Как сводить ребенка в музей, чтобы он не взвыл от скуки (10 правил). В музей с детьми: рекомендации из личного опыта мамы

Музей - слово, произошедшее от лат. museum, что переводится не иначе как "храм". Это уникальное учреждение, которое занимается собиранием, изучением, хранением и демонстрацией образчиков, которые показывают как развивается природа, человеческий разум и творчество. Дети - самые желанные посетители музеев. Ведь именно в детстве, когда разум маленького человека жаждет познать весь и сразу окружающий мир, и стоит приобщать ребенка к культуре. Беспрецендентным феноменом российской культуры можно назвать создание школьных музеев, направленных именно на юных посетителей. Об этих организациях мы и поведем речь в статье.

Школьный музей: определение понятия

Музей школы - это разновидность музейных организаций учебных заведений, представленная самыми различными профилями. Данные учреждения можно отнести к ведомственным и общественным музеям, преследующим и познавательные цели. Управляются активом педагогов и учеников, полноценно входят в систему народного образования. Нередко куратором выступает профильный государственный музей.

Школьные музеи начались с межпредметных кабинетов, где хранился богатый фонд учебно-наглядных пособий, гербариев и прочих предметов, собранных силами учеников - биографий, историй, минералов, раритетных фотографий и предметов. Феномен достаточно быстро распространился в педагогической деятельности, став эффективным подрастающего поколения.

Деятельность школьных музеев в России началась еще в XIX веке - тогда они создавались при дворянских гимназиях. Следующий этап их развития - двадцатые годы XX столетия, когда по СССР прошел бум создания краеведческих музеев - многие из них прижились при школах. Празднования юбилейных дат, связанных с историей Советского Союза в 50-е, 70-е годы, тоже привели к распространению такого рода музеев.

Школьные музеи создаются по инициативе учителей, выпускников школы, учеников и их родителей, шефов. Поиском, хранением, изучением и систематизацией экспозиции заняты здесь учащиеся. Вся собранная ими коллекция становится частью музейного фонда РФ.

Сегодня в нашей стране функционирует около 4800 школьных музеев, из которых:

  • исторических - порядка 2000;
  • военно-исторических - около 1400;
  • краеведческих - 1000;
  • других профилей - 300-400.

Цели работы музея при школе

Музеи школьного профиля преследуют в своей деятельности следующие цели:

  • Содействие формированию навыков научно-исследовательской деятельности у школьников.
  • Поддержка детского творчества.
  • Формирование уважения к локальной и мировой культуре.
  • Воспитание уважительного отношения к прошлому.
  • Формирование чувства ответственности за сохранение исторических ценностей.
  • Взращивание чувства гордости за историю своего Отечества.
  • Появление у учащихся ощущения сопричастности к прошлому малой Родины, современной истории.
  • Обеспечение взаимосвязи между школой и культурными учреждениями.

Задачи деятельности

Школьные музеи, фото которых вы увидите на продолжении всей статьи, стремятся решить следующие поставленные перед ними задачи:

  • Воспитание должных патриотических настроений подрастающего поколения.
  • Приобщение ребенка к истории семьи, края, страны, всего мира.
  • Удовлетворение потребности школьников-исследователей в самостоятельном написании истории.
  • Сохранение и демонстрация подлинных исторических документов и артефактов.
  • Заполнение досуга детей поисково-исследовательской работой, изучением собранной коллекции, подготовкой и уходом за экспонатами, участием в конференциях и творческих вечерах.
  • Помощь учащимся в постижении начал исследовательской деятельности, формировании аналитического подхода.
  • Способствование конкретизации и расширению знаний ребят, почерпнутых ими из школьных учебников и рассказов учителей.

Принципы работы

Работа школьного музея опирается на ниже перечисленные принципы:

  • Систематическая связь со школьными уроками.
  • Использование всех видов внеурочной работы: семинары, шефство над ветеранами, конференции и т.д.
  • Занятие научной и исследовательской деятельностью.
  • Творческая инициатива школьников.
  • Связь с общественностью.
  • Строгий учет единиц музейного фонда, экспозиции.
  • Постоянная связь с государственными музеями.

Социальная миссия музеев при школах

Говоря про школьные музеи и их роль в проведении историко-краеведческой работы, коснемся социального аспекта этой деятельности - посмотрим, чему может научить ребенка эта организация как гражданина, члена семьи и общества. Итак, что дает учащемуся участие в деятельности музея при школе:

  • Знакомство с проблемами и гордостью родного края изнутри - через поисковую и исследовательскую деятельность.
  • Воспитание уважения к прошлому, культурному наследию - через знакомство с делами предков.
  • Навыки самостоятельной жизни - участие в походах, экспедициях.
  • Черты исследователя - через поисковую, аналитическую, реставрационную работу.
  • Репетиция будущих социальных ролей - в Совете музея ребенок может быть и руководителем, и подчиненным.
  • Роль непосредственного летописца, документоведа - школьники собственноручно пишут историю свою края, комплектуют фонды, составляют экспозиции.
  • Профессиональная определенность - примерив на себя настоящую профессию, учащийся уже может решить, захочет ли посвятить себя этой сфере во взрослой жизни.

Отличительные черты учреждения

Особенности деятельности школьных музеев вытекают из определенного рода черт, характерных только для этой организации:

  • Работа такого музея согласуется с школы.
  • Имеет коллекцию подлинных исторических артефактов и документов.
  • Демонстрирует экспозицию или несколько экспозиций, четко разделенных по тематике.
  • Располагает необходимым оборудованием, пространствами для размещения выставки.
  • Постоянно функционирует Совет музея - активные учащиеся, которые под руководством учителей ведут исследовательскую деятельность, работают с фондами, заботятся о сохранности и надлежащем
  • В деятельности организации всегда можно уловить черты социального партнерства.
  • Образовательная и воспитательная миссия реализуется через массово-просветительную и

Какие бывают школьные музеи?

У каждого музея при школе есть свой профиль - специализация деятельности, наполнения фонда, которая связывает его с определенной наукой, дисциплиной, сферой культуры, искусства, деятельности. Основные группы следующие:

  • исторические;
  • естественно-научные;
  • художественные;
  • театральные;
  • музыкальные;
  • технические;
  • литературные;
  • сельскохозяйственные и проч.

Музей может вести и комплексную работу. Идеальный пример - краеведческая направленность. Ребята изучают и природу, и культуру своего региона, города, района в целом. Важно отметить, что музеи конкретного профиля могут сфокусироваться только на определенном явлении своей сферы. Исторический музей может изучать историю только города или школы, литературный - только творчество неизвестных писателей, музыкальный - только частушки определенного этноса и т. д.

Рассказывая о том, какие есть школьные музеи, нельзя не упомянуть о монографических - посвященных конкретному объекту, лицу, событию. Сюда можно отнести музеи самовара, книги, Нового года и т. д. Школьные музеи боевой славы, фото которых вы также увидите в статье, - это тоже монографические. Они могут посвящены работникам тыла, кавалерам ордена Славы и т. д. Сюда же в полной мере относятся мемориальные и историко-биографические (посвященные жизни определенной личности) музеи.

Фонды музея при школе

Как и в музеях государственного значения, фонды школьного музея подразделяются на две составляющие:

  • Основной: музейные предметы, соответствующие профилю учреждения.
  • Вспомогательного материала: воспроизведения подлинной коллекции (копии, муляжи, фотографии, слепки и т. д.) и наглядный материал (схемы, плакаты, диаграммы, таблицы и т. д.)

В фонде могут значится:

  • орудия труда;
  • продукция, готовые изделия производства;
  • нумизматика;
  • оружие, знаки воинской славы;
  • предметы быта;
  • изобразительные источники - произведения искусства и документальные материалы;
  • письменные источники - мемуары, письма, книги, периодика;
  • медиатека - созвучные профилю учебники, фильмы, фонотека;
  • семейные раритеты и реликвии и проч.

Об экспозиции музея при школе

Наличие экспозиции - ключевой признак абсолютно любого музея. Экспонаты, раскрывающие определенный предмет или явление, объединяются в тематико-экспозиционный комплекс, последние составляют разделы, которые, в свою очередь, представляют все экспозицию.

В основном при составлении экспозиции используется историко-хронологический принцип - каждая ее часть последовательно рассказывает о событии, предмете и явлении. Самые распространенные методы построения экспозиции из коллекций фондов:

  • систематический;
  • тематический;
  • ансамблевый.

Школьные музеи - особенная и уникальная составляющая учебного и просветительского процесса. Она способна достичь тех целей, решить те задачи, с которыми обычное обучение в школе не может справиться в одиночку.

Музей... Кто-то из взрослых, слыша это слово, подавляет зевоту, у кого-то в глазах загорается любопытство, кто-то давно и навсегда решил для себя, что "ходить по музеям — это скучно", а кто-то относится к ним с недоверием и ожиданием: "будет ли там что-то интересное?". Все это — результат их встреч с этими "очагами культуры" и детских впечатлений. Что будет чувствовать ваш ребенок при слове "музей"?

Чтобы встречи были желанными и эмоции от посещения музеев положительными, родителям нужно хорошо подготовиться. Надо продумать, какой музей детям будет интересен, заранее подготовиться к визиту, узнать о том, какие интересные программы предлагают музеи юным гостям...

Какие музеи бывают?

Пожалуй, стоит пофантазировать с детьми на обратную тему: каких музеев не бывает. Придумать музей, которого еще нет — прекрасная творческая задача для развития мышления. Конечно и решений у такой задачи много, но она не так проста.

Ведь музеев существует очень много и самых разных: есть музеи естественнонаучные, где можно проникнуть в тайны окружающего нас мира и живых организмов, заглянуть за край Земли, проникнуть в прошлое. В Москве это, например, биологический музей им. Тимирязева, Дарвиновский музей, Палеонтологический музей, музей Землеведения...

Есть музеи, посвященные технике, например, старейший такой музей России — Политехнический, где не только можно узнать об истории развития компьютера или микроскопа, послушать о достижениях науки, но и посетить вечер авторской песни, побывать на встрече с настоящими учеными, побывать на увлекательном занятий, лекции с демонстрацией или празднике. Разве не увлекательно побывать на Новогоднем балу химических элементов или поучаствовать в игровых программах цикла "Технические сказки"? Технические музеи — это интересно, грандиозно, удивительно, ведь все это создано людьми. Есть музей самой настоящей военной техники, старинных автомобилей, авиации и космонавтики, музей паровозов и другие.

Существуют мемориальные музеи, посвященные жизни и творчеству выдающихся людей самых разных творческих специальностей: писателей, поэтов, художников, актеров, певцов. Среди них есть музеи-квартиры, позволяющие проникнуться жизнью автора и музеи, полные необычных и таинственных вещей. Во многих из них проводят занятия для маленьких посетителей. Особенно популярен музей К.И. Чуковского в Переделкино.

Еще? Вас и ваши детей ждут краеведческие и исторические музеи, где можно познакомиться с бытом и историей города и страны, узнать больше о Великой отечественной войне, увидеть настоящие рыцарские доспехи.

Музеи искусств и декоративно-прикладного творчества тоже найдут, чем удивить и поразить ребенка: ГМИИ им. А.С.Пушкина, Третьяковская галерея, Русский музей в Санкт Петербурге, музеи декоративно-прикладного искусства или галереи, посвященные творчеству одного художника.

Есть музей "одной темы", побывать в которых также очень интересно и познавательно: музей Воды, музеи, посвященные истории театра, музей водопровода, утюгов, хрусталя, мыши, уникальных кукол, чая, музей Мосфильма... А как интересно побывать в музее, знакомящем с жизнью других народов мира и их традициями! Музей Востока производит на многих детей очень яркое впечатление. А многие даже и не представляют, сколько разнообразных музыкальных инструментов создало человечество. Их можно увидеть в музее музыкальной культуры им. Глинки.

А еще есть музеи-усадьбы и историко-археологические заповедники, есть парки, в которых ведется экскурсионная работа и организуются детские программы, например Коломенское или Кузьминки. Есть места, где можно познакомиться с живыми организмами, необычными и уникальными, тоже своего рода "музеи": Аптекарский огород, Ботанический сад, зоопарк, океанариум...

Нет такого ребенка и такой семьи, для которой не нашлось бы интересного музея. Это действительно так. Ищите "свои" музеи и вы обязательно их найдете.

Что предлагают музеи детям?

Помимо традиционного просмотра экспозиций и покупки сувениров, музеи предлагают большое количество разнообразных программ. Что можно узнать в музее, в чем поучаствовать? Начнем, конечно же, с экскурсий. Многие музеи стали предлагать аудиоэкскурсии, которые могут быть интересны подросткам , публичные экскурсии по выходным, экскурсии, рассчитанные на посетителей и самого юного возраста — дошкольников.

Теперь экскурсия — это не просто прогулка с экскурсоводом по тихим залам музея. Появилось понятие "музейная педагогика", работники задумались о создании привлекательного имиджа музея и стали разрабатывать потрясающе интересные программы, игровые экскурсии. Многие программы в музеях дают детям возможность не просто послушать экскурсовода, но и потрогать, посмотреть, как работает, понюхать, разобрать и собрать заново... Например, в биологическом музее им Тимирязева есть программа "Комната открытий", а музей декоративно-прикладного искусства на Делегатской проводит фестиваль детского творчества "Мастера", в программе которого самые разные мастер-классы. Да и сами экспозиции некоторых музеев включают просмотр тематических видеофильмов или возможность воспользоваться компьютерной справочной по экспонатам данного зала.

Многие музеи предлагают спектакли и детские праздники. Это, конечно, традиционный Новый год или Масленица , но и не только. Например, Дарвиновский музей проводит праздники разной тематики регулярно, в течение всего года.

В некоторых музеях можно даже отметить день рождения. Основной "фишкой" таких программ является интерактивность, то есть активное участие самих детей и возможность прикоснуться к музейным экспонатам в буквальном смысле этого слова.

Не будем забывать об образовательной роли музеев. Там можно не только поиграть, но и купить полезные книги, открытки или развивающие игры, пройти по залам, выполняя задания, посвященные экспозиции, приобрести на память открытки или значки, наклейки или обучающие диски.

Как подготовиться к походу в музей?

Конечно, необходимо предварительно познакомить ребенка с тем, что такое музей. Самым маленьким можно сказать, что вы идете в гости в дом, где живут красивые картины или старинные волшебные вещи, а дети постарше поймут и более прозаичное объяснение. В-первую очередь это нужно для того, чтобы ребенок был готов к тому, что вы идете не просто играть, а смотреть на что-то интересное и необычное, и мог воспринять правила поведения в музее. Так будет проще ребенку, который будет понимать, что ждет его в музее, да и вам придется меньше нервничать.

Лет с 3 многие дети любят рассматривать книги про животных или альбомы по искусству, узнавать про динозавров или машины. Не стоит торопить события и заставлять малыша запоминать названия, но поддерживать это любопытство стоит. Читая сказки, показывайте на картинках незнакомые предметы, рассказывайте о них, пусть они станут понятными и знакомыми. А сколько радости будет потом при встрече с ними в музее!

Можно придумывать сказки про героев картин или предметы, читать или сочинять с детьми мифы, рисовать картинки — "копии" известных полотен. Пусть мир музейных экспонатов органично вписывается вашу жизнь.

Выбирайте музеи, "близкие" увлечениям ребенка. Мальчик любит технику — идите в музей старинных автомобилей или Политехнический, все дети любят животных — беспроигрышный вариант — Дарвиновский музей. Посмотрели фильм про Египет или побывали там в турпоездке? Египетский зал есть в ГМИИ им. Пушкина.

И не пытайтесь обойти с ребенком весь музей. Для начала достаточно несколько залов. Главное не количество увиденного, а эмоции ребенка, его впечатления от похода в музей. Если ему понравилось, есть желание прийти в музей еще — значит, все удалось. И не важно, были вы в одном зале или обошли почти все.

Куда пойти в Москве? Самые популярные музеи и музейные программы.

Всероссийский музей декоративно-прикладного искусства. Здесь много интересных экспозиций и экскурсий, знакомящих детей с различными ремеслами и видами декоративно-прикладного творчества, завершающимися занятием, на котором дети сделают своими руками поделку по теме экскурсии. В музее есть Детский центр.

Палеонтологический музей им. Ю.А.Орлова славится своими коллекциями, скелетами вымерших организмов в натуральную величину и замечательными экскурсоводами.

Дарвиновский музей. Один из самых современных музеев. В залах стоят компьютеры, показываются фильмы, предлагаются тематические книжки с заданиями, которые можно выполнить, внимательно изучая витрины. Можно послушать голоса птиц, нажимая кнопки около соответствующей картинки, услышать голоса разных видов жаб, сравнить свой вес с весом мыши, кошки, слона, постоять у иллюминатора подводной лодки. Есть игровой уголок, часто по выходным проходят праздники.

Музей "Кукольный дом на Варварке". Здесь представлены самые разные авторские куклы, у каждой из которых своя сказка, своя история. Куклы живут не в витринах, а в специальных домиках, здесь волшебно светит фонарик и играет музыка... Кукольный дом приглашает детей на спектакли и экскурсии.

Для школьников интересные лекции, экскурсии и игровые программы предлагает Исторический музей. Ребята узнают многое о жизни бояр, окажутся в настоящих каменных палатах. Здесь же можно организовать и детский день рождения, который начнется познавательной экскурсией, а завершится трапезой и играми в компании бояр и Царя.

В Политехническом музее также можно увидеть очень много занимательного. Еще бы, ведь площадь всех экспозиционных залов около 10.5 тысяч кв.м., а протяженность маршрута — более 8 км. Конечно, это не обойдешь за один раз. Выберете, что вам больше хочется увидеть: "Швейные машины", "Радиоприемники", "Источники света", "Пишущие машины", "Приборы времени. Часы", "Телефонные станции", "Мотоциклы", "Автомобили", "Фотоаппараты и принадлежности к ним", "Кино-съемочная аппаратура"... В Политехническом музее проводятся химические и технические шоу, работает научная игротека.

Про московские музеи можно рассказывать очень много. Даже перечислить все невозможно. Музей воды, шахмат, сказок, леса, подводного флота, Зоологический музей, музеи спорта и московского метрополитена...

Куда пойти, чтобы провести время с пользой — есть. Выбирайте и получайте удовольствие от прекрасно проведенных выходных.

Обсуждение

Музеи бывают нескучные, еще какие, еще бывает, что чаепитие бывает прямо в музее и с музейными экспонатами вприкуску)))) Мы ездили в музей пастилы, город Коломна! Кто не был - это чудесно, не скучно, барышни в русских костюмах, дают делать пастилу самим, попробовать можно все! И познавательно, и вкусно! Ездили с Апострофом, остались довольны, из Москвы взрослые провожатые - бесплатно. [ссылка-1]

Недавно были с ребенком (ей 4 года) в музее им. Тимирязева. В принципе, природу любит и все научные факты из биологии воспринимает с интересом, но... Посмотрев на пару экспонатов, она начала бегать из зала в зал, капризничать, хорошо, там таких детей было 50% посетителей, на их фоне было не так стыдно. Помню, я в детстве могла по полдня все пристально рассматривать, некоторые вещи до сих пор запомнились... Может, она просто не музейный ребенок? В статье ничего не говорится, как обеспечить спокойное поведение...

30.11.2008 17:31:57, irakezzz

еще есть музей сказок "дом сказок" - там замечетельно

Комментировать статью "Нескучные музеи для детей"

Дети и музеи. Если некий музей настолько популярен что в него всегда очередь часа на полтора, с какого возраста (ребёнка) вы бы пошли туда с То есть очередь полтора часа- это не постоянное состояние этого музея. А пусть предсказуемое, но стечение обстоятельств.

Обсуждение

С того возраста, когда решение пойти именно туда, а не в какое-то другое место было бы инициативой самого ребенка.
Вот именно в определенный музей, куда надо стоять в очереди - лет в 14-15, наверное. До этого возраста ни одному из моих "ребенков" музеи не были интереснее, чем альтернативные способы приобщения к прекрасному:) Более того, дочь мне недавно высказала свое возмущение тем, что я ее слишком рано (лет с 8-10) начала "прогуливать" по европейским музеям-достопримечательностям и сейчас, к своим "почтенным" 18 она практически ничего не помнит из увиденного - за очень-очень редкими исключениями - и это ей очень обидно.

А ребенок сам хочет туда идти?

Музеи - нарочно же их не придумаешь. Есть исторические города, там с этим получше. Например, Переславль весь в музеях, хотя город небольшой:) В Подмосковье есть несколько очень неплохих театров, которые делают полные залы, с хорошим репертуаром.

Обсуждение

Менталитет деревенщины,грязи не будут князи,нет хороших направляющих,учителей по влиянию

19.10.2017 14:49:48, Тещенька

какая-то неправильная провинция). Вот у нас все как надо: театра нет, кинотеатр - 2 старых фильма в месяц, концерты - только дети из своей же музыкальной школы и танцы оттуда же. Ехать на концерт - автобусы до 9 ходят, а на машину тут не особо заработаешь.
Зато есть свои массоны.

19.10.2017 12:19:22, рыбкина

Правда, в музее, скорей всего, тоже нужно не дышать на шедевры, а зашикать могут и смотрители. Для горожан, в том числе и Будет возможность заглянуть на 5, 10, 15 минут проходя мимо. Я лично последние лет 20 несколько раз была на колоннаде, а внутрь не ходила.

Обсуждение

У меня нет однозначного мнения насчет передачи. Что мне очевидно, что это надо делать не волевым решением. "Раз, мы уже все подарили, поздравляем", а после обсуждений с горожанами. Которых не было до объявления решения, и которые переросли в конфронтацию после.

Я вижу в минусах передачи необходимость надевать платок при посещении и шикающие бабушки, которые учат этому окружающих (даже если не меня). Правда, в музее, скорей всего, тоже нужно не дышать на шедевры, а зашикать могут и смотрители.

Для горожан, в том числе и неверующих, плюс передачи в возможности свободного входа. Будет возможность заглянуть на 5, 10, 15 минут проходя мимо. Я лично последние лет 20 несколько раз была на колоннаде, а внутрь не ходила. Может быть, если бы был действующий храм, то с удовольствием зашла бы по дороге.

В бюджетах я не очень разбираюсь, но предполагаю, что цифры "убытков государства" будут сильно зависеть от того, что и как считать.
Можно сохранить отдельные платные музейные залы, как это реализовано во многих католических храмах.

да вообще с каждого жителя страны нужно брать десятину в пользу церкви.

Те музеи, где был много раз - помнит, это Политехнический и Третьяковка, а остальные - нет. Не уверена, что он ту же Кунсткамеру помнит. А ваши дети помнят? Имеет ли смысл водить детей в музей в возрасте до 10 лет и в какой музей? Сколько раз нужно посетить с ребенком один и...

Обсуждение

У меня память оперативная очень оперативная:) я быстро забываю увиденное в музее. В кунсткамере была 4 года назад, экспонатов не помню вообще, а у нас ведь был экскурсовод. Тут недавно упоминали галерею Уфицци, ну была я там, ничего не помню. Поэтому все музеи в детстве практически прошли мимо меня. Я помню, что я была Третьяковке, помню как ходили по залам, помню были люди, экспонатов не помню. Самое яркое воспоминание из посещения музея в детстве поедание пиццы в буфете на Крымском валу после выставки фотографии с родителями, понятно, что саму выставку я не помню вообще:)

Помню Давида в Пушкинском, мне 7 лет было. Помню исторический музей тоже примерно в этом возрасте. Помню Планетарий с восторгом. Павильон "Космонавтика" на ВДНХ.
Но есть художественно одаренные дети. а не как я, тогда это другое дело.

Организация работы по взаимодействию с родителями в рамках реализации проекта «Дети в музее». Способы реализации проекта.

Педагогические функции музея:

  • Образовательные :
  • Развивающие :
  • активация мышления;
  • развитие интеллектуальных чувств, памяти, сенсорно- физиологических структур;
  • обогащение словарного запаса;
  • Воспитательные :
  • формирование личностных качеств, взглядов, убеждений;
  • становление умственного, нравственного, трудового, эстетического и экологического воспитания;
  • Просветительские :
  • формирование умений, навыков;
  • формирование адекватного, осмысленного отношения к получаемой информации

Тематика:

Фольклорные праздники. Театрализованные экскурсии в музее

«Новый год на старый лад, или как в старину Новый год на Руси встречали». Традиции встречи Нового года на Руси. Новогодний бал в дворянской гостиной, колядование в крестьянской избе, веселье у новогодней елки с детьми старшего возраста.
«Масленицу провожаем, света солнца ожидаем». Знакомство с русскими народными традициями проводов зимы и встречи весны. Игры, песни, загадки, блины. Участие детей среднего и старшего возраста в старинных масленичных обрядах.
«Зеленые святки. Троица». О народных традициях проводов весны и встречи лета на Руси. Игры, гадания, фольклор с детьми подготовительной группы.
«Осенние праздники на Руси»
Знакомство со старинными обрядами, связанными с уборкой урожая, осенние ярмарочные и другие развлечения с детьми среднего и старшего возраста.
Использование новвоведений на занятиях и в организации воспитательно-образовательного процесса, например таких, как: театрализованное занятие, занятие-путешествие, сюжетно-ролевая игра-занятие, консультации, взаимообучения,аукционы, презентации, гостиная, проекты,занятия-фантазии, концерты, игры.

Формы работы музея:

Выставки:

  • Познавательные. Цель: расширять представления детей о разных материалах, о рукотворном мире, знакомить с образцами изделий, профессиями.
  • Музейно-исторические. Цель: знакомить детей с историческими событиями, приобщать к музейной культуре, воспитывать любовь к родине.
  • Эколого-краеведческие. Цель: знакомить детей с родной природой, способствовать формированию экологической культуры, воспитывать нравственные и эстетические чувства.
  • Художественные. Цель: познакомить с произведениями русских художников, жанрами изобразительного искусства, декоративно- прикладными ремёслами.
  • Конкурсы. Цель: вовлечение в совместную деятельность детей, родителей и педагогов, укрепление семьи.
  • Ярмарки. Цель: популяризация предлагаемой темы, обмен опытом в какой – либо области, привлечение спонсорских средств на развитие музея.
  • Детское творчество. Цель: персональные выставки работ одарённых детей (лепка, рисунок, поделки из разных материалов, аппликация)

Выставки готовятся творческой группой педагогов, в зависимости от темы определяется продолжительность работы. Она может быть от 1 дня до 2 мес. Как правило, каждая длительная выставка постепенно обогащается и дополняется детскими работами, созданными в результате знакомства дошкольников с экспонатами выставки.
Экскурсионная работа с детьми ведётся со 2младшей группы.

Актуальность:

Реализация целевых образовательных стандартов.

– Обеспечение интеллектуального, личностного развития ребенка.
– Охрана жизни и укрепление здоровья детей.
– Приобщение детей к общечеловеческим ценностям.
– Взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.

Цели:

  • привлечение внимания родителей к музеям;
  • создание мини-музея, как отражение интересов и проявление инициативы детей;
  • обогащение развивающей среды группы, ДОУ;
  • использование новых форм работы с детьми и их родителями.

Задачи:

  • формирование у дошкольников представления о музее
  • приобщать дошкольников к культурно – эстетическим ценностям, побуждать к творческой деятельности, воспитывать любовь к родному краю, городу;
  • способствовать обогащению представлений о природном и рукотворном мире, развивать познавательные интересы;
  • выделять выразительные средства каждого вида творчества, понимать язык искусства;
  • вовлечение родителей в жизнь группы, ДОУ.

Цель работы с родителями: Познакомить родителей с интересными музеями и экспозициями для совместного посещения их с ребенком.

В работе по введению родителей в музейную культуру и повышения их интереса к посещению музеев использовались следующие мероприятия:

  • Оформление тематического уголка на тему: «Музеи Москвы для детей» для ознакомления родителей с интересными музеями и экспозициями для совместного посещения их с ребенком.
  • Беседа на тему «Какие бывают музеи» способствует ознакомлению родителей с разными профилями музеев.
  • Открытое занятие для родителей в детском саду на культурологическую тему и его анализ с позиции «что доступно и интересно ребенку» в процессе обсуждения произведений искусства поможет сориентироваться родителям в дальнейшем выборе экспозиции.
  • Знакомство родителей с содержанием программы по ознакомлению дошкольников с музеем.
  • Роль родителей в общении и совместной деятельности с ребенком после экскурсии.

1 направление работы: совместная деятельность родителей и детей под руководством воспитателя.

2 направление работы: выполнение родителями заданий воспитателя связанных с предварительной и последующей работой по посещению музеев.

3 направление работы: Собственная деятельность родителей по организации досуговой деятельности связанной с посещением музеев.

В результате, родители:

  1. Знакомятся с культурой и традициями своего народов, спецификой народных праздников через активные формы взаимодействия педагога и детей.
  2. Знакомятся с традициями народных праздников и принципами организацией воспитания в семье, направленного на приобщение детей к традиционной народной культуре и формирование толерантного отношения к культуре различных народов.
  3. Расширяется сфера участия родителей в организации воспитательно-образовательного процесса в группе, родители активно участвуют в жизни группы и детского сада.

Что мы хотим получить: Организация совместной досуговой деятельности родителей и детей под руководством воспитателя, базирующейся на посещении детьми музеев.

Задачи:

  1. Способствовать возникновению у родителей активного желания включаться в работу воспитателя с детьми по посещению музеев.
  2. Формировать у родителей умение самостоятельно организовывать содержательное общение с детьми в досуговой деятельности связанной с посещением музеев.
  3. Содействовать воспитанию устойчивого и осмысленного интереса у детей и родителей к музеям и их посещению как к интересной форме семейного досуга.

После проведения завершающего этапа можно предположить, что родители и дети с интересом и желанием будут использовать посещение музеев города как интересную форму досуга. У них наладиться содержательное общение и тесный контакт, а следовательно их взаимоотношения улучшатся.

Организация работы по взаимодействию с родителями в рамках реализации проекта «Дети в музее».

Способы реализации проекта.

Воспитатель

Алексеева Г.А

Февраль 2014г.

Педсовет

Тема: «Взаимодействие

физической культуры с другими образовательными областями»

Воспитатель по ФИЗО

Ахмедова Р.Г.

Февраль 2014г.


Этот музей уникален прежде всего тем, что первым в нашей стране взял на вооружение передовые интерактивные разработки. Многое детям здесь разрешается потрогать и попробовать «на зубок» – и это вызывает у них неподдельный восторг. За год музей успевает посетить более 30 тысяч ребят из всех уголков России.

Каждый находит себе здесь зрелище по душе. Кто-то восхищается экспозицией «Каменный век» со стоянкой древних людей и артефактами из раскопок. Кто-то сходу влюбляется в «Старорусскую школу», где не только в мельчайших подробностях воспроизведен колорит сельской дореволюционной школы, но даже есть печка с чугунком – именно так когда-то и было организованно «горячее питание» на Руси. А кто-то просто не может налюбоваться на зал «В гостях у прабабушки» с интерьером детской комнаты конца XIX-начала XX веков.

А ведь есть еще и «Веселая ярмарка», где собраны игрушки из разных материалов – от соломы до дерева, и «Прогулка по старому городу», где в мельчайших подробностях воссозданы улицы и жители старого Владимира, и многое-многое другое.

Музей истории шоколада и какао «МИШКа», Москва

Какой ребенок не любит сладкого? Ваш сластена гарантировано придет в восторг от посещения «сладкого музея», а еще узнает и запомнит массу познавательного и необычного. Ведь в «МИШКе» мирно уживается самое современное мультимедийное пространство и уникальные исторические экспонаты, увидеть которые вряд ли удастся где-то еще.

Детям расскажут о свойствах шоколада, которые издавна называли «волшебными», о том, как он влияет на настроение и здоровье, и о достижениях сладкой кулинарии. Маленькие посетители попадут на корабль конкистадоров, которые когда-то везли бесценный груз в метрополию, прокатятся на «карете времени» по тем географическим местам, где был популярен шоколад, заглянут в самую настоящую лабораторию, где растут какао-бобы. Конечно, не обойдется и без дегустации – в фабричном цехе маленькие посетители не только наблюдают процесс изготовления шоколада, но и пробуют его.

Судя по отзывам в интернете, атмосферу сладкого праздника гости музея буквально «чуют» уже при входе – ведь в вестибюле представлены фигуры животных и картины из шоколада. Самый главный из них – Мишка весом около 100 кг. Изначально он был меньше, но заметно «подрос» в процессе постоянной реставрации. Ведь посетители то и дело отламывают от скульптуры кусочки, а сотрудники музея стараются этого «не замечать»…

Музей русских суеверий, Куршская коса

Под Калининградом есть удивительный городок – попадая сюда, не только дети, но и взрослые начинают верить, что действительно оказались в сказке. В обрамлении красивейшей природы расположен парк деревянных скульптур и здание Музея русских суеверий.

Художник давно и всерьез изучает русский фольклор, и здесь вы сможете не только показать своим детям лешего или Змея Горыныча, но и перебаечника, волосеня, шерстнастого, василиска и других подзабытых ныне персонажей сказаний и народных поверий. А не сможете их опознать – тоже не беда: у каждой скульптуры есть свой «паспорт», в котором написано, что это за персонаж и чем знаменит.

Еще хранители музея знакомят всех желающих с популярными народными приметами. Например, гостям предлагают минутку постоять в дверном проеме под вбитым топором, чтобы «здравия набраться». Говорят, эта древняя славянская примета до сих пор срабатывает…

Музей счастливого детства, Казань

Этот музей – первый в России, посвященный детству эпохи СССР. И современные дети с первых же минут начинают азартно перебирать игрушки, книги, одежду и прочие вещи, которыми когда-то пользовались их родители. Так что если вы чувствуете необходимость объяснить своему ребенку тот мир, в котором прошло ваше детство, лучшего места не найти.

В этом оригинальном музее – два этажа, битком забитых всякой всячиной. Первый этаж посвящен школьным годам со всей их атрибутикой. Любой предмет можно трогать руками – и полистать букварь, и открыть пенал с олимпийским мишкой, и покрутить глобус, и подудеть в пионерский горн, и сесть за старую парту. Второй этаж – ретроспектива жизни советского ребенка. Здесь собраны предметы, сопровождавшие каждого нового «гражданина СССР» от его рождения до ухода в армию или поступления в институт.

Кстати, музею дарят свои вещи многие знаменитости, «рожденные в СССР». Например, в экспозиции представлен потрепанный ученический портфель Сергея Шнурова: тяжеленный, «неубиваемый», на котором так хорошо было съезжать зимой с горки.

Музей утюга, Переславль-Залесский

Специализированных музеев быта в последнее время в нашей стране открылось немало, и это неудивительно – в старинных вещах есть какая-то особая притягательность и теплота, поэтому подобные места с удовольствием посещают люди самых разных возрастов. А в числе лучших чаще всего называют Музей утюга в Переславле-Залесском.

Это частный музей, в котором собрана уникальная коллекция старинных утюгов. Рассказ хранительницы музея – это не монолог, а оживленная беседа с гостями. И в эту беседу быстро включаются все – от мала до велика. Особенно радуются дети, когда у них получается ответить на тот или иной вопрос правильно. Коллекция музея изобилует и другими старинными предметами быта, которые вызывают огромный интерес у посетителей.

А еще этот музей учит людей… улыбаться. Повсюду развешены забавные надписи, которые заставляют восхищаться чувством юмора сотрудников. Например, вот такая надпись больше всего понравилась одной бабушке, посетившей музей вместе с внуками: «Все ломается: чувства, люди, утюги…Особенно утюг меня расстроил: вот уж от него не ожидал!»

Музей-театр «Волшебный букварь», Москва

Музей букваря в Москве рассчитан на детей от двух лет. А уж на старших дошколят и школьников он вообще производит неизгладимое впечатление, ведь это не просто выставка, а образовательное интерактивное пространство.Начало уникальной коллекции Музея игрушки положил известный искусствовед Николай Бертрам еще до революции 1917 года. Однако звездный статус не мешает музею идти в ногу со временем и привлекать в Сергиев Посад все новые и новые поколения детей. Многие, побывав здесь в детстве с родителями, возвращаются на экскурсию уже со своими маленькими специалистами по игрушкам.

И это совсем неудивительно – ведь именно тут можно узнать, какими были игрушки царской династии, во что играли крестьянские дети на Руси и как поменялась игрушка с приходом Советской власти. А еще познакомиться с традиционными народными кукольными промыслами села Богородского и Сергиева Посада, сравнить знаменитую русскую матрешку с ее прообразом – японской деревянной куклой, восхититься огромным разнообразием игрушек самых различных стран и эпох.

Также в музее проводят увлекательные мастер-классы. На них можно самостоятельно изготовить аутентичную тряпичную куклу или расписать деревянную фигурку.