Трудовые колонии для несовершеннолетних по А.С. Макаренко

Все слышали знаменитые строки "Мы разжигаем пожар мировой - церкви и тюрьмы сравняем с землёй!" начала двадцатых годов.
Все у нас помнят как рушили некоторые церкви и постоянно говорят об этом.


Но а что же до тюрем?


Работа отряда колонистов на буртах. (1921 г.)



Дорога от колонии им.М.Горького на Полтаву



Отряд по заготовке топлива. На первой повозке Антон Братченко.
На заднем плане второй справа Семён Карабанов.



Вид на главный дом второй колонии им.М.Горького.



В походе. Караул у знамени колонии им.М.Горького.



Двор второй колонии (бывш.имение Трепке). У дерева колонистка Настя Ночевная.



Устройство ковровой клумбы. Стоит педагог З.И.Буцай.



Праздник первого снопа (1925 г.)





"Завоевание Куряжа".
Плотник Боровой (второй справа) с группой воспитанников колонии им.М.Горького - бывших куряжан (лето 1925 г.)



Группа колонистов и сотрудников колонии (1926 г.)



Балкон корпуса спален мальчиков.



"Дежурство по колонии". Дежурный сигналист Ваня Шелапутин, педагог И.Д.Киргизов, дежурный член санитарной комиссии (ДЧСК) Оля Ланова, дежурный командир Перец (слева направо).



Вид двора колонии им.М.Горького (1927-1928 гг.)



Цветники (1927 г.). Слева видна часть центрального здания, в котором находились кабинет А.С.Макаренко, столовая и клуб. Справа - паперть, где ночевал отряд колонистов после переезда в Куряж.



Колонисты на баштане. На заднем плане сельскохозяйственные постройки колонии.



Постройка свинарни (май 1927 г.)



Игра в крокет. Слева - два окна квартиры, в которой жил А.С.Макаренко.



Связисты колонии - Володя Зорень (слева) и Ваня Зайченко (1927 г.)



Группа колонистов-горьковцев - бывших куряжан. Справа здание школы колонии им.М.Горького.



Вольные движения.



Сигналисты.



Группа колонистов-горьковцев в строю (1927-1928 гг.)



Салют знамени. Поход колонии им.М.Горького в Харьков. А.С.Макаренко впереди знаменной бригады, следующей к правому флангу.



Первый трактор в колонии им.М.Горького (1927 г.)



Уголок сельскохозяйственной выставки в колонии.



А.М.Горький и А.С.Макаренко с группой воспитанников колонии (Куряж, 1928 г.)



Алексей Максимович Горький в колонии (Куряж, 1928 г.)



Колония им.М.Горького в походном марше (1928 г.)

Мои горьковцы тоже выросли, разбежались по всему советскому свету, для меня сейчас трудно их собрать даже в воображении.
А.С.Макаренко.

А.С.Макаренко был основателем трудовой колонии имени М.Горького и работал в ней с 1920 по 1928 год. До 15 мая 1926 года колония располагалась недалеко от Полтавы, в Трибах и Ковалевке, а с середины мая она переезжает в Куряж, под Харьковом. Поэтому воспитанники, которые жили только в Куряже, часто называют себя куряжцами, а 120 колонистов, приехавших из Ковалевки, любили называть себя колонистами-горьковцами. Но так называемое «завоевание Куряжа» привело к быстрому образованию единого коллектива. В конце 1927 года Антон Семенович принял по совместительству руководство коммуной имени Ф. Дзержинского, куда было переведено 60 колонистов-горьковцев, составивших ядро коммуны.
А.С.Макаренко в «Педагогической поэме» писал: «Не столько моральные убеждения и гнев, сколько вот эта интересная и настоящая деловая борьба дала первые ростки хорошего коллективного тона. По вечерам мы и спорили, и смеялись, и фантазировали на темы о наших похождениях, роднились в отдельных ухватистых случаях, сбивались в единое целое, чему имя – колония Горького».
Незабываемой для всех колонистов осталась в памяти встреча с Максимом Горьким – их другом, шефом и учителем, подарившим каждому частицу своего сердца.
Перед А.С.Макаренко встала задача создать из воспитанников крепкий трудоспособный коллектив, который сам стал бы воспитующей силой. А.С.Макаренко пришел к выводу, что коллектив можно создать лишь на основе общественно-полезного производительного труда в процессе которого должны формироваться новые общественные отношения.
Воспитательную работу в колонии Антон Семенович начал с организации актива. Шаг за шагом, привлекая колонистов к общественно полезному труду, ставя задачи перед коллективом в целом и отдельными его членами, завоевывая авторитет и уважение личным примером, он создавал коллектив. Колонисты работали на полях и в саду, охраняли дорогу от грабителей, государственный лес от порубок. Практические действия приносили ощутимые результаты в нравственном оздоровлении и воспитании бывших беспризорников.
С первых дней в колонии была создана библиотека, укомплектованная Антоном Семеновичем. Любовь колонистов к чтению, а также вечерние коллективные чтения имели большой воспитательный эффект. Особенной любовью пользовались произведения А.М.Горького «Детство», «В людях», «Мои университеты».
В колонии было несколько отрядов, во главе каждого из них стояли командиры, составлявшие совет командиров. На него Макаренко опирался во всей воспитательной работе, в организации трудовой деятельности колонистов. Совет командиров обсуждал и решал вопросы организации быта и учебного процесса, культурно-просветительной работы, ведения хозяйства колонии, приема новых членов и другие.
Успехи колонии в воспитательной работе были высоко отмечены Наркомпросом Украины: в честь пятилетия со дня основания колонии, А.С.Макаренко присвоили звание «Красный герой труда», а сотрудников наградили ценными подарками.
1926 год колония встретила значительными успехами. Окрепло хозяйство, с полей получили хороший урожай хлеба. К тому времени в колонии были животноводческая ферма, сад, мастерские. Все больше внимания уделялось учебе. А.С.Макаренко заботился о получении воспитанниками прочных знаний, считая, что это определяет путь человека в жизни. Окреп и коллектив воспитателей. К тому времени он уже мог решать любые задачи, требовавшие организованности, крепкой дисциплины. Это особенно было важно перед переездом в Куряжскую колонию, где в помещениях бывшего монастыря жили 400 детей.
Гармонию индивидуальных и коллективных чувств можно наблюдать в ситуации, возникшей в колонии перед «завоеванием Куряжа». Колонисты чувствовали необходимость всё отдать коллективу. И это совсем не было жертвой. Отвечая на сомнения воспитанника Марка Шейнгауза, который боялся, что хорошая жизнь горьковцев может стать плохой в Куряже, Антон Семенович сказал: «Зато они идут на борьбу. Это, Марк, большое счастье, когда можно идти на борьбу за лучшую жизнь».
А.М.Горький интересовался жизнью колонии, переписывался с А.С.Макаренко, воспитанниками, высоко оценивая результаты их труда. Уже в первый год существования колонии, в 1921 году, ей было присвоено имя А.М.Горького. Имя «горьковец» приобрело для колонистов большое значение. Макаренко говорил, что их поддерживала и помогала им горьковская вера в человека. Только опираясь на лучшее в человеке, можно сделать его красивее и выше.
Воспитанники колонии имени М.Горького понимали, что жизнь созданного Антоном Семеновичем коллектива была нацелена на формирование нового человека, черты которого мы зримо ощущаем в делах выпускников этого коллектива. На каких бы постах они ни трудились, везде утверждали дух оптимизма, гуманизма, товарищества, уверенности в свои силы и в завтрашний день. Через доверие и уважение, соединенные с требованием, А.С.Макаренко воспитал у них готовность к труду и обороне.
Выдающийся педагог требовал такого отношения к труду, когда он становится органической необходимостью. Дальнейшие судьбы воспитанников доказали великую силу производительного труда, соединенного с умственным, нравственным, физическим и эстетическим воспитанием. По выражению А.С.Макаренко, в колонии и коммуне половина дел выполнялась с улыбкой. Дух хорошего настроения и чувство ответственности воспитанники сохраняли постоянно.

Эта книга описывает не только изменения мозга, происходящие с возрастом, но и способы, с помощью которых вы можете их предотвратить. В конце концов, возраст – просто выдумка скучных людей! А когда речь заходит о годах, оставленных за плечами, физический и умственный износ менее разрушителен, чем нежелание самого человека восстановить свои потери. Ослабление умственных способностей со временем не является неизбежным следствием прожитых лет. А если вы последуете советам из этой книги, ваш мозг останется пластичным, бодрым и готовым к восприятию нового в любом возрасте.

Из этой книги вы узнаете:
Как общение с другими людьми влияет на ваш мозг
Почему те, кому «за», счастливее молодых
Какие мысли позволят вам управлять уровнем стресса
Какие существуют виды памяти и как их тренировать
Как изменяется с возрастом стратегия решения проблем
Почему избыток сна так же плох, как его недостаток
Насколько наше долголетие зависит от генов

Об авторе
Джон Медина - крупный ученый-нейробиолог, автор нескольких бестселлеров, в том числе знаменитой книги «Правила развития мозга вашего ребенка», директор двух институтов по исследованию мозга: Центра прикладных и обучающих исследований мозга при Тихоокеанском университете в Сиэтле и исследовательского института Таларис.

519 руб


Логопедическая грамматика для малышей. Для детей 2-4 лет

В задачу логопеда, работающего с детьми дошкольного возраста, входит формирование не только правильного звукопроизношения, но и грамматически правильной речи, расширение словаря и развитие логики мышления, расширение кругозора.
Книга известного логопеда О.А.Новиковской включает большое количество грамматических игр для малышей, которые помогут в этом логопеду.

182 руб


Запомнить все. Усвоение знаний без скуки и зубрежки

Цитата
"Речь в книге идет об эффективных методах обучения и освоения навыков, а это процесс, в котором умение вникать в суть гораздо важнее механической памяти. Именно поэтому книга будет очень полезна тем, кто хочет быть эффективным в эпоху информационного взрыва."

Максим Поташев, магистр телеигры "Что? Где? Когда?"


О чем книга
"Повторение - мать учения!" Все мы знаем эту простую истину с детства. Чем больше зубришь и чаще повторяешь, тем лучше запоминаешь. Но вот сможем ли мы вспомнить эти знания спустя какое-то время и воспользоваться ими в самый неожиданный момент на практике? Ответ - нет! Авторы этой книги провели глобальное исследование в области когнитивной психологии и выяснили, что все те методы запоминания, к которым мы привыкли, поверхностны и недолговечны. Почему интенсивные курсы изучения одного предмета неэффективны? Почему важно преодолевать трудности в процессе получения новой информации? Что такое припоминание и почему оно гораздо эффективнее заучивания? Почему перескакивание с одной темы на другую полезно для долгосрочного запоминания? Как быстро проверить свой прогресс и выявить пробелы в знаниях? Эта книга не только для педагогов и учащихся. Она будет полезна всем, кто хочет эффективно усваивать новые знания и использовать их на практике.

Почему книга достойна прочтения

  • Данное издание перевернет ваши представления о том, как работает наша память;
  • в книге описаны эффективные методы запоминания, которые дают возможность использовать полученные знания на практике спустя длительное время;
  • авторы подробно знакомят читателя с такими приемами, как интерливинг, припоминание, самоконтроль, интервальное и вариативное обучение и др.;
  • в книге рассказывается можно ли повысить свой IQ и как тренировать свой мозг.

    Ключевые понятия
    Обучение, запоминание, память, мозг, припоминание, эффективность, знание, заучивание, тестирование.

    Цитата:
    "Как мы запоминаем? Как правило, фокусируя усилия на запоминаемом, концентрируя волю и повторяя, повторяя, повторяя… Именно такой способ усвоения знаний и отрицают авторы книги "Запомнить всё".
    Питер Браун, Генри Рёдигер, Марк Макдэниэл написали замечательную книгу, изложив в доступной форме новейшие методики запоминания без скуки и зубрежки. Почему эффективен механизм припоминания и полезны тесты? Что такое перемежающееся обучение и как тренировать свой мозг? В книге вы найдете конкретные рекомендации для тех, кто учится всю жизнь, то есть для нас с вами."

    Марк Кукушкин, старший партнер Best T&D и "Тренинг-Бутик", руководитель проектов ОТУМКа и Практики Развития, доцент ВШЭ

  • 453 руб


    Терапевтические сказки в коррекционной работе с детьми

    В книге представлены терапевтические сказки для организации коррекционной работы с детьми, имеющими те или иные нарушения психологического здоровья или другие психологические трудности - в общении, адаптации к школе. Представлена типология нарушений психологического здоровья, а также методика работы со сказками.

    Книга рассчитана на педагогов, психологов и родителей детей дошкольного и младшего школьного возраста.

    186 руб


    Логопедическая грамматика для малышей. Пособие для занятий с детьми 4-6 лет

    Предлагаемое пособие позволяет познакомить ребенка дошкольного возраста с грамматическими формами русского языка. Эта книга по сути является первым учебником по родному языку. Она дает возможность логопеду, воспитателю, родителям проводить занятия с детьми в игровой форме.
    Книга известного логопеда О.А.Новиковской включает большое количество грам­матических игр для детей 4-6 лет.

    225 руб


    Домашний логопед

    Заботливые мамы малышей с нетерпением ждут первых слов своих деток. Но первая радость от общения очень скоро сменяется тревогой и переживаниями - а скоро ли мой ребенок будет говорить правильно? Научить ребенка произносить все звуки родного языка - очень важно. Четкое и внятное произношение показывает, что ребенок правильно понимает то, что ему говорят, находит общий язык со сверстниками и взрослыми, успешно овладевает грамотой. Плохо говорящие дети постепенно начинают осознавать свой недостаток, становятся замкнутыми и застенчивыми. В этой книге вы найдете эффективную программу самостоятельных занятий родителей с ребенком - задания и упражнения по звукопроизношению. Игры и загадки, скороговорки и небольшие стихи с яркими рисунками - вы непременно научите ребенка произносить звуки и слова правильно!

    689 руб


    Практический тренажер по развитию. Выпуск 3

    "Практический тренажёр..." предназначен для занятий с дошкольниками 5-7 лет, в том числе для детей с ОНР, и рекомендуется для коррекции и развития психических процессов (речи, внимания, мышления, памяти, восприятия). Тренировочно-игровые задания подобраны с учётом лексических тем, изучаемых в ДОУ в соответствии с рекомендациями программы и требованиями ФГОС ДО. Выполнение заданий поможет детям в игровой форме развить необходимые навыки и подготовиться к обучению в школе.

    121 руб


    Идёт работа. Стратегии работы с поведением. Учебный план интенсивной поведенческой терапии при аутизме

    Прикладной поведенческий анализ, или АВА-терапия, успешно используется для улучшения жизни людей с аутизмом. Аккуратное и систематическое применение поведенческих принципов способно эффективно развить значимые виды поведения - познавательные способности, речь, социальное взаимодействие, адаптивные навыки и практические умения. Кроме того, используя эти принципы, поведенческие аналитики успешно снижают проблемное поведение, которое либо опасно, либо мешает человеку полноценно участвовать в жизни семьи и общества.
    Предлагаемое вам руководство разработано и написано руководителями международной компании Autism Partnership, одной из старейших научных и экспериментальных групп, внедривших АВА для модификации поведения детей и подростков с аутизмом и создания учебных программ для их развития.
    Первая часть книги посвящена построению интенсивной поведенческой терапии, с предложением программ по преодолению неприемлемого поведения: истерик, аутостимуляций, проблем сна, нарушений пищевого поведения, гигиенических проблем, а также с описанием принципов и примеров обучения игре и социальным навыкам.
    Во второй части содержится описание метода обучения отдельными блоками (DTT) и 57 учебных программ с примерами, начиная от построения сотрудничества и невербальной имитации и до обучения гигиеническим навыкам, навыкам самопомощи и начальным академическим навыкам.

    Рекомендуем для специалистов, занимающихся обучением детей с РАС, супервизоров, АВА-терапевтов, родителей и студентов дефектологических, психологических и педагогических факультетов.
    Все программы адаптированы для обучения на русском языке.

    Выбирая Вас своим шефом, мы руководствовались не простым желанием носить имя известного всему миру лица, а какой-то глубокой родственностью между Вами и нами.
    Эту родственность мы видим и чувствуем не только в том, что и Ваше детство подобно детству наших ребят, и не только в том, что многие типы в Ваших произведениях - это наши типы, но больше всего в том, что Ваша исключительная вера в человека, нечто единственное во всей мировой литературе, помогает и нам верит в него.
    Из письма А.Макаренко - М.Горькому.

    Мои горьковцы тоже выросли, разбежались по всему советскому свету, для меня сейчас трудно их собрать даже в воображении.
    А.С.Макаренко.

    А.С.Макаренко был основателем трудовой колонии имени М.Горького и работал в ней с 1920 по 1928 год. До 15 мая 1926 года колония располагалась недалеко от Полтавы, в Трибах и Ковалёвке, а с середины мая она переезжает в Куряж, под Харьковом. Поэтому воспитанники, которые жили только в Куряже, часто называли себя куряжцами, а 120 колонистов, приехавших из Ковалевки, любили называть себя колонистами-горьковцами. Но так называемое «завоевание Куряжа» привело к быстрому образованию единого коллектива. В конце 1927 года Антон Семёнович принял по совместительству руководство коммуной имени Ф.Дзержинского, куда было переведено 60 колонистов-горьковцев, составивших ядро коммуны.
    А.С.Макаренко в «Педагогической поэме» писал: «Не столько моральные убеждения и гнев, сколько вот эта интересная и настоящая деловая борьба дала первые ростки хорошего коллективного тона. По вечерам мы и спорили, и смеялись, и фантазировали на темы о наших похождениях, роднились в отдельных ухватистых случаях, сбивались в единое целое, чему имя – колония Горького».
    Незабываемой для всех колонистов осталась в памяти встреча с Максимом Горьким – их другом, шефом и учителем, подарившим каждому частицу своего сердца.
    Перед А.С.Макаренко встала задача создать из воспитанников крепкий трудоспособный коллектив, который сам стал бы воспитующей силой. А.С.Макаренко пришел к выводу, что коллектив можно создать лишь на основе общественно-полезного производительного труда в процессе которого должны формироваться новые общественные отношения.
    Воспитательную работу в колонии Антон Семенович начал с организации актива. Шаг за шагом, привлекая колонистов к общественно полезному труду, ставя задачи перед коллективом в целом и отдельными его членами, завоевывая авторитет и уважение личным примером, он создавал коллектив. Колонисты работали на полях и в саду, охраняли дорогу от грабителей, государственный лес от порубок. Практические действия приносили ощутимые результаты в нравственном оздоровлении и воспитании бывших беспризорников.
    С первых дней в колонии была создана библиотека, укомплектованная Антоном Семёновичем. Любовь колонистов к чтению, а также вечерние коллективные чтения имели большой воспитательный эффект. Особенной любовью пользовались произведения А.М.Горького «Детство», «В людях», «Мои университеты».
    В колонии было несколько отрядов, во главе каждого из них стояли командиры, составлявшие Совет командиров. На него Макаренко опирался во всей воспитательной работе, в организации трудовой деятельности колонистов. Совет командиров обсуждал и решал вопросы организации быта и учебного процесса, культурно-просветительной работы, ведения хозяйства колонии, приёма новых членов и другие.
    Успехи колонии в воспитательной работе были высоко отмечены Наркомпросом Украины: в честь пятилетия со дня основания колонии А.С.Макаренко присвоили звание «Красный герой труда», а сотрудников наградили ценными подарками.
    1926 год колония встретила значительными успехами. Окрепло хозяйство, с полей получили хороший урожай хлеба. К тому времени в колонии были животноводческая ферма, сад, мастерские. Всё больше внимания уделялось учёбе. А.С.Макаренко заботился о получении воспитанниками прочных знаний, считая, что это определяет путь человека в жизни. Окреп и коллектив воспитателей. К тому времени он уже мог решать любые задачи, требовавшие организованности, крепкой дисциплины. Это особенно было важно перед переездом в Куряжскую колонию, где в помещениях бывшего монастыря жили 400 детей.
    Гармонию индивидуальных и коллективных чувств можно наблюдать в ситуации, возникшей в колонии перед «завоеванием Куряжа». Колонисты чувствовали необходимость всё отдать коллективу. И это совсем не было жертвой. Отвечая на сомнения воспитанника Марка Шейнгауза, который боялся, что хорошая жизнь горьковцев может стать плохой в Куряже, Антон Семенович сказал: «Зато они идут на борьбу. Это, Марк, большое счастье, когда можно идти на борьбу за лучшую жизнь».
    А.М.Горький интересовался жизнью колонии, переписывался с А.С.Макаренко, воспитанниками, высоко оценивая результаты их труда. Уже в первый год существования колонии, в 1921 году, ей было присвоено имя А.М.Горького. Имя «горьковец» приобрело для колонистов большое значение. Макаренко говорил, что их поддерживала и помогала им горьковская вера в человека. Только опираясь на лучшее в человеке, можно сделать его красивее и выше.
    Воспитанники колонии имени М.Горького понимали, что жизнь созданного Антоном Семеновичем коллектива была нацелена на формирование нового человека, черты которого мы зримо ощущаем в делах выпускников этого коллектива. На каких бы постах они ни трудились, везде утверждали дух оптимизма, гуманизма, товарищества, уверенности в свои силы и в завтрашний день. Через доверие и уважение, соединенные с требованием, А.С.Макаренко воспитал у них готовность к труду и обороне.
    Выдающийся педагог требовал такого отношения к труду, когда он становится органической необходимостью. Дальнейшие судьбы воспитанников доказали великую силу производительного труда, соединенного с умственным, нравственным, физическим и эстетическим воспитанием. По выражению А.С.Макаренко, в колонии и коммуне половина дел выполнялась с улыбкой. Дух хорошего настроения и чувство ответственности воспитанники сохраняли постоянно.

    воспитат. учреждение для несовершеннолетних правонарушителей на терр. УССР (1920-36). Организована как колония для дефективных детей Полтавским губ-наробразом (в местечке Трепке, 1920-24, и быв. имении братьев Трепке в с. Ко-валевка, 1924-26). Первый рук. колонии - А. С. Макаренко (до 1928). С 1921 по инициативе Макаренко и его воспитанников колония носила имя М. Горького. В 1923-26 была опытно-шказат. учреждением Наркомпроса УССР, в 1926 переведена в Куряж (под Харьковом). Воспитанниками колонии были дети с негативным социальным опытом. Макаренко отверг отношение к ним как к личностям «морально дефективным», подчеркивая, что в этих случаях ненормальными являются не дети, а отношения между формирующейся личностью и обществом.

    Деятельность колонии строилась на принципах соединения обучения с производит, трудом (в мастерских, с. х-ве) и самообслуживания. Использовались новейшие достижения в области агрохим. науки и животноводства. Х-во было рентабельным и перешло на хозрасчет. Труд рассматривался как пед. фактор, пед. задачи преобладали над узкохозяйственными. Воспитат. деятельность основывалась на началах строгой организованности внутр. отношений, дисциплины, сочетании уважения с доверием к колонистам, на развитии положит. черт их характеров. На опыте работы в колонии Макаренко создал осн. положения теории дет. коллектива, использовал новые формы организации его жизни. В колонии имелась своя конституция (не опубл.), т.е. практически выработанные принципы и правила, обязательные для всех - воспитанников и воспитателей. Колонисты были организованы в постоянные разновозрастные отряды с советом командиров отрядов, наделенным полномочиями высшего хоз. органа. Действовала система сводных отрядов, общее собрание. Случаи особых проступков колонистов разбирал товарищеский суд.

    Воспитат. работа в колонии охватывала все стороны жизни детей. Создавались свои традиции, торжественно отмечались праздники. Воспитанники участвовали в играх, спектаклях, шарадах, занимались в кружках, оркестре. Действовала библиотека. Особое внимание отводилось эстетике среды, внеш. виду колонистов.

    Столько впечатлений, даже не знаю с чего начать. Наверное, начну с совета: лучше всего приехать в музей сразу после прочтения «Педагогической поэмы» (интереснейшая книжка, читается на одном дыхании). Тогда эффект от осмотра экспозиции будет в разы сильнее. Ну или, как минимум, слова «имение Трепке» и «колония им. Горького» не будут пустым звуком. А если кто приедет не прочитав, наверняка захочет сделать это после. Как в моем случае: я прочел «Педагогическую поэму» как раз находясь под впечатлением от музея.

    Посещение белопольского такого эффекта не дает. Там рассказывают в основном о жизни самого Макаренко, а здесь, в Ковалевке, больше нажимают на организацию воспитательного процесса. Тема особенно актуальна для тех, у кого есть дети.

    Обязательно нужно взять экскурсию (стоит всего 20 грн./2,5$). Продолжительность экскурсии почти два часа, но за это время мне ни минуты не было скучно. Наоборот, тема оказалась настолько заразной, что я на несколько недель нырнул в нее с головой. Читал и произведения самого Макаренко, и написанное другими о нем. Скажу честно, после всего прочитанного проникся глубоким уважением к этому человеку.