Урок по чтению л н толстой филиппок. Методическая разработка по чтению (2 класс) на тему: Методическая разработка урока литературного чтения

Учитель начальных классов

МОУСОШ № 9 г. Калининград

Кирпушко Наталья Ярославовна

УМК «Школа России»

3-й класс.

II класс

Аналитический урок

Чтение

Л.Н. Толстой «Филиппок» (II урок, продолжение)

(учебник Л.Климанова «Литературное чтение»)

Цели урока:

    Учить понимать содержание рассказа, используя сюжетно – композиционный треугольник.

    Развивать логическое мышление, внимание, умение концентрироваться, умение работать в парах, группах, прислушиваться к мнению товарища

    Давать характеристику герою произведения, высказывать свои суждения по произведению, выражать эмоциональное отношение к прочитанному.

    Формировать читательскую деятельность через выборочное чтение.

Ход урока:

    Организационный момент.

Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь гостям и поздоровайтесь с ними

II . Проверка домашнего задания.

С каким произведением мы познакомились на прошлом уроке?

( Произведение Л.Н. Толстого «Филиппок»)

Сегодня мы продолжим работать над этим произведением, но для начала поверим, насколько внимательно вы читали произведение.

(3 человека работают у доски)

* Работа у доски (слайд-маркер)

1 ученик соединяет записанные на доске непонятные слова из произведения с их объяснениями

2 ученика составляют план произведения, записанный на карточках

(карточки перемешаны) (карточки размещены правильно,

сверка со слайдом)

Образец

Скучно дома

Скучно дома

Филиппок отправляется в школу

Знакомая дорога

Встреча с учителем

Опасная часть дороги в школу

Раздумья на пороге школы

Раздумья на пороге школы

«Ты погоди хвалиться»

Встреча с учителем

Филиппок читает

Филиппок читает

Знакомая дорога

«Ты погоди хвалиться»

Остальные дети работают в парах

* Работа в парах

Откройте стр.124, задание 11.

Прочитайте задание (вслух читает 1 ученик: прочитать и объяснить пословицы, назвать произведения Л.Н. Толстого, которые им соответствуют).

Проверим, работу рябят у доски (сигнальные карточки)

На доске пословица:

Всё хорошо, что хорошо кончается.

Прочитайте, объясните смысл ещё одной пословицы

Давайте все вместе ещё раз обсудим правильность ваших суждений на примере рассказа Л.Н. Толстого «Филиппок»

III . Обобщение, проверка знаний. Работа над произведением.

На доске:

*В *З *Р *З

* Построение сюжетной линии. Выборочное чтение. Чтение по ролям. Характеристика героя.

Посмотрим на схему, как она называется? (сюжетная линия)

Назовите основные этапы сюжетной линии произведения (вступление, завязка, кульминация, развязка, заключение)

Построим сюжетную линию. Откройте стр. 112.

И так, вступление. (дети берут название частей (план) и поочерёдно прикрепляю к схеме)

С чего начинается рассказ? (Скучно дома) Прочитайте вступление.

Почему Филиппок не ходил с ребятами в школу? (о/в)(Был маленький)

Завязка. Как завязываются, начинаются события в рассказе? Что решает Филиппок? ( Филиппок отправляется в школу ) (о/в)

Что приключилось с мальчиком по дороге? Найдите и прочитайте об этом в рассказе. (Знакомая дорога ) (Опасная часть дороги в школу )

Что произошло потом? (о/в) (Малыш пришёл в школу и испугался) (Раздумья на пороге школы)

Как вы считаете, почему он испугался? (о/в) (растерялся, женщина накричала)

Кульминация. Найдите кульминационный момент произведения, где события достигли самого напряжённого, волнительного, переломного момента. (Встреча с учителем ). Эту часть рассказа мы прочитаем по ролям. Чьи слова нужно озвучить? (Автор, учитель)

А какое чувство испытали бы вы, окажись на месте Филиппка?

Развязка. Конец волнению. Всё обошлось. Филиппок на уроке. (Филиппок читает )

- Как он начал складывать своё имя? Продолжим читать по ролям. Чьи слова озвучим? (Автор, учитель, ученик)

Ты погоди хвалиться»)

Заключение. Чем закончился рассказ? (о/в) (Филиппок стал ходить в школу)

Найдите и прочитайте заключение

* Физ.минутка: гимнастика для глаз

- Назовите главного героя произведения. Составим его образ. На доске фразы из произведения о Филиппке. Найдите слова, где сказано, какой мальчик был в начале. А каким мы видим его в конце рассказа?

Слайд-маркер: (выходят по 1, выбирают и подчёркивают 2 цветами)

Скучно одному. Бросился бежать, стал кричать, споткнулся, упал. «Ты ещё мал, не ходи». Нашёл страх. Я страсть, какой ловкий! Учителя боится. Стал ходить с ребятами в школу. В горле от страха пересохло. Знал буквы, немножко читать умел. Осмелился.

- оценим

Кто помог измениться Филиппку? (Учитель, ребята)

А как вы относитесь к Филиппку?

Вернёмся к пословице. Вспомните, как вы её объясняли в начале урока, согласитесь ли вы со своим мнением теперь. Подходит ли эта пословица к рассказу, докажите своими ответами. (Филиппок боялся, но первый день учёбы в школе закончился хорошо)

А вы можете сказать, что у Филиппка всё закончилось? (Нет, всё только начинается. Учёба – это тяжёлый, но очень интересный труд)

IV . Итог

    Работа в группах ( у каждой группы карточки с вопросами)

Паспорт героя

1. Где живёт? (в селе)

    Чем занимается? (скучал) - У ребят из др. группы есть дополнения?

    Какие поступки совершает? (решил пойти в школу)

    Какой характер у героя? (решительный, смелый, шустрый) – Кто дополнит?

    Что вам понравилось или не понравилось в герое?

(смелый, любознательный, но непослушный)

Отзыв по произведению

    Жанр, название

    Тема, о чём произведение (о школе, о желании мальчика учиться)

    Назвать главных героев

___________(другая группа)

    Охарактеризовать героев (маленький, но любознательный)

    Чему научил тебя этот текст (добиваться своей цели, не бояться)

Чему учились на уроке? (строили сюжетную линию, характеризовали Филиппка, прислушивались к мнению друг друга, выразительно читали, читали по ролям)

Вам понравилось? Вы хорошо поработали, молодцы. Похлопайте себе.

      Домашнее задание

Нарисовать иллюстрацию к любому произведению Л.Н. Толстого и пересказать его

Источники: Климанова Л.Ф. и др. «Родная речь»

Тамбовское областное государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования « Педагогический колледж г. Тамбова »

Конспект

урока по литературному чтению

Л.Н. Толстой «Филипок»

Провела студентка группы ПНК-41: Медведева Елена Юрьевна.

Место проведения: 2 «Д» класс МАОУ «Татановская СОШ»

Дата проведения: 22.06.2015

Оценка за конспект: … (…………) методист: _________/ С.В. Фи липпова/

Оценка за урок: …. (…………) учитель: __________/ М.С. Селезнева /

Оценка за урок: … (…………) методист: _________/ С.В. Филиппова /

Цель:

- познакомить детей с новым произведение Л.Н. Толстого;

– формируем умение отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

– формируем умение выражать своё отношение к героям, событиям, языку произведения. Развитие умения аргументировать свою точку зрения;

–обучение самостоятельному формулированию вопросов к тексту по ходу чтения.

Личностные:

    проявлять положительное отношение к школе и учебной деятельности, к изучению математики;

    иметь общее представление о моральных нормах поведения;

    осуществлять оценку работ и ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.

    осознавать личностный смысл учения, желать учиться

Регулятивные:

    самостоятельно организовывать свое рабочее место.

    следовать режиму организации учебной деятельности

    понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

    оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;

    в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи

Познавательные:

    проводить сравнение (последовательно по 2-3 основаниям, наглядное и по представлению; сопоставление и противопоставление);

    самостоятельно проводить краткий анализ объектов;

    под руководством учителя осуществлять действие подведения под понятие (для изученных математических понятий);

    давать характеристики изучаемым математическим объектам на основе их анализа.

Коммуникативные:

    участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;

    воспринимать мнение других людей о математических явлениях;

    понимать задаваемые вопросы;

    адекватно относиться к мнению одноклассников, взрослых, принимать их позицию.

Оборудование: Учебник, презентация.

Литература:

учебник Л.Ф. Климановой «Родная речь»

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.Мотивация к познавательной деятельности.

Здравствуйте, дорогие ребята, меня зовут Елена Юрьевна и этот урок литературного чтения проведу у вас я. Садитесь на свои места.

Сели ровно, спинка прямая.

Эмоциональный настрой на познавательную деятельность.

2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии .

Сегодня на уроке мы познакомимся с новым рассказом Л.Н. Толстого.

С чем будут связаны события, происходящие в рассказе, вы узнаете, расшифровав слово. (Работа в тетрадях по литературному чтению).

Расшифруйте слово, исключив лишние буквы в каждой строчке:

    д б з ж ш в г - все буквы обозначают звонкие согласные звуки, а ш - обозначает глухой согласный звук

    х ц ч к щ - все согласные буквы обозначают непарные глухие согласные звуки, а к - парный согласный звук

    ж л д ц т о р ф - все буквы обозначают согласные звуки, а о - гласный звук

    б в г д л з ж - все буквы обозначают согласные звонкие парные, а л – непарный звонкий согласный звук

    е ё я а ю - все гласные буквы йотированные, а а - нет.

Получилось слово ШКОЛА.

Почему именно слово школа будет “ключиком” для нашего урока?

Как школа связана с писателем?

Л.Н. Толстой создал школу для крестьянских ребятишек в своём имении Ясная Поляна и преподавал в ней со своими дочерями.

Он составил “Русскую Азбуку” и написал много рассказов для детей, которые включил в эту книгу.

Л.Н. Толстой создал школу для крестьянских ребятишек в своём имении Ясная Поляна и преподавал в ней со своими дочерями.

3.Выявление места и причины затруднения.

Сегодня на уроке литературного чтения мы продолжим изучение произведений великого русского писателя Л.Н. Толстого, познакомимся с картинами знаменитых русских художников Н.П. Богданова-Бельского, А.Г. Венецианова, И.Е. Репина, узнаем толкование новых для вас слов, будем работать над составлением плана рассказа.

Наш урок мы начинаем со знакомства с портретом Л.Н. Толстого работы художника И.Е. Репина “Л.Н. Толстой в яснополянском кабинете”.

4.Построение проекта выхода из затруднения

Вместе с героем картины “У дверей школы” художника Н.П. Богданова-Бельского мы перенесёмся на 100 лет назад в школу конца 19 начала 20 века, какая была во времена Л.Н. Толстого.

Мы тихонько заглянем на урок.

Что делают дети? (Все дети пишут).

Приоткроем дверь в другой класс.

Чем занимаются здесь ребята? (Изучают алфавит).

Эту картину написал тот же художник Н.П. Богданов-Бельский, и называется она “Новые ученики” (прим. или “Новички” - разная трактовка названия картины).

Эти ребята помогут нам расшифровать название нового рассказа Л.Н. Толстого.

По названию первых букв из древнерусского алфавита составьте слово, которое будет являться названием рассказа, который мы будем изучать на уроке.

ФЕРТ

ЛЮДИ

ПОКОЙ

КАКО

Ф

И

л

и

п

О

к

О мальчике, по имени -Филипок.

5.Реализация проекта выхода из затруднения

пробного учебного действия.

Откройте учебники на стр. 112, найдите рассказ Л.Н. Толстого - «Филипок».

Давай те прочитаем текст.

Читаем текст до слов “Филипок их уже знал и немножко читать умел”.

О чём этот рассказ?

Кто является главным героем?

Какие ещё действующие лица есть в этом рассказе?

Какие слова и выражения вам были непонятны?

В рассказе нам встретились незнакомые слова:

слобода

пострелёнок

бедовый

(Найдите объяснение этих слов в словарике в конце учебника.)

Посмотрите на слайд…

Подённая работа - работа с оплатой по отработанным дням.

Украдкой - выполнение действия, чтобы никто не заметил, не узнал.

Полы нижняя часть раскрывающейся спереди одежды.

Сенцы – нежилая часть помещения между домом и крыльцом.

Физкультминутка.

Дети читают текст.

О том, как маленький мальчик пошёл в школу.

Дети отвечают на вопросы.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Почему мама не пустила мальчика в школу?

Почему Филипок решил пойти?

Как мальчик собирался в школу?

Где находилась школа?

Знал ли малыш дорогу?

Какие опасности встретились ему на пути?

Почему Филипок не решался войти в школу?

Как он вёл себя, зайдя в класс?

Как ребята объяснили появление мальчика в школе?

Как Филипок стал складывать своё имя?

Как вёл себя малыш после похвалы учителя?

Каким вы представляете себе Филипка, какие черты характера ему присущи?

Составим его словесный портрет.

Как вы думаете, эта история могла бы произойти на самом деле?

Как называется такой жанр произведений? (Быль).

Рассказ был написан более 100 лет назад, это быль.

Чтобы вы могли представить себе вашего ровесника, обратимся к художнику

А.Г. Венецианову, который написал портрет мальчика. Это “Захарка”. Так выглядели дети в 19 веке.

Дети отвечают на вопросы.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

У вас на столе лежат карточки со словами. Выберите те слова, которые характеризуют мальчика.

Маленький, взрослый, самостоятельный, смелый, бесстрашный, ленивый, робкий, любознательный, смышлёный, глупый, настойчивый, грустный, весёлый, серьёзный, целеустремлённый.

Смелый (один отправился в школу), бесстрашный (не испугался собак), робкий (смутился перед незнакомым человеком), любознательный и смышлёный (научился складывать буквы, когда брат читал), целеустремлённый (очень хотел учиться), весёлый.

Каким вы представляете себе учителя? (Учитель добрый, не прогнал мальчика, погладил его по голове, стал спрашивать, слушал его внимательно, засмеялся, когда Филиппок читал своё имя, пообещал поговорить с мамой, чтобы та отпускала мальчика в школу).

8.Включение в систему знаний и повторение.

Посмотрите на слайд. Вы видите план рассказа, но он не соответствует хронологической последовательности событий. Вы должны поставить части плана в соответствии с частями рассказа.

Опасная часть дороги

Скучно одному

Знакомая дорога

Филипок собирается в школу

Раздумья на пороге школы

Встреча с учителем

Филипок становится учеником

Мальчик отправляется в школу

Слайд №13 (№14-15)

9.Рефлексия

С каким рассказом Л.Н. Толстого вы познакомились?

Что нового, интересного и поучительного для себя узнали?

Какие черты характера Филипка вы хотели бы воспитать в себе?

Что понравилось на уроке?

Как бы вы оценили свою работу?

    Красный смайлик - всё понял, понравилась работа в парах и группах;

    Жёлтый - некоторые моменты на уроке были непонятны, не всегда был согласен с мнением товарищей;

    Синий – на уроке ничего не понял, работа в парах и группах не понравилась, был не согласен с мнением одноклассников.

Тема урока: Лев Толстой. «Филиппок».

Класс: 2 «Б»

Тип урока: изучение нового материала.

Цель: Создание условий для формирования читательской компетенции школьников

Планируемый результат

Предметные умения

Самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;

Самостоятельно формулировать главную мысль текста;

Высказывать и аргументировать свое отношение к прочитанному;

Осуществлять анализ текста:

Находить в тексте художественные средства (эпитеты, метафоры, сравнения);

Личностные УУД:

Умение осознавать и определять свои эмоции;

Умения осознавать и определять эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

Проявлять интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста;

Ориентироваться в духовно-нравственном содержании текстов.

Метапредметные УУД:

Самостоятельно формулировать тему и цель урока;

Составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

Работать по плану;

Определять степень успешности своей работы и работы других.

Технические средства обучения

Компьютер

Медиапроектор

План урока.

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний и сообщение темы урока.

1) Интонационная разминка.

2) Артикуляционная разминка.

3) Сообщение темы урока.

3. Изучение нового материала.

3) Словарная работа.

4) Физкультминутка.

5)Чтение учителем рассказа.

6) Чтение рассказа учащимися.

7) Беседа по вопросам.

4. Первичное закрепление нового материала.

3) Выборочное чтение.

4) Работа с пословицами.

5) Чтение по ролям.

5. Рефлексия.

6. Выставление отметок за урок.

7. Домашнее задание.

Ход урока

I . Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте!

С каким настроением вы вошли в этот замечательный класс?

Что этому способствовало?

Как же нужно учиться, чтобы все получилось в школе?

II . Актуализация знаний и сообщение темы урока.

1) Интонационная разминка.

"Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться".

Прочитайте это выражение так, что вам действительно весело.

А теперь выделите то слово, на которое я укажу.

Пусть эти слова станут девизом нашего урока.

2) Артикуляционная разминка.

Надуваем и спускаем «шарик».

Чтение скороговорки. (Тихо, громче, громко)

« У речушки, у речонки

Собрались одни девчонки».

Учимся говорить уверенно, четко, грамотно.

«Ра» - сильный дождь идет с утра;

«Со» - накачано колесо;

«Жи» - очень острые ножи;

«Ши» - в ясли ходят малыши;

«Ча» - молоточком я стучу;

«Ры» - у всех девочек шары;

«Чи» - а у мальчиков мячи;

«Рок» - вот и начался урок.

3) Сообщение темы и цели урока.

Сегодня мы не случайно выбрали такой девиз: "Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться".

III . Изучение нового материала.

1) Рассказ учителя о Л.Н. Толстом.

Учитель: Вспомним, что мы с вами знаем о творчестве Л.Н. Толстого (просмотр презентации)

У него открытое, умное лицо. Внимательный, проницательный взгляд. Он прожил долгую жизнь и написал много книг для взрослых и детей.

Л.Н.Толстой очень любил трудиться. Он пахал землю, косил траву, пилил и колол дрова, строил избы, шил сапоги. Лев Николаевич считал, что всякий труд полезен и нужен. Уважать можно того человека, который всю жизнь трудится. Очень долго он жил в своём доме в Ясной поляне. Сейчас там находится музей, который посещают люди всего мира.

В соседней деревне он устроил школу для бедных детей и стал учить их по учебникам, которые написал сам.

Он много времени проводил с детьми. Зимой катался с ними на санках, лыжах, а летом ходил с ними в лес.

В своих небольших рассказах для детей он пишет о сочувствии и помощи слабым, о настоящей дружбе и смелости, о том, что надо делать людям добро, о необходимости учиться и о многом другом

2) Беседа о том, как учились дети в дореволюционной школе.

Этот рассказ о мальчике. Звали его Филиппок. Он очень хотел учиться в школе. В то время не каждый ребёнок мог учиться в школе. Люди жили бедно. Кому-то нечего было одеть, другие дети помогали дома по хозяйству и им некогда было учиться. И школы были не такие, как сейчас большие, светлые, красивые, в которых вы учитесь сейчас.

Школа размещалась в сельской избе. Где в одном классе учились дети разных возрастов. А учитель - один на всех. Он имел право наказывать детей за малейшую провинность. За невыученный урок или за непослушание детей били розгами. А вот Лев Николаевич учил детей так, чтобы им было интересно. Он никогда не наказывал своих учеников. И дети любили своего учителя.

3) Словарная работа.

Сени - помещение между жилой частью дома и крыльцом.

Полы - нижняя часть, раскрывающаяся спереди.

Бежать во весь дух - очень быстро бежать, мчаться.

Немой – лишенный способности говорить.

Пострелец - озорник, сорванец.

Слобода – шёл по своей стороне, улице

4) Физкультминутка.

Грудку мы слегка надавим, шею гладить мы начнем,

И за ушками потрем. Мы под глазками покрутим,

Брови мы натрем слегка. Ушкам сделаем зарядку,

Носик вычистим – вот так. Каждый пальчик разотрем.

Ручки мы погладим снова - вот теперь мы все здоровы.

5)Чтение учителем рассказа.

Понравился вам рассказ?

6) Чтение рассказа учащимися.

7) Беседа по вопросам.

Как звали мальчика? (Мальчика звали Филиппок)

Куда он шёл? (Филиппок шёл в школу)

Кто повстречался на его пути? (На его пути повстречались собаки)

Как их звали? (Собак звали Жучка и Волчок)

О чём спросил учитель Филиппка? (Учитель спросил его имя)

8) Работа над правильностью чтения

IV . Первичное закрепление нового материала.

1) Чтение цепочкой, деление текста на части

Расположите в правильном порядке

2) Оздоровительная минутка «Гимнастика для глаз».

– Если глаза устали, выполните такие упражнения:

Зажмурьте глаза, а потом откройте их. Повторите 5 раз.

Делайте круговые движения глазами: налево – вверх – направо – вниз – направо – вверх – налево – вниз. Повторите 10 раз.

Вытяните вперед руку. Следите взглядом за ногтем пальца, медленно приближая его к носу, а потом медленно отодвиньте обратно. Повторите 5 раз.

Посмотрите в окно вдаль одну минуту.

3) Выборочное чтение.

Ответьте на вопросы словами из текста.

Кого он увидел в школе?

«…Школа вся была полна ребят. Все кричали свое, и учитель в красном шарфе ходил посередине…»

О чём спросил учитель Филиппка?

«- Ты что? - закричал он на Филипка. Филипок ухватился за шапку и ничего

не говорил. - Да ты кто? - Филипок молчал. - Или ты немой?»

Что ответили ребята?

«- Это Филипок, Костюшкин брат, он давно просится в школу, да мать не пускает его, и он украдкой пришел в школу.»

4) Работа с пословицами.

Пословица-это короткое и мудрое изречение, имеющее поучительный смысл.

А) НЕ СТЫДНО НЕ ЗНАТЬ, СТЫДНО НЕ УЧИТЬСЯ

Как вы понимаете смысл этой пословицы?

Б) УЧЕНЬЕ-СВЕТ, А НЕУЧЕНЬЕ – ТЬМА.

Какие ещё пословицы об ученье вы знаете?

О чём эти все пословицы?(об ученье, что надо всю жизнь учиться, тогда будешь всесторонне развитым интересным человеком)

Для чего Филиппок, преодолевая страх, шёл в школу? (чтобы учиться)

5) Чтение по ролям.

Прочитаем отрывок рассказа «В классе» по ролям.

Какие герои рассказа встречают здесь? (Автор, ребята, учитель, Филиппок)

V . Рефлексия.

С каким произведением познакомились на уроке?

Что вы взяли для себя из этого урока?

V I . Выставление отметок за урок.

Оцени свою работу. Кому на уроке было понятно, со всеми заданиями справился – выставляет себе “5”. Кому трудно было, не успевал за ребятами, было что-то не понятно: у того есть возможность подготовиться дома и получить хорошую оценку на следующем уроке.

VII. Домашнее задание.

с. 138-140 чтение по ролям

Наталья Семенова
Конспект ООД. Чтение рассказа Л. Толстого «Филипок» в подготовительной группе

Цели :1. Расширять представление о жизни детей в давние времена, побуждать сравнивать современную и старую школы.

2. Дать детям представление о том, для чего нужны знания; воспитывать любовь к Родине.

3. Учить по плану и образцу рассказывать о предмете .

Методические приемы : выразительное чтение , вопросы.

Оборудование : иллюстрация А. Пахомова с изображением «Филипка » ,

репродукции картин Н. Богданова-Бельского «На пороге школы» , «Устный счет» , иллюстрации современной школы.

Ход занятия

I. Вступительная часть

Воспитатель напоминает детям, что скоро они пойдут в школу, показывает иллюстрации, комментирует их, уточняет, что так было не всегда.

Беседа по репродукции картины Н. Богданова-Бельского «На пороге школы» .

Куда пришел мальчик?

Как он одет?

Как вы думаете, близкий ли путь прошел мальчик?

Друзья мои, раньше не все дети имели возможность учиться, и на картине показано, что на пороге школы стоит бедный мальчик. Он в рваном пальтишке, худых штанах, на ногах большие лапти, в руках посох, на который он опирался, когда шел, за спиной котомка. По его лицу видно, что ему очень хочется учиться в школе, но он беден, ему нечем платить за обучение.

Затем воспитатель показывает репродукцию картины Н. Богданова-Бельского «Устный счет» . Объясняет, что на ней изображена школа для крестьянских детей. Поясняет, что немногие бедняки могли себе позволить отдавать детей в школу. С ранних лет дети были заняты на работах, но как они стремились учиться! (делается сравнение с современной школой) .

Физкультминутка «Улыбнись»

Вверх и вниз рывки руками,

Будто машем мы флажками.

Разминаем наши плечи.

Руки движутся навстречу. (Одна рука вверх, другая вниз, рывками руки меняются.)

Руки в боки. Улыбнись.

Вправо-влево наклонись. (Наклоны в стороны.)

Приседанья начинай.

Не спеши, не отставай. (Приседания.)

А в конце - ходьба на месте,

Это всем давно известно. (Ходьба на месте.)

Упражненье повтори

Мы руками бодро машем,

Разминаем плечи наши.

Раз-два, раз-два, раз-два-три,

Упражненье повтори. (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.)

Корпус влево мы вращаем,

Три-четыре, раз-два.

Упражненье повторяем :

Вправо плечи, голова. (Вращение корпусом влево и вправо.)

Мы размяться все успели,

И на место снова сели. (Дети садятся.)

Ребята, давайте послушаем рассказ Л . Толстого о маленьком мальчике, который очень хотел учиться. Это произведение написал великий русский писатель Лев Николаевич Толстой . У Льва Николаевича Толстого было много детей , и он прожил долгую жизнь. Он написал очень много книг для взрослых и детей. Лев Николаевич всегда думал и заботился о детях крестьян и рабочих. Он даже открыл для деревенских детей школу. Видел в крестьянских ребятах ум, любовь к родине, сострадание, умение прийти на помощь в трудную минуту, стремление к учению.

Чтение рассказа «Филипок » .

II. Основная часть :

Понравился ли вам рассказ и почему ?

(Потому что Филипок маленький , мальчик очень хотел ходить в школу и т. д.)

Почему Филипок стоит у крыльца , не решаясь сразу войти в школу?

(Боится, стесняется, думает его прогонят и т. д.)

Что чувствовал Филипок , когда вошел в класс?

(Смущение, любопытство, боязнь.)

Каким был Филипок ? Докажите, что он смелый, упорный, бедовый

(Смелым, шустрым, озорным, он хотел учиться и т. д.)

Чем закончился рассказ ? (Филипок стал ходить в школу .)

А как вы относитесь к Филипку ?

А какие эпизоды из рассказа вы бы хотели еще раз послушать? (воспитатель читает эпизоды по выбору детей)

III. Заключительная часть :

Сейчас мы рассмотрим иллюстрации .

Ребята, посмотрите на эту замечательную иллюстрацию А. Пахомова «Филипок » .

Что вы можете о ней сказать? (Показ воспитателем иллюстрации. Рассуждения детей и их ответы )

(Мальчик Филипок очень плохо одет , у него шапка большая, полушубок большой. Школа тоже бедная, стол и лавки деревянные. В лицах детей видны сосредоточенность и желание учиться.)

Мы сегодня узнали много хорошего, доброго о мальчике Филипке . И, наверно, все дети постараются взять из характера героя хорошие черты. Надеюсь, что все из вас с удовольствием будут ходить в школу и хорошо учиться!

Публикации по теме:

Чтение рассказа М. Пришвина «Золотой луг» в подготовительной группе детского сада Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе для детей с ОНР на тему: "Чтение рассказа М. Пришвина.

Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе. «Пересказ рассказа Л. Толстого «Пожарные собаки» Задачи: 1. СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ: Развивать умение высказывать свою точку зрения, слушать сверстников и поддерживать беседу;.

Конспект НОД в подготовительной группе детей с ТНР. Пересказ рассказа Л. Н. Толстого «Косточка» Образовательная область: Речевое развитие. Вид деятельности: непосредственно - образовательная Возрастная группа: Подготовительная к школе.

Конспект НОД в подготовительной группе «По тропам войны». Чтение рассказа Б. А. Алмазова «Горбушка» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №182 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

Конспект ООД по ознакомлению в подготовительной группе Чтение рассказа В. Осеевой «Волшебное слово» Программные задачи: Познакомить ребят с новым рассказом. Углубить знания ребят о доброте, вежливости. Совершенствовать умение последовательно.

Конспект ООД по развитию речи в подготовительной группе Чтение рассказа В. Донниковой «Канавка» Программные задачи: Воспитывать у ребят положительные черты характера, доброту, желание делать добрые дела, дать новое понятие – скромность;.