К Всемирному дню театра. Виды театральных кукол

Начну я с небольшого экскурса в историю.
Кукольный театр существует очень давно. Древние народы верили, что и на небе, и на земле, и под землей, и даже в воде живут разные боги, дьяволы и священные животные. Чтобы молиться этим богам, люди делали их изображения: больших и маленьких кукол из камня, глины, кости или дерева. Вокруг таких кукол плясали, носили их на носилках, возили на колесницах или на спинах слонов, а иногда устраивали всякие хитрые приспособления и заставляли кукол, изображавших богов, дьяволов или драконов, поднимать руки или лапы, открывать глаза, кивать головами, скалить зубы. Постепенно такие зрелища все больше и больше становились похожими на театральные представления.

На протяжении тысяч лет во всех странах мира с помощью кукол разыгрывались легенды о богах, демонах, оборотнях, джинах, а в средние века в европейских странах куклы изображали сотворение мира, Адама и Еву, чертей и ангелов, играли народные сказки и сатирические сценки, высмеивающие человеческие пороки: глупость, жадность, трусость.
Сейчас кукольные театры ставят народные сказки и пьесы, написанные драматургами. Большинство театров кукол играют для детей, но некоторые ставят представления и для взрослых, любящих кукольный театр не меньше, чем дети.
Кукольные театры первыми приобщают ребят к театральному искусству. Они не только приносят радость понимания искусства театра, но и воспитывают художественный вкус, учат пониманию окружающего мира.
А главные герои театра - это конечно куклы.
На первый взгляд все театральные куклы кажутся одинаковыми, а между тем они различны. Главное отличие - в их устройстве.

Бибабо

Простейшими являются перчаточные куклы, или бибабо. С перчаточными куклами многие из вас знакомы. Это известный Петрушка, различные зайчики, мишки, собачки, то есть все те куклы, которые надеваются на руку, как перчатка, только не на пять пальцев, а на три. Один палец вставляется в голову куклы, еще два - в рукава костюма, то есть в руки куклы.

Тростевые куклы

Тростевые куклы управляются специальными проволочками или палочками-тростями, которые можно маскировать в одежде кукол. Голова куклы насажена на специальный стержень - гапит, к нему к нему прикрепляются плечи и руки. По размеру тростевая кукла больше перчаточной. По своим пропорциям она напоминает человека. Тростевая кукла - самая распространенная в кукольном театре.

Марионетки

Наиболее сложная в изготовлении и управлении кукла - марионетка. Она управляется нитками или тонкими проволочками. В руке актера - вага (подвижный крестообразный держатель). На ней собраны нити, идущие к различным частям тела куклы. Актер попеременно дергает за нити, и кукла оживает.

В нашей стране куклы-марионетки не получили большого распространения. Кукольный театр марионеток работает в Тбилиси, в Ленинграде - театр кукол имени Е. С. Деммени, некоторые театры в своем репертуаре имеют один-два спектакля с куклами-марионетками. В Государственном театре кукол БССР с куклами-марионетками поставлен спектакль «Соловей» по сказке Андерсена.

Механические куклы

В кукольном театре используются также механические куклы. Они управляются с помощью различных механизмов: рычагов, резинок. Так делаются скачущие кони, марширующие солдаты, обезьяны, взбирающиеся на деревья.

Мимирующие куклы

Есть куклы из мягких материалов: трикотина, резины. Пальцы актера находятся в голове куклы, сжимаясь или распрямляясь, они придают лицу куклы различные выражения. Это - мимирующие куклы.

Теневые куклы

Теневая кукла - плоское изображение человека или животного, отбрасывающее тень на экран, который, собственно, и является сценой теневого театра. Театр теней широко распространен во многих странах Азии, где он носит пародийный характер.

Вертепные куклы

Для вертепных кукол существует кукольная техника особого рода - это куклы, закрепленные на штыре, выходящем снизу куклы как ручка - они проводятся по щелям в полу сцены. В вертепном ящике исстари играется только одна пьеса: Рождественская мистерия.

Н. И. Смирнова

Египетская гробница. Ее дверца открывается от теплого воздуха, который исходит от жертвенного огня.

Как часто в жизни мы произносим слова – "кукла", "ширма", "марионетка", как в суждениях о людях употребляем выражения "дергать за ниточку", "бездушная кукла", "куколка досужая", или даже бранно-сердито – "чертова кукла". В строгих газетных статьях читаем: "марионеточное правительство", "глава – марионетка", "за ширмой громких реляций". Писатель Г. Ибсен назвал свою пьесу "Кукольный дом". "Секреты Полишинеля", – произносят люди иронически, когда хотят сказать, что и секрета-то никакого нет. "Кукольная комедия!" – негодуем мы по поводу пошлой проделки. "Петрушка какая-то!" – сердимся, сталкиваясь с неразберихой.
С древнейших времен в языках многих народов мира существовало сравнение жизни человека с марионеткой, которую дергают за ниточку.
Театр кукол издавна волновал человека и своей странной похожестью на живых существ, и тем, что постоянно давал повод к философским рассуждениям: слишком очевиден был пример – управляющий и управляемый.
Тема марионетки, нитей, которые приводят ее в движение, и, наконец, тема человеческой воли, которая руководит этим движением, постоянны не только в античной, но и в средневековой философии.

Античная греческая фигура. Она держит изображение снопа пшеницы и солнца. Детали приводятся в движение при помощи специально прикрепленной веревки.

Насколько помнят себя люди, всегда – в детстве, быту, религиозном обряде – существовал рядом с человеком предмет, который он наделял особым отношением: был ли этот предмет символом бога (или многих богов), олицетворял ли он тайну природы, или просто изображал человека.
Из веры в способность изобразить то, что скрыто от глаз, что только угадывается за сменой дня и ночи, зимы и лета, жизни и смерти, движением солнца и старением всего живого, из веры в способность выразить свое отношение к этим явлениям в простых и понятных формах, движении и вырос театр кукол.
Человека всегда волновало одно из поразительных свойств театра кукол – чудо оживающего прямо на глазах зрителя мертвого предмета.
И с незапамятных времен это чудо – простая смена покоя движением стала окрашиваться тайной, загадочностью.

Греческая гробница Бахуса. Верхняя ее часть вращается благодаря гидравлической установке.

Но было замечено, что чудо только тогда становится чудом, когда оживающий предмет обретает способность походить на живое существо – человека.
Издавна была замечена и способность человека к фантазии, возбуждаемой этим поразительным чудом. Именно поэтому, наверное, на смену неподвижным изображениям богов – а в древние времена они были в каждом доме – пришли движущиеся фигурки и фигуры, которые человек наделял особым отношением. Это-то и стало началом театра кукол. Его истоками.
В самом деле, человек видел ожившую фигурку. Это подсказывало ему: она движется – стало быть, она живая, а раз она живая – она способна мыслить, а коли уж она мыслит – значит, она имеет волю и желание. Но если она все-таки не человек, а что-то иное, отличное от него, значит, очевидно, существуют и такие тайные сферы, проникать в которые неподвластно мысли человека. А этими недоступными для человека областями долгое время оставались тайны смерти и возникновения жизни, тайны плодородия и стихийных бедствий.
Театр кукол пережил тысячелетия, десятки исторических укладов.


На этой гравюре изображено действие планшетных кукол, которые двигаются с помощью веревки. Считается, что эти фигурки были найдены в римских развалинах.

Первые упоминания о кукольном искусстве связаны с празднествами в Египте.
Женщины ходили из деревни в деревню с песнями, в руках несли небольшие статуэтки, сантиметров тридцати – сорока вышиною, и приводили их в движение с помощью специальных веревочек. Впереди шел флейтист. Такие куклы встречаются и в Сирии, и на территории государств Латинской Америки.
Археологические раскопки помогли увидеть картину древнейшего празднества на территории Египта, посвященного жизни богов Осириса и Исиды (XVI век до н. э.).
Зрители, собравшиеся на представление, не усаживались в одном месте. Толпы смотрящих группами располагались по обе стороны дороги, а "спектакль" громоздился на многих колесницах. Подъехала к первой группе зрителей такая телега, актеры сыграли на ней первую сцену – колесница поехала дальше. Подъехала следующая – вот и продолжение действия (этот принцип был сохранен впоследствии в английском средневековом театре и получил название "педжент"). Разделение действия на отдельные сцены, игравшиеся к тому же разными актерами,– еще не самая существенная особенность этого представления. Главное заключалось в том, что роли богов в этом театре исполнялись только с помощью кукол. Их носили на руках и приводили в движение руками. Исполнение роли бога человек взять на себя не мог.
Обратим внимание – человек изображает бога, некое "высшее" существо, не с помощью костюма, маски, не с помощью собственного тела, а с помощью особого предмета. Таким способом он хотел выразить некую идею неизмеримо менее "смертным" (а в глазах человека и вовсе бессмертным) материалом – глиной, деревом,– нежели он сам, смертный человек.
Религия воспользовалась верой человека в особые свойства неживых, но движущихся фигур.
В Древней Греции из драгоценных металлов и драгоценных пород дерева делали огромные фигуры, которые назывались автоматами. Они приходили в движение только в самые торжественные моменты религиозного действа.


Украинский вертеп с куклами. Народное рождественское представление. XVIII век. Из музея Государственного академического центрального имени С. В. Образцова.

Эти автоматы трудно назвать театром в полном смысле этого слова, но элемент театрализации в этих представлениях все-таки существовал.
С помощью пара, приводных ремней люди управляли движениями огромных фигур.
"Как живые!" – восклицали свидетели этих зрелищ.
Жрецы приводили в движение голову, руки, ноги автоматов-ботов, вызывая страх, создавая атмосферу чародейства, таинства, ужаса.
Изготовление автоматов, обладающих такой же поражающей силой воздействия, сохраняется надолго в древнем мире.
Греческая традиция укрепляется и неизмеримо расширяется в Древнем Риме.
Римский поэт Публий Овидий Назон описывает чудо, свершившееся в храме, когда во время торжественного жертвоприношения статуя Сервия Туллия гневным жестом руки закрыла себе глаза, чтобы не видеть своей преступной дочери.


Макет краковской шопки. Польша, XIX век. Из музея Государственного академического центрального имени С. В. Образцова.

А Тит Ливий (римский историк), описывая чудеса, происходившие в Риме во время празднеств в 578 году, упоминает о пиршестве, устроенном на общественной площади в честь богов, возлежавших на пурпуровых ложах, перед накрытыми столами: "Земля содрогнулась: посреди форума, где стояли ложи, боги, покоившиеся на них, отвернули свои головы, отказываясь от пищи. Чудо это поразило граждан всех сословий".
Да кроме того, в каждом доме – ив Древней Греции и в античном Риме – обязательно были свои куклы, а иногда даже коллекция кукол. Они составляли часть убранства комнат или украшения стола.
Наиболее искусные мастера Афин, Мегары, Эфеса состязались в искусстве и чудесах механики.
Их куклы, дошедшие до наших дней, отличались изяществом стиля, красотой отделки, изобретательностью. До нас дошла игрушка "летающий голубь" – прообраз будущих самолетов. Это удивительная для того времени, совершенная механическая фигурка очень тонкой работы.
Знали древние и других кукол.
В Древнем Риме устраивали шествие с огромными куклами. Карикатурные механические изображения потешали толпу или наводили на нее страх. Гут были огромные фантастические африканские чудовища, которые назывались острозубыми, с огромными, широкими, страшными челюстями.
В ту пору часто устраивались карнавалы. Во время карнавала все как бы менялось местами – раб мог смеяться над своим хозяином, шут становился патрицием, ремесленник мог изобразить самого кесаря.

Рама. Яванская плоская кожаная кукла. Индонезия, XIX век. Из музея Государственного академического центрального имени С. В. Образцова.

В Греции существовал и другой театр. Одним из них руководил кукольник по имени Потейн.
Эти театры играли светские истории, басни, притчи, комедии Аристофана, Плавта, других античных авторов, стремясь прежде всего повеселить, потешить своих зрителей.
На территории Древней Греции возникло искусство, которое принято называть вифлеемским ящиком.
Этот "театр" впервые и очень своеобразно попытался рассказать о мироздании, о существовании "неба" и "земли", "верха" и "низа", "божественного" и "земного" в том, конечно, виде, как это представлялось древним.
Кому-то пришла в голову мысль изобразить мир с помощью ящика, в котором нет передней стенки и который перегорожен пополам по горизонтали.
Потом сделали небольших кукол и поставили их внизу – под перегородкой. А сверху поселили кукол, которые изображали богов. Вот и получилось: люди – внизу, боги – наверху.
Но ведь хотелось, чтобы куклы двигались.
Придумали такие прорези на дне ящика, куда вставлялись стержни от этих кукол. Стержнями, продетыми в прорези, можно было управлять – так родилось движение. А потом придумали сценки, целые пьесы – и получился театр. Серьезный театр. Для взрослых.


Средневековая гравюра на дереве. Обращает на себя внимание прут, прикрепленный к голове объемной куклы, которую мастер держит в руке.

Когда античные государства распались, а на их территории были созданы новые формации, маленькие ящики с незатейливыми куклами достались в наследство следующим поколениям.
Артисты-кукольники бродили с ящиками по странам Европы. Везде они показывали одну и ту же историю рождения Христа и историю царя Ирода.
Христос находился в верхнем, "божественном", отделении ящика. А внизу, в "людской", часто стали появляться все новые и новые герои, сюжеты, события. В каждой сцене – свои.
Отголоски этого театра живут еще и поныне.
Во многих странах существуют очень веские доказательства того, как это немудреное представление оказало влияние на развитие культуры.
Первые кукольные спектакли сохранились в памяти людей как одна из форм магии, заклинания.
Яванский театр, например, возник на основе ритуала поклонения умершим предкам.

Иллюстрация из книги "Дон Кихот" Сервантеса, изображающая народное кукольное представление испанских бродячих кукольников. Куклами на пруте разыгрывались сюжеты из французских королевских хроник и испанских романсов.

Как и в других странах мира, в частности в некоторых областях Малайского архипелага, в Индонезии существовало представление, что умершие обладают магической силой и могут оказывать живущим покровительство и помощь.
Для привлечения духов умерших изготовлялись специальные фигурки, в которые они якобы должны вселиться. Сами души умерших представляются многим народам мира, в том числе и некоторым народам Индонезии, в виде теней. Так возник один из оригинальных видов театрального зрелища – теневой театр.
Наибольшее распространение театр теней получил у пародов Азии и Ближнего Востока. Для театра теней характерно обращение к эпосу, фольклору. Наибольшее распространение театр теней имел в эпоху Тан (VII – IX века). Образы индийского классического эпоса "Рамаяна" и "Махабхарата" сохраняются в представлениях бродячих кукольников Индии, Индонезии и поныне.
А вот как родился театр теней на острове Ява. Первоначально в каждом доме люди вызывали души умерших предков. Они задабривали их угощениями и благовониями. Это делал у яванцев, как правило, глава семьи в своем собственном доме. Уже потом это перешло в руки определенных людей – жрецов, шаманов. А для того чтобы уверить себя в реальном существовании этих "душ", люди и придумали теневой театр.
Появилась специальная профессия – водители кукол.
Люди, которые работали с куклами, назывались далангами.
Даланг показывал тени мифических предков, воспевал их героические дела и подвиги.
Со временем эти героические сказания, хвалебные гимны превратились в повествования с определенным сюжетом, постоянными героями.
Такой театр назывался ваянг-кулитом. Неторопливый, эпический характер изложения сюжета (а представление начиналось в десять часов вечера и длилось до рассвета) перемежался веселыми динамическими сценами. Они были необходимы для отдыха зрителей. Тогда появлялись две комические фигурки – Киллекьята и его жена.
Кукла, изображавшая Киллекьяту, была черного цвета с всклокоченными волосами, толстыми губами, выпяченным животом, кривыми ногами и руками. Этот народный герой шутил весело и всегда злободневно.
Считалось, что Киллекьята оказывает влияние на плодородие и урожай, поэтому фигурки – скульптурное изображение этого героя – земледельцы ставили во время жатвы на поле. Они надеялись, что это поможет собрать хороший урожай.
В древнем ваянг-кулите уже применялись декорации. Они были нужны для обозначения места действия (дворец, ворота, горы, лес), необходимы для большей достоверности рассказа. А сам рассказ оставался поразительной смесью магии и реальности. Там было столько же заклинаний о недолговечности жизни, рассказов о богах, сколько и живых картин окружающей жизни.


Народные гулянья в России. Представление с Петрушкой. XVII век. Гравюра немецкого путешественника Адама Олеария.

Из поколения в поколение, век за веком "игра куклой" вошла не только в религиозную, магическую, но и в художественную сферу жизни человека.
Человек не только познает природу кукольного театра, способы его воздействия на людей, но и сознательно использует или отвергает эти свойства.
Сменятся века, пройдут тысячелетия, и человек будет восхищаться свойствами оживающего мертвого предмета, обретающего свою собственную жизнь, наполненную только ему присущим ритмом, характером и содержанием, или, напротив, с негодованием станет отвергать это свойство ради поисков сходства куклы с человеком.
В средние века родился народный театр кукол. Этим артистам на площади незачем было доказывать своим зрителям, что их маленькие герои обладают особой магической силой, что они "живые". Кукольники не сочли для себя зазорным выйти прямо к публике, чтобы продемонстрировать свое мастерство – чудо умелых рук и фантазии, изобретательности.
В течение многих веков театр кукол развивается рядом с драматическим театром, оказываясь то его призраком или зеркалом, то тенью, а иногда и суррогатом.
Но именно в последнее тысячелетие сформируются и те особенные черты театра кукол, которые мы ценим сегодня и которые делают его самостоятельным живым искусством.
У всех народов, знавших театр кукол, так или иначе связанный с магией либо религиозным культом, существуют литературные записи хотя бы одной-двух пьес (или сцен), описания кукол, устройства сцены, спектакля.
Сохранилось немало и литературных источников – свидетельств выдающихся писателей, упоминавших о том или ином традиционном зрелище, сохранявшемся в течение многих веков.
Эти пьесы строились как пьесы-обозрения: один и тот же герой показывался в отношениях с другими лицами, которые со временем могли заменяться. Даже в тех странах, где мы почти ничего не знаем о самих спектаклях, их направленности, куклах и декорациях, обязательно встречаем одного-двух кукольных героев, с которыми знакома вся страна.
В театрах кукол, начиная с древних времен, существовали типические образы, которые жили столетиями, а рядом с ними зачастую появлялись герои сегодняшние, "сиюминутные".
Так было и в античные времена, и в итальянском театре средневековья.
Наряду с героями басен и легенд, персонажами фольклора и древней литературы действовали и злободневные "популярные фигуры", "портретные" куклы.
На территории Румынии, например, в театре кукол постоянно вводилась фигура Наполеона, чрезвычайно излюбленная в этом театре.
Можно даже проследить, как именно "популярные лица", с наслоениями времени, постепенно становились образами обобщенными, а в течение веков – и нарицательными героями. Взаимодействие таких нарицательных героев приводило к рождению "типов жизни".
Сама жизнь отбирала, формировала эти "типы".
Возникали национальные кукольные герои. Они создавались веками и в веках же оставались бессмертными.
Исторически сложилось так, что театр кукол во всем мире, став подлинно народным искусством, развивался в очень большой близости со всеми формами народного творчества: изобразительными (в том числе и народными промыслами) и, конечно, фольклором.
Кукольники играли многие народные сказки, притчи, легенды.
Образ, перешедший из устного народного творчества на кукольную ширму (а этот "переход" осуществлялся десятилетиями) обогащался не только новыми чертами, но и приобретал нередко совершенно новый характер.
Потом эти же фольклорные герои становились предметом изучения большой литературы. Но тогда они уже мало походили на своих прародителей – кукольный образ обретал в сравнении с изустным не только некое преувеличение, но и большую глубину.
С течением времени – и прежде всего в Европе – театр кукол превратился в своего рода "кладовую", сокровищницу и "типов жизни" и многих сюжетов.
Ученые Италии, Румынии, Германии доказали, что сюжеты произведений "Король Лир", "Ромео и Джульетта", "Фауст", как и многие другие, ставшие гордостью мировой литературы, были известны задолго до Шекспира и Гете не только в устном творчестве, но и в представлениях кукольников.
С сюжетом и образом "Фауста" Гете познакомился на представлении кукольников. "Мы можем считать установленным, – пишет Вильгельм Кройценах, известный историк Германии, – что первое решающее впечатление от легенды о Фаусте произвел на Гете спектакль марионеток".
Даже после того, как к "Фаусту" прикоснулся Гете, народная пьеса на этот сюжет не только не утратила своего значения, но продолжала оставаться гордостью репертуара многих театров кукол Европы. Гений Гете осветил ее новым светом.
До сих пор многие кукольные театры Европы играют пьесы-сказки, сюжет которых почти полностью совпадает с сюжетами шекспировских трагедий. Это вовсе не обработки пьес великого драматурга, а те народные пьесы, которые, вероятно, знал и Шекспир и которые родились задолго до его рождения. Они мало изменились с тех пор. И, как это ни покажется странным, именно старые кукольные сказки часто оказываются теми "кладовыми", "хранилищами" сюжетов и образов, откуда и сегодня еще можно почерпнуть немало всяких премудростей.

Кукольный театр существует очень давно. Древние народы верили, что и на небе, и на земле, и под землей, и даже в воде живут разные боги, злые и добрые духи, сверхъестественные, существа. Чтобы молиться этим богам, люди делали их изображения: больших и маленьких кукол из камня, глины, кости или дерева. Вокруг таких кукол плясали, носили их на носилках, возили на колесницах или на спинах слонов, а иногда устраивали всякие хитрые приспособления и заставляли кукол, изображавших богов, дьяволов или драконов, открывать глаза, кивать головами, скалить зубы... Постепенно такие зрелища все больше и больше стали походить на театральные представления. На протяжении тысяч лет во всех странах мира с помощью кукол разыгрывались легенды о богах, демонах, оборотнях, джинах, а в средние века в европейских странах куклы показывали рай и ад, сотворение мира, Адама и Еву, чертей и ангелов, играли народные сказки и сатирические сценки, высмеивавшие человеческие пороки: глупость, жадность, трусость, жестокость.

В старой России не было государственных кукольных театров. На ярмарках, на бульварах, в городских дворах давали маленькие представления бродячие фокусники, акробаты, кукольники. Обычно один из них крутил ручку музыкального ящика, который назывался шарманкой. Под громкие звуки музыки кукольник показывал из-за маленькой ширмы, как смешной, длинноносый крикливый Петрушка бьет палкой царского офицера, который хочет забрать его в солдаты. От ловкого Петрушки доставалось и невежде-доктору, не умевшему лечить, и обманщику-торговцу.

Жизнь народных кукольников - бродячих актеров была очень тяжелой и мало чем отличалась от жизни нищего. После представления актер-кукловод снимал шапку и протягивал ее зрителям. Кто хотел, бросал в шапку медные копейки.

В других странах тоже были куклы, похожие на нашего Петрушку. Такие жё длинноносые и крикливые забияки. Называли этих кукол по-разному: в Англии - Панч, во Франции - Полишинель, в Италии - Пульчинёлло, в Германии - Касперле и Гансвурст, в Чехословакии - Кашпарек, в Турции - Карагёз.

В современных театрах куклы бывают разные: по-разному сделаны и по-разному приводятся в движение.

Одни из самых простых кукол называются перчаточными, потому что они надеваются на руку, как перчатки. Обычно головка куклы надевается на указательный палец, одна ручка - на средний, а другая - на большой.

Петрушка относится к перчаточным куклам.

Еще проще устроены куклы «на палочках». В Польше их называют куклами «на потыках»: ножки и ручки у такой куклы не управляются, а вертятся в разные стороны.

Есть куклы, которые можно только передвигать. Их используют в особых кукольных театрах, называемых на Украине «вертепами», а в Польше - «шопками». Это двух- или трехэтажные ящики с открытой передней стенкой. Между этажами сзади можно просунуть руку и этой рукой сквозь щели в полу каждого этажа водить куклу. А кукла, как уже говорилось, может только передвигаться с помощью кукольника и взмахнуть рукой, если дернуть за нитку.

Существуют куклы, которые называют тростевыми. Такую куклу также держит кукловод, но ее руки управляются тростями, палочками или проволоками, прикрепленными к кукольным ладошкам, запястьям или локтям. Трости чаще всего скрыты в рукавах или одежде куклы. Тростевые куклы появились очень давно, на Востоке - в Индокитае. В европейских кукольных театрах их стали использовать только в XX в. В 20-е гг. советские художники-кукольники Ефимовы сыграли с помощью тростевых кукол отрывок из трагедии Шекспира «Макбет». А позднее Центральный театр кукол в Москве поставил пользующийся большим успехом спектакль «Волшебная лампа Аладина», который актеры играют куклами на тростях.

Перчаточные и тростевые куклы называют еще «верховыми», потому что они всегда выше кукловода. Кукловод за ширмой, его не видно. Видно только куклу, которую он поднял над ширмой.

А есть такие куклы, которыми актер-кукловод управляет не снизу, а сверху. Он стоит на возвышении сзади сцены и держит в руках вагу - специальное устройство, состоящее из рычагов и планок, от которых отходят нитки. Внизу нитки прикреплены к плечам куклы, ко лбу, чтобы она могла поднимать и опускать голову, к вискам, чтобы она вертела головой направо и налево, к спине, чтобы она могла кланяться, к локтям и ладошкам, чтобы она имела возможность делать всякие движения руками, к коленкам, чтобы она, поднимая то правую, то левую ногу, могла ходить или танцевать. Ниток бывает много. И десять, и двадцать, и даже тридцать. Ведь кукле приходится делать в спектакле много различных движений: открывать рот, двигать глазами, руками.

Кукол на нитках иногда называют марионетками. Но это не совсем правильно, поскольку всякая театральная кукла называется марионеткой.

Есть еще один вид кукол, которыми управляют сверху. Ниток у них немного, одна-две, чтобы взмахнуть кукольной рукой. В голове куклы палка. Ноги болтаются сами по себе, но можно палкой так раскачивать куклу, что ноги у нее начинают шагать. Куклы большие, тяжелые, одетые в блестящие доспехи, со щитами и мечами.

Это сицилианский героический театр, сохранившийся со времен средневековья. На сцене всегда изображаются войны и драки. Кукловоды стоят за задником (сзади сцены) и размахивают куклами, держа их за палки. Куклы с шумом и треском ударяются друг о друга, и «убитые» в сражении падают. За всех кукол говорит один человек страшным, хриплым голосом.

Такой же театр есть в Брюсселе, в Бельгии. Это театр «Тон», он существует много лет. Его хозяева, играющие главную роль, «кричащего рассказчика», с течением времени сменяют друг друга, но каждый следующий получает имя Тон. Особым успехом этот театр пользуется у туристов.

А есть куклы, которых нельзя назвать ни перчаточными, ни куклами на нитках или тростях, ни куклами на штырях, как в сицилианском театре. Они плоские, вырезаны из картона или кожи. Очень сложно и ажурно вырезаны и красиво раскрашены. Это куклы театра теней, существующего издавна в Китае, Корее, Японии, Индонезии, Индии. Кукловод сидит сзади натянутого полотна. Над головой кукловода большая масляная, керосиновая, а иногда электрическая лампа. Тоненькими костяными палочками, пришитыми к телу, рукам и ногам плоской куклы, кукловод плотно прижимает куклу к полотну, и тогда на полотне на глазах у зрителей возникает цветная резная тень куклы. В таких театрах чаще всего показывают религиозные, мифические истории. Во время представления музыканты бьют в барабаны, играют на музыкальных инструментах и поют.

В мире существует очень много самых различных театральных кукол. Во Вьетнаме, например, устраивают даже кукольные представления на воде - на речке или озере. Под водой, на небольшой глубине, длинная бамбуковая палка. На одном ее конце деревянная кукла, другой - держит кукольник. Он стоит по колено в воде, отгороженный плетеной ширмой от зрителей, находящихся на берегу. Внутри полой бамбуковой палки натянуты веревочки, идущие к рукам куклы, голове, туловищу. Кукла может вынырнуть из воды или нырнуть в воду, ходить, кланяться, размахивать руками.

Театр на воде возник когда-то в Древнем Китае, и в нем изображали водяных духов и богов, черепаху, дракона. А во Вьетнаме сейчас в таком театре представляют сценки из народной жизни.

Бывают и куклы, участвующие в праздничных шествиях и карнавалах. Так, в Китае, на улицах Пекина или Кантона, может появиться дракон - огромная кукла, метров 15 длиной. Его несут на больших палках несколько человек. Сделан дракон из бамбуковых каркасов, обтянутых раскрашенной материей. Получаются как бы цилиндры, между ними из материи такие же цилиндры, только уже мягкие, а не жесткие. У переднего каркаса огромная рогатая голова дракона держит во рту красный шар. Постепенно толщина цилиндров уменьшается, и кончается все последним жестким каркасом - хвостом. Каждый ведущий этого дракона может поднять свою палку выше или ниже, двинуть ее вправо или влево. В результате дракон извивается, скручивается, раскручивается. Сейчас это только уличное зрелище, а когда-то крестьяне устраивали шествие с драконом, прося небо, чтобы кончилась засуха, пошел дождь.

Во время праздника в Китае могут появиться и львы. В каждом льве два человека-акробата. Львы бегают, прыгают, кувыркаются, залезают на несколько поставленных друг на друга столов. Вместе со львами львята. Это переодетые мальчишки. У львов огромные морды с открывающимися ртами, а шкура сделана из длинной сухой травы - красной, зеленой, желтой.

А в Италии или в Южной Америке во время карнавалов можно увидеть огромные, до 10 м в высоту, надувные резиновые куклы.

Итак, куклы, кукольные театры помогают в метафорической, иносказательной форме передавать мысли и чувства людей. Все басни и сказки народов мира иносказательны, но в них много правды. В них мудрость, юмор, талант народа. Метафоричны не только народные сказки, но и многие произведения великих писателей и поэтов - Гомера, Данте, Шекспира, Пушкина, Гоголя, Маяковского... Все это предоставляет большие возможности для развития и совершенствования кукольного театра.

В нашей стране государственные кукольные театры были созданы только после Октябрьской революции. Сейчас их 135, они играют на 25 языках народов СССР. В спектаклях участвуют замечательные актеры, художники, мастера кукол. Самый большой кукольный театр в мире - Центральный театр кукол в Москве. В нем работают 300 человек. Этот театр дает представления каждый день - для детей и каждый вечер - для взрослых. Часто ездит на гастроли, объехал 400 городов нашей страны, выступал в 40 странах мира.

Государственные кукольные театры успешно работают и в других социалистических странах.

Существует всемирная организация кукольников УНИМА. В нее входят 5 тыс. членов. Съезды, конференции, фестивали этой организации проходят и в Европе (в том числе в СССР), и в Америке, и в Африке, и в Австралии.

Археологические раскопки помогли увидеть картину древнейшего празднества в 16 веке до нашей эры.
Греческая традиция распространяется и на Древний Рим. Почти в каждом доме в Риме были свои коллекции кукол. Кому-то пришла в голову мысль изобразить мир с помощью ящика, в котором нет передней стенки и который перегорожен пополам по горизонтали.

Артисты-кукольники бродили с ящиками по странам Европы. Они показывали историю рождения Христа и историю царя Ирода. Для театра характерно обращение к фольклору. Со временем появились и декорации, они обозначали место действия. Но неизменным было восхищение человеком свойствами оживающего предмета. Куклы, дошедшие до нас, отличались изяществом, красотой отделки и изобретательностью. До нас дошла игрушка «летающий голубь» — прообраз будущих самолетов. Это удивительная фигурка поражает своей тонкой работой.

Первые кукольные спектакли сохранились в памяти людей как одна из форм магии и заклинания. Существовало мнение, что умершие люди обладают магической магией и могут оказать покровительство и помощь живущим. Для привлечения духов умерших изготавливались фигурки, в которые они якобы могли вселиться. Сами души умерших представляются многими народами в виде теней. Так возник один из оригинальных видов театрального зрелища — теневой театр.

В театрах кукол, начиная с древних времен, существовали типические образы. Но рядом с ними появлялись герои «сиюминутные». Наряду с героями басен, легенд, персонажами фольклора и древней литературы действовали популярные фигуры, «портретные» куклы. Неслучайно театр кукол со временем превратился в свою рода «кладовую», сокровищницу типов жизни и многих сюжетов. Ученые Италии, Румынии, Германии доказали, что сюжеты произведений «Король Лир», «Ромео и Джульетта», «Фауст» и многие другие были известны задолго до Шекспира и Гете в представлениях кукольников.

Легенды донесли до нас немало историй китайских кукольников, которых императоры наказывали за «дьявольское искусство». Тяжко пришлось и тем, кто работал в Европе. Кукольников отправляли в тюрьмы, сжигали на костре. Но театр кукол выжил и стал бессмертным. Так, итальянцы считают своим героем Пульчинеллу. Придуманный в пору Ренессанса герой отзывается о человеческих пороках и нравах и сегодня. Он был радостью народных карнавалов, веселых народных игрищ.

Через двести и триста лет этот герой появится в Лондоне и Париже, Праге и Москве. А еще через несколько поколений Полишинель — так его стали называть во Франции — станет любимым героем детей и взрослых. Французы и сегодня говорят о Полишинеле с удовольствием. Огромные его глаза смотрят то озорно, то весело, то сердито, то негодуя. Все зависит от того, как повернуть куклу.

А кто не знает любимого всеми Петрушку? Он быстро стал любимцем народа. Его проделки были по душе русским людям.

Известно ли вам, что дома у Константина Сергеевича Станиславского был свой кукольный театр?
Многие деятели культуры создали для кукольников произведения. В пятнадцати пьесах Шекспира упоминается о куклах или театре марионеток.

Традиционный театр кукол существует почти во всех странах мира. И сейчас, словно 100 — 200 лет назад, артисты кукольных театров стремятся повеселить своих зрителей, пошутить вместе с ними. Есть театры, где высмеивают нерадивых людей, шутки могут быть и злыми.

В тридцатые-сороковые годы в европейском театре кукол произошли изменения. Родилась новая система работы с куклой. Произошло это впервые у нас, в Центральном театре кукол под руководством С. В. Образцова. Они встали рядом. Человек и кукла-марионетка. Этот театр был открыт в 1931 году.

Сергей Владимирович Образцов, знаменитый советский кукольник, работал с «ручной куклой», которая надевается на руку. Он был известен как оперный, а потом как драматический актер. Но постепенно его увлечение куклой переросло в профессию. Он сам сделал куклу-негритенка. Попробовал спеть с нею романс. Подлинную славу сделала ему кукла Венера. «Кандидат околовсяческих наук, лектор по всем вопросам». Куклы занялись пародией на плохих исполнителей. А в пародийном номере «Вернись, я все прощу» кукла надевалась на голову артиста, а руками ее становились живые руки самого Образцова. Он то заламывал руки, то теребил ожерелье или поправлял кукольную прическу. К тому же Сергей Владимирович был прекрасным рассказчиком и обаятельным человеком. Все, кто его знал, говорили, что слушать его — было одно удовольствие.
Ни одного концерта в стране долгие годы не проходило без участия актеров театра Образцова.

Актеры, уходя домой, прощаются с куклами до утра. Ни один актер не знает, что с ней происходит ночью. Кукольники — странные люди. Разумный и нормальный человек уверен, что кукла сделана из… А для актера — она живая.
Сколько бы раз они не играли вместе, перед выходом на сцену всегда актер смотрит своей кукле в глаза…

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

4. Магия кукольного театра

5. Кукольный театр и школа

Заключение

Приложение

Введение

Кукольный театр может сыграть большую роль в формировании личности ребенка. Он доставляет много радости, привлекает своей яркостью, красочностью, динамикой, воздействует на зрителей. Он рано начинает привлекать внимание детей и таит в себе большие возможности для их всестороннего развития.

Кукольный театр располагает целым комплексом средств: художественные образы-персонажи, оформление, слово и музыка - все это вместе взятое, в силу образно-конкретного мышления ребёнка, помогает ребенку легче, ярче и правильнее понять содержание литературного произведения, изучать иностранные языки, влияет на развитие его художественного вкуса. Кукла, играющая на сцене, живет для ребенка не условно, она реальность, ожившая сказка.

В отличие от телевизионных передач и мультипликационных фильмов, она реально зрима в трехмерном пространстве и материально ощутима, присутствует рядом, ее можно потрогать.

Дошкольники и младшие школьники очень впечатлительны и быстро поддаются эмоциональному воздействию. Они активно включаются в действие, отвечают на вопросы, задаваемые куклами, охотно выполняют их поручения.

Эмоционально пережитый спектакль помогает определить отношение детей к происходящему, к действующим лицам и их поступкам, вызывает желание подражать положительным героям и быть непохожими на отрицательных.

1. Немного об истории тетра кукол

Искусство оживления кукол очень древнее, история его огромна, география очень широка. Театр кукол, вид театральных представлений, в которых действуют куклы (объёмные и плоские), приводимые в движение актёрами-кукловодами, чаще всего скрытыми от зрителей ширмой. Многие формы представлений определяются различием видов кукол, систем их управления: марионетки (куклы на нитках), так называемые верховые куклы (перчаточные), тростевые куклы, механические и др. Иногда кукол заменяет условный предмет (кубик, шарик, палочка и др.), метафорически изображающий живое существо.

Куклы бывают размером от нескольких сантиметров до двойного человеческого роста. Различие форм и характера представлений обусловливается чаще всего национальной традицией, спецификой постановочно-драматургических задач, взаимосвязью с др. видами искусства (графикой, народной игрушкой, скульптурой, театром масок, кино). Истоки Театр кукол -- в языческих обрядах, играх с овеществленными символами богов, олицетворявших непознанные силы природы. Исторически он связан с развитием древнейших форм сценической культуры. Как правило, этот театр отличался традиционностью сюжетов, приёмов исполнения, наличием постоянных героев.

Представления Театр кукол в большинстве стран складывались из религиозно-мистериальных зрелищ.В Древнем Египте (16 в. до н. э.) -- это мистерия об Осирисе и Исиде, в Древней Индии и Китае -- культовые представления. Упоминание о театральных куклах встречается у Геродота, Ксенофонта, Аристотеля, Горация, Марка Аврелия, Апулея и др. С 11 в. в церквах и монастырях устраивались представления, в которых куклы использовались как средство инсценировки евангельских сцен, главным персонажем их стала дева Мария. Название Марион (Marion, Marionett) осталось в романо-германских языках как обозначение вообще театральной куклы, в славянских языках -- куклы на нитках.

Представления Театр кукол всё более насыщались злободневным, «земным» содержанием, что вызывало преследования со стороны средневековой церкви.

Изгнанный из внутренних помещений церкви на паперть.

Театр кукол обосновался затем на площадях и ярмарках, подвергаясь преследованиям инквизиции. Несмотря на запреты, в его представлениях усиливался антицерковный, антифеодальный элемент. К концу 16 в. в Италии окончательно сформировался народно-сатирический Театр кукол с главным героем Пульчинеллой. Наследуя традиции ателлановой комедии (см. Ателлана), близкий по духу комедии дель арте, он распространился в Европе.

В 17 в. аналогичный бесцензурный Театр кукол утвердился во Франции (главный герой -- Полишинель), Англии (Панч), Германии (Гансвурст, впоследствии -- Кашперле), Голландии (Пикельгеринг), Бельгии (Вольтье), Польше (Копленяк), Румынии (Василаке), Чехословакии (Кашпарек), в России (Петрушка).

У народов Азии и Ближнего Востока Театр кукол развивался особым путём. Здесь с глубокой древности существовали его традиционные национальные формы. Предположительно, прародителем Пульчинеллы, Петрушки и др. был комедийный герой классического индийского театра, большеголовый горбатый шут-озорник Видушака (ему близок турецкий Карагёз).

В индийском Театр кукол куклу ведут два кукловода (один за ширмой, другой перед ширмой). Возникновение Театр кукол в Китае относится к 1 в. до н. э.

В японском Театр кукол (известен с 11 в.) используют большие куклы в человеческого роста, которыми управляют одновременно видимые зрителям 4 -- 5 кукловодов в чёрных одеждах (на лице чёрная маска -- чулок). Он, как и китайский Театр кукол, связан с классическим театром.

Вплоть до 19 в. в европейских Театр кукол разыгрывались традиционные, часто сатирические, пьесы-обозрения о власть имущих, чиновниках, церкви; складывались также бродячие сюжеты -- о докторе Фаусте (И. В. Гёте заимствовал его у кукольников), Дон Жуане, короле и трёх его дочерях и др. В 19 в. делаются попытки создать профессиональный Театр кукол Для него писали Г. Клейст, Э. Т. А. Гофман (Германия), Жорж Санд, А. Франс (Франция), М. Метерлинк (Бельгия), Б. Шоу (Великобритания) и др. В 20 в. многие известные театральные деятели обращались к созданию Театр кукол как самого совершенного вида театрального зрелища (режиссёр Г. Крэг в статье «Актёр и сверхмарионетка» пропагандировал идею отказа от актёра).

В 1-ю четверть 20 в. создавались профессиональные Театр кукол для детей и для взрослых.

Русский профессиональный Театр кукол начал формироваться после Октябрьской революции 1917. Е.С. Деммени, художники Н.Я. и И.С. Ефимовы и др. привлекали крупнейших писателей, художников, композиторов к созданию Театр кукол для детей, который ставил бы широкие общественно-педагогические задачи, пропагандировал новые социалистические формы отношений между людьми.

Советский Театр кукол отражает яркие, характерные черты и психологию человека в их наиболее общем проявлении, стремится к типичности, доведённой до образной нарицательности.

Центральный театр кукол под руководством С. В. Образцова -- выразитель этих идей. Его спектакли «По щучьему велению» Тараховской (1936), «Волшебная лампа Аладина» Гернет (1940), «Король-Олень» Сперанского по Гоцци (1943), «Необыкновенный концерт» (1946) и многие др. заложили основу режиссёрского метода и системы работы актёров-кукловодов над сценическими образами, что позволяет создавать эволюционно-сложную, психологически обоснованную партитуру роли, правдиво показать судьбу, характер, особенности сценического образа.

Театры кукол обращаются к языку сценической пантомимы («Рука с пятью пальцами» -- румынский театр «Цэндэрикэ»), ставят музыкальные произведения («Петя и Волк» Прокофьева -- Центральный Театр кукол Болгарии; «Петрушка» Стравинского, «Деревянный принц» Бартока -- Центральный Театр кукол Венгрии; «История солдата» Стравинского -- Центральный Театр кукол Болгарии и Рижский Театр кукол; «Жар-птица» Стравинского, «Ученик чародея» Дюка -- Минский Театр кукол).

Образность спектаклей достигается использованием всего разнообразия сценических приёмов (в действие вовлекаются живой актёр, обыгрываемый предмет, радиозапись и световые эффекты). Стремление к постановке социальных, нравственно-этических проблем, к искусству яркой и броской театральности формирует новый тип Театр кукол («Часовщик», «Крали Марко» Теофилова в Центральном Театр кукол Болгарии, «Дон Кристобаль» Гарсиа Лорки и «Маленький принц» Сент-Экзюпери в Театр кукол «Цэндэрикэ», «Похождения бравого солдата Швейка» по Чапеку в Ленинградском Большом театре кукол и др.).

С 1958 в рамках Международного союза кукольников (УНИМА, основан в 1929) регулярно устраиваются международные фестивали, конкурсы, что способствует обмену опытом деятелей. Театр кукол В 1976 в Москве состоялся 12-й конгресс УНИМА (президентом избран С. В. Образцов). В СССР в 1975 работало свыше 100 Театр кукол, ставивших спектакли на 25 языках народов СССР. Подготовка творческих кадров ведётся на специальном отделении Ленинградского института театра, музыки и кинематографии, в Государственном институте театрального искусства им. Луначарского (режиссёры и художники), училище им. Гнесиных и в студиях при Театр кукол Материал по истории Театр кукол собирает и систематизирует Музей театральной куклы при центральном театре кукол (основан в 1937). В самодеятельности, особенно в школах, дворцах пионеров и др., Театр кукол пользуется большой популярностью.

2. Батлейка - народный кукольный театр в Белоруссии

Батлейка (бетлейка) - народный кукольный театр в Белоруссии (16 - нач. 20 вв.). Театр "Батлейка" появился на Беларуси в начале XVI века. Его название произошло от слова Betleem -- Вифлеем. Согласно Евангелию, это место рождения Христа. История возникновения театра как раз и связана с рождественскими праздниками. Изначально все сюжеты показывали исключительно на библейские темы. А героями были Дева Мария, Младенец Иисус, святые. Кстати, слово "марионетка" произошло от названия небольших фигурок Марии, участвующих в средневековых мистериях. Позже появились интермедии -- комедийно-бытовые эпизоды, чередующиеся с каноническими сценами.

Для показа батлейки из дерева делали домик произвольного размера, обычно в виде жилища или церкви. Он имел горизонтальные ярусы-сцены с прорезями для ведения кукол. Украшалась конструкция разноцветной бумагой, тканью, а также тоненькими реечками, которые издали напоминали балкон.

На дальнем плане рисовали иконы, звезды, окна, кресты. Куклу прикрепляли к деревянному или металлическому стержню, при помощи которого можно было водить персонаж по прорезям в этажах сцены. Показы всегда сопровождались музыкой, песнями; сцена и куклы освещались свечами.

Батлеечник часто был не только единственным исполнителем, но и драматургом, режиссером, композитором, конферансье.

Существовали батлейки с меняющимися прозрачными декорациями (в Докшицах), а также устроенные по принципу теневого театра (в Витебске).

Использовали в представлениях кукол-марионеток на нитках, перчаточные фигурки. Показы проходили не только в крупных городах, но и в отдаленных селах.

Батлейка могла быть размером с небольшую тумбочку. Странствующий актер приходил с ней в деревню, собирал вокруг себя всю округу, и закипали кукольные страсти. Получался такой вот своеобразный телевизор.

Представление состояло из двух частей: религиозной и светской. Каждая разыгрывалась на своем ярусе, верхнем и нижнем.

Наибольшей популярностью пользовался светский репертуар с комичными, острыми сценками. А так как зрителями были простые люди, то и герои, персонажи, события были знакомы, понятны, узнаваемы.

Сатиричным образам доктора-шарлатана, злого помещика, жадного купца противопоставляли сообразительного и веселого героя из народа. Нередко представления организовывались городскими властями совместно с ремесленными цехами в дни проведения крупных ярмарок и праздников.

В батлейке постоянно сталкивались и между тем органично сочетались религиозная мистика и житейский реализм, набожность и богохульство. Поэтому вскоре представления стали вызывать нападки духовных и светских властей.

После Октябрьской революции такие народные кукольные театры и вовсе стали приходить в упадок. Этому поспособствовали гонения коммунистической партии против церкви и всякого инакомыслия.

Последние зафиксированные показы прошли в Слуцком районе в начале шестидесятых. кукольный театр батлейки

В наши дни национальный кукольный театр "Батлейка" бережно и старательно возрождается немногочисленными энтузиастами. В 1989 году Галина Жаровина в городском поселке Мир Гродненской области создала музей и театр-студию "Батлейка". Вместе со своими учениками поставила там спектакль "Царь Ирод", "Анна Радзивилл" и многие другие.

3. Классификации кукольных театров

3.1 Классификация по принципам социального функционирования

В рамках этой классификации можно выделить следующие основные направления театра кукол.

Ритуально-обрядовый - самая древняя форма кукольного театра. Еще в 16 в. до н.э. в Египте существовали кукольные мистерии об Осирисе и Исиде. Упоминания об игровых куклах встречаются у Геродота, Аристотеля, Горация, Марка Аврелия, Апулея и др.

Чаще всего ритуально-обрядовые театры кукол - это наиболее традиционные театры, прочно связанные с национальными традициями.

По этому направлению развивался ряд кукольных театров Востока:

индонезийский ваянг;

японский дзёрури;

индийский;

китайский и др.

К обрядово-ритуальным относятся и ряд театров христианской традиции.

Кукла участвовала в европейских мистериях 11--16 вв. (термин марионетка, обозначающий вид игровых кукол, возник из названия фигурок, изображавших в мистериях Деву Марию). Более поздние европейские обрядово-ритуальные кукольные театры (преимущественно рождественские) сохранились до настоящего времени: Эль Пасторетс (Каталония); Вертеп (Украина и Россия); Батлейка (Белоруссия), Маланка (Молдавия); Шопка (Польша) и др.

Часто представления обрядово-ритуальных театров кукол организуют непрофессиональные актеры, т.к. главный смысл подобных зрелищ - не спектакль, но действо, мистерия. В этом, мистериальном, направлении работает уникальный театр «Вгеаё апё Рирре!» («Хлеб и Кукла») Питера Шумана (Вермонт), не имеющий аналогов в мировой истории.

Народный сатирический кукольный театр. Истоками этого вида принято считать древнеримские импровизированные сценки ателлана (от города Ателла в древней Кампании).

Злободневные сатирические сценки были построены на участии типизированных персонажей, один из которых - Макк - стал прообразом главного комического кукольного персонажа народного театра.

В самых разных странах этот персонаж-шут обладал сходной внешностью: большеголовый, крючконосый, с одним или двумя горбами - спереди и сзади.

В индийском театре это - Видушака; в турецком (и вышедшем из него армянском) - Карагез; в среднеазиатском - Палван Качал (Плешивый богатырь); в итальянском - Пульчинелла; в английском - Панч; в немецком - Гансвурст; во французском - Полишинель; в бельгийском - Вольтье; в русском -Петрушка (Петр Иванович Уксусов, Ванька Рататуй и); т.д. Этот персонаж в значительной степени сохраняет самые древние черты архаического пратеатра - как в своем характере двойника-перевертыша трикстера, так и в приспособлениях кукловода (например, пищик, инструмент для изменения голоса, пришедший из камлания шаманов).

Это направление практиковали преимущественно странствующие актеры.

Народному сатирическому кукольному театру свойственны условность, минимализм оформления и иных изобразительных средств; несложная стандартная сюжетная схема, внутри которой идет импровизация на злободневные темы.

Кукольный театр для детей. Преимущественно построен на сказочном материале. Как правило, сочетает две функции - воспитательную и развлекающую.

В силу своей специфики обладает высокой степенью дидактичности - явной или подспудной.

В рамках этой же классификации можно выделить и целый ряд дополнительных направлений кукольного театра. Например: - иносказательно-символистский театр (спектакли адресуются взрослому зрителю); - театр массовых и коллективных праздников (гигантские куклы работают в непосредственном контакте со зрителями, вовлекая их в совместное действо); - лечебный театр (кукла используется при лечении некоторых психических заболеваний и для развития мелкой моторики).

3.2 Классификация кукольного театра по видам кукол и способам их управления

Она носит, скорее, вспомогательный профессиональный характер, т.к. зачастую в одном спектакле используются разные виды театральных кукол.

Наиболее известные виды кукол: перчаточные (разновидность - пальчиковые); тростевые; марионетки; плоские (используются в теневом театре); автоматы (механические). В современном кукольном театре широко распространен и т.н. «живой план», когда актер управляет куклой открыто, на глазах у зрителей, порой - вступая во взаимодействие с ней.

В таком театре особенно распространен прием, когда в качестве куклы выступает любой предмет - от бытовой вещи до специально изготовленного объекта - который изображает одушевленный персонаж и управляется актером.

Эти виды классификаций кукольного театра достаточно условны и существуют в постоянном гибком взаимодействии.

Так, например, обрядово-ритуальный индонезийский театр ваянг включает в себя разновидности ваянг-кулит (теневой театр кожаный плоских кукол), ваянг-келитик (театр плоских тростевых кукол), ваянг-голек (театр объемных кукол). Кукольный театр для детей постоянно использует все виды кукол. Марионетки используются в сатирическом народном театре; и т.д.

4. Магия кукольного театра

Какой ребёнок не мечтал хотя бы однажды, чтобы его любимые игрушки, ставшие лучшими друзьями, ожили и заговорили? Чтобы они смогли разомкнуть темницу своей статичности, рассказать о себе, стать настоящими партнерами по играм? И даже куклы-роботы не способны эту мечту исполнить, ведь их движения механистичны и, пожалуй, еще более далеки от желаемого "оживления", которого чает ребенок. Но, оказывается, чудо "живой" игрушки все-таки возможно!

О тряпичной мягкой кукле, которую можно "оживить" с помощью руки и "одушевить" силой своих эмоциональных переживаний. Приходилось ли Вам когда-нибудь знакомить ребёнка с мягкой игрушкой - перчаткой? Если да, то вспомните его первую реакцию. Он уже привык к окружающим его обычным куклам, застывшим в одной позе и выражающим лишь одну эмоцию, а то и вовсе равнодушным. И тут вдруг он видит куклу, которая тянется к нему руками, кивает головой, непринужденно раскланивается и здоровается с ним будто сама собой… Изумление, любопытство, желание потрогать и разгадать тайну "живой и говорящей" игрушки - все одновременно выражается на лице. За первым неизгладимым впечатлением следует освоение возможностей куклы, которые оказываются практически безграничными.

В чем же преимущества такой игрушки?

Во-первых, одевая куклу на руку, ребенок "сливается" с ней, отождествляется с персонажем, в которого будет играть.

С ее помощью он может не просто отрабатывать модели поведения, как он это делает с обычной куклой. С ней он способен эмоционально выразить все то, что его тревожит и волнует, говоря не от своего лица, а от лица сказочного персонажа, живущего в воображаемом мире. Кстати говоря, именно поэтому куклы-перчатки используются детскими психологами в психокоррекционной работе.

На занятии психолог предлагает ребенку разыграть специально для него придуманный сценарий. В процессе представления, в том или ином виде воссоздающего травмирующую ребенка ситуацию, малыш с помощью куклы-перчатки выражает свои переживания и агрессию. Таким образом, дети избавляются от мучивших их страхов и негативных эмоций.

Во-вторых, кукла-перчатка, сама по себе несет некоторый эмоциональный образ. Как правило, кукла - веселая или грустная - изображает положительного или отрицательного героя какой-либо сказки, мульт- или телефильма.

Играя с куклой, ребенок психологически переживает роль. А значит, приобретает столь необходимый ему эмоциональный опыт прохождения полярных состояний.

Несколько разнохарактерных кукол-перчаток помогут ребёнку ответить на вопрос, каково это - быть злым или добрым, лживым или правдивым, умным или глупым, доверчивым или подозрительным, смелым или трусливым, открытым или замкнутым, раздражительным или спокойным.

И, наконец, главное, каково это - быть взрослым? В игре он больше не ребёнок, он - взрослый: решает взрослые проблемы, сам справляется с жизненными ситуациями, самостоятельно делает выбор.

Преимущество кукольных театров в том, что, как правило, все они основаны на известных и любимых детьми сказках. Все мы знаем, что без сказок невозможно полноценное развитие ребенка.

Сказка затрагивает самые глубинные пласты психики человека и открывает основополагающие человеческие ценности. Очевидно благотворное влияние сказки даже на психику взрослого человека.

Для ребенка же сказка - это возможность научиться думать, оценивать поступки героев, усвоить этические нормы, развить память и речь.

Ритмичный, простой и певучий язык сказок, полный повторов и устойчивых оборотов ("жили-были", "жить поживать да добра наживать", «зайчик-побегайчик», «лисичка-сестричка»), значительно облегчает понимание сказок и тренирует речевой аппарат ребенка при произнесении сказки вслух.

В театральной постановке может участвовать вся семья, а чтобы ребенку было интереснее, пригласите для игры его сверстников. Пусть каждый из детей выберет героя, который ему симпатичен.

Научите детей называть вслух свою роль и пояснять в игре свои действия, озвучивать персонажа.

Каждый из героев должен говорить с особой интонацией, выражает только ему свойственный характер.

И помните, театр - это волшебное действо, для которого нужно обеспечить соответствующую "магическую" обстановку: полумрак, кулисы, с помощью свечей или разноцветной подсветки можно создать таинственную игру света и тени.

Но вернемся к разговору о полезности. Что еще дает ребенку игра в кукольный театр?

Вспомним, что кукла полностью подвластна ребенку, зависит от него. Это дает малышу возможность смоделировать собственный мир, который будет являться отражением "настоящего" мира, мира взрослых. В этом моделировании параллельно происходят два очень важных для развития процесса.

С одной стороны, это подражание взрослым, которое является одним из ключевых факторов детского развития. Раз за разом ребенок повторяет движение, ситуацию, фразу, рассказ, отслеживая при этом реакцию окружающих. Через это подражание ребенок учится самоопределению.

Второй процесс противоположен по своей сути, но внутренне тесно взаимосвязан с первым. Это процесс создания своего, нового мира, т.е. творчество.

Сюжет рассказа - лишь опора для ребёнка, лишь толчок к самостоятельному творчеству. В идеале, кукольный театр нужен ребенку как возможность для бесконечных экспериментов, модуляций.

Что такое творчество?

Это способность создавать собственные идеи, не действовать по шаблонам и подсказкам. Творческие способности закладываются в детские годы и развиваются на основе собственной активности, заинтересованности реальным миром. Поэтому так важно дать ребенку возможность свободного познания окружающей действительности. Поощрять его не только в том, чтобы он выучил, запомнил и "правильно" сыграл ту или иной роль, но и в том, чтобы он развивал свои сюжеты, свободную игру, в которой он сможет реализовать свои фантазии. Именно так формируется основа будущего творческого восприятия мира.

Возможность сформировать эту основу, и дает детям игра в кукольный театр.

Все дети любят спектакли. Им нравится не только смотреть представление, но и самим быть артистами. В ребенке изначально заложено стремление к игре, каждый хочет сыграть свою роль. Но как это сделать? Как научить малыша играть, брать на себя роль и действовать? Именно этому и поможет театр кукол.

Театр - один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей.

Он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием памяти, воображения, фантазии, инициативности и раскрепощенности.

Потому что он ближе нашим детям. Играя с куклами, застенчивый ребенок чувствует себя свободнее и начинает раскованно говорить. Куклы помогут преподать важные уроки.

Кукольный театр, с которым дети могут, знакомятся на занятиях или в специальных кружках, способствуют развитию мелкой моторики и координации рук, стимулируют зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, связную речь, увеличивают словарный запас. Учеными доказано, что развитие рук находится в тесной связи с развитием мозга человека, следовательно, речи и мышления ребенка.

На занятиях с детьми может происходить и знакомство с историей кукольного театра.

Занятия так же способствуют развитие мимики, подражательных навыков, навыков импровизации, стимулируют эмоциональное восприятие, развивать инициативу, фантазию. Эти занятия способствуют раскрепощению детей через игру, имитацию, свободу выбора, развитию речи, и мелкой моторики.

Школьники могут под руководством преподавателей или родителей заниматься и изготовлением кукол, быть не только слушателями, но и полноценными участниками спектакля.

5. Кукольный театр и школа

Кукольный театр может прийти на помощь при изучении иностранных языков, а так же при ознакомлении с литературными произведениями

Большой популярностью у учащихся 2-5 классов пользуется драматизация с использованием кукол.

Организация кукольного театра не требует сложных костюмов и декораций.

Театральные постановки являются важным и необходимым элементом в процессе изучения иностранного языка. Такое серьезное препятствие, как “языковой барьер”, становится легко преодолимым, как только учащиеся попадают в ситуацию игры, ролевого взаимодействия, оказываются вовлеченными в общий творческий процесс. Театр превращает неуверенного в себе, запинающегося на каждом слове “вечного троечника” во вдохновенного Ромео, произносящего монологи на одном дыхании.

Немаловажным является и то, что совместная работа над спектаклем или подготовка к празднику развивает у участников умение слушать партнера, создает условия для взаимопонимания и взаимовыручки (сильные ученики помогают слабым), укрепляет ответственность за успех общего дела.

В то же время для учителя работа над сценарием, репетиции помимо дополнительного времени для отработки произношения, введения и закрепления лексических единиц предоставляют уникальную возможность общения с учениками, причем в новом для обеих сторон контексте.

Привычные роли учитель - ученики преобразуются в иную модель отношений - режиссера и актеров.

Сценарий постановок должен быть построен на изученных лексических единицах, грамматике и речевых структурах. Обладая всеми достоинствами ролевой игры, драматизация с использованием кукол имеет специфические особенности. В зависимости от желания учащихся кукла выступает в ролях друга, с которым ведут беседу на равных, ребенка, которого надо всему учить, партнера в каком-либо виде деятельности. В виде игры ребенок моделирует свое поведение как поведение кукол. Он увлечен этой деятельностью, так как чувствует себя авторитетным лицом, все знающим и все умеющим.

В результате возросшего уровня языковой подготовленности учащимся, можно предложить заниматься инсценированием или постановкой какого-либо литературного произведения.

Инсценирование - более активный и сложный процесс воплощения образа, нежели драматизация, так как в его основе лежит глубокое интеллектуальное и эмоциональное постижение замысла автора, характера образов и умение воплотить их на сцене.

В инсценировании ярче прослеживается последовательность творческих этапов:”периода познания”, “периода переживания” и “периода воплощения”. Реализация этих этапов способствует совершенствованию коммуникативной деятельности, развитию эмоциональности, решению задач эстетического и нравственного восприятия, развитию творческих способностей, умений и навыков в их органичном единстве.

Целесообразно с самого начала работы над инсценированием предоставить учащимся выбор произведения, помочь осознать и прочувствовать поведение и речь персонажей, отработать выразительное чтение выбранной роли.

В целях повышения интереса к театральному делу в масштабах школы рекомендую один - два раза в год ставить настоящие спектакли

Руководство таким видом деятельности, как драматизация, предъявляет особые требования к учителю иностранного языка в плане повышения уровня владения интонацией, диапазоном голоса, мимикой, жестами.

Стремясь развить у учащихся сценические качества, способность к экспромту, он также должен быть постоянно готовым продемонстрировать им возможные варианты воплощения роли, построения мизансцен, художественного оформления. В постановке драматизаций ни одно даже самое совершенное техническое средство не в состоянии заменить воздействие личности учителя на формирование юных дарований и развитие у них способности к общению.

В современной методике школьного воспитания кукольным спектаклям уделяют серьезное внимание, поэтому следует досконально овладеть методами и приемами использования кукольных постановок.

Как и говорилось ранее кукольный театр поможет ребенку более осознанно слушать литературный текст, ярче представлять героев, активнее следить за развитием действия.

Помимо указанных методов работы по формированию у детей литературного вкуса, взрослый должен владеть приемами, позволяющими включать художественное слово в повседневную жизнь ребенка.

Заключение

Взрослые не играют в игрушки только по одной, вполне разумной причине: у них не хватает на это времени и сил. Играть, как играют дети, -- самое серьезное занятие в мире; и как только суета мелких обязанностей и бед обрушится на нас, нам приходится отказаться от такого огромного, дерзновенного дела. Нам хватает сил на политику и бизнес, на искусства и науки; но для игры мы слабы.

Эту истину признает каждый, кто хоть когда-нибудь во что-нибудь играл -- строил из кубиков дом, нянчил куклу, расставлял оловянных солдатиков.

Взрослые не играют, как дети, не потому, что им неинтересно, а потому, что им некогда. Они не могут потратить силы и время на такое великое дело.

Философия кукольных театров достойна всяческого внимания. Из этой игрушки можно вывести все, что нужно понять современным людям.

Сейчас невозможно сказать точно, когда появилась первая кукла в мире. Из археологических раскопок и дошедших до нас исторических источников можно сделать вывод, что во все времена куклы были неизменными спутниками человека.

Вот первобытный человек надевает на себя ритуальную маску. Древние египтяне изготавливают каменные статуи для празднеств, посвященных богам Осирису и Изиде.

Древнегреческие актёры надевают на себя маски злых и добрых героев, богов и простых смертных. Гигантские древнеримские статуи поворачивают головы и кивают. Католические мадонны льют слёзы. А народные Петрушки, Панчи, Полишинели, Гансвурсты поносят служителей культа...

Искусство кукольного театра по своей природе народное. Театры кукол сейчас существуют в профессиональных кукольных театрах, при школах, детских садах и просто в больших дружных семьях.

Вспомните, что у каждого из нас в детстве наверняка был свой кукольный театр. В нём не было ширмы, декораций, осветительной аппаратуры, специально изготовленных кукол. Он существовал просто в окружающем нас мире и немножко в нашем воображении. Но как он был богат и разнообразен! Вот в песочнице воздвигаются крепости. Их крутые стены штурмуют оловянные солдатики. А когда нет солдатиков, их место занимают деревянные спички с командиром Коробкой. В быстрых весёлых ручейках плавают деревяшечки и простейшие бумажные лодочки, но тетерь это уже быстроходные фрегаты, шхуны, каравеллы.

С этих игр и начинается кукольный театр. Игра с предметом - это его истоки.

Театрализованные игры пользуются неизменной любовью у детей. Дети с удовольствием включаются в игру: отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, перевоплощаются в тот или иной образ. Они смеются и плачут вместе с куклами, предупреждают их об опасностях, готовы всегда придти на помощь своим героям.

Кукольный театр полезно иметь везде, где находятся дети: в школе, в детском саду, дома, в летнем детском лагере, в детской больнице и пр.

Занятия детей в кукольном театре развивают у детей фантазию, память, мышление, артистические способности, знакомят с множеством детских сказок, способствуют развитию общительности, коммуникабельности ребёнка, развивают моторику рук и пальцев ребёнка, двигательную активность ребёнка.

Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром. Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребёнка позволяет использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство.

Детям нравится играть, особенно со сверстниками. Игра для них - дело серьёзное, но, в тоже время, весёлое.

Родителям и преподавателям всегда доставляет огромное удовольствие наблюдать, как дети дома или в детском саду или в школе разговаривают от лица своих кукол.

Дети испытывают потребность пробовать себя в самых разных ролях. А когда взрослый спрашивает голосом Петрушки: "Ну что все собрались?" или шутит с клоуном, надетым на руку, то все дети сразу же охотно подхватывают игру. Такое общение развивает гораздо лучше, чем телевидение.

Кукольный театр - явление в нашей жизни распространённое. Детство каждого ребёнка, его эстетическое воспитание начинается, как правило, со спектаклей кукол.

Приложения

Рис.1 «Петрушка»

Рис.2. «Перчаточная кукла»

Рис.3. «Батлейка».

Рис.4 «Марионетка»

Список использованной литературы

1. О теории и практике художественного творчества детей. Ветлугина Н.А. Москва Изд. - “Нева”. 1991 г.

2. Кукольный театр. Ростов - на - Дону: ”Феникс”, 1999 г.

3. Батлейка. Мн.: “ Молодёжное ”. 2000 г.

4. История развития кукольного театра. Москва. Изд. - “Нева”. 2000 г.

5. Эстетическое воспитание младших школьников. Цветкова И.В. - М.: Педагогическое общество России, 2003г.

6. Педагогика (конспект лекций) - М.: ”Приор-издат”,2004 г.

7. Гнутикова С.С. История музея театральных кукол ГАЦТК имени С.В. Образцова: создание каталога-путеводителя по музею// Сохранение культурного наследия народов мира. Тез. докл. -- М., 2005.

8. Гнутикова С.С. Музей театральных кукол ГАЦТК имени С.В. Образцова// Куклы мира/ Вед. ред. Е. Ананьева; отв. ред. Т. Евсеева. -- М., 2003.

9. Гнутикова С.С. Музей театральных кукол ГАЦТК имени С.В. Образцова// Музеи России/ ред. группа: М. Шинкарук, Н. Иванова, Е. Евлахович и др. -- М., 2008.

10. Гнутикова С. Рождение музея// Театр чудес. -- М. 2002.

11. Гнутикова С.С. Театральные куклы// Музей театральных кукол ГАЦТК имени С.В. Образцова. -- М., 2005.

12. Гнутикова С. Хранители кукольных сокровищ// Театр чудес. -- М.2002.

13. Советов В.М. Театральные куклы (технология изготовления).-- Спб., 2003.

14. Цит. по: Москалев И.М. Ленора Шпет: уроки жизни и театра. -- М., 2005.

15. Соломоник И.Н. Человек на сцене традиционного и нового театра кукол// Международный симпозиум историков и теоретиков театра кукол. -- М., 2009.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Немного об истории театра кукол. Батлейка - народный кукольный театр в Белоруссии. Кукольный театр и школа. Классификации кукольных театров по принципам социального функционирования, по видам кукол и способам их управления. Магия кукольного театра.

    курсовая работа , добавлен 08.11.2010

    Кукольный театр как особый вид театрального представления, его история и классификация по принципам социального функционирования, видам кукол и способам управления ими. Характерные черты ритуально-обрядового и народного сатирического кукольного театра.

    презентация , добавлен 24.12.2011

    История развития кукольного театра в России. Домашние и студийные спектакли. Кукольный театр Сергея Владимировича Образцова. Организация театральной деятельности в современном театре на примере Сахалинского театра кукол. Творческие связи театра.

    контрольная работа , добавлен 20.03.2017

    Формирование основных атрибутов японского кукольного театра. Типы фигур, используемых для исполнения спектакля. Рассмотрение деталей ниньгё дзёрури: голова (касира), руки, ноги, костюм (исо), парик. Пространство японского кукольного театра Бунраку.

    курсовая работа , добавлен 13.07.2013

    История возникновения кукольного театра. Его виды и особенности. Способы управления куклой. Техника изготовления настольной ширмы-телевизора для домашнего театра и куклы-перчатки петрушечного типа с объемной головой. Выбор материалов и инструментов.

    курсовая работа , добавлен 14.10.2014

    Особенности жизни британского общества на рубеже ХIХ–ХХ веков. История театра кукол Англии как особого вида театрального действия. Характеристика пьес с участием марионеток и Панча. Основные формы театральных кукол и сущность технологии их создания.

    курсовая работа , добавлен 20.07.2012

    Узбекский народно-профессиональный театр кукол обозначается как "Кугирчок уйин" (кукольная игра), "кугирчокчи" - исполнители (играющие куклами). История многовекового развития кукольного искусства в Узбекистане. Анализ существовавших направлений театра.

    реферат , добавлен 03.08.2008

    Театр кукол как одна из разновидностей кукольного вида пространственно-временного искусства. Передвижной дом для минималистов. Основные стили лазерного шоу. Сведения о главных составляющих мобильного театра. Сценический линолеум Duo: вид, преимущества.

    курсовая работа , добавлен 07.02.2016

    Происхождение кукольного театра в России. Сравнение жизни человека с марионеткой, которую дергают за ниточку. Домашний театр дореволюционной России. Анализ вертепного спектакля "Смерть царя Ирода". Представление для публики с пением и рассказами.

    курсовая работа , добавлен 19.03.2012

    Народный кукольный театр в Белоруссии. Социально-культурный пласт национальной культуры. Театры батлеечного типа. Двухэтажные батлейки с подвижными куклами и каноничным оформлением. Тщательность проработки деталей куклы. Батлейка в Институте теологии.