Термины гитариста. Словарь гитариста

МОУДОД «Детская музыкальная школа № 40», г. Новокузнецк

Краткий музыкальный словарь для подготовки учащихся к техническому зачету по классу гитары

Музыка в жизни человека – мощная сила эмоционального воздействия и могучий источник духовной энергии. На протяжении все многовековой истории музыка – неизменный друг и спутник человека в его радостях и горестях, помощник в борьбе и труде. Настоящая музыка, выражая сокровенные думы и чувства человека, его надежды и душевные потрясения, проникает в сознание слушателей, будит благородные чувства, организует волю, вызывает решимость действовать во имя великих идеалов, подлинного гуманизма. Музыке принадлежит большое и важное место в духовной жизни нашего народа. Много надо потратить усилий и долго дружить с музыкой, чтобы разобраться в тонком механизме превращения звуков в музыку, понять, как звуки приобретают художественный смысл.

Эстетические переживать музыку – тоже своего рода искусство. Полноценное восприятие музыки не является привилегией только музыканта-профессионала. Истинным ценителем музыки может быть в равной степени и профессионал, и любитель музыки. Важно, чтобы их роднило общее стремление к повышению знаний о музыке, к развитию музыкальных способностей и совершенствованию эстетических убеждений, художественного вкуса. Вот для этого необходим словарь. Словарь является справочным пособием для учащихся музыкальных школ по классу гитары, для подготовки к техническому зачету, а также для любителей гитарной музыки. В словаре использованы наиболее употребительные слова и термины на иностранных языках , а также сведения о выдающихся исполнителях-гитаристах и композиторах, пишущих музыку для гитары.

Цель словаря – дать нужные справки, ответить на вопросы возникающие при слушании музыки, чтении литературы о музыке, при дальнейшем музицировании. Помочь при разборе музыкальных произведений учащимся музыкальных школ.

1. Ознакомление учащихся с основными требованиями при подготовке к техническому зачету.

2. Освоение музыкальной терминологии для успешного применения в работе над музыкальным произведением.

3. Расширение кругозора о выдающихся исполнителях, композиторах гитаристах разных стран.

Материал словаря распределен по классам, начиная со 2 класса по 5 класс .

Требования по подготовке к техническому зачету (термины)

ü Основные приемы звукоизвлечения:

Apoyando (апояндо) – играть с опорой на соседнюю струну

Tirando (тирандо) – играть без опоры

ü Открытый строй гитары: Ми, Си, Соль, Ре, Ля, Ми

ü Знаки сокращенного письма:

Реприза – знак повторения

Вольты – разные окончания

De capo al Fine (де капо аль фине) – повторить сначала до слова конец

ü Знаки альтерации:

Диез – знак, повышающий ноту на полтона

Бемоль – знак, понижающий ноту на полтона

Бекар – знак, восстанавливающий первоначальное значение ноты

ü Динамические оттенки:

pp (пианиссимо) – очень тихо

p (пиано) – тихо

mp (меццо-пиано) – не очень тихо

mf (меццо-форте) – не очень громко

f (форте) – громко

ff (фортиссимо) – очень громко

cresc. (крещендо) – постепенно усиливая звук

dim. (диминуэндо) – постепенно ослабляя звук

ü Гамма – звукоряд нот от тоники до ее повторения

ü Строение гамм:

Dur (мажорная) – 2 тона полутон 3 тона полутон

moll (минорная) – тон полутон 2 тона полутон 2 тона

Хроматическая – строится по полутонам

ü Апликатура – способ обозначения пальцев

ü Темп – степень скорости исполнения

Lento (ленто) – медленно

Adagio (адажио) – медленно, нежно

Andante (анданте) – не спеша, шагом

Andantino (андантино) – несколько скорее, чем анданте

Moderato (модерато) – умерено

Allegretto (аллегретто) – оживленно

Allegro (аллегро) – скоро

Ritenuto (ритенуто) – сдерживая

ü Строение гитары: колки, гриф, лады, струны, порожки (верхний, нижний), розетка, подставка, дека (верхняя, нижняя), обечайка.

ü Родина гитары:

Испания – шести струнная

Россия – семиструнная

ü Композиторы – гитаристы:

Испания – Сагрерас, Сор;

Италия – Каркасси, Карулли;

Россия – Калинин, Иванов-Крамской, Иванова-Крамская, Козлов, Киселев;

ü Все термины за 2 класс

ü Интервал – расстояние между двумя звуками (прима, секунда, терция, кварта, квинта, секста, септима, октава.)

ü Аккорд – созвучие и трех и более звуков

ü Арпеджио – разложенные аккорд

ü Виды арпеджио : восходящее, нисходящее, смешанное

ü Темпы :

Vivo (виво) – живо

Vivace (виваче) – чуть скорее, чем Vivo

Presto (престо) – быстро

Prestissimo (престиссимо) – очень быстро

Rallentando (ралентано) – замедляя

Accelerando (ачелерандо) – ускоряя

ü Порядок диезов: фа, до, соль, ре, ля, ми, си

ü Порядок бемолей: си, ми, ля, ре, соль, до, фа

ü Премы игры на гитаре:

Барре – прием, когда указательный палец левой руки прижимает на одном ладу несколько струн или все. Бывает: большое (прижимаются все струны) и малое (прижимаются 2,3,4,5 струнн)

ü Все термины за 2, 3 классы

ü Случайные знаки:

Фермата – знак, обозначающий не ограниченное временем увеличение длительности

Акцент - выделение ноты

ü Штрихи:

Legato – связано

Nonlegato – не связано

Staccato – отрывисто

Morcato – подчеркивая

ü Динамические оттенки:

sf (сфорцандо) – внезапно громко

sp (субито пиано) – внезапно тихо

ü Обозначения характера музыки:

Dolce – нежно

Grave – тяжело

Graciozo – изящно

Con brio – с огнем

Contabile – певуче

ü Композиторы – гитаристы :

Испания – Санз, Пухоль Альбенис;

Франция – Визе, Кост;

Россия – Асафьев, Сихра, Панин;

ü Все термины за 2, 3, 4 классы

ü Приемы игра нагитаре:

Pizz – игра приглушенным звуком у подставки пульгаром, рука олжитьсяч ребром у подставки

Tremolo – чередование одного звука (a, m, i)

Исскуственный флажелет – звучит на октаву выше места прижатия, как флейта, палец индике касается струны у порожка и звук извлекается пальцем ануляр

Натуральный флажелет – особый тембр звучания струны на определенных ладах: XII, VII, V, IV, III

ü Обозначение характера музыки:

Animato – с воодушивлением

Maestozo – торжественно

Trancuillo – спокойно

Rubato – свободно

Espressivo – с експрессией, выразительно

ü Мелизмы - украшения:

Вибрато (vibr) – движение пальца левой руки из стороны в сторону и кисти и предплечья

Арпеджато – аккорд с украшениями

Мордент – играется с помощью технического легато, бывает: восходящее и нисходящее

Трель – состоит из основног звука, вспомогательного и равна продолжительности основного звука

Форшлаг - исполняется техническим лгато, бывает: длинный и короткий. Изображается ввиде маленьких нот перед главной

ü Композиторы – гитаристы:

Пако де Лусия, Джон Маклафлин, Мертц, Морено-Торроба, Льобет

Список литературы:

1. Михеева словарь в рассказах. - М.: Советский композитор, 1986г.

2. Спутник музыканта. Энциклопедический карманный словарь справочник / Ред.-составитель, М.-Л., Музыка, 1964г.

3. Агафошин П. Школа игры на шестиструнной гитаре. М.: Издательство "Музыка", 2008 гс.

4. Каркасси М. Школа игры на шестиструнной гитаре, изд-во «Кифара», Москва, 1996г.

5. Искусство игры на шестиструнной гитаре, I, II, III, IV части, под ред. , Москва, 1991г.

6. Школа игры на шестиструнной гитаре А. Иванов - Крамской, г. Москва, 2008

7. Гаварян С., Рассказы о гитаре. Изд-во «Москва», 1998г.

8. Справочник 2000 года. Классическая гитара. Москва под ред. П. Верещагин, Е. Ларичев, Г. Ларичева, 2000г.

9. Как научить играть на гитаре. Мастер-класс. «Классика XXI века», г. Москва, 2006г.


Aficionado (афсионадо) - восторженный последователь, фанат или хорошо осведомленный наблюдатель фламенко. Слово также означает любителя (непрофессионального участника).

Afillа (афила) - тип фламенковского голоса, который является хриплым, низким и глубоким.

Aflamencado (афламенкадо) - "подвергшийся влиянию фламенко". Этим словом обозначаются песни и танцы андалузского или другого фольклора, исполняющихся с характерными для фламенко ритмом и интонациями, а также для описания зон, где музыкальный фольклор имеет черты фламенко.

Aire (аире) - описание выразительности, атмосферы или общего характера выступления (концерта) фламенко.

Alante (аланте) - положение «анфас», лицом к зрителям; передняя часть сцены.

Alboreas (альбореас) - форма песни и танца, которые имеют чисто цыганское происхождение. Традиционно, alboreas исполняются только на свадьбах и воспринимаются несчастливым знаком в качестве исполнения для других случаев. Таким образом, это – основная цыганская свадебная песня, исполняемая в ритме булериас (compаs bulerias). До словно " alba " означает рассвет или зарю, которые могут показать, что alboreas были первоначально спеты на рассвете или как символическое представление зари новой жизни.

Las Alegrias (алегрия, алегрияс) - радостная песня и танец имеющие двенадцати счетный ритм, обычно исполняемые в ключе А мажор. Главные особенности этого стиля фламенко - богатство его гитарного сопровождения, запутанность танца, требования его трудного ритма и живого звука. Алегриас - потомок семьи Soleares. Слова "alegria" (которое является единичным) и alegrias (которое является множественным) обычно взаимозаменяемы и означают одну и ту же самую вещь. Хотя многие исследователи считают, что своим происхождением алегрияс обязаны традиционной народной арагонской музыки, принесенной в область Андалусии солдатами во время войны за Независимость, в начале Девятнадцатого столетия. Истоки происхождение этого танца обнаружены в хотах Кадиса, города, расположенного на Юге Испании. Его название происходит от испанского слова "alegria" - радость. Действительно, песни алегриас - одни из самых жизнерадостных во фламенко. Это пение унаследовало от земли Кадиса все ее солнечное тепло и свет. Песни алегриас обычно не длинные и состоят из трех частей: "преамбуло" (preambulo - вступление), "меольо" (meollo - сама копла, куплет) и "эпилого" (epiogo - заключение). Вступление обычно бывает задорным и сложным для исполнения; "меольо" это середина, сущность всей песни, а заключение - это мягкий по звучанию припев, где кантаор может показать всю красоту и оттенки своего голоса. Ритмически алегриас близки к солеа, но они более легкие и воздушные. Эти песни считаются одними из самых красивых среди всех стилей фламенко. Изначально они были созданы для аккомпанемента танцу и поэтому полны живости, динамизма и грации.

Alegrias Por Rosas (алегриас пор розас) - часто известный просто как "розы," это - alegrias, обычно играемый в E Мажор, который типично является несколько медленным и довольно печальным в мелодии.

Alzapua (альсапуа) - техника игры, которая использует правую руку. Большой палец используется, чтобы играть вниз-и-наверх удары поперек одной или группы струн в комбинации с исполнением простых нот в стиле apoyando. Может быть, что эта техника развивалась как имитация манеры, в которой средневековый арабский музыкальный инструмент в форме лютни, игрался с деревянным плектром.

Ambiente (амбьенте) - атмосфера или окружение.

Anacrusis (анакрузис) - один или более количество шагов, которые можно услышать немедленно до главного акцента фразы (такие как четыре шага redoble).

Andalucia (Андалусия) - региональная область расположенная на Юге Испании, которая состоит из восьми Провинцей (Областей). Андалусия является общепринятым традиционным местом рождения искусства фламенко.

Anular (анулар) - безымянный палец и гитарное примечание для правой руки, обозначенное строчной буквой "a".

Apagado (апагадо) - техника заглушения гитарного звука, которая может быть достигнута любой рукой и используется, чтобы прервать звук. Apagado также упоминается как "parado", что означает, "остановится".

A Palo Seco (а пало секо) - несопровождаемый музыкой стиль пения, за исключением ритмичных ударов вертикальной тростью в пол. Буквально, фраза означает "глухой звук".

Apoyando (апояндо) - гитарный термин, который означает играть ноты, используя классический стиль "остаточного удара". Все пассажи пикадо (picado) играются этим принципом.

Arabesco (арабеско) - украшение из нескольких мелизмов в песне или в игре на гитаре.

Aro (аро) - используется для описания кривой стороны гитары. Это буквально означает "обруч".

Arpegio или Arpeggio (арпеджио) - аккорд, в котором ноты играются последовательно в противоположность одновременной игре... аккорд, разбитый на ряд отдельных нот.

Arrastre (аррастре) - техника игры на гитаре, при которой безымянный палец придерживает струны от третей до баса.

Atrаs (атрас) - положение в профиль, боком к зрителям; задняя часть сцены.

Ayeo (айео) - вступление кантаора перед песней, которое следует за тьенто (tiento). Название происходит от слова "ay". Ay - это протяжное сочетание звуков, добавляемое кантаором к песне, чтобы придать ей характер, экспрессию и особый драматический оттенок. Ayeo исполняется без слов и состоит из протяжных "Ay".

B

Bailaor (-а) (байлаор/-а) - танцовщик/танцовщица.

Baile (байле) - танец.

Bambas (бамбас) - Этот стиль появился в одной деревушке в провинции Севилья, которая называется Асналькaсар (Aznalcazar). Согласно народной традиции, там существует обычай во время летних и весенних праздников устраивать состязания в силе между жителями деревни. Каждый район или улицы состязаются в том, кто поднимет самый высокий и тяжелый столб. В состязании женщины принимают участие наравне с мужчинами. Самый огромный столб, который удается поднять, называется "бамба" (bamba). Один участник команды поднимает его, а остальные поддерживают столб за привязанные к нему веревки. Все это сопровождается куплетами, которые называются "бамбас".

Bamberas (бамберас) - народная Андалузская песня средневековой традиции, которая может быть кельтской по происхождении. Слово "bamboleo" означает "качаться". Bamberas - одна из более неясных форм песен фламенко.

Boca (бока) - звуковое отверстие гитары. Непереносное значение слова - "рот".

Bolero (болеро) - хотя не полагавший быть компонентом фламенко, стиль болеро (Bolero) тем не менее играл важную роль в развитии некоторых более знакомых формах танца. Слово происходит от глагола "volar", что означает "лететь".

Bout (боут) - корпус ("тело") гитары.

Braceo (брасео) - работа и расположение рук, специфика техники испанского танца, которая включает непрерывное движение одной или обоих рук, проходящее от одного положения к другому. Термин также символизирует движения руками /упражнения, при котором движения "текут" и происходят из центра спины (точки между лопатками).

Buleria или Bulerias (булерия) - высокоскоростная форма песни и танца фламенко, которая произошла из Хереса-де-ла-Фронтеры (Jerez de la Frontera) на Юге Испании и как полагают, развилась как более быстрая версия Alegrias. Хотя возможно, что и развивалось, также, как и Soleares, от простого стиля. Однако, в отличие от Soleares, Bulerias имеет быстрый и живой ритм, полный забавы и легкомыслия. Фактически, остается самым быстрым во всем фламенко и как полагают некоторые, самым трудным. Bulerias обеспечивает огромные возможности для импровизации со стороны танцовщиков, певцов и гитаристов, будучи очень гибким в ритме и открытый для внезапных взрывов спонтанности и мелодичных изменений. Bulerias является диким, взбешенным и живым, в то время все еще содержащим в своей основе печаль и горе, которые почти всегда присутствует в любой форме фламенко. Булерия занимает центральное положение в любом танцевальном показе или гитарном репертуаре и часто исполняется как яркий финал выступления. Слово является комбинацией "barullo", что означает "шум", и "burla", что означает "шутка" или "насмешка". Булерию можно назвать мозаикой фламенко. Этот стиль предоставляет исполнителю наибольшую свободу для творчества. Кантаор булериас это импровизатор, способный сплести воедино самые разные мелодии - в булериас отзвук всех песен Андалусии. Здесь можно услышать и алегриас, и фандангильо, и даже солеарес. Это песни живые, веселые и полные бурных эмоций, но в них проскальзывают и жалобные нотки, свойственные солеарес. Считается, что колыбель булериас - Средиземноморское побережье, и их звучание напоминает нам о шуме моря - то безмятежном и спокойном, то о бурном и опасном, способном поглотить корабль с экипажем. В булериас умещаются все эмоции, которые способна испытывать человеческая душа. Эта музыка звучит каждый раз по-новому, но при этом всегда узнаваема. Она очень личностная и основанная на импровизации больше, чем другие стили, несмотря на ее сложность для исполнения и довольно жесткие ритмические рамки. Другие особенности булерии - это яркая индивидуальность гитары при исполнении песен, булерию называют основой гитарной игры фламенко. Булерия - это живая грация цыганского юга Андалусии. Сначала единственным предназначением этого пения был аккомпанемент танцу, и оно подчинялось строгому ритму. Позднее кантаоры усложнили булерию и придали ей большую ритмическую гибкость. Булерия относится к самым молодым стилям. Она впервые появилась на сценах театров и кафе кантанте (Cafe Cantante) в конце XIX века и исполнялась в качестве "десерта" после того напряжения, которое создавалась во время фиесты исполнением драматичных песен канте хондо. В 20-х годах XX века она уже сформировалась и признавалась наравне с остальными стилями. Сейчас это один из самых любимых и часто исполняемых стилей фламенко.

Buleria Al Golphe (булерия аль голпе) - стиль bulerias, который выдвигает на первый план удар полной стопой " golpe" или "сигнал".

Buleria Por Solea (булерия пор солеа) - более медленный вариант bulerias.

Buleaeros (булеаерос) – артисты, специализирующиеся на исполнении bulerias.

C

Cabales (кабалес) - эксперты Фламенко.

Cabeza (кавеза) - глава (голова) гитары.

Cadenas (каденас) - комбинация работы ног в тройках, начинается с полного удара (golpe) одной ногой, сопровождается пяткой противоположной ноги и затем возвращается к начинающей ноге.

Cafe Cantante (кафе кантанте) - кофейня, кафе где происходят показы фламенко. Эти учреждения первоначально организовались как места где пелось фламенко, но в конечном счете популяризировались настолько, что стали охватывать все формы фламенко. Конец 1800-ых, как говорят, является "Золотым Веком" Cafe Cantante.

Cajon (кахон) - ритмический ящик фламенко... ударный инструмент, подобный в дизайне пустой деревянной коробке, которая несколько похожа на маленькую чайную коробку с круглым звуковым отверстием, на оборотной (задней) стороне. Исполнитель сидит на кахоне (cajon) и двигаясь вниз ладонями по передней стороне, ударяя извлекает звук.

Cales (калес) - цыганское слово для обозначения цыган.

Calo (кало) - испанский цыганский язык.

Campanas (кампанас) - музыкальная секция в zapateado, которая подражает звуку колокольчиков.

Campanilleros (кампаньерос) - традиционно, кампаньерос (campanilleros) исполняются в течение религиозных процессий, которые начинаются на рассвете и сопровождаются звоном маленьких колокольчиков. Хотя не строго связаны с фламенко, они часто исполняются и играются некоторыми артистами как часть их репертуара. Происхождение этих песен связывается с сельскими монахами. Существовал обычай, когда в конце каждой недели или месяца один из монахов должен был разбудить своих соседей, чтобы они были готовы к утренней молитве. Чтобы привлечь к себе внимание, он звонил в колокольчик (по-испански campanilla). Иногда его сопровождали еще несколько человек, которые ударяя по пустому кувшину и металлическому треугольнику. Таково происхождение стиля кампанилльерос, а его становление в качестве одного из направлений фламенко приписывается кантаору Мануэлю Торресу, исполнительский талант которого превратил кампанильерос в серьезный музыкальный жанр. Он исполнял эти песни в сопровождении таких знаменитых токаоров как Ниньо Рикардо и Куррито де ла Херома.
Cana (канья) - форма фламенко, который близко связан с soleares и, возможно, даже был его предшественником. Cana, является обычно cante jondo в природе и общепринятый как одна из самых старых форм фламенко. Это считается самым истинным и красивым. Канья относится к древнейшим стилям канте хондо, и поэтому практически нет песен, которые бы что-нибудь у нее не позаимствовали. Она повлияла не только на малые стили фламенко, но и на те, которые сами считаются фундаментальными, например, от каньи берет свое начало поло. Считается, что название стиля происходит от арабского слова "gamia" ("песня"), которое позднее трансформировалось в "канья". В настоящее время это пение не очень распространено, период его расцвета приходится на первую половину XIX века. Канья относится к тем песням, которые называют "чистым золотом" канте. Это сложнейший для исполнения стиль, чтобы исполнить канью, сохранив все ее особенности, необходимо не только в совершенстве знать этот стиль, но и обладать выдающимися вокальными данными. Роль гитары в канье второстепенная - она находится на втором плане и лишь подчеркивает голос, вся сила этих песен заключается в пении. Точно неизвестно, цыганского канья происхождения или нет, но одно можно сказать точно - цыганские кантаоры как нельзя лучше раскрывают всю глубину и магию этих песен. Одними из самых великих мастеров каньи были Эль Фильо, Курро Дульсе, Сильверио Франконетти и Антонио Чакон.

Cantaor (-а) (кантаор/а) - певец / певица.

Cante (канте) - песня или пение.

Cante a compas (канте а компас) - песня, исполняемая в соответствии с четким ритмом и согласованностью между кантаором и токаором.

Сante a palo seco (канте а пало секо) - пение без гитарного аккомпанемента, в сопровождении лишь хлопков в ладоши или ударов каблуками слушателей, отбивающих ритм.

Сante ad libitum (канте ад либитум) - пение, не подчиняющееся строгому ритму.

Сante alante (канте аланте) - дословно "пение впереди". Пение, исполняемое для аккомпанемента танцу. Название произошло от того, что кантаор располагался на передней, ближней к слушателям, части сцены.

Сante Atras (канте атрас) - дословно "пение позади", это пение, предназначенное только для слушанья. Название произошло от того, кантаор находится в глубине сцены, чтобы уступить место танцорам.

Cante Bonito (канте бонито) - дословно "красивое пение". Так говорят про песню, которую кантаор исполняет, чтобы показать все достоинства своего голоса и все свое мастерство, украшая и усложняя ее, смешивая различные стили.

Cante Chico (канте чико) - третья из трех общих классификаций песен фламенко. Это направление является беззаботным, праздничным, фольклорным и несколько фривольным в представлении. Название буквально означает "небольшую песню" - "малое пение". Это песни праздничного характера, не относящиеся к древнейшем стилям.

Сante corto (канте корто) - дословно "короткое пение". Песня с небольшим числом куплетов или та, фразы которой кантаор не удлиняет.

Cante de faena (канте де фаэна) - так называют песни, созданные для исполнения во время работы.

Сante de las minas (канте де лас минас) - так обозначают песни Леванта, берущие свое начало в шахтах Альмерии, Хаэна и Мурсии (такие стили как картахенера, таранта, минера).

Cante de ida y vuelta (канте де ида и вуэльта) - это песни, возникшие на основе испано-американского фольклора и подвергнувшиеся влиянию фламенко.

Cante Flamenco (канте фламенко) - песня фламенко.

Cante Grande (канте гранде) - первая из трех общих классификаций песен фламенко. Так называемые основные песни, которые, как полагают, являются самыми ранними формами фламенко. По своей природе, это - глубокая форма, которая является также cante jondo. Название означает "важную песню".

Cante Intermedio (канте интермедио) - вторая из трех общих классификаций песен фламенко... Произвольная "средняя" классификация между cante grande и cante chico. Название буквально означает "среднюю песню."

Cante Jondo (канте хондо) - глубокая песня или стиль пения, которое покрывает и темноту и серьезные аспекты фламенко, часто кажущийся резким и примитивным к нетренированному уху. Песни стиля Jondo страстны и глубоки, обычно исполняются с большой эмоциональной энергетикой исполнителем.

Cante Largo (канте ларго) - это песня с большим количеством куплетов или та, где кантаор удлиняет фразы различными украшениями и мелизмами.

Сante para bailar (канте пара байлар) - пение, исполняемое для аккомпанемента танцу. Также называется сante alante.

Сante para escuchar (канте пара эскучар) - это пение, предназначенное только для слушанья. Также называется сante atras.

Сante por lo jondo (канте пор ло хондо) - исполнение древнейших стилей фламенко, относящихся к канте хондо.

Cantes de Trilla (Trilleras) (кантес до трилья - трильерас) - Это пение относится к части репертуара фламенко, связанного по своему происхождению с работой ("trilla" переводится как "молотьба"). Этот стиль сформировался в результате воздействия фламенко на традиционные песни. Когда жатва закончена, в конце рабочего дня, приходит время кантес де трилья, простого и светлого пения, которое опирается не на размеренный ритм гитары, а исполняется лишь под аккомпанемент молотилок и голосов крестьян, понукающих мулов. В песнях поется о весне, лете, красивых девушках, природе и обо всем том, что сопровождает работу в поле.

Las Cantinas (кантинас) - семейство песенных и танцевальных форм из Кадиса, которые включают alegrias, romeras, mirabras, rosas и сaracoles. Предполагается, что слово первоначально означало средневековые песни из Галисии, с Севера Испании.

Capo (капо) - сокращение от "capotasto", перемещаемое устройство, устанавливаемое поперек струн гитары, чтобы поднять высоту звука. По традиции, ее цель состоит в том, чтобы поднять высоту звука инструмента к голосу певца.

Los Caracoles (караколес) - форма песни и танца, которая является одной из группы песен, известных как " cantinas". Название буквально означает "улиток", и это является синонимом беззаботности в природе. Этот стиль ритмично идентичен alegrias. Этот стиль сначала появился в Кадисе в течение середины девятнадцатого столетия. Позже, эта форма стала ассоциироваться с Мадридом, хотя (как и вся музыка фламенко) происходит по существу из Андалусии. Curro Cuchares и "эль Tato," которые работали на аренах боя быков и были также хорошими певцами, привезли этот стиль в Мадрид (столицу Испании), где сделали его очень популярным.

Carceleras (карселерас) - тип тонас (tonas), песен первоначально спетых цыганами, заключенными в тюрьмы Андалусии. Это - одна из самых старых форм песни фламенко, описывающих потерю певцом свободы и жизнь в тюрьме. Название этого стиля происходит от испанского слова "сarcel" - "тюрьма". В карселерасе поется о страданиях и надеждах заключенных. Эти песни по происхождению цыганские, они степенные и медленные, в них рассказывается о заключенных, которые мучаются и испытывают отчаяние от того, что совершили преступление. Они раскаиваются и чувствуют, что совершили его в состоянии помрачения рассудка, из-за гнева или гордости, и ни за что не решаться на повторный такой поступок всю свою оставшуюся жизнь. Известно, что коплы карселерас часто сочинялись с целью передать какие-нибудь известия родственникам, находившимся на свободе.

Cartageneras (картахенерас) - свободная форма песни, которая базируется на основе фанданго (fandangos) и берет это название от области происхождения - Картахена. Это - одна из песен, известных как cante de levante и как полагают, развилась от tarantas. Картахенера возникла на основе таранты под влияние малагеньи, и по глубине и экспрессии это пение находится между этими двумя стилями. Как и таранта, картахенера относится к "канте гранде" - "большому пению", к древнейшим истокам канте хондо. Как и таранту, происхождение картахенеры связывают с шахтерами, эмигрировавшими из Андалузии в Картахену для работы в угольных шахтах как раз в то время, когда начало распространяться канте хондо. Картахенера - это медленное грустное пение, полное тяжелых мыслей. Но все же, по своему настрою оно немного менее горестное, чем тарантас. В ее основе - все та же печаль и жалоба, но есть место и более светлым и мягким оттенкам, надежде.

Аккомпанемент - исполнение фоновой музыки, помощь другому музыканту, сопровождение основной мелодии одним или несколькими второстепенными инструментами.

Музыкальный термин обозначающий сочетание трёх или более звуков. Аккорд создаёт объёмный красивый звук из сочетаемых нот. Бывает минорным и мажорным.

Металлический стержень, который располагается во всю длину гитарного грифа и служит для регулирования его прогиба. Другими словами, анкерный болт помогает держать гриф ровным, не поддаваясь силе натяжения струн.

Ряд специальных обозначений, помогающих музыканту сэкономить движения во время игры, правильно при этом расставив пальцы; последовательность задействования каждого пальца во время игры. Аппликатура проставляется в нотных записях с помощью цифр, букв и других символов.

Аранжировка - адаптация музыкального произведения под какой-то другой инструмент или голос. Аранжировка композиции подразумевает исполнение в другом составе инструментов. А также - удобное и простое переложение песни на конкретный музыкальный инструмент.

Атака - сила удара по струнам / нарастание звука. Чаще всего используется по отношению к электрогитарам, где разная сила удара медиатором позволяет добыть разный яркости звук. Термин используются и средь вокалистов.

Бридж - устройство отвечающее за удержание струн, располагается на корпусе. Также носит название «машинка», в случае, если имеет возможность регулировки высоты звука с помощью специального рычага. Также бриждем называют переходные моменты в песне (бридж с англ. – мост).

Бэнд - подтяжка струны. Специальный гитарный приём, часто применяемый на всех видах гитар, кроме классической. Характерен плавным переходом с одного звука в другой. Плавным - значит постепенным, а не медленным, так как бэнды могут быть как резкими, так и медленными.

(Guitar Pro) – программа для компьютера, которая значительно облегчает труд гитариста, разбирающего табы для гитары, позволяя воспроизводить их с помощью миди, замедлять, делать повтор определённых отрезков табулатуры и т.п.

Дека - второе название гитарного корпуса, точнее его лицевой и нижней части. Больше применяется по отношению к акустическим гитарам, так как принято считать деку - усилителем акустического звука.

Дисторшн - способ искажения звука / перегруз. Этот звуковой эффект часто используется на электрогитарах (реже бас-гитарах) в разных музыкальных направлениях, широко распространённый среди рок-исполнителей. Добывается с дополнительных гитарных устройств.

Специальный аксессуар, напоминающий прищепку, служит для быстрого изменения гитарного стоя, путём укорочения рабочего отрезка струны. Крепиться непосредственно на гитарный гриф.

Катавей - специальный вырез в акустической гитаре, служит для удобного доставания пальцами до последних ладов.

Одна из важнейших гитарных деталей, находиться на головке грифа и служит для регулировки натяжения струн. С помощью колков настраивается правильное звучание инструмента.

Комбик - это гитарный звукоусилитель (комбоусилитель). К комбику подключаются гитары, на которых установлены звукосниматели: электрогитара, полуакустическая и бас-гитара. Делятся на ламповые и транзисторные.

Металлические порожки, которые поперечно располагаются по всему грифу, служат для изменения звучания струны. Каждый следующий лад увеличивает звук на полтона или тон.

Прибор, который делит короткие промежутки времени ритмичными ударами. Часто применяются начинающими музыкантами (не только гитаристами) для наработки чувства ритма.

Специальный пластмассовый «треугольник», который используют гитаристы в качестве элемента, позволяющего добыть яркий и звонкий звук.

Это название рабочей длинны струны (часть струны, которая служит для извлечения звука), то есть от первого и до последнего порожка. На разных типах гитар она отличается.

Специальные графические обозначения, с помощью которых можно передать на бумаге информацию понятную гитаристу о ритме, высоте и длительности звука. В общепринятой современной нотации, запись нот для гитары ведётся в скрипичном ключе и на октаву выше чем они звучат. Это связано с необходимостью избежать записи большого количества дополнительных линеек на нотоносце.

Обечайка - часть гитарного корпуса, которая объединяет нижнюю и верхнюю деки. То есть, правильней будет сказать «катавей на обечайке» чем «катавей на корпусе / деке»

Палм мьютинг - приём лёгкого глушения струн правой рукой. Добавляет звуку определённой сухости и жёсткости, в основном применяется на электрогитарах в жанрах тяжелой музыки.

Пауэр аккорд - мощный аккорд (двузвучие), часто используемый в написании риффов, применяется с эффектом «Дисторшн». Аккорд состоит из квинтового и основного тонов.

Розетка - вырез на верхней деке акустических и классических гитар. Цель розетки - служить выходом для акустического звука, усиленного гитарным корпусом.

Сустейн - это время звучания (продолжительность) извлечённой ноты. С помощью разной силы глушения струн и разного положения правой руки во время глушения можно задавать разный сустейн. Для искусственной регулировки сустейна используют разного рода компрессоры.

Упрощённый вид музыкальной нотации. Часто используется музыкантами без музыкального образования.

Флажолет - гитарный приём, с помощью которого извлекают звук-обертон. Флажолеты делятся на искусственные и натуральные. Натуральные исполняются путём лёгкого прижатия струны в особых местах её деления.

Хамбакер - двойной магнитный звукосниматель, состоит из двух катушек синглов. Стал широко применяться в тяжелой музыке. Предназначен для подавления шумов.

Ф
ФАНЕРА Фонограмма.
ФЕЙД Угасание звуков композиции как концовка. Если на концерте используется этот прием - перед вами фанера.
ФЛАЖОЛЕТ Удар по струне, когда левый палец лишь ее легонько касается в зоне ее метрического деления (например, над 12 ладом). Получается гудящий звук.
ФЛАЖОЛЕТ ИСКУССТВЕННЫЙ Струна прижата или отжата - не важно, флажолет вызывается пальцем правой руки и медиатором. На драйв-дисторшне таким макаром свистят. Таким же способом я могу сыграть рок-н-ролльный квадрат на одной струне только правой рукой не прикоснувшись ни к одному ладу.
ФЛЕНДЖЕР Эффект набегания звука как бы со стороны. Попахивает эффектом Доплера.
ФЛОЙД РОУЗ Рычаг, позволяющий и ослаблять, и усиливать натяжение струн. Обычно мощная штука такая с микроподстройкой.
ФОРШЛАГ Коротенькая нота, ворующая длительность у основной (можно сказать просто "дрынь", а можно "д-дрынь" - как бы "дрынь" с форшлагом "д").
ФУЗ Эффект искажения звука. Слово слишком общее, да и на русском языке звучит неправильно (от глагола fuzz [фазз] - искажать).