Значение автора в романе евгений онегин. Кратко о главном герое

Александр Блок вошел в историю литературы как выдающийся поэт-лирик. Начав свой поэтический путь книгой мистических стихов о Прекрасной Даме, Блок завершил свое 20-летнее творчество проклятием старому миру в поэме “Двенадцать”. Он прошел сложный путь от поэта-символиста, от бесплодной романтической мечты к реальной действительности, к революции. Многие бывшие друзья Блока, сбежав от революции в другие страны, кричали в парижских газетах, что Блок продался большевикам, что его тонкий вкус и талант огрубел, но это было не так. Поэт сам пострадал от революции (крестьяне сожгли его имение Шахматове), но он сумел понять и другое - чаша терпения народа переполнилась. Блок чутко прислушивался к жизни, проявлял глубочайший интерес к судьбе России, к судьбе русского народа.

Ранний период творчества поэта прошел под знаком религиозных мечтаний, уводивших в “миры иные”. В 1904 году он создает цикл “Стихов о Прекрасной Даме”, полных тревоги, ощущения близкой катастрофы. Поэт замкнулся в личных переживаниях, он тоскует об идеале женщины. Стихи посвящены его будущей жене Менделеевой, которую он сильно любил.

Блок взрослеет, и меняются его взгляды на жизнь. Он понял, что нельзя уйти в “миры иные”, когда вокруг разруха, голод, борьба, смерть. Тема народа и интеллигенции властно врывается в творчество Блока. В стихотворении “Незнакомка” автор показывает столкновение прекрасной мечты и грязной действительности. Связи Блока с собственной средой, с деградирующей буржуазной культурой к тому времени ослабли, потому что он влюблен в свою родину и потрясен горькой судьбой простого народа, который сознательно споили и свели на уровень животного:

По вечерам над ресторанами

Горячий воздух дик и глух,

И правит окриками пьяными

Весенний и тлетворный дух.

Поиски Блоком путей к реальной жизни сопровождались взрывами отчаяния, неверия, проклятиями по адресу “сытых”, попытками пересмотра собственной жизненной позиции. Блок своими стихами не только доказал, что он - глубокая, незаурядная личность, но и показал связь Вселенной и Вечной красоты. Жаль, что поэт так и не нашел своего идеала в жизни. Любовь Дмитриевна Менделеева, устав от восторженной любви, ушла к Андрею Белому, но глубокие, пронзительные стихи Блока остались.

С любовью к женщине перекликается у Блока любовь к родине. “О, Русь моя! Жена моя! До боли нам ясен долгий путь!” - восклицает поэт. Освобождаясь из-под влияния символизма, Блок стремился продолжить традиции великой русской классической литературы, видевшей свою задачу в служении народу. Блок самостоятелен и неповторим. В его творчестве выражены характерные черты духовной жизни многих людей, предчувствие социальных перемен. Поэт страстно хотел видеть в человеке свободного творца своей судьбы. Вся жизнь Блока пронизана мечтой об идеальном человеке, который не чувствует в себе раздвоенности и смятения. Культ Прекрасной Дамы означал протест против морали, был своеобразной формой непризнания и отрицания буржуазного уклада жизни. Недоговоренность, загадочность цикла о любви побуждает задуматься над тайнами человеческого бытия. “Незнакомка” - это полет творческой фантазии, преображающий мир. Глубина переживаний поэта определяет значительность тем в его лирике. Блок рано ушел из жизни, но его стихи и сегодня волнуют всех мыслящих людей, они помогают нам жить.

Тема "Тема любви в творчестве А.А. Блока"

Цели урока: показать, как раскрывается тема любви в поэзии Блока, проследить ее эволюцию в творчестве поэта; анализируя стихотворения, попытаться понять художественный мир поэта; формировать навыки комплексного анализа лирического произведения.

Тип урока урок применения знаний и умений

Используемые технологии - технологии проблемного обучения

Оборудование:

    компьютер,

    интерактивная доска,

    проектор,

    учебник,

    тетради,

    краски и альбом

    наглядный материал

Эпиграф к уроку :

Стихи Блока о любви – это колдовство, они необъяснимы и мучительны.

О них почти невозможно говорить. Их нужно перечитывать

К.Паустовский

Ход урока

1. Вступительное слово учителя. Сообщение темы и целей урока.

2. Назовите поэтов, которые обращались к этой теме. (Фронтальная работа)

Слово учителя.

В творчестве А. Блока тема любви является одной из важнейших. В любовной лирике А.Блока с особой силой отразилась трагедия человека ХХ столетия, прошедшего "трилогию вочеловечения".

В начале творческого пути Блок, романтик и символист, находился под влиянием философии В.Соловьева. Тема Мировой Души, Вечной Женственности становится центральной темой ранней лирики Блока. Наиболее полное воплощение она получила в цикле “Стихи о Прекрасной Даме”.

Просмотр видеоролика о творчестве А.А.Блока

3. Чтение стихотворений наизусть заранее подготовленными учениками: “Предчувствую тебя…”, “Вхожу я в темные храмы…”, “Мы встречались с тобой на закате…”. (Индивидуальные опережающие задания)

Учитель: “Предчувствую Тебя...”… Не чувством, а именно предчувствием, ожиданием полны стихи А.А. Блока этой поры. Стихи – это своеобразный дневник молодого человека, поэта. Первые стихи Блока о любви носят возвышенный, восторженный характер. Они навеяны любовью к Л.Д. Менделеевой.

4. Сообщение-презентация учащегося “Л.Д. Менделеева в жизни А.А. Блока” (Опережающее домашнее задание).

Учитель. Отталкиваясь от реальных чувств, Блок в ранних стихотворениях выступает как символист. Центральные герои цикла – Он и Она.

5. Прослушивание ответа группы учащихся на тему “Лирический герой и его возлюбленная в ранней лирике А.А. Блока” (Опережающее задание выполняется группой учащихся самостоятельно в течение 2-х недель после консультации учителя)

Важно, чтобы в ответе прозвучали следующие положения.

Предельно обобщенный лирический герой показан в пространстве “темных храмов”, при свете лампад, в мерцании свечей, что делает его образ предельно зыбким, расплывчатым.

Лирический герой многолик: он и рыцарь, стоящий у ворот своей возлюбленной, и инок, и раб своей Царицы, и послушный отрок, поклоняющийся Вечной Женственности, идеальному образу. Отсюда та недосказанность, атмосфера тайны, которая придает стихам очарование, колдовство, но которая требует от читателя большой душевной работы.

Героиня этих стихов не Л.Д.Менделеева, а символический образ Вечной Женственности, неземное существо. Понимание любви у А.А.Блока связано с некой “Девой”, “Купиной”, “Величавой Вечной Женой”, “Ясной”, “Непостижимой”...

Мистическому настроению ранних стихов способствует использование эпитетов: "призрачные сны", "неведомые тени", "надежды нездешние", "красота неизреченная", "непостижимая тайна", "сумрак неизвестный" и т. д. "Встреча" с Дамой, о которой мечтает герой, должна привести к преображению мира, к полной гармонии.

Слово учителя. Юный Блок утверждал духовную ценность истинной любви. В этом он следовал традициям великой русской поэзии XIX века с ее нравственными поисками. Культ Прекрасной Дамы означал протест против мещанской прозы, был своеобразной формой непризнания и отрицания пошлого бездуховного буржуазного уклада жизни.

А.А. Блока порой называют певцом Прекрасной Дамы, но это поверхностный взгляд на его творчество. С годами поэзия меняется: в ней находят отражение характерные черты духовной жизни современников поэта, предчувствие социальных перемен. Блок трагически воспринимал отсутствие гармонии в “страшном мире. А она ему была необходима. Ее приносила поэту любовь, которая открывала автору высокий смысл жизни. Для А.Блока любовь - это и надежда, и страдание, и неземное счастье, и страшная мука, и сама жизнь Утрата любви – трагедия.

6. Чтение стихотворения “О доблестях, о подвигах, о славе” наизусть заранее подготовленным учащимся

7. Анализ стихотворения. (Фронтальная работа)

Учитель. Это красивое стихотворение носит автобиографический характер. Это исповедь поэта, тайна и боль его души. Но за личностным контекстом, как обычно у А.Блока, скрывается более глубокий смысл. Первые строки, вынесенные в заглавие, подразумевают ратные подвиги на поле битвы, имя которому - жизнь. Борьбе за жизнь противопоставлена любовь как созидательное начало.

Вопросы, которые можно использовать при анализе стихотворения.

1). Как в стихотворении органично соединились прошлое, настоящее, будущее?

2). "Синий плащ" рефреном проходит сквозь все стихотворение. Синий - для Блока цвет родного, желанного, того, к чему стремится душа, и вместе с тем - недосягаемая высота. Какие еще символы, с какой целью использует А.А.Блок в стихотворении?

3) В стихотворении встречается большое количество эпитетов. Найдите их. Какую нагрузку они выполняют?

4). Как построено это стихотворение? К какому выводу подводит композиция?

8. Прослушивание сообщения “Тема города во втором томе стихотворений А.А. Блока”. (Групповое опережающее задание)

Это небольшое сообщение-справка позволяет показать развитие мировоззрения поэта, органично перейти к эволюции темы любви в его лирике и предваряет разговор об осознании поэтом своей причастности к судьбе России.

Учитель. “Страшный мир” - так назвал А.А.Блок мир в начале ХХ века, так назвал он центральный цикл своих стихов. “Страшный мир” для поэта – это мир, где царят бесчеловечность, пошлость, ложь и грязь. Самым страшным для него стало уничтожение и поругание любви, низведение высокого чувства со звездных высот.

9. Выразительное чтение стихотворения “Незнакомка”. (Индивидуальное опережающее задание)

10. Анализ стихотворения. (Фронтальная работа) Вопросы:

    Какие части можно выделить в этом стихотворении? Каким предстает мир в каждой из частей?

    Какие приемы и средства использует поэт для характеристики окружающего мира (лексика, звуки, образы, непривычные символы)?

    С помощью каких средств поэт изображает образ Незнакомки? Что изменяется с ее появлением?

    Что свидетельствует о трагедии в душе лирического героя?

    Как построено это стихотворение?

    Какова судьба любви и красоты в “страшном мире”?

11. Сравнение стихотворения А.А. Блока “Незнакомка” со “Стихами о Прекрасной Даме” (Фронтальная работа)

    Вспомните, как изображены лирический герой и его возлюбленная в ранних стихотворениях А. Блока.

    Как изменяются они в стихотворении “Незнакомка”?

    Сравните окружающую героев обстановку в цикле “Стихи о Прекрасной Даме” и в стихотворении “Незнакомка”.

    Сделайте выводы об эволюции темы любви в творчестве А.А. Блока.

12.Чтение наизусть стихотворения “На железной дороге”. (Индивидуальное опережающее задание)

13. Анализ стихотворения. (Фронтальная работа)

Вопросы, которые можно использовать при анализе стихотворения:

    Какое значение имеет образ железной дороги и проходящих поездов в стихотворении А.А.Блока?

    Какие ассоциации рождает эпитет “железный”?

    Какие еще детали в стихотворении выступают и как реалии жизни, и как символы?

    Реален или символичен образ героини? Что мы узнаем о ней? Как вам кажется, что важнее для читателей и автора: понять причину гибели девушки или отношение окружающих к ее судьбе?

    Как вы понимаете заключительные строки стихотворения?

    Известно, что сам А.А. Блок включил это стихотворение в цикл “Родина”. Оправдан ли разговор об этом стихотворении на сегодняшнем уроке. Мотивируйте свой ответ.

Во время беседы необходимо подчеркнуть следующее: -Тема гибели звучит в стихотворении с первой строфы и проходит через все произведение.

Все детали в стихотворении отражают реалии жизни и выступают как символы, они и создают психологическую атмосферу душевной усталости, безысходности.

Железная дорога является символом пути жестокого. Тема дороги – это тема жизненного пути человека.

Олицетворением равнодушной судьбы выступает поезд. Он выступает символом судьбы, о которую разбиваются надежды и мечты. Поезд, вагоны, идущие привычной линией,- это жизнь всего русского народа. Цвет вагонов отображает социальное положение людей.

- “Зеленый огонь светофора” выступает метафорическим образом свободного пути, он открывает путь в будущее, но не для героини стихотворения.

Примечательно, что в стихотворении появляется образ жандарма, олицетворяющего самодержавную Россию.

Героиня - это уже не Прекрасная Дама, не Незнакомка. Это простая девушка. Ее облик не очень четок, мы знаем лишь, что она молода и красива. Автору и читателю не важно, кто эта девушка, откуда она, как складывалась ее жизнь. Мы знаем только одно: она ходила встречать поезда, мечтая об иной жизни. "Так мчалась юность бесполезная". И эта юность оборвалась под колесами поезда. Бессмысленная жизнь, ненужная красота, неосуществленные мечты...

В стихотворении запечатлена драма простой девушки, молодой и красивой, перед которой промелькнула жизнь, так и не одарив ее счастьем Сюжет для Блока новый, а смысл произведения все тот же: неосуществимость любви в бездушном обществе. Поэт ясно видел, как быт, пошлость окружающей жизни, обыденность давят на женщину и губят в ней божественное начало, которое она в себе должна нести, воплощение которого так искал А.Блок в жизни и творчестве. Возникает образ женщины на фоне социальных проблем, и горькая действительность все более плотно окружает пыльной завесой светлый образ.

Сам автор включил это стихотворение в цикл “Родина”. Однако речь в нем идет о поруганной мечте, о юности, раздавленной поездом-жизнью, о несостоявшееся судьбе, несостоявшемся счастье. Это еще одна грань женской судьбы. Поэтому вполне уместно вести разговор об этом стихотворении на уроке о любовной лирике А.А.Блока.

Слово учителя. Хотя о теме Родины в лирике А.А. Блока мы будем говорить на следующем уроке, но, говоря о женских образах, невозможно не сказать о России, которая сливается для поэта с прекрасным женским обликом. А.А. Блок относится к ней как к живому существу, как к женщине.

А ты все та же - лес, да поле,
Да плат узорный до бровей.

Блок творит свой неповторимый образ Родины – красивой девушки, невесты, возлюбленной. Поэт, вопреки существующей в литературе традиции, обращается к ней не как матери, а как к своей неотделимой “половине”: “О, Русь моя! Жена моя!”. И любит он ее как женщину:

Россия, нищая Россия,
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые -
Как слезы первые любви.

Такой возвышенной любовью любил лирический герой А. Блока когда-то Прекрасную Даму.

14. Подведение итогов.

Какова эволюция темы любви в лирике А.А. Блока?

Какой вывод на основании этого можно сделать о лирическом герое А.А. Блока?

нарисовать лирического героя А.Блока

Учитель. Тема любви, занимая большое место в поэзии А.А. Блока, существует не сама по себе, а в тесной связи со сложными философскими вопросами, размышлениями о Родине, о смысле человеческого существования.

15. Домашнее задание.

Выучить наизусть стихотворение

Любовь - священный дар. Это одно из тех чувств, которому писатели и поэты посвящают большинство своих произведений. Каждый в ней видит что-то свое: кто спасительную силу, кто - губительную; кто превозносит ее, а кто - принижает, делая пошлой и низкой. Видимо каждый человек, исходя из собственного удачного или неудачного опыта, и строит в дальнейшем некую конструкцию, называемую любовью. Но ведь она многогранна, необъятна и в принципе непостижима! Даже сейчас, живя в XXI веке - так называемом веке прогресса разума и техники, - мы не можем найти ответ на вопрос что это? откуда берется это чувство, а самое главное - как заглушить боль, которую она оставляет после себя.

Рубеж в истории России между 19 и 20 веком ознаменовался многими историческими событиями. Здесь и изменения в политической жизни страны, и в экономике, и в социально-культурной сфере. После более чем 60-летнего господства "золотого века" в литературе, ему на смену приходит новый - "серебряный век". Открывала этот рубеж такая замечательная плеяда писателей как А. Блок, В. Брюсов, Н. Гумилев, Б. Пастернак и другие. В литературе возникали и новые, ранее не существовавшие течения. Например такие как, символизм, футуризм и акмеизм. Символизм, как литературное течение, возник в конце 80 - начале 90-х годов 19 века. Это новое направление вобрало в себя идеалистическую концепцию двоемирия, а также художественное творчество зарубежных поэтов-символистов. В основе символизма лежали три незыблемых элемента: мистическое содержание, символичные образы и идея параллельного сосуществования двух миров. Под символом следует понимать поэтический образ, выражающий суть какого-либо явления. Очень часто поэты-символисты посредством символа передавали свои индивидуальные представления о том или ином событии.

Одним из наиболее известных и часто цитируемых поэтов-символистов является Александр Александрович Блок. Его имя очень часто связывают с революцией 1917 года, с советской Россией. Но это мнение довольно-таки ошибочно. Немалое количество своих произведений он посвятил ей - любви, а точнее в стихах о любви воспел образ Прекрасной Дамы - той, что неподвластна времени и окутана тайной.

В своей ранней лирике поэт часто обращается к теме Прекрасной Дамы. Сам образ очень символичен: с одной стороны, это и собирательный образ женщины, с другой - это высшее идеальное начало. В то же время это и земная женщина - Любовь Менделеева, в которую был влюблен поэт. Красота, гармония и неразгаданная тайна - все это сочетает в себе Прекрасная Дама.
А. Блок живет ожиданием и предчувствием ее появления, но в тоже время испытывает и страх: а вдруг не придет? вдруг это все мои мечты?:
Предчувствую Тебя. Года проходят мимо -
Все в облике одном предчувствую Тебя.
Весь горизонт в огне - и ясен нестерпимо,
И молча жду, - тоскуя и любя.
Окунаясь в мир грез и мечты, автор не забывает и о реальности, приземленной жизни. В стихотворении "Мы встречались с тобой на закате..." он рисует совершенно земную картину:
... Ты веслом рассекала залив.
Я любил твое белое платье,
Утонченность мечты разлюбив.
Но со временем поиски идеала завели поэта в тупик. Не имея возможности что-либо противопоставить мещанскому, буржуазному миру. А. Блок обращается к противоречивой реальности и пишет стихотворение "Незнакомка" в 1906 году. В сюжете выделяется две повествовательные линии: первая - это реальная, земная жизнь, с присущей ей пошлостью, обыденностью и низменностью проявления человеческих чувств:
И каждый вечер, за шлагбаумами,
Заламывая котелки,
Среди канав гуляют с дамами
Испытанные остряки.

Над озером скрипят уключины,
И раздается женский визг,
А в небе, ко всему приученный,
Бессмысленно кривится диск.
Вторая линия - это появление среди обыденной, пошлой атмосферы таинственной незнакомки, которая явно противопоставлена всем окружающим:
И каждый вечер, в час назначенный
(Иль это только снится мне?),
Девичий стан, шелками схваченный,
В туманном движется окне.
Недосягаемой, недоступной предстает она перед читателем. Она словно соткана из мечты, из прозрачной паутины. Всем своим видом, существом незнакомка дает понять, что явилась не из этого бренного, погрязшего в грехах мира:
И медленно, пройдя меж пьяными,
Всегда без спутников, одна,
Дыша духами и туманами,
Она садится у окна...

И страшной близостью закованный,
Смотрю за темную вуаль,
И вижу берег очарованный
И очарованную даль.
Более приземленным образ Прекрасной Дамы становится после встречи А. Блока с известной актрисой того времени - Н. Н. Волоховой. Находясь под сильным впечатлением от встречи, Александр Александрович пишет стихи, которые позже объединит в цикл "Снежная маска". Здесь женщина - стихийное начало, дикая страсть. Преступая порог запретного, прикасаясь к тайне, он пишет:
Вползи ко мне змеей ползучей,
В глухую полночь оглуши,
Устами томными замучай,
Косою черной задуши.
Начало ХХ века и перемены в России вызывают у Блока сильную депрессию. Окружающая действительность расцвечена у него ликами "страшного мира". Безысходность, неизбежность катастрофы, отсутствие любви и взаимопонимания - вот основные темы дооктябрьского периода деятельности поэта. Все прекрасное, что некогда могло возвысить человека, гибнет в "страшном мире" либо подменяется искусственным, ненастоящим. Человеческие чувства, такие как любовь и уважение, исчезают. Вместо них появляются "низкая страсть", бунт "черной крови", "горькая страсть":
Только губы с запекшейся кровью
На иконе твоей золотой
(Разве это мы звали любовью?)
Преломились безумной чертой.
Лирический герой этого цикла стихотворений одинок: у него нет ни близких, ни друзей, ни любимых. Возвышенная душа протестует против окружающей действительности и ее пошлости. Единственное, что помогает герою забыться, хотя бы на время, это вино:
В моей душе лежит сокровище,
И ключ поручен только мне!
Ты, право, пьяное чудовище!
Я знаю: иситина в вине.
Намного позже, уже в позней лирике проступает новая трактовка темы любви. Любовь к женщине, перерастая себя, превращаетсяв любовь к Родине - той единственной, которой верен всем сердцем. Россия сравнивается им с верной женой или возлюбленной:
Россия - красавица, невеста,
О, Русь моя! Жена моя!
Так и видоизменялась тема любви в творчестве А. А. Блока: от возвышенной, прекрасной перед таинственной незнакомкой к единственной любви, любви на всю жизнь - к Родине.

Александр Блок вошел в историю литературы как выдающийся поэтлирик. Начав свой поэтический путь книгой мистических стихов о прекрасной Даме, Блок завершил свое двадцатилетнее творчество в русской литературе проклятием старому миру в поэме "Двенадцать".

Блок прошел сложный творческий путь от поэта-символиста, от бесплодной романтической мечты к реальной действительности, к революции. Многие бывшие "друзья" Блока, сбежав от революции в другие-страны, кричали в парижских газетах, что Блок продался большевикам, что его тонкий вкус и талант огрубел, но это было не так. Блок сам пострадал в революции (крестьяне сожгли его имение Шахматове), но он сумел понять и другое чаша терпения народа переполнилась. Блок чутко прислушивался к жизни, проявлял глубочайший интерес к судьбе России, к судьбе русского народа.

Ранний период творчества поэта прошел под знаком религиозных мечтаний, уводивших в "миры иные". В 1904 году он создает цикл "Стихов о прекрасной Даме", полных тревоги, ощущения близкой катастрофы Поэт замкнулся в личных переживаниях, он тоскует об идеале женщины. Стихи посвящены его будущей жене Менделеевой, которую он сильно любил, Блок взрослеет, и меняются его взгляды на жизнь, он понял, что нельзя уйти в "миры иные", когда вокруг разруха, голод, борьба, смерть. Тема народа и интеллигенции властно врывается в творчество Блока. В стихотворении "Незнакомка" Блок показывает столкновение прекрасной мечты и грязной действительности. Он пишет: "И медленно, пройдя меж пьяными, всегда без спутников, одна, дыша духами и туманами, она садится у окна". Какая музыкальность? Какая лиричность и мелодия. Еще раньше Блок записывает в дневнике: "Она это некий идеал красоты, способный, быть может, пересоздать жизнь, изгнать из нее все уродливое, дурное". Связи Блока с собственной средой, с деградирующей буржуазной культурой немного ослабли, потому что он влюблен в свою Родину и потрясен горькой судьбой русского народа. Народ сознательно споили и свели на уровень животного.

"По вечерам, над ресторанами, прозрачный воздух дик и глух, и правит окриками пьяными весенний и тлетворный дух", пишет он в "Незнакомке". Поиски Блока путей к реальной жизни сопровождались взрывами отчаяния, неверия, проклятиями по адресу "сытых", попытками пересмотра собственной жизненной позиции.

Блок своими стихами доказал, что он не только глубокая, незаурядная личность, но и показал связь Вселенной и Вечной красоты. Жаль, что он так и не нашел своего идеала в жизни. Менделеева, устав от восторженной любви, ушла к Андрею Белому, но глубокие стихи Блока остались. Они полны чувства, юные девушки учатся любви настоящей, поэтической, это очень скрашивает однообразные, полные усталости и тревоги наши современные будни. Если б не поэты, то словами Блока можно было бы сказать: "Так жизнь скучна, когда борения нет. Нет красоты, любви и жизни". С любовью к женщине перекликается любовь к Родине. "О, Русь моя Жена моя! До боли нам ясен долгий путь!" пишет Блок.

Освобождаясь из-под влияния символизма. Блок стремился продолжить традиции великой русской классической литературы, видевшей свою задачу в служении народу. Блок самостоятелен и неповторим. В его поэзии выражены характерные черты духовной жизни многих людей, предчувствие социальных перемен. Поэт с большой страстностю хотел видеть в человеке свободного творца жизни. Вся жизнь Блока пронизана мечтой об идеальном человеке, который не чувствует в себе раздвоенности и смятения. Культ прекрасной Дамы означал протест против мещанской прозы жизни, был своеобразной формой непризнания и отрицания буржуазного уклада жизни.

Недоговоренность, загадочность цикла о любви побуждает задуматься над тайнами человеческого бытия.

"Незнакомка" это полет творческой фантазии, преображающий мир.

Глубина переживаний поэта определяет значительность тем в его лирике. Блок рано ушел из жизни но стихи его волнуют всех мыслящих людей, они помогают нам жить.

Александр Блок вошел в историю литера-туры как выдающийся поэт-лирик. Начав свой поэтический путь книгой мистических стихов о Прекрасной Даме, Блок завершил свое двадцатилетнее творчество в русской литературе революционной поэмой «Две-надцать».

Ранний период творчества поэта прошел под знаком религиозных раздумий. В 1904 году он создает цикл «Стихов о Прекрасной Даме», полных тревоги, ощущения близкой катастрофы. Поэт тоскует об идеале женщи-ны. Стихи посвящены его будущей жене, ко-торую он очень любил.

Блок взрослеет, и меняются его взгляды на жизнь, он понял, что нельзя уйти в «миры иные», когда вокруг разруха, голод, борьба, смерть. Тема народа и интеллигенции вла-стно врывается в творчество Блока. В стихо-творении «Незнакомка» Блок показывает столкновение прекрасной мечты и грязной действительности. Он пишет: «И медленно, пройдя меж пьяными, всегда без спутников, одна, дыша духами и туманами, она садится у окна». Какая музыкальность! Какая лирич-ность и мелодия. Еще раньше Блок записы-вает в дневнике: «Она — это некий идеал красоты, способный, быть может, пересоз-дать жизнь, изгнать из нее все уродливое, дурное».

Блок своими стихами не только доказал, что он глубокая, незаурядная личность, но и показал связь Вселенной и Вечной красо-ты. Жаль, что он так и не нашел своего идеала в жизни. Л. Д. Менделеева, устав от востор-женной любви, ушла к Андрею Белому, но глубокие стихи Блока остались. Они полны чувства, юные девушки учатся на них любви настоящей, поэтической, это очень скраши-вает наши однообразные, полные усталости и тревоги, современные будни.

С любовью к женщине перекликается лю-бовь к Родине. «О, Русь моя! Жена моя! До боли нам ясен долгий путь!» — пишет Блок. Освобождаясь из-под влияния символизма, Блок стремился продолжить традиции ве-ликой русской классической литературы, видевшей свою задачу в служении народу. Блок самостоятелен и неповторим. В его поэзии выражены характерные черты ду-ховной жизни многих людей, предчувствие социальных перемен. Поэт с большой стра-стностью хотел видеть в человеке свобод-ного творца жизни. Вся жизнь Блока прони-зана мечтой об идеальном человеке, кото-рый не чувствует в себе раздвоенности и смятения. Культ Прекрасной Дамы означал протест против мещанской прозы жизни. Недоговоренность, загадочность цикла о любви побуждает задуматься над тайнами человеческого бытия.

«Незнакомка» — это полет творческой фан-тазии, преображающей мир. Глубина пере-живаний поэта определяет значительность тем в его лирике. Блок рано ушел из жизни, но стихи его волнуют всех мыслящих людей,