Культура Афин и Спарты. И.М

«Типы общества» - Компактный ПК. Роль в переходе к индустриальному обществу: Ценность времени. Раньше. Внеэкономическое принуждение к труду. Индустриальное общество: наука – производительная сила. Согласны ли вы с утверждением Ж.-Ж. К. Маркс. Аграрные цивилизации Древнего Востока. На первый план выйдут энергосберегающие и экологически чистые технологии.

«Активное обучение» - Сократ (399 до н. э.) видел наиболее верный путь проявления способностей человека в самопознании. Дидактические предпосылки. Настаивал, что обучение должно научить мыслить. Игровое обучение доказало высокую эффективность использования игровых, соревновательных, командных методов обучения. Технология активного обучения.

«Древнегреческий театр» - Сцена из древнегреческой комедии Рисунок на вазе. Перед вами греческий театр, в котором давали представление для публики. Театр в Дельфах, IV в. до н. э. Скене. Актеры Роспись на вазе. Возникновение театра связано с именем бога Диониса, покровителя виноградарства. Театр Древней Греции. Дионис Роспись на греческой вазе.

«Урок Права человека в обществе» - Введение понятий «Гражданин», «Гражданское общество». Форма и структура урока. Эпиграф к уроку. Условия возникновения гражданского общества. Информационный материал. Ожидаемый результат. Слушание. Государство и право.» Урок №8. Цели и задачи урока. Наличие представлений о месте гражданина России в существующей системе отношений.

«Общество в Новое время» - 2-й вариант: расскажите определения понятий: фермеры и батрак. 1-й вариант: расскажите определения понятий: буржуазия и новое дворянство. Дворянство. Буржуазия. Аристократия. История. Структура общества. 2. Сгруппируйте по определенным признакам. Новое дворянство (джентри) – дворяне, занимавшиеся предпринимательством.

«Человек общество государство» - Придумайте несколько предложений с одним и другим понятие. В организации. Древние римляне. Экономическая. Часть света, которая имеет определенные границы. Люди в обществе стремятся уничтожить. Духовная. Что может разъединять людей? Перечислите ценности и святыни нашего общества. Кого изгоняют или лишают жизни в обществе?

Современный мир многим обязан древней Греции . Это сравнительно небольшое государство оказало огромное влияние на развитие всех областей жизни человека. Возьмем, к примеру, мифы, которые являются отражением жизни человека, как в те времена, так и сегодня. Представления о мире – о человеке, медицине, политике, искусстве, литературе - в глобальном масштабе зарождались именно в Греции. Это государство было расположено на юге Балканского полуострова и на островах Эгейского моря. Соответственно, на такой сравнительно небольшой территории размещалось небольшое количество населения, но, как говорил Александр Македонский «Один грек стоит тысячи варваров». Греция выделялась среди других государств – Вавилонии, Египта и Персии – и не без оснований.

Карта древней Греции

Древнейшие времена Древней Греции

Территорию Древней Греции принято условно делить на три части: Южную, Среднюю и Северную. В Южной части располагалась Лаконика, более известная как Спарта. Афины – главный город Греции – находился в Средней части государства, наряду с такими областями, как Аттика, Этолия и Фокида. Эта часть была отделена от Северной практически непроходимыми горами и разделяла Афины и Фессалию, которая на сегодняшний день сама по себе является крупным историческим центром.

О населении Древней Греции можно судить по многочисленным примерам искусства, которые сохранились практически в первозданном виде – это скульптуры, фрески и элементы живописи. В любом музее мира Вы найдете зал древнегреческого искусства, где Вы увидите множество изображений высоких, стройных людей с идеальным телосложением, со светлой кожей и темными вьющимися волосами. Античные историки называют их пеласгами – народом, населявшим острова Эгейского моря в III тысячелетии до н.э. Несмотря на то, что их занятия ничем не отличались от занятий других древних народов и включали в себя скотоводство и земледелие, нужно отметить, что их земля была сложной для обработки и требовала использования особых навыков.

Народы Греции и их развитие

Населявшие Грецию почти пять тысяч лет назад, были изгнаны из своих земель ровно в том же тысячелетии, в котором появились. Причиной тому стали вторгнувшиеся с севера ахейцы, чье государство было также расположено на острове Пелопонесс со столицей в Микенах. Это завоевание носило эпохальный характер, так как ознаменовало начало ахейской цивилизации, которую, постигла та же печальная судьба – в конце XIII века до н.э., так же, как в свое время вторглись в греческие земли ахейцы, на эту территорию пришли дорийцы. К сожалению, завоеватели уничтожили практически все города и все ахийское население, хотя сами, при этом, находились на более низкой ступени развития цивилизации. Этот факт не мог не отразиться на культуре Древней Греции. Была забыта древнейшая письменность, созданная еще пеласгами, не говоря уже о том, что прекратилось строительство и развитие орудий труда. Этот период, который принято заслуженно называть «темным» продлился ни много, ни мало с XII по IX вв н.э. Среди городов все так же выделялись Афины и Спарта, где находились два антагонистических общества.

Так, в Лаконике (Спарте) наместниками были два царя, которые правили, передавая свою власть по наследству. Тем не менее, несмотря на это, реальная власть была в руках старейшин, которые принимали законы и занимались судейством. Любовь к роскоши в Спарте сурово преследовалась, а главной задачей старейшин было не допустить классового расслоения общества, для чего каждая греческая семья получала от государства надел земли, который должна была обрабатывать без права получения дополнительных территорий. Вскоре спартанцам было запрещено заниматься торговлей, земледелием и ремеслами, был провозглашен лозунг, что «занятием каждого спартанца является война», которая и должна была полностью обеспечивать население Лаконики всем необходимым для жизни. О нравах спартанцев красноречиво говорит тот факт, что воинов могли изгнать из отрядов только потому, что он не до конца съел свою порцию еды на общей трапезе, что говорило о том, что он пообедал на стороне. Более того, раненный спартанец должен был умирать на поле боя молча, не показывая нестерпимой боли.

Главным соперником Спарты была нынешняя столица Греции – Афины . Этот город был центром искусств, а люди, населявшие его, были полной противоположностью грубых и жестких спартанцев. Тем не менее, несмотря на легкость и беззаботность жизни, именно здесь появилось слово «тиран». Изначально оно имело значение «властитель», но когда власти Афин начали заниматься откровенным грабежом населения, это слово приобрело тот оттенок, которое имеет по сей день. Мир в разоренный город внес царь Солон – мудрый и добрый правитель, который сделал очень много для улучшения жизни горожан.

VI век принес жителям Греции новые испытания – опасность исходила от персов, которые достаточно быстро покорили Египет, Мидию и Вавилонию. Перед лицом Персидской державы народы Греции объединились, позабыв о вековых распрях. Конечно, центр армии составляли спартанцы, посвятившие свои жизни военному делу. Афиняне же, в свою очередь, занялись строительством флотилии. Дарий недооценил мощь греков и проиграв первое же сражение, которые увековечено в истории тем, что радостный гонец пробежал из Марафона в Афины, чтобы сообщить радостную весть о победе, и, преодолев 40 км, упал замертво. Именно памятуя о том событии, спортсмены бегут «марафонскую дистанцию». Ксеркс, сын Дария, заручившись поддержкой и помощью завоеванных государств, тем не менее, проиграл ряд важнейших сражений, и отказался от любых попыток завоевать Грецию. Таким образом, Греция стала самым влиятельным государством, что дало ей ряд привилегий, особенно Афинам, которые стали столицей торговли в Восточной Средиземноморье.

Объединилась Спарта с Афинами в следующий раз перед лицом македонского завоевателя Филиппа II, который, в отличие от Дария, быстро сломил сопротивление греков, установив власть над всеми областями государства, кроме Спарты, которая отказалась подчиняться. Таким образом, закончился Классический периода развития эллинских государств и начался расцвет Греции в составе Македонии. Благодаря Александру Македонскому, греки и македоняне к 400 году до н.э. стали полновластными хозяевами всей Передней Азии. Эллинистическая эпоха закончилась в 168 г до н.э., когда начались масштабные завоевания Римской Империи.

Роль греческой цивилизации в истории развития мира

Историки сходятся во мнении, что культурное мировое развитие было бы невозможно без того наследия, которое оставила нам Древняя Греция . Именно здесь были заложены те фундаментальные знания о мироздании, которыми пользуется современная наука. Первые философские понятия были сформулированы именно здесь, определив основу развития духовных ценностей всего человечества. Греческий философ Аристотель заложил основы представлений о материальном и нематериальном мире, греческие спортсмены стали первыми чемпионами первых Олимпийских Игр. Любая наука или сфера искусства так или иначе связана с этим великим Древний государством – будь то театр, литература, живопись или скульптура. «Илиада» - главное произведение, дошедшее до наших дней, очень ярко и красочно рассказывает об исторических событий тех времен, об укладе жизни древних элейцев, и, что более важно, посвящено реальным событиям. Вклад в развитие истории внес известный греческий мыслитель Геродот, чьи труды были посвящены греко-персидским войнам. Вклад Пифагора и Архимеда в развитие математики невозможно переоценить. Более того, древние греки были авторами многочисленных изобретений, которые использовались, в первую очередь, в ходе военных действий.

Отдельного внимания заслуживает греческий театр, который представлял собой открытую площадку с круглым сооружением для хора и сценой для артистов. Такая архитектура предполагала создание отличной акустики, а зрители, сидящие даже на дальних рядах, могли слышать все реплики. Примечательно, что актеры скрывали свои лица под масками, которые делились на комические и трагические. Трепетно почитая своих богов, греки создавали их статуи и скульптуры, которые до сих пор удивляют своей красотой и совершенством.

Особое место Древней Греции в мировой античной истории делает ее одним из самых загадочных и удивительных государств в древнем мире. Прародительница наук и искусства Греция по сей день приковывает в себя внимание всех, кто увлекается мировой историей.

Периоды древней Греции. История развития

Ранний период (1050-750 год до н. э.)

Вслед за окончательной , знавшей письменность, - последней из славных цивилизаций эгейского бронзового века, материковая Греция и острова у ее побережья вступили в эпоху, именуемую некоторыми историками «Темный век» . Однако, строго говоря, данный термин скорее характеризует перерыв в исторических сведениях, которые касаются временного интервала, начавшегося около 1050 года до н. э., нежели отсутствие знаний или исторического опыта у тогдашнего населения Эллады, хотя письменность и была утрачена. В действительности как раз в это время, время перехода в железный век, начали появляться политические, эстетические и литературные черты, присущие затем классической Элладе. Местные вожди, называвшие себя парями, управляли небольшими, тесно между собой связанными сообществами - предтечами древне-греческих городов-государсгв. Очевиден следующий этап в развитии расписной керамики, которая стала проще по форме, но вместе с тем прочнее; ее внешний вид, как свидетельствует показанный справа сосуд , приобрел новое изящество, гармоничность н соразмерность, ставшие отличительными чертами позднейшего греческого искусства.

Пользуясь смутными воспоминаниями , троянцев и других , странствующие певцы слагали повествования о богах и простых смертных, придавая поэтическую образность греческой мифологии. К концу этого периода грекоговорящие племена заимствовали у алфавит и приспособили его к своему языку, что позволило записать многие сказания, долго хранившиеся в устной традиции: лучшие среди них из дошедших до нас - гомеровские эпосы «776 год до н. э. , принято считать началом последующего непрерывного подъема греческой культуры.

Период Архаики (Архаический) (750-500 год до н. э.)

В VIII веке побуждаемые ростом населения и благосостояния эмигранты из древней Греции в поисках новых сельскохозяйственных угодий и торговых возможностей растеклись но всему Средиземноморью. Греческие поселенцы в чужих странах, однако, стали не просто подданными городов, основывавших колонии, а отдельными, автономными политическими образованиями. Дух независимости, владевший поселенцами, а так же потребность в совместных действиях для поддержания каждого сообщества породили такую политическую единицу, как полис. Во всем греческом мире предположительно насчитывалось до 700 подобных городов-государств . Иностранные культуры, с которыми в этот период экспансии Эллада вступала в контакт, воздействовали на греков самым различным образом.

Геометрическая роспись керамики уступила место изображениям животных и растительным рисункам в восточном стиле, а также детализированным мифологическим сценам нового чернофигурното стиля вазописи (см. ниже в галерее фото ниже). Художники, работавшие с камнем, глиной, деревом и бронзой, начали создавать монументальные скульптуры человека Типичная для архаики статуя Куроса (фото слева) несет явные следы египетского влияния, но в то же время демонстрирует зарождающееся стремление к симметрии, легкости и реализму. В седьмом столетии появляются первые подлинно греческие храмы, украшенные протяженными фризами и колоннами дорического ордера (см. ниже в галерее фото). Лирическая и элегическая поэзия, глубоко личная и эмоционально насыщенная, приходит на смену высокопарным стихам прошлого. Развитие торговли способствует широкому распространению изобретенной лидийцами чеканки монет. На материке в это же время Спарта вводит у себя такую политическую систему, в которой особое значение придается жесткому управлению и дисциплине, и становится в результате крупнейшим и наиболее могущественным городом-государством того периода. Афины , напротив, меняют и кодифицируют законы, заботясь о справедливости и равенстве, открывают доступ в правящие органы все большему числу граждан и закладывают основы демократии.

Классический период (500-323 год до н. э.)

Классический период в античной Греции, когда здесь невероятно быстро расцвели искусства, литература, философия и политика, ограничен временем войн с двумя иностранными державами - Персией и Македонией. Победа эллинов над персами породила новый дух сотрудничества между разными городами-государствами и Афинами, чей флот сыграл решающую роль, обеспечив благоприятный перелом в ходе борьбы с так называемыми варварами. Дань, шедшая от союзников в афинскую казну в обмен на военную защиту, обеспечила афинянам возможность приумножить свои и без того значительные богатства и гарантировала этому городу политическое, культурное и экономическое верховенство во всем Средиземноморье. Практически всем гражданам Афин, независимо от финансового положения, был обеспечен доступ к выборным должностям, и за исполнение соответствующих обязанностей они получали вознаграждение. За государственный счет скульпторы, архитекторы и драматурги работали над произведениями, которые до сих пор остаются высшим творческим достижением человечества. Показанная, например, справа бронзовая статуя Зевса высотой 213 сантиметров дает в концентрированном виде представление о мастерстве художников классической Эллады (древней Греции), которые воспроизводили в своих произведениях человеческое тело с необыкновенным динамизмом. Греческие философы, историки и специалисты в области естественных наук оставили образцы рационального теоретического анализа.

В 431 году застарелая вражда между Афинами и Спартой вылилась в войну, продлившуюся почти 30 лет и закончившуюся поражением афинян. Десятилетия непрерывных сражений привели к ослаблению политического влияния во многих городах-государствах, где не прекращались жестокие распри. Расчетливый и честолюбивый македонский царь Филипп II сумел извлечь выгоду из подобного хаоса и вскоре стал хозяином всей территории древней Греции. Филиппу не удалось завершить строительство империи, он был убит, и на трон взошел его сын Александр . Всего 12 лет спустя Александр Великий (Македонский) умер, но оставил после себя державу, раскинувшуюся от Адриатики до Мидии (см. ниже в галерее фото).

Эллинистичекий период (323-31 год до н. э.)

На развалинах империи Александра после почти 50-летней ожесточенной борьбы за его наследство возникли три крупные державы: Македония, Египет Птолемеев и государство Селевкидов , простиравшееся от современной Турции до Афганистана. Поражает то , что от македонской столицы Пеллы на западе и до Ай-Ханума на востоке язык, литература, политические институты, изобразительное искусство, архитектура и философия в городах и поселениях, возникших в результате походов Александра, после его смерти остались безусловно греческими. Последующие цари подчеркивали свое родство с Элладой, особенно с Александром: на рисунке слева показана фракийская серебряная монета , на которой он изображен с бараньими рогами Зевса-Амона - бога, имеющего корни и на Востоке, и на Западе. Обладая обшим языком, находка, под влиянием постоянных торговых контактов, сохраняя письменные тексты и привлекая к себе многочисленных путешественников, эллинистический мир делался все более и более космополитичным.

Процветали образование и просвещение, создавались библиотеки - среди них была и Великая Александрийская библиотека , где насчитывалось около полумиллиона томов. Но греческие правящие классы отказывались допускать в свои ряды рядовых подданных, и обширные новые царства повсюду сотрясались от внутренних смут. Неуклонно слабеющая и нищавшая Македония в 168 году до н. э. попала под господство. Один за другим объявляли себя независимыми губернаторы провинций в державе Селевкидов, образовавшие множество мелких государств с династической формой правления. Из царств, на которые распалась империя Александра, бастионом стоял еще Египет Птолемеев. Клеопатра VII, последняя в этом роду (и единственная, кто выучил язык подвластного населения), покончила самоубийством, когда римляне победили при Акции. Однако хотя и удалось подчинить все Средиземноморье, господство латинян еще не означало прекращение греческого влияния: римляне впитали культуру древней Греции и увековечили эллинское наследие так, как не смогли бы и сами греки.

Контрольная работа №1

«Цивилизации древности».

Вариант 1.

Часть1

1. Человек современного вида появился
а) 2-1,5 млрд лет назад б) 4-3 млн лет назад
в) 100-40 тыс. лет назад г) 6-5 тыс. лет назад
2. В основе развития китайской государственности и цивилизации лежали идеи
а) буддизма б) даосизма
в) ведизма г) конфуцианства
3. Древневосточный правитель
а) имел неограниченную власть над подданными
б) выбирался высшей знатью
в) имел лишь религиозные функции
г) не имел никакой собственности

4. Для древневосточной деспотии характерно
а) участие народа в управлении государством
б) всеохватывающее господство государства над подданными
в) отсутствие налоговой системы
г) отсутствие письменных законов

5. Началом Античности историки считают
а) рубеж IV-III тыс. до н. э. б) рубеж III-II тыс. до н. э.
в) середину II тыс. до н. э. г) начало I тыс. до н. э.
6. Для греческой религии и мифологии были характерны
а) систематизированный характер мифологии
б) единобожие
в) оформление единого греческого пантеона
г) отсутствие храмов и культа
д) существование в каждом полисе своего пантеона богов
7. В римском праве было сформулировано
а) понятие собственности, в том числе частной
б) право только римских граждан
в) обоснование обязательности рабства
г) право на свободу слова
8. Факторы, способствующие созданию особой формы государства – деспотии:

А) иерархическая система

Б) необходимость организации коллективного труда

В) разветвленная административная система

Г) необходимость жесткой организации, сильной центральной власти

9. Религиозно-философское учение буддизм зародилось:

А) в Китае б) в Индии

В) в Вавилоне г) в Египте

10. Особенность древнеиндийского общества:

А) социальное неравенство б) кастовый строй

В) имущественное расслоение г) патриархальная семья

11. Для греческой цивилизации характерна:

А) колонизация б) традиционность

В) иерархичность г) кастовость

12. В древнегреческом обществе ценились:

А) культ личности

Б) умение подчинять свои интересы государственным

В) принцип соревновательности

Г) чувство коллективизма

13. Историки называют Римскую республику:

А) демократической б) аристократической

В) олигархической г) имперской

14. К пантеону богов Древнего Рима относятся:

А) Зевс и Гера б) Юпитер и Юнона

В) Афина и Аполлон г) Марс и Венера

Часть 2

Неолитическая революция, деспотия, античное рабство, эллинизм, миф.

2. Расположите в хронологической последовательности основные этапы становления человека.

  1. появление человека умелого

Б) появление австралопитека

  1. появление человека разумного

Г) появление человека прямоходящего

ТЕРМИН

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

А) матриархат

Б) полис

В) военная деспотия

Г) социогенез

Д) археология

  1. процесс возникновения социальных отношений между людьми и форм организации общественной жизни
  2. специальная историческая дисциплина, изучающая по вещественным источникам историческое прошлое человечества
  3. самостоятельное государство, включавшее в се город и прилегающие земельные угодья, и обладавшее самоуправлением горожан
  4. государственное образование, главной задачей которого было обеспечение защиты общинам, городам и торговцам от внешних врагов
  5. строй, при котором господствующее положение занимали женщины (материнское право, материнский род)

4. Прочитайте отрывок из документа и выполните задания

  1. Перечислите особенности императорской власти в Византии.
  2. Чем она отличалась от власти монархов Западной Европы?
  3. Какими качествами должен был обладать император?
  4. Почему византийцы ценили именно эти качества императора?

Контрольная работа №1

«Цивилизации древности».

Вариант 2.

Часть 1

1. Признаки неолитической революции
а) возделывание злаков и выращивание животных
б) отсутствие частной собственности
в) преимущественно кочевой образ жизни
г) существование соседской общины
д) возникновение племенных богов
е) преобладание собирательства

2. На рубеже IV-III тыс. до н. э.
а) возникли первые цивилизации
б) началась неолитическая революция
в) появился человек современного вида
г) зародилась религия

3. Переход человечества от первобытности к цивилизации свершился
а) 40 тыс. лет назад б) в IX тыс. до н. э.
в) во II тыс. до н. э. г) на рубеже IV-III тыс. до н. э.

4. Древнейший очаг греческой цивилизации
а) Афины б) Спарта
в) Иония г) Крит
5. Гражданин греческого полиса имел право
а) заниматься ремеслом и торговлей
б) продать своего сына в рабство
в) участвовать в управлении государством
г) отказаться от участия в военном походе
д) защищать свой полис от врага
6. Октавиан Август
а) стал первым римским императором
б) впервые установил бессрочную диктатуру в Риме
в) был знаменитым римским поэтом
г) прославился созданием кодекса римского права

7. Особенностью восточных обществ была их строгая:

А) иерархичность б) кастовость

В) религиозность г) замкнутость

8. Основной производственной ячейкой в древних обществах являлась:

А) патриархальная семья б) сельская община

В) корпорация торговцев г) соседская община

9. Самые привилегированные слои населения восточного общества:

А) родовая и военная аристократия

Б) ремесленники и купцы

В) цари и жрецы

Г) чиновники и солдаты

10. В древних восточных государствах сложилась особая форма государства:

А) деспотия б) монархия

В) тирания г) диктатура

11. Главный орган Римской республики:

А) Форум б) Консульство

В) Сенат г) Капитолий

12. Греческий полис называется:

А) гражданской общиной б) сельской общиной

В) патриархальной общиной г) городской общиной

А) патриции

Б) демос

В) аристократы

Г) плебеи

14. К пантеону богов Древней Греции относятся:

А) Зевс и Гера

Б) Юпитер и Юнона

В) Афина и Аполлон

Г) Марс и Венера

Часть 2

1. Дайте определения понятиям:

Цивилизация, метрополия, тирания, республика, полис.

2 . Отметьте знаком «+» верные высказывания.

1. Кроманьонцы являются прямыми потомками неандертальцев

2. Возраст древнейших костных останков предков человека превышает 3 млн. лет

3. Древний человек расселялся с территории Америки в Азию

4. Кочевое скотоводство развивалось в степной зоне

5. Первым металлом, который освоил человек, была медь

6. Зонами самого раннего земледелия и скотоводства являются Южная Африка и Австралия

7. Зарождение искусства произошло в эпоху неолита

8. Первые крупные земледельческие поселения возникли на территории современной Турции и в Палестине

3. Соотнесите термин и его определение.

ТЕРМИН

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

А) патриархат

Б) неолитическая революция

В) антропогенез

Г) племя

Д) рабство

  1. переход от присваивающего к производящему типу хозяйственной деятельности
  2. наука о происхождении и эволюции человека
  3. общность людей, объединенных родственными связями, общим хозяйством, языком и традициями.
  4. социально-экономический строй, при котором некоторые люди являлись собственностью власти, знати, храмов, ремесленников.
  5. строй, при котором господствующее положение занимал мужчина (отцовское право, отцовский род)

4. Прочитайте отрывок из биографии пророка Мухаммеда и укажите событие, о котором в нем говорится.

Напишите, что составляет пять столпов ислама?

В чем отличие ислама от других мировых религий?

Ответы.

Вариант 1. Вариант 2.

  1. а 1. а,б,д
  2. г 2. а
  3. а 3. 3
  4. б 4. г
  5. в 5. в
  6. а,д 6. а
  7. а 7. а
  8. а,б 8. б
  9. б 9. в
  10. б 10. а
  11. а 11. в
  12. б 12. а
  13. б 13. а,г
  14. б,г 14. а,в

Эллада.

Греция находится на Балканской полуострове, в восточной части Средиземного моря. Берега полуострова гористые, сильно изрезан­ные; много крупных и мелких островов, удобных бухт. В море водится разнообразная рыба и съедобные моллюски. Земли, пригодной под пашню, в Греции немного. Лето здесь жаркое и засушливое, а зима прохладная, без снега, но с частыми бурями. Крупных рек нет. Почти все греческие города стоят у моря. Здесь издавна больше занимались скотоводством, чем земле­делием. Греки разводили овец и коз, сеяли немного ячменя и пшеницы, зато выращивали много винограда, фруктов и овощей. Особенно ценилось оливковое дерево, из плодов которого выжимали масло. Греки разводили также быков и лошадей. Но ездить верхом на лошади они долго не умели, а когда впервые услышали о людях, ездящих верхом, то не поверили этому. Так возникла легенда о кентаврах - особых существах, у которых выше пояса человеческое тело, а ниже пояса - тело коня. Греки издавна были хорошими мореходами. Они охотно от­правлялись в дальние морские путешествия на юг (в Египет), на восток (в Финикию), на запад (в Италию) и на север (на Черное море). Там греческие купцы продавали оливковое масло, вино и ремесленные изделия, а покупали зерно, металлические руды и рабов. Часто греки уезжали из своих родных перенаселенных городов за море. Там они основали много новых городов, или т. н. колоний. Так, на Черном море появились Пантикапей (Керчь), Херсонес (Севастополь), Ольвия. И теперь в этих местах живет много греков. В Италии греки основали более 30 городов; на побережье Галлии - Массалию (Марсель).

Подобно египтянам и вавилонянам древние греки верили в разных богов, но изображали их в виде людей: верховный бог - Зевс, богиня мудрости - Афина, богиня охоты - Артемида, богиня земледе­лия _ Деметра, богиня любви - Афродита, бог - покровитель кузнецов - Гефест. Греки придумали много интересных мифов (легенд) о своих богах, в которых они ведут себя совсем как люди: испытывают те же чувства, совершают такие же поступки. Образы греческих богов показывают важнейшее открытие эллинов: «В мире много сил великих, но сильнее человека нет в природе ничего!» Эти слова сказал древнегреческий поэт и драматург Еврипид в 5 веке до н. э.

Греки себя называли эллинами, а свою страну - Элладой. Жи­телей других стран эллины называли варварами (в переводе с гре­ческого «бормочущие»). В Элладе каждый полис (город) был независимой республикой с народным собранием, которое выбирало правителей и требовало у них отчета за каждый год работы. Отношения между жителями полиса были сложными, часто острыми - например, когда решался вопрос о том, кому иметь избирательное право. Ведение городских дел считалось важной и сложной наукой - политикой. В полисе быстро развивались и другие науки, искусства и ремесла. Поэтому многие науки сейчас называются по-гречески: астрономия (законы звезд), ботаника («ботанэ» - растение), геометрия (землемерие), хирургия (ручное ремесло), архитектура, музыка. Слова: театр, хор, оркестр, гимн - тоже греческие.



Большая часть достижений Египта и Двуречья также дошла до нас благодаря эллинам, которые сначала многому научились у самых древних народов, а потом расширилиэти знания и передали их новым народам - варварам. Греческий язык родствен латыни, на которой гово­рили древние римляне, а также языку древних индийцев-ариев - санскриту и многим современным языкам - персидскому, русскому, английскому. Все они входят в большую семью индоевропейских языков, на которых сейчас говорит половина населения Земли. В глубокой древности индоевропейцев было сравнительно немно­го. Первые из них - арии, хетты и греки - появились на историче­ской арене около 1500 года до н. э. Позднее индоевропейские народы внесли огромный вклад в развитие европейской и мировой культуры. Важнейший из них - новый алфавит. В финикийском алфавите были только согласные буквы; эллины добавили к ним гласные. В результате речь древних греков дошла до нас без искажений.

Мы хорошо знаем поэзию, мифологию, литературу и науку Древ­ней Греции. Они стали основой единой культуры современного че­ловечества. Именно поэтому из всех древних народов именно греки кажутся нам самыми близкими единомышленниками, почти нашими современниками.

Главная > Конспект

В эпоху архаики складываются основные черты этике древнегреческого общества. Её отличительной особенностью было соединение рождающегося чувства коллективизма и агонического (состязательного) начала, что было связано с формированием особого типа государственного устройства в Греции – полиса, гражданской общины с республиканской, в отличие от стран Древнего Востока, формой правления. Полис – это город-государство, в котором все граждане обладали определенными правилами и обязанностями. Соответствующей была и полисная идеология, его система ценностей: высшей ценностью была сама община и ее блага, обеспечивающие благо каждого гражданина. Полисная мораль были коллективистской в своей основе, поскольку существование индивида вне полиса была невозможно. полисный строй воспитал у греков особое мировосприятие. Он научил их ценить реальные способности и возможности человека – гражданина. Именно они были возведены в высший художественный принцип, в эстетический идеал Древней Греции. Демократия и гуманизм – вот главные идеи, лежащие в основе древне-греческой культуры и цивилизации. Игры Отличительной особенностью древних греков был агон, т.е.состязательное начало. Знатные аристократы в поэмах Гомера состязаются в силе, ловкости и упорстве, и победа в этих соревнованиях может принести лишь славу, а не материальные блага. Постепенно в греческом обществе утверждается идея о победе в состязании как высшей ценности, прославляющей победителя и приносящей ему почет и уважение в обществе. Формирование представлений об агоне дало начало различным играм, носившим аристократический характер. Древнейшими и самыми важными были игры, устроенные впервые в 776 г. до н.э. в честь Зевса Олимпийского и с тех пор повторявшиеся каждые четыре года. Они продолжались пять дней, и на это время по всей Греции провозглашался священный мир. Наградой победителю была лишь оливковая ветвь. Атлет, трижды одержавший победу в играх(«олимпионик»), получал право на установку своей статуи в священной роще храма Зевса Олимпийского. Атлеты состязались в беге, кулачной борьбе, беге на колесницах. Позже к олимпийским играм добавились Пифийские игры в Дельфах (в честь Аполлона) – наградой победителю служил лавровый венок, Истмийские (в честь бога Посейдона) на Коринфском перешейке, где наградой был венок из сосновых веток, и, наконец, и Немейские игры (в честь Зевса). Участники всех игр выступали нагими, поэтому женщинам под страхом смертной казни запрещалось присутствовать на играх, зато прекрасное обнаженное тело атлета стало одним из самых распространенных мотивов древнегреческого искусства. Письменность и литература Одним их наиболее важных факторов греческой культуры VIII – VI вв. до н.э. по праву считается новая система письменности. Через посредство финикийцев греки приняли семитский алфавит, усовершенствовав его путем добавления нескольких знаков для обозначения гласных. Алфавитное письмо было удобнее древнего слогового письма микенской эпохи: оно состояло всего из 24 знаков. Греческий алфавит имел ряд вариантов, наиболее распространенным из низ был ионийский, принятый, в частности, в Аттике (Афинах). В архаический период сформировалось новое течение в греческой литературе. Эпоха греков ушла вместе с Гомером; теперь внимание поэтов привлекают не героические деяния прошлых веков, а сегодняшняя жизнь, чувства и переживания отдельного человека. Этот жанр получает название лирики. Появление и развитие лирической поэзии связано с именем Архилоха с о. Парос (VI в. до н.э.). С невиданной прежде силой он передал в своих стихах и порывы страсти, и оскорбленное самолюбие, и желание мести, и готовность стойко переносить превратности судьбы. Вместо гекзаметра Архилох ввел в литературу новые размеры – ямб и трохей. Еще один иониец, Анакреонт с о. Теос (VI в. до н.э.), остался в памяти человечества как певец дружеских пиров и любви, имевший в более поздние века немало последователей и подражателей. Именно лирика Анакреонта создала известный всем образ веселых, радостно и безмятежно пирующих греков. Лучших своих представителей архаическая лирика обрела на о. Лесбос на рубеже VII-VI вв. до н.э. Этот поэт Алкей и поэтесса тончайшего лирического дарования Сафо, известная как автор любовных стихов и эпиталам (свадебных песен). Древняя Спарта стала центром развития хоровой лирики, одной из наиболее часто встречающихся форм которой был дифирамб – песнь в честь бога Диониса. Во всем греческом мире распространилась слава о поэте Пиндаре (VI-V вв. до н.э.), воспевавшем высшую добродетель – арете – врожденное свойство аристократа, означавшее доблесть, физическое совершенство, благородство и достоинство. Гекзаметр – стихотворный размер, характерный для гомеровских поэм и других эпических произведений. Ионией в Древней Греции называлось западное побережье Малой Азии, а так же некоторые острова Эгейского моря. Архитектура В эпоху архаики уже возникли основные типы и формы греческого искусства, которые затем получат развитие в классический период. Все достижения греческой архитектуры того времени, и конструктивные и декоративные, связаны со строительством храмов. В VII в. до н.э. возникла система ордеров, т.е. особого соотношения несущих и несомых частей здания в балочно-стоечной конструкции. Определились художественные особенности двух главных архитектурных ордеров: дорического и ионического. Дорический ордер, распространенный главным образом в южной Греции, отличался тяжеловесностью и массивностью колонн, простой и строгой капителью, стремлением к монументальности, мужественности, совершенству пропорций. В ионическом ордере ценились, напротив, легкость, изящество, прихотливость линий, капитель имела характерную форму, похожую на рога барана. Немного позднее, в V в. до н.э., в Греции появляется коринфский ордер – пышные, зрелищный, со сложной капителью, похожей на цветочную корзину. Типичными образцами дорических построек архаической эпохи были храмы Аполлона в Коринфе и Посейдона в Пестуме. Об ионических храмов этой эпохи мы знаем больше из античной литературы: значительная их часть была уничтожена. Так, во всем греческом мире славилось святилище Артемиды в г. Эфесе в Малой Азии (одно из чудес света) храм Геры на о. Самос, Аполлона в Дидимах (Малая Азия). Особенностью архаических храмом была богатая полихромная роспись. Древняя Греция была родиной мраморных сооружений, но отнюдь не только сверкающих белизной, как иногда думают. Шедевры античной архитектуры блистали всем разноцветьем красок: красной, синей, золотой, зеленой на фоне сияющего солнца и лучезарного неба. Скульптура Скульптура архаического периода отличалась несовершенством, создавая, как правило, обобщенный образ. Это так называемые куросы («юноши»), именуемые также архаическими Аполлонами. До нашего времени дошло несколько десятков таких статуй. Наиболее известная – мраморная фигура Аполлона из Теней. На устах его играет характерная для скульптуры той поры условная «архаическая улыбка», глаза широко раскрыты, руки опущены и сжаты в кулаки. Принцип фронтальности изображения соблюден в полной мере. Архаические женские статуи представлены так называемыми корами («девушками») в длинных ниспадающих одеждах. Головы девушек украшены локонами, сами статуи полны изящества и грации. К концу VI в. до н.э. греческие скульпторы постепенно научились преодолевать Название «дорический » связано с дорийцами, завоевателями архейских городов. Дорический ордер греки считали воплощением силы и мужества. Капитель – верхняя часть колонны. Капитель поддерживала горизонтальную часть здания – антаблемент, состоящий из архитрава, фриза и карниза. Архитрав представлял собой гладкую балку; на фризе, как правило, размещались скульптурные композиции; карниз образовывал двускатную крышу. Пестум – греческая колония в Южной Италии. первоначально свойственную их статуям статичность. Керамика Богатую картину повседневного быта обитателей Эллады рисует искусство вазовой росписи VII-VI вв. до н.э., ярко свидетельствующее о любви греков к цвету и краскам. Формы сосудов столь же различны, как и их функции. Наряду с кратерами для смешения вина, пифосами и амфорами для хранения оливкового масла, вина и зерна, изготовлялись и маленькие флакончики для благовоний, тарелки, большие блюда. Великолепные панафинейские амфоры вручали победителю на играх, стройные лекифы ставили на могилы. Керамика сопровождала человека на всем его жизненном пути. Стиль искусства вазовой росписи VII в. до н.э. часто называют ориентализирующим, т.е. близким к восточному. В следующем, VI в. до н.э., греческая вазовая живопись начинает освобождаться от восточных влияний, и красочный, причудливый живописный декор, напоминающий рисунки на восточных коврах или тканях, уступает место сценам, взятым из жизни. Наибольшего развития новой, чернофигурный стиль достиг в Халкиде и в Афинах. Так, широко известны вазы, расписанные талантливым афинским мастером Эксекием на мифологические сюжеты: «Ахилл и Аякс, играющие в кости» украшают собой великолепную амфору Эксекия, справедливо названную жемчужиной архаического искусства. Приблизительно к середине VI в. до н.э. была открыта техника краснофигурной росписи. Вместо черных фигур на светлом фоне стали изображать светлые фигуры на темном фоне – это дало простор для более тщательной разработке деталей. Из известных мастеров краснофигурной живописи стоит упомянуть Эвтимида и Эвфрония. Помимо сцен из мифологии и гомеровского эпоса на вазах краснофигурного стиля запечатлены повседневные занятия и развлечения древних эллинов. Мы видим юношей, упражняющихся в палестре, флейтисток и танцовщиц, мастерскую ремесленника, школу. Стремление к реализму в изображении, к гармонии между изображенными фигурами и формой сосуда делает керамику именно этого периода особенно ценной в глазах знатоков искусства. Высокая классика (V в. до н.э.) Высшей точки экономического, политического и культурного подъема Греция достигла в середине V в. до н.э. В начале века центр тяжести политической и культурной жизни греческого мира переместился из Ионии (Малая Азия) и с островов Эгейского моря в Грецию континентальную, особенно в Афины – центр Аттики. Неповторимое своеобразие греческой культуре классической эпохи придали Афины, а само Афинское государство стало источником политических и культурных влияний и своеобразным законодателем моды. Правители Афин (прежде всего Перикл) стремились сделать родной город крупнейшим культурным центром Эллады, средоточием всего ценного и прекрасного в греческом мире. Кипучая общественная жизнь отличала Афины середины V в. до н.э. Все полноправные граждане полиса участвовали в народном собрании – экклесии, обладавшей высшей властью. Афинское государство заботилось и о культурном досуге своих граждан, давая им возможность участвовать в празднествах, посещать театр. Малоимущем из казны выплачивали театральные деньги – теорикон – два обола на посещение театра. В Афинах существовала и развитая система образования: дети с семи до шестнадцати лет получали образование в частных платных школах: преподавались грамота, литература, музыка, математика. Большое внимание уделялось физическому воспитанию. Многочисленные гимнасионы с залами и банями, палестры для тренировок молодежи превратили занятие спортом из привилегии знати в право любого афинского гражданина. Целью образования было всестороннее развитие личности. Здесь греки определили других народы не только древности, но и более поздних эпох. В Афинах, где существовали наилучшие тогда условия для свободного творчества, стремились ученые и художники из других греческих городов. Архитектура В классический период греческая культура и искусство переживают эпоху наивысшего расцвета, причем главным центром художественного творчества были Афины. В архитектуре окончательно оформляется классический тип периптерального храма. Наибольшего размаха монументальное строительство достигло в Афинах. В Афинах был воздвигнут великолепный архитектурный ансамбль Афинского Акрополя, ставший символом античной Греции. Строительными работами и украшениями Афинского Акрополя руководил замечательный скульптор Фидий, друг Перикла. Гордо возвышаются здесь колонны самого большого храма Акрополя – Парфенона, посвященного богини Афине-Деве. История сохранила имена его создателей – Иктин и Калликрат. Построенный из светлого мрамора, окруженный 46-ю колоннами дорического ордера и обрамленный ионическим фризом, Парфенон был воплощен гармонии и строгости. Эллинистический период (IV-I вв. до н.э.) Эллинистической цивилизацией принято называть новую ступень в развитии материальной и духовной культуры, форм политической организации и социальной жизни народов Средиземноморья, Передней Азии и прилегающих районов. Литература Литература эллинистической эпохи необычайно богата по количеству произведений и многообразию жанров. При дворах эллинистических царей процветала пышная, утонченная, полная учености придворная поэзия, образцами которой были идиллии и гимны Каллимаха из Кирены, эпическая поэма «Аргонавтика» Аполлония Родосского и др. Поэзия стала искусством для избранных, ее весьма изысканный и часто вычурный стиль был далек от п др.ония Родоскогоирены, эпическая поэма идиллии и енная, полная учетности Обол – греческая мера веса, самая мелкая серебряная ил медная монета. Афинский серебряный обол весил 0,73 г и соответствовал среднему древнему заработку афинского ремесленника. проблем, волновавших общество в целом. Наиболее распространены были малые литературные формы – элегии и эпиллии, в которых преобладали мифологические и любовные сюжеты. Интересные и вкусы горожан выражали комедии и мим (бытовая сценка). Особенно славились мимы Герода, реалистически изображающие городской быт. Архитектура Искусства эпохи переживало период бурного расцвета. Оно приобретало более светский характер и представляло собой сплав различных направлений и стилей. Велось активное строительство, в том числе и новых городов: сам Александр Македонский, по преданию, основал 70 городов, названых Александриями в его честь. Новые эллинистические города имели прямоугольную форму и весьма рациональную планировку. Улицы в Пергаме были вдвое шире улиц старых греческих городов, а эллинистическая Приена наличием удобств превосходила средневековый Париж. Особое развитие в эпоху эллинизма получило строительство общественных зданий и сооружений. Монументальность городскому ансамблю придавали обязательные портики, которые укрывали и от дождя, и от солнца. В последствии римляне заимствовали этот тип конструкции. Постройки эллинистического времени часто отличала тяга к колоссальному, своего рода гигантомания. Это относится прежде всего к монументальным алтарям – алтарю Гиерона II в Сиракузах и особенно – алтарю Зевса Пергаме. Последний знаменит главным образом своим грандиозным фризом, опоясывающим цоколь здания (его размеры 36*34*5,6м). Величайшим достижением эгейской культуры было создание письменности, так называемого слогового письма. Эпос – особый вид искусства Древней Греции. Эпические поэмы Гомера – шедевры античной культуры. Бурный расцвет поэзии, драматургии, архитектуры, скульптуры, оказавший серьезное влияние на дальнейшее развитие литературы и искусства, характеризует культуру Древней Греции.

Полисная система

Особенностью политического развития Эллады (Греции) было то, что она никогда не знала деспотической власти царей. На скудных землях материковой Греции бессмысленно было создавать крупные царские хозяйства, основанные на труде тысяч подневольных людей, как это происходило в Египте и Междуречье. Государство не стало у греков сложным и хорошо отлаженным хозяйственным механизмом – напротив, оно сохранило все основные черты общинной организации, простой и основанной на равенстве её членов. Сохранение общинного строя избавило элменов от необходимости «подгонять» свои верования под требования сильной централизованной деспотии; полис, или община – полис был силён единством своих интересов. Община – полис включала в себя не только сельское, но и городское население. Членом общины можно было стать при двух условиях: если человек являлся греком по национальности; если он был свободным и владел частной собственностью. Все члены общины – свободные собственники – обладали политическими правами (хотя и не всегда равными), которые позволяли им принимать участие в государственной деятельности. Поэтому греческий полис называют гражданской общиной. Внутри полисов постепенно формировалось гражданское право, т.е. складывались своды законов, определявшие права и обязанности членов общины, дававшие им некоторые социальные гарантии. Полис не только занимался внутренними делами, но и мог вести внешнеполитическую деятельность, имея собственную армию: граждане полиса вступали в ополчение и на время войн превращались в воинов. Полис (т.е. коллектив граждан) имел право верховной собственности на землю. Кроме частных участков земли он распоряжался также неподелённой, свободной землёй, и это укрепляло позиции полиса как политического образования. Воспринимая себя как самостоятельное государство, полис жил в соответствии с идеей автаркии. Создавалась особая система идеалов: свободные граждане верили, что благополучие каждого из них зависит прежде всего от их родного полиса, вне которого существовать невозможно. С другой стороны, процветание полиса во многом зависило от его граждан, которые почитали древние традиции, осуждали стяжательство, высоко ценили крестьянский труд и самое главное, ощущали себя полноправными и свободными людьми. Это составляло предмет особой гордости. Но тем не менее, внутри полисов постепенно созревали конфликты, которые к 7 в. до н.э. достигли особенно большого размаха. Бывшая родовая знать – аристократы ущемляют права демоса (народа к которому относились все незнатные свободные крестьяне и ремесленники.) Борьбу с аристократией вело мелкое крестьянство, перед которым часто вставала угроза лишиться своей земли и превратиться в арендаторов на собственных участках. У аристократов был и другой противник - большой слой незнатных горожан, разбогатевших благодаря торговле и ремеслу и желавших получить привилегии знати. Во многих полисах эта борьба заканчивалась переворотом, свержением родовой знати и установлением тирании – единовластия, благодаря которой обуздывался произвол знати. Потребность в тирании после того, как позиции аристократии были ослаблены быстро от пала, и стали появляться другие формы правления. В одних полисах правление было олигархическим, в других-демократическим, но в любом случае большую роль играло народное собрание, которому принадлежало право окончательного решение всех важнейших вопросов. Греческие полисы обычно были небольшими. Например на острове Родос (его площадь составляет около 1404 кв. км.) находилось три самостоятельных полиса, а на острове Крит (8500кв. км.) – нескольео десятков. Самым большим полисом была Спарта: его территория охватывала 8400кв. км. Общество в полисах. Среди населения полисов привилегированное положение занимали его граждане. Другие свободные люди, не являющиеся гражданами полиса, считать неполноправными. К ним относились прежде всего зависимые крестьяне, потерявши право собственности на свои участки земли, и иноземцы (метеки). На низшей ступени социальной лестницы стояли рабы. Экономическая жизнь полиса. Чтобы избавиться от угрозы голода, Греция была вынуждена довольно рано перейти к экспорту некоторых видов сельскохозяйственных продуктов и изделий ремесла. Самым крупным торговым центром к 5 в. до н.э. стали Афины, которые активно торговали с колониями и странами Востока. Росло денежное обращение, кредитные и ростовщические операции. Поскольку каждый город – государство в Греции чеканили свою монету, развивался валютный обмен. Сухопутная торговля была развита гораздо хуже по сравнению с морской. Товарно-денежные отношения в одних полисах были развиты сильнее, а в других слабее, распространялись неравномерно и существовали в рамках натурального хозяйства. Именно в полисе закладывались основы древней демократии, товарно-денежных отношений, складывался особый тип личности-свободной, честолюбивой, безгранично преданной своему государству. Особенности полиса накладывали отпечаток на древнегреческую цивилизацию в целом. Полисы достигли своего расцвета на рубеже 6-5 в. до н.э. К этому времени Греция представляла собой множество отдельных небольших городов – государств, которые то воевали между собой, то заключали союзы. На протяжении всего своего существования Древняя Греция не знала единой централизованной власти, хотя попытки установить её были. Относительно устойчивые и крупные объединения полисов возникли во время войн с Персией. Их возглавили два самых могущественных полиса – Афины и Спарта, образовавшие два центра древнегреческой цивилизации, причём каждый из них развивался особым путём. История Афин – это прежде всего история становления и победы античной демократии, в то время как Спарту прянято считать милитариским, даже «полицейским» крайне консервативным государством. Соперничество этих двух полисов привело к многолетним гражданским войнам, разрушившим изнутри древнегреческую цивилизацию. Длительные кровопролитные Пелопонесские войны ослабили не только Спарту, но и победившие полисы, а в итоге и всю Грецию. Прежние цивилизационные структуры стали разрушаться. Наиболее ярко это проявилось в афинском полисе, где сильно развиты товарно-денежные отношения. Законы, по которым жил полис, возникший как «закрытая» община граждан – земледельцев, не давали возможности богатым, но неполноправным людям вести предпринимательскую деятельность. Старая форма собственности, объединившая и государственный, и частный принципы, изжила себя, теперь требовался переход к полной частной собственности. Изменения происходили и в политической жизни. Борьба между сторонниками олигархии и демократии сменилось противоборством группировок, разделённых имущественным положением. Платон, великий философ Древней Греции, писал, что внутри полиса образованились «два враждебных между собой государства: одно- бедняков, другое- богачей». В Афинах эти конфликты выливались в яростные дебаты в народном собрании, после которых политические противники нередко изгонялись. В других полисах дело доходило и до гражданских войн. Индивидуализм, раньше сочетавшийся с идеей «общей пользы», теперь несомненно вопрос: коллетивистская мораль, сдерживающая его, стала разрушаться, а вместе с ней разрушался и сам полис в его традиционной форме, который долгое время был основой и опорой древнегреческой цивилизации.

Греческая демократия

Древнюю Грецию можно считать колыбелью демократии – именно там зародились первые демократические государства. Не стоит забывать, что эллины жили в государствах, порядок в которых удерживался сам собой, а не за счет гипертрофированного бюрократического аппарата. Законы на Пелопоннесе опирались на элементарные жизненные нормы, понятные всем и каждому. В современном же мире многие не знают до конца как своих прав, так и своих обязанностей. Правители в основном были из аристократических кругов (это совсем не указывает на олигархию, наоборот, это объясняется тем, что они могли получить хорошее образование и всегда были на виду), но правитель вполне мог быть и выходцем из народа. Был интересный случай с назначением Софокла на место афинского военначальника в сражении с восставшими самосцами за то, что его последняя драма имела потрясающий успех в народе (кстати, афиняне тогда были разбиты). Выборы проводились каждый год. Так что никто не мог твердо укрепиться у власти, и народ мог на законных основаниях поменять неугодного ему правителя. Даже в том случае, когда правителю удавалось завоевать доверие населения путем ли многочисленных побед на полях сражений или же собственно самим правлением, ему грозило изгнание, как бы нелепо это ни звучало. Кроме совета был суд, и он тоже участвовал в политической жизни. В свое время знаменитый законодатель Солон издал закон: “кто видит обиду, может жаловаться в суд”. Когда гражданин видел в действиях другого ущерб для государства, он, если даже не был сам затронут, подавал в суд. Нельзя было привлекать к ответственности только должностных лиц при исполнении обязанностей, но кончался его срок и…все недовольные его действиями на посту тут же шли с жалобами в суд. Каждый помнил: если он не заступится за государство, то никто другой этого не сделает.
  1. Планы семинарских занятий и методические указания по курсу для студентов всех специальностей и направлений Санкт-Петербург

    Планы семинарских занятий

    Познакомить студента с сущностью (основными разделами, проблемами) философии, ее ролью в жизни человека и общества, важнейшими этапами развития философской мысли,

  2. Культурология методические указания к самостоятельной работе для студентов всех специальностей по дисциплине «Культурология» очной формы обучения Мурманск 2009 удк 008. 001 (075) ббк 71 я 73 к 90

    Методические указания

    ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО РЫБОЛОВСТВУФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

  3. Рабочая программа
  4. Рабочая программа

    Культурология: рабочая программа, метод. указания и контр. задания для студентов всех специальностей ИДО / Сост. Т. А. Чухно, Н. А. Никитенкова. – Томск: Изд.

  5. Планы семинарских занятий и методические рекомендации по их подготовке для студентов всех специальностей Бийск

    Планы семинарских занятий