Австрийский композитор венский классик бог солнца. Великие композиторы и музыканты Австрии

Вклад каждой нации в развитие культуры человечества оценивается не по искусственно зажженным и раскручиваемым «звездам» и «звездочкам», память о которых недолговечна даже в одном поколении. А по количеству гениев, имена которых столетия вызывают у людей ассоциации с целыми направлениями в искусстве. И если в отношении живописи и скульптуры своими достижениями прославилась Италия, то в области музыки несомненное первенство принадлежит «миниатюрной» по площади и населению Австрии . Сам список талантливейших австрийских композиторов и музыкантов не просто впечатляет, а поражает количеством имен мирового масштаба. А перед десятком фамилий снимают с благоговением «шляпу» самые искусные мастера современности.
Главенствующее положение среди «подаренных» Австрией человечеству гениев, безусловно занимает один из представителей Венской классической школы композиции Во́льфганг Амаде́й Мо́царт (Joannes Chrysostomus Wolfgangus Theophilus Mozart), проживший короткую, но яркую жизнь гения (родился 27 января 1756 в Зальцбург е, а умер 5 декабря 1791 в Вене). Гениальность композитора настолько велика, что сохранившиеся записи о его способностях граничат с нереальностью, а написанная им музыка не имеет ограничений по восприятию. Моцарта с наслаждением слушали в XVIII. XIX, XX веках вне зависимости от социального статуса и уровня развития интеллекта. Такое же восхищение вызывает его музыка и сейчас. Главная тема 40-й симфонии соль минор звучит с мобильных телефонов и исполняется высокопрофессиональными оркестрами в филармониях. Моцарта сегодня «напевают», порой даже не зная имени самого гения. Бесчисленные «переделки» его произведений на современный лад многими музыкальными коллективами, по сути, кощунственные, но весьма популярные сегодня не способны заглушить гениальность и красоту музыки Моцарта. И хотя многими настоящими ценителями искусства они воспринимаются, как надругательство над великими произведениями гения, но дают свой эффект эстетического воспитания молодежи в современный период упадка и «отката» культуры. Уже к 17-ти годам Моцарт сочинил четыре оперы, 13 симфоний, 24 сонаты и массу более мелких композиций. А к моменту загадочной смерти число написанных Моцартом произведений было просто огромно. Наиболее значительными и известными стали шесть знаменитых струнных квартетов, посвященных Йозефу Гайдну, оперы «Женитьба Фигаро», «Дон-Жуан», «Cosi fan tutte», «Волшебная флейта», «Похищение из Сераля», симфонии № 39 ми-бемоль мажор, № 40 соль минор, № 41 до мажор («Юпитер») и величественный реквием, не завершенный из-за скоропостижной смерти композитора.
Не менее значительный вклад в развитие классической музыки внес Франц Йозеф Гайдн (1732—1809), инструментальные произведения и симфонии которого воспитали не одно поколение ярких талантливых музыкантов. 104 симфонии, сочиняемые в просто безумно короткие сроки, 83 квартета, 52 фортепианные сонаты, 14 месс и оперы оставил после себя этот гений, оптимист в музыке, поражающий своей неуемной энергией и позитивом. Эталоном классического написания для многих композиторов стали оратории Гайдна "Сотворение мира" (1798 г.) и "Времена года" (1801).
К «элите» классической музыки мира заслуженно относятся:
- композитор, пианист, педагог и дирижёр Ференц Лист (22 октября 1811 - 31 июля 1886), по праву считавшийся величайшим пианистом XIX века, оставивший в наследие потомкам 647 произведений. Наиболее значительные из них 63 для оркестра, около 300 переложений для фортепиано, 14 симфонических поэм, симфонии «Фауст» и «Divina comedia»;
- творец оперного направления Кристоф Виллибальд Глюк (2 июля 1714—15 ноября 1787), написавший более 50 опер, интермедий и балетов, наиболее значительные из которых оперы «Семирамида» (1748), «Орфей», «Альцест», «Парис и Елена» (1761—1764), «Ифигения в Авлиде» (1774), «Армида» (1777) и «Ифигения в Тавриде» (1779);
- Франц Пе́тер Шу́берт (31 января 1797 - 19 ноября 1828), признанный после смерти благодаря незабываемым по вдумчивости и мастерству 6 мессам, 7 симфониям, 15 операм и пр.;
- Леопольд де Мейер (20 декабря 1816 - 6 марта 1883), писавший и исполнявший виртуозные пьесы. Его «вклад» в мировое искусство - «Марокканский марш», фантазии на темы популярных опер («Норма» и «Пуритане» Беллини, «Любовный напиток» и «Лючия ди Ламмермур» Доницетти, «Семирамида» Россини), цикл «Русские песни», фортепианные сочинения и обработки;
- известный любому пианисту Карл Че́рни (21 февраля 1791, Вена - 15 июля 1857), без этюдов для фортепиано которого не обходятся ни начинающие, ни опытные мастера.
Было бы грешно не вспомнить о короле вальс ов Иоганне Штраусе (25 октября 1825 - 3 июня 1899), поднявшем вместе со своим отцом и братьями танцевальную музыку на уровень симфонической. Штраус оставил после себя 168 вальсов, 117 полек, 73 кадрили, 43 марша, 31 мазурку, 15 оперетт, комическую оперу и балет. А вальсы композитора - просто предел совершенства. «Песни любви» (Liebeslieder, 1852), «На прекрасном голубом Дунае» (An der schönen blauen Donau, 1867), «Жизнь артиста» (Künstlerleben, 1867), «Сказки Венского леса» (G’schichten aus dem Wienerwald, 1868), «Вино, женщины и песни» (Wein, Weib und Gesang, 1869), «Тысяча и одна ночь» (Tausend und eine Nacht, 1871) и многие другие уже второе столетие звучат во многих странах мира и не теряют своей популярности.

Вклад Австрии в фонд мирового музыкального искусства неоспорим. Именно в роскошной Вене времен Габсбургов под покровительством императорской фамилии в XVIII–XIX веках создавалась и исполнялась музыка, которая впоследствии получила название классической.

Современное понятие классической музыки связано с музыкальной культурой классицизма, которая в Австрии достигла своего расцвета.

Венская классика

Начало XIX века было золотым веком австрийской музыкальной культуры. Представители Первой венской школы Вольфганг Амадей Моцарт, Людвиг ван Бетховен и Франц Йозеф Гайдн создали академическую классическую музыку, какой мы знаем ее сегодня: с совершенной гармонией богатого образного содержания и точной, безупречно выверенной формы.

Франц Йозеф Гайдн (1732–1809)

Старший из венских классиков, он стоял у истоков таких академических жанров, как симфония и струнный квартет. Один из самых плодовитых, знаменитых и успешных композиторов своего века, Гайдн оставил богатое творческое наследие:

  • 104 симфонии;
  • 24 оперы;
  • 3 оратории;
  • 6 месс и множество других духовных и светских произведений.

Вольфганг Амадей Моцарт (1756–1791)

Музыкант-виртуоз и гениальный композитор, Моцарт оказал огромное влияние на европейскую и мировую музыкальную культуру. Он одинаково ярко проявил себя и в опере, и в инструментальных произведениях.

Хотя композитор много путешествовал по Европе, именно в Вене он достиг зенита своей славы и написал самые знаменитые шедевры, в том числе оперы («Свадьба Фигаро», «Дон Жуан», «Волшебная флейта») и «Реквием».

Людвиг ван Бетховен (1770–1827)

В наши дни Бетховен — один из самых исполняемых композиторов в мире. Он родился в Бонне, но большую часть своей жизни провел в Вене и ее пригородах, где и работал над произведениями, ныне вошедшими в фонд шедевров мировой музыки (9 знаменитых симфоний, 5 концертов, множество сонат).

Иногда к Первой венской школе причисляют основоположника музыкального романтизма Франца Шуберта (1797–1828), который также жил и работал в Вене.

Венский вальс

Особое место в музыкальной культуре Австрии XIX века занимает венский вальс. Родоначальником вальса, который и поныне считается главным бальным танцем, был австрийский народный танец лендлер. Аристократия cчитала вальс танцем крайне непристойным. Лишь в начале XIX века вальс зазвучал на великосветских балах и вскоре завоевал всю Европу.

Штраус + музыка = вальс

Популярность вальса тесно связана с именами отца и сына Штраусов. Иоганн Штраус-старший (1804–1849) стал первым автором вальсов для танцзалов – «дискотек» XIX века, где демократически смешивались все слои общества. В его произведениях изящный, легкий, беззаботный и летящий венский вальс приобрел свои классические черты.

Иоганн Штраус-младший (1825–1899) избрал профессию музыканта вопреки воле отца, но впоследствии затмил его как композитор и дирижер. Именно Иоганна Штрауса-младшего венцы провозгласили «королем вальса». Прославленные вальсы Иоганна Штрауса исполняют и сегодня это:

  • «Сказки венского леса»,
  • «Голубой Дунай»,
  • «Весенние голоса»,
  • «Императорский вальс» и другие.

Биография Иоганна Штрауса-младшего тесно связана с Россией: в течение 10 лет он работал в Павловске, пользовался невероятным успехом у российской публики и писал трогательные письма своей первой любви, Ольге Смирнитской.

Золотой век австрийской музыки отнюдь не закончился на венском вальсе: в конце XIX века в Вене творил Густав Малер, а в XX веке – композиторы Новой венской школы. Услышать произведения австрийских композиторов можно на концертах, которые организованы австрийскими культурными центрами или в записях — например, на сайте классической музыки classic-online.ru .

Если вы хотите узнать больше о культуре и искусстве Австрии и других стран Европы и мира, читайте наши статьи и подписывайтесь на рассылку.

Моцарт, Бетховен, Иоганн Штраус, Иоганн Штраус (сын) , Вивальди, Шуберт, Брамс, Ланнер, Глюк, Сальери, Малер, Шенберг, Гайдн, Цемлинский, Шопен - Великие композиторы, с чьми именами связана Вена!!

Вена и ее Гении!

ВОЛЬФГАНГ МОЦАРТ..

28 января 1756 года в Соборе г.Зальцбурга Моцарт был крещен именем: Johannes Chrysostomus Wolfgangus Theophilus. Johannes Chrysostomus Моцарт получает в честь Святого.,Партриарха Константинопольского и защитника проповедников. Имя Вольфганг в честь дедушки Wolfgang Nikolaus Pertl (1667-1724) и Theophilus в честь Johann Gottlieb Pergmayer.
Отец Моцарта -Johann Georg Leopold Mozart, рожден в Аугсбурге и был сыном мастера переплетчика книг- Johann(а) Mozart(а). Помимо гуманитарного образование он получает уроки по виолончели и органу. После оного он едет в Зальцбург, где получает после учебы в Бенедектинском университете, степень бакалавра философии.
В силу нерегулярного посещения лекций был исключен из университета и в лице графа каноника Turn Valsassina (cлужителя Собора г.Зальцбурга) находит помощь, становится музыкантом и композитором графа, (его первые работы посвящены были графу).
Спустя несколько лет становится четвертой скрипкой архиепископа Зальцбургского и получает место учителя по виолончели для детей музыкальной мастерской при соборе. Переводы его «Versuch einer grundlichen Violinschule“ (основы школы по виолончели) выходят в Голландии, Франции и России, как учебное пособие.
В 1763 году получает титул вицекапельмейстера Зальбуржской дворцовой капеллы., где он собственно и работал до конца жизни.Anna Maria Walburga Mozart, в девичестве Пертль, мама Моцарта посвятила свою жизнь детям и мужу и даже в самые трудные ситуации сохраняла спокойствие, что отражалось и на всей фамилии.

Дочь судьи епископа Wolfgang Nikolaus Pertl была рождена в St. Galgen, совсем рядышком от Зальцбурга 25 декабря 1720 года, после ранней смерти отца, она с матерью отправляется в Зальцбург и до ее замужества ведет более чем скромный образ жизни. Из семерых детей от брака с Леопольдом Моцартом остаются живы двое – сестра Моцарта Мария Анна (Nanerl) и Вольфганг.

Она умерла в Париже 3 июля 1778 года в возрасте 57 лет, сопровождая сына в Париж, от лихорадки.В 4 года Вольфганг выучил уже Аллегро, за один день до своего 5 летнего Дня рождения за полчаса выучил минуэт и трио..
Первые композиции возникли когда Моцарту еще не было 5 лет..И Моцарт и его сестра Нанерль никогда не посещали школы и их учителем, не только музыки был отец Леопольд Моцарт.

Леопольд Моцарт преподавал детям на латыни, француском или итальянском, при необходимости на английском – историю, географию, математику. Нанерль не уделялось столько много внимания, сколько Вольфгангу и она получает уроки клавира только когда ей исполнилось 7 лет и в воспоминаниях Нанерль, Моцарт сидел за клавиром иногда ночами и днями, до тех пор пока его его не отправят отдыхать..

Он был маленький фантазер, прекрасный игрок в карты, его способности были не только в области музыки..Авторитарный характер отца и мягкий, сглаживающий конфликтные ситуации характер матери позволил в доме Моцарта царить почти всегда гармоничной атмосфере..
Моцарт написал около 23 работ для театра, около 15 опер, из них гениальные «Волшебная флейта», «Дон Жуан», «Фигаро», «Похищение из Сераля»,»Милосердие Тита".

Йозеф Гайдн

Свои последние дни проводит великий композитор в местечке Гумпендорф, одно из бывших предместий Вены, будучи уже вдовцом и слаб аккомпанировать, но еще полон сил принимать дипломатов, музыкантов, писателей, актеров.

Карл Мария фон Вебер, побывав у Гайдна по причине огромного желания быть учеником Великого мастера, пишет впоследствии в своем дневнике " ..это так трогательно, видеть седовласых мужей, целовавших руки Гайдну и называвших его "Papa".Биограф Гайдна Альберт Кристоф Диз пишет о внешности Гайдна по воспоминаниям дам " ростом невелик и лицо в шрамах от оспы", сам "Papa" отзывается " Моя внешность отнюдь не соблазнительна..".

Но известность, гламур Гайдна завораживали женщин не менее.
Кто же был этот ВЕЛИКИЙ КОМПОЗИТОР Гайдн Йозеф??
Йозеф Гайдн был рожден 31 марта в маленькои имении, резиденции графского рода Гаррахов, неподалеку от границы с Венгрией, "спокойное местечко, не без энергии, но без особого темперамента" - пишет нем.публицист Хайнрих Якоб.
Отец Маттиас Гайдн- каретных дел мастер, Советник и позднее судья Рорау. Мать Анна Мария, кухарка на кухне во дворце графов Гаррахов. Отец немного игравший на арфе, частенько музицировал и в доме Гайднов по выходным раздавалась музыка и пение.

От роду шести лет маленький Гайдн покидает дом и попадает под попечение родственника и директора учебного заведения Маттиаса Франка в местечко Хайнбург.Музыкальные способности маленького Гайдна были исключительными и когда капельмейстер Венского собора Рейттер Младший Георг, будучи в поисках одаренных отпрысков услышал голос Гайдна,он был приятно удивлен и предложено было перевести его в церховный хор при соборе.

С восьми лет маленький Гайдн пел в хоре. На престол вступает юная Мария Терезия и юный Гайдн теперь довольно часто выступает при дворе Великой Императрицы и вскоре повсеместно именуют юного Гайдна Гением.
Обедневший Вивальди, извечные долги Моцарта и нищее существование многих великих композиторов возможно это и послужило примером для Гайдна того, что он стремился получить должность при дворе знатного рода.
Веселая натура Гайдна довольно часто доходила до курьезов.Будучи еще солистом кафедрального собора он отрезал косу одному из солистов хора по причине обиды на капельмейстера,когда тот собирался исключить Гайдна из хора, из-за потери ("слома") голоса.
Матушка, как и подобало добродетельным родителям в то время, отдает Гайдна в службу духовную, на что Гайдн высказывает протест, но временная служба по этой стезе сыграла не последнюю роль в жизни Гайдна.
Некоторое время он находился в роли солиста в церкви Марияцель, где получал недурно и это решительно сказалось на его желании: " Работать, как можно профессиональнее, тем самым зарабатывать, как можно больше".

Снимая квартиру на Кольмаркте, сегодня улице самых дорогих магазинов, он знакомиться с квартирантами этого дома Марией Октавией Эстерхази, Николой Порпора, Метастазио!! и поскольку Вена в то время была Метрополью музыкальной, впрочем как и сегодня, Гайдн быстро становится популярным среди кругов аристократических. Музыка в то время не была повсюду обязательно академической и смешение фольклора и классической было явлением вполне нормальным и первая опера Гайдна "Кривой дьявол" была именно такой, к сожалению сегодня эту оперу никто не слышит.

Австрия имеет богатое культурное прошлое и настоящее. Ее жители чтут свои традиции, проводят множество фестивалей и других мероприятий. Австрийские классики внесли большой вклад в развитие культуры человечества. Особенно известен музыкальный мир этой страны. Однако и в области литературы есть очень популярные имена.

Писатели и поэты-классики 19 века: список

  • Адальберт Штифтер.
  • Иоганн Непомук Нестрой.
  • Карл Эмиль Францоз
  • Людвиг Анценгрубер.
  • Леопольд фон Захер-Мазох.
  • Мари фон Эбнер-Эшенбах.
  • Николаус Ленау.
  • Петер Розеггер.
  • Фердинанд Раймунд.
  • Франц Грильпарцер.
  • Фердинанд фон Заар.
  • Чарльз Силсфилд.

Особенности австрийской культуры

Австрийская поэзия своеобразная и необычная. Она имеет свой неповторимый язык и стиль, особые способы и приемы передачи смысла жизни.

Именно в 19 веке в Австрии сложилось внутреннее идейно-нравственное единство культуры. Австрийские классики этого столетия достигли необычайных вершин во всех сферах искусства.

Невозможно понять культуру такой удивительной страны, если читать или слушать произведения этих творцов поверхностно и равнодушно. Очень важно понять их суть, глубокий смысл. Только тогда творения откроются с удивительной стороны.

Если «пробить» суховатую и шероховатую поверхность поэзии Франца Грильпарцера, то можно попасть внутрь его мира.

Если преодолеть пространность описаний Адальберта Штифтера, то каждое слово будет восприниматься как несказанно выразительное и трепетно-тонкое. заложен в поэзии Если преодолеть внешнюю бессвязность его строк, то этот поэт станет чрезвычайно интересным для многих.

Австрийские классики будто нарочно окружают свой мир защитным слоем от распространенной в 19 веке (и не только) безвкусицы, пресности и пошлости.

Истинный творец не бросит свое произведение на произвол судьбы. Ему легче быть непонятым сегодня. Пусть это произойдет позже. Но быть неправильно понятым ему не хочется совсем.

Австрийская литература 19 века

19 век для Австрии - «буржуазная» эпоха. Особенно во второй половине этого столетия происходит раскол в культурной жизни страны. Главным направлением становится развлекательность. Неудивительно, почему именно венская оперетта завоевывает весь мир. Во второй половине 19 века понятие "венский народный театр" теряет былой смысл. Совершенно очевидно, что в таких условиях возникла литература от лица народа. Это была литература, в которой тесно переплелись немецкие и славянские культурные элементы.

Славянская тема очень волновала писателей Австрии. Историческая трагедия «Счастье и гибель короля Оттокара» - выдающееся произведение своего времени. Ее написал австрийский писатель Франц Грильпарцер. Ему принадлежит и замечательная драма «Либуша». В творчестве Адальберта Штифтера славянская тема занимает весомое место.

Мария фон Эбнер-Эшенбах - еще одна выдающаяся писательница. К славянам она имела прямое отношение: происходила из аристократического рода Дубских.

Великие писатели Австрии в столь непростое время мечтали о дружбе и мире между народами. Все это непосредственно отобразилось в их превосходных произведениях.

Краткие сведения об австрийских поэтах

Австрийские поэты внесли большой вклад в развитие культуры своей страны. Их замечательные сочинения любят те читатели, которые поняли и по достоинству оценили их творчество.

Георг Тракль (1887-1914) прожил, как видим, очень мало. Всего 27 лет. Он родился в Зальцбурге 1887 года. Стихи начал писать с гимназических лет. Ему принадлежат такие пьесы: «День повиновения», «Фата Моргана», «Мария Магдалина», «Страна грез». С 1910 по 1911 служил в армии. С 1912 года входит в литературное сообщество «Пан». Спустя год выходит в свет его первый сборник стихотворений. В 1914 году его призвали в армию. Он собственными глазами увидел весь ужас войны. Его психика не выдержала, и он покончил с собой.

Рене Карл Мария Рильке жил в 1875-1926 гг. С 1894 года публикуются его первые рассказы, а также сборник «Жизнь и песни».

Через два года вышел второй его сборник - «Жертвы ларам». В 1897 году он посетил Венецию, а затем Берлин, в котором и обосновался. Здесь он создает еще три поэтических сборника. Большое влияние на него оказала писательница Лу Андреас-Саломе. В 1899 году он приехал в Россию. Здесь состоялось его знакомство с Леонидом Пастернаком, Ильей Репиным, Львом Толстым, Борисом Пастернаком и многими другими деятелями искусства.

С 1901 года переехал в Париж. Вплоть до самой смерти вел переписку с Мариной Цветаевой, с которой так и не встретился. Умер в 1926 году.

Стефан Цвейг

Писатель Цвейг Стефан (1881-1942) - выдающийся австрийский классик. Родился в Вене. В 1905 году он отправляется в Париж. С 1906 путешествует по Италии, Испании, Индии, США, Кубе. В 1917-1918 годах живет в Швейцарии. После войны поселяется недалеко от Зальцбурга. В 1901 году выходит в свет его первая книга «Серебряные струны». Был дружен с такими выдающимися деятелями культуры, как Рильке, Роллан, Мазерель, Роден, Манн, Гессе, Уэллс и многие другие. В годы войны написал очерк о Роллане - «Совесть Европы». Автор стал широко известен благодаря своим новеллам «Амок», «Смятение чувств», «Шахматная новелла». Цвейг часто создавал интересные жизнеописания, виртуозно работал с историческими документами. В 1935 году написал книгу «Триумф и трагедия Эразма Роттердамского». 22 февраля 1942 года принял вместе с женой большую дозу снотворного и умер. Он категорически не принял этот мир.

Композиторы Австрии

Австрийские композиторы-классики вызывают у многих людей ассоциации с целыми направлениями искусства. Сам список талантливейших композиторов и музыкантов Австрии ошеломляет своими масштабами. Это:

Франц Йозеф Гайдн

Австрийский композитор, ярчайший представитель школы. Ему были подвластны разные жанры. Он написал 104 симфонии, 83 квартета, 52 фортепианных сонаты, а также в его наследии - оратории, оперы и мессы. Он родился 31 марта 1732 года в Рорау. Рано овладел игрой сразу на нескольких инструментах. В период 1759-1761 гг. служил у графа Морцина, а затем занял должность вице-капельмейстера при дворе князя Эстерхази. В начале службы сочинял, в основном, инструментальную музыку. Это триптих симфоний «Утро», «Полдень», «Вечер и буря». В конце 1660-х - начале 1670-х пишет серьезные и драматические симфонии. Особо выделяются «Жалоба», «Траурная», «Страдальная», «Прощальная». В этот период написал восемнадцать струнных квартетов. Гайдн Йозеф писал также и оперы. Наиболее известны «Аптекарь», «Обманутая неверность», «Лунный мир», «Вознагражденная верность», «Роланд-паладин», «Армида». В 1787 году он написал шесть квартетов. Исследователи отмечают, что они были созданы под влиянием концертов Вольфганга Амадея Моцарта. После смерти князя Эстерхази (1790 год) Гайдн получил творческую свободу и возможность выезжать в другие города. В Лондоне он создал последние двенадцать симфоний. Скончался в Вене 31 марта 1809 года.

Заключение

Таким образом, австрийские классики внесли большой вклад в развитие культуры человечества. Австрийская поэзия отличается своим необычным языком и стилем. Для того чтобы понять культуру этой удивительной страны, читать или слушать произведения искусства ее классиков нужно вдумчиво и внимательно, стараясь уловить их суть. И творения откроются с неожиданной стороны.