Война и мир трубецкой или друбецкой. Образ и характеристика Бориса Друбецкого в романе “Война и мир”: описание внешности и характера

Сколько стоит написать твою работу?

Выберите тип работы Дипломная работа (бакалавр/специалист) Часть дипломной работы Магистерский диплом Курсовая с практикой Курсовая теория Реферат Эссе Контрольная работа Задачи Аттестационная работа (ВАР/ВКР) Бизнес-план Вопросы к экзамену Диплом МВА Дипломная работа (колледж/техникум) Другое Кейсы Лабораторная работа, РГР Он-лайн помощь Отчет о практике Поиск информации Презентация в PowerPoint Реферат для аспирантуры Сопроводительные материалы к диплому Статья Тест Чертежи далее »

Спасибо, вам отправлено письмо. Проверьте почту .

Хотите промокод на скидку 15% ?

Получить смс
с промокодом

Успешно!

?Сообщите промокод во время разговора с менеджером.
Промокод можно применить один раз при первом заказе.
Тип работы промокода - "дипломная работа ".

Главные герои романа «Поднятая целина» и их судьбы

Главные герои романа «Поднятая целина» и их судьбы.

Роман Шолохова «Поднятая целина» был и остается вневременным произведением. Проблематика его актуальна и до сих пор. Это ложь и предательство, любовь и верность, смерть и рождение. И если раньше роман читали прежде всего с точки зрения проблем коллективизации, налаживания колхозного быта в нелегкие 30-е годы, то теперь мы, современники, читаем его, больше обращя внимание на то, как раскручивается бесконечный клубок судеб героев. Все герои очень разные, но характеры выписаны достаточно ярко, и буквально с первых строк романа мы можем составить свое мнение о каждом из них. Макар Нагульнов, например, резок с первого знакомства с ним и, в то же время, необычайно мягок с женой, Лушкой. Разметнов - человек хозяйственный, не утративший еще юношеского пыла, горячий. Давыдов – рассудительный и открытый душою. Всех их, таких не похожих, связала вместе судьба в Гремячем Логе, чтобы потом вместе и похоронить. Не забудем, что кроме главных героев-коммунистов, есть еще главные-герои кулаки и середняки, есть еще Половцев с Лятьевским, есть еще дед Щукарь, наконец.

Становится ясно, что у всех жителей Гремячего Лога судьба одна - колхоз. Нелегко многим дается это решение.Многие до последнего цепляются за свое добро, за старую жизнь.Но мы-то знаем историю. Наверняка знаем, что светлые надежды Якова Лукича Островного не оправдаются. На примере Островного, наверное, показана основная масса «середняков» – кулаков того времени. Он просто покоряется неизбежным переменам. Приехал Давыдов, организовал колхоз, Яков Лукич в колхозе. Приехал Половцев, дал подписать клятву, и вот уже Островнов снова в Белой гвардии. Да и как тут определится, вроде бы и там хорошо и тут. Островнов особо не размышляет, куда его жизнь тянет, туда он и идет. Но как тяжело дается ему каждый шаг: «И революция, война, фронты прошли над ним, как степовой вихрь над травой: погнуть - погнул, а чтобы сломать или искалечить - этого не было. В бурю лишь тополя да дубы ломает и выворачивает с корнем, бурьян-железняк только земно клонится, стелется, а потом снова встает». Только коллективизация искалечила Якова Островного, или это сделал так не вовремя подвернувшийся Половцев или, может быть, Яков Лукич сам виноват. Кто знает… По крайней мере, вначале он вызывает симпатии (мы рассматриваем современную точку зрения, так как лет пятнадцать назад вряд ли бы Островнов вызвал у кого-либо симпатии), кажется крепким хозяином, уважаемым человеком и вроде бы не против колхоза. Умному человеку везде почет, он даже книжки про сельское хозяйство читает. Однако, узнав как он поступил со своей матерью, всякое желание жалеть и сочувствовать Островнову пропадает. И конец его в тюрьме вполне заслужен.

Печально сложилась и судьба Давыдова, приехавшего в Гремячий Лог, чтобы найти там дело всей своей жизни, любовь, верных друзей, жену и наконец смерть. Жизнь его не была полна радостей и приключений. Трудился на заводе, воевал, защищал «свою партию» и за нее же умер. Вообще, читая страницы посвященные коммунистам в романе, поражаешься сколько беззаветной веры было в них тогда. Но Давыдов не только отстаивает интересы партии, он еще пытается и разобраться в каждом, найти ту заветную дорожку к сердцу. Иногда случаются «перегибы», но где их нет: «Удивительный народ эти казачишки! Раскуси, попробуй, что за фрукт этот Устин. Оголтелый враг или же попросту болтун и забияка, у которого что на уме, то и на языке? И вот, что ни день, то они мне все новые кроссворды устраивают... Разберись в каждом из них, дьявол бы их побрал. Ну что ж, буду разбираться! Понадобится, так не то что пуд - целый мешок соли вместе с ними съем, но так или иначе, а все равно разберусь, факт!» Вот так «фактически» Давыдов и живет. И только в вопросах любви фактически не получается. Лушка Нагульнова хитрая баба. Оттого так печально и стало Давыдову после их разрыва, оттого и тянет его на целину, поближе к казакам, чтобы заглушить тупую боль. И не думал он после, что придется ему еще раз испытать счастье любить и быть любимым, но вот появилась Варя Харламова, вот, кажется, опять вспыхнула икра, давно погасшего огня, но только нелепая смерть не ждет, когда ее позовут. Трагична судьба Давыдова, но он все равно счастлив, что довелось ему умереть за свою любимую партию.

Счастлив по-своему и Макар Нагульнов. Вот он изучает английский язык, читает умные книжки и вместе со всеми стремится к светлому будущему. Но ему, как и Давыдову, не довелось дожить ни до светлого будущего ни до сколь-нибудь спокойной «светлой» жизни. Может быть, поэтому Макар такой нетерпеливый. Он торопиться жить, торопится все переделать: побыстрее раскулачить, побыстрее создать колхоз, побыстрее засеять поле. И, конечно, в быстроте своей забывает о методах, которыми он это все «насаждает». Оттого и жизнь часто бьет Нагульного, идущего с ней не в ногу. Слишком резво он берется за все, и спешит там, где надо бы остановится и переждать. Поэтому и первая очередь в хате Островного достается ему. Нагульнов очень сознательный и идейный, но везде он действует так, как ему представляется правильным, не слушая никого. Макар, наверное, человек своего времени, ибо родись он позже, едва ли смог бы употребить весь свой революционный пыл. А вот трудные годы коллективизации как раз для него. Только действовать ему можно в ситуациях, где, действительно, нужна грубая мужская сила, иначе и партбилет можно на стол положить. Но у Нагульного свои понятия, относительно того, кто должен быть в партии: «Куда же я без партии? И зачем? Нет, партбилет я не отдам! Я всю жизню свою вложил... всю жизню... - и вдруг старчески-жалко и бестолково засуетился, зашарил по столу руками, путаясь в словах, торопливо и невнятно забормотал: - Так ты уж лучше меня... прикажи ребятам... Мне тогда на распыл надо... Ничего не остается... Мне жизня теперь без надобностев, исключите и из нее... Стало быть, брехал Серко - нужен был... Старый стал - с базу долой...» Но ведь и действительно такие люди нужны партии, люди, беззаветно верящие, что именно они причастны к мировой революции. Да только эта революция принесла Нагульнову мало счастья. Народ его все больше сторонится, жену он выгнал по идейным соображениям и без устали учит английский язык. Однако, Макар не то что в Англию, в Ростов выезжает раз в год, поэтому все это бесполезная работа. Невесело сложилась судьба Нагульного, мало было в его жизни счастья, больше войн и слез. Но он человек своего времени, герой, и все мы гордимся им и вместе с дедом Щукарем горюем по своему «темному другу».

Очень интересна судьба самого деда Щукаря, «исторического» человека. «Исторического» не только потому, что он вечно попадает в истории, но еще и потому, что этот человек великолепно уживается при любом режиме. Щукарь настолько колоритен, что не будь его в романе, «Поднятая целина» не могла бы существовать. На его примере, правда достаточно преувеличенно и с иронией, описаны метания простого люда того времени. Он вроде бы и колхозник, но все равно о «своей худобе радеет», и, случись что, распрекрасно будет жить и при половцевых и лятьевских. Его шутки иногда метко отражают те или иные аспекты тогдашней жизни, и кто знает, может быть, его устами говорит с нами не Шолохов советский-писатель, а Шолохов просто писатель, который всегда в описании исторических событий должен стараться быть беспристрастным. «Ох и силен ты, Макарушка, на добрых людей жать! Тебе бы только на маслобойке работать заместо прессы, из подсолнушка масло выдавливать... Ну, что ты мне рот зажимаешь и слова не даешь сказать? Я же не про тебя говорю, не тебе отлуп делаю? Ну и помолчи, потому что партия указывает - изо всех силов разводить критику и самокритику. А что есть самокритика? По-русски сказать - это самочинная критика. А что это обозначает? А это обозначает то, что должен ты щипать человека, как и за какое место вздумаешь, но чтобы непременно до болятки! Щипай его, сукиного сына, так, чтобы он соленым потом взмок от головы до пяток! Вот что обозначает слово самокритика, я так понимаю». Устами деда Щукаря часто сообщает нам автор о тех ошибках, которые допускали коммунисты-коллективизаторы того времени. Щукарь – это собирательный образ всех «новых» колхозников, несгибаемая воля которых и любовь к земле позволяют им крепко стоять на ногах и с шуткой выходить из любой сложной ситуации.

В романе очень много героев, но все их судьбы переплетены. Коллективизация, она как война, общая для всех. И так же круто меняются и судьбы людей. Вчера еще рабочий на заводе – сегодня уже председатель колхоза, или вчера еще щи с мясом и сон на собственной кровати, а завтра уже босой в санях или с пулей в голове. Трагична судьба не только раскулаченных, но и тех кто раскулачивает, ибо они все равно связаны вместе. И на вопрос, что же случилось с нашими героями, мы можем просто ответить: «Коллективизация!» и вместе с Разметновым вздохнуть: «Вот она, наша жизненка, ребята, какими углами поворачивается! Иной раз так развернется, что и нарочно не придумаешь! Ну, пошли?»

Похожие рефераты:

В романе “Поднятая целина” много комических сцен. Сегодня, как известно, господствует взгляд на коллективизацию как на явление трагическое, исключающее его юмористическое осмысление.

Судьба крестьянства, его положение в России всегда были проблемой, далеко выходящей за рамки экономические.

Роман “Поднятая целина” - одно из самых лучших произведений Михаила Александровича Шолохова. Писатель рассказывает о том, как происходил процесс коллективизации в двадцатые годы по всей стране.

Один из решающих рубежей в истории нашей Родины, так называемое "социалистическое преобразование деревни" начало 30-х годов составляет содержание романа А.А. Шолохова "Поднятая целина".

В романе “Поднятая целина” Михаил Александрович Шолохов рассказывает историю коллективизации - одного из драматичнейших эпизодов русской истории.

Что же такое честь и совесть? Нужны ли они? Зачем? Да, честь и совесть всегда были нужны в нашей нелегкой жизни. Если бы люди ими не обладали, то страшно подумать, что было бы с человечеством. Без совести и чести человеческий род давно бы угас.

Идейно-художественное содержание произведения Шолохова “Поднятая целина”.

Певцом казачества называют Михаила Александровича Шолохова, великого донского писателя, лауреата Нобелевской премии. Писатель не просто рассказал нам о жизни, быте, нравах казачества, этого известного всей России служивого сословия.

Историческая обстановка создания романа. Давыдов – новый человек в Гремячем Логу. Нагульнов – коммунист и революционер.

Главные герои романа «Поднятая целина» и их судьбы.

Роман Шолохова «Поднятая целина» был и остается вневременным произведением. Проблематика его актуальна и до сих пор. Это ложь и предательство, любовь и верность, смерть и рождение. И если раньше роман читали прежде всего с точки зрения проблем коллективизации, налаживания колхозного быта в нелегкие 30-е годы, то теперь мы, современники, читаем его, больше обращя внимание на то, как раскручивается бесконечный клубок судеб героев. Все герои очень разные, но характеры выписаны достаточно ярко, и буквально с первых строк романа мы можем составить свое мнение о каждом из них. Макар Нагульнов, например, резок с первого знакомства с ним и, в то же время, необычайно мягок с женой, Лушкой. Разметнов - человек хозяйственный, не утративший еще юношеского пыла, горячий. Давыдов – рассудительный и открытый душою. Всех их, таких не похожих, связала вместе судьба в Гремячем Логе, чтобы потом вместе и похоронить. Не забудем, что кроме главных героев-коммунистов, есть еще главные-герои кулаки и середняки, есть еще Половцев с Лятьевским, есть еще дед Щукарь, наконец.

Становится ясно, что у всех жителей Гремячего Лога судьба одна - колхоз. Нелегко многим дается это решение.Многие до последнего цепляются за свое добро, за старую жизнь.Но мы-то знаем историю. Наверняка знаем, что светлые надежды Якова Лукича Островного не оправдаются. На примере Островного, наверное, показана основная масса «середняков» – кулаков того времени. Он просто покоряется неизбежным переменам. Приехал Давыдов, организовал колхоз, Яков Лукич в колхозе. Приехал Половцев, дал подписать клятву, и вот уже Островнов снова в Белой гвардии. Да и как тут определится, вроде бы и там хорошо и тут. Островнов особо не размышляет, куда его жизнь тянет, туда он и идет. Но как тяжело дается ему каждый шаг: «И революция, война, фронты прошли над ним, как степовой вихрь над травой: погнуть - погнул, а чтобы сломать или искалечить - этого не было. В бурю лишь тополя да дубы ломает и выворачивает с корнем, бурьян-железняк только земно клонится, стелется, а потом снова встает». Только коллективизация искалечила Якова Островного, или это сделал так не вовремя подвернувшийся Половцев или, может быть, Яков Лукич сам виноват. Кто знает… По крайней мере, вначале он вызывает симпатии (мы рассматриваем современную точку зрения, так как лет пятнадцать назад вряд ли бы Островнов вызвал у кого-либо симпатии), кажется крепким хозяином, уважаемым человеком и вроде бы не против колхоза. Умному человеку везде почет, он даже книжки про сельское хозяйство читает. Однако, узнав как он поступил со своей матерью, всякое желание жалеть и сочувствовать Островнову пропадает. И конец его в тюрьме вполне заслужен.

Печально сложилась и судьба Давыдова, приехавшего в Гремячий Лог, чтобы найти там дело всей своей жизни, любовь, верных друзей, жену и наконец смерть. Жизнь его не была полна радостей и приключений. Трудился на заводе, воевал, защищал «свою партию» и за нее же умер. Вообще, читая страницы посвященные коммунистам в романе, поражаешься сколько беззаветной веры было в них тогда. Но Давыдов не только отстаивает интересы партии, он еще пытается и разобраться в каждом, найти ту заветную дорожку к сердцу. Иногда случаются «перегибы», но где их нет: «Удивительный народ эти казачишки! Раскуси, попробуй, что за фрукт этот Устин. Оголтелый враг или же попросту болтун и забияка, у которого что на уме, то и на языке? И вот, что ни день, то они мне все новые кроссворды устраивают... Разберись в каждом из них, дьявол бы их побрал. Ну что ж, буду разбираться! Понадобится, так не то что пуд - целый мешок соли вместе с ними съем, но так или иначе, а все равно разберусь, факт!» Вот так «фактически» Давыдов и живет. И только в вопросах любви фактически не получается. Лушка Нагульнова хитрая баба. Оттого так печально и стало Давыдову после их разрыва, оттого и тянет его на целину, поближе к казакам, чтобы заглушить тупую боль. И не думал он после, что придется ему еще раз испытать счастье любить и быть любимым, но вот появилась Варя Харламова, вот, кажется, опять вспыхнула икра, давно погасшего огня, но только нелепая смерть не ждет, когда ее позовут. Трагична судьба Давыдова, но он все равно счастлив, что довелось ему умереть за свою любимую партию.

Счастлив по-своему и Макар Нагульнов. Вот он изучает английский язык, читает умные книжки и вместе со всеми стремится к светлому будущему. Но ему, как и Давыдову, не довелось дожить ни до светлого будущего ни до сколь-нибудь спокойной «светлой» жизни. Может быть, поэтому Макар такой нетерпеливый. Он торопиться жить, торопится все переделать: побыстрее раскулачить, побыстрее создать колхоз, побыстрее засеять поле. И, конечно, в быстроте своей забывает о методах, которыми он это все «насаждает». Оттого и жизнь часто бьет Нагульного, идущего с ней не в ногу. Слишком резво он берется за все, и спешит там, где надо бы остановится и переждать. Поэтому и первая очередь в хате Островного достается ему. Нагульнов очень сознательный и идейный, но везде он действует так, как ему представляется правильным, не слушая никого. Макар, наверное, человек своего времени, ибо родись он позже, едва ли смог бы употребить весь свой революционный пыл. А вот трудные годы коллективизации как раз для него. Только действовать ему можно в ситуациях, где, действительно, нужна грубая мужская сила, иначе и партбилет можно на стол положить. Но у Нагульного свои понятия, относительно того, кто должен быть в партии: «Куда же я без партии? И зачем? Нет, партбилет я не отдам! Я всю жизню свою вложил... всю жизню... - и вдруг старчески-жалко и бестолково засуетился, зашарил по столу руками, путаясь в словах, торопливо и невнятно забормотал: - Так ты уж лучше меня... прикажи ребятам... Мне тогда на распыл надо... Ничего не остается... Мне жизня теперь без надобностев, исключите и из нее... Стало быть, брехал Серко - нужен был... Старый стал - с базу долой...» Но ведь и действительно такие люди нужны партии, люди, беззаветно верящие, что именно они причастны к мировой революции. Да только эта революция принесла Нагульнову мало счастья. Народ его все больше сторонится, жену он выгнал по идейным соображениям и без устали учит английский язык. Однако, Макар не то что в Англию, в Ростов выезжает раз в год, поэтому все это бесполезная работа. Невесело сложилась судьба Нагульного, мало было в его жизни счастья, больше войн и слез. Но он человек своего времени, герой, и все мы гордимся им и вместе с дедом Щукарем горюем по своему «темному другу».

Очень интересна судьба самого деда Щукаря, «исторического» человека. «Исторического» не только потому, что он вечно попадает в истории, но еще и потому, что этот человек великолепно уживается при любом режиме. Щукарь настолько колоритен, что не будь его в романе, «Поднятая целина» не могла бы существовать. На его примере, правда достаточно преувеличенно и с иронией, описаны метания простого люда того времени. Он вроде бы и колхозник, но все равно о «своей худобе радеет», и, случись что, распрекрасно будет жить и при половцевых и лятьевских. Его шутки иногда метко отражают те или иные аспекты тогдашней жизни, и кто знает, может быть, его устами говорит с нами не Шолохов советский-писатель, а Шолохов просто писатель, который всегда в описании исторических событий должен стараться быть беспристрастным. «Ох и силен ты, Макарушка, на добрых людей жать! Тебе бы только на маслобойке работать заместо прессы, из подсолнушка масло выдавливать... Ну, что ты мне рот зажимаешь и слова не даешь сказать? Я же не про тебя говорю, не тебе отлуп делаю? Ну и помолчи, потому что партия указывает - изо всех силов разводить критику и самокритику. А что есть самокритика? По-русски сказать - это самочинная критика. А что это обозначает? А это обозначает то, что должен ты щипать человека, как и за какое место вздумаешь, но чтобы непременно до болятки! Щипай его, сукиного сына, так, чтобы он соленым потом взмок от головы до пяток! Вот что обозначает слово самокритика, я так понимаю». Устами деда Щукаря часто сообщает нам автор о тех ошибках, которые допускали коммунисты-коллективизаторы того времени. Щукарь – это собирательный образ всех «новых» колхозников, несгибаемая воля которых и любовь к земле позволяют им крепко стоять на ногах и с шуткой выходить из любой сложной ситуации.

В романе очень много героев, но все их судьбы переплетены. Коллективизация, она как война, общая для всех. И так же круто меняются и судьбы людей. Вчера еще рабочий на заводе – сегодня уже председатель колхоза, или вчера еще щи с мясом и сон на собственной кровати, а завтра уже босой в санях или с пулей в голове. Трагична судьба не только раскулаченных, но и тех кто раскулачивает, ибо они все равно связаны вместе. И на вопрос, что же случилось с нашими героями, мы можем просто ответить: «Коллективизация!» и вместе с Разметновым вздохнуть: «Вот она, наша жизненка, ребята, какими углами поворачивается! Иной раз так развернется, что и нарочно не придумаешь! Ну, пошли?»

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.easyschool.ru/

Меню статьи:

Михаил Шолохов написал свой, возможно, наиболее известный роман с большим разрывом во времени между первым и вторым томом. Первая книга вышла в свет в 1932 году, а вторая – в 1959-м. Произведение, о котором идет речь, – «Поднятая целина», главные герои которого живут в период коллективизации и разворачивания движения «двадцатипятитысячников». Действия романа происходят на Дону.

Предыстория идеи романа Михаила Шолохова

Писатель пишет в воспоминаниях, что «Поднятую целину» и главных персонажей произведения он создавал в то время, когда память о событиях 1930-х годов оставалась свежей. Михаил Шолохов поставил целью воссоздать на страницах книг процессы раскулачивания, коллективизацию сел, насильственное и массовое создание колхозов.

Вот вы и зашли к нам на сайт! Предлагаем ознакомиться с в романе Михаила Шолохова “Тихий Дон

Опубликованная в 1932 году первая часть романа показалась читателям самостоятельным произведением. Но тогда автор уже начал работу над второй книгой, которую завершил накануне Второй мировой войны. Бомбардировка уничтожила рукопись и после войны писатель снова сел за написание второй части, которая попала в руки к читателям в 1959 году.

Основные вехи сюжета «Поднятой целины»

Михаил Шолохов описывает историю, произошедшую на донском хуторе под названием Гремячий Лог. Сюда партия отправляет коммуниста Семена Давыдова. Приехав на Дон, Давыдов налаживает приятельские отношения с Нагульным и Размётновым. Общими усилиями герои борются с кулаками, организовывают колхоз, вопреки вредительству и бесхозяйственности.

Центральные действующие лица романа «Поднятая целина»

Семен Давыдов

Среди остальных главных героев «Поднятой целины» отличается центральным положением, которое занимает в сюжете. Коммунист, в прошлом – моряк, работник одного из заводов в Ленинграде, представитель движения «двадцатипятитысячников», Сергей приезжает на донской хутор с партийным заданием: здесь приказано основать колхоз.

Сергей верит в коммунистические идеалы, герой отличается добротой, простотой и честностью. Давыдов легко находит общий язык с хуторянами. Коммунист верит, что кулаки представляют зло для нового порядка, а потому он решительно борется за раскулачивание.

В личной жизни, однако, Семена нельзя назвать принципиальным: мужчина заводит роман с супругой товарища, после – увлекается другой девушкой, обещая жениться. В конце книги Давыдова убивает классовый враг.

Макар Нагульнов

Секретарь местной партийной ячейки. Характер Нагульного – сильный, холерический, решительный. Мужчина придерживается строгих принципов, основанных на идеалах революции.

С врагами Макар сражается нещадно и жестоко, искренне ненавидя их. Однако из-за вспыльчивого характера, герой превышает полномочия в процессе раскулачивания и ликвидации частной собственности, за что Макара изгоняют из партийных кругов.

Однако позже Нагульного восстанавливают. Герой тоже погибает: Макара убивает Половцев.

Лушка (Лукерья) Нагульнова

Супруга Макара. Лушка не отличается примерным поведением: гулящая, распутная женщина. Героиня – обладательница страстной и ветреной натуры, она пытается найти и испытать настоящую любовь. Увлекается Тимофеем, потом – Давыдовым. Впрочем, Лушка так и не нашла на хуторе своей любви, потому уехала в Шахты – другой городок.

Андрей Размётнов

Герой возглавляет местный сельский совет. В отличие от Макара, Андрей – человек спокойный и размеренный, привыкший принимать взвешенные решения. Цель у мужчин одна – борьба против кулаков. Андрей – великодушен, ведь герой не убивает детей врага, который, между тем, убил супругу Размётнова.

Александр Половцев

Этот герой выписан автором как негативный. Половцев в прошлом служил в полку белогвардейцев, соответственно, Александр представляет круг врагов революции. Половцев противодействует коммунистам в стремлении создать колхоз. Героя отличает жестокость и принцип главенства цели, а не средств. К боли и страданиям односельчан Александр проявляет безразличие.

Варвара Харламова

Девушка, влюбленная в Семена. Семья Вари – многодетная, а сама героиня описана чистой и доброй, непорочной девушкой. Чувства к Давыдову Варя скрывает, открываясь возлюбленному лишь тогда, когда семья решила отдать девушку в жены нелюбимому мужчине.


Тогда Давыдов обещает, что женится на Варваре. При этом Давыдов не любит Варвару, а тоскует по супруге Макара. Девушку Семен отправляет на учебу, взяв заботы о семье Харламовой на свои плечи. Но уезжая, девушка не знала, что ей не суждено увидеть любимого: в следующий раз Варвара встретится только с могилой погибшего Семена.

Марина Пояркова

Героиня, потерявшая мужа, который служил вахмистром. Марина мечтает выйти замуж за Размётного. В конце концов тот берет женщину в жены. Пояркова не подходит по возрасту супругу, ведь Андрей младше жены на 10 лет. Это сподвигло героиню посещать все партийные встречи и собрания, опасаясь, что Андрея увлекут более молодые девушки.


1. Соотнесение эпох и ее людей.

2. Роман М. Шолохова «Поднятая целина». Образы героев романа.

3. Социальная гармония по М. Шолохову.

Вопрос времени всегда оставляет людям возможность подумать над быстротечностью жизни, определить свои собственные ценности и приоритеты в давно сложившейся системе мировых общечеловеческих ценностей.

Как известно, общество живет так, как оно позволяет жизнь. Поскольку сами люди определяют свою судьбу. Но тем не менее судьбу диктует еще и время. Все вместе - общество и его эпоха - порождает целую систему, уклад жизни, в том числе политический.

Признано, что деспотические режимы тоже являются прямым следствием своего времени. История XX века запомнила много авторитарных правителей и режимов, один из которых существовал на территории нашей страны и стал трагичной страницей в летописи государства. Понятно, что в каждую эпоху живут свои люди и им свойственны свои идеи, чувства, стремления.

Однако литературный процесс любого времени отличается тем, что в центре внимания ставит проблемы и пытается их решить так, чтобы донести до широкого круга читателей. А при тоталитарном режиме широко круга проблем, авторских убеждений и читателей быть не может по определению. Заслуга М. Шолохова, написавшего известные романы «Тихий Дон» и «Поднятая целина», в том, что хотя внешне его произведения и выдержаны в духе партии, то при ближайшем рассмотрении они вскрывают вопросы, далеко не пригодные к обсуждению в обществе. Сегодня нам можно легко отнестись к этому, решить дилетантский вопрос о духовной ценности шолоховских романов - при свободе слова. А тогда, в 30-х годах, писатель находился в сложной ситуации меж двух огней: партийной линии и ответственности перед потомками. И сегодня можно с уверенностью сказать, что со своей задачей М. Шолохов справился.

Роман «Поднятая целина». Что в нем? Описание того, как ничего не понимающие в сельском хозяйстве городские пролетарии пытались провести «реформу» в агропромышленном секторе? Да, и это только одна из сложившихся проблем романа.

Давыдов, Нагульнов, Разметнов - ключевые фигуры эпохи, которая их породнила их и сделала проявлением самой себя - эпохи коллективизации.

Действие происходит в Гремячем Логу, казачьей станице. Наступает переломный момент для всей страны в послереволюционный период. По замыслу правящего режима общество трудового крестьянства от мелкособственнической жизни должно перейти к коллективной собственности. Зажиточные крестьяне имеют благоустроенные усадьбы с имуществом и инвентарем. У другой части населения были дымные избушки с земляным полом. Поэтому приход в деревню Давыдова они воспринимают как единственную надежду на улучшение своей собственной жизни. Врядли в каком-то другом произведении мы найдем такое рассмотрение проблемы коллективизации, как в «Поднятой целине».

Несмотря на наличие ключевых фигур, по ходу романа видно, что главным героем его является народ, его судьба, а значит, и судьба всей России. Это было время, когда партией совершалась попытка «сформировать» нового человека, а потому ломалось массовое сознание. Этот процесс Шолохов опишет особо. Сложный период ликвидации частной собственности, раскулачивание с кровавыми сценами явились предтечей рождения новой деревни. Сцены «убоя скота» показали читателям, как сложно было крестьянству менять привычный уклад жизни, принятый еще дедами- Когда имеешь что-то свое, а с этого - и выгоду, трудно отказаться от имущества, сложить его в общий котел. Перестав ощущать себя полноправным хозяином, крестьянин начинает халатно растрачивать то, что раньше собиралось по крупицам и оберегалось. А как иначе: ведь «это теперь не мое».

Русский человек очень консервативен и привержен дедовским и отцовским традициям, а разрыв с ними означает глубокое душевное потрясение. Шолохов уделяет большое внимание созданию индивидуального образа, который все же выражает интересы определенной части населения. Демид Молчун, знавший, что такое обездоленность; Демка Ушаков с толпой голодных ребятишек; Кондрат Майданников, поднявшийся своими силами до середняка, - все они люди своего времени.

В романе есть и «мнимые» кулаки, которых несправедливо. лишили всего. Это трагическая судьба Тита Бородина. Мысль о его доле усиливает впечатление того, что вся коллективизация явилась массовой регрессивной компанией. И оно не обманчивое. Человек, поверивший в идеалы революции, работавший честно ради своих детей, явился теперь преступником.

Образы Давыдова, Нагульнова и Разметнова представляют собой порождение эпохи. На время коллективизации с ними тоже происходит заметные перемены. Даже улыбчивый Разметнов теперь более зорок и напряжен.

Нагульнов - фанатик своего дела. Он не признает середины и никогда не идет на компромиссы. Но аскетизм, фанатизм, доходившие до жестокости, все равно не убивают в нем душу. Это особенно хорошо видно в момент расставания Макара с его непутевой женой, которую он очень любил.

Давыдов, человек не имеющий представления о деревне, а мнящий ее лишь «как мотор невиданной конструкции», все же понимает, что коллективизация - ошибка эпохи. Тот факт, что сдвинуто человеческое сознание, а все перемены происходят против человеческой воли, определяет конечную неудачу предпринятой кампании. Можно сказать, что у Давыдова меняются даже политические убеждения. Это читается в его словах о том, что его личное счастье осталось где-то там в прошлом...

Массовые сцены романа подчеркивают то, что в глубине народа скрыт неведомой силы энергетический потенциал, который способен вылиться не только в поражающую умы трудоспособность, но и в бунт, сметающий все на своем пути.

Главным же выводом романа является то, что безжалостно раздавливать и ломать то, что создавалось веками, ни в коем случае нельзя. Традиции, на которых построено общество, является его фундаментом. А можно ли строить «голубое будущее» на пыльных перинах, облитых детскими слезами и кровью невинных людей?

Вопрос социальной гармонии в советском обществе поставлен Шолоховым в центре внимания и мастерски разрешен.

Национальная трагедия, истинное народное горе и вынужденное замалчивание правды все равно не смогли убить русского человека и его гуманистическое самосознание и мировоззрение. А светлое будущее возможно лишь с укреплением традиций. И дай Бог, чтобы это поняли все сегодня. Многострадальной России хватит уже кровавых экспериментов...

Роман Шолохова описывает события, происходившие в деревне во время всеобщей коллективизации. Главные герои «Поднятой целины» являются представителями рабочего класса, борющегося за ликвидацию кулачества, их цель - создание колхозов. Кулаки крепко держатся за свое существование, и коммунистам приходится бороться с вредительством, направленном против рабочего движения. Борьба идет не на жизнь, а на смерть, и Семен Давыдов с Макаром Нагульновым, погибают от рук врагов.

Характеристика героев «Поднятая целина»

Главные герои

Семен Давыдов

В «Поднятой целине» герой, отправленный по приказу партии в казачий хутор Гремячий Лог для организации колхоза. Семен - бывший моряк, работавший на заводе в Ленинграде, 25 - тысячник, коммунист. Простой, скромный и добрый мужик, хорошо сходится с людьми. Решительно настроен против кулаков, в борьбе с которыми проявил свое мужество и отвагу. В личной жизни - робкий и мягкотелый, заводит отношения с женой товарища, после обещает жениться на другой, погибает от руки классового врага.

Макар Нагульнов

Макар работает в Гремячем Логу секретарем партячейки. Это вспыльчивый и эмоциональный человек, с твердым решительным характером. Он является ярым борцом за идеи революции, и с ненавистью относится к ее врагам. Стремится как можно быстрее расправиться с кулаками. В борьбе с владельцами частной собственности перегибает палку, и его исключают из партии. Тяжело переживает такую несправедливость, добивается восстановления. Погибает от руки Половцева.

Андрей Разметнов

Председатель сельсовета в Гремячем Логу. Также борется против врагов коллективизации, имеет более спокойный характер и трезвый ум. Добрый и отзывчивый человек, пожалев детей врага, убившего его жену, не стал ему мстить.

Александр Половцев

Отрицательный герой произведения, враг революции. Половцев - бывший офицер-белогвардеец, жестокий и безжалостный. Он является главным врагом коммунистов Гремячего Лога, ради своей цели, белогвардейский офицер готов пролить немало крови. Половцев больше похож на злобного зверя, которому безразличны страдания других.

Второстепенные персонажи

Дед Щукарь

Хитроумный и несерьезный старик, доставляющий много радости и веселья своим односельчанам. Он постоянно попадает в курьезные ситуации. Безобидный и добродушный старик, чуть ли не последний бедняк в хуторе. Понимает политику партии, и поддерживает ее идеи, он наблюдательный и мудрый. Любит прихвастнуть, постоянно рассказывает небылицы. Хуторяне любят деда-шутника.

Лушка Нагульнова

Беспутная, легкомысленная женщина. Страстная и горячая, она ищет яркой и сильной любви. Жена Макара Нагульнова. Ей по душе больше Тимофей Рваный, по сравнению с мужем, он более решительный и бесшабашный. Хитрая и льстивая бабенка, хочет охомутать Давыдова. В конце концов, не найдя своего женского счастья, Лушка уезжает из Хутора в город Шахты.

Варвара Харламова

Молодая, чистая девушка из многодетной семьи. Беззаветно влюбилась в Давыдова, чиста и непорочна ее любовь. Лишь только тогда, когда ее собираются выдать замуж за нелюбимого человека, признается Давыдову в своих чувствах. Давыдов решает жениться на Варе, берет на себя заботы об ее семье, а саму Варвару отправляет учиться. Вскоре Семена убили, и Варя увидела только его могилу.

Марина Пояркова

Вдова вахмистра, решила женить на себе Андрея Разметного, чего и добилась. Старше его на десять лет, поэтому ходит на все собрания, чтобы мужа не увели женщины моложе ее. С горем пополам, вступает в колхоз, но после решает отступиться от этого. Забирает из колхоза все свое имущество, и тогда Разметнов уходит от нее.

Это список некоторых персонажей из романа Михаила Шолохова «Поднятая целина».