Сергей васильевич герасимов. Можайский импрессионист сергей герасимов

Сергей Васильевич Герасимов

Многие искусствоведы отмечали, что большого мастерства Сергей Васильевич Герасимов достиг при выполнении своей знаменитой галереи крестьянских портретов. Для усиления характерности он выполнял тонкие, как бы бегущие мазки и мягкую, звучную, глубокую колористическую гамму.

Сергей Васильевич Герасимов родился в Можайске. В 1901 году в возрасте шестнадцати лет он приехал в Москву, сдал экзамены и был зачислен в Строгановское центральное художественно-промышленное училище. Проучившись в нем шесть лет, Герасимов поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, которое окончил в 1912 году.

После окончания училища Герасимов некоторое время брал уроки у К. А. Коровина и С. В. Иванова, которые оказали значительное влияние на формирование его художественной манеры.

Герасимов писал пейзажи, причем более всего его привлекала тема деревни. Довольно часто он изображал не просто природу, а сцены сельской жизни. Кроме этого, художник, откликаясь на политическую обстановку в стране, выполнил большое число картин на революционные и исторические сюжеты, а также иллюстраций к литературным произведениям.

С. В. Герасимов. «Клятва сибирских партизан», 1933, Русский музей, Санкт-Петербург

Среди его ранних жанровых работ можно отметить полотна «У телеги» (1906), «Можайские ряды» (1908). В этих произведениях Герасимов старался правдиво показать крестьянский характер.

На протяжении всей жизни Герасимов занимался преподавательской и общественной деятельностью. С 1912 по 1914 год преподавал живопись сначала в художественной школе при типографии Товарищества И. Д. Сытина, в 1918–1923 годах - в Государственной школе печатного дела ИЗО Наркомпроса при Первой образцовой типографии. В 1922–1925 годы он входил в объединение «Маковец», через год присоединился к Обществу московских художников, а с 1930 по 1932 год являлся членом Ассоциации художников революции.

С. В. Герасимов. «Мать партизана», 1943, вариант - 1949–1950, Третьяковская галерея, Москва

В 20–30-е годы Герасимов, вновь заинтересовавшись крестьянским характером, выполнил множество портретов («Фронтовик», 1926; «Пугачевец», 1927; «Портрет крестьянина (в шубе)», 1927; «Колхозный сторож», 1933 и др.). М. Чегодаева, внимательно изучив эту обширную галерею портретов, сделала вывод: «По сути, это уже не изображения отдельных индивидуальных лиц, пусть даже и типизированных, и обобщенных. Мужики Герасимова - это сам народ, поднявшийся, обретший силу».

С 1930 по 1936 год Герасимов работал в Московском полиграфическом институте, затем - в Московском государственном художественном институте им. В. И. Сурикова. В 1940 году ему было присвоено звание профессора.

Выполнив большую серию крестьянских портретов, Герасимов переключился на другие темы. В 30 - начале 40-х годов он написал несколько жанровых полотен: «Клятва сибирских партизан» (1933), «Колхозный праздник» (1937) и др.

В годы Второй мировой войны профессора и преподаватели института, в том числе и Герасимов, были эвакуированы в Самарканд. Там художник выполнил множество полотен, на которых запечатлел события тех дней. Среди них можно отметить картину «Мать партизана» (1943). Вот как описывает рождение этого произведения друг Герасимова, директор Московского института Л. Денисов: «…Сергей Васильевич был достаточно замкнут и даже скрытен, если речь заходила о его творческих планах. Он либо с присущим ему тонким юмором отшучивался, либо находчиво уходил от ответа. Но между нами… установились дружеские, доверительные отношения. Это позволило мне во всех подробностях наблюдать процесс работы над полотном - от первоначального этюда до окончательного варианта композиции. В 1942 году художник выполнил ряд подготовительных этюдов к картине „Мать партизана“. Замысел претерпевал существенные изменения в ходе работы. Так, вначале появилась небольшая композиция с зимним пейзажем (тогда в Самарканде неожиданно выпал снег). В этом варианте фигура немца была приземиста, откровенно жалка. Образ врага совпадал с определенным газетным стереотипом первых лет войны: дескать, русский мороз не по зубам фрицам, да и сами они ничтожны и смехотворны. От подобной карикатурности, недооценки силы врага автор вскоре отказался…»

В результате в законченном варианте картины зритель видит высокого, крепкого, молодого офицера, который со злостью и ненавистью смотрит на стоящую перед ним русскую женщину. Во всем ее облике чувствуется непреклонность и решительность.

Довольно легко можно представить, что происходило в деревне после того, как ее заняли немцы: они подожгли дома, убили немногих находящихся в деревне мужчин. Художник показал момент, когда немец выпытывает у крестьянки место, где находятся партизаны. Она в ответ не произносит ни слова - только, гордо подняв голову, без страха смотрит в глаза фашисту.

С. В. Герасимов. Иллюстрация к роману А. М. Горького «Дело Артамоновых», 1946–1954, Литературный музей, Москва

Первые зрители увидели картину сразу же после окончания работы над ней, в 1943 году. Многие коллеги и друзья художника, в том числе И. Э. Грабарь, отметили высокое мастерство автора. Однако через несколько лет появился второй вариант этой картины, в которой мастер заново переписал лицо крестьянки. Из-за этих изменений картина, по мнению Грабаря, в некоторой степени потеряла самобытность и выразительность.

После окончания Второй мировой войны Герасимов был назначен художественным руководителем, а через год - директором института. Он занимал должность директора в течение двух лет - с 1946 по 1948 год.

В 1950 году Герасимов стал руководителем факультета монументальной живописи Московского высшего художественно-промышленного училища (бывшего Строгановского). На этой должности он находился в течение 14 лет, до конца жизни.

К 1950-м годам относится окончание большого цикла иллюстраций к роману А. М. Горького «Дело Артамоновых». Художник начал работу над иллюстрациями вскоре после окончания войны, в 1946, а закончил в 1954 году. За свою работу мастер был награжден золотой медалью Всемирной выставки в 1958 году в Брюсселе. Остальные его работы также неоднократно награждались медалями и премиями.

Из книги Изобретение театра автора Розовский Марк Григорьевич

Из книги Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. автора Коллектив авторов

Из книги The Beatles. Антология автора

Из книги GAYs. Они изменили мир автора Дегтярева Виктория Анатольевна

Из книги Александр Абдулов. Необыкновенное чудо автора Соловьев Сергей Александрович

Из книги Тайный русский календарь. Главные даты автора Быков Дмитрий Львович

Из книги Антонио Гауди автора Бассегода Нонель Хуан

Из книги История импрессионизма автора Ревалд Джон

Из книги Анатолий Зверев в воспоминаниях современников автора Биографии и мемуары Коллектив авторов --

Из книги Мастера исторической живописи автора Ляхова Кристина Александровна

Эль Каприччио. 1883-1885 Эль Каприччио - «каприз» владельца плантаций на Кубе Максимо Диас де Кихано - спроектирован Гауди, но выполнен его сокурсником Кристобалом Касканте, который строил по соседству дворец маркиза Комильяс. Вытянутое в плане здание 15 х 36 м. расположено

Из книги Зодчие Санкт-Петербурга XVIII–XX веков автора Исаченко Валерий Григорьевич

1881–1885 ДАЛЬНЕЙШИЕ ВЫСТАВКИ И РАСХОЖДЕНИЕ МНЕНИЙ СМЕРТЬ МАНЕ СЁРА, СИНЬЯК И „САЛОН НЕЗАВИСИМЫХ" Наконец-то дела Дюран-Рюэля начали поправляться. Последствия кризиса 1873 года стали понемногу сглаживаться, торговля налаживалась. Во Франции началось усиленное строительство

Из книги Эпоха становления русской живописи автора Бутромеев Владимир Владимирович

СЕРГЕЙ БОРДАЧЕВ «Открытый миру» В 60-е годы я жил в старом центре Москвы, где на Мещанских улицах находились мастерские многих художников: Юрия Герасимова, Валентина Воробьёва и других. В одной из них я познакомился со Зверевым. Меня сразу поразило, как он работает. Писал он

Из книги 100 шедевров русских художников автора Евстратова Елена Николаевна

Сергей Васильевич Иванов (1864–1910) Незадолго до смерти Иванов вновь обратился к теме приезда иностранцев в Москву. Картина «Немец» (1910) выполнена в юмористическом ключе: горожане с чувством испуга или откровенной насмешки разглядывают гостей, одетых в нелепые и странные

Из книги автора

Сергей Евдокимов С.И. ЕвдокимовЭтот рассказ я начинаю с особым душевным волнением. Сергей Иванович Евдокимов – один из самых талантливых зодчих послевоенного времени, дорогой очень многим, знавшим его. Его нет с нами уже более 30 лет, но само имя мастера рождает множество

Из книги автора

Иван Фомич Хруцкий 1810–1885 Хруцкий родился в местечке Улла Лепельского уезда Витебской области в семье униатского (греко-католического) священника Фомы Ивановича Хруцкого. Он окончил в Полоцком лицее факультет «свободных искусств» и уехал в Петербург, где как

Из книги автора

Ларионов Михаил Федорович (1881–1964) Отдыхающий солдат Ларионов соединяет стилевые особенности народного примитива с изысканностью колорита традиционной французской живописи. Молодой солдат отдыхает от тягот службы: лихо подбоченившись, он разлегся у забора, покуривая

Сергей Васильевич Герасимов (1885-1964) – выдающийся российский и советский художник. Кроме того он известен как первый секретарь Правления Союза художников СССР, директор МГХИ им. В.И. Сурикова и доктор искусствоведения. Его звания и регалии составили бы честь любому другому художнику нашей страны. В 1947 году Сергей Васильевич стал Академиком АХ СССР, в 1958 − Народным художником СССР, а посмертно, в 1966 году – Лауреатом Ленинской премии. Он иллюстрировал произведения великих писателей Горького и Некрасова. Герасимова считают российским импрессионистом и социалистическим реалистом.

Сергей Герасимов родился в Можайске в 1885 году, живописи обучался в московском Строгановском художественно-промышленном училище и в Училище живописи, ваяния и зодчества. В возрасте 30-ти лет художник построил себе дом-мастерскую в родном городе. Сергей Васильевич трепетно относился к родному краю и изображал его на своих полотнах.

Например, стоит отметить картину «Вечер в Можайске, 1959». Она написана в явных традициях и постимпрессионизма (чем-то даже напоминает полотна ).



Теплые тона палитры передают очарование вечера в провинции, розовые воздушные облака цепляют своей радужностью и покоем. На картине на первый план выходит природа, зеленые роскошные деревья. Домики же на заднем плане изображены крайне схематично, словно уступая все лавры красоте природы. Казалось бы, довольно схематичное полотно, но сколько в нем атмосферности, настроения и тепла!

Воспевая красоту родины, Сергей Васильевич продолжал творческие традиции А.К. Саврасова, . Отличительной чертой его картин была лиричность. Говорят, что они передают широту и доброту русской души.

Две из картин Сергея Васильевича находятся сейчас в . Это «Лёд прошёл, 1945» и «Крестьянский праздник, 1937».

«Лёд прошёл» − полотно размером 76 на 103,6 см, написанное маслом на холсте и приобретенное у автора в 1947 году.



Сюжет картины незатейлив, на ней снова изображен небольшой фрагмент природы. Стволы берез возле водоема перекликаются по цветовой гамме с серо-белым небом, блекло-охрые тона, в которых изображена земля очень явственно дают нам прочувствовать то самое время года, когда лёд уже растаял, а весна не наступила. Картину можно назвать холодной и тёплой одновременно: в ней ещё звучит серость и скука зимы, но уже слышна небольшая надежда на весну. Особенно ценна эта работа тем, что Герасимову удалось крайне реалистично, несмотря на расплывчатый импрессионистский мазок «сделать фотографию» родного края.

Кстати, есть у Сергея Васильевича и другая картина на эту тему, «Весна, Март». Она также очень интересна своей схематичностью.



Ветви деревьев прописаны быстрыми чёткими мазками, словно их начертили острой иглой. И небо… Какое потрясающее на этом полотне весенне-воздушное небо! Каждый житель России взглянув на эту картину скажет, что художник смог поймать то самое ощущение весны в марте.

Но вернёмся к коллекции «Третьяковки». Вторая картина, хранящаяся в галерее, это «Крестьянский праздник, 1937». На картине запечатлен момент из жизни простого народа: стол буквой «Г» с пирогами и букетом скромных полевых цветов на нем, ящик с вином и красивые, крепкие люди с открытыми лицами. Отдельного внимания заслуживает цветовая палитра, блики и отсветы на холсте.



«Крестьянский праздник» считается программным советским произведением, многие художники нашей страны впоследствии писали картины на похожие сюжеты.

На многих полотнах художника изображены революция и война, по ним можно практически изучать как историю нашей страны, так и быт простого народа. Например, картина на военную тему «Мать партизана, 1943». На ней изображена женщина, сына которой ведут на расстрел. Босоногая крестьянка бесстрашно преградила путь немецкому солдату. В ее глазах мучительная боль, мать понимает, что сына убьют. Но она мужественно встречает горе и не уступает дорогу фашисту. Картина символизирует несгибаемость русского духа перед лицом беды.

Другая картина на тему борьбы русского народа в годы Гражданской войны называется «Клятва сибирских партизан, 1933». В центре картины красный флаг – символ «красных партизан». Эта война (1917−1922) была одной из главных тем советских живописцев даже по прошествии десятилетия. На картине Сергей Герасимов написал толпу людей с винтовками и перекошенными лицами, и гроб, над которым держат красный флаг. Лица людей вновь прописаны довольно схематично, в духе импрессионизма, но эта схематичность прекрасным образом передает эмоции, испытываемые героями картины.

Сергей Васильевич Герасимов удостоен множества наград. Его картины сейчас находятся в Третьяковской галерее, Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге, Институте Русского реалистического искусства в Москве, Таганрогском художественном музее, Красноярском государственном художественном музее имени Сурикова. Похоронен Сергей Васильевич на Новодевичьем кладбище в Москве.

Герасимов Сергей Васильевич

Sergei Gerasimov

(1885 - 1964)

Одаренный живописец и график, мастер книжной иллюстрации, прирожденный педагог, С. В. Герасимов успешно реализовал свой талант во всех этих сферах творчества.

Художественное образование он получил в СХПУ (1901-07), затем в МУЖВЗ (1907-12), где учился у К. А. Коровина и С. В. Иванова. В молодости Герасимов отдавал предпочтение акварели и именно в этой тонкой технике вырабатывал свойственную его произведениям изысканную колористическую гамму с серебристо-жемчужными переливами свободных, легких мазков.

Наряду с портретами и пейзажами часто обращался к мотивам народного быта, но не повествование и не этнографические подробности привлекали здесь художника, а сама стихия сельской и провинциальной городской жизни ("У телеги", 1906; "Можайские ряды", 1908; "Свадебные в трактире", 1909).

В рисунках, литографиях, гравюрах начала 1920-х гг. (серия "Мужики") художник искал более острого, драматически напряженного выражения крестьянских характеров. Эти поиски отчасти продолжились и в живописи: "Фронтовик" (1926), "Колхозный сторож" (1933). Герасимов - лирик по натуре, изысканный пейзажист.

Его высшие достижения - в небольших натурных этюдах русской природы. Они замечательны своей поэтичностью, тонким ощущением жизни, гармонией и свежестью колорита ("Зима", 1939; "Лед прошел", 1945; "Весеннее утро", 1953; серия "Можайские пейзажи", 1950-е, и др.). Между тем по принятой в его время официальной иерархии жанров полноценным произведением живописи считалась картина с развернутым и идеологически выдержанным сюжетом. Но такие картины в известной мере удавались Герасимову лишь тогда, когда он и в них мог передать лирическое состояние, объединяющую поэтичность природной среды: "На Волхове. Рыбаки" (1928-30), "Колхозный праздник" (1937).

Попытки же передать драматические ситуации оказывались не слишком убедительными ("Клятва сибирских партизан", 1933; "Мать партизана", 1947). Среди графических работ художника наибольшую известность приобрели иллюстрации к поэме Н. А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо" (1933-36) и к роману М. Горького "Дело Артамоновых" (1939-54; за них Герасимов награжден золотой медалью Всемирной выставки 1958 г. в Брюсселе).

С молодых лет и на протяжении всего творческого пути Герасимов увлеченно занимался преподаванием: в художественной школе при типографии Товарищества И. Д. Сытина (1912-14), в Государственной школе печатного дела при Наркомпросе (1918-23), во Вхутемасе - Вхутеине (1920-29), Московском полиграфическом институте (1930-36), МГХИ (1937-50), МВХПУ (1950-64). В 1956 г. ему присуждена ученая степень доктора искусствоведения.

_______________________

Сидят в центре: С.В.Герасимов и В.А.Фаворский. 1930-е гг.

Известный советский художник Сергей Васильевич Герасимов родился 26 сентября 1885 года в Можайске. Его отец был кустарем-кожевником, но с интересом относился к искусству и поощрял стремление к живописи детей.

Уже став маститым художником, Герасимов писал о своих детских годах: «Как ни странно, но вспоминаю, что среди нужды, забот, хлопот в семье была какая-то атмосфера интереса к искусству; видимо, она исходила от отца, человека начитанного, хотя учившегося у дьячка всего три-четыре месяца. В семье выписывалась Нива, она не сходила со стола в осенние и зимние вечера. Все сидели за большой лампой, кто работал, кто готовил уроки, кто рисовал. Мы все, нас было четыре брата, рисовали. Синий карандаш и какая-то акварель в деревянных ящичках почти никогда не переводились».

Еще в детстве Сергей Герасимов решил, что обязательно станет художником. Путь к воплощению мечты для него начался на пятнадцатом году жизни, когда он приехал в Москву и поступать в Строгановское училище на декоративное отделение. Занимался старательно и уже с 1905 года начал выставлять свои еще по-ученически наивные работы на местных выставках. Окончив в 1907 году Строгановку, сразу же поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.

Будущему художнику повезло с учителями и наставниками. Он занимался у прекрасных живописцев К.А. Коровина, С.В. Иванова, В.А. Серова и А.Е. Архипова. В 1911 году, получив по выпуску из училища звание художника первой степени, Сергей Герасимов с упоением отдался любимому занятию. Кроме занятий живописью он пробует силы и в преподавании, ведет занятия в художественной школе при типографии И.Д. Сытина.

Накопив немного денег, отправился путешествовать по стране, стремясь лучше понять и почувствовать жизнь простого народа, чтобы сделать его героем своих полотен. Об этом периоде своей жизни он позднее вспоминал: «Для более широкого ознакомления с жизнью русского крестьянина я ездил несколько раз в Новгород, Псков, Ростов, Суздаль, Владимир, по деревням Вологодской и Архангельской губерний». Результатом поездок стали картины «Три крестьянина», «Обед», «Кожевники», масса этюдов и набросков, на основе которых художник собирался написать еще несколько полотен. Но творческие планы пришлось отложить на неопределенное время, началась Первая мировая война.

В 1914 году Сергея Герасимова призвали в армию и отправили на фронт. Рядовому солдату было не до альбомов и этюдников, шла тяжелая война, когда яростные атаки сменялись тяжелыми отступлениями. В 1917 году, когда фронты стали разваливаться, художник вернулся в Москву и сразу же окунулся в художественную жизнь. Теперь от кистей и красок его отрывали только заботы о хлебе насущном, так как живописью в тот период прокормиться было практически невозможно. Герасимов писал лозунги и плакаты, оформлял митинги и массовые мероприятия. А «для души» писал небольшие картины, пейзажи и портреты.

Работы Герасимова начинают появляться на выставках. Вместе с коллегами по творчеству он ищет новые пути в искусстве, участвует в художественных объединениях «Московский салон», «Мир искусства», «Маковец», но от реалистической живописи отказываться не спешит. На суд зрителей он представляет незамысловатые по сюжету картины и портреты, на которых отражает жизнь простых людей, с их тяжелым повседневным трудом и редкими праздниками: «Крестьянин», «За столом», «Крестьянка с петухом», «Фронтовик», «Сельсовет», «На Волхове. Рыбаки».

Художника интересует не только живопись, он пробует свои силы в рисунке, гравюре, литографии. Как и в довоенный период, продолжает преподавать, ведет занятия в Государственной школе печатного дела при Первой образцовой типографии и Вхутемасе. В 1931 году получает звание профессора. На выставках появляются его крупные полотна, идеологически выдержанные в духе времени: «Клятва сибирских партизан», «В.И. Ленин на втором съезде Советов среди делегатов-крестьян», «Колхозный праздник». Событием в художественной жизни эти работы не стали, чувствовалось, что создавались они без вдохновения. Но и не писать подобных полотен он, наверное, не мог, так как уже в начале 30-х годов прочно вошел в обойму обласканных властью мастеров, от которых ждали именно таких соцреалистических работ.

Пожалуй, единственной работой, которая по настоящему потрясла зрителей, стала написанная в годы войны картина «Мать партизана». На полотне крупным планом изображены только две фигуры: русская крестьянка, сына которой ведут на расстрел, и эсэсовец, которому не по силам сломить дух простой русской женщины. В 1958 году картина вместе с еще несколькими работами Герасимова экспонировалась на Международной выставке в Брюсселе, где художник был награжден золотой медалью.

Так уж сложилось, что эпические полотна Герасимова как-то затеняли его пейзажи, отодвигая их на второй план. А ведь он был признанным пейзажистом, тонким лириком, понимающим и умеющим отразить на полотне неброскую красоту родной земли. Но от академика живописи, заслуженного деятеля искусств РСФСР, а затем и народного художника СССР ждали именно помпезных работ, воспевающих успехи социалистического строительства, именно о них с должным восторгом писали критики, именно их репродукции печатали в различных изданиях.

Время расставило все по своим местам. Из крупных полотен, если и вспоминают, причем вполне заслуженно, только «Мать партизана», а вот пейзажи Герасимова пользуются неизменной популярностью. Кстати, именно поэтичность пейзажей мастера всегда отмечали коллеги по творчеству. Так, художник П.Д. Корин писал о Герасимове: «Сергей Васильевич был художником очень национальным, очень русским. Он вырос среди полей и лесов Можайска, древнего города, где неподалеку лежит гордое и светлое поле Бородино. С детства родная природа - первая зелень на лугах, весеннее половодье, черные облетевшие дубы, ручей, пробивающийся среди корневищ, - очаровывала его душу. Не забыть, каким светлым, радостным, жизнеутверждающим гимном прелести родной природы была ивушка Сергея Герасимова, цветущая в серый день под весенним небом. Так увидеть и почувствовать поэзию пробуждающейся земли мог только художник-поэт».

О том, что именно к пейзажной живописи лежит у него душа, признавался и сам мастер: «Очень люблю пейзаж и пишу его при всяком удобном случае». Кстати, и власть вынуждена была признать Герасимова как мастера пейзажа. В 1966 году (посмертно) ему была присуждена Ленинская премия за серию картин «Земля русская», в которую вошли 8 полотен. Среди них только одно, «За власть Советов», героико-эпической направленности, остальные же все пейзажи: «Ранняя весна», «Последний снег», «Летний день», «Паводок», «Можайск. Вечер», «Пейзаж с рекой», «Снег сошел».

Особо стоит отметить в творчестве мастера книжную графику. Сергеем Васильевичем Герасимовым созданы иллюстрации ко многим произведениям отечественных писателей, в том числе А.С. Пушкина (Капитанская дочка) Н.А. Некрасова (Кому на Руси жить хорошо), А.Н. Островского (Гроза), М. Горького (Дело Артамоновых). Художник в своих акварелях тонко передает дух давно ушедшего времени, словно сам был свидетелем тех событий. Его работы по праву считают шедеврами книжной иллюстрации.

Сергей Васильевич Герасимов ушел из жизни 20 апреля 1964 года. Но остались его ученики и его картины. Интерес к творчеству мастера не уменьшается, продолжают издаваться альбомы с репродукциями его картин, проходят персональные выставки. Его полотна украшают крупнейшие музеи и картинные галереи России. На его родине в Можайске создан музей художника, в котором всегда много посетителей.

Владимир Рогоза
Интернет-журнал вопросов и ответов "ШколаЖизни.ру"

_________________________

Сергей Васильевич Герасимов (из книги А.БЕРЕЗИНА «Вороново. Художественная галерея». 1978 г.)

Действительный член Академии художеств СССр, народный художник СССр, лауреат Ленинской премии С.В.Герасимов (1885-1964) родился в г. Можайске Московской области.

«Учился я, - писал в своем автобиографическом очерке художник, - в сельской школе и городском училице. Пятнадцати лет приехал в Москву и поступил в Строгановское училице. Здесь, в связи с курсом русской словесности, читая русские былины, почувствовал, что больше всего люблю русское искусство и рускую историю. Я увлекался Васнецовым, Нестеровым. Очень хорошо вспоминаю Строгановское училице. Там преподавали С.В.Иванов, К.А.Коови, А.М.Корин и другие».

В 1907 году Герасимов заканчивает декоративное отделение Строгановского центрального художественно-промышленного училища и поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где учится до 1911 года.

Вначале Герасимов выступал с произведениями, исполненными акварелью. «Первое время и довольно долго потом, - вспоминал далее художник, - я работал главным образом мкварелью. Мужской портрет на выставке 1911-1912 года также исполнен в этой технике. Масляная живопись мне далась не сразу, а в результате больших усилий». Однако и каварельная живопись Рерасимова выделяется богатством колорита, точностью рисунка, контрастными живописными отношениями. В его ранних акварелях было много жанровых сцен, в которых выведена целая галерея человеческих характеров. Насыщенные звучными красками, неожиданными колористическими находками, эти ранние работы Герасимова пленяют своим высоким мастерством.

Творчество Герасимова отмечено широтой и разнообразием. Великоланый мастер тематической картины и портрета, он был выдающимся советстким пейзажистом. Пейзажи Герасимова неизменно отличаются высокими художественными достоинствами, богатством цвета и большой лирической задушевностью. Об искусстве Сергея Васильевича прекрасно сказал другой замечательный советский художник П.Д.Корин: «Сергей Васильевич был художником очень национальным, очень русским. Он вырос среди полей и лесов Можайска, древнего города, где неподалеку лежит гордое и светлое пле Бородино.

С детства родная природа - первая зелень на лугах, весеннее половодье, черные облетевшие дубы, ручей, пробивающийся среди корневищ, - очаровывала его душу. Не забыть, каким светлым, радостным, жизнеутверждающим гимном прелести родной природы была ивушка Сергея Герасимова, цветущая в серый день над весенним небом. Так увидеть и почувствовать поэзию пробуждающейся земли мог только хожодник-поэт». С.В.Герасимов писал все времена года, но больше всего он любил раннюю весну, здесь с особенным блеском проявился его дар великолепного колориста. С.В.Герасимов был прекрасным книжным иллюстратором. Его рисунки к «Капитанской дочке» Пушкина, к поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», к «Делу Артамоновых» Горького и к «Грозе» Островского вошли в золотой фонд советского графического искусства.

Разнообразие творческих интересов Герасимова особенно отчетливо обнаруживаешь, кгода знакомишься с его тематическими композициями. Этот выдающийся художник жил интересами своей страны, он стремился идти в ногу со временем, хотел, чтобы его искусство служило народу. Это стремление проявилось у него с первых же дней после победы Великого Октября. Герасимов с открытой душой принял Советскую власть и немедленно принялся за работу, необходимую новому времени. В первые же месяцы после Октября он принял деятельное участие в работе отдела изобразительных искусств Наркомпроса, в организации художественного образования и в оформлении революционных празднеств.

Великий праздник - 7 ноября 1918 года - прошел в необычайно торжественной обстановке. «Октябрьские дня первой годовщины были одними из наисчастливейших дней в жизни Ильича», - вспоминала Н.К.Крупская. В праздничном оформлении улиц, площадей и домов приняли участие лучшие художественные силы страны: Б.Кустодиев, С.Герасимов, Н.Касаткин, Е.Чепцов, И.Бродский и многие другие. С.В.Герасимов написал огромное панно «Хозяин земли», изображавшее крестьянина с красным знаменем в руках. Панно было размещено на фасаде здания бывшей городской думы (ныне в нем находится центральный музей им. Ленина).

В первое послереволюционное десятилетие Герасимов создает цикл композиций, в которых показывает своего современника, образы, созвучные героическому духу времени. «За столом», «Три крестьянина», «Крестьянин в шапке», «Крестьянка с петухом», «Фронтовик», «Рыбаки на Волхове» и другие произведения такого же характера запечатлели острый интерес к началам новой жизни в деревне, новое понимание им образа крестьянина.

В 1933 году Герасимов выставил картину «Клятва сибирских партизан» и портрет «Колхозный сторож». Обе эти работы выдвинули художника в ряд лучших мастеров советсткой живописи. «Клятва сибирских раптизан» - выдающееся произведение, воплощающее героический дух советского народа, проявившийся в годы гражданской войны. С какой убежденностью и величавой торжественностью произносит свое прощальное слово командир отряда у грода погибшего бойца! Как взволнованно-суровы в этот трагический момент партизаны, решившие до последнейф капли крови бороться за утверждение новых, коммунистических идеалов!

«Клятва сибирских партизан» справедливо считается лучшей историко-революционной картиной Герасимова. Сам художник не раз говорил, что главную свою творческую задачу он видит в создании картин со сложным композиционным и образным строем. Значительными работами явились также картины «В.И.Ленин на II съезде Советов среди делегатов-крестьян» (1935-1936), «Колхозный праздник» (1937), и «За власть Советов» (1957)…

С.В.Герасимов - блистательный мастер светлой, солнецной живописи. Сколько в его «Колхозном празднике» света, воздушного простора, ощущения большого радостного, истинно народного праздника» Примечательно, что все тематические картины Герасимова, как и большинство его портретов, изображают крестьян. Знакот руской деревни посвятил свое искусство красоте человека крестьянского труда. В тяжелые годы Отечественной войны С.В.Герасимов создает свою значенитую гартину «Мать партизана» (1943).

На холсте - две противостоящие друг другу фигуры, две противоборствудщие идейные силы: пожилая руская крестьянка и эсэсовец. Женщина-мать - олицетворение мужественного и свободолюбивого народа. Огромная выразительность в раскрытии психологического состояния образа ставит эту картину в один ряд с лучшими созданиями современной живописи.

Интенсивно работает художник и в послевоенные годы. Появляется серия тонких по живописи, лирических по настрою пейзажей: «Последний снег» (1954), «Первая зелень» (1954), «Сирень в цвету» (1955), «Пейзаж с речкой» (1959) и многие другие картины. С.В.Герасимов вел большую общественную и педагогическую работу, он был в разное время профессором высших зудожественных учебных заведений Москвы, председателем правления Московской организации художников, первым секретарем правления Союза художников СССР. В 1963 году он был депутатом Верховного Совета РСФСР. «Сергей Васильевич Герасимов, - сказала о нем народный художник СССР Е.Ф.Белашова, - это восесть нашего искусства, это наша творческая жизнь, наша энергия, наша ответственность перед народом и перед самим собой».

В 1966 году (посмертно) С.В.Герасимову было присвоено почетное звание лауреата Ленинской премии за серию картин «Земля русская», в которую вошли вледующие работы: «Ранняя весна» (1952), «Послениний снег» (1954), «За власть Советов» (1957), «Летниц день» (1957), «Паводок» (1957), «Можайск.Вечер» (1959), «Пейзаж с рекой» (1959), «Снег сошел» (1963).

Из рукописи:

Нюренберг, Амшей Маркович (1887-1979). Одесса-Париж-Москва. Воспоминания художника.
Герасимов
Как-то в беседе с Кончаловским, когда он был в ударе и о художниках говорил ярко и остро, я спросил его:
— Петр Петрович, как вы относитесь к Сергею Герасимову?
Он сказал:
— Хорош. Художник талантливый. Но, по-моему, часто подпадает под влияние других.
— А кто не подпадал под влияние других? Вспомните фразу Пуссена: «Я никогда, никем и ничем не пренебрегал …» Вспомните Эдуарда Мане и Клода Моне, Сурикова.
— Видите ли, — ответил Кончаловский, — есть влияние, имеющее учительское значение, и есть влияние, ведущее к эклектизму, к эпигонству.
— А какое, по-вашему, наблюдается влияние в творчестве у Сергея Герасимова?
Подумав, Кончаловский твердо ответил:
— Учительское.

Как и Кончаловский, Сергей Герасимов в молодые годы испытал большое влияние своего учителя Коровина и мечтал освободиться от этого влияния. В десятые годы нашего века слава Коровина была очень велика. Он был первым художником, познакомившим русского зрителя с техникой импрессионизма. Яркие, густые и звучные краски, темпераментно брошенные на холст, казались небывалым явлением. Естественно, что многие начинающие художники и в том числе Кончаловский и Герасимов увлекались живописью Коровина.

Однако, путь следования за учителем оказался медленным. Не всем ученикам был близок тот декоративный и бравурный стиль, которым отличался Коровин. Сергей Герасимов мечтал о строгой станковой живописи и новых средствах выражения.

Знакомство его со Щукинской коллекцией, где находились полотна знаменитых импрессионистов, произвело на него сильное впечатление. Особенно нравился ему Сислей с его лирическими пейзажами. В этом офранцуженном англичанине Сергей Герасимов почувствовал много близкого и родственного. Ту же склонность к поэзии и к мягким гармоничным цветовым отношениям можно наблюдать и в его собственных работах.

Акварельность колорита в картинах Сислея особенно привлекала Сергея Герасимова. Он и сам всю жизнь работал в акварели. Любил ее и, как никто у нас, умел ею владеть. Изучив импрессионистскую технику, Сергей Герасимов много работал над ее освоением и созданием своего собственного стиля.

В его работах 30-х годов появляются черты зрелого мастерства. Исчезают коровинские ловкие мазки, упрощенные цветовые отношения, повышается вкус. И самое ценное, что в этих вещах мы уже видим его личную, им выношенную поэзию.

Сергей Герасимов в эту пору создает ряд интересных композиционных картин и большую серию великолепных пейзажей.

После Левитана русскую природу писали многие талантливые пейзажисты: Крымов, Переплетчиков, Юон, Жуковский, Рылов. Но никто из них не сумел так вдохновенно, выразительно и так поэтично передать ее. В их работах не всегда ощущалась современность. Недооценивая новаторские, импрессионистские приемы, они как бы отставали от современности.

Сергей Герасимов не боялся влияния импрессионизма и изучал творчество Моне и Сислея без предубеждения.

Герасимов — импрессионист, «но только с русской душой».

Сергей Герасимов любил северный русский пейзаж с тихими речками, далекими синеющими лесами и холодновато голубым небом. Он хорошо знал этот пейзаж и мог его написать, не пользуясь натурой, по памяти. Дома у Герасимова висел замечательный портрет профессора Езерского, кисти Сурикова. Показывая мне его, Сергей Васильевич сказал:

— Вот поглядите, как портрет написан. Я его берегу как реликвию. Всегда учусь у Сурикова, как писать! Это мой постоянный учитель и советник. Обратите внимание — какая во всем чувствуется сила! Мужская рука!

Внимательно разглядывая на выставках картины и портреты Герасимова, я всегда вспоминал этот блестящий, редкой выразительности и красоты суриковский портрет, которым так часто и счастливо вдохновлялся художник.

Герасимов Сергей Васильевич (1885-1964)

Одаренный живописец и график, мастер книжной иллюстрации, прирожденный педагог, С. В. Герасимов успешно реализовал свой талант во всех этих сферах творчества.

Художественное образование он получил в СХПУ (1901-07), затем в МУЖВЗ (1907-12), где учился у К. А. Коровина и С. В. Иванова . В молодости Герасимов отдавал предпочтение акварели и именно в этой тонкой технике вырабатывал свойственную его произведениям изысканную колористическую гамму с серебристо-жемчужными переливами свободных, легких мазков.

Наряду с портретами и пейзажами часто обращался к мотивам народного быта, но не повествование и не этнографические подробности привлекали здесь художника, а сама стихия сельской и провинциальной городской жизни ("У телеги", 1906; "Можайские ряды", 1908; "Свадебные в трактире", 1909).

В рисунках, литографиях, гравюрах начала 1920-х гг. (серия "Мужики") художник искал более острого, драматически напряженного выражения крестьянских характеров. Эти поиски отчасти продолжились и в живописи: "Фронтовик" (1926), "Колхозный сторож" (1933). Герасимов - лирик по натуре, изысканный пейзажист.

Его высшие достижения - в небольших натурных этюдах русской природы. Они замечательны своей поэтичностью, тонким ощущением жизни, гармонией и свежестью колорита ("Зима", 1939; "Лед прошел", 1945; "Весеннее утро", 1953; серия "Можайские пейзажи", 1950-е, и др.). Между тем по принятой в его время официальной иерархии жанров полноценным произведением живописи считалась картина с развернутым и идеологически выдержанным сюжетом. Но такие картины в известной мере удавались Герасимову лишь тогда, когда он и в них мог передать лирическое состояние, объединяющую поэтичность природной среды: "На Волхове. Рыбаки" (1928-30), "Колхозный праздник" (1937).
Попытки же передать драматические ситуации оказывались не слишком убедительными ("Клятва сибирских партизан", 1933; "Мать партизана", 1947). Среди графических работ художника наибольшую известность приобрели иллюстрации к поэме Н. А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо" (1933-36) и к роману М. Горького "Дело Артамоновых" (1939-54; за них Герасимов награжден золотой медалью Всемирной выставки 1958 г. в Брюсселе).

С молодых лет и на протяжении всего творческого пути Герасимов увлеченно занимался преподаванием: в художественной школе при типографии Товарищества И. Д. Сытина (1912-14), в Государственной школе печатного дела при Наркомпросе (1918-23), во Вхутемасе - Вхутеине (1920-29), Московском полиграфическом институте (1930-36), МГХИ (1937-50), МВХПУ (1950-64). В 1956 г. ему присуждена ученая степень доктора искусствоведения.

Коллекция работ замечательного русского художника, классика советского искусства Сергея Васильевича Герасимова отличается монографической полнотой и благодаря своему высокому художественному качеству пользуется заслуженным авторитетом у нас в стране и за рубежом. Широко представлены различные стороны многогранного таланта Герасимова, и каждый этап творческого развития отражен характерными образцами. Целый ряд произведений является гордостью отечественной культуры. Творчество Герасимова советского периода по праву считается программным, ярко выразившим наиболее плодотворные тенденции социалистического реализма.

Все работы Герасимова - будь то крупноформатная сюжетно - тематическая картина или небольшой живописный этюд, станковая графическая композиция или книжная иллюстрация - узнаются сразу же, с первого взгляда, свидетельствуя о его художественной самобытности, о неповторимости сделанного в искусстве. В них выражен - и выражен талантливо - духовный и эстетический идеал эпохи, в которой жил художник.

Собрание произведений Герасимова может поведать о разностороннем интересе художника к окружающему миру, о передаче как драматических, так и гармоничных сторон бытия. Герасимова отличало пристальное внимание к жизни людей и природы, к жизни отдельного человека и явлениям широкого общественного звучания, к «малому» и значительному.

Становление творческой индивидуальности Герасимова проходило в период калейдоскопической смены различных художественных направлений, в пору интенсивного экспериментаторства и напряженных идейных стычек противоборствующих группировок, школ и эфемерных школок. Молодого художника не увлек водоворот максималистских установок многочисленных авангардистских течений. Он остался верен эстетическим заветам реалистической школы русской живописи. Этому способствовали уроки, полученные им у С.В. Иванова, К.А. Коровина , В.А. Серова , А.Е. Архипова, Л.О. Пастернака во время учебы сначала в Строгановском центральном художественно - промышленном училище (1901 - 1907), а затем в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1907-1911).

Третьяковская галерея располагает двумя живописными произведениями художника, исполненными в дореволюционный период творчества. Основной же массив его работ этого времени в галерее составляет графика. Такая диспропорция объясняется не пробелом в собрании, а скорее тем предпочтением, которое Герасимов отдавал тогда графическим техникам, а точнее - акварели. Он и звание художника получил в 1912 году за акварельный лист - «Мужской портрет. Портрет книгоиздателя и просветителя И.Д. Сытина ».

Наиболее напряженно и эффективно молодой Герасимов работал в 1905 - 1913 годах. Акварели тех лет позволяют говорить о его ранней творческой зрелости; уже тогда он сложился как незаурядный художник, нашел свои темы и свою особую интонацию в искусстве. Его работы свидетельствуют о тонкой наблюдательности, об умении живо и убедительно передавать свои впечатления. В таких листах, как «» (1906), «» (1909), «» (1913) и многих других, Герасимов вполне овладел искусством «стирать случайные черты» с изображаемого мотива и выявлять в нем поэтическую суть.

Характер отбора жизненного материала и камерная природа образов в ранних произведениях говорят о тяготении художника к лирическому искусству. Он целеустремленно разрабатывал свой тип задушевно - настроенческого пейзажа и интерьера, камерной бытовой сцены и интимного портрета. Его волновала тема российского захолустья: русская провинция нашла в нем замечательно глубокого и вдумчивого изобразителя - поэта. С особым вниманием и чуткостью присматривался он к невзыскательной красоте сельской природы, неотделимой от жизни простого народа.

Отнюдь не идилличной виделась Герасимову в те годы народная жизнь: он замечал в ней контрасты, сложное переплетение радостного и будничного. Такой она выглядит в его работах «Рекрутчина » (1911), «» (1911).


В ранних произведениях Герасимова уже в полной мере проявилось драгоценное свойство его искусства: все они удивительно русские не только по темам, но и по мироощущению. И еще одно важное качество присуще им: чистота лирической интонации. Отношение молодого художника к воспроизводимому явлению как к чему - то в высшей степени родному, вызывающему глубокое личное чувство, и вместе с тем как к чему - то общему, национальному - это его отношение выражено в них с естественностью и артистичной легкостью.

По глубине лирического переживания образ русской природы, созданный Герасимовым в акварели «», сродни «ветровому» пейзажу в поэзии Александра Блока. Главное в нем не внешние детали, а сильное чувство Родины, дума о ее «красе заплаканной и древней». Национальная нота слышится здесь явственно, но выражена без каких - либо этнографических акцентов в сюжете.


Содержанию этого листа присуща внутренняя цельность, достигнутая органической слитностью пейзажного и жанрово - бытового изображения; и мысленно они неразделимы, в равной мере подчинены общей художественной идее.

В поисках формы, адекватной идейным и лирическим заданиям, мастер вырабатывал индивидуальные стилевые приемы. Живой и изменчивый образ окружающего мира он воссоздавал, как правило, в импульсивной свободной манере. Динамичный акварельный (иногда с примесью белил) мазок, наделенный цветотональным богатством, позволил передавать мир в постоянном развитии и движении. Это - типично герасимовская живописность, способная запечатлеть мгновенные изменения в природе, ее самые хрупкие состояния. В каждом мотиве художника интересовал не статичный момент, а именно состояние, понимаемое как процесс, как длящаяся и пульсирующая на глазах зрителя жизнь - будь то жизнь человеческого духа или окружающей природы. Жанровая сценка в акварели «» (1906) не имеет развитого действия, но вся пронизана трепетным настроением. Поэтическое восприятие обыденного фрагмента деревенской действительности здесь во многом достигается тончайшей гармонией теплых и холодных красок, богатством, на первый взгляд, скромной цветовой палитры, в которой преобладают серебристо - серые, словно тающие о местах соприкосновений и переходов оттенки. Герасимов продолжил традиции русского лирического пейзажа, традиции А.К. Саврасова , И.И. Левитана , В.А. Серова , К.А. Коровина .

Усвоенный у К.А. Коровина импрессионистический принцип равноценного существования каждого отдельного предмета в световоздушной среде мастерски воплощен в таких вещах Герасимова, как «Можайские ряды » (1908), «Базар в Можае » (1908), «Ярмарка » (1908).

В графике, бывшей самостоятельной областью интересов Герасимова в начальный период творчества, он искал современные темы, которые потом разрабатывал в живописи. В «Портрете А.Г. Герасимовой, жены художника » (1913) переведены на язык живописи и приемы акварели: импровизированные заливки, пластические намеки. Форму создает в гораздо большей степени цвет, нежели академическая светотень. Цветом же достигается иллюзия воздушной среды вокруг женской фигуры.

Эскизный характер письма оказался эквивалентным живой и непосредственной характеристике модели. Это - своего рода портрет настроения. При всей увлеченности художника живописными эффектами образ человека не сведен в портрете к самодовлеющему живописно - пластическому явлению. Он привлекает внимание психологически углубленным пониманием внутреннего состояния изображенной.

Военная служба с 1914 года вызывает довольно продолжительный перерыв в работе художника. Герасимов возвращается к активной творческой деятельности только после Великой Октябрьской социалистической революции. В первые годы Советской власти в его искусстве произошли радикальные изменения. Если в предреволюционное время, заполненное поисками индивидуального творческого почерка, Герасимов был сдержан, чуждался крайностей и метаний, не вступал во внутренний спор с собою, работал ровно, развиваясь по спокойной восходящей ко все более высокому мастерству и профессионализму, теперь он производит переоценку ранее обретенных ценностей. Этот сравнительно короткий отрезок творческой биографии Герасимова был своеобразным периодом бури и натиска.

На события революционной эпохи, кардинально преобразившей всю общественно - эмоциональную атмосферу в стране, он откликнулся изменением стилистики, обновлением уже апробированных художественных приемов и принципов формообразования. Известное влияние оказали на него эстетика и художественная практика конструктивизма: так, в некоторых работах первых послеоктябрьских лет он сознательно обнажает процесс пластического сочинения. Были среди них и такие произведения, в которых прослеживалось воздействие народною искусства, в частности художественного примитива. Увлечение примитивом коснулось в те годы не одного Герасимова. Следы этого влияния, равно как и воздействие общих поисков, связанных с проблемами монументального искусства и художественного синтеза, видны в эскизе панно «» (1918). Работой над панно, предназначенным для оформления здания бывшей московской Городской думы, Герасимов принял участие в осуществлении ленинского плана монументальной пропаганды.

Изобразительную плоскость эскиза заняла фигура крестьянина, крупный и уверенный шаг которого символизировал движение русской деревни к новой жизни. В основе образа, переданного языком «наивного» народного искусства, сохраняется ощущение реального прототипа. В эскизе проявилось стремление Герасимова к созданию монументального стиля революционной эпохи. Опыт работы в сфере монументального искусства помог ему в дальнейшем создать художественные образы, эпические по широте охвата явлений.

Желание выразить героико - драматические коллизии эпохи соответствующими изобразительными средствами обусловило появление в искусстве Герасимова монументально - экспрессивного начала. Но параллельно с этой стилистической линией в его творчестве наблюдается дальнейшее развитие и обогащение лирических мотивов, к которым он вернулся после пластических экспериментов. Лирический и оптимистический аспекты реализма получили у художника новые краски и эмоциональные оттенки.

В те же годы принципиальное значение приобрела для Герасимова работа над новой для него темой - автопортретом . В Третьяковской галерее есть два его живописных изображения, исполненных в 1923 и 1929 годах.

Основу их содержания определяет мысль об ответственности, накладываемой на художника эпохой грандиозных общественных изменений. Весь строй идейно - образных характеристик в обеих работах указывает на глубокое чувство сопричастности автора новому времени. Сила выражения этого чувства доведена в них до той степени концентрации, при которой индивидуальное органично трансформируется в типическое, и потому образ портретируемого воспринимается олицетворением художника советской эпохи.

В 1920 - е годы портретный жанр Герасимова претерпел заметную эволюцию: на смену интимному камерному портрету приходит портрет - тип. В нем раскрывается новый характер советских людей и значительно укрупняется внутренний масштаб образов. Именно типическим изображениям русских крестьян Герасимов обязан своей славе крупнейшего советского портретиста. Самые значительные из этих работ: «», «». В них обобщены судьбы людей, складывавшиеся в новых исторических условиях.

Герой портрета «» (1926) - крестьянин, еще одетый в солдатскую шинель, только что вернувшийся к мирной жизни.

Газетные сообщения рождают у него трудную думу о крестьянской доле, о необходимости ломать старый уклад деревенского житья. Личное и общественное переплетаются в этих размышлениях земледельца, свою судьбу он соизмеряет с судьбой многомиллионной крестьянской России, поставленной революцией на дыбы. Сохраняя всю характерность своей модели, Герасимов претворяет впечатление от нее в целостный, картинный по природе образ, отмеченный признаками емкого художественного обобщения.

Поиски героического в повседневной жизни советской деревни привели Герасимова к созданию классическою произведения эпохи - «Колхозного сторожа » (1933). Этот портрет переносит нас в памятные годы коллективизации и знакомит с одним из рядовых героев колхозного строительства.

Чувства, мысли и дела изображенного колхозника укрупнены самой эпохой, рождены сознанием нужности его скромного труда, пониманием важности его вклада в общее дело. Художнику удался типический образ советского человека, духовный облик и моральная красота которого ковались в горниле великого перелома, в условиях новой социальной действительности. Зрительно активизируют образ этого энергичного человека динамичная манера живописи, уверенное движение широкой кисти по холсту. Стремясь к обобщению, Герасимов не изображает бытовых мелочей и частностей, показывает фигуру крестьянина крупным планом, в сильном движении.

В ряде картин 1920 – 1930 - х годов Герасимов создал своего рода групповые портреты сельских тружеников. Эти произведения интересны и как страницы истории советской страны. В картине «» (1927) перед зрителем встает бурлящая страстями многоликая крестьянская Русь, вступающая на порог новой жизни Пролетарий - коммунист бросает в эту социально неоднородную толпу революционный лозунг, страстно и убежденно призывает к сознательному переустройству мира. В центре художественного исследования Герасимова - проблема самоопределения и нравственного становления русского крестьянства в первое десятилетие Советской власти. В изображенной сцене сгущены реальные впечатления художника: в обрисовке каждого персонажа отброшено много несущественного и, наоборот, заострено внимание на раскрытии социально - типического. Ради такого рода выразительности Герасимов сознательно использует некоторые возможности гротескной образности. Благодаря этому повышается экспрессивность характеристик, а смысл изображенной сцены как бы обнажается и становится отчетливо зримым.


Кулаки - богатеи с хмурыми лицами и свинцово - тяжелыми взглядами скрываются за спинами середняков и бедноты. Среди последних заметны проявления энтузиазма и пробудившейся веры в возможность лучшей доли. Именно в образах этих крестьян Герасимов отмечает ростки нового сознания. Острота художественного видения, глубокое знание народной психологии помогли ему вылепить незаурядные характеры. Эпоха коренной перестройки крестьянского мировоззрения нашла в лице Герасимова умного, исторически прозорливого истолкователя. Наряду с колоритностью социального типажа в создании напряженного образа картины большая роль принадлежит динамичному развитию сюжета и выразительной драматургии композиционного построения. Словно сдерживая себя, художник уравновешивает экспрессивность творческого высказывания обращением к мягкой цветовой гамме.

Пристальное внимание к народной судьбе должно было пробудить у Герасимова интерес к исторической картине. В 1930 - е годы появляются первые его произведения историко - революционного жанра. В эскизе к известной его картине «» (1932) уже проявился глубокий драматизм образного решения сюжета. Изображая сцену прощания красных партизан с погибшим боевым товарищем, Герасимов придает ей эпический смысл, пронизывает суровой и высокой «музыкой революции».

В ее трагизме нет безысходности: это героическая трагедия, доносящая до зрителя мужественную правду об исторической неизбежности революционных жертв. Сцена не подавляет своим содержанием, не производит угнетающего впечатления. Частный эпизод из времен гражданской войны перерос в собирательный образ революционной эпохи. Изображение события освобождено от власти подробностей и жанровой бытовщины. С идейно - художественным замыслом произведения удачно соотнесена патетичность стиля, достигнутая повышенной эмоциональной напряженностью пластических средств и композиционного построения.

Историко - революционная тема в творчестве Герасимова органично развивает образы и темы, положенные в основу сюжетных композиций из народной жизни и, конечно же, портретов - картин, подобных «Колхозному сторожу ».

Одно из значительнейших произведений в творческом наследии Герасимова - картина «» (1928 - 1930). В ней он достиг той образной завершенности, которая рождает чувство всеобщности, универсальности содержания: как - то забываешь, что по своим формальным признакам картина является произведением бытового жанра. Действительно, массивная лодка кажется пьедесталом для многофигурного монумента людям труда, а сцена ужина рыбацкой артели воспринимается как некое значительное событие, наделенное чуть ли не вселенским смыслом. Ординарная бытовая ситуация важна художнику как повод для размышления о моральной красоте труда, утверждаемого в качестве основы гармоничного и устойчивого общественного бытия. Герасимов сфокусировал внимание на кряжистых человеческих фигурах, наделив образы рыбаков эпической мощью. Артель выступает здесь в роли хранителя высоких нравственных норм народной жизни.

О каждом из персонажей можно сказать: только трудом силен и красив человек. В их манере держать себя - степенно, несуетно, с чувством собственного достоинства - Герасимов подчеркнул те грани национального характера, которые шлифовались многовековым опытом русского народа. Под стать людям - эпический пейзаж с широким дыханием речного простора. Воспроизведенная сцена лишена идеализации: герои подчеркнуто грубоваты, брутальны. Смело жертвуя деталями, мастерски используя образные возможности сдержанного колорита, художник находит лаконичную, пластически точную, монументальную форму.

Самое известное произведение Герасимова - картина «» (1937). Эта его работа в полной мере ответила требованиям большого стиля социалистической эпохи. На полотне изображено, как за праздничным столом, прямо в поле, колхозники чествуют героиню сельского труда. Она, с орденом на груди, сидит в центре рядом с пожилой крестьянкой и председателем колхоза, который увлеченно произносит приветственную речь. С момента появления картины на Всесоюзной художественной выставке «Индустрия социализма» ей сопутствовал неизменный успех.

Секрет этой популярности опять же заключается не в занимательности повествования, а в акцентировании самых существенных сторон советской жизни. Не вялая констатация общеизвестных фактов, а поэтическое утверждение колхозной нови звучит в образном строе произведения. Хочется верить в то, что ее автору были совершенно чужды какая - либо социальная демагогия и желание приукрашивать действительность. Он был правдив в передаче главной сути и исторического подтекста изображенного события.

В неразрывной связи с идейным содержанием картины находятся ее стилистические особенности. Чтобы зритель мог проникнуться мажорной атмосферой сельского праздника, Герасимов обращается к пленэрной живописи, творчески претворяет уроки импрессионистической декоративности. Звонко звучащие краски, разноцветные рефлексы на одеждах и лицах колхозников, целая красочная симфония бликов на скатерти и на каждом предмете, попавшем в поле зрения художника, тонкие перетекания теплых и холодных отсветов - все это образует удивительную по своей красоте и зрелищности картину. Но красочное сияние полотна и вся светоцветовая стихия картины нужны художнику не как таковые, а для внутреннего наполнения сцены определенным содержанием, для передачи эмоционального подъема и свежести чувств советских людей. В «Колхозном празднике » есть та основательность в выражении общественно значимой идеи, которая, как правило, исключалась из арсенала задач классического импрессионизма, искавшего воссоздания мгновенных зрительных впечатлений. Будучи программным произведением советского искусства, «» стал для многих поколений наших художников школой живописного мастерства, примером новаторского решения современной темы.

Нетрудно заметить, что в сюжетно - тематических работах Герасимова пейзаж важен не как фон, а как органическая, неотъемлемая от человека среда. Добиться подобного впечатления невозможно, если не заниматься чистым пейзажем. Для Герасимова, начиная с первых шагов в искусстве, пейзаж всегда был большой и самостоятельной темой. В сфере пейзажного жанра художник создал много эстетически ценного и значительного.

Природа в изображении Герасимова вызывает чувство спокойной уравновешенности и гармонии; ее сокровенные ритмы неразрывно связываются с ритмами душевной жизни человека. Сказанное не означает, что эмоциональная палитра Герасимова - пейзажиста однообразна. Он не замыкался в пределах одной лишь утонченной лирики. Некоторые его пейзажи проникнуты романтической приподнятостью и напряженностью. И все же драматическим состояниям в природе Герасимов предпочитал различные градации поэтических и хрупких проявлении ее внутренней жизни. Виртуозное мастерство, с каким он раскрывает целомудренную красоту скромного и обычного в природе, придает очарование и глубокую содержательность незатейливым мотивам его работ. Все в них дышит естественностью и привлекает непосредственностью передачи размеренного бытия природы. Миросозерцанию Герасимова не свойствен пессимизм. В его пейзажах выражено неисчерпаемое душевное здоровье русского человека.

География пейзажных мотивов Герасимова чрезвычайно широка, но его излюбленной темой неизменно оставалась среднерусская природа. Городом, куда художник возвращался постоянно, был Можайск. Здесь, в родных местах, с которыми у художника крепко срослось представление о Родине, о России. Герасимов создал лучшие свои пейзажи. Их отличительной особенностью является органичное переплетение местного и национально - русского колорита. В историко - художественном лексиконе с ними давно и прочно связано понятие «пейзаж Сергея Герасимова ».

На лучшие работы этого рода, такие, как «» (1929), «» (1936), «» (1939). «Вечер в городе » (1940), «» (1940) и другие, невозможно только взглянуть: они требуют внимательного всматривания, в них нужно вживаться и подолгу вслушиваться в почти физически ощутимую богатую звуковую палитру - от едва различимых голосов и шорохов до неумолчно - громкого шума спадающей с деревянной запруды воды.

» (1939) - одно из поэтичнейших созданий художника. Образное содержание этого шедевра советской пейзажной живописи воспринимается через призму «Зимних грез » П.И. Чайковского, «Зимнего утра » А.С. Пушкина и других лирических произведении русского искусства, воссоздающих картину зимней природы. В контексте этих ассоциаций особенно явственно проступает национальный характер созданного Герасимовым пейзажа.

В скромном мотиве заснеженной деревенской околицы, в сереньком деньке, первозданную тишину которого нарушают скрип санных полозьев и заливисто - звонкий лай собачонки, художник подметил и выявил те качества русской природы, которые переживаются нами как нечто непреходящее, соответствующее вековым представлениям нашего народа о красоте и вызывающее у нас глубокое и драгоценное чувство любви к своей стране.

Колористическая гамма пейзажных работ Герасимова утонченно сложна, построена на акварельно чистых оттенках и нежнейших рефлексах. Вся эта мелодичная «цветомузыка» звучит, как правило, в пределах общей (в «Зиме » - серебристой) тональности. В постоянных изменениях цветовых качеств, в вибрации мерцающих красок - одно из объяснений удивительной жизненности облика природы в картинах Герасимова. Они позволяют ощутить непрерывность происходящих в ней процессов, пережить ее внутреннюю одухотворенность и почувствовать, что «в ней есть душа, в ней есть язык».

Дважды, в 1935 и 1939 годах, Герасимов побывал на Кавказе и написал там цикл пейзажей . Наибольшей известностью пользуются те из них, которые созданы в Кисловодске.

Как никто другой до него, Герасимов почувствовал и запечатлел атмосферу курортного города и окружающих его горных ландшафтов. Неизменным «героем» работ этого цикла является южное солнце, заливающее ярким светом запруженные людьми улицы и усиливающее светотеневые и цветовые контрасты. Несмотря на свою привязанность к среднерусскому пейзажу, Герасимов прекрасно, с присущими его искусству непосредственностью и проникновенностью, передавал самобытную красоту южной природы.

В творческом наследии Герасимова важное место занимают индустриальные пейзажи - изображения ландшафта, преображенного созидательной энергией советских людей. Они появлялись, как правило, в результате творческих командировок художника на различные стройки первых пятилеток. О свойствах такого рода пейзажей можно судить по картине «Беломорско - Балтийский канал. Надвоицкий узел » (1933). Русский писатель Михаил Михайлович Пришвин, посетив это место до революции, назвал его краем непуганых птиц. Теперь перед художником открылся совсем другой край - неузнаваемо преображенный. Герасимов остается лириком и в индустриальном пейзаже.

Панорамный охват огромного пространства, казалось бы, исключал всякую камерность картины. Тем не менее, этот пейзаж, как и другие аналогичные ему работы, психологичен. Для художника он - форма раздумья о «шагах саженьих» советской страны, о советских людях, по - хозяйски обживающих природу, которая, как показывает художник, остается близкой и соразмерной человеку, несмотря на грандиозность индустриальных вторжений в нее.

В годы Великой Отечественной войны кисть Герасимова действенно служила своему народу: в это героическое и тяжелое для страны время он создал полотно «» (1943). Оно посвящено подвигу русской крестьянки, сына которой, партизана, уводят на расстрел. Простая русская женщина смело бросает в лицо фашистскому карателю гневные слова проклятья. Идейно - нравственное значение изображенной сцены заключено в характере столкновения двух ее главных участников, олицетворяющих две разные, непримиримые идеологии. Моральное превосходство женщины - матери над палачом показано с той степенью четкости, которая заставляет вспоминать о плакатной форме: декларативность выражения в искусстве отвечала потребностям военного времени. Психологическая завершенность конфликта придает наглядную убедительность основной идее произведения, вобравшего в себя исторически емкое содержание.

В характеристике героини художник исходит из тех высоких нравственных критериев, которые были единственно приемлемыми для советских людей в суровые годы военных испытаний: из всего возможного спектра чувств женщины он акцентирует ее чувства гражданского долга и ненависти к врагу. Той же категоричностью нравственных оценок обусловлена памфлетная острота в обрисовке образа фашистского насильника. Дым пожарищ и трупы казненных людей, а также огромная мрачная тень, падающая от него и словно попирающая русскую землю, дополняют его характеристику.

Образ крестьянки в «Матери партизана » воплотил в себе тот невиданный и неожиданный для захватчиков подъем национального самосознания, который обусловил массовый героизм советских людей в Великой Отечественной войне. Всем своим образным строем картина внушала мысль о грядущей победе советского народа в его праведной борьбе с фашизмом.

В 1941 - 1943 годах Герасимов работает в Самарканде. Количество сделанного им в этот период достойно удивления. Помимо картины «» он пишет пейзажи , создает обширные графические серии .

После возвращения в Москву художник совершает поездку на Украинский фронт, посещает только что освобожденные Исков и Новгород. Изображая разрушенные оккупантами города и памятники древнерусского зодчества, он каждый раз возвышает свой голос до гневного протеста против варварства и дикости завоевателей. Тогда же Герасимов приступает к работе над историческим полотном, посвященным восстанию Пугачева. Известно, что исторический жанр в эпоху Великой Отечественной войны пережил пору своего расцвета, и не только в изобразительном искусстве, но и в литературе, кинематографе, театре. Мастера искусства привлекали историю на службу сегодняшнему дню. Их произведения рассказывали о героических событиях прошлого, чтобы поддержать у современников чувство гордости за свою Родину и ее свободолюбивый народ. Образ Пугачева надолго захватил воображение Герасимова. К работе над ним художник возвращался и позже, - в 1950 - е годы. С этим образом он связывал свои представления об истоках свободолюбия, искони присущею русскому характеру, - того свободолюбия, героические примеры которого он наблюдал в годы войны. Акварель «» (1943) вводит в мир этих представлений и исторических аналогий художника.


На протяжении всех военных лет Герасимов не оставлял работу над лирическим пейзажем. В любви к родной природе он черпал моральные и душевные силы, помогавшие выдержать тяжелые испытания военного времени. Эти пейзажи одухотворяла глубокая привязанность к отчему краю - чувство, которое переживалось тогда особенно интенсивно. В полотне «» (1945), написанном в самом конце войны, Герасимов выразил настроение радостных надежд, предчувствие долгожданной победы.

Тема вечного обновления весенней природы воспринимается здесь как художественная аналогия победы жизни над смертью. Подобное сравнение нравственных сил с неиссякаемыми силами русской природы можно найти и у Б.Л. Пастернака, писавшего в том же, 1945 году:

.. Весеннее дыханье родины

Смывает след зимы с пространства

И черные от слез обводимы

С заплаканных очей славянства.

Для художника и поэта весеннее возрождение природы созвучно обновлению чувств и настроений советских людей.

Свежесть первооткрытия красоты в простых и будничных ландшафтах, задушевность и глубокая проникновенность свойственны целой группе пейзажей, которые исполнены художником в послевоенный период. Герасимов любит изображать панорамно широкие виды. И, даже воспроизводя замкнутое пространство, он ценит в нем прорывы в манящую даль - будь то клочок неба в просвете ветвей или же лесная дорога, увлекающая взгляд в глубину, как, например, в его пейзажах «Первая зелень » (1954) и «» (1955).

Во всех этих работах зрительная достоверность в изображении природы усложнена и одухотворена передачей ее богатой внутренней жизни. Трепетное восхищение неброской красотой благоухающего сада, умытого весенним дождем, выражено в картине «» (1955). При виде буйно цветущего куста сирени и отблесков неба на оконном стекле дачного дома, при виде влажной зелени и пробивающихся сквозь листву солнечных лучей зрителю дано пережить всю полноту бытия и постигнуть внутреннюю связь, объединяющую природу и человека. Герасимов прославляет в таких пейзажах нравственно очищающую силу, заключенную в природе.

Заметную роль в творческой практике Герасимова играла традиционная для русского изобразительного искусства тема «Зарубежный мир глазами русского художника ». В Третьяковской галерее хранятся работы, запечатлевшие виды городов Австрии, Греции, Италии, Турции. Англии.

Наделенный тонкой способностью улавливать своеобразие новых мест, Герасимов писал не их детальные «портреты », а делился со зрителем поэтическими чувствами, которые они у него вызывали.

Любовь к природе нашла выражение в обращении Герасимова к жанру натюрморта. Натюрморт в понимании Герасимова - не «постановка», а изображение части жизни. Кредо художника особенно наглядно выражено в «Колокольчиках » (1940 - 1945), где сорванные луговые цветы и расстилающийся за окном пейзаж объединены в живописное целое, подчинены единому жизненному ритму.

Искусство Герасимова проникнуто внутренней целостностью и завершенностью и рождает представление о едином, поступательном в своем развитии творческом пути. Отмеченные самобытностью, высокой профессиональной культурой и неповторимой интонацией, его произведения входят в золотой фонд изобразительного искусства.