Сага о форсайтах белая обезьяна краткое содержание.

«Сага о Форсайтах» — эпопея Д. Голсуорси, включающая романы «Собственник» (1906 г.), «В петле» (1920 г.), «Сдается в наем» (1921 г.) и две интерлюдии; полностью опубликована в 1922 году. К эпопее примыкает второй форсайтовский цикл — «Современная комедия».

Замыслу многотомного произведения о судьбах нескольких поколений буржуазной семьи, отчасти схожей с семьей самого автора, предшествовало несколько рассказов на том же материале, вошедших в книгу «Человек из Девона» (1901 г.). Этот же замысел находит отзвуки в посмертно опубликованных книгах: трилогии «Последняя глава» (написана к 1925 г.), сборнике малой прозы «Форсайты, Пендайсы и другие» (1935 г.). Действие эпопеи охватывает около сорока лет, включая Первую мировую войну, когда терпит окончательный крах викторианское общество, органической частью которого является старшее поколение Форсайтов. Описывая перипетии биографии тех, кто по рождению принадлежит к этому клану собственников или вынужден обретаться среди них силой семейных обязательств, Голсуорси создает образ кризисной эпохи, когда рушатся опоры жизни, стоявшие веками, а веяния времени оказываются сильнее, чем связи кровного родства.

История Форсайтов, создавших свое житейское благополучие собственным упорным трудом и непоколебимой верой в священные права собственности, распространяемые и на мир родственных отношений, осмыслена как «скрытый от глаз процесс разрушения старого дерева». На страницах эпопеи «Сага о Форсайтах» часто чувствуется «боль от ран, нанесенных счастью, воле, гордости», — об этом размышляет под конец жизни старый Джолион, наиболее близкий автору из всех Форсайтов. Лирическая тема несостоявшегося счастья, которое было принесено в жертву расчету, чего требовала необходимость постоянно и всемерно укреплять престиж форсайтовских начинаний, раз за разом возникает в историях жизненных катастроф и несостоявшегося счастья, составивших основной внутренний сюжет книги.

Форсайты, начиная с главы их рода, были «солидные, добропорядочные посредники, они с достоинством делали свое дело: управляли имуществом и владели». Здравомыслие, практицизм, кастовые предрассудки соединяются у них с безусловной честностью, «неподдающейся никаким соблазнам», и с определенной духовной культурой. Своим образом жизни и кругом понятий они выразительно характеризуют XIX век как эпоху непоколебимой веры в прогресс, в ригористические моральные заповеди и жесткую социальную иерархию, которая основывается на собственности. Как указано в авторском предисловии, повторяющийся поколение за поколением конфликт собственничества и Красоты составил доминанту повествования. В упорядоченном, прагматичном мире Форсайтов не признают ни романтических увлечений, ни полнокровных чувств, ни прекрасного, если только оно не становится дополнительным свидетельством достигнутого житейского успеха, как живопись, собираемая Сомсом. И этот мир испытывает состояние хаоса, когда кружение сердца овладевает тем или иным его обитателем, толкая его к бунтарским жестам и к открытому неприятию всего круга ценностей, принятых в этом «богатом заповеднике».

Ущербность Форсайтов и призрачность их жизненных обретений выявляются особенно наглядно, когда, жертвуя чувством во имя окаменевших норм и принципов бизнесмена, они руководствуются этикой, характерной для «могучей верхушки среднего класса», и попирают естественное нравственное чувство. Мечтая сохранить навеки тот специфический уклад жизни, «когда человек был неоспоримым и бесконтрольным хозяином своей души, своих доходов и своей жены», они оказываются во все более глубоком и непреодолимом конфликте с жизнью и с младшими поколениями собственной семьи, отвергающими подобный ригоризм во имя сиюминутных радостей бытия и свободного выбора жизненной дороги, пусть она нередко приводит к тупику.

Восприняв первые тома эпопеи «Сага о Форсайтах» Голсуорси прежде всего как образец социальной сатиры, критика требовала от автора еще более резких обличений и образности, граничащей с острым гротеском. Однако преобладающая элегическая тональность «Саги о Форсайтах» усиливалась по мере развертывания ее основных конфликтных линий. В заключительных разделах, где воссоздан разгул коррупции, всеобщая продажность и аморальность, ставшая заурядным явлением английской действительности после Первой мировой войны, явственно ощутим оттенок ностальгии по викторианскому веку, ушедшему в прошлое безвозвратно (к числу наиболее ярких страниц книги принадлежит описание похорон королевы Виктории, вместе с которой заканчивается эпоха стабильности и реального общественного прогресса). Сознавая горечь и необратимость перемен, Сомс, которому в данном случае отданы мысли, не раз высказывавшиеся Голсуорси от своего имени, размышляет о том, что «наше время таит больше соблазнов, но что-то простое и честное ушло из жизни безвозвратно».

В новой атмосфере и Сомс, и другие Форсайты, чья личность сформирована в викторианские времена, выглядят обломками давней эпохи, когда «простое и честное» оставалось в цене, соединяясь с «самодовольным и сдержанным провинциализмом». Коренные установления людей этого круга, оставаясь неприемлемыми для Голсуорси, вместе с тем описываются у него как достояние намного более яркого и цельного времени, чем то, когда им созданы последние тома «Современной комедии». Обычное восприятие произведения Голсуорси как своего рода «лебединой песни» викторианства предопределено лирической нотой, проходящей через все его разделы, хотя свою высшую задачу автор видел в том, чтобы показать непримиримость психологии собственников-Форсайтов с идеалами подлинно человечного жизнеустройства.

Оставаясь твердым приверженцем классического реализма, боготворя Тургенева и Толстого, Голсуорси, не в пример многим своим английским литературным современникам, увлеченным модернистскими экспериментами, остался в «Саге о Форсайтах» осознанно архаичным по характеру художественного языка. «Сага...» привлекает богатством тщательно разработанных характеров, безупречной реконструкцией повседневной жизни, какой она была в изображаемой общественной среде, умением точно и выразительно воссоздать социальную психологию, мастерством типизации, отличающей реалистическую прозу прошлого. Оказываясь в одном литературном ряду с другими реалистическими семейными хрониками, созданными почти одновременно с нею («Будденброки» Т. Манна, «Семья Тибо» Р. Мартена дю Гара, «Жизнь Клима Самгина» М. Горького), «Сага о Форсайтах» провоцировала упреки в художественном консерватизме, но, вопреки суждениям критики, предрекавшей ей скорую утрату читательского интереса, оказалась одним из выдающихся памятников романа XX века. Поставленный по ней в 1981 г. английский телесериал, с триумфом прошедший во многих странах, подтвердил неиссякающий интерес публики к главной книге Голсуорси.

САГА О ФОРСАЙТАХ Трилогия СОБСТВЕННИК Роман (1906) Действие происходит в Лондоне в 1886- 1887 гг.

В доме старого Джолиона семейное торжество, прием в честь помолвки мисс Джун Форсайт с мистером Филипом Босини. Гостей собирается множество, семья весьма многочисленна.

Внутри форсайтского клана, как и в обществе, царит закон конкуренции, шестеро братьев - Джолион, Джемс, Суизин, Николас, Роджер и Тимоти - соперничают, кто из них богаче. Их отец "гордый Досеет", из фермеров, прибыл в Лондон в начале столетия, работал каменщиком, подрядчиком, строит дома. У него было десять детей, и все до сих пор живы, следующее поколение насчитывает уже 21 молодого Форсайта.

Семья принадлежит теперь к верхушке английской буржуазии, среди ее членов - финансисты, юристы, рантье, члены акционерных обществ. Всех их отличает собственническая самоуверенность, разговоры в их среде вечно вертятся вокруг курса акций, дивидендов, стоимости домов и вещей. Собравшиеся выглядят парадно и блистательно, респектабельно, но ощущается некоторое напряжение, вызванное инстинктивным чувством непосредственной близости чего-то необычного и ненадежного. Объектом недоверия является человек, ради знакомства с которым они собрались здесь. Босини - архитектор, у него нет никакого состояния, он артистически небрежен в одежде и несколько эксцентричен. Джордж - сын Роджера - называет его пиратом, и это прозвище закрепляется среди родни.

Старый Джолион с неодобрением относится к выбору внучки, в которой души не чает, хлебнет она горя с этим безрассудным, непрактичным юнцом, но Джун - крошка с характером и очень упряма.

Старый Джолион пытается наладить отношения с сыном, отцом Джун, с которым не виделся четырнадцать лет. Тогда молодой Джолион во имя "недозволенной" по форсайтским нормам любви ушел от семьи, живет он скромно, работает страховым агентом, пишет акварели.

Отец, подстроив как бы случайную встречу в клубе, приглашает сына к себе, потом наносит визит к нему в дом, где его сердцем завладевают внуки - малыши Джолли и Холли.

У сына Джемса Сомса неблагополучно в семье, хотя он всячески это скрывает. Форсайты воспринимают его жену как нечто необычное и чуждое для их круга. Золотоволосая, темноглазая Ирэн похожа на языческую богиню, она исполнена обаяния, отличается изысканностью вкуса и манер. После смерти отца - профессора Эрона - молодая девушка осталась без средств и в конце концов была вынуждена уступить Сомсу, полтора года упорно добивавшемуся ее руки. Холодность жены и нескрываемая неприязнь к нему доводят Сомса до бешенства.

Преуспевающий в делах Сомс поручает Босини строительство нового загородного дома в Робин-Хилле. Его все более тревожит симпатия, возникшая между его женой и молодым архитектором, постепенно перерастающая во взаимное глубокое чувство. Напрасно Ирэн заводит разговор о разводе, муж полагает, что имеет право собственности на жену, и не намерен потакать ее сумасбродству. Четыре года назад Сомса захватила волнующая красота Ирэн, и он не желает расставаться с тем, что завоевано.

Джун тяжело переживает перемену в отношениях с Филипом, ощущая, что тому мучительно общаться с нею.

В доме Тимоти, где живут его незамужние сестры Энн, Эстер и вдовствующая Джули и куда часто наведываются остальные члены семьи, положение Сомса и отношения Ирэн и Босини, которых все чаще видят вместе, становятся темой для пересудов. Сомса давно уже раздражает, что в ходе строительства дома Босини допускает расходы сверх сметы, он намеревается судебным порядком предъявить иск и взыскать убытки, чтобы разорить оборванца. Его выводит из себя отчуждение Ирэн. Как-то ночью, когда роман Ирэн и Босини уже в самом разгаре, Сомсу удается наконец настоять на своих правах, сломить сопротивление той, которая была его законной женой.

На следующий день Джордж случайно становится свидетелем свидания влюбленных, где Ирэн рассказывает о случившемся, а потом из праздного любопытства следит за Босини, который в сильном волнении мчится по городу, не разбирая дороги, как человек, который не знает, куда деваться от горя.

Старый Джолион переделывает завещание, восстанавливая сына в правах на наследство.

На суде, где Босини отсутствует, принято решение удовлетворить иск Сомса к архитектору. Ирэн покидает дом, не взяв с собой вещи и драгоценности. Соме не может примириться с мыслью, что она уйдет из его жизни. Присутствовавшая на заседании суда Джун спешит уведомить Филипа и поддержать его, встретившись в его квартире с Ирэн, она рассказывает ей все, что накипело, эта женщина, с которой она некогда была в дружеских отношениях, разбила ей жизнь.

Старый Джолион сообщает своим близким о намерении собрать их всех под одной крышей. Джун умоляет деда купить дом Сомса в Робин-Хилле или хотя бы заплатить по иску. Выясняется, что в тот злосчастный день Босини в тумане попал под омнибус и раздавлен насмерть. Молодой Джолион воспринимает случившееся как первую трещину в твердыне, форсайтского благополучия.

Сомса гнетет тоска. Внезапно в дом возвращается Ирэн, как раненый зверь в свою нору, загнанная, потерянная, она не в силах осознать, как ей жить дальше, куда деваться. Старый Джолион из сочувствия посылает к ней сына, может, Ирэн нужна помощь. Но Соме, объявив, что не позволит вмешиваться в свои семейные дела, захлопывает перед ним дверь.

ПОСЛЕДНЕЕ ЛЕТО ФОРСАЙТА Интерлюдия Проходит четыре года. Старый Джолион купил злополучный дом своего племянника Сомса и поселился там с семьей. Джун с отцом и мачехой отправилась в путешествие по Испании, а старик, скучая, ожидает их возвращения и охотно потакает фантазиям оставшихся с ним внуков. Он любит сидеть в тени дуба перед террасой дома, любуясь прекрасным видом. Красота природы находит глубокий отклик в его душе, здесь, в Робин-Хилле, он перестает ощущать свой возраст, а ведь ему уже 85. Прогуливаясь майским днем по окрестностям, старый Джолион встречает Ирэн, которая наведывается в эти места, где некогда была счастлива. Он невольно поддается обаянию этой необыкновенной женщины, приглашает ее отобедать, наносит визит в ее скромную квартирку, они вместе посещают оперу. Ирэн подкупает его сердечная теплота, ласковое участие, радует возможность говорить об умершем возлюбленном.

Если раньше старый Джолион тосковал, то теперь он ждет возвращения сына и Джун чуть не со страхом. Как объяснит он эту странную дружбу, видимо, придется признать себя стариком, сдаться на милость забот и любви. Но ведь он не вынесет, если у него отнимут возможность видеть Ирэн. Он живет этими встречами, а не прошлым, как люди его возраста. Жарким июльским днем, накануне возвращения родных, в ожидании приезда Ирэн он засыпает в своем кресле вечным сном.

В ПЕТЛЕ Роман (1920) Действие происходит в 1899-1901 гг.

В доме Тимоти, являющемся своеобразной форсайтской биржей, по-прежнему производится обмен семейными сплетнями и котирование семейных акций. Старшее поколение Форсайтов поредело, нет уже на свете Энн, Суизина, Сьюзен, умирает Роджер. Родные все никак не могут успокоиться по поводу чуть ли не тайных похорон старого Джолиона, скончавшегося в 1892 г., тот первый изменил фамильному склепу в Хай Гете, наказав похоронить себя в Робин-Хилле. И подумать только - оставил по завещанию пятнадцать тысяч фунтов Ирэн - сбежавшей жене своего племянника Сомса.

Тогда-то права старого Джолиона на звание истинного Форсайта рухнули раз и навсегда. А капитал Сомса за эти двенадцать лет одинокой жизни, в течение которых он мало чем интересовался, вырос необычайно.

У его сестры Уинфрид несчастье: ее бесшабашный муж Монтегю Дарти сбежал с испанской танцовщицей. Его и раньше в семье считали "одуванчиком", он никогда не любил денег ради денег и презирал Форсайтов за их увлечение инвестициями. Дарти всегда ценил в деньгах то, что на них можно купить, - "ощущения". Уинфрид, семейная жизнь которой все эти годы была достаточно трудной, пребывает в смятении, несмотря ни на что, она все же привыкла рассматривать непутевого мужа как свою собственность.

Каково остаться в сорок два года одной с четырьмя детьми! Соме относится к сестре с участием, оба они в нелепом положении неразведенных Форсайтов.

Подобная неопределенность особенно тяготит Сомса в последнее время. Его все сильнее беспокоит мысль о том, что у него нет наследника. Он присмотрел уже подходящий вариант для новой женитьбы - двадцатилетнюю француженку Аннет, дочку мадам Ламет, владелицы ресторана "Бретань" в Сохо. Соме занимается подготовкой бракоразводного процесса сестры, да и сам не прочь как можно быстрее расторгнуть брак.

Молодой Джолион переживает период успеха, он в самом авангарде художников-акварелистов, его картины хорошо раскупаются. Джун, всегда принимавшая горячее участие в судьбе тех, кому приходится трудно, опекает будущих гениев артистического мира, мечтает о приобретении выставочного салона. После смерти отца Джолион весьма обеспеченный человек, уже несколько лет он вдовец. Довольно неожиданным для него становится визит, в Робин-Хилл Сомса, явившегося в сопровождении девятнадцатилетнего племянника Вэла Дарти. Юноша собирается на учебу в Оксфорд, где учится сын Джолиона Джолли. Хорошо бы молодым людям познакомиться. С первой встречи Вэл влюбляется в Хол-ли, отвечающую ему взаимностью. Соме сообщает Джолиону о намерении расторгнуть брак с Ирэн и просит его выступить посредником в данном деле.

Джолион отправляется к Ирэн, которую не видел двенадцать лет. Огромное впечатление производит на него благородная красота этой женщины, над которой время словно невластно. Люди, которые не живут, хорошо сохраняются, горько замечает она и с готовностью откликается на предложение о разводе. Но придется Со-мсу инициативу брать на себя. Как странно парализована жизнь обоих этих людей, размышляет Джолион, словно и тот и другой находятся в петле.

Соме посещает Ирэн, чтобы форсировать дело о разводе, и вынужден признаться, что эта женщина по-прежнему волнует его. Он покидает ее дом смятенный, растерянный, с болью в сердце, со смутной тревогой. Свой следующий визит он приурочивает к тридцать седьмой годовщине рождения Ирэн, приносит в подарок бриллиантовую брошь. Он согласен все забыть, просит ее вернуться, родить ему сына. Как удар хлыста звучит ответ: "Я бы скорее умерла". Стремясь избавиться от домогательств бывшего мужа, Ирэн уезжает за границу. Соме обращается в сыскное агентство с поручением установить за ней слежку. Он оправдывает себя тем, что не может и далее пребывать в паутине, а чтобы разорвать ее, приходится прибегнуть к такому гнусному способу. Джолион едет в Париж, где встречается с Ирэн, его запоздалое увлечение переходит в сильное чувство. А следом в Париж отправляется и сам Соме с намерением еще раз сломить сопротивление Ирэн.

На судебном заседании по иску Уинфрид принято решение о восстановлении в супружеских правах. Дарти возвращается домой. Жена соглашается принять его.

Вспыхивает англо-бурская война. Джун готовится стать сестрой милосердия. Джолли узнает, что Вэл и Холли обручились. Ему давно уже не по душе молодой повеса, ухаживающий за сестрой. Чтобы помешать этому союзу, Джолли подначивает Вэла тоже записаться добровольцем на фронт. Холли вместе с Джун также отправляются в Африку.

После отъезда детей Джолион ощущает гнетущее одиночество. Но вот приезжает Ирэн, и они решают соединить свои судьбы. Джолион тяжело переживает известие о смерти сына, умершего на чужбине от дизентерии.

Происходит бракоразводный процесс, на котором Соме наконец-то обретает свободу, ответчицы нет, Ирэн с Джолионом путешествуют по Европе. Через шесть месяцев празднуется свадьба Сомса и Аннет. Вэл и Холли в Африке поженились, Вэл ранен и просит дедушку Джемса купить там участок земли и ферму, чтобы он мог разводить лошадей.

Для Сомса это очередной удар: родной племянник женился на дочери его соперника.

У Ирэн рождается сын, что приносит Сомсу новые страдания. Он и Аннет тоже ожидают потомства. Но надежда на наследника, не оправдывается, рождается дочь, которой дают имя Флер. Роды у Аннет были тяжелыми, и больше детей у нее не будет. Умирающему отцу, который давно мечтал о внуке, Соме вынужден соврать, что у него сын. И все же, несмотря на постигшее разочарование, он испытывает чувство торжества, радостное чувство обладания.

СДАЕТСЯ ВНАЕМ Роман (1921) Действие происходит в 1920 г. Джолиону уже семьдесят два года, его третий брак длится двадцать лет.

Сомсу шестьдесят пять лет, Аннет - сорок. Соме души не чает в дочери, Флер целиком заполнила его сердце. С женой они абсолютно чужие люди, его даже не волнует, что вокруг Аннет увивается богач бельгиец Проспер Профон. О родственниках теперь он мало что знает. Тетки умерли, нет больше форсайтской биржи, из старшего поколения остался только Тимоти, который из-за маниакальной боязни инфекции долгие десятилетия был почти невидимым для остальных Форсайтов, ему сто один год, и он впал в старческое слабоумие. Вэл вернулся, продав ферму в Южной Африке, и купил имение в Сэссексе.

Соме заделался заядлым коллекционером, в понимании картин он уже не ограничивается знанием их рыночной цены. Как-то в выставочном салоне, владелицей которого оказывается Джун, он встречает Ирэн с сыном. К его великому неудовольствию, Флер и Джон знакомятся. Соме вынужден потом объяснить дочери, что они с этой родней находятся в давней вражде.

Флер и Джон случайно оказываются вместе в гостях у Вэла и Холли. Среди идиллии деревенской природы завязывается их роман. Хозяева всячески избегают разговоров о причинах вражды, таково было наставление Джолиона.

Соме встревожен увлечением дочери. Он отдает явное предпочтение другому ее поклоннику - Майклу Монту, будущему обладателю титула и земельных владений, настойчиво добивающемуся ее благосклонности. Он постоянно внушает Флер, что не хочет иметь ничего общего с той ветвью семьи Форсайтов. Ирэн также обеспокоена, стремясь разлучить влюбленных, она увозит сына на пару месяцев в Испанию. Джун, опекающая оставшегося в одиночестве Джолио-на, упрекает отца в малодушии, нужно было рассказать Джону все, как есть. Если молодые люди действительно любят друг друга, зачем же делать их несчастными во имя прошлого.

Флер находит у отца фотографию молодой женщины, в которой узнает Ирэн, и мучается догадками, что за всем этим кроется. Мсье Про-фон охотно раскрывает ей семейную тайну. Соме уговаривает Флер отступиться, ничего все равно не получится. Как ужасно, что Флер унаследовала сильную страсть к сыну Ирэн! Джолиону с каждым днем все хуже. Предчувствуя, что серьезного разговора с сыном может не состояться, он пишет Джону письмо, где сообщает всю правду о прошлом и требует расстаться с Флер. Если он не покончит с этой любовью, то сделает свою мать несчастной до конца ее дней. Жестокое, темное прошлое обрушивается на Джона, но объясниться с отцом он не успевает, Джолион умирает. Узнав о его кончине, Соме расценивает ее как возмездие: двадцать лет его враг наслаждался отнятыми у него женой и домом.

Флер проявляет упорство.

Ей все же удается уговорить отца отправиться с визитом к Ирэн. Снова Соме в Робин-Хилле. Вот и дом, выстроенный для него и Ирэн, дом, строитель которого разрушил его семейный очаг. Какая-то ирония судьбы в том, что Флер может войти в него хозяйкой. Ирэн перекладывает решение на Джона. Тот же решительно объявляет, что между ним и Флер все кончено, он должен выполнить предсмертную волю своего отца.

Флер дает наконец согласие выйти замуж за Майкла Монта, однако, не подавая виду, глубоко переживает случившееся. Празднуется пышная свадьба, молодые отправляются в свадебное путешествие.

Умирает Тимоти. На достопамятном доме Форсайтов появляется табличка "Сдается внаем". С аукциона распродаются вещи, на которые немного охотников, поскольку они не отвечают современному вкусу, но с ними у Сомса связано столько воспоминаний, он с горечью думает о том, что исчезает последний уют старого мира. Соме заходит в галерею, где выставлены акварели Джолиона Форсайта. Здесь в последний раз он видит Ирэн - Джон купил землю в Британской Колумбии, и она уезжает к сыну. Дом в Робин-Хилле продается.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://lib.rin.ru/cgi-bin/index.pl

САГА О ФОРСАЙТАХ Трилогия СОБСТВЕННИК Роман (1906) Действие происходит в Лондоне в 1886- 1887 гг. В доме старого Джолиона семейное торжество, прием в честь помолвки мисс Джун Форсайт с мистером Филипом Босини. Гостей собирается множество, семь

Заметила за собой любопытную вещь: раньше я читала, не оспаривая авторские оценки и линии сюжета в том, что касалось целостного мира его произведения. Теперь же всё чаще ловлю себя на том, что не согласна с автором в том, как он обращается с жителями этого созданного им мира идей.
Несколько дней назад закончила «Сагу о Форсайтах» Джона Голсуорси. Читала в оригинале. Не могу понять – может быть, разница менталитетов заставляет меня видеть непримиримое противоречие в главной идее произведения и мешает ее принять, может, такова задумка самого Голсуорси – но не похоже. В предисловии он говорит, что уже часто встречался с возражениями читателей, подобными моему, и отвергает их. Между тем это противоречие между событиями саги, поступками героев и той оценкой, идеей, которую они призваны иллюстрировать, мешает принять произведение. Я, по крайней мере, не могу ни рационально, ни эмоционально принять такого выверта.
Сама ткань романа мне очень понравилась. Тонкость наблюдения, богатство мысли и элегантность стиля Голсуорси создают великолепную канву. Но тем более не понятно, как можно было ее так неестественно раскроить.
Ключевой конфликт произведения заключается между такими понятиями, как инстинкт собственничества («possessive instinct»), с одной стороны, и Красота и Любовь – именно так, с большой буквы – с другой. Две стороны воплощены в образах двух главных героев: Соэмса Форсайта (Soames Forsyte) и Ирэн (Irene). Самое лучше краткое описание этих двоих, которое дал Голсуорси: “he legal ownership personified, she lawless beauty incarnate” («он – олицетворение узаконенного права собственности, она – беззаконная красота во плоти» - прошу прощения, в изданные переводы не заглядывала – перевод мой).
За ним – та сторона человеческой природы, которую Голсуорси считает доминирующей в людях: стремление к приобретению собственности, созданию дома и семьи, закреплению за собой вещей и людей, чтобы затем отгородить своё от прочего чужого и быть защищенным от превратностей изменчивой жизни, создать себе надежное будущее, в том числе в своих детях. По-моему, очень точно, только не совсем понятно, почему эти глубинные человеческие стремления Голсуорси решил обобщить как инстинкт к приобретению. Это же чувство самосохранения и инстинкт продолжения рода, с той только разницей, что человек для этого использует вещи – деньги и собственность, которые дают ему чувство относительного постоянства и уверенность в будущем. Автору претит то, что Соэмс и ему подобные не только вещи, но и людей, и духовные сущности рассматривают как свою неотчуждаемую собственность. Для наглядности он рассказывает историю Соэмса и его жены Ирэн.
Ирэн – самая нереальная фигура в романе, полумифическое существо, которое Голсуорси описывает с языческим преклонением. Она – богиня любви и красоты, сошедшая на Землю. Она – ценность сама в себе и не ищет упрочения или подтверждения в этом мире. Она – воплощение совершенной красоты, почти волшебное создание, наделенное невыразимой притягательностью, но все время чуть отчужденное от своего окружения.
Под давлением родных, напором и настойчивостью своего очень богатого поклонника, Ирэн выходит замуж за Соэмса, которого не любит. Очень скоро она понимает, что ни за что не сможет жить с ним и просит отпустить ее, но Соэмс не желает, не может с ней расстаться, потому что Форсайты не расстаются с тем, что им принадлежит, и потому что его страсть к ней как наваждение, и расставание больнее того одиночества вдвоем, которое он ежедневно терпит рядом со своей отстраненной женой. Она чувствует себя птицей в клетке, он страдает от того, что не находит ни тени благосклонности в человеке, которого желает сделать своим. Удержать ее он не может. Она влюбляется в молодого архитектора, который вскоре погибает, в шоке от потери она набирается смелости уйти от Соэмса. Двенадцать лет они не встречаются, потом его желание иметь семью и детей заставляет его либо ее вернуть, либо развестись (а развод был тогда чрезвычайно позорным и сложным процессом). Мысль о том, чтобы вернуться к мужу, невыносима для Ирэн. Она бежит. В ее судьбе принимает участие двоюродный брат Соэмса – Джолион. Художник, ценитель красоты, он попадает во власть ее чар. У них общие вкусы и взгляды. Он защищает ее, не пытаясь привязать к себе. Он ей приятен и близок. Они становятся любовниками, Соэмс получает повод для развода, после которого Ирэн выходит замуж за Джолиона, а Соэмс женится на другой. У каждой пары рождается ребенок: мальчик – у Ирэн, девочка – у Соэмса. Повзрослев, дети случайно встретились и полюбили друг друга. Ирэн и Джолион убеждены, что старая больная история не может быть преодолена, и дети не могут быть вместе, во-первых, потому что для Ирэн невозможно быть вновь связанной с Соэмсом даже во внуках, во-вторых, потому что они видят в девушке собственническую природу ее отца. Их сын проникается этими мыслями и отказывается от любимой девушки.
Мораль и главная идея саги в том, что «the body of Beauty has a spiritual essence, uncapturable save by a devotion which thinks not of self» (красота имеет духовную сущность, которую невозможно удержать ничем, кроме самозабвенной преданности). Красиво! особенно в оригинале. И с этим спорить я не хочу.
Но у Голсуорси красота Ирэн – это божественный дар, который дает счастье тому, кто может к нему прикоснуться. Отлученные от него должны страдать не понятно до какого колена. Не справедливо.
Ирэн – человек. Среди человеческих достоинств красота, эстетический вкус и женственность далеко не единственные. Почему эти достоинства – и никакие другие – должны становиться благословением. Есть же английская пословица: handsome is as handsome does (человек красив не лицом, а делами). Между тем поступки Ирэн – ничем не выдают особой душевной красоты, доброты, самопожертвования, преданности. Она ни для кого не делала ничего хорошего, кроме как позволяла своим избранным быть с собой рядом. А уж то, как была разбита любовь ее сына, говорит скорее об эгоизме человека, всю жизнь занятого только своими чувствами.
Почему нежелание Соэмса отпускать Ирэн Голсуорси отнес к чувству собственничества, а не к любви, не понятно. Но даже если так, то все равно существует огромная разница между тем, чтобы считать своим вещь и человека. Своя вещь предполагает владение чем-то внешним по отношению к тебе. Свой человек предполагает родство – неразрывную близость, общность! Как можно осудить человека за это? Может быть еще обвинить кого-нибудь в том, что он не желает расставаться с головой или с рукой, только потому что в отношении них тоже можно употребить выражение «у меня есть»? Голсуорси, хоть и говорит, что трагедия Соэмса по сути состоит в том, что ему не дано вызывать любовь, все-таки очень часто подчеркивает, что он был отлучен от любви и красоты (=счастья) тем, что пытался их привязать.
Я не хочу сказать, что по справедливости Ирэн должна была остаться с Соэмсом из чувства долга или сострадания. Но почему автор не мог дать ему какое-то другое счастье – хоть чуть-чуть. Казалось, он получил его в своей дочери, в которой не чаял души, но и на нее автор решил распространить это проклятие прекрасного божества Ирэн. Да, девушка была гораздо деятельней своего возлюбленного и старалась устроить их свадьбу вопреки нежеланию родителей. Из-за этого «прекрасное семейство» назвало её собственницей, стремящейся во что бы то ни стало заполучить желаемое. Но лучше ли молодой человек, который ничего не сделал, кроме того, что отказался от любви. Он сделал это ради матери, но чем счастье его матери ценнее счастья любимой женщины, если он ее любил. А может просто не любил так сильно. В сыне Ирэн, как и в ней самой, та же способность обойтись без других. Чем она так хороша? Чем плохи те, кто ей не наделен в такой степени, и кто стремится к своим желаниям и целям, а не пассивно наблюдает. Идея наказания все время исповдоль чувствуется в романе. Но почему творец придуманного мира решил наказывать своих героев, и награждать других, почему заставил свой мир вращаться вокруг единственной ценности – красоты, пренебрегая всеми остальными человеческими чувствами, мне не понятно. Ему стоило быть добрее.

Действие происходит в Лондоне в 1886–1887 гг. В доме старого Джолиона семейное торжество, приём в честь помолвки мисс Джун Форсайт с мистером Филипом Босини. Гостей собирается множество, семья весьма многочисленна. Внутри форсайтского клана, как и в обществе, царит закон конкуренции, шестеро братьев - Джолион, Джемс, Суизин, Николас, Роджер и Тимоти - соперничают, кто из них богаче. Их отец «Гордый Доссет», из фермеров, прибыл в Лондон в начале столетия, работал каменщиком, подрядчиком, строил дома. У него было десять детей, и все до сих пор живы, следующее поколение насчитывает уже двадцать одного молодого Форсайта. Семья принадлежит теперь к верхушке английской буржуазии, среди её членов - финансисты, юристы, рантье, члены акционерных обществ. Всех их отличает собственническая самоуверенность, разговоры в их среде вечно вертятся вокруг курса акций, дивидендов, стоимости домов и вещей. Собравшиеся выглядят парадно, блистательно и респектабельно, но ощущается некоторое напряжение, вызванное инстинктивным чувством непосредственной близости чего-то необычного и ненадёжного. Объектом недоверия является человек, ради знакомства с которым они собрались здесь. Босини - архитектор, у него нет никакого состояния, он артистически небрежен в одежде и несколько эксцентричен. Джордж - сын Роджера - называет его пиратом, и это прозвище закрепляется среди родни. Старый Джолион с неодобрением относится к выбору внучки, в которой души не чает, хлебнёт она горя с этим безрассудным, непрактичным юнцом, но Джун - крошка с характером и очень упряма.

Старый Джолион пытается наладить отношения с сыном, отцом Джун, с которым не виделся четырнадцать лет. Тогда молодой Джолион во имя «недозволенной», по форсайтским нормам, любви ушёл от семьи, живёт он скромно, работает страховым агентом, пишет акварелью. Отец, подстроив как бы случайную встречу в клубе, приглашает сына к себе, потом наносит визит ему, и его сердцем завладевают внуки - малыши Джолли и Холли.

У сына Джемса, Сомса, неблагополучно в семье, хотя он всячески это скрывает. Форсайты воспринимают его жену как нечто необычное и чуждое для их круга. Золотоволосая, темноглазая Ирэн похожа на языческую богиню, она исполнена обаяния, отличается изысканностью вкуса и манер. После смерти отца - профессора Эрона - молодая девушка осталась без средств и в конце концов была вынуждена уступить Сомсу, полтора года упорно добивавшемуся её руки. Замуж она вышла без любви, поверив обещаниям поклонника, что если брак окажется неудачным, она получит полную свободу. Уже в самом начале замужества Ирэн поняла, какую ошибку совершила, её тяготит замкнутая сфера, где ей отведена роль прекрасной вещи, обладание которой тешит собственническую самоуверенность мужа. Холодность жены и нескрываемая неприязнь к нему доводят Сомса до бешенства.

Преуспевающий в делах Сомс поручает Босини строительство нового загородного дома в Робин-Хилле. Его все более тревожит симпатия, возникшая между его женой и молодым архитектором, постепенно перерастающая во взаимное глубокое чувство. Напрасно Ирэн заводит разговор о разводе, муж полагает, что имеет право собственности на жену, и не намерен потакать её сумасбродству. Четыре года назад Сомса захватила волнующая красота Ирэн, и он не желает расставаться с тем, что завоёвано, Джун тяжело переживает перемену в отношениях с Филипом, ощущая, что тому неловко и мучительно с нею.

В доме Тимоти, где живут его незамужние сестры Энн, Эстер и вдовствующая Джули и куда часто наведываются остальные члены семьи, положение Сомса и отношения Ирэн и Босини, которых все чаще видят вместе, становятся темой для пересудов. Сомса давно уже раздражает, что в ходе строительства дома Босини допускает расходы сверх сметы, он намеревается судебным порядком предъявить иск и взыскать убытки, чтобы разорить оборванца. Его выводит из себя отчуждение Ирэн. Как-то ночью, когда роман Ирэн и Босини уже был в самом разгаре, Сомсу удаётся наконец настоять на своих правах, сломить сопротивление той, которая была его законной женой. На следующий день Джордж случайно становится свидетелем свидания влюблённых, где Ирэн рассказывает о случившемся, а потом из праздного любопытства следит за Босини, который в сильном волнении мчится по городу, не разбирая дороги, как человек, который не знает, куда деваться от горя.

Старый Джолион переделывает завещание, восстанавливая сына в правах на наследство, он испытывает удовлетворение от этого поступка, расценивая его как месть времени, выпавшим невзгодам, вмешательству посторонних людей в свою жизнь и тому презрению, которым они в течение пятнадцати лет награждали его единственного сына.

На суде, где Босини отсутствует, принято решение удовлетворить иск Сомса к архитектору. Ирэн покидает дом, не взяв с собой вещи и драгоценности. Сомс не может примириться с мыслью, что она уйдёт из его жизни. Присутствовавшая на заседании суда Джун спешит уведомить Филипа и поддержать его, встретившись в его квартире с Ирэн, она высказывает ей все, что накипело, эта женщина, с которой она некогда была в дружеских отношениях, разбила ей жизнь.

Старый Джолион сообщает своим близким о намерении собрать их всех под одной крышей. Джун умоляет деда купить дом Сомса в Робин-Хилле или хотя бы заплатить по иску. Выясняется, что в тот злосчастный день Босини в тумане попал под омнибус и был раздавлен насмерть.

Молодой Джолион воспринимает случившееся как первую трещину в твердыне форсайтского благополучия. Сомса гнетёт тоска. Внезапно в дом возвращается Ирэн, как раненый зверь в свою нору; загнанная, потерянная, она не в силах осознать, как ей жить дальше, куда деваться. Старый Джолион из сочувствия посылает к ней сына, может, Ирэн нужна помощь. Но Сомс, объявив, что не позволит вмешиваться в свои семейные дела, захлопывает перед ним дверь.

Последнее лето Форсайта

Проходит четыре года. Старый Джолион купил злополучный дом своего племянника Сомса и поселился там с семьёй. Джун с отцом и мачехой отправилась в путешествие по Испании, а старик, скучая, ожидает их возвращения и охотно потакает фантазиям оставшихся с ним внуков. Он любит сидеть в тени дуба перед террасой дома, любуясь прекрасным видом. Красота природы находит глубокий отклик в его душе, здесь, в Робин-Хилле, он перестаёт ощущать свой возраст, а ведь ему уже восемьдесят пять.

Прогуливаясь майским днём по окрестностям, старый Джолион встречает Ирэн, которая наведывается в эти места, где некогда была счастлива. Он невольно поддаётся обаянию этой необыкновенной женщины, приглашает её отобедать, наносит визит в её скромную квартирку, они вместе посещают оперу. Ирэн подкупает его сердечная теплота, ласковое участие, радует возможность говорить об умершем возлюбленном. Если раньше старый Джолион тосковал, то теперь он ждёт возвращения сына и Джун чуть не со страхом. Как объяснит он эту странную дружбу, видимо, придётся признать себя стариком, сдаться на милость забот и любви. Но ведь он не вынесет, если у него отнимут возможность видеть Ирэн. Он живёт этими встречами, а не прошлым, как люди его возраста. Жарким июльским днём, накануне возвращения родных, в ожидании приезда Ирэн он засыпает в своём кресле вечным сном.

В петле

Действие романа происходит в 1899–1901 гг.

В доме Тимоти, являющемся своеобразной форсайтской биржей, по-прежнему происходит обмен семейными сплетнями и котирование семейных акций. Старшее поколение Форсайтов поредело, нет уже на свете Энн, Суизина, Сьюзен, умирает Роджер. Родные все никак не могут успокоиться по поводу чуть ли не тайных похорон старого Джолиона, скончавшегося в 1892 г., тот первый изменил фамильному склепу в Хайгете, наказав похоронить себя в Робин-Хилле. И подумать только - оставил по завещанию пятнадцать тысяч фунтов Ирэн - сбежавшей жене своего племянника Сомса. Тогда-то права старого Джолиона на звание истинного Форсайта рухнули раз и навсегда. А капитал Сомса за эти двенадцать лет одинокой жизни, в течение которых он мало чем интересовался, вырос необычайно.

У его сестры Уинфрид несчастье: её бесшабашный муж Монтегью Дарти сбежал с испанской танцовщицей. Его и раньше в семье считали «одуванчиком», он никогда не любил деньги ради денег и презирал Форсайтов за их увлечение инвестициями. Дарти всегда ценил в деньгах то, что на них можно купить «ощущения», Уинфрид, семейная жизнь которой все эти годы была достаточно трудной, пребывает в смятении, несмотря ни на что, она все же привыкла рассматривать непутёвого мужа как свою собственность. Каково остаться в сорок два года одной с четырьмя детьми! Сомс относится к сестре с участием, оба они в нелепом положении неразведенных Форсайтов. Подобная неопределённость особенно тяготит Сомса в последнее время. Его все сильнее беспокоит мысль о том, что у него нет наследника. Он присмотрел уже подходящий вариант для новой женитьбы - двадцатилетнюю француженку Аннет, дочку мадам Ламет, владелицы ресторана «Бретань» в Сохо. Сомс занимается подготовкой бракоразводного процесса сестры, да и сам не прочь как можно быстрее расторгнуть брак, фактически закончившийся двенадцать лет назад.

Молодой Джолион переживает период успеха, он в самом авангарде художников-акварелистов, его картины хорошо раскупаются. Джун, всегда принимавшая горячее участие в судьбе тех, кому приходится трудно, опекает будущих гениев артистического мира, мечтает о приобретении выставочного салона. После смерти отца Джолион весьма обеспеченный человек, уже несколько лет он вдовец. Довольно неожиданным для него становится визит в Робин-Хилл Сомса, явившегося в сопровождении девятнадцатилетнего племянника Бэла Дарти. Юноша собирается на учёбу в Оксфорд, где учится сын Джолиона Джолли, хорошо бы молодым людям познакомиться. С первой встречи Вэл влюбляется в Холли, отвечающую ему взаимностью. Сомс сообщает Джолиону о намерении расторгнуть брак с Ирэн и просит его выступить посредником в данном деле.

Джолион отправляется к Ирэн, которую не видел двенадцать лет. Огромное впечатление производит на него благородная красота этой женщины, над которой время словно не властно. Люди, которые не живут, хорошо сохраняются, горько замечает она и с готовностью откликается на предложение о разводе. Но придётся Сомсу инициативу брать на себя. Как странно парализована жизнь обоих этих людей, размышляет Джолион, словно и тот и другой находятся в петле.

Сомс посещает Ирэн, чтобы форсировать дело о разводе, и вынужден признаться, что эта женщина по-прежнему волнует его. Он покидает её дом смятенный, растерянный, с болью в сердце, со смутной тревогой. Свой следующий визит он приурочивает к тридцать седьмой годовщине рождения Ирэн, приносит в подарок бриллиантовую брошь. Он согласен все забыть, просит её вернуться, родить ему сына. Как удар хлыста звучит ответ: «Я бы скорее умерла». Стремясь избавиться от домогательств бывшего мужа, Ирэн уезжает за границу. Сомс обращается в сыскное агентство с поручением установить за ней слежку. Он оправдывает себя тем, что не может и далее пребывать в паутине, а чтобы разорвать её, приходится прибегать к такому гнусному способу. Джолион едет в Париж, где встречается с Ирэн, его запоздалое увлечение переходит в сильное чувство. А следом в Париж отправляется и сам Сомс с намерением ещё раз сломить сопротивление Ирэн, её нежелание принять разумное предложение и создать себе и ему относительно сносное существование. Ирэн вынуждена снова скрываться от его преследований.

На судебном заседании по иску Уинфрид принято решение о восстановлении в супружеских правах. Расчёт Сомса, что это окажется ступенькой к разводу сестры, не оправдывается, через некоторое время присмиревший Дарти возвращается домой. Жена соглашается принять его.

Вспыхивает англо-бурская война. Джун готовится стать сестрой милосердия. Джолли узнает, что Вэл и Холли обручились. Ему давно уже не по душе молодой повеса, ухаживающий за сестрой. Чтобы помешать этому союзу, Джолли подначивает Вэла тоже записаться добровольцем на фронт. Холли вместе с Джун также отправляется в Африку.

После отъезда детей Джолион ощущает гнетущее одиночество. Но вот приезжает Ирэн, и они решают соединить свои судьбы. За время пребывания в Париже и так накоплены порочащие Ирэн сведения, которыми Сомс намерен воспользоваться на суде. Поскольку он необоснованно пытается возложить вину на неё, разумнее будет, чтобы разрубить узел, поддержать его версию. Джолион тяжело переживает известие о смерти сына, умершего на чужбине от дизентерии.

Происходит бракоразводный процесс, на котором Сомс наконец-то обретает свободу, ответчицы нет, Ирэн с Джолионом путешествуют по Европе. Через шесть месяцев празднуется свадьба Сомса и Аннет. Вэл и Холли в Африке поженились, Вэл ранен и просит дедушку Джемса купить там участок земли и ферму, чтобы он мог разводить лошадей. Для Сомса это очередной удар: родной племянник женился на дочери его соперника, У Ирэн рождается сын, что приносит Сомсу новые страдания. Он и Аннет тоже ожидают потомство. Но надежда на наследника не оправдывается, рождается дочь, которой дают имя Флёр. Роды у Аннет были тяжёлыми, и больше детей у неё не будет. Умирающему отцу, который давно мечтал о внуке,Сомс вынужден соврать, что у него сын. И все же, несмотря на постигшее разочарование, он испытывает чувство торжества, радостное чувство обладания.

Сдаётся внаём

Действие происходит в 1920 г. Джолиону уже семьдесят два года, его третий брак длится двадцать лет. Сомсу шестьдесят пять лет, Аннет - сорок. Сомс души не чает в дочери, Флёр целиком заполнила его сердце. С женой они абсолютно чужие, люди, его даже не волнует, что вокруг Аннет увивается богач бельгиец Проспер Профон. О родственниках теперь он мало что знает. Тётки умерли, нет больше форсайтской биржи, из старшего поколения остался только Тимоти, который из-за маниакальной боязни инфекции долгие десятилетия был почти невидимым для остальных Форсайтов, ему сто один год, и он впал в старческое слабоумие. Вэл вернулся, продав ферму в Южной Африке, и купил имение в Сассексе.

Сомс заделался заядлым коллекционером, в понимании картин он уже не ограничивается знанием их рыночной цены. Как-то в выставочном салоне, владелицей которого оказывается Джун, он встречает Ирэн с сыном. К его великому неудовольствию, Флёр и Джон знакомятся. Сомс вынужден потом объяснять дочери, что они с этой роднёй находятся в давней вражде.

Флёр и Джон случайно оказываются вместе в гостях у Вэла и Холли. Среди идиллии деревенской природы завязывается их роман. Хозяева всячески избегают разговоров о причинах вражды - таково было наставление Джолиона.

Сомс встревожен увлечением дочери. Он отдаёт явное предпочтение другому её поклоннику - Майклу Монту, будущему обладателю титула и земельных владений, настойчиво добивающемуся её благосклонности. Он постоянно внушает Флёр, что не хочет иметь ничего общего с той ветвью семьи Форсайтов. Ирэн также обеспокоена, стремясь разлучить влюблённых, она увозит сына на пару месяцев в Испанию. Джун, опекающая оставшегося в одиночестве Джолиона, упрекает отца в малодушии, нужно было рассказать Джону все как есть. Если молодые люди действительно любят друг друга, зачем же делать их несчастными во имя прошлого.

Флёр находит у отца фотографии молодой женщины, в которой узнает Ирэн, и мучается догадками, что за всем этим кроется. Мсье Профон охотно раскрывает ей семейную тайну. Сомс уговаривает Флёр отступиться, ничего все равно не получится, те двое его ненавидят. Как ужасно, что Флёр унаследовала страсть к сыну Ирэн. Но его чувству уже тридцать пять лет, а их знакомство длится всего два месяца. Он советует дочери оставить это безумие, которое заведомо ничем хорошим не кончится.

Джолиону с каждым днём все хуже. Предчувствуя, что серьёзного разговора с сыном может не состояться, он пишет Джону письмо, где сообщает всю правду о прошлом и требует расстаться с Флёр. Если он не покончит с этой любовью, то сделает свою мать несчастной до конца её дней. Жестокое, тёмное прошлое обрушивается на Джона, но объясниться с отцом он не успевает, Джолион умирает. Узнав о его кончине, Сомс расценивает её как возмездие: двадцать лет его враг наслаждался отнятыми у него женой и домом.

Флёр проявляет цепкое упорство. Ей все же удаётся уговорить отца отправиться с визитом к Ирэн. Снова Сомс в Робин-Хилле. Вот и дом, выстроенный для него и Ирэн, дом, строитель которого разрушил его семейный очаг. Какая-то ирония судьбы в том, что Флёр может войти в него хозяйкой. Ирэн перекладывает решение на Джона. Тот же решительно объявляет, что между ним и Флёр все кончено, он должен выполнить предсмертную волю своего отца. Хотя Сомс испытывает удовлетворение, что этого противоестественного, на его взгляд, брака не будет и что он вернул свою дочь, пусть даже ценой её счастья, он не может побороть недоумения и досады: его дочь эти люди тоже отвергли.

Флёр даёт наконец согласие выйти замуж за Майкла Монта, однако, не подавая виду, глубоко переживает случившееся. Празднуется пышная свадьба, молодые отправляются в свадебное путешествие.

Умирает Тимоти. На достопамятном форсайтском доме появляется табличка: «Сдаётся внаём». С аукциона распродаются вещи, на которые немного охотников, поскольку они не отвечают современному вкусу, но с ними у Сомса связано столько воспоминаний, он с горечью думает о том, что исчезает последний уют старого мира. Сомс заходит в галерею, где выставлены акварели Джолиона Форсайта. Здесь в последний раз он видит Ирэн - Джон купил землю в Британской Колумбии, и она уезжает к сыну. Дом в Робин-Хилле продаётся.

(Ioan Gruffudd), Аманды Рут (Amanda Root) и Джиллиан Кирни (Gillian Kearney), экранизация одноименного произведения Джона Голсуорси (John Galsworthy).

Сюжет сериала «Сага о Форсайтах»

Ведущее свой род от бывшего фермера Доссета Форсайта , прозванного "Гордым Доссетом ", многочисленное богатое семейство Форсайтов в 1880-х годах принадлежит к высшему слою лондонской буржуазии. Представители этой фамилии выбирают себе профессии, приносящие немалый доход - они становятся юристами, финансистами, рантье, ведут предпринимательскую деятельность, вкладывают средства в акционерные общества. Но среди молодого поколения семьи наметился раскол, который пошатнул доселе незыблемые ряды Форсайтов .

Младший Джолион Форсайт (Руперт Грейвз) бросил свою жену и дочь ради гувернантки и со скандалом ушел из семьи, занявшись живописью и перебиваясь случайными заработками.

Его кузен Сомс (Дамиан Льюис) женился на недавно осиротевшей Ирэн Эрон (Джин МакКи), в которую он влюбился с первого взгляда, но которая не отвечает ему взаимностью.

Спустя несколько лет повзрослевшая дочь Джолиона Джун (Джиллиан Кирни) встречается с молодым талантливым архитектором Филлипом Босини (Йоан Гриффит), и через некоторое время добивается от дедушки, Джолиона -старшего (Корин Редгрейв) разрешения на помолвку со своим возлюбленным.

Между познакомившимися на торжественном вечере, посвященном этому событию, Ирэн и Филлипом вскоре возникают романтические отношения, что, конечно же, не радует ни Сомса , который заказал для обожаемой супруги дом у Босини , ни Джун , считавшую Ирэн своей близкой подругой.

«Сага о Форсайтах»: за кадром

Премьерный показ сериала "Сага о Форсайтах " начался 7 апреля 2002 года на британском телеканале ITV . 4 апреля 2006 года на телеканале "Культура " состоялась российская премьера телефильма.

В качестве основы сценария были взяты произведения классика английской литературы, писателя Джона Голсуорси , вошедшие в цикл "Сага о Форсайтах " («The Forsyte Saga»), - первый из образующих трилогию о семействе Форсайтов . В шестисерийном первом сезоне сделан упор на книги "Собственник " («The Man of Property») и "В петле " («In Chancery»), а четырехсерийный второй, трансляция которого началась 25 мая 2003 года, поставлен по роману "Последнее лето Форсайта " («Indian Summer of a Forsyte»).

По заключительной книге "Саги " - "Сдается внаем " («To Let») - было снято продолжение сериала под названием "Сага о Форсайтах: Сдается в наем " («The Forsyte Saga: To Let»), вышедшее в 2003 году. В первоначальные планы создателей входило экранизировать и второй цикл, "Современная комедия " («A Modern Comedy»).

О своей работе в сериале актер Дамиан Льюис сказал в одном интервью:

«Я учился в английской школе-интернате и вырос в окружении людей, очень похожих на Сомса , и в среде, очень напоминающей семью Форсайтов , вплоть до ношения фраков, стоячих воротничков и галстуков. Так что я чувствую себя как дома в обстановке, воспроизведенной в "Саге о Форсайтах ". Правда, я более энергичный человек, чем Сомс ».

Сериал "Сага о Форсайтах " был удостоен премии "Эдди " Общества американских киномонтажеров (American Cinema Editors) за лучший монтаж эпизода телевизионного мини-сериала и премии Британской киноакадемии в области телевидения BAFTA TV Award за лучшую музыку. Также телефильм стал номинантом премии Королевского телевизионного общества (Royal Television Society) в категории «Лучший арт-директор», награды "Satellite Awards " за лучший мини-сериал и BAFTA TV Award Лучшая музыка» и «Лучший дизайн»). Журнал "People " провозгласил "Сагу о Форсайтах " лучшим шоу недели и назвал игру Льюиса «неизменно восхитительной».

Большая часть съемок сериала проходила на северо-западе Англии, в пятидесяти милях от Манчестера, а также в самом Манчестере (в фильме можно увидеть такие архитектурные достопримечательности города, как построенная в неоготическом стиле Манчестерская ратуша), в Ливерпуле (усадьба Крокстет Холл, площадь Фолкнер Сквэйр), графстве Чешир (поместья Лайм Парк, Табли Хаус, Таттон Парк и деревня Уиллингтон).

Облик дома в Робин-Хилле, спроектированного Филлипом Босини по заказу Сомса , был создан при помощи декораций и компьютерной графики. Художник-постановщик Стивен Финерен (Stephen Fineren) при работе над ним черпал вдохновение в творчестве четырех известных архитекторов конца XIX - начала XX веков: американца Фрэнка Ллойда Райта (Frank Lloyd Wright), шотландца Чарльза Ренни Макинтоша (Charles Rennie Mackintosh) и англичан Чарльза Войси (Charles Voysey) и Эдварда Годвина (Edward Godwin).

На совесть поработали художники при изготовлении костюмов, в особенности дамских вечерних нарядов, пошитых из лучших тканей, максимально сходными с аутентичными, и воссоздании интерьеров, для которых в антикварных лавках было приобретено большое количество предметов мебели.

Интересные факты о сериале «Сага о Форсайтах»

Внешность Ирэн в романе и на экране не совпадают: в книге у нее светлые волосы и темные глаза, а в сериале этого персонажа играет темноволосая и сероглазая Джина МакКи .
- Для демонстрации по каналу "Культура " сериал "Сага о Форсайтах " был разбит на 14 серий.
- Дамиан Льюис , готовясь к роли Сомса , прочитал не только все романы Голсуорси о Форсайтах , но и несколько книг о нравах и обычаях викторианской эпохи.
- Съемки сцены изнасилования Ирэн Сомсом происходили 11 сентября 2001 года, и все время, что снимался эпизод, на площадке работал телевизор, по которому в прямом эфире передавались новости о террористических актах в США.
- Актерам, снимавшимся в сериале, было настоятельно рекомендовано не смотреть экранизацию "Саги о Форсайтах " 1967 года, чтобы избежать подражания.

Режиссер: Кристофер Менол, Дэйв Мур
Авторы сценария: Джон Голсуорси (роман), Стивен Маллатрэтт, Йэн МакВерри
В ролях: Дамиан Льюис, Джина МакКи, Элистер Петри, Аманда Рут, Руперт Грейвз, Джиллиан Кирни, Бен Майлз, Энн Белл, Малкольм Реберн, Беатриз Батарда и другие
Продюсеры: Дэвид Болтер, Сита Уильямс, Ребекка Итон и другие
Оператор: Сью Гибсон
Композитор: Джеффри Бергон