Урок-исследование "Проблема выбора: "я"или "мы"? (по роману Е.Замятина "Мы"). Урок по литературе на тему

«Судьба личности в тоталитарном государстве»

(по роману Е.Замятина «Мы»)

Конспект урока литературы в 11 кл.

Учитель Осколкова Татьяна Михайловна

Цели урока: показать гуманистическую направленность произведения Е.Замятина, утверждение писателем человеческих ценностей.

Оборудование: магнитофон с аудиозаписью музыки Скрябина А.Н.

Эпиграф к уроку: Своя воля лучше.

Ф.М.Достоевский

1. Вступительное слово учителя.

Помните, какую игру придумал брат Л.Н.Толстого Николенька для своих младших братьев? Он объявил им, что у него есть тайна, с помощью которой, когда она откроется, все люди сделаются счастливыми, не будет ни болезней, ни неприятностей, все люди сделаются «муравейными братьями».

Тысячи великих умов на протяжении многих столетий бились над загадкой всеобщего счастья. Древние утверждали, что было время, когда человечество пребывало в счастливом и беззаботном состоянии. Эти верования отразились в стихотворениях древнегреческого поэта Гесиода, который жил в конце 8- начале 7 века до нашей эры:

Вечно стояла весна; приятным прохладным дыханьем

Ласково нежил зефир цветы, не знавшие сева.

Боле того, урожай без распашки земля приносила;

Не отдыхая, поля золотились в тяжёлых колосьях,

Реки текли молока, струились и нектара реки,

Капал и мёд золотой, сочась из зелёного дуба.

«Золотой век» - мифологическое представление о совершенном, гармоническом устройстве человеческого общества, утраченном в процессе исторического развития. За «золотым веком», как утверждали античные поэты, последовал век серебряный, затем – медный, и наконец нынешний – железный, испорченный и жестокий.

Как возродить «золотой век»? как вернуть утерянный рай? Этими вопросами задавались мыслители с глубокой древности, желая если не на практике, то хотя бы в воображении создать идеальную модель человеческого общежития. Так возник новый литературный жанр – утопия. Он предполагает развёрнутое описание общественной, государственной жизни воображаемой страны, которая отличается идеальным политическим укладом и всеобщей социальной справедливостью.

Как средство воплощения утопической мечты в реальность восприняли многие писатели революцию 17-го года. Образы государства-сада, светлого завтра, машинного рая заполнили страницы лит. Произведений послереволюционных лет. «Перекрёстком утопий» назвал эту эпоху поэт Н.Тихонов в стихотворении 1918 г. :

Мы строим мир по новому масштабу,

В крови, в пыли, под пушки и набат.

Возводим мы, отталкивая слабых,

Утопий град – заветных мыслей град.

Однако попытка реализации утопий обернулась трагедией для миллионов людей.

2. Беседа.

Как бы в противовес утопии появляется новый жанр. Какой? (антиутопия)

Как антиутопистам удаётся показать трагедию будущего идеального общества?

3. Обсуждение романа.

Роман Замятина «Мы», написанный в 1920 г. , стал первой в новой литературе антиутопией. Что является предметом изображения в романе? (Далёкое будущее 31-го века. Казалось бы, утопическое государство, где все люди счастливы «всеобщим математически безошибочным счастьем». О гармонии люди мечтали всегда, человеку свойственно заглядывать в будущее. До 20-го века это будущее обычно представлялось прекрасным. С долитературных времён фантазия работала в основном в направлении «технического усовершенствования» мира: ковры-самолёты, золотые яблочки, сапоги скороходы. В государстве полное материальное благополучие, все проблемы решены. Все граждане равны и одинаковы.)

В какие моменты жизни граждане Единого Государства чувствуют себя счастливыми? (В самом начале романа говорится, какой восторг вызывает у героя-повествователя ежедневная маршировка под звуки Музыкального Завода: он переживает в этот момент абсолютное счастье, полное единение с остальными, чувствует солидарность с себе подобными. «Как всегда, Музыкальный Завод всеми своими трубами пел Марш Ед. Государства.. мерными рядами, по четыре, восторженно отбивая такт, шли нумера – сотни, тысячи Нумеров, в голубоватых юнифах, с золотыми бляхами на груди – государственный номер каждого и каждой.»)

Не люди, а нумера. Какие они? Охарактеризуйте их подробнее. (Внешне схожие, они ничем не отличаются и внутренне. Одинаковостью, механичностью отличается их жизнь. Лишить их возможности изо дня в день выполнять одни и те же функции – значит лишить их счастья, обречь на страдания.)

Идея всеобщего равенства оборачивается всеобщей одинаковостью, усредненностью. («Быть оригинальным – значит нарушить равенство», «быть банальным – только исполнять свой долг»). Идея гармонии личного и общественного заменяется идеей абсолютной подчиненности государству всех сфер человеческой жизни. «Счастье – в несвободе,» утверждают герои романа. Малейшее проявление индивидуальности считается ошибкой, добровольным отказом от счастья, преступлением. Какова модель этого общества? (Наверху – глава государства – Благодетель; за порядком следит полицейская система – Бюро Хранителей. Нерушимая граница – Зелёная Стена; есть наука, искусство, предусмотрены и «личные часы». Но музыка выпускается на Музыкальном Заводе, литература производится в Литературном Институте Государственных Поэтов и Писателей, журналистика подменяется Государственной Газетой, наука – Единой Государственной Наукой. «Сексуальное право» заменяет любовь: «всякий из Нумеров имеет право – как на сексуальный продукт – на любой нумер». Дети растут на Детско- воспитательном Заводе.)

Единое государство подчиняет себе всё; всё предусматривает и оставляет под своим контролем то, что полезно и разумно. Остальное беспощадно уничтожается: «Я лично не вижу в цветах ничего красивого – как и во всём, что принадлежит к дикому миру, давно изгнанному за Зелёную Стену. Красиво только разумное и полезное: машины, сапоги, формулы, пища и проч.» «Нет ничего счастливее цифр, живущих по стройным вечным законам таблицы умножения. Ни колебаний, ни заблуждений. Истина – одна, и истинный путь – один; и эта истина – дважды два, и этот истинный путь – четыре.» В чём заключается заветная мечта главного героя романа Д-503? (Заветная мечта Д-503 – «проинтегрировать грандиозное вселенское уравнение», «разогнуть дикую кривую», потому что линия Единого Государства – это прямая – мудрейшая из линий. Формула счастья математически точна: «Государство запрещало убить насмерть одного и не запрещало убивать миллионы наполовину».)

Вспомним Ф.М.Достоевского, «Преступление и наказание»; разговор офицера со студентом: одна ничтожная старуха – и тысячи молодых жизней. «Д тут арифметика!» Другой герой Достоевского восстаёт против математики, унижающеё его человеческое достоинство и лишающей его своей воли: «Эх, господа, какая уж тут своя воля будет, когда будет только дважды два – четыре в ходу? Дважды два и без моей воли четыре будет. Такова ли своя воля бывает!» Каково место человека в таком государстве? (Человек в Ед. Государстве – лишь винтик отлаженного механизма. Идеал жизненного поведения – «разумная механистичность»; всё, что выходит за её пределы, - «дикая фантазия», а «припадки вдохновения» - «неизвестная форма эпилепсии». Самая болезненная из фантазий – свобода. Понятие свободы извращено, вывернуто наизнанку. «Люди жили в состоянии свободы, т.е. зверей».)

В чём видится «корень зла», мешающий всеобщему счастью?(Корень зла – в способности человека на фантазию, на свободную мысль. Этот корень надо вывернуть – и проблема решена. Совершается Великая Операция по прижиганию центра фантазии «Никакого бреда, никаких чувств; только факты». Душа – это болезнь.)

Действительно ли человек в Ед. Государстве счастлив? (Человек в таком государстве не может быть счастливым. Подогнать всех под одну гребёнку, решить все материальные проблемы – это ещё не значит сделать человека счастливым. Каждый человек – индивидуален. Имеет свой особый внутренний мир, свою волю, желания. А Ед. Гос-во лишило своих граждан всего этого, даже имени. Оно подчинило жизнь людей жестокому распорядку. Человек в таких условиях не может чувствовать себя счастливым.)

Что в романе противопоставляется духовности, гуманности? (Противопоставляется наука. «Единая Государственная наука ошибаться не может» Герой Замятина, Д-503, математик, боготворящий «квадратную гармонию», проходит путь от абсолютной уверенности в правильности «мудрейшей из линий» через сомнения к вере в торжество разума: «Разум должен победить»)

Актуальна ли в наше время проблема ответственности науки перед человечеством? (Эта проблема очень актуальна и сейчас. Достаточно вспомнить экологические проблемы, проблему использования атомной энергии, проблему клонирования человека.)

Государство вмешивается в строение человеческой личности, в ход её творческой деятельности. Подчиняет себе эмоциональную сферу. «Я», т.е. личность, перестаёт существовать, она становится маленькой частичкой «мы», т.е. обезличенной толпы. А что противостоит обезличиванию человека в романе? (Обезличиванию человека противостоит любовь. Перемены в жизни Д-503 начинают происходить, когда в его жизни появляется И-330. первое ощущение душевной болезни приходят к герою, когда он слушает в её исполнении музыку Скрябина. И Д-503 не одинок. Недаром доктор говорит об «эпидемии души». Всем своим поведением бросает вызов И-330. Она говорит: «Я не хочу, чтобы за меня хотели другие, я хочу хотеть сама.» под её влияние попадают другие: поэт Р-13, доктор, слабая и беззащитная О-90, те, кто взорвал стену, те, кто пытался взорватьИнтеграл.)

Итак, Ед. Гос-ву противостоит душа, т.е. способность чувствовать, любить, страдать. И именно музыка пробудила эту способность. Послушаем музыку, чтобы тоже прочувствовать, как она может воздействовать на сердце человека. (звучит музыка Скрябина)

Каков, по-вашему, смысл названия романа? (В названии романа отражена главная проблема, волнующая Замятина: что будет с человеком и человечеством, если его насилино загонят в «счастливое будущее». «Мы» - можно понимать как безликое, однородное нечто: масса, толпа, стадо. Индивидуальное сознание героя растворяется в «коллективном разуме» масс.)

4.Обобщение учителя

В годы написания Замятиным романа вопрос о личности и коллективе стоял очень остро. У пролетарского поэта В.Кириллова есть стихотворение с таким же названием «Мы»: «Мы несметные, грозные легионы Труда. Мы победители пространства морей, океанов и суши». У Блока в «Скифах»: «Мы очищаем место бою стальных машин, где дышит интеграл с монгольской дикою ордою». В 1920г. В.В,Маяковский написал поэму «150000000». Его имя демонстративно отсутствовало на обложке – он один из этих миллионов. «Единица – кому она нужна? Единица – вздор, единица – ноль» Замятин сумел предсказать тот социально-политический режим, кот. Называется тоталитарным. Его атрибуты – обожаемый Благодетель (Отец народов, Великий Кормчий, фюрер), политическая полиция(в образах Хранителей угадываются черты гестаповцев, агентов НКВД), изоляция от окружающего мира(очевидна аналогия между Зелёной Стеной и «железным занавесом»). Писатель угадал даже некоторые технические детали грядущего террора: Газовый Колокол – прообраз газовых камер, а Великая Операция – предвестие фашистских экспериментов над человеческой психикой.

Одна из главных у Замятина мысль о том, что происходит с человеком, государством, когда они, поклоняясь абстрактно-разумной идее, добровольно отказываются от свободы и ставят знак равенства между несвободой и коллективным счастьем. Люди превращаются в придаток машины, в в интики. Замятин показал трагедию преодоления человеческого в человеке, потери имени как потери собственного «я». От этого и предостерегал нас писатель.

5.Домашнее задание.

Написать мини-сочинение «Почему Е. Замятин выбрал для своего романа форму дневника героя?

Евгения Замятина и его антиутопию «Мы» обычно проходят в 11 классе в школе, но заостряют на нём внимание, в основном, те, кто сдаёт литературу на ЕГЭ. Однако это произведение заслуживает быть прочитанным каждым из нас.

Евгений Замятин считал, что революция поменяла жизни многих людей, а посему и писать о них нужно теперь иначе. То, что было написано прежде, рассказывает о тех временах, которые уже прошли, теперь реализм и символизм должны смениться новым литературным течением – нео-реализмом. Замятин в своём произведении постарался объяснить, что машинизация жизни и тоталитарный режим ведут к обезличиванию каждого, к унификации индивидуального мнения и мышления, что, в конечном счёте, приведёт к уничтожению человеческого общества, как такового. Ему на смену придет единый механизм, а люди будут лишь его безликими и безвольными составляющими, действующими на основе автоматизма и заложенной программы.

Роман «Мы» Евгений Замятин написал в 1920 году, годом позже он отправил рукопись в берлинское издательство, так как не мог публиковаться на родине, в России. Антиутопия была переведена на английский и опубликована в 1924 году в Нью-Йорке. На родном языке автора произведение было издано только в 1952 году в том же городе, Россия познакомилась с ним уже ближе к концу века в двух выпусках издания «Знамя».

Из-за того, что антиутопия «Мы» увидела свет, пусть и за рубежом, писателя стали травить, отказывались публиковать, не давали ставить пьесы, пока Замятин не уехал за рубеж по разрешению Сталина.

Жанр

Жанр романа «Мы» — социальная антиутопия. Она дала точку опоры для рождения нового пласта фантастической литературы ХХ века, которая была посвящена мрачным прогнозам на будущее. Основной проблемой в этих книгах является тоталитаризм в государстве и место человека в нём. Среди них выделяются такие шедевры, как романы , и , с которыми нередко сравнивают роман Замятина.

Антиутопия – это реакция на перемены в социуме и своеобразный ответ утопическим жизнеописаниям, где авторы говорят о воображаемых странах типа Эльдорадо Вольтера, где все идеально. Часто бывает так, что писатели предугадывают ещё не сформировавшиеся социальные отношения. Но нельзя сказать, что Замятин что-то предугадывал, за основу своего романа он брал идеи из произведений Богданова, Гастева и Мора, которые выступали за машинизацию жизни и мысли. Таковыми были идеалы представителей пролеткульта. Помимо них, он иронически обыграл высказывания Хлебникова, Чернышевского, Маяковского, Платонова.

Замятин высмеивает их уверенность в том, что наука всемогуща и не ограничена в возможностях, и в том, что всё на свете можно покорить коммунистическими и социалистическими идеями. «Мы» — это доведение идеи социализма до гротеска с целью заставить людей задуматься о том, к чему ведет слепое поклонение идеологии.

О чем?

Произведение описывает происходящее спустя тысячу лет после окончания двухсотлетней войны, которая была самой последней революцией в мире. Повествование ведётся от первого лица. Главный герой по профессии инженер «Интеграла» — механизма, который настроен на популяризацию идей Единого Государства, интеграцию вселенной и её обезличивание, лишение индивидуальности. Суть романа заключается в постепенном прозрении Д-503. В нём зарождается всё больше сомнений, он обнаруживает недостатки в системе, в нём просыпается душа и выводит его из общего механизма. Но в финале произведения операция превращает его вновь в бесчувственный номер, лишённый индивидуальности.

Весь роман – это сорок записей в дневнике главного героя, которые начинаются прославлением Государства, а заканчиваются правдивыми описаниями угнетения. У граждан нет имён и фамилий, но есть номера и буквы – у женщин гласные, у мужчин – согласные. У них одинаковые комнаты со стеклянными стенами и одинаковая одежда.

Все потребности и естественные желания граждан удовлетворяются по расписанию, а расписание определяет Часовая Скрижаль. В нём существует два часа, отведённые специально на личное времяпровождение: можно совершать прогулки, заниматься за письменным столом или заниматься «приятно-полезной функцией организма».

Мир Интеграла огорожен от диких земель Зеленой стеной, за которой сохранились естественные люди, чей вольный образ жизни противопоставлен суровым порядкам Единого государства.

Главные герои и их характеристика

Замятин считает идеальным человеком номер I-330, которая демонстрирует философию автора: революции нескончаемы, жизнь – это разности, а если их нет, то кто-то обязательно их создаст.

Главный герой – инженер «Интеграла», Д-503. Ему тридцать два года, и то, что мы читаем – записи его дневника, в котором он то поддерживает идеи Единого Государства, то противится им. Его жизнь состоит из математики, вычислений и формул, что очень близко писателю. Но он не лишён фантазии и замечает, что многие номера тоже не вырезают себе это умение – значит, даже тысяча лет подобного режима не победила главенство души в человеке. Он искренний и способен чувствовать, но приходит к предательству любви из-за операции, которая лишила его фантазии.

В произведении два главных женских образа. О-90, чья душа цветёт и живёт, – она розовая и круглая, ей не хватает десяти сантиметров до Материнской нормы, но, тем не менее, она просит у главного героя подарить ей дитя. В конце романа О-90 с ребёнком оказываются по другую сторону стены, и этот ребёнок символизирует проблеск надежды. Второй женский образ — I-330. Это острая и гибкая, с белыми зубами девушка, которая любит тайны и испытания, нарушает режимы и установки и которая после умирает, отстаивая идеи борьбы с Единым Государством.

В основном, номера верны режиму Государства. Номер Ю, например, сопровождает воспитанников на операции, сообщает о проступке Д хранителям – остаётся верна своему долгу.

Государство в антиутопии

В Едином Государстве живут всего несколько процентов от общей массы людей – в революции город одержал победу над деревней. Правительство обеспечивает их жильём, безопасностью, комфортом. За идеальные условия граждане лишаются индивидуальности, получают номера вместо имён.

Жизнь в государстве – это механизм. Свобода и счастье здесь несовместимы. Идеальная несвобода заключается в том, что все потребности и естественные желания граждан удовлетворяются по расписанию, разве что не учитываются духовные потребности. Искусство заменяют цифры, в государстве действует математическая этика: десять погибших – ничто по сравнению с множеством.

Сам город окружён Зелёной Стеной из стекла, за которой находится лес, о котором никому ничего не известно. Главный герой однажды случайно узнаёт, что по другую сторону живут предки, покрытые шерстью.

Номера живут в одинаковых комнатах со стеклянными стенами, словно в доказательство того, что режим государства абсолютно прозрачен. Все потребности и естественные желания граждан удовлетворяются по расписанию, расписание определяется Часовой Скрижалью.

Любви нет, так как она порождает ревность и зависть, поэтому в там действует правило о том, что каждый номер имеет равные права на другой номер. Для граждан существуют определённые дни, в которые можно заниматься любовью, причём можно делать это исключительно по розовым талонам, которые выдаются в зависимости от физических потребностей.

В Едином Государстве есть Хранители, которые занимаются обеспечением безопасности и соблюдением правил. Для граждан честь рассказать в Бюро Хранителей о нарушениях. Преступников наказывают помещением в Машину Благодетеля, где номер расщепляется на атомы и превращается в дистиллированную воду. Перед казнью у них отбирают номер, что является высшей карой для гражданина государства.

Проблемы

Проблематика романа «Мы» связана с тем, что свобода в Едином Государстве приравнивается к мучениям и невозможности жить счастливо, причиняет боль. Соответственно, возникает масса проблем, вызванных тем, что человек вместе со свободой выбора теряет свою сущность и превращается в биоробота, рассчитанного на определенный функционал. Да, жить ему становится и впрямь спокойнее, но слово «счастье» уже неприменимо к нему, ведь это эмоция, а их номера лишены.

Поэтому человек, как правило, как и главный герой произведения, выбирает боль, чувства и независимость вместо идеализированной системы принуждения. И его частная проблема – это противостояние с тоталитарной властью, бунт против нее. Но за этим конфликтом кроется нечто большее, глобальное и относящееся ко всем нам: проблемы счастья, свободы, нравственного выбора и т.д.

В романе описывается социальная проблема: человек, который превращается лишь в одну из частей системы тоталитарного государства, обесценивается. Никто в грош не ставит его права, чувства и мнения. Например, героиня О любит одного мужчину, но ей приходится «принадлежать» всем, кто захочет. Речь идёт об обесценивании личности до невозможного: в произведении номера умирают либо физически, наказанные Машиной, либо морально, лишаясь души.

Смысл романа

Антиутопия «Мы» — противостояние идеологии и реальности. Замятин изображает людей, которые из всех сил отрицают, что они люди. От всех проблем они решили избавиться, избавившись от себя. Все то, что дорого нам, что составляет и формирует нас, отнято у героев книги. В действительности они никогда бы не позволили выписывать на себя талоны, не согласились бы жить в стеклянных домах и не поступились индивидуальностью. Но вот они критически оценили эту действительность, полную противоречий из-за многообразия и изобилия, и пошли против нее, против своего естества, против мира природы, отгородившись стеной иллюзий. Придумали абстрактный смысл бытия (строительство Интеграла, как когда-то строительство социализма), абсурдные законы и правила, противоречащие морали и чувствам, и нового человека – номера, лишенного своего «Я». Их сценарий и не жизнь вовсе, это самая масштабная театральная постановка, в которой все действующие лица делают вид, что проблем нет, как желания вести себя иначе. Но неравенство неизбывно, оно будет всегда, потому что человек человеку рознь с самого рождения. Кто-то искренне и слепо верит пропаганде и играет свою роль, не задумываясь о ее искусственности. Кто-то начинает думать и рассуждать, видит или чувствует фальшь и наигранность происходящего. Так появляются жертвы казни или трусливые лицемеры, пытающиеся потихоньку нарушить установленный порядок и умыкнуть из него частичку индивидуальности для себя. Уже в их наличии очевиден крах системы Единого государства: сравнять людей невозможно, они все равно отличаются друг от друга, и в этом заключается их человечность. Не могут они быть просто колёсиком в машине, они индивидуальны.

Автор полемизирует с советской идеологией о «свободе, равенстве и братстве», которая обернулась рабством, строгой социальной иерархией и враждой, так как эти возвышенные принципы не соответствуют человеческой природе.

Критика

Ю. Анненков пишет, что Евгений Замятин виноват перед режимом только в том, что умел мыслить иначе и не равнялся с обществом под одну гребёнку. По его словам, идеи, вписанные в его антиутопию, были его собственными идеями – о том, что нельзя искусственно вписывать человека в систему, потому что в нём, помимо всего прочего, есть иррациональное начало.

Дж. Оруэлл сравнивает произведение Замятина с романом Олдоса Хаксли «О дивный новый мир». Оба романа говорят о протесте природы против механизации в будущем. У русского автора, по мнению писателя, более явно читается политический подтекст, но сама книга построена неудачно. Оруэлл критикует слабоватый и отрывочный сюжет, о котором невозможно сказать в нескольких предложениях.

Э. Браун писала, что «Мы» — это одна из самых смелых и перспективных современных утопий потому, что она веселее. Ю. Н. Тынянов в статье «Литературное сегодня» считал фантастический сюжет Замятина убедительным, потому что он сам шёл к писателю из-за его стиля. Инерция стиля и вызвала фантастику. В конце Тынянов называет роман удачей, произведением, колеблющимся между утопией и Петербургом того времени.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Жизнь Единого Государства математически выверена, совершенна. В Едином Государстве все разумно, все учтено, все подчинено одной цели.

Какова модель этого общества?

(Наверху - Благодетель - глава государства, Бюро Хранителей - полицейская система, Часовая Скрижаль - «сердце и пульс Единого Государства», Зеленая Стена - нерушимая граница; есть и искусство, и наука, предусмотрены и «личные часы». Но музыка выпускается на Музыкальном Заводе («механический марш»), литература производится в Институте Государственных Поэтов и Писателей, журналистика подменяется Государственной Газетой, наука - Единой Государственной Наукой (Запись 12-я). «Сексуальное право» заменяет любовь: «всякий из нумеров имеет право - как на сексуальный продукт - на любой нумер». Дети растут на детско-воспитательном Заводе.

Единое Государство подчиняет себе все; все предусматривает и оставляет под своим контролем то, что полезно, разумно. Остальное беспощадно уничтожается: «Я лично не вижу в цветах ничего красивого - как и во всем, что принадлежит к дикому миру, давно загнанному за Зеленую Стену. Красиво только разумное и полезное: машины, сапоги, формулы, пища и проч.» (Запись 9-я). «Нет счастливее цифр, живущих по стройным вечным законам таблицы умножения. Ни колебаний, ни заблуждений. Истина - одна, и истинный путь - один; и эта истина - дважды два, и этот истинный путь - четыре». (Запись 12-я).)

В чем заключается заветная мечта главного героя романа, Д-503?

(Заветная мечта Д-503 - «проинтегрировать грандиозное вселенское уравнение», «разогнуть дикую кривую», потому что линия Единого Государства - это прямая - мудрейшая из линий».

Формула счастья математически точна: «Государство (гуманность) запрещало убить насмерть одного и не запрещало убивать миллионы наполовину. Убить одного, т. е. уменьшить сумму человеческих жизней на 50 лет, - это преступно, а уменьшить сумму на 50 миллионов лет - это не преступно. Ну, разве не смешно?» (Запись 3-я).)

Комментарий учителя:

Вспомним Достоевского, «Преступление и наказание», разговор офицера со студентом: одна ничтожная старуха - и тысячи молодых жизней: «Да тут арифметика!». Анонимный персонаж «Записок из подполья» Достоевского восстает против математики, унижающей его человеческое достоинство и лишающей его своей воли: «Эх, господа, какая уж тут своя воля будет, когда дело доходит до таблички и до арифметики, когда будет одно только дважды два четыре в ходу? Дважды два и без моей воли четыре будет. Такая ли своя воля бывает!»

Каково место человека, личности в таком государстве? Как ведет себя Человек?

(Человек в Едином Государстве - лишь винтик отлаженного механизма. Идеал жизненного поведения - «разумная механистичность», все выходящее за ее пределы - «дикая фантазия», а «припадки «вдохновения» - неизвестная форма эпилепсии». Самая болезненная из фантазий - свобода. Понятие свободы извращено, вывернуто наизнанку: «Откуда было взяться государственной логике, когда люди жили в состоянии свободы, т. е. зверей, обезьян, стада» (Запись 3-я).)

В чем видится «корень зла», препятствующего всеобщему счастью?

(«Корень зла» - в способности человека на фантазию, то есть свободную мысль. Этот корень надо выдернуть - и проблемы решены. Совершается Великая Операция по прижиганию центра фантазии (Запись 40-я): «Никакого бреда, никаких нелепых метафор, никаких чувств: только факты». Душа - это «болезнь».)

Действительно ли человек в Едином Государстве счастлив?

(Обсуждение.)

Что в романе противопоставляется духовности, гуманности?

(Духовности, гуманности оказывается парадоксально противопоставленной наука. Система научной этики основана «на вычитании, сложении, делении, умножении»; «Единая Государственная наука ошибаться не может» (Запись 3-я).

Герой Замятина, Д-503, математик, боготворящий «квадратную гармонию», проходит путь от абсолютной уверенности в правильности «мудрейшей из линий» через сомнения к вере в торжество «разума»: «Разум должен победить». Правда, эта заключительная фраза романа записана после Великой Операции над его мозгом, прижигания «жалкого мозгового узелка», отвечающего за фантазию (что и делало его человеком).)

Насколько актуальна проблема ответственности науки в наше время?

(Проблема ответственности науки и людей науки перед обществом, отдельным человеком остро встала уже в середине ХX века. Вспомним хотя бы экологические проблемы, проблему использования атомной энергии (и академика Сахарова), проблему клонирования.

Государство вмешивается в строение личности, вход ее творческой деятельности, подчиняет себе эмоциональную сферу. «Я» перестает существовать как таковое - оно становится лишь органической клеточкой «мы», составляющей, толпы.)

Что противостоит обезличиванию человека в романе?

(Любовь. Непризнаваемая Д-503, неосознанная им любовь к I-330, постепенно пробуждает личность героя, его «я». Любовь к нему О-90 дает надежду на будущее - ребенок О-90 и Д-503 оказывается за Зеленой Стеной и вырастет свободным.)

Каков, по-вашему, смысл названия романа Замятина?

(В названии романа отражена главная проблема, волнующая Замятина, что будет с человеком и человечеством, если его насильно загонять в «счастливое будущее». «Мы» можно понимать как «я» и «другие». А можно как безликое, сплошное, однородное нечто: масса, толпа, стадо.

Вопрос «что такое мы?» переходит из записи в запись: «мы так одинаковы» (Запись 1-я), «мы - счастливейшее среднее арифметическое» (Запись 8-я), «мы победим» (Запись 40-я). Индивидуальное сознание героя растворяется в «коллективном разуме» масс.)


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13

«Личность и государство» в произведение Замятина «Мы».
Роман Замятина «Мы» написан в 1921 году, в сложное для
нашей страны время. Россия прощается со «старым миром»
и строит «новую жизнь». Роман впервые публикуется в
нашей стране в 1988 году в журнале «Знамя».
Замятин в своей антиутопии «Мы» рисует будущее
мрачными красками. Описывая общество, где поклонение
всему техническому и математическому доведено до
абсурда, он стремится предупредить людей о том, что
технический прогресс без соответствующих нравственных
законов может принести страшный вред. В его Едином
Государстве, несмотря на высокий уровень развития
науки и техники, искажены общечеловеческие понятия о
добре и зле, отрицается творческое начало в человеке,
ценность человеческой личности автор показывает нам
государство, представляющее собой огромный слаженный
механизм, который работает в точном соответствии в
расписанием, запрограммированным Скрижиталью. Автор
показывает читателям не государство, в которое состоит
из личностей, а государство, где человек лишь только
часть государства. Люди в этом обществе – это мелкие
винтики, на которых держится вся конструкция Единого
Государства. Все эти «винтики» лишены
человеческого «Я», и это автор подчеркивает тем, что
не дает героям своего романа имена. Вместо имен он дал
им «нумера». В этом романе, по-моему, одна из главных
проблем это обезличивание, обездушивание, омашинивание
людей. В романе личность ничего не значит. «Я» просто
не существует. «Я» превратилось в «Мы», здесь каждый
человек «не один», а «один из». Сравнить «Я» и «Мы»
можно на примере весов. Две чаши весов: на одной
грамм – «Я», на другой тонна – «Мы», Единое
Государство. Грамм не может уравновесить тонну, из
этого следует, что тонне – права, грамму –
обязанности. Четкое расписание до мельчайших
подробностей, при котором забывалось и не ощущалось
собственное «Я». Главная черта Единого Государства это
отсутствие собственной свободы, собственного «Я». Был
создан механизм, состоящий из тысяч винтиков «Я». «Мы
идем – одно миллионоголовое тело, и в каждом из нас –
та смиренная радость, какою, вероятно, живут молекулы,
атомы, фагоциты. «Мы»- от Бога, а «Я»- от дьявола».
Замятин показал ужасную ситуацию, когда отношение к
человеку как к «одному из» вызывает обесценивание
человеческой жизни. Нужно вспомнить эпизод, в котором
гибнут люди при испытании «Интеграла». Отношение
строителей «Интеграла» к погибшем людям: чего беречь
кого-то одного, когда он такой же, как все, и легко
заменяется другим. Обезличивание людей привело к тому,
что все жители Единого Государства похожи друг на
друга. Похожи на столько, что они думают одинаково.
Замятин изображает в своем романе государство, в
котором решены все проблемы. Здесь все сыты, одеты, у
каждого есть свое жилье, все имеют работу. Покорены и
подчинены человеку все природные стихии. К тому же
государство освободило человека от необходимости
принимать решения, делать выбор, тем самым сняв с него
тяжелейшую ношу человеческого существования. Но людям
пришлось заплатить за «стопроцентное счастье». За
это «счастье» им пришлось оплатить утратой личности,
отказом от отцовства и материнства, потерей культуры,
изгнанием за пределы города, за стену живой природы, а
главное – несвободой. Тотальная тирания стремится
подавить и раздавить личность, но, с другой стороны,
обезличивание, стремление к уравнительности в
потреблении, боязнь принимать на себя ответственность
за выбор, ненависть к ярким проявлениям человеческой
индивидуальности, нетерпимость к инакомыслию,
конформизм создают питательную почву для проявления
всякого рода Благодетелей. В этом тоталитарном
государстве не привыкли считаться с мнением каждого,
здесь правит Благодетель. Счастье здесь
считают «приятно-полезной формулой». Блаженство и
зависть для жителей Единого Государства – «числитель и
знаменатель дроби, именуемой счастьем». Тотальные
слежки, пытки, казни – необходимые атрибуты Единого
Государства. Можно провести параллель с тем, что
происходило в России. После революции семнадцатого
года Ленин хотел построить государство, в котором не
было бы ни бедных, ни богатых. Для достижения этой
цели руководство страны прибегла к пыткам, слежкам,
ссылкам. Но никакие деформации не смогли уничтожить
живую душу народа, убить в ней стремление к свободе,
полноте человеческого бытия. Одно из свидетельств
того – наша литература, хранительница нравственного
ненофонда народа, его упований, его совести.

Считается, что роман Евгения Замятина «Мы» есть явным примером литературного течения «антиутопия», однако можно с легкостью сказать, что именно это творение повлияло на дальнейшее развитее жанра, а не наоборот. Такие писатели как Оурел и Хаскли, которые в мировом масштабе более известны, чем Замятин, сами признавались, что именно роман «Мы» дал основной толчок к их творчеству.

«Мы» описывает гипотетические события ХХХ века в идеальном математическом будущем. Автор здесь проводит аналогию того же будущего недавно созданного коммунистического общества, хотя и непрямо. С этого исходит, что роман долгое время в Советском Союзе был запрещен. Можно утверждать, что все произведение построено на изображении утопии, она заходит абсурдно далеко. С этого исходит название самого жанра – антиутопия, как возражение и протест утопии, которые проявляются в тяге к естественному, свободе и противостоянии силы природы силам разума.

По сюжету творчество и свобода в Едином государстве очень ограничены. Все люди живут в комнатах со стеклянными стенами, называются нумерами, таким образом, вместо имен пользуются порядочными номерами и буквами; все они живут и работают за одинаковым расписанием Скрижали времени, носят одинаковую одежду, которая отличается только по цвету относительно пола. Жители государства решили вопрос секса, в половом отношении каждому доступны все и наоборот всем доступен каждый. Надо только записаться в очередь и получить розовый талон, позволяющий на час зайти в комнату и закрыть шторами стеклянные стены. Территория данной страны-города огорожена зеленой стеной, это значит, что никто не может покинуть ее пределы. Возглавляет страну Благодетель, который избирается на фиктивных выборах. Доступ к нему жестко ограничен. Ему помогают надзиратели, которые все контролируют. Все расовые или культурные признаки в населения очень затерты, люди выглядят одинаково и ведут похожую жизнь. Интересы практически не выделяются, все верят в могущество страны и своим трудом пытаются вносить вклад в ее развитие.

Однако это только внешняя оболочка тех раскладов, которые присутствуют в Едином государстве. В романе присутствует дуализм взглядов и ощущений по отношению к понятиям свободы и творчества. Люди не полностью избавились от привычек, которые считают древними и ненужными. Однако общество борется с ними и вскоре надеется избавиться полностью. А избавиться с предложенной точки зрения означает освободиться. Именно в таковом формате обществом рассматривается понятие свободы. Быть свободным – это не отвлекаться на мелочи, тормозящие идеальную работу Единого государства. Так, одной из болезней, которые считаются очень сложными, есть образование души. Общество также борется с этим явлением всеми средствами ради свободы и здоровья всей нации. Люди с душой очень заразные и их надо извлекать.

Для того чтобы перейти ко второй точки зрения относительно понятия свободы, надо рассмотреть героев романа, поскольку этот угол здесь более субъективен. Практически все события описываются из жизни Д-503. Это инженер Интеграла – космического корабля, который Единое государство планирует запустить для познавания иных цивилизаций. Рассчитывается, что при контакте и другими людьми им будет навязан новый строй и порядок идеально развивающегося на Земле общества. Поэтому поступила государственная программа писать о том, как хорошо живется людям Единого государства. Д-503 как сознательный гражданин, решил начать вести дневник, в форме которого и пишется роман «Мы». Главный герой помещает сюда все: как то, что он понимает и видит, так и то, чего он никак не может понять. Начало дневника, как и романа, структурированное и в большей мере понятное. Однако далее Д-503 задает все больше сложных вопросов, ответы на которые не так просто найти даже самому читателю как относительно событий романа, так и при проведении аналогии с реальной жизнью. Деформируется при этом и понятие свободы, особенно тогда, когда главный герой встречает І-330. Сначала в своих мыслях он отвергает все древнее, то есть дикарское. Однако І показывает ему совсем другой мир. Она делилась своими мыслями, которые все же были дикарскими за старым шаблоном, но имели совсем другую трактовку. Словами І-330 Евгений Замятин делает новый вывод понятия свободы. Это жить так, как тебе хочется. И на самом деле есть множество способов быть свободными, но прежде всего это индивидуальный и здоровый рассудок. Все же Д-503 почувствовал и эту свободу. Может быть не в полной степени, но все же, ведь у него образовалась душа – неисцелимая болезнь Единого государства.

Также, анализируя роман, можно рассматривать понятие свободы и в других аспектах. Например, это любовь или же некоторые ее формы. Несмотря на то, что сексуальные отношения базировались на розовых талонах и часах закрытых штор, Д постоянно выбирал себе для этого О-90 – пышнотелую и розовощекую невысокую девушку, которая, соответственно, постоянно занимала время для него. Иногда на О-90 заказывал талон R-13, но он был хорошим другом для Д-503, главный герой называл их своей семьей. То, что у Д и О была любовь, подтверждает тот факт, что она в неположенное время забеременела от него, что могло означать смерть. Также Д-503, сначала того не понимая, полюбил І-330. Он начал встречался с ней в неположенное время и ездил в запретные места. Любовь в жизни – это всегда свобода. В романе Замятина «Мы» она тоже сыграла свою роль, когда герои использовались ею как ключом ощущения и понимания освобождения от жесткой рутины и регламентации поведения каждого человека.

Наиболее хорошо в романе свободу понимали дикари-революционеры из самозваной организации Мефи, к которой принадлежала І-330 и куда несознательно чуть не вступил Д-503. Они попытались сорвать запуск Интеграла и уничтожить Единое государство, разрушив его границы, а также устрой. Что же, как не жажда свободы двигала этих людей?

Что касается темы творчества, то оно также присутствует в книге. Хотя автор о нем не так часто упоминает в прямом смысле, оно все же очень сильно ощущается. Центральным объектом творчества является дневник Д-503. Может быть, именно он подтолкнул его на множество вещей. Каждый ведь понимает, что написания практически любого текста структурирует мысли, а это уже творчество. Также известно, что друг Д R-13 был поэтом и писал стихи. Какими бы они не были примитивными и сухими, он их все равно их творил. Этому следует, что человек по своей природе существо творческое, потому данный фактор или же это черта характера, является одним из последних, которые уходят при убирании у человека всего человеческого. Даже в настолько тесных и регламентированных условиях человек пытается и продолжает творить. Творческим может быть не только род занятий, но и само поведение, как это было у I-330. Также стоит отметить, что Д-503 по профессии оставался гениальным инженером Интеграла, его творчество проявлялось как в выполняемых, так и в математических способностях. А в данном случае основные герои романа считаются отображением всего описанного Замятиным общества.

Интересно, подходя к концовке, далее провести такую мысль, что создание автором романа «Мы» само по себе есть одним из высших ступеней творчества, поскольку он сам сотворил целый мир, в который мы с головой погружаемся, читая произведение. На счет свободы, то Евгений Замятин, думаю, тоже почувствовал ее в полной мере, как при написании книги, так и после ее издания. На роман ведь распространился запрет публикации.