Сценарий внеклассного мероприятия по сказкам с презентацией. Познавательно-развлекательная игра-викторина «По страницам любимых сказок

Викторина по сказкам Сегодня мы отправляемся в трудное, но занимательное путешествие по царству Сказок. Вы любите сказки? Мы будем путешествовать по командам. У вас прикреплены эмблемы. И для первых испытаний нам нужно распределиться на команды по цифрам (1,2,3). За первый ответ будут выдаваться жетоны: 1ответ-3 жетона, 2 ответ-2 жетона, 3 -1 жетон.

    Первый конкурс «Телеграммы»
    Кто прислал такую телеграмму: « C пасите! Помогите! Нас съел Серый волк!» Как называется эта сказка? (Козлята, «Волк и семеро Козлят») Позовите Сивку-Бурку словами из сказки. Как звали хозяина этой лошади? («Сивка-Бурка, вещая каурка, Встань передо мной, как лист перед травой!», Иванушка- Дурачок) Какие слова приговаривала девочка медведю? Из какой она сказки? («Маша и медведь», «Не садись на пенек, не ешь пирожок…») Какое домашнее животное помогало девочке выполнять задания мачехи? Как называется сказка? Что выросло из костей этого дерева? (Корова. «Крошечка- Хаврошечка», яблоня) Из какой сказки эти слова? Кто ее автор? «Вечно вы опаздываете, негодный мальчишка! Кто вас воспитывал?» («Приключения Буратино», А. Толстой) Вставить в текст нужное слово. «Жили-были дед да баба и грустили иногда. Только курочка, что … утешеньем им была» (Курочка Ряба)
    Второй конкурс «Отгадай кроссворд»
Каждой команде дается кроссворд, побеждает та команда, которая вперед отгадает его.

1. … ученый
2. … - Золотой гребешок
3. хитрая …
4. помощница девочки Хаврошечки
5. Курочка …
6. мама семерых козлят
7. Серый … Музыкальная пауза Деление команд по геометрическим фигурам

    Третий конкурс «Выбери вопрос»
Выбирают из презентации по 3 вопроса, за правильный ответ получают жетон.
    Четвертый конкурс «Назовите заглавие сказок»
Ах, отец, я очарован
Незнакомкой молодой.
На балах среди придворных
Не встречал красы такой.
(Золушка)
Иду на ногах, в красных сапогах,
Несу косу на плечах.
Хочу лису посечи,
Пошла, лиса, с печи.
(Заюшкина избушка) Бабушка внученьку очень любила,
Бабушка…ей подарила.
Девочка имя забыла свое.
Кто отгадает, как звали ее?
(Красная шапочка) Я родилась в цветке прелестном.
И труден, к счастью, был мой путь.
И каждый, видно, догадался –
Меня … зовут.
(Дюймовочка)
А я родился странной
Игрушкой деревянной.
Ушастый, некрасивый,
И никому не мил.
Один меня заметил
И ласково приветил
А это был, ребята,
Гена крокодил.
(Чебурашка)
Был я в море в бочке брошен
И отцом своим забыт,
Но на остров неизвестный
Был волной морской прибит.
И на острове на том теперь правит…
(Князь Гвидон)
Подводится общий итог по двум конкурсам. Музыкальная пауза Деление команд по цвету
    Пятый конкурс «Найди ошибки»
В названиях следующих сказок есть ошибки.
    «Петушок Ряба» – «Курочка Ряба». «Даша и медведь» – «Маша и медведь». «Волк и семеро ягнят » – «Волк и семеро козлят». «Петушок и гороховое зёрнышко» – «Петушок и бобовое зёрнышко». «Утки-лебеди» – «Гуси-лебеди». «Лисичка с кастрюлькой» – «Лисичка со скалочкой. «По рыбьему велению» – «По щучьему велению». «Заюшкин домик» – «Заюшкина избушка».
6.Шестой конкурс «Ответь на вопросы» 1. Кто с кем такой делёж устраивал:"Твои вершки, а мои корешки". (Мужик с медведем в сказке"Мужик и медведь")
2. Скажите,какого героя провели на пирожках? (Медведь из сказки "Маша и медведь") 3.Кто варил кашу, применяя ум и смекалку? (Солдат в сказке"Каша из топора")

4. Кто помогал Емеле?(Щука)

5. Какими словами начинаются русские народные сказки? ("Жили-были...","В некотором царстве, в некотором государстве...".)
6. Что приказывал царь-батюшка своим невесткам, чтобы проверить их на мастерство? (Испечь хлеб, соткать ковёр)
7. Чем кормила лиса журавля? (Кашей)
8. Имя коровы, которую купил кот Матроскин. (Мурка)
9. Кто вместе с львёнком пел песню "Я на солнышке лежу…"?(Черепаха)
10. Кто первый нашёл теремок? (Мышка-норушка.) Музыкальная пауза Подводится общий итог по двум конкурсам. Деление команд по буквам. 7.Седьмой конкурс «Собери пословицы» Детям выдаются карточки следующего содержания. Друзья познаются
Без труда не вытащишь

8.Восьмой конкурс «Кому принадлежит сказосный предмет» Подводится общий итог по двум конкурсам. Музыкальная пауза

Цель : привитие интереса и любви к книгам

Задачи :

1. Способствовать развитию познавательной активности и устойчивого интереса у школьников к чтению; вызвать интерес к чтению народных сказок, отрабатывать умение работать с текстом; продолжить работу по усовершенствованию техники чтения; учить читать по ролям, находить главную мысль сказки, умение соотносить иллюстрацию со сказкой.
2. Развивать мышление, память, связную речь, творческое воображение, выразительность речи, движений, использую актерские средства (перевоплощение в героев).
3. Расширить читательский кругозор, желание преодолевать трудности и работать в коллективе, воспитывать культуру речи, речевого этикета в общении, формировать навыки работы в группе.

Оборудование: плакаты с изображением яблоньки, сказочных домиков, рисунки героев сказок, карточки с признаками сказок различных типов, карточки с заданиями, книги русских народных сказок.

Ход урока

1. Организационный момент

  • Если у вас хорошее настроение, потопайте ногами.
  • Если у вас есть животные, погладьте себя по голове.
  • Если вы любите свой класс, похлопайте в ладоши.
  • Если вы хотите получить удовольствие от урока, прошу быть активными моими помощниками, слушать меня внимательно, отвечать полными ответами.

2. Объявление темы урока

Итак, мы отправляемся в сказку. Но прежде, чем отправиться в путь, ответьте на вопрос: «Как называют человека, который рассказывает сказки?» (Сказочник, сказочница).

На доске находится сказочное дерево, но показать вам я его не могу, т. к. нам помешали злые силы. Его заколдовала злая Баба-Яга. Откроется оно только тогда, когда вы пройдете испытания.

Но, как и в любой волшебной сказке, есть герой-злодей, но есть и помощник. Наш помощник прислал нам очень важный предмет, без которого не обходится ни один урок чтения. Что это за предмет? Это книга.

Кто на все вопросы нам ответит?
Кто расскажет про дела вокруг?
Да, такой волшебник есть на свете:
Книга - лучший спутник наш и друг!

К сегодняшнему уроку вы принесли различные книги русских народных сказок. Это и отдельные сказки, и сборники. (Выставка книг). Давайте рассмотрим некоторые из них.

Именно книга поможет нам преодолеть испытания.

3. «Разминка»

Голова его набита опилками (Вини Пух).

Девочка - кукла, волосы которой были необычно голубого цвета. (Мальвина).

Сказочная героиня, владелица первого летательного аппарата. (Баба Яга).

Сказочное существо, житель леса, Дух леса. (Леший).

Самый одинокий представитель нечистой силы. (Водяной).

Хозяйка болота? (Кикимора).

Кто из обитателей болот стал женой царевича? (Лягушка).

Музыкант из Цветочного города? (Гусля).

Художник из цветочного города? (Тюбик).

Медведь обучающий Маугли Закону Джунглей. (Балу).

Лиса - спутница кота Базилио. (Алиса).

Мальчик - у которого самый лучший в мире друг. (Малыш).

Герой русской народной сказки, путешествующий на печи. (Емеля).

Крокодил, друг Чебурашки. (Гена).

Кто такой дядя Федор? (Мальчик).

Шарманщик, смастеривший Буратино. (Папа Карло).

Крыса старухи Шапокляк. (Лариска).

Пантера, друг Маугли. (Багира).

Кто потерял хрустальную туфельку. (Золушка).

Кто из литературных героев был другом маркиза да Карабаса из сказки Шарля Перро (Кот в сапогах)

Кто из литературных героев был обманут в стране Дураков? (Буратино).

Черепаха, подарившая Буратино золотой ключик (Тортила).

Как звали девочку, которая видела Серебряное копытце? (Даренка).

4. Информация о сказках

Все вы любите сказки. Их вам в детстве рассказывали бабушки, мамы. А вы знаете, что сказки появились очень давно? Они создавались самим народом. Один певец или рассказчик, напевая сказку, передавал ее слушателям. Другой, пересказывая, добавлял что-то свое. Если сказка оказывалась удачной, она запоминалась и передавалась «из уст в уста». Так сказка становилась народной. Имя ее автора не запоминалось. В сказку народ вкладывал свои мечты о добре, справедливость, безбедной жизни. В каждой народной сказке содержится мудрая мысль. Недаром об этом говорится в пословице: «Сказка - ложь, да в ней…." Продолжите (намек, добрым молодцам урок).

Какие бывают сказки? (Литературные и народные)

А как различить литературную сказку и народную?

5. Отгадай-ка

С чего начинается сказка? (Зачина)

Какие вы знаете зачины?

  • Зачин

Жили мужик да баба. У них была дочка да сынок маленький.

Есть на свете люди хорошие, есть и похуже, есть и такие, которые своего братца не стыдятся.

Жил-был старик. У него было три сына: двое умных, а третий дурачок.

В некотором царстве, в некотором государстве…

Жил-был крестьянин. Умерла у него жена, остались три дочки.

Как называется конец сказки? (Концовка)

Какие вы знаете концовки?

  • Концовка

Вот тебе сказка, а мне бубликов вязка.

Я сам там был, мёд и пиво пил, по усам текло, а рот не попало, на душе сытно было.

…стали жить-поживать и добра наживать, лиха избывать.

И стал он в том царстве жить, всякие дела вершить.

Здесь и сказке конец, а кто слушал - молодец.

Тем сказке конец, а мне мёду корец.

Устроил пир на весь мир и вместе с царевной правил он этим царством до глубокой старости.

И стали они жить дружно, в любви и согласии.

И стал они жить-поживать да добра наживать. Поехали в своё государство, пир собрали, в трубы затрубили, в пушки запалили, и пир был такой, что и теперь помнят.

6. Сказочный переполох

Ребята, перепутались названия сказок. Начался переполох. Соедините начало и конец названий сказок.

Ребята, а какие виды сказок вы знаете?

Ученики . Волшебные сказки, сказки о животных, бытовые сказки.

Сказки бывают разные. Есть сказки волшебные, в них обязательно должны быть чудеса и волшебные предметы. Есть бытовые сказки, в которых описывается жизнь простых людей. Есть сказки о животных, в таких сказках животные могут говорить, обманывают, дружат. Назовите такие сказки.

7. Работа в группах

1) «Волшебные домики»

В нашем классе появились волшебные домики. (Терем, изба, лесная избушка) В каждом из этих домиков особые сказки и особые герои живут.

Задание : поселить сказки и героев сказок в свои домики. (Ученикам даны названия сказок, записанные на отдельных карточках)

1 домик - Волшебный терем, дворец. («Царевна-Лягушка» , «Кощей Бессмертный», «Волшебное кольцо», «Крошечка-Хаврошечка»).
2 домик - Простая деревянная изба. («Каша из топора»).
3 домик - Лесная избушка. («Лиса, заяц и петух», «Лиса и волк»).

Задание : Распределить сказочных героев в свои домики. (Рисунки нарисованы учениками).

Почему так распределили сказки, героев?

Потому что сказки можно разделить на 3 группы.

Вопросы :

  • Какие сказки живут в тереме? (Волшебные)
  • В избе? (Бытовые)
  • В лесной избушке? (Сказки о животных)

(Таблички с названиями видов сказок)

Чем отличаются? (У каждого вида сказок свои признаки, особенности).

2) Собрать название сказки и соотнести ее с автором

На доске, расположены портреты писателей. (Андерсен Х.К.; Ершов П.П.; Толстой А.Н.; Чуковский К.И.; Пушкин А.С.; Носов Н.Н; Милн А.А.)

На другой доске расположены на карточках слова:

Незнайки, муха, приключение, рыбаке, золотой, и, о, ключик, снежная, рыбке, горбунок, и его, пух, Цокотуха, друзей, сказка, конек, Вини, королева.

Учитель . Ребята, сказки так спешили к вам в гости, что упали и их названия рассыпались. Попробуйте собрать название сказки и соотнести ее с автором, который ее написал.

Ответы детей

8. Игра «Чудесный мешочек»

1. Туфелька («Золушка»)

2. Ключик («Золотой ключик, или приключения Буратино»)

3. Мыло («Мойдодыр»)

4. Горошина («Принцесса на горошине»)

5. Градусник («Айболит»)

6. Яйцо («Курочка Ряба»)

7. Игрушечный телефон. (К.Чуковский «Телефон»)

8. Кот и сапоги. (Ш.Перро «Кот в сапогах»)

9. Корзина с пирогами. (Сказка «Маша и медведь»)

10. Зеркало и яблоко. (А.Пушкин «Сказка о мертвой царевне»)

11. Монетка (К. Чуковский «Муха Цокотуха»)

9. «Птички на страничках»

Поведенье птиц порою
Очень трудно объяснить:
Кто гнездо на ветках строит,
Кто в болоте любит жить.
Птицы разные бывают,
Сказки, песни населяют,
На страницах книг живут,
В гости нас к себе зовут…

Назовите птиц из прочитанных произведений.

1) Какой птичке помогла Дюймовочка? (Ласточке)

2) Кто помог зайцу выгнать лису из лубяной избушки? (Петух)

3) В кого заколдовала колдунья принцессу в сказке «Карлик Нос»? (Гусыню)

4) Главная героиня рассказа Д. Мамина-Сибиряка «Серая Шейка»? (Утка)

5) В какую птицу превратился гадкий утёнок? (Лебедя)

6) Кто отвечал на стук в дверь: «Кто там?» (Галчонок)

7) С какими птицами летала лягушка-путешественница? (С утками)

8) Какими птицами мерили Удава? (Попугаями)

9) Под чьим крылом пряталась смерть Кощея? (Утки)

10. Театральная дорожка

Детям даётся текст и они с помощью пантомимы должны показать действия из сказки, а другие команды отгадать название сказки.

Прорубил лёд, зачерпнул вёдра и поставил их, а сам глядит в прорубь. И увидел Емеля в проруби щуку. Изловчился и ухватил щуку в руку. («По щучьему веленью»)

11. «Музыкальная шкатулка»

Все мы знаем что музыка, песни, пляски были всегда… В горестях и в радостях помогала песня народу…

Задание такое: угадай по песне - сказку. Песни:

1) Песня Красной Шапочки из сказки «Красная Шапочка» Ш. Перро.
2) Песня волка и козлят из сказки «Волк и семеро козлят» (Русская народная).
3) Песня бродячих музыкантов из сказки «Бременские музыканты» Бр. Гримм.
4) Песня Вини Пуха из сказки «Вини Пух и все, все, все» А. Милн.
5) Песня Золушки из сказки «Золушка» Ш. Перро.

11. Итог урока

Понравился урок? Что особенно понравилось?

Удалось вам разобраться в тайнах сказок?

Что нового открыли для себя?

12. Рефлексия

Все испытания успешно пройдены. Теперь вы можете увидеть, какое дерево пряталось на доске. (Яблонька)

В каких сказках мы встречались с яблонькой?

Но она какая-то грустная, нет на ней яблочек. Давайте ее оживим. У каждого есть 3 яблока: красное, желтое и зеленое.

Если вы считаете, что урок прошел для вас интересно, вы себя проявили, хорошо работали, разбираетесь в особенностях сказки - прикрепите красное яблоко.

Если не все пока удалось, есть какие-то проблемы, что-то не получается - желтое.

Если вам было сложно разобраться, есть трудности - зеленое, надо немного созреть.

13. Домашнее задание по карточкам

  • Жилище Бабы-Яги? (Избушка)
  • Второе название скатерти? (Самобранка)
  • Аппарат, в котором Баба-Яга совершает свои полеты? (Ступа)
  • Сколько голов у Горыныча?
  • Исправьте ошибки в названиях сказок:

«Коробок»,
«Кепка»,
«Петушок - золотой пастушок»,

«Царевна-индюшка»

  • Ошибки в прозвищах героев:

- Кощей Бесстрашный,
- Крошечка - Горошечка,
- Сестрица - Гуленушка,

  • Какие животные - герои сказок спрятались внутри слов?

- Василиса, стрекоза, икота, баранка.

Вот момент настал прощания
Будет краткой наша речь,
Говорим вам: «До свидания!»
До счастливых новых встреч!

Все исполняют песню «Город сказок».

Использованные источники.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Новомеловатская средняя общеобразовательная школа»

Калачеевского района Воронежской области

Внеклассное мероприятие

в начальных классах

Игра-путешествие

«По страницам любимых сказок»

подготовила

учитель начальных классов 1 КК

Грищенко Галина Ивановна

с. Хвощеватое
2015

Игра-путешествие «По страницам любимых сказок».

Цель. Учить детей ориентироваться в мире сказок, развивать умение эмоционально откликаться на произведения художественной литературы, вызывать у детей положительные эмоции, развивать фантазию, воображение, творческие способности.

В игре-путешествии принимают участие несколько команд. Каждой команде путешественников вручаются путеводные листы. Около каждой станции участников игры встречают сказочные герои, которые приготовили командам различные препятствия(викторины, конкурсы, загадки)

На каждой станции команды за правильно выполненные задания получают жетоны. У какой команды их окажется больше в конце игры, та команда и выигрывает.

Ведущий. Ребята! Сегодня у нас необычное занятие. Мы с вами отправимся в путешествие по страницам любимых сказок. Ведь сказки – это наши верные и мудрые друзья, наши добрые советчики. Живут они рядом с нами в шкафах и на полках. Стоит только захотеть протянуть руку, и поведут они нас по лесам, морям и разным странам, расскажут удивительные истории, поведают чудесные тайны. Итак, отправляемся в путешествие.

Станция «На лесной полянке».

Леший. Здравствуйте, ребята. Раз вы попали в наш сказочный лес, значит, должны хорошо знать сказки. И сейчас я это проверю. Не зевайте, хором дружно отвечайте.

    Кто был женихом Мухи-цокотухи? (Комарик).

    Из чего была сделана карета, в которой Золушка отправилась на бал? (Из тыквы).

    Как звали трех поросят? (Ниф-Ниф, Нуф-Нуф, Наф-Наф).

    Куда отправился Айболит по телеграмме? (В Африку).

    У какого царя есть золотой петушок на спице? (У Дадона).

    Назовите отчество Федоры из сказки Чуковского «Федорино горе». (Егоровна).

    Сколько лет рыбачил старик из «Сказки о золотой рыбке»? (33года).

    Какое слово составлял Кай в замке Снежной королевы? (Вечность).

Станция «В гостях у Бабы-яги».

Баба-яга. Явились? Не запылились. Ну что ж, посмотрим, на что вы способны. Я вам такие задания приготовила, никогда не отгадаете.

    В лесу темном, на опушке,

Жили дружно все в избушке.

Маму дети поджидали,

В домик волка не пускали.

Это сказка для ребят…

(«Волк и семеро козлят»)

    Чье копытце, полное водицы, попалось сестрице Алёнушке и братцу Иванушке на пути первым? (Коровье).

    Что подарила маленькая разбойница Герде? («Рукавицы»).

    Из какого дерева был построен летучий корабль в одноименной сказке? («Из сосны»).

    Что было нарисовано на холсте в каморке у папы Карло? («Очаг»).

    Что выращивали для продажи в столице братья из сказки Ершова «Конек-Горбунок»)? (Пшеницу).

    Как звали собаку доктора Айболита? (Авва).

    Эта скатерть знаменита

Тем, что кормит всех досыта,

Что сама собой она

Вкусных кушаний полна. (Скатерть-самобранка)

    Где хранилась смерть Кощея Бессмертного?

    В какой сказке девочка идет зимой в лес за цветами? Кто автор сказки?

Станция «Музыкальная».

Скоморох. Сейчас вы услышите отрывки из сказок-мультфильмов.

Ваша задача – узнать, из какой сказки этот отрывок.

Станция «Чудо-дерево».

Соловей-разбойник. Хорошее дерево у меня? Чудом зовут. А растут на нем вещи, которые некоторые сказочные герои потеряли. Угадаете, чьи это вещи, дальше пойдете.

    Азбука. (Буратино).

2. Туфелька. (Золушка).

3. Банка с медом. (Винни-Пух).

4 . Горошина. (Принцесса на горошине).

5. Яйцо. (Курочка Ряба)

6. Монетка. (Муха-цокотуха).

7. Термометр медицинский. (Айболит).

Станция «Загадкино»

Почтальон Печкин. Приготовил я вам, ребятушки, загадки. Интересные да запутанные. Сам еле разгадал.

1. На сметане он мешен,

На окошке он стужен,

У него румяный бок.

Кто же это? (Колобок).

    Уплетая калачи,

Ехал парень на печи.

Прокатился по деревне

И женился на царевне. (Емеля).

    Живет в лесной избушке,

Ей скоро триста лет.

И можно той старушке

Попасться на обед. (Баба- яга.)

    И на мачеху стирала

И горох перебирала

По ночам при свечке.

А спала у печки.

Хороша, как солнышко.

Кто же это? (Золушка).

    В шляпе синенькой мальчишка

Из известной детской книжки.

Он глупышка и зазнайка,

А зовут его (Незнайка).

    Человек немолодой

С преогромной бородой.

Обижает Буратино,

Артемона и Мальвину.

Вообще для всех людей

Он отъявленный злодей.

Знает кто-нибудь из вас,

Кто же это? (Карабас).

    Он весел и не злобен,

Этот милый чудачок.

С ним хозяин мальчик Робин

И приятель Пятачок.

Для него прогулка – праздник.

И на мед особый нюх.

Это плюшевый проказник –

Медвежонок (Вини-Пух).

    С букварем шагает в школу

Деревянный мальчуган,

Попадает вместо школы

В полотняный балаган. (Буратино)

    Появилась девочка в чашечке цветка,

И была та девочка чуть больше ноготка.

В ореховой скорлупке та девочка спала

И маленькую ласточку от холода спасла. (Дюймовочка)

    Летела стрела и попала в болото,

А в том болоте поймал ее кто-то,

Кто, распростившись с зеленою кожей,

Сделался мигом красивой, пригожей. (Царевна-лягушка.)

Станция «Сказочная мастерская»

Папа Карло. Ну что ж, дорогие мои любители сказок. Вы прошли долгий и нелегкий путь, и, наконец, попали в мою сказочную мастерскую. А задание вам такое: нужно изготовить своего любимого сказочного героя. А для этого у меня в мастерской все есть: пластилин, цветная и белая бумага, ножницы, клей, фломастеры, природный материал.

Вам нужно только включить свои фантазию, творчество и воображение.

Подведение итогов. Награждение команд.

Литература.

    О.Е. Жиренко, Е.В. Лапина, Т.В. Киселева.- Классные часы по этическому и эстетическому воспитанию. - 1-4 классы. Москва. «ВАКО» 2007.

    О.В. Басюк, М.А. Головкина, Р.И. Дьякова, Н.С. Жидкова, З.Б. Мельник, Г.В. Мизева, Л.С. Михайлова, О.Б. Николаева, Г.В. Погорелова, О.А. Юдина. Классные часы. 1-4 классы. - Волгоград. Издательство «Учитель» 2008.

    Е.П. Стрелкова. Литературная игра «По страницам любимых книг». - Начальная школа. № 5. – 1995.

    С. И. Шилова. Урок «По дорогам сказки». - Начальная школа.-№ 3. -1994.

    А.А. Метлицкая. – В гостях у сказки.- № 9. - 1991.

Тема : «По страницам сказок»

Цели : - прививать у детей интерес к сказкам;

Развивать образное мышление, речь, память, коммуникативные способности, умение общаться в коллективе;

Воспитывать нравственные ценности, уважение к людям разных национальностей.

Ход мероприятия .

I Организационный момент.

Тихо, тихо на снежок

Снежиночка садится.

Пусть сейчас вот также тихо

Сядет ученица!

С неба к нам упал снежок

И тихонечко лежит.

Пусть сейчас вот также тихо

Сядет ученик!

Создание психологического комфорта и мотивации к учебной деятельности

А сегодняшний классный час я предлагаю начать с игры.

1.1. Игра-приветствие «Здравствуй!»

Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:

Желаю (большой)

Успеха (указательный)

Большого (средний)

Во всем (безымянный)

И везде (мизинец)

Удачи тебе на уроке! (рукопожатие)

- И я желаю вам всем удачи на занятии, уверена, у вас все получится, и мероприятие у нас получится непременно увлекательным и интересным.

II Определение темы, целей занятия

Закроите глаза, послушайте стихотворение, попытайтесь определить, чему посвящен наш классный час

О чём-то скрипит половица,
И спицам опять не спиться,
Присев на кровати, подушки
Уже навострили ушки.
И снова меняются лица,
Меняются звуки и краски,
И снова скрипит половица,
По комнате бродит сказка.

Чему будет посвящен наш классный час?

Совершенно верно! Мы вспомним сказки, любимых сказочных героев, выясним, какое значение имеют сказки в жизни ребенка, чему нас они учат и воспитывают.

- Сегодня нас с вами ожидает путешествие в загадочный мир сказок. Путешествие - это всегда весело и интересно, если путешествуешь с друзьями. В пути не забудьте о песнях, играх, шутках

Наш маршрут - в СКАЗКУ!
Но попасть туда не просто, нужно получить пропуск-билет. Вам нужно назвать одного сказочного героя. Тот, кто назовет героя, получит билет на паровозик.

III. Основная часть.

Вступительное слово учителя

С малых лет и в школьном возрасте ребенок знакомиться со сказками. А как вы понимаете значение этого слова? (ответы детей)

Давайте обратимся к толковому словарю В.И. Даля и выясним значение этого слова.

Давным - давно, когда не было реактивных самолетов и вертолетов, водолазных костюмов и подводных лодок, не было телевизоров и даже электрических кастрюль и чайников, люди мечтали о том, чтобы человек мог подниматься в воздух и опускаться на дно морское, чтобы вода сама домой пришла, а горшок без огня кашу варил. И об этом люди сочиняли сказки.

Сказки - древнейший жанр устного народного творчества. Они пришли к нам из глубокой древности.

Вспомните и назовите, какие виды сказок вы знаете? (волшебные, о животных, бытовые, авторские и народные, зарубежные и отечественные)

А почему сказки называют народными? (Ответ детей)

Верно, народные сказки придумал народ и передавал их из уст в уста, из поколения в поколение. Рассказывали сказки сказатели - гусляры. Затем их стали записывать в свитки, старинные книги. После появления телевидения сказки стали показывать по телевизору. Существовала такая передача,которая так и называлась в гостях у сказки. Затем уже сказки записывались на видеокассеты, а теперь на компакт диски. Мы можем включить компьютер и посмотреть любую сказку через Интернет.

Чему учат нас сказки? (ответы детей)

Выставка книг.

Со сказками вас знакомили с самого раннего детства,например, родители на ночь читали вам сказки,в детском саду,в школе. Обратите внимание на эти книги,в них есть такие интересные сказки как… ,вы можете взять их в школьной библиотеке.

Сегодняшний наш классный час пройдет в форме соревнования. Мы поделимся на три команды, члены которых проявят знания сказок, сказочных героев.

1.1«Станция «Музыкальная».

Сейчас мы сядем в паровоз и поедем к нашей первой станции. песня «Мы едем-едем-едем...»
2. Конкурс «Представление»

Вам необходимо выбрать капитана, сказочное название для команды и девиз, который является приговоркой из какой - либо сказки. (Например: команда «Цветик - семицветик», девиз: «Лети, лети лепесток, через запад на восток …и т.д.)

3. Конкурс капитанов команд .

Первые баллы для своей команды заработают капитаны

Дополните, пожалуйста, имя героя сказки. (слайд)

Кощей -… Бессмертный
Василиса -…. Премудрая
Сестрица -… Алёнушка
Мальчик -… с -пальчик
Иван -… царевич
Змей -…Горыныч
Старик -…Хоттабыч
Доктор -…Айболит
Муха -…Цокотуха
Крокодил -…Гена

Красная - …Шапочка

Крошечка - … Хаврошечка

4. Конкурс «Эрудиты»

А сейчас мы проверим знание сказок нашими участниками. Читаю отрывок из сказки,а вы говорите ее название

А) Побежала Аленушка к подружкам, заигралась с ними, да и забыла про братца. Вернулась домой, глядь, а его ужи нет нигде.

Б) Не послушался братец свою сестрицу, побежал к козьему копытцу, напился водицы и превратился в козленочка.

В) Появился на птичьем дворе маленький птенец. И до того он был безобразный - с большой головой и длинной шеей - что все птицы не приняли его в свою семью.

Г) У одних родителей мальчик был. Очень умный мальчик, поэтому все его называли дядя Федор.

Д) Правду молвить, молодица,

Уж и впрямь была царица:

Высока, стройна, бела,

И умом и всем в зла;

Но зато горда, ломлива,

Своенравна и ревнива.

Е) Ночь настала, месяц всходит,

Поле все Иван обходит, озираючись кругом,

И садится под кустом. Звезды на небе считает

И краюшку уплетает.

Ж) В трети раз он закинул невод -

Пришел невод с одною рыбкой.

З) Испеку пирожков, положу их в короб, а ты отнеси их бабушке и дедушке. Да смотри по дороге не ешь.

И) Он рос вместе с волчатами, и отец Волк учил его. Воспитателями его были медведь Балу, пантера Багира.

Физминутка.

Сказка даст нам отдохнуть.
Отдохнём - и снова в путь!
Нам советует Мальвина:
-Станет талия осиной,
Если будем наклоняться
Влево - вправо десять раз.
Вот Дюймовочки слова:
- Чтоб была спина пряма,
Поднимайтесь на носочки,
Словно тянетесь к цветочкам.
Раз, два, три, четыре, пять,
Повторите -ка опять:

Красной Шапочки совет:
- Если будешь прыгать, бегать,
Проживёшь ты много лет.
-Раз, два, три, четыре, пять!
Повторите - ка опять:
- Раз, два, три, четыре, пять.
Дала нам сказка отдохнуть!
Отдохнули? Снова в путь!

5. Конкурс «Черный ящик»

В этом ящике лежат вещи. Ваша задача отгадать, какому сказочному герою или героине они принадлежали.

(В ящик кладутс «золотое яичко», туфелька, скорлупка грецкого ореха, цветик - семицветик, золотой ключик, красная шапочка, пирожок, аленьки цветочек,

6. Конкурс «Отгадай сказочного героя»

Я вам буду загадывать загадки. А вы постарайтесь отгадать героя и название сказки. А если вы назовете еще и автора сказки, получите дополнительное очко.

А) Он был самым добрым
Из всех докторов,
Хотел, чтобы каждый зверек был здоров.
Лечил все болезни: корь, свинку, бронхит -
Скажите скорее, кто он? (Доктор Айболит).Чуковский

Б) Была у злодея до пят борода.
В театре всех кукол он мучил всегда.
"Падайте мне плетку"! - гремел его бас.
Скажите скорее, кто он? (Барабас).Толстой

В) В лесу жил в избушке смешной толстячок,
С ним был неразлучный сосед Пятачок!
Читал он вопилки, приятелю вслух.
Скажите, кто он? (Винни Пух).Заходер

Г) Вот она какая, большая, пребольшая.
Вытащить решили, вшестером одну тащили.
Но уселась крепко-крепко.
Кто же это? (Репка).народная

Д) Появилась девочка в чашечке цветка,
И была та девочка чуть больше ноготка.
В скорлупе ореха та девочка спала.
Какая же девочка в цветке жила? (Дюймовочка).Андерсен

Ж) Сейчас потолкуем о книжке другой,
Тут синее море, тут берег морской.
Старик вышел к морю и невод забросил.
Кого тот поймает и что, то попросит?

О жадной старухи пойдет наш рассказ,
А жадность, ребята к добру не ведет.
И кончиться дело все тем же корытом,
Не новым, а старым, конечно разбитым. (Сказка о золотой рыбке).Пушкин

«По страницам любимых сказок»

Викторина для детей предшкольного и младшего школьного возраста

Цель : развивать познавательные способности; воспитывать чувство взаимовыручки; доставить детям удовольствие от игры.

Тихонько скрипит половица,

И кошке опять не спится.

Присев на кровати, подушки

Уже навострили ушки.

И сразу меняются лица,

Меняются звуки и краски…

Тихонько скрипит половица –

По залу ходит сказка.

1 гейм Разминка «Доскажи словечко»

(1 балл за правильный ответ)

Вопросы для первой команды. Вопросы для второй команды.

Избушка…(на курьих ножках) Курочка…(Ряба)

Ковёр…(самолёт) Палочка…(выручалочка)

Царевна…(лягушка) Иванушка…(дурачок)

Муха…(цокотуха) Змей…(Горыныч)

Гуси…(лебеди) Соловей…(разбойник)

Сестрица…(Алёнушка) Братец…(Иванушка)

Кощей…(бессмертный) Чудо…(юдо)

Василиса…(прекрасная) Шапка…(невидимка)

Меч … (кладенец) Цветик … (семицветик)

Старик …(Хоттабыч) Сивка…(Бурка) Финист…(Ясный сокол) Огневушка … (поскакушка)

2 гейм «Заморочки из мешочка»

(1 балл за правильный ответ)

Команды по очереди тянут бочонки из мешочков с номерами вопросов.

Вопросы школьникам.

1.Герой этой сказки оставил без пищи двух стариков. Ещё трое незнакомцев пытались его поймать, но он их перехитрил. Но четвёртый преследователь, прикинувшись глухим, поймал его. Кого? (Колобка)

2. Одна изнеженная особа не могла уснуть на множестве перин. Что ей мешало? (Горошина)

3. Сообразительное домашнее животное вывело в люди своего хозяина-простака. Какую обувь носил этот герой? (Сапоги)

4. Эта особа отличалась необычным головным убором. Что она понесла в качестве гостинца своей родственнице ? (Пирожки и горшочек масла)

5. Героев сказки выгнали из дома хозяева, но они не упали духом, а создали свою популярную группу. Кто в неё входил? (Осёл, кот, собака, петух)

6. Глава семь вырастил богатый урожай, но собрать его сам не смог. Он позвал на помощь своих домочадцев, но безрезультатно. Кто ему помог ? (Мышка)

7. С помощью какого предмета удалось узнать в замарашке принцессу? (туфелька)

8. Одна дама нашла клад, купила новый бытовой прибор и позвала гостей. В разгар пира случилось несчастье и неьлагодарные гости не помогли хозяйке. Кто её выручил из беды? (Комар)

9. Бедная домохозяйка благодаря спонсору достигла высокого положения и богатства. Но, зазанавшись, оскорбила спонсора. Какова профессия мужа этой женщины? (Рыбак)

10. Для героини отец привёз из командировки не модную одежду и драгоценности, а скромное растении. Какое? (Цветик-семицветик)

Вопросы дошкольникам.

1. Уплетая калачи, ехал парень на печи.

Прокатился по деревне и женился на царевне. (Емеля)

2. Сладких яблок аромат заманил ту птицу в сад.

Перья светятся огнём и светло от них, как днём. (Жар-птица)

3. Убежали от грязнули чашки, ложки и кастрюли.

Ищет их она, зовет и в дороге слезы льёт. (Федора)

4. В гости к бабушке пошла, пироги ей понесла.

Серый волк за ней следил, обманул и проглотил. (Красная шапочка)

5. Кто работать не хотел, а играл и песни пел?

К братцу третьему потом прибежали в новый дом.

От волка хитрого спаслись, но долго хвостики тряслись . (Три поросёнка)

6. И зайчонок, и волчица – все идут к нему лечится . (Доктор Айболит)

7. Работать умела красиво и ловко,

В деле любом проявляла сноровку.

Хлеб пекла, скатерти ткала,

Шила рубашки, узор вышивала,

Лебедью белой в танце плыла.

Кто мастерица эта была? (Марья-искуссница)

8. Он в Италии родился, он семьёй своей гордился.

Он не просто мальчик-лук, он надёжный верный друг. (Чиполлино)

9. Знает утка, знает птица, где Кощея смерть таится.

Что же это за предмет? Дай, дружок, скорей ответ. (Игла)

10.. Ждали маму с молоком, а пустили волка в дом.

Кто же были эти маленькие дети ? (Козлята)

11.. Красна девица грустна, ей не нравится весна,

Ей на солнце тяжко! Слёзы льёт, бедняжка. (Снегурочка)

12. Появилась девочка в чашечке цветка.

И была та девочка не больше ноготка.

Кто читал такую книжку, знает девочку-малышку. (Дюймовочка)

3 гейм «Гость из сказки»

(1 балл за правильный ответ)

Командам предлагается по набору предметов отгадать сказку или сказочного героя. Все предметы накрыты платками. Капитан команды сам выбирает, какой платок ему снять.

1. Сапоги, мешок …(Кот в сапогах)

2. 3 тарелки, 3 ложки, 3 чашки …(Три медведя)

3. Азбука, колпак…(Буратино)

4. Лукошко с пирожками …(Красная шапочка)

5. Тыква, туфелька …(Золушка)

6. Полотенце, мыло, мочалка… (Мойдодыр)

7. Зеркальце … («Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях»)

4 гейм «Узнай сказку»

  1. балл за правильный ответ)

Команда по очереди отвечают на вопросы.

1. Нет ни речки, ни пруда. Где воды напиться?

Очень вкусная вода в ямке от копытца. («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)

2.. По тропе шагая бодро, сами воду тащат вёдра. («По щучьему веленью»)

3. Ах ты, Петя-простота, сплоховал немножко,

Не послушался кота, выглянул в окошко. («Петушок – золотой гребешок»)

4. А теперь про чей-то дом разговор мы заведём.

В нём богатая хозяйка припеваючи жила,

Но беда пришла нежданно – этот дом сгорел дотла! («Кошкин дом»)

5. Сидит в корзине девочка у мишки за спиной,

И, сам того не ведая, несёт её домой. (Маша и медведь)

6. В этой сказке – именины, много было там гостей.

А на этих именинах появился вдруг злодей.

Он хотел убить хозяйку, чуть её не погубил.

Но коварному злодею кто-то голову срубил. (Муха-цокотуха)

7. В моей сказке, ребятишки, лошадьми вдруг стали мышки.

Была лишь девочкой чумазой, принцессой стала я прекрасной.

Когда часы вдруг стали бить, пришлось мне срочно уходить.

Отвечайте без подсказки, из какой пришла я сказки? («Золушка»)

8. Возле леса на опушке трое их живёт в избушке.

Там три стула и три кружки, три кровати. три подушки.

Отгадайте без подсказки, кто герои этой сказки . («Три медведя»)

5 гейм «Сказочные числа»

(1 балл за правильный ответ)

Назвать книгу или сказочного персонажа, в названии которых присутствуют числа

«Три толстяка»

«12 месяцев»

«3 мушкетёра»

«2 Мороза»

«Три медведя»

«Волк и 7 козлят»

«1000 и одна ночь»

«Али-баба и 40 разбойников»

«Белоснежка и 7 гномов»

«3 орешка для Золушки»

«7 Симеонов»

«Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях»

«Чёрт с тремя золотыми волосками»

33 богатыря

6 гейм «Ты – мне, Я – тебе»

(1 балл за правильный ответ)

Команда самостоятельно выбирает сказочного персонажа. Вызывает представителя команды-срперницы. Он должен с помощью пантомимы изобразить этого героя, его команда – отгадать

7 гейм «Сказочный кроссворд»

  1. Первая сказочная женщина-лётчик.
  2. Сказочный лесной обитатель, приятель этой лётчицы.
  3. Носатая сказочная особа, к имени которой всегда добавляют слово «болотная».
  4. Рогатое длиннохвостое существо, которое только и думает, как насолить людям.
  5. Тощий старик, который держал свою смерть в сундуке.
  6. Красивая девушка, которая живёт в озере.
  7. Огромный ящер со множеством голов.
  8. Начальник подводного царства.
  9. Чудище – свистун, которого взял в плен богатырь Илья.

10.Милый маленький человечек, который живёт в каждом доме и охраняет его.

8 гейм «Быстрый ответ»

(1 балл за правильный ответ)

Командам предлагается быстро ответить на вопросы.

Вопросы для первой команды.

1. Как звали внучку, которая боялась солнца? (Снегурочка)

2. Сколько гномов было в сказке о Белоснежке? (Семь)

3. Как звали трёх поросят? (Ниф–ниф, Наф–наф, Нуф-нуф.)

4 Летательный аппарат бабы Яги? (Ступа)

5. Как звали девочку, которая жила в избушке медведя? (Маша)

6. Что понесла Красная Шапочка своей бабушке? (Пирожки и горшочек масла)

7. Как звали гусениц - друзей Лунтика? (Вупсень, Пупсень)

8. Кто помог вытащить репку? (Мышка)

9. Какая жительница болота стала женой царевича? (Лягушка)

10. Как звали девочку с голубыми волосами? (Мальвина)

12.Сколько лет проспала спящая красавица? (100)

13. Имя мальчика, которого унесли гуси-лебеди? (Иванушка)

14.Какие цветы собирала главная героиня в сказке о 12 месяцах? (подснежники)

15. Что росло на чудо-дереве в сказке К.Чуковского ? (Чулки и башмаки)

16 Из какого города родом богатырь Илья? (Муром)

17. Как зовут главных героев сказки Э.Успенского "Каникулы в Простоквашино"? (Дядя Фёдор, кот Матроскин, собака Шарик, почтальон Печкин.)

18. Зложнй с длинными усами, которого победил воробей? (Таракан)

19.Что отдала Русалочка колдунье чтобы получить ножки? (Голос )

20. Как звали сестёр Крошечки-Хаврошечки(Одноглазка, Двуглазка, Трёхглазка)

Вопросы для второй команды.

1. Как звали девочку, которая жила в цветке? (Дюймовочка)

2. Сколько козлят было в сказке о сером волке? (Семь)

3. Как звали мальчика с длинным носом? (Буратино)

4. Цветок, который исполняет все желания? (Цветик-семицветик)

5. Как звали огромного динозавра с тремя головами? (Змей-Горыныч)

6. Какую вещь потеряла Золушка на балу? (Туфельку)

7. Как звали бабушку и дедушку Лунтика? (Капа,Шишуля)

8. Кто развалил теремок? (Медведь)

9. Какое животное не любило ходить босиком, а предпочитало носить сапоги? (Кот)

10. Как зовут человечка с пропеллером, который живет на крыше? (Карлсон)

12.Как звали мальчика, воспитанного волками в джунглях? (Маугли)

13.Из какого металла снесла яйцо курочка ряба? (Золото)

14. Как звали сестру доктора Айболита? (Варвара)

15. Где хранилась смерть Кащея (Игла-яйцо-утка-заяц-сундук)

16. Как звали детей в сказке «Снежная королева»? (Кай,Герда)

17.Что приговаривала царица, глядя в волшебное зеркальце?

("Свет мой, зеркальце, скажи, Да всю правду доложи.

Я ль на свете всех милее, Всех румяней и белее?")

18.Как звали человека, который 28 лет прожил нан необитаемом острове ? (Робинзон Крузо)

19. Из чего Элиза плела рубашки своим братьям-лебедям? (Из крапивы)

20.Предмет, который помог ориентироваться в лесу Маше и Вите? (Клубочек)

Подведение итогов