В какой главе говорится о семье курагиных. Семья курагиных в романе война и мир характеристика членов семьи сочинение

Текст сочинения:

В романе Л.Н.Толстого Война и мир остро поставлена проблема семьи. Автор подробно изображает несколько семейных укладов. Сопоставляя различные варианҭы семейной жизни, писатель показывает, какой должна быть семья, что такое истинные семейные ценности, как они влияюҭ на формирование личности.
Болконские и Курагины дворяне, имеюҭ один и тот же наследственный ҭиҭул, занимаюҭ высокое положение в обществе, богаты и благополучны. Главы семейств Николай Андреевич Болконский и князь Василий заботятся о своих детях. Вот только в понятие счастья они вкладываюҭ разный смысл. У каждой семьи своя шкала жизненных приоритетов.
Оҭличительные черҭы Болконских духовность, ум, независимость, благородство, высокие представления о чести, долге. Старый князь, в прошлом екатерининский вельможа, друг Куҭузова, государственный человек. Он, служа Екатерине, служил России. Не желая приспосабливаться к новому времени, которое требовало не служить, а прислуживаться, он добровольно заточил себя в имении. Князь Василий Курагин приспособленец и карьерист. Этот человек не приносиҭ пользы Отечеству: он просто приближенный царя, значительный, важный слуга при дворе. Князь Василий и его дети вращаюҭся в высшем свете. Главная задача старшего Курагина пристроить детей, ҭ.е., используя свои связи, обеспечить сыновьям теплые места на службе, а дочери найҭи богатого мужа.
Болконский неустанно заботиҭся о том, чтобы дети развивали свои способности, умели работать и желали учиться. Он ценил знания, всестороннюю образованность. Поэтому Марья и Андрей получили блестящее образование. Марья много читает, любиҭ музыку У князя Андрея необыкновенная память, начитанность, он обо всем имеет понятие. Жизнь старого князя Болконского непрерывная деятельность. Это работа над мемуарами о славной эпохе Екатерины II, физический труд, управление имением. Князь Андрей, как и отец, стремиҭся приносить пользу обществу, сначала избирает военную карьеру, вникает во все тонкости военного искусства. Участвуя в кампании 1805 года, становиҭся доверенным адъютантом командующего. Куҭузов в письме старому князю так оценил качества князя Андрея: Ваш сын надежду подает быть офицером, из ряду выходящим по своим знаниям, ҭвердости и исполнительности. Я считаю себя счастливым, имея под рукой такого подчиненного.
Василий Курагин занят только своими личными, корыстными интересами. Сыновьям он готовиҭ облегченный варианҭ деятельности: Ипполита пристраивает в дипломаты, застраховывает его от опасности военной службы; Анатоль, благодаря связям отца, числиҭся при полку. Младший сын доставляет особенно много хлопот отцу, так как Анатоль ведет беспуҭный образ жизни, пьянствует, проигрывает в карҭы огромные суммы денег. У князя Василия возникает мысль женить его на одной из самых богатых невест княжне Болконской. Так в романе впервые сталкиваюҭся порядочность Болконских и низкий расчет Курагиных. С одной стороны красивый, но, как говориҭ сам князь Василий, беспокойный дурак Анатоль, а с другой внешне не привлекательная, но благородная Марья Болконская. Сватовство Анатоля чуть не погубило жизнь княжны, но на этот раз нравственная опасность миновала Болконских. Старшему Курагину зато блестяще удалась интрига с женитьбой Пьера Безухова на Элен. Много усилий было затрачено князем Василием, но он все-таки добился своего: выдал свою порочную дочь за самого богатого жениха, у которого было сорок ҭысяч только крепостных.
Курагины постоянно используюҭ других людей для удовлетворения собственных желаний. Из-за Элен дрался на дуэли Пьер. Она не щадила самолюбия мужа и почти открыто изменяла ему. Курагины разрушаюҭ счастье Наташи и князя Андрея. Элен знала, что Наташа невеста Болконского, а Анатоль женат, но, не терзаясь угрызениями совести, устраивала свидания для них, а затем помогала брату организовать похищение девушки. В словах Пьера дана точная оценка Элен: Где вы там разврат, зло. Анатолю Безухов тоже пытается объяснить: ... кроме вашего удовольствия, есть счастье, спокойствие других людей, ... вы губите целую жизнь из за того, что вам хочется веселиться.
Болконские, в отличие от Курагиных, аристократы в лучшем смысле этого слова. Они горды, но уважаюҭ чужие чувства, готовы жерҭвовать собой, но не причинять боли окружающим. В высшей степени благородно ведет себя князь Андрей со своей женой, которую це любиҭ. Он по-своему жалеет Лизу, не допускает осуждений в ее адрес, щадиҭ ее чувства. Например, показательна эта сцена: простившись с женой, осторожно отвел плечо, на котором она лежала, заглянул в ее лицо и бережно посадил ее на кресло.
У Болконских и Курагиных между членами семьи существуюҭ совершенно разные отношения. У Курагиных родственные связи формальные, поддерживаюҭся только ради приличия. Князь Василий цинично высказывается: Мои дети обуза моего существования. Это мой крест. Старшего сына называет покойным дураком, а Анатоля беспокойным. Курагин жалуется: ... этот Анатоль мне стоиҭ сорок ҭысяч в год... Княгиня откровенно завидует богатству дочери. Дети Курагиных, лишенные родительской любви, нравственного воспитания, обнаруживаюҭ духовное ничтожество и примиҭивность жизненных интересов. Болконские по-настоящему привязаны друг к другу. Их объединяет скрытая, не выражающаяся на словах родственная теплота. Старый князь, хотя излишне суров и строг, но гордиҭся сыном и любиҭ дочь, чувствует себя виноватым в ссорах с детьми. Только перед смертью он дает волю чувству жалости и любви к дочери, которое раньше ҭщательно скрывал. Князь Андрей уважает и высоко чтиҭ своего отца. У них существует настоящее взаимопонимание. Уехав на войну, князь Андрей писал письма отцу каждый день. Дети привыкли считаться со слабостями и причудами старого человека. Поэтом)" князь Андрей по требованию отца вынужден отложить свадьбу с Наташей на целый год. Однако внутренне Болконские очень близки друг другу. Их любовь проявляется в трудные минуҭы. Когда пришло известие о гибели князя Андрея, то Марья, обнимая отца, говориҭ: Давайте плакать вместе.
Не случайно Толстой подробно описывает домашний быҭ Болконских. У них есть настоящий, родной дом, семейный очаг, определенные традиции. Описания дома Курагиных в романе нет, потому что семейные копирование запрещено узы эҭих людей выражены слабо, каждый у них живет обособленно, учиҭывая прежде всего свои интересы.
Все низменные качества Курагиных проявились во время войны 1812 года. Они вели все ҭу же праздную жизнь в салонах. Князь Василий спекулировал на патриотизме, а Элен занималась устройством своей личной жизни. Однако в этой ложной семье произошло несчастье Анатолю ампуҭировали ногу, впоследствии он умер. Автор упоминает о том, что и Элен умерла от какой-то нелепой болезни.
Болконские патриоты. Своим поведением во время Отечественной войны они выражаюҭ народный дух. Князь Николай Андреевич умирает, потому что его сердце не выдержало сдачи Смоленска. Марья отвергает предложение французского генерала о покровительстве. Андрей защищает Отечество на поле боя. Он живет интересами нации и, выполняя свой долг офицера, получает смертельное ранение.
Болконские образец подлинной семьи. Высокая духовность, истинная красота старого князя и его детей резко противопоставлены бездуховности, мнимой красоте Курагиных. О ложной семье Курагиных очень точно сказал Пьер: О, подлая, бессердечная порода!

Права на сочинение "Семья Болконских и семья Курагиных в романе Л.Н.Толстого Война и мир" принадлежат его автору. При цитировании материала необходимо обязательно указывать гиперссылку на

В романе Л.Н.Толстого «Война и мир» остро поставлена проблема семьи. Автор подробно изображает несколько семейных укладов. Сопоставляя различные варианты семейной жизни, писатель показывает, какой должна быть семья, что такое истинные семейные ценности, и как они влияют на формирование личности.

Болконские и Курагины – дворяне, имеют один и тот же наследственный титул, занимают высокое положение в обществе, богаты и благополучны. Главы семейств – Николай Андреевич Болконский и князь Василий – заботятся о своих детях. Вот только в понятие счастья они вкладывают разный смысл. У каждой семьи своя шкала жизненных приоритетов.

Отличительные черты Болконских – духовность, ум, независимость, благородство, высокие представления о чести, долге. Старый князь, в прошлом екатерининский вельможа, друг Кутузова, - государственный человек. Он, служа Екатерине, служил России. Не желая приспосабливаться к новому времени, которое требовало не служить, а прислуживаться, он добровольно заточил себя в имении. Князь Василий Курагин – приспособленец и карьерист. Этот человек не приносит пользы Отечеству: он просто приближенный царя, «значительный», «важный» слуга при дворе. Князь Василий и его дети вращаются в «высшем свете». Главная задача старшего Курагина – пристроить детей, т.е., используя свои связи, обеспечить сыновьям «теплые» места на службе, а дочери найти богатого мужа.

Болконский неустанно заботится о том, чтобы дети развивали свои способности, умели работать и желали учиться. Он ценил знания, всестороннюю образованность. Поэтому Марья и Андрей получили блестящее образование. Марья много читает, любит музыку. У князя Андрея необыкновенная память, начитанность, он обо всем имеет понятие. Жизнь старого князя Болконского – непрерывная деятельность. Это работа над мемуарами о славной эпохе Екатерины II, физический труд, управление имением. Князь Андрей, как и отец, стремится приносить пользу обществу, сначала избирает военную карьеру, вникает во все тонкости военного искусства. Участвуя в кампании 1805 года, становится «доверенным» адъютантом командующего. Кутузов в письме старому князю так оценил качества князя Андрея: «Ваш сын надежду подает быть офицером, из ряду выходящим по своим знаниям, твердости и исполнительности. Я считаю себя счастливым, имея под рукой такого подчиненного».

Василий Курагин занят только своими личными, корыстными интересами. Сыновьям он готовит облегченный вариант деятельности: Ипполита пристраивает в дипломаты, застраховывает его от опасности военной службы; Анатоль, благодаря связям отца, «числится» при полку. Младший сын доставляет особенно много хлопот отцу, так как Анатоль ведет беспутный образ жизни, пьянствует, проигрывает в карты огромные суммы денег. У князя Василия возникает мысль женить его на одной из самых богатых невест – княжне Болконской. Так в романе впервые сталкиваются порядочность Болконских и низкий расчет Курагиных. С одной стороны, - красивый, но, как говорит сам князь Василий, «беспокойный дурак» Анатоль, а с другой, - внешне не привлекательная, но благородная Марья Болконская. Сватовство Анатоля чуть не погубило жизнь княжны, но на этот раз нравственная опасность миновала Болконских. Старшему Курагину зато блестяще удалась интрига с женитьбой Пьера Безухова на Элен. Много усилий было затрачено князем Василием, но он все-таки добился своего: выдал свою порочную дочь за самого богатого жениха, у которого было сорок тысяч только крепостных.

Курагины постоянно используют других людей для удовлетворения собственных желаний. Из-за Элен дрался на дуэли Пьер. Она не щадила самолюбия мужа и почти открыто изменяла ему. Курагины разрушают счастье Наташи и князя Андрея. Элен знала, что Наташа – невеста Болконского, а Анатоль женат, но, не терзаясь угрызениями совести, устраивала свидания для них, а затем помогала брату организовать похищение девушки. В словах Пьера дана точная оценка Элен: «Где вы – там разврат, зло». Анатолю Безухов тоже пытается объяснить: «… кроме вашего удовольствия, есть счастье, спокойствие других людей, … вы губите целую жизнь из того, что вам хочется веселиться».

Болконские, в отличие от Курагиных, - аристократы в лучшем смысле этого слова. Они горды, но уважают чужие чувства, готовы жертвовать собой, но не причинять боли окружающим. В высшей степени благородно ведет себя князь Андрей со своей женой, которую не любит. Он по-своему жалеет Лизу, не допускает осуждений в ее адрес, щадит ее чувства. Например, показательна эта сцена: простившись с женой, «осторожно отвел плечо, на котором она лежала, заглянул в ее лицо и бережно посадил ее на кресло».

У Болконских и Курагиных между членами семьи существуют совершенно разные отношения. У Курагиных родственные связи формальные, поддерживаются только ради приличия. Князь Василий цинично высказывается: «Мои дети – обуза моего существования. Это мой крест». Старшего сына называет «покойным дураком», а Анатоля – «беспокойным». Курагин жалуется: «… этот Анатоль мне стоит сорок тысяч в год…» Княгиня откровенно завидует богатству дочери. Дети Курагиных, лишенные родительской любви, нравственного воспитания, обнаруживают духовное ничтожество и примитивность жизненных интересов. Болконские по-настоящему привязаны друг к другу. Их объединяет скрытая, не выражающаяся на словах родственная теплота. Старый князь, хотя излишне суров и строг, но гордится сыном и любит дочь, чувствует себя виноватым в ссорах с детьми. Только перед смертью он дает волю чувству жалости и любви к дочери, которое раньше тщательно скрывал. Князь Андрей уважает и высоко чтит своего отца. У них существует настоящее взаимопонимание. Уехав на войну, князь Андрей писал письма отцу каждый день. Дети привыкли считаться со слабостями и причудами старого человека. Поэтому князь Андрей по требованию отца вынужден отложить свадьбу с Наташей на целый год. Однако внутренне Болконские очень близки друг другу. Их любовь проявляется в трудные минуты. Когда пришло известие о гибели князя Андрея, то Марья, обнимая отца, говорит: «Давайте плакать вместе».

Не случайно Толстой подробно описывает домашний быт Болконских. У них есть настоящий, родной Дом, семейный очаг, определенные традиции. Описания дома Курагиных в романе нет, потому что семейные узы этих людей выражены слабо, каждый у них живет обособленно, учитывая прежде всего свои интересы.

Все низменные качества Курагиных проявились во время войны 1812 года. Они вели все ту же праздную жизнь в салонах. Князь Василий спекулировал на патриотизме, а Элен занималась устройством своей личной жизни. Однако в этой «ложной» семье произошло несчастье – Анатолю ампутировали ногу, впоследствии он умер. Автор упоминает о том, что и Элен умерла от какой-то нелепой болезни.

Болконские – патриоты. Своим поведением во время Отечественной войны они выражают народный дух. Князь Николай Андреевич умирает, потому что его сердце не выдержало сдачи Смоленска. Марья отвергает предложение французского генерала о покровительстве. Андрей защищает Отечество на поле боя. Он живет интересами нации и, выполняя свой долг офицера, получает смертельное ранение.

Болконские – образец подлинной семьи. Высокая духовность, истинная красота старого князя и его детей резко противопоставлены бездуховности, «мнимой» красоте Курагиных. О «ложной» семье Курагиных очень точно сказал Пьер: «О, подлая, бессердечная порода!»

Роман «Война и мир» Л.Н. Толстого - произведение-эпопея. На фоне масштабных исторических событий Толстой изображает частную жизнь человека, его поиски смысла и цели жизни, поиски счастья. У каждого героя романа своя судьба, свои взлеты и падения, свои заблуждения. В чем причина того или иного поступка человека? Не в том ли воспитании, что получено в детстве, не в том ли семейном укладе, из которого усвоены понятия о добре и зле, нравственном и безнравственном? Так в ткань романа с первых его страниц вплетается «мысль семейная».

Перед нами проходят жизни нескольких поколений совершенно разных семейных родов: Ростовых, Болконских, Курагиных, Бергов, Друбецких... Остановлюсь на двух из них.

В своем имении в Лысых Горах живет старый князь Николай Андреевич Болконский, глава древнего, знатного рода, отец семьи с патриархальным уклоном. Он славно послужил России, но теперь в опале. Этот величественный, гордый старик вдов, у него дурной характер, но он все еще деятелен: пишет мемуары, работает на токарном станке, занимается математикой с дочерью. По его мнению, «есть только два источника людских пороков: праздность и суеверие, и есть только две добродетели: деятельность и ум». Главное условие деятельности для него - порядок, который доведен в его доме до «последней степени точности».

У князя прекрасные дети: Андрей и Марья. Князь хотел воспитать их умными, благородными, честными. Дети выросли. Сын стал таким, как мечталось отцу, да еще и красивым. Правда, это не делает Андрея счастливым: он женат, но жену не любит. А дочь - отцовская боль. Всем хороша, но некрасива. Была бы красива - ее бы полюбили, а так посватаются, конечно, но посватаются за его знатный род и его деньги.

Николай Андреевич вряд ли осознает, насколько сильно он вмешивается в судьбы своих детей. Служа государству, старый князь был заметным деятелем при дворе. Отсюда его собственная и переданная Андрею знаменитая «болконская» гордость, убежденность в необходимости служить Отечеству. Князь Андрей верит в свое предназначение для подвига и величия. К тому же и столичная жизнь ему опостылела, и жена ему надоела, и он отправляется на войну в поисках «своего Тулона», т. е. славы. Раненный при Аустерлице, Андрей понимает призрачность славы и необходимость простого семейного счастья. Но этого счастья ему не дано испытать. Умирает во время родов маленькая княгиня, обвиняя своей смертью «болконскую» гордость и отвлеченность высоких стремлений. Драмой оборачивается и встреча с Наташей. Отец против нового брака сына. В глубине души этому противится и княжна Марья. По настоянию старого князя свадьба отложена на год, и это роковым образом рушит возможное счастье сына.

Но мог ли быть счастлив Андрей с Наташей? Вряд Ли. Очень уж по-разному они воспитаны. Так проста, открыта и непосредственна в своих желаниях и стремлениях Наташа, и так закрыт, эгоистичен Андрей, что между ними все время возникает некая отчужденность. Князь не понимает Наташу. Наверное, поэтому уязвленное самолюбие и не дает ему простить ее увлечения Курагиным, в котором есть и его вина.

Перед смертью Андрей снова встретит Наташу. Только теперь он «понял ее чувство, ее страданья, стыд, раскаянье» и впервые осознал жестокость своего разрыва с нею. Но Толстой не дает герою возможности что-либо исправить. Раньше вину перед женой не позволила загладить ее смерть, теперь, так и не узнав семейного счастья, умирает сам Андрей.

Дикарка от природы, княжна Марья вынуждена жить затворницей в Лысых Горах и не знает другой жизни, кроме терпения и помощи «божьим людям». Отец часто до боли жесток и бестактен по отношению к дочери. Хотя Марья ничего не хочет для себя лично. Больше всего на свете она желает быть «беднее самого нищего из нищих». Казалось бы, смерть старого князя освобождает Марью, но одновременно в ней просыпается твердый и деятельный отцовский характер. Сказывается воспитание старого князя-дочь выросла сильной и активной женщиной.

Самопожертвование - вот жизненный принцип Марьи до встречи с Николаем Ростовым и до смерти Андрея. Новая послевоенная жизнь в Лысых Горах «ненарушимо правильна». Княжна Марья обретает семейное счастье, лишь став графиней Ростовой. Ее семья крепка потому, что основана на постоянной духовной работе графини Марьи, имеющей целью только «нравственное добро детей».

Семейство Курагиных - не просто антипод Болконских. Это, пожалуй, само воплощение безнравственности. Князь Василий Курагин -почти ровесник старого князя Болконского. Он тоже хочет счастья своим детям, только понимание счастья у двух стариков разное. Светский человек, популярный в высших слоях общества и привыкший к этому успеху, обычно Василий Курагин не обдумывал своих планов, как все подлые люди, он не обременял себя мыслями о долге, о правде, о полезных вещах для общества, его занимали только личные интересы.

Для князя Василия семья - это только взаимоподдержка и солидарность, круговая порука. Его сын Ипполит - дипломат в Австрии, уже пристроен, и теперь отец хлопочет, чтобы пристроить красавицу Элен. Бросив все дела, князь опекает и направляет «непутевого» Пьера: определяет его в камер-юнкеры, поселяет в своем доме. А тот, неблагодарный, так и не делает предложения дочери. Пришлось опять все брать на себя, чтобы соединить Пьера и Элен. Теперь дочь - графиня Безухова. Нравственен ли этот брак, счастлива ли дочь или нет - не так уж важно для ее отца. Главное, она пристроена, блистает в свете, богата.

У Элен с Пьером не складывается семья. Но это не волнует Элен. Она лжет мужу, разъезжается с ним, но, поняв в определенный момент, что в глазах света лучше иметь мужа, чем быть одной, настаивает на том, чтобы жить с Пьером под одной крышей, - так ей удобнее. Терзаться муками совести, считать себя виноватой Элен не способна, она всегда и во всем находит себе оправдание.

Но придет время, и она при живом муже будет выбирать одного-из двух претендентов на свою руку. А развод с мужем она затеет как раз в тот момент, когда на Бородинском поле будет решаться судьба России. К тому же она совершит предательство - перейдет в католическую веру, веру неприятеля. Смерть Элен окружена такой же ложью, какой была опутана вся ее жизнь.

Под стать ей и младший сын князя Василия Анатоль - беспутный красавец, кутила, мот и циник. Время военное, полк его выступил, он же, не стесняясь, говорит: «А я числюсь», не зная даже точно, где числится. Красота молодого повесы обольщает сначала княжну Марью. Строгое предупреждение отца («Помни одно: от твоего решения зависит счастье жизни твоей») и стечение обстоятельств: княжна Марья случайно увидела, как приехавший свататься к ней Анатоль обнимал Бурьен, спасают ее от брака с безнравственным человеком.

Курагинскому натиску подвергнется не только княжна Марья, но и Наташа. Поэтическая Наташа и глупый Анатоль - казалось бы, что общего между этими людьми? Анатоль не думал ни о том, как его действия отразятся на других, ни о том, что может выйти из того или иного поступка. Это эгоист, который думает только о сиюминутном удовольствии, он полностью свободен в своем поведении, ощущая полную безнаказанность. В Наташе тоже есть чувство внутренней свободы. Но оно совсем другого рода: это наивное требование немедля, сейчас открытых, прямых, человеческих отношений между людьми. Но именно это ее «все можно» сводит ее с Анатолем. Пережитое помогает ей понять, что свобода человека не может быть вне морали.

Видя в семье предназначение женщины, гармонию и счастье, много рассуждая в своем романе о природе человеческой красоты - внешней и внутренней, Толстой убирает со страниц романа красавицу Элен и ее ослепительного братца и приводит к семейному счастью тех героев, чья красота духовна, - княжну Марью и Наташу.

Для Толстого мир семьи - основа человеческого общества. Семья Курагиных в романе предстает воплощением безнравственности. Корыстолюбие, лицемерие, способность на преступление, бесчестие ради богатства, безответственность за свои поступки в личной жизни - вот основные отличительные черты этого семейства. Среди персонажей " Войны и мира " Курагины живут, зная во всем мире только личный свой интерес и

энергично добиваясь его интригой. И сколько разрушений Курагины внесли - князь Василий, Элен, Анатоль - в жизнь Пьера, Ростовых, Наташи, Андрея Болконского!

Курагины лишены родовой поэзии. Их семейная близость и связь непоэтична, хотя она, несомненно, есть - инстинктивная взаимоподдержка и солидарность, своего рода круговая порука эгоизма почти животного. Такая семейная связь не положительная, настоящая семейная связь, но, в сущности, ее отрицание. Настоящие семьи - Ростовы, Болконские - имеют, конечно, против Курагиных на своей стороне безмерное нравственное превосходство; но все же вторжение низменного курагинского эгоизма вызывает кризис в мире этих семей.

Вся семья Курагиных - индивидуалисты, не признающие моральных норм, живущие по неизменному закону исполнения своих ничтожных желаний.

Василий Курагин

Главой всего этого семейства является князь Василий Курагин. Впервые мы встречаем его в салоне Анны Павловны Шерер. Он был "в придворном, шитом, мундире, в чулках, в башмаках и звездах, со светлым выражением плоского лица". Говорил князь на том изысканном французском языке, на котором не только говорили, но и думали наши деды, и с теми тихими, покровительственными интонациями, которые свойственны состарившемуся в высшем свете и при дворе значительному человеку", "говорил всегда лениво, как актер говорит роль старой пиесы".

В глазах светского общества князь Курагин - уважаемый человек, "приближенный к императору, окруженный толпой восторженных женщин, рассыпающий светские любезности и благодушно посмеивающийся" . На словах он был порядочным, отзывчивым человеком, но на деле в нем постоянно происходила внутренняя борьба между желанием казаться порядочным человеком и действительной порочностью его побуждений.

Излюбленный прием Толстого - противопоставление внутреннего и внешнего характеров героев. Образ князя Василия очень четко отражает это противопоставление.

Эпизод борьбы за наследство старого графа Безухова наиболее точно раскрывает двуличную сущность Василия Курагина.

Князь вынудил Пьера жениться на Элен, преследуя при этом свои корыстные цели. На предложение Анны Павловны Шерер " женить блудного сына Анатоля " на княжне Марии Болконской, узнав, что княжна богатая наследница, он говорит: "она хорошей фамилии и богата. Все, что мне нужно". При этом князь Василий совершенно не задумывается о том, что княжна Марья может быть несчастна в браке с беспутным шалопаем Анатолем, который на всю свою жизнь смотрел как на одно непрерывное увеселение.

Впитали в себя все низменные, порочные черты князя Василия и его дети.

Элен Курагина

Элен - воплощение внешней красоты и внутренней пустоты, окаменелости. Толстой постоянно упоминает ее " однообразную " , " неизменяющуюся " улыбку и " античную красоту тела " , она напоминает прекрасную, бездушную статую.

Элен олицетворяет безнравственность и порочность, вступает в брак только ради своего собственного обогащения.

Она изменяет мужу, поскольку в ее натуре преобладает животное начало. Не случайно Толстой оставляет Элен бездетной.

Еще, будучи супругой Пьера, Элен на глазах всего общества занимается устройством своей личной жизни.

Элен Безухова - не женщина, она скорее, животное. Ни у одного романиста не встречался еще этот тип развратницы большого света, которая ничего не любит в жизни, за исключением своего тела. Кроме роскошного бюста, богатого и красивого тела, эта представительница большого света обладала необыкновенным умением скрывать свое умственное и нравственное убожество, и все это благодаря только изяществу ее манер и заученности некоторых фраз и приемов.

Как и говорила Элен, в свете после дуэли и отъезда все считали Пьера наивным дураком. Она вновь стала жить с мужем и создала свой салон.

"Быть принятым в салоне графини Безуховой считалось дипломом ума". Это несказанно удивляло Пьера, который знал, что Элен была очень глупа. Но она так умела преподать себя, что никто об этом не задумывался.

Негативную роль сыграла она и в судьбе Наташи Ростовой. Ради забавы, пустой прихоти Элен испортила жизнь молодой девушке, подтолкнув ее к измене, и даже не задумалась об этом.

Элен совершенно лишена патриотических чувств. В то время как вся страна поднялась на борьбу с Наполеоном, и даже высший свет по-своему принимал участие в этой борьбе ("не говорили по-французски и ели простую еду"), в кружке Элен, французском, опровергались слухи о жестокости врага и войны и обсуживались все попытки Наполеона к примирению". Когда угроза захвата наполеоновскими войсками Москвы стала явной, Элен уехала за границу. И там она блистала при императорском дворе. Но вот двор возвращается в Петербург. "Элен, возвратившись вместе с двором из Вильны в Петербург, находилась в затруднительном положении. В Петербурге Элен пользовалась особым покровительством вельможи, занимавшего одну из высших должностей в государстве.

В Вильне же она сблизилась с молодым иностранным принцем".

Ради собственного блага она предает самое святое - веру, принимает католичество. Этим, как ей казалось, она освобождает себя от нравственных обязательств, данных Пьеру, став его супругой. Элен решает связать свою судьбу с одним из двух ее поклонников. В начале августа все совершенно определилось, и она написала мужу (который ее очень любил, как она думала) письмо, в котором извещала его о своем намерении выйти замуж за NN и о том, что она просит исполнить все необходимые для развода формальности. Но Пьер не получил письма, он был на войне.

В ожидании ответа от Пьера, Элен праздно проводила время. Она по-прежнему блистала в свете, принимала ухаживания молодых людей, несмотря на то, что уже собиралась выйти замуж за одного из влиятельнейших вельмож, но, к несчастью, старика.

В конце концов, Элен умирает. Эта смерть - прямое следствие ее собственных интриг.

Ипполит Курагин

"… Князь Ипполит поражал своим необыкновенным сходством с сестрой-красавицей и еще более тем, что несмотря на сходство, он был поразительно дурен собой … лицо было отуманено идиотизмом и неизменно выражало самоуверенную брезгливость, а тело было худощаво и слабо. Глаза, нос, рот - все сжималось как будто в одну неопределенную скучную гримасу, а руки и ноги всегда принимали неестественное положение ".

Ипполит был необычайно глуп. Из-за самоуверенности, с которой он говорил, никто не мог понять, очень умно или очень глупо то, что он сказал.

На приеме у Шерер он предстает нам " в темно-зеленом фраке, в панталонах цвета испуганной нимфы, как он сам говорил, в чулках и башмаках ". И такая нелепость наряда нисколько его не смущала.

Несмотря на странности характера, князь Ипполит имел успех у женщин и был дамским угодником. Так в конце вечера в гостиной Шерер, Ипполит, как бы невинно ухаживая за маленькой княгиней, женой Болконского, вызывает ревность князя.

Отец Князь Василий называет Ипполита " покойным дураком " . Толстой в романе - " вялым и ломающимся " .

Это главенствующие черты характера Ипполита. Ипполит глуп, но он своей глупостью хотя бы не приносит никому вреда, в отличие от младшего брата Анатоля.

Анатоль Курагин

Анатоль Курагин, по мнению Толстого, " простой и с плотскими наклонностями " . Это главенствующие черты характера Анатоля. Он на всю свою жизнь смотрел, как на непрерывное увеселение, которое кто-то такой почему-то обязался устроить для него.

"Он не был в состоянии обдумать ни того, как его поступки могут отзываться на других, ни того, что может выйти из такого или такого его поступка". Он искренне убежден, инстинктивно, всем своим существом, что все вокруг имеет единственной целью его развлечение и существует для этого. Никакой оглядки на людей, на их мнение, на последствия, никакой дальней цели, которая заставляла бы сосредоточиться на ее достижении, никаких угрызений совести, размышлений, колебаний, сомнений - Анатоль, что бы ни совершил, естественно и искренне считает себя безукоризненным человеком и высоко несет свою красивую голову: свобода поистине безграничная, свобода в поступках и самоощущении.

Такая полная свобода дана Анатолю его бессмысленностью. Человек, сознательно относящийся к жизни, уже подчинен, как Пьер, необходимости понять и решить, он не свободен от жизненных сложностей, от вопроса: зачем? В то время как Пьер замучен этим сложным вопросом, Анатоль живет, довольствуясь каждой минутой, глупо, животно, зато легко и весело.

Женитьба на " богатой уродливой наследнице " - Марии Болконской ему представляется очередным увеселением.

Он вместе с отцом приезжает в Лысые Горы, чтобы посвататься.

Марья, и отец ее чувствуют себя оскорбленными тем волнением, которое вызвал в них приезд предполагаемого жениха, и которое они не могут в себе победить.

Прекрасные большие глаза дурака Анатоля " притягивают к себе, и княжна Марья, и маленькая княгиня, и m-lle Bourienne не остаются равнодушными к красоте Курагина. Все желают предстать перед ним в лучшем свете. Но для княжны Марьи кажется оскорбительным то, что она вынуждена наряжаться и вести себя не сообразно со своими привычками. Чем дольше подруги подбирали наряды, тем меньше княжне хотелось встречи с Анатолем. Она понимала, что сейчас ее выставляют на показ, что своей внешностью она не сможет никого заинтересовать, и тем неуместнее казались ей хлопоты подруг. Так ничего и не добившись, подруги оставили княжну одну. Она ни только не переменила наряда, но даже не взглянула на себя в зеркало.

Анатоль обратив внимание на хорошенькую m-lle Bourienne , решил, что и в Лысых горах будет не скучно.

В разговоре с отцом княжны Марьи Анатоль снова проявляет себя полным дураком, бесшабашным повесой.

Анатоль казался княжне Марье добрым, храбрым, решительным, мужественным и великодушным. Она была убеждена в этом. Тысячи мечтаний о будущей семейной жизни, возникали в ее воображении. Анатоль же думал: "Бедняга! Чертовски дурна".

M-lle Bourienne думала о том, что этот русский князь увезет ее и женится на ней.

Анатоля вовсе не интересовала княжна как человек, ему было нужно ее богатое приданное.

В то время как княжна Марья пошла в обычный час к отцу, m-lle Bourienne и Анатоль встретились в зимнем саду.

После разговора с отцом княжна пошла к себе через зимний сад и увидела Анатоля, страстно обнимающего m-lle Bourienne.

Когда отец с князем Василием пригласили княжну Марью дать ответ, она сказала: "Я благодарю за честь, но никогда не буду женой вашего сына".

Князь Василий благодаря опрометчивому поведению Анатоля остался ни с чем.

В Петербурге Анатоль вел жизнь разгульного повесы. В его доме собиралось игорное общество, после которого обыкновенно шла попойка. Он сбивает с пути добродушного, доверчивого Пьера своей наигранной простотой.

Негативную роль сыграл Анатоль и в судьбе Наташи Ростовой. Его низменное, порочное желание сиюминутно иметь то, что хочется, не считаясь с интересами других, привело к разрыву Наташи с князем Андреем, принесло душевные страдания семьям Ростовых и Болконских.

Зная, что Наташа обручена с князем Андреем, Анатоль все же признается ей в любви. Что могло выйти из этого ухаживания, Анатоль не мог знать, так как он никогда не знал того, что выйдет из каждого его поступка. В письме к Наташе он говорит, что-либо она полюбит его, либо он умрет. И, если Наташа скажет " да " , он похитит и увезет ее на край света. Под впечатлением этого письма, Наташа отказывает князю Андрею и соглашается на побег с Курагиным. Но побег не удался, записка Наташи попала в чужие руки, и план похищения провалился.

На следующий день в разговоре с Наташей Пьер открыл ей, что Анатоль женат, поэтому все его обещания - обман. Затем Безухов поехал к Анатолю и потребовал от него вернуть Наташины письма и ухать из Москвы. На другой день Анатоль уехал в Петербург.

Узнав об измене Наташи и о роле Анатоля в этом князь Андрей собирался вызвать его на дуэль и долго разыскивал его по всей армии. Но когда он встретил Анатоля, которому только что отняли ногу князь Андрей вспомнил все, и восторженная жалость к этому человеку наполнила его сердце. Он все ему простил.

Меню статьи:

Проблема взаимоотношений в семье – одна из ключевых тем, интересовавших Л.Н. Толстого. Возможно ли достичь счастья в семейной жизни и как это сделать – это становится буквально центральной проблемой многих произведений Толстого. Роман «Война и мир» не стал исключением. Описания аристократических семей дают возможность не только воссоздать картину типичного высшего общества, но и узнать о взаимоотношениях и принципах взаимодействия людей различных темпераментов и жизненных позиций.

Состав семьи, положение в обществе

Семья Курагиных – одна из самых влиятельных семей в аристократических кругах. В этом заслуга нескольких аспектов. В первую очередь необходимо отметить, что такое положение семьи создавалось не одним поколением. Значительное влияние было достигнуто благодаря стараниям князя Василия, который имел престижную должность и влиятельные знакомства в правительственной верхушке.

Следующее поколение мало придавало значения поддержанию статуса семьи – они лишь пользовались достижениями своих предков.

Предлагаем ознакомиться с Льва Николаевича Толстого.

На момент повествования семья Курагина состоит из князя Василия Сергеевича, княгини Алины и их троих детей: Ипполита, Анатоля и Елены.

Василий Сергеевич Курагин и Алина Курагина

Василий Сергеевич Курагин – глава семейства Курагиных. В начале романа ему больше 50-ти лет. Он достиг значительных высот в своей службе. Князь Василий был важным чиновником, он даже лично знал императрицу. Кроме того, среди его знакомых были и другие чиновники из верхушки правительственного аппарата. Такое знакомство он поддерживает не исходя из общих интересов, а ради корысти – такие значимые связи сослужить отличную службу и помочь решить важные вопросы.


Князь Василий умеет пользоваться расположением людей, он обладает талантом убеждения. Кроме того, он умеет втираться в доверие. К сожалению, такая тенденция работает только с посторонними людьми.

По отношению к своим членам семьи его талант дает существенные промашки, а его дети время от времени совсем выходят из-под родительского контроля.

Князь Василий женат. Княгиня Алина – его жена – практически не описана Толстым. О ней известно, что она толстая и не совсем привлекательная женщина. У них в браке родилось трое детей. Внешность ее дочери Елены становится предметом зависти княгини Алины. Это чувство настолько сильное, что не позволяет женщине полноценно жить.

Ипполит Васильевич Курагин

Возраст этого сына княгини Алины и князя Василия не указан. Известно, что он состоит на службе в посольстве в должности секретаря. В отличие от других детей, Ипполит не отличается красотой и привлекательностью. Он обладает спокойным темпераментом. Молодой человек сдержан и учтив.

Умственные способности Ипполита желают лучшего – он довольно глупый человек, но при этом обладает талантом к изучению иностранных языков – Ипполит хорошо владеет английским и французским.

Анатоль Васильевич Курагин

В отличие от спокойного Ипполита, Анатоль в прямом смысле этого слова стал головной болью князя Василия. Младший сын Курагиных – любитель роскошной и вольготной жизни – пьяные дебоши, постоянные гулянья, проигрыши в карты – это все доставляло немало хлопот Василию Сергеевичу.

Точный возраст Анатоля в романе также точно не указан – единственный его возрастной маркер – «молодой человек». Анатоль не женат. Да, учитывая его поведение и пристрастие к кутежам и дебошам, это не удивительно.

Анатоль Курагин привык играть чувствами людей. Так, например, он из прихоти расстраивает помолвку Наташи Ростовой и Андрея Болконского. Чувство вины или неловкости при этом молодой человек не испытывает. Мысль о том, что он не просто создал неприятности своими действиями девушке, но и нанес ей психологическую травму, его даже не посещает.

Сватовство его к Мари Болконской также не отличается тактичностью. Мари была далеко не красавица, брак с ней был крайне выгодной партией в материальном плане для Курагиных, однако вольготное поведение Анатоля и его заинтересованность прислугой стали причиной отказа.

Князь Василий пытался дать своим детям хорошее образование. Анатоль учился за границей (скорее всего во Франции), но, все было без толку – научить чему-либо человека, не желающего обучаться, стало непосильной задачей.

Анатоль прожигал свою жизнь – его не интересовали ни возможность сколотить состояние, ни военная служба, ни гражданская. Единственное, что вызывало у него удовлетворение – пьянки и общество женщин.

Итог жизненного пути Анатоля крайне не определен. Последние известия о нем мы узнаем в госпитале, куда князь Андрей Болконский попал после ранения. Именно там он встретился со своим заклятым врагом, но положение Анатоля было крайне жалким – после ампутации ноги он никак не мог прийти в себя. Предположительно, что Анатоля постигла смерть.

Елена Васильевна Курагина

Не менее колоритным персонажем семьи является дочка князя Василия и княгини Алины – Елена. Красавица Елена обладала восхитительной внешностью. Тонкий стан, правильные черты лица, пропорциональное строение тела всегда привлекало мужчин различных возрастов и вызывало чувство зависти у женщин.


Умом же, как и все дети Курагиных, Елена не отличалась, а вернее отличалась его отсутствием, но в отличие от своих братьев у девушки прекрасно получалось создать иллюзию его присутствия. Определенная мимика, задумчивый вид, помогали убедить окружающих, что она девушка незаурядного ума.

Елена очень падка к деньгам – ради богатства она выходит замуж за Пьера Безухова, ломая при этом и свою жизнь, и его. Мнительный Пьер не смог пресечь развратное поведение жены и в итоге стал причиной насмешек и издевок со стороны окружающих. Елена умела поставить себя в отношениях с мужем – он верил ей вопреки всем слухам и даже после анонимного письма о любовных похождения Елены не хотел поверить в ее предательство.

Многочисленные любовники Елены – не единственное темное пятно в ее биографии. В свое время ходили слухи о влюбленности Елены и Анатоля и, хотя доказательств их любовной связи в романе нет, все же многочисленные намеки дают понять, что, вполне вероятно, одной платонической любовью дело не закончилось.

Елена всегда ценила в людях только внешнюю привлекательность, поэтому не удивительно, что со временем ее неприязнь к тучному и не отличающемуся красотой Пьеру стала ее тяготить.

Семья Курагиных в романе “Война и мир”: характеристика и образ семьи Курагиных, описание в цитатах

4.4 (87.5%) 16 votes