Значение коган петр семенович в краткой биографической энциклопедии.

Значение КОГАН ПЕТР СЕМЕНОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии

КОГАН ПЕТР СЕМЕНОВИЧ

Коган Петр Семенович - писатель. Родился в 1872 году. Окончил курс историко-филологического факультета Московского университета. Состоит приват-доцентом Петроградского университета по кафедре западноевропейских литератур. С успехом читал публичные лекции о современной литературе в Москве и провинции. Главные его труды: "Очерки по истории западноевропейских литератур" (М., 1903 - 1910; 6-е издание, 1911); "Очерки по истории новейшей русской литературы" (ib., 1908 - 1912); "Очерки по истории древних литератур" (М., 1907; 3-е издание, 1912); "Белинский и его время" (ib., 1911), "Белинский" (ib., 1911); "Миросозерцание Белинского" (ib., 1911); "Учебник по истории западноевропейских литератур" (ib., 1912); "Хрестоматия по истории западноевропейских литератур" (ib., 1911); "Опыт исторической хрестоматии западноевропейских литератур" (ib., 1904). Состоит сотрудником настоящего Словаря. Противник модернизма и эстетизма, Коган решающее значение в ход литературных течений и настроений придает экономически сословному элементу и в этом смысле может быть причислен к сторонникам литературного марксизма.

Краткая биографическая энциклопедия. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое КОГАН ПЕТР СЕМЕНОВИЧ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • КОГАН ПЕТР СЕМЕНОВИЧ
    Петр Семенович , советский историк литературы, критик. Печатался с 1895. Будучи уже …
  • КОГАН в Словаре указателе теософских понятий к Тайной доктрине, теософском словаре:
    (Тиб.) "Владыка" или "Учитель"; главный; так Дхиан-Коган соответствовало бы "Главному из Дхияни", или небесных Светов - Архангелов - в переводе …
  • ПЕТР в Библейском словаре:
    , Апостол — Симон, сын (потомок) Ионы (Иоан.1:42), рыбак из Вифсаиды (Иоан.1:44), живший с женой и тещей в Капернауме (Мат.8:14). …
  • КОГАН в Литературной энциклопедии:
    Петр Семенович — критик и историк зап.-европейской и русской лит-ры. Р. в семье врача, окончил гимназию и историко-филологический факультет …
  • ПЕТР в Большом энциклопедическом словаре:
    древнерусский зодчий 12 в. Строитель Георгиевского собора Юрьева монастыря в Новгороде (начат в …
  • ПЕТР СВЯТЫЕ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
    1) св. мученик, за исповедание веры пострадал в Лампсаке, в Дециево гонение, в 250 г.; память 18 мая; 2) св. …
  • ПЕТР в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    св. Апостол - один из виднейших учеников И. Христа, оказавший огромное влияние на последующую судьбу христианства. Родом из Галилеи, рыбак …
  • ПЁТР в Современном энциклопедическом словаре:
  • ПЁТР в Энциклопедическом словарике:
    (? - 1326), митрополит всея Руси (с 1308). Поддерживал московских князей в их борьбе за великое княжение владимирское. В 1324 …
  • ПЕТР
    ПЁТР "ЦАР́ЕВИЧ", см. Илейка Муромец …
  • ПЕТР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ПЁТР Р́АРЕШ (Реtru Rares), молд. господарь в 1527-38, 1541-46; проводил политику централизации, боролся против тур. ига, сторонник сближения с …
  • ПЕТР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ПЁТР ЛОМБ́АРДСКИЙ (Реtrus Lombardus) (ок. 1100-60), христ. богослов и философ, предст. схоластики, епископ Парижский (с 1159). Учился у П. Абеляра …
  • ПЕТР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ПЁТР ДОСТОПОЧТ́ЕННЫЙ (Petrus Venerabilis) (ок. 1092-1156), христ. учёный, писатель и церк. деятель, аббат Клюнийского мон. (с 1122). Провёл реформы в …
  • ПЕТР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ПЁТР ДАМИ́АНИ (Реtrus Damiani) (ок. 1007- 1072), церк. деятель, богослов, кардинал (с 1057); сформулировал положение о философии как служанке теологии. …
  • ПЕТР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    "ПЁТР ВЕЛ́ИКИЙ", первый броненосец рос. ВМФ; в строю с 1877; прототип рос. эскадренных броненосцев. С нач. 20 в. учебно-арт. корабль, …
  • ПЕТР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ПЁТР АМЬ́ЕНСКИЙ, Пустынник (Petrus Eremita) (ок. 1050-1115), франц. монах, один из руководителей 1-го крестового похода. После взятия Иерусалима (1099) возвратился …
  • ПЕТР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ПЁТР II П́ЕТРОВИЧ НЕГОШ, см. Негош …
  • ПЕТР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ПЁТР I П́ЕТРОВИЧ НЕГОШ (1747-1830), правитель Черногории с 1781. Добился (1796) фактич. самостоятельности страны, издал в 1798 "Законник" (дополнен в …
  • ПЕТР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ПЁТР III Фёдорович (1728-62), рос. император (с 1761), нем. принц Карл Пётр Ульрих, сын герцога голштейн-готторпского Карла Фридриха и Анны …
  • ПЕТР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ПЁТР II (1715-30), рос. император (с 1727), сын царевича Алексея Петровича. Фактически правили гос-вом при нём А.Д. Меншиков, затем Долгоруковы. …
  • ПЕТР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ПЁТР I Великий (1672-1725), царь (с 1682), первый рос. император (с 1721). Мл. сын царя Алексея Михайловича от второго брака …
  • ПЕТР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ПЁТР, др.-рус. зодчий 12 в. Строитель монументального Георгиевского собора Юрьева мон. в Новгороде (начат в …
  • ПЕТР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ПЁТР (в миру Пётр Фёд. Полянский) (1862- 1937), митрополит Крутицкий. Местоблюститель патриаршего престола с 1925, в том же году арестован …
  • ПЕТР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ПЁТР (в миру Пётр Симеонович Могила) (1596-1647), митрополит Киевский и Галицкий с 1632. Архимандрит Киево-Печерской лавры (с 1627). Основал славяно-греко-лат. …
  • ПЕТР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ПЁТР (?-1326), рус. митрополит с 1308. Поддерживал моск. князей в их борьбе за великое княжение. В 1325 перевёл митрополичью кафедру …
  • ПЕТР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ПЁТР, в Новом Завете один из двенадцати апостолов. Первонач. имя Симон. Призванный Иисусом Христом в апостолы вместе с братом Андреем …
  • КОГАН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ЌОГАН Пав. Дав. (1918-42), рус. поэт. Стихи отражают романтич. настрой, готовность к подвигу молодого человека предвоен. поколения, опубл. в сб. …
  • КОГАН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ЌОГАН Леон. Бор. (1924-82), скрипач, нар. арт. СССР (1966). Один из крупнейших предст. совр. скрипичной школы. 1-я пр. на Междунар. …
  • ПЕТР в Словаре Кольера:
    имя ряда европейских королей и императоров. См. также: ПЕТР: ИМПЕРАТОРЫ ПЕТР: …
  • ПЕТР
    Прорубил окно в …
  • ПЕТР в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Райский …
  • ПЕТР в словаре Синонимов русского языка:
    апостол, имя, …
  • ПЁТР в Полном орфографическом словаре русского языка:
    Пётр, (Петрович, …
  • ПЕТР
    в Новом Завете один из двенадцати апостолов. Первоначальное имя Симон. Призванный Иисусом Христом в апостолы вместе с братом Андреем и …
  • КОГАН в Современном толковом словаре, БСЭ:
    Леонид Борисович (1924-82) , российский скрипач, народный артист СССР (1966). Один из крупнейших представителей современной скрипичной школы. 1-я премия на …
  • СУХОРУКОВ, ЛЕОНИД СЕМЁНОВИЧ в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-04-23 Time: 13:56:17: ""Эту статью необходимо объединить со статьёй Леонид Семёнович Сухоруков. Пожалуйста, дополните ту страницу недостающими …
  • МИХАИЛ СЕМЁНОВИЧ СОБАКЕВИЧ в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-01-10 Time: 14:01:04 Михаил Семенович Собакевич - герой поэмы «Мёртвые души». * ? И лицо разбойничье! ? сказал Собакевич. …
  • МЕДВЕДЕНКО, СЕМЁН СЕМЁНОВИЧ в Цитатнике Wiki:
    Data: 2008-11-01 Time: 11:28:21 Медведенко Семен Семенович, персонаж комедии «Чайка».- * Отчего? ""(В раздумье.)"" Не понимаю… Вы здоровы, отец …
  • ЛЕОНИД СЕМЁНОВИЧ СУХОРУКОВ в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-04-23 Time: 13:56:55: ""Эту статью необходимо объединить со статьёй Сухоруков, Леонид Семёнович. Пожалуйста, дополните эту страницу недостающими …
  • ХРЕНОВ ИВАН СЕМЕНОВИЧ
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Иоанн Семенович Хренов (1888 - 1937), диакон, священномученик. Память 8 октября, в …
  • ТИТОВ ИВАН СЕМЕНОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Титов Иван Семенович (1880 - 1938), председатель церковно-приходского совета. Родился в 1880 году в …
  • СКОРОБОГАТОВ АЛЕКСЕЙ СЕМЕНОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Скоробогатов Алексей Семенович (1889 - 1938), псаломщик, мученик. Память 23 марта, в …
  • ПОКРОВСКИЙ ИВАН СЕМЕНОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Покровский Иван Семенович (1874 - 1938), протоиерей, священномученик. Память 13 февраля, …
  • ПЕТР (ПОЛЯНСКИЙ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Петр (Полянский) (1862 - 1937), митрополит Крутицкий, местоблюститель патриаршего престола Русской Православной Церкви …
  • ПЕТР (ЗВЕРЕВ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Внимание, эта статья еще не окончена и содержит лишь часть необходимой информации. Петр (Зверев) (1878 …
  • ПЕТР I АЛЕКСЕЕВИЧ ВЕЛИКИЙ в Краткой биографической энциклопедии:
    Петр I Алексеевич Великий - первый Император всероссийский, родился 30 мая 1672 года от второго брака царя Алексея Михайловича с …
  • ЯКОБИ БОРИС СЕМЕНОВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Борис Семенович (Мориц Герман) (21.9.1801, Потсдам, - 11.3.1874, Петербург), русский физик и изобретатель в области электротехники, академик Петербургской АН (1847; …
  • ЩЕПКИН МИХАИЛ СЕМЕНОВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Михаил Семенович , русский актёр. Основоположник реализма в русском сценическом …
  • ЦВЕТ МИХАИЛ СЕМЕНОВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Михаил Семенович (14.5.1872, Асти, Италия, - 26.6.1919, Воронеж), русский ботаник-физиолог и биохимик. Окончил Женевский университет (1893). В 1896 получил степень …

Коган, Петр Семенович, критик, историк литературы, род. 1 июня 1872 г. в г. Лиде, Виленской губ., в семье врача-еврея. Отец переехал на службу в Могилев-губернский. В местной гимн. К. получил среднее образование. Учился хорошо, был почти во всех классах одним из первых, иногда первый ученик, особенно охотно занимался литературой. Оконч. гимн. в 1890 г.; с большими усилиями, благодаря еврейскому происхождению, попал в М. ун-т на ист.-фил. фак. Работал главным образом у проф. А. Н. Веселовского и Н. И. Стороженко по истории зап.-европ. литературы. В ун-те написал две работы: „Старина и народность в учении младшей романтической школы“ и „Ранний немецкий романтизм“; за последнюю работу получил серебряную медаль. В 1896 г. выдержал государственный экзамен и был представлен ист.-фил. факультетом по предложению Н. И. Стороженко к оставлению при ун-те по кафедре зап.-европ. литературы. На это ходатайство был получен отказ со стороны ректора проф. Некрасова, который последовал по распоряжению попеч. учебн. округа Н. П. Боголепова; причиной послужило еврейское происхождение К. Попытка перевестись в СПБ ун-т, поддержанная акад. А. Н. Веселовским, нe удалась: Боголепов был назначен министром народного просвещения. К. продолжал частным образом готовиться к магистерскому экзамену и занимался педагогической деятельностью. Преподавал литературу в ряде моск. учебных заведений. В 1910 г. выдержал при СПБ ун-те магистерский экзамен и избран приват-доцентом по кафедре германо-романской филологии, одновременно читал лекции на высших курсах им. Лесгафта. Первая печатная статья К. „Роль библиографии в учении немецких романтиков“. „Книговедение“ 1895, № 4-5. После Октябрьской революции К. вернулся в М. Состоял проф. I и II МГУ, Смоленского ун-та, Ин-та им. Брюсова (до закрытия) и им. Лесгафта. Работает в Наркомпросе, где последовательно был председателем секции рабоче-крестьянского театра ТЕО и Гос. Худ. Совета. Состоит председателем Научно-Худ. Секции ГУС‘а. В 1921 г. при основании ГАХН был избран ее президентом, состоит им в настоящее время. К. печатался в журн. „Р. М.“, „Обр.“ „Возр.“, „С. М.“, „Вольный Ун-т“ и др. После рев. - в „Кр. Новь“, „Кр. Нива“, „Жизнь“, „Печ. и Рев.“, „Окт.“, „Нов. Мир“, „Мол. Гв.“ и др. Статьи К. в „Истории Западной литературы“ под ред. Ф. Д. Батюшкова, ежегодниках газ. „Речь“, „История русской литературы XIX в.“ под ред. Овсянико-Куликовского в „Нов. Энц. Сл.“ Брокгауза, „Пр.“, „Веч. Москва“, „Изв. ВЦИК“, „Кр. Газета“, „Б. Сов. Энц.“ и др. Ред. и предисловие к антологии „Революционная поэзия современного Запада“. М. 1927.

Кн. К.: 1) „Очерки по истории западно-европейской литературы“. Т. I. 1903 г., 2-е изд. 1905 г., 3-е изд. 1908 г., 4-е изд. 1909 г., 8-е изд. ГИЗ. 1923 г., 9-е изд. ГИЗ, 1928. Тоже Т. II. 1905 г., 2-е изд. 1908 г., 3-е изд. 1910 г., 4-е изд. ГИЗ. 1923 г., 8-е изд. ГИЗ. 1928 г.; 2) „Очерки по истории древних литератур“. Т. I. Греческая литература. Изд. Скирмунта. М. 1907 г., 5-е изд. ГИЗ. М. 1923 г.; 3) „Очерки по истории новейшей русской литературы“. М. 1908-1912 гг., 3 тома. 4-е изд. М. 1923 г., 5-е изд. Т. I и II. ГИЗ. М.-Л. 1926 г.; Т. III (три части); 4) „Очерки по истории западно-европейских литератур“. Т. III. Ч. I. 1909 г., 2-е изд. ГИЗ. М. 1924 г. Ч. П. М. 1910 г., 4-ое изд. (обе части вместе) Гиз 1928; 5) „Белинский и его эпоха“. Изд. „Заря“. М. 1911 г.; 6) „Белинский“. Изд. „Заря“. 1911 г.; 7) „Романтизм и реализм в европейской литературе XIX века“. СПБ . 1914 г., 2-е изд. 1923 г.; 8) „Интеллигенция и народ“. Изд. „Просвещение-народу“. М. 1917 г.; 9) „Н. Г. Чернышевский в русском освободительном движении“. П. 1917 г.; 10) „Пролетарские поэты“. Изд. Лит. Пол. Отд. РВС Зап. Фронта. 1920 г.; 11) „Пролог. Мысли о литературе и жизни". 2-е изд. ГИЗ. М. 1923 г.; 12) „Белинский и его время“. Изд. „Девятое Января“. М. 1923 г.; 13) „Литература этих лет“. Изд. „Основа“. Ив.-Возн., 1924 г., 2-е и 3-е изд. 1925 г., 4-е изд. 1926 г.; 14) „Пролетарская литература“. Изд. „Основа“. Ив.-Возн. 1926 г.; 15) „Красная армия в нашей литературе“. „Военный Вестник“. М. 1926 г.; 16) „Наши литературные споры“. ГАХН. М. 1927 г.; 17) „Литература великого десятилетия“. „Московский Рабочий“. М. Л. 1927 г.; 18) „История русской литературы с древнейших времен до наших дней“. (В самом сжатом изложении). „Молодая Гвардия“. М. Л. 1927 г.

О К.: 1) В. М. Фриче. „Обр.“ 1903 г. Кн. 10; 2) Фриче. „Русская Мысль, 1903 г.; 3) В. Ф. Переверзев. „Печ. и Рев.“ 1923 г., III; 4) Словарь членов Общ. Люб. Росс. Словесн. 1811-1911 гг.; 5)

Пётр Семёнович Коган (20 мая 1872, Лида, Виленская губерния - 2 мая, 1932, Москва) - российский историк литературы, литературный критик, литературовед, переводчик. Профессор МГУ. Президент Государственной академии художественных наук, сотрудник Литературной энциклопедии.

Биография

Окончил гимназию в Могилеве, историко-филологический факультет Московского университета. В студенческие годы увлёкся марксистскими идеями. Преподавал в Москве, в том числе в училище Московского филармонического общества.

В 1909 году переехал в Санкт-Петербург. Приват-доцент кафедры германо-романской филологии Санкт-Петербургского университета в 1911-1918 годах. Принял православие, чтобы получить возможность стать профессором, но к профессуре не был допущен.

Автор переводов книг Д. Рескина, И. Тэна и других. Печатался в «Книговедении», Русской мысли, «Русском слове», «Курьере» и других изданиях. Автор статей в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона («Классицизм», «Лессинг», «Гуцков», «Ибсен», «Зудерман» и других) и в первом издании Большой советской энциклопедии.

После революции преподавал в МГУ, ректор МГУ. Похоронен на Новодевичьем кладбище (участок 3, ряд 63).

Семья

Жена - Надежда Александровна Нолле-Коган (1888-1966) переводчица, мемуаристка.

  • сын - Александр Петрович Кулешов (Нолле) (1921-1990), писатель.

Избранное

  • Очерки по истории западноевропейской литературе (т.1-3, 1903-10)
  • Очерки по истории новейшей русской литературы (т.1-3, 1908-11)
  • Литература этих лет: 1917-1923. - Иваново-Вознесенск: Основа, 1925
  • Коган П. С. Литературные заметки. Эпопея Андрея Белого // Красная новь. - 1921, ноябрь-декабрь. - № 4.
  • Коган П. Бабель: Критика // Соболь А. Печальный весельчак, Хаит Д. Муть, Коган П. С. Бабель, Вендров З. По еврейским колониям. Харьков, 1927.
  • История русской литературы с древнейших времен до наших дней (в самом сжатом изложении). М.-Л., «Молодая гвардия», 270 с. 6000 экз. 2-ое изд. . 270 с. 5 000 экз. 3-е изд. 1930. 269 с. 10 100 экз.
  • Красная Армия в нашей литературе. М., «Военный вестник», 1926. 138 с. 6 070 экз.
  • Лев Толстой и марксистская критика. М.-Л., «Моск. рабочий» . 84 с. 5 000 экз.
  • Литература великого десятилетия. М.-Л., «Моск. рабочий» . 160 с. 6 000 экз.
  • Наши литературные споры. К истории критики Октябрьской эпохи. [М.], Гос. акад. худож. наук, 1927. 117 с. (История и теория искусств. Вып. 3). 4 000 экз.
  • Пролетарская литература. Иваново-Вознесенск, «Основа», 1926. 114 с.

Коган, Петр Семенович

Критик и историк зап.-европейской и русской литературы. Род. в семье врача, окончил гимназию и историко-филологический факультет Московского университета, где работал у Александра Веселовского и Стороженко. В оставлении при университете по кафедре зап.-европейской литературы К. было отказано ввиду его еврейского происхождения. В 1910 К. сдает магистерский экзамен при СПб. университете и избирается приват-доцентом по кафедре гермако-романской филологии. Одновременно К. читает лекции на Высших женских курсах им. Лесгафта. После Октябрьской революции К. работает в Наркомпросе в качестве председателя научно-художественной секции ГУСа, ведет также и педагогическую работу. С 1921 до последнего времени - президент ГАХНа.

Печататься К. начал в "Русской мысли", "Образовании", "Современном мире" и др. журналах. Первая его работа напечатана в "Книговедении", 1895, № 4-5. В 1903 выходят его "Очерки по истории зап.-европейской литературы". Книга эта явилась на русском языке почти первым обзором (если не считать лекций профессора Стороженко), охватывающим всю зап.-европейскую литературу в главнейших ее проявлениях, рассматривающим эту литературу в тесной связи с современными ей социально-политическими и научными течениями. "Автор, - пишет В. М. Фриче в статье, посвященной К., - последователь идейно-культурного метода: история литературы для него - отраженная в художественных образах, отвлеченных понятиях история духа времени" ("Новая книга по истории западно-европейской литературы", "Русская мысль", 1903, кн. 9). В эпоху реакции, когда более четко вырисовываются два враждебных течения в лит-ой критике - идеалисты и марксисты, - К. примыкает к лагерю последних и ведет решительную борьбу против идеалистов - Гершензона, Мережковского, Айхенвальда, Чулкова и др. Лозунгу последних - "литератуpa, в отличие от других форм словесного искусства, есть царство художественной формы" (Гершензон) - К. противопоставляет теорию служебной роли литературы, устанавливает зависимость ее от экономики и тесную связь литературы с наукой, философией и общественно-политическими идеями эпохи. В противовес критикам-импрессионистам, устанавливающим примат переживания в литературе и полную зависимость последней от творческой индивидуальности (Айхенвальд), Коган подчеркивает зависимость личности художника от общественной среды. "Литературное произведение есть акт общественный, а не индивидуальный" ("Пролог"). Но, ставя так. обр. литературное произведение и художника в тесную зависимость от экономики общества, а также науки, философии и общественно-политической мысли и придавая, особенно последним, огромное значение, К. недостаточно оценивает влияние классовой и политической борьбы. Лит-pa является памятником эпохи, выразителем мировоззрения всего общества, культурных его устремлений: "Лит-ра и философская мысль - лучшее выражение культурного стремления общества" - пишет Коган в брошюре "Интеллигенция и народ" . Лит-pa рассматривается у К. не как непосредственное отражение психоидеологии известного класса, а как выражение господствующей или популярной в обществе данного периода идеи или системы научных взглядов. Так. обр. творчество Ибсена у К. - воплощение идей ницшеанства, Золя - зависит полностью от естественно-научной системы Дарвина, Гамсун - поэт иррационального и т. д. Характерно, что пропагандируя в своей брошюре "Интеллигенция и народ" необходимость для литературы идти на службу к новой, разрушающей старое силе (пролетариату), К. именует ее слишком широким термином - "демократия". "Необходимо уничтожить существующий разрыв между литературой и демократией, необходимо отыскать пути, на которых могло бы начаться взаимодействие идейно-творческих, с одной стороны, и демократических явлений - с другой". ("Интеллигенция и народ"). Однако взгляду на литературу как на выражение психоидеологии определенного общественного класса противоречит высказанный в той же брошюре взгляд К. на литературу как на выражение идеологии только господствующей общественной группы. "Угнетенные никогда не имели собственных грамотеев в художественном творчестве, поэты, певшие о страданиях народа, подходят с точки зрения гуманной части угнетателей..," ("Интеллигенция и народ"). Тяготеющий к марксизму метод Когана в его дооктябрьских работах нередко сводится к радикальному просветительству.

В своих литературно-критических работах послеоктябрьского периода К. более близок к марксистскому литературоведению. Но, признавая, что разбор художественного произведения нельзя поручать человеку, стоящему на "внеклассовой" точке зрения ("Наши лит-ые споры"), К. в разборе лит-ых явлений послеоктябрьского периода, а также и в новых изданиях "Очерков по истории зап.-европейской литературы", далеко не всегда рассматривает лит-ые явления с точки зрения их классовой сущности. В определении современных лит-ых течений К. становится нередко на "объективную" точку зрения, никак не оценивая их с точки зрения соответствия общественно-политической жизни и запросам страны, хотя и признает, что "в литературе главное содержание - идеологическая чистота, революционное, подчас новое мироощущение" ("Наши лит-ые споры"). И само определение классовой сущности Коган часто заменяет расплывчатыми психологическими характеристиками. Так, историю современной литературы и критики К. определяет как борьбу двух "стихий" - действенной и созерцательной: "Лицом к лицу очутилась бьющая через край жизнь, не регулируемая потребностью выражения, с одной стороны, и инстинкт архитектонического стремления к оформлению, традиционная привычка созерцания ("Наши лит-ые споры"). В своем определении пролетарской, литературы К. часто сбивается на классификацию исключительно по тематике. Однако бесспорной заслугой К. является то, что в период лит-ой дискуссии 1923-1925 о возможности существования пролетарской литературы К. четко выступил как горячий ее поборник.

Признавая и декларируя марксистский метод в оценке лит-ых фактов единственно правильным и возможным, являясь продолжателем общественной тенденции в лит-ой критике, Коган все же близок еще к культурно-историческому и социологическому методу в литературоведении. И его марксизм, в особенности в дореволюционных работах, проявляется не столько методологически, сколько лирически, в форме сочувствия материализму и социализму. Диалектика содержания и формы, диалектика лит-ых стилей редко раскрывается в работах К., склонного ограничиваться публицистическим освещением идей писателя, импрессионистическими и отрывочными замечаниями о формальных особенностях, не рассматривая стиля в его диалектическом единстве.

Несмотря на это, работы Когана сыграли положительную роль в русском литературоведении своей борьбой против эстетствующей критики, а также попыткой установить на протяжении почти всей мировой литературы зависимость последней от экономики эпохи. "История зап.-европейской литературы" К. - важный этап в подготовке марксистского литературоведения. К. - прекрасный популяризатор, книги его написаны простым, четким языком, не лишенным публицистической заостренности.

Библиография: I. Очерки по истории зап.-европейской литературы, т. І, М., 1903 (изд. 9-е, Гиз, М., 1928), т. II, М., 1905 (изд. 8-е, Гиз, M., 1928), т. III, чч. 1 и 2, М., 1909-1910 (изд. 4-е, Гиз, 1928); Очерки по истории древних литератур, т. I. Греческая литература, М., 1907 (изд. 5-е, Гиз, М., 1923); Очерки по истории новейшей русской литературы, 3 тт., M., 1909-1912 (изд. 6-е, 2 тт., Гиз, М., 1929); Белинский и его эпоха, М., 1911; Белинский, М., 1911; Романтизм и реализм в европейской литературе XIX в., СПб., 1914 (изд. 2-е, М., 1923); Интеллигенция и народ, М., 1917; Н. Г. Чернышевский в русском освободительном движении, П., 1917; Пролетарские поэты, Литполитотдел Реввоенсовета Запфронта, 1920; "Пролог", изд. 2-е, Гиз, М., 1923 (изд. 1-е, 1915); Белинский и его время, М., 1923; Литература этих лет, изд. "Основа", Ив.-Вознесенск, 1924; Пролетарская литература, изд. "Основа", Ив.-Вознесенск, 1924 (изд. 4-е, 1925); Красная армия в нашей литературе, изд. "Военный вестник", М., 1926; Наши литературные споры, изд. ГАХН, М., 1927; Литература великого десятилетия, изд. "Московский рабочий", М., 1927; История русской литературы от древнейших времен до наших дней, изд. "Молодая гвардия", М., 1927; Горький, Гиз, М., 1928; Хрестоматия по истории зап.-европейской литературы, тт. I - II, Гиз, М., 1929-1930.

II. Фриче В. М., Рецензии на "Очерки по истории зап.-европейской литературы", т. I, "Образование", 1903, кн. 10, и "Русская мысль", 1903; Белецкий А. И., Рецензии на "Теорию словесности", М. - П., 1915, "Наука и школа", 1916; № 2; Переверзев В. Ф., Рецензия на "Очерки по истории новой русской литературы", "Печать и революция", 1923, кн. 3; Эйхенбаум Б., Вопросы вокруг вопроса о формалистах, "Печать и революция", 1924, кн. 5; Ср. ответ П. С. Когана, О формальном методе, там же, 1924, кн. 5, Ипполит И., Грустная история, "Книга и революция", 1930, № 8; Динамов С., Рецензия на "Красную армию в нашей литературе", "Книгоноша", 1926, № 41-42; Фриче В. М., Рецензии на статью Когана "О комсомольской прозе", "Красная нива", 1927, № 9; Глаголев А., Рецензия на "Наши литературные споры", "Журналист", 1927, №21; Дубовников А., Рецензия на "Историю русской литературы с древнейших времен до наших дней", "Молодая гвардия", 1928, № 4; Рогожин И., Рецензия на "Историю русской литературы в самом сжатом изложении", "На литературном посту", 1928, № 1.

III. Словарь членов Общества любителей российской словесности при Моск. университете, М., 1911; Писатели современной эпохи, т. I, ред. Б. П. Козьмина, изд. ГАХН, М., 1928; Мандельштам Р. С., Художественная литература в оценке русской марксистской критики, ред. Н. К. Пиксанова, изд. 4-е, Гиз, М., 1928; Ее же, Марксистское искусствоведение, ред. Н. К. Пиксанова, Гиз, М., 1929.

Л. Блюмфельд.

{Лит. энц.}


Большая биографическая энциклопедия . 2009 .

Смотреть что такое "Коган, Петр Семенович" в других словарях:

    Писатель. Родился в 1872 году. Окончил курс историко филологического факультета Московского университета. Состоит приват доцентом Петроградского университета по кафедре западноевропейских литератур. С успехом читал публичные лекции о современной… … Биографический словарь

    Советский историк литературы, критик. Печатался с 1895. Будучи уже в дооктябрьский период сторонником марксизма, К. вёл борьбу против критиков идеалистов. С прогрессивных… … Большая советская энциклопедия

    Пётр Семёнович Коган (20 мая 1872, Лида, Виленская губерния 2 мая, 1932, Москва) российский историк литературы, критик, переводчик. Профессор МГУ. Президент Государственной академии художественных наук, сотрудник Литературной энциклопедии.… … Википедия

    Петр Семенович (1872) критик и историк зап. европейской и русской литературы. Р. в семье врача, окончил гимназию и историко филологический факультет Московского университета, где работал у Александра Веселовского и Стороженко. В оставлении при… … Литературная энциклопедия

140 лет тому назад, 8 (20) мая 1872 г. в Лиде, в семье врача Симхи Когана родился будущий профессор Московского государственного университета, Президент Российской Государственной Академии художественных наук Петр Семенович Коган.

Начальное образование, возможно, получил в Лиде. Закончил Могилевскую гимназию (1891), историко-филологический факультет Московского государственного университета (1896). Обучался западноевропейской филологии у Алексея Николаевича Веселовского (1843-1918) и Николая Ильича Стороженко (1836-1906), по окончании получил диплом первой степени за сочинение «Ранний период немецкого гуманизма». По причине еврейского происхождения в оставлении при университете на кафедре западноевропейской литературы было отказано. В 1896-1908-е годы преподавал в Екатерининском институте, Народном университете им. А.Л. Шанявского, училище филармонического общества и других учебных заведениях Москвы; публиковал статьи и рецензии в общественно-политических педагогических журналах.

В 1909 г. переехал в Санкт-Петербург, в 1910 г. сдал магистерский экзамен при Санкт-Петербургском университете, и был избран приват-доцентом по кафедре германо-романской филологии, где проработал с 1910 по 1918 г. Одновременно читал лекции на Высших женских курсах им. Лесгафта. Принял православие, чтобы получить возможность стать профессором, но министр народного просвещения Н.П. Боголепов не допустил его для подготовки к профессорскому званию. Член правления и профессор вновь открытого Смоленского университета (1918-19). Переехал в Москву. В 1920-30 гг.– профессор МГУ. В 1920-е работал председателем научно-художественной секции Государственного ученого Совета Наркомпроса РСФСР.

Президент Государственной академии художественных наук (ГАХН) со дня ее основания (1921-29). Был такой научный институт при Наркомпросе РСФСР, занимавшийся комплексным изучением искусства.

Распоряжение по НКП № 41.

Президиум Государственной Академии Художественных Наук утвержден в нижеследующем составе:
Президент-П. С. Коган.
Вице-Президент-Г. Г. Шпет.
Ученый Секретарь-А. А. Сидоров.
Член Президиума-Б. В. Шапошников.
Член Президиума-В. А. Филиппов.
Нарком по просвещению (А. Луначарский).
16 февраля 1927 г.
Верно: Зав. Общей Канцелярией (Подпись).

В послереволюционные годы был, по словам М.И. Цветаевой, «ангелом-хранителем» и «ходатаем… по земным делам» многих писателей.

В 1920 г. взял к себе секретарем 15- летнюю дворянку княжеского происхождения Наталью Германовну Аренсон в замужестве Баратову, которая осталась без средств к существованию. Помог получить высшее музыкальное образование, и стать преподавателем Консерватории по классу фортепиано.

Принял деятельное участие в судьбе религиозного философа С.Н.Дурылина, которого постановлением коллегии ГПУ предполагалось выслать в Хиву. Хиву заменили на Челябинск.

Ходатайство на имя секретаря Президиума Всероссийского центрального исполнительного комитета А. С. Енукидзе об освобождении С. Н. Дурылина из-под ареста на поруки.

Просим о пересмотре дела гражд. С. Н. Дурылина, 45-ти л., находящегося в Отд. ГПУ г. Владимира и о задержании его там до пересмотра дела. Подробности изложены в мотивированном прошении о взятии на поруки, поданного во ВЦИК 18 ноября с. г., подписанного двумя членами РКП и проф П. С. Коганом (копия в Наркомюсте у Д. Курского и передано в ГПУ тов. Менжинскому). Состояние здоровья нетрудоспособного С. Дурылина таково (к прошению приложено врачебное свидетельство проф К. Ф. Флерова, что высылка его в Хиву равносильна для него смерти.
Заведующий МУЗО Главнауки Б. Красин
Член Союза писателей А. Цветаева
Председ. научно-худ секции ГУСа П. С. Коган
Поддерживаю: Нарком А. Луначарский (ЦА ФСБ РФ. Д. Р-46583. Л. 74.).

В марте 1924 г. поддержал ходатайство Волошина на публикацию его замечательных, нос большим антикоммунистическим подтекстом стихов на квартире у члена ЦК Каменева Б.Л.

Печататься начал в 1895 г. Первая его работа появилась в «Книговедении» № 4-5. Печатался также в «Русской мысли», «Русском слове», «Курьере», «Образовании», «Современном мире» и др. журналах. Известный критик и историк западноевропейской и русской литературы. В многочисленных работах по истории западноевропейской и русской литературы и театра проявил широкую эрудицию, уделял серьезное внимание вопросам социологии искусства. После 1917 г. стал одним из ведущих марксистских критиков. В своих литературоведческих работах применял марксистский подход к изучению литературы и ее истории (в версии «экономического материализма»). Как считают современные литераторы, теоретические основания его подходов носили «вульгарно-социологический характер». Противник модернизма и эстетизма. В период литературной дискуссии 1923-25 гг. выступил как горячий поборник пролетарской литературы. Работы Когана сыграли положительную роль в русском литературоведении.

Главные труды:
Очерки по истории зап.-европейской литературы. Т. I, М., 1903 (изд. 9-е, Гиз, М., 1928), т. II, М., 1905 (изд. 8-е, Гиз, М., 1928), т. III, чч. 1 и 2, М., 1909—1910 (изд. 4-е, Гиз, 1928); М. Советская наука. 1943.

Очерки по истории древних литератур. Греческая литература, М., 1907 (изд. 5-е, Гиз, М., 1923); М., Гослитиздат. 1935. М., Учпедгиз, 1937
Очерки по истории новейшей русской литературы. Трехтомник. М., 1909—1912 (изд. 6-е, 2 тт., Гиз, М., 1929);
Белинский. М., Заря, 1917
Белинский и его эпоха(время), М., 1911;
Миросозерцание Белинского, М., 1911;
Романтизм и реализм в европейской литературе XIX в. СПБ. 1914 (изд. 2-е, М., 1923);
Интеллигенция и народ. М., 1917;
Н. Г. Чернышевский в русском освободительном движении. П., 1917;
Пролетарские поэты. Литполитотдел Реввоенсовета Запфронта, 1920;
В преддверии грядущего театра, М., 1921;
Пролог. Мысли о литературе и жизни. Нейенбург, 1915, изд. 2-е, Гиз, М., 1923;
Белинский и его время. М., 1923;
Литература этих лет. «Основа», Ив.-Вознесенск, 1924;
Пролетарская литература. «Основа», Ив.-Вознесенск, 1924 (изд. 4-е, 1925);
Красная армия в нашей литературе. «Военный вестник». М., 1926;
Наши литературные споры. Изд. ГАХН. М., 1927;
Литература великого десятилетия. «Московский рабочий». М., 1927;
История русской литературы от древнейших времен до наших дней. «Молодая гвардия» М., 1927;
Горький. Гиз, М., 1928;
А. С. Грибоедов, М.-Л., ;
Обществ, значение M XT, , 1929;
Хрестоматия по истории зап.-европейской литературы, Двухтомник. Гиз, М., 1929—1930.
Вильям Шекспир, M.-Л., 1931;
Очерки по истории Западноевропейского театра. Л., 1934;
Очерки по истории западноевропейских литератур, истории древних литератур, по истории новейшей русской литературы, по истории западноевропейского театра до середины 1940-х годов были единственными учебными пособиями в советских вузах.

Перу П.С.Когана принадлежат также десятки статей в энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона («Классицизм», «Лессинг», «Гуцков», «Ибсен», «Зудерман» и др.), в 1-м издании Большой Советской Энциклопедии и в Литературной энциклопедии: «Айхенвальд Юлий», «Английская литература», «Бьёрнсон», «Бомарше», «Брандес Георг», «Бёрне Людвиг», «Дидро», «Джакомо Леопарди», «Метерлинк Морис», «Поль Верлен», «Юшкевич Семен» и др. . П.С.Коган — прекрасный популяризатор, книги его написаны простым, четким языком, не лишенным публицистической заостренности.

Владел несколькими западноевропейскими языками. Автор переводов книг Д. Рескина, И.Тэна и других.

Всегда много выступал с публичными лекциями. «Говорил удивительно гладко, не понижая и не повышая голоса, с безукоризненными запятыми. Знак восклицательный, знак вопроса и многоточие отсутствуют в его речи. На моей памяти этот оратор ни разу не запнулся, ни разу не кашлянул и не сделал ни одного глотка воды из стакана. Его общедоступные лекции я слушал еще в Пензе, будучи гимназистом, и уже тогда был убежден, что они могли бы превосходно излечивать от бессонницы самых тяжелых психастеников ».

После революции весьма популярный лектор, горячий пропагандист советской литературы. С успехом читал публичные лекции о современной литературе в Политехническом институте: «… читал на любую тему: от литературной до «Способов долгой жизни» . Публике нравилось, сборы были хорошие. «Вапповцы» и «лефовцы» его не любили.

В 1930 г. Государственная Академия Художественных Наук была преобразована в Государственную Академию искусствознания. Умер Петр Семенович 2 мая 1932 г. не дожив до своего 60 — летия 18 дней. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище у северной стены.

П.С.Коган – человек выдающихся способностей, замечательной судьбы, знакомый со всеми поэтами, писателями, критиками и вождями 1920-х годов, надеюсь, в пантеоне уроженцев Лидской земли займет достойное место.

Несколько слов о жене и сыне.

Жена — Надежда Александровна Нолле-Коган (1888-1966) — переводчица, мемуаристка.
Обожала А.Блока. Полтора года посылала ему букеты роз. Семь лет (1913-20) длился их роман. Блок подарил Надежде Александровне шесть своих книг. Последнюю — в октябре 1920 г., когда они провели целый месяц вместе в Ленинграде. После этого родила сына, которого некоторые поэты, в частности М.Цветаева, считали сыном А.Блока. Сама Нолле-Коган в некоторые периоды жизни не опровергала такого рода предположений, и тем самым их «подпитывала». М. Цветаева пишет, что Нолле-Коган показывала ей письма Блока, его подарки «сыну» и при этом «растравляла меня невозможной назад-мечтой: себя - матерью этого сына, обожествляемого мною до его рождения.. .». Врачи же уверенно утверждали, что Блок не мог иметь детей.

Сын — Александр Петрович Нолле (9.06.1921- 29.05.1990) – известный в 1960-80 гг. советский очеркист и спортивный обозреватель, писал под псевдонимом «Александр Кулешов».

Участник Великой Отечественной войны. Окончил французское отделение Военного института иностранных языков (1946). Работал спортивным комментатором, журналистом. Член Союза писателей СССР. Был председателем Московского объединения детских и юношеских писателей, председателем Совета по приключенческой и научно-фантастической литературе при СП СССР, членом редколлегии альманаха-сборника «Мир приключений» и редколлегии «Библиотеки фантастики».

Награжден орденами Дружбы народов, «Знак Почёта», медалями. Лауреат премий Министерства обороны СССР (1972), имени А. Фадеева (1974), медаль имени А. Довженко (1982). Заслуженный работник культуры РСФСР.

И в заключение, чтобы составилось впечатление о литературном стиле П.С.Когана, приведу несколько цитат из его очерка об Александре Блоке.

«… Блок немыслим в Лозанне или в деревне. Его можно представить себе только на парижском бульваре или в петербургском ресторане. Город, этот символ буржуазии и новой психики, принесенной ею в мир, постепенно разрастаясь, стал в наше время ликующим пьяным гигантом, который вбирает в себя весь ум и все чувство человечества и, пресыщенный ими, расслабленный от избытка, ищет в наркотических средствах источника новых возбуждений.

Опьяняющее влияние столичного города, та «творимая легенда», которая возникает в его грохоте, — легенда, имевшая на Западе Бодлера и Верлена, у нас нашла своего истинного поэта в лице Блока. Не раз уже отмечался тот факт, что вся русская художественная литература в общем была литературой деревни. Дворянский строй, крепостное право, закрепившие интеллектуальную деятельность за мыслящими представителями помещичьего класса, надолго окрасили нашу поэзию в колорит чувств и настроений великого сельского народа. Величайшие художники наши вплоть до Толстого были сельчанами по духу. Они подходили к городу как чужие, не восприняв органически его испарений. Даже у Некрасова картины столичных безумий изображены рукой чуждого городу поэта, и Достоевский, первый великий поэт города, явился в него со своей правдой только для того, чтобы не принять его. В последнее время, по мере того как ликвидируется наследие старой сельской психики, … и русская жизнь входит в круговорот европейского буржуазного движения, постепенно захватывающего весь мир, — у нас разрастается литература города. Но мы не знаем поэта, который бы так органически сросся с городом, как Блок.
Он не знает солнца, и его душа начинает жить только тогда, когда загорается искусственный свет. Только тогда начинает работать его фантазия и творит он свою легенду.

В кабаках, в переулках, в извивах,
В электрическом сне наяву
Я искал бесконечно красивых
И бессмертно влюбленных в молву .

Он не знает уединения, потому что там уснет его душа, и только в «ликовании тротуара» вдохновляется его муза. Только в уличном беспорядочном движении раскрывается перед ним тайна; и ясной становится ему скрытная жизнь человеческой души. Он должен видеть эту «цепь фонарей», протянувшуюся «сквозь улицы сонные», эти улицы, пьяные от криков, эти «солнца в сверканьи витрин». Он любит «блистательную ложь» города, «запах пламенный духов», раскрашенные пунцовые губки и «синеватые дуги бровей». Обстановка его поэзии — те картины, которые так одинаковы с тех пор, как возникли большие города. Это те рамки, в которые втиснула жизнь мира буржуазная культура. Золотящийся крендель булочной, вдали «над пылью переулочной», «испытанные остряки», заломившие котелки и каждый день гуляющие с дамами среди канав, сонные лакеи, стоящие у ресторанных столиков, шуршание шелка дамских платьев, эти раздражающие, дурманящие звуки и краски вскормили музу Блока.

По вечерам над ресторанами
Горячий воздух дик и глух,
И правит окриками пьяными
Весенний и тлетворный дух.

… Жизнь несется перед ним, бессистемная, бессвязная, едва улавливает он обрывки явлений, не всматриваясь в лица, не проникая в глубь того, что попадается навстречу. Люди мелькают, как черные неопределенные силуэты, в экипажах он улавливает только движения, в витринах магазинов только блеск и пестроту. Блок — поэт этих быстрых неясных восприятий. Самый стих его звучит как неопределенный гул улицы, в котором время от времени выделяются отдельные звуки, стук колеса, стук захлопнувшейся двери или крик пьяного. Он не описывает предметов. Он отмечает только следы их мельканий. Он любит беспорядок и бессвязность. Чем меньше последовательности и смысла в этом нагромождении, тем больше настроения, тем больше говорит он душе современного столичного жителя, пред которым в пестром калейдоскопе проносится ежеминутно напряженная работа человечества, претворенная в мириады несходных предметов.

Блеснуло в глазах. Метнулось в мечте.
Прильнуло к дрожащему сердцу,
Красный с козел спрыгнул — и на светлой черте
Распахнул каретную дверцу.
Нищий поднял дрожащий фонарь:
Афиша на мокром столбе…
Ступила на светлый тротуар,

Блоку не нужно существительных, он довольствуется одними глаголами. Он по преимуществу поэт движений и действий. В городе беспрерывная оглушающая суматоха, в которой трудно уловить самих движущихся, но запечатлеваются их жесты и движения. «Красный с козел спрыгнул», «исчезла в толпе».
Кто «красный», кто это она, «исчезнувшая» в толпе? Блок не прибавляет существительных. И он прав. Потому что в уличной сутолоке лица не остаются в памяти, остаются только мелькания.
… В оглушающем шуме больших городов, в их ослепительных огнях, в их безумных оргиях, одуряющих сильнее опиума и гашиша, общество обрело волшебный мир, который предшествовавшим векам являлся только в видениях и в галлюцинациях. Современному человеку не нужно особенных усилий воображения для того, чтобы перенестись в мир призраков. Сама жизнь стала видением, а люди и предметы — привидениями. В одуряющей смене цветов и звуков трудно различить, где создает сказку действительность и где она рождается в нашем воображении. Человечество создало в городах такую волшебную жизнь, такое колдовство превращений, что нервы современного человека не выдержали, и галлюцинация стала нормальной формой его восприятия. Тайны прячутся за каждой спущенной шторой окна, в каждом темном углу улицы. Границы между существующим и воображаемым утратились.

В тихом воздухе — тающее, знающее…
Там что-то притаилось и смеется.
Что смеется? Мое ли, вздыхающее,
Мое ли сердце радостно бьется?
Весна ли за окнами — розовая, сонная?
Или это Ясная мне улыбается?
Или только мое сердце влюбленное?
Или только кажется?
Или все узнается?

Он любит все, что бередит нервы, все, что усиливает болезненную чуткость, делает особенно острой восприимчивость. Только эта послушная фантазия, изощренная, легко воспламеняющаяся при первом толчке, позволяет ему жить в волшебном мире и не видеть действительности в ее настоящем свете. Эта фантазия воспитана в городе, и только там она живет и расправляет свои крылья. Только звуки и краски большой столицы умеет она превращать в сказочный мир. «Там, в магическом вихре и свете, страшные и прекрасные видения жизни. Ночи — снежные королевы — влачат свои шлейфы в брызгах звезд. На буйных улицах падают мертвые, и чудодейственно терпкий напиток, красное вино, оглушает, чтобы уши не слышали убийства, ослепляет, чтобы очи не видели смерти». И самые картины людского горя, самые слезы человечества в поэзии Блока предстоят новыми яркими пятнами общей картины, усиливающими ее пеструю красоту.

Блок рисует мир так, как он отражается в душе нервного обитателя столицы, взволнованного ее шумом и светом, возбужденного обилием впечатлений. Романтизм возрождается в эпохи, подобные нашему переходному времени. Блок — романтик, усвоивший все заветы романтизма и его трансцендентальную иронию.

В старом романтизме было много звона рыцарских мечей и много молитвенного пения, звучавшего под сводами готических храмов. В блоковском романтизме эти звуки заменил грохот экипажей и трамваев и свет газа и электричества….. Опьянение стало безумнее, жизнь мчится быстрее, и новый романтик из мельканий и неясностей города соткал наряды для Абсолютного. Его «Прекрасная дама», в которой он воплотил свое томление, проходит как неясное видение. Все века и народы принесли свои дары, чтобы украсить ее. Но из этой пестроты ее трубадур не взял ничего целого, не скроил ее платья в определенном стиле, и она стала неясным символом, расплывающимся обобщением любовного томления всего человечества. У нее нет имени, потому что она носит все имена и ни одного.

Предоставил материал старший научный сотрудник Лидского музея Сливкин Валерий Васильевич.
При использовании материала, ссылка на сайт обязательна.