Античная культура древней греции. Open Library - открытая библиотека учебной информации

Античная культура


Введение

Европейская цивилизация уходит своими корнями в период античности. Античная культура Средиземноморья считается величайшим творением человечества. Ограниченная пространством (в основном, побережье и острова Эгейского и Ионического морей) и временем (от II тысячелетия до н. э. до первых веков христианства), античная культура раздвинула рамки исторического существования, заявив осебе общечеловеческой значимостью архитектуры и скульптуры, эпической поэзии и драматургии, естественнонаучного и философского знания. В историческом плане под античностью подразумевается период истории, охватывающий греко-римское рабовладельческое общество.

Понятие "античность" появилось в эпоху Возрождения, когда итальянские туманисты ввели термин "античный" (от лат. antiquus - древний) для определения греко-римской культуры, древнейшей из известных в то время. Культурное наследие античных государств оказало огромное влияние на все народы Европы, их литературу, искусство, философию, религиозное мышление, политические и юридические взгляды.


Крито-микенская культура

Древнейшая цивилизация на территории Греции носит название крито-микенской. Центрами ее были остров Крит и город Микены в материковой Греции.

Время возникновения критской культуры (или минойской - по имени легендарною царя Крита Миноса) - рубеж III-II тыс. до н.э. Пережив периоды подъема и упадка, она просуществовала примерно до 1200 г. до н.э. Вся жизнь на Крите сосредотачивалась вокруг так называемых дворцов. В начале XX в. в результате археологических раскопок под руководством английском; ученого А. Эванса в Кноссе (центральная часть острова) был открыт самый первый из критских дворцов. Следуя греческому преданию, Эванс назвал его дворцом Миноса. Именно этот дворец и был знаменитым лабиринтом, описанным в греческих мифах о Минотасре - чудовище с человеческим туловищем и головой быка.

Дворцы Крита действительно были похожи на лабиринты, они состояли из множества различных по отделке и назначению помещений, внутренняя планировка отличалась беспорядочностью. Но несмотря на это, дворцы все же воспринимаются как единый архитектурный ансамбль. Во многом этому способствовал занимающий центральную часть дворца большой прямоугольный двор, с которым были связаны все остальные помещения. Дворцы постоянно перестраивались и становились все более пышным.

Особого внимания заслуживает замечательная настенная живопись, украшавшая внутренние помещения, коридоры и портики. На фресках изображались животные, цветы, сцены из жизни обитателей дворца, в частности "игры с быками" - религиозный ритуал, связанный с одним из главных минойских культов - культом бога-быка, в образе которого воплощались разрушительные силы природы. Символом вечного обновления природы, материнства, женственности была Великая богиня (Владычица) - центральная фигура минойского пантеона богов.

Религия играла огромную роль в жизни Крита, там сложилась особая форма царской власти - теократия, при которой светская и духовная власть принадлежит одному лицу. Царский дворец выполнял универсальные функции, являясь одновременно религиозным, административным, хозяйственным центром.

Среди памятников ремесел и искусств критской цивилизации, дошедших до нас, следует отметить, кроме прекрасных фресок, замечательные бронзовые статуэтки, оружие и великолепную полихромную (многоцветную) керамику.

Расцвет минойской культуры приходится на XVI - первую половину XV вв. до н.э. Однако в середине XV в. до н.э. почти все поселения и дворцы острова были разрушены в результате сильнейшего извержения вулкана на острове Фера (современный Сан-торин) недалеко от Крита, а также вторжения из материковой Греции воинственных греков-ахейцев.

В дальнейшем критская культура уже не смогла достичь прежнего великолепия. Центр цивилизации перемещается в материковую Грецию, где в это время расцветает микенская (или ахейская) культура, сформировавшаяся около 1700 до н.э.

Первоначально эта культура испытывала сильное влияние минойской цивилизации. Были заимствованы имена некоторых божеств, а также водопровод и канализация, фасоны одежды, фресковая живопись и др. Однако, тесно связанная с древнейшими культурами материковой Греции, микенская цивилизация была достаточно своеобразной. Наиболее ранний памятник этой культуры - шахтные гробницы в Микенах (северо-восток полуострова Пелопоннес), открытые в 1876 г. известным археологом Г. Шлиманом. Вместе, с костями умерших в гробницах были найдены украшения, сосуды, оружие, золотые посмертные маски.

Расцвет микенской цивилизации приходится на XV-XIII вв. до н.э. Как и на Крите, основными центрами культуры были дворцы. Наиболее значительные из них найдены в Микенах, Тиринфе, Пилосе, Афинах, Иолке. В отличие от критских почти все ахейские дворцы укреплены. Их мощные стены сооружены из огромных каменных глыб без всякого связующего материала. Греки, видевшие эти стены в более позднее время, называли их циклопическими, приписывая их сооружение одноглазым великанам - циклопам. Дворцы, как и на Крите, были украшены фресками, однако для воинственной, менее утонченной микенской культуры характерно преобладание сцен войны и охоты.

В период расцвета ахейской цивилизации на смену шахтные погребениям приходит новый вид царской усыпальницы - толос (или купольная гробница). Самый большой из них - гробница Атрея в Микенах.


Ахейцы, захватив в XV в до н.э. Крит, переняли у минойцев письменность (так называемое линейное слоговое письмо А) и приспособили ее для передачи своего языка (так называемое линейное слоговое письмо Б). В 1953 г. английскому М. Вентрису удалось расшифровать глиняные таблички со слоговым письмом Б, содержащие записи на греческом языке, письмо А, которым пользовались не греки, а минойцы, до сих пор не поддается расшифровке.

В конце ХШ в. до н.э. огромная масса северобалканских варварских, не затронутых крито-микенской цивилизацией, племен устремилась на юг. Ведущую роль в этом переселении народов играло греческое племя дорийцев. Они обладали большим преимуществом перед ахейцами - более эффективным, чем бронзовое, железным оружием. Именно с приходом дорийцев в XII-XI вв. до н.э. начинается в Греции железный век, и именно в. это время прекращает свое существование крито-микенская цивилизия

Культура гомеровского периода

Следующий период греческой истории обычно называют гомеровским - по имени великого Гомера. Его прекрасные поэмы "Илиада и "Одиссея", созданные в конце VIII в. до н.э., - важнейший источник информации об этом времени. Они рассказывают о происходившей в конце ХШ в. до н.э. Троянской войне и возвращении одного из главных героев - Одиссея - домой после войны. Однако, описывая события, относящиеся к крито-микенской эпохе, Гомер, как правило, переносит их в более позднюю историческую среду. "Ипиада" и "Одиссея" в целом изображают общество с гораздо, более примитивной культурой, чем та, которая предстает перед нами в памятниках крито-микенской цивилизации. Герои Гомера - цари и представители знати - живут в окруженных частоколом деревянных домах, столь непохожих на дворцы крито-микенских царей.

До нас дошло сравнительно мало памятников гомеровского периода. Основные строительные материалы - дерево - обожженный кирпич, монументальная скульптура тоже была деревянной.

Наиболее яркие памятники искусства этого периода, дошед-) шие до нас, - керамика, расписанная геометрическим орнаментом. Это большие вазы, служившие надгробиями, и сосуды бытового назначения, а также терракотовые статуэтки и скульптурные украшения сосудов.

Гомеровский период был бесписьменным, первые известные после длительного перерыва греческие надписи принадлежат уже другой эпохе - архаической (вторая половина VIII в до н.э.). Но в; них используется уже не линейное слоговое письмо Б, а совершенно новое - алфавитное письмо, заимствованное греками финикийцев.

В целом, гомеровский период был временем упадка, но именно тогда создавались предпосылки стремительно подъема греческого общества в архаическую и классическую эпоху.

Культура периода архаики

Период архаики охватывает VIII-VI вв. до н.э. В это время проходила Великая колонизация освоение греками побережий Средиземного, Черного и Мраморного морей. В результате греческий мир вышел из состояния изоляции, в котором оказался после крушения крито-микенской культуры. Греки научились многому у других народов: у лидийцев - чеканке монет, у финикийцев - алфавитному письму, которое они усовершенствовали, введя обозначения не только согласных, но и гласных. На зарождение и развитие науки, в частности астрономии и геометрии, оказали влияние науки Древнего Егапта и Вавилона. На греческое искусство оказали сильное воздействие египетская и ближневосточная архитектура и скульптура. Эти и другие элементы чужих культур были творчески переработаны и органично вошли в греческую культуру.

В период архаики с окончательным разложением родовой общины происходит формирование античного полиса - города-государства, гражданской общине которого принадлежала и окружающая город сельскохозяйственная территория. Наиболее крупными полисами были Афины, Спарта, Коринф, Аргос, Фивы.

В политическом отношении Греция делилась на множество самостоятельных городов-государств, однако именно в архаическую эпоху активное взаимодействие греков с другими народами, пробудило в них сознание единства, появляются понятия "эллины", "Эллада", охватывавшие греческий мир в целом. Важными центрами экономических, политических, культурных связей между полисами становятся общегреческие святилища, возникновению которых способствовало создание единого пантеона богов в результате слияния местных культов.

К архаическому периоду в основном сформировались религиозные и мифологические представления древних греков. Считалось, что первоначально существовал Хаос, из которого выделились Земля (богиня Гея) и подземный мир (Тартар). Гея родила сына-супруга Урана (Небо). Вторым поколением богов были дети Геи и Урана - титаны. Уран, боясь, что дети отнимут у него власть, заключил титанов в глубокую пропасть под землю. Однако титанам удалось освободиться и свергнуть отца, один из них Кронос (Время), пожирающий собственных детей, воцарился над миром. Его в свою очередь сместил после ожесточенной борьбы младший сын Кроноса Зевс, бог грома, молний и дождей. По преданию, Зевс и окружавшие его боги жили на горе Олимп, и греки называли их олимпийцами

После победы над титанами Зевс-громовержец стал верховным богом, его жена Гера, покровительница брака - владычицей неба.

Женитьба на покровительнице брака Гере не мешала связям Зевса, олицетворявшего общественный порядок, с другим богинями и смертными женщинами. Леду Зевс соблазнил, обратившись лебедем, Европу - быком, Даиаю - золотым дождем.

Своему брату Посейдону Зевс предоставил во владение море, а другому брату - Аиду - подземное царство. Богом света и поэзии стал сын Зевса Аполлон, его обычно сопровождали девять муз - покровительниц искусств и наук. Девять муз, девять сестер - богинь наук, поэзии и искусств: Евтерпа - лирической поэзии, Клио - истории, Талия - комедии, Мельпомена - трагедии, Терпсихора - танцев, Эрато - любовной поэзии, Полигимния - гимна, Урания-астрономии, Каллиопа - эпической поэзии.

Другие дети Зевса - Афродита была богиней красоты, богом огня и кузнечного мастерства - хитроумный Гефест, богом войны - Арес, богиней мудрости - Афина, богиней Луны - Артемида. Каждая отрасль хозяйственной деятельности имела своего бога-покровителя: Деметра покровительствовала земледелию, ткачеству - Афина, виноделию - Дионис, торговле - Гермес, охоте, диким животным и беременным женщинам - Артемида и др.

Кроме общегреческих богов, в каждой области Греции были и местные божества, населявшие леса, горы, источники, луга (нимфы, сатиры, дриады и пр.). Греки считали своих богов бессмертными и всесильными, представляли их себе в антропоморфном виде, т.е. похожими на людей. Боги, как люди, не были свободными от бедствий - над миром царила неизбежная судьба, распоряжавшаяся участью и человек и богов.

Кроме мифов о богах, у греков существовали различные версии о происхождении людей, были очень распространены всевозможные мифы о героях, причем наиболее популярные объединялись в циклы, например о Троянской войне, о подвигах Геракла.

Созданная греками чрезвычайно богатая и увлекательная мифология оказала большое влияние на другие народы и является уже на протяжении многих столетий источником вдохновения поэтов и художников.

В УШ~У1 в. до н.э. зарождается греческая историография, представленная трудами логографов, впервые попытавшихся выявить реальную основу мифологических сюжетов.

Важным фактором культурного развития Греции были игры, устраивавшиеся в честь некоторых богов. Самыми значительными из них были: Олимпийские игры - спортивные состязания, посвященные Зевсу, проходившие в Олимпии с 776 до н.э раз в четыре года; Пифийские - спортивные и музыкальные состязания в честь Аполлона в Дельфах (раз в четыре года); Истмийские - в честь Посейдона (проводились под Коринфом раз в два года).

В эпоху архаики наиболее развитой областью Греции была Иония (западное побережье Малой Азии), именно там возникла первая философская система античности - натурфилософия. Ее представители пытались осмыслить природу и ее закономерности, выявить первооснову всего сущего, при этом они воспринимали мир как единое материальное целое. Фалес считал первоосновой всех вещей воду, Анаксимен -- воздух, Анаксимандр - апейрон (беспредельное), т.е. первоматерию с ее противоположными началами - твердым и жидким, теплом и холодом. Пифагор (VI в. до н.э.) и его последователи шли по той же линии исследования первопричины мира, верили в родство душ, основой всего сущего они считали математические законы, создающие космическую гармонию, внесли значительный вклад в развитие математики, астрономии и теории музыки.

Наиболее ярким представителем элеатской школы был Парменид Элейский (р. ок. 540 или ок. 520 до н.э.), выдвинувший идею единого неизменного и неделимого бытия. Считая разум, а не ощущения источником познания, множественность вещей и их движение он объяснял обманом органов чувств.

Одним из крупнейших греческих философов был Гераклит из Эфеса (конец VI - начало V в. до н.э.). По его мнению, как в природе, так и в обществе происходит вечное движение, вечная борьба, бытие постоянно изменяется. Первоосновой материи Гераклит считал огонь, который как основной фермент природы, соединяет все виды материи в одно целое.

Литературное творчество издавна существовало в Греции в устной форме: эпос, трудовые песни, басни и пр., что подготовило появление гомеровских "Илиады" и "Одиссеи" - первых греческих литературных произведений, причем настолько совершенных, что до сих пор эти поэмы считаются величайшими достижениями мировой литературы, хотя созданы они в VIII в. до н.э.

К этому же времени относится и творчество Гесиода (VIII-VII до н.э.), написавшего поэмы "Теогония" (о происхождении богов) и "Труды и дни", впервые отразившую личность самого автора, его жизнь.

В литературе этого периода ведущая роль постепенно переходит от эпоса к лирической поэзии. Внимание к человеку, его внутреннему миру, к событиям современной жизни характерны для творчества Архилоха (2-я пол. VII в. до н.э.), Солона (между 640 и 635 - ок. 559 г. до н.э.), Алкея (кон. VII - 1-я пол. VI в. до н.э.), Феогнида Мегарского (2-я пол. VI в до н.э.), Анакреонта (ок. 570-478 гг. до н.э.).

До сих пор не.потеряла своего о очарования поэзия Сафо (VII-VI)вв. до н.э.):

Я негу люблю,

Юность люблю,

Радость люблю

И солнце.

Жребий мой -

Быть в солнечный свет

И красоту влюбленной

К VI в. до н.э. относится и возникновение грвческо театра, выросшего из хороводов, песен и молитв, исполняют.оя на религиозных праздниках в честь Диониса. Развитие дра этических представлений связано с выделением из хора действуг лцего лица - актера. Греческий театр - это сцена под открытым небом, окруженная с трех сторон зрительскими местами, подни давшимися ступенями кверху. У их подножия располагались круглая орхестра (площадка для хора) и скена (помещение для актеров и.сквизита). Актеры (только мужчины) носили маски и котурны (обувь на высокой подошве). Посещение театра было важным культурным и религиозным обрядом, объединявшим всех зрителей через сопереживание персонажам (катарсис).

Искусство периода архаики характеризуют поиск убедительной формы, выражающей эстетический идеал прекрасного телом и духом гражданина полиса. В это время появляются два основных типа одиночной скульптуры обнаженного юноши (куроса) и задрапированной женщины (коры) с характерной, так называемой архаической улыбкой, выражающей нежность и дружелюбие. Куросов и кор ставили в память об известных людях. Кроме того, появляются скульптурные и многофигурные композиции и рельефы. Образ человека, сложившийся в архаическом искусстве, обладает некоторыми чертами, близкими искусству Востока: определенная условность изображения, статичность, торжественность.

Главными элементами градостроительной структуры периода архаики были акрополь (святилище) и агора (торговый центр, вокруг располагались жилые кварталы. Центральное место в застройке города занимали храмы, которые сначала сооружались из сырцового кирпича и дерева, затем - из известняка, а с конца VI в. до н.э. из мрамора.

К VI в. до н.э создается архитектурный ордер в его дорическом и оиническом вариантах. Суворому, несколько тяжеловесному доричскому стилю соответствует строгая, геометрически прваильная капитель колонны. В ионическом, более пышном, стиле колонна выступает не только как опора, но и как декоративный элемент. Для нее характерны капитель с завитками - волютами, более-сложный цоколь, сама она гораздо изящнее дорической колонны. Среди построек дорического ордера особенно известны были - храм Геры в Олимпии, а ионического ордера - храм Артемиды в Эфесе.

В период архаики происходит синтез архитектуры и скульптуры - храмы снаружи украшаются рельефами, внутри ставятся статуи божества, которому посвящен храм. Изваяния изображают не только богов, но и мифических героев (Геракла, Персея и др.).

Греческая керамика эпохи архаики поражает богатством и разнообразием форм, красотой живописного оформления. Особенно выделяются коринфские вазы, расписанные в так называемом ориентализующем, т.е. восточном стиле, отличающемся красочностью и причудливостью живописного декора, и аттические чернофигурные и более поздние краснофигурпые вазы с изображением обыденной жизни людей.

Своеобразная архаическая культура заложила основу для расцвета культуры классической, сыгравшей столь значительную роль в развитии мировой цивилизации.

Культура в классический период (периода расцвета)

Рубежом в истории Древней Греции стали греко-персидские войны (500-449 до н.э.). Ими заканчивается период формирования античного полиса - архаический и начинается период - классический. Победа греков, окончательное оформление классического рабовладения, развитие полисной демократии способствовали подъему экономической и политической жизни Греции в V в. до н.э. и расцвету греческой культуры центром которой стали Афины, особенно во время правления Перикла

В классический период науке и искусству придавали серьезное значение в воспитании полноценного гражданина. Ученых уже не удовлетворяло представление о материи как о чем-то едином и неделимом. Первым ввел в науку понятие атомов (первотелец), неделимых частиц материи Демокрит (ок. 470 или 460 до н.э. - умер в глубокой старости). Он считал, что в мире нет ничего, кроме атомов и пустоты. Все атомы неизменны, неделимы, но атомы различных тел отличаются формой и размером, когда одинаковые атомы встречаются, образуются тела. По мнению Демокрита, нет явлений без причины: природа и история не имеют цели, но все события обусловлены. Материя вечна и ее возникновение не нуждается в объяснении - объяснять надо только изменения, а это возможно без привлечения веры в богов.

Если Демокрит признавал объективный характер познания, то другое философское направление, возникшее в тот же период, утверждало, что истин может быть столько же, сколько существует людей. Представители этого направления- софисты, учили доказывать любое положение. Для них характерны умение находить противоречия в устоявшихся представлениях, включая религиозные, и интерес к законам человеческого мышления. Наиболее известным софистом был Протагор (480-415 до н.э.), угверждавший "Человек есть мера всех вещей". Из среды софистов вышел Сократ (469-399 до н.э.), однако он утверждал, что существуют абсолютные истины, абсолютные этические ценности, но ими владеет только бог. Основой человеческого существования и развития знания Сократ считал разум.

Древнегреческую медицину прославил врач Гиппократ (ок. 460 - ок. 370 до н.э.). Его труды стали основой дальнейшего развитии медицины. Целостность организма, необходимость индивидуального подхода к больному и его лечению - вот те принципы, которые отстаивал Гиппократ. Он создал учение о причинах болезни (этиологии), прогнозе, темпераментах и др. Был образцом этического поведения - считается, что он - автор текста кодекса древнегреческих врачей ("Клятва Гиппократа"). Этот кодекс стал основой обязательств, которые принимают врачи во многих странах при начале врачебной практики.

В литературе V в. до н.э основными жанрами стали трагедия и комедия. Творцом классической греческой трагедии является Эсхил (525-456 до н.э.). Он ввел второе действующее лицо, тем самым оживил драму, сделал ее более динамичной, интересной, с его именем связано также применение декораций, масок. Один из основных мотивов творчества Эсхила - прославление гражданских; добродетелей, патриотизма (трагедия "Прометей прикованный"). Еще одна важная тема у Эсхила - идея возмездия и фактор судьбы, лучше всего выраженные в трилогии "Орестея".

Тема неотвратимой судьбы занимает большое месте и в творчестве другого греческого трагика - Софокла (497-4 6 до н.э.). Прекрасно показывал борьбу свободной человеческой воли против несправедливости слепой судьбы, Софокл подчеркиват бессилие человека, неизбежность уготованной ему участи. Наиболее известны трагедии Софокла о легендарном царе Эдипе.

Творцом психологической драмы был Еврипид (ок. ,80-406 до н.э.). Основной конфликт в его произведениях - борьба рассудка и страстей, которые так же неотвратимо, как и судьба приводят человека к гибели ("Медея" и "Федра").

Великолепным комедиографом был Аристофан (ок. 445 - ок. 385 до н.э.), придавший комедии политическую остроту и злободневность ("Мир", "Всадники", "Лисистрата" и др.). Аристофан использовал комедию как политическое оружие: подвергал критике все стороны общественной жизни, политику, искусство, повседневные конфликты.

В V в. до н.э. активно развивается греческая историография. Еще древние называли Геродота (484-430 до н.э.) "отцом истории". В отличие от логографов, у которых отсутствовала четко выраженная основная идея повествования, он написал законченное, прекрасно изложенное произведение - "Историю", основным сюжетом которой были греко-персидские войны

Величайшим историком античности был Фукидид (ок. 460- 400 до н.э.). В своей "Истории Пелопоннесской войны" он впервые применил научно-критический метод, попытался раскрыть причинные связи событий и тем самым способствовал росту политических знаний.

Главной задачей искусства V в. до н.э. было правдивое изображение человека, Идеал красоты обнаженного здорового тела распространился и в жизни - греки занимались гимнастикой, следили за личной гигиеной, волосами, делали прически и т.д. Особенно культивировали образ атлета, выступавшего на состязаниях обнаженным. Но женщины изображались в одеждах вплоть до IV в. до н.э.

Среди греческих живописцев V в. до н.э. следует отметить Полиглота и Аполлодора, которому приписывается открытие игры светотени, умение давать перспективу. Их живопись до нас, к сожалению, не дошла.

Основной, дошедший до нас, памятник живописи этого периода - прекрасная вазовая роспись, продолжавшая реалистические традиции архаической эпохи.

V в. до н.э. ознаменовался великолепными архитектурными постройками почти по всей территории Греции. Создаются наиболее совершенные комплексы, после разрушительных греко-персидских войн восстанавливаютя города и памятники. В классический период окончательно оформились дорический и ионический ордеры, и появляется новый, более нарядный, - коринфский ордер, для которого характерна капитель, украшенная листвой и завитками.

В этот период достигли расцвета древнегреческие города, сложилась система регулярной планировки (разбивка города прямоугольной сетью улиц, комплексная застройка жилых кварталов домами одинаковой величины), которую связывают с именем архитектора Гипподама из Милета.

Основным типом общественного здания по-прежнему оставался храм. В первой половине V в. до н.э. были созданы наиболее значительные памятники дорийского стиля, величественныес храмы в городе Посейдонил (Южная Италия), храм Зевса в Олимпии.

Особое место в истории античной архитектуры занимает комплекс сооружений на Афинском Акрополе. Разрушенный персами в 480 до н.э., он заново отстраивается на протяжении всего V в. под общим художественным наблюдением скульптура Фидия В строи тельстве принимали участие выдающиеся зодчие того времени Иктин, Калликрат, Мнесикл и др. Ансамбль Акрополя считается вершиной древнегреческой архитектуры, символом эпохи наивысшего расцвета и могущества Афин. Он включал ряд сооружений - Пропилеи (парадные ворота), храм Ники Аптерос (Бесрылой Победы). Здесь же возвышаются и главный храм - храм Афин -Парфенон. В этом памятнике архитектуры, решенном в дорических формах, ощущается влияние ионического стиля.

В то время в архитектуре Афин в связи с повышениам их по литической роли появляется тенденция к выработке единого пан-эллинского (общегреческого) стиля архитектуры Два ордера или совмещались в одном и том же сооружении, или пропорции дорического стиля облегчались, придавая им большее изящество, как в Парфеноне. Прекрасно найденные пропорции, тонкая лепка архитектурных деталей, великолепное сочетание архитектурного и скульптурного убранства - все это делает Парфенон одним из шедевров не только греческой, но и мировой архитектуры.

Недалеко от Парфенона в ионическом стиле был построен другой великолепный храм афинского Акрополя - Эрехтейон со знаменитым портиком кариатид.


Заключение

Античная цивилизация оказала огромное влияние на все последующее развитие человечества. И неудивительно, что многие из сохранившихся до наших дней памятников материальной культуры того времени стали объектами Всемирного наследия.

И хронологически, и территориально их можно подразделить на памятники Древней Греции и эллинизма.

В Список обьектов Всемирного наследия внесено восемь таких памятников. Три из них (Афинский Акрополь, Дельфы и Вергина) расположены в северной, материковой, части Греции, три (Олимпия, Эпидавр и Бассай) - на п-ове Пелопоннес и два - на островах Эгейского моря.

В античной культуре сложились основные проблемы мироздания: бытие и становление, единое и многое, предел и беспредельное, число и величина, мера и сущность, атом, материя, Космос. Они не потеряли значимость и в настоящее время, что обеспечило культурный диалог разных цивилизаций в мировом масштабе. Античность создала недосягаемые культурные образцы, обладающие непреходящей ценностью и притягательной силой. Сегодня к античности обращаются историки, филологи, философы, культурологи. "… Без того фундамента, который был заложен Грецией и Римом, не было бы и современной Европы". Ф. Энгельс.


Литература

1. Культурология для технических вузов. Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.

2. Максаковский В.П. Всемирное культурное наследие. - М.:Агентство "Издательский сервис", 2000.

3. Ф. Энгельс. Анти-Дюринг. М., 1953. С. 171).

4.Кун Н. Легенды и мифы Древней Греции. - М., 1955.

5.Культурология. ХХ в. Энциклопедический словарь. - СПб., 1997.

Эпоха античной культуры начинается с образования греческих полисов - городов-государств - на присредиземноморских землях Эллады и Малой Азии в начале I тысячелетия до н.э. и завершается с падением Римской империи в V веке н.э. В Греции и Риме в эту эпоху интенсивно развивается скотоводство, земледелие, добычи металлов в рудниках, ремесло, торговля. Распадается патриархальная родоплеменная организация общества. Растет имущественное неравенство семей. Родовая знать, богатеющая благодаря использованию труда рабов, ведет борьбу за власть. Общественная жизнь протекает бурно - в социальных конфликтах, войнах, смутах, политических переворотах.

Античная культура на протяжении всего времени своего существования остается в объятиях мифологии. Более того, она сливает разрозненные племенные мифы в единую религиозно-мифологическую систему, которая становится основой всего античного мировоззрения.

Однако динамика общественной жизни, усложнение социальных отношений, рост знаний подрывают архаические формы мифологического мышления. Торговые связи и мореходство расширяют кругозор древних греков. Алфавитное письмо дает грекам возможность записывать различные сведения, наблюдения, которые трудно было уложить в мифологические каноны. Необходимость поддерживать общественный порядок в государстве требует замены племенных норм поведения упорядоченными кодексами законов. Публичная политическая жизнь стимулирует развитие ораторского мастерства, культуры мышления и речи. Совершенствование ремесла, строительства, военного искусства все больше выходит за рамки освященных мифом образцов.

Таким образом, расцвет мифологии в античную эпоху сопровождается борьбой против архаических традиций мифологического сознания, сковывающих свободу мысли, рост знаний, развитие трудовой деятельности. Стремление разрешить это внутреннее противоречие античной культуры составляет движущую силу ее развития.

История античной эпохи разделяется на две частично накладывающиеся друг на друга фазы - греческую и римскую античность.

Главными сферами греческой культуры становятся философия и искусство. Они вырастают из мифологии и пользуются ее образами. Но вместе с тем они приобретают значение, выходящее за ее пределы.

Древнегреческая философия - дитя мифологии – создала принципиально отличный от мифологического тип мышления. Мифологическое сознание удовлетворяется описаниями, философское же требует доказательств. Философское мышление стремится дать объяснение действительности путем рационального, логического рассуждения с помощью абстрактных понятий. Философия считает необходимым четко отличать факты и логические выводы от вымыслов и предположений; вместе с ней развиваются и начатки научных знаний - астрономии, математики, биологии, медицины.



Искусство Древней Греции, как и философия, исходит из мифологии и черпает из нее свои темы и сюжеты. Однако оно начинает служить не только ритуально-мифологическим целям. Произведения искусства приобретают свою собственную, эстетическую ценность, которая определяется не их культовым назначением, а художественными достоинствами. Искусство превращается древними греками в самостоятельную область культуры, сферу деятельности, направленной на удовлетворение эстетических потребностей. В нем возникают как особые его виды архитектура, скульптура, лирическая поэзия, драма, театр. Древнегреческий стиль в искусстве - стиль, соразмерный человеку, уравновешенный, гармоничный. Чувственное наслаждение вещами, их зримой и осязаемой гармонией, соразмерностью, пропорциональностью - вот что прежде всего должно было доставлять искусство античному человеку.

Древнегреческое искусство во многом предопределило развитие художественной культуры более поздних исторических эпох. В нем родились классические архитектурные стили, каноны скульптурного изображения человеческого тела, образцы любовной лирики, трагедии, комедии. Из греческого языка взято и само слово театр (в буквальном переводе - зрелище, место для зрелищ). Театральные представления, соединявшие в себе изобразительное, сценическое, литературное, музыкальное творчество, были любимым развлечением древних греков. В Афинах городские власти даже выдавали бедным деньги на их посещение. Древнегреческие театры представляли собою громадные сооружения, вмещающие до 17 тысяч зрителей.

Римская античность заимствует многие идеи и традиции греческой культуры. Римская мифология дублирует греческую, философия использует различные идеи учений греческих мыслителей. В эпоху римской античности достигают высокого уровня развития ораторское искусство, художественная проза и поэзия, историческая наука4 механика, естествознание. Архитектура Рима использует эллинские формы, но отличается гигантизмом, свойственным имперским масштабам государства и амбициям римской аристократии. Наиболее грандиозными являются общественные сооружения (огромный амфитеатр Колизей вмещал 50 тысяч зрителей). Римские скульпторы и художники следуют греческим образцам, но, в отличие от греков, развивают искусство реалистического портрета и предпочитают ваять не обнаженные, а «закрытые» статуи.

Как греки, так и римляне любили всякого рода зрелища - олимпийские состязания, бои гладиаторов, театральные представления. Как известно, римский плебс требовал «хлеба и зрелищ». Все античное искусство было подчинено принципу зрелищности .

Важнейшие культурные новации римской античности связаны с развитием политики и права. Управление огромной Римской державой потребовало разработки системы государственных органов и юридических законов. Древнеримские юристы заложили фундамент правовой культуры, на который до сих пор опираются современные правовые системы. Но четко оговоренные законодательством взаимоотношения, полномочия и обязанности бюрократических учреждений и чиновников не устраняют напряженность политической борьбы в обществе. Политические и идеологические цели существенно влияют на характер искусства и всей культурной жизни общества. Политизированность - характерная черта римской культуры.

Античная культура сохраняет мифологическую оболочку и при этом развивает формы культурной жизни, не вмещающиеся в эту оболочку и разрывающие ее. Это противоречие проявляется в антиномиях , которые пронизывают всю античную культуру.

1. Чувства и разум. Мифологическое сознание не знает абстракций, оно оперирует наглядным, образным, чувственно доступным материалом. Даже боги и человеческие души представляются в нем наблюдаемыми, телесными. Для античного человека весь окружающий мир - космос – был чем-то вроде уютного жилища, наполненного чувственно данными, видимыми и осязаемыми вещами. Греков отпугивало все, что недоступно взору, что превосходит возможности наглядного представления.

Возможно, этому способствовал характер греческого ландшафта: расчлененное бухтами и реками побережье, ограниченные горами долины, разбросанные в Эгейском море острова - всюду взгляд наталкивается на преграды, замыкающие небольшие участки пространства. Античные люди испытывали страх перед бесконечностью. Греки не стремились познать необъятные просторы вселенной. В Афинах времен Периклабыли запрещены занятия астрономией. И землю, и весь космос греки представляли в виде замкнутых шаров. Даже боги их обитали на близком, видимом и осязаемом Олимпе. Древнегреческая математика была наглядной, и речь шла в ней исключительно о конечных величинах. Открытие иррационального числа вызвало у античных математиков настоящий ужас, отразившийся в предании о гибели того, кто сделал это открытие.

Но жизнь античного общества ставила перед людьми проблемы, которые можно было решать лишь на основе рациональных, логически последовательных рассуждений. Авторитет разума, его приоритет над чувствами становился необходимым условием достижения успеха в экономике, правовом законодательстве, судебной практике, государственном управлении, военном деле и т.д. Логика и точный расчет проникали и в искусство - в каноны архитектуры, стихосложения, изображения человека. Античная философия все глубже погружалась в дебри абстрактного мышления. Все это привело к тому, что разум в сознании античного человека превратился в верховного властителя и арбитра, устанавливающего истинное положение вещей, в главную силу, управляющую миром. Радуясь чувственно воспринимаемой телесности вещей и боясь всего недоступного чувствам, античный человек в то же время превыше чувственности ставил логику. Способность рационально мыслить считалась самым важным достоянием человека. Вера в мощь человеческого разума, в его великие возможности была отличительной особенностью античной культуры.

2. Судьба и борьба («ананке» и «агон»). Следуя традициям мифологического образа мышления, греки возлагали ответственность за события своей жизни на богов. Греки считали, что каждому предопределено прожить жизнь в соответствии с предначертаниями судьбы, и никто не в силах предотвратить то, что с ним должно произойти. Ананке (судьба, рок, неотвратимость, неизбежность) властвует над всем миром.

Казалось бы, представление об ананке должно обрекать человека на полную пассивность. Однако людям не дано знать заранее, что написано в книге судеб, и они действуют по собственному разумению. Но если человек пытается нарушить волю богов и уклониться от выпавшей ему на долю судьбы, жизнь его неизбежно превратится в трагедию. Жанр трагедии у греков - это форма художественного описания борьбы героя с неотвратимой ананке и последствий такой борьбы, которые тем ужасней, чем больше воли и настойчивости герой проявляет: Эдип, узнав, что ему предсказано стать убийцей отца и жениться на матери, уходит из дома, но именно это и приводит его к выполнению предсказанного, а его стремление к истине, добру и справедливости оборачивается страшными несчастьями для него и всего его города. Появление трагедии в античной культуре - результат осознания греками способности человека нарушать предписания судьбы, несмотря на наказание за это. Поведение трагического героя показывало еще неизведанные потенции человека.

3. Социальность и индивидуальность . В Древней Греции на смену прежним родоплеменным общинам пришло объединение людей по месту поселения – полис . Греки и римляне полагали, что отсутствие полисов есть признак варварства, и, завоевывая новые земли, всюду строили города. Считалось, что иначе люди жить не могут. Жить по-человечески, не по-варварски, - значит жить в полисе, участвовать в полисной жизни. Само понятие человека у греков стало связываться с тем, что он является свободным гражданином, принадлежит к сообществу граждан полиса. Рабы, не имеющие права участия в жизни полиса, не считались людьми. Вся жизнь человека в полисе, его права и обязанности определялись его статусом гражданина. Полис для грека был единственным местом, где он чувствовал себя в безопасности и жил полноценной жизнью. Там его охраняли и боги, и законы. Там он имел право на защиту от насилия и произвола. Поэтому не было ничего страшнее для грека или римлянина, чем изгнание из города и отнятие звания гражданина.

Общественная жизнь в полисе, с одной стороны, вела к усилению социальных связей и зависимостей. А с другой, она стимулировала развитие самосознания личности, имеющей свободу действовать согласно своей собственной воле, независимо от требований общества. Эти две тенденции весьма противоречиво сочетались друг с другом.

В раннем периоде античности представление о своеобразии и неповторимости человеческой личности было весьма смутным. В древнегреческом языке даже не было слова «личность» (оно происходи от латинского слова persona - личина, актерская маска). О том, насколько чужд был тогда древним грекам интерес к человеческой личности, свидетельствует их искусство. В театре актеры скрывали свое лицо под масками. Античные скульптуры прекрасны, но неиндивидуализированы, а их лица с глазами, лишенными зрачков, маловыразительны. И зрители, и ваятели обращали внимание на тело, а не на душу.

Пигмалион, влюбившийся в изваянную им Галатею, был очарован ее телесной красотой – душевные ее качества его не волновали. В Греции было не принято делать индивидуализированные портреты. Даже статуи в честь победителей олимпиад запечатлевали идеализированные человеческие фигуры, а не черты атлетов.

Однако организация жизни в полисе создавала условия для появления ярких и сильных личностей, способных мыслить не по общепринятым канонам и отстаивать свои взгляды. Античная культура неизбежно шла к проникновению во внутренний духовный мир личности, к осознанию многообразия, сложности и противоречивости индивидуальных человеческих характеров.

Сам факт, что индивид может быть духовно независим от общества, что он может мыслить и действовать вопреки общественным требованиям, был своего рода открытием для греков. Но из этого открытия следовала возможность ставить личные интересы выше общественных и осознание того, что далеко не всегда расхождение между индивидом и обществом заслуживает порицания. Граждане полиса стали осознавать, что «человек» и «гражданин» - это не одно и то же, что «человеческое» в личности подчас вступает в конфликт с «гражданским». Сократ отверг приоритет социального над индивидуальным. Благодаря его учению, всей его жизни и смерти в общественную мысль вошел принцип независимости «истинного мудреца» от обстоятельств социальной жизни с ее суетой и борьбой за сиюминутные блага. Он поставил суд совести выше народного суда, самосознание личности - выше коллективного сознания, право личности на самовыражение - выше нравственно-правовой практики государства.

В Римской империи сократовский подход к пониманию человеческой индивидуальности развивали философы-стоики. В римском искусстве началась художественная разработка уникального мира личности - в литературе и портретной скульптуре. Изобразить лицо «похоже» могли и древнегреческие веятели, но только в Риме появляется психологический скульптурный портрет.

Однако для античной культуры в целом все же было характерно преобладание общественного над личным, социального над индивидуальным.

Античная культура - широко употребляемый термин для определения продолжительного периода в истории культуры, сосредоточенной в области Средиземного моря, прежде всего, включая взаимосвязанные цивилизации Древней Греции и Древнего Рима. Существовала она, начиная с поэзии Гомера (8-7 столетия до нашей эры) и до в пятом столетии нашей эры.

Обозревая хронологически памятники древнегреческой культуры и искусства можно констатировать развитие древнейших способов выражать мысли с помощью образов, но вместе с тем непрерывно совершенствуя их до уровня наивысших художественных идеалов.

Античная культура греков и римлян, испытывая некоторое влияние Древнего Востока, преобладала повсюду в как база искусства, философии, социальных и образовательных институтов. Идеалы сохранялись, им подражали. Этот греко-римский культурный фонд очень сильно повлиял на язык, политику, образовательные системы, философию, науку, искусство и архитектуру современного мира.

Классическое наследие процветало в Средневековье в Византийско-греческом Востоке, в латинском Западе. Византийцы, называвшие себя ромеями, сохранили многие атрибуты экономических, юридических, административных организаций, характерные для Древнего Рима. В Северной Европе франкский король Карл Великий и саксонский правитель Оттон I, стремившиеся к восстановлению Западной Римской империи, короновались Папой как «император и август». Античная культура возрождалась в период появления различных неоклассических движений 18-19 веков. Реликвии греко-римской старины - монеты, драгоценности, вазопись, скульптура, архитектура, литература - очаровывали мыслящих людей во все эпохи.

Стиха на латыни продолжали писать и в 19 столетии. Среди знаменитых поэтов - Джон Мильтон и Артур Рембо получили свое первое поэтическое образование на этом языке. В музыке можно вспомнить и его «греческую трилогию» к балетам «Аполлон», «Орфей», «Агон».

Античная культура с её мифологическими сюжетами и символами оставила глубокий след в западноевропейской литературе и живописи.

В философии работы святого Фомы Аквинского главным образом основывались на идеях Платона, но переосмысленных в свете христианской религии.

Архитектура отмечена несколькими «ренессансами», особенно римской архитектуры, достаточно привести в пример Вашингтон в Америке. Город заполнен большими мраморными зданиями, которые очень напоминают римские храмы с колоннами.

Эпоха античности стала особенно популярным предметом интереса в шестнадцатом-семнадцатом веках, когда классические скульптурные и архитектурные произведения являлись мотивами для гравюр. Печатные изображения с них служили очень важному делу. Они давали возможность людям, заинтересованным в произведениях искусства и культуры, изучать их. Один из ярких примеров - «Вакханалия» Андреа Мантеньи. Она была создана великим художником после его посещения Рима (в 1488-1490 годах). Характерные особенности гравюры - фризоподобная композиция, фигуры скопированы с античных саркофагов, которые Мантенья видел в частных коллекциях и римских церквях. Работа сильно повлияла на выдающегося мастера Альбрехта Дюрера, для которого антична культура также стала предметом вдохновения и исследований. Плоды этого влияния хорошо видны в гравюре Дюрера «Адам и Ева». У Адама поза скульптурное изображение которого было обнаружено под Римом в конце пятнадцатого века.

Подражая великолепным работам древних, стараясь вместе с тем превзойти их, художники, скульпторы, писатели в последующих исторических периодах действительно возрождали былое величие классической эпохи.

К исследователям античной культуры принято относить следующих исследователей древности и старины: философ А.Ф. Лосев история античной эстетики, античный космос и современной науки, очерки античного символизма и мифологии. Г.С. Кнабе (раздел об античном полисе, особенности полисного сознания, влияние античности на русскую культуру). Тахо -Годи занимался изучением мифологии. Андре Боннар описывал влияние географического фактора на особенности античной культуры.

Определение термина «античность»

Античность – это термин, который происходит от слов – антикус в переводе - древний текст, термин введен в эпоху возрождения итальянскими гуманистами для обозначения греко-римской культуры.

Под античностью принято понимать совокупность древнегреческой и древнеримской культуры. В настоящий момент термин античность понимается как совокупность древнегреческой и древнерусской культуры. Историки отмечают, что основание для единства древнегреческой, древнеримской культуры может служить полисное сознание (результат сходных гос. политических форм – полис).

Полис порождает особый тип сознания – полисное сознание, полис складывается из разных групп землевладельцев, складывается аппарат управления, суд, армия, но все должности выборные, залогом выживания такого коллектива становиться патриотизм каждого человека, высший долг - хранить верность понимать ценность полисного общества и при необходимости – приносить себя в жертву. Гражданин полиса – это всегда землевладелец.

Базовые черты полисного сознания

1. Каждый гражданин осознает значимость свободы и обладает значительными свободами.

2. Человек должен ставить личные интересы ниже интересов всего полиса, только тогда он может считаться полезным членом общества.

Общая характеристика понятия античность

Космос – это понятие о мире, которое возникает в эпоху античности. Космос это не только мир, вселенная, космос это порядок который противостоит хаосу. За счет красоты и упорядоченности.

Как отмечает Лосев, космос для античного человека выступает как некий абсолют, космосу некуда двигаться все пространство занято им самим, поэтому в античной культуре и складывается абсолютный космологизм. Античные боги управляют космосом, т.к. они и есть законы природы, все недостатки и все достоинства, которые есть в человеке есть и в природе а значит и в богах.

2. Идея рока, судьбы, Ананке (рок, судьба, неизбежность) , раз ананке властвует над жизнью, то даже герои не может противостоять року, представление о судьбе не делает человека пассивным, они не склоны к пассивному фатализму

Они в большой степени склонны проявлять свободу выбора, становясь при этот героем.

Ощущение роковой зависимости порождает трагизм мироощущения, оно является изнанкой гармоничной «апполонической» культуры. Идея ясности, гармонии, «апполоничности» была развита в трудах историков 18-19в. Шиллер, Гете. Трагизм мирообщения был впервые открыт Фридриком Ницше «Рождение трагедии из духа музыки»

3. Антропоцентризм – это понимание того, что в центре мира оказывается человек, он есть часть мироздания, часть мира. Важнейшим эстетическим принципом, который формирует идеал человека, является калокагатии (культ гармонии безупречного тела и внутреннего мира человека)

Тело необходимо укреплять физическими упражнениями, а душа – поэзией, танцами, музыкой.

4. Идея состязательности или принцип Агона.

Состязательность пронизывают все сферы деятельности человека, состязательность была не только в гражданской но и художественной жизни. В культуре, например, Олимпийские игры, (фильм Л.Рифеншталь «Олимпия 1938 первые кадры). Демонстрация рождения нового типа арийского что связано с античностью (греко-римский человек), театральные состязания – двух протагонистов(гл. актеров), борьба драматургов, философские диспуты, возможно диалектика сегодня.

5. Праздничность и зрелища в античной культуре

Праздники, посвященные тем или иным богам. Например, Дионисийские мистерии. Травли зверей, гладиаторские бои, театр античности – все натуральное и в величину натуральное ==> «хлеба и зрелищ». Рим – грубоват, а Греция утонченная по зрелищности. Круги движутся в театре, все пришло оттуда. Переодевали крестьянина, и он в роли, ходил затем его поедал настоящий зверь – зрители улюлюкают.

Периодизация античной культуры:

1. Крито-меккенский (эгейский) период - 3 тыс. – 1 тысяч лет до нашей эры)

Существовала на островах Крит, Ферра, острова Киклатского архипелага. На балканском полуострове.

Материковая Греция (Микены, Тиринф, Эпилос) город Троя. Расцвет приходится на 2 тыс до н.э. причем ее вклад эта культура становится важным связующим звеном между культурой Древнего Востока и собственно греческой культурой, на рубеже 3-2 тыс на острове Крит впервые в Европе сложится государство и возникнут центры Кносс Фест, Малия

В XVI веке до нашей эры был уничтожен землетрясением

2. Гомеровский период (11-8 вв. до н. э.),

Название периода произошло от от имени Гомера, потому что его поэмы Одиссея и Илиада являются основными источниками наших сведении о данном периоде, они дают представление о быте, нравах, одежде, людей того периода.

Основное население Греции того периода это крестьяне поселенцы, поселения носят общинный характер. Зарождается архитектура, которая сохранилась только в развалинах. Это архитектура выступает некой переработкой микенской архитектуры.

Важное место занимает так называемый «гомеровский вопрос». В истории мировой культуры, начиная с 18 века ведутся споры о существовании Гомера. Выделяют 2 точки зрения:

1) Это персонаж вымышленный

2) Это реально живущий человек

Но наиболее правленой является точка зрения, что Гомер, которое в переводе означает прилаживающий, присоединяющий одно к другому.

К концу 8 века до н.э. возникли предпосылки для культурного переворота, которым и будет объясняться феномен «греческого чуда»

3. Период архаики (VII-VI век до нашей эры).

1) Расслоение населения. Появляются землевладельцы, но большая часть это крестьяне общинники, в дальнейшем это приведет к образовании 2 классов: рабы и рабовладельцы. Рабами были пленники и крестьяне попавшие в зависимость, рабовладельцы – крупные ремесленники и купцы

2) Складываются города-государства с разными формами управления: олигархия (руководят несколько богатых людей), демократия и тирания (власть одного)

3) рост городов, следовательно, расширение строительства

В этот период развивается морская торговля, судостроение, мореплавание,