Значение образа насти в повести котлован. Повествования

„ПОБЕДИТЕЛЬ”
Борис Леонидович Пастернак (1890-1960 г.)
Перевод с русского языка на болгарский язык: Красимир Георгиев

ПОБЕДИТЕЛЯТ

Спомнете си пресъхналото гърло,
когато дрънкаше ненавистта
и срещу нас крещяха сили върли
на изпитанията в есента.

Но бе пред зло преграда правотата,
тя вражите доспехи смело спря.
Твърд въплъти на Ленинград съдбата.
Пред погледите бе като стена.

И ето, че заветен миг настъпи:
обсадния кордон разкъса той.
Светът голям, в далечината струпан,
с възторг се вглежда към града-герой.

Велик е той! Какъв безсмъртен жребий!
В легендите звено верижно там!
От него на земята и в небето
изстрадан пътят е и изкован.

Ударения
ПОБЕДИТЕЛЯТ

Спомне́те си пресъ́хналото гъ́рло,
кога́то дръ́нкаше ненавистта́
и срешту на́с крештя́ха си́ли въ́рли
на изпита́нията в есента́.

Но бе пред зло́ прегра́да правота́та,
тя вра́жите доспе́хи сме́ло спря́.
Твърд въплъти́ на Ле́нинград съдба́та.
Пред по́гледите бе като́ стена́.

И е́то, че заве́тен миг настъ́пи:
обса́дния кордо́н разкъ́са то́й.
Светъ́т голя́м, в далечина́та стру́пан,
с възто́рг се вгле́жда към града́-геро́й.

Вели́к е то́й! Какъ́в безсмъ́ртен жре́бий!
В леге́ндите звено́ вери́жно та́м!
От не́го на земя́та и в небе́то
изстра́дан пъ́тят е и изкова́н.

Превод от руски език на български език: Красимир Георгиев

Борис Пастернак
ПОБЕДИТЕЛЬ

Вы помните еще ту сухость в горле,
Когда, бряцая голой силой зла,
Навстречу нам горланили и перли
И осень шагом испытаний шла?

Но правота была такой оградой,
Которой уступал любой доспех.
Все воплотила участь Ленинграда.
Стеной стоял он на глазах у всех.

И вот пришло заветное мгновенье:
Он разорвал осадное кольцо.
И целый мир, столпившись в отдаленьи,
B восторге смотрит на его лицо.

Как он велик! Какой бессмертный жребий!
Как входит в цепь легенд его звено!
Все, что возможно на земле и небе,
Им вынесено и совершено.

---------------
Руският поет, писател и преводач Борис Пастернак (Борис Леонидович Пастернак) е роден на 29 януари/10 февруари 1890 г. в Москва. На Запад е известен с трагичния си роман за Съветска Русия „Доктор Живаго“ (1957 г.), а в Русия е по-известен като поет. Първата си поетична книга „Близнец в тучах” публикува през 1914 г., а през 1917 г. излиза книгата му „Сестра моя жизнь“, смятана за най-влиятелната стихосбирка на руски език през ХХ век. Стилът му е модернистичен и многоцветен. През следващите години пише и публикува поезия и проза, но не се вписва в доктрината на социалистическия реализъм, одобрена от Комунистическата партия. От 1932 г. Пастернак рязко променя стила си, за да го направи по-приемлив за властите. Превежда Шекспир („Хамлет“, „Макбет“, „Крал Лир“), Гьоте („Фауст“), Рилке („Requiem fur eine Freundin“), Верлен и др. След като написва романа „Доктор Живаго“, цензурата в Съветския съюз не одобрява книгата и той успява да я изпрати и издаде през 1957 г. в Италия. Това предизвиква репресии срещу него, продължили до края на живота му. През 1958 г. Пастернак получава Нобелова награда за литература. Умира на 30 май 1960 г. в Переделкино.

В стихотворении “Победитель” (1944) образ выстоявшего Ленинграда ассоциируется и с каждым бойцом, и с армией, и с народом в целом. Вам известен прием синекдохи, когда множественное число заменяется единственным, однако образы, созданные на основе этого приема, лишены иносказательности, а в стихотворении Пастернака город подобен человеку – Ленин-град-Победитель. Эта многозначность образа делает его символом и русского народа, победившего врага, и неизбежности победы Добра над Злом.
Блокада Ленинграда воспринимается лирическим героем стихотворения как “испытание”, а судьба его жителей как необходимая высокая жертва: “Все, что возможно на земле и в небе, Им вынесено и совершено”. Историческое событие вписывается Пастернаком в большое историческое время (“Как входит в цепь легенд его звено!”), с одной стороны, а с другой – включается в надысторическое бытие (“Как он велик! Какой бессмертный жребий!”).

(Пока оценок нет)


Другие сочинения:

  1. Стихотворение Б. Л. Пастернака “Ожившая фреска” напи­сано в марте 1944 года и впервые опубликовано 15 апреля 1944 года в газете “Литература и искусство”. Оно посвящено Сталинградской битве – переломному событию в Великой Отечественной войне. По жанру это баллада. Уже в Read More ......
  2. В стихотворении “На Страстной” описывается весна, пробуждение природы. Основная темапроизведения – изменения, которые происходят в окружающем мире и в душе человека. В стихотворении чувствуется напряженная борьба стихий ночи и дня, темноты и света, зимы и весны, что подтверждают средства контраста Read More ......
  3. В стихотворении “Во всем мне хочется дойти…” (1956), открывающем книгу стихов “Когда разгуляется”, поэт продолжает традиции русской классики (вспомните “Элегию” А. С. Пушкина; “Я жить хочу! хочу печали…” М. Ю. Лермонтова; “О, я хочу безумно жить…” А. А. Блока). Первые Read More ......
  4. Отношение Б. Пастернака к миру как множеству единичного и времени как бесконечности мгновенного выражено в стихотворении “Единственные дни” (1959), завершающем цикл “Когда разгуляется”. Стихотворения этого цикла наполнены воздухом и светом, искренней верой в красоту и силу жизни, памятью о каждом Read More ......
  5. Получение Нобелевской премии было признанием заслуг наших соотечественников за рубежом. Но это отнюдь не облегчало их жизнь в СССР. Наоборот, в обстановке развязывания “холодной войны” и тоталитарного политического режима сам факт присуждения Нобелевской премии служил поводом для травли этих людей Read More ......
  6. Стихотворение Пастернака “Зимняя ночь” имеет двойную датировку – 1913 и 1928 годы. На мой взгляд, это говорит о значимости для поэта данного произведения, к которому он возвратился спустя четырнадцать лет. Композиционно в “Зимней ночи” можно выделить три части: вступление, основную Read More ......
  7. Повесть Е. Велтистова “Победитель невозможного” (1975) входит в цикл произведений “Приключения Электроника и его друзей”. Кто из нас не смотрел интереснейший фильм о приключениях Сережи Сыроежкина и его “электронного двойника” Электроника, снятый по мотивам этих произведений? Лично для меня это Read More ......
  8. На самом деле, кто же Чацкий: победитель или побежденный в этой бесконечной игре притворства, зависти, чинов и шумных балов того часа Москвы: Где, укажите нам, отечества отцы, Которых мы должны принять за образцы? Не эти ли грабительством богаты? Защиту от Read More ......
Анализ стихотворения “Победитель” Пастернака

Цели:

Образовательная:

1) через одно стихотворение дать представление о судьбе, творчестве и особенностях стиля Б. Пастернака;

  • выявить тему стихотворения,
  • пояснить лексическое значение ключевых слов,
  • определить роль тропов и фигур (эпитеты, метафоры, олицетворение и др.) в
  • раскрытии темы и идеи стихотворения.

Развивающая:

  • Научить анализировать, синтезировать, сопоставлять.

Воспитательная:

  • Воспитывать общечеловеческие ценности, всеобщие нравственные принципы, воспитание гражданственности.

Оборудование:

  1. портрет поэта - <Рисунок1>;
  2. титульные листы книг Б. Пастернака - <Рисунок1т>, Рисунок2т>, <Рисунок3т>;
  3. листы с дарственными надписями автора - <Рисунок1д>, <Рисунок2д>
  4. страницы его книг - <Рисунок1с>
  5. словарь тропов и фигур
  6. отрывок из фильма “Осталась одна Таня”
  7. плакат - <плакат>

Ход урока

1). Организационный момент.

2). Слово учителя.

У каждого человека свой неповторимый характер.

Характер поэта, его личность отражаются в каждом его стихотворении. И все стихотворения вместе, как кусочки большой мозаики, составляют картину поэтического мира.

Сегодня на уроке мы не только попытаемся понять поэтический мир замечательного русского поэта Б. Пастернака, но и обратимся через его стихотворение к волнующим страницам нашей истории, и, может быть, нам удастся понять, в чём же заключается великая тайна души русской.

И неслучайно тема нашего урока: “Как он велик! Какой бессмертный жребий!”

Для решения поставленных задач мы сегодня будем работать в группах:

БИОГРАФЫ (изучали биографию Б. Пастернака)

ИСТОРИКИ (собирали материал о странице истории “Блокада Ленинграда”)

ЛИНГВИСТЫ (составляли литературоведческий словарь)

Как мы уже знаем, характер поэта, его личность всегда отражаются в его стихах. Поэтому, прежде чем анализировать поэтический текст, мы обратимся к личности автора.

“Б. Пастернак: огромные глаза, пухлые губы, взгляд горделивый и мечтательный, высокий рост, гармоничная походка, красивый и звучный голос. . . ”, - вспоминал художник Юрий Анненков, в 1921 году нарисовавший замечательный карандашный портрет поэта.

Я предоставляю слово нашим биографам:

1-й биограф:

Борис Леонидович Пастернак родился, в 1890 году, в Москве в удивительной семье.

Его отец, Леонид Осипович Пастернак, академик живописи, был талантливым русским художником. Он написал портрет писателя Льва Николаевича Толстого.

Мать, Розалия Исидоровна Кауфман, была известной пианисткой. Сохранились воспоминания о том, что часто музыка, материнская музыка, будила его, маленького ребёнка, ото сна и заставляла заливаться слезами “от сладкой и щемящей муки”. Юный Борис увлёкся музыкой, которую он любил “больше всего на свете”.

2-й биограф:

Став уже взрослым человеком, Пастернак вспоминал о том, как его готовили к поступлению в 1-й класс гимназии. Гимназия была особенной: все предметы там преподавали на немецком языке. Первая учительница, Екатерина Ивановна Боратынская, была детской писательницей и переводчицей литературы для юношества с английского. “Она обучала меня грамоте, начаткам арифметики и французскому с самых азов, с того, как сидеть на стуле и держать ручку с пером в руке. Меня водили к ней на урок в занимаемый ею номер меблированных комнат. В номере было темно. Он снизу доверху был набит книгами. В нём пахло чистотой, строгостью, кипячёным молоком и жжёным кофе. . . ”.

Вы обратили внимание, сколько языков изучал Пастернак с детства?

Правильно, три, и знал их хорошо, много читал и переводил с английского, немецкого и французского языков.

Да, семья Пастернака действительно была удивительной. Родителями его были люди, составляющие гордость культуры России XVIII-XX веков. И хотя Б. Пастернак не стал ни музыкантом, ни художником, тем не менее живопись и музыка вошли в его стихи.

Затем Пастернак окончил философское отделение Московского университета.

3-й биограф:

Был у Б. Пастернака с юных лет друг - Николай Николаевич Вильмонт - одна из интереснейших фигур в нашей литературе. Вы видите титульные листы книг Б. Пастернака с дарственными надписями Николаю Вильмонту. Это книги - “Сестра моя жизнь”, “Поверх барьеров”, “Воздушные пути”, “Две книги”.

4-й биограф:

А вот последний год жизни поэта – 1960-й. Это время не такое уж далёкое от нас: многие наши родители помнят эти годы. Сам Пастернак писал, что последние 3 года жизни были для него очень тяжёлыми. Почему?

Семь долгих лет Борис Пастернак писал свой роман “Доктор Живаго”, ясно понимая, что при его жизни в Советском Союзе этот роман не напечатают. По счастливой случайности Пастернак познакомился с итальянским журналистом, который предложил опубликовать роман за границей. Отдавая рукопись для публикации за рубежом, Пастернак предвидел неприятные последствия, но шёл на это, так как главная мечта любого художника – подарить своё произведение людям.

И 17 ноября 1957 года роман был напечатан в Италии, затем переведён на 24 иностранных языка. Там, за границей, роман высоко оценили читатели и профессионалы. Шведская академия Борису Пастернаку присвоила Нобелевскую премию. Это самая почётная в мире награда для художника.

Но в Советском Союзе публикация романа вызвала скандал, а на долю автора выпали тяжкие испытания, когда даже самые близкие люди отвернулись от него, эти испытания он переживал практически в одиночку.

А ещё в жизни Пастернака было испытание войной, которое он переживал вместе с народом и так, как этого требовал долг гражданина.

Пастернак был настоящим гражданином своей страны.

Как вы понимаете, что значит “быть гражданином”?

ОТВЕТЫ УЧ-СЯ:

Быть гражданином значит добросовестно выполнять свои обязанности.

Значит – соблюдать законы государства, в котором живёшь, уважать права других людей.

Значит, охранять природу.

Я считаю, что обязанностью гражданина является защита Отечества.

Всё сказанное вами верно.

И особенно мне хочется остановиться на том, что обязанностью гражданина является защита своей страны.

Где встретил войну Б. Пастернак?

4-й биограф:

Начало Великой Отечественной войны поэт встретил, живя в подмосковном посёлке Переделкино. Он пишет стихи, в которых в полный голос звучит патриотическая тема. Их печатают журналы “Огонёк” и “Красная новь”. О первых месяцах войны Пастернак рассказывал в журнальной заметке: “Я дежурил в ночи бомбардировок на крыше двенадцатиэтажного дома, рыл блиндаж у себя за городом и проходил курсы военного обучения, неожиданно обнаружившие во мне прирождённого стрелка”. Летом в 1943 году Пастернаку удаётся вместе с другими писателями выехать на фронт, под Орёл.

А стихотворение “Победитель” написано было немного позднее, в эвакуации, в январе 1944 года.

Вслушайтесь в стихотворение и подумайте: о чём оно?

(дети воспринимают стихотворение только на слух) .

Итак, о чём же это стихотворение?

О войне.

О блокаде Ленинграда.

О великом народе-победителе.

Об испытании, выпавшем на долю русских людей.

Всё сказанное вами верно.

(учитель раздаёт тексты стихотворения) .

Это стихотворение имеет название.

Итак, мы будем анализировать стихотворение “Победитель”, но сначала повторим всё, что для этого необходимо.

Дать определение композиции.

Повторим тропы:

Эпитет – художественное определение.

Метафора – скрытое сравнение, построенное на сходстве или контрасте явлений, в котором слова “как”, “как будто”, “словно” отсутствуют, но подразумеваются.

Олицетворение – изображение неодушевлённых предметов, при котором оно наделяются свойствами живых существ: даром речи, способностью мыслить и чувствовать.

Метонимия – слово или выражение, употреблённое вместо другого, потому что между обозначаемыми ими предметами есть связь.

Повторим поэтическую фонетику:

Анафора – единоначатие.

Аллитерация – повторение согласных звуков.

Приступаем к анализу.

Определите композицию стихотворения.

Стихотворение состоит из 4-х частей, связанных общей темой – прорыв блокады Ленинграда.

Давайте определим тему каждой части.

Во 2-й части - об участи Ленинграда.

В 3-й – главные слова – “он разорвал осадное кольцо”.

В 4-й части поэт восхищается русским народом, говоря: “Как он велик!”

А теперь обратимся к особенностям поэтического языка на уровне фонетики, лексики и синтаксиса.

ФОНЕТИКА.

Есть аллитерация (особенно проявляется в 1-й строфе) , повторение согласных звуков р, г (примеры) , для изображения “голой силы зла”, для создания образа врагов.

Как вы думаете, с чем это связано? (показывает своё отношение к врагам) .

Правота, восторг, жребий (имеет пометку “устаревшее”) , звучит слово участь, которое является его синонимом.

Какие тропы использует Пастернак в стихотворении?

Эпитеты (заветное мгновенье, как он велик).

Метафора (стеной стоял он на глазах у всех).

Олицетворение (его лицо - лицо Ленинграда, мгновение пришло, целый мир смотрит, осень шла шагом).

Инверсия (осень шагом испытаний шла).

Метонимия (уступал любой доспех, т. е. любая армия).

Обратимся к поэтическому синтаксису:

УЧАЩИЕСЯ:

Риторические вопросы- 1-я строфа.

Предложения почти все сложные (это одна из особенностей стиля Б. Пастернака) .

- Как он велик. . .
Как входит в цепь. . .

Попытайтесь определить размер стихотворения и рифму.

ямб – двусложный размер стиха. В строке ямба ударные слоги чётные, безударные – нечётные.

Рифма – перекрёстная.

Что дал нам анализ стихотворения Б. Пастернака?

И в этом стихотворении перед нами предстал образ самого автора как настоящего гражданина и патриота.

О какой же участи Ленинграда говорит Б. Пастернак в своём стихотворении?

Слово историкам.

1- й историк:

Б. Пастернак говорит о самой страшной странице Великой Отечественной войны – блокаде Ленинграда. Бесконечно долгие 900дней, каждый из которых – урок мужества.

2-й историк:

Осенью 1941года немецкое командование поняло, что их блицкриг – план молниеносной войны – провалился, что война приобретает затяжной характер. А чтобы выдержать затяжную войну, надо было кормить своих солдат, поддерживать армию. Именно поэтому предусматривалось ограбление населения на занятых фашистами землях.

3-й историк:

Уже 8 сентября 1941 года над городом сомкнулось кольцо блокады. В этом кольце оказалось 2миллиона 887 тысяч человек. В связи с иссякающими запасами муки продолжали снижаться нормы выдачи хлеба. Острый голод давал о себе знать всё сильнее, умирали и молодые и старые, мужчины, женщины, дети. Смерть настигала людей везде. На улице падал человек и больше не поднимался. В квартире - ложился спать и засыпал навеки. Часто жизнь обрывалась у станка. Хоронить было трудно. Мёртвых хоронили без гробов. Нередко эти трупы подбирали машины и увозили на общее кладбище.

Я забыть
Никогда не смогу
Скрип саней
На декабрьском снегу
Тот пронзительный
Медленный скрип:
Он как стон,
Как рыданье,
Как всхлип. (Ю. Воронов)

4-й историк:

Обречь на мучительную смерть как можно больше людей, оставшихся в живых, разобщить их, лишить воли к сопротивлению, пробудить животные инстинкты, взять Ленинград голыми руками, а пленных превратить в рабов, готовых за миску баланды на всё. . . Это и есть фашистская стратегия голода. Фашисты это орудие применяли широко.

Дети, плача, хлеб просили.
Нет страшнее пытки такой.
Ленинградцы ворот не открыли
И не вышли к стене городской.
Без воды, без тепла, без света
День похож на чёрную ночь.
Может, в мире и силы нету,
Чтобы всё это превозмочь?
Умирали - и говорили:
- Наши дети увидят свет!
Но ворот они не открыли.
На колени не встали, нет!

5-й историк:

Всего в ноябре голод унёс свыше 11 тысяч жизней, в декабре – 53 тысячи. В январе и феврале умерло 199 тысяч 187 ленинградцев, в марте – ещё 89 тысяч 968 человек. . .

В новогоднем приказе Гитлер благодарил своих солдат “за создание невиданной в истории мира блокады” и уверял, что скоро Ленинград, “как спелое яблоко, упадёт к нашим ногам”. . .

6-й историк:

Страшный был итог блокады. За 900 дней погибло 800 тысяч человек. Это им посвящены печальные и торжественные слова, начертанные на мемориальной стене Пискарёвского кладбища: “Их имен благородных мы здесь перечислить не можем, так их много под вечной охраной гранита. Но знай внимающий этим камням: НИКТО НЕ ЗАБЫТ И НИЧТО НЕ ЗАБЫТО.

(фрагмент фильма “Осталась одна Таня”) .

9 мая, в День Победы, ленинградцы придут на Пискарёвское кладбище семьями и в одиночку, старые и молодые. Они положат на холмы братских могил цветы. А некоторые конфеты, папиросы, хлеб.

Маленький кусочек хлеба, в котором так нуждался каждый из похороненных там.

Вечная им память!

Наш урок подходит к концу. Пора подводить итоги.

Итак, чем же мы занимались сегодня на уроке?

Познакомились с личностью Б. Пастернака – настоящего гражданина своей страны.

Учились анализировать поэтический текст.

Говорили о патриотизме, стойкости и мужестве русских людей.

Давайте обратимся к фразе, которую я произнесла вначале урока, что значит “великая тайна души русской”?

Для россиянина понятие гражданственности тесно связано с понятием патриотизма, любви к Родине, ответственностью, неравнодушным отношением к судьбе Отчизны. На протяжении тысячелетней истории нашей страны большинство людей, проживающих в ней, гордились своей принадлежностью к России и её истокам, корням, отдавали свои знания и талант на благо Отечества, а в годы суровых испытаний, не задумываясь, отдавали свои жизни за Родину. Может быть, поэтому так трудно понять иностранцам “загадочную русскую душу”.

Домашнее задание (по выбору уч-ся) :

Написать сочинение на тему:

Какое настроение вызвало у меня стихотворение Б. Пастернака “Победитель”.

Выучить наизусть стихотворение “Победитель”.

Повествования

В самом общем виде события, происходящие в «Котловане», можно представить как реализацию грандиозного плана социалистического строительства. В городе строительство «будущего неподвижного счастья» связано с возведением единого общепролетарского дома, «куда войдет на поселение весь местный класс пролетариата».В деревне строительство социализма состоит в создании колхозов и «ликвидации кулачества как класса». «Котлован», таким образом, захватывает обе важнейшие сферы социальных преобразований конца 1920 – начала 1930-х гг. - индустриализацию и коллективизацию.

Сюжет повести можно передать в нескольких предложениях. Рабочий Вощев после увольнения с завода попадает в бригаду землекопов, готовящих котлован для фундамента общепролетарского дома «… единое здание, куда войдет на поселение весь местный класс пролетариата…». Бригадир землекопов Чиклин находит и приводит в барак, где живут рабочие, девочку-сироту Настю. Двое рабочих бригады по указанию руководства направляются в деревню – для помощи местному активу в проведении коллективизации. Там они гибнут от рук неизвестных кулаков, Прибывшие в деревню Чиклин и его товарищи доводят «ликвидацию кулачества» до конца, сплавляя на плоту в море всех зажиточных крестьян деревни. После этого рабочие возвращаются в город, на котлован. Заболевшая Настя той же ночью умирает, и одна из стенок котлована становится для неё могилой.

В платоновском повествовании «обязательная программа» сюжета коллективизации изначально оказывается в совершенно ином контексте. «Котлован» открывается видом на дорогу: «Вощев… вышел наружу, чтобы на воздухе лучше понять свое будущее. Но воздух был пуст, неподвижные деревья бережно держали жару в листьях, и скучно лежала пыль на дороге…» Герой Платонова – странник, отправляющийся на поиски истины и смысла всеобщего существования. Пафос деятельного преображения мира уступает место неспешному, с многочисленными остановками, движению «задумавшегося» платоновского героя.

Дорога приводит Вощева вначале на котлован, где он на какое-то время задерживается и из странника превращается в землекопа. Затем «Вощев ушел в одну открытую дорогу» - куда она вела, читателю остается неизвестно. Дорога вновь приводит Вощева на котлован, а затем вместе с землекопами герой отправляется в деревню. Конечным пунктом его путешествия опять становится котлован.

Маршрут героя постоянно сбивается, и он вновь и вновь возвращается к котловану. Важное значение в композиции повести получает монтаж совершенно разнородных эпизодов: активист обучает деревенских женщин политической грамоте, медведь-молотобоец показывает Чиклину и Вощеву деревенских кулаков, лошади самостоятельно заготавливают себе солому, кулаки прощаются друг с другом перед тем как отправиться на плоту в море.

Наряду с несостоявшимся путешествием героя Платонов вводит в повесть несостоявшийся сюжет строительства – общепролетарский дом становится грандиозным миражом, призванным заменить реальность. Проект строительства изначально утопичен: его автор «тщательно работал над выдуманными частями общепролетарского дома».Проект гигантского дома для его строителей могилой. Ключевое слово «Котлована» - ликвидация – является ключевым в повести, у него несколько синонимов: «устранение»; «уничтожение»; «погибель». «… Чиклин перехватил мужика поперек и вынес его наружу, где бросил в снег.

Ликвидировали? – сказал он из снега. – Глядите, нынче меня нету, а завтра вас не будет. Так и выйдет, что в социализм придет один ваш главный человек!». Мотив уничтожения людей и природы ради строительства «вечного дома» постоянно звучит в произведении. «Ликвидировав кулаков вдаль», Жачев не успокоился, ему стало даже труднее, хотя неизвестно отчего. Он долго наблюдал, «как систематически уплывал плот по снежной текущей реке, как вечерний ветер шевелил темную, мертвую воду, льющуюся среди охладелых угодий в свою отдаленную пропасть, и ему делалось скучно, печально в груди. Ведь слой грустных уродов не нужен социализму, и его вскоре также ликвидируют в далекую тишину».

Кулачество глядело с плота в одну сторону – на Жачева; «люди хотели навсегда заметить свою родину и последнего, счастливого человека на ней», хотели увидеть здание человеческого счастья, за строительство которого заплачено слезами ребенка. Сама идея Дома определяется Платоновым уже на первых страницах повести: «Так могилы роют, а не дома», - говорит бригадир землекопов одному из рабочих.

Смысловой итог строительства «будущего неподвижного счастья» - смерть ребенка в настоящем и потеря надежды на обретение «смысла жизни и истины всемирного происхождения», в поисках которой отправляется в дорогу Вощев. Вощев стоял в недоумении над этим утихшим ребенком, он уже не знал, где же теперь будет коммунизм на свете, если его нет сначала в детском чувстве и в убежденном впечатлении? Зачем ему теперь нужен смысл жизни и истина всемирного происхождения, если нет маленького, верного человека, в котором истина стала бы радостью и движеньем? «Я теперь ни во что не верю!» - логическое завершение стройки века.

Система персонажей в повести «Котлован»

Первым на страницах «Котлована» появляется Вощев. Фамилия героя сразу обращает на себя внимание читателя: грамматически это типично русская фамилия на -ев. Наиболее очевидна фонетическая связь фамилии Вощев со словами «вообще» (в разговорном варианте – «ваще») и «вотще». Оба «значения» фамилии героя реализуются в повести: он ищет смысл общего существования («своей жизни я не боюсь, она мне не загадка») – но его личные поиски истины, равно как и общие усилия в достижении идеала, остаются тщетными, напрасными. Имя, таким образом, задает вектор смысла; оно как бы направляет читателя – но одновременно и «впитывает» значения контекста, наполняясь новыми оттенками смысла.

Значение имени в поэтике Платонова особенно важно потому, что это едва ли не единственный источник информации о герое. В прозе Платонова практически нет портретных характеристик, его герои обитают в мире, лишенном интерьеров е вещных подробностей. Внешняя изобретательность сводится к нулю, а место портрета занимают примерно такие описания: у Козлова было «мутное однообразное лицо» и «сырые глаза», у Чиклина – «маленькая каменистая голова», у пионерок осталась на лицах «трудность немощи ранней жизни, скудность тела и красоты выражения», у прибежавшего из деревни мужика были глаза хуторского, желтого цвета». Чиклин и Прушевский вспоминают мать Насти, которую они когда-то знали, но не по чертам лица, а по ощущению поцелуя, которое бережно хранится в их памяти.



Имена персонажей в прозе Платонова привлекают внимание своей необычностью и даже нарочитой искусственностью, «сделанностью». Жачев, Чиклин, Вощев – все эти имена строятся по типичной для русских имен схеме, но не имеют «прямого» лексического значения. Вместе с тем Козлов, Сафронов и Медведев (так звали медведя-молотобойца) носят вполне привычные и весьма распространенные фамилии, значение которых не воспринимается как характеристика героя.

Особо следует сказать о том, что именами наделены не все персонажи «Котлована». Активист, поп, председатель сельсовета, «середняцкий старичок», просто «зажиточный» названы лишь по их социальному статусу. Однако в контексте «Котлована» отсутствие имени – не менее значимая для характеристики героя информация, чем буквальное значение или происхождение имени.

Традиционные русские фамилии – Козлов, Сафронов, Медведев, как может показаться, уступают по своему смысловому объему фамилии Вощев. Очевидна лишь сюжетная этимология фамилии Медведев: Медведев и есть медведь. Абсолютно реалистическая фамилия принадлежит, однако, совсем не традиционному для реалистической поэтики персонажу – медведю-молотобойцу, обладающему классовым чутьем.

Однако между именем собственным (Медведев) и нарицательным (медведь) есть несколько промежуточных звеньев: Миша («Миш» - в обращении к медведю деревенского мальчика и кузнеца), Мишка, Михаил. «Человеческие» уменьшительно-ласкательные формы в обращении к медведю подчеркивают будничность фантастики – пролетарский молотобоец Миша вместе с людьми раскулачивает зажиточных крестьян в колхозе имени Генеральной Линии. Человеческие черты особенно ярко проявляются в обращении к медведю Насти – « Медведев Мишка». Именно в восприятии Насти медведь окончательно «превращается» в человека: «Одна только Настя смотрела ему вслед и жалела этого старого, обгорелого человека». После смерти Насти Мишка снова становится только медведем: «…колхозники … возили в руках бутовый камень, а медведь таскал этот камень пешком и разевал от натуги пасть».

В противовес этим фамилиям активист на селе вообще не имеет имени. Активист – деятельная натура, он инициатор и главный участник раскулачивания «зажиточного бесчестья» в

колхозе имени Генеральной Линии. Нарицательное существительное пристало к активисту так прочно, что начало выступать в роли имени. Социально-политическая функция вытеснила в человеке живые черты, заполнила его целиком и отменила необходимость в индивидуальном имени.

Не менее значительным в повести является образ Ивана Семеновича Крестинина. Эпизод с его участием занимает несколько строчек, и более значительным оказывается имя персонажа. «Старый пахарь» Иван Крестинин – мужик вообще (в фамилии очевидна связь со словом «крестьянин»), русский человек (Иван – нарицательное имя русских людей), христианин (однокоренные слова – «крестить», «крещение»). Его участь в повести – обобщенное выражение трагической судьбы русского крестьянина в эпоху коллективизации: «Старый пахарь Иван Семенович Крестинин целовал молодые деревья в своем саду и с корнем сокрушал их прочь из почвы, а его баба причитала над голыми ветками».

Имя Насти, также в контексте повести наполняется глубоким смыслом. С греческого имя Анастасия переводится как «воскресшая» - идея будущего воскрешения мертвых пронизывает все действия героев «Котлована». Вощев собирает в свой мешок «всякие предметы несчастья и безответственности», чтобы в будущем вернуть им тот смысл всеобщего существования, которого им так и не дано было узнать. «Утильсырье» для Вощева отнюдь не отбросы – когда он объясняет Насте, что и медведь тоже пойдет в утильсырье, он имеет в виду будущее одухотворение ветхой материи: «Я прах и то берегу, а тут ведь бедное существо!»

Однако именно смертью Насти – «воскресшей» - завершает повесть. Настя действительно однажды вернулась к жизни – Чиклин находит девочку в комнате, где умирает её мать; замуровав эту комнату, Чиклин превратил помещение в склеп для умершей. Трагический диссонанс имени и судьбы Насти – логический итог «общего дела» строителей миража. Дом остался не только не построенным – он стал ненужным, потому что в нем после смерти Насти, «будущего счастливого человека», некому жить. «Вощев стоял в недоумении над этим утихшим ребенком, он уже не знал, где же теперь будет коммунизм на свете, если его нет сначала в детском чувстве и убежденном впечатлении?» Не случайно соединение имен Вощева и Насти в финале повести: надежды на воскрешение смысла (истины) и жизни оказались тщетными как тщетны надежды на всеобщее счастье в утопическом мире.

Имена персонажей в смысловой структуре повести «Котлован»

Имя персонажа - та «одежка», по которой его встречают в литера­турном произведении. Со времен классицизма известны «говорящие» имена (Правдин и Вральман у Фонвизина, Молчалин и Тугоуховский у Грибоедова), значением которых, собственно, и исчерпывался харак­тер героя. Ничего не говорящие имена могут строиться на фонетической - артикуляционной - игре: достаточно вспомнить, как выбиралось имя гоголевскому Акакию Акакиевичу из выпавших в святцах Варуха, Варадата, Варахасия или мученика Хоздазата. В кон­це концов, имя может быть просто выдумано писателем, но тогда тем более важно понять, чем обусловлена «конструкция» имени и как свя­заны имя и его носитель.

Имена персонажей в прозе Платонова привлекают внимание своей не­обычностью и даже нарочитой искусственностью, «сделанностью». Жа- чев, Чиклин, Вощев - все эти имена строятся по типичной для русских имен схеме (оканчиваясь на -ев и -ин), но не имеют «прямого» лекси­ческого значения. Вместе с тем Козлов, Сафронов и Медведев (так звали медведя-молотобойца) носят вполне привычные и весьма распростра­ненные фамилии, значение которых не воспринимается как характери­стика героя.

Особо следует сказать и о том, что именами наделены не все персона­жи «Котлована». Активист, поп, председатель сельсовета, «середняц­кий старичок», просто «зажиточный» названы лишь по их социальному статусу. Однако в контексте «Котлована» отсутствие имени - не менее значимая для характеристики героя информация, чем буквальное зна­чение или происхождение имени.

Важнейшее место среди имен собственных в повести, безусловно, зани­мает фамилия Вощев, которая становится главным смысловым фокусом «Котлована». Происхождение этой фамилии не связано с каким-то одним конкретным словом. Смысловая основа фамилии - «вощ» - может ассо­циироваться и с корнями «воск/вощ» (как в слове «вощеный»), и со зву­чанием слова « вообще», которое в разговорной речи произносится как «ваще», и с близким по звучанию наречием «вотще». Ряд фонетических аналогий можно продолжить русской пословицей «Попасть как кур во щи (в ощип)», в которой центральным является звуковой комплекс «вощи».

При внешней несовместимости и даже противоречивости всех этих зна­чений в истории Вощева они связываются воедино, взаимно дополняя друг друга. «Воск» - природный и хозяйственный материал - не связан напрямую с психологическим миром персонажа; но достаточно вспом­нить, как Вощев собирает в мешок «всякую безвестность» мира для памя­ти, - и можно убедиться, что ничто «природное и хозяйственное» Вощеву не чуждо. «Вообще» напоминает о главном деле жизни героя - поиске смысла отдельного и общего существования, попытке додуматься до «пла­на общей жизни». С «вотще» связана идея тщеты и разочаровывающей безрезультатности такого поиска и обреченности героя. Сюжет русской пословицы в связи с историей Вощева в «Котловане» неожиданно получа­ет грустно-комическое воплощение: в колхозе имени Генеральной Линии активист определяет Вощева на «куриное дело» («перещупать всех кур и тем определить к утру наличие свежеснесенных яиц»).

Фамилия Вощева уже на первой странице повести определяет логику его духовного пути - от надежды обрести «всемирную истину» к осозна­нию (после смерти Насти) тщетности общих усилий в достижении идеа­ла и личного существования.

Традиционные русские фамилии - Козлов, Сафронов, Медведев, как может показаться, уступают по своему смысловому объему фамилии Во­щев. Очевидна лишь сюжетная этимология фамилии Медведев: Медве­дев и есть медведь. Абсолютно реалистическая фамилия принадлежит, однако, совсем не традиционному для реалистической поэтики персона­жу - медведю-молотобойцу, обладающему классовым чутьем.

Однако между именем собственным (Медведев) и нарицательным (медведь) есть несколько промежуточных звеньев: Миша («Миш» - в обращении к медведю деревенского мельника и кузнеца), Мишка, Миха­ил. «Человеческие» уменьшительно-ласкательные формы в обращении к медведю подчеркивают будничность фантастики - пролетарский мо­лотобоец Миша вместе с людьми раскулачивает зажиточных крестьян в колхозе имени Генеральной Линии. Человеческие черты особенно ярко обозначаются в обращении к медведю Насти - «Медведев Мишка». Именно в восприятии Насти медведь окончательно «превращается» в че­ловека: «Одна только Настя смотрела ему вслед и жалела этого старого, обгорелого человека». После смерти Насти Мишка снова становится только медведем: «…колхозники… возили в руках бутовый камень, а медведь таскал этот камень пешком и разевал от натуги пасть».

С «животной» этимологией имен собственных связано в повести и имя партийного функционера Пашкина. Его зовут Лев Ильич. Внешняя этимологическая связь имени Лев с фамилиями Козлов и Медведев вновь оказывается обманчивой. «Царственные» краски имени Лев сти­раются в «контрреволюционном» сочетании политически правильного отчества (Владимир Ильич) и ошибочного имени (Лев Троцкий). «Не­правильное» имя даже становится уликой в партийном разбирательстве, устроенном по заявлению Жачева. Лев Ильич - бюрократ постреволю- ционной генерации, и его имя - не столько указание на какие-то лично­стные черты персонажа, сколько сатирический «портрет» партийного активиста, который сумеет удержаться на плаву при любом повороте «генеральной линии».

В противовес Льву Ильичу Пашкину его партийный коллега на селе - активист - вообще лишен имени. В сравнении с Пашкиным, сю­жетные функции которого ограничены, активист - значительно более деятельная фигура, он инициатор и главный участник раскулачивания «зажиточного бесчестья» в колхозе имени Генеральной Линии. Нарица­тельное существительное пристало к активисту так прочно, что начало выступать в роли имени; на селе была даже «уменьшительно-ласкатель­ная» форма от «активиста» - «актив». Социально-политическая функ­ция вытеснила в человеке живые черты, заполнила его целиком и отме­нила необходимость в индивидуальном имени.

Еще одна парадоксальная деталь связана с появлением в «Котлова­не» - причем появлением сюжетно не мотивированным - Ивана Семе­новича Крестинина. Эпизод с его участием занимает несколько строчек, и более значимым оказывается скорее имя персонажа, нежели его уча­стие в изображаемых событиях. «Старый пахарь» Иван Крестинин - мужик вообще (в фамилии очевидна связь со словом «крестьянин»), рус­ский человек (Иван - нарицательное имя любого русского), христианин (однокоренные слова- «крестить», «крещение»). Его участь в повес­ти - обобщенное выражение трагической судьбы русского крестьянина в эпоху коллективизации: «Старый пахарь Иван Семенович Крестинин целовал молодые деревья в своем саду и с корнем сокрушал их прочь из почвы, а его баба причитала над голыми ветками».

И наконец, наибольшая смысловая нагрузка приходится на имя На­сти, олицетворяющей будущее счастье и «истину всемирного происхож­дения». Буквальное значение имени- «воскресшая». Настя действи­тельно однажды буквально выходит из могилы: Чиклин уводит ее из комнаты (повествователь уточняет - комната была без окон), в которой умерла ее мать и в которой Чиклин сделал «склеп» для умершей. Одна­ко значение имени Насти оказывается в трагическом противоречии с ее судьбой: предназначенная для новой, вечной жизни, сумевшая однажды уйти от смерти, она погибает, унося с собой надежду и веру. Смерть Насти - сюжетный и смысловой итог повести, и ее могила в котловане общепролетарского дома - мрачная эмблема утопического счастья.

Имена собственные в «Котловане», таким образом, выступают не только в традиционной функции - как средство характеристики персо­нажей. Значения имен связаны и со всеми остальными уровнями текста - сюжетом, образным и символическим строем - и могут быть адекватно поняты только с учетом их контекстуальных связей. Ключе­вая роль в смысловой структуре «Котлована» принадлежит именам Во­щева и Насти: смерть «воскресшей» символически выражает тщетность надежд на всеобщее счастье в утопическом мире.

Сочинение на тему: Имена персонажей в смысловой структуре повести «Котлован»

4.9 (97.33%) 15 votes