Сценарий мероприятия «Старинных танцев кружева…. Но при дворе один имел лишь танец вес

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Центр развития творчества детей и юношества «Созвездие»

Приокского района

Сценарий мероприятия

«Старинных танцев кружева…»

(Для учащихся вторых классов музыкальной студии)

Н. Новгород

Введение

Работа над полифоническим произведением является неотъемлемой частью обучения фортепианному исполнительскому искусству. Ведь фортепианная музыка вся полифонична в широком смысле слова. Воспитание полифонического мышления, полифонического слуха, то есть способности расчлененно, дифференцированно воспринимать (слышать) и воспроизводить на инструменте несколько сочетающихся друг с другом в одновременном развитии звуковых линий – один из важнейших и наиболее сложных разделов музыкального воспитания.

Полифонический репертуар для начинающих составляют легкие полифонические обработки народных песен подголосочного склада, близкие и понятные детям по своему содержанию. В дальнейшем в репертуаре учащихся появляются пьесы контрастно – полифонического склада. В основном это старинные полифонические танцы композиторов эпохи барокко . Знакомство с музыкальным языком эпохи барокко служит основой для накопления интонационного словаря юного музыканта и помогает ему понять музыкальный язык последующих эпох. Именно в этот период складывались основы музыкального языка – музыкально-риторические фигуры, связанные с определенной смысловой символикой (фигуры вздоха, восклицания, вопроса)

Особое приоритетное значение приобретают знания о музыке, раскрывающие интонационную, жанровую, стилевую основы музыкального искусства, многогранность связей различных видов искусств и музыки.

На первый план выступают умения представлять, каким должно быть звучание данного конкретного произведения в определенном характере, жанре, стиле. Обогащение опыта эмоционально-ценностного отношения к музыке и знаний музыки в период обучения в студии осуществляется в первую очередь за счет расширения диапазона изучаемых произведений в жанрово-стилевом отношении. Важной составляющей музыкального репертуара изучаемого учащимися второго класса становятся образцы старинной полифонической танцевальной музыки.

Для того чтобы заинтересовать учащихся исполнением старинной полифонической танцевальной музыки была создана электронная презентация «Старинных танцев кружева». Во время показа этой презентации проводится конкурс среди учащихся второго класса фортепиано на лучшее исполнение старинных танцев. Дети всегда с нетерпением ждут этого первого в их концертной практике конкурса, а в последствии уже более легко проводят анализ аналогичных произведений и исполняют их более точно интонационно и стильно. Заранее, во время разучивания определенного танца, учащиеся стараются нарисовать его и, во время проведения мероприятия, создается выставка рисунков, что дает возможность еще ярче и точнее представить стиль той эпохи. Но самое яркое впечатлении на юных музыкантов производит непосредственное разучивание движений танца прямо во время концерта, которое проводит хореограф Центра.

Цель – повышение интереса учащихся к исполнению старинной полифонической музыки.

Задачи:

Знакомство с культурой эпохи барокко.

Знакомство с танцами эпохи барокко.

Повышение культурного уровня учащихся.

Техническое оснащение мероприятия:

2. Компьютер.

3. Проектор.

4. Электронная презентация.

Добрый день дорогие ребята и уважаемые взрослые!

Танцевальное искусство с незапамятных времен занимало в жизни человека важное место. Уже в наскальных рисунках, созданных несколько тысяч лет назад, встречаются изображения пляшущих людей.

Когда и как появились танцы, сейчас уже трудно сказать. Вероятно, что танец возник тогда, когда чувства, выраженные в движении и жесте, подчинились ритму или музыке. Танцы первобытных людей сменили сценические танцы древних греков и римлян. Танцы древних греков можно разделить на священные (обрядовые, ритуальные), военные, сценические, общественно-бытовые.

Сегодня, благодаря волшебству музыки, мы с вами побываем в далеких-далеких временах, когда только появились прекрасные танцы, которые танцевали во дворцах королей и попытаемся хоть на некоторое время почувствовать себя маленькой принцессой или смелым рыцарем.

Менуэт.

Стихи Л. Марченко

Когда двенадцать бьют часы в полночный час,

Мы будто оживаем.

Настроен клавесин. Под менуэт сейчас

Давайте помечтаем.

Я вижу снова в блеске зал,

Улыбки дам, как яркий свет.

Оркестр пленительно играл

Красивый модный менуэт.

Гавот и ригодон, бурре и полонез

Во Франции ценили,

Но при дворе один имел лишь танец вес,

Его всегда любили.

Движения просты – два шага и присесть,

Изящно повернитесь.

Танцуйте менуэт. Ведь, если захотеть,

Вы в прошлое умчитесь.

В конце XVI века в европейской культуре возникло направление, которое впоследствии получило название «Барокко». В переводе с итальянского - барокко означает - странный, причудливый. Для искусства барокко характерны грандиозность и пышность. Человек эпохи барокко отвергает естественность, которая отождествляется с дикостью, бесцеремон - ностью, и невежеством. Женщина барокко дорожит бледностью кожи, на ней неестественная, вычурная причёска, корсет и искусственно расширенная юбка на каркасе из китового уса. А идеалом мужчины в эпоху барокко становится джентльмен - от англ. gentle «мягкий», «нежный», «спокойный». Пышная юбка держалась на обручах и достигала значительной ширины. Вычурная одежда надолго становится одним из основных элементов женской неотразимости. Необходимыми аксессуарами дам становятся перчатки, веера , зонтики, муфты ювелирные украшения. Мужчины тоже не отстают пышностью костюма от дам. Здесь и высокие кудрявые парики, и многочисленные оборки и воланы на камзолах, и туфли на каблуках, и громадные шляпы. Очень популярными становятся увеселительные мероприятия с фейерверками, пышными балами, прогулки в парках у фонтанов.

Излюбленными музыкальными инструментами барокко становятся клавесин и орган. Именно эти инструменты сумели лучше других выразить сам дух этой глубокой и неуравновешенной эпохи.

Прямым предшественником клавесина был клавикорд. Звук клавикорда тихий, с металлическим призвуком. Однако музицирование при больших дворах европейских королей и в гостиных, подражающих им вельмож , требовало звук сильный, яркий, полетный. И тогда взор музыкантов обратился к клавесину, известному уже с середины XIV века, но получившему широкое распространение лишь в эпоху барокко.

https://pandia.ru/text/79/151/images/image007_53.jpg" width="215" height="239">.jpg" alt="Картинка 9 из 1721" width="224" height="199">.jpg" width="167" height="234">

В XVII веке Франция была законодательницей танцевальной моды. В 1661 году в Париже была создана единственная в Европе «Академия танца». В это же время стали открываться первые танцевальные залы для народных балов. Сам король Людовик XIV был страстным любителем музыки, в некоторых балетах он сам исполнял сольные партии. При Людовике XIV был создан первый ансамбль скрипачей – знаменитые «24 скрипки короля» под руководством.

https://pandia.ru/text/79/151/images/image018_33.jpg" alt="Картинка 94 из 196" align="left hspace=12" width="272" height="198">

С французским менуэтом с давних пор соперничал польский танец полонез. В старину полонез называли «Великим пешим танцем». Он больше напоминает торжественное шествие. А вот куранта, жига и буре – подвижные, веселые танцы.

https://pandia.ru/text/79/151/images/image021_30.jpg" alt="Картинка 2 из 29" width="251" height="209">.jpg" alt="RacinetBaroque" align="left" width="300" height="205">РИГОДОН

Ригодон - французский народный и придворный танец XVII - XVIII веков. Темп оживленный, размер 2-дольный, обычно с затактом. Название «Ригодон», согласно мнению, происходит от имени его предполагаемого создателя Риго (Rigaud). Но возможно, что в основе названия - итальянские слова rigodone, rigalone, что значит - хороводный танец. Как и подавляющее большинство старинных танцев, ригодон произошел от бранля, популярного на юге Франции. В танце получила выражение свойственная южанам подвижность, быстрота и темперамент. Основные движения - легкие подпрыгивания на одной ноге с выносом свободной ноги вперед, вращение под руку с девушкой и т. д. Сопровождался игрой на скрипке, пением танцующих, часто исполнители отбивали такт деревянными башмаками. Как придворный танец приобрел известность с конца XVII века, став более размеренным и торжественным. Тогда же вошел в качестве одной из частей в инструментальную танцевальную сюиту французских, немецких, английских композиторов. К жанру ригодона обращались и современные композиторы: Григ, Равель, Прокофьев. В отдельных районах Франции ригодон исполняют на праздниках и поныне.

КУРАНТА

Куранта - (франц. courante, итал. corrente - бегущая) - старинный придворный танец итальянского происхождения, распространенный в XVI- XVII вв. Характеризует умеренный темп, трехдольный размер и относительно развитая полифоническая фактура (движения плавные и торжественные). Начало распространения во Франции этого сольного фигурного танца восходит к середине XVI века, но наибольшей популярности он достигает во второй половине XVII века при дворе Людовика XIV.
Есть несколько версий относительно происхождения названия танца. Один из историков хореографии сравнивал движения куранты с движениями пловца, который плавно погружается в воду и затем появляется снова. Другой считал, что название произошло оттого, что кавалер делал волнообразное движение коленями, и завороты сапог, образующиеся на коленях, волнообразно колыхались. Обыкновенно куранту танцевала пара танцоров вокруг залы. Такое круговое движение предопределило гибкость и закругленность мелодии. Иногда в танце присутствовал и элемент пантомимы, игры. П. Рамо характеризовал куранту как «медленный важный танец, более других танцев внушающий чувство благородства» ("Учитель танцев", Париж, 1725). Наверное поэтому куранту называли «танцем манеры» и «докторским танцем». Человек, постигший ее движения, считался ученым.

ЭКОСЕЗ

Старинный шотландский народный танец, происходящий от контрданса. Первоначально представлял собой танец серьезного характера в умеренном темпе в сопровождении волынки. Музыкальный размер 3/4. В конце XVI века стал придворным танцем в Англии. В конце XVII века появился во Франции, затем под общим названием «англез» распространился во всей Европе, переродившись в быстрый, веселый, 2-дольный танец. В России при Петре I известен как «английский танец». Название «экосез» получил во Франции. Очень образно описывает танец хореограф Блазис: «Танец резвый и любимый важными англичанами. Двое танцующих тихонько подпрыгивают под живой ритм блестящего мотива. То подаются они вперед, то отступают, берутся за руки и кружатся под музыку, которая становится быстрее и быстрее, ноги танцующих двигаются с такой быстротой, что взор не в состоянии следить за их движением. Движения тела и рук грациозны и вместе с тем небрежно аккомпанируют движению ног. Позы танцующих привлекают к себе внимание живописца».

Заключение

Идеалы эпохи барокко и его музыкальные формы были настолько приятны для комфортной жизни избранных, что продержались несколько столетий, вплоть до конца XVIII века. Но и по прошествии еще многих лет танцевальная музыка того времени была популярной. Сейчас интерес к искусству барокко снова возрождается. Да и само наше время чем - то напоминает ту эпоху: стремлением к роскоши, изяществу, увеселительному образу жизни. Композиторы современности часто обращаются к форме менуэта. Все мы знаем прекрасный менуэт французского композитора П. Мориа. Во многих городах открываются школы старинных бальных танцев, в которых обучают исполнению и менуэта, и экосеза, и контрданса и многим другим танцам эпохи барокко. Устраиваются грандиозные балы, проводятся турниры и фестивали “живой истории”, снимается много исторических кинофильмов. Огромное количество людей состоит в клубах исторической реконструкции и с увлечением занимается старинными танцами. Интересно ведь почувствовать себя благородной дамой или доблестным рыцарем. Романтика! А ведь именно её нам так часто и не хватает в современной жизни! Вот и мы сегодня на мгновение окунулись в романтический мир галантных танцев, насладились приятной музыкой. Пусть это волшебное настроение не покидает нас и создает ощущение праздника и радости!

Используемые материалы:

1. Интернет сайты.

http://tancprise. *****/pages/history. html

http://polonez. /publ/o_starinnykh_tancakh/1-1-0-3

http://*****/dance-5.html

2. Словари.

http://ru. wikipedia. org/wiki/Заглавная_страница

http://slovari. *****/~книги/Музыкальный%20словарь/Менуэт/

3. Аудио записи.


Аннотация Презентация представляет собой сценарий классного часа «Старинные танцы». Танцевальная музыка – музыка для сопровождения танцев (бальных, ритуальных, сценических и т.д.). Общие признаки: доминирующее положение метроритмического начала, использование характерных ритмических моделей. Возникновение танца связывают с развитием инструментария. В репертуаре лютня, дошедшего до наших дней, танцевальные пьесы. Разработка адресована преподавателям детских школ искусств.


Пояснительная записка Танцевальная музыка оказывает большое влияние на нетанцевальные жанры. Вальсы и мазурки Ф.Шопена, сонатная форма венских классиков, симфонии П.Чайковского. Цель: Знакомство с различными произведениями старинных танцев. Задачи: - Познакомить учащихся с историей создания танцевальной музыки; -Учиться слушать друг друга, понимать музыку в различных ее жанрах. Ожидаемый результат: - воспитание разностороннего человека, умеющего слушать; - воспитание музыканта-исполнителя. Форма: тематическое внеклассное мероприятие.








Разновидности танцев Танец – одно из проявлений народного творчества. В танце каждого народа накапливались свои традиции, пластичность и соотношение с музыкой. В танце движения определены заранее, в отличии от пляски, которая импровизируется. Существует деление на танцы «показываемые» и «бытовые», на бальные и крестьянские.


Возникновение и распространение наиболее популярных танцев в Европе (до середины 20 века) вв 15 в.16 в.17 в.18 в.19 в.1900 г.1914 г.1945 г Эста мпи Бранль гальярда сальтаре лло Павана Пассака лья чакона аллеман да куранта жига Ригодо н менуэт гават контрда нс бурре сарабан да Мазур ка полоне з лендер Канка н галоп вальс полька крако- вяк Регта йм танго пасо добль Блюз факст- рот румба чарль- стон Ча- ча-ча твист рок- н- ролл шейк


Сарабанда Испанского происхождения, распространенный в 16– 17 веках. Исполнялся медленно и торжественно, в размере 3/4. Возник из похоронного обряда; по испански – священный обряд, т. е. шествие. Музыка печальная, выдержанная в миноре. Исполняет ученица хорового отделения Зенович Наташа


Менуэт Танец французского происхождения. Популярен в Европе в веках. Исполнялся мелкими шажками, размер 3/4. Менуэт входил во многие сюиты 18 века (Английские и французские сюиты Баха). В творчестве Гайдна и Моцарта менуэт являлся третьей частью симфонии. У Бетховена место менуэта в сонатной форме заняло скерцо. Исполняет ученица ОЭО Дубинкина Аня


Гавот Танец французского происхождения. Распространен в Европе в веках. Изящный, в умеренном темпе, несколько жеманно. Размер двухдольный, с затактом. Гавот часто встречался в операх и балетах Рамо, Глюка, а также в сюитах Баха. Исполняет ученица фортепианного отделения Слободенюк Ирина


Вальс Популярный танец веков. Название от немецкого слова – раскатывать. Вальс танцуют плавно, кружась. Темп бывает различным, размер 3-дольный. Вальс возник на основе народных танцев Австрии, Чехии, Германии. Одним из его предшественником был Астрийский крестьянский танец лендер. Крупнейшие композиторы создавали вальс в виде самостоятельной пьесы (Вебер, Штраус-сын, Шуберт, Шопен, Глинка, Чайковский). Исполняет ученица фортепианного отделения Пикула Анна


Полька Чешский народный танец. С середины 19 века распространился по всей Европе. « Полька» - с чешского означает половинка. Размер двухдольный. Танцуют парами по кругу, в быстром движении. Известны польки композиторов – Сметаны, Рахманинова, Чайковского и др. Исполняет ученик ОЭО Зиянгиров Вадим



Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Работа выполнена в рамках проекта « Повышение квалификации различных категорий работников образования и формирование у них базовой ИКТ – компетентности По программе «Информационные технологии»

Открытое мероприятие. Тема: "В мире танца". Цель: Создать условия для развития творческих способностей и формирования эстетического вкуса у детей. Задачи: Расширить познания детей в области хореографического искусства. Познакомить с национальной культурой различных народов. Предоставить детям возможности для самовыражения.

В мире танца Волшебный мир танца! Кто из нас не восхищался этим искусством, не испытывал той радости, которую дарит людям танец?

Движениями и жестами они передавали свое настроение: радость, печаль. Танцами сопровождались битвы, походы на войну, проводы в последний путь. Музыкальное сопровождение было самым простым: удары барабана, хлопанье в ладоши, пение. Танец появился очень давно, на заре человечества. Первые танцы не были похожи на наши современные. В основе первых плясок были движения, связанные с трудом первобытного человека: ловлей рыбы, сбором плодов, охотой.

С изменением социального строя и условий жизни людей изменились характер, тематика и манера исполнения танца. На Руси издавна любили этот жанр музыкального искусства. Одним из самых древних танцев является хоровод, который дошел и до наших дней.

Русской же пляске прежде всего присуща содержательность, величественная широта жеста. Народная пляска первая формировала хореографический вкус русского общества. Под ее влиянием создавались шедевры музыкальной и художественной культуры, мировой классической литературы, делались научные открытия.

Во все времена танец характеризовал тот народ, у которого он зародился, выражая мысли, чувства и переживания этого народа, их традиции и обычаи. Лезгинка - это воинственность и храбрость духа грузинского народа. Самба – яркие краски Бразилии, энергия, задор, радость в каждом движении.

Кадриль -это игривый и добрый нрав сибиряков. Цыганочка -это веселье и свободолюбие кочующего народа.

Пасадобль - это страстная натура Индийский танец поражает своей философией и пластикой жестов. испанцев.

В последствии из народных танцев появился классический танец. Менуэт - французский народный танец. Он появился на рубеже 16-17 в.. Изначально сельский танец он стал образцом классического балета и к середине 18 в. ни один бал не обходился без него. Полонез - польский национальный танец в отличие от других польских народных танцев, мелодии которых поются, полонез всегда был инструментальным жанром. Генрих Валуа после того, как возглавил трон, ввел полонез в обязательный элемент придворных балов.

Гавот появился в 17 в. и сначала был хороводным танцем. В 18 в. он превратился в парный танец и занял свое место при европейских дворах Мазурка - это тоже польский народный танец, который в начале 18 в. стал любимым танцем господ. Полька появилась позже остальных. Первое упоминание о польке датируется 1830 г.. Чешский энергичный танец быстро распространился по Европе и был принят всеми буржуа на "ура".

Разумеется, вечных танцев нет, они рождаются и умирают,. И все же, ни один из танцев не выдержал такого длительного испытания временем. Один из самых молодых классических танцев считается вальс. Он был рожден почти три века назад, как народный танец на стыке трех стран- Германии, Австрии, Чехии. Танцевали его в городах и деревнях, танцевали всюду, где придется, в самой простой обстановке, где собирался и развлекался простой народ. Вальс- вечно юный танец.

О вальсе сказано не мало, Он в песнях и стихах воспет. И сколько танцев не бывало, А лучше вальса право нет.

Расцвет вальса связан с творчеством австрийских композиторов; Штрауса-отца, и, позднее - его сыновей Йозефа и Иогана, которого прозвали "королем вальса". Прекрасная певучая мелодия парит и кружит, ослепляет своей красотой. "Жизнь прекрасна!"- вот что говорят композиторы своей музыкой и, кажется, хотят, чтобы все с ними согласились. Вальс наиболее выразительный поэтический танец. Не случайно, многие выдающиеся композиторы- Шопен, Брамс, Чайковский, Глазунов, Глинка- создавали вальс.

На сегодняшний день мы танцуем с вами классический вальс, бальный вальс, военный вальс, вальс в современной обработке.

В 16 в. в Европе формируется балет - зрелище, составленное из плясок и немого действия.

Сегодня балет приобретает все более многообразные формы.

Одежда женщин стала другой- изменилась длина юбки, ушли в прошлое корсеты, пышные нижние юбки. А движения танцев приобрели более раскованный, ритмичный, подвижный характер. Это была настоящая революция! В начале 20 века появились танцы: фокстрот, квикстеп, танго, чарльстон, степ(чечетка) .

В середине века появилось такое понятие, как "бальный танец". Программа бальных танцев имеет 2 направления: квикстеп венский вальс танго медленный вальс фокстрот пасадобль ча-ча-ча самба джайв румба европейская латиноамериканская

Сегодня мы танцуем самые разнообразные танцы, медленные и быстрые, плавные, лиричные и энергичные, те, которые люди танцуют с давних пор и те, которые вошли в наш репертуар недавно.

Великий мир танца! Танец- это театр пластики, мимики и жеста. Язык телодвижений- самый выразительный и эмоциональный. Может быть поэтому танец- это самый массовый вид искусства. В нашей школе ребята тоже любят танцевать, а самые способные- являются участниками ансамбля «Росинка". Давайте чуть ближе познакомимся с ним!

Итог: Что такое «танец»? Какие народные танцы вы знаете? Какие корни имеют классические танцы? Какой жанр хореографии появился в 16 веке и существует по сегодняшний день? О каких композиторов вы узнали сегодня? А каких композиторов вы еще знаете? Назовите танцы, входящие в латиноамериканскую программу? Какие стили танцевального искусства присущи 20-21 в.?

Танец- это движение. Движение - жизнь. Давайте же танцевать!