В чем заключаются особенности маленького человека шинель. Сочинение «Образ “Маленького человека” в повести Н

Анализ повести Н. Гоголя «Шинель: образ «маленького человека»


Тема повести «Шинель» Гоголя - рассказ о судьбе «маленького человека», то есть незначимой в обществе личности. Главный герой повести «Шинель» , чиновник Башмачкин, выглядит мизерной личностью, поскольку не имеет ни власти, ни денег, ни славы. Но «маленький человек» в действительности не является ничтожеством - это такой же человек, как и все. Он способен чувствовать, страдать, и его чувства, беды и радости не менее важны, чем у какого-нибудь отважного героя, интеллигента или аристократа.

Герой повести Гоголя «Шинель» - это чиновник низшего ранга - Акакия Акакиевич Башмачкин. Он проживает в в Петербурге, в бедности. Ведь его мизерный ранг и жалованье не позволяют ему ничего в жизни. Он не имеет семьи, потому что просто не сможет ее содержать, не знает веселья и развлечений. Однако Башмачкин доволен таким простым, скромным, ограниченным со всех сторон существованием, потому что не знает другого.

Характеристика Акакия Акакиевича в «Шинели» была бы неполной, если бы мы не отметили такие его черты, как несообразительность и робость. Он не привык думать и рассуждать ни о чем. Поэтому он не способен ни к какой другой службе, кроме как переписывать бумаги.

Роль шинели в повести Гоголя символическая, ведь приобретение новой шинели стало для Башмачкина как будто ступенькой к новой жизни. Шинель – символ радости жизни и человеческого достоинства.

Когда покупка новой шинели стала для героя необходимой целью, ради нее он подвергает себя аскезе: экономит на стирке одежды, не позволяет себе чаю, не зажигает свечи, даже ходит на цыпочках, чтобы не стерлись сапоги. И когда новая шинель готова, герой будто просыпается и начинает чувствовать самоуважение. Когда ее воруют, это вызывает у бедного Акакия Акакиевича такой протест, такое потрясение, как будто мир переворачивается. Впервые покорный и запуганный Акакий Акакиевич позволяет себе бунтовать.

«Маленький человек» со своим горем оказался никому не нужным. Властные и богатые личности не хотят ему помочь, когда он обивает их пороги, просит найти воров. Когда Башмачкин умирает, никто не замечает его смерти, и на его место приходит другой мелкий чиновник.

Проблематика повести «Шинель» Гоголя заключается в постановке проблемы человеческого достоинства «маленького человека». Герой «Шинели», как умеет, вступает в борьбу и пытается отстоять свое достоинство и право на лучшую жизнь.

Идея гоголевской «Шинели» в том, что писатель показал несправедливость и жестокость общества относительно «маленьких», но честных и добросовестных людей. Он напоминает, что уважения достойны все люди, несмотря на их социальное положение.

В русской литературе часто встречаются несчастные и ничтожные персонажи. Они вызывают у читателей иронию и жалость. Жестокость по отношению к ним возмущает. Но прототипов этих героев не всегда узнают в реальной жизни и редко им сострадают. А ведь Девушкины, Башмачкины и станционные смотрители повсюду. Они живые. Образ маленького человека в повести «Шинель» - не сатирический персонаж и не сказочный призрак. Это герой поучительной истории о глупой бессердечности и злом равнодушии.

Гоголь: «отец» Башмачкина

Великая цель истинной литературы - создание образов и сюжетов, не теряющих актуальности никогда и нигде. Россия всегда была богата талантливыми литераторами, способными эту миссию выполнить. Одним из них был и Николай Гоголь. Образ маленького человека, созданный этим писателем, - яркое тому подтверждение.

Почти в каждом человеческом обществе присутствует личность безответная и слабая. Странный жалкий человек, неспособный постоять за себя, живущий в собственном, непонятном и закрытом мире. Окружающие подсознательно радуются тому, что они - другие и совсем не похожи на это жалкое существо. И чтобы доказать это себе и друг другу, всячески оскорбляют и унижают отщепенца. Причина непохожести этого человека, ставшего изгоем среди ему подобных, может быть какой угодно. Но чаще всего она кроется в невысоком Впервые эту проблему осветил Гоголь, использовав образ «маленького человека» в повести «Шинель».

Акакий Акакиевич

Невезение преследует его всю жизнь. Оно началось сразу же после рождения, когда Башмачкину досталось самое что ни на есть неблагозвучное имя. С таким именем и отчеством человек не может быть солидным и значительным. И Акакий Акакиевич во всем мал: и в росте, и в способностях, и в социальном статусе. Чиновники над ним потешаются и дразнят его, как малые дети, соревнуясь в канцелярском остроумии. Он в ответ способен лишь жалостливо вскрикнуть: «Оставьте меня!»

Гоголь создал почти случайно образ маленького человека. «Шинель» изначально задумывалась автором как небольшое сатирическое произведение, основанное на услышанной где-то анекдотической истории. Но после некоторой доработки вышла настоящая философская притча о несчастном человеке, который отомстить своим обидчикам смог лишь после смерти.

Все в его жизни маленькое и жалкое. И внешний облик, и должность. Работа его монотонна и неинтересна. Но он этого не замечает. Для Башмачкина нет более приятного занятия, чем переписывание документов. Жизнь его пуста, но размеренна. И пусть насмехаются над ним сослуживцы. Ему до них нет никакого дела. Он обитает в мире, где, кроме бумаг и чернил, нет ничего: ни развлечений, ни друзей, ни семьи. Он там пребывает давно и уже боится выбраться наружу. Образ маленького человека в повести «Шинель» служит подтверждением жестокости общества, в котором нет места слабым и безобидным.

Шинель

В жизни Акакия Акакиевича появляется сладостное стремление. Старая шинель совсем уж обтрепалась. Он решает заказать новую. К тому же морозы начались, и ожидается награждение к празднику. Теперь в его жизни увлекательное переписывание бумаг сменяется мечтами о новой шинели. Он думает о ней и днем и ночью, а иногда наведывается к портному, чтобы обсудить предстоящую обновку. И однажды, получая премию, он осуществляет мечту последних месяцев и становится обладателем новой чудной вещи. Для главного героя стала «приятной подругой дней» (как выразился Гоголь) шинель. Образ маленького человека вызывает особую жалость еще и от осознания того, насколько ничтожной является причина его безграничной радости.

Великая утрата

В департаменте шинелью восхищаются. Башмачкина поздравляют с приобретением. Счастье его рискует быть омраченным предложением сослуживцев устроить по такому важному событию праздничный вечер. Но взоры вдруг обращаются к теме предстоящего званого ужина.

Никогда он не был столь преисполнен счастьем, как в то недолгое время, когда его согревала новая шинель. Но счастье оборвалось внезапно, когда по дороге домой после праздничного ужина грабители сорвали с него дорогую сердцу вещь.

Напрасно пытался он ее вернуть. Все попытки были тщетны. Вдобавок злобный чиновник унизил его жестоко, дабы покрасоваться в глазах своего приятеля. Башмачкин вернулся домой в глубокой печали и внезапно умер. Образ маленького человека в повести «Шинель» приобретает сильный эффект оттого, что после смерти главный персонаж не исчезает. Душа Башмачкина еще долго бродит где-то по пустырю в поисках своей пропажи. И только встретив своего обидчика и сорвав с него шинель, пропадает навсегда.

Мистика

В конце повести Гоголь использует мистический мотив, так как только с помощью этого приема главный герой может стать хотя бы ненадолго сильным и страшным. Он словно мстит за себя и за всех оскорбленных. Событие, которое произошло с хамом-чиновником, неслучайно. Автор делает акцент на том, что после встречи с привидением этот стал смиреннее и тише.

Образ маленького человека в литературе встречается в разных вариациях. У Достоевского он благороден, беден, до глубины души оскорблен. Пушкинский станционный смотритель - человек, который в силу низкого социального положения не может противостоять цинизму и безнравственности. Уникальный гоголевский персонаж жалок и несчастен до такой степени, что сам этого не осознает. Но всех этих героев объединяет незащищенность перед жестокостью, которая преобладает в каждом обществе.

(Иллюстрация: вариант эскиза к сцене "Чаепития" `97, художник-мультипликатор Юрий Норштейн )

Повесть «Шинель», написанная Н.В. Гоголем, в русской литературе приобрела огромное значение и даже в наши дни остается весьма актуальной. "Маленьким человеком" в ней называют Акакия Акакиевича Башмачкина, невысокого ранга чиновника. От природы не наделенный особенными талантами он с любовью выполняет свою работу, состоящую в красивом переписывании всевозможных бумаг. Его смерть от потрясения и равнодушия окружающих вовсе не является обличением, как может показаться на первый взгляд, но призывом вспомнить евангельскую заповедь о любви к ближнему.

Акакий Акакиевич с самого начала своей служебной карьеры занимает скромное место и не спешит этого менять. Предложенную ему однажды возможность продвинуться по службе он воспринимает безо всякой радости. Постоянные насмешки молодых сослуживцев не лишенных честолюбия он сносит с христианским смирением, и только в самом крайнем случае позволяет себе жалостливо спросить: «Зачем вы меня обижаете?». Уже тогда он сам, его горести и радости никого не интересовали, но вызывали только насмешку.

Покупка новой шинели для Бамшмачкина становится огромной важности событием. Это не удивительно, ведь вся его скромная жизнь давно подчинена устоявшимся ритуалам, а еще более скромное жалование заранее распределено на несколько месяцев вперед на нужды первой необходимости. Отказывая себе во всем, в том числе и в еде, он становится обладателем настоящей драгоценности. А ее потеря практически сразу же после приобретения заставляет пошатнуться весь мир маленького человека. Завершающим же толчком в пропасть отчаяния и разочарования становится равнодушие людей к его горю.

Огромный отклик в сердцах читателей вызывает эта повесть не потому, что мы видим в себе таких же маленьких людей. Но вот описанная ситуация - это именно то, с чем так часто приходится иметь дело в реальной жизни практически каждому из нас.

Что только не предпринимал писарь, чтобы добиться помощи в своей беде. Он обращался к одному чиновнику, к другому, но все демонстрировали стойкое и непоколебимое равнодушие. А тот генерал, к которому удалось пробиться на прием Башмачкину, был больше увлечен демонстрацией собственной власти и тщеславия, чем выслушиванием «мелких» жалоб. Это значительное лицо никогда не снисходило к проблемам маленьких людей.

Апофеозом этого всеобщего равнодушия становится смерть Акакия Акакиевича. Она тоже проходит незамеченной. А будучи обнаруженной, просто открывает дверь к освободившейся должности следующему маленькому человеку. И никому вокруг от Значительного лица до хозяйки освободившейся квартиры нет дела до ушедшего из жизни писаря.

Повесть Николая Васильевича Гоголя “Шинель” сыграла большую роль в развитии русской литературы. “Все мы вышли из “Шинели” Гоголя”, - сказал Ф. М. Достоевский, оценивая ее значение для многих поколений русских писателей.
Рассказ в “Шинели” ведется от первого лица. Мы замечаем, что рассказчик хорошо знает жизнь чиновников. Герой повести - Акакий Акакиевич Башмачкин, маленький чиновник одного из петербургских департаментов, - бесправный и униженный человек. Гоголь так описывает внешность главного героя повести: “низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек”.
Сослуживцы относятся к нему без уважения. Даже сторожа в департаменте смотрят на Башмачкина как на пустое место, “как будто бы через приемную пролетела простая муха”. А молодые чиновники смеются над Акакием Акакиевичем. Он действительно нелепый, смешной человек, умеющий лишь переписывать бумаги. А в ответ на оскорбления он говорит лишь одно: “Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?”. “И что-то странное заключалось в словах и в голосе, с каким они были произнесены, - пишет Гоголь. - В нем слышалось что-то... преклоняющее на жалость...”
Повествование в “Шинели” построено так, что комический образ Башмачкина постепенно становится трагическим. Он ходит в старой шинели, которую уже нельзя починить. Для того чтобы по совету портного накопить деньги на новую шинель, он экономит: по вечерам не зажигает свечи, не пьет чай. По улицам Акакий Акакиевич ходит очень осторожно, “почти на цыпочках”, чтобы “не истереть подметок” раньше времени, редко отдает прачке белье. “Сначала ему было несколько трудно привыкать к таким ограничениям, но потом как-то привыклось и пошло на лад; даже он совершенно приучился голодать по вечерам; но зато он питался духовно, нося в мыслях своих вечную идею будущей шинели”, - пишет Гоголь. Новая шинель становится мечтой и смыслом жизни главного героя повести.
И вот шинель Башмачкина готова. По этому поводу чиновники устраивают банкет. Счастливый Акакий Акакиевич даже не замечает, что они насмехаются над ним. Ночью, когда Башмачкин возвращался с банкета, грабители сняли с него шинель. Счастье этого человека длилось только один день. “На другой день он явился весь бледный и в старом капоте своем, который сделался еще плачевнее”. Он обращается за помощью в полицию, но там с ним даже не хотят разговаривать. Тогда Акакий Акакиевич идет к “значительному лицу”, но тот выгоняет его. Эти неприятности настолько сильно подействовали на главного героя повести, что он не смог пережить их. Он заболел и вскоре умер. “Исчезло и скрылось существо, никем не защищенное, никому не дорогое, ни для кого не интересное... но для которого все ж таки, хотя перед самым концом жизни, мелькнул светлый гость в виде шинели, ожививший на миг бедную жизнь”, - пишет Гоголь.
Подчеркивая типичность судьбы “маленького человека”, Гоголь говорит, что его смерть ничего не изменила в департаменте, место Башмачкина просто занял другой чиновник.
Повесть “Шинель”, несмотря на свою реалистичность, заканчивается фантастически. После смерти Акакия Акакиевича на улицах Петербурга стал появляться призрак, который снимал шинели с прохожих. Одни видели в нем схожесть с Башмачкиным, другие не замечали ничего общего у грабителя с робким чиновником. Однажды ночью призрак встретил “значительное лицо” и сорвал с него шинель, напугав чиновника до того, что тот “даже стал опасаться насчет какого-нибудь болезненного припадка”. После этого случая “значительное лицо” стало лучше относиться к людям. Такой конец повести подчеркивает авторский замысел. Гоголь сочувствует судьбе “маленького человека”. Он призывает нас быть внимательными друг к другу, и как бы предупреждает, что человеку придется отвечать в будущем за нанесенные ближнему обиды. Недаром один из сослуживцев Башмачкина услышал за его словами: “Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?” другие слова: “Я брат твой”.

Цель:

Раскрыть образ "маленького человека".

Задачи:

· Провести идейно-тематический анализ произведения; выработать навыки определения характера главного героя повести "Шинель".

· Создать условия для самостоятельной творческой деятельности учащихся; способствовать формированию аналитического мышления и навыков сравнения, обобщения; прививать интерес к поисковой работе.

· Воспитание доброты, милосердия, сострадания к людям; учить понимать авторскую позицию.

Тип урока:

развивающий по технологии критического мышления

Технология:

технология критического мышления

Оборудование

: компьютер, экран, проектор.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературы по теме «Образ маленького человека в повести Н.В. Гоголя "Шинель"»

Кузнецова Галина Максимовна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Усть-Цилемской средней школы»

Цель:

Раскрыть образ "маленького человека".

Задачи:

  • Провести идейно-тематический анализ произведения; выработать навыки определения характера главного героя повести "Шинель".
  • Создать условия для самостоятельной творческой деятельности учащихся; способствовать формированию аналитического мышления и навыков сравнения, обобщения; прививать интерес к поисковой работе.
  • Воспитание доброты, милосердия, сострадания к людям; учить понимать авторскую позицию.

Тип урока:

развивающий по технологии критического мышления

Технология:

технология критического мышления

Оборудование

: компьютер, экран, проектор.

Ход урока

1. Мотивация урока.

О каком герое идёт речь в данном отрывке?

«... я смотрел на его седину, на глубокие морщины давно не бритого лица, на сгорбленную спину - и не мог надивиться: как три или четыре года могли превратить бодрого мужчину в хилого старика».

Напомнит историю жизни Самсона Вырина. (Ананина Настя)

бедный чиновник четырнадцатого класса Самсон Вырин не имеет никаких прав в жизни, и даже единственный смысл его существования – любимую дочь – у него отнимает тот, кто принадлежит к сильным мира сего.

  • 2. Актуализация знаний.

Как называется тип литературного героя, к которому мы относим этого персонажа?

Маленький человек-

Ребята, какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите словосочетание «маленький человек»?

Обратимся к карточке.

Выберите слова, которые подходят к характеристике «маленького человека»

Бычкова Катя объяснит нам лексическое значение этого словосочетания.

("Маленький человек" в литературе -обозначение довольно разнородных героев, объединяемых тем, что они занимают одно из низших мест в социальной иерархии, и что это обстоятельство определяет их психологию и общественное поведение: приниженность, соединяемую с ощущением несправедливости, уязвленной гордостью. «Маленький человек»- это человек, задавленный бедностью и ощущающий свою ничтожность , не одаренный выдающимися способностями, не отличающийся силой характера, но при этом добрый, никому не делающий зла, безобидный.)

Все вы прочитали рассказ Н.В. Гоголя «Шинель»

Какие ощущения вы испытывали, читая эту повесть?

Какие вопросы возникали у вас во время чтения?

3.Работа по теме урока.

Сформулируйте тему нашего урока.

Тема «маленького человека» в повести Н.В. Гоголя «Шинель»

Какова будет цель урока?

  • Показать трагизм судьбы «маленького человека» на примере образа Башмачкина;
  • выявить авторскую позицию и свою собственную к данной проблеме.
  • Кто же такой Башмачников Акакий Акакиевич? (Шишелов Сергей, ФилипповС. (Чиновник есть, но его лица нет, нет неповторимого человеческого лица, как нет и личности.)

(Иллюстрации) (по всему тексту)

Почему, давая характеристику герою, автор употребляет неопределённые местоимения и прилагательные с суффиксом оват ?

Они подчёркивают ощущение нечёткости, неясности, отсутствие чего-то выдающегося, запоминающего.

  • Почему герой назван Акакием? Согласны ли вы, что судьба определилась тогда, когда его нарекли Акакием Акакиевичем? (слово группе Булыгиной Тани..(Судьба была предрешена)
  • Как сослуживцы относились к Акакию Акакиевичу?
  • На этот вопрос готовила ответ группа(Дуркиной Клавы….Словно всё в его судьбе предрешено.Имя и фамилия подчёркивают незначительность героя. Башмачников-от слова «башмак»,что-то незначительное, непримечательное, совершенно лишённое поэзии.
  • Сочувствуете ли вы герою? Почему? (всем)
  • Он какой-то забитый, угнетённый, жалкий, какой-то безликий
  • нерешительного, бессловесного, «забитого» чиновника, Н. В. Гоголь хотел сказать: так жить нельзя, надо сопротивляться, отстаивать себя.
  • 4.Физминутка.
  • 5.Продолжение работы по теме урока.
  • Слушаем выразительное чтение отрывка, который подготовила Калганова Алеся..
  • Стр. 361-362.(124-
  • Какие черты характера героя можно назвать, слушая отрывок?(всем)
  • Он одинокий человек, его мир – это переписывание бумаг, буквы были его собеседники, друзья. Замкнутый, неразговорчивый, необщительный. Какой-то автомат, а не человек. Какой-то жалкий. . В мире букв Акакий Акакиевич обретает счастье, наслаждение, гармонию, здесь он полностью доволен своим жребием, ибо осуществляет служение Богу: «Написавшись всласть, он ложился спать, улыбаясь при мысли о завтрашнем дне: что-то Бог пошлет переписывать завтра?» Страшно, что жизнь человека ограниченна переписыванием бумаг.
  • Внимательно слушаем следующий отрывок, его читает Булыгина Таня…
  • Стр 362
  • Как этот отрывок характеризует Башмачкина?
  • Как человека неряшливого, бедного, человека,
  • Капот – женская домашняя одежда свободного покроя.
  • Прослушаем фрагмент « За обедом» стр. 363
  • Каким вы увидели Акакия Акакиевича?

Ел наскоро, не замечая вкуса, с мухами и со …У него словно чувства атрофированы. Он не умеет радоваться. Испытывать удовольствие, хотя бы от еды.

Послушайте речь Акакия Акакиевича.

Стр.129. Как речь характеризует героя?

Он неуверенный в себе человек, какой-то жалкий.

Согласны ли вы, что Акакий Акакиевич –маленький человек?

Почему повесть о человеке названа «Шинель»? Вещь заменила человека.

Не человек важен в обществе, а шинель. - В Петербурге в окружении Башмачкина человека ценили не за внутренние качества, а за внешние детали – за то, какая на нем шинель.

Стоило Башмачкину прийти в новой шинели и его все заметили. Мундир заменил личность, чин затмил человека.

Какие ассоциации у вас вызывает слово шинель?(чиновник, чин должность, военный, власть) .

Почему же герой решил сшить новую шинель? На какие жертвы он идёт ради этого? Над этими вопросами размышляла группа Поздеевой Маши….

  • Шинель для Акакия Акакиевича не роскошь, а выстраданная необходимость. Приобретение шинели расцвечивает его жизнь новыми красками. Это, казалось бы, унижает его, но то, на что он идет ради этого, меняет всю привычную “систему координат” в нашем сознании. Он с каждого “истрачиваемого рубля откладывал по грошу в маленький ящичек”, кроме этой экономии он перестал пить чай и зажигать свечи по вечерам, а, идя по мостовой, наступал на цыпочки, “дабы не истереть подошвы”… Еще он, приходя домой, сразу снимал белье, чтобы не изнашивалось, и сидел в ветхом халате. Можно сказать, он ЖИЛ мечтой о новой шинели.

Изменился ли герой, приобретя шинель? («Пообедал он весело и после обеда уже ничего не писал, никаких бумаг, а так немножко посибаритствовал на постеле». Признан чиновниками как равный среди равных и даже приглашён в лучшую часть города.)

Заполните таблицу, что положительного и что отрицательного принесла шинель герою. Работаем в паре. Итак, что у вас получилось?

Что стало причиной смерти героя? Ведь утрата шинели, как бы ни была страшна сама по себе, не должна была свести в могилу бедного Акакия Акакиевича. Ведь он даже не простудился в тот вечер, когда возвращался домой после нападения грабителей раздетый, без шинели.

Над этим вопросом размышляла группа (Калгановой Алеси.)

С одним ли Башмачкиным произошла эта трагедия?

Вспомните, что изображено на табакерке Петровича?

Какой-то генерал с заклеенным бумажным лицом. Может, это совпадение? Но попробуйте отыскать портрет «значительного лица» - не найдете. У «значительного лица» нет лица. Мундир, вещь заменили личность, чин заменил человека.

Мундир, вещь заменили личность, чин заменил человека.

Раз в жизни Башмачкин ощутил свою значимость. Нет, не благодаря своим достоинством, а благодаря шинели. Для других стремление к такой «значительности» было естественным, для него – нет. И расплата не заставляет себя ждать. Жизнь все расставляет на места с катастрофической скоростью: вечер в той части города, которая считается «лучшей», приемная значительного лица, болезнь и смерть. И последнее одеяние Башмачкина соответствует его положению на государственной лестнице: врач советует хозяйке брать не дубовый, а сосновый гроб – дешевле. Холодный Петербург встретил и проводил Башмачкина по одежде.

И снова звучит текст. Текст читает Кислякова Таня

Петербург остался без Акакия Акакиевича, как будто бы в нём его никогда не было. Исчезло и скрылось существо, никем не защищённое, никому не дорогое, ни для кого не интересное, даже не обратившее на себя внимание и естество наблюдателя, не пропускающего посадить на булавку обыкновенную муху и рассмотреть её в микроскоп. Существо, переносившее покорно канцелярские насмешки и без всякого чрезвычайного дела сошедшее в могилу, но для которого всё же хотя перед самым концом жизни мелькнул светлый гость в виде шинели, ожививший на миг бедную жизнь, и на которого так же потом нестерпимо обрушилось несчастие, как обрушивалось на царей и повелителей мира…».

Но повесть Гоголь не заканчивает смертью Акакия Акакиевича . В реалистическую повесть он вводит фантастический элемент.

Каков смысл подобного финала и зачем автор использует гротеск- сочетание реального и фантастического?

Над этим вопросом работал весь класс.

  • Башмачкин умирает не из-за кражи шинели, он умирает из-за грубости, равнодушия и цинизма окружающего мира. Призрак Акакия Акакиевича выступает мстителем за свою незадачливую жизнь. Это бунт, хотя его можно назвать “бунт на коленях”. Автор стремится вызвать у читателя чувство протеста против абсурдных условий жизни и чувство боли за унижение человеческого достоинства. Гоголь не хочет давать утешительной развязки, не хочет успокаивать совесть читателя.

Итак, герой Гоголя хоть и после смерти, но мстит за свою обиду. Мы видим, что происходит эволюция «образа «маленького человека»: происходит торжество справедливости. Гоголь встает на защиту бедного, униженного человека, призывает людей к великодушию. Фантастический финал произведения - утопическое осуществление идеи справедливости. Вместо покорного Акакия Акакиевича появляется грозный мститель, вместо грозного «значительного лица» - лицо подобревшее и смягченное.

Но на самом деле этот финал неутешителен: возникает ощущение богооставленности мира. Бессмертная душа охвачена жаждой мщения и вынуждена сама же это мщение и творить.

  • Если бы писатель наказал Значительное лицо, вышла бы скучная нравоучительная сказка; заставил бы переродиться – вышла бы ложь; а он великолепно выбрал фантастическую форму момента, когда пошлость на мгновение прозрела…

Над этим вопросом размышляли все группы.

Чтобы обвинить общество, которое нравственно калечит человека. В человеке развивается страх перед сильными мира сего, какой-то внутренний трепет. Гоголь хотел заставить читателя задуматься над судьбой «маленького человека». Отнестись к его бедам, невзгодам и страданиям с сочувствием.

  • К живой душе взывает Гоголь, потому что вокруг чаще всего свиные рыла, как в кошмарном сне героя комедии “Ревизор”. Страшно от мертвых душ.
  • Слова из рассказа Чехова “Крыжовник”:

“Надо, чтобы за дверью каждого счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и напоминал о несчастных и обездоленных, о пошлости в нашей жизни, о “маленьких людях”.

Итак, чему же учит нас произведение Н.Гоголя? К чему призывает автор читателей? Бюрократическая система уничтожает в человеке все доброе, человеческое. Пожалеть беззащитного, униженного, остановить несправедливое слово, противостоять хамству и жестокости сильных мира сего - в этом сила и мудрость великой русской литературы. Этому учит нас повесть «Шинель». Об этом и слова прекрасного писателя А.П.Чехова: «…надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-то с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные» И Гоголь взывает: нет ничего ценнее человека!

6. Рефлексия.

Что унесете вы сегодня с собой с урока?

Чему научились?

Над чем задумались?

Составить синквейн по теме урока.

Человек
маленький, несчастный

мучается, терпит, страдает

Человек не должен быть маленьким!

Личность

Домашнее задание написать сочинение-рассуждение на тему «Человек должен быть «маленьким»?»

Составление кластера.