Томас гейнсборо картины и их описание. Неожиданный томас гейнсборо

Томас Гейнсборо. Автопортрет. 1759 г.

Англия XVIII века прославилась выдающимся графиком, портретистом и пейзажистом – Томасом Гейнсборо, ставшим одним из наиболее ярких художников, увековечивших живопись и направление рококо в искусстве тогдашней Англии.


Дата рождения живописца не известна доподлинно, но крещен он был в мае 1727 года. Его семья была рабочей, отец Джон зарабатывал продажей сукна, а мать Сюзанна, вероятно, занималась домашним хозяйством. Талант мальчика Томаса проявился еще в детстве. Не смотря на многочисленность семейства, а было в семье отца Гейнсборо девять детей, среди которых юный художник был младшим сыном, Томас был отдан в столичную школу, где обучался живописи. На тот момент ему было 13 лет, но свое существование мальчик обеспечивал самостоятельно.


Жизнь в Лондоне была очень насыщенной и плодотворной. Живя в доме серебряных дел мастера, юноша брал уроки графики у самого Гюбера Франсуа Гравело, преподававшего в Академии святого Мартина. Томас занимался и самообразованием, зарабатывая написанием и продажей пейзажей и портретов. В то время художник работал на Бойделла – известного английского гравера. «Халтура», которая позволяла мастеру делать хоть какие-то сбережения, не прошла даром. Его рука окрепла, художественное чутье преобразило привкус дилетантства в работах, а в 1745 году он открывает собственную мастерскую, в которой поселяется и начинает по-настоящему творить.


Ранние работы Гейнсборо, к сожалению, угадываются только по стилю, так как не были подписаны. Одной из первых работ в 1745г. с названием стала картина с бультерьером и надписью «Замечательно умный пёс». И это одно из самых сочных обозначений творения художника, остальные работы имели лаконичные имена: «Лес Гейнсборо» (1748г.), «Чартерхаус» (1748г.), «Портрет четы Эндрюс» (1749г.), последняя работа впервые заключила в себе тесное соединение пейзажа и портретной живописи.

Замечательно умный пёс. 1745

Лес Гейнсборо. 1748

Чартерхаус. 1748

Портрет четы Эндрюс. 1749

Одно из первых творений, в котором художник открывает умение передавать подлинную красоту природы, фактурность, глубину тени и трепет листвы, - картина «Лес Гейнсборо». Работы маслом первой половины творческого пути Томаса Гейнсборо своей тягучестью и прозрачностью напоминают акварель.

Несмотря на прекрасные пейзажи, Томас получает репутацию гениального портретиста. Отправной точкой на получение многочисленных заказов стали портреты приятеля Уильяма Уоллестона, а далее графа Джерси и его сына. После переезда из Ипсвича в курортный городок Бат, художник продолжает писать известных людей, но вместе с тем проявляет нетерпение к организаторам его выставок. Пользуясь безграничной репутацией и славой Гейнсборо, позволяет себе проявлять характер и критиковать Королевскую Академию. Результат – выставки, но уже у себя дома.

Позднее творчество Томаса преображается под влиянием Рубенса, и манера письма становится более легкой и беглой. Увлечение портретами перекидывается на женских особ высшей аристократии: «Портрете миссис Шеридан», «Портрет миссис Робинсон» (1781г.), в которых вновь происходит объединение портрета и пейзажа.

Томас Гейнсборо (Thomas Gainsborough) - известный английский портретист и пейзажист. Его творческая натура стала проявляться еще в раннем детстве, когда он делал первые попытки делать зарисовки видов природы и лепить животных.

В тринадцатилетнем возрасте Томас уехал в Лондон, где обучался живописи у знаменитого портретиста Френсиса Хаймена. Но на стиль юного художника большое влияние оказал , известный своей картиной «Капризница». Помимо него, Гейнсборо подражал , не менее популярному художнику того времени. Знакомство с его творчеством помогло Томасу понять, насколько важно в живописи сходство с оригиналом и умение изобразить персонаж в естественной для него повседневной обстановке.

В 1745 году появилось самое раннее произведение автора: портрет бультерьера на фоне пейзажа. На холсте тогда еще юный мастер сделал приписку: «Замечательно умный пес» .

Начиная как пейзажист, он окончательно переходит к портрету. Но в 70 годах появляется известное полотно «Мальчик в голубом», на котором художнику удалось объединить пейзаж и портрет мальчика в костюме голубого цвета.



Позировал художнику Джонатан Баттол. Томаса привлекло нервное бледное лицо подростка. На картине Гейнсборо передал меланхолическое настроение юноши на фоне волнующейся природы. Портрет выполнен в голубых и оливковых тонах, что придает легкость и одухотворенность образу героя.

Впоследствии серебристо-голубая гамма стала излюбленной у живописца. Хорошо известна еще одна работа - «Дама в голубом». Многочисленные оттенки белого, жемчужного, голубого цветов создают утонченный и благородный образ прекрасной женщины.

Как у многих других живописных шедевров, у портрета есть своя тайна: имя девушки, позировавшей мастеру, до сих пор неизвестно. У исследователей было предположение, что таинственная красавица – это герцогиня де Бофор. Но достоверных подтверждений этой гипотезе так и не нашлось.



Помимо одиночных портретов, Томас Гейнсборо писал групповые. Зачастую они больше похожи на сцены из жизни, будто художник, как фотограф, запечатлевал фрагменты какой-то ситуации, которая потом застывала на холсте. Особенно удачно у него выходили семейные портреты. Ему удавалось изобразить особые родственные отношения, теплоту и близость, связывающие людей.

В качестве примера можно привести чувственный портрет сквайра Халлета и его жены, получивший название «Утренняя прогулка».



Поэтичность в полотнах Томаса Гейнсборо является одной из отличительных черт, роднящих живописца с писателями и поэтами. Реализм его полотен смягчен гармонией светлых пастельных красок.

До конца жизни главной любовью художника были родные края. Сельские пейзажи, пышная зелень рощ, желтеющая и переливающаяся на ветру нива – все это так и осталось в сердце Томаса Гейнсборо и на его полотнах.

Гейнсборо Томас (1727-1788), английский художник.

Дата рождения неизвестна. Крещён 14 мая 1727 г. в городе Садбери (графство Суффолк) в семье обедневшего торговца сукном Джона Гейнсборо. Рисовать начал рано. В 13 лет один из родственников увёз Томаса в Лондон и пристроил в мастерскую ювелира. Затем Гейнсборо перешёл учиться к французскому гравёру Ю. Гравло.

Большое влияние на молодого художника оказала живопись Ж. А. Ватто и знакомство с голландским пейзажем XVII в., особенно с работами Я. Вейнантса и Я. ван Рёйсдала. В 1746 г. в Лондоне Гейнсборо женился на Маргарет Берр, внебрачной дочери герцога де Бофора. Однако заработать в большом городе, где имелось множество соперников, художнику не удаётся, и вскоре после свадьбы он переезжает в портовый город Ипсуич. Там Гейнсборо написал около 80 портретов и быстро прославился как мастер, передающий неповторимое своеобразие каждой модели.

Сам он всю жизнь мечтал писать тихие сельские пейзажи, однако вынужден был делать портреты на заказ. Поэтому Гейнсборо создал совершенно новый жанр - пейзажный портрет, где человек и природа существуют неразделимо. Примерами служат портрет Р. Эндрюса с женой (около 1749 г.), «Мистер Браун с женой» (1754-1755 гг.). По настроению к ним близки пейзажи Гейнсборо, солнечные и свежие («Сад Гейнсборо», «Корнардский лес», оба 1748 г.).

В 1759 г. Гейнсборо переехал в курортный городок Бат, где любили отдыхать состоятельные лондонцы. Здесь он подружился с известными музыкантами и актёрами. В результате появились портреты Абеля (около 1777 г.), музыканта Фишера (около 1788 г.) и др. Неоднократно художник пишет своего друга, актёра Д. Гаррика, прославившегося в пьесах У. Шекспира.

С 1761 г. Гейнсборо начал регулярно выставляться в Лондоне. В 1768 г. он был избран членом-учредителем Королевской академии. В 1774 г. художник переехал в столицу.

Особым лиризмом проникнуты женские и юношеские образы на портретах Гейнсборо («Мальчик в голубом» - портрет Дж. Барттола, около 1770 г.; портрет дамы в голубом, 70-е гг. XVIII в.; портрет миссис Робинсон, 1781 г.; портрет Сары Сиддонс, 1784-1785 гг.); двойные портреты - воплощение нежной дружбы (портрет Элизы и Томаса Линли, 1768 г.; «Утренняя прогулка» - портрет У. Хэллета с женой, 1785 г.).

Слава пришла к художнику незадолго до смерти: в конце XVIII в. возникло тяготение публики к пейзажу и сентиментальному портрету, где через красоту природы передана душевная красота человека.

Известный английский живописец 18 века Томас Гейнсборо оставил богатое творческое наследие. Его произведения наполнены чувствами, настроением, полны тонкого лиризма и поэтичности. Все чаще современные издатели классической английской литературы выносят на обложку книги иллюстрации его произведений. Приятно взять в руки прекрасно изданный роман Джейн Остин, Диккенса или Теккерея, и сознавать, что ты имеешь возможность насладиться одновременно произведением литературы и великолепным творением мастера живописи.

Жизнь и творчество

Томас Гейнсборо родился в 1727 году в Суффолке. Его семья не испытывала материальных затруднений, ведь профессия отца - торговца сукном, была довольно прибыльным занятием. Поэтому молодой Томас имел возможность учиться живописи в Лондоне у французских живописцев. Смерть отца сделала невозможным дальнейшее обучение, и молодой художник возвращается в родные края. Он находит большое количество желающих заказать портрет среди местных дворян и духовенства. Это позволяет иметь не очень большой, но стабильный заработок.

Кроме возможности обеспечивать жизнь и не бедствовать, эти заказы позволяют Гейнсборо оттачивать мастерство рисовальщика и живописца. Постепенно из создаваемых художником портретов уходит жесткость и статичность. Они приобретают не только поразительное сходство, но так же свежесть и живость индивидуальной манеры автора.

В 1759 году Гейнсборо переезжает в Бат, бывший модным и популярным курортом. Число его заказчиков увеличивается, теперь это в основном, английская знать, которая считает необходимым пополнять картинную галерею своих родовитых предков и Гейнсборо отличный кандидат как исполнитель, поэтому стабильно обеспечен работой. В этот период на его творчество заметное влияние оказывает Антонис Ван Дейк и в произведениях Гейнсборо появляются утонченно – элегантные нотки. Это, естественно, добавляет великолепия и шарма в его картины.

Гейнсборо не прибегает к помощи помощников для написания фона или драпировки, он сам прекрасно передает фактуру великолепных тканей – шелка, атласа, кружев, бархата, золотого шитья. Но ему также удаются и пейзажные фоны. Пример этому картина, написанная в 1749 году и находящаяся сейчас в Национальной галерее Лондона, «Сэр Эндрью с женой». На картине помещик с молодой женой присели отдохнуть на опушке, очевидно после охоты, потому что рядом с ними ружье и охотничья собака. В глубине картины, фоном, видно поместье и поля со снопами сжатой пшеницы. Миссис Эндрью в великолепном атласном платье с чудесным рисунком. Этот парный портрет великолепный пример чувства стиля, цвета и умения мастерски владеть кистью.

Не смотря на то, что Гейнсборо прекрасный портретист, его истинное призвание – изображать английскую природу. Передавать ее неброскую, но такую, чисто английскую красоту. Не важно, что художник рисует на холсте – старинный парк или лесную опушку, в его творениях, прежде всего, сквозит дух Англии.

Гейнсборо - пейзажист

С конца 1760-х годов Гейнсборо пишет целую серию пейзажей и начинает принимать участие в ежегодных выставках. Среди его пейзажных композиций самое известное произведение "Телега с урожаем”, которая находится в галерее Бирмингема. В 1774 году Гейнсборо перебирается в Лондон, становится членом Королевской академии искусств, но к своим обязанностям относится с небрежностью и это становится причиной его разрыва с Академией, которая произошла через 10 лет.

Гейнсборо самостоятельно устраивает выставки своих картин в собственной мастерской. Поздние работы художника построены на гармоничном сочетании холодных тонов – голубовато-серебристых, жемчужных, оливково-серых. Все эти тона присущи для типично английской природы – рассеянный свет, влажный воздух смягчают очертания предметов. На фоне таких пейзажей выгодна утонченность, изящество, рафинированность изображаемой модели.

Портрет герцогини де Бофор

Великолепный портрет в истинно живописной манере Гейнсборо можно увидеть в одном из залов Эрмитажа. Это портрет герцогини де Бофор, известный как «Портрет дамы в голубом». Очаровательную пленительность передают ослепительно свежее, нежное лицо с налетом легкого румянца, живые и, одновременно, задумчивые карие глаза. Благородство ее облика усилено переливами от белых до жемчужно-серых и голубоватых тонов ее одежды. Этот портрет давно ушедшей женщины не покидает ощущение жизни, гармонии и красоты.

Томаса Гейнсборо не стало 2 августа 1788 года. Он не оставил после себя знаменитых учеников и последователей, но без картин Гейнсборо немыслимо говорить об английской живописи.

Томас Гейнсборо (Thomas Gainsborough) (1727-1788), английский живописец, рисовальщик и гравер. Родился в 1727 году в Садбери (Суффолк). В 1740-е годы был подмастерьем Юбера Гравло, французского рисовальщика и гравера, работавшего в Лондоне.

Ранние пейзажи художника близки произведениям голландских мастеров 17 века. Например, в картине "Корнардский лес" (1748, Лондон, Национальная галерея) композиция и большинство деталей, мягкий серебристый свет и ощущение влажности воздуха восходят к голландским прототипам.В 1748 году, когда умер его отец, Гейнсборо пришлось вернуться в Садбери, а в 1752 или 1753 году он переехал в Ипсуич, где нашел заказчиков среди местного мелкопоместного дворянства и духовенства. Первые портреты Гейнсборо, относящиеся к этому периоду, написаны довольно жестко и выглядят статичными. Однако художник обладал исключительным даром передачи сходства и настроения моделей, сочетая это качество со свежестью и живостью живописной манеры. Он продолжал писать пейзажи, к которым всегда испытывал особое пристрастие. Многие из них, очевидно, задумывались как декоративные панно для деревянного резного украшения над камином (две такие картины были заказаны герцогом Бедфордом в 1755 году). В это же время начал складываться новый стиль его портретной живописи, близкий к рококо.В 1759 году Гейнсборо переехал в Бат, который был тогда модным курортом. Там его ожидало множество новых заказов, в основном от представителей английской знати. В этот период в его живописи заметно влияние утонченно-элегантного искусства Антониса Ван Дейка. Вопреки распространенной тогда практике Гейнсборо никогда не прибегал к помощи художника, писавшего драпировки; он умел великолепно передать фактуру шелков, атласа и кружев, золотого шитья и бархата. В конце 1760-х - начале 1770-х годов он написал серию больших пейзажных композиций, навеянных живописью Рубенса. Одна из самых известных - "Телега с урожаем" (Бирмингем, галерея Института изящных искусств Барбера). Гейнсборо участвовал в ежегодных выставках Общества художников, а в 1768 году стал членом-учредителем Королевской Академии искусств.В 1774 году Гейнсборо переехал в Лондон; тогда же он был избран в Совет Академии, но часто пренебрегал своими обязанностями. В 1784 году он окончательно рассорился с Академией и с этого времени стал устраивать выставки своих работ в собственной мастерской в Шомберг-хаусе на Пэлл-Мэлл. Описания этих выставок опубликовал его друг Хенри Бейт. Поздние портреты живописца наполнены возвышенно-романтическим духом, их отличает утонченная и свободная манера исполнения; фон, с лесными зарослями на заднем плане, прописан широкими, непринужденными движениями кисти. Пожалуй, самый удачный из них - портрет молодой супружеской пары, получивший название "Утренняя прогулка" (1785, Лондон, Национальная галерея). Со временем мастер стал все больше обращаться к искусственным, "сочиненным" композициям, сооружая на столе небольшой макет, с которого потом писалась картина. В серии горных пейзажей отразился присущий его эпохе вкус к "возвышенному", а в картинах с деревенскими домиками и крестьянами - его сентиментальное отношение к сельской жизни. Гейнсборо, всегда проявлявший большой интерес к эффектам освещения, придумал "волшебный фонарь", в котором за прозрачными пластинами с живописными изображениями помещал горящие свечи. В рисунках Гейнсборо постоянно экспериментировал с новыми техниками; он достиг удивительной свободы и беглости стиля, передавая форму несколькими штрихами и работая пастелью со стремительностью и неистовством, достойными Ван Гога.Портретная живопись Гейнсборо оказала удивительно слабое влияние на искусство других художников, главным образом из-за того, что созданный им стиль был очень индивидуален и субъективен. Однако пейзажи и рисунки художника многократно копировались. Известно, что крупнейший пейзажист следующего поколения Джон Констебл восхищался его произведениями.Умер Томас Гейнсборо 2 августа 1788 года.

Lady Georgiana Cavendish

Conversation in a Park
Landscap e

Wooded Landscape with Cattle by a Pool and a Cottage
The Cottage Door

The market cart

Cottage Girl with dog and Pitcher
The Harvest Wagon
woodcutter courting a milkmaid

Evening Landscape-Peasants and Mounted Figures
River landscape

The Watering Place
Landscape with Cattle
Charity relieving Distress
Fen Bridge Lane
The Woodcutters Return
Художник почти не использовал натурные наблюдения в своих пейзажах: приступая к работе, он строил на столе небольшую модель из камешков, веток, песка, кусочков мха, а затем воспроизводил её на холсте. В то же время краски живой природы отразились в цветовом решении его полотен. Мастер стремился к тонким и нежным полутонам, мягкой светотени. Мир Гейнсборо наполнен покоем и гармонией. Гейнсборо ценил в природе естественную, скромную красоту, созвучную переживаниям человека. Он любил лесные и речные виды с извилистыми тропинками, свободно растущими деревьями, порой принимающими причудливые формы. Его творчество подготовило расцвет английского романтического пейзажа в первой половине XIX в.

Open Landscape with Mounted Peasants
The Mall
John Plampin
Portrait Of Colonel John Bullock
Elizabeth Wrottesley
King George III
John and Henry Trueman Villebois
Artists daughters with a cat

The Blue Boy (Jonathan Buttall).
Герой портрета, друг художника Джонатан Баттл, юноша далеко не знатного происхождения, блестяще «вошёл в образ» утончённого молодого аристократа.

Shepherd Boys with Dogs Fighting
Master John Heathcote
John, Fourth Duke of Argyll
Mrs Sheridan.
В 80х гг. Гейнсборо создал портреты музыканта и писательницы Элизабет Линли Шеридан (1783 г.) и выдающейся трагической актрисы Сары Сиддонс (1785 г.). Облик Элизабет Шеридан излучает нежность и обаяние. Фигура героини связана с пейзажем: темно-коричневые краски вечернего леса великолепно оттеняют тёплое золотистое сияние её платья, можно заметить, что линия причёски повторяется в очертаниях кроны дерева. Пейзаж воспринимается как отражение душевного со стояния женщины.

Mrs Siddons .
Портрет Сары Сиддонс совсем иной. Многое в нём рассчитано на внешнее впечатление — элегантный костюм, бархатная драпировка занавес, написанные с большим мастерством. В облике актрисы чувствуется огромная сила характера, но её внутренний мир недоступен. Сиддонс актриса скрывает от зрителя Сиддонс женщину.

pomeranian bitch and puppy

Mrs Graham

George, Lord Vernon
The Linley Sisters
Mrs Graham

Ann Ford (Mrs Philip Thicknesse)
Queen Charlotte
Mary, Countess Howe
The Morning Walk
The Honourable Charles Wolfran Cornwall
William Wollaston
The Marsham children

Portrait of a lady in blue

James Christie

Portrait of Louisa, Lady Clarges (1760 - 1809).

Gainsborough`s Daughter Mary (1777)

«Если бы наша нация произвела до статочно талантов, чтобы мы удостоились чести именоваться английской школой живописи, имя Гейнсборо перешло бы к потомству среди первейших носителей её зачинающейся славы». Эти слова сказаны Джошуа Рейнолдсом в его знаменитой речи памяти Томаса Гейнсборо, произнесённой в Королевской академии искусств. Из всех мастеров английской живописи XVIII в. Гейнсборо уже при жизни был признан самым выдающимся.