Дунаев режиссер театра на малой бронной. Типо история московских театров

История краткая - потому что мне лень писать много и длинно. Неполная - потому что я далеко не всё знаю и помню. Однобокая - потому что иначе у меня не получится. Да и не настоящая это история.
Из всей истории театров беру краткий миг - 70-е-80-е годы ХХ века, когда сам я активно в эти театры ходил. О том, что было раньше, знаю из книг и рассказов, а что было позже, меня не интересует.
Про Московский драматический театр (таково его официальное название), расположенный на Малой Бронной улице я уже много раз писал.
Вот - про Анатолия Эфроса . И .
А вот про многолетнего непотопляемого директора театра .
Без этого трудно будет понять то, что происходило в театре в те годы

Что было в театре на Малой Бронной до Эфроса с Дунаевым, я плохо знаю. Да ничего особо интересного там и не было, только несколько лет поработал Андрей Гончаров, который потом пошел в театр имени Маяковского, где и расцвел, и там я о нем кое-что напишу.

Я застал на Малой Бронной период удивительного, уникального и противоестественного художественного "двоевластия". Главным режиссером был Александр Леонидович Дунаев, человек исключительно порядочный, мастеровитый, опытный, но его трудно назвать выдающимся режиссером. Просто крепкий профессионал. А очередным режиссером был великий и гениальный Анатолий Эфрос, чьи спектакли, помимо всего прочего, привлекали публику и шли постоянно с аншлагами, так что театру как "предприятию" они были нужны. А идеологическую линию репертуара, постановки к датам, обеспечивал Дунаев. Эфрос пару раз обращался к "производственным" пьесам Игнатия Дворецкого, но предпочитал витать в эмпиреях классики и был принципиально аполитичным художником.

Так распорядилось советское "культурное" начальство, чтобы ущемить, уязвить... Да обоих, скорее всего, так как оба были настоящими интеллигентами и вступали в неизбежное эстетическое противоречие с режимом.
Однако эти два вроде бы несовместимых режиссера прекрасно сосуществовали, взаимодействовали, Дунаев ничем и ни в чем не мешал Эфросу, у того была зеленая улица и карт-бланш.
Так всё бы и шло, если бы не злобный интриган, директор театра Илья Коган, который попросту сожрал обоих режиссеров и практически способствовал их ранней смерти.
Про Когана у меня там, выше, написано. Он бесчинствовал и диктаторствовал в театре вплоть до 2007 года, держался благодаря своим связям в КГБ-ФСБ, но это уже за пределами моей истории, да и после ухода Дунаева и Эфроса театр на Малой Бронной фактически перестал существовать как субъект искусства.

В 70-е-80-е годы это был один из самых популярных столичных театров, хотя не весь, а только в части спектаклей Эфроса.
И еще у того же Эфроса были гениальные репетиции, бывало, что они были намного интереснее, чем готовые спектакли - так вышло с инсценировкой "Мертвых душ" под названием "Дорога". Насколько великолепны были репетиции, настолько неудачен спектакль. Впрочем, неудачи Анатолия Эфроса, в свою очередь, были интереснее, чем удачи крепких ремесленников... Не буду называть фамилий, не хочу никого обижать.

Ну и отдельная тема - это плеяда эфросовских актеров, которые его кидали, предавали и продавали. Все, вернее, почти все, кроме Ольги Михайловны Яковлевой, его постоянной и неизменной Звезды, моей любимой актрисы, дай ей Бог здоровья.
А в общем, честно говоря, об этом театре трудно писать кратко, он заслуживает не просто монографии, но целого собрания сочинений

Типо лучшие спектакли, которые я видел
Брат Алеша, Женитьба, Месяц в деревне, Отелло, Дон Жуан, Лето и дым, Три сестры, Наполеон Первый, Продолжение Дон Жуана



План:

    Введение
  • 1 История
  • 2 Выдающиеся постановки прошлых лет
  • 3 Сегодняшний день театра
    • 3.1 Современный репертуар
  • 4 Труппа театра
    • 4.1 Современная труппа театра
  • Примечания

Введение

Московский драматический театр на Малой Бронной - один из наиболее известных драматических театров в Москве. В настоящее время художественным руководителем является Сергей Голомазов .


1. История

В 1946 году в Москве был создан новый театр, получивший название Московский драматический театр , руководителем которого стал режиссёр Сергей Майоров . Первоначально здание театра находилось по адресу Спартаковская улица, 26. В Труппу театра вошли актёры других театров Москвы и несколько выпускников театрального училища им. М. С. Щепкина .

Первый спектакль, «Золотой обруч», по пьесе М. И. Козакова и А. Б. Мариенгофа, был поставлен в марте 1946 года .

Сергей Майоров руководил театром с 1946 по 1957 год. В эти годы основой репертуара театра были пьесы современных драматургов, за 11 лет состоялось 45 премьер . Среди постановок тех лет: «Депутат» («Профессор Полежаев» Л. Н. Рахманова (1947), «Поддубенские частушки» С. П. Антонова (1953), «Человек с портфелем» А. М. Файко (1956) . Несмотря на яркий успех некоторых постановок, в 1957 году руководство театра обвинили в недостаточном внимании к современной советской драматургии. Последовал перевод главного режиссёра Майорова в Театр Ленинского комсомола и снятие директора .

Осенью 1957 года главным режиссёром театра был назначен Илья Яковлевич Судаков, однако надежды коллектива на плодотворную творческую жизнь с новым главным режиссёром, одним из талантливейших учеников Станиславского и Немировича-Данченко, не оправдались - Судаков тяжело заболел .

С 1958 по 1966 год главным режиссёром театра являлся А. А. Гончаров .

С 1968 года театр носит современное название . Своё нынешнее название Театр на Малой Бронной - он получил по адресу Малая Бронная, дом 4, - по которому он располагается с 1962 г.

Здание в котором ныне размещается театр построено в 1902 году по проекту архитектора К.К. Гиппиус. Это был доходный дом «Общества для пособия нуждающимся студентам Императорского Московского Университета»

В сезоне 1966-1967 гг. из театра им Ленинского комсомола вместе с группой актёров в театр перешёл Анатолий Эфрос, он занял должность очередного режиссёра , а главным режиссёром театра с 1968 года стал А. Л. Дунаев , проработавший в в этой должности до 1984 года . Эфрос в сотрудничестве с Дунаевым превратил Театр на Малой Бронной в один из самых интересных и посещаемым театров Москвы . Эфросом были поставлены в театре спектакли «Три сестры» А. П. Чехова, «Ромео и Джульетта» и «Отелло» Шекспира, «Месяц в деревне» И. С. Тургенева, «Женитьба» Н. В. Гоголя, «Дон Жуан» Мольера .

В 1985-1987 гг. режиссёром театра был С. И. Яшин .


2. Выдающиеся постановки прошлых лет

  • 1949 - «Девушка с кувшином» Лопе де Вега
  • 1950 - «Сильные духом» Д. Н. Медведева и А. Б. Гребнёва
  • «Дон Жуан» (по пьесе Мольера «Дон Жуан, или Каменный пир», постановка Анатолия Эфроса)
  • «Ромео и Джульетта» (по одноимённой пьесе Уильяма Шекспира, постановка Анатолия Эфроса)
  • 1967 - «Три сестры» А. П. Чехова. Режиссёр А.В.Эфрос. Художники В. Дургин, А. Чернова.
  • 1968 - «Обольститель Колобашкин» Э. Радзинского. Режиссёр А.В.Эфрос. Художники В. Дургин, А. Чернова.
  • 1968 - «Платон Кречет» А. Е. Корнейчука. Режиссёр А.В.Эфрос. Художники В. Дургин, А. Чернова.
  • 1969 - «Счастливые дни несчастливого человека» А. Арбузова. Режиссёр А.В.Эфрос. Художник В. Петров.
  • 1970 - «Ромео и Джульетта» У. Шекспира. Режиссёр А.В.Эфрос. Художники В. Дургин, А. Чернова.
  • 1970 - «Сказки старого Арбата» А. Н. Арбузова. Режиссёр А.В.Эфрос. Художник Д. Л. Боровский.
  • 1971 - «Человек со стороны» И. М. Дворецкого. Режиссёр А.В.Эфрос.
  • 1972 - «Брат Алеша» В. С. Розова по мотивам романа Ф. Достоевского «Братья Карамазовы». Режиссёр А.В.Эфрос. Художник В. Паперный.
  • 1973 - «Ситуация» В. Розова. Режиссёр А.В.Эфрос. Художник В. Паперный.
  • 1973 - «Дон Жуан» Ж.-Б. Мольера. Режиссёр А.В.Эфрос. Художник Д. Л. Боровский.
  • 1975 - «Женитьба» Н. В. Гоголя. Режиссёр А.В.Эфрос. Художник В. Левенталь.
  • 1975 - «Снятый и Назначенный» Я. И. Волчека (совместно с Л. Дуровым). Режиссёр А.В.Эфрос. Художник В. Серебровский.
  • 1976 - «Отелло» У. Шекспира. Режиссёр А.В.Эфрос. Художник Д. А. Крымов.
  • 1977 - «Месяц в деревне» И. С. Тургенева. Режиссёр А.В.Эфрос. Художник Д. А. Крымов.
  • 1978 - «Веранда в лесу» И. М. Дворецкого. Режиссёр А.В.Эфрос. Художники Д. и Л. Булановы.
  • 1979 - «Продолжение Дон Жуана» Э. Радзинского. Режиссёр А.В.Эфрос. Художник В. Комолова.
  • 1979 - «Дорога» по «Мертвым душам» Н. В. Гоголя. Режиссёр А.В.Эфрос. Художник В. Левенталь.
  • 1981 - «Лето и дым» Т. Уильямса. Режиссёр А.В.Эфрос. Художник Д. А. Крымов.
  • 1982 - «Воспоминание» А. Н. Арбузова. Режиссёр А.В.Эфрос. Художник Д. А. Крымов.
  • 1982 - «Три сестры» А. П. Чехова. Режиссёр А.В.Эфрос. Художник В. Я. Левенталь.
  • 1983 - «Наполеон Первый» Ф. Брукнера. Режиссёр А.В.Эфрос. Художник Д. А. Крымов.

3. Сегодняшний день театра

С 2007 года художественным руководителем театра стал Сергей Голомазов . В 2010 году в труппу театра были приняты несколько выпускников его актёрско-режиссёрского курса в Российской академии театрального искусства. В репертуаре театра русская и зарубежная классика, спектакли-сказки для детей. Театр входит в десятку самых посещаемых театров Москвы .


3.1. Современный репертуар

4. Труппа театра

  • Баталов, Сергей Феликсович (1982-?)
  • Андрей Мартынов (1972-1981)
  • Никита Салопин
  • Мария Глазкова
  • Кирилл Козаков
  • Александр Ефимов
  • Кирилл Глазунов
  • Владимир Ершов
  • Андрей Мартынов
  • Георгий Мартынюк
  • Ирина Розанова

4.1. Современная труппа театра

  • Ананичева, Евгения (с 2010)
  • Асташевич, Дмитрий Николаевич (с 2010)
  • Бабичева, Вера Ивановна (с 2008)
  • Барановский, Егор (с 2010)
  • Баранчеев, Пётр Михайлович (с 2003)
  • Беребеня, Надежда Михайловна (с 2010)
  • Бобров, Александр Сергеевич (с 2010)
  • Богословская, Лариса Сергеевна (с 1983)
  • Варшавский, Дмитрий (с 2010)
  • Ведерникова, Ольга (с 1991)
  • Вознесенская, Юлия (с 2006)
  • Голубков, Александр Владимирович (с 2003)
  • Грачёва, Дарья Борисовна (с 2000)
  • Громов, Иван (с 2010)
  • Дубакина, Екатерина Александровна (с 2010)
  • Дуров, Лев Константинович (с 1967 года)
  • Дурова, Екатерина Львовна (с 1984 года)
  • Ершов, Владимир Александрович (с 1984 года), заслуженный артист России (2005)
  • Ждаников, Илья Викторович (с 2000)
  • Иванцова, Алла Вячеславовна (с 2010)
  • Кизас, Сергей (с 2010)
  • Кириченко, Ирина Николаевна (1967-2011)
  • Кречетова, Татьяна Рэмовна (с 1974), заслуженная артистка России (2005)
  • Луконина, Анна Васильевна (Антоненко-Луконина; с 1960), народная артистка России (2007)
  • Сайфулин, Геннадий Рашидович (с 1967 года)
  • Страхов, Даниил Александрович (2001-2003, с 2009)

Примечания

  1. 1 2 Биография Сергея Голомазова на его сайте - www.golomazov.ru/hudruk.shtml
  2. 1 2 3 4 5 6 Русский драматический театр: Энциклопедия / Под общ. ред. М. И. Андреева, Н. Э. Звенигородской, А. В. Мартыновой и др. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2001. - 568 с.: ил. ISBN 5-85270-167-Х (стр. 294)
  3. 1 2 3 4 5 История театра на Малой Бронной - mbronnaya.theatre.ru/history/
  4. Анатолий Эфрос на сайте peoples.ru - www.peoples.ru/art/theatre/producer/efros/
  5. Русский драматический театр: Энциклопедия / Под общ. ред. М. И. Андреева, Н. Э. Звенигородской, А. В. Мартыновой и др. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2001. - 568 с.: ил. ISBN 5-85270-167-Х (стр. 139)
  6. 65 лет назад свой первый спектакль показал Московский драматический театр на Малой Бронной - www.rg.ru/2011/03/09/nabronnoi-anons.html «Российская газета» от 09.03.2011
  7. Сергей Иванович Яшин - www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/teatr_i_kino/YASHIN_SERGE_IVANOVICH.html в энциклопедии «Кругосвет»
  8. 1 2 Большая Советская энциклопедия. Гл. ред. А. М. Прохоров, 3-е изд. Т. 17. Моршин - Никиш. 1974. 616 стр., илл.; 34 л. илл. и карт. (стб 94-95)
  9. Театр на Малой Бронной - «Дон Жуан» - mbronnaya.theatre.ru/history/performances/donjuan/
  10. Театр на Малой Бронной - Ромео и Джульетта - mbronnaya.theatre.ru/history/performances/sestri/
  11. Надо много работать - www.radiomayak.ru/tvp.html?id=79795 Радио Маяк 06.07.2007
  12. 65-летие отмечает театр на Малой Бронной - www.cultradio.ru/doc.html?id=383346&cid=44 «Радио Культура»
  13. Почётное звание присвоено указом президента России № 388 от 3 апреля 2005 года - graph.document.kremlin.ru/page.aspx?1;819453
  14. Почётное звание присвоено указом № 536 от 9 мая 2005 года - document.kremlin.ru/doc.asp?ID=027590
  15. Почётное звание присвоено указом президента России № 406 от 21 марта 2007 года - document.kremlin.ru/doc.asp?ID=038529

В 1945 ГОДУ НА ТЕАТРАЛЬНОЙ КАРТЕ СТОЛИЦЫ ПОЯВИЛСЯ НОВЫЙ ТВОРЧЕСКИЙ КОЛЛЕКТИВ - МОСКОВСКИЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР, КОТОРЫЙ ВОЗГЛАВИЛ РЕЖИССЕР СЕРГЕЙ МАЙОРОВ. ОСНОВУ НОВОЙ ТРУППЫ СОСТАВИЛИ АКТЕРЫ РАЗНЫХ МОСКОВСКИХ ТЕАТРОВ И НЕСКОЛЬКО ВЫПУСКНИКОВ ТЕАТРАЛЬНОГО УЧИЛИЩА ИМ. М. С. ЩЕПКИНА. ТЕАТРУ БЫЛО ПРЕДОСТАВЛЕНО ЗДАНИЕ НА СПАРТАКОВСКОЙ УЛИЦЕ, 26, РЯДОМ СО СТАНЦИЕЙ МЕТРО «БАУМАНСКАЯ». РЕПЕТИЦИИ ШЛИ ПАРАЛЛЕЛЬНО С РЕКОНСТРУКЦИЕЙ ЗДАНИЯ ТЕАТРА, ДВЕРИ КОТОРОГО ОТКРЫЛИСЬ ДЛЯ ЗРИТЕЛЕЙ 9 МАРТА 1946 ГОДА, КОГДА БЫЛ ПОКАЗАН ПЕРВЫЙ СПЕКТАКЛЬ («ЗОЛОТОЙ ОБРУЧ», ПЬЕСА М. КОЗАКОВА И А. МАРИЕНГОФА).

ЗА ОДИННАДЦАТЬ ЛЕТ ЗДЕСЬ СОСТОЯЛОСЬ 45 ПРЕМЬЕР. НАИБОЛЕЕ ИЗВЕСТНЫ «ДЕВУШКА С КУВШИНОМ» ЛОПЕ ДЕ ВЕГА, «МЕРТВАЯ ХВАТКА» Д. ГОЛСУОРСИ, «ЧЕЛОВЕК С ПОРТФЕЛЕМ» А. ФАЙКО - ВСЕ В ПОСТАНОВКЕ С. МАЙОРОВА; «СИЛЬНЫЕ ДУХОМ» Д. МЕДВЕДЕВА, А. ГРЕБНЕВА И «НЕ НАЗЫВАЯ ФАМИЛИЙ» В. МИНКО -ОБА В ПОСТАНОВКЕ В. БОРТКО. МНОГИЕ ИЗ НИХ ИМЕЛИ БОЛЬШОЙ УСПЕХ, НО В 1957 ГОДУ РУКОВОДСТВО ТЕАТРА ОБВИНИЛИ В НЕДОСТАТОЧНОМ ВНИМАНИИ К СОВРЕМЕННОЙ СОВЕТСКОЙ ДРАМАТУРГИИ. ВСКОРЕ ВСЛЕД ЗА ЭТИМ БЕЗ ЛИШНЕГО ШУМА УБРАЛИ ДИРЕКТОРА, А МАЙОРОВ БЫЛ ПЕРЕВЕДЕН В ТЕАТР ЛЕНИНСКОГО КОМСОМОЛА.

ОСЕНЬЮ 1957 ГОДА ТРУППЕ БЫЛ ПРЕДСТАВЛЕН НОВЫЙ ГЛАВНЫЙ РЕЖИССЕР - ИЛЬЯ СУДАКОВ, ОДИН ИЗ САМЫХ ТАЛАНТЛИВЫХ УЧЕНИКОВ СТАНИСЛАВСКОГО И НЕМИРОВИЧА-ДАНЧЕНКО - С НИМ ТЕАТР СВЯЗЫВАЛ БОЛЬШИЕ НАДЕЖДЫ. НО, К СОЖАЛЕНИЮ, ТЯЖЕЛЫЙ НЕДУГ ПРЕРВАЛ СОТРУДНИЧЕСТВО С ТЕАТРОМ ПОСЛЕ ЖЕ ПЕРВОЙ ПОСТАНОВКИ.

В СЕЗОНЕ 1958-59 ГОДОВ ТРУППЕ БЫЛ ПРЕДСТАВЛЕН НОВЫЙ ТВОРЧЕСКИЙ РУКОВОДИТЕЛЬ - АНДРЕЙ ГОНЧАРОВ, КОТОРЫЙ СЛЕДУЮЩИЕ ВОСЕМЬ ЛЕТ ОПРЕДЕЛЯЛ ЛИЦО ТЕАТРА. ОДНА ИЗ ПЕРВЫХ ЕГО ПОСТАНОВОК - «ВИД С МОСТА» АРТУРА МИЛЛЕРА ИМЕЛА ОГРОМНЫЙ УСПЕХ, И ЗА ПЕРВЫЕ ПЯТЬ ЛЕТ БЫЛА ПОКАЗАНА ОКОЛО 500 РАЗ. А. ГОНЧАРОВ ПРИВЛЕК К РАБОТЕ СОВРЕМЕННЫХ АВТОРОВ: Ю. ЭДЛИСА («АРГОНАВТЫ»), Я. ВОЛЧЕКА («ФИЗИКИ И ЛИРИКИ»), В. МАКСИМОВА («ЖИВ ЧЕЛОВЕК»), Б. ГОРБАТОВА («ЗАКОН ЗИМОВКИ»). РАБОТЫ ТЕАТРА ВЫЗЫВАЛИ ОГРОМНЫЙ ИНТЕРЕС И ПУБЛИКИ, И КРИТИКИ.

СКРОМНОЕ ЗДАНИЕ НА СПАРТАКОВСКОЙ СТАЛО УЖЕ ТЕСНЫМ, И В 1962 ГОДУ СОСТОЯЛСЯ ДОЛГОЖДАННЫЙ ПЕРЕЕЗД ТЕАТРА ПО НОВОМУ АДРЕСУ МАЛАЯ БРОННАЯ, 4. ДО РЕВОЛЮЦИИ ЗДЕСЬ НАХОДИЛСЯ КЛУБ МОСКОВСКИХ ИЗВОЗЧИКОВ, ЗАТЕМ СТУДЕНЧЕСКИЙ КЛУБ, КОНЦЕРТНЫЙ ЗАЛ, КЛУБ ТОРГОВО ПРОМЫШЛЕННЫХ СЛУЖАЩИХ. С 1921 ПО 1951Г.Г. ЗДАНИЕ ПРИНАДЛЕЖАЛО ГОСЕТУ - ЗНАМЕНИТОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЕВРЕЙСКОМУ ТЕАТРУ ПОД РУКОВОДСТВОМ СОЛОМОНА МИХОЭЛСА. ПОСЛЕ ЗАКРЫТИЯ ГОСЕТА ЗДЕСЬ НЕСКОЛЬКО ЛЕТ РАБОТАЛ МОСКОВСКИЙ ТЕАТР САТИРЫ.

УЖЕ ЗДЕСЬ В 1965 ГОДУ А. ГОНЧАРОВ ОСУЩЕСТВИЛ ЗАМЕЧАТЕЛЬНУЮ ПОСТАНОВКУ ПЬЕСЫ Ф. ДЮРРЕНМАТТА «ВИЗИТ ДАМЫ», В КОТОРОЙ БЛИСТАЛИ В ГЛАВНЫХ РОЛЯХ Л. СУХАРЕВСКАЯ И Б. ТЕНИН.

В 1966 ГОДУ А. ГОНЧАРОВ ПЕРЕХОДИТ В ТЕАТР ИМ. В. В. МАЯКОВСКОГО, А ГЛАВНЫМ РЕЖИССЕРОМ МОСКОВСКОГО ДРАМАТИЧЕСКОГО ТЕАТРА НА МАЛОЙ БРОННОЙ НАЗНАЧАЕТСЯ А. ДУНАЕВ, ПРОРАБОТАВШИЙ ЗДЕСЬ ДО 1984 ГОДА. В ПЕРЕЧНЕ ПОСТАВЛЕННЫХ ИМ СПЕКТАКЛЕЙ «ЗОЛОТАЯ КАРЕТА» И «ЛЕНУШКА» Л. ЛЕОНОВА, «ВРАГИ» И «ВАРВАРЫ» М. ГОРЬКОГО, «ВОЛКИ И ОВЦЫ» А. ОСТРОВСКОГО, «ЛУНИН ИЛИ СМЕРТЬ ЖАКА» Э. РАДЗИНСКОГО И ДРУГИЕ.

НЕЗАДОЛГО ДО НАЗНАЧЕНИЯ А. ДУНАЕВА МОСКОВСКИЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР ПРИГЛАСИЛ ДЛЯ РАБОТЫ ШТАТНЫМ РЕЖИССЕРОМ АНАТОЛИЯ ЭФРОСА, ТАЛАНТЛИВОГО ПОСТАНОВЩИКА, ПРОРАБОТАВШЕГО ЧЕТЫРЕ СЕЗОНА В ТЕАТРЕ ИМ. ЛЕНИНСКОГО КОМСОМОЛА И ИЗГНАННОГО ОТТУДА ВЛАСТЯМИ «ЗА НЕПОСЛУШАНИЕ». ЭФРОС ПРИХОДИТ В ТЕАТР НА МАЛОЙ БРОННОЙ С ДВЕНАДЦАТЬЮ АКТЕРАМИ-ЕДИНОМЫШЛЕННИКАМИ. АНАТОЛИЙ ЭФРОС ВПИСАЛ В ИСТОРИЮ ТЕАТРА НА МАЛОЙ БРОННОЙ ОДНУ ИЗ САМЫХ ИНТЕРЕСНЫХ СТРАНИЦ. «ТРИ СЕСТРЫ» ЧЕХОВА, «РОМЕО И ДЖУЛЬЕТТА» И «ОТЕЛЛО» ШЕКСПИРА, «МЕСЯЦ В ДЕРЕВНЕ» ТУРГЕНЕВА, «ЖЕНИТЬБА» ГОГОЛЯ, «ДОН ЖУАН» МОЛЬЕРА - ВСЕ ЭТИ СПЕКТАКЛИ СТАЛИ КЛАССИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ТЕАТРА, А РЕЖИССЕРСКИЙ МЕТОД ЭФРОСА ПОЛУЧИЛ МИРОВОЕ ПРИЗНАНИЕ. КРОМЕ ЭФРОСА И ДУНАЕВА, СПЕКТАКЛИ СТАВИЛИ И ВЕДУЩИЕ АКТЕРЫ ТЕАТРА - ЛЕВ ДУРОВ, МИХАИЛ КОЗАКОВ, ГЕННАДИЙ САЙФУЛИН.

В СЕМИДЕСЯТЫЕ - НАЧАЛЕ ВОСЬМИДЕСЯТЫХ ГОДОВ ПРОШЕДШЕГО ВЕКА ТЕАТР НА МАЛОЙ БРОННОЙ СТАЛ ОДНИМ ИЗ САМЫХ ПОПУЛЯРНЫХ В МОСКВЕ. ОН МНОГО ГАСТРОЛИРОВАЛ ПО СТРАНЕ И ЗА РУБЕЖОМ, УДОСТАИВАЛСЯ ПОЧЕТНЫХ НАГРАД МЕЖДУНАРОДНЫХ ФЕСТИВАЛЕЙ.

АНАТОЛИЙ ЭФРОС ПРОРАБОТАЛ В ТЕАТРЕ ДО 1984 ГОДА, ВПЛОТЬ ДО ПЕРЕХОДА ГЛАВНЫМ РЕЖИССЕРОМ В ТЕАТР НА ТАГАНКЕ. АЛЕКСАНДРА ДУНАЕВА В ТОМ ЖЕ 1984-М ПЕРЕВОДЯТ ГЛАВНЫМ РЕЖИССЕРОМ В ТЕАТР «ЭРМИТАЖ».
ВСЛЕД ЗА ЭФРОСОМ В ТЕАТРЕ РАБОТАЛА ЦЕЛАЯ ПЛЕЯДА ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫХ РЕЖИССЕРОВ: Е. ЛАЗАРЕВ, В. ПОРТНОВ, С. ЖЕНОВАЧ, А. ЖИТИНКИН. С 2003 ПО 2006 ГОД ГЛАВНЫМ РЕЖИССЕРОМ ТЕАТРА БЫЛ НАРОДНЫЙ АРТИСТ СССР, ПОПУЛЯРНЫЙ АРТИСТ ЛЕВ ДУРОВ.

В 2007 ГОДУ ТЕАТР ВОЗГЛАВИЛ СЕРГЕЙ ГОЛОМАЗОВ, ЧЬИ ПОСТАНОВКИ ЛЮБИМЫ ЗРИТЕЛЯМИ И КРИТИКАМИ, ОТМЕЧЕНЫ ТЕАТРАЛЬНЫМИ ПРЕМИЯМИ. ПЕРВЫЙ ЖЕ СПЕКТАКЛЬ ГОЛОМАЗОВА «ПЛУТНИ СКАПЕНА» ПО Ж. -Б. МОЛЬЕРУ, ПОСТАВЛЕННЫЙ В ТЕАТРЕ НА МАЛОЙ БРОННОЙ, СРАЗУ СТАЛ ПОПУЛЯРЕН У ПУБЛИКИ. ЗА ТРИ СЕЗОНА ТЕАТР ВЫПУСТИЛ ДЕВЯТЬ ПРЕМЬЕР, В ДВА РАЗА ВЫРОСЛА ПОСЕЩАЕМОСТЬ ТЕАТРА. В НОВЫХ СПЕКТАКЛЯХ ТЕАТРА ЗАДЕЙСТВОВАНА БОЛЬШАЯ ЧАСТЬ ТРУППЫ, ОРГАНИЧНО ВЛИЛИСЬ В КОЛЛЕКТИВ БУДУЩИЕ АРТИСТЫ - ВЫПУСКНИКИ КУРСА СЕРГЕЯ ГОЛОМАЗОВА В РАТИ.

СЕГОДНЯ В РЕПЕРТУАРЕ ТЕАТРА РУССКАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ КЛАССИКА, ВОЛШЕБНЫЕ ДЕТСКИЕ СКАЗКИ. СПЕКТАКЛИ СЕРГЕЯ ГОЛОМАЗОВА ОБОЗНАЧИЛИ НАЧАЛО НОВОЙ ЭПОХИ В ЖИЗНИ ТЕАТРА, ПРИВЛЕКАЯ В ТЕАТР НОВОГО, СОВРЕМЕННОГО ЗРИТЕЛЯ, В ТОМ ЧИСЛЕ МОЛОДЕЖЬ. В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ ТЕАТР НА МАЛОЙ БРОННОЙ ВХОДИТ В ДЕСЯТКУ САМЫХ ПОСЕЩАЕМЫХ ТЕАТРОВ СТОЛИЦЫ.

    Московский Драматический театр на Малой Бронной - Московский Драм. театр на Малой Бронной МОСКОВСКИЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР на Малой Бронной, основан в 1946 под названием Московский драматический театр, с 1965 современное название. Наиболее значительный период связан с именем режиссера А.В. Эфроса… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    МОСКОВСКИЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР на Малой Бронной, основан в 1946 под названием Московский драматический театр, с 1965 современное название. Наиболее значительный период связан с именем режиссера А. В. Эфроса (см. ЭФРОС Анатолий Васильевич) (1967… … Энциклопедический словарь

    Московский драматический театр на Малой Бронной. Открылся в 1946 спектаклем «Золотой обруч» Казакова и Мариенгофа. Театром руководили С. А. Майоров (1946≈57), А. А. Гончаров (1958≈65). Здесь работали режиссёры И. Я. Судаков, Ф. Н. Каверин. Среди… …

    Открыт в 1946 на, 26 (с 1962 на, 2). До 1968 Московский драматический театр, с 1968 современное название. В 1946—57 театром руководил С.А. Майоров. Основой репертуара была современная драматургия: «Депутат» («Профессор Полежаев»)… … Москва (энциклопедия)

    Московский драматический театр театр, основанный В. С. Смышляевым в 1933 году, известен как Московский драматический театр под руководством Смышляева; был расформирован в 1936 году Московский драматический театр театр,… … Википедия

    На Малой Бронной, основан в 1946 под названием Московский драматический театр, с 1965 современное название. Наиболее значительный период связан с именем режиссера А.В. Эфроса (1967 84); поставил спектакли: Человек со стороны И.М. Дворецкого… … Современная энциклопедия

    На Малой Бронной основан в 1946 под названием Московский драматический театр, с 1965 современное название. Наиболее значительный период связан с именем режиссера А. В. Эфроса (1967 84); постановки: Человек со стороны И. М. Дворецкого (1971), Брат … Большой Энциклопедический словарь

    I им. Н. В. Гоголя, создан в 1938 на базе передвижного Московского театра транспорта (основан в 1929) под названием Центральный театр транспорта. С 1959 современное название. Главный режиссёр в 1965 87 Б. Г. Голубовский, с 1987 С. И. Яшин.… … Энциклопедический словарь

    I Московский драматический театр им. А. С. Пушкина, организован в 1950 на основе московского Камерного театра (создан в 1914). В 1950 1951 театр возглавлял В. В. Ванин. Ведущими актёрами были: А. Д. Дикий, Б. П. Чирков, М. М. Названов, Б … Большая советская энциклопедия

    Московский академический театр сатиры - 1 октября 1924 года в Москве в подвальном этаже дома № 10 в Большом Гнездниковском переулке был открыт Московский театр сатиры. Возглавил новый театр режиссер Давид Гутман. В создании первого спектакля обозрения Москва с точки зрения принимали… … Энциклопедия ньюсмейкеров

Книги

  • Мой путь к 171;старухам 187;Малого театра , Полякова Л.П. , Людмила Петровна Полякова родилась в Москве 28 января 1939 года. В 1964-м окончила Высшее театральное училище имени М. С. Щепкина. В том же году приглашена на работу в Московский… Категория: Биографии деятелей театра и кино Серия: Библиотека Малого Театра Издатель: Эксмо ,
  • Меловой круг Александра Дунаева , Елена Дунаева , Книга посвящена Александру Леонидовичу Дунаеву, театральному режиссеру, возглавлявшему в разные годы Центральный театр Советской Армии, Московский драматическийтеатр имени Н. В. Гоголя,… Категория: Биографии режиссеров Издатель:

26. Труппу театра составили актёры других театров Москвы и несколько выпускников театрального училища им. М. С. Щепкина .

Первый спектакль - «Золотой обруч» по пьесе М. И. Козакова и А. Б. Мариенгофа был поставлен в марте 1946 года .

Сергей Майоров руководил театром с 1946 по 1957 год. В эти годы основой репертуара театра были пьесы современных драматургов, за 11 лет состоялось 45 премьер . Среди постановок тех лет: «Депутат» («Профессор Полежаев» Л. Н. Рахманова (), «Поддубенские частушки» С. П. Антонова (), «Человек с портфелем » А. М. Файко () . Несмотря на яркий успех некоторых постановок, в 1957 году руководство театра обвинили в недостаточном внимании к современной советской драматургии. Последовал перевод главного режиссёра Майорова в Театр Ленинского комсомола и снятие директора .

Осенью 1957 года главным режиссёром театра был назначен Илья Яковлевич Судаков , однако надежды коллектива на плодотворную творческую жизнь с новым главным режиссёром, одним из талантливейших учеников Станиславского и Немировича-Данченко , не оправдались - Судаков тяжело заболел .

С 1958 по 1966 год главным режиссёром театра являлся А. А. Гончаров .

С 1968 года театр носит современное название . Своё нынешнее название - Московский драматический театр на Малой Бронной - он получил по адресу Малая Бронная , дом 4, по которому располагается с 1962 г.

Здание, в котором ныне размещается театр, построено в 1902 году по проекту архитектора К. К. Гиппиуса . Это был доходный дом «Общества для пособия нуждающимся студентам Императорского Московского Университета».

В 1985-1987 гг. режиссёром театра был С. И. Яшин .

Выдающиеся постановки прошлых лет

  • - «Девушка с кувшином» Лопе де Вега
  • - «Сильные духом » Д. Н. Медведева и А. Б. Гребнёва
  • «Дон Жуан» (по пьесе Мольера «Дон Жуан, или Каменный пир », постановка Анатолия Эфроса)
  • «Ромео и Джульетта» (по одноимённой пьесе Уильяма Шекспира , постановка Анатолия Эфроса)
  • 1967 - «Три сестры » А. П. Чехова. Режиссёр А. В. Эфрос
  • 1968 - «Обольститель Колобашкин» Э. Радзинского . Режиссёр А. В. Эфрос . Художники В. Дургин, А. Чернова.
  • 1968 - «Платон Кречет» А. Е. Корнейчука и В. Дургин, А. Чернова.
  • 1969 - «Счастливые дни несчастливого человека» А. Арбузова. Режиссёр А. В. Эфрос. Художник В. Петров.
  • 1970 - «Ромео и Джульетта » У. Шекспира. Режиссёр А. В. Эфрос. Художники В. Дургин, А. Чернова.
  • 1970 - «Дело, которому ты служишь" Ю. Германа (28 апреля 1970 - премьера)
  • 1970 - «Сказки старого Арбата» А. Н. Арбузова. Режиссёр А. В. Эфрос. Художник Д. Л. Боровский .
  • 1971 - «Человек со стороны» И. М. Дворецкого. Режиссёр А. В. Эфрос.
  • 1972 - «Брат Алеша» В. С. Розова по мотивам романа Ф. Достоевского «Братья Карамазовы ». Режиссёр А. В. Эфрос. Художник В. Паперный.
  • 1973 - «Ситуация» В. Розова. Режиссёр А. В. Эфрос. Художник В. Паперный.
  • 1973 - «Дон Жуан » Ж.-Б. Мольера . Режиссёр А. В. Эфрос. Художник Д. Л. Боровский .
  • 1975 - «Женитьба» Н. В. Гоголя. Режиссёр А. В. Эфрос. Художник В. Левенталь.
  • 1975 - «Снятый и Назначенный» Я. И. Волчека (совместно с Л. Дуровым). Режиссёр А. В. Эфрос. Художник В. Серебровский.
  • 1976 - «Отелло» У. Шекспира. Режиссёр А. В. Эфрос. Художник Д. А. Крымов .
  • 1977 - «Месяц в деревне » И. С. Тургенева
  • 1978 - «Веранда в лесу» И. М. Дворецкого. Режиссёр А. В. Эфрос. Художники Д. и Л. Булановы.
  • 1979 - «Продолжение Дон Жуана» Э. Радзинского. Режиссёр А. В. Эфрос. Художник В. Комолова.
  • 1979 - «Дорога» по «Мёртвым душам » Н. В. Гоголя. Режиссёр А. В. Эфрос . Художник В. Левенталь.
  • 1981 - «Лето и дым» Т. Уильямса . Режиссёр А. В. Эфрос. Художник Д. А. Крымов.
  • 1982 - «Воспоминание» А. Н. Арбузова . Режиссёр А. В. Эфрос. Художник Д. А. Крымов .
  • 1982 - «Три сестры» А. П. Чехова. Режиссёр А. В. Эфрос. Художник В. Я. Левенталь .
  • 1983 - «Наполеон Первый» Ф. Брукнера. Режиссёр А. В. Эфрос. Художник Д. А. Крымов.
  • 1980-е годы -- «Лунин или смерть Жака» Э. Радзинского(также в 1986 году был снят фильм-спектакль с тем же актёрским составом)

Сегодняшний день театра

С 2007 года художественным руководителем театра стал Сергей Голомазов . В 2010 году в труппу театра были приняты несколько выпускников его актёрско-режиссёрского курса в Российской академии театрального искусства . В репертуаре театра русская и зарубежная классика, спектакли-сказки для детей. Театр входит в десятку самых посещаемых театров Москвы .

Современный репертуар

Труппа театра

  • Ольга Аросева (1969-1971)
  • Леонид Броневой (1962-1988)
  • Гончаров, Андрей Александрович (1958-1967)
  • Тигран Давыдов (1960-1978)
  • Олег Даль (1976-1980)
  • Дуров Лев (с 1967-2015), народный артист СССР
  • Каневский, Леонид Семёнович (1967-1991)
  • Катин-Ярцев, Юрий Васильевич (1950-1994)
  • Кашинцев, Игорь Константинович (1965-1975)
  • Козаков, Михаил Михайлович (1972-1981)
  • Колин (Гросс), Иосиф Моисеевич (1949-1972)
  • Лазарева, Нелли Филаретовна (1966-2014)
  • Андрей Мартынов (1972-1981)
  • Георгий Мартынюк (1962-2014), народный артист РСФСР
  • Ольга Остроумова (1973-1983)
  • Людмила Перепёлкина (1953-2014)
  • Ирина Розанова (1991-1998)
  • Смирнитский, Валентин Георгиевич (1967-1999)
  • Соколовский, Семён Григорьевич (1945-1995)
  • Яковлева, Ольга Михайловна (1967-1984)
  • Янковский, Игорь Ростиславович (1974-1992)

Современная труппа театра

  • Анна Антоненко-Луконина (с 1960), народная артистка РФ (2007)
  • Бабичева Вера (с 2008), заслуженная артистка Армении
  • Беребеня Надежда (с 2010), лауреат молодёжной премии «Триумф» (2011).
  • Дурова Екатерина (с 1984), заслуженная артистка РФ
  • Ершов Владимир (с 1984), заслуженный артист РФ (2005)
  • Кречетова Татьяна (с 1974), заслуженная артистка РФ (2005)
  • Лакирев, Виктор Николаевич (с 1967), заслуженный артист РФ
  • Матвеева Альбина (с 1969), народная артистка РФ
  • Никулин Александр
  • Парфёнов Сергей (с 2003), заслуженный артист РФ
  • Сердюк Дмитрий (с 2010), лауреат театральной премии газеты «Московский комсомолец» (2011) в номинации «Начинающие - лучшая мужская роль» (за роль Верховенского в спектакле «БЕСЫ. Сцены из жизни Николая Ставрогина»).
  • Страхов Даниил (2001-2003 и с 2009 - по наст.время)
  • Хмельницкая Людмила (с 1959,с 2006 - по наст.время)
  • Шабалтас Иван (с 1986), заслуженный артист РФ

Напишите отзыв о статье "Московский драматический театр на Малой Бронной"

Примечания

  1. ISBN 5-85270-167-X (стр. 294)
  2. Русский драматический театр: Энциклопедия / Под общ. ред. М. И. Андреева, Н. Э. Звенигородской, А. В. Мартыновой и др. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2001. - 568 с.: ил. ISBN 5-85270-167-X (стр. 139)
  3. «Российская газета » от 09.03.2011
  4. в энциклопедии «Кругосвет»
  5. »

    Отрывок, характеризующий Московский драматический театр на Малой Бронной

    – Вот молоденькому графчику в шестнадцать лет говорить эти любезности прилично, – с холодной усмешкой сказал Долохов, – а тебе то уж это оставить пора.
    – Что ж, я ничего не говорю, я только говорю, что я непременно поеду с вами, – робко сказал Петя.
    – А нам с тобой пора, брат, бросить эти любезности, – продолжал Долохов, как будто он находил особенное удовольствие говорить об этом предмете, раздражавшем Денисова. – Ну этого ты зачем взял к себе? – сказал он, покачивая головой. – Затем, что тебе его жалко? Ведь мы знаем эти твои расписки. Ты пошлешь их сто человек, а придут тридцать. Помрут с голоду или побьют. Так не все ли равно их и не брать?
    Эсаул, щуря светлые глаза, одобрительно кивал головой.
    – Это все г"авно, тут Рассуждать нечего. Я на свою душу взять не хочу. Ты говог"ишь – помг"ут. Ну, хог"ошо. Только бы не от меня.
    Долохов засмеялся.
    – Кто же им не велел меня двадцать раз поймать? А ведь поймают – меня и тебя, с твоим рыцарством, все равно на осинку. – Он помолчал. – Однако надо дело делать. Послать моего казака с вьюком! У меня два французских мундира. Что ж, едем со мной? – спросил он у Пети.
    – Я? Да, да, непременно, – покраснев почти до слез, вскрикнул Петя, взглядывая на Денисова.
    Опять в то время, как Долохов заспорил с Денисовым о том, что надо делать с пленными, Петя почувствовал неловкость и торопливость; но опять не успел понять хорошенько того, о чем они говорили. «Ежели так думают большие, известные, стало быть, так надо, стало быть, это хорошо, – думал он. – А главное, надо, чтобы Денисов не смел думать, что я послушаюсь его, что он может мной командовать. Непременно поеду с Долоховым во французский лагерь. Он может, и я могу».
    На все убеждения Денисова не ездить Петя отвечал, что он тоже привык все делать аккуратно, а не наобум Лазаря, и что он об опасности себе никогда не думает.
    – Потому что, – согласитесь сами, – если не знать верно, сколько там, от этого зависит жизнь, может быть, сотен, а тут мы одни, и потом мне очень этого хочется, и непременно, непременно поеду, вы уж меня не удержите, – говорил он, – только хуже будет…

    Одевшись в французские шинели и кивера, Петя с Долоховым поехали на ту просеку, с которой Денисов смотрел на лагерь, и, выехав из леса в совершенной темноте, спустились в лощину. Съехав вниз, Долохов велел сопровождавшим его казакам дожидаться тут и поехал крупной рысью по дороге к мосту. Петя, замирая от волнения, ехал с ним рядом.
    – Если попадемся, я живым не отдамся, у меня пистолет, – прошептал Петя.
    – Не говори по русски, – быстрым шепотом сказал Долохов, и в ту же минуту в темноте послышался оклик: «Qui vive?» [Кто идет?] и звон ружья.
    Кровь бросилась в лицо Пети, и он схватился за пистолет.
    – Lanciers du sixieme, [Уланы шестого полка.] – проговорил Долохов, не укорачивая и не прибавляя хода лошади. Черная фигура часового стояла на мосту.
    – Mot d"ordre? [Отзыв?] – Долохов придержал лошадь и поехал шагом.
    – Dites donc, le colonel Gerard est ici? [Скажи, здесь ли полковник Жерар?] – сказал он.
    – Mot d"ordre! – не отвечая, сказал часовой, загораживая дорогу.
    – Quand un officier fait sa ronde, les sentinelles ne demandent pas le mot d"ordre… – крикнул Долохов, вдруг вспыхнув, наезжая лошадью на часового. – Je vous demande si le colonel est ici? [Когда офицер объезжает цепь, часовые не спрашивают отзыва… Я спрашиваю, тут ли полковник?]
    И, не дожидаясь ответа от посторонившегося часового, Долохов шагом поехал в гору.
    Заметив черную тень человека, переходящего через дорогу, Долохов остановил этого человека и спросил, где командир и офицеры? Человек этот, с мешком на плече, солдат, остановился, близко подошел к лошади Долохова, дотрогиваясь до нее рукою, и просто и дружелюбно рассказал, что командир и офицеры были выше на горе, с правой стороны, на дворе фермы (так он называл господскую усадьбу).
    Проехав по дороге, с обеих сторон которой звучал от костров французский говор, Долохов повернул во двор господского дома. Проехав в ворота, он слез с лошади и подошел к большому пылавшему костру, вокруг которого, громко разговаривая, сидело несколько человек. В котелке с краю варилось что то, и солдат в колпаке и синей шинели, стоя на коленях, ярко освещенный огнем, мешал в нем шомполом.
    – Oh, c"est un dur a cuire, [С этим чертом не сладишь.] – говорил один из офицеров, сидевших в тени с противоположной стороны костра.
    – Il les fera marcher les lapins… [Он их проберет…] – со смехом сказал другой. Оба замолкли, вглядываясь в темноту на звук шагов Долохова и Пети, подходивших к костру с своими лошадьми.
    – Bonjour, messieurs! [Здравствуйте, господа!] – громко, отчетливо выговорил Долохов.
    Офицеры зашевелились в тени костра, и один, высокий офицер с длинной шеей, обойдя огонь, подошел к Долохову.
    – C"est vous, Clement? – сказал он. – D"ou, diable… [Это вы, Клеман? Откуда, черт…] – но он не докончил, узнав свою ошибку, и, слегка нахмурившись, как с незнакомым, поздоровался с Долоховым, спрашивая его, чем он может служить. Долохов рассказал, что он с товарищем догонял свой полк, и спросил, обращаясь ко всем вообще, не знали ли офицеры чего нибудь о шестом полку. Никто ничего не знал; и Пете показалось, что офицеры враждебно и подозрительно стали осматривать его и Долохова. Несколько секунд все молчали.
    – Si vous comptez sur la soupe du soir, vous venez trop tard, [Если вы рассчитываете на ужин, то вы опоздали.] – сказал с сдержанным смехом голос из за костра.
    Долохов отвечал, что они сыты и что им надо в ночь же ехать дальше.
    Он отдал лошадей солдату, мешавшему в котелке, и на корточках присел у костра рядом с офицером с длинной шеей. Офицер этот, не спуская глаз, смотрел на Долохова и переспросил его еще раз: какого он был полка? Долохов не отвечал, как будто не слыхал вопроса, и, закуривая коротенькую французскую трубку, которую он достал из кармана, спрашивал офицеров о том, в какой степени безопасна дорога от казаков впереди их.
    – Les brigands sont partout, [Эти разбойники везде.] – отвечал офицер из за костра.
    Долохов сказал, что казаки страшны только для таких отсталых, как он с товарищем, но что на большие отряды казаки, вероятно, не смеют нападать, прибавил он вопросительно. Никто ничего не ответил.
    «Ну, теперь он уедет», – всякую минуту думал Петя, стоя перед костром и слушая его разговор.
    Но Долохов начал опять прекратившийся разговор и прямо стал расспрашивать, сколько у них людей в батальоне, сколько батальонов, сколько пленных. Спрашивая про пленных русских, которые были при их отряде, Долохов сказал:
    – La vilaine affaire de trainer ces cadavres apres soi. Vaudrait mieux fusiller cette canaille, [Скверное дело таскать за собой эти трупы. Лучше бы расстрелять эту сволочь.] – и громко засмеялся таким странным смехом, что Пете показалось, французы сейчас узнают обман, и он невольно отступил на шаг от костра. Никто не ответил на слова и смех Долохова, и французский офицер, которого не видно было (он лежал, укутавшись шинелью), приподнялся и прошептал что то товарищу. Долохов встал и кликнул солдата с лошадьми.
    «Подадут или нет лошадей?» – думал Петя, невольно приближаясь к Долохову.
    Лошадей подали.
    – Bonjour, messieurs, [Здесь: прощайте, господа.] – сказал Долохов.
    Петя хотел сказать bonsoir [добрый вечер] и не мог договорить слова. Офицеры что то шепотом говорили между собою. Долохов долго садился на лошадь, которая не стояла; потом шагом поехал из ворот. Петя ехал подле него, желая и не смея оглянуться, чтоб увидать, бегут или не бегут за ними французы.
    Выехав на дорогу, Долохов поехал не назад в поле, а вдоль по деревне. В одном месте он остановился, прислушиваясь.
    – Слышишь? – сказал он.
    Петя узнал звуки русских голосов, увидал у костров темные фигуры русских пленных. Спустившись вниз к мосту, Петя с Долоховым проехали часового, который, ни слова не сказав, мрачно ходил по мосту, и выехали в лощину, где дожидались казаки.
    – Ну, теперь прощай. Скажи Денисову, что на заре, по первому выстрелу, – сказал Долохов и хотел ехать, но Петя схватился за него рукою.
    – Нет! – вскрикнул он, – вы такой герой. Ах, как хорошо! Как отлично! Как я вас люблю.
    – Хорошо, хорошо, – сказал Долохов, но Петя не отпускал его, и в темноте Долохов рассмотрел, что Петя нагибался к нему. Он хотел поцеловаться. Долохов поцеловал его, засмеялся и, повернув лошадь, скрылся в темноте.

    Х
    Вернувшись к караулке, Петя застал Денисова в сенях. Денисов в волнении, беспокойстве и досаде на себя, что отпустил Петю, ожидал его.
    – Слава богу! – крикнул он. – Ну, слава богу! – повторял он, слушая восторженный рассказ Пети. – И чег"т тебя возьми, из за тебя не спал! – проговорил Денисов. – Ну, слава богу, тепег"ь ложись спать. Еще вздг"емнем до утг"а.
    – Да… Нет, – сказал Петя. – Мне еще не хочется спать. Да я и себя знаю, ежели засну, так уж кончено. И потом я привык не спать перед сражением.
    Петя посидел несколько времени в избе, радостно вспоминая подробности своей поездки и живо представляя себе то, что будет завтра. Потом, заметив, что Денисов заснул, он встал и пошел на двор.
    На дворе еще было совсем темно. Дождик прошел, но капли еще падали с деревьев. Вблизи от караулки виднелись черные фигуры казачьих шалашей и связанных вместе лошадей. За избушкой чернелись две фуры, у которых стояли лошади, и в овраге краснелся догоравший огонь. Казаки и гусары не все спали: кое где слышались, вместе с звуком падающих капель и близкого звука жевания лошадей, негромкие, как бы шепчущиеся голоса.
    Петя вышел из сеней, огляделся в темноте и подошел к фурам. Под фурами храпел кто то, и вокруг них стояли, жуя овес, оседланные лошади. В темноте Петя узнал свою лошадь, которую он называл Карабахом, хотя она была малороссийская лошадь, и подошел к ней.
    – Ну, Карабах, завтра послужим, – сказал он, нюхая ее ноздри и целуя ее.
    – Что, барин, не спите? – сказал казак, сидевший под фурой.
    – Нет; а… Лихачев, кажется, тебя звать? Ведь я сейчас только приехал. Мы ездили к французам. – И Петя подробно рассказал казаку не только свою поездку, но и то, почему он ездил и почему он считает, что лучше рисковать своей жизнью, чем делать наобум Лазаря.
    – Что же, соснули бы, – сказал казак.
    – Нет, я привык, – отвечал Петя. – А что, у вас кремни в пистолетах не обились? Я привез с собою. Не нужно ли? Ты возьми.
    Казак высунулся из под фуры, чтобы поближе рассмотреть Петю.
    – Оттого, что я привык все делать аккуратно, – сказал Петя. – Иные так, кое как, не приготовятся, потом и жалеют. Я так не люблю.
    – Это точно, – сказал казак.
    – Да еще вот что, пожалуйста, голубчик, наточи мне саблю; затупи… (но Петя боялся солгать) она никогда отточена не была. Можно это сделать?
    – Отчего ж, можно.
    Лихачев встал, порылся в вьюках, и Петя скоро услыхал воинственный звук стали о брусок. Он влез на фуру и сел на край ее. Казак под фурой точил саблю.
    – А что же, спят молодцы? – сказал Петя.
    – Кто спит, а кто так вот.
    – Ну, а мальчик что?
    – Весенний то? Он там, в сенцах, завалился. Со страху спится. Уж рад то был.
    Долго после этого Петя молчал, прислушиваясь к звукам. В темноте послышались шаги и показалась черная фигура.
    – Что точишь? – спросил человек, подходя к фуре.
    – А вот барину наточить саблю.
    – Хорошее дело, – сказал человек, который показался Пете гусаром. – У вас, что ли, чашка осталась?
    – А вон у колеса.
    Гусар взял чашку.
    – Небось скоро свет, – проговорил он, зевая, и прошел куда то.
    Петя должен бы был знать, что он в лесу, в партии Денисова, в версте от дороги, что он сидит на фуре, отбитой у французов, около которой привязаны лошади, что под ним сидит казак Лихачев и натачивает ему саблю, что большое черное пятно направо – караулка, и красное яркое пятно внизу налево – догоравший костер, что человек, приходивший за чашкой, – гусар, который хотел пить; но он ничего не знал и не хотел знать этого. Он был в волшебном царстве, в котором ничего не было похожего на действительность. Большое черное пятно, может быть, точно была караулка, а может быть, была пещера, которая вела в самую глубь земли. Красное пятно, может быть, был огонь, а может быть – глаз огромного чудовища. Может быть, он точно сидит теперь на фуре, а очень может быть, что он сидит не на фуре, а на страшно высокой башне, с которой ежели упасть, то лететь бы до земли целый день, целый месяц – все лететь и никогда не долетишь. Может быть, что под фурой сидит просто казак Лихачев, а очень может быть, что это – самый добрый, храбрый, самый чудесный, самый превосходный человек на свете, которого никто не знает. Может быть, это точно проходил гусар за водой и пошел в лощину, а может быть, он только что исчез из виду и совсем исчез, и его не было.
    Что бы ни увидал теперь Петя, ничто бы не удивило его. Он был в волшебном царстве, в котором все было возможно.
    Он поглядел на небо. И небо было такое же волшебное, как и земля. На небе расчищало, и над вершинами дерев быстро бежали облака, как будто открывая звезды. Иногда казалось, что на небе расчищало и показывалось черное, чистое небо. Иногда казалось, что эти черные пятна были тучки. Иногда казалось, что небо высоко, высоко поднимается над головой; иногда небо спускалось совсем, так что рукой можно было достать его.
    Петя стал закрывать глаза и покачиваться.
    Капли капали. Шел тихий говор. Лошади заржали и подрались. Храпел кто то.
    – Ожиг, жиг, ожиг, жиг… – свистела натачиваемая сабля. И вдруг Петя услыхал стройный хор музыки, игравшей какой то неизвестный, торжественно сладкий гимн. Петя был музыкален, так же как Наташа, и больше Николая, но он никогда не учился музыке, не думал о музыке, и потому мотивы, неожиданно приходившие ему в голову, были для него особенно новы и привлекательны. Музыка играла все слышнее и слышнее. Напев разрастался, переходил из одного инструмента в другой. Происходило то, что называется фугой, хотя Петя не имел ни малейшего понятия о том, что такое фуга. Каждый инструмент, то похожий на скрипку, то на трубы – но лучше и чище, чем скрипки и трубы, – каждый инструмент играл свое и, не доиграв еще мотива, сливался с другим, начинавшим почти то же, и с третьим, и с четвертым, и все они сливались в одно и опять разбегались, и опять сливались то в торжественно церковное, то в ярко блестящее и победное.
    «Ах, да, ведь это я во сне, – качнувшись наперед, сказал себе Петя. – Это у меня в ушах. А может быть, это моя музыка. Ну, опять. Валяй моя музыка! Ну!..»