Скребицкий золотая осень рассказ. Скребицкий «Четыре художника

Осень (Отрывок)

Для своей работы взяла Художник-Осень самые яркие краски и прежде всего отправилась с ними в лес. Там и принялась за свою картину.

Берёзы и клёны покрыла Осень лимонной желтизной, а листья осины разру

мянила, будто спелые яблоки. Стал осинник весь ярко-красный, весь, как огонь, горит.

Забрела Осень на лесную поляну. Стоит посреди неё столетний дуб-богатырь, стоит, густою листвою потряхивает.

«Могучего богатыря надо в медную кованую броню одеть», — подумала Осень.

Так и обрядила она старика.

Глядит — а неподалёку, с краю поляны, густые развесистые липы в кружок собрались, ветви вниз опустили. Им больше всего подойдёт тяжёлый убор из золотой парчи.

Все деревья и даже кусты разукрасила Осень по-своему, по-осеннему: кого в жёлтый наряд, кого в ярко-красный. Одни только сосны да ели не знала она, как разукрасить.

Вот и остались сосны да ели по-летнему тёмно-зелёными. И от этого ещё ярче, ещё наряднее сделался лес в своём пёстром осеннем уборе. Отправилась Осень из леса в поля, в луга. Убрала с полей золотые хлеба, а в лугах душистые копны сена сметала в высокие, словно башни, стога.

Опустели поля и луга. Ещё шире, просторнее стали. И потянулись над ними в осеннем небе косяки перелётных птиц: журавлей, гусей, уток...

Листья золотые ковром покрыли замёрзшую землю. Ходит художница осень с ведёрком, а в ведёрке у неё золотая краска. В руках осени кисточка, из паутины сплетённая. Макнёт осень кисточку в ведёрко и красит, красит золотом кусты и деревья. Ёлки не хотят золотиться, колют нежные руки осени, рвут её платье, из тучки сшитое. Вот почему обходит их осень, и стоят ели зелёными всю зиму.

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца,

И Осень тихою вдовой

Вступает в пестрый терем свой.

И. Бунин

Эти стихи включены в книгу «Времена года. Стихи русских поэтов о природе».

Имена Жуковского и Пушкина, Тютчева и Фета, Некрасова и Есенина, Блока и Бунина являются гордостью русской поэзии. С необычайной лирической проникновенностью и любовью они описали красоту природы среднерусской полосы России, подчеркнув её неповторимую прелесть во все времена года, особенно - осенью. Они не только вводят читателей в чудесный мир природы - они учат любить и понимать её.

Блестящие прозаики Тургенев, Чехов, Толстой, Ушинский, Соколов-Микитов, Скребицкий, Пришвин, Паустовский описывают родную природу в сборнике «Времена года» так выразительно, такими сочными красками, что, читая их рассказы и миниатюры, словно переносишься сам то в раздольную степь, то в цветущий сад, то под прохладную сень летней рощи.


А как они описывают осень, мой юный друг!!!

«...Берёзы и клёны покрыла Осень лимонной желтизной. А листья осинок разрумянила, будто спелые яблоки. Стал осинник весь ярко-красный, весь как огонь горит.

Забрела Осень на лесную поляну. Стоит посреди неё столетний дуб-богатырь, стоит, густой листвой потряхивает. Могучего богатыря нужно в медную кованую броню одеть». Так вот и обрядила старика.

Глядит, а неподалёку, с краю поляны, густые, развесистые липы в кружок собрались, ветви вниз опустили. «Им больше всего подойдёт тяжёлый убор из золотой парчи».

Все деревья и даже кусты разукрасила Осень по-своему, по-осеннему: кого в жёлтый наряд, кого в ярко-красный... Одни только сосны да ели не знала она, как разукрасить. У них ведь на ветках не листья, а иглы, их и не разрисуешь. Пусть как были летом, так и останутся.

Вот и остались сосны да ели по-летнему тёмно-зелёными. И от этого ещё ярче, ещё наряднее сделался лес в своём пёстром осеннем уборе.

Отправилась Осень из леса в поля, в луга. Убрала с полей золотые хлеба, свезла на гумна, а в лугах душистые копны сена сметала в высокие, словно башни, стога.

Опустели поля и луга, ещё шире, просторнее стали. И потянулись над ними в осеннем небе косяки перелётных птиц: журавлей, гусей, уток... А там, глядишь, высоко-высоко, под самыми облаками, летят большие белоснежные птицы - лебеди; летят, машут крыльями, словно платками, шлют прощальный привет родным местам.

Улетают птицы в тёплые страны. А звери по-своему, по-звериному, к холодам готовятся.

Колючего ёжика Осень загоняет спать под ворох сучьев, барсука - в глубокую нору, медведю стелет постель из опавших листьев. А вот белочку учит сушить на сучьях грибы, собирать в дупло спелые орехи. Даже нарядную сизокрылую птицу - сойку заставила проказница Осень набрать полон рот желудей и запрятать их на полянке в мягкий зелёный мох.

Осенью каждая птица, каждый зверёк хлопочут, к зиме готовятся, некогда им даром время терять.

Спешит, торопится Осень, всё новые и новые краски находит она для своей картины. Серыми тучами покрывает небо. Смывает холодным дождём пёстрый убор листвы. И на тонкие телеграфные провода вдоль дороги, будто чёрные бусы на нитку, сажает она вереницу последних отлетающих ласточек.

Словно золотые монетки, заблестели на голых сучьях последние листья берёз. Ещё синее стала река, окаймлённая жёлтыми камышами, ещё прозрачней и шире - заречные дали, ещё бескрайней - просторы родной земли...».

Г. Скребицкий «Четыре художника»


Множество маленьких чудес видят глаза писателей, а их перо создаёт поэтическую прозу, полную замечательных образов.

Каждый писатель, как вдохновенный художник, рисует нам картины осени в её неизменной красоте.

В этих сборниках, дорогие ребята, Вы сможете найти не только стихи и рассказы об осени, но и отгадаете множество интересных загадок.


Я знаю, ребята, что Вы любите собирать гербарий, чтобы сохранить частичку летнего тепла и осенней красоты.

Это можно назвать подготовкой к созданию картины в технике осибаны.

Осибана, в некоторых случаях, это слово произносится как «ошибана», пришла к нам с далекого Востока, где она была известна уже много столетий назад. Осибану называют прессованной флористикой – то есть искусством создания картин из высушенных цветов и растений. Как и многие другие виды ручной работы, пришедшие к нам из Японии (например, оригами), осибана является очень хрупким предметом, красота которой мимолетна, недолговечна…. Впрочем, как и любая красота.


Искусством осибаны в далеком прошлом занимались исключительно самураи. Это может, на первый взгляд, показаться странным – настоящие мужчины, бесстрашные воины, и вдруг, делают картины из цветов. Воины-самураи, создавая панно, долгие часы проводили в особом состоянии, сходным с состоянием медитации. А затем, все те ощущения от единения с природой, от постижения гармонии окружающего мира, самураи переносили на полотна. При этом, пользовались они не красками, а высушенными цветами и растениями. И это не удивительно – по-настоящему рассказать о природе можно только без слов, и только с помощью самой природы…


Сейчас осибана – вновь на пике популярности, и интерес к ней не ослабевает уже на протяжении нескольких лет. При этом, попробовать свои силы в этом виде искусства может абсолютно каждый.

Работа над картинами в технике осибаны, не требует больших финансовых затрат. Почти все материалы, по крайней мере, на начальных этапах, можно найти у себя дома и на улице.

Итак, для работы над картиной, вам понадобятся:

-картон или плотная бумага

-рамочка со стеклом

-пинцет, с помощью которого детали будут приклеиваться

-маникюрные ножницы

-клей ПВА и кисточка для его нанесения

-высушенные цветы, растения, другие природные материалы

-в некоторых случаях могут понадобиться краски – если есть необходимость дорисовать какой-то элемент

чистом виде, в осибане применяются только растительные детали, но это не исключает возможность использования других декоративных элементов – перьев, пуха, и т.д.

Цели урока:

Познакомить учащихся с произведением Г.Скребицкого “Осень”, картиной И.Левитана “Золотая осень”;

Создать условия для формирования читательских умений при различных видах работы:

а) жужжащее чтение;

б) выборочное чтение;

в) чтение с целевой установкой;

г) чтение про себя;

Формировать специально читательские умения: правильно называть произведение, автора, жанр, тему;

Развивать интеллектуальные способности учащихся, самостоятельность, обогащать словарный запас;

Создать условия для положительной мотивации к учению посредством литературы и художественного творчества.

Оборудование:

1. Мультимедийный проектор, презентации.

2. Магнитофон, музыкальное произведение А. Вивальди "Осень".

3. Картина И. Левитана “Золотая осень”.

4.Наборы для моделирования.

5. Карточки контроля домашнего задания.

6. Карточки-листочки с произведениями об осени.

7. Краски, кисти, отдельные фрагменты художественного изображения произведения.

8. Разноцветные кленовые листья с фамилиями поэтов и писателей.

9. Учебник Л. А. Ефросинина “Литературное чтение”. 2 класс, 1 часть, рабочая тетрадь № 1.

Ход урока

1. Организационный момент.

Приветствие.

Эмоциональный настрой.

Сегодня у нас необычная встреча. Улыбнитесь друг другу. Пожалуйста, подарите свою улыбку мне. Ведь улыбка украшает человека, дарит всем настроение радости. Только это настроение нам понадобится сегодня для работы.

Поможет нам настроиться на рабочий лад это стихотворение:

Подарите каждому
По кусочку солнышка,
Пусть добром наполнятся
Души их до донышка.
И тогда увидите
Вы картины светлые,
Облака небесные,
Легкие, несмелые.

2. Актуализация знаний.

Понравилось вам стихотворение? Чем? Какое оно?

Как вы думаете, какая атмосфера будет царить сегодня на уроке?

3. Проверка домашнего задания (А.С. Пушкин “ Уж небо осенью дышало…”)

Ребята, сегодня вы проверите домашнее задание друг у друга с помощью таблицы (показ таблицы), которая есть у каждого.

У кого есть вопросы? Будьте объективны. Желаю вам успеха.

Итог проверки.

Оценку ученики делают словесно: "Например, Катя читала четко, соблюдала правильный тон. Обращала внимание на знаки препинания и выделяла их голосом, не сделала ни одной ошибки (или: допустила ошибку в произношении слова "скучная" [скучная], надо читать [скушная]".

Кто рассказал стихотворение без ошибок - молодцы. У кого были ошибки - постарайтесь в следующий раз исправить их.

4. Сообщение цели урока.

На сегодняшнем уроке мы продолжим знакомиться с произведениями о родной природе осенью, будем учиться определять жанры, работать с текстом.

Скажите, какие признаки осени вам известны?

5. Жужжащее чтение по карточкам - листочкам.

В нашем классе тоже листопад. У каждого из вас на парте лежит листочек. Прочитайте произведение на листике. Определите тему, жанр вашего произведения, назовите автора.

А) Самостоятельная работа учащихся.

Б) Проверка.

Одновременно с ответами уч-ся к стволу дерева на доске прикрепляются осенние листья, на которых указаны фамилии авторов, жанры произведений о родной природе.

В какое время года деревья имеют такой наряд?

6. Физминутка.

Мы - листочки, мы - листочки,
Мы - осенние листочки,
Мы на веточках сидели,
Ветер дунул, полетели - 2 раза
И на землю тихо сели… (Пауза)

Ветер снова набежал и листочки все поднял… (шшшш)

Какие звуки мы ещё слышим осенью? (Кап – кап – моросит дождик, у-у-у – завывает ветер, кур-кур – курлычут журавли, улетая на юг…)

7. Изучение нового материала.

Учитель: “Осень” - так называется произведение, с которым нам предстоит познакомиться.

А) Откройте учебники на стр.90, назовите автора нашего нового произведения.

Б) Знакомство с биографией Г.Скребицкого (рассказ подготовленного ученика).

В) Словарная работа (кованая броня, золотая парча, косяки перелётных птиц, копны сена, стога, осинник).

Г) Первичное восприятие текста (читает учитель).

Д) Проверка первичного восприятия:

Понравилось вам произведения? Чем?

О каком периоде осени говорит Скребицкий?

Реалистическая или сказочная картина изображена писателем? Каков жанр этого произведения? (Рассказ, хотя мы видим, что время года - осень представлена в образе живого существа)

Какой приём использует писатель, чтобы придать реальным событиям сказочность?

(В литературе такой приём называется “олицетворение”)

Какой вы представляете Художника – Осень? Опишите её.

8. Гимнастика для глаз.

Ваши глазки отдохните,
Под ресничками вздремните,
Раз, два, три, четыре, пять -
Пора глазки открывать.
Посмотрите влево, вправо,
Вверх и вниз, теперь вперёд,
Продолжаем наш урок.

9. Продолжение работы над произведением.

Повторное чтение с целевой установкой.

а) - Какие действия совершает Осень, как живое существо? (Дети читают текст по смысловым частям и подчёркивают слова)

б)- Какие деревья раскрасила Художник-Осень?

Каким цветом украсила Осень каждое из этих деревьев? Найдите слова, подтверждающие ответ в тексте.

Вывод: Очень ярко, красочно Г. Скребицкий описал в своём рассказе золотую осень. Осенняя пора вдохновляла не только писателей, но и художников, композиторов.

Для великого русского художника-пейзажиста Исаака Ильича Левитана осень была любимейшим временем года, ей он посвятил более ста картин.

в) Перед вами одна из картин Левитана “Золотая осень”.

Какие краски использовал художник, чтобы изобразить именно этот период осени?

Какие чувства вызывает у вас эта картина?

10. Творческая работа:

А) Художественное оформление произведения.

Б) Выборочное чтение.

Ребята, сейчас я предлагаю вам раскрасить рисунки, используя краски Художника-Осени, затем найти описание фрагмента вашего рисунка в тексте.

В) Работа по группам под музыку А.Вивальди “Осень”:

1 группа: работая в паре, раскрашивают иллюстрации на отдельных листах ватмана.

2 группа: каждый ученик индивидуально работает в тетради на стр. 46 № 2.

Проверка работ учащихся 1 группы: один ученик выходит к доске с рисунком, другой читает описание соответствующего фрагмента;

8. Подведение итогов, рефлексия.

Соединив отдельные фрагменты рисунков на ватманах (результаты работ учащихся первой группы), получилась полная иллюстрация рассказа Г. Скребицкого “Осень”.

Учитель: Конец октября. Впереди ноябрь. Поздняя осень. Листопадный дождь практически позади. Но пусть наш сегодняшний урок постоянно напоминает вам красоту золотой осени.

Продолжите предложения:

Сегодня на уроке мы….

Я доволен своей работой, потому что…

Я допустил ошибку…, но….

9. Домашнее задание:

Выразительное чтение рассказа с. 90-91,

В рабочей тетради с. 4 №1,

Иллюстрацию на тему: “Я рисую осень…”.

Светлана Гринина
Чтение художественной литературы «Осень» Г. Скребицкого

Задачи : способствовать формированию активного слухового контроля над содержанием произведения. Содействовать развитию фразовой речи и навыков составления распространенных ответов на вопросы, формированию грамматических обобщений и усвоение нормативного использования языка. Активизация и обогащение словарного запаса по теме.

Средства : иллюстрации с изображением осенних пейзажей , разноцветные листочки с разных деревьев (вырезанные из цветной бумаги, магнитофон с записью произведения Чайковского «Осень » , произведение «Осень » Г. Скребицкого , мяч средних размеров.

Виды деятельности : беседа, игра с мячом, игра с листочками (физкультминутка)

Ход образовательной ситуации.

Воспитатель : Ребята, посмотрите в окошко, как там красиво, деревья разноцветные стоят! Как вы думаете, почему?

Воспитатель : А хотите послушать рассказ про работу волшебницы – осени ?

Чтение рассказа Г . Скребицкого «Осень » .

Для своей работы Художник- Осень взяла самые яркие краски и прежде всего отправилась с ними в лес. Там и принялась за свою картину.

Берёзы и клёны покрыла Осень лимонной желтизной . А листья осинок разрумянила, будто спелые яблоки. Стал осинник весь ярко-красный, весь как огонь горит.

Забрела Осень на лесную поляну . Стоит посреди неё дуб-богатырь, стоит, густой листвой потряхивает.

«Могучего богатыря нужно в медную кованую броню одеть» . Так вот и обрядила старика.

Глядит – а неподалёку, с краю поляны, густые, развесистые липы в кружок собрались, ветви вниз опустили. «Им больше всего подойдёт тяжёлый убор из золотой парчи» .

Все деревья и даже кусты разукрасила Осень по-своему , по-осеннему : кого в жёлтый наряд, кого в ярко-красный. Одни только сосны да ели не знала она, как разукрасить. У них ведь на ветках не листья, а игры, их и не разрисуешь. Пусть как были летом, так и останутся.

Вот и остались сосны да ели по-летнему тёмно-зелёными. И от этого ещё наряднее сделался лес в своём пёстром осеннем уборе .

Отправилась Осень из леса в поля , в луга. Убрала с полей золотые хлеба, а в лугах душистые копны сена сметала в высокие, словно башни, стога.

Опустели поля и луга, ещё шире, просторнее стали. И потянулись над ними в осеннем небе косяки перелётных птиц : журавлей, гусей, уток. А там, глядишь, высоко-высоко, под самыми облаками, летят большие белоснежные птицы – лебеди, летят, машут крыльями, словно платками, шлет прощальный привет родным местам.

Улетают птицы в тёплые страны. А звери по-своему, по-звериному, к холодам готовятся.

Колючего ёжика Осень загоняет спать под ворох сучьев, барсука – в глубокую нору, медведю стелет постель из опавших листьев. А вот белочку учит сушить на сучьях грибы, собирать в дупло спелые орехи. Даже нарядную сизокрылую птицу-сойку заставила проказница Осень набрать полон рот желудей и запрятать их на полянке в мягкий зелёный мох.

Осенью каждая птица , каждый зверёк хлопочут; к зиме готовятся, некогда им даром время терять.

Спешит, торопится Осень ; всё новые и новые краски находит она для своей картины. Серыми тучами покрывает небо. Смывает холодным дождём пёстрый убор листьев. И на тонкие телеграфные провода вдоль дороги, будто чёрные бусы на нитку, сажает она вереницу последних отлетающих ласточек.

Невесёлая получилась картина. Но зато есть и в ней что-то хорошее. Довольна Осень своей работой .

Воспитатель : Понравился вам рассказ? О чем в нем говорится?

Вопросы детям :

Какими красками раскрасила осень деревья : березки, клены, дуб-богатырь?

На что стали похожи листья осинок?

С чем еще можно их сравнить?

Ребята, а как вы понимаете словосочетание «лимонная желтизна» ?

А сосны и ели осень в какой цвет красит ?

Как вы понимаете словосочетание «убор из золотой парчи» ?

Почему лебеди шлют прощальный привет?

Какие еще птицы улетают в дальние края?

Ребята, а почему воробьи улетают в теплые края?

Физкультминутка «Раз, два, три…»

На полу лежат листочки с разных деревьев. Под «Осеннюю » музыку дети бегают вокруг них, а когда музыка заканчивается, то выполняют просьбу воспитателя.

Раз-два-три! Красный лист бери!

Раз-два-три! Кленовый лист бери!

Раз-два-три! Осиновый лист бери!

Раз-два-три! Два листа бери!

Раз-два-три! Такой же, как у меня лист бери!

Раз-два-три! Ничего не бери!

Воспитатель : Ребята, а что из этого рассказа вам больше всего запомнилось?

Давайте попробуем его пересказать. Читаю еще раз.

Игра с мячом :

Нужно подобрать к объекту природы, который он назовет, «осенние » определения.

Осень какая ?

Небо какое? (Голубое или серое, чистое или облачное, хмурое.)

Дождик какой? (Мелкий, моросящий или сильный, теплый или холодный.)

Деревья какие? (Разноцветные, мокрые, голые.)

Трава какая?

Листья какие?

Погода какая?

А можно сказать, что погода вьюжная?

А можно сказать, что погода знойная?

Воспитатель : Ребята, а давайте подумаем, почему говорят «Волшебница Осень » ?

Литература .

1. Жуковская Р. И. Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста/ Сост. Р. А. Жуковская, Л. А. Пеньковская. – 5-е изд. Испр. - М.: Просвещение, 1993. – с. 399.

2. Ушакова О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста : учеб. -метод. Пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений/ О. С. Ушакова, Е. М. Струнина. – М.: Гуманитар. Изд. ВЛАДОС, 2008. – с. 287.

Публикации по теме:

Чтение художественной литературы как средство трудового воспитания «Можно жить и быть счастливым, не овладев математикой. Но нельзя быть счастливым, не умея читать. Тот, кому недоступно искусство чтения,.

Чтение художественной литературы с детьми среднего дошкольного возраста как вид деятельности в соответствии с ФГОС Чтение художественной литературы с детьми среднего дошкольного возраста как вид деятельности в соответствии с ФГОС. Общеизвестно воздействие.

Конспект НОД: чтение художественной литературы в старшей группе. Пересказ А. Н. Толстого «Ёж» Воспитатель: А. Б. Якимова. Образовательные области: - чтение художественной литературы - коммуникация - музыка - физическая культура.

Конспект НОД чтение художественной литературы «Волк и семеро козлят» во второй младшей группе Задачи: приобщать детей к миру народных сказок; способствовать созданию положительного эмоционального состояния, развитию выразительности.

Конспект НОД по «Чтение художественной литературы» (вторая младшая группа) Конспект НОД по «Чтение художественной литературы» 2-ая младшая группа. Цели: 1. Учить детей слушать короткое литературное произведение,.