В Омске Яковлева рассказала, почему ушла из «Современника. Елена Яковлева: «Я не любимица Галины Волчек

Жаркое московское лето 2011 года запомнится столичным театралам большим количеством скандалов в московских театрах.

Не успела общественность свыкнуться с мыслью, что окончательно разругались актеры легендарной Таганки и великий постановщик и основатель театра Юрий Любимов, как вдруг новый удар - из не менее легендарного "Современника″ решила уйти известная актриса Елена Яковлева.

Народная артистка России подала заявление об уходе из московского театра еще 20 мая, однако публично эту информацию подтвердили только сейчас.

"Мотивом своего ухода, озвученным директору театра Леониду Эрману, Яковлева считает то, что "Современник" недостаточно хорошо заботился о ее профессиональном развитии. Действительно, последняя премьера с участием Елены Алексеевны был спектакль "Пять вечеров", поставленный в 2006 году", - об этом ИТАР-ТАСС сообщила 29 июня помощник художественного руководителя театра по литературной части Евгения Кузнецова.

Елена Яковлева известна зрителям по таким знаменитым кинокартинам, как Интердевочка", "Ретро втроем", "Мой сводный брат Франкенштейн" и телесериалу "Каменская". Она также одна из ведущих актрис одного из лучших московских театров.

По словам представителя театра, отсутствие новых ролей лишь "формальный повод, называя который, актриса "забывает", что в течение этих пяти лет она отказалась от трех ролей, среди которых были роль Тамары в спектакле "Враги: история любви", в результате блистательно сыгранная Евгенией Симоновой, а также две архиглавные роли в двух других пьесах". В результате "Современник" вынужден был отказаться от права первой постановки одной из этих пьес в России, и сейчас она запускается "в другом, крайне уважаемом московском театре".

"Написав заявление об уходе, Елена Яковлева пообещала директору театра, что сыграет все спектакли, объявленные до конца этого сезона, - заметила помощник худрука. - Однако 5 и 7 июня были сыграны замены вместо спектаклей с участием актрисы. Причиной тому были проблемы с голосом. 11 июня в "Вишневом саде" Мария Аниканова срочным вводом сыграла роль Вари. С просьбой о замене ее в этом спектакле Елена Яковлева обращалась к художественному руководителю неоднократно".

Как рассказала представитель театра, Елена Алексеевна в разговоре с художественным руководителем "Современника″ Галиной Волчек 14 июня подтвердила, что ее заявление об уходе из театра остается в силе, и пообещала не подвести продюсера екатеринбургских гастролей и сыграть там все четыре спектакля.

"Однако утром в воскресенье, 19 июня, выезд постановочной части на гастроли был отложен, так как Елена Яковлева, сославшись на врача, сказала, что по состоянию здоровья не может принимать участие в спектаклях", - отметила Кузнецова.

"Поскольку актриса больна, руководство театра не считает для себя возможным принимать какие бы то ни было административные шаги, в том числе подписывать не отозванное заявление, пока Елена Яковлева не выздоровеет", - заключила помощница худрука.

"Я не хочу ничего комментировать″, - сообщила сама Яковлева и повесила трубку, передает "Экспресс-газета″ . Эти несколько слов актриса произнесла безумно расстроенным, заплаканным голосом.

Галина Волчек от подробных комментариев также отказалась, однако на вопрос «Известий», почему Яковлева уходит, ответила с природной прямотой и откровенностью: "Я не знаю. Не могу даже догадываться. Никогда бы не поверила, что Лена Яковлева, с которой мы столько лет работаем вместе, которую я так люблю и вечно ставлю всем в пример - что вот ее съемки никогда не мешали театру, - и вдруг захотела уйти?.. Поклонники, точнее, поклонницы пытаются сейчас представить Лену жертвой театра. Но ведь она сыграла у нас 15 главных ролей и от трех отказалась. Всем бы быть такими жертвами... Мы начинали, когда она только пришла в «Современник», с пьесы Рощина «Близнец». Яковлева и Неелова сыграли главные роли. А потом были "Пигмалион", "Мурлин Мурло", "Крутой маршрут"..."

В среде театральной публики ходит слух, что Яковлева не поделила одну из новых ролей с молодой актрисой Аленой Бабенко.

Коллеги актрисы по театру - Лия Ахеджакова и Игорь Кваша, наотрез отказались обсуждать демарш Яковлевой.

Актриса Людмила Иванова, запомнившаяся ролью сплетницы Шурочки в хите Рязанова "Служебный роман″, намекнула, что сама страдает от невостребованности в "Современнике″, но спасается писательским трудом и работой в собственном театре.

Поделился своими домыслами об уходе Яковлевой и артист Евгений Герчаков: "Еще два года назад Галина Волчек вела активные разговоры о необходимости смены поколений в своем театре. Тогда как раз приболели Кваша и Гафт. Она стала звать меня на работу. Но, поразмыслив, я отказался. Прислушался к мнению коллег, что "Современник″ - женский террариум единомышленников. Помню, Лия Ахеджакова мне жаловалась: "Я не фаворитка у Волчек. Она со мной может сделать все, что угодно, несмотря на мою популярность и звания. Приходится держать с ней ухо востро. Это Нееловой у нас все можно, а мне - нет″.

Свои 5 копеек в предысторию громкого ухода вставила и актриса Мария Селянская, дочка Евгения Евстигнеева, который в свое время был мужем главы "Современника″ Волчек.

"Конфликт произошел на моих глазах, - рассказала Мария. - Как раз шла репетиция. Лена узнала, что готовится к постановке много новых спектаклей, а ее нигде нет. Вот и написала в сердцах заявление. К сожалению, Галина Борисовна никем не дорожит! Не думаю, что Яковлева передумает и вернется в театр″.

К слову, в 1986 году Елена Алексеевна уже на время уходила из "Современника″ и работала в Театре им. Ермоловой. Но спустя три года вернулась.

Яковлева поступила в "Современник" сразу после окончания ГИТИСА. В театре актриса сыграла около двадцати ролей. Среди них - Евгения Семеновна в "Крутом маршруте", Элиза Дуллитл в "Пигмалионе", Кабаниха в "Грозе", Мария Стюарт в "Играем... Шиллера!" и другие.

«Известия» уже рассказывали, как развивались события. Яковлева подала заявление, мотивируя свой поступок тем, что театр не заботился о ее «профессиональном развитии», не поехала на гастроли в Екатеринбург в связи с болезнью связок и, по всей видимости, больше не выйдет на вашу сцену. Вы до сих пор избегали личных комментариев. Но все-таки - как вам далось это расставание?

Мне меньше всего хотелось бы говорить на эту тему. Но Лена сама начала комментировать свой уход. Я перенесла это расставание намного легче, чем то, что они втроем - Неелова, Ахеджакова и Яковлева - устроили мне прошлым летом, когда отказались играть во «Врагах: истории любви» по Исааку Зингеру. Внятно объяснить каждая свою причину они не смогли, потому что их и не было. Все роли замечательные. Не просто роли - судьбы. Но Лена, уходя, сказала мне, что ей нравится только одна роль - та, которую получила Чулпан Хаматова. Я говорю: «Чулпан у вас у всех просто бревно в глазу. Таким бревном для женской части труппы когда-то была Неелова, потом - ты, теперь - Чулпан».

Однако ни Неелова, ни тем более Ахеджакова не могли претендовать на роль, отданную Хаматовой. Когда три актрисы такого уровня дружно отказываются от участия в спектакле - может, к этому стоит отнестись серьезно?

Не могу, поскольку произведение, на мой взгляд, великое. Не зря Зингеру дали Нобелевскую премию.

Ну не сговорились же они.

Нет, конечно. Это называется «цепная реакция». Видимо, каждую не устраивало, что они все вместе и все - главные. Нет единственной героини.

Насколько справедливы претензии Яковлевой к «Современнику»?

Абсолютно несправедливы. Она говорит, что пять лет - после «Пяти вечеров» - не играла ничего нового. Но при этом умалчивает, сколько предложений отвергла. Раз уж возник такой повод, мы подсчитали, что за свою жизнь в «Современнике» она сыграла 15 главных ролей - это очень много! - и от трех отказалась.

Вскоре после того, как Лена подала заявление - чему я и поверить-то сразу не могла, - у меня был творческий вечер в Доме музыки. Где я про нее не только не сказала ни одного дурного слова, но, когда меня в очередной раз спросили про «музу», я ответила, что «музой» для меня была сначала Татьяна Лаврова, потом Неелова, затем Яковлева.

А сейчас Хаматова? Все еще?

Но и ей наверняка кто-то дышит в затылок. Чего же вы хотите? Бывшая муза - это как оставленная жена. Ревность и обиды неминуемы.

Понимаешь, это ведь не связано со степенью одаренности. Муза - это та артистка, которая наиболее глубоко и точно способна выразить режиссера. Так сложилось, что на этом месте может быть только лирическая героиня. И никогда - характерная актриса, даже самая блистательная.

Яковлева приходила к вам прощаться?

Да. Заявление она подала в мае, а ко мне пришла 14 июня. Я ее хорошо приняла. Она сидела вот тут, на твоем месте, и в основном молчала. А я смотрела на нее и удивлялась: это была абсолютно незнакомая мне Лена. Я так ее любила, так ею гордилась! Всем в пример ставила. Говорила: «Почему я не знаю, когда Лена Яковлева снимается в своей этой «Каменской»?! Она приходит на репетицию, не давая мне поводов думать, что ночью снималась, устала, не спала». Она мне действительно нравилась, я ее любила. Любой глагол подойдет к той Лене, с которой мы больше не встретились.

Я задавала себе вопрос: может, это происходило постепенно? Было немало случаев просто оскорбительного отношения Лены и ко мне, и к театру. Я все это говорила ей в лицо, поэтому могу повторить. Был сотый спектакль «Пяти вечеров». Молодежь наша подготовила капустник, накрыли на пятом этаже скромный фуршетик. Я иду туда и вижу вылетающую из дверей Лену, которая со мной еле здоровается и убегает. Наверное, она в этот момент сильно не любила меня - за что, не знаю. Но почему она так оскорбила своих партнеров, которые там собрались? Они с Шальных не пришли.

Кстати, а Валерий Шальных, муж Яковлевой, остается в труппе?

Нет, он подал заявление несколько дней назад. Наверное, не мог иначе поступить в этой ситуации... Знаешь, ведь Лена уже однажды в молодости уходила. Ее Фокин уводил. Потом вернулась - и как!

Со слезами раскаяния?

Да. Я ее обняла и совершенно искренне сказала: «Лена, всё, забыли, этого не было!» И правда, до последнего времени я ту историю не вспоминала, просто стерла из памяти.

Лена, которую я не знала и никогда ее такой не видела. Вся запертая изнутри. Не знаю, от кого. От меня, наверное.

Видимо, подавая заявление, она хотела остаться здесь приглашенной звездой. Говорила, что не собирается уходить совсем. Но я никому такого не позволяю. Одно дело - пригласить актера со стороны, если в труппе нет своего исполнителя на конкретную роль. И совершенно другое - поставить кого-то из своих в привилегированное положение. Устраивать из театра полугосударственную антрепризу я не могу.

В некоторых ролях Яковлеву легко заменить. Но есть и фирменные вещи. Ваш легендарный «Пигмалион» с Яковлевой (Элиза Дулиттл) - будете его закрывать?

Закрывать не буду. Собираюсь осенью ввести туда Алену Бабенко.

Ходят слухи, что Яковлеву переманивают в Театр Вахтангова...

Все трудовые книжки должны лежать в отделе кадров, все звезды обязаны тащиться на пятый этаж смотреть капустник... Может, пора переформатироваться потихоньку? Хочет человек быть guest star и играть разовые - на здоровье. Публика ведь ходит.

Я не имею права! У нас не частный театр. По сути своей я абсолютно не консерватор. Для меня глагол «вспоминать» - не активный. Но репертуарный театр - великая идея Станиславского. Возьми Америку, где нравы прагматичные. Ли Страсберг три или четыре раза в жизни видел Станиславского, и после этого все - начиная от Мэрилин Монро и заканчивая Николсоном - стремились попасть к нему в школу, хотя бы ненадолго. Почему умный Никита Михалков на Московском кинофестивале учредил премию «Я верю!»? Потому что он понимает: ни за какие миллионы Мерил Стрип сюда не вывезешь, а под имя Станиславского приедет любой.

У меня одно желание и одна цель - чтобы с нашим уходом «Современник» не закончился. И именно как репертуарный театр.

Что вы называете «уходом»? Физическое покидание этого мира, или в какой-то момент вам просто захочется на покой?

Мало ли чего мне хочется! У меня гипертрофированное чувство долга. Надо организовать работу в течение сезона. Один молодой режиссер ставит, другой... Гарик Сукачев начинает репетировать американскую пьесу. А сегодня, чтобы найти 15 млн на спектакль, надо землю носом рыть. Вот, еще новое дело - театральная автономия. Буду разговаривать с юристом.

«Современник» сможет жить без госфинансирования, исключительно на собственные доходы?

Не знаю. Вход в драматический театр - это двери в нерентабельность. Другое дело - как к ней относиться.

Почему тогда возник вопрос об автономии?

Директор наш сказал, что все московские театры должны решить - переходить или нет.

Один мэтр очень хотел автономии, чтобы приватизировать государственный театр и передать его сыну по наследству. К счастью, афера не прошла. Мэтр со скандалом уволился.

Ну, уж это точно не про меня. Сказать, будто я хочу присвоить «Современник» для Дениса Евстигнеева - все равно, что предположить, будто я сейчас выпрыгну вот из этого окна и еще сделаю в воздухе кульбит.

Тем не менее театры у нас - единственные госучреждения, которыми можно руководить по 30–40 лет. Вполне естественно, что худрук начинает считать место работы своей вотчиной...

Какая у меня тут вотчина? Что я получаю от театра? Зарплату? Да, она хорошая. Во всяком случае, я привыкла жить хуже - снималась, когда за это платили копейки, ставила за границей, когда половину гонорара отнимало государство - и сегодня довольна. Недвижимости у меня никакой нет. Недавно боялась, что мне английскую визу не дадут, потому что у меня квартира на сына приватизирована. По их понятиям, я бомж.

Ну, не бомж, но вроде бы вас ничто здесь не держит.

Да. Помню, еще в советское время мы перед загранпоездкой писали поручительство за Нину Дорошину. Что она недавно купила софу и холодильник - значит, родину не предаст, вернется.

Ваши последние режиссерские работы - «Заяц. Love story» и очередная редакция «Трех сестер» - вышли довольно давно. Что дальше? Или вы уже не хотите ставить спектакли?

Хочу. Но не знаю, что сегодня могло бы катапультировать зрителя из его удобного кресла. А на остальное жалко время тратить.

Может, хоть мысли какие-то есть?

Мысли у меня не «хоть» - они есть. Но если я объявлю, что собираюсь ставить, скажем, «Чайку», критики сразу напишут рецензии - не дожидаясь выхода спектакля. Когда наперед знаешь, в чем тебя обвинят, руки опускаются.

Странно, что вас пинает либеральная журналистика. Хотя придешь в «Современник» на премьеру - в зале прямо съезд «Правого дела»

Не замечала нелюбви со стороны либеральных журналистов. Вот критика - это да. А если ты про Мишу Прохорова, то мы его любим и с «Правым делом», и без. Он нам помогал, а мы люди благодарные.

Если не «Чайка», то что?

Попробуем сделать одну инсценировку. Точнее, некий взгляд на одно огромное классическое произведение.

Наше или зарубежное?

Наше. Называть пока боюсь. Не знаю, хватит ли сил. Понимаешь, я столько времени уделяю тому, чтобы здесь все действовало. Спроси меня: что я делаю в театре? Всё! А ты говоришь: не хотите ли уйти на покой?

Вы не боитесь, что за Яковлевой подтянутся другие недовольные? Неелова, к примеру? Вообще у вас ведь целая россыпь звезд старшего и среднего поколения.

Когда они втроем отказались репетировать «Врагов», а уже был приглашен режиссер Евгений Арье, декорации изготовлены на спонсорские деньги, я от напряженного поиска актрис в итоге угодила в больницу. Но, выйдя оттуда, первым делом сказала: надо что-то придумать для Нееловой. Слава Богу, сейчас она репетирует «Осеннюю сонату» Бергмана, и насчет Марины я спокойна. Тогда же мы начали искать пьесу для Лены Яковлевой. Но Лена отказалась от двух предложений подряд.

Какие перспективы у Ахеджаковой?

Есть несколько идей. И у Лии Ахеджаковой будет новая работа, если, конечно, она опять не откажется.

А «мальчики» - Игорь Кваша, Валентин Гафт?

Дай Бог, чтобы они были здоровы. А роли для них всегда найдутся.

- Волчек никем не дорожит! - уверена дочь Евстигнеева Мария Селянская

В начале июня на форуме сайта театра «Современник» появилось сообщение, что Елена ЯКОВЛЕВА написала заявление об уходе. Поклонники актрисы забили тревогу: спектакли с участием их любимицы стали срочно заменять на другие, да и на запланированные гастроли в Екатеринбург Елена Алексеевна не поехала. В администрации театра объяснили: «Замена связана с тяжелой болезнью народной артистки, в результате которой она полностью потеряла голос». Согласитесь, ужасную намалевали картину! Мы были уверены: что-то здесь не так. И провели собственное расследование.

Всезнайки из театральной тусовки стали грешить на Алену Бабенко . Дескать, именно с ней «интерЛеночка» не поделила долгожданную роль и в сердцах бросила на стол главрежа Галины Волчек заявление об уходе. Я попробовала получить комментарий из первых рук.

Я не хочу ничего комментировать, - ответила Яковлева и повесила трубку. Эти несколько слов актриса произнесла безумно расстроенным, заплаканным голосом.

Оставалась надежда, что ясность внесет Бабенко. Но в отличие от коллеги она и вовсе оказалась «вне зоны доступа». Режиссер Виталий Бабенко , ее бывший муж, высказал свое мнение:

Слышал, что Яковлева уходит из театра, но, уверен, с Аленой это никак не связано. Думаю, решение Елены вызвано ее маленькой загруженностью в «Современнике».

Неудивительно, что Виталий не видит вины Алены в увольнении «Каменской» - все же родственники, хоть и бывшие.

Старожилы театра - Лия Ахеджакова и Игорь Кваша отказались обсуждать поступки коллег. А вот Людмила Иванова голосом Шурочки из «Служебного романа» намекнула, что сама страдает от невостребованности в «Современнике», но спасается писательским трудом и работой в собственном театре.

Увы, Яковлеву уже пять лет не балуют новыми ролями. Последняя премьера спектакля с ее участием - «Пять вечеров» - состоялась аж в 2006 году!

- Еще два года назад Галина Волчек вела активные разговоры о необходимости смены поколений в своем театре, - признался мне артист Евгений Герчаков . - Тогда как раз приболели Кваша и Гафт . Она стала звать меня на работу. Но, поразмыслив, я отказался. Прислушался к мнению коллег, что «Современник» - женский террариум единомышленников. Помню, Лия Ахеджакова мне жаловалась: «Я не фаворитка у Волчек. Она со мной может сделать все, что угодно, несмотря на мою популярность и звания. Приходится держать с ней ухо востро. Это Нееловой у нас все можно, а мне - нет». Раньше Волчек любила Яковлеву, много на нее ставила, но, видимо, со временем Лена стала ей не интересна. Юбилей Леночке не дала справить, кстати, и Людмиле Ивановой не дала.

На вольных хлебах

Уже более 20 лет работает в «Современнике» актриса Мария Селянская , дочка Евгения Евстигнеева , который в свое время был мужем Волчек. Разумеется, обо всех интригах внутри коллектива Селянская знает не понаслышке. Она тоже связала уход Яковлевой с ее размолвкой с Галиной Борисовной.

Конфликт произошел на моих глазах, - рассказала Мария. - Как раз шла репетиция. Лена узнала, что готовится к постановке много новых спектаклей, а ее нигде нет. Вот и написала в сердцах заявление. К сожалению, Галина Борисовна никем не дорожит! Не думаю, что Яковлева передумает и вернется в театр.

К слову, в 1986 году Елена Алексеевна уже на время уходила из «Современника» и работала в Театре им. Ермоловой. Но спустя три года вернулась. Сейчас ходят слухи, что Яковлеву могут позвать в Театр им. Вахтангова. Протекцию там якобы ей готов составить Сергей Маковецкий .

Эти слухи - глупость! - прокомментировал артист.

В самом деле, в Театре им. Вахтангова работают исключительно выпускники Щукинского училища. Вряд ли ради Елены, окончившей ГИТИС, этот закон забудут.

Скорее всего, Лена будет вольным художником, - считает Селянская. - Она много снимается и без куска хлеба не останется.

Уйти по-английски из "Современника" не удалось - всюду муссировали всевозможные версии неожиданного поступка Елены Яковлевой. Пожалуй, единственной, кто хранил молчание и отказывался от комментариев, была сама Елена. Правду она пообещала рассказать позже - "когда придет время".

Сейчас актрису почти невозможно застать в Москве. Проще, например, в США, Канаде, Израиле. Или набираешь номер: "Я в Якутии, буду такого-то". Звонишь точно в назначенный день и час: "Поменяла график, срочно лечу в Красноярск". И так несколько месяцев. Вашингтон, Филадельфия, Торонто, Минск, Киев... Год-то прошел, но как ее, неуловимую, поймать? Повезло: в Москве Елена играет в антрепризном спектакле "Бумажный брак", и наша встреча состоялась.

Елена, буквально на следующий день после вашего ухода чего только не писали: "между вами и худруком Галиной Волчек пробежала черная кошка", "вас наконец-таки съели конкурентки, чтобы играть ваши роли в "Пяти вечерах", "Играем.... Шиллера", "Пигмалионе", "Мурлин Мурло"...

- (Перебивает.) Знаете, мне и сейчас не хочется эту тему ворошить по одной простой причине: наконец все затихло, и - слава Богу! Ну, сказали они что хотели, и сказали. Может, от отчаянья, может, испугались, что я расскажу, почему произошло то, что произошло... Конечно, когда врут - неприятно, но это на их совести. Люди, которые меня знают, кто в курсе дела, прекрасно знают истину.

Вы впервые в своей карьере год - вне стационарного театра. Можете перечислить все плюсы и минусы новой жизни?

Елена Яковлева: "Минусов" пока не вижу. Конечно, скучаю по "дому", которого теперь нет, по людям, которые мне по-прежнему дороги. Зато, во-первых, теперь нет такого безумного гнета ежемесячного репертуара, а во-вторых, мне кажется, за этот год я так прилично подлечила свои нервы. (Смеется.) Теперь у меня есть свобода выбора, я могу менять свой график как хочу. И что главное - у меня все время прекрасное настроение. Например, недавно сбылась моля давнишняя мечта - я побывала на Камчатке. Летала на вертолете над действующими вулканами, мне устроили экскурсию по долине гейзеров - я получила та-а-акое удовольствие.... Я живого медведя видела! Гигантских размеров бурый мишка вышел прямо на меня...

Наверное, увидел: ба, Елена Яковлева собственной персоной пожаловала...

А я ему: "Привет, старик!" (Смеется.)

И тут он как грохнется в обморок...

Примерно так и было... Там места заповедные: рыба просто сама в руки прыгает, вокруг термальные источники, сопки, какая-то такая невероятно чистая, нетронутая цивилизацией дикая природа... А комары какие, господи?! Во-о-от такие! (Показывает - с метр!) Когда я оттуда улетала, ей-Богу, чуть не расплакалась. Честно - не хотелось уезжать.

Вы как-то рассказывали, что шансов стать актрисой у вас не было изначально. Папа был военный, и все ваше детство и юность прошли в военных гарнизонах, где никаких театров, естественно, не было... И даже до поступления в театральный вуз вы ни одной роли не сыграли.

Елена Яковлева: Да, это так. Зато по телевизору я пересмотрела все спектакли, которые тогда, кстати, довольно часто показывали. Смотрела я их, можно сказать, запоем. Наверное, оттуда все пошло. Еще стихи я читала на всех праздничных вечерах. Учителя хвалили, называли "артисткой". Словом, на сцену я хотела безумно. Но в Москву ехать боялась, к тому же лишних денег в семье не было. Поэтому пошла работать в библиотеку, параллельно училась на техника-картографа. А внутри-то все равно сидит что-то такое непонятное, зудит - просто сил нет терпеть. Думаю: надо-таки ехать в театральный...

В вашей коллекции наград и званий - за "Лучшую женскую роль в картине "Сердце не камень" на фестивале в Шанхае, "Лучшая актриса" Римского фестиваля за роль в ленте "Лестница"... Я уж не говорю про "Интердевочку", получившую множество призов, включая Приз Токийского кинофорума. Какие чувства испытывали, когда стали популярной?

Елена Яковлева: Хотите расскажу свои первые ощущения? Году в девяностом нас с "Интердевочкой" послали на кинорынок в Канны. В эту поездку меня наряжали всем театром. Вячеслав Зайцев самые свои крутые костюмы достал из запасов, сказал: "В этом ты можешь на коктейль сходить. В этом - на светский раут..." Галина Борисовна Волчек сняла с себя драгоценности, отдала мне. И вот как лежали они у меня в мешочке, так и остались - ни разу никуда не сходила. Помню, когда вернулась оттуда, знаете, что сделала? Разрыдалась! От унижения. От очень неприятного чувства, что чиновники Госкино тебя бросили как последнюю... Сначала поселили в каком-то "змеевидном" общежитии для студентов на набережной. Потом кто-то из них перевез меня в какой-то "хилтон-шмилтон", дал жесткие инструкции, чтобы я не высовывалась. И забыли меня там. Ни суточных, в кармане - ни цента. При этом сами жили в шикарных отелях, наслаждались жизнью по полной.

Вот мы заговорили про поездки, и я вспомнила другую историю. На фестиваль в Токио мы поехали с Петром Ефимовичем Тодоровским. Принимали нас там здорово! Когда все мероприятия прошли и нам нужно было улетать, японцы попросили нас сдать билеты, чтобы участвовать в закрытии фестиваля. А я остаться никак не могла - у меня спектакль в Москве. "Не волнуйтесь, мы вас доставим вовремя". И вместо самолета Аэрофлота, с местами около туалета, когда люди идут, грубо говоря, помочиться и автограф попросить (мы так в Японию летели), обратно меня отправили рейсом "Токио-Москва-Лондон". Конечно, этот полет я запомню на всю жизнь! На борту - душ, в меню - на выбор чуть ли не все кухни мира. Открываешь ящик, а там маленькая такая красивая японская зубная щеточка, зубная пасточка. Все-все: и тапочки, и кимоно... Я летела как королева на втором этаже этого даже не самолета, а, скорее, "аэрозамка", с призом в руках, счастливая-счастливая, и успела точно к началу спектакля. Фантастика! Вот эти две поездки в моей жизни - как небо и земля.

Всегда считал, что Япония пуританская страна, а они посмели предложить вам сняться в их версии "Плейбоя"!

Елена Яковлева: Такое предложение я действительно получала во время Токийского кинофестиваля. И хочу заметить, что японцы публикуют снимки с элементами эротики, но без обнажения. Там максимум что может быть откровенным - декольте, например.

Почему же отказались?

Елена Яковлева: Петр Ефимович Тодоровский тогда сказал: "Лен, это "Плейбой". Не надо..." А еще, если честно, я сама испугалась немножко. Поскольку тогда в СССР и секса-то не было, а тут... "журнал для мужчин". Насколько я знаю, в результате Наталья Негода снялась.

По советским временам сценарий "Интердевочки" был крайне фривольным, фильм получился смелым. Тем не менее, и "секс-символом", и прочими эротическими ярлыками вас "обошли", хотя был повод великолепный.

Елена Яковлева: Думаю, я не обладаю этим даром. А по поводу ярлыков... У нас ведь знаете как? Вот мне все говорят, что я - русская Мерил Стрип. Ну просто Мерил Стрип, и все тут! Допустим, вы берете интервью, а я без всякой задней мысли, с иронией, об этом рассказываю. Три-четыре раза это скажу, а пятый возьмет и напишет: "Я спросил у русской Мерил Стрип..." Ярлык! И ты сам на себя его напяливаешь.

Недавно показывали документальный фильм, снятый к вашему юбилею. Ваши партнеры и партнерши такие теплые слова о вас говорили...

Елена Яковлева: По большому счету я - счастливая артистка! Потому что вообще такого "ой, не хотела бы я с ней (или с ним) встречаться" у меня нет по поводу ни одного актера, с которыми я когда-либо работала. А уж на мужчин мне везло прямо с глубокой молодости. Например, одна из моих первых картин - "Полет птицы". Там - Автандил Махарадзе ("Покаяние"), Ефремов-старший... Красавец - в самом-самом соку, с этими его бархатными завораживающими женщин глазами, с каким-то таким безумным умением смотреть так на женщин, что действительно все внутри переворачивается.

Значит, это не легенда? Он действительно магически действовал на женщин?

Елена Яковлева: Еще как! Казалось бы, возьми любую его фотографию: ну чего - мужик и мужик, корявый даже немножко. Уж точно не плейбой. (Смеется.) А - невероятное море обаяния! Потом у меня был партнер - Юра Богатырев, которого я вообще обожаю. Или Родион Нахапетов, да еще до отъезда в Америку - еще один красавец. Иннокентий Михайлович Смоктуновский, с которым мы не только много снимались, но и много общались в быту. А сейчас какие у меня партнеры...

Вы столько лет пропагандируете светлый образ российского сыщика. Наверняка дома храните наградной именной пистолет, корочку "Почетный работник МВД", майорские погоны...

Елена Яковлева: Не-не-не, ничего этого нет. Странно. Я сама удивлена. Но обычные люди с днем милиции меня поздравляют. Идешь по улице 10 ноября, и практически каждый второй говорит: "С праздником, товарищ майор!"

Ясно, что "Интердевочка" и "Каменская" - первое, что приходит на ум при упоминании Елены Яковлевой. Какую картину вы сами считаете своей визиткой?

Елена Яковлева: Если бы я не ездила на творческие встречи, то, наверное, я бы согласилась, что эти две. Но, оказывается, зрители помнят и любят многие другие фильмы. Например, "Анкор, еще анкор!". Очень часто вспоминают "Воспитание жестокости у женщин и собак", "Полет птицы"... Получается, в памяти людей они оставили какой-то свой отпечаток. Помню, одна женщина так меня благодарила за фильм "Ретро втроем": мол, моя героиня ей помогла избежать серьезной жизненной ошибки. То есть... Вот! Поэтому, как такая "матерая актриса", очень банально отвечу: моя "визитная карточка" еще впереди! (Смеется.)

Ваш супруг Валерий Шальных, с которым вы бок о бок живете более полувека, почти вслед за вами тоже ушел из "Современника". Из солидарности?

Елена Яковлева: Думаю, там другая причина. Ему тяжело. Вообще тяжело уходить из театра, в котором проработал 38 лет... Но уйти из "Современника" в никуда - его решение. Пока он в поиске.

Ваш сын Денис с детства бредил палеонтологией, потом занимался каратэ, верховой ездой, писал романы, снимался в кино... Чем он занимается сейчас?

Елена Яковлева: Сейчас Денис закончил третий курс Института телевидения и радио, режиссерский факультет. Закончить-то закончил, но недавно поставил нас с Валерой перед фактом, что хочет взять тайм-аут и на год уйти из института. Объяснил это тем, что хочет этот год поработать на съемочной площадке - кем угодно. Главное для него - решить, каким он в итоге видит свое будущее..

Однажды на вопрос, чего хочет как женщина Елена Яковлева, вы сказали "То, чего я хочу, состоит из миллиона мельчайших "хочу". Что хочет сегодняшняя "птица вольная"?

Елена Яковлева: В первую очередь мне хочется, чтобы Денис за этот год, который он решил провести по-взрослому, наконец, определился, чем он будет заниматься. Тогда сразу много моих "хочу" маленьких отпадет. Хочется, чтобы у Валеры закончился не самый удачный период в жизни. Верю: все наладится. Если уж совсем ничего интересного не будет, то мы - два не самых плохих артиста - найдем третьего, четвертого, сделаем какой-нибудь хороший спектакль и будем с ним ездить.

А для себя, любимой, чего хочет Елена Яковлева?

Елена Яковлева: А чтобы ничего не менялось. Вот как этот год прошел, пусть так и идет дальше. Правда, если будет еще лучше - не откажусь!

Эпидемия театральных скандалов поразила Россию. Есть над чем задуматься тем, кто во всем обвиняет бесправных "бездарей-актеров", оправдывая "деспотов-режиссеров". Вслед за конфликтом с труппой и увольнением из театра имени Станиславского Александра Галибина и скандала с труппой на гастролях с намерением уйти из театра "отца Таганки" Юрия Любимова, скандал в благородном семействе продолжился в театре "Современник" Галины Волчек.

Труппа "Современника" расколота, сведение счетов и грязная борьба за роли обострилась, из театра выживают Елену Яковлеву, замечательную характерную актрису, сумевшую преодолеть "комплекс ИнтерЛеночки", блестяще раскрывшуюся в театре, в марте отметившую свое 50-летие, оказавшуюся... растоптанной и униженной. "Волчек никем не дорожит!", - уверена дочь Евстигнеева, актриса Мария Селянская.

Галина Борисовна Волчек и раньше отличалась деспотическим стилем руководства, но теперь он переходит всякие границы. Заговор молчания перед бурей?! "В начале июня на форуме сайта театра "Современник" появилось сообщение, что Елена ЯКОВЛЕВА написала заявление об уходе. Поклонники актрисы забили тревогу: спектакли с участием их любимицы стали срочно заменять на другие, да и на запланированные гастроли в Екатеринбург Елена Алексеевна не поехала.

В администрации театра объяснили: "Замена связана с тяжелой болезнью народной артистки, в результате которой она полностью потеряла голос". Согласитесь, ужасную намалевали картину! Мы были уверены: что-то здесь не так. И провели собственное расследование. Всезнайки из театральной тусовки стали грешить на Алену Бабенко. Дескать, именно с ней "интерЛеночка" не поделила долгожданную роль и в сердцах бросила на стол главрежа Галины Волчек заявление об уходе. Я попробовала получить комментарий из первых рук. - Я не хочу ничего комментировать, - ответила Яковлева и повесила трубку. Эти несколько слов актриса произнесла безумно расстроенным, заплаканным голосом. Оставалась надежда, что ясность внесет Бабенко. Но в отличие от коллеги она и вовсе оказалась "вне зоны доступа". Режиссер Виталий Бабенко, ее бывший муж, высказал свое мнение: - Слышал, что Яковлева уходит из театра, но, уверен, с Аленой это никак не связано. Думаю, решение Елены вызвано ее маленькой загруженностью в "Современнике". Неудивительно, что Виталий не видит вины Алены в увольнении "Каменской" - все же родственники, хоть и бывшие. Старожилы театра - Лия Ахеджакова и Игорь Кваша отказались обсуждать поступки коллег. А вот Людмила Иванова голосом Шурочки из "Служебного романа" намекнула, что сама страдает от невостребованности в "Современнике", но спасается писательским трудом и работой в собственном театре. Увы, Яковлеву уже пять лет не балуют новыми ролями. Последняя премьера спектакля с ее участием - "Пять вечеров" - состоялась аж в 2006 году!

"Еще два года назад Галина Волчек вела активные разговоры о необходимости смены поколений в своем театре, - признался мне артист Евгений Герчаков. - Тогда как раз приболели Кваша и Гафт. Она стала звать меня на работу. Но, поразмыслив, я отказался. Прислушался к мнению коллег, что "Современник" - женский террариум единомышленников. Помню, Лия Ахеджакова мне жаловалась: "Я не фаворитка у Волчек. Она со мной может сделать все, что угодно, несмотря на мою популярность и звания. Приходится держать с ней ухо востро. Это Нееловой у нас все можно, а мне - нет". Раньше Волчек любила Яковлеву, много на нее ставила, но, видимо, со временем Лена стала ей не интересна. Юбилей Леночке не дала справить, кстати, и Лидии Ивановой не дала...

Уже более 20 лет работает в "Современнике" актриса Мария Селянская, дочка Евгения Евстигнеева, который в свое время был мужем Волчек. Разумеется, обо всех интригах внутри коллектива Селянская знает не понаслышке. Она тоже связала уход Яковлевой с ее размолвкой с Галиной Борисовной. - Конфликт произошел на моих глазах, - рассказала Мария. - Как раз шла репетиция. Лена узнала, что готовится к постановке много новых спектаклей, а ее нигде нет. Вот и написала в сердцах заявление. К сожалению, Галина Борисовна никем не дорожит! Не думаю, что Яковлева передумает и вернется в театр. Сейчас ходят слухи, что Яковлеву могут позвать в Театр им. Вахтангова. Протекцию там якобы ей готов составить Сергей Маковецкий. - Эти слухи - глупость! - прокомментировал артист. В самом деле, в Театре им. Вахтангова работают исключительно выпускники Щукинского училища. Вряд ли ради Елены, окончившей ГИТИС, этот закон забудут. - Скорее всего, Лена будет вольным художником, - считает Селянская. - Она много снимается и без куска хлеба не останется..."
(http://www.eg.ru/daily/cadr/26257)

P.S. ...

СТОП, А ТЕПЕРЬ СПЕЦИАЛЬНО - КАПСОМ! ПОТОМУ, ЧТО ТЕАТРАЛЬНЫЕ СКАНДАЛЫ СТАНОВЯТСЯ ЯВЛЕНИЕМ ТРЕВОЖНЫМ, СИСТЕМНЫМ, ВЕДУЩИМ К КРАХУ КЛАССИЧЕСКОГО РУССКОГО РЕПЕРТУАРНОГО ТЕАТРА! НАКАНУНЕ, В СВЯЗИ С КОНФЛИКТОМ ВОКРУГ Ю.ЛЮБИМОВА, ГОРЯЧИЕ ГОЛОВЫ, НЕ РАЗБИРАЯСЬ, ОБВИНЯЛИ АКТЕРОВ, И ОБЕЛЯЛИ ГЕНИЯ-РЕЖИССЕРА. ТАК ВОТ, ХВАТИТ ДЕРЖАТЬ АКТЕРОВ-ЛЮДЕЙ ЗА БЫДЛО, УНИЖАТЬ И ХАМИТЬ ИМ! ГАЛИБИН, ЛЮБИМОВ, ВОЛЧЕК, УБИРАЙТЕСЬ САМИ, ЕСЛИ ВЫ НЕ СПОСОБНЫ РУКОВОДИТЬ ЛЮДЬМИ "БЕЗ ПЛЕТКИ"; НЕ СПОСОБНЫ БОЛЬШЕ "ОЖИВИТЬ" СВОЙ РЕПЕРТУАР, - ВАШИ ТЕАТРЫ НА ГЛАЗАХ ДОХНУТ КАК МУХИ. НЕТ СОВРЕМЕННЫХ ПЬЕС И ПОСТАНОВОК, ЕСТЬ "ПЕРЕЖЕВЫВАНИЕ" СТАРОГО МАТЕРИАЛА. НЕТ ТАЛАНТЛИВЫХ ДРАМАТУРГОВ? ОКСТИТЕСЬ! ВЫ БОИТЕСЬ СТАВИТЬ СОВРЕМЕННЫЕ ПЬЕСЫ, ПЫТАЯСЬ РЕШИТЬ ВСЕ ПРОБЛЕМЫ "СМЕНОЙ ПОКОЛЕНИЙ", ВЫГОНЯЯ ЗАСЛУЖЕННЫХ АРТИСТОВ. А НЕ ПОРА ЛИ ВАМ САМИМ НА ВЫХОД, С ВЕЩАМИ, А "НАРОДНЫЕ" РЕЖИССЕРЫ И "РЕЖИССЕРШИ"?!

N.B. ...

из комментариев, под которыми готов полностью подписаться:

Москвичка 28.06.2011 | 09:12
"Ставки делаются на медийные лица - Александрова, Бабенко. Я лично не хочу ходить на спектакли с их участием.Мне они не интересны.У Волчек другое мнение"

Ремарка: Офицерскую дочку, актрису Марину Александрову, вечно мужами и любовниками-бойфрендами битую, у которой и приклееная улыбка, и "накладные слезы ручьями" смотреть не хочу, ни в театре, ни на экране. Талантом "драматической актрисы", имхо, в ней и не пахнет. "Медийное лицо - еще не признак ума, господа...", - и далее цитата по Мюнхгаузену.

бык 28.06.2011 | 09:08
"Волчек - та ещё стервоза. Видно Бабенко теперь допущена к телу."

мелин 28.06.2011 | 06:06
"Этот театр - бабский клубок. Волчек там распоряжается как ей стукнет в голову. Всю жизнь в любимчиках у нее Неелова, а в остальном - как и в любом театре - ИНТРИГИ, ПОДСИЖИВАНИЕ и НЕИСКРЕННОСТЬ!.."

И на посошок! "Скандалы. Интриги. Расследования..." и т.д. Меня могут упрекнуть в необъктивности, мол зачем все бочки на режиссеров катить, они думают об обновлении, а смена поколений преодолевает застой, неизбежна, селяви, актеры стареют, уже не могут играть. Бросьте! Плохому режиссеру, как и танцору... не пуанты мешают! Нужно уметь находить разумный компромисс, не считать актеров за бессловесное быдло, не превращать театр в "крепостнический", а актеров - в заложников мегеры-диктатора-режиссера Карабаса Барабаса. Недавно общался со знакомыми иностранцами, любящими наш театр, приходящими на спектакли на гастролях и здесь, кстати, изучающими русский у себя. Там возмущены тем, как у нас относятся к человеку, к личности, к наемным работникам. Не идеализируют актеров, но не понимают, - почему в России царит такое бесправие и беззащитность?! Они предложили в случае конфликтов подать в суд. Но, в России суд - дело муторное, долгое, и не факт, что даже, если большинство исковых заявлений заканчиваются победой истцов к работодателям, они дождутся ответа. А сколько здоровья и нервов уйдет. Будет жаль, что вслед за Таганкой, погибнет и театр "Современник" от самодурства ли Г.Волчек, неумения находить общий язык с актерами или от "откатов" бойфрендов, любовников и мужей за своих звездулек с растиражированными медийными лицами. Пьесами Нины Чусовой, актрисами Чулпан Хаматовой и Мариной Нееловой нельзя как щитом все время прикрываться, бренд "Современника" стремительно устаревает. Интересно, а Г.Волчек вступит с театральным коллективом в Путинский Общероссийский Народный Фронт, - ну, оттуда тоже, может деньжат на новые постановки подбросят, помнится Владимир Владимирович раньше любил захаживать к ним?

В общем, классический русский репертуарный театр гибнет, его снедают скандалы руководителей с труппой; жестокие разборки внутри коллективов; конфликт поколений; дефицит финансирования, новых пьес и идей; "профицит" медийных и сериальных лиц субреток. В результате, мы присутствуем при страшном событии: театр гибнет от старости, от отсутствия новых форм, все вырождается либо в авангардное смешение жанров и "унисекс", либо в антрепризы, чтобы "срубить бабла по быстрому", на потребу жрачной публике или толпе. Театр теряет с каждым годом своего зрителя. Стареют и уходят театралы. Чем привлечь молодежь? Скандальными постановками в 3D?! "Не верю", что театр умер, не хочу верить, но... порой кажется, что мы на его поминках... Почти...

Продолжение, начало в...

ТЕАТР КАРАБАСА БАРАБАСА. Любовь зла.
Юрий Любимов покидает Театр на Таганке