Вишневый сад варя характеристика. Характеристика Вари из пьесы “Вишневый сад”

В трехчастной системе персонажей пьесы Чехова “Вишневый сад” Варя является одной из фигур, символизирующих настоящее время. В отличие от Раневской, своей приемной матери, которая не может порвать со своим прошлым, и сводной сестры Ани, живущей в далеком будущем, Варя – человек, полностью адекватный времени. Это позволяет ей достаточно здраво оценивать сложившуюся ситуацию. Строгая и рациональная, Варя сильно контрастирует с большинством героев, в той или иной степени оторванных от реальности.

Как это в принципе характерно для драматургии Чехова, образ Вари в пьесе “Вишневый сад” раскрывается в ее речи. Героиня говорит просто, безыскусно – в отличие от Раневской, часто перегружающей свою речь сложными оборотами и метафорами; так автор подчеркивает рациональность и прагматизм Вари. Обилие эмоциональных восклицаний и уменьшительных форм говорят о чувствительности и наивности. Но в то же время Варя не гнушается просторечными и бранными выражениями – и здесь мы видим народную грубоватость, недалекость и некоторую примитивность, выдающую в ней куда больше крестьянку, чем дворянскую воспитанницу… “Крестьянскую” практичность в сочетании с интеллектуальной ограниченностью можно назвать ведущей характеристикой Вари из “Вишневого сада” Чехова.

Тем не менее, ей нельзя отказать в способности испытывать сильные чувства. Варя религиозна; она искренне привязана к Раневской и Ане, а то, как она переживает неудачу с Лопахиным, ясно показывает, что отношения с ним ей небезразличны. За драматическим образом мы видим живую и своеобразную личность. Описание Вари в пьесе “Вишневый сад” не может быть сведено к краткому набору эпитетов – как и все чеховские персонажи, даже второстепенные, она представляет собой сложный и цельный образ.



  1. Основные действующие лица: Раневская Любовь Андреевна, помещица. Аня, ее дочь, 17 лет. Варя, ее приемная дочь, 24 года. Гаев Леонид Андреевич, брат Раневской. Лопахин Ермолай...
  2. Говоря о творчестве А. П. Чехова, сразу же в памяти всплывают его небольшие юмористические рассказы, наполненные глубоким смыслом и часто трагизмом, а для театралов он,...
  3. “…если она не удастся, то значит и пьеса вся провалится”. Так в одном из писем Чехов отзывался о роли Лопахина из пьесы “Вишневый сад”. Как...
  4. А. П. Чехов Вишневый сад (в кратком содержании по действиям) Действие первое Усадьба помещицы Любови Андреевны Раневской. Весна, цветет вишневый сад. Но этот чудесный сад...
  5. Перед нами пьеса с прозаическим названием “Вишневый сад”. Интересно, что же понимал автор под вишневым садом? “Вся Россия – наш сад”, – говорит один из...
  6. Действие последнего произведения А. П. Чехова происходит в имении Раневской Любови Андреевны, которое через несколько месяцев будет продано на аукционе за долги, и именно образ...
  7. Современникам пьесы Чехова казались необычными. Они резко отличались от привычных драматических форм. В них не было казавшихся необходимыми завязки, кульминации и, строго говоря, драматического действия...
  8. Последняя пьеса А. П. Чехова вызывала споры как в начале XX века, так и сейчас. И это относится не только к жанровой принадлежности, характеристике героев,...
  9. История создания пьесы “Вишневый сад” Впервые А. П. Чехов сообщил о начале работы над новой пьесой в 1901 году в письме своей супруге О. Л....
  10. Пьеса “Вишневый сад” стала лебединой песней А. П. Чехова, заняв на долгие годы подмостки мировых театров. Успех этого произведения был обусловлен не только его тематикой,...
  11. Свое последнее произведение А. П. Чехов писал в самом начале ХХ века, когда над страной нависло ощущение грядущих перемен. Многие литературные деятели пытались осмыслить происходящее,...

«Вишневый сад»- вершина русской драматургии начала 20-го века, лирическая комедия, пьеса, ознаменовавшая начало новой эпохи развития русского театра.

Основная тема пьесы автобиографична - обанкротившееся семейство дворян продает с аукциона свое родовое имение. Автор, как человек прошедший сквозь подобную жизненную ситуацию, с тонким психологизмом описывает душевное состояние людей, вынужденных в скором времени покинуть свой дом. Новаторством пьесы является отсутствием деления героев на положительных и отрицательных, на главных и второстепенных. Все они делятся на три категории:

  • люди прошлого - дворяне-аристократы (Раневская, Гаев и их лакей Фирс);
  • люди настоящего - их яркий представитель купец-предприниматель Лопахин;
  • люди будущего - прогрессивная молодежь того времени (Петр Трофимов и Аня).

История создания

Чехов начал работу над пьесой в 1901 году. В связи с серьезными проблемами со здоровьем, процесс написания был довольно нелегким, но тем не менее, в 1903 году работа была окончена. Первая театральная постановка пьесы состоялась через год на сцене Московского художественного театра, став вершиной творчества Чехова как драматурга и хрестоматийной классикой театрального репертуара.

Анализ пьесы

Описание произведения

Действие происходит в родовом имении помещицы Любови Андреевны Раневской, вернувшейся из Франции со своей юной дочерью Аней. На железнодорожной станции их встречают Гаев (брат Раневской) и Варя (ее приемная дочь).

Финансовое положение семьи Раневских близится к полному краху. Предприниматель Лопахин предлагает свою версию решения проблемы - разбить земельный участок на паи и отдавать их в пользование дачникам за определенную плату. Барыня тяготится этим предложением, ведь для этого придется распрощаться с ее любимым вишневым садом, с которым связано много теплых воспоминаний юности. Добавляет трагизма тот факт, что в этом саду погиб ее любимый сын Гриша. Гаев, проникнувшись переживаниями сестры, обнадеживает ее обещанием, что их родовое поместье не будет выставлено на продажу.

Действие второй части происходит на улице, во дворе имения. Лопахин, со свойственной ему прагматичностью, продолжает настаивать на своем плане спасения поместья, но на него никто не обращает внимания. Все переключаются на появившегося учителя Петра Трофимова. Он произносит взволнованную речь посвященную судьбе России, ее будущему и затрагивает тему счастья в философском контексте. Материалист Лопахин скептически воспринимает молодого учителя, и оказывается, что только одна Аня способна проникнуться его возвышенными идеями.

Третье действие начинается тем, что Раневская на последние деньги приглашает оркестр и устраивает танцевальный вечер. Гаев и Лопахин при этом отсутствуют - они уехали в город на торги, где имение Раневских должно пойти с молотка. После томительного ожидания, Любовь Андреевна узнает, что ее имение куплено на торгах Лопахиным, который не скрывает радости от своего приобретения. Семейство Раневских приходит в отчаяние.

Финал целиком посвящен отъезду семейства Раневских из их родного дома. Сцена расставания показана со всем присущим Чехову глубоким психологизмом. Заканчивается пьеса удивительно глубоким по содержанию монологом Фирса, которого хозяева в спешке забыли в имении. Финальным аккордом звучит стук топора. Рубят вишневый сад.

Главные герои

Сентиментальная особа, владелица поместья. Прожив несколько лет за границей, она привыкла к роскошной жизни и по инерции продолжает себе позволять многое, что при плачевном состоянии ее финансов по логике здравого смысла должно быть ей недоступным. Будучи легкомысленной особой, весьма беспомощной в житейских вопросах, Раневская не желает что-либо в себе менять, при этом она полностью отдает себе отчет в своих слабостях и недостатках.

Преуспевающий купец, многим обязан семейству Раневских. Его образ неоднозначен - в нем сочетается трудолюбие, расчетливость, предприимчивость и грубость, «мужицкое» начало. В финале пьесы Лопахин не разделяет чувств Раневской, он счастлив, что несмотря на крестьянское происхождение, смог позволить купить имение хозяев своего покойного отца.

Как и своя сестра, весьма чувствителен и сентиментален. Будучи идеалистом и романтиком, для утешения Раневской, придумывает фантастические планы спасения родового имения. Он эмоционален, многословен, но при этом совершенно бездеятелен.

Петя Трофимов

Вечный студент, нигилист, красноречивый представитель русской интеллигенции, ратующий за развитие России только на словах. В погоне за «высшей правдой» он отрицает любовь, считая ее мелким и призрачным чувством, чем безмерно огорчает влюбленную в него дочь Раневской Аню.

Романтичная 17-летняя барышня, попавшая под влияние народнических Петра Трофимова. Безоглядно поверив в лучшую жизнь после продажи родительского имения, Аня готова на любые трудности ради совместного счастья рядом с возлюбленным.

87-летний старик, лакей в доме Раневских. Тип слуги старого времени, окружает отеческой заботой своих хозяев. Остался прислуживать своим господам даже после отмены крепостного права.

Молодой лакей, с презрением относящийся к России, мечтающий уехать за границу. Циничный и жестокий человек, хамит старому Фирсу, непочтительно относится даже к родной матери.

Структура произведения

Структура пьесы довольно проста - 4 действия без деления на отдельные сцены. Время действия - несколько месяцев, с конца весны по середину осени. В первом действии происходит экспозиция и завязка, во втором - нарастание напряжения, в третьем - кульминация (продажа имения), в четвертом - развязка. Характерной особенностью пьесы является отсутствие подлинного внешнего конфликта, динамизма, непредсказуемых поворотов сюжетной линии. Авторские ремарки, монологи, паузы и некоторая недосказанность придают пьесе неповторимую атмосферу изысканного лиризма. Художественный реализм пьесы достигается за счет чередования драматических и комических сцен.

(Сцена из современной постановки )

В пьесе доминирует развитие эмоционально-психологического плана, главным двигателем действия являются внутренние переживания героев. Автор расширяет художественное пространство произведения с помощью ввода большого количества персонажей, которые так и не появятся на сцене. Так же эффект расширения пространственных границ дает симметрично возникающая тема Франции, придающая арочность форме пьесы.

Итоговый вывод

Последняя пьеса Чехова, можно сказать - его «лебединая песня». Новизна ее драматургического языка является прямым выражением особой чеховской жизненной концепции, которой характерно необыкновенное внимание к мелким, на первый взгляд незначительным деталям, заострение внимания на внутренних переживаниях героев.

В пьесе «Вишневый сад» автор запечатлел состояние критической разобщенности русского общества своего времени, этот печальный фактор часто присутствует в сценах, где персонажи слышат только себя, создавая лишь видимость взаимодействия.

В трёхчастной системе персонажей пьесы Чехова «Вишневый сад» Варя является одной из фигур, символизирующих настоящее время. В отличие от Раневской, своей приёмной матери, которая не может порвать со своим прошлым, и сводной сестры Ани, живущей в далёком будущем, Варя - человек, полностью адекватный времени. Это позволяет ей достаточно здраво оценивать сложившуюся ситуацию. Строгая и рациональная, Варя сильно контрастирует с большинством героев, в той или иной степени оторванных от реальности.

Как это в принципе характерно для драматургии Чехова, образ Вари в пьесе «Вишневый сад» раскрывается в её речи. Героиня говорит просто, безыскусно - в отличие от Раневской, часто перегружающей свою речь сложными оборотами и метафорами; так автор подчёркивает рациональность и прагматизм Вари. Обилие эмоциональных восклицаний и уменьшительных форм говорят о чувствительности и наивности. Но в то же время Варя не гнушается просторечными и бранными выражениями - и здесь мы видим народную грубоватость, недалёкость и некоторую примитивность, выдающую в ней куда больше крестьянку, чем дворянскую воспитанницу… «Крестьянскую» практичность в сочетании с интеллектуальной ограниченностью можно назвать ведущей характеристикой Вари из «Вишневого сада» Чехова.

Тем не менее, ей нельзя отказать в способности испытывать сильные чувства. Варя религиозна (её заветная мечта - пойти «в пустынь», в монахини); она искренне привязана к Раневской и Ане, а то, как она переживает неудачу с Лопахиным, ясно показывает, что отношения с ним ей небезразличны. За драматическим образом мы видим живую и своеобразную личность. Описание Вари в пьесе «Вишневый сад» не может быть сведено к краткому набору эпитетов - как и все чеховские персонажи, даже второстепенные, она представляет собой сложный и цельный образ.

1. Вишневый сад как фон для раскрытия истинной сущности персонажей пьесы.

2. Варя и Лопахин – какими они кажутся на первый взгляд?

3. Схожесть характеров Вари и Лопахина.

4. Деструктивность системы жизненных ценностей Вари и Лопахина.

В произведении Антона Павловича Чехова «Вишневый сад» перед нами раскрываются такие человеческие качества, как холодный расчет и его, казалось бы, антагонист – ярко выраженный (но не всегда искренний) альтруизм. Лопахин предлагает вырубить вишневый сад, который представляет собой семейную ценность семьи Раневских, неразрывно связанную с прошлыми поколениями. Варя же, напротив, желает сохранить его ради душевного спокойствия Любови Андреевны, которая ассоциирует поместье и прилегающий к нему сад с безвозвратно ушедшими временами своей молодости, а также с памятью о судьбе живших здесь предков.

Все кажется предельно ясным: Варя – положительный персонаж, Лопахин – отрицательный. Согласно поверхностному впечатлению, которое складывается при первой же попытке «оценить» ту атмосферу, которой «живет и дышит» каждый из вышеупомянутых персонажей, читателю может показаться, что Варя – пример ярко выраженного альтруиста.

Она привыкла «носить» образ человека, который совершенно бескорыстно и, казалось бы, получая от этого искреннее удовольствие, проявляет заботу о каждом мало-мальски знакомом человеке. Лопахин же – персонаж заведомо отрицательный, с искаженной системой личностных ценностей, собственными поступками подчеркивающий такие качества своего характера, как цинизм, жестокосердие, «зацикленность» на материальных ценностях. За что тогда, казалось бы, такие абсолютно разные люди симпатизируют друг другу?

Ответ на этот вопрос ярко иллюстрирует случай с прохожим. Реакция Вари, такой «добродетельной» девушки, нелогична и противоестественна для нее: «Дома людям есть нечего, а вы ему отдали золотой?» Значит, если человек ходит в потасканной фуражке и выглядит слегка пьяным, то он уже не является человеком, нуждающимся в еде? Этот эпизод раскрывает истинную сущность Вари, возникает подозрение в неискренности ее заботы о других, в преследовании личных интересов.

Такие, как выясняется, изначально схожие характеры с ярко выраженным предпринимательским началом, где в основе всех поступков и помыслов лежит стремление к собственной выгоде и удовлетворению личных амбиций («Я купил имение, где дед и отец были рабами»), все же не могут быть вместе (ведь Лопахин так и не делает предложение Варе). И Варя, и Лопахин слишком самолюбивы, чтобы создать семью, в которой неизбежно придется заботиться об интересах другого человека. Могут ли какие-либо материальные ценности (дом, сад или что-либо другое) оцениваться настолько высоко, чтобы человек ради них смог пожертвовать духовными потребностями близких ему людей, их отношением и вниманием, и начать новую жизнь, полную гордости, самодовольства и эгоизма? На этот вопрос и пытается найти ответ каждый человек, открывающий для себя мир чеховских персонажей.

/ / / Образ Вари в пьесе Чехова «Вишневый сад»

Варя приходится приемной дочерью. Ей двадцать четыре года. После отъезда матери за границу, девушка занимается делами поместья. Она полностью взяла ведение хозяйства под свой контроль, однако из-за расточительных родственников, даже в режиме жуткой экономии, у Вари не получается поправить финансовую сторону семейства. Поместье в ближайшем будущем должно быть выставлено на торги за неуплату долгов.

Чехов почти в самом начале раскрывает ее внутренний мир и рассказывает о мечтах девушке. Ей хочется подарить себя вере и вести монашеский образ жизни. Однако, Варя не имеет такой возможности, из-за катастрофической нехватки денег. Она из последних сил бьется за каждую сэкономленную копейку и надеется, что приезд Раневской что-нибудь изменит. Варя рассчитывает, что мама обязательно придумает, как уберечь вишневый сад от торгов.

Но приезд матери и младшей сестры Анны, не приносит Вари облегчения. Она с осуждением наблюдает, как Любовь буквально сорит деньгами, которые и так взяты в займы у Лопахина. Однажды она не выдерживает и буквально молит мать одуматься, когда та подает довольно большую «милостыню» проходящему мимо, мужчине.

Варю больше угнетает тот факт, что семья не действует с ней заодно. Она как ломовая «лошадь», пытается вытащить на себе целый воз любителей красивой жизни. К ним относится не только Любовь Раневская, но и ее родной брат Гаев.

В отношениях с у Вареньки тоже нет стабильности. Хотя в округе и ведутся разговоры об их будущей свадьбе, на деле все обстоит иначе. Ермолай не делает никаких попыток даже поговорить с будущей «невестой». Их отношения не выяснены, но заметно, что молодые люди небезразличны друг другу. Недосказанность тяготит обоих, но Варя не собирается навязывать себя Лопахину. В ней до последнего не угасает надежда на их совместное будущее.

Сразу же по завершению торгов, девушка обескураживает купца тем, что буквально бросает ему ключи от имения. Спустя некоторое время она становится невольным свидетелем того, что вишневый сад начинают вырубать. Она просит Ермолая повременить с работой дровосеков и дождаться отъезда мамы в Париж.

В финальном разговоре с купцом, Варя так же не получила предложения. Она разочарована, но не падает духом. Ее ждет работа в другом доме, а значит, будут средства к существованию. И на этот раз она не обязана будет экономить на себе. Продажа вишневого сада в буквальном смысле освобождает девушку, давая ей драгоценное время, которое можно посвятить собственной жизни.

Мать не оставляет Вари денег, и уезжает в Париж забрав все сбережения полученные от тетушки. Несмотря на хорошие отношения, Любови абсолютно нет дела до будущего приемной дочери. Девушке придется нелегко, однако автор наделяет ее характером и способностью противостоять любым обстоятельствам. У Вари в буквальном смысле начинается новый этап жизни и в этот раз, она обязательно будет счастлива и без наследства, и без Лопахина.