Ритмичный танец ирландца. Ирландские народные танцы: история и особенности

Ирландия славится несравненно богатой танцевальной культурой. Мировой интерес к ирландским танцам последних 10-20 лет обусловлен появлением эффектных ирландских шоу.

В России широко известны "Riverdance" и "Lord of the Dance". Чем объяснить притягательность ирландского танца?

История ирландского танца

Возможно, история традиционного ирландского танца должна исчисляться со времени возникновения кельтских народов - галлов), которые основали собственное государство уже в 5 веке до н.э. Эти народы были распространены по всей Западной Европе, а к третьему столетию нашей эры галлы добрались и до Ирландии.

Самый старинный известный вид, связанный с ирландским танцем, - это Sean-Nos кельтов, живших на Британских островах с 2000 года до н.э. В двенадцатом веке под влиянием культуры норманнских завоевателей в Ирландии стали танцевать хоровод вокруг человека, поющего песню. В 16-ом веке танцы танцы стали исполнять во дворцах.

А два века спустя в Ирландии появились странствующие учителя танцев - основоположники двух популярных сегодня видов: группового и сольного. В пятом столетии Святой Патрик объявил земли Ирландии христианскими. Из-за угнетения культуры Ирландии, начавшегося в 18-ом веке, национальные танцы долгое время исполнялись только под покровом строгой тайны. Народные танцы резко осуждались христианской церковью как "безумные" и "приносящие несчастья". Некоторые историки даже считают, что характерное неподвижное положение рук на поясе появилось в ирландском танце как раз после того, как церковь объявила движения рук в ирландских танцах непристойными .

По мере того, как Англия завоевывала прилежащие земли, соседствующие с ней народы подвергались жестокому давлению: известно, что для уничтожения нации, прежде необходимо уничтожить ее культур у. В ходе английской колонизации усиливались гонения на все проявления ирландской культуры. Карательные законы, которые были введены англичанами в середине 17-го века запрещали обучение ирландцев чему-либо, включая музыку и танец.

Поэтому на протяжении более полутора веков ирландским танцам учились тайно . Танцевальная культура существовала в виде тайных занятий, которые проводили в деревнях бродячие учителя танцев и в виде больших сельских вечеринок, на которых люди танцевали в группах, часто под руководством тех же мастеров. Появление мастеров танца - бродячих учителей, в начале 18-го века положило начало современной танцевальной школе. Давать у себя приют учителю танцев считалось большим почетом. Мастер танцев обычно нанимался на месяц.

В начале 19-го века в ирландских деревнях и маленьких городах стали также популярны соревнования . Большой пирог ставился в центре танцплощадки и служил призом для лучшего танцора. Стиль сольных танцев получил название Sean-nos. Сольные танцы исполнялись мастерами. В массовых групповых танцах переосмысливались на ирландский лад французские кадрили и котильоны.

Современный период в ирландских танцах начинается с конца 19-го века в связи с созданием Гэльской Лиги. Она поставила перед собой цель: сохранение и развитие ирландского языка и культуры, музыки и танцев. Их кропотливая работа часто сводилась не только к сохранению и обогащению существовавших традиций, но и к искусственному объединению их в рамках нового, часто спорного, но единого для всех свода правил. Однако такой спортивный подход был очень удобным для повышения зрелищности и для проведения соревнований.

В 1929 г. была основана Комиссия Ирландских Танцев для установления единых правил исполнения танцев, проведения соревнований и судейства. В результате значительно изменилась техника танца. Танцевальные школы получили возможность использовать большие залы и широкую сцену. Танцоры перестали ограничивать себя в пространстве и движении, и это обогатило ирландские танцы множеством новых шагов и прыжков, включая проходы по всей сцене. Окончательно закрепилось правило держать руки строго вдоль тела. Но некоторые иные положения существуют до сих пор. Начиная с 20х-30-х гг. благодаря Гэльской лиге женщины стали гораздо чаще участвовать в соревнованиях и преподавать в танцевальных школах. Четко определенная последовательность исполняемых шагов стала основой для групповых сет-танцев и произошедших от них в период создания гэльской лиги кейли-танцев, которые развились из элементов стэп-танцев и французских кадрилей.

Разновидности ирландских танцев

Три главных вида ирландского танца: сольный, кейли и сет . Сольный танец в основном выступает как зрелище, подготовленное мастерами, или как соревновательный вид. Он требует профессионализма и многих лет опыта. Кейли, заслуга Гэльской Лиги, это группа танцев фольклорных ирландских пластов - длинные танцы в линию и танцы в кругу, и танцев, созданных искусственно. Для кейли характерны прыжки и плотно прижатые к корпусу руки - "руки по швам".

Сет-танцы появились немного спустя после того, как ирландские солдаты, вернувшиеся с войн Наполеона, привезли с собой кадриль - четыре пары друг напротив друга, образующие квадрат. Кадриль с увеличенным темпом и собственно ирландскими движениями и стала называться сет. Сеты состоят из фигур - движений, выполненных в определенной последовательности. Число фигур может быть разным - от двух до шести, и каждая со своим размером - джигой (6/8), рилом (4/4) или хорнпайпом (4/4). В сете нет прыжков, характерных для степ-танцев, но из-за множества разновидностей шагов танец выглядит весьма разнообразно.

Изначально ирландские танцы исполнялись только мужчинами . Когда появился степ , женщинам не доверили и его. Сейчас все смешалось. Но, тем не менее, самыми зрелищными на чемпионатах признаются соревнования молодых танцоров в возрасте от двадцати лет и старше - именно на их выступления набираются полные залы. Несмотря на приверженность танцоров традициям ирландского танцевального искусства, в последние годы приобрела популярность балетная пальцевая техника: в жесткой обуви ходят, встав на носки, что противопоказано детям до двенадцати лет.

Сегодня ирландские танцы продолжают покорять мир . Танцевальные школы, в программу которых входят национальные ирландские танцы, привлекают множество учеников не только в самой Ирландии, но и во многих других странах. Регулярно в мире проводятся четыре крупных соревнования - Национальный чемпионат Америки, Всеирландский чемпионат, Чемпионат Великобритании и Чемпионат мира. По традиции, Чемпионат мира проходит в Ирландии, и на него прибывают тысячи танцоров, для которых достойный результат на чемпионате может стать началом звездной карьеры. К примеру, в 1998 году Чемпионат мира, проходивший в Эннисе (Ennis), собрал три тысячи участников и еще семь тысяч тренеров, учителей и болельщиков. Интересно, что в чемпионате может принять участие танцор любого уровня, будь то начинающий любитель или профессионал высокого класса.

Студия Диваданс, Санкт-Петербург.

Designers: Zhuzha
© 2005 by Zhuzha

Ирландские танцы одни из наиболее экспрессивных, и красивых танцев всего мира. Этот внешне эмоциональный танец завораживает присутствующих зрителей своей красочностью. Для того чтобы понять природу танца, его первобытную энергии, страсть, и харизму. Необходимо сделать небольшой экскурс в историю древнего мира, именно там ирландские народные танцы получили свое начало.

История галлов переселенцев

Основателями, или вернее сказать первыми жителями территорий, на которых впоследствии образовалось ирландское государство, были галлы, которые приплыли сюда на своих кораблях. Если взять ареол расселения галльских племен, то он по истине огромен. Существую, исторические данные того, что галлы жили в Сибири, и несли военную службу у египетских фараонов, были известны персам, и воевали против греков.

Поэтому не странно, что первыми колонизаторами будущей Ирландии стали дикие племена галлов. Однако столь воинственные настроенные соседи, не давали покоя империям, ввиду преобладания в культуре воинского элемента, как высшей цели жизни мужчины. По причине раздробленности племен, и того, что галлы не смогли создать единый конгломерат племен, они были практически все уничтожены, более большими империями или государствами. Зв галлами началась повальная охота, этим племенам приходилось скрываться в глубоких лесах, и оттуда совершать свои набеги.

Как формировались ирландские танцы?

Эпоха этого тяжелого периода в истории галлов наложила свой отпечаток на формирование Ирландской культуры, которая стала прямой наследницей галльских обычаев. Поэтому не странно, что первоначально танец ирландцев скорее похож на некий ритуал подготовки воинов к битве, чем на веселие.

Воины готовились к битве при помощи танца, пытаясь заглушить в себе страх перед возможной смертью. Поэтому такая энергия, настраивающая, и поднимающая в человеке ураган эмоций сопутствует ирландским танцам. После того, как христианство пришло в Ирландию священнослужители не могли отметить, что культура ирландцев намного более воинственная, чем у других племен, входящих в состав Английского царства. Поэтому запрет на танцы Церковью логичен, так как католическая Церковь усматривала в них дух язычества, с которым постоянно боролась.

Совокупность всех этих факторов делает ирландские народные танцы уникальными. Неподвижность верхней части тела танцующего, подталкивает зрителя к концентрации всего своего внимания исключительно на ногах танцоров. Как не странно, и необычно танцор выражает все свои чувства, и эмоции с помощью движения ног. Данное зрелище поражает всякого, кто становится свидетелем этой «мистерии». Танец завораживает зрителя своей ритмичностью, и динамикой. По причине того, что именно все внимание уделяется движения ног, в танце используется специальная обувь, которая укомплектована особыми набойками, чтобы сделать звуки, которые сопутствую танцу еще более выразительными. Этот танец переносит зрителя в эпоху, когда по дорогам победоносно шествовали римские легионеры, а галлам приходилось прятаться в лесах.

Национальный костюм для ирландских танцев

В данном отношении Ирландцы не особо консервативны, и это оправданно, по той причине, что архаичность здесь не уместна, танец должен быть живым, энергичным, красивым, а не унылым и скучным.

На рынке существует огромное количество костюмов, которые используются в танцах.

Ирландские костюмы для танцев довольно специфические, юбки у девушек всегда короткие, и широкие расписанные этническими британскими узорами.

Также для ирландского танца нужна специфическая обувь, девушки используют харды или софты, причем первые более популярны, из-за соотношения цены и качества.

Мужская одежда для танца состоит из узких брюк, жилетки, и рубашки с широкими рукавами. Конечно, в одежде должен быть элемент зеленого цвета, который является национальным цветом Ирландии.

В ирландском танце огромное значение придаете ногам танцора, по причине, что в национальном танце этой страны, полностью отсутствуют движения рук.

Конечно, все необходимое можно приобрести в любом магазине, однако только подлинные ирландские вещи смогут создать ощущение присутствия в Ирландии. Однако только подлинная ирландская танцевальная одежда сможет придать танцу неповторимость. Поэтому не стоит покупать не проверенный товар, сомнительного качества. Не стоит лишать себя праздника, и хорошего настроения, заказывайте настоящую ирландскую одежду прямо сейчас. И пусть купленные товары, принесут не только праздничное настроение, но и забываемые впечатления, и переживания, которые запомнятся, как самые лучшие моменты жизни.

Irish Stepdance ). Их отличительной чертой являются быстрые и четкие движения ногами при остающихся неподвижными корпусе и руках. Ирландские сольные танцы были созданы ирландскими мастерами танца в XVIII-XIX веках и достаточно жестко стандартизированы в начале XX века в Ирландии в результате деятельности Гэльской лиги , что со временем позволило создать многочисленную школу мастеров, способных исполнять достаточно сложную танцевальную технику. Именно на этой технике основывается зрелищность Riverdance и подобных шоу.
  • Ирландские кейли (ирл. céilí ) - парные и групповые танцы, базирующиеся на стандартных шагах ирландских сольных танцев. Схемы кейли также формализованы Комиссией по ирландским танцам .
  • Постановочные фигурные танцы (англ. Choreographed Figure Dances ) основываются на стандартных сольных ирландских танцах и фигурах кейли, но ориентированы на массовое выступление сразу многих танцоров в рамках постановочных шоу, в связи с чем допускают различные отступления от стандартов в целях повышения зрелищности. В результате развития именно этого направления были созданы Riverdance и другие не менее известные ирландские танцевальные шоу .
  • Сет-танцы (англ. Set Dancing ) - парные ирландские социальные танцы . В отличие от кейли базируются на относительно простых шагах французских кадрилей .
  • Шан-нос (ирл. sean-nós ) - особый стиль исполнения традиционных ирландских песен и танцев, не затронутый деятельностью мастеров танца и Гэльской лиги , и сохранившийся в ирландском регионе Коннемара .
  • Все виды ирландских танцев исполняются исключительно под традиционные ирландские танцевальные мелодии : рилы, джиги и хорнпайпы.

    Энциклопедичный YouTube

      1 / 2

      ✪ ИРЛАНДСКИЕ ТАНЦЫ КОНЦЕРТ

      ✪ Ирландские танцы. Почему ирландцы так танцуют

    Субтитры

    Разновидности ирландских танцев в зависимости от мелодии и музыкального размера

    Джига (jig)

    Хорнпайп (hornpipe)

    Исследователи уверены, что хорнпайп произошёл из Англии елизаветинских времен, в которой он исполнялся в качестве сценического действа. В Ирландии он танцуется совершенно иначе и с середины восемнадцатого века исполняется под музыку 2/4 или 4/4. Исполняется в жесткой обуви .

    История

    Первые сведения об ирландских танцах датируются XI в. С этого времени есть первые данные о танцевальных гуляниях ирландских крестьян, которые называются feis , (произносится «феш »), однако описания самих танцев впервые появились в середине XVI в. и были довольно пространными и неясными. Не вполне понятно, какие из танцев, описанных в то время, были собственно ирландскими, а какие появились в Ирландии под влиянием французских и шотландских танцев . Однако для всех древних ирландских танцев были характерны быстрый темп и приставные шаги.

    В период английской колонизации Ирландии метрополия непрерывно преследовала все проявления ирландской культуры. «Карательные законы», которые были введены англичанами в середине XVII в. запрещали обучение ирландцев чему-либо, в том числе музыке и танцам . Поэтому на протяжении более чем 150-ти лет ирландским танцам учились тайно. Танцевальная культура существовала в виде тайных занятий, которые проводили в деревнях бродячие учителя танцев, (так называемые «мастера танцев») и в виде больших сельских гулянок, на которых люди танцевали в группах, часто под руководством тех же мастеров.

    Некоторые из танцевальных мастеров в конце XVIII в. начали создавать первые танцевальные школы, из которых наиболее известны были школы на Юге (в провинции Мюнстер) в графствах Керри , Корк и Лимерик . Существовали знаменитые школы и в других городах. Каждый мастер мог придумывать свои движения (прыжки, подскоки, повороты). Разные школы отличались набором движений, используемых в танцах.

    В начале XX века в процессе «гэльского возрождения » специальное подразделение Гэльской лиги (впоследствии выделившееся в отдельную организацию -- Комиссию по ирландским танцам) занялось исследованием и стандартизацией традиционных ирландских танцев с целью их дальнейшей популяризации среди ирландского населения (Лига преднамеренно игнорировала танцы, у которых были сильно заметны иностранные корни -- так, например, были проигнорированы достаточно популярные в Ирландии сетовые танцы). За основу Лигой была принята южная («мюнстерская») танцевальная традиция, как наиболее ярко выраженная в техническом плане . В процессе деятельности Лиги были стандартизированы:

    • сольные ирландские танцы (как исполняемые под традиционные мелодии, так и особые танцевальные сеты)
    • групповые кейли танцы .

    С тех пор и по сей день во всем мире существует огромная система танцевальных школ, преподающих эти стандартизированные («современные») ирландские танцы, а также система

    В Ирландии есть поверье, что холмы – это ворота в иной мир. Мир, населённый фэйри (феями). Нередко люди и жители холмов встречаются. И всегда такие встречи сулят нечто необычное. Часто, следуя очарованию фейри, люди уходят за ними в волшебную страну, а возвращаются через много-много лет, будучи уже глубокими стариками. Те же, кто не поддался соблазнам, или заслужил благодарность фейри, приобретал всякие интересные способности и, уж точно, надёжного помощника. Но никто из увидевших фейри не остался прежним.

    Март 4, 2018

    564

    Применительно к танцу можно сказать, что никто из увидевших ирландский танец не остается прежним. А сам ирландский танец часто называют “танцем дивного народа”. Лёгкие, неземные прыжки, скользящие шаги, стремительные броски и захлёсты ног, в сочетании со спокойным корпусом производят завораживающее впечатление. Не привычное сочетание гордости и озорства, достоинства и темперамента!

    История ирландского национального танца отражает происходившие с самой Ирландией события, начиная с XX века до нашей эры, и заканчивая XX веком нашей - переселения народов и вторжения завоевателей, смены религий… Каждая культура, с которой соприкасались ирландцы, вносила свою лепту в их танцевальную традицию. Хотя на сегодняшний день существуют лишь смутные представления о самом древнем этапе развития ирландских танцев, известно, что первыми их стали исполнять друиды. Первоначально танец имел обрядовое значение: их исполняли, вознося хвалы священным деревьям и солнцу. Придя с материка в Ирландию, кельты принесли с собой религиозные пляски, некоторые элементы которых сохранились до нашего времени.

    Самый старинный вид ирландского танца, сохранившийся и сейчас, называется Sean-Nos. Он ведет свое происхождение от кельтов, которые жили на Британских островах в период с 2000 г. до н.э. и по 200 г. н.э. Старинные летописи свидетельствуют, что этот танец имеет ирландское происхождение, хотя моряки из дальних земель, Северной Африки и Испании, бывавшие в местных портах, например, в Лимерике, привнесли в него свои национальные черты. Соревнования по Sean-Nos проводятся и сегодня. Наиболее популярен этот танец в Западной Ирландии.

    Примерно в 400 годах, уже после обращения местных жителей в христианство, католические священники продолжали широко использовать элементы национальной культуры в своих богослужениях. Святое Писание украшали кельтскими архаическими орнаментами; кельтские обряды и пляски сопровождали христианские праздники. В XII веке, на волне англо-нормандского завоевания в Ирландию пришли традиции норманнов, их обычаи и культура, в том числе и самый популярный танец того времени, Carol. Ведущий партию в Carol становится в центре круга и поет песню, которую подхватывают окружающие его хороводом танцоры. Стиль Carol сильно повлиял на развитие ирландского танца.

    К XVI веку в хрониках уже упоминаются три основных вида ирландских танцев: Irish Hey, Rinnce Fada и Trenchmore. Одно из древнейших описаний национального танца содержится в письме сэра Генри Сиднея, написанного королеве Елизавете I, который был «весьма поражен ирландскими мелодиями, а равно и танцами». Сидней описал свои наблюдения за танцующими на поляне людьми, отметив, что участники танцуют, выстроившись в две линии. Это говорит о том, что английский рыцарь видел раннюю версию танца Rinnce Fada.

    К середине XVI века народные танцы перекочевали в парадные залы дворцов и замков. Некоторые из них, адаптированные на английский манер, обрели популярность при дворе Ее Величества. Среди них был и Trenchmore, вариант старинного крестьянского танца. Примерно в то же время обрел популярность и Irish Hey.

    Из-за угнетения и преследований ирландской культуры, начавшихся еще в XVIII веке, национальные танцы долгое время исполнялись только под покровом строгой тайны. Поговорка того времени говорит: «Танцор пляшет, покуда не вернется в деревню». Более того, народные танцы резко осуждались христианской церковью. Священники называли их «безумными» и «приносящими несчастья». Некоторые историки полагают, что характерное неподвижное положение рук на поясе появилось в ирландском танце после того, как церковь объявила движения рук непристойными.

    В XVIII же веке в Ирландии появились «учителя танцев», с которыми связывают эпоху возрождения танцевальных традиций. Неизвестно, где впервые зародилось это движение, но оно сыграло решающую роль в сохранении и развитии древних обычаев. Учителя странствовали по деревням, обучая танцам местных жителей-крестьян. Одеты учителя танцев были в яркие национальные костюмы. Нередко они устраивали друг с другом состязания, которые обычно заканчивались лишь тогда, когда один из них падал в изнеможении. Многие учителя танцев преподавали также игру на музыкальных инструментах, фехтование или хорошие манеры.

    Разновидности ирландского танца:

    Сольные танцы (Solo Dances)

    Сольные танцы были разработаны мастерами танца в последней четверти восемнадцатого века и с тех пор продолжали развиваться как в физическом, так и в артистическом аспектах. Сегодня они выражают величайшую свободу экспрессии, превосходное настроение, подлинную комбинацию великолепия, легкости и силы движений, достигаемой годами упорной работы. Ирландские сольные танцы в современном виде включают в себя джигу, хорнпайп, рил и сетовые танцы.

    Джига (The Jig)

    В качестве сольного танца джига может исполняться в различных формах: Слип (The Slip Jig) или хоп (The Hop Jig) джига в настоящее время танцуется исключительно женщинами, однако приблизительно до 1950 года по данному танцу проводились соревнования и среди мужчин, и парные. Слип джига, танцуемая на 9/8, является наиболее изящным и грациозным танцем, исполняемым в мягкой обуви и выдвинутым на первый план в шоу ”Riverdance”. Сингл джига (The Single Jig) в настоящее время исполняется как light dance (без ударов или звука) на 6/8 и в редких случаях на 12/8. Дабл джига (The Double Jig) может танцеваться как light dance (в мягкой обуви), так и в жесткой обуви с отстукиванием ритма. Если она танцуется в жесткой обуви, то иногда она относится к The Treble Jig, или The Heavy Jig, или The Double Jig, которые танцуются на 6/8. The Heavy Jig – единственная из них, которая танцуется исключительно в жесткой обуви, так что танцор может особенно оттенить танец звуком и ритмом.

    Хорнпайп (The Hornpipe)

    В Ирландии он танцуется совершенно иначе и с середины восемнадцатого века исполняется под музыку 2/4 или 4/4. Танцуется он в жесткой обуви и на сегодняшний день является одним из самых популярных ирландских танцев во всем мире.

    Рил (The Reel)

    Большинство риловых шагов исполняются под double reel, в то время как single reel мелодии используются больше для простых шагов, используемых начинающими танцорами. Исполняются они под музыку 4/4 и танцуются в мягкой обуви. The treble reel танцуется в жесткой обуви. В то время как он стал весьма популярен по всему миру среди зрителей, кто хоть раз видел ”Riverdance” и другие ирландские танцевальные шоу, он весьма редко (если вообще) исполняется на соревнованиях. Этот танец с его быстрыми ритмичными ударами и зрелищными движениями, привел в восторг миллионы зрителей во всем мире, когда был впервые исполнен в качестве номера ”Riverdance” во время конкурса Евровидения. Можно сказать, что за несколько минут это выступление перевернуло все в ирландских танцах вверх дном и обеспечило им общественного признания и уважения больше, чем за предыдущие семьдесят лет. Стиль treble reel получил популярность благодаря усилиям The National Folk Theatre (Siamas Tire) под художественным руководством преподобного Pat Ahern и преподавательницы Patrica Hanafin из Tralee.

    Сетовые сольные танцы (Solo Set Dances)

    Сетовые сольные танцы исполняются в жесткой обуви под специальную сетовую музыку или отрывки танцевальных мелодий и многие из них датируются серединой девятнадцатого века. Сетовая музыка отличается от обычной джиги или хорнпайпа тем, что последние строго соответствуют структуре на 8 счетов (8-bar). Сетовые же мелодии обычно состоят из двух частей, которые разделяются танцорами на “the step” (первая часть) и “the set” (вторая часть), при этом как степ так и сет могут не соответствовать 8-bar структуре. В сетовом танце исполнитель танцует под строго определенную музыку, так что движения и ритм танца точно соответствуют сопровождающей мелодии. Ниже приведены некоторые из сольных сетовых танцев: На 2/4 – The Blackbird, Downfall of Paris, King of The Fairies, The Lodge Road, Rodneys Glory. На 6/8 – The Blackthorn Stick, The Drunken Gauger, The Three Sea Captains, The Orange Rogue, Planxty Drury, Rub The Bag, St Patrick”s Day. На 4/4 – The Garden of Daises, The Hunt, Kilkenny Races, Madame Bonaparte, The Job of Journeywork, Youghal Harbour.

    Кейли (Ceilis – Irish Group Dances)

    Кейли танцы представляют собой групповые танцы, которые исполняются как на соревнованиях, так и на ceilis (разновидность общественных танцев, танцевальных вечеринок). Кейли представляют собой подборку танцев с различными построениями – круговые танцы (round dances), танцы в линию (long line dances) и танцы колонной (long column dances). Тридцать из них описаны в первой, второй и третьей частях сборника ирландской комиссии по танцам “An Rince Foirne”, и знание этих тридцати танцев является необходимым условием для получения статуса преподавателя ирландских танцев. Они танцуются одинаково во всем мировом “ирландском” танцевальном сообществе с незначительными местными вариациями. Танцы, исполняемые во время ceilis и соревнований, могут слегка отличаться, в качестве хорошего примера может быть приведен the square в the Fairy Reel. Наиболее же распространенные танцы на соревнованиях – 4-hand и 8-hand джиги и рилы.

    Социальные групповые танцы (Social Group Set Dances)

    Эти танцы, известные как сеты или полусеты, в их многообразии происходят от кадрилей, танцев, в которых пары стоят друг напротив друг друга, образуя квадрат. Кадрили были очень популярны в наполеоновском Париже. Победоносные армии Веллингтона познакомились с ними и затем ввели в обиход в Англии и Ирландии. Мастера танцев адаптировали эти танцы под уже существовавшие традиционные шаги и ускорили темп до привычных рилов и джиг. Различия существовали в количестве фигур, число которых колебалось от трех до шести, при этом первоначально их было пять. В оригинальных кадрилях наличие пяти фигур обуславливалось музыкой на 6/8 и 2/4.

    Групповые сетовые танцы были практически искоренены за первые семьдесят лет двадцатого столетия, поскольку рассматривались Гэльской Лигой как инородные. В последние годы сетовые танцы, такие как Kerry и Clare сеты, вернулись на арену ирландского танца и стали довольно популярны в среде людей среднего возраста.

    Поскольку эти танцы не являются типично ирландскими, то подобный стиль танца и подробные шаги могут быть обнаружены во многих европейских странах, особенно в России. Сегодня групповые сетовые танцы часто танцуются с очень высокой скоростью и на дикий манер, не имеющий никакого сходства с оригинальными сетами, которые характеризуются строгой дисциплиной и хорошими манерами, определяемыми их характером (сетов).

    Сегодня ирландские танцы завоевали весь мир. Танцевальные школы привлекают множество учеников не только в самой Ирландии, но и во многих других странах. Ирландские танцы стали популярны повсюду. Регулярно проводятся четыре крупных соревнования - Национальный чемпионат Америки, Всеирландский чемпионат, Чемпионат Великобритании и Чемпионат мира. По традиции, Чемпионат мира проходит в Ирландии, и на него прибывают тысячи танцоров, для которых достойный результат на чемпионате может стать началом звездной карьеры. К примеру, в 1998 году Чемпионат мира, проходивший в Эннисе (Ennis), собрал три тысячи участников и еще семь тысяч тренеров, учителей и болельщиков.

    Наверное, наиболее частый вопрос, который приходится слышать любому преподавателю ирландских танцев вне зависимости от направления, стиля и масштаба школы: «А вы научите танцевать джигу?». Проще всего ответить «да» и оставить на совести спрашивающего, какую именно джигу он имел в виду, ведь это может быть и танец из шоу Lord Of The Dance, и соревновательная дисциплина, и традиционный групповой танец для вечеринок.

    Вообще школ, студий и кружков ирландских танцев в России сейчас появилось великое множество. Не меньше и материалов по теории и истории этих танцев в сети. Статьи о танцах бывают очень и очень разного объема, понятности и качества. К сожалению, при всем богатстве выбора трудно найти небольшой обзорный текст, который просто и понятно объяснит, что к чему в современном мире ирландских танцев. Одни пишут, что ирландские танцы - это «джига, рил и хорнпайп», другие - «соло, кейли и сеты». И то, и другое верно, но попробуйте заставить человека, прочитавшего все это, отличить кейли от хорнпайпа и вы получите массу удовольствия, наблюдая за его лицом. А окончательно запутывает дело тот факт, что зачастую совершенно разные виды танцев имеют одно и то же название.

    Этот текст не претендует на глубину и подробность. Он написан как попытка окинуть внутренним взором ирландские танцы во всех их разновидностях и аспектах – в том виде, в котором они сейчас существуют в Ирландии и за ее пределами – и получить более или менее цельную картину.

    Итак. Танцы, как известно, начинаются с музыки. Поэтому первое, о чем нужно знать начинающему танцору – какие бывают ирландские мелодии. Основные: джига, рил, хорнпайп и полька. Где-то на границе полек и джиг расположены слайды, а кроме того, сами джиги имеют несколько разновидностей (одинарные, двойные, слип-джиги). Обратите внимание: это исключительно музыкальное деление. Один и тот же рил могут танцевать в мягкой или жесткой обуви, сольно или в парах-тройках-четверках-и-т.д., в кабаке или на большой сцене, в традиционной или авторской хореографии. Но рил останется рилом. И если вы попросите музыкантов сыграть рил, то вы получите мелодию с музыкальным размером 4/4, а вот что вы будете под нее делать – это ваш личный выбор. В большей или меньшей степени то же самое справедливо и для остальных мелодий.

    Таким образом, музыка объединяет разнообразные ирландские танцы. А что же их различает? Предельно обще можно сказать, что место исполнения и неразрывно с ним связанный тип зрителя, а также формальная цель изучения танцев самими танцорами. Если быть немного конкретнее, то можно выделить:

    • танцы «для кабака» (чтобы поплясать самим и получить удовольствие от процесса),
    • танцы «для соревнования» (чтобы станцевать перед другими танцорами и получить оценку судей) и
    • танцы «для сцены» (чтобы выступить перед незнакомыми с темой зрителями и восхитить их).

    А если пользоваться современной терминологией, то получается:

    • сеты-кадрили и шан-нос,
    • кейли и сольные танцы современного стиля, в том числе сольные сеты (почему совершенно разные танцы называются одним словом, см. ниже)
    • авторские шоу: легендарные Riverdance и Lord of the Dance, а также их многочисленные клоны и последователи

    Во все три группы входят сольные и групповые танцы. Сеты и шан-нос принято танцевать в условно «обычной» обуви, а на соревнованиях и на сцене используют специальную мягкую обувь или жесткую обувь с набойками.

    Сразу же необходимо сказать, что в каких-то чертах все эти разновидности пересекаются. Например, последнее время популярны формальные соревнования по «традиционным» танцам, а с другой стороны за пределами Ирландии спортивные танцы регулярно исполняют на концертах в клубах исключительно для собственного удовольствия. Но такое сближение – результат развития танцевальной культуры в последние несколько десятилетий, не отменяющее, однако, внутренних различий направлений.

    Продолжение следует...