Сценарий литературной игры путешествие в сказку. "Литературное путешествие с классиками" (сценарий литературной игры) Станции литературного экспресса

Ведущий: Сегодня, ребята, я хочу пригласить вас отправиться путешествовать в удивительную страну сказок. Ее щедро населяют разные добрые и злые герои: гномы и тролли, колдуны и лешие, Баба-Яга и Кощей Бессмертный, Иван- царевич и Елена Прекрасная. Добраться туда нетрудно, нужно только на несколько мгновений закрыть глаза и представить, что мы летим на ковре-самолете далеко-далеко, через моря и океаны, леса и степи. Вот он опускается все ниже и ниже и, наконец-то, мы стоим на незнакомой улице.
Женя: Здравствуйте, ребята! Рада вас всех видеть. Вы помните сказочное заклинание?
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг.
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли,
Быть по-моему вели.
Конечно же, это заклинание из сказки В. Катаева «Цветик-Семицветик». А в каких сказках встречаются цветы и какие? Ответить на эти вопросы нам поможет «Цветик-Семицветик*. (Лепестки цветка изготовлены из цветной бумаги, на обратной сто¬роне которых написаны отрывки из сказок.)
Сейчас я буду отрывать по одному лепестку и зачитывать отрывок из сказки. Вы должны указать название сказки, а если есть автор, то назвать его.
1-й лепесток:
«Из ларца достали чудесную розу.
— Ах, как мило сделано! — в один голос сказали фрейлины.
— Мало сказать мило, — отозвался император,
— прямо-таки недурно!
Только принцесса потрогала розу и чуть не зап-лакала:
— Фи, папа! Она не искусственная, она настоящая!»
(Г. X. Андерсен. «Свинопас»)
2- й лепесток:
в «На пригорочке зеленом цветок цвету алого, красоты невиданной и неслыханной, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Запах от цветка по всему саду ровно струится, бежит».
(С. Аксаков. «Аленький цветочек»)
3- й лепесток:
«Старуха: “Ну что, отдохнула, обогрелась? Надо тебе еще кое-куда сбегать”.
Падчерица: “Куда же это, далеко?”
Старуха: “В лес, за подснежниками”».
(С. Маршак. «Двенадцать месяцев»)
4- й лепесток:
«Когда все розы были спрятаны, старушка по¬вела девочку в свой цветник. У девочки разбежа¬лись глаза. Тут были цветы всех стран и всех вре¬мен года. Она играла среди цветов, пока не село солнце. Потом ее уложили в чудесную постель с красными шелковыми пушинками, набитыми го¬лубыми фиалками».

5- й лепесток:
«Сейчас же беги к человеческим хижинам в до¬лине и возьми кусочек красного цветка, который они хранят там. Тогда у тебя будет более сильный друг, чем я. Он хранится в маленьких горшочках и его боятся все звери».
(Р. Киплинг. «Маугли»)
6- й лепесток:
«Женщина пришла домой, посадила ячменное зерно в цветочный горшочек. Только она его поса¬дила, зернышко сразу же дало росток, а из ростка вышел огромный чудесный цветок, совсем как тюль¬пан».
(Г. X. Андерсен. «Дюймовочка»)
7- й лепесток:
«Чтобы передохнуть, мальчик вылез на боль¬шой лист водяной лилии. Сел на нем плотно, об¬хватил коленки и сказал, стуча зубами:
— Дайте поесть чего-нибудь, лягушки!».
(А. Толстой. «Золотой ключик»)
Женя: Молодцы, ребята! Вы прекрасно справились с заданием.
Ведущая; Мы попрощались с девочкой Женей и с Цветочной улицей, а теперь свернем на бульвар Новостроек. Какие замечательные здесь дома, дворцы и замки! Интересно, какие герои сказок здесь живут? Об этом нам расскажет Света. А вы, ребята, ей в этом помогайте.
(У Светы в руках книга-домик, сделанная из ватмана или плотной бумаги. На первой странице надпись: «Здесь живут герои сказок».)
Света: «Спала она на чердаке, под самой крышей, на колючей соломенной подстилке. А у обеих сестриц были комнаты с паркетными полами цветного дерева, с кроватями и с большими зеркалами...»
(Ш. Перро. «Золушка, или Хрустальный
башмачок»)
«Но лучше всех игрушек был чудесный картонный дворец. Через его окошки можно было заглянуть внутрь и увидеть комнаты. Перед дворцом лежало круглое зеркальце. Оно было как настоящее озеро. Все это было так прекрасно, но самой красивой была хозяйка дворца, стоявшая на поро¬ге, в широко раскрытых дверях».
(Г. X. Андерсен. «Стойкий оловянный
солдатик»)
2. Зак 209
«В это самое время король проезжал мимо. Он увидел прекрасный замок Людоеда и пожелал ос-мотреть его.
— Как, господин маркиз! — воскликнул король.
— Неужели и этот принадлежит вам? Никогда еще не видал таких прелестных замков! Войдем в него».
(Ш. Перро. «Кот в сапогах»)
Дверь тихонько отворилась,
И царевна очутилась В светлой горнице; кругом Лавки, крытые ковром,
Под святыми стол дубовый,
Печь, с лежанкой изразцовой.
Видит девица, что тут Люди добрые живут...
(А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и
семи богатырях»)
«Как холодно, как пусто было в белых, ярко сверкающих чертогах! Веселье сюда и не заглядывало! Холодно было здесь, пусто, мертво и величе¬ственно. Посреди самого большого снежного зала, бесконечного и пустого, сверкало замерзшее озеро».
(Г. X. Андерсен. «Снежная королева»)
Ведущая: Наше путешествие продолжается, и мы с вами подошли к Театральной площади. Здесь находится кинотеатр «Изумруд». И сегодня там показывают ваши любимые мультики. Ребята, угадайте, кто это?
Всех он любит неизменно,
Кто б к нему ни приходил.
Догадались? Это Гена,
Это Гена... (крокодил).
Он и весел, и не злобен,
Этот милый чудачок.
С ним хозяин, мальчик Робин И приятель... (Пятачок).
Для него прогулка праздник,
И на мед особый нюх.
Это плюшевый проказник Медвежонок... (Винни-Пух).
Ведущая: Итак, наше путешествие заканчивается. За это время мы посетили улицу Цветочную, бульвар Новостроек и площадь Театральную. Мы встретились со многими сказочными героями. Нам приходилось отвечать на трудные вопросы. А кто особенно хорошо выдержал это испыта¬ние, заслуживает награды.
(Ребята определяют победителей.)

Цели: формирование у младших школьников интереса к чтению,

формирование умения использовать знания, полученные из книг, в решении поставленных задач.

Оборудование: мультимедиапроектор, магнитофон, фонограммы детских песен, костюмы сказочных героев-ведущих, шары для игры, предметы для сказочного сундука.

Ход игры:

Входит ведущий:

Здравствуйте, ребята. На урок сегодня я пришла не с пустыми руками. У меня есть для вас подарок-сюрприз. Давайте вместе посмотрим, что это за конверт и что в нем находится.

(Дети сморят, читают)

(звучит фонограмма песни «Маленькая страна»)

Мне кажется это предложение очень заманчиво. Нам с вами нет 120 лет?

Тогда отправляемся?

Итак, нам с вами, командам «__» и «___» предстоит пройти по неведомым дорожкам Сказочного леса в Замок Литературной Сказки, где ждет нас фея Мудрости. Если мы справимся со сказочными заданиями, покажем знание сказок, а также ловкость, смекалку, находчивость, будем дружны, фея Мудрости откроет нам свой секрет.

Команды, возьмитесь за руки и хором повторяйте со мной волшебное заклинание:

Эски, фески, азки,

Отправляемся в мир сказки.

(Громче звучит мотив песни «Маленькая страна», появляется девочка, одетая в костюм Мальвины)

Ой, кто это? Кажется, в нашем Сказочном лесу гости? Решили попутешествовать?

Выполните мое задание, и я помогу вам в ваших приключениях.

А вот мои вопросы.

Вопрос первой команде: Какая сказка называется литературной?

Вопрос второй команде: Назовите авторов литературных сказок?

v Кто так говорил о себе: «Это было тогда, когда на наших окнах зацвели прекрасные розы. Мы жили дружно и весело, но однажды мне в глаз попал осколок зеркала троллей, и я стал все видеть злым и безобразным».

(Кай, герой сказки Г.-Х. Андерсена «Снежная королева».)

(Г.-Х. Андерсен «Гадкий утенок»)

Мальвина: Ребята, вы молодцы. Вы хорошо знаете сказки, и это поможет вам в вашем путешествии. Желаю вам успеха. Я дарю вам карту Сказочно леса. С её помощью вы легко найдете Замок Литературной Сказки. Счастливого пути!

Ведущий: Давайте рассмотрим карту. Куда же нам идти? Что нас ждет?

Ребята: Столетний дуб.

Ведущий: Да, наш путь к столетнему дубу. (обратить внимание детей на слайд)

(звучит музыка, появляется мальчик, одетый в костюм солдата)

Солдат: Здравствуйте, ребята. Узнаете ли вы, герой какой сказки я – бравый солдат. Расскажу вам свою историю: «Возвращаясь со службы, встретил я старую ведьму. Попросила она меня спуститься в дупло этого старого дуба.

Нашел я там много золота, серебра и меди, но старуха ведьма хотела получить из всех этих сокровищ лишь одну вещь. Что же это?

(Огниво. Сказка «Огниво» Г.-Х.Андерсена)

Молодцы, ребята. Получите и вы одно из сокровищ старого дуба, сказочную шкатулку и угадайте, что же там спрятано.

(Солдат держит шкатулку, ведущий открывает, заглядывая)

Ребята, мы должны по описанию догадаться, что же лежит в шкатулке.

В шкатулке спрятаны предметы, которые девочка принесла из леса зимой, чтобы угодить мачехе и её дочке.

(Подснежники. «Двенадцать месяцев».)

Команда 1, что это, о какой сказке идет речь?

Молодцы, догадались. А теперь очередь команды 2.

Здесь находится вещь, которую мальчик украл у женщины, причесывавшей волосы на берегу реки. Что это, как называется сказка и кто её автор?

(Золотой гребень. Г.Тукай «Су анасы».)

Солдат . Эх, и молодцы, же вы, ребятушки. Счастливого пути. Прощайте.

Ведущий: Вперед, ребята. Что нас ждет дальше?

Давайте хором ответим!

Ребята: Охотничья тропа.

(звучит музыка, появляется мальчик, одетый в костюм барона Мюнхгаузена).

Барон: Я приветствую вас, господа путешественники. Рад видеть вас, смелых, умных и ловких. Ведь я и сам такой же. Неутомимый путешественник, отличный наездник, меткий стрелок. Недавно пришлось мне слетать в лагерь неприятеля на пушечном ядре. Не хотите ли испытать свою смелость и ловкость и тоже полетать на ядре?

Ведущий: Конечно, барон Мюнхгаузен. Я просто уверена, что более ловких и смелых ребят вы не встретите на всем свете.

Ребята, становитесь в ряд (по 3 человека) , каждый из вас должен пролететь на ядре до крепости, вернуться обратно и передать ядро следующему участнику эстафеты. Но помните, что ядро может взорваться и тогда участник выбывает из эстафеты.

(Эстафета «Ядро барона Мюнхгаузена»).

(Ядром служит воздушный шарик . Участник должен «оседлать» ядро, зажав его между колен и придерживая руками. В таком положении он проделывает путь до указанного места и обратно, предаёт ядро следующему участнику. Если шарик лопается («ядро взрывается») – участник эстафеты выбывает).

Барон: Прекрасно исполнено, господа путешественники. Уверен, что вам будет сопутствовать удача. Позвольте мне проститься с вами, я отправляюсь на поиски оленя с вишневым деревом на голове. Он бродит где – то рядом.

Ведущий: Удачи вам, барон. Спасибо за добрые пожелания. Пора и нам в путь. А у нас впереди ……

Ребята: Цветочный город.

Ведущий : Да, Цветочный город, что находится в самом центре Сказочного леса.

(звучит музыка, появляется мальчик, одетый в костюм Незнайки)

Незнайка: Ребята! Как же я рад вас видеть! Помогите мне, пожалуйста. Я перепутал все сказки. Опять меня коротышки дразнить будут.

Ведущий: Поможем?

Ребята: Да!

Незнайка раздает вопросы (карточки)

Прочитайте, пожалуйста, и назовите сказки, которые «перепутались» и ошибочно попали не на свое место.

К морю лишь подходит он,

Вот и слышит будто стон…

Видно на море не тихо;

Смотрит- видит дело лихо:

Бьётся лебедь средь зыбей,

Коршун носится на ней,

Поперек его лежит

Чудо-юдо Рыба-кит.

«Эко диво! – все кричали.-

Мы и слыхом не слыхали,

Чтобы льзя похорошеть!»

Царь велел себя раздеть,

И даёт такой указ:

«Запрещается от нас

В нашем царстве сеять лён,

Прясть, сучить, чтоб веретен

Духу не было в домах».

(«Конек- горбунок», «Спящая царевна».)

Говорят, царевна есть,

Что не можно глаз отвесть,

Днем свет божий затмевает,

Ночью свет божий затмевает,

На спине с двумя горбами

Да с аршинными ушами.

(«Сказка о царе Салтане…», «Конек – горбунок».)

Ей, в приданое дано

Было зеркальце одно.

Свойство зеркальце имело:

Говорить оно умело:

«Ой вы, гости-господа,

Долго ль ездили? Куда?

Ладно ль за морем, иль худо?

И какое в свете чудо?

(«Сказка о царе Салтане…», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»).

Незнайка: Спасибо, ребята. Выручили вы меня. Постараюсь не путать больше сказки. До свидания!

Ведущий: До свидания, Незнайка! Всего доброго! А мы продолжим свое путешествие.

(звучит музыка)

Ведущий: Ой, ребята, посмотрите, какой густой лес. Мы не заблудились? Кто это?

Дети: Шурале.

Шурале: (подбегает к одним) Защекочу, (подбегает к другим) захохочу,

(всем вместе) берегитесь.

Ведущий: Не испугаются тебя ребята. Былтыр тебя обманул, и мы справимся.

Шурале: Люблю я людей пугать, и мои сказочные друзья тоже, узнайте их, я вас отпущу. Кто напугал героев следующих сказок?

Ведущий: А ну-ка, Шурале, покажи свои вопросы. Я думаю, мы легко с ними справимся.

(Берет у Шурале карточки, озвучивает вопросы)

Волки от испуга

Скушали друг друга,

Бедный крокодил

Жабу проглотил,

А слониха, вся дрожа

Так и села на ежа.

(Тараканище К.И. Чуковский «Тараканище».)

Испугался бесенок

Пошел рассказывать про такую победу.

Делать нечего –

Черти собрали оброк…

(Балда «Сказка о попе и работнике его Балде»,)

Шурале: Спасло вас знание сказок. В добрый путь.

Ребята: На поляну чудес.

(звучит музыка, появляется девочка, одетая в костюм лисы Алисы)

Лиса Алиса: Какие чудесные ребята, какие славные. С удовольствием с вами поиграю.

Мне нужны для игры 2 пары.

(Ребята играют парами. Один из них «Кот Базилио». «Кот Базилио» должен на одной ноге проскакать до намеченного места, «Лиса Алиса» ему помогает)

Ведущий: Один из вас будет лисой Алисой, а другой котом Базилио. А каким был кот Базилио?

Ребята: Хромым.

Ведущий: Кто первым прибежит, тот и победил.

Ведущий: Спасибо, лиса Алиса, за веселую игру.

(звучит музыка)

Ведущий: Ну что же, ребята, вот и заканчивается наше путешествие. Я думаю, мы достойно справились со всеми заданиями.

(раздается крик, появляется девочка, одетая в костюм маленькой разбойницы)

Маленькая разбойница обегает вокруг детей, кричит: Как хорошо, что вы здесь появились. Не пущу вас никуда. Будете со мной играть.

Ведущий: Маленькая разбойница, мы не можем задерживаться. Наше время истекает, а мы ещё не видели фею Мудрости.

Маленькая разбойница: Ну, поиграйте со мной. Мне так скучно. Правда, Кай и Герда навещают меня, но не очень часто.

Ведущий: Ребята, задержимся ненадолго?

Маленькая разбойница: У меня рассыпались и перепутались иллюстрации к сказкам. Давайте их соберем.

(ребята соединяют разрезанные иллюстрации к сказкам)

Ведущий: Кто быстрее соберет и покажет, что у него получилось, тот и получит ещё одну звездочку.

Маленькая разбойница: Спасибо ребята. Приходите ещё.

(звучит мотив песни «Маленькая страна», входит фея Мудрости).

Фея Мудрости: Здравствуйте, дорогие ребята. Я наблюдала за вашими приключениями в волшебное зеркало и рада, что вы оказались такими знающими, смелыми, ловкими, веселыми, дружными. Я вижу это по вашим звездочкам. Покажите их.

Ведущий : Посмотрите, Фея. У команды 1 …. звездочек, у команды 2 - … .А вместе у них ….! Целый звездный дождь! Ребята очень постарались.

Фея: А за это я открою им свой секрет успеха.

В гостях вы были у друзей сердечных,

В чудесной сказке каждый побывал.

Мой юный друг!

Бери с собой в дорогу своих любимых сказочных друзей.

В заветный час они тебе помогут

Найти мечту и сделать жизнь светлей.

Ведущий: К сожалению, наше путешествие подошло к концу. Мне понравилось путешествовать с вами. Я рада, что вы оказались такими дружелюбными, веселыми, ловкими, и больше всего тому, что вы так хорошо знаете сказки. Это значит, вы любите читать. Я желаю вам на всю жизнь сохранить любовь к книге, потому что книги дарят нам свою мудрость, учат нас быть добрыми, верными, честными, находчивыми. Дружба с книгой поможет вам добиться новых успехов. Хочу закончить наше путешествие словами замечательного писателя К.Паустовского:

«Читайте! И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли ни одной строчки, хоть одной странички из новой книги»

Данный урок помогает поддержать интерес к чтению произведений классиков мировой литературы среди кадетов, содействовать воспитанию культуры чтения, активизировать и развить творческие способности кадетов.

Цель и задачи игры

  1. поддержать интерес к чтению произведений классиков мировой литературы среди кадетов, содействовать воспитанию культуры чтения;
  2. активизировать и развить творческие способности кадетов;

Оформление: На сцене картина Библиотечная страна, выставка книг писателей-классиков, два стола (или две парты), стулья для игроков. В зале - места для членов жюри.

Музыкальное оформление: Любая веселая музыка, которую можно включать на протяжении всей игры в качестве заставок.

Подготовка

В игре принимают участие три команды по три человека. В жюри приглашаются учителя, воспитатели, кадеты старших классов.

Для проведения игры заранее подготовлены три копии картины Библиотечная страна (в масштабе) с указанием маршрута путешествия, карточки с заданиями (вопросы подбираются в соответствии с программой по литературе). Чистые листы бумаги и фломастеры для выполнения заданий (либо ответы на вопросы пишутся на карточках с заданиями). Предлагаемый сценарий игры для 5 -го класса.

В ходе игры также принимают участие зрители каждой команды, правильный ответ на вопрос приносит дополнительные баллы команде, зрителю - карточку.

Команда - победитель награждается призами, другие команды и активные зрители (набравшие большее количество карточек) получают сувениры.

Игру проводит Ведущий (в роли ведущего могут быть зав.библиотекой, воспитатели, учителя).

Декада русского языка и литературы

«Язык - наш дар бесценный»

Сценарий литературного ринга "Путешествие в страну Литературию..."

Учитель русского языка и литературы МБОУ «Заборско-Никольская СОШ» Жуковского района Брянской области Мирзоханова М.М.

Литературный ринг для 5-6 классов

ЦЕЛИ ПРОВЕДЕНИЯ ИГРЫ:

Практическое применение школьных знаний, проверка способности мыслить продуктивно в условиях стресса - волнения, дефицита времени;

Развитие слухового внимания, долговременной и оперативной памяти ассоциативных связок, скорости реакции, логического мышления;

Воспитание умения работать в коллективе, проявлять лидерские качества.

ПРАВИЛА ИГРЫ.

· В игре участвуют 2 команды по 6 человек.

· Ведущий читает вопросы, играющие внимательно слушают его до конца. В течение 1 минуты команды советуются и принимают решение, кто будет отвечать.

· Капитан команды поднимает сигнал и называет имя игрока, который будет отвечать на поставленный вопрос.

· Выигрывает та команда, которая даст правильный ответ раньше всех, не сделав при этом фальстарта.

· Команде не засчитывается очко, если она дала неправильный ответ. Право передается соперникам.

· Выигрывает команда, которая набрала большее количество очков.

Ход литературного ринга:

С умной книгой каждый день встречаться,

Знаний и умений набираться.

Мы читаем про моря и страны,

Про животных, птиц и великанов.

В сказки тоже нам открыты двери-

Мы пойдём за Машей и Емелей.

Встречу эту все мы долго ждали,

И немало книг мы прочитали.

Соревнования сейчас устроим,

Лень, тоску скуку мы прогоним.

Итак, дорогие ребята, сегодня мы встретились с вами, чтобы выявить знатоков литературы. На нашем литературном ринге вы должны проявить свою эрудицию, показать свои знания, умение работать в коллективе, показать лидерские качества. Состязание будет состоять из 7 раундов, в которых команда получает очки за правильные ответы. В результате - определим, кто же станет победителем! В конце игры наши меценаты наградят победителей.

1 раунд «Разминка»: выявление степени готовности команд к состязанию.

Дополнительные вопросы

1.Как называется учебный предмет, позволяющий глубоко мыслить, уметь рассуждать, задавать вопросы и просто помогающий жить? (Литература)

2. Назовите роды литературы? (Эпос, лирика, драма)

3. Этот термин имеют два английских корня. Буквально слово переводится как «народная мудрость». Назовите термин. (Фольклор)

4. Какой жанр фольклора имеет следующие особенности:

- зачин и концовку

- повтор эпизодов

- 3-х ступенчатое строение сюжета? (Сказка)

5. Что в переводе с греческого означает слово «библия»? (Книга, писание)

7 . Во сколько лет П.П.Ершов написал сказку «Конек-горбунок»? (В 19 лет)

2. Автор этой сказки - известный сказочник. Он познакомил нас с Русалочкой и Оловянным Солдатиком, рассказал историю Дюймовочки и Оле Лукойе. А в этой сказке доказал нам, что подлинное исскуство - бессмертно.Имя сказочника и название сказки? (Х.К.Андерсен «Соловей»)

3. Имя брата Геракла? (Ификл)

4. За что Геракл должен был получить бессмертие? (За 12 подвигов по поручению Эврисфея)

5. Как называется произведение Н.В.Гоголя, в котором он рассказывает о последнем дне перед великим праздником, учить нас колядовать, устраивает встречу с чертом? («Ночь перед Рождеством»)

6. Назовите ФИО писателя XIX века, Близнеца по знаку Зодиака, который носил головной убор - цилиндр, имел сестру Ольгу, получил военное звание - камер-юнкер, считал своим талисманом - перстень, подаренный Воронцовой, а в школе не любил математику? (Александр Сергеевич Пушкин)

7. Продолжите строчки:

«Славная осень! Здоровый, ядреный// воздух усталые силы бодрит…»? («…Лед неокрепший на речке студеной, // Словно как тающий сахар лежит»)

2. Этот термин происходит от греческого слова со значением «сказание, предание», в основе лежит вымысел, выдумка, нечто нереальное. Что это за термин? (Миф)

3. Как назывался в Древней Греции певец-сказитель, поэт, инструменталист? (Аэд)

4. Назовите братьев Зевса? (Аид и Посейдон)

5. Какая богиня носит прозвище Пенорожденная? (Афродита)

6. Арина Родионовна - няня А.С.Пушкина. Какая у нее фамилия? (Матвеева - в девичестве; Яковлева - в замужестве)

7. Продолжите строчки:

«Буря мглою небо кроет,//вихри снежные кружа, …»? («… то,как зверь, она завоет, //то заплачет, как дитя»)

2 раунд «Начало боя»: выявление сильных и слабых позиций команд.

Задание: Определить героев литературных произведений.

1. «Пошли мальчики в рост; как пшеничное тесто на опаре, так к верху и тянутся. Стукнуло ребяткам 10 лет, отдала их мать в науку; скоро они научились грамоте и боярских и купеческих детей за пояс заткнули - никто лучше их не сумеет ни прочитать, ни ответу дать. Боярские и купеческие дети позавидовали и давай тех детей каждый раз покалачивать да пощипывать» («Два Ивана крестьянских сына»)

2. В честь какого героя «поэты слагали стихи», за то, что он «пел так дивно, заливался громче, слаще, пение его тем и хватало за сердце»? (Соловей из сказки Андерсена «Соловей»)

3. Какая героиня имела и корыто, и избу, и дворянское звание, но все-таки осталась с разбитым корытом? (Старуха из сказки А.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»)

1 . Кто из героинь А.Пушкина «была воспитана на французских романах», жила в селе Ненарадове, была стройна, юна, «считалась богатой невестой»? (Марья Гавриловна из «Метели» А.Пушкина)

2. Кто из героев Н.Гоголя «поднимался высоко в небо, собирал звёзды в рукав, а потом солил их в кадушке»? (Солоха, ведьма, из гоголевской «Ночи перед Рождеством»)

3 . «Спереди - совершенный немец… но сзади он был губернский стряпчий в мундире» . Что это за герой? (Чёрт из гоголевской «Ночи перед Рождеством»)

1. Кто из героев А.Куприна «ходил в летнем пальто, летней войлочной шляпе и без калош. У него руки посинели от мороза, глаза провалились, щеки облипли вокруг дёсен, точно у мертвеца»? (Емельян Мерцалов из «Чудесного доктора»)

2 . «Лет 10-ти, с выпуклыми веснушками по всему лицу и волосами приблизительно такого же цвета, как обложка журнала. Отчаянный хулиган и задира». Кто это? (Джонни Досерт из рассказа О Генри «Вождь краснокожих»)

3 . «Блажной мальчик», так сказал об этом герое дедушка Лодыжкин. (Трилли, герой рассказа А.Куприна «Белый пудель»)

3 раунд «Схватка капитанов»: борьба капитанов за звание лучшего.

1. Виды народных сказок? (Волшебные, о животных, социально-бытовые)

2. Время года, когда происходит действие в сказке «Снегурочка»? (Зима)

3. Как звали жениха царевны молодой из «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях» А.Пушкина ? (Королевич Елисей )

4 . Какое историческое событие произошло, когда одному из военоначальников Александра Невского явились святые Борис и Глеб, согласно «Житию о Борисе и Глебе»? (Ледовое побоище)

5 . Какой длины была борода у Берендея из сказки В.Жуковского? («До колен борода»)

6 . Цвет волос спящей царевны? (Черные)

7 . Какой чин получил Иван за поимку жар-птицы из сказки П.Ершова «Конёк-горбунок»? (Стремянной)

8 . Кто помог Якову из сказки В.Гауфа «Карлик Нос» найти травку «чихай на здоровье»? (Гусыня Мими)

9. Герой сказки А.Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители» получил конопляное семечко. Куда положил он подарок? (В карман)

10 . Кто вылечил китайского императора из сказки Х.Андерсена? (Соловей)

1. Кому принадлежат слова: «Сказка - ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок!»? (А.Пушкину)

2. Как начинается сказка «Василиса Прекрасная»? («В некотором царстве жил-был купец»)

3. Жанр «Руслана и Людмилы» А.Пушкина? (Поэма )

4. Что такое «лукоморье»? (Излучина морского берега)

5. К кому обращается герой лермонтовского «Бородино» с просьбой рассказать о войне 1812 года? (К дяде)

6 . Имя матери И.С.Тургенева? (Варвара Петровна)

7 . В каких отношениях с челядью находился Герасим, герой рассказа Тургенева «Муму»? («… в коротких»

10 . Кто из великих писателей подписывал свои произведения следующими псевдонимами: Алов, Рудый Панько, Панько, ***, О.О.О.О., Фома Григорьев, Алмомун, Яновской, Степанов, Рязанский, Кюсель-Гарнен, Мамон? (Н.Гоголь)

1. Какие глаза были у жабы из сказки В.Гаршина «Сказка о жабе и розе»? (Злые и безобразные)

2 . Что выращивали на баштане герои повести Гоголя «Заколдованное место»? (Арбузы и дыни)

3. Возраст Дины, героини повести Л.Толстого «Кавказский пленник»? (13 лет)

4 . В каком произведении Ф.Достоевского герой услышал тихий голос со словами: «Пойдем со мной на ёлку, мальчик!»? («Мальчик у Христа на ёлке»)

5 . Что осталось в наследство Кишу, герою рассказа Д.Лондона «Сказание о Кише», от отца? (Копьё)

6 . Время гаданий девушек из поэмы В.Жуковского «Светлана»? (Крещенский вечерок)

7. Кто подарил Гераклу лук и стрелы? (Аполлон)

8 . Цвет глаз Вани Солнцева, героя повести В.Катаева «Сын полка»? (Синие)

9. Как называлось село, где жила Лиза, героиня повести А.Пушкина «Барышня-крестьянка»? (Прилучино)

10. Нелюбимый учебный предмет А.Пушкина? (Математика )

4 раунд «Кто сильнее?» (блиц-вопросы):

продолжение литературного ринга

3 . Продолжите пословицу: «Сказка - ложь, а песня - …»? (Правда)

4. Как называли сказочников в Древней Руси? (Бахарь)

5 . Какому народу принадлежит сказка «Тысяча и одна ночь»? (Арабскому)

6. Сколько чародеек пригласили на пир в честь рождения дочери царя Матвея?

(11 чародеек)

7 . Прозвище младшего брата из сказки «Конёк горбунок»? ( Иван - дурак)

8 . Назовите имена родителей Геракла? (Зевс и Алкмена)

9. Продолжите: «Ну ж был денёк! Сквозь дым летучий…»? («… французы двинулись, как тучи,// И все на наш редут.// Уланы с пёстрыми значками,// Драгуны с конскими хвостами,// Все промелькнули перед нами.//Все побывали тут.»)

10. Кто из русских поэтов назвал зиму «чародейкою»? (Ф.Тютчев)

11. Назовите композиционные элементы? (Экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, эпилог)

12. Каким эпитетом «наградил» М.Лермонтов парус? («Одинокий)

13. Закончите пословицы:

Не торопись отвечать - торопись…. (Слушать)

Не имей 100 рублей, а …. (Имей 100 друзей)

Маленькое дело лучше… (Большого безделья)

Делу время - … (Потехе час)

14. Назовите двусложные размеры стиха. (Ямб и хорей)

15. Кто подарил А.Пушкину свой портрет с надписью: «Победителю-ученику от побежденного учителя»? (В.Жуковский)

5 раунд «Выявление лидера»: борьба продолжается.

Задание: Определите произведение и назовите автора по «набору» героев.

1. Зеркало, царица, Елисей, Чернавка («Сказка о мёртвой царевне и 7-ми богатырях)

2 . Борис, Глеб, Святополк, бояре, князь? («Святые мученики князья Борис и Глеб»)

3 . Иван-царевич, Марья-царевна, царь Кощей, старик, старший повар, царь Берендей? («Сказка о царе Берендее» В.Жуковского)

4. Иван, Данило, Гаврило, конек, жар-птица, царь, царь-девица? («Конёк горбунок» П. Ершова )

5. Император, капельмейстер, придворные, «серая птичка»? («Соловей» Х.Андерсена)

1. Кащей, колдун, Руслан, Ратмир, Рогдай? («Руслан и Людмила». А.Пушкин)

2 . Левко, Голова, Ганна, ведьма? («Майская ночь, или Утопленница». Н.Гоголь)

3. Герасим, собачка, барыня, Татьяна, кастелянша? («Муму», И.Тургенев)

4. Дуня, старый смотритель, служанка, Минский? («Станционный смотритель», А.Пушкин)

5 . Александр Павлович, Платов, мужик косой, граф Кисельврод? («Левша». Н.Лесков)

1. Роза, жаба, мальчик, сестра Маша? («Сказка о жабе и розе», В.Гаршин)

2. Жилин, Костылин, Дина, Абдулла? («Кавказский пленник», Л. Толстой)

3 . Клош-Кван, Айкига, Уг-глук, Киш? («Сказание о Кише», Д.Лондон)

4 . Караколь, бабушка Тафаро, Клик-Кляк, Вероника? («Город Мастеров, или Сказка о двух горбунах, Т.Габбе )

5 . Сержант Егоров, капитан Енакиев, капитан Ахунбаев, Ваня Солнцев? («Сын полка», В.Катаев)

6 раунд «Риторический»: проверка домашнего задания.

Каждая команда представляет на суд жюри выразительное чтение стихотворения школьной программы.

7 раунд « Завершающий»: выявление явных лидеров.

Задание: определить ХВС в данных отрывках.

ВЕДУЩИЙ : Подведем итоги! Слово жюри.

(Выступление председателя жюри)

ВЕДУЩИЙ : Итак, наше путешествие в страну Литературию завершилось. Сегодня мы практически применили школьные знания, проверили способности мыслить продуктивно в условиях стресса - волнения, дефицита времени. Получили хороший результат.

(Награждение победителей и участников литературного ринга)

Цель и задачи игры

  • поддержать интерес к чтению произведений классиков мировой литературы среди кадетов, содействовать воспитанию культуры чтения;
  • активизировать и развить творческие способности кадетов;

Оформление

  • На сцене картина Библиотечная страна, выставка книг писателей-классиков, два стола (или две парты), стулья для игроков. В зале - места для членов жюри.

Музыкальное оформление

Любая веселая музыка, которую можно включать на протяжении всей игры в качестве заставок.

Подготовка

В игре принимают участие три команды по три человека.

В жюри приглашаются учителя, воспитатели, кадеты старших классов.

Для проведения игры заранее подготовлены три копии картины Библиотечная страна (в масштабе) с указанием маршрута путешествия, карточки с заданиями (вопросы подбираются в соответствии с программой по литературе). Чистые листы бумаги и фломастеры для выполнения заданий (либо ответы на вопросы пишутся на карточках с заданиями). Предлагаемый сценарий игры для 5 -го класса.

В ходе игры также принимают участие зрители каждой команды, правильный ответ на вопрос приносит дополнительные баллы команде, зрителю - карточку.

Команда - победитель награждается призами, другие команды и активные зрители (набравшие большее количество карточек) получают сувениры.

Игру проводит Ведущий (в роли ведущего могут быть зав.библиотекой, воспитатели, учителя).

Ход мероприятия

На сцену выходит Ведущий.

Ведущий: Здравствуйте!

Ведущий: Сегодня мы отправимся в путешествие по Библиотечной стране, по книгам, которые написали классики мировой литературы. В нашей литературной игре примут участие три команды, которые я приглашаю на сцену.

Команды поднимаются на сцену.

Оценивать нашу игру будет жюри (представление членов жюри ). И, наконец, аплодисменты всем, кто в зале, это не просто зрители, а активные болельщики.

Начинаем игру.

Звучит музыка (несколько тактов).

Ведущий: Командам выдается карта Библиотечной страны с указанием маршрута путешествия. Прежде, чем начать игру, предлагаю назвать команды. Игроки могут посовещаться, а я расскажу зрителям и жюри ход нашей игры.

Начало нашего путешествия - родник Поэзии. Далее через пролив Поговорок мы попадаем в море Энциклопедий, обойдем остров Сказок, по Былинному морю, через пролив Истории попадем в океан Прозы. У озера Фантазий сделаем привал, обойдя полуостров Приключений, по морю Газет попадем на Словарные острова. Встретим бурю в океане Учебников и причалим в долине Грёз. Затем путешествуем по суше. По дороге Повестей, по тропе Рассказов подойдем к горам Трудолюбия. Конечная цель путешествия - вершина Знаний. Все это - шутка, но в каждой шутке есть доля правды.

Звучит музыка (несколько тактов).

Ведущий: Команды ":" , ":" ":" получают первое задание. Родник Поэзии.

Задание1. Вспомните отрывок из поэмы А.Пушкина "Руслан и Людмила и вставьте в текст пропущенные слова.

Правильный вариант

У: дуб:; У лукоморья дуб зеленый;
Златая: на дубе том: Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью: ученый И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи:; Все ходит по цепи кругом;
Идет: - песнь заводит, Идет направо - песнь заводит,
: - сказку говорит. Налево - сказку говорит.
Там чудеса: там леший:, Там чудеса: там леший бродит,
: на ветвях сидит; Русалка на ветвях сидит.

Время на выполнение задания - 2 минуты. Максимальная оценка - 3 балла.

Звучит музыка.

Ведущий: Время. Команды, прошу сдать задание в жюри. И мы ждем первые оценки.

Жюри оглашает оценки.

Ведущий: Пролив Поговорок. Пословицы и поговорки прочно вошли в нашу речь. Порой в разговоре мы произносим пословицу и не замечаем этого. Второе задание покажет нам, хорошо ли вы знаете наши пословицы.

Задание 2. Назовите пословицы о книгах, учебе. Три пословицы - три балла, каждая следующая - дополнительный бал. Время на выполнение задания - 5 минут.

Пример пословиц:

Ученье - свет, а неученье - тьма.

Век живи - век учись.

Повторенье - мать ученья.

Книга - друг человека.

Книга мала, а ума придала.

Смотрит в книгу, а видит фигу.

Ведущий: А зрителям предлагаю вспомнить поговорки. Я буду говорить первые слова поговорки, вы продолжите её. Поговорки простые, на все случаи жизни. Каждая пословица - балл.

Ведущий: Думаю, команды выполнили задание досрочно. Пожалуйста, отдайте ваши труды в жюри. Сейчас мы узнаем итоги задания.

Жюри зачитывает пословицы написанные командами, объявляет результаты задания и итог игры.

Ведущий: "Пушки с пристани палят, Кораблю пристать велят". Мы на острове Сказок.

Поговорим о сказках. Вспомним то, что проходили на уроках литературы.

Задание 3. Командам надо ответить на четыре вопроса.

1. Имя героя сказки, который разбудил возлюбленную? (Королевич Елисей, А. С. Пушкин, "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях").

2. Что позволяло герою сказки "Черная курица, или Подземные жители" знать всё, не уча ничего? (Алеша получил конопляное зерно ), А. Погорельский "Черная курица, или Подземные жители".

3. Что пообещала королева за корзину подснежников в сказке "Двенадцать месяцев"?

("Мы дадим столько золота, сколько поместится в корзине, пожалуем бархатную шубу на седой лисе и позволим участвовать в нашем королевском новогоднем катании")

С. Я. Маршак "Двенадцать месяцев"

4. Какое прозвище было у Фильки, героя сказки К. Паустовского "Теплый хлеб"?

(Прозвище Фильки "Ну Тебя") К. Паустовский "Теплый Хлеб"

Время на выполнение задания - 3 минуты. Максимальная оценка 3 балла.

Звучит музыка.

Ведущий: Команды отвечают на вопросы, а я предлагаю вопрос болельщикам, на мой взгляд, сложный. Кто ответит на него, заработает 3 балла.

Вопрос зрителям: "Пушки с пристани палят, Кораблю пристать велят". Как называется это произведение и кто его автор? (Александр Сергеевич Пушкин "Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди.)

Ведущий: Команды готовы. Умные у нас "путешественники", и это задание для них выполнимо. Попросим жюри оценить знания игроков.

Жюри объявляет результаты задания и общий итог игры.

Ведущий: По Былинному морю, через пролив истории мы попадаем в океан Прозы.

Думаю, что прозаических произведений написано больше чем стихотворных.

Задание 4. Назовите прозаические произведения. Побеждает та команда, которая назовет больше произведений. Максимальная оценка - 3 балла.

Прошу тишины в зале. Игроки команд готовы - начинаем!

Прозаические басни?

Ведущий: Как оценит жюри это задание?

Жюри объявляет результаты задания и общий итог игры.

Звучит музыка.

Ведущий: Предлагаю отдых у озера Фантазий. Кадеты любят читать книги о приключениях с фантастическими героями, детективы, страшилки.

Сейчас я задам вопрос для всех, знания и быстрота реакции принесут 2 балла. Я прошу жюри определить того, кто первый верно ответит на вопрос. Готовы? Внимание, вопрос.

Вопрос для всех: В нашей библиотеке на полке "фантастика и приключения" эти книги стоят практически рядом. В названии книг есть общее слово, название книг состоит из двух слов.

Назовите эти книги. ("Человек - амфибия", Александра Беляева и "Человек - невидимка" Герберта Уэллса).

Звучит ответ.

Если ответ не прозвучал, слова Ведущего: Печально, я назову эти книги и советую вам прочитать их.

Ведущий: А теперь вопрос для команд. Правильный ответ принесет команде 2 балла.

Вопрос: Назовите имя героя, который заключил выгодную сделку и получил несметные богатства, среди которых: яблоко (вернее всё, что от него осталось), бумажный змей, дохлая крыса, 12 алебастровых шариков, осколок синей бутылки, кусок мела,шесть хлопушек.

(Том Сойер, Марк Твен, "Приключение Тома Сойера).

Ведущий: Прошу жюри сказать сумму баллов за ответы на вопросы и итог игры.

Ведущий: Наше путешествие продолжается. Огибаем полуостров Приключений, мимо Словарных островов попадаем в океан Учебников. Мимо которого не пройти. Вопрос для команд. Правильный ответ - 2 балла. Прошу тишины.

Вопрос: Сколько учебников вы получили в этом учебном году? (ответ - 14 ).

Ведущий: Пожалуйста, жюри, приплюсуйте 2 балла к результатам команды ":".

Задание 5. Командам надо ответить на 3 вопроса.

1. Должность Герасима в рассказе И. Тургенева "Муму".

(дворник)

2. Назовите героев-детей повести Короленко "В дурном обществе".

(Вася и Соня,Валек и Маруся)

3. Кто вылечил зайца в рассказе К. Пришвина "Заячьи лапы"?

(детский врач Карл Петрович)

Ведущий: Вновь ждем оценок.

Жюри объявляет сумму баллов за вопросы и общий итог игры.

Ведущий: Ура! Горы Трудолюбия. Покорим вершину Знаний блицзаданием !

Что означает приставка к слову блиц . Это первая часть сложных слов со значением очень быстрый (Ожегов, Толковый словарь русского языка). Время на выполнение блицзадания -минута, семь заданий за минуту, каждое задание - 1 балл. Максимальное количество баллов - 7.

Мы "путешествуем с классиками", поэтому вопросы блицзадания о классиках литературы, по произведениям классиков.

Блицзадание:

Что послано на завтрак Голубушке - вороне? (кусочек сыру).

Кто рассказал о Бородинском бое? (дядя, "Скажи -ка, дядя, :).

Кто "Все ту же песню поет, Все ту же лямку несет:" (бурлак, Н.Некрасов "На Волге").

Имя писателя Чехова? (Антон).

Героям повести В. Короленко этот предмет принес одновременно и минуты радости, и минуты тревоги. (Кукла, Марусе - радость, Васе - тревогу,В.Короленко "В дурном обществе").

"Еще в полях белеет снег,
А: уж весной шумят -:"

Впишите пропущенное слово (воды, Ф.Тютчев, "Весенние воды").

Главная книга П. Бажова: Малахитовое лукошко

Малахитовая чаша

Малахитовая шкатулка

Укажите правильное название книги. (Малахитовая шкатулка).

Ведущий: Команды выполняют задание, а я предлагаю последнее шуточное задание зрителям .

В руках у меня книга. Кто точнее угадает количество страниц в книге, получит её в подарок.

Вручается книга победителю.

Ведущий: Время на выполнение блицзадания истекло. Команды передают ответы в жюри.

Ждем подведения итогов блицзадания и общий итог игры.

Звучит музыка.

Оглашается общий итог игры и фамилии активных болельщиков.

Ведущий: Отличная игра! Для награждения команд и активных зрителей приглашается:..

А мне остается добавить: "Спасибо всем участникам команд за интересную игру, зрителям - за поддержку, жюри - за честность и понимание.

Награждение победителей и вручение сувениров второй команде и активным болельщикам.

Литература.

  1. Литература.5кл. Учебник - хрестоматия для общеобразовательных учреждений в 4ч.
  2. Авторы-составители. В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин
  3. 7 -е изд., перераб.- М.: Просвещение - ОАО "Московские учебники", 2006.