«Значение театра в жизни ребенка.

Консультация для родителей: «Значение театра в жизни ребенка»

«Весь мир – театр , а люди в нем - актеры» , - говорит классика.

Значение театра в жизни дошкольника переоценить невозможно. Для каждого ребенка театр может быть представлен в двух ипостасях: как вид искусства, с которым он соприкасается как зритель, и как театрализованная деятельность, в которой он участвует. Специальные исследования, проведенные в нашей стране и за рубежом, убедительно показали, что обе роли и зрителя, и актера являются для развития ребенка весьма значительными.

Театрализованная деятельность стимулирует развитие основных психических функций дошкольника, является средством становления его личности и социального опыта.

Изучение научной и методической литературы позволяет выделить два основных направления в развитии театрализованной деятельности детей:

Формирование интереса к театрализованной деятельности через накопления опыта восприятия театрального искусства в процессе знакомства с его особенностями, наблюдением за работой актеров, костюмеров, осветителей и др.;

Приобщение детей к театрализованной деятельности как таковой: знакомство с драматическим произведением, осмысление характера героя, работа над ролью, создание костюмов, сценическое перевоплощение и др.

Театрализованная деятельность позволяет решить многие воспитательно- образовательные задачи. Через образы, краски, звуки дети знакомятся с окружающим миром во всем его разнообразии. Работа над образом заставляет их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В ходе освоения театрализованной деятельности происходит совершенствование речи. Этому во многом способствует работа над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний. Легко и естественно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят дошкольника перед необходимостью ясно, четко, понятно изъяснятся. Соответственно улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социального поведения ребенка благодаря тому, что каждое литературное произведение или фольклорная сказка имеют нравственную направленность. Участвуя в постановке, ребенок не только усваивает духовные ценности, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Театрализованная деятельность давно признана особым арттерапевтическим средством, поскольку позволяет дошкольнику решать многие проблемы опосредственно от лица какого – либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театрализованные занятия помогают не только решать многие образовательные задачи, но и сохранять эмоциональный комфорт в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Учитывая сказанное необходимо обратить особое внимание на театрализованную деятельность детей. В ходе работы решаются следующие задачи:

Приобщать детей к театрализованной деятельности, формировать умение создавать художественный образ средствами театрального искусства, воспитывать потребность вносить элементы прекрасного в окружающую среду и социальные отношения;

Формировать основы эстетического восприятия и способность самостоятельно оценивать произведения искусства и явления окружающей действительности;

Развивать художественно – творческие способности детей.

Успешность овладения детьми театрализованной деятельностью во многом зависит от заинтересованности родителей.

Консультация для родителей: «Роль театрализованных игр в развитии ребёнка»

В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление дать детям знания, научить их читать, писать и считать, а не способность чувствовать, думать, творить. Педагогическая установка в первую очередь на развитие мышления превращает эмоционально-духовную сущность ребёнка во вторичную ценность. Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10 – 15 лет назад, они быстрее решают логические задачи, но они значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, всё чаще они проявляют равнодушие и чёрствость, их интересы ограничены, а игры однообразны.
Отмечая недостаток наблюдательности, творческой выдумки у некоторых первоклассников, психологи часто ставят диагноз: «не доиграл», т. е. не натренировал свою фантазию и воображение в непредсказуемом и радостном процессе «сотворения игры». Как правило, такие дети не умеют занять себя в свободное время и на окружающий мир смотрят без удивления и особого интереса, как потребители, а не как творцы.
Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребёнок хочет сыграть свою роль. Но как это сделать? Как научить малыша играть, брать на себя роль и действовать? Этому поможет театр.
Театр – один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей. Главное, театр раскрывает духовный и творческий потенциал ребёнка и даёт реальную возможность адаптироваться ему в социальной среде.

Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью. Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребёнка позволяет использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство ведь малыш во время игры чувствует себя более раскованно, свободно, естественно. Под театрализованными играми учёные понимают «игры в театр», «сюжетами которых служат хорошо известные сказки или театральные представления по готовым сценариям». В театрализованных играх, как в настоящем искусстве, с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, поза и походка, создаются конкретные образы.
Огромное значение в развитии ребёнка оказывает организация театрализованных игр в семье.
Необходимо:
- Поддерживать интерес ребёнка к театрализованной деятельности. По мере возможности стараться присутствовать на детских спектаклях.
- Обсуждать с ребёнком перед спектаклем особенности той роли, которую ему предстоит играть, а после спектакля полученный результат.
- Отмечать достижения и определять пути дальнейшего совершенствования.
- Рассказывать знакомым в присутствии ребёнка и его достижениях.
- Рассказывать ребёнку о собственных впечатлениях, полученных в результате просмотра спектаклей, кинофильмов и т. д.
- Постепенно вырабатывать у ребёнка понимание театрального искусства, специфическое «театральное восприятие», основанное на общении «живого артиста» и «живого зрителя».
- По мере возможности организовывать посещение или просмотр видеозаписей театральных постановок.

Консультационная беседа с родителями

«Роль ТЕАТРА в развитии речи ребёнка»

В настоящее время, в связи с новыми задачами, выдвинутыми обществом перед системой народного образования, особую актуальность приобретает проблема развития речи детей дошкольного возраста.

В решении задач, связанных с развитием речи ребёнка-дошкольника, особая роль принадлежит театру и театрализованной деятельности.

Театрализация – это в первую очередь импровизация, оживление предметов и звуков.

Театрализованная игра как один из её видов является эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения.

Театрализованные игры позволяют решать многие задачи программы д\с: от ознакомления с общественными явлениями, развития речи, формирования элементарных математических представлений до физического совершенствования. Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональность театрализованных игр дают возможность использовать их в целях всестороннего воспитания личности.

Велико значение театрализованной игры для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя, игра является средством самовыражения и самореализации ребёнка.

Театрализованные игры можно разделить на две основные группы: драматизации и режиссёрские (каждая из них, в свою очередь, подразделяется на несколько видов).

В играх-драматизациях ребёнок, исполняет роль в качестве «артиста», самостоятельно создаёт образ с помощью комплекса средств вербальной и не вербальной выразительности.

Видами драматизации являются:

  • игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей;
  • ролевые диалоги на основе текста;
  • инсценировки произведений;
  • постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;
  • игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.

В режиссёрской игре «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребёнок, организуя деятельность как «сценарист и режиссёр», управляет «артистами». Озвучивая героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Виды режиссёрских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в д\с: настольный, плоскостной и объёмный, кукольный (бибабо, пальчиковый, марионеток) и т.д.

На первоначальном этапе над игрой-драматизацией необходимо правильно подобрать художественное произведение. Очень важно, чтобы оно заинтересовало детей, вызвало сильные чувства и переживания. Необходимым условием для игры-драматизации должно быть наличие диалогов в произведении.

Выбрав произведение для игры-драматизации, воспитатель несколько раз читает его детям, рассматривает с ними иллюстрации, беседует о прочитанном, т.к. беседы – это один из действенных приёмов развития диалогической речи дошкольников. В беседе важно использовать вопросы проблемного характера: почему? зачем? по какой причине? как узнать? помогающие установить причинно-следственные связи в тексте. Для более углубленного понимания произведения дети пересказывают прочитанное. Пересказ является сравнительно простым видом речевой деятельности и представляет собой связное воспроизведение прослушанного текста. Пересказ отлично тренирует произвольное внимание, память и воображение, что очень важно для речевого развития детей. Если позволяет содержание, следует провести рисование или лепку на данную тему. На этом этапе мы, обсуждая заданную тему по произведению, решаем массу задач по развитию речи: активизация словаря, развитие монологической речи, разыгрывание диалогических этюдов, умение решать проблемные ситуации с проговариванием (коммуникация), обогащение сенсомоторики.

Обычно подготовка к игре захватывает всю группу. На каждую роль выбирается несколько исполнителей, остальные дети принимают участие в изготовлении различных атрибутов, костюмов для игры. Все эти действия активно сопровождаются обсуждением, проговариванием, что влечёт за собой развитие интенсивной и экспрессивной речи дошкольников.

Развитию уверенности в себе и развитию социальных навыков поведения способствует такая организация театральной деятельности детей, когда каждый ребёнок имеет возможность проявить себя в какой-то роли. Для этого необходимо использовать разнообразные приёмы:

  • выбор роли по желанию,
  • назначение на главные роли наиболее робких, застенчивых детей,
  • распределять роли по карточкам (дети дерут из рук воспитателя любую карточку, на которой схематично изображён персонаж),
  • проигрывание ролей в парах.

Во время занятий необходимо:

  • внимательно выслушать ответы и предложения детей;
  • если дети не отвечают, не требовать объяснений, а переходить к действиям персонажей;
  • при знакомстве детей с героями произведения выделять время на то, чтобы они могли подействовать или поговорить с ними;
  • в заключении различными способами вызвать у детей радость.

Задачи работы по театрализованной деятельности в д\с включают:

  • вызывать интерес к театрализованной деятельности, желание выступать вместе с коллективом сверстников;
  • побуждать к импровизации с использованием доступных каждому ребёнку средств выразительности (мимика, жесты, движения и т.п.)
  • помогать в создании выразительных средств;
  • способствовать тому, чтобы знание ребёнка о жизни, его желания и интересы естественно вплетались в содержание театрализованной деятельности;
  • учить согласовывать свои действия с действиями партнёра (слушать, не перебивать, говорить обращаясь к партнёру);
  • учить выполнять движения и действия соответственно логике действий персонажей и с учётом места действия;
  • вызывать желание произносить небольшие монологи и развёрнутые диалоги (в соответствии с сюжетом постановки);

Для того, чтобы проводить театрализованные игры необходимо сформировать развивающую среду – создать театрализованный уголок в группе, включающий в себя:

  • настольный театр,
  • театр резиновой игрушки,
  • театр мягкой игрушки,
  • театр ложек,
  • плоскостной театр,
  • театр марионеток,
  • пальчиковый театр,
  • костюмы,
  • декорации,
  • театр конусной игрушки,
  • куклы-бибабо,
  • теневой театр,
  • театр «варежка» и др.

Основные направления театрализованной игры состоят в постепенном переходе ребёнка:

  • от наблюдения театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности;
  • от индивидуальной игры и «игры рядом» к игре в группе из 3-х, 5-и сверстников, исполняющих роли;
  • от имитации действий фольклорных и литературных персонажей к имитации действий в сочетании с передачей основной эмоции героя и освоению роли как созданного простого «типичного» образа в игре-драматизации.

В игре-драматизации формируется диалогическая, эмоционально-насыщенная речь, активируется словарь ребёнка. С помощью игр-драматизаций дети осваивают элементы общения - мимику, позу, интонацию, модуляцию голоса. В театрализованной работе энергично развивается разговор как форма социализированной (коммуникативной) речи. Заученные в период подготовки к спектаклю литературные эталоны речи ребята употребляют в дальнейшем в общении друг с другом. Увиденное и пережитое в настоящем театре в театрализованных играх расширяет кругозор детей, создаёт обстановку, требующую от ребят вступить в беседу, рассказывать о спектакле товарищам и родителям. Всё это способствует развитию речи, умению вести диалог и передавать свои впечатления в монологической форме.

Проживая и переживая с героям различные ситуации, недоступные в реальной жизни, ребёнок познаёт новые формы и стили общения, приобщается к культуре взаимоотношений и частично переносит их в повседневную деятельность.

Таким образом можно сделать вывод, что ознакомление детей с различными видами театра и непосредственное участие дошкольника в театрализованной деятельности ведёт к повышению и эффективности речевого развития детей дошкольного возраста.

Актуальность темы определяется следующими показателями:

  • Знакомясь с различными видами театра, а так же участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всём многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения;
  • С театрализованной деятельностью тесно связано совершенствование речи, т.к. в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура его речи, её интонационный строй. Театрализованная деятельность развивает эмоциональную сферу ребёнка, побуждает его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. Любимые герои становятся образцом для подражания и отождествления. Именно способность ребёнка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогу оказывать позитивное влияние на детей.

Список литературы:

Антишина Е. А. «Театрализованная деятельность в д\с» МТЦ Сфера 2006

Доронова Т.М. «Играем в театр» М. Просвещение 2005

Колодяжная Т.П. Колунова Л.А. «Речевое развитие ребёнка в д\с (новые подходы)» Ростов-н\Д «Феникс» 2002


«Необходимо научить ребенка с детства волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, пробудить в восприимчивой детской душе эту драгоценную способность сопереживать, порадоваться, сострадать…»

К. И. Чуковский.

Счастливые улыбки, горящие глаза и радостные лица малышей после спектакля кукольного театра убедительно свидетельствуют, как дети любят театр.

Такую большую радость могут доставить детям не только артисты - профессионалы, но и родители, старшие братья и сестры.

Кукольный театр создает хорошее настроение, обогащает детей впечатлениями, вызывает у них разнообразные эмоции, способствует их общему развитию и эстетическому воспитанию. Поэтому хочется, чтобы было больше и больше кукольных самодеятельных театров, чтобы они вошли в повседневную жизнь семьи, чтобы их спектакли были интересными, яркими и содержательными.

Театральное искусство близко и понятно детям, ведь в основе театра лежит игра. Анализ роли театра в формировании художественной культуры человека показал, что, например школьники, интересующиеся театром, чаще имели более высокий художественный вкус, чем те, которые были далеко от театра. Развитый художественный вкус - важный показатель эстетического воспитанности человека.

Какими же должны быть театральные игры дошкольников и как помочь детям возможно полнее и разностороннее проявить себя в своем "детском театре"?

Потребность детей в игре у детей, несомненно, велика и проявляется очень рано. Уже в 2-3 года малыш охотно изображает прыгающего зайчика или цыпляток, бегающих за курочкой мамой.

Совсем маленькие дети - благодарные слушатели и зрители, если с ними умеют разговаривать со сцены, учитывая их возрастные особенности. Хорошо, если мамы и папы понимают, куда и зачем можно повести малыша?

Но лучше дома показать небольшой спектакль - игру и даже привлечь к нему самого малыша.

Домашние спектакли как-то сейчас утратили свою силу, так как в наш дом прочно и уверено, вошло телевидение и компьютер, но ведь оно никогда не сможет заменить живого творческого общения родителей и детей.

Не стоит скептически смотреть на возможность организации театральных зрелищ для детей дома. Начать можно с простейшего: купив новую игрушку ребенку, мама может заговорить голосом медвежонка, зайчонка и т. д., сказать, что отныне это веселая игрушка будет жить вместе с вами, но чтобы она не скучала, нужно с ней каждый день разговаривать. Общаясь, таким образом, ребенок развивает речь, воображение и творчество, которые проявляются в игре. Это, конечно, не театр, но здесь присутствуют его элементы, попытка драматизации действия, исполнения по ролям импровизированного диалога, выявление некоторых черт характера, персонажа. И, конечно, "сверх задача" родителей – заставить включиться в диалог, развернуть совместное с персонажем действие. Т. о. без дидактического нажима можно обучить ребенка простым игровым приемам, будить в них воображение и фантазию, подводить к элементарным творческим проявлениям.

Театр в жизни детей имеет важное значение. У детей формируются интегративные качества, происходит становление личности ребёнка. Мы заметили, что во время театрализованных игр раскрепощаются даже застенчивые дети.

Чтобы развивать театрализованную деятельность детей, надо продумать оснащение театрального уголка. Театр должен быть ярким, привлекать внимание детей, вызывать у них желание действовать с образами сказочных героев.

Какие разные виды театров можно изготовить своими руками. Изготавливать театры можно из бросового подручного материала, проявляя творчество и мастерство.

Занимаясь с детьми театром, вы сделаете жизнь ваших детей интересной и содержательной, наполните ее яркими впечатлениями и радостью творчества. А самое главное - навыки, полученные в театрализованных играх, дети смогут использовать в повседневной жизни.

Пусть с нашего доброго начала театральные игры и полюбившиеся сказочные герои сопровождают ребенка всю его жизнь!

Введите в мир театра малыша,
И он узнает, как сказка хороша,
Проникнется и мудростью, и добротой,
И с чувством сказочным пойдет он жизненной тропой!

Мария Никитина
Консультация для родителей «Театр в жизни ребенка. Домашний театр - это средство воспитания детей и объединения семьи»

«Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он – засушенный цветок.»

В. А. Сухомлинский.

Дорогие мамы и папы, бабушки и дедушки!

Предлагаем вам поиграть в театр – прекрасную , весёлую и никогда не устаревающую игру. Игры – театрализации всегда интересны детям.

Театр - один из самых доступных видов искусства для детей , помогающий решить многие актуальные проблемы педагогики и психологии связанные с художественным образованием и воспитанием , формированием эстетического вкуса, нравственным воспитанием , развитием коммуникативных качеств личности, воспитанием воли , развитием памяти, воображения, фантазии, речи, созданию положительного настроения, решением конфликтных ситуаций через игру.

Сказочные театральные представления принесут несомненную пользу и доставят много радости всем вокруг. В жизни детей и взрослых должны быть праздники, а театр – это праздник !

Домашние спектакли как - то позабыты сейчас в силу того, что в наш дом прочно и уверенно вошло телевидение, но ведь оно никогда не сможет заменить живого творческого общения родителей и детей .

Домашний театр - это средство воспитания детей и объединения семьи . Каждый из членов семьи может быть и зрителем, и актером, а это безграничные возможности узнать, чем живет ваш малыш, о чем переживает и о чем мечтает.

Организация домашнего театра не требует больших финансовых затрат, многое можно изготовить из подручных материалов своими руками. Будьте готовы лишь пожертвовать своим временем. Но оно того стоит, поверьте! Горящие глаза ребенка , буря эмоций, бесценный опыт, забавные фотографии в семейном архиве, аплодисменты зрителей - это далеко не весь перечень будущих «дивидендов» .

Как организовать домашний театр ?

1. Дома можно вовлечь детей третьего и четвертого года жизни в разыгрывание знакомых сказок. Применяются разные виды театра : настольный, пальчиковый, драматизация с помощью фланелеграфа. Использование элементов костюмов (шапочки, фартучки, хвостики) и атрибутов (репка, лопата, конура Жучки) вызывает у малышей большой интерес и желание поиграть в сказку «Репка» .

2. Уважаемые родители – ФАНТАЗИРУЕМ И ТВОРИМ!

Создать свой домашний кукольный театр совершенно несложно , нужно только проявить фантазию и воображение. И обязательно стоит подключать к этому делу детей , делая вместе игрушки и сцену. Можно не только с интересом провести время вместе, но и приучить малыша к творчеству и самостоятельности. И так замечательно будет потом сказать :

«Внимание! Занавес.»

Публикации по теме:

Тема собрания: «Театр в жизни семьи и ребенка». Цель: способствовать повышению педагогической культуры родителей, пополнению их знаний по.

Консультация для родителей «Играем в театр» Консультация для родителей "Играем в театр" B одной знакомой мне семье пятилетний Валерик, стоит прочитать ему новую книжку, сейчас же принимается.

«Здоровый образ жизни семьи – залог здоровья ребенка» Формирование здорового образа жизни должно начинаться с рождения ребенка для того.

"Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают.

«Весь мир – театр, а люди в нем - актеры», - говорит классика. Детские театры всегда были прекрасным местом проведения досуга для всей семьи.

Консультация для родителей «Рисование как средство воспитания детей школьного возраста» Формирование и развитие личности ребенка носит всеобъемлющий характер. В этом процессе проявляют себя эстетическое воздействие природы и.