Тема маленького человека в произведении бедные люди. Тема «маленького человека» в повести Ф.М

Маленький человек» в романе «Бедные люди» Достоевского

Ф. М. Достоевский неоднократно говорил, что продолжает традиции Гоголя (ʼʼВсе мы из гоголевской ʼʼШинœелиʼʼ вышлиʼʼ). Н. А. Некрасов, познакомившись с первым произведением Ф. М. Достоевского, передавал рукописи В. Белинскому со словами: ʼʼНовый Гоголь явился!ʼʼ. Ф.М. Достоевский продолжил исследования души ʼʼмаленького человекаʼʼ, углубился в его внутренний мир. Писатель считал, что ʼʼмаленький человекʼʼ не заслуживает такого обращения, какое показано во многих произведениях, ʼʼБедные людиʼʼ- это был первый роман в русской литературе, где ʼʼмаленький человекʼʼ заговорил сам. Ужасен мир вокруг Вареньки Добросœеловой, молодой женщины, пережившей много горестей в своей жизни (смерть отца, матери, любимого, преследования низких людей), и Макара Девушкина, бедного пожилого чиновника. Достоевский написал роман в письмах, иначе герои вряд ли смогли бы раскрыть сердца, они были очень робки. Такая форма повествования придала душевность всœему роману и показала одну из базовых позиций Достоевского: главное в ʼʼмаленьком человекеʼʼ - ϶ᴛᴏ его натура. Для бедного человека основа жизни - это честь и уважение, но герои романа ʼʼБедные людиʼʼ знают, что ʼʼмаленькомуʼʼ в социальном плане человеку этого добиться практически невозможно: ʼʼИ ведомо каждому, Варенька, что бедный человек хуже ветошки и никакого ни от кого уважения получить не может, что уж там не пишиʼʼ . Его протест против несправедливости безнадежен. Макар Алексеевич очень амбициозен, и многое, что он делает, он делает не для себя, а для того, чтобы это увидели другие (пьет хороший чай). Он пытается скрыть свой стыд за себя. К сожалению, мнение со стороны ему дороже собственного. Макар Девушкин и Варенька Добросœелова – люди огромной душевной чистоты и доброты. Каждый из них готов отдать последнее ради другого. Макар - ϶ᴛᴏ человек, который умеет чувствовать, сопереживать, мыслить и рассуждать, а это лучшие качества ʼʼмаленького человекаʼʼ по Достоевскому. Макар Алексеевич читает пушкинского ʼʼСтанционного смотрителяʼʼ и гоголевскую ʼʼШинœельʼʼ. Οʜᴎ потрясают его, и видит он там себя: ʼʼ… ведь скажу вам, маточка, случится же так, что живешь, а не знаешь, что под боком там у тебя книжка есть, где вся-то жизнь твоя, как по пальцам разложенаʼʼ. Случайные встречи и разговоры с людьми (шарманщик, маленький нищий мальчик, ростовщик, сторож) наталкивают его на размышления об общественной жизни, постоянной несправедливости, человеческих отношениях, которые основаны на социальном неравенстве и деньгах. У ʼʼмаленького человекаʼʼ в произведениях Достоевского есть и сердце и ум. Конец романа трагичен: Вареньку увозит на верную погибель жестокий помещик Быков, а Макар Девушкин остается один на один со своим горем.

Достоевский показывает ʼʼмаленького человекаʼʼ как личность более глубокую, чем Самсон Вырин и Евгений у Пушкина. Глубина изображения достигается, во-первых, иными художественными средствами. ʼʼБедные людиʼʼ - роман в письмах, в отличие от гоголевских и чеховских рассказов. Достоевский не случайно выбирает данный жанр, т.к. главная цель писателя - передать и показать всœе внутренние движения, переживания своего героя. Автор предлагает нам прочувствовать всœе вместе с героем, пережить всœе вместе с ним и подводит нас к мысли о том, что ʼʼмаленькие людиʼʼ - личности в полном смысле слова, и их личностное чувство, их амбициозность намного больше, чем у людей с положением в обществе. ʼʼМаленький человекʼʼ более раним, для него страшно то, что другие могут не увидеть в нем богатую духовно личность. Огромную роль играет и их собственное самосознание. То, как они сами к себе относятся, чувствуют ли они сами себя личностями, заставляет их постоянно самоутверждаться даже в своих собственных глазах. Особенно интересна тема самоутверждения, которую Достоевский поднимает в ʼʼБедных людяхʼʼ и продолжает в ʼʼУниженных и оскорбленныхʼʼ. Макар Девушкин считал свою помощь Вареньке некоторой благотворительностью, показывая тем самым, что он не ограниченный бедняк, думающий лишь о том, как бы изыскать деньги на пропитание. Он, конечно, не подозревает, что им движет не желание выделиться, а любовь. Но это еще раз доказывает нам главную мысль Достоевского - ʼʼмаленький человекʼʼ способен и на высокие чувства. Итак, в случае если у Достоевского ʼʼмаленький человекʼʼ живет идеей осознания и утверждения собственной личности, то у Гоголя, предшественника Достоевского, всœе по-другому. Осознав концепцию Достоевского, мы можем выявить сущность спора его с Гоголем. По Достоевскому, заслуга Гоголя в том, что Гоголь целœенаправленно отстаивал право на изображение ʼʼмаленького человекаʼʼ как объекта литературного исследования. Гоголь изображает ʼʼмаленького человекаʼʼ в том же круге социальных проблем, что и Достоевский, но рассказы Гоголя написаны раньше, естественно, что и выводы были другие, что побудило Достоевского полемизировать с ним. Акакий Акакиевич производит впечатление человека забитого, жалкого, недалекого. У Достоевского личность в ʼʼмаленьком человекеʼʼ, его амбиции много больше внешне ограничивающего его социального и материального положения. У Достоевского подчеркнуто то, что чувство собственного достоинства его героя много больше, чем у людей с положением.

Новое в ʼʼБедных людяхʼʼ возникает уже на уровне материала, традиционного лишь на первый взгляд. Обильно черпая у своих предшественников - очеркистов ʼʼнатуральной школыʼʼ - там, где речь шла о внешнем антураже событий и бытовых условиях его героев, Достоевский вносит, однако, в эти реалии существенно новые акценты. К примеру, в это описание очередного жилища Макара Алексеевича Девушкина: ʼʼНу, в какую я трущобу попал, Варвара Алексеевна. Ну, уж квартира! ...Вообразите, примерно, длинный коридор, совершенно темный и нечистый. По правую руку его будет глухая стена, а по левую двери да двери, точно нумера, всœе так простираются. Ну, вот и нанимают эти нумера, а в них по одной комнатке в каждом: живут в одном и по двое, и по трое. Порядку не спрашивайте - Ноев ковчегʼʼ Петербургская трущоба преображается у Достоевского в миниатюру и символ общепетербургского и шире - общечеловеческого - общежития. Ведь в трущобе-ковчеге представлены едва ли не всœе и всякие ʼʼразрядыʼʼ, национальности и специальности столичного народонаселœения - окна в Европу: ʼʼЧиновник один есть (он где-то по литературной части), человек начитанный: и о Гомере, и о Брамбеусе, и о разных у них там сочинœениях говорит, обо всœем говорит - умный человек! Два офицера живут и всœе в карты играют. Мичман живет; англичанин-учитель живет. ...Хозяйка наша - очень маленькая и нечистая старушонка - целый день в туфлях да в шлафроке и целый день всœе кричит на Терезуʼʼ Безнадежный титулярный советник и бедняк Макар Девушкин связывает свое человеческое самочувствие отнюдь не с новой шинœелью, вицмундиром и подобными вещами. Мирится он и со своей социальной и служебно-иерархической малостью, искренне полагая, что ʼʼвсякое состояние определœено всœевышним на долю человеческую. Тому определœено быть в генеральских эполетах, этому служить титулярным советником; такому-то повелœевать, а такому-то безропотно и в страхе повиноватьсяʼʼ. Свою автохарактеристику Макар Алексеевич составляет в точном соответствии не только с официальными нормами благонамеренного чиновника и гражданина, но и с казенным стилем: ʼʼСостою я уже около тридцати лет на службе; служу безукоризненно, поведения трезвого, в беспорядках никогда не замеченʼʼ. Всех благ и искушений мира важнее и ʼʼдороже всœегоʼʼ для Девушкина то, что он называет своей ʼʼамбициейʼʼ. И что на делœе есть развитое чувство своей личности, лишь болезненно обостренное не бедностью самой по себе, а ʼʼдо уничиженияʼʼ доводящей человека нищетой и порожденной этим уничижением мнительностью. Сознание своего права на личность и на признание в нем таковой всœеми окружающими (как говорит Девушкин, того,ʼʼчто и я не хуже других... что сердцем и мыслями я человекʼʼ ) - вот пафос и сущность маленького человека в понимании и изображении этого типа Достоевским. Утрата личностного самоуважения равнозначна для Девушкина превращению его из неповторимой индивидуальности в ʼʼветошкуʼʼ, ᴛ.ᴇ. некий безликий стереотип бедняков и титулярных советников. Это и есть в его глазах смерть - не физическая, как у героя ʼʼШинœелиʼʼ, а духовно-нравственная. И только с возвратом чувства своей личности Макар Алексеевич воскресает из мертвых.

Сам Достоевский вносит в понятие ʼʼбедные людиʼʼ принципиально новый смысл, делая ударение не на слове ʼʼбедныеʼʼ, а на слове ʼʼлюдиʼʼ. Читатель романа должен был не просто проникнуться состраданию к героям, он должен увидеть их равными себе. Быть человеком ʼʼне хуже другихʼʼ - как в собственных глазах, так и в глазах окружающих – этого больше всœего желают и сам Девушкин, Варенька Добросœелова и другие близкие к ним персонажи романа. Что же значит для Девушкина быть равным другим людям? Что, иначе говоря, всœего дороже маленькому человеку Достоевского, о чем он неусыпно и болезненно печется, что более всœего боится утратить? Утрата личностного чувства и самоуважения есть для героя Достоевского в буквальном смысле смерть. Возрождение их - воскресение из мертвых. Эту восходящую к Евангелию метаморфозу переживает Макар Девушкин в страшной для него сцене с ʼʼего превосходительствомʼʼ, о кульминации которой он так рассказывает Вареньке: ʼʼТут уж я чувствую, что и последние силы меня оставляют, что уж всœе, всœе потеряно! Вся репутация потеряна, весь человек пропалʼʼ.

Итак, в чем же состоит, по Достоевскому, равенство его ʼʼмаленького человекаʼʼ всœем и всяким представителям общества и человечества? Он равен им не своей бедностью, которую разделяет с тысячами подобных ему мелких чиновников, и не оттого, что его природа, как считали адепты антропологического принципа, однородна с природой иных людей, а потому, что и он, как миллионы людей, - создание Божие, следовательно, явление изначально самоценное и неповторимое. И в данном смысле Личность. Этот пафос личности, упущенный из виду нравоописателями натуральной школы, - автор ʼʼБедных людейʼʼ рассмотрел и убедительно показал в среде и быте, нищенский и однообразный характер которых должен был, казалось, полностью нивелировать пребывающего в них человека. Эту заслугу молодого писателя нельзя объяснить только его художнической проницательностью. Совершенное в ʼʼБедных людяхʼʼ творческое открытие маленького человека могло состояться потому, что Достоевский-художник был неразделœен с Достоевским-христианином.

Маленький человек» в романе «Бедные люди» Достоевского - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Маленький человек» в романе «Бедные люди» Достоевского" 2017, 2018.

По-настоящему тема "маленького человека" будет развита в "Преступлении и наказании". Стремление быть "немаленьким" рождает у Раскольникова известную формулу: "Тварь ли я дрожащая или право имею?", которая вновь предоставляет судить о значении человеческой судьбы земными мерками. В Раскольникове Достоевский изобразил протест против судьбы ""маленького человека", доведенный до предела - в поступке, в сознании, душевном и физическом состоянии.

Между тем, само чувство протеста невысоко ценится автором, потому о протесте с упоением будет говорить именно такой герой, как Лебезятников, "чрезвычайно пошленький и простоватый человечек" ("Теперь же я тебя уважаю, потому что ты сумела протестовать"), да и "протестную" теорию Раскольникова в романе оценивают пренебрежительно ("так себе теорийка"). "Сумевший протестовать" Раскольников окажется отверженным в решении темы "маленького человека". Соня Мармеладова, образно говоря, будет проповедовать ему евангельскую мораль, даст в руки великую книгу, которая является единственным спасением для страдающего "маленького человека": быть "маленьким человеком", оказывается, значительно труднее, чем "протестовать".

В изображении Мармеладовых тема "маленького человека" приобретает смысловую законченность. Уже во второй главе, на "десятой" странице романа, появится Семен Иванович Мармеладов с проповедью грядущего преображения ничтожного и грешного человека. Семен Иванович, как и Акакий Акакиевич, ничтожен показательно, гротескно: титулярный советник, но – уже совершенно спившийся, оборванный, битый и почти безумный. Достоевский умеет создать образ действительно падшего человека; мармеладовская назойливая слащавость, неуклюжая, витиеватая речь – все свойства пивного трибуна и шута одновременно - создает образ вполне в духе евангельских мытарей и блудниц. Осознание своей низости ("Я прирожденный скот") лишь усиливает в нем браваду: если человек провозглашен грешным, то Мармеладов перестает стыдиться греха; в нем нет ни самооправдания, ни обвинения других за свое падение. Однажды коснувшись нелепого тезиса о том, что во всем виновата "общественная среда" ("среда заела"), Достоевский вообще уводит своего героя от вопроса "кто виноват?". Так устроен мир, а Раскольникову, претендующему на роль Христа и Магомета, и нужен был именно такой грешник, чтобы увидеть себя не "тварью дрожащей", а спасителем. Заметим, что еще у Пушкина сочувствие "маленькому человеку" чревато ошибкой и грехом; этот мотив повторяет Достоевский в крайней, экзальтированной форме: сочувствие толкает Раскольникова на убийство, а Соню Мармеладову - на блуд. Прежде чем спасать другого - по-евангельски, "исцелися сам": у "малых" нет сил на борьбу, их удел именно сострадание, иначе - нет нужды во всеобщем Спасителе. Наверное, это и делает тему "маленького человека" столь безысходно трагичной: земными средствами страдания не избежать, и когда Мармеладов твердит о неком "одном таком месте, где бы и его пожалели", то таким единственным местом оказывается только Божий суд. И когда Мармеладов говорит: "Сугубо страдать хочу", - он принимает участь "маленького человека" и через страдание хочет не просто "улучшить" эту участь, а приблизиться к Богу. Вся притча Мармеладова о своей судьбе имеет пафосную мораль, выдержанную в евангельских тонах и перифразирующую слова самого Христа, Мармеладов верит в будущую вечную жизнь, где простится человеческий порок: "Прощаются и теперь грехи твои мнози за то, что возлюбила много... Выходите, пьяненькие, выходите, слабенькие...". Прощение и спасение "маленького человека" Мармеладов видит не в том, что тот стремится избегать греха, а в том, что эти люди осознавали свое падение, - и этого достаточно, в душе грех этим уже повергнут. Последний завет "маленького человека": "Господи, да приидет царствие Твое", после чего, собственно, Мармеладову остается только умереть. И вновь мы возвращаемся к тому, что "маленький человек" - герой смерти, а не жизни: жизнь однообразна и низка; страдания и унижения неизбежны, и это путь к Богу; смерть - не только разрешение неразрешимых узлов, но и последнее приближение к Христу, это желание распятия: "Распни, судия, распни," - скажет Мармеладов. "Маленький человек" и должен был рано или поздно в литературе провозгласить подобный манифест.

Достоевский показывает неизбежно греховное состояние "маленького человека", единственной надеждой которого становится благой Божественный суд. Достоевский вводит христианскую идею непосредственно в сознание своего героя, погружает его в диалектику православного мироощущения, которое и дает спасение и надежду, но – не на безгрешность и не на счастье, и тем более не на земное величие (преодоление "малости"). В "Преступлении и наказании" Достоевский уже не протестует против положения "маленького человека", а показывает, что человек - действительно "маленький", его удел: принять этот мир как страдание, сознательно вчитываться в Вечную Книгу и – помнить о наследстве Свидригайлова.

2.5. Отражение темы «маленького человека» в рассказах В.М. Шукшина и
М.М. Зощенко

Тема «маленького человека» и его значимости – в самом широком смысле слова -
является одной из важнейших тем у многих писателей 20 века. Одним из них является В.
М. Шукшин - автор, герои которого, по преимуществу, - "маленькие люди". Какой бы
рассказ Шукшина мы ни открыли, непременно встретим чудака-изобретателя,
вдохновенного рассказчика-лгуна, художника-самоучку, безграмотного писателя. Обо
всех них автор говорит с большой любовью, называя их "светлыми душами". Пусть они
ничего не сделали для человечества, но сами их мечты уже характеризуют этих людей как
прекрасных, светлых и чистых.

Главный герой рассказа "Миль пардон, мадам!" Бронька Пупков имеет не созвучное
со своей фамилией имя - весьма распространенный признак "маленького человека", как
и главный герой Н.В.Гоголя «Шинель» Башмачкин. Писатель так говорит о неудовлетворенности своим именем: «Ребенка окрестили, причем он заплакал и сделал
такую гримасу, как будто бы предчувствовал, что будет титулярный советник. Герой
рассказа В.М.Шукшина тоже не в восторге от своего имени: «Поп с похмелья придумал.
Я его, мерина гривастого, разок стукнул за это. К такому имю надо фамилию
подходящую. А я - Бронислав Пупков. Как в армии перекличка, так – смех». Живет Бронька в деревне, места знает хорошо знает, городских на охоте сопровождает.
Односельчане такую ему характеристику дают: « Бронька Пупков... он у нас мастак по
этим делам. С ним не соскучитесь. - И как-то странно улыбаются». Но главный герой не
печалится, рассказывает с изумленным из года в год слушателям одну и ту же историю о
том, как он чуть не застрелил Гитлера. История выдумана от начала до конца. Но, когда
жена в очередной раз напоминает Броньке про это, он начинает злиться. И не просто
злиться, а еще и страдать и переживать. Почему он рассказывает эту историю со слезами
на глазах? Да потому, что он не просто говорит, а "проживает" ее. В его душе живет
жажда подвига, жажда чего-то большого, прекрасного, необычного, что так не похоже на
его повседневную жизнь. Но трагедия его заключается в том, что он, "маленький человек",
никогда не сможет жить той светлой прекрасной жизнью, которую выдумал себе. Поэтому
он и пытается сам поверить в свою историю. Ему так легче. Его даже несколько раз
вызывали в сельсовет, совестили, грозили принять меры. Но Бронька не сдается, пусть хоть в мечтах он будет тем, кем хотел бы стать в жизни.
Рассказы Зощенко продолжают проблематику произведений о «маленьком человеке».
Однако это совершенно иной взгляд, иная трактовка старой темы в изменившихся
условиях. Маленький, незаметный, привыкший изъясняться «большею частью
предлогами, наречиями и, наконец, такими частицами, которые решительно не имеют
никакого значения», гоголевский чиновник превращен в советского служащего, для
которого выигрыш в лотерею становится пределом земных мечтаний, как в свое время
новая шинель для Акакия Акакиевича Башмачкина.

Для того чтобы представить центрального героя рассказов Зощенко, необходимо
«составить» его портрет из тех мелких черточек, которые рассеяны по отдельным
рассказам. Большая тема у Зощенко раскрывается не в одном произведении, а во всем его
творчестве, как бы по частям.

Читая рассказы Зощенко, мы познаем психологию человека, привыкшего к своему
ничтожному положению в обществе, к тому, что его судьба - ничто по сравнению с
любой инструкцией, приказом или параграфом. Когда к человеку перестают относиться
как к мыслящей, оригинальной личности, он постепенно теряет чувство самоуважения. Отсюда его преклонение перед должностными лицами, подобострастное заискивание
перед теми, от кого он зависит, неверие в бескорыстие ближнего и т. д. Шофер Егоров из рассказа «Веселая игра» терпит унизительное обращение со стороны
своего партнера по бильярду. В качестве штрафа за проигрыш тот предлагает отрезать ему
усы. Егоров соглашается, и это кажется диким всем присутствующим. Выясняется, что
характер взаимоотношений игроков «запрограммирован» уже их местом на служебно-
иерархической лестнице. Показательно даже их обращение друг к другу: Егорова к
партнеру - на «вы» и по имени-отчеству; егоровского партнера - исключительно на «ты»
и по фамилии. Выигравший говорит: «Другой там заставляет шофера ждать на морозе три
часа. А я к людям гуманно подхожу. Это шофер с нашего учреждения, и я его завсегда в
тепло беру. Я к нему не свысока отношусь, а я с ним по-товарищески на бильярде играю.
Учу его и маленько наказываю. И что теперь ко мне придираются - я просто не пойму».

Он и вправду не понимает, поскольку убежден в своем благородстве. Интересно, правда,
представить его с кем-нибудь из вышестоящих начальников.
А что же чувствует тот самый «маленький человек», в данном случае шофер
Егоров? Что происходит в его душе? Переживает он или привык к подобного рода
хамству, ставшему естественным в советских учреждениях? А может быть, радуется, что
его не заставляют мерзнуть на улице и берут «в тепло»? Даже если так, все равно эта
радость - трагедия. Трагедия человека, превратившегося в ничтожество из-за небрежного
и оскорбительного отношения к нему окружающих.

Куда бы ни пришел «маленький человек», он везде чувствует себя униженным: в
магазине, в поликлинике, в жилконторе. Потому что в нем видят кого угодно -
покупателя, пациента, посетителя, но не человека. Что же ему остается? Смириться? Или
возненавидеть всех и вся?

Горький писал, что страдание «для множества людей было и остается любимой их
профессией. Никогда еще и ни у кого страдание не возбуждало чувства брезгливости.
Страдание - позор мира, и надобно его ненавидеть для того, чтоб истребить».

Зощенко ненавидел страдание. Он всеми силами старался высмеять его, чтобы помочь
«маленьким людям» преодолеть свое рабское положение и почувствовать уважение к
самим себе. И тогда - кто знает! - может быть, и другие увидят в них не «маленьких», а
«больших» людей.

Заключение.

Тема « маленького человека» встречается в литературе XIX-XX вв. в связи с историческими событиями того времени и эволюционирует по мере изменения ситуации в социальных кругах. И сегодня есть люди, которые произносят: «Я - человек маленький. Какой с меня спрос»? Это так удобно. Это не правило, но в жизни нередко случается, что жестокие и бессердечные люди, оскорбляющие и унижающие достоинство других, выглядят, в конечном счете, более слабыми и ничтожными, чем их жертвы.

Что же такое ―маленький человек‖? В каком смысле ―маленький‖? Мал этот
человек именно в социальном плане, поскольку занимает одну из нижних ступенек
иерархической лестницы. Его место в обществе мало заметно или вовсе не заметно.

«Маленький» этот человек еще и потому, что мир его духовной жизни и человеческих
притязаний также до крайности сужен, обеднен, обставлен всевозможными запретами.
Для него, например, не существует исторических и философских проблем. Он пребывает в
узком и замкнутом круге своих жизненных интересов.

С течением времени «маленький человек», лишенный собственного достоинства,
«униженный и оскорбленный», вызывает у передовых писателей не только сострадание,
но и осуждение. «Скучно вы живете, господа», - сказал Чехов своим творчеством
«маленькому человеку», смирившемуся со своим положением. А в XXI веке мы видим в,
что «маленький человек» не так уж мал, он способен на поступки, которые могут спасти
не только его семью, но и всю Землю. Не бывает маленьких людей, все живут и
переживают, чувствуют и страдают одинаково. Каждый человек – личность.

Список использованной литературы:

Афанасьев Э.С. О художественной повести Н.В. Гоголя «Шинель» // Литература в
школе. – 2002. - № 6. – с. 20 – 24.
Бочаров С. Петербургские повести Гоголя // Гоголь Н.В. Петербургские повести. – М.:
Сов. Россия, 1978. – с. 197- 207.

История русской литературы 19 века. 1800 – 1830-е годы/Под
ред. В.Н. Аношкиной, С.М. Петрова. – М.: Просвещение, 1989. –
448 с.
Лебедев Ю.В. Историко-философский урок «Шинели» Гоголя //
Литература в школе. – 2002. - № 6. – с.27 – 3.

Трунцева Т.Н. Сквозные темы в русской литературе 19 века. Тема «маленького
человека» //Литература в школе. – 2010. - № 2. – с. 30 – 32.
1400 новых золотых страниц // Под ред. Д.С. Антонова. – М.: Дом Славянской книги, 2005. – 1400 с.
Шукшин В.М. « Книги выстраивают целые судьбы» // Шукшин В. М. Собрание
сочинений в пяти томах. - Б.: «Венда», 1992. - Переиздание - Е.: ИПП «Уральский
рабочий».

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

http://litraxixveka.ru/kritiki.htm
(«Золотой век» в русской литературе)
http://malchel.narod.ru/karam.htm

(«Эволюция маленького человека»)


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27

Мы привыкли к тому, что романы часто воспевают настоящих героев - людей, наделенных сильными чертами, выраженным характером, стремлениями и мечтами, людей, совершающих поступки. На этом и строится принцип литературы - показать нам героя в момент перелома его судьбы, момент, вскрывающий в нем его внутренние качества. Но есть ведь и такие герои, которые остаются незаметными, проживают маленькую, скучную серую жизнь - в романе или в самой жизни. И на фоне сильных личностей они выглядят скромными, тихими и неинтересными.

Вот такие «маленькие» герои впервые и появляются в произведениях Пушкина, а в дальнейшем детально вырисовываются в прозе Гоголя, Достоевского, Толстого. Будучи писателями-реалистами, они понимали, что изображение реальной жизни невозможно без изображения реальных персонажей, какими бы они не были.

(Кадр из фильма по роману Ф.М, Достоевского "Белые ночи", 1959 )

А мир по большинству и населен «маленькими» людьми - они не отличаются ни силой характера, ни способностями, они бедны, часто унижены и оскорблены, часто прозябающие, но абсолютно безобидные. И Достоевский, певец человеческой личности, напоминает каждым образом «маленького человека» о том, что обычный человек достоин уважения, сочувствия и внимания не менее, чем выдающийся герой.

Первые же произведения Ф.М. Достоевского - «Белые ночи», «Бедные люди», «Униженные и оскорбленные» - посвящены теме одиночества «маленького человека» в большом городе.

(Сцена из спектакля "Бедные люди" Театр Юных Зрителей имени А.А. Брянцева, Санкт-Петербург )

Главный герой повести «Бедные люди», Макар Девушкин, обитатель «Ноева ковчега» - типичного петербургского дома, населенного, словно муравьями, такими же как он - бедными обитателями комнат и комнаток. Бедность, нищета, нахождение на низших иерархических ступенях - все это видится Девушкиным как неизбежность, мудрый промысел высших сил. Поэтому герой живет смиренно и незаметно, ни к чему не стремится, более 30 лет служит на такой же незаметной службе, и, хотя еще не стар, считает себя «маленьким», отжившим и древним.

Единственный свет в окошке (в переносном и буквальном смыслах) для Девушкина - его возлюбленная Варенька, с которой он переписывается и проблемы которой решает. Варенька живет напротив, и одно её появление в окне озаряет жизнь Девушкина тихой радостью. Заботы Девушкина помогают ей устроить свою жизнь, и она выход замуж, исчезая из жизни главного героя.

(Спектакль "Преступление и наказание" в постановке Владимира Уварова )

Тема «маленького человека» развита в других более знаменитых произведениях писателя, в частности, в романе «Преступление и наказание», герой которого, Родион Раскольников - вовсе не бездействующий, а активный «маленький человек». Убогое, полуголодное существование, жизнь в комнате похожей на гроб, озлобленность и одиночество рождают в его голове мысль о том, что можно переступить через человечность и добыть денег путем ограбления и даже убийства. Сестра Раскольникова также, как типичный «маленький» герой, должна вступить в брак по расчету, на пути его только и попадаются «маленькие люди» - добрые, бедные пьяницы, разорившиеся и вынужденные опуститься, Соня Мармеладова, выбравшей путь, хоть и поневоле, легкого поведения. И город вокруг - враждебный, мертвый, неласковый, улицы его выдают только мрак и холод, только мерзость и отвратительные картины.

Все эти люди - герои, которых жизнь поставила на путь выживания, но глубоко человечные и сострадательные. Убийство и добытые деньги не принесли Раскольникову статус «право имеющего» человека, только разочарования и бесконечную моральную тяжесть. Зато в мире «тварей дрожащих», помимо жестокости, еще есть любовь и сострадание - это заставляет поверить в то, что общество небезнадежно, и в первую очередь, благодаря таким вот «маленьким» героям, способным любить.

Всемирная литература часто задает вопрос: что важнее в человеке, разум или чувства? Достоевский утверждает, что для того, чтобы быть личностью, мало быть умным, необходимо быть и добрым, и порой доброта человеческого сердца оказывается куда важнее его мыслительных способностей. «Маленькие» герои Достоевского - те, чьи характеры выписаны с величайшей психологичностью: они способны на глубочайшие чувства с тончайшими оттенками, а значит заслуживают признания у общества.

Ф. М. Достоевский неоднократно говорил, что продолжает традиции Гоголя («Все мы из гоголевской «Шинели» вышли»). Н. А. Некрасов, познакомившись с первым произведением Ф. М. Достоевского, передавал рукописи В. Белинскому со словами: «Новый Гоголь явился!». Ф.М. Достоевский продолжил исследования души «маленького человека», углубился в его внутренний мир. Писатель считал, что «маленький человек» не заслуживает такого обращения, какое показано во многих произведениях, «Бедные люди»- это был первый роман в русской литературе, где «маленький человек» заговорил сам.
Ужасен мир вокруг Вареньки Доброселовой, молодой женщины, пережившей много горестей в своей жизни (смерть отца, матери, любимого, преследования низких людей), и Макара Девушкина, бедного пожилого чиновника. Достоевский написал роман в письмах, иначе герои вряд ли смогли бы раскрыть сердца, они были очень робки. Такая форма повествования придала душевность всему роману и показала одну из основных позиций Достоевского: главное в «маленьком человеке» – это его натура.
Для бедного человека основа жизни - это честь и уважение, но герои романа «Бедные люди» знают, что «маленькому» в социальном плане человеку этого добиться практически невозможно: «И ведомо каждому, Варенька, что бедный человек хуже ветошки и никакого ни от кого уважения получить не может, что уж там не пиши» . Его протест против несправедливости безнадежен. Макар Алексеевич очень амбициозен, и многое, что он делает, он делает не для себя, а для того, чтобы это увидели другие (пьет хороший чай). Он пытается скрыть свой стыд за себя. К сожалению, мнение со стороны ему дороже собственного.
Макар Девушкин и Варенька Доброселова – люди огромной душевной чистоты и доброты. Каждый из них готов отдать последнее ради другого. Макар – это человек, который умеет чувствовать, сопереживать, мыслить и рассуждать, а это лучшие качества «маленького человека» по Достоевскому.
Макар Алексеевич читает пушкинского «Станционного смотрителя» и гоголевскую «Шинель». Они потрясают его, и видит он там себя: «… ведь скажу вам, маточка, случится же так, что живешь, а не знаешь, что под боком там у тебя книжка есть, где вся-то жизнь твоя, как по пальцам разложена». Случайные встречи и разговоры с людьми (шарманщик, маленький нищий мальчик, ростовщик, сторож) наталкивают его на размышления об общественной жизни, постоянной несправедливости, человеческих отношениях, которые основаны на социальном неравенстве и деньгах. У «маленького человека» в произведениях Достоевского есть и сердце и ум. Конец романа трагичен: Вареньку увозит на верную погибель жестокий помещик Быков, а Макар Девушкин остается один на один со своим горем.


Достоевский показывает «маленького человека» как личность более глубокую, чем Самсон Вырин и Евгений у Пушкина. Глубина изображения достигается, во-первых, иными художественными средствами. «Бедные люди» - роман в письмах, в отличие от гоголевских и чеховских рассказов. Достоевский не случайно выбирает этот жанр, т.к. главная цель писателя - передать и показать все внутренние движения, переживания своего героя. Автор предлагает нам прочувствовать все вместе с героем, пережить все вместе с ним и подводит нас к мысли о том, что «маленькие люди» - личности в полном смысле слова, и их личностное чувство, их амбициозность намного больше, чем у людей с положением в обществе. «Маленький человек» более раним, для него страшно то, что другие могут не увидеть в нем богатую духовно личность. Огромную роль играет и их собственное самосознание. То, как они сами к себе относятся, чувствуют ли они сами себя личностями, заставляет их постоянно самоутверждаться даже в своих собственных глазах.
Особенно интересна тема самоутверждения, которую Достоевский поднимает в «Бедных людях» и продолжает в «Униженных и оскорбленных».
Макар Девушкин считал свою помощь Вареньке некоторой благотворительностью, показывая тем самым, что он не ограниченный бедняк, думающий лишь о том, как бы изыскать деньги на пропитание. Он, конечно, не подозревает, что им движет не желание выделиться, а любовь. Но это еще раз доказывает нам главную мысль Достоевского - «маленький человек» способен и на высокие чувства.
Итак, если у Достоевского «маленький человек» живет идеей осознания и утверждения собственной личности, то у Гоголя, предшественника Достоевского, все по-другому. Осознав концепцию Достоевского, мы можем выявить сущность спора его с Гоголем. По Достоевскому, заслуга Гоголя в том, что Гоголь целенаправленно отстаивал право на изображение «маленького человека» как объекта литературного исследования. Гоголь изображает «маленького человека» в том же круге социальных проблем, что и Достоевский, но рассказы Гоголя написаны раньше, естественно, что и выводы были другие, что побудило Достоевского полемизировать с ним. Акакий Акакиевич производит впечатление человека забитого, жалкого, недалекого. У Достоевского личность в «маленьком человеке», его амбиции много больше внешне ограничивающего его социального и материального положения. У Достоевского подчеркнуто то, что чувство собственного достоинства его героя много больше, чем у людей с положением.

Новое в «Бедных людях» возникает уже на уровне материала, традиционного лишь на первый взгляд. Обильно черпая у своих предшественников - очеркистов «натуральной школы» - там, где речь шла о внешнем антураже событий и бытовых условиях его героев, Достоевский вносит, однако, в эти реалии существенно новые акценты. Например, в это описание очередного жилища Макара Алексеевича Девушкина: «Ну, в какую я трущобу попал, Варвара Алексеевна. Ну, уж квартира! ...Вообразите, примерно, длинный коридор, совершенно темный и нечистый. По правую руку его будет глухая стена, а по левую двери да двери, точно нумера, все так простираются. Ну, вот и нанимают эти нумера, а в них по одной комнатке в каждом: живут в одном и по двое, и по трое. Порядку не спрашивайте - Ноев ковчег»
Петербургская трущоба преображается у Достоевского в миниатюру и символ общепетербургского и шире - общечеловеческого - общежития. Ведь в трущобе-ковчеге представлены едва ли не все и всякие «разряды», национальности и специальности столичного народонаселения - окна в Европу: «Чиновник один есть (он где-то по литературной части), человек начитанный: и о Гомере, и о Брамбеусе, и о разных у них там сочинениях говорит, обо всем говорит - умный человек! Два офицера живут и все в карты играют. Мичман живет; англичанин-учитель живет. ...Хозяйка наша - очень маленькая и нечистая старушонка - целый день в туфлях да в шлафроке и целый день все кричит на Терезу»
Безнадежный титулярный советник и бедняк Макар Девушкин связывает свое человеческое самочувствие отнюдь не с новой шинелью, вицмундиром и подобными вещами. Мирится он и со своей социальной и служебно-иерархической малостью, искренне полагая, что «всякое состояние определено всевышним на долю человеческую. Тому определено быть в генеральских эполетах, этому служить титулярным советником; такому-то повелевать, а такому-то безропотно и в страхе повиноваться». Свою автохарактеристику Макар Алексеевич составляет в точном соответствии не только с официальными нормами благонамеренного чиновника и гражданина, но и с казенным стилем: «Состою я уже около тридцати лет на службе; служу безукоризненно, поведения трезвого, в беспорядках никогда не замечен». Всех благ и искушений мира важнее и «дороже всего» для Девушкина то, что он называет своей «амбицией». И что на деле есть развитое чувство своей личности, лишь болезненно обостренное не бедностью самой по себе, а «до уничижения» доводящей человека нищетой и порожденной этим уничижением мнительностью. Сознание своего права на личность и на признание в нем таковой всеми окружающими (как говорит Девушкин, того,«что и я не хуже других... что сердцем и мыслями я человек» ) - вот пафос и сущность маленького человека в понимании и изображении этого типа Достоевским.
Утрата личностного самоуважения равнозначна для Девушкина превращению его из неповторимой индивидуальности в «ветошку», т.е. некий безликий стереотип бедняков и титулярных советников. Это и есть в его глазах смерть - не физическая, как у героя «Шинели», а духовно-нравственная. И только с возвратом чувства своей личности Макар Алексеевич воскресает из мертвых.

Сам Достоевский вносит в понятие «бедные люди» принципиально новый смысл, делая ударение не на слове «бедные», а на слове «люди». Читатель романа должен был не просто проникнуться состраданию к героям, он должен увидеть их равными себе. Быть человеком «не хуже других» - как в собственных глазах, так и в глазах окружающих – этого больше всего желают и сам Девушкин, Варенька Доброселова и другие близкие к ним персонажи романа.
Что же значит для Девушкина быть равным другим людям? Что, иначе говоря, всего дороже маленькому человеку Достоевского, о чем он неусыпно и болезненно печется, что более всего боится утратить?
Утрата личностного чувства и самоуважения есть для героя Достоевского в буквальном смысле смерть. Возрождение их - воскресение из мертвых. Эту восходящую к Евангелию метаморфозу переживает Макар Девушкин в страшной для него сцене с «его превосходительством», о кульминации которой он так рассказывает Вареньке: «Тут уж я чувствую, что и последние силы меня оставляют, что уж все, все потеряно! Вся репутация потеряна, весь человек пропал».

Итак, в чем же состоит, по Достоевскому, равенство его «маленького человека» всем и всяким представителям общества и человечества? Он равен им не своей бедностью, которую разделяет с тысячами подобных ему мелких чиновников, и не оттого, что его природа, как считали адепты антропологического принципа, однородна с природой иных людей, а потому, что и он, как миллионы людей, - создание Божие, следовательно, явление изначально самоценное и неповторимое. И в этом смысле Личность. Этот пафос личности, упущенный из виду нравоописателями натуральной школы, - автор «Бедных людей» рассмотрел и убедительно показал в среде и быте, нищенский и однообразный характер которых должен был, казалось, полностью нивелировать пребывающего в них человека. Эту заслугу молодого писателя нельзя объяснить только его художнической проницательностью. Совершенное в «Бедных людях» творческое открытие маленького человека могло состояться потому, что Достоевский-художник был неразделен с Достоевским-христианином.

Тема маленького человека. Ф. М. Достоевский является не просто продолжате­лем темы «маленького человека» в русской литерату­ре, но ставит проблему «бедных людей», «униженных и оскорбленных». Поэтому творчество Достоевского гик цельно тематически. Достоевский говорит своим творчеством, что всякий человек, кто бы он ни был, как бы он низко ни стоял, имеет право на сочувствие н сострадание Как многие выдающиеся русские писа­нин, Дос тоевский уже в первом романе «Бедные лю­ди» обращается к теме «маленького человека».

Главный герой романа - Макар Девушкин - бед­ный чиновник, придавленный горем, нуждой и соци­альным бесправием. Гуманистическая направленность «Бедных людей» была замечена критикой. В. Г. Бе­линский восторженно приветствовал Достоевского: «Это талант необыкновенный и самобытный, кото­рый сразу, еще первым произведением своим, резко отделился от всей толпы наших писателей…».

Социальная тема, тема «бедных людей», «уни­женных и оскорбленных», была продолжена автором в романе «Преступление и наказание». Здесь она за­звучала еще сильнее.

Одну за другой раскрывает писатель перед нами картины беспросветной нищеты. Местом действия Достоевский выбрал самую грязную часть старого Петербурга, клоаку столицы. На фоне этого пейзажа разворачивается перед нами жизнь семьи Мармела- довых. Спивается с горя и теряет человеческий облик чиновник Мармеладов, которому больше «некуда ид­ти» в жизни.

Измученная нищетой, погибает от чахотки жена Мармеладова, Катерина Ивановна.

Соня идет на улицу торговать своим телом, чтобы спасти семью от голодной смерти.

Тяжела судьба и семьи Раскольникова. Его сестра Дуня, желая помочь брату, готова пожертвовать со­бой и выйти замуж за богача Лужина, к которому она чувствует отвращение.

Другие персонажи романа, в том числе и эпизоди­ческие фигуры несчастных людей, встречающихся Раскольникову на улицах Петербурга, дополняют эту общую картину безмерного горя. Раскольников понимает, что жестокая сила, создающая в жизни ту­пики для бедняков и бездонное море страданий, - это деньги. И чтобы их раздобыть, он идет на пре­ступление под влиянием идеи о «необыкновенных личностях».

Достоевский создал обширное полотно безмерных человеческих мук, страдания и горя, пристально и проницательно вглядывался в душу «маленького человека» и открыл в нем огромное духовное богат­ство, душевную щедрость и красоту, не раздавлен­ные тяжелейшими условиями жизни.

Достоевский - гениальный писатель, рассматри­вающий больные стороны современного ему общест­ва и рисующий живые картины российской действи­тельности.

Миропонимание Достоевского основывается на од­ной непреходящей фундаментальной ценности - на любви к человеку, на признании духовности каждо­го, пусть даже самого «незначительного», человека. И все искания Достоевского направлены на создание лучших, достойных человека условий его жизни.