибольшее количество наскальных изображений найдено в различных районах Сахары - Тассилин-Аджере, Тибести, Феццане, Ахаггаре, Ахенете, Эннеди, Борку, Аире, Адрар-Ифорасе. Комплексы изображений были обнаружены также на территории Анголы, Заира, Замбии, Зимбабве, Мали, Мозамбика, Намибии, Судана, Танзании, Эфиопии, ЮАР (Драконовы горы). Приблизительные датировки основываются на стилистическом и тематическом изучении перекрывающих друг друга слоев изображений, данных фауны, флоры, климата. Наиболее древние петроглифы открыты в Сахаре и Сахарском Атласе и относятся к так называемому охотничьему периоду (8-6-е тысячелетие до н. э), когда пустыня была покрыта влажными тропическими лесами (встречаются изображения слонов, носорогов, крокодилов, жирафов, достигающие огромных размеров). Рисунки животных (контурные или выбитые целиком в камне) отличаются анатомической точностью, лаконичностью рисунка, умением немногими штрихами передать их характерные черты. Особый интерес представляют глубоко высеченные монументальные контурные изображения Древнего буйвола, вымершего в начале неолитического периода. Массивная фигура животного изображается в профиль, рога в фас, передние и задние конечности сдвоены (петроглифы в горах Ксур, Северная Сахара). Кроме отдельных фигур изредка встречаются рисунки, содержащие элементы композиционного построения (ритмически уравновешенные вереницы животных одного вида - слонов, носорогов, бегемотов, жирафов, антилоп), парные изображения, объединённые не только формально, но и имеющие смысловую связь: дерущиеся буйволы (петроглиф в Эль-Гише, Северная Африка), самец и самка, самка с детёнышем, а также изображения человека (петроглифы в Ксар-Амаре, в Тиуте, Северная Африка). Несколько иной характер носят петроглифы Южной Африки (возможно относящиеся к более позднему периоду), между реками Вааль и Оранжевой и в прилегающих районах. Это небольшие по размеру изображения отдельных животных, в которых поверхность внутри выбитого или вырезанного контурного рисунка заполнена параллельными штрихами или густой сутью мелких выбоин, что позволяет передать фактуру, а иногда даже и тоновую окраску предмета.

Наиболее древняя живопись представлена монохромными контурными рисунками. Позднее вводится дополнительный цвет, появляется полихромия (до 10 цветов), создаются многофигурные сцены с элементами перспективы. Примерно к концу охотничьего периода, 6-му тысячелетию до н. э. (датировка спорна), относится большинство произведений живописи Южной Африки, в частности бушменов (см. ).

С началом в Сахаре так называемого скотоводческого (пастушеского) периода (примерно 6-2-е тысячелетие до н. э.) отмечено постепенное исчезновение изображений диких животных. От западной границы Сахары до Эфиопии и Танзании многочисленные скалы покрыты большими, тщательно выполненными изображениями быков с подвесками и другими признаками доместикации, близкими по стилю петроглифам позднего охотничьего периода. Наивысшего расцвета наскальное искусство Сахары достигло около середины 4-го тысячелетия до н. э., когда её центральные районы населяли как средиземноморские, так и негроидные племена (росписи Тассилин-Аджера, Эннеди). В живописи преобладают многофигурные, полихромные композиции, разнообразные повествовательные сюжеты (перегон стада, сцены охоты, танцы, сражения, бытовые сценки). Чёткое композиционное построение, конкретность и детализированность росписей, блестящее мастерство в передаче движения особенно ярко проявляются в сценах сражений и танцев. Техника контурного рисунка окончательно уступает место силуэтной живописи, создаваемой наложением плотного красочного слоя, заполняющего всю поверхность рисунка, а также мягкому и объёмному изображению отдельными точками или волнистыми линиями. В более поздних рисунках появляется схематизация и условность художественных приёмов (например, люди изображаются в виде двух соединённых вершинами треугольников). Петроглифы пастушеского периода более детализированы, тонки и легки по исполнению, конструктивная точная линия сменяется плавной, изящной. Поверхность внутри контура тщательно обрабатывается: выбитые участки имитируют пятна на шкуре животных, другие силуэтные изображения полностью отшлифованы, некоторые вырублены так глубоко, что близки рельефу.

В середине 2-го тысячелетия до н. э. (так называемый период лошади) в живописи появляются новые сюжеты: лошади, запряжённые в колесницы, фигуры людей в туниках, всадники с копьями и щитами, в головных уборах, украшенных перьями. Усиливается условность и схематизм, цельность и непосредственность видения постепенно утрачиваются, рисунок становится менее чётким. В петроглифах также наблюдается ярко выраженное стремление к схематизму. Техника обработки камня усложняется, однако художественный уровень снижается.

Поздние слои наскального искусства (так называемый период верблюда; первые века н. э.) представлены главным образом схематическими изображениями верблюдов, быков, антилоп, страусов, муфлонов, многочисленными и разнообразными человеческими фигурами - от полунатуралистических изображений к символическим формам (рисунки на территории Эфиопии, Заира, Танзании). Наскальные изображения догон (в скалах Бандиагары, Мали) состоят из простейших геометрических форм (прямоугольников, овалов) и стилизованных наверший маски «канага» («лотарингский крест» с отогнутыми перекладинами).

Наскальное искусство существовало несколько тысячелетий, а в некоторых районах (например, у бушменов) исчезло только с появлением европейцев. Его традиции сохраняются в росписях стен народного жилища, в декоративно-прикладном искусстве, а также в работах современных африканских художников.

Основным видом традиционной скульптуры Тропической Африки является деревянная пластика. Она плохо сохраняется в условиях тропиков, поэтому самые древние произведения относятся к концу XVIII-XIX вв. Попытки изучения истории скульптуры Тропической Африки основаны на анализе отдельных сохранившихся древних ансамблей (а иногда и одиночных памятников) костяной, каменной, терракотовой и бронзовой пластики, свидетельствующих об устойчивости художественных стилистических форм, а также оси элементов традиционной деревянной скульптуры, сложившейся в глубокой древности и на протяжении многих веков передававшейся из поколения в поколение.

Древнейшие известные в настоящее время памятники скульптуры на территории Западной Африки, обнаруженные в 1930-х - 1940-х гг., относятся к культуре (Нигерия), расцвет которой приходится на V-IV вв. до н. э. - II в. н. э. Особое место среди находок занимают терракотовые головы ярко выраженного африканского антропологического типа, составляющие единую стилистическую группу. Разнообразная пластическая трактовка образов (от реалистической до крайне схематичной, почти абстрактной), идентичность найденных украшений и ряд других черт позволяют сравнить культуру Нок с деревянной традиционной скульптурой. Другой значительный и сложный комплекс - скульптура - обнаружен в середине 1920-х гг. в районе озера Чад (современная территория Чада и северного Камеруна). Существовавшая на протяжении длительного периода она сохраняла почти в неизменившемся виде очень древние формы ныне утраченной культовой пластики. Этим, по-видимому, объясняются её примитивные, но необычайно экспрессивные формы, в которых тесно переплетаются антропоморфные и зооморфные черты. Хотя культуру Сао называют «глиняной» (большинство найденных скульптур выполнено из обожжённой глины), здесь представлены также изделия из бронзы, железа, кости, рога и перламутра. Терракотовая скульптура встречается также на территории Мали (Дженне, Мопти; датируется приблизительно XII в. и сходна как со скульптурой Нок, так и Сао), Заира (районы Кисале и Уэле), в северном Камеруне (Джимон). В 1934 в 65 км к северу от г. Ифе (Нигерия), около деревни Эзие, найдено более 800 стеатитовых голов и статуэток, близких культуре Ифе. Их датировка и происхождение не установлены. Памятники каменной скульптуры, датируемые примерно XVI в., найдены и в других районах Тропической Африки Это - фигуры людей и животных в Гвинее, и в Сьерра-Леоне, в Заире, на границе Нигерии и Камеруна.

В X - начале XIX вв. в разных частях Западного Судана, побережья Гвинейского залива, в Центральной Африке существовали обширные государственные образования, о художественной культуре которых имеются лишь отрывочные сведения. По отдельным разрозненным памятникам можно судить об искусстве государств Ашанти (например, миниатюрные золотые стилизованные маски из сокровищ правителя Кофи Калкали, бронзовые и золотые сосуды - «кудуо», терракотовые посмертные маски), Бауле, Куба (деревянные мемориальные скульптурные портреты правителей; см. статью ), Конго (керамические изделия, украшения), Мали (предметы обихода). Более полное представление мы имеем о придворном искусстве государства Дагомеи (Бенин), где сохранились рельефы из раскрашенной глины, многочисленные аппликации, повествующие о важнейших исторических событиях страны. Но только произведения искусства Ифе и особенно Бенина (оба - на территории Нигерии) дают обширный материал для анализа и понимания искусства раннеклассовых африканских государств, создававшегося при дворах правителей мастерами-ремесленниками (ещё не индивидуальное, но уже профессиональное художественное творчество). Скульптуры изготовлялись, как правило, из прочных и дорогостоящих материалов (бронза, золото, слоновая кость) и были предназначены поддерживать престиж царской и религиозной власти, устрашать подданных, демонстрировать мощь и богатство двора. В них наблюдается стремление к индивидуализации образов при сохранении помпезной декоративности. Высокое художественное качество, совершенство технического исполнения терракотовых и бронзовых голов Ифе, создававшихся при дворах правителей городов-государств йоруба (открыты в начале XX в.), послужили основанием для приписывания их этрусским, греческим, индийским, португальским и другим мастерам. Однако ярко выраженный антропологический тип, стилистическое сходство с культурой Нок, скарификация, которые встречаются у ряда африканских народов, отверстия вокруг рта и лба для украшения натуральными волосами, характерные для африканских деревянной скульптуры и масок, свидетельствуют об автохтонных истоках этого искусства. Наряду с идеализированными головами-портретами, связанными с персонификацией власти, создавались большие бронзовые статуи, роскошные ритуальные сосуды, служившие одновременно предметами культа и декоративными элементами дворцов.

Преемником художественной традиции Ифе можно считать искусство Бенина в Нигерии (конец XIII - конец XIX вв.). Предполагается, что первый мастер, обучивший бенинцев искусству бронзового литья и последующей обработки бронзы, был прислан к бенинскому двору правителем Ифе. Однако бенинская бронзовая скульптура (головы умерших правителей и правительниц, декоративные рельефы, фигуры животных) изначально отличалась большей условностью и стереотипностью художественных приёмов, стилизацией отдельных деталей, жёсткостью моделировки. К середине XVIII в. скульптура полностью канонизировалась в соответствии с требованиями могущественного двора. В заупокойном парадном портрете (ухув-элао) преобладает декоративное начало, портретное сходство заменяется специфический для каждого царя набором символических изображений и тщательной проработкой головных уборов, ювелирных украшений, высоких воротников (стилизованное изображение царских регалий). Бронзовые рельефы, резные слоновые бивни являются настоящими летописями деяний каждого правителя. Выразительны изображения царя и его сановников в церемониальных одеждах, сцены охоты, но изображение человека в этих рельефах является лишь одной из деталей, подчиненных общему символическому декоративному решению.

Если бронзовая и терракотовая скульптура была сосредоточена преимущественно при дворах правителей, то традиционная деревянная пластика (в основном связанная с религиозными культами различных народов) существовала почти повсеместно, даже в районах, испытавших влияние ислама (почти не встречается лишь у народов, ведущих кочевой образ жизни, - фульбе, туарегов и других кочевников-скотоводов - жителей полупустыни и саванны).

Традиционное искусство играло огромную роль в жизни африканских народов. Оно служило универсальным каналом связи между личностью и обществом, между родами внутри этнических групп, между отдельными этническими группами. Наиболее существенная черта традиционного искусства - его слитность с мифологией, религией, обрядами, колдовством, народной медициной. Зооморфные и зооантропоморфные маски изображают различных духов и мифических персонажей, антропоморфные деревянные статуи служат местом обитания душ умерших предков; фетиши, небольшие фигурки людей и животных используются как инструменты колдовства, рельефы на дверях жилищ и хозяйственных построек, на домашней утвари, так же как и различного рода украшения, амулеты, имеют магическое значение. Сохранившиеся в небольшом количестве древние памятники деревянной скульптуры свидетельствуют о постепенном изменении стиля традиционной скульптуры, на основе которой возникает придворное искусство: деревянные рельефы с историческими сюжетами у сенуфо и бауле (см. , Бауле искусство), статуи вождей бамилеке (см. ), образующие декоративные галереи, скульптуры йоруба, конго, мангбету (см. , ), статуи правителей куба. По стилистическим признакам могут быть выделены 4 больших региона традиционной скульптуры: Западный Судан, Гвинейское побережье, Конголезский бассейн, Восточная Африка. Внутри каждого из них выявляется несколько основных художественных школ, вокруг которых группируются менее значительные. В Западном Судане ярче всего представлено художественное творчество народов бамбара, бобо, догон, сенуфо (см. Бамбара искусство, Бобо искусство, ). Художественные культуры Гвинейского побережья условно делятся на 3 группы: «западная» (от Сенегала до западной части Берега Слоновой Кости) включает искусство народов бага, бидього, менде (см. , Менде искусство), киси, дан, гере и др.; «центральная» (от восточной части Берега Слоновой Кости до дельты Нигера) - искусство народов бауле, гуро, ашанти (см. ), йоруба, «восточная» (от дельты Нигера до Габона) - искусство народов игбо, иджо, ибибио, экой, бамум (см. , Экой искусство, ), бамилеке и др. Основные группы Конголезского бассейна (Заир, Габон, Конго, северные районы Анголы) включают традиционное искусство народов фанг, кота (см. , Кота искусство), квеле, теке (см. ), конго, куба, луба (см. ), мангбету, азанде, яка, ленде, бена-лулуа, чокве, сонге, рега (см. , ) и др. В восточном регионе (Сомали, Замбия, Зимбабве, Танзания, Мозамбик) традиционное искусство представлено главным образом различными видами художественных ремёсел - плетением, ткачеством, гончарством. Скульптура встречается у шиллук, ротсе, шона, зарамо, ньямвези. Особое место занимает творчество народа маконде (см. ).

Повсеместно существуют круглая скульптура (отдельные статуэтки и парные фигурки) и маски, которые можно разделить на 3 основные типа (личина, шлем, наголовник) и 3 вида (зооморфные, зооантропоморсрные, антропоморфные). Отличаясь исключительным разнообразием форм, произведения пластики имеют общие художественные черты. Одна из главных своеобразных особенностей деревянной африканской скульптуры - нарушение пропорциональных отношений отдельных частей фигуры человека: соотношение размеров головы, туловища и ног не соответствует реальной человеческой фигуре Большая голова, считающаяся вместилищем магических сил, как правило, тщательно отработана, при условной трактовке туловища подчёркнуты признаки пола, а также татуировка, свидетельствующая о принадлежности к определенному роду, народу или рангу. Ноги чаще всего толстые, короткие и почти всегда согнутые в коленях, что придаёт видимость тяжести и крепости. Одежда и украшения изображаются редко. При внешней статичности всем фигуркам присуща внутренняя динамика образа. Окраска статуэток сдержанная и монохромная (чёрная, коричневая, красноватая), обогащённая втиранием, задымлением, полировкой, использованием стекла, металла, раковин, растительных волокон, перьев и кусочков ткани и т. д. Исключительно разнообразны маски. У одного и того же народа наряду с достоверными, близкими к натуре изображениями встречаются предельно схематизированные, условные; существует и множество промежуточных форм. Некоторые маски отличаются огромной жизненной убедительностью (маски чокве), другие - крайней лаконичностью форм (рега), третьи - выразительными геометризованными решениями, выявляющими анатомическую структуру лица (сонге). Примером формы, достигшей предела лаконичности и колеблющейся между художественным образом и знаком, является «канага» у догон.

С торговцами, путешественниками, миссионерами в Тропической Африке проникали новые идеи и представления, новые художественные формы, которые переосмысливались и приспосабливались к местным вкусам. Североафриканские купцы были не только носителями ближневосточной культуры, но и посредниками между очагами средиземноморской цивилизации и наиболее развитыми в культурном отношении народами западной Тропической Африки. С XV в. распространилось и влияние западноевропейского искусства. Ввоз декоративных тканей, украшений, оружия отразился на развитии техники ремесла, на эволюции художественной культуры. Многие местные памятники представляют собой своеобразный сплав восточного, европейского и африканского искусства: некоторые виды масок (например, в Судане) восприняли восточный декор, появились статуэтки, изображающие купцов, врачей и миссионеров, в районах влияния католической церкви распространились надгробия в виде натуралистически раскрашенных статуй, деревянные и медные распятия с фигурой Христа, не отличающейся от традиционных изображений предков, образ богоматери слился с традиционным образом материнства и плодородия. Экспансия колониальных держав эпохи капитализма осложнила самостоятельное развитие африканских народов и их культуры.

В. Б. Мириманов.

Новый этап в развитии африканской культуры и искусства начался с подъёмом национально-освободительного движения народов. Формируется новая культура, возникают новые виды искусства. Многие народы Африки, вступившие на путь самостоятельного развития, продолжают традиции древних африканских цивилизаций. Разложение традиционного синкретического комплекса, процессы десакрализации искусства сопровождаются дифференциацией различных видов пластических искусств, преодолением внутривидовой и жанровой аморфности. Однако говорить об угасании традиционного искусства можно только как об общей тенденции исторического развития. Отдельные его очаги существуют в ряде районов, где 70-80% населения живёт в деревнях и сохраняются традиционные верования и обряды. Современное традиционное искусство является своеобразным пережитком фольклорной стадии развития и поэтому не вполне идентично классическому варианту, известному по памятникам XVIII-XIX вв. Художественное качество произведений заметно снизилось уже в конце XIX - начале XX вв. Высокий уровень традиционного искусства классического периода объясняется не только личной одарённостью мастера, но и самой традицией, её устоявшимися, отточенными многовековым развитием формами. Разложение традиционного культурного комплекса разрушило это устойчивое состояние. В искусстве на первый план выдвинулась индивидуальность художника.

На этом переломном историческом этапе появляются многочисленные переходные и промежуточные формы искусства. Они располагаются в широком диапазоне между фольклорным и профессиональным искусством и могут рассматриваться как стихийно возникший механизм преемственности, который создаёт необходимые предпосылки для преодоления глубокого разрыва между традиционным и современным искусством. Африканскому искусству приходится проходить несколько исторических этапов, преодолевая стадиальную отсталость как бы в сжатом, уплотнённом виде. Характерными примерами промежуточных форм являются росписи хижин стран Гвинейского побережья, раскрашенная скульптура из необожжённой глины («дома мбари» у игбо), деревянная скульптура маконде (Мозамбик и Танзания), представляющая собой редкий образец органичного перехода от традиционных форм к современным. Появляются также произведения сувенирного искусства, ориентирующегося на туристский рынок. Первоначально создаваемое отдельными ремесленниками, оно вскоре превращается в отрасль художественной промышленности, приобретает характер поточного производства, стандартизируется и почти утрачивает художественное значение.

На почве современной урбанистической культуры возникают и другие переходные формы, например произведения своеобразного городского фольклора (всевозможные вывески, росписи грузовиков, самодеятельная реклама передвижных музыкальных и театральных групп, живопись на стенах баров, кафе и т. д.). Его отличает наивный реализм и непосредственность, иногда стремление к повествовательности и подчёркнутому иллюзионизму, которые, однако, уступают место шаблонности, как только африканцы начинают сознательно работать под традиционные формы, стараясь угодить вкусам европейских и американских туристов.

От этого направления неотделимо искусство самоучек, самодеятельных и полупрофессиональных художников. Некоторые из них получили начальную подготовку в различных любительских кружках при художественных галереях и клубах («клубы Мбари» в ряде городов Нигерии), а также в школах, открытых европейцами («летние школы» в Ошогбо, Нигерия). Некоторые художники становятся профессионалами, однако и здесь, как и в случае с традиционным искусством, между теми и другими невозможно провести чёткую грань.

Первые профессиональные африканские художники (А. Онаболу, О. Ампофо, Б. Энвонву и др.) учились в Западной Европе. В странах Африки система профессионального художественного образования начала складываться лишь в середине XX в. Ей предшествовали небольшие частные школы и студии, такие, как «Ангар» П. Р. Дефоссе (Заир), М. Троуэлл (Уганда), школа П. Лодса (Конго) и др., которые создавали прогрессивно настроенные европейцы. Некоторые из них стали той базой, на которой в дальнейшем возникли отделения искусства при африканских университетах и колледжах. Такие же отделения открывались и при вновь организованных высших учебных заведениях (например, при университете в Зарии, Северная Нигерия). Почти все они ориентируются на подготовку учителей рисования для начальной и средней школ. Поэтому многие художники стремятся завершить профессиональное образование в Европе и Америке.

Центральной проблемой развития современного африканского искусства является сформирование национальных художественных школ. Этот процесс, начавшийся в середине XX в., сталкивается со многими трудностями, прежде всего с незавершённостью национальных процессов. Поэтому на современном этапе говорить о существовании сложившихся национальных школ было бы преждевременно. Этот процесс представляется лишь как ведущая тенденция.

Современное африканское искусство переживает длительную и трудную переходную стадию, отмеченную чертами эклектизма, хотя некоторые художники получили широкое признание в других странах (Кофи Антубам, А. Тэкле, Б. Энвонву и др.). Его будущее связано с развитием национальных школ искусства, способных отразить новую действительность Африки в полнокровных художественных формах.

Н. Е. Григорович.

Художественные ремёсла.

Художественная культура Африки находит своё выражение в многообразных ремёслах, широко распространённых у всех народов. Среди них одно из первых мест занимает резьба по дереву, которую подчас невозможно дифференцировать с традиционной скульптурой. На косяках и балках дверей, опорных столбах внутри хижин в Камеруне, Нигерии и др. вырезаются орнаментальные изображения масок, человеческих голов, жанровых, религиозных и военных сцен, расположенные сплошными горизонтальными или вертикальными рядами. Хитросплетённые узорные композиции из фигурок людей, животных и птиц украшают мебель (Ангола, Заир, Нигерия), носы лодок (Камерун), всевозможную домашнюю утварь (сосуды, ступки, чаши, кубки, тарелки, части сёдел, древки копий), музыкальные инструменты, детские игрушки, подголовники, женские украшения. Шедеврами резьбы по дереву являются кубки в виде экспрессивных, тонко проработанных человеческих голов из Заира, детали ткацких станков из Берега Слоновой Кости, сосуды для хранения краски из Камеруна, чаши из Зимбабве. У некоторых народов (Нигерия, Гамбия) распространена резьба по слоновой кости (солонки, кубки, ложки, браслеты), по скорлупе кокосового ореха. Повсеместно изготовляют сосуды из тыквы - калебасы. Украшающий их резной или выжженный геометрии, орнамент имеет аллегорическое или магическое значение. Среди лепных керамических изделий наиболее интересны глиняные трубки в виде выразительных человеческих голов из Камеруна, сосуды затейливой формы, изготовленные без гончарного круга, из Нигерии и Ганы, сосуды, украшенные фигурками людей и животных, из Замбии и Бенина, сильно вытянутые в длину глазурованные сосуды из белой глины, а также горшки и плоские сковороды из красной глины из Сомали, тонкие бокалы из Уганды.

Во многих странах культивируется плетение из волокон пальмы рафии (циновки, сумки в Заире, ширмы, ковры, маты в Руанде), листьев пальмы (корзины в Заире), соломы (сумки, веера, циновки, корзины в Гвинее, Анголе, Танзании, Уганде и других странах), реже - травы, прутьев. Плетёные изделия украшаются геометрическим узором, причём каждая страна и даже район имеют свою излюбленную цветовую палитру и символические узоры, значение которых часто утрачено для самих исполнителей и повторяются ими как традиционный мотив. Иногда в геометрический узор вплетаются схематизированные изображения животных и птиц.

Не меньшее развитие получило и ткачество. Народные мастера создают бесчисленные варианты узорчатой ткани, из которой делаются покрывала или декоративные драпировки для внутреннего убранства жилища, одежда, в том числе национальная одежда «бу-бу», сшитая из отдельных тонких лент синего цвета, украшенных вышивкой (страны Западной Африки), «кенте» из нарядной ткани с вытканным орнаментом (Гана), расшитая цветами или фигурками животных, одежда в виде тоги (Камерун) и др. Изготовляются также изделия из шкур животных (меховые плащи «кароссы» в Гане, круглые коврики в Лесото и Гвинее), из кожи, в том числе сёдла, сбруи, щиты, сумки, украшенные раковинами каури (Сомали), аппликацией (Нигерия), росписью (Кения), выпуклым узором из кожи другого цвета (Сомали). Из золота, серебра, бронзы, меди изготовляют различные ювелирные изделия, среди которых наиболее интересны украшения из серебра в сочетании с сердоликом, скорлупой страусовых яиц (Чад), из золота со слоновой костью (Гамбия), филигранные золотые украшения (Сенегал).

Литература :
Искусство стран и народов мира, т. 1-5, М., 1962-81;
Всеобщая история архитектуры, т. 8, 10-11, М., 1969-73;
Искусство народов Африки, М., 1975;
Каптерева Т. П., К вопросу об искусстве развивающихся стран (современный Магриб), в сб.: Советское искусствознание 77, в. 2, М., 1978;
её же, Искусство стран Магриба. Древний мир, М., 1980;
Сидорова Н. А., Чубова А. П., Искусство Римской Африки, М., 1979;
Марков В. (В. И. Матвей), Искусство негров, П., 1919;
Ольдерогге Д. А., Искусство Западной Африки в музеях СССР, Л.-М., 1958;
Алиман А., Доисторическая Африка, пер. с франц., М., 1960;
Искусство Тропической Африки в собраниях СССР. [Альбом]. Авт.-сост. Г. Чернова, М., 1967;
Искусство Африки, под ред. Н. Е. Григоровича, М., 1967;
Мириманов В. Б., Африка. Искусство, М., 1967;
его же, Основные тенденции развития изобразительного искусства эпохи классообразования, в сб.: Советское искусствознание’79, в. 1, М., 1980;
Воронина В. Л., Современная архитектура стран Тропической Африки, М., 1973;
Громыко Ан. А., Маски и скульптура Тропической Африки, М., 1984;
Schweinfurth G., Artes africanae, Lpz.-L, 1975;
Einstein C., Negerplastik, 2 Aufl., Munch., 1920;
Flamand G.-B.-M., Les ecerres ecrites (Hadjrat-Mektoubat), P., 1921;
Griaule M., Arts de l’Afrique noire, P., ;
Wingert P., The sculpture of Negro Africa, N. Y., 1951;
Lavachery H., Statuaire de l’Afrique noire, Brux., 1954;
Paulme D., Les sculptures de l’Afrique noire, P., 1956;
Segy L., African sculpture, N. Y., 1958;
Maquet J., Les civilisation noires, ;
Fagg W., Merveilles de l’art nigerien, P., 1963;
его же, Sculptures africaines, v. 1-2, P., ;
Korabiewicz W., L’art de l’Afrique noire dans les collections polonaises, Varsovie, 1966;
L’art Negre, P., 1966;
Laude J., Les arts de l’Afrique noire, P., 1979;
Delange J., Arts et peuples de l’Afrique noire, P., 1967;
Gabus J., Art Negre. Recherche de ses fonctions et dimensions, ;
Leiris M., Delange J., Afrique noire. La creation plastique, P., 1967;
Meauze P., L’art negre, sculpture, P., 1967;
Beier U., Contemporary art in Africa, L., 1968;
Bodrogi T., Art in Africa, N. Y., ;
Wassing R. S., L’art de l’Afrique noire, P., 1969;
Leuzinger E., Die Kunst von Schwarz-Afrika, Z., 1970;
Mount M. W., African art. The years since 1920, Newton Abbot, 1973;
Mveng E., L’art de l’Afrique noire. Yaounde, 1974;
Frobenius L., Und Afrika sprach, Bd 1-3, В., 1912-13;
его же, Das unbekannte Afrika, Munch., 1923;
L’urbanisme aux colonies et dans les pays tropicaux, pt 1, , 1932;
Foyle A. M., Architecture in West Africa, «Africa South», 1959, v. 3, № 3;
Gutkind E. A., How other peoples dwell and build. 4 - Indigenous houses of Africa, «Architectural Design», 1953, v. 23, № 5;
Gluck J. K., Afrikanische Architektur. Tribus…, Bd 6. 1956, ;
Engeström T., Notes sur les modes de construction du Soudan, Stockh., 1957;
его же, Origin of pre-islamic architecture in West Africa, «Ethnos», 1969, v. 24, p. 64-69;
Kultermann U., Neues Bauen in Afrika, Tubingen. 1963;
его же, Der Schlussel zur Architektur von Heute, W., 1963;
Mauny R., Tableau Geographique de l’Ouest Africain au moyen Sge…, Dakar, 1961;
Lawrens A. W., Trade Castles and forts of West Africa, Stanford, 1964;
Garlake P. S., The early Islamic architecture of East African coast, Nairobi-L., 1966;
Andersen K. Bl., African traditional architecture, Nairobi, , 1977;
Picard G. Ch., Civilisation de l’Afrique romaine, P., 1959;
Hill D., Golvin L., Islamic architecture in North Africa, L., 1976


Священный баран.
Петроглиф.
Сахара.
4-е тысячелетие до н. э.


Мужские и женские фигуры.
Живопись бушменов.
Южная Африка.


«Белая дама».
Наскальная роспись в пещере Маак, горы Брандберг.
Середина 2-го тысячелетия до н. э.

АФРИКИ ИСКУССТВО

Яркое и самобытное искусство народов Тропической Африки развивалось на большей части ее территории на протяжении нескольких тысячелетий. Африка внесла огромный, до сих пор еще недостаточно изученный вклад в историю мирового искусства.

Самыми древними памятниками африканского искусства являются наскальные изображения. Они сохранились повсюду - от Сахары до Южной Африки. Это так называемые петроглифы (контуры рисунка), иногда - невысокие рельефы, выбитые на скалах, росписи, выполненные красками из местных минералов. Возникли они, по-видимому, одновременно. Большинство этих изображений было открыто и изучено лишь во второй половине XIX и XX в.

Наибольшее количество наскальных росписей и петроглифов найдено в различных районах Сахары (Тассилин-Аджер, Тибести, Феццан и др.). Самые древние рисунки относятся к доисторическому периоду (VIII - VI тысячелетия до н. э.). В то время Сахара была покрыта влажными тропическими лесами. Здесь водились слоны и носороги, крокодилы и жирафы, древние буйволы и другие животные, чьи изображения встречаются только в самых древних петроглифах. Значительно позднее появляются изображения домашних быков и лошадей, а приблизительно в I-III вв. н. э. - также и изображения верблюдов.

Более поздние по времени комплексы наскальных изображений были открыты во многих районах Африки - в Судане и Эфиопии, в Танзании и Зимбабве, в Южной Африке. В художественном отношении они уступают росписям Сахары, за исключением некоторых наскальных рисунков бушменов. Выполненные всего лишь несколько столетий назад, они тем не менее относятся к культуре каменного века. Бушменам принадлежат такие знаменитые фрески, как «Белая Дама» и так называемый «Фараон», изображающие людей, по внешнему виду напоминающих европейцев, возможно, путешественников или торговцев, посещавших юг африканского континента.

Рогатая богиня, или "Белая дама"
Ауанрхет

Рогатая богиня, или "Белая дама"
Ауанрхет

Наскальные изображения Африки прошли сходную с доисторической живописью других районов мира эволюцию. Наиболее древние рисунки реалистичны и монументальны, отличаются точностью и лаконичностью рисунка, умением немногими штрихами передать самые характерные черты и повадки животного. Однако эти изображения долгое время оставались изолированными и представляли собой как бы простую сумму отдельных фигур.

В дальнейшем первобытный реализм уступает место большей схематизации, цельность и непосредственность видения постепенно утрачиваются. Вместо разрозненных образов появляются целостные композиции и сцены. Все чаще встречаются фигуры людей - охотников с луками и стрелами, пастухов, танцоров. Среди них и сохранившиеся на скалах Сахары изображения «круглоголовых» людей, загадочных «марсиан» или «пришельцев», которые так долго волновали воображение наших современников. Однако, как считают исследователи, скорее всего здесь изображены ряженые в ритуальных масках.

Наскальное искусство существовало у народов Тропической Африки несколько тысячелетий. В некоторых районах оно сохранялось вплоть до нового времени. Традиции его живут до сих пор - в росписях стен народного жилища, в предметах прикладного искусства, в работах современных африканских художников.

Древнейшие из известных в настоящее время памятников африканской скульптуры были обнаружены близ селения Нок (Нигерия) в 1931 и 1944 гг. По имени селения была названа культура, расцвет которой датируется V в. до н. э. - II в. н. э. Терракотовые головы культуры Нок поражают реалистичностью и мастерством исполнения. Их размеры колеблются от нескольких сантиметров до натуральной величины. Острая выразительность, граничащая с гротеском, тщательная проработка деталей отличают эти произведения. При всем разнообразии пластической трактовки (человеческие головы, например, изображались в виде цилиндра, шара или конуса) в них постоянно сохраняются повторяющиеся признаки. Глаза неизменно передавались в виде треугольника с высверленным зрачком, рот обычно полуоткрыт, отчетливо моделированные ноздри как бы раздуты. Такие детали, как волосы, брови, иногда глаза, выполнялись подчеркнуто симметрично и декоративно. Все это свидетельствует о несомненном существовании определенного канона, который мог появиться лишь в результате длительного развития.


Терракотовая скульптура Нок

Терракотовая скульптура Нок

Так называемая культура Cao (VIII- XIX вв.) была названа по имени легендарного народа, жившего когда-то в районе озера Чад. На протяжении длительного периода своего развития она сохранила в почти неизменном виде некоторые очень древние формы культовой пластики. Этим, по-видимому, объясняется ее «примитивизм» и тесное переплетение в скульптуре человеческих и зооморфных черт, которые совершенно невозможно отделить друг от друга. Хотя культуру Сао называют «глиняной» (большинство найденных скульптур выполнено из обожженной глины), здесь обнаружены также изделия из бронзы, железа, кости, рога и перламутра.

Скульптура Ифе отделена от памятников культуры Нок почти тысячелетним периодом, однако между ними существует известное стилистическое сходство, которое позволяет говорить о преемственности. Она была открыта в 1910 г. Дальнейшие открытия (особенно 1938 и 1957 гг.) во многом восполнили сведения о культуре Ифе. Это прежде всего бронзовые и терракотовые головы обожествленных правителей существовавшего здесь некогда города-государства, культурного и религиозного центра народа йоруба. Они выполнены с поразительным реализмом, близким по своему типу к античному. Скульптуре Ифе свойственна подлинная монументальность; обобщенность скульптурных объемов сочетается в ней с тонкостью моделировки, что говорит о поисках гармоничного и уравновешенного образа, воплощающего своеобразный идеал человеческой красоты. Классический стиль и необычайное совершенство технического исполнения скульптуры Ифе послужили поводом к самым фантастическим догадкам о ее происхождении - ее создание приписывали греческим, этрусским, индийским, португальским и другим иноземным мастерам. В настоящее время ее африканское происхождение установлено.


Женская терракотовая голова
Ифе. Нигерия

Женская терракотовая голова
Ифе. Нигерия

Устная традиция связывает скульптуру Ифе с искусством древнего Бенина (южная часть Нигерии). Согласно легенде, мастер из Ифе в XIII в. обучил бенинцев искусству бронзового литья. О связях с Ифе говорит не только высокая техника литья и последующей обработки бронзы, но и некоторые стилистические особенности ранних произведений пластики Бенина. Позднее здесь складывается жесткий канон, оставшийся почти неизменным в течение нескольких веков. Главной целью искусства было возвеличивание обожествленного правителя и его предков. Уже на ранних этапах скульптура Бенина отличалась известной условностью в трактовке человеческого лица и некоторой скованностью пластики. В отличие от Ифе чрезмерное внимание уделялось декору - головному убору, ювелирным украшениям и в особенности высоким воротникам. Эти воротники, доходящие до самого рта, представляли собой стилизованное изображение царских регалий - многочисленных ниток коралловых бус. В дальнейшем разработка этих декоративных деталей сводит на нет выразительность человеческого лица.


Голова принцессы.
Бронза. Древний Бенин.
Британский музей. Лондон.

Голова принцессы.
Бронза. Древний Бенин.
Британский музей. Лондон.

Наряду со скульптурными изображениями царя в Бенине большое распространение получили бронзовые рельефы, украшавшие галереи царского дворца. Сюжеты их разнообразны: изображения царя и его сановников в церемониальных одеждах, сцены охоты, вооруженные воины, португальские солдаты в европейских костюмах. По-своему они очень выразительны, хотя и здесь изображение человека постепенно становится лишь одной из деталей, подчиненных декоративному целому. В рельефах нередко можно встретить и изображения животных, связанных с религиозной символикой Бенина.

Если бронзовая и терракотовая скульптура были сосредоточены преимущественно при дворах африканских правителей, то традиционная декоративная пластика существовала почти повсеместно. Условно ее можно разделить на круглую скульптуру, ритуальные маски и резьбу, украшавшую предметы культа и домашнего обихода. Поскольку в тропиках дерево сохраняется плохо, возраст самых древних произведений не превышает 150- 200 лет. Это искусство носило преимущественно культовый характер, хотя резчики выполняли работы, не связанные непосредственно с культом,- столбы и двери жилищ, подносы, кубки для вина, ступки и т. д. Каждый народ и племя создает скульптуру своего, совершенно неповторимого стиля, и все же она обладает рядом особенностей, отличавших ее от скульптуры других континентов.

При всей бросающейся в глаза условности африканская скульптура по-своему необычайно жизненна. Однако ее реализм своеобразен. Его сила и убедительность обусловлены не отдельными правдоподобными деталями, но выразительностью и достоверностью целого, необычайной динамичностью, умением отобрать и выделить самое важное в образе. Отсюда и столь характерное нарушение пропорций человеческой фигуры. Африканский скульптор выделяет прежде всего голову, которая нередко занимает от четверти до трети размера всей фигуры. С этим же связана необычайная внутренняя динамика образа при внешней статичности позы. Другая важная особенность - тесная связь скульптуры и прикладного искусства. В скульптурной резьбе непосредственно выражалось эстетическое чувство красоты труда, мастерства как такового. Это приводило к теснейшему переплетению изобразительного реализма и острой декоративной выразительности. С этим связано и тонкое чувство красоты материала, его естественной окраски (большинство африканских скульптур не окрашивалось) и фактуры. Отсюда и искусное использование любых имеющихся под рукой материалов.


Охота на Ниле. Фрагмент стенной росписи из гробницы в Фивах.

Британский музей. Лондон.

Охота на Ниле. Фрагмент стенной росписи из гробницы в Фивах.
Середина II тысячелетия до н. э.
Британский музей. Лондон.

В наши дни очаги традиционного искусства сохраняются лишь в очень немногих отдаленных районах Африки. Однако традиции его живы. Они проявляются не только в ремесленных поделках и сувенирах, но и в работах профессиональных художников. Им обязаны своим возникновением получившее широкую известность искусство школы Пото-Пото (Конго), работы школы-мастерской при Национальной галерее в Хараре (Зимбабве), изделия ковровой мастерской в Тиессе (Сенегал). Очень по-разному проявляются эти традиции в произведениях художников, получивших профессиональную подготовку в Европе (Б. Энвонву, Ж. Секото, О. Ампофо и др.).

Хотя современное африканское искусство возникло недавно и все еще сталкивается с большими трудностями - отсутствием кадров преподавателей, недостаточным количеством художественных школ, выставочных залов и галерей, оно настойчиво преодолевает их. Начавшийся в освободившихся странах Африки процесс перехода от фольклорных форм творчества к профессиональному искусству ведет к сложению национальных художественных школ, которые будут соответствовать современному уровню культурно-исторического развития африканских государств.

Карфаген - город, связывает Восток и Запад

Это древний город был столицей североафриканского государства Карфаген, существовавшей на протяжении VII-II вв. до н.э. на территории современного Туниса. Народом, в древние времена населял эти земли, были финикийцы.

Искусство Карфагена почувствовало влияние древних культур Египта и Греции, а затем и Рима. Это ярко проявилось в стилевом разнообразии различных видов искусства. С одной стороны, карфагеняне имитировали восточные стили, а с другой - заимствовали традиции греков, этрусков. Всего в V в. до н.э. преобладало влияние Востока, а впоследствии - эллинской культуры.

Ювелирного искусства финикийцы научились в микенцев и египтян. В резьбе по слоновой кости прослеживаются египетские, микенские и ассирийские мотивы.

Ярким примером влияния эллинской культуры является карфагенские саркофаги IV-III вв. до н.э. и погребальные сооружения (мавзолеи), а также применение в архитектуре древнегреческих ордеров.

Во времена, когда Карфаген стал одной из провинций Римской империи, он получил новую культуру. Римляне строили новые храмы и здания общественного значения. Через некоторое время Карфаген стал одним из красивейших городов, вторым по величине и величием после Рима. Для удовлетворения потребностей горожан был построен цирк на 60000 зрителей (карфагенский Колизей), а также театр, амфитеатр, большие термы и акведук длиной 132 км.

Отголоски художественных достижений художников Карфагена ощущались много веков после разрушения города. Мрамор и гранит, что когда-то украшали римский город, были вывезены и использованы для строительства соборов в Генуе, Пизе (Италия), а также, возможно, и Кентерберийского собора (Англия).

Искусство египетской Александрии в мозаике

Считается, что мозаика из стеклянных кубиков (тессера) возникла в III-II вв. до н.э. в египетском городе Александрия. С изобретением такой техники искусство монументальной живописи приобрело новых средств выразительности: однотипные геометрически правильные мозаичные элементы давали художникам возможность усложнять художественное решение произведения - изображение приобретали трехмерности. Шлифовка и полировка мозаичной поверхности усиливали интенсивность цветов и полутонов тессера настолько, что второстепенные изображения (например декоративные бордюры) играли роль рамы для центрального панно.

Мозаика из города Тмуис, расположенного в дельте Нила, полностью раскрывает потенциал этой техники. Обрамленное несколькими рядами бордюра центральное квадратное панно изображает женскую полуфигуру. Она одета в военный костюм, его голова увенчана головным убором в виде носовой части корабля (ростр), в руках она держит обвитый лентами знамя флагманского корабля. Часто это панно трактуется как олицетворение Александрии. В панно проявляется новое отношение к цвету: фигура больше не выглядит светлым силуэтом на темном фоне - место темного фона занимает светло-голубой цвет, лицо моделируемое светотенью богатых оттенков, одежда и головной убор изложенные тессера ярко-красного, пурпурного и золотого цветов, грубые контуры отсутствуют, почти исчезают свинцовые вставки, широко применяемые в ранних египетских мозаиках (они остаются только в контурах древка флага и геометрических бордюров).

Мозаичная плитка "Нильский сюжет" из храма Фортуны Примигении в древнем Пренесте известна также под названием "Мозаика Барберини". Она выполнена в технике, позволяет создавать реальную имитацию живописи. Мозаичные произведения, выполненные в этой технике, были изысканными и высокохудожественными.

Сочетание документальной точности, необузданной фантазии и несравненной мастерства исполнения является ярким примером расцвета эллинистической традиции в создании мозаичных картин.

Декоративно-прикладное искусство Африки

В декоративно-прикладном искусстве народов Африки, неразрывно связанном с трудом и бытовым укладом жизни, отразились творческая фантазия народа и ощущение эстетической ценности человеческого труда. В частности, это касается изготовления мебели и посуды.

В низовьях реки Конго бытует резная деревянная скульптура племен бавили и баконго, очень экспрессивная и грубовато-схематичная по формам. Скульптура южного Конго - народов балуба, бапенде и других - отличается ясным спокойствием образов и изяществом формы. Похожими по стилистике есть резные изделия народа вачивокве, что жил на севере Анголы.

Хозяйственный уклад жизни африканских племен в условиях первобытнообщинного строя способствовал длительному сохранению самобытных культурных навыков и традиций. Скульптура различных племен не только отличалась манерой исполнения, а имела различия этнического характера.

Народы Западной Африки, главным образом побережья Верхней Гвинеи, от Либерии до Нигера, сохранили традиционное мастерство бронзового литья. В этих регионах наряду с деревянной пластикой создавали и скульптурные изделия из бронзы. Наивысшего расцвета это искусство достигло в народов южной Нигерии - йоруба, бине и иджо.

Особый стиль имеющийся в скульптурах племени бата, населяющей побережья французской и португальской Гвинеи. Изготовление и характер изделий декоративно-прикладного искусства Африки тесно связаны с местом и условиями проживания их создателей.

Художественный вкус и властвуй африканским народам стиль оказываются не только в отдельных предметах, но и в отделке всего дома. Так, резной деревянный сосуд в Судане расставляется на глинобитных, часто расписных повышениях. В районах тропического леса, где распространены деревянные жилища, стены и пол покрываются плетеными циновками со сложным геометрическим орнаментом. В степных районах преобладают глинобитные здания, украшенные резьбой и росписью косяков, карнизов, опорных столбов и др. Все домашнюю утварь (посуда, мебель, предметы бытового обихода) также украшается орнаментом. Мастерство резьбы по дереву, орнаментации циновок, бисерных вышивок и др. распространено у всех народов тропической Африки.