Откладывать важные дела на потом. Человек который откладывает все на потом называется: прокрастинирующий

Есть два типа людей. Первый тип: человек успешен, добивается всего, что захочет, ему в сутки вполне хватает 24-х часов. Второй: прокрастинатор. Люди первого типа сюда, вероятнее всего, никогда не заглянут, у них много важных дел, которые требуют их непосредственного участия. А эта статья как раз для вас, представители второго типа.

Спешу заметить, что быть прокрастинатором нисколько не зазорно, более того, прокрастинаторов разной степени тяжести абсолютное большинство.

Само слово «прокрастинация », как нам говорит википедия, имеет латинские корни и в настоящее время в английском языке имеет значение «задержка, откладывание». Таким образом, «прокрастинация» — склонность к постоянному откладыванию «на потом» неприятных мыслей и дел. До определённого уровня откладывание дел является нормой (все мы знаем расхожую прибаутку про работу, которая не волк и в лес не убежит), но, перерастая этот предел, прокрастинация становится серьёзной проблемой. Лень и прокрастинация имеют много общего, однако это не одно и то же. Скорее лень — один из многих компонентов, которые образуют явление прокрастинации.

Так кто же он такой, загадочный «прокрастинатор»?

Прежде всего, прокрастинацией страдает тот, кто не привык к дисциплине. В самом деле, кто захочет чистить зубы по расписанию и заниматься зарядкой строго с 6:30 до 6:45? Кто вообще-то готов заниматься этой зарядкой даже не привязываясь к определённому времени? Правильно, только тот, кто эту статью читать не будет.

К слову, эту самую статью было задумано написать как минимум полгода назад. И всё это время она не была опубликована исключительно в силу наличия у автора этой статьи проблемы прокрастинации. Сложно, знаете ли, взять и написать, а вдруг не получится? А вдруг я что-то упускаю? А вдруг…? Ааа… ладно, не горит же, в самом деле. Лучше пойду чаю выпью.

И в этом вся суть прокрастинации.

Чем же занимается человек-прокрастинатор, когда у него на повестке дня стоят дела и он осознаёт их важность и необходимость завершения? Он, чаще всего, отвлекается и развлекается, до последнего момента стараясь не замечать этого неприятного во всех смыслах чувства, что время уходит, а ничего до сих пор и не сделано. Человек начинает отвлекаться и развлекаться с удвоенной силой, лишь бы забыть о гнетущих последствиях невыполнения всего того, что выполнить требуется.

Истинный прокрастинатор никогда не спешит доводить свои дела до конца. Всегда найдётся 1000 и 1 причина, по которым «весь мир подождёт». Рано или поздно, в особо запущенных случаях, сложно становится не только доводить до конца начатое, но и вообще начинать хоть что-то новое . Сразу же возникает страх, что к горе недоделанных дел прибавится ещё одно, которое только и будет докучать своим наличием.

Даже если прокрастинатор нашёл в себе остатки сил, чтобы завершить особо важное или особо долго тянущееся дело, то факт его завершения не приносит былого морального удовлетворения, только . Причина в том, что оставшаяся куча дел никуда не девалась и завершённый с таким трудом один проект безжалостно напоминает о том, что впереди ещё длинный список дел, каждый элемент которого потребует не меньших, а то и больших усилий.

Между прочим, хорошо бы, чтобы этот список был. Чаще всего прокрастинатор этого списка не имеет, наивно полагая, что все его многочисленные незавершённые дела укладываются у него в голове. Единственное, что эти дела делают у него в голове – вносят «разброд и шатание», не дают сосредоточиться, пугают своим количеством, которое зачастую «изнутри» кажется большим, чем оно есть на самом деле.

Поэтому отсюда следует вывод для тех, кто решил перейти из второго типа людей в первый:

Правило №1: Составь нумерованный список дел, которые уже накопились.

После составления такого списка, следует маленькое позитивное подкрепление: почти у каждого человека этот список в голове был гораздо обширнее, чем он есть на бумаге. А это значит, что дел не так уж и много, как казалось. Гора, на которую предстоит забраться, не так уж и высока. Для «запущенного» прокрастинатора – это добрый знак и некоторое облегчение.

Сразу скажу, выполнение этих правил – это тоже дело и оно тоже ляжет в ту же самую кучу, если не начать его выполнение сразу же, пока ещё не пришло в голову пойти попить чай. Если у вас есть время прочитать эту статью, то значит и есть время составить сортированный нумерованный список.Поэтому:

Правило №2: Составь этот список сейчас же.

Без приятных бонусов и в этом случае не обойдётся. Дело в том, что каждый раз, когда прокрастинатор будет доводить дело до конца, даже самое мелкое и даже самое незначительное, у него будет закрепляться эффект осознания того, что он-таки смог, что он чего-то стоит, что он может, когда хочет. Раз за разом эта уверенность будет крепнуть. И настанет день, когда вслед за маленькими делишками в ход пойдут и великие дела, которые человек (уже не прокрастинатор) сможет довести до логического конца. Хотите ли вы испытать немного радостного чувства от того, что стали ближе к решению своей проблемы? Тогда следуйте правилу №2.

Сразу за составлением списка текущих дел, категорически рекомендуется определиться с приоритетами. Это значит, что требуется пересмотреть важность, срочность и нужность каждого отдельно взятого пункта. Вот увидите, если подойти к этой задаче со всей серьёзностью, то ваша «гора» станет больше похожей на пригорок, чем на Эверест. А это, опять же, добавит энтузиазма.


Правило №3: Определи приоритеты (важность, срочность), отсортируй дела в соответствии с приоритетами выполнения. Исключи из списка те дела, которые уже потеряли актуальность или никогда не имели важности.

На этом пути могут возникнуть трудности. Человек привык считать, что все его дела важны и что без них он обойтись не может. В самом же деле, не зря он носил их всё время у себя в голове, чтобы потом взять вот так и выбросить из них, скажем, половину. Определённо не зря. Он носил их потому, что они казались ему важными , но настало время пересмотреть их и критически взглянуть на эту великую важность.

Здесь вам поможет простой тест. Для краткости я обозначу этот тест «критерием желанности». Берите каждый пункт и вслух произносите «Я хочу…» и вместо многоточия подставляйте ту формулировку дела, которое у вас там значится. Если вдруг выходит так, что вы не хотите, а, например, должны, то это дело вам не подходит и его можно смело убирать куда подальше из этого списка. Если вам страшно расставаться с теми делами, которые вы должны кому-то сделать, но сами не хотите, то заведите специально для них отдельный список. Вот увидите, к концу этой статьи его можно будет спокойно выбросить. Но пока всё же сделайте, это упражнение тоже сильно поможет вам на пути превращения из прокрастинатора в успешного человека, а также подарит ни с чем не сравнимое чувство «горы с плеч», когда вы всё-таки выбросите этот список.

Важность соблюдения критерия желанности невозможно переоценить. Дело в том, что вне зависимости от религиозных, философских и иных мировоззренческих взглядов, я надеюсь, что каждый из вас дорожит временем своей жизни. Пользуясь этим критерием, можно максимально освободить время своей жизни только для тех дел, которыми вы неизменно хотите заниматься. Эти дела будут делаться не столько ради результата, сколько ради самого процесса. А это значит, что время, проведённое за ними, пролетит незаметно, но от этого не менее приятно. Такие дела – это даже и не дела вовсе, а натуральный отдых.

Может показаться, что я советую оставить только какие-то несерьёзные дела, но как тогда жить? Как питаться? Как работать, в конце-концов? Много ли ты, автор, видел людей, которым нравится работать? А жить-то надо!

Безусловно надо. Но надо ещё знать зачем оно всё. Встаёт извечный вопрос «Мы живём для того, чтобы есть или едим для того, чтобы жить?» так же и со всеми остальными сферами. Мы живём, чтобы работать или работаем, чтобы жить?

Давайте не будем лукавить: с прокрастинацией каждый из нас знаком не понаслышке. Большинство даже способно мужественно признать, что время от времени мы намеренно (или нет?) оттягиваем принятие важного решения, способного повлиять на нашу жизнь. Это может быть поход к стоматологу, большая или маленькая задача, ожидающая выполнения, или банальная уборка дома. Сегодня мы постараемся выяснить, в каких ситуациях следует быть настороже и что может помочь в партизанской борьбе против этого невыгодного для человека качества.

Не откладывая в долгий ящик начнём.

1. Определите, действительно ли необходимо это делать

Возможно, причина вашей прокрастинации кроется в отсутствии веской причины, чтобы начать действовать. Работа, которую вы терпеть не можете, или что-то другое, нелюбимое с самого детства, от чего вам всегда хотелось избавиться, - это совсем из другой категории, к которой не относятся мечты и реальные цели.

В подобных ситуациях я бы посоветовал в первую очередь подойти к оценке предстоящей задачи критически: зачем тратить время на то, что решительно не по душе, если есть много других задач, взяться за которые одно удовольствие?

2. Проведите небольшую «разведку боем»

Выяснив, какие задачи находятся в состоянии простоя, возьмите одну из них и выполните небольшую её часть, чтобы понять уровень сложности выполнения. Опираясь на впечатления, полученные в процессе, примите решение, требуется ли вам помощь.

Зачастую мы перегружаем себя мыслями о том, как много дел необходимо успеть претворить в жизнь, а потом не можем сдвинуться с места, представляя себе бесконечный список задач: их много, а работник, то есть вы, один-одинёшенек. Такой подход является заведомо неправильным. А что если уделить насущному вопросу, скажем, 15 минут или полчаса? Вполне вероятно, что вы войдёте во вкус, тем самым сдвинувшись с мёртвой точки.

3. Прислушайтесь к себе. И сделайте наоборот

Лучший друг «сделаю завтра» - «что-то не хочется». Если в душе растут мятежные настроения, бороться с ними надо так же решительно и жёстко, как с международным терроризмом. Ведь если пойти на поводу у своего желания ничего не делать, что случится дальше? Правильно, ничего .

Итак, прежде чем взяться за то, чего никак не избежать, попробуйте настроиться на новый лад: помедитируйте, прогуляйтесь пешком или прибегните к иному способу, действенному для вас.

4. Порядок прежде всего

Окружающая вас обстановка может с успехом как способствовать прокрастинации, так и помочь в борьбе с ней же. Бегло осмотрите ваш рабочий стол, убранство дома или любое другое место, где вам предстоит работать.

Наверняка не всё вокруг вас находится в состоянии идеального порядка, поэтому найдите силы, чтобы прибраться: избавьтесь от мусора, расставьте всё по своим местам, чтобы и глаз радовался, и работа спорилась.

Кстати, после небольшой уборки и думается легче. Убедитесь в этом сами.

5. Приучите себя к мысли: теперь так будет всегда

Как правило, первые шаги в чём бы то ни было, будь то спорт или новые обязанности на работе, всегда даются нелегко. Наверное, самым простым примером будет ситуация, в которой каждый из нас оказывался хотя бы раз в жизни. Помните волшебную кнопку Snooze на будильнике? Держу пари, вы можете не знать, что означает это английское слово, но совершенно точно знаете, как эта кнопка работает: нет ничего проще, чем нажать на неё и спокойненько спать себе дальше.

Так вот, нельзя поддаваться такого рода искушениям, слушая свой внутренний голос, призывающий отложить все дела в долгий ящик. Забудьте о правилах этикета, когда он в очередной раз зазвучит у вас в голове: оборвите его тираду на полуслове и делайте, что должно.

6. Расскажите доверенному лицу о своём важном решении

Им может стать ваш партнёр по бизнесу, жена или лучший друг - да кто угодно, главное, чтобы он был в курсе. Озвучьте этому человеку свои намерения, обозначив ключевые моменты, даты и сроки выполнения. Попросите его проконтролировать вас в качестве эксперимента.

Очень может быть, что вашему союзнику в борьбе за продуктивность и самому требуется помощь и дополнительная мотивация в жизни. Посему мы призываем вас быть честными по отношению друг к другу: мягко, но решительно укажите на места, требующие, на ваш взгляд, особого к себе внимания. И действуйте.

7. Не позволяйте себе быть жертвой обстоятельств

Вы не задумывались, почему выражение «быть жертвой обстоятельств» столь популярно? Отчего рассказы из уст неудачников собирают толпы сочувствующих? Ответ прост: люди хотят быть уверенными, что всегда есть те, кто слабее, неудачливее, несчастнее их самих.

Давайте мыслить продуктивно: копание в собственных проблемах не поможет в поиске решений. Выше нос! Постарайтесь развеять уныние, убедите себя: «Я в порядке». Тогда всё должно получиться.

8. Извинения не принимаются

Вообще, извиняться надо как можно меньше. Извиняться - это, по сути, прощать самого себя, то есть нашего главного врага . Если прощать себе всё направо и налево, в конце концов вы отупеете и станете жить, руководствуясь лишь инстинктами и естественными потребностями. Разве это жизнь?

Поводов договориться с собой, пойдя по пути наименьшего сопротивления, может быть бесконечно много. Искорените в себе малейшие зачатки этой дурной привычки.

9. Учитесь сосредотачиваться за короткий срок

Если хотите быть успешным, учитесь управлять своим временем. Начинайте с малого: приучайтесь быть собранным в течение небольших временных отрезков, требующихся для выполнения той или иной задачи.

Овладев этой техникой в совершенстве, вы сможете приступить и к долгосрочному планированию. Как сказал мой любимый поэт, «большое видится на расстоянии».

10. Слушайте индийские мантры


twentyfreee/Depositphotos.com

Даже если вы не завсегдатай этнофестивалей и никогда не помышляли о поездке в Непал или Гоа, обратите внимание на национальную музыку страны слонов и соуса карри. Мантры - это позитивные установки, слушая которые и медитируя, вы можете обрести спокойствие и настроиться на нужный лад. Первое, чему стоит научиться, - это контролировать дыхание. Когда это будет вам по силам, можно приступать к постижению более сложных состояний - концентрации на том, что нужно именно вам.

Кстати, мантр существует немало. Вы можете поэкспериментировать и выбрать ту, что нравится и работает.

11. Покиньте зону комфорта

Наш извечный враг - внутренний голос. Если вы позволите ему звучать, он незаметно убедит вас в своей правоте. А нам достоверно известно, что в большинстве случаев он ошибается. Старайтесь отвлечься от него любыми известными вам способами.

Чаще всего он возникает в те моменты, когда мы склонны сомневаться в своих силах. Поэтому, если вы не уверены, дойдёте ли до конца пути, попробуйте заглушить слова сомнения положительными установками: «Я смогу, я дойду, я сделаю».

12. Визуализируйте цели. Представляйте успех

Визуализация - мощнейший инструмент для достижения целей. Уже не раз было доказано, что этот приём помогает убить прокрастинацию на корню, мотивируя вас на успех.

Взгляд в будущее способствует концентрации внимания на конечных целях, а также на том, как их достижение отразится на качестве вашей дальнейшей жизни. Обзаведитесь «доской желаний», если хотите добиться успеха как можно скорее.

13. Создайте себе немного проблем

Или много, это кому сколько потребуется. О чём я? Дело в том, что страдания и разного толка огорчения также являются источниками мотивации: чувство неустроенности толкает нас вперёд, и мы меняем работу, переезжаем, учимся чему-нибудь новому.

Дойдя до определённой точки осознания ситуации, которая не нравится, нормальный человек начинает действовать . Так вот, если вы всё ещё сидите на месте и предпочитаете не думать о проблеме, значит, вас всё устраивает, не иначе.

В общем-то, вы и есть тот самый волшебник, который может вам помочь со всем справиться. Как учил нас мудрый Махатма Ганди, если ты хочешь перемену в будущем - стань этой переменой в настоящем.

14. Кто отваживается, тот побеждает

Обуздайте свой страх! Боязнь чего-либо - самый верный пособник прокрастинации. Просто скажите себе: «Нет, я ничего не боюсь, у меня всё получится». Повторяйте это почаще, запишите на листке и повесьте на видное место - мы уже говорили о пользе визуализации мыслей в пункте под номером 12. Если у вас получится обрести контроль над страхом хотя бы раз, то будет получаться и впредь.

Как это сделать? Поговорите с самим собой - все ведь делали это хотя бы раз в жизни. Так почему же не сделать из этого хорошую, полезную привычку? Наедине со своими мыслями можно не кривить душой и не искать оправдания своим отрицательным чертам: страху, лени, нежеланию что-то менять. Постарайтесь выявить свои проблемные места и начните бороться с ними.

15. Работайте над самодисциплиной

Если честно, выбор зачастую не так уж велик: либо собрать всю волю в кулак сегодня и встать на путь изменений, либо пожинать горькие плоды разочарования в уже обозримом будущем. Оставить решение важных жизненных вопросов на потом - это слишком легко и, увы, совершенно неэффективно.

Многим известна пословица «Посеешь мысль - пожнёшь действие, посеешь действие - пожнёшь привычку, посеешь привычку - пожнёшь характер, посеешь характер - пожнёшь судьбу». Заряжайте себя правильными мыслями, обзаводитесь хорошими привычками, ведь всё в ваших руках.

Вообще, каждый из нас - не что иное, как совокупность привычек и укладов. Приучить себя можно абсолютно ко всему. Воспользуйтесь этой особенностью человеческого сознания в своих интересах!

16. Весы должны быть верными, а сроки - обозримыми

Легко давать обещания, не правда ли? На эту тему в мире спето немало песен и ещё больше сказано слов. Тоже относится и к срокам, дедлайнам, как сейчас стало модно говорить. Назначить их занимает от силы полминуты, на выполнение могут уйти недели и месяцы.

Как поступить? Давайте мыслить стратегически: представьте себе, что в наказание за срыв рабочего графика вы будете лишены возможности, скажем… пить кофе в течение месяца! Не очень радостная перспектива, не так ли?

17. Объявите войну перфекционизму

На самом деле в нём нет ровным счётом ничего хорошего. Для начала обратимся к определению. Перфекционизм - это убеждение, что наилучшего результата можно (или нужно) достичь. Казалось бы, ничего плохого, но, размышляя в подобном ключе, мы бесконечно отдаляемся от истинной цели, которая заключается в том, чтобы сделать дело - get sh*t done , как говорят за океаном.

Основная ошибка, которую склонны совершать многие, - подмена понятий. Перфекционизм не имеет ничего общего с высоким качеством. Кто бы что нам по этому поводу ни говорил, ответ будет один: время - деньги. Учитесь управлять им так же, как опытный полководец управляет своей армией.

18. Не забывайте поощрять себя

Бывает, что нам не хватает награды за дело, выполненное с успехом. Нельзя забывать о поощрении, ведь это один из самых сильных источников внутренней мотивации. Вот почему так важно праздновать свои победы, как большие, так и маленькие. Устройте внеочередной выходной, порадуйте себя покупкой, о которой давно мечтали, проникнитесь радостью триумфа!

В конце концов, борьба с прокрастинацией - дело непростое. Как сказал в своей книге «Витамины для ума» Джим Рон (Jim Rohn), известный американский оратор и бизнес-тренер:

Мы все должны испытывать два вида боли: боль дисциплины и боль сожаления. Разница в том, что дисциплина весит унции, в то время как сожаление весит тонны.

А вы подвержены прокрастинации? Что и по какой причине вы склонны раз за разом откладывать? Поделитесь с нами своим мнением и успешным опытом борьбы с напастью!

Жизнь нужно проживать сейчас, её нельзя без конца откладывать.

Ирвин Ялом.

Не откладывай жизнь на завтра,
Завтра может не наступить.
Каждый час, каждый день безвозвратный,
Как последний спеши прожить.

Алла Келина

Не откладывай жизнь на потом
Что потом только небу известно.
Ты мечтаешь о чём –то большом
Поступая с сегодня нечестно.

Татьяна Лакотош

Откладывание на потом как качество личности – склонность откладывать жизнь и счастье на потом; откладывать решение проблем и выполнение важных дел на потом; переносить их выполнение на более поздний срок.

Когда умерла моя жена, спустя сорок дней после похорон я стал осматривать её вещи. Большинство платьев, кофточек, шуб, обуви она ни разу не одевала. Жила мыслями о будущем, откладывала жизнь на потом, как будто собиралась жить двести лет. Сохраняла всё до особенного случая. Всё откладывала и копила. Не понимала, как можно жить в режиме «здесь и сейчас», не хотела принимать мысль, что каждый день – это маленькая жизнь, что он и есть этот особенный случай.

Сейчас лежит в гробу, а мне больно и горько от мысли, что я так и не смог отучить свою половину от дурной, порочной привычки откладывать жизнь на потом. Часто думаю: «Чтобы она сделала, если бы знала, что умрёт так внезапно и трагично?» Наверное, перестала бы неизвестно для чего сохранять сервиз «Мадонна». Наоборот каждый день пользовалась бы им. Словом, не откладывала бы на потом, то, что приносит в жизнь уют, радость и счастье.

Не откладывайте счастье в долгий ящик, «на потом. Живите сегодня на полную мощность, дышите полной грудью. Не создавайте для себя ловушку иллюзии, что настоящая, прекрасная жизнь будет потом. Люди привыкли откладывать жизнь на потом — на год, на десятилетие, а жизнь уходит куда-то в прошлое и уходит насовсем, безвозвратно. И становится грустно, ибо к прошлому можно лишь мысленно прикоснуться, но изменить уже ничего нельзя…

Не откладывай жизнь на потом,
Может статься «потом» не настанет…
Коль родился - живи, миг настанет
И тогда ты покинешь свой дом…
Не откладывай жизнь на потом.
Откладывание решения проблем и выполнения важных дел на потом.

Нашёл классную статью «Как перестать откладывать дела на потом». Сохранил. Завтра почитаю. Или послезавтра. Максимум — на следующей неделе.

В отличие от разума наш ум нацелен на получение удовольствий, поэтому требует делать то, что ему нравится, что может стать приятным или, по крайней мере, не совсем неприятным. Попав в плен сумбурного, похотливого ума, человек не может заставить себя решать главную проблему и оставить в покое ничего не решающие мелкие вопросы. Ум, если нужно что-то сделать, выбирает приятное и откладывает неприятное. Неприятным может оказаться основное дело, а приятным – второстепенные поручения. Если не принуждать свой вздорный ум к правильному действию, можно быстро скатиться в болото невежества и деградации. Ум человека так устроен, что если он где-то чувствует принуждение, вместо удовольствий, наслаждения и счастья, он оттуда бежит, как чёрт от ладана.
Ум полон гибкости и хамства,
когда он с совестью в борьбе,
мы никому не лжем так часто
и так удачно, как себе.
И.Губерман
Человек, откладывающий решение важных проблему на потом, не умеет расставлять приоритеты, не способен проявлять организованность.

Для многих людей будет открытием, что на получение 80% результатов требуется лишь 20% усилий, а остальные 80% усилий (затраченного времени) дают 20% результатов. Здравомыслящий, организованный человек, естественно, вычислит те 20% дел, которые дают максимальный результат, и начнет с них. Вдумайтесь, 4/5 нашего времени и усилий не имеют практически никакого отношения к тому, что мы планировали сделать. Это эмпирическое правило было введено социологом Вильфредо Парето и оказало огромное влияние на успешных, преуспевающих людей.

Человек, умеющий расставить приоритеты, то есть организованный человек, осознав этот принцип, оптимально решает множество жизненных задач. Например, он читает, в первую очередь, важные для него книги, ибо 20% книг имеют 80% ценности. Именно такие книги развивают разум, «перепахивают» душу, обеспечивают личностный рост. Низкопробные «дефективы» - «Смертельное убийство», «Мертвые не потеют», любовные романы – «Любовная любовь», «Сладострастный импотент», не дают пищу для разума и, лишь отбирают драгоценное время.

Человек, умеющий расставить приоритеты, составит список бесполезных контактов, действий и избавится от них. Придя на работу, он составит план работы на день, сконцентрирует внимание на важных делах, дающих максимальный результат, и вычеркнет мелочные, второстепенные, отвлекающие внимание вопросы. Если человек, умеющий расставить приоритеты, занят бизнесом, он понимает, что ему нужно акцентировать внимание на 20% источниках дохода, обеспечивающих 80% прибыли.

Неорганизованный человек упускает знание, откуда поступает основной приток прибыли, и будет тратить время на пустяки, то есть на пассивные источники дохода, а действительно важные вопросы будут отложены на потом.

У организованного человека перед началом работы всё всегда под рукой. От этого возникает верный психологический настрой. Брайан Трейси пишет: «Начните с того, что приберите на своем столе или рабочем месте, сделав так, чтобы все, что не относится к той одной единственной задаче, над которой вы работаете, было убрано. Теперь окружите себя всеми необходимыми материалами, которые вам потребуются. Добейтесь, чтобы все было под рукой и вам не пришлось вставать, выходить из комнаты и т.п. для получения нужного материала».

Словом, человек, умеющий расставлять приоритеты, умеет чётко разграничивать, что является первостепенно важным, а что может утратить свою значимость в зависимости от развития ситуации. Человек, не умеющий расставлять приоритеты, отдает предпочтение решениям по мелким второстепенным вопросам, зато по важным, судьбоносным для организации вопросам медлит, откладывает их решение на потом, тянет «кота за хвост» в надежде, что всё решится и без него.

Иными словами, откладывание дел на завтра - это выбор одних дел вместо других. Это выбор лёгких и комфортных действий вместо тяжелых (встать и побегать) или дискомфортных (неудобный разговор с начальником). Не оставляйте себе этого выбора.

Важно понимать, что любое откладывание проблем только отнимает у человека силы. С каждым днём отнимает всё больше и больше сил, человеку с течением времени очень трудно взяться за решение серьёзной проблемы.

Самая успешная стратегия поражения – это промедление, откладывание на потом того, что нужно сделать немедля. Тот, кто любит откладывать дела на потом – проявляет безответственность. Своим рождением безответственность обязана склонности человека откладывать дела в долгий ящик, на потом.

Склонность к откладыванию на потом прививается там, где вольготно чувствует себя мешкотность. Суть мешкотности как раз и состоит в откладывании важных дел на потом и промедлении. То есть человек склонен медлить, колебаться, длительно и неспешно обдумывать предстоящее решение, откладывать выполнение важного дела, находя более срочные задачи.

В то же время оперативность не уживается со склонностью откладывать решение важнейших проблем на потом. Оперативность как качество личности – способность правильно, быстро и действенно осуществлять те или иные практические задачи; решать основные задачи немедленно, не откладывая в долгий ящик, на потом.

Иногда откладывание на потом смерти подобно. Немедленно действующий получает шансы и возможности, медлящий, откладывающий на потом зачастую отбирает у себя шансы выжить. Человек медлит, не обращается к врачу, потом слышит вердикт: – У Вас рак четвёртой степени. Уже ничего не сделаешь. Никто не поможет. Знал ведь, что нужно было идти к врачам, но всё откладывал на потом, тянул, всё медлил…

Петр Ковалев 2018

Вероятно, ваши планы на следующий год поражают своим размахом — вы хотите вывести активы в оффшоры на Балеарских островах или научиться играть на укулеле. А я собираюсь потратить ближайшие несколько месяцев на избавление от прокрастинации — основного препятствия мира будущего на земле.

Прокрастинация, как подсказывает википедия, — это понятие в психологии, которое обозначает состояние, характеризующееся постоянным откладыванием важных дел на потом, вместо выполнения которых время уходит на пустяки, которые в действительности не имеют значения. Например, если нужно пойти и вынести мусор, а вы полируете iPod; если нужно ответить на деловые письма, а вы читаете Google Reader. Многие люди тратят на прокрастинацию вдвое больше времени, чем на саму работу, и год от года дело становится только хуже. Такой тип людей называют «прокрастинаторами».

Причин прокрастинации существует великое множество. Одни не могут работать без адреналина, пока их не ударит по голове дедлайн. Другие таким способом пытаются избежать ответственности и тянут с принятием решения. У некоторых просто мозг засорился всякой ерундой. Но в действительности это не имеет большого значения.

Намного важнее то, что прокрастинация является основой половины современной цивилизации. К примеру, популярность общения в социальных сетях — прямое следствие этой вредной привычки. В норме человек читает новости один раз в день, заглядывает в Живой Журнал — раз в неделю, смотрит телевизор — раз в год. А что мы видим в реальной жизни? Огромное количество людей тратит на это кучу времени — и всё только потому, что они не в силах заставить себя написать какое-то деловое письмо.

Наши внутренние и внешние враги готовы на все ради того, чтобы нам было удобнее прокрастинировать. Они заманивают нас в ловушки — такие, как «Похожие видео» на YouTube, «Популярные записи» на Yandex. Но даже полное отключение от интернета не избавит от этой привычки. Даже сам Чехов порой, посидев пару минут за «Палатой №6», вставал и бежал к буфету за рябиновкой. С этой проблемой нужно бороться другими способами.

Способов лечения прокрастинации существует много. К примеру, «подход (10 + 2) х 5». Идея вот в чём: сначала нужно поставить себе цель — скажем, написать абзац текста. Затем по-честному, не отвлекаясь и стиснув зубы, выполнить задание за десять минут, засекая при этом время. После этого пару минут можно отдохнуть, покурить, выпить кофе. И затем повторить всё сначала. Через час у тебя уже будет пять готовых абзацев — довольно неплохой результат для робота.

Но проблема заключается в том, что добиться хоть какого-то результата с помощью описанных выше методов удаётся далеко не всегда.

Это происходит главным образом потому, что их использование требует присутствие силы воли, которая у большинства из нас уже атрофировалась. И по этой причине решение данной проблемы стоит сделать главной задачей года, и постараться к началу следующего года снизить посещаемость Live Journal как минимум на 80%, курение на 40%, поиск своей фамилии в интернете процента на 3.

По правде говоря, я и не представляю, что произойдёт, если люди во всём мире однажды перестанут тратить время на прокрастинацию. Мир, каким мы его видим, прекратит своё существование. И неожиданно обнаружится, что на все наши дела в действительности уходит вдвое меньше времени. Что случится потом — удвоится ли ВВП, закончится ли финансовый кризис, — не знаю. Но если я каким-то образом найду время, чтобы посмотреть сериал «Прослушка» — я буду считать это своим достижением.

Пять типов прокрастинаторов: к какому относитесь вы?

Не все прокрастинаторы одинаковы - и методы борьбы с прокрастинацией для каждого свои, рассказывает Гвен Моран из журнала Fast Company.

Если по мере приближения дедлайна ваш рабочий стол становится более аккуратным и опрятным, вам должны быть знакомы эффекты прокрастинации. И откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня - дело не безобидное: одно новое исследование показывает, что прокрастинация ассоциируется с более высоким уровнем стресса, депрессии, усталости и даже с безработицей.

У прокрастинации, если ею пользоваться мудро, могут быть и выгоды. Но главная ее движущая сила - желание избежать чего-то болезненного, и это может быть губительно, говорит психолог Нейл Фьоре, автор книги «Легкий способ начать новую жизнь». Работники, хронически страдающие прокрастинацией, сталкиваются с дисбалансами в жизни, поскольку они избегают необходимых действий или занятий, говорит он.

Если изучить свой стиль прокрастинации - те причины, которые побуждают вас откладывать необходимое, - то можно сделать полезные выводы. Вот пять распространенных типов прокрастинаторов и методы, которые помогают им выбраться из трясины.

Пять типов прокрастинаторов

Перфекционист

Такие люди пытаются избежать постыдных ошибок или осуждения со стороны окружающих. Они тратят слишком много времени на какой-то один аспект проекта, потому что плохо управляют своим временем, или вообще долгое время уклоняются от проекта, а потом в последний момент впопыхах пытаются его закончить. И это, разумеется, лишь повышает вероятность ошибок.

«Самозванец»

Такие люди боятся, что окружающие разоблачат их и увидят в них неквалифицированных или недостойных работников, и поэтому откладывают все, что чревато такими рисками, говорит Фьоре. Зачастую человек ударяется в такую прокрастинацию, когда его окружают люди, склонные к придиркам. «Если я не могу порадовать партнера, родителей, учителя, начальника, это провоцирует то, что бихевиористы называют «выученной беспомощностью». А это, по сути, путь к депрессии», - говорит Фьоре.

Немотивированный

Когда работа скучна или неприятна, некоторые люди прокрастинируют, чтобы избежать такого занятия, говорит Николь Бандес, основатель консалтинговой фирмы Productivity Expert. Если вы ненавидите то, чем занимаетесь, или вас это отупляет, трудно найти мотивацию.

Перегруженный

Иногда дел попросту слишком много, и трудно решить, с чего начать - поэтому мы не делаем ничего, говорит Фьоре. И не важно, сами вы набрали столько дел, или это начальник решил взвалить на вас такую кучу работы - сама мысль, что предстоит выполнить все это, приводит к тому, что мы избегаем действия.

Счастливчик

Некоторые люди уверены, что лучше всего работают под давлением, поэтому они прокрастинируют, пока жизнь не припрет их в угол.

Если такое повторяется и повторяется, не вызывая для человека никаких негативных последствий, фактически человек получает награду за прокрастинацию, говорит Бандес. «Если, скажем, в школе вы всегда ждали до последнего, прежде чем сдать задание, и каждый раз получали хорошую оценку, это создает представление, что вовсе не нужно никуда торопиться», - говорит она.

Как справиться с этими типами прокрастинации

Что же делать, если прокрастинация мешает вашей работе? Прежде всего надо обратить на это внимание, говорит Бандес. А затем подобрать соответствующий подход.

Убедитесь, что работа точно должна быть сделана

Если вы прокрастинируете из-за перегрузки или потому, что ненавидите свою работу, для начала спросите себя, а точно ли нужно выполнять ту или иную задачу. Может быть, от каких-то ее элементов можно избавиться или делегировать их кому-то? Когда вы устраняете такие лишние составляющие, путь становится яснее, советует Бандес.

Разделите задачи на части

Когда вы точно знаете, что именно нужно сделать, чтобы продвинуться вперед, вы устраняете неопределенность, частую причину прокрастинации, и получаете конкретный план действий. Сам процесс планирования также помогает вам увидеть, что все не так ужасно, как оно вам представляется (особенно если вы подбираете для каждого шага свой дедлайн).

Возьмите на себя конкретные обязательства

Фьоре говорит, что важно найти свою истинную мотивацию и прочувствовать, почему вы занимаетесь тем или иным делом. К примеру, если вы пытаетесь поправить свое здоровье и самочувствие, и физические упражнения - часть вашего плана, важно взять на себя конкретные обязательства. «Если люди записывают или объявляют, когда именно они начнут заниматься, обозначают, что именно они будут делать в течение хотя бы какого-то короткого времени, и внутренне репетируют столкновение с препятствиями, это помогает активнее заниматься, более регулярно чистить зубы или, скажем, есть больше овощей», - говорит Фьоре.

Сделайте что-то одно

Часто удается расправиться с прокрастинацией, если вы заставите себя предпринять хотя бы какое-то действие, говорит Бандес. Пусть даже это действие - просмотреть какие-то исследования или составить план проекта, оно направляет вас на путь к завершению дела. Именно так обстоит дело с занятиями спортом: зачастую самое сложное - начать.

Добавьте срочности

Фьоре и Бандес говорят, что чтобы преодолеть прокрастинацию, полезно также добавить срочности к вашей задаче. Поставьте дедлайн для первой версии и скажите себе, что эта версия не должна быть идеальной, советует Фьоре. Что касается совсем срочных задач, Бандес рекомендует поставить таймер и заставить себя работать над проектом 15-30 минут, просто чтобы начать. Еще можно добавить элементы игры - вознаграждать себя за каждый этап или придумывать для каждой составляющей проекта свой отдельный стимул.

Что такое прокрастинация?

Многие люди не знают, что такое прокрастинация, хотя явление это очень распространено в нашем обществе и в той или иной степени присуще чуть ли не всем людям.

Это отлынивание, откладывание на потом важных дел, которые все равно придется делать. В результате это приводит к серьезным проблемам, как в жизни, так и в профессиональной деятельности.

А это не лень?

Нет, лень и прокрастинация – это совсем разные вещи. Если человек не делает что-то из-за лени, он чувствует себя прекрасно, наслаждаясь совсем не заслуженным отдыхом. Напротив, человек, страдающий прокрастинацией, испытывает тревогу, страх, что в перспективе становится причиной стресса.

Иными словами, лентяй блаженствует, ничего не делая, а бедняга с прокрастинацией постоянно угрызается совестью, требующей немедленно заняться делом, однако у человека нет на это «моральных сил».

Симптомы

Значит, если существует проблема – прокрастинация, — симптомы ее должны быть известны каждому.

Человек, страдающий этим психологическим расстройством, стремится отложить все важные дела «на потом», особенно если времени на их выполнение много. Он занимается чем угодно, но только не нужным делом. Он висит ВКонтакте или в Одноклассниках, раскладывает пасьянс, рассказывает коллегам о выращивании кроликов или пьет чай. Другими словами, изо всех сил оттягивает момент, когда все же придется взяться за дело.

В результате он дотягивает до того, что вынужден делать всю работу в авральном темпе, что, естественно, отражается на ее качестве и вызывает нарекания начальства или неудовольствие преподавателей, если речь идет о том, кто еще учится.

Этот сценарий выполняется не изредка (конкретная работа не нравится), а всегда и в результате приводит к тяжелым психологическим последствиям.

Что делать?

По поводу причин этого явления у ученых нет единого мнения. Называют самые разные, причем ни одна версия не объясняет всех фактов. Так что, не зная, что означает прокрастинация как психологическая проблема, каково ее происхождение, невозможно устранить ее причину и приходится работать с ее последствиями.

  1. Важные и несрочные (окончить институт, стать начальником отдела…).
  2. Важные и срочные (дописать диплом, купить лекарство, сдать отчет…).
  3. Неважные и срочные (сходить на юбилей, посмотреть любимый фильм…).
  4. Неважные и несрочные (часто это «хронофаги» (пожиратели времени): поболтать по телефону или початиться в сети, поболтаться по магазинам, поиграть в карты…).

На основании анализа этих дел составляется список дел, начиная с важных и срочных.

И выполняется, но начиная откуда угодно с таким расчетом, чтобы дела из разных групп чередовались.

При этом надо придерживаться регламента и обязательно выделить время на отдых.

Узнайте свой тип прокрастинации?

Статьи по теме:

Как заставить себя убраться в квартире?

Заставить себя убраться в жилище довольно просто, достаточно найти подходящий повод. Да и просто самому себе приятнее дышать чистым воздухом, а не пылью, спать на выстиранном постельном белье и пользоваться мытыми предметами гигиены.

Как все успевать и жить полной жизнью?

Современная жизнь требует от человека полной отдачи. В этой статье вы сможете найти рекомендации, как нужно правильно распланировать свой день, чтобы осталось время для того, чтобы наслаждаться жизнью.

Как заставить себя что-то делать?

Не всегда есть настроение и желание заняться чем-то полезным. И то, как бороться с ленью и нежеланием делать то, что нужно, полезно знать каждому, ведь зачастую достаточно просто правильно подойти к организации дел.

Как все успевать с маленьким ребенком?

С рождением ребенка жизнь в семье полностью меняется. Молодая мама должна теперь не только хлопотать по хозяйству, но и заботится о малыше, который требует много времени и внимания, а ко всему прочему нельзя забывать и следить за собой. В этой статье мы поговорим о том, как же можно все успевать с маленьким ребенком.

И глаза боятся, и руки не делают! Уже к завтрашнему дню необходимо сдать новый проект, подготовить важный отчет, отправить начальнику итоговые результаты месячной работы. Но, вот оно, навалившееся невесть откуда чувство усталости, а в руках пульт от телевизора, сладкая булочка из магазина напротив, любимая вышивка, блокнот и карандаши. Нужно давно полить цветы, помочь ребенку нарисовать кораблик, проследить за домашним котом. И все это совершается под невыносимыми угрызениями совести! Неотложная работа переносится в лучшем случае на пару часов, в худшем − на неопределенное время. В психологии склонность к постоянному откладыванию очень важных и срочных дел, приводящая к жизненным проблемам и болезненным психологическим эффектам называется прокрастинация.

Как определить, что прокрастинация для вас стала проблемой и мешает жить?

Основные признаки:

  • Вы, во время выполнения своих обязанностей постоянно отвлекаетесь. Например, можете заводить разговоры с коллегами, постоянно просматривать сообщения в телефоне, курить, отлучаться в туалет или пить чай.
  • На решение даже самых простых проблем уходит много времени.
  • Вы, никогда не успеваете закончить работу вовремя. И когда «сроки поджимают», либо отказываетесь от работы, либо начинаете стараться выполнить ее за короткие сроки. В итоге качественным результат, конечно, не будет.
  • Срывая сроки, часто испытываете чувство вины, корите себя, обещаете в очередной раз делать все вовремя, но ситуация не меняется.
  • Вы боитесь ответственности, сложных задач, больших объемов работы.
  • Не очень уверены в себе, имеете низкую самооценку.
  • Постоянно оправдываете себя, и придумывает великое множество причин откладывания дел.

«Не откладывай на завтра все то, что можешь сделать сегодня». Смысл пословицы глубок и понятен с детства. Но, тем не менее, не каждому удается следовать этой простой истине. Сознательно откладывая «на потом» важную работу, от которой зависит успех и благосостояние, вы не отдыхаете, а еще интенсивнее тратите жизненную энергию. От этой неприятной склонности необходимо срочно избавляться!

Семь этапов избавления от прокрастинации

Ответственность, стремление, успех, жизненные достижения − все это яркие антонимы такому слову как прокрастинация. Каждая съеденная булочка и заново политый цветок в то время, когда нужно срочно сесть за нужную работу − новый виток этого состояния.
Желаете стать успешнее? Устали от того, что кто-то другой вместо вас получает похвалы и награды? Тогда именно сейчас − самое удачное время становиться на путь исправления!

Первый этап. Хватит думать!

Прокрастинируя, вы не замечаете, как бесконечное планирование занимает все ваше время. Иногда такое состояние доходит до абсурда: вы находитесь в постоянном поиске идеального решения. Но вот, к сожалению, такое решение не возникает. Все дело в том, что его просто не существует!
Постоянно обдумывая, вы просто тратите собственное время. И это − отличное оправдание безделью. Для того чтобы сдвинуться с «мертвой точки», необходимо перестать составлять бесконечные планы и перейти к действиям.

Второй этап. Из слона обратно в муху.

Все ваши проблемы на самом деле не такие большие и страшные, как может показаться с первого взгляда. Вполне возможно, что и начальник не такой уж злой и страшный. И работа, которую он дает, волне по силам простому смертному человеку. На самом деле трудно найти рабочие и домашние обязанности, которые действительно превосходят человеческие возможности.
Однако состояние прокрастинации по-настоящему волшебное. Откладывая важные дела, мы начинаем их видеть через призму собственных сомнений и переживаний. И вот уже задача, полученная пару дней назад, вырастает до исполинских размеров. Как же с ней справиться, с ужасом думаете вы? Просто посмотрите на нее под другим углом. Вооружившись здравым смыслом, знаниями и житейским опытом, начинайте действовать.

Вскоре вы увидите то, как слон, созданный вами, превращается обратно в муху.

Третий этап. Просто сделать первый шаг

Первый шаг − самый трудный, но при этом и самый важный. «Ты не должен видеть всю лестницу, просто сделай первый шаг» − сказал когда-то Мартин Лютер Кинг младший. Иными словами, перестаньте думать о задаче в глобальном масштабе!
Когда вы заглядываете слишком далеко в будущее, любая задача или проект кажутся просто невероятными и непосильными для вас. Как результат, через несколько минут все попытки сделать что-то важное и необходимое прекращаются. И вот вы бесцельно просматриваете страницы в сети Интернет, переключаете каналы на ТВ или листаете бесполезный журнал.
Третий этап борьбы с прокрастинацией − это попытка переместить свой фокус внимания на настоящие задачи. Сейчас необходимо сконцентрироваться именно на том, чтобы сделать первый шаг именно сегодня. Определив круг сегодняшних проблем, вы легко включаетесь в работу. Вы знаете, на чем конкретно необходимо сосредоточиться, на что нужно направить свои усилия!
Таким образом, вы помещаете себя в благоприятное для дела состояние, в котором ощущаете уверенность и другие позитивные эмоции. В этом состоянии вы осознаете, что для выполнения следующего шага необходимо решить много задач. Но при этом вы принимаете это, а не откладываете дело до «лучших времен».

Четвертый этап. Начинайте день с самой трудной задачи

Самая трудная и объемная задача − то, что пугает больше всего. Сложный телефонный разговор, кропотливое составление отчетности, подготовка проекта для демонстрации перед большой аудиторией вызывают неприятную дрожь в теле и заставляют вас опустить руки? Значит, это − именно то, с чего необходимо начать сегодняшнюю работу!
Приступая к решению самых сложных и неприятных задач в начале дня, вы делаете себе огромную услугу.

Потратив пару часов на трудное и малоприятное дело, вы освобождаете себя от него в будущем! А это означает то, что вы сделали огромный шаг вперед и теперь можно приступить к приятной части вашей работы.

Пятый этап. Учитесь принимать решения

Человек − существо биологическое и социальное (именно так нас учили в школе на уроках биологии). А это означает то, что простое бездействие в ожидании команды − нехарактерное для нас поведение, которое вгоняет в тоску и вызывает сильную депрессию. Для того чтобы чувствовать себя уверенным и успешным необходимо каждый день принимать решения и активно включаться в жизнь!
Если что-то хочешь, но не можешь принять решение и сделать это, является самым явным признаком прокрастинации. Отсутствие желаемых действий вызывает серьезный внутренний конфликт. Выход один: взять на себя ответственность за собственные решения и собственную жизнь.

Шестой этап. Смотрите страху прямо в глаза!

Своевременное и правильное решение любых задач неизбежно проводит к профессиональному и личностному успеху. А это одновременно и хорошо, и плохо! Любая прокрастинация − боязнь стать успешным, так как успех − достаточно тяжелая ежедневная ноша.
Гораздо легче жить с чувством постоянно сожаления об упущенных возможностях. В очередной раз, оставаясь на «обочине» своей жизни, мы задумываемся о том, как было бы хорошо, если бы мы чуть-чуть поспешили и успели на проходящую мимо попутку.
Хватит бояться успеха! Каждый упущенный шанс делает жизнь скучной и серой. В крайнем случае, лучше сожалеть, что воспользовавшись отличной возможностью, мы не получили ожидаемого результата. В любом случае, охотно отзываясь на различные предложения, мы привлекаем в свою жизнь полезные знакомства, которые, так или иначе, сыграют в ней свою роль.

Седьмой этап. Доводите начатое дело до конца

Брошенное на половине пути дело всегда вызывает неприятные душевные переживания. Незаконченный вовремя проект, несовершенный звонок, пропущенная встреча могут стать причинами плохого самочувствия.
Заключительный этап борьбы с прокрастинацией поможет научиться избегать этого неприятного и даже опасного состояния. В очередной раз, принимаясь за определенную работу, контролируйте степень ее завершенности. Убедитесь в том, что вы выполнили все поставленные задачи и прошли все этапы. В итоге, результат ваших трудов не заставит себя долго ждать! А пожинать плоды своей успешной работы очень приятно и полезно для душевного здоровья. Общественное признание, долгожданное повышение по карьерной лестнице, солидное денежное стимулирование − только малая часть того, что вы получите, одержав победу над коварной прокрастинацией.

Сегодня мы с вами рассмотрим такую очень распространенную вредную привычку как прокрастинация и поговорим о том, как перестать откладывать дела на потом . Вы узнаете, что такое прокрастинация, каковы ее основные причины, как происходит лечение прокрастинации, как бороться с прокрастинацией.

Мой опыт общения показывает, что многие люди даже не знают такого понятия, хотя у них это присутствует.

Наверняка кто-то из них, прочитав название, подумал о какой-то болезни, тем более, я тут упомянул слово “лечение”. На самом деле, прокрастинация – это не медицинский, а скорее психологический термин, что он означает и чем вредит – об этом далее.

Что такое прокрастинация?

Термин “прокрастинация” заимствован из английского языка (procrastination), где он состоит из двух латинских слов: crastinus - завтра и pro – на. Таким образом, термин “прокрастинация” дословно означает “откладывание на завтра”. Возник он относительно недавно – в 1977 году.

Прокрастинация – это психологический термин, означающий привычку постоянно откладывать важные и неудобные дела на потом под разными предлогами.

Человека, страдающего прокрастинацией, называют “прокрастинатор”.

Эта вредная привычка присутствует в той или иной степени у 80-90% людей, причем, более чем у половины из них наблюдается в довольно явном виде, а для 20% является крайне серьезной проблемой, требующей незамедлительного решения. Признаки прокрастинации могут наблюдаться во всех сферах человеческой жизнедеятельности: в работе, учебе, бизнесе, домашних делах и т.д. Важно, что прокрастинатор всегда четко осознает, что ему нужно выполнить ту или иную важную задачу, но при этом всячески старается откладывать дела на потом, придумывая для этого разные предлоги, которые нужны, в первую очередь, ему же самому, чтобы как-то оправдать откладывание дел. Чаще всего такими предлогами становятся банальные – занятия, не приносящие никакой пользы. Рассмотрим, что такое прокрастинация на примере.

Человек, зарабатывающий , знает, что ему нужно собраться с мыслями и написать статью под заказ или на продажу. Он включает компьютер и думает: ну сейчас заварю себе кофе и начну писать… Идет на кухню и обнаруживает, что закончился сахар. Тогда он идет в магазин, покупает сахар, возвращается, заваривает кофе. Перед написанием статьи решает проверить новости в соцсетях и находит там тему, которую ну очень хочется откомментировать. Оставляет комментарий, в это время ему пишет друг, какое-то время уходит на общение с другом. Далее поступают ответы на оставленный комментарий, и он вступает в дискуссию с оппонентами. Таким образом, под разными предлогами он откладывает важное дело на потом – налицо прокрастинация. Причем, от этого в данном случае страдает его заработок, а возможно – и дальнейшее сотрудничество с заказчиком.

Важно отличать прокрастинацию от : когда человек ленится – он просто не хочет выполнять какую-либо работу, не осознает ее необходимость и важность и не испытывает никаких эмоций по этому поводу. А прокрастинация – это специальный поиск аргументов, которыми человек оправдывает перед собой откладывание дел на потом, при этом осознавая важность необходимой работы. “Сначала сделаю это (неважное), а потом возьмусь за то (важное)” – вот главный принцип прократинатора, который берется за выполнение нужного дела только тогда, когда уже полностью исчерпаны все возможные отговорки и отвлекающие факторы.

Точно так же следует отличать прокрастинацию от отдыха, “ничегонеделания”: при ничегонеделании человек восполняет свою энергию, а при прокрастинации – теряет, растрачивая по пустякам.

Прокрастинация – это не врожденное, а приобретаемое свойство человеческой психики. А это значит, что ее можно лечить, с ней можно бороться.

Прокрастинация “в малых дозах” – это вполне нормальное и безобидное явление, как и лень “в малых дозах”, и ничегонеделание. Но когда она приобретает характер вредной привычки и оказывает негативный эффект на какую-то сторону человеческой жизни (работу, быт, отношения в семье и т.д.), а тем более, на все эти стороны сразу – это превращается в серьезную проблему, с которой нужно бороться, и чем раньше начать эту борьбу – тем лучше.

Чтобы знать, как бороться с прокрастинацией, необходимо, прежде всего, проанализировать основные причины, из-за которых она возникает.

Прокрастинация: причины.

1. Нелюбимая работа. Самая распространенная причина прокрастинации – занятие нелюбимым делом, не приносящим морального удовлетворения. Вполне логично, что человек будет стараться всячески оттягивать выполнение работы, которая ему не по душе.

2. Неверная расстановка приоритетов. Часто люди не умеют правильно определять, что является важным делом, а что нет, либо даже не задумываются об этом, что еще хуже, как следствие – у них развивается прокрастинация.

3. Отсутствие жизненных целей. Если человек не , и, соответственно, не стремится к их достижению – естественно, ему незачем спешить выполнять важные дела, и у него будет развиваться прокрастинация.

4. Отсутствие планирования времени. Еще одна причина прокрастинации кроется в отсутствии : когда человек не имеет четкого, зафиксированного плана действий – у него возникает гораздо больше соблазнов отложить выполнение важных дел.

5. Недостаток знаний, навыков, умений. Если у человека отсутствуют , необходимые для выполнения какой-то конкретной работы – он тоже будет всячески стараться ее откладывать, тем самым, развивая у себя прокрастинацию.

6. Неумение принимать решения. Когда человека одолевают нерешительность и сомнения, он не может , колеблется, постоянно откладывая на потом, и это приводит к развитию прокрастинации.

7. Страхи и фобии. Причиной прокрастинации также могут выступать различные страхи и фобии, присутствующие у человека. Например, боязнь , боязнь поражения, боязнь успеха (и такое бывает!), боязнь мнения других людей и т.д.

8. Перфекционизм. И последняя причина прокрастинации, которую я хочу упомянуть – это перфекционизм, стремление к идеалу: при нем человек любит откладывать дела на потом, “до лучших времен”, которые в реальности никогда не наступают.

Прокрастинация: последствия.

Феномен прокрастинации, на первый взгляд кажущийся вполне безобидным, может привести к очень серьезным негативным последствиям, в том числе, даже со здоровьем.

1. Потеря продуктивности. Прежде всего, прокрастинация существенно снижает и полученные результаты труда.

2. Негативное отношение. Человек, страдающий прокрастинацией, постепенно вызывает к себе негативное отношение окружающих его людей: работодателей, клиентов, партнеров и даже друзей и близких, поскольку не может выполнить свою работу, свои обещания в срок.

3. Перенапряжение и стрессы. Когда человек постоянно откладывает дела на потом, в какой-то момент он попадает в цейтнот, сталкивается с необходимостью успеть сделать много дел за короткий промежуток времени, в результате испытывает сильнейшее нервное и/или физическое перенапряжение и . Чем существенно подрывает свое здоровье.

Как вы видите, последствия прокрастинации очень серьезные, что еще раз говорит о том, что с этой вредной привычкой надо бороться. Борьба с прокрастинацией настолько важна, что психологи очень часто используют для ее обозначения медицинский термин – “лечение прокрастинации”. Рассмотрим, как бороться с прокрастинацией, самые эффективные методы и способы такого лечения.

Прокрастинация: лечение.

1. Осознание проблемы. Для начала нужно четко осознать и признаться себе, что у вас есть эта проблема, что она вам мешает, и что вы намерены с ней бороться. Без этого ничего не получится.

2. Правильная расстановка приоритетов. Думая о том, как перестать откладывать дела на потом, вы, прежде всего, должны научиться правильно разделять всю свою работу на важную и неважную, срочную и несрочную. Для этих целей есть замечательный инструмент, который называется . Начните применять ее в своей повседневной жизни и работе – так вы сможете бороться с прокрастинацией.

3. Вера в свои силы. Лечение прокрастинации будет слабоэффективным, если у вас будет отсутствовать главный компонент – , в то, что вы сможете выполнить все стоящие перед вами задачи.

4. Планирование времени. Очень эффективный способ борьбы с прокрастинацией – планирование своего рабочего и личного времени. Составляйте себе план действий на месяц, на неделю, на день и строго следуйте намеченному плану – так вы уже не сможете откладывать важные дела на потом.

5. Делегирование полномочий. Если причина прокрастинации кроется в том, что вам постоянно приходится выполнять какую-то нелюбимую и неприятную работу, подумайте о том, чтобы делегировать ее выполнение кому-то другому. Возможно, для другого человека она будет более приемлемой, а вы таким образом сможете избавиться от прокрастинации.

6. Смена работы. Если вам ненавистна вся ваша работа (что, к сожалению, не редкость) – всерьез задумайтесь о том, чтобы ее сменить на то, что вам больше по душе. Не нужно мучать себя всю жизнь, деньги, которые вы зарабатываете, не стоят этого! Тем более, я уверен, что вы все равно можете зарабатывать больше, при этом занимаясь любимым делом, вся проблема в том, что вы боитесь . Признайтесь себе в этом и ищите варианты.

7. Отношение к ситуации. Есть золотое правило психологии: если не можешь изменить ситуацию – измени свое отношение к ней. Его в полной мере можно применить и для борьбы с прокрастинацией. Попробуйте посмотреть на дела, которые вы откладываете на потом, под другим углом, и они, возможно, вам покажутся уже не такими нежелательными, и даже полезными.

8. Борьба со страхами и фобиями. Лечение прокрастинации может заключаться в избавлении от страхов, которые служат причиной откладывания дел на потом. Это психологический вопрос, на который, я думаю, вполне можно найти ответ в интернете.

9. Источник мотивации. Если вы все еще не знаете, как перестать откладывать дела на потом – найдите себе то, что будет вас мотивировать к выполнению дел. Например, деньги, которые вы получите за работу, похвала начальника, результат вашей работы и т.д. Даже если ничего из этого не служит для вас мотивацией – выдумайте себе этот источник, например, пообещайте купить себе пирожное, которое вы любите, в случае, если вы справитесь с работой в срок. Это отлично помогает!

10. Саморазвитие. И, наконец, общая подскажет вам, как бороться с прокрастинацией: вы будете ставить себе цели, разрабатывать план их достижения, выполнять его, анализировать свои действия и т.д. У людей с высоким уровнем развития личности прокрастинация фактически невозможна.

Теперь вы знаете, что такое прокрастинация, чем она опасна, и как с ней бороться, как перестать откладывать дела на потом. Надеюсь, что эта информация была вам полезна, и вы сможете применить ее себе во благо.

До новых встреч на – сайт, который повысит ваш уровень финансовой грамотности и поможет вам достичь успеха в любом деле!