Картины с персонажами древнегреческой и римской мифологии. Мифологическая живопись Мифические герои на картинах

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

МОУ «Лицей №11 им. Т.И.Александровой г.Йошкар-Олы»

Исследовательская работа

На тему: «Мифологические сюжеты в живописи»

Научный руководитель:

Косова Светлана Ивановна, учитель

черчения и ИЗО первой квалификационной категории.

Ученица 11 «А» класса:

Шпарбер Ксения

Йошкар-Ола 2015г.

Введение

Миф -- предание, в котором воплощены представления древних народов о происхождении мира и различных явлениях природы. В мифах повествуется о богах, духах, обожествленных героях и предках. Они возникли во времена первобытного общества, на заре человеческого существования. Древний человек не мог понять причин возникновения различных природных явлений. Многие вопросы возникали в его голове: как появились люди на земле? почему гремит гром и идет дождь? по какой причине дует ветер? и др. Не умея подойти к этим вопросам с научной точки зрения, человек придумывал свои, понятные для него ответы. Этими ответами и стали мифы.

Данная работа актуальна, поскольку мифы и искусство являются неотъемлемой частью культуры. Целью работы является доказательство утверждения о том, что мифы-это не иссекаемый источник творчества художников разных времен и эпох. Задачи исследования: раскрыть понятие миф, показать историю развития мифа в искусстве, доказать поставленную гипотезу. Объекты: Сандро Боттичелли «Рождение Венеры», Санти Рафаэль «Видение Иззекиля», Никола Пуссен «Царство флоры», Буше Франсуа «Юпитер и Каллисто», Карл Брюллов «Последний день Помпеи».

1. Основная часть

Миф не только исторически первая форма культуры, но и изменения душевной жизни человека. Сущность мифа состоит в том, что он представляет собой породнение человека с силами бытия природы или общества. Все одушевляется, и природа выступает как мир грозных, но родственных человеку мифологических существ - демонов и богов.

Параллельно с мифом в истории культуры существовало и действовало искусство. Искусство есть выражение потребности человека в образно-символическом выражении и переживании значимых моментов своей жизни. Искусство создает для человека "вторую реальность. Приобщение к этому миру, самовыражение и самопознание в нем составляют одну из важнейших потребностей человеческой души.

Художники разных эпох и стилей не обходили своим вниманием древнегреческую мифологию. И хотя в средние века живопись сосредоточилась в основном на христианских сюжетах, в эпоху Возрождения живописцы с большим энтузиазмом принялись изображать мифологические сюжеты на своих полотнах. В эпоху модерна на фоне общих изменений в изобразительном искусстве интерес к классическим мифологическим сюжетам несколько иссяк, зато возродился интерес к мифическим чудовищам, образы которых активно используются в современном искусстве. Русские живописцы традиционно обращались к теме славянской мифологии, изображая на своих картинах, как былинных богатырей, так и мифических существ славянской мифологии.

Для начала обратимся к произведению живописи 15 века. Знаменитая картина художника Сандро Боттичелли «Рождение Венеры». Боттичелли - итальянский живописец эпохи раннего Возрождения, представитель флорентийской школы, один из самых ярких художников итальянского ренессанса. «Рождение Венеры» художник написал для Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи. Сюжет этой картины основан на мифе о том, как из пены морской появилась на свет богиня любви

Венера, стоя в раковине, плывет, подгоняемая Зефиром и Хлоридой, а навстречу ей идет Ора, одна из спутниц богини, которая держит покрывало, чтобы окутать ее. Трепещущие на ветру прихотливые складки покрывала и одежд, волны на море, изломанная линия берега, «гофрированная» створка раковины, наконец летящие волосы Венеры - все это оттеняет плавные очертания тела богини и усиливает то чувство высшей гармонии, которое вызывает ее облик. Над головой Венеры едва ли не смыкаются руки персонажей, и кажется, будто ее осеняет арка, которой вторит круглящийся низ раковины. Таким образом, фигура богини замыкается в воображаемый овал. Венера здесь - центр, к которому стремится все.

Прекрасное лицо героини напоминает лики Мадонн на картинах Боттичелли, и потому в этой работе сквозь античную тему звучит христианская, именно это соединение античного гуманизма и христианства и дало феномен итальянского Возрождения.

Следующая картина Рафаэля Санти «Видение Иезекииля» относится уже к 16 веку. Это небольшое полотно было написано для частного заказчика. Фон картины полностью соответствует библейскому описанию этого видения: «...бурный ветер шел от севера, великое облако и клубящийся огонь, и сияние вокруг него» (Иезекииль 1:4). В самом же видении Бог изображен плывущим по воздуху, поддерживаемый «подобиями четырех животных». традиция с их с четырьмя крылатыми созданиями: человек или ангел, лев, бык и орел, которые символизируют в изобразительном искусстве четырех Евангелистов. Именно этой Христианской традиции, а не собственно описанию видения Иезекииля следовал Рафаэль при написании этой картины. По своим размерам картина небольшая, но она дает представление о мастерстве Рафаэля в области решения столь сложной композиции. В ней художник разрабатывает исключительную по своей трудности задачу-показать стремительный полет. Фигура самого Бога Саваофа дана в очень сложном ракурсе. Живописный образ Бога полон такой титанической силы, а движение передано настолько совершенно, что зрителю кажется, будто «Видение Иезекииля»-большое полотно, а не крохотная картина, размеры которой едва превышают миниатюру. Картина написана на один из самых насыщенных мифической символикой библейских сюжетов.

На очереди полотно 17 века, а именно «Царство флоры» известнейшего французского художника-Николы Пуссен. Мастер изображал античность такой, какой он себе ее представлял. На его полотнах герои античности ожили вновь, чтобы совершать подвиги, идти против воли богов или просто петь и веселиться. Картина Пуссена "Царство Флоры" создана на основе античной легенды, рассказанной римским поэтом Овидием. Это поэтическое иносказание происхождения цветов, где изображены герои античных мифов, превращенные в цветы

Герои, погибающие в расцвете сил, превращаются после смерти в цветы и оказываются в царстве Флоры. Жизнь человека трактуется в ее неразрывности с жизнью природы. Строгий порядок царит в мироздании, разумны его законы. Это чувствуется и в картине Пуссена, которая отличается уравновешенностью композиции, красотой героев, вдохновенных образами античной пластики. Логика и поэзия гармонично сосуществуют на этом полотне. Здесь он изображает свой идеал - человека, живущего единой счастливой жизнью с природой.

Во всех своих произведениях Пуссен выражал эстетический идеал классицизма, в основе которого лежит подражание "украшенной природе". Это означает, что художник отражал только возвышенное, прекрасное и совершенное в человеке и жизни, игнорируя при этом низменное, безобразное и уродливое.

"Царство Флоры" принадлежит к числу картин Пуссена, отличающихся тонкой и богатой разработкой колорита.

Примером мифологических сюжетов в живописи 18 века является холст Франсуа Буше «Юпитер и Каллисто». В картине художник обратился к «Метаморфозам» римского писателя Овидия, пересказавшего миф о боге Юпитере, который, влюбившись в нимфу Каллисто и желая ее соблазнить, принял облик богини Дианы. Художник интерпретировал чувственный эпизод античной мифологии в поверхностном, игривом духе. Грациозные, изящные фигурки его античных героинь похожи на фарфоровые статуэтки. Буше любил светлую живопись и отдавал предпочтение нарядным голубым, розовым и зеленым тонам. В творчестве самого Буше то и дело мелькают нимфы и Венеры. И названия работ говорят сами за себя - «Триумф Венеры», «Туалет Венеры», «Купание Дианы». Он умел радоваться красоте жизни и призывал к этому других. Стиль рококо был его родной стихией, здесь он чувствовал себя, как рыба в воде - естественно и органично. Декоративность, изящная интимность, атмосфера будуара, пастельные тона - таковы основные черты художественного стиля Франсуа Буше.

И наконец, одно из известнейших полотен 19 века-картина Карла Павловича Брюллова «Последний день Помпеи», также относится к мифологическому жанру живописи. Карл Брюлловизвестный живописец, акварелист, рисовальщик. Учился в Петербургской Академии художеств. Его творчество внесло в живопись академического классицизма свежесть романтики, жизненности, увлечения красотой действительности и этим способствовало развитию реализма в русской живописи. Всемирную славу художнику принесла картина «Последний день Помпеи». Гибель Помпеи в представлении Брюллова -- это гибель всего античного мира, символом которого становится самая центральная фигура холста -- прекрасная женщина, разбившаяся насмерть, упав с колесницы. Брюллов потрясен внутренней красотой и самоотверженностью этих людей, не теряющих человеческого достоинства перед лицом неотвратимой катастрофы. В эти страшные минуты они думают не о себе, а порываются помочь свои близким, оградить их от опасности. Художник видит и самого себя среди жителей Помпеи с ящиком красок и кистей на голове. Он здесь, рядом с ними для того, чтобы помочь, поддержать их дух. Но даже перед гибелью его не покидает зоркая наблюдательность художника -- он отчетливо в блесках молний видит совершенные в своей пластической красоте человеческие фигуры. Они прекрасны не только благодаря необыкновенному освещению, но так же и потому, что как бы сами излучают свет душевного благородства и величия. Прошло почти шесть лет с того памятного дня, когда на улицах безжизненной Помпеи у Брюллова возникла мысль написать картину о гибели этого древнего города. В последний год художник так неистово работал, что его не раз выносили из мастерской в состоянии полного изнеможения.

Заключение

миф искусство картина брюллов

Проделанная нами работа подтверждает гипотезу о том, что мифы являются не иссекаемым источником для творчества художников разных веков и эпох. Для этого были рассмотрены работы мастеров различных веков. Также был проведен опрос.

Список источников информации

· http://citaty.su/

· http://muzei-mira.com

· http://jivopis.org

· http://www.mifyrima.ru/

· https://ru.wikipedia.org

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Место и значение К. Брюллова в развитии русского изобразительного искусства. Путь развития К. Брюллова как художника, личности, интеллигента. История создания главного полотна художника "Последний день Помпеи". Анализ портретной живописи художника.

    реферат , добавлен 29.08.2011

    Искусство художника Карла Павловича Брюллова. Направления в творчестве художника. Жанровые сцены из итальянской жизни. Картина "Последний день Помпеи". Галерея Карла Брюллова. Автопортрет 1848 года. Портрет писателя Нестора Васильевича Кукольника.

    реферат , добавлен 31.01.2012

    Начало творческого пути художника эпохи итальянского Возрождения Сандро Боттичелли. Учеба в мастерской Фра Филиппо Липпи, влияние творчества Андреа Верроккьо и первые работы. Сюжеты картин художника: "Весна", "Рождение Венеры", "Мадонна с гранатом".

    реферат , добавлен 06.05.2009

    Живопись Сандро Боттичелли, тонкость и выразительность ее стиля. Энергичные охристые тени для передачи телесного цвета как характерная черта стиля художника. Чувственное начало в трех картинах с изображением Венеры, прославление чистоты и непорочности.

    реферат , добавлен 28.01.2011

    Академические годы и ранние произведения Брюллова. Итальянский период творчества. Особенности жанровой живописи и новаторство в портретном искусстве. Критика современников на картину "Последний день Помпеи". Художественная и педагогическая деятельность.

    курсовая работа , добавлен 19.02.2010

    Изучение жизненного пути и творческой деятельности Карла Павловича Брюллова - замечательного русского художника. Особенные успехи художник в реалистическом, психологическом портрете. "Последний день Помпеи" – самого значительного произведения Брюллова.

    презентация , добавлен 11.12.2011

    "Музыкальность" живописи в творчестве живописцев-романтиков. "Последний день Помпеи" как созвучность оперы Д. Пачини и картины К. Брюллова. Музыкальная и художественная деятельность М.К. Чюрлёниса. Отображение музыки в живописи и картин в симфониях.

    реферат , добавлен 29.09.2009

    Анализ жизненного пути и творческой деятельности Сандро Боттичелли - известного итальянского художника. Композиция и особенности картины "Спящая Венера", которая ассоциируется одновременно и с христианской темой Крещения, и с сюжетом "Коронования Девы".

    реферат , добавлен 04.05.2011

    Биографические сведения о жизни и творчестве Сандро Боттичелли – итальянском живописце эпохи раннего Возрождения, представителе флорентийской школы. Его наиболее известные картины "Весна", "Исцеление прокаженного и искушение Христа", "Рождение Венеры".

    презентация , добавлен 07.11.2014

    Понятие, структура и функции мифа. Космогонические мифы и мифы о происхождении. Мифы обновления и конца света. Мифы и время. Мифология, онтология, история. Величие и упадок мифов.

Мифологический жанр

(от гр. m уthos - предание) - жанр изобразительного искусства, посвященный событиям и героям, о которых рассказывают мифы древних народов. Мифы, легенды, предания есть у всех народов мира, и они составляют важнейший источник художественного творчества. Мифологический жанр зарождается в позднеантичном и средневековом искусстве, когда греко-римские мифы перестают быть верованиями и становятся литературными рассказами с нравственно-аллегорическим содержанием. Собственно мифологический жанр формируется в эпоху Возрождения, когда античные легенды дали богатейшие сюжеты для картин С. Боттичелли, А. Мантеньи, Джорджоне, фресок Рафаэля. В XVII - начале XIX вв. значительно расширяется представление о картинах мифологического жанра. Они служат для воплощения высокого художественного идеала (Н. Пуссен, П. Рубенс), сближают с жизнью (Д. Веласкес, Рембрандт), создают праздничное зрелище (Ф. Буше, Дж. Б. Тьеполо). В XIX в. мифологический жанр служит нормой высокого, идеального искусства (скульптура И. Мартоса, картины Ж.-Л. Давида, Ж.-Д. Энгра, А. Иванова). Наряду с темами античной мифологии в XIX- XX вв. в искусстве стали популярны темы индийских мифов. В начале XX в. символизм и стиль модерн оживили интерес к мифологическому жанру (М. Дени, М. Врубель). Он получил современное переосмысление в скульптуре А. Майоля, А. Бурделя, С. Коненкова, графике П. Пикассо.

Миф и сказания тесно переплетаются с повседневной жизнью обывателя. Для современного зрителя повествование мифологических сюжетов в полотнах кажется обыденностью, однако ценители, знающие исторические корни возникновения такого жанра, как античная мифология в живописи, с особым трепетом ценят то искусство, с каким мировые художники подходили к созданию образов и сцен жизни сказочных персонажей древней мифологии.

Питер Пауль Рубенс, Пан и Сиринга, 1617. Государственный музей, Кассель, Германия

Миф в значении русского языка - «сказание». И так, античная мифология. Почему античная? Потому, что antigues переводится как «древний» с латинского. Почему в живописи? Да потому, что яркие образы и фантазия художника наделяет воображаемых персонажей некой телесностью и пущей фантазийностью. Начиная с эпохи Возрождения, мастера черпали идеи из сюжетов древней мифологии Греции и Рима. Помимо всем известных направлений, здесь имело место быть другое ответвление - пантеизм. Причем последнее в большей степени присуще эллинским (древнегреческим) мастерам. Свое название «пантеизм» берет от названия Пана - бога природы, козлоного и не в меру похотливого. Его изображения всегда наделялись, без стеснения, эрегирующим фаллосом и встречались в амулетах, рельефах и статуях греческих дворцов. Наиболее знакомой современникам стала картина Врубеля «Пан». Однако приближенными к «истинному» Пану становятся те полотна, что принадлежат кистям Пуссена Николы («Пан и Сиринга»), Франса Снейдерса («Церера и Пан») и многим другим авторам.

Обращаясь к наиболее распространенным мифологическим сказаниям, с героями, многократно встречающимся в детских и школьных книгах: Гераклу, Медее и Персею, Пандоре и Сиренам, - зритель получает возможность и некий кайф созерцать сюжеты по мотивам древнегреческих и древнеримских сюжетов. Эта тема смакуется в произведениях эпохи Возрождения, Барокко и особенно выразительна в караваджинских мотивах и работах учеников и последователей великого мастера. Техника, в которой пишутся сказочные существа основана на игре света и тени, с приглушенным фоном и жирными светлыми мазками основных героев. Такой прием позволяет «вытянуть» персонажей на передний план и создать еще более гнетущее настроение. Зато на рубеже XIX века, когда классицизм взял в свои руки палитру, настроение картин с мифологической тематикой меняется в сторону света и теплых красок (Гюстав Моро - «Апполон и девять муз » и «Фракийская девушка с головой Орфея на его лире», Густав Климт - «Афина Паллада », Ханс Макарт - «Триумф Ариадны » и др.).

Полотна становятся по-настоящему сказочными и радужными. В некоторые произведения просачивается эротизм, в другие - некая детскость, в третьи - аллегоричность. Причем, аллегория и олицетворение в мифологических сюжетах чаще всего используются мастерами для передачи собственного восприятия. Для создания подобных сюжетов художникам приходилось изучать античную литературу, выискивая характерные черты персонажей, соединять образы с книжным повествованием. И, кроме того, обыватели той эпохи, когда писались полотна, имели высокий спрос на подобные сюжеты. Не всегда художники творили во благо собственным пристрастиям, скорее вопреки, кропотливо объединяя мифологических существ с земными селянами и природой, переплетая свое мастерство и пожелания зрителя видеть то, что называется сказкой наяву.

МИФОЛОГИЧЕСКИЙ ЖАНР (от греч. μυθολογία - кол-лек-ция ми-фов) - жанр изо-бра-зительного искусства, сю-же-ты ко-то-ро-го по-черп-ну-ты из ми-фов.

Мифологический жанр фор-ми-ру-ет-ся в эл-ли-ни-стическом и римском искусстве, в хо-де вы-де-ле-ния сис-те-мы жан-ров из син-кре-тиз-ма ар-ха-ич-ной тра-диционной куль-ту-ры, един-ст-вен-ным со-дер-жа-ни-ем ко-то-рой и был миф.

Таким образом, воз-ник-но-ве-ние мифологического жанра со-пря-же-но с де-ми-фо-ло-ги-за-ци-ей соз-на-ния; миф вос-при-ни-ма-ет-ся как ху-дожественный вы-мы-сел, его ге-рои под-вер-га-ют-ся все-воз-мож-ным транс-фор-ма-ци-ям и пе-ре-ос-мыс-ле-ни-ям: ока-зы-ва-ют-ся в бы-то-вой об-ста-нов-ке, слу-жат об-раз-ца-ми по-ве-де-ния, ино-гда под-вер-га-ют-ся ос-мея-нию или же вы-сту-па-ют в ка-че-ст-ве ал-ле-го-рий, пер-со-ни-фи-ка-ций.

Ес-ли в средне-вековом искусстве хри-сти-ан-ская сю-же-ти-ка поч-ти пол-но-стью вы-тес-ня-ет «язы-че-скую», то в эпо-ху Воз-ро-ж-де-ния ан-тич-ные ми-фы пе-ре-ос-мыс-ли-ва-ют-ся и сбли-жа-ют-ся с хри-сти-ан-ски-ми, на-пол-няют-ся но-вым ал-ле-го-рическим со-дер-жа-ни-ем (А. дель Пол-лай-о-ло, С. Бот-ти-чел-ли, А. Ман-те-нья , Пье-ро ди Ко-зи-мо, Ф. дель Кос-са, Ра-фа-эль, Кор-ред-жо, Б. Пе-руц-ци, Дж. Ро-ма-но, Джорд-жо-не, Ти-ци-ан, П. Ве-ро-не-зе, Я. Тин-то-рет-то, А. Брон-зи-но, Дж. Ва-за-ри, Л. Кра-нах Стар-ший, Ж. Гу-жон, Н. дель’Аббате, ху-дож-ни-ки Фон-тенб-ло шко-лы и др.).

«Ме-та-мор-фо-зы» Ови-дия, на-ря-ду с го-ме-ров-ским эпо-сом, ста-но-вят-ся основнм ис-точ-ни-ком ми-фо-ло-гических сю-же-тов в искусстве ба-рок-ко и клас-си-циз-ма XVII века (скульп-ту-ра Дж.Л. Бер-ни-ни, жи-во-пись Ка-ра-вад-жо, братьев Кар-рач-чи, Дж.Б. Тье-по-ло, П.П. Ру-бен-са, Рем-бранд-та, Д. Ве-ла-ске-са, Н. Пус-се-на, К. Лор-ре-на и др.), ро-ко-ко (Ф. Бу-ше, Ж.О. Фра-го-на-ра) и клас-си-циз-ма второй половиныXVIII - начала XIX веков, ко-гда мифологический жанр сбли-жа-ет-ся с ис-то-рической и ре-лигиозной жи-во-пи-сью, на-пол-ня-ясь иде-аль-ны-ми клас-си-ци-стическими об-раз-ами (скульп-ту-ра А. Ка-но-вы, И.Г. Ша-до-ва и Б. Тор-вальд-се-на, жи-вопись Ж.Л. Да-ви-да, Ж.О.Д. Эн-гра, А.Р. Менг-са, В. Ка-муч-чи-ни и др.) или по-лу-чая тра-гическое пе-ре-ос-мыс-ле-ние в жи-во-пи-си ро-ман-тиз-ма (Ф. Гойя, Э. Де-лак-руа).

Ут-ра-тив глу-бо-кий под-текст и пла-стическую ост-ро-ту сти-ля в позд-неа-ка-де-мическом и са-лон-ном искусстве второй полоины XIX века, мифологический жанр вы-ро-дил-ся в по-верх-но-ст-но-ил-лю-ст-ра-тив-ные про-из-ве-де-ния (В.А. Буг-ро, Л. Аль-ма-Та-де-ма, Ф. Лей-тон и др.), по-лу-чил са-ти-рическое ис-тол-ко-ва-ние в се-рии ли-то-гра-фий О. До-мье.

В XIX веке, бла-го-да-ря ин-те-ре-су ро-ман-ти-ков к национальным кор-ням и средне-вековой и на-род-ной куль-ту-ре, в искусство во-шли сю-же-ты гер-ман-ских, кельтских, индийских и славянских ми-фов. Вме-сте с тем в твор-че-ст-ве пре-ра-фа-эли-тов и мас-те-ров не-ои-деа-лиз-ма воз-ро-ж-да-ет-ся ин-те-рес к ан-тич-ной те-ма-ти-ке (жи-во-пись Х. фон Ма-ре, А. Бёк-ли-на, скульп-ту-ра А. Хиль-деб-ран-да).

Мифологический жанр ши-ро-ко пред-став-лен в искусстве XX века, на-чи-ная с сим-во-лиз-ма и мо-дер-на ру-бе-жа XIX-XX веков (Г. Мо-ро, М. Де-ни, Ф. Вал-лот-тон, Ф. фон Штук, Г. Климт, А. Му-ха), ар-хаи-зи-рую-щей не-оклас-си-ки (А. Май-оль, Э.А. Бур-дель и др.) и аван-гар-ди-ст-ской жи-во-пи-си и гра-фи-ки (М. Бек-ман, П. Клее, П. Пи-кас-со). Ин-ди-ви-ду-аль-ное ми-фо-твор-че-ст-во от-ли-ча-ет про-из-ве-де-ния мас-те-ров сюр-реа-лиз-ма. То-та-ли-тар-ное иск-во Ита-лии, Гер-ма-нии куль-ти-ви-ро-ва-ло мифологический жанр. Ан-ти-то-та-ли-тар-ная ин-тер-пре-та-ция ми-фа ха-рак-терна для пред-ста-ви-те-лей по-стмо-дер-низ-ма (К.М. Ма-риа-ни, Дж. Шоу и др.).

В Рос-сии мифологический жанр по-лу-чил рас-про-стра-не-ние с XVIII века, осо-бен-но в искусстве клас-си-циз-ма конца XVIII - начала XIX веков (скульп-ту-ра С.С. Пи-ме-но-ва, В.И. Де-мут-Ма-ли-нов-ско-го, И.П. Мар-то-са, жи-во-пись А.П. Ло-сен-ко, П.И. Со-ко-ло-ва, К.П. Брюл-ло-ва, А.А. Ива-но-ва).

Во втрой половине XIX - начала XX веков ин-те-рес к национальному фольк-ло-ру по-ро-ж-да-ет свое-об-раз-ную ин-тер-пре-та-цию мифологического жанра в сти-ле мо-дерн : ска-зоч-ные об-ра-зы жи-во-пи-си В.М. Вас-не-цо-ва и М.А. Вру-бе-ля, гра-фи-ки И.Я. Би-ли-би-на и Е.Д. По-ле-но-вой, скульп-ту-ры С.Т. Ко-нён-ко-ва и К. Эрь-зи. Славянская и восточная ми-фо-ло-гия пред-став-ле-ны в по-лот-нах Н.С. Гон-ча-ро-вой и Н.К. Ре-ри-ха. Ми-фы Эл-ла-ды пре-ло-ми-лись в про-из-ве-де-ни-ях Вл.А. Се-ро-ва и Л.С. Бак-ста.

В современном искусстве мифологический жанр пред-став-лен отдельными ра-бо-та-ми на ан-тич-ную те-му П.П. Кон-ча-лов-ско-го , В.Н. Яков-ле-ва, Э.И. Не-из-вест-но-го и др., а так-же ря-дом про-из-ве-де-ний ху-дож-ни-ков СССР, по-свя-щён-ных ге-ро-ям национальных эпо-сов.

На ру-бе-же XX-XXI веков на-блю-да-ет-ся воз-ро-ж-де-ние мифологического жанра в отечественном искусстве, к не-му об-ра-ща-ют-ся А.Г. Ак-ри-тас, Д.Д. Ка-мин-кер, М.М. Ше-мя-кин, З.К. Це-ре-те-ли и мн. др.

Те, кто хочет увидеть то, чего не было на самом деле, могут обратиться к картинам определенного жанра. На таких полотнах изображены сказочные существа, герои легенд и преданий, события фольклора. В такой манере пишут художники мифологического жанра.

Как оживить картину

Несомненно, для того чтобы отобразить события, которых не видел своими глазами, мастер должен обладать отменной фантазией и знать сюжет произведения, на основе которого он собирается творить. Чтобы зрителю понравилась картина, надо умело пользоваться кистью, тогда образы, существующие в голове у художника, оживут и превратятся в сказку наяву. Мастера, умеющие сделать это, прославились во всем мире. Среди известных имен: Боттичелли, Васнецов, Мантенья, Кранах, Джорджоне.

Зарождение

Мифологический жанр в искусстве появился тогда, когда люди перестали верить в то, что им рассказывали их предки. Произведения на тему былых событий стали простыми рассказами, в которых существование их героев на самом деле ставилось под сомнение. Тогда-то художники смогли дать волю своему воображению и изобразить на холстах участников древних событий такими, какими они их представляли. Мифологический жанр в изобразительном искусстве особенным образом расцвел в эпоху Ренессанса. Причем в каждом веке сюжетами для творчества становились разные легенды, благо недостатка в них не было. Изначально мифологический жанр предполагал изображение героев Древней Греции и событий, связанных с их жизнью. Постепенно, в 17 веке, на картинах появлялись сюжеты, наполненные особенным смыслом, затрагивающие эстетические и нравственные проблемы, приближенные к жизненным реалиям. А уже в 19-20 веках поле деятельности художника, работающего в таком направлении, как мифологический жанр, стало особенно широким. В качестве основы для изображения служат кельтские, германские, индийские, а также славянские мифы.

Сандро Боттичелли

Этот живописец стал первым, кто начал использовать мифологический жанр для создания До него сюжеты такой тематики использовали для декоративных украшений. Частные заказчики делали заказ, часто сами придумывая то, что должно быть изображено и какую смысловую нагрузку оно будет нести. Поэтому они были понятны только тем, кто покупал такую работу. Интересно, что мастер писал свои картины так, чтобы они сочетались с какими-либо предметами мебели и быта. Поэтому необычный размер или форма его полотен оправдана тем, что в совокупности с предметом, под который они писались, все смотрелось вполне гармонично. Среди его работ известны «Рождение Венеры», «Весна». Также Боттичелли использовал мифологический жанр для того, чтобы расписывать алтари. К знаменитым работам такого рода относят «Благовещение Честелло» и вместе с Иоанном Крестителем.

Андреа Мантенья

Мифологический жанр в изобразительном искусстве принес известность этому художнику. В частности, в этом направлении выполнена его картина «Парнас». Только такой знаток древности, как Мантенья, мог создать такое полотно, наполненное тонкими аллегориями, некоторые из которых до сих пор не разгаданы. Основной сюжет картины — это любовь Марса и Венеры. Именно их фигуры художник поместил в центре. Это адюльтер, поэтому Мантенья посчитал нужным отразить негодование обманутого мужа — Гефеста. Он покинул свою комнату и стоит у входа в кузницу, посылая проклятия в сторону влюбленной пары. Два и Меркурий, способствующие сближению Марса и Венеры, также присутствуют на картине. Кроме того, здесь изображены девять танцующих муз, которые способны своим пением вызвать извержение вулкана. Но справа от центра картины стоит Пегас. Этот крылатый конь, по преданию, был способен остановить извержение, топнув копытом.

Джорджоне

Мастер написал несколько картин в мифологическом жанре. Среди них «Спящая Венера», которую автор не смог закончить, так как в процессе создания заболел чумой и скончался. До сих пор продолжаются споры о том, кто завершил полотно. Также знаменита «Юдифь». Эта картина создана на основе библейского сюжета. Эта тема занимала и других художников, но на полотне Джорджоне она изображена скромной, нежной и полной собственного достоинства. Ногой она наступает на голову Олоферна. Это отрицательный персонаж, но внешность его не отталкивает зрителя, хотя в то время отрицательных героев изображали безобразными.

Виктор Васнецов

Создатель полотен, на которых ожили всеми любимые сказки, представляет в своих работах мифологический жанр в живописи. Неспроста его картины очень нравятся детям. Ведь на них изображены герои всеми любимых и знакомых с детства произведений русского фольклора. Мифологический жанр позволяет художнику проявить фантазию и изобразить на полотне то, что он представляет в своем воображении. Но работы Васнецова настолько затрагивают душевные струны человека, что находят отклик в каждом сердце.

Может быть потому, что он любил и умел передавать в своих работах многогранность русской природы. Всеми любимые березки не могут не тронуть своей тихой грустью. Все, что видит человек на картинах Васнецова, ему знакомо. Даже узнаваемы, хотя их невозможно было увидеть нигде раньше. Работы мастера не просто изображают, они учат тому, как должна выглядеть чистая женская красота, мужественность и богатырская сила. Поэтому его творчество знакомо каждому. Это такие картины, как «Снегурочка», «Аленушка», «Богатыри», «Иван Царевич и Серый Волк», «Кощей бессмертный».

Михаил Врубель

Мифологический жанр стал основой творчества не менее известного живописца Михаила Врубеля. Всем известна его картина «Царевна-лебедь», написанная по мотивам сказки Пушкина. Хотя образ вполне мифологический, на самом деле Врубель изобразил свою жену в Она пела в опере, декорации для которой также нарисовал ее супруг. Цвета, которые использовал мастер, наполняют изображение нежностью и легкостью. Автор старался передать момент, когда птица превращается в прекрасную царевну. Это ему вполне удалось. До сих пор волшебный эффект его картин заставляет многих людей становиться поклонниками его творчества.

Мифологический жанр интересен, пробуждает фантазию не только у художника, но и у зрителя. А самое главное - источников для вдохновения множество, так что просторы для творчества безграничны.