Пермские боги. "Спас полунощный" — так называется жанр деревянной религиозной скульптуры, ко

Пермская деревянная скульптура, или «пермские боги» - это поистине уникальная коллекция, не имеющая аналогов в мире. Первые сохранившиеся до наших дней памятники датированы XIV-XV веками. Наиболее ярко и полно деревянная скульптура была распространена в церквях на севере Пермской губернии в XVII-XIX веках. Наряду с иконами и произведениями декоративно-прикладного искусства входила в художественные ансамбли церквей и часовен. Местные язычники, приняв православие, не смогли поклоняться плоским иконам. Они вырезали из дерева фигуры Христа и святых, продолжая поклоняться деревянным идолам. Несмотря на запреты деревянные религиозные скульптуры на протяжении нескольких веков множились в церквях Урала, где жили коми-пермяки. местные священники, боясь потерять свою паству, не сжигали деревянные скульптуры и не расправлялись с изготовлявшими их искусными мастерами, как это часто бывало в борьбе со старообрядцами. Главные черты пермской деревянной скульптуры - монументальность художественных решений, незаурядная образность, высокое мастерство, с которым выполнены резные изображения, и большая эмоциональность. Тем не менее, большинство самобытных народных резчиков остались анонимами. Однако в истории осталось, например, имя крестьянина из деревни Габова (ныне Карагайский район) Никона Кирьянова. Для деревенской часовни он вырезал примерно 500 деревянных скульптур, создав наивный по форме, но высокий по духовному содержанию ансамбль. Выделяется также «шакшерская школа” (конец ХVIII - первая половина ХIХ века), характерная для чердынских поселений. Ее образцы отличаются как бы гофрированными поверхностями. В собрании Пермской государственной художественной галереи насчитывается более 330 экспонатов, состоящих из 600 с лишним фигур, в основном ХVIII - начала ХХ века. Коллекция сложилась в двадцатые-сороковые годы XX века во время экспедиций по северу Пермского края. Начинал эту работу Александр Сыропятов (1882-1954), продолжил основатель Пермской галереи Николай Серебренников (1900-1966). государственной художественной галерее. «Открывателем» Пермской скульптуры называют Н.Н.Серебренникова, который с 1923 по 1926 года организовал шесть экспедиций по сбору памятников искусства и старины. Большую часть коллекции составляют скульптуры, найденные в сельских храмах севера Пермской области. В 1925 г. в экспедиции участвовал И. Э. Грабарь, первым из крупных художников и искусствоведов оценивший значение и культурную ценность находок. После выставки 1924 г. эти уникальные произведения получили прозвание «пермские боги». В коллекции Пермской художественной галереи хранится около 370 резных изображений XVII-XX веков. Уникально в этих фигурах все: техника исполнения, позы, сюжеты, а главное лицо Христа. Лица скульптур говорят о глубоком «внутреннем» понимании безвестными художниками идей христианства. Лики Спасов выражают кротость, смирение, жертвенность, мученичество - те качества, которые вряд ли были присущи языческим идолам. Уральские мастера вложили в пермскую деревянную скульптуру всю свою душу, профессиональное мастерство. Поэтому шедевры пермской деревянной резьбы отличаются человечностью, одуховлетворенностью и обаянием. В пермской деревянной скульптуре можно выделить разные направления и стили: барокко, классицизм и реализм, достижением которого можно считать образы страдающего Христа. Также представлены – Царские врата ХVIII-ХIХ веков с богатейшими «травными» орнаментами, обильной позолотой и живописными вставками. Православная церковь не одобряла скульптурные изображения в храме, поскольку скульптура в народных представлениях ассоциировалась с языческими идолами. В 1722 и 1767 годах Святейший синод строжайше запретил объемное изображение Иисуса. Этот запрет на объемное изображение Божества, не помешал развитию деревянной скульптуры на Урале. . Отдельные иконографические черты мастера народной скульптуры заимствовали у иконописцев, иные - из традиционной орнаментальной резьбы по дереву. Чаще других изображали фигуры Николы Можайского, Богоматери, Параскевы Пятницы. Но особенно интересны необычные фигуры страдающего Христа - распятого или сидящего в темнице. Это изображение Спасителя, почти в натуральную величину, с поднятой и прижатой к щеке ладонью. Грудная клетка распятого Христа, ноги, руки сделаны с такой наблюдательностью, которой могли бы позавидовать столичные академики скульптуры. Такие скульптуры, помещали в «темницы» - глубокие ниши в стене - либо в специально сколоченные из бревен и досок «резные сени». Сени украшали резьбой, а с боковых сторон они имели зарешеченные или застекленные окошки, сквозь которые можно было видеть «страдающего Христа в темнице». Статую драпировали тканью, перед ней зажигали лампаду, и в полутьме она имела «живой вид». Оригинальными, также отличными от западноевропейских, являются пермские Распятия и полуфигуры Саваофа, предназначенные для навершия иконостаса.

Пермская деревянная скульптура, или “пермские боги” - это поистине уникальная коллекция, не имеющая аналогов в мире. Первые сохранившиеся до наших дней памятники датированы XIV -XV веками. Наиболее ярко и полно деревянная скульптура была распространена в церквях на севере Пермской губернии в XVII -XIX веках. Наряду с иконами и произведениями декоративно-прикладного искусства входила в художественные ансамбли церквей и часовен…

Местные язычники, даже приняв православие, не смогли поклоняться плоским иконам. Поэтому они вырезали из дерева фигуры Иисуса и святых, по сути продолжая поклоняться деревянным идолам. Несмотря на запреты деревянных религиозных скульптур церковными властями, “деревянные боги” на протяжении нескольких веков множились в церквях Урала, где жили коми-пермяки.

Вопреки указам сверху местные священники, боясь потерять свою паству, не сжигали деревянные скульптуры и не расправлялись с изготовлявшими их искусными мастерами, как это часто бывало в борьбе со старообрядцами.

Христос в темнице, ХVIII в. 120x42x55 Дерево (сосна), левкас, темпера. Круглая скульптура.

Иисус Христос в темнице

Главные черты пермской деревянной скульптуры - монументальность художественных решений, незаурядная образность, высокое мастерство, с которым выполнены резные изображения, и большая эмоциональность. Тем не менее, большинство самобытных народных резчиков остались анонимами.

Фигуры Иисуса Христа

Однако в истории осталось, например, имя крестьянина из деревни Габова (ныне Карагайский район) Никона Кирьянова. Для деревенской часовни он вырезал примерно 500 деревянных скульптур, создав наивный по форме, но высокий по духовному содержанию ансамбль. Выделяется также “шакшерская школа” (конец ХVIII - первая половина ХIХ века), характерная для чердынских поселений. Ее образцы отличаются как бы гофрированными поверхностями.

В собрании Пермской государственной художественной галереи насчитывается более 330 экспонатов, состоящих из 600 с лишним фигур, в основном ХVIII - начала ХХ века. Коллекция сложилась в двадцатые-сороковые годы XX века во время экспедиций по северу Пермского края. Начинал эту работу Александр Сыропятов (1882-1954), продолжил основатель Пермской галереи Николай Серебренников (1900-1966).

«Открывателем» Пермской скульптуры называют Н.Н.Серебренникова, который с 1923 по 1926 года организовал шесть экспедиций по сбору памятников искусства и старины. Большую часть коллекции составляют скульптуры, найденные в сельских храмах севера Пермской области. В 1925 г. в экспедиции участвовал И. Э. Грабарь, первым из крупных художников и искусствоведов оценивший значение и культурную ценность находок. После выставки 1924 г. эти уникальные произведения получили прозвание “пермские боги”. В коллекции Пермской художественной галереи хранится около 370 резных изображений XVII -XX веков.

Уникально в этих фигурах все: техника исполнения, позы, сюжеты, а главное лицо Христа. Лица скульптур говорят о глубоком «внутреннем» понимании безвестными художниками идей христианства. Лики Спасов выражают кротость, смирение, жертвенность, мученичество - те качества, которые вряд ли были присущи языческим идолам. Уральские мастера вложили в пермскую деревянную скульптуру всю свою душу, профессиональное мастерство. Поэтому шедевры пермской деревянной резьбы отличаются человечностью, одуховлетворенностью и обаянием.

Фигура Спасителя

Активное участие в судьбе коллекции принимал известный русский художник Игорь Грабарь, нарком просвещения А.В. Луначарский не раз приезжал в Пермь и восторженно отзывался об увиденном в музее: “Этой коллекции я посвящу особый этюд, так как она произвела на меня глубочайшее впечатление как по своей культурной и художественно-исторической ценности, так и по непосредственной красоте и внушительности произведений никому не ведомых крестьянских резчиков XVII -XVIII веков. Сейчас могу сказать только, что эта пермская коллекция является в полном смысле жемчужиной”.

Фрагменты распятия. Богородица, Мария Магдалина, Иоанн Богослов, Сотник Лонгин

Скульптура из Соликамска, XVIII в

Когда поднимаешься по лестнице на третий этаж галереи и входишь в небольшой зал, сердце сжимается - на невысоких постаментах в центре зала сидят шесть деревянных фигур Христа - совершенно живых, в смиренных позах и со скорбными лицами. Пермские страдающие Спасители вызывают чувство необыкновенной жалости к себе. “Живой” Христос почти всегда изображался в один и тот же момент своей жизни - сидящим в темнице перед казнью. В Евангелии от Матфея описывался эпизод, когда связанному Христу возложили на голову терновый венец, надели багряницу, дали в руку трость и, взявши её, били его по голове. Этот трогательный жест правой рукой (на снимке - скульптура из Соликамска, XVIII в.) означает, что Иисус закрывается от т.н. заушения - унизительного наказания. Левая рука иногда прикрывает рану на груди.

Этот сидящий в темнице Спаситель из д. Усть-Косьва (XVIII в) одет вместо багряницы в национальную пермяцкую одежду - синёный шабур. Безымянный резчик тонко передал типично пермяцкие черты лица и одежду, перейдя, по сути, от изображения Бога к человеку, “созданному по своему образу и подобию”.

Это распятие XVII века из села Вильгорьт, несмотря на сюжет, не может не вызвать улыбку - Христос на кресте похож на персонажа из детского мультфильма или комикса.

Во всяком случае, думаю, появись сейчас такое распятие на современной художественной выставке - его немедленно сочли бы богохульством или чем-нибудь подобным.

Совершенно изумительное рельефное изображение Параскевы Пятницы с предстоящими - святыми великомученицами Екатериной и Варварой. Село Ныроб, XVII век!

Святой аскетический вид народной любимицы, целительницы самых тяжелых хворей сочетается, как написано у Серебренникова, “с пышным игривым узорочьем легкой рельефности” в одежде. Культ святой Пятницы относится еще к дохристианским временам, поэтому ученый в своей книге пишет, о борьбе, которую блюстители православия вели с верой в Параскеву. Именно такой борьбой Серебренников объясняет уникальность этой рельефной иконы в пермских церквях - по всей видимости, другие были уничтожены. Совершенно изумительное рельефное изображение Параскевы Пятницы с предстоящими - святыми великомученицами Екатериной и Варварой. Село Ныроб, XVII век! Святой аскетический вид народной любимицы, целительницы самых тяжелых хворей сочетается, как написано у Серебренникова, “с пышным игривым узорочьем легкой рельефности” в одежде. Культ святой Пятницы относится еще к дохристианским временам, поэтому ученый в своей книге пишет, о борьбе, которую блюстители православия вели с верой в Параскеву.

Именно такой борьбой Серебренников объясняет уникальность этой рельефной иконы в пермских церквях - по всей видимости, другие были уничтожены . “Снятие с креста”, с. Шакшер, XVIII в. На лестнице слева - Никодим, удерживающий тело Христа за кусок ткани, части которой не сохранилось. Как не сохранилась и фигура на лестнице справа - от нее осталась только рука. Внизу слева стоит Мария Магдалина со сложенными на животе руками. Рядом с ней богоматерь и одна из жен-мироносиц Мария Клеопова, вставшая на колени. Справа стоит Иоанн Богослов.

Сидящий в темнице Спаситель из Канабековской часовни в Пашийском заводе резко отличается от других своими спокойно скрещенными руками. 1840-гг.

Особенно выделяется и эта, с таким изяществом выполненная фигура распятого Христа (крест не сохранился) XVII века из часовни при кладбище Жен Мироносиц церкви в г. Соликамск.

Эти лица производят ошеломляющее впечатление. Они притягивают взгляд, заставляют остановиться рядом, проникнуться страданием человека, сидящего перед тобой и поразиться верой, которой наполнен его взгляд. Пожалуй, за те полтора-два часа, проведенные в этом зале, я получил такое эмоциональное впечатление от увиденного, какое не получал много лет. Трудно выразить эти чувства словами. Чтобы понять меня, их нужно испытать самому, конечно.

Эта фигура Спасителя из г. Усолье (XVIII в) вырезана из сосны . В описи коллекции написано, что ”резчик сделал Христа похожим на сельского батюшку, возможно старого священника, своей тихой и спокойной жизнью казавшегося для ваятеля идеалом христианского на этом свете жития .”

По легенде это знаменитое распятие “Христа-татарина ” из Рубежской церкви приплыло в 1755 г. сверху по Каме до Усолья и остановилось против церкви .

До этого распятие находилось в Пыскорском монастыре.

Николай Чудотворец Изображение Николы Чудотворца отличается от Николы Можайского - у него нет в руках меча и храма.

Фигуры Николы Можая (так называли пермяки Св. Николая Можайского)

Одни из самых распространенных персонажей в истории пермской деревянной скульптуры. Защитник земли русской

Поражает формой своей головы Никола Можай (XVII в) из с. Покча Чердынского района

Совершенно изумительное рельефное изображение Параскевы Пятницы с предстоящими - святыми великомученицами Екатериной и Варварой. Село Ныроб, XVII век! Святой аскетический вид народной любимицы, целительницы самых тяжелых хворей сочетается, как написано у Серебренникова, “с пышным игривым узорочьем легкой рельефности” в одежде

Апостолы Фома и Павел. XVIII в .

Ангел, ХVIII в. Дерево (сосна), левкас, темпера, позолота.

Херувим, ХIХ в. 36x44x18, Дерево (береза), левкас, темпера. Круглая скульптура

Снятие со креста 1 пол. ХIХ в., 82x71х4, Дерево (сосна), левкас, темпера, позолота.

Царские врата, ХVIII в., 211x119x10, Дерево (сосна), левкас, темпера, позолота. Барельеф Саваоф

1685. Икона “Тайная вечеря” Симон Ушаков

Невьянская икона

Александр Невский, Невьянская икона 19 века

Древнепермская азбука Стефана Пермского

Урал — родина многих культурных феноменов, не имеющих параллелей с другими частями русскоязычного мира. Можно вспомнить и пермский звериный стиль, и пермский классицизм. Однако темой нашего нынешнего материала станет пермская деревянная скульптура, именуемая иначе «пермскими богами».

Пермская деревянная скульптура имеет узкое территориальное расположение — церкви севера Пермского края (а в XVII-XIX веках — Пермской губернии) возле древних городов, вроде Соликамска и Чердыни. Местные народы зырян (коми), даже «став православными», не начали почитать традиционные плоские изображения на иконах. Они предпочли вырезать из дерева фигуры Иисуса и прочих святых, фактически, продолжая практиковать идолопоклонничество, как и в былые дохристианские времена.

Священники, пришедшие в Пермь Великую еще во времена Ивана Грозного на службу князю Михаилу, пытались бороться с язычеством, выжигая его на корню: так Симеон Верхотурский самолично участвовал в уничтожении деревянных идолов, которым поклонялись народности, жившие здесь столетиями. Что примечательно, коми-пермяки относились к новой вере весьма спокойно, мол, ставьте своих богов рядом с нашими, будем и им поклоняться. Церковь, как известно, не могла такого терпеть. Однако последующие поколения церковников увидели в этом возможность приобщить язычников к христианству посредством soft power. Так и появилась пермская деревянная скульптура.

Несмотря на кажущуюся примитивность, для скульптур характерны яркие образы, временами даже пугающие своей реалистичностью или наоборот, гипертрофированностью. Еще более еретичным в них было то, что и Иисус, и апостолы, и почитаемые святые, и даже сам Саваоф были наделены своими создателями широкими скулами, азиатским разрезом глаз — в общем, имели все характерные черты своих коми-пермяцких почитателей. Более того, ученые находят на них следы болезней — артроза и рахита!

Стоит отметить, что у коми-пермяков было очень «соседское» отношение с божествами: если святой или Иисус чем-то не угождал владельцу иконы, то тот мог повернуть икону к стене, или поставить вверх ногами, дабы «наказать» изображение.

Основной скульптурой на протяжении трех столетий существования феномена являлся образ «Спаса полуночного» — Христос в темнице. Для него делали специальную клеть, внутри которой устанавливался деревянный Иисус (часто создаваемый в натуральную величину). Другой излюбленный христианский «персонаж» — Николай Чудотворец, которого особо почитали не только местные племена, но и русские поселенцы, построившие на Урале порядка 40-ка церквей, посвященных этому святому. Также были популярны Никола Можайский и Богоматерь.

Что примечательно, коми не считали свои творения всего лишь идолами; бывшие язычники верили, по в ночное время скульптуры «просыпались», разговаривали, гуляли по храмам, а то и выходили за их пределы. Поэтому коми заботливо одевали и обували свои творения, приносили им еду. Местные священники на это просто закрывали глаза, а от столичного руководства просто скрывали подобное вопиющее неуважение к правилам.

Феномен «пермских богов» обязан своей жизнью Николаю Серебренникову, который и собрал коллекцию из 195-ти скульптур. Сам термин придумал глава Наркомпроса А. В. Луначарский, оценивший творения пермских зодчих:

«Посетил художественную часть Пермского музея. Совершенно потрясающее впечатление производит богатейшая коллекция деревянных скульптур. Это ново, необычайно интересно с художественной и культурно-исторический точки зрения и в то же время поражает своей художественной силой как в смысле своеобразного мастерства техники, так и по силе психологической выразительности ».

Как ни странно, но деревянных святых удалось спасти от уничтожения богоборцами именно из-за их уникальности: экспозиция в Пермской художественной галерее стала своего рода протестом против христианских догматов (ко всему прочему, этот музей находился и находится под крышей кафедрального собора). Интересен тот факт, что Серебренникову удалось найти свое место в коммунистическом мире, несмотря на то, что он сражался в колчаковской армии с большевиками и происходил из семьи церковнослужителей. Возможно, что во многом это связано с протекцией Луначарского, однако истинных фактов уже не узнать.

Например, в 1938 году ученый узнал, что его книгу, посвященную «пермским богам», собираются издавать во Франции. На тот время, это было равносильно измене. Чтобы избежать такой судьбы, Николай Николаевич написал во всевозможные инстанции, называя свои открытия «ошибочными в ряде основных положений» и что он абсолютно не в курсе, с чего французские литераторы решили печатать его труды. Как ни странно, ему повезло, и дело спустили на тормозах.

На данный момент в коллекции находится 370 изображений. Культурологи отмечают, что в большей части этих произведений деревянного зодчества прослеживается влияние европейского барокко, которое чудом попало в темные земли Урала, обходя стороной столицы. По мнению первых исследователей феномена, после Серебренникова, «культурные силовые линии с Запада» пришли на Урал через Новгород и Псков, а туда из Германии. Также не исключен был фактор того, что на протяжении трех веков на пермской земле управляли архиереи из Украины, а они, в свою очередь, привыкли к скульптурам в костелах. Прибывавшие в ссылку поляки и шведы также сыграли важную роль в становлении феномена. Поэтому, можно с уверенностью сказать, что деревянная скульптура «хребта России» — яркий пример взаимопроникновения местной, русской и европейских культур, которые в горниле уральских представлений, создали удивительных и чарующих «пермских богов».

Коллекция Пермской государственной художественной галереи, насчитывающая 350 инвентарных номеров, скомплектована сотрудниками галереи за 60 лет. Наиболее активно сбор памятников шел в довоенный период. Только с 1923 по 1926 год Н.Н. Серебренников и А.К. Сыропятов (первый директор галереи) по труднейшим маршрутам провели шесть экспедиций. Было приобретено 412 отдельных фигур. В последующие годы коллекция пополнилась еще на одну треть.

Заслуги Н.Н. Серебренникова, собирателя и исследователя пермской деревянной скульптуры, неоценимы.

Большинство скульптур было найдено на территории Верхнекамья. С юга Пермской области привезены лишь отдельные образцы. Обстоятельство связано, очевидно, с более ранним освоением севера русскими поселенцами, с более ранним укоренением здесь русской культуры. Самые древние из сохранившихся произведений датируются концом XVII -- началом XVIII столетия. Это время расцвета прикамской архитектуры, начало интенсивного каменного строительства. В конце XVII века создаются городские ансамбли Чердыни, Соликамска, Кунгура, строятся замечательные по красоте и убранству церковные здания.

Эволюция стилей пермской скульптуры чутко отражает историческое развитие края. Произведения начала XVIII века -- «Параскева Пятница» из села Ныроб, «Никола Можайский» из села Покча, «Распятие» из города Соликамска -- и по форме, и по сюжетам связаны с традициями древнерусской резьбы. Композиции этих скульптур фронтальны и симметричны, объемы предельно обобщены, многослойная роспись обладает иконописной структурой. Технология изготовления скульптуры также напоминает иконную. Из древесных пород мастера предпочитали сосну и липу. Дерево они обрабатывали с помощью топора и ножа. В XVIII веке употреблялись также тесла, долота, стамески, пилы, буравы, струги и дорожники. Для росписи на поверхность дерева наносился левкас (меловой грунт). Роспись производилась яичной темперой, нередко дополняясь позолотой (листовым или «твореным» золотом) и серебрением. В XIX веке скульптуры начали расписывать масляной краской.

Грандиозное произведение барочной резьбы -- иконостас первой половины XVIII века из Пыскорского монастыря, самого богатого и старинного в крае. В отличие от древнерусских высоких иконостасов он не разделен на ярусы и представляет собой огромную сплошную поверхность, расчлененную живописными вставками. «Стена» иконостаса украшена двухслойной резьбой (один слой -- в левкасе, другой -- накладной) и листовой позолотой.

XIX век представлен в пермской скульптуре целым рядом разнохарактерных групп, наибольший интерес из которых вызывают работы мастеров из деревни Габова -- Н.Т. Филимонова и его ученика Н.М. Кирьянова, создавших яркий вариант народного примитива. Творчество Филимонова представлено Кирьянов Н.М. Ангел из д. Габова. XIX в.

Одним памятником (голова херувима), творчество Кирьянова - целым ансамблем скульптур, созданным для деревенской часовни.

Пермская деревянная скульптура была показана зрителям уже в двадцатые годы. Первые экспозиции имели комплексный характер. Существующая экспозиция деревянной скульптуры показывает хронологически ряд произведений, составляющих одну четвертую, но лучшую часть всей коллекции. Последовательность экспонатов отражает и развитие стилей. Особое внимание уделено в экспозиции произведениям реалистического характера: центральное местоположение занимают фигуры Христа в темнице, распятия из Усолья, Пашии.

Одноярусное построение, редкая расстановка, индивидуальные фоны и постаменты организуют экспозиционное пространство таким образом, что памятники не мешают друг другу. Но они не выстраиваются и в скучный ритмический ряд, так как зал представляет собой почти квадратное помещение, раскрытое в сторону иконостаса и рассеченное лестничным проемом по центру. Такая архитектурная особенность позволила ряд скульптур, требующих многоаспектного восприятия, расставить в центральном пространстве. Завидная высота помещения устраняет зависимость экспозиции от архитектурных членений и в то же время создает необходимую для скульптуры вольность пространства.

Статуи Николы из с. Дубровское и Параскевы Пятницы из с. Ныроб выполнены именно в древнерусских традициях. Обе они прямы, неподвижны. Главенствует в них не объем, а плоскость. Точка зрения предполагается одна, фронтальная. И это главное, принципиальное отличие их от классических европейских скульптур, которые всегда раскрываются во множестве точек зрения, при круговом обходе.

Но именно эта скованность, обобщенность ранних пермских скульптур делает их особенно выразительными. Здесь действует своеобразный закон сохранения энергии - внешняя неподвижность и прямизна таят в себе огромную духовную мощь. Вот почему особое впечатление производят в такой скульптуре каждый намек на движение, каждый изгиб формы или, в особенности, огромные выразительные глаза, словно проникающие в глубину души. «Ревнители натуралистического понимания формы, вероятно, найдут в предельно обобщенной фигуре Параскевы безжизненность, но она -- сама жизнь, взятая не в отдельном преходящем моменте, а в вечности, -- пишет Г.К. Вагнер. -- Только большие и чуждые мелочности чувства, прошедшие к тому же через горнило самых тяжелых испытаний, могли создать такой величественный и нежный, внутренне напряженный и чистый образ».

Скульптура Николы Можайского из Покчи, подтверждает длительную актуальность древнерусских канонов, выделяется высокой одухотворенностью. Незыблемость фигуры-столпа кажется следствием не физической силы, а огромного духовного превосходства. Меч и «град» в тонких руках святого имеют чисто символическое значение. Образ окрашивается не в «воинственные», а в «учительные» тона, что подчеркивает и особенность темной монашески-сдержанной росписи с преобладанием холодных цветовых оттенков.

Скульптура Параскевы Пятницы - единственная в коллекции. Фигура самой Параскевы выполнялась в начале ХVIII века. Несмотря на небольшие размеры и укороченные пропорции, она производит монументальное впечатление. Небольшие фигуры предстоящих Екатерины и Варвары добавлены через несколько десятилетий. Еще позднее вся композиция была перемонтирована и размещена на другой доске. Так изменялись и другие скульптуры, нередко «поновляемые» двумя-тремя слоями поздней, часто масляной, краски. Многие скульптуры включая и «Параскеву», помещали в киоты с расписными створками. Сейчас почти все киоты утеряны.

Одним из уникальных произведений древнерусской пластики является рельеф «Собор архангелов» из с. Губдор, представляющий собой довольно высокий «вынесенный» рельеф с трехчастной композицией, как бы замкнутой в круг плавными взмахами архангельских крыльев. Удивительна гармония колорита, основанная на сочетании синего и оранжевого цветов. Крупные цветовые пятна точно выделяют узлы композиции и вторят «обтекаемым» формам рельефа. Светло-коричневые оттенки кудрявых волос, легкая подрумянка ликов, тонкие «летучие» пробела дополняют и чуть приглушают основной цветовой контраст, столь характерный для северной иконописи, начиная с устюжского «Собора архангелов» ХIII столетия.

Центральным образом пермской - да и всей русской деревянной скульптуры - может считаться образ Христа, причем Христа страдающего - распятого или истязаемого в темнице. Распятия очень разнообразны по типу, стилю, манере резьбы. Распятие из северного города Соликамска - образец классической древнерусской резьбы, уходящей своими корнями в домонгольское время.

Огромное «Распятие» из г. Усолья сразу поражает размерами и, конечно, необыкновенной реалистичностью исполнения. Если распятия древнерусской традиции всегда ориентированы на плоскость, то усольское распятие может вполне считаться круглой скульптурой. Своей тяжестью и массивностью и, вместе с тем, отличной проработанностью всех деталей и форм это распятие близко европейской возрожденческой пластике. Его пластика означает начальную стадию традиции так называемого «стихийного реализма», распространившегося по всей России во второй половине ХVIII - первой половине ХIХ века. «Поклонный крест» из с. Вильгорт обладает совершенно иным выразительным строем. Художник представляет распятого Христа маленьким неказистым мужичком с печальным выражением большеносого неправильного лица. Почти вдавленное в крест тело кажется совершенно бесплотным - огромная голова обретает самостоятельное значение и становится своеобразным центром композиции, включающей Саваофа, Св. Духа в виде белого голубя в медальоне, маленьких ангелочков, слетающих к распятию и утирающих слезы платками. Очевидно, это первое изображение в пермской скульптуре, выполненное в духе примитивизма.

Земной страдальческий путь Христа и его ближайших последователей когда-то вдохновили мастеров разных стран, разных школ и разных воззрений на создание скульптур мирового значения. Здесь особенно очевидна эта общность творческого порыва, искренность и человечность художественных исканий.

Таким образом, уральские мастера вложили в пермскую деревянную скульптуру всю свою душу, профессиональное мастерство, свои самые сокровенные мысли и чувства. Поэтому шедевры пермской деревянной резьбы отличаются человечностью и обаянием, глубинными чертами самобытной культуры Северного Урала.

Гордость Перми - коллекция деревянной скульптуры, находящаяся в Пермской художественной галерее.

Пермские деревянные Боги

«Пермские боги» — так назвал свое открытие уральский искусствовед Николай Серебренников, энтузиаст и подвижник, который в 1923 году во время экспедиции нашел «пермских богов», а затем организовал еще пять экспедиций по поиску уникальных скульптур. К середине 20-х годов Николай Николаевич сформировал коллекцию деревянной скульптуры и доказал, что «пермские боги» — это не только предметы культа, но и, в первую очередь, произведения искусства.

А.В. Луначарский писал о своем посещении пермского музея во время поездки по Уралу в 1928 году: «При входе в большую залу, где собраны пермские «боги», я был поражен их обилием, разнообразием, неожиданной выразительностью и смесью наивности и непосредственности с искусством иногда положительно утонченным.

Что же такое представляет собой эта пермская скульптура, развернувшаяся, по-видимому, в XVII веке, продолжавшая жить и эволюционировать в течение всего XVIII века и начавшая клониться к некоторому упадку в XIX веке, а сейчас замершая, будем надеяться — в ожидании нового расцвета на новых началах?

Пермская скульптура служила церкви. Однако оригинальная нота, которая пронизывает эту скульптуру и делает ее и социологически, и художественно необычайно ценной, есть нота языческая, нота «инородческая», идущая несомненно и прямо, от пермяцкой культуры идолопоклонников». 1

Запрет православной Церкви на объемное изображение Божества, не помешал развитию деревянной скульптуры на Урале.

Пермские резчики, чьи имена остались, за небольшим исключением, неизвестны, создали в течение предположительно трех веков целую художественную школу. В 17 веке она отражала влияния московской иконописи. С 18 века в нее проникают приёмы барокко и западноевропейские иконографические типы.

Большинство вырезанных из дерева фигур было найдено на территории Верхнекамья, в районе старейших уральских городов — Чердыни и Соликамска.

Язычество не до конца вымерло с христианизацией Пермского края, тем более что христианство окончательно прижилось довольно поздно, лишь к концу XV века. Православные священники разрешили местным жителям вырезать из дерева православных святых и молиться им, чтобы не потерять паству. Так деревянные Боги очутились в церкви. Хотя ещё долго они находились под запретом, и их убирали перед приездом гостей.

Простой люд старался приблизить небесных богов к себе, обычным смертным. Пермяки часто не ощущали различия между божеством и его изображением. Местные жители относились к этим статуям как к живым богам - одевали по праздникам, прятали от врагов, наказывали.

Из древесных пород мастера предпочитали сосну и липу. Дерево они обрабатывали с помощью топора и ножа. В XVIII веке употреблялись также тесла, долота, стамески, пилы, буравы, струги и дорожники. Для росписи на поверхность дерева наносился левкас (меловой грунт). Роспись производилась яичной темперой, в тона, близкие северной иконописи, нередко дополняясь позолотой и серебрением. В XIX веке скульптуры начали расписывать масляной краской.

На третьем этаже галереи в центре зала на невысоких постаментах сидят шесть деревянных фигур Христа — живых, в смиренных позах, со скорбными лицами. Лики Спасов выражают кротость, жертвенность, мученичество. Каждый образ лаконичен, но вместе с тем своеобразен, с большей выразительностью свидетельствуют о глубине веры их ваятелей. Черты лиц на скульптурах, очевидно, в зависимости от национальной принадлежности самого художника, чаще всего соответствуют коми-пермяцкому или башкирскому типу. Они притягивают взгляд, заставляют остановиться рядом, проникнуться страданием человека, сидящего перед тобой и поразиться верой, которой наполнен его взгляд.

Ученые отмечают в пермской деревянной скульптуре основательность художественных решений, красочную образность, эмоциональность и высокое умение. Творящие скульптуры мастера вкладывали в свои работы всю душу, создавая настоящие шедевры. Наивность и экспрессия сочетаются в отдельных произведениях с удивительной анатомической правильностью. Грудная клетка распятого Христа, ноги, руки сделаны с такой наблюдательностью, которой могли бы позавидовать столичные академики скульптуры. Творчество деревенских резчиков Пермского края самобытно, правдиво и чистосердечно.

Ныне деревянных Богов можно увидеть в храмах и в музеях края - в Перми, Кудымкаре, Чердыни, Березниках, Соликамске, Кунгуре и других. В общей сложности сохранилось не менее 500 деревянных статуй. В фондах Пермской художественной галереи находится 370 деревянных памятников.

1 Луначарский А. В. нарком просвещения РСФСР. Об изобразительном искусстве, т. 2