Русские гопники захватили европейское сознание. Современные гопники: фото в кепке снова входит в моду

Как написано в статье, внешность гопников для читателей газеты не представляла сложностей: это такие русские ребятки типа "палец в рот не клади" с прыщавой кожей и тупыми лицами, на которых отражается только одна мысль "да клал я на тебя!".

"Этим парням комфортнее сидеть на корточках, чем стоять. Но, самое главное, это последние мужские особи на планете Земля, которым удается носить кожаные гангстерские кепки 1920-х годов с шиком - все остальные в таких кепках похожи разве что на педиков из театрального училища, репетирующих какой-нибудь мюзикл", - пишет газета.

Гопники круты тем, что в их мире нет места самоиронии. Они очень "аутентичны". Доказательство этого - их фантастически отважные вкусы: смесь безвкусицы, угрозы и присущего "третьего миру" крикливого шика. Даже тот факт, что гопники любят врубать техно на всю катушку, петь говенные песни под караоке в дешевых кафешках с цветомузыкой или носить дешевые остроконечные кожаные ботинки под стать своим кепками-таблеткам в стиле регтайма 1920-х, не может отнять у них статуса самых опасных подонков в мире.

История слова, культура гопников О слове: мало найдется терминов, которые на все сто соответствуют обозначаемому объекту. "Гоп" звучит злобно, тупо и смешно, но не настолько смешно, чтобы вы осмеливались смеяться гопнику в лицо. В основе слова "гопник" лежит аббревиатура: "Государственное общежитие пролетариата". Добавьте к "Г.О.П." суффикс "ник" - и новый биологический вид готов.

Появились гопники после революции. Первые гопники приезжали в 1920-х годах в Петроград в поисках работы. По происхождению они были крестьянами или вовсе безземельной голью перекатной.

У вида "гопник обыкновенный" даже был свой конкретный ареал обитания - Лиговский проспект, дом 10. Собственно, это гостиница, ныне называющаяся "Октябрьская", а гопники на свой лад превратили в коллективистский бандитский клуб пишет издание. Поскольку они и у себя-то в деревнях были аутсайдерами, часто детьми из неполных семей, а многие уже имели на счету мелкие преступления, если не что похуже, коренное население Петрограда, а потом Ленинграда относилось к гопникам брезгливо.

Они вошли в легенды как блатари и фартовые, которых не могла сломать даже советская система. У них был свой кодекс чести, они жили по собственным правилам, у них были свои татуировки на пальцах, свои моды. Они представляли собой нечто типа касты "воров в законе" в мире правонарушителей-"хулиганов".

Позже значение слова изменилось, и выражение "гопник" обозначало любого сомнительного типа с бритой головой, в куртке из толстой кожи, дурацких кожаных ботинках и кепке-таблетке.

1990-е - расцвет гопников

В 1990-х казалось, что гопники вскоре завладеют если не всем миром, то, по крайней мере, одной шестой суши. "Гопники правили бал во всех 11 часовых поясах России. "Гопники - или российские мужчины, перенявшие стиль гопников, - нахлынули во все сферы жизни, от "бизнеса", где они играли роль шестерок, до политики, где в качестве депутатов от ЛДПР они образовали ядро сопротивления западному влиянию", - пишет газета.

Некоторые гопники сменили кожаные куртки и "олимпийки" на коричневые блейзеры от Hugo Boss, но не смогли устоять дополнить это великолепие блестящими мульками: золотыми цепями на руках и шее, навороченными часами и прочим. Культуру гопников в 90-х сопровождала музыка в стиле техно. Однако 1990-е годы оказались не столько взлетом Нации Гопников, сколько Началом ее Конца.

Дожили ли гопники до наших дней?

Чтобы исследовать культуру современных гопников, корреспонденты газеты отправились в Люберцы - город, который в 1990-х слыл столицей гопников. Уголовщина была там таким же распространенным явлением, как спортивные костюмы и шелуха от семечек. Каково же было удивление журналистов, когда они не смогли найти там никаких гопников. Тогда представители газеты решили выбраться в один из самых зловещих районов Москвы, Братеево, но и там гопников не нашли.

Что же стало с гопниками? Большинство источников сходятся на том, что их вымиранию способствовали два фактора. Первый: в 1980-1990-х годах внезапно и повсеместно стали доступны тяжелые наркотики и оружие. Их внедрение в столь бесстрашную и примитивную культуру, как гопническая, означало, что за одно десятилетие почти половина особей ушла в мир иной.

"Вторая причина больше связана с изменениями среды обитания. Приход западных буржуазных ценностей и культурных предпочтений, а также начало периода внешней стабильности, роста и трезвости при Путине означает, что 70-летнему царствованию гопника в качестве короля мира бунтарей внезапно пришел конец: россияне всех социальных слоев быстро возненавидели мужланскую эстетику гопников", - пишет газета.

Ничто так красноречиво не говорит о трагическом исчезновении гопника с лица земли, как тот факт, что Шнур из группы "Ленинград", большой фанат гопнической культуры, собирается открыть в родном Санкт-Петербурге "Музей гопников", отмечает газета. Группа Шнура романтизирует гопников перед публикой из среднего класса, которая наконец-то оценила их, хотя и в полуироничном духе, который был бы невозможен, если бы гопники не исчезли. Даже изначальная колыбель гопников - дом 10 по Лиговскому проспекту - сегодня не что иное, как трехзвездочный отель.

Анатомия гопника

Кепка-таблетка - ключевой элемент наряда гопника. Кожаные - для тяжких убийств, полоски - для всяких пустяков типа изнасилования на даче.

Уши - обычно оттопыриваются сильнее, чем у обычного гомо сапиенс, благодаря дракам, а также непременной стрижке под ноль.

Шашлык - гопники (как и все русские) считают, что мясо всего вкуснее, когда оно зажарено на палке над огнем.

Спортивные штаны и доселе остаются наиболее эргодинамичными для сидения на корточках.

Обувь - гопники предпочитают а) остроносые кожаные ботинки или б) тапочки, но по мере культурной ассимиляции иногда надевают кроссовки.

Стакан - всем известно, что водка всего вкуснее, когда ее подают теплой в пластиковых стаканчиках. Очень важно, чтобы на ее поверхности плавало несколько мошек.

Куртка - будь у него на бампере наклейка, там было бы написано "Не думайте, кожаная куртка у меня есть".

Лоб - выпуклые лобные доли унаследованы от далеких предков - людей.



В сегодняшней заметке я хочу поговорить на тему феномена «гопники» . Это явление на сегодняшний день является достаточно распространенной в молодежной среде. В отличие от известных молодежных субкультур, доминирующих в СМИ, гопники сегодня - реальная форма социализации большей части молодежи в основном из низших слоев российской провинции. Данное явление нельзя, строго говоря, отнести к молодежной субкультуре в классическом ее понимании. Это, скорее, тип мировоззрения и образа жизни молодых людей, чем определенная форма молодежной субкультуры.
В ходе исследования, проведенное Тюменским государственным нефтегазовым университетом, выявлено несколько версий возникновения понятия "гопники" . Согласно одной, оно происходит от воровского жаргонного слова "гоп-стоп", означающего грабёж, вооружённый налёт. По другой - истоки восходят к малоизвестному жаргонному выражению "гопать" - бродить без определённой цели. Есть и версия о том, что название этой молодежной группы идет от слова "гопа" - ночлежка, которое, в свою очередь, произошло от аббревиатуры ГОП (городское общежитие пролетариата). Сельская молодёжь, перебирающаяся в поисках лучшей жизни в города в первые годы советской власти, селилась в подобных заведениях, создавая им дурную славу.

Развитие движения "гопников" имеет два достаточно четко выделяемых периода: 20-е и 90-е годы прошлого века. Периоды возникновения и возрождения "гопничества" связаны с переломными годами в развитии страны, являются следствием системного кризиса. Сегодня термин становится достоянием общественного массового сознания, а феномен рассматривается предельно широко, вплоть до включения в это маргинальное молодежное движение всех слоев населения современной России.

Важной характеристикой любой социальной группы является самоидентификация . Человек, который разделяет ценности гоп-культуры, гопниками называется "пацаном" или "нормальным пацаном". Тот факт, что слово "гопник" в данной социальной группе не используется (по крайней мере для самоидентификации), свидетельствует о его происхождении извне. Интересным представляется выбор слова "пацан", которое в русском языке является синонимом слов "мальчик", "подросток".

Если, к примеру, неформалы своим названием подчёркивают несоответствие стандарту, отличие от других, гопники показывают, что они обычные, нормальные, такие, какими должны быть все. Для гопника одной из наивысших ценностей является принадлежность к группе. Первичная группа - это единственная социальная ниша, в которой он может себя реализовать, получить признание и уважение за смелость, принципиальность, верность товарищам - положительные человеческие качества, которые общество вне данной социальной группы не замечает и не ценит. Группа товарищей представляет для гопника примитивную, но в то же время реальную (достижимую) систему ценностей, которая сводится к формуле "будь как все, не противопоставляй себя группе". Только в этих узких рамках гопник может реализовать свою индивидуальность. Любой, даже самый "героический" поступок ничего не значит, если он произошёл без свидетелей или без одобрения со стороны референтной группы.

Социологические исследования подтвердили факт распространения движения гопников в российской провинции , причем массовый характер оно имеет среди подростков и молодежи, относящейся к периоду ранней юности. Так, только 12,7% опрошенных школьников ответили, что ничего не знают о гопниках; среди учащихся колледжей и профессиональных училищ таких оказалась 23% (данные нуждаются в уточнении); наименее информированными оказались, как и ожидалось, родители подростков - 28% из них не слышали о такой молодежи. Большинство респондентов не только знают о гопниках, но и общались с ними; значительная часть находится в контакте с этой группой. Более того, из анализа открытых вопросов видно, что примерно пятая часть подростков мужского пола выражает симпатии этой молодежи, или признается, что принадлежит к ней.

К характерным чертам гопников респонденты отнесли следующие: а) групповая сплоченность на основе общих интересов; б) доминирующая ориентация на материальные ценности; в) сформированный на основе "зоновского" языка жаргон, содержащий большой объем специфических понятий, распространенных в местах заключения и вышедших за их пределы, а также нецензурную лексику; г) уважение к индивидам, имеющим опыт отбывания наказания в местах лишения свободы; д) нетерпимость, агрессивность по отношению к представителям других групп молодежи; е) культ физической силы - брутальность.

Понятие "гопники" участники групповой дискуссии определяли следующим образом: "бандиты"; "организованная преступная группа"; "группа молодых людей, имеющих свою точку зрения"; "группа молодежи со своей философией"; "наркоманы". Происхождение термина связано, по мнению респондентов, с понятием "гоп-стоп", что отражает основную направленность деятельности гопников - вымогательство под любыми предлогами. Как правило, вымогаются мобильные телефоны и деньги. Под философией или "точкой зрения" гопников понимается непризнание законов страны и общества, ориентация на уличный грабеж, а не на получение образования и зарабатывание денег собственным трудом, отсутствие самореализации в других общепризнанных формах жизнедеятельности. Также отмечалась нетерпимость к представителям некоторых молодежных субкультур, прежде всего, таким, как панки и неформалы ("нефоры").

Внешние черты современных гопников и особенности их поведения описаны участниками фокус-групп через следующие признаки: а) обязательные: спортивный костюм, кепка-восьмиклинка, короткая стрижка, семечки; б) стремление к объединению в большие группы (до 10 человек) и демонстрации собственного "авторитета" посредством апелляции к физической силе; в) общение с представителями других молодежных групп ориентировано на разжигание конфликта (на "развод") с целью последующего обвинения в "неправильном" поведении, чтобы начать вымогательство и перейти к физической агрессии; г) вымогательство ориентировано сегодня на получение, прежде всего, мобильных телефонов и денег; д) могут контролировать районы города, а молодые люди, принадлежащие к гопникам или имеющие среди них знакомых, могут свободно перемещаться по территории данного района.

Общий сценарий конфликтного общения с гопниками следующий: поиск повода для конфликта ("есть два рубля?", "а сотовый?"); нарастание вербальной агрессии; нахождение поводов для конфликта и начало агрессии (предлагают пройти в "удобное" место); собственно вымогательство и/или избиение. Опыт общения имели юноши, один из них объяснил свою позицию при взаимодействии с гопниками: не вступать в разговоры, зная их цель, и сразу переходить либо к конфликту, либо стремиться избегать всякого общения - сбежать. Неоднозначные позиции во мнениях респондентов выявились при объяснении повышенной агрессивности гопников по отношении к панкам и неформалам. Большая часть респондентов указывали на отличительные особенности этих молодежных групп во внешнем виде: длинные волосы, эпатажная одежда и т.д., которые раздражают гопников, имеющих в своем облике совершенно другие элементы, скорее свидетельствующие о брутальности. Другая группа участников дискуссии, среди которых были юноши, имевшие личный опыт общения с гопниками, считают, что их нетерпимость не связана с какими-либо мотивами непринятия субкультуры других молодежных групп, а вызвана только стремлением посредством вымогательства приобрести материальные средства, "главное - нажива".

Значительная часть респондентов отмечала связь гопников с представителями криминальных сообществ , что проявляется не только в заимствовании языковых штампов, но и ряде правил и норм, регулирующих поведение членов группы, в стремлении подражать лицам, имеющим опыт нахождения в местах заключения, - "у них есть "авторитет", который распределяет обязанности".

Участники дискуссии считают, что к гопникам относятся лица мужского пола, начиная от подросткового до среднего и старшего возраста. Большинство респондентов отмечают, что, будучи учащимися 5 - 7-х классов, ничего не знали о гопниках, однако с 16-летнего возраста стали получать информацию об этой группе молодых людей. Такие широкие возрастные границы объяснены тем, что у лиц, относящихся к гопникам, по мнению респондентов, есть в жизни только два пути: первый - взрослея, принять нормы общества и выйти из группы, второй - утвердиться в группе, что повлечет дальнейшее погружение в "мир криминала". Все же респонденты сходятся во мнении, что гопники - это, как правило, люди молодого возраста. Единодушным было мнение о том, что к гопникам относятся лица только мужского пола. Однако было отмечено, что и среди девушек иногда взаимодействие носит характер, присущий стилю общения гопников. Тем не менее, подчеркнутая маскулинность этого молодежного движения может считаться фактом.

В настоящее время недостаточная изученность феномена гопников не позволяет дать определённый ответ на вопрос, являются ли они носителями особой молодежной субкультуры (контркультуры), хаотически формирующейся общностью подростков, предрасположенных к совершению делинквентных действий, или же мы имеем дело со сложившимся молодежным движением.

Безусловно, явление гопников нельзя отнести к молодежной субкультуре в классическом ее понимании. Эта группа находится под сильным влиянием криминальной субкультуры, проявляющейся, в частности, в языке, представлении о нормах и ценностях, особенностях поведения. Законы криминального мира в значительной степени определяют мировоззрение гопников, но если ценности группы вступают в конфликт с "блатными понятиями", гопник не колеблясь, поступит "не по понятиям". Отождествлять криминальную субкультуру и гопников было бы неправильно. Гопника отличает способность к прямому действию, он не рефлексирует. Индивидуальность гопника - миф, ибо гопник, осознавший свою индивидуальность, автоматически выбывает из группы. Социальная опасность феномена гопников не осознается современниками в полной мере, так как эта молодежь не проявляет себя в качестве активной реакционной группы, как, например, скинхеды. Сущность мировоззрения гопников - агрессивное отрицание ценностей культуры: высокого уровня образования, межэтнической толерантности, труда, стремления к самосовершенствованию и приверженности к этическим нормам. Гопники -маргинальное течение с размытыми представлениями о социальных, нравственных, правовых нормах. Сущность гопника - несформированная личность, не желающая и не способная делать выбор собственной жизненной стратегии. Оценки масштабности "гопничества" сегодня достаточно сложны, но о его распространенности в регионе можно судить по факту самоидентификации 30% опрошенной молодежи. Глубина социальных последствий данного явления в российской провинции скажется, видимо, уже в ближайшем будущем, когда новое поколение повзрослевших гопников превратится в избирателей, часть наемных работников на региональных рынках труда и т.д. Необходимо средствами молодежной политики предотвратить возможную связь новых поколений россиян с субкультурой гопников, демонстрируемой сегодня на улицах провинциальных городов.

Подготовлено по материалу: Гаврилюк, В.В. Гопники как феномен в среде молодежи // СОЦИС. - 2010. - №1. - С. 126-131.

В 1990-х казалось, что “гопники” вскоре завладеют если не всем миром, то, по крайней мере, одной шестой суши. "Гопники” правили бал во всех 11 часовых поясах России. Гопники - или российские мужчины, перенявшие стиль гопников, - нахлынули во все сферы жизни, от "бизнеса", где они играли роль шестерок, до политики, где они образовали ядро сопротивления западному влиянию…

Гопник (гоп. рас. нормальный пацан; гопер, гопарь, гоп, гопoта , шпана, гопсон; в постреволюционном Петрограде — житель Городского Общежития Пролетариата (нынешняя гостиница «Октябрьская», по свидетельству современников, поголовно ходившие в красных носках и по ним идентифицируемые, оттуда и пошло ) — низшее многоклеточное, пихота от уголовного мира, а на самом деле — шпана, мелкий уличный уголовник и личинка жлоба , экземпляр одного из видов уличных животных (кошки, собаки, гопники etc), основным хобби которого является отжимание у прохожихлаве и мобильников, ну и конечно попиздить эмо и прочих. На западе гопники называют себя хулиганами .

Внешность гопников для наших читателей не представляет сложностей: это такие русские ребятки типа "палец в рот не клади" с прыщавой кожей и тупыми лицами, на которых отражается только одна мысль "да клал я на тебя!"

"Этим парням комфортнее сидеть на корточках, чем стоять. Но, самое главное, это последние мужские особи на планете Земля, которым удается носить кожаные гангстерские кепки 1920-х годов с шиком - все остальные в таких кепках похожи разве что на педиков из театрального училища, репетирующих какой-нибудь мюзикл", - пишет газета.

Гопники круты тем, что в их мире нет места самоиронии. Они очень "аутентичны". Доказательство этого - их фантастически отважные вкусы: смесь безвкусицы, угрозы и присущего "третьего миру" крикливого шика.

Даже тот факт, что гопники любят врубать техно на всю катушку, петь говенные песни под караоке в дешевых кафешках с цветомузыкой или носить дешевые остроконечные кожаные ботинки под стать своим кепками-таблеткам в стиле регтайма 1920-х, не может отнять у них статуса самых опасных подонков в мире.

История слова, культура гопников

О слове: мало найдется терминов, которые на все сто соответствуют обозначаемому объекту. "Гоп" звучит злобно, тупо и смешно, но не настолько смешно, чтобы вы осмеливались смеяться гопнику в лицо. В основе слова "гопник" лежит аббревиатура: "Государственное общежитие пролетариата". Добавьте к "Г.О.П." суффикс "ник" - и новый биологический вид готов.

Появились гопники после революции. Первые гопники приезжали в 1920-х годах в Петроград в поисках работы. По происхождению они были крестьянами или вовсе безземельной голью перекатной.

У вида "гопник обыкновенный" даже был свой конкретный ареал обитания - Лиговский проспект, дом 10. Собственно, это гостиница, ныне называющаяся "Октябрьская", а гопники на свой лад превратили в коллективистский бандитский клуб пишет издание.

Поскольку они и у себя-то в деревнях были аутсайдерами, часто детьми из неполных семей, а многие уже имели на счету мелкие преступления, если не что похуже, коренное население Петрограда, а потом Ленинграда относилось к гопникам брезгливо.

Они вошли в легенды как блатари и фартовые, которых не могла сломать даже советская система. У них был свой кодекс чести, они жили по собственным правилам, у них были свои татуировки на пальцах, свои моды. Они представляли собой нечто типа касты "воров в законе" в мире правонарушителей-"хулиганов".

Позже значение слова изменилось, и выражение "гопник" обозначало любого сомнительного типа с бритой головой, в куртке из толстой кожи, дурацких кожаных ботинках и кепке-таблетке.

1990-е - расцвет гопников

В 1990-х казалось, что гопники вскоре завладеют если не всем миром, то, по крайней мере, одной шестой суши. "Гопники правили бал во всех 11 часовых поясах России. "Гопники - или российские мужчины, перенявшие стиль гопников, - нахлынули во все сферы жизни, от "бизнеса", где они играли роль шестерок, до политики, где в качестве депутатов от ЛДПР они образовали ядро сопротивления западному влиянию"

Некоторые гопники сменили кожаные куртки и "олимпийки" на коричневые блейзеры от Hugo Boss, но не смогли устоять дополнить это великолепие блестящими мульками: золотыми цепями на руках и шее, навороченными часами и прочим. Культуру гопников в 90-х сопровождала музыка в стиле техно. Однако 1990-е годы оказались не столько взлетом Нации Гопников, сколько Началом ее Конца.

Дожили ли гопники до наших дней?

Чтобы исследовать культуру современных гопников, корреспонденты газеты отправились в Люберцы - город, который в 1990-х слыл столицей гопников. Уголовщина была там таким же распространенным явлением, как спортивные костюмы и шелуха от семечек.

Каково же было удивление журналистов, когда они не смогли найти там никаких гопников. Тогда представители газеты решили выбраться в один из самых зловещих районов Москвы, Братеево, но и там гопников не нашли.

Что же стало с гопниками? Большинство источников сходятся на том, что их вымиранию способствовали два фактора. Первый: в 1980-1990-х годах внезапно и повсеместно стали доступны тяжелые наркотики и оружие.

Их внедрение в столь бесстрашную и примитивную культуру, как гопническая, означало, что за одно десятилетие почти половина особей ушла в мир иной.

"Вторая причина больше связана с изменениями среды обитания.Приход западных буржуазных ценностей и культурных предпочтений, а также начало периода внешней стабильности, роста и трезвости при Путине означает, что 70-летнему царствованию гопника в качестве короля мира бунтарей внезапно пришел конец: россияне всех социальных слоев быстро возненавидели мужланскую эстетику гопников"

Ничто так красноречиво не говорит о трагическом исчезновении гопника с лица земли, как тот факт, что Шнур из группы "Ленинград", большой фанат гопнической культуры, собирается открыть в родном Санкт-Петербурге "Музей гопников"

Группа Шнура романтизирует гопников перед публикой из среднего класса, которая наконец-то оценила их, хотя и в полуироничном духе, который был бы невозможен, если бы гопники не исчезли. Даже изначальная колыбель гопников - дом 10 по Лиговскому проспекту - сегодня не что иное, как трехзвездочный отель.

Анатомия гопника

Кепка-таблетка - ключевой элемент наряда гопника. Кожаные - для тяжких убийств, полоски - для всяких пустяков типа изнасилования на даче.

Уши - обычно оттопыриваются сильнее, чем у обычного гомо сапиенс, благодаря дракам, а также непременной стрижке под ноль.

Шашлык - гопники (как и все русские) считают, что мясо всего вкуснее, когда оно зажарено на палке над огнем.

Спортивные штаны и доселе остаются наиболее эргодинамичными для сидения на корточках.

Обувь - гопники предпочитают а) остроносые кожаные ботинки или б) тапочки, но по мере культурной ассимиляции иногда надевают кроссовки.

Стакан - всем известно, что водка всего вкуснее, когда ее подают теплой в пластиковых стаканчиках. Очень важно, чтобы на ее поверхности плавало несколько мошек.

Куртка - будь у него на бампере наклейка, там было бы написано "Не думайте, кожаная куртка у меня есть".

Лоб - выпуклые лобные доли унаследованы от далеких предков - людей.

Как не стать жертвой гопников - инструкция

"Как-то был случай часов 7 вечера...Взяли с другом по бутылочке тоника и стояли культурно, выпивали возле магазина, тут вдруг подошел один из местных, тянет руку поздороваться (как и все обычно).

Там пошли обычные вопросы: кто такие, откуда, по какому случаю выпиваете, потом подтянулись еще человек восемь разных возрастных групп, начали все задавать вопросы, кто на что горазд, кто о деньгах, кто о сотовых, кто о понятиях (кто по жизни)..."

Почти с каждым хоть раз случалось нечто подобное. Человека берут в клещи и начинают разводить — сперва на разговор, затем на сигаретку, потом на "позвонить", а в конце — и на деньги. У многих это вызывает страх и замешательство. Что делать в таких ситуациях? Как вести себя при встрече с «гопниками»?

Их оружие — наш страх

Наш страх от того, что мы не знаем правил, по которым действует «тот» мир. Но мы заведомо их уважаем. Потому что это правила сильных — понятия. Мы их заведомо принимаем, но не знаем их принципов и норм. Вот тут собака и зарыта. Принимаем правила игры, не зная их.

Естественно, что мало-мальски «наблатыканый» урод, будучи даже тщедушным доходом, зная пару «примочек», обыграет вас в два счета. Потому что вы согласились играть по его правилам. А человек, добровольно согласившийся играть по правилам, которых он не знает, называется лох.

Кто такие гопники

Слово, вероятно, происходит от известного «гоп-стоп» — что на фене означает разбой или грабеж.
Гопники не совсем преступники. Они следуют по тонкой грани — вначале «наезжают» на жертву «базаром», прощупывают. Причем делается это без прямой угрозы насилия — со стороны будет казаться, что гопник сама вежливость, а вы, наоборот, нервный, неуравновешенный, а то и вовсе агрессивный тип.

В результате такого наезда жертва, как правило, сама отдает свое имущество — обычно небольшие деньги, мобильники, часы.
Все часто находится на грани «шутки», разговора «по понятиям», так что затем при разборках всегда можно сказать — он мне сам отдал. Что нередко подтверждает и сама жертва.

Если вы в "ментовке", то опер начинает нервничать, а то и вовсе звереть, и, в конце концов, старается от вас избавиться. Юридических оснований нет. Если разборка среди братвы, то вы получаете статус лоха. А получить с лоха — святое дело для гопника. Он пацан, вы лох. По понятиям он прав. Разговор окончен.

Что отвечать на вопросы типа: "Эй, иди сюда!"

Это проверка на лоховскую масть. Лох непременно оглянется и поспешит подойти.

Допустим, вы лохонулись, т.е. остановились и повернулись, одним словом, выразили некоторую заинтересованность. Но не подошли.
— Эй, сюда иди, я сказал!
Ответы типа «сам иди сюда» не годятся, если только вы не чемпион по боксу.
Стоите.
Подходят к вам. Страшно.
— Ты что, не слышишь? (отморозился, припух...)
Не обращаете внимания, морозитесь, типа, дальше:

Мы не лохи

Допустим, ваша «беседа» началась не с прямой провокации вроде описанной выше. В таком случае, обычно гопник при встрече протянет вам руку — здоровается с вами типа по-пацански. Это обязывает вас быть в меру вежливым, ответить на первые вопросы. Чего он и добивается.

Это один из главных трюков гопника — после такого жеста «доброй воли» он получает право «справедливо» возмутиться тем, что вы, например, не захотите с ним общаться. Плюс он сразу создает себе алиби — «Я к нему по-пацански подкатил, клешнями потрясли. Было ж так!?» — «Ну да…» — «И люди вон видели. А потом он начал понты мне строить…». Десять очков в пользу гопа.

Обламываем в самом начале. Это очень трудно выдержать — взгляд и протянутую тебе руку. Трафареты вежливости вбиты в нас глубоко. Рука сама тянется. Держимся. Смотрим в лицо. Улыбаемся.

Ты кто?

Самый распространённый вопрос, который задают кандидату в лохи. Отвечать на него ничего не нужно, иначе попадётесь на крючок.
Важно! Если вы неправильный пацан, то есть лох, то непременно ещё и руку гопу пожмете, не узнав даже, кто перед вами. В тюрьме за руку не здороваются, например — а порядки тюрьмы для гопника это святое.

Помните, что в разговоре вопросы вам будут задаваться таким образом, что ответить на них невозможно. «Ты чё тут ходишь?», «Чё лыбишься?»

Ваша главная задача как истинного лоха — НЕ оставаться в рамках ЕГО правил, НЕ обламывать гопника его же методами. Лучше попытайтесь взывать к общечеловеческой морали и цитировать Конституцию, и тогда гарантировано вернётесь домой со сломанным носом и обчищенными карманами.

Если же такой вариант вам не подходит, и вы хотите знать, как выйти из игры победителем, то читайте дальше.

Наезд базаром

Если вас заведомо не пришли бить, то дальше следует часть вторая — «наезд базаром». В любом случае, если вы еще не лежите на асфальте, и с вами разговоры разговаривают, то значит все в порядке.
— Ты кто?
— А вы кто такие? вы сами откуда?
— Дай-ка телефончик посмотреть (есть деньги? По какому случаю выпиваем?)
— Я вас не знаю.
Идете (стоите) дальше.
Если это не сработало (скорее всего, что нет) и вопросы продолжаются, надо переходить в наступление:

Лучшая оборона — нападение

Универсальный ответ — работает всегда:
— С какой целью интересуетесь?

Важно понять и запомнить главное — чтобы на вас напасть нужен повод. Агрессия без повода — беспредел. От вас ждут повод. Пока вы его не дали, вы в безопасности.

Ни в коем случае не идти ни на малейшую уступку — не отвечать ничего. НИ НА ОДИН, пускай даже совершенно невинный, ВОПРОС.

Как только вы ответили что-то, пускай даже самое нейтральное, и захотите прервать разговор впоследствии, у агрессора появляется «моральное право» обвинить вас в неуважении к себе. Вы ведь разговор «поддержали», а потом отказываетесь продолжать. Некрасиво.

Прямой ответ на свой вопрос вы, конечно, не получите. Масса вариантов дальнейшего развития:
— А что, западло с пацанами побазарить? (Ты что, грубишь? Ты меня не уважаешь? Я не понял...)

Не "съезжай на базаре"

Нельзя съезжать со своей темы. Ни в коем случае не отвечать на вопросы — «я тебя уважаю, но...», «я не грублю, но...». Ваше «но» будет сразу расценено как слабость, так только лохи отвечают. Дальше последует фраза «А что это ты оправдываешься? Чувствуешь за собой что?»

Это 100% трюк — уже не имеет значения, что вы отвечаете или просто молчите, все будет повернуто как попытка либо оправдываться, либо грубить.

— Я не оправдываюсь, — смотрите на себя со стороны, сами понимаете, что звучит это просто тупо.
— Обоснуй.
— Почему я должен обосновывать?
— Потому что ты оправдываешься.
— Да не оправдываюсь я!
— А сейчас ты что делаешь?
— Я... ну... да ну тебя! Я не хочу с тобой разговаривать.
— О, да ты еще и грубиян...

Ломаем ситуацию

Что, западло с нормальными пацанами побазарить? — это вероятный ответ на вашу контратаку. Помним — никаких «нет», «не», и тем более «но».
— Ты не ответил на мой вопрос.
— А ты на мой.
— Собираешься по беспределу наехать?
— Ты меня в чем-то обвиняешь?
— Ответь на мой вопрос. Имею право поинтересоваться?

Обратите внимание — именно «поинтересоваться». «Спросить» имеет двойной смысл на фене — спрашивают с кого-то за что-то, что сразу же будет расценено как наезд — «Имею право спросить». — «Что? Спросить с меня? За что? Обоснуй». Все, снова же тупик, вы в торбе.

— Для себя интересуюсь.
«Для себя интересуюсь» — дежурная фраза-ответ на вопрос «с какой целью интересуешься?». Все прекрасно. Как только вы услышали что-то подобное, враг дрогнул — вы заставили «правильного пацана» оправдываться. Теперь главное не перегибать палку.

— Я тебя не знаю.
Ни в коем случае не продолжать эту фразу: «и не собираюсь с тобой разговаривать», «почему я должен тебе отвечать», «это не твое дело». Только тупо нейтральные фразы. Пока вы не дали формального повода для войны, вы в более выгодном положении.

Держать позиции

Цикл может повториться в разных вариациях. Вы просто держитесь за свою позицию, смысл которой — кто начал разговор, тот и должен обосновывать причину.

По сути же, причина ОДНА, и вы о ней должны помнить — спровоцировать вас и получить моральное право напасть, оскорбить, унизить, ударить, обобрать. Но, естественно, «правильный пацан» никогда ее не озвучит, потому что тогда он сам признает себя беспредельщиком.

А это уже не по понятиям — правильные пацаны не чинят беспредел. Т.е. вы задаете вопрос, на который он не может ответить, но, по его же правилам, обязан. В шахматах это называется «вилка» — одной фигурой нападаем на две. Противнику остается выбор только в том, какую фигуру потерять.

Не прогибаемся

Ни в коем случае не выполнять мелкие просьбы — по любым понятиям вы можете требовать изложить вначале причину либо квалифицировать это как прямой наезд. О чем вы должны прямо сказать.

— Подай мне стакан.
Молчим, улыбаемся. Ждем обвинений…

— Тебе в падлу, что ли?
и переходим в контратаку.
— Наехать на меня хочешь?
— Я тебя как нормального пацана прошу.
Вы заработали балл, он оправдывается. И при всех называет вас «нормальным пацаном». Еще один балл.
— А-а. Извини, не понял. На.

Ничья на чужом поле — это победа

Если же побежденным быть не хочется, то гопу остается только одно:

1. либо начать вас бить, что переносит его в разряд правонарушителей с точки зрения закона или в разряд беспредельщиков с точки зрения понятий. Это ему не надо, потому что гоп всего лишь хочет возвыситься за счет вашего унижения.

2. либо «признаться» в том, что цель была иная — познакомиться, пообщаться, вместе провести время. То есть уйти от поражения. Что и требовалось. Ничья на чужом поле нас вполне устраивает.

«Вилка» — он уже выбирает только между тем, какой вариант поражения принять. Скорее всего он не дурак.
— Не знаешь меня? Ну так давай познакомимся.
Можно пожать лапы.

Не увлекаться победой

Если вы ощущаете перелом, то вполне можете дать ему возможность реабилитироваться в своих глазах и глазах пацанов. Так и нужно сделать — иначе ощущение поражения, скорее всего, приведет к новой волне агрессии, которую базаром уже не остановить.

Как стать жертвой

Нормальным желанием каждого нормального человека является избегание уличных столкновений. Хотя, в некоторых случаях они неизбежны, чаще всего жертвами гопоты люди становятся из-за незнания элементарных правил "того" мира.

Итак, что же нужно делать, чтобы вас неприменно побили: Ну или на худой конец просто развели на "бабки". Перечислим основные ошибки:

Оправдываться.
Отвечать на вопросы.
Срываться на «высокие» тона.
Не требовать ответа на свой вопрос.
Бормотать что-то нечленораздельное.
Превышать допустимую дозу наезда.
Выполнять просьбы: "дай закурить (позвонить, посмотреть телефончик)"

Проверка пройдена

Если вы не допустите ошибки, и ваш «оппонент» сам не свалит с поля боя, то вы вполне можете обрести новых друзей, а то и лучших кентов.

А если уж перелом произошел, то может и не стоит отказываться от дальнейшего развития событий — вполне вероятно, что вам предложат вместе попить пивка, поразвлекаться.

Так и бывает нередко — если пройдена проверка на «пацанячесть», вы становитесь не только равным, но и уважаемым равным. В толпах гопников обычно один-два «настоящих» пацана, остальные — прилипалы. Лидер это всегда знает и ему с ними, в общем, не интересно — это его же жалкие копии.

Потому вас вполне честно и искренне могут захотеть в друзья. Выбор ваш. Если нет, то нет. Похлопали друг друга по плечу, а то и обнялись по-братски. Базар окончен, расход.

Правило последнее и самое главное

Последнее и главное правило — не оборачиваться. Либо не начинать вообще, либо, начав, не сдаваться.

Помните русские сказки — не оборачиваться. Кто обернулся — проиграл.

Конечно, это только канва, всегда понадобится ваше творчество. Страх внесет свои коррективы, но, тем не менее, это возможно помнить.

Вконтакте

Однокласники

Еще в конце нулевых, объехав злачные московские окраины, репортеры одного иностранного журнала «забили тревогу»: куда-то сгинули знаменитые gopniki. Вместо них дворовые лавочки и парковые кафешки заполняют мирные обыватели, а если кто «бычится» без видимой причины и гоняет на тюнингованных «Ладах», так это кавказцы.

А нынешней весной, видимо, соскучившись по колоритным 90-м, некие отечественные энтузиасты предложили увековечить гопника в камне на его «родине» в Питере. Неужели эта некогда могучая каста вымирает и правда ли ее породила культурная столица России? Anews решил разобраться.


Революция: до и после

Лет 100 назад слово «гопники» действительно можно было услышать только в Петрограде. Поначалу так называли обыкновенных бомжей и бродяг, которыми до революции занималось Городское (или Государственное) Общество Призрения (от слова «призор», не путать с «прЕзрением»), сокращенно ГОП.

Классические носители треников и кепок из 90-х и нулевых имеют мало общего со своими дореволюционными «тезками»:


Это были представители низов, но не обязательно плохиши и преступники. Они попрошайничали и занимались мелким воровством в силу обстоятельств, внушая скорее жалость, чем угрозу - в отличие от хулиганов, которые своими повадками как раз напоминали современную гопоту: сбивались в шайки, шатались по улицам, задирали прохожих, отнимали у них вещи (те же кульки с семечками) и вымогали деньги, грозя избить.


Однако после 1917 года «старых добрых» гопников теснят люмпен-пролетарии - по сути, те же деклассированные элементы, но насквозь пропитанные идеей «все отнять и поделить». Пополнившись этими товарищами, прослойка гопников матереет, криминализируется, становится активно-опасной.

Живи булгаковский Шариков не в Москве, а в Питере, вполне сошел бы за типичного постреволюционного гопника:


Еще какое-то время слово оставалось чисто питерским, но приобрело резко-негативный оттенок. Хотя советская власть упразднила общество призрения, еще два места в Петрограде и Ленинграде нарекли ГОПами: крупнейшую ночлежку-притон на Международном (ныне Московском) проспекте и городское общежитие пролетариата на площади Восстания. Их обитатели - гопники - вызывали уже не брезгливую жалость, а неприязнь, насмешку и страх.

У современных мода другая, лица те же:


После войны

А пока гопники не стали по-настоящему масштабным явлением, во дворах и на районах хозяйничала советская шпана. Случайно зарулив не в тот переулок, нередко даже днем, любой прохожий рисковал нарваться на борзых молодчиков, готовых намять ему бока только за то, что «чужак».


Дворовые банды враждовали, жестоко колотили друг друга. Некоторые провинциальные города стали настоящей ареной боевых действий, где от внезапного налета «врагов» могла уберечь разве что прогулка с девушкой. Но милиция шпаной не занималась, потому что та обходилась без уголовщины и прочных связей с криминалом не поддерживала.


80-е

Только в 80-е годы с расцветом молодежных субкультур гопники возродились и утвердились в их низах. Представители разных течений могли конфликтовать между собой, но все были едины в презрении и ненависти к гопоте, которую отличали не идеология, музыка или мода, а тупое неприятие всего, что не «как у всех».


В те же годы у «неформалов» появился более серьезный враг - любера. Выходцы из заводской среды, рьяно качавшие мышцы в подвалах подмосковных Люберец, толпами совершали вылазки в модные места столицы и били тех, кто возмущал их внешним видом и поведением.


В отличие от гопников, которым никто никогда не хотел подражать, любера с бритыми затылками, крутыми бицепсами и нехитрой моралью быстро завоевали популярность у жителей городских окраин.

Зимняя мода люберов: широкие клетчатые брюки, футболка со Сталонне и меховая шапка.

Привычка насаждать свои понятия о «нормальности» с помощью кулаков вовлекала подвальных культуристов во все более суровые разборки, и к началу 90-х многие из них составили костяк известных ОПГ.

Основатель Медведковской ОПГ Григорий Гусятинский (Гриня, крайний слева) и ореховский авторитет, чемпион СССР по пауэрлифтингу Сергей Ананьевский (Культик, крайний справа):


90-е

Если бывшие любера повысились до криминальных боссов, то гопники 90-х наконец-то обрели что-то вроде идеалов - набор представлений о том, как должны выглядеть и вести себя «четкие пацаны».


У них в большой чести повадки бандитских шестерок и тюремная «романтика», потому что даже самому плюгавому индивиду позволяют возвыситься в глазах себе подобных. Отсюда и любимый способ отбора «ценностей» (денег, мобильников и т.д.) у прохожих - гоп-стоп, и традиция сидеть на корточках: тоже дань кумирам с зоны.



Гопнические мода и образ жизни стали любимым объектом насмешек для всех остальных, при этом сама гопота - пожалуй, единственная из субкультур - абсолютно лишена самоиронии.


Реальная гоп-парочка в метро:


Наши дни

В последние годы оскорбительным словом «гопник» вооружились политики и швыряются им, как комьями грязи, в оппонентов и «быдло-толпу». Достается то украинским деятелям, то окружению Путина, то активистам майдана, то российским ура-патриотам. Этим «ругательством» теперь, выходит, можно наградить любые оголтелые в своей «правоте» и агрессивные группы.

А что же классические гопники - ушли в историю вместе с нулевыми?

Удивительное дело: в последние годы на Западе стремительно набирает популярность мода на культуру русских гопников. Местная молодежь учится носить спортивные костюмы, грамотно сидеть на корточках и вовсю отплясывает под когда-то модный музыкальный жанр Hardbass. выяснила, как «ровные славянские пацанчики» завоевали популярность в сети и покорили сердца юных европейцев.

Жизнь - это рейв

Одной из ключевых составляющих образа «ровного славянского пацана» на Западе стала культура рейва - массовой дискотеки под танцевальные диджей-сеты. Многочасовые энергичные пляски зародились в Великобритании еще в конце 80-х годов и мгновенно приобрели популярность в молодежном андерграунде. Быстро сформировавшаяся идея движения уложилась в четыре буквы - PLUR (мир, любовь, единство и уважение).

В скором времени феномен докатился до континентальной Европы, Австралии и США. Молодые люди, накачанные алкоголем и разнообразными стимуляторами, лихо отплясывали под эйсид-хаус и техно в клубах, на заброшенных складах, а то и вовсе в поле под открытым небом.

До России рейв-культура добралась в начале 90-х годов, но ее расцвет пришелся на культовых музыкальных исполнителей вроде The Prodigy, Scooter, Grid и The Shamen. В стране проводились тематические фестивали, в том числе знаменитые «Гагарин-пати» и «КаZантип».

Раз-раз-раз - это Hardbass

Специфический менталитет постсоветской молодежи быстро привел к деформации идеи PLUR под влиянием пацанских понятий и спортивных костюмов Adidas. Это не могло не вызвать раздражение у тех, кто понимал истоки рейв-движения. Благодаря их стараниям к концу 2000-х годов в России появилось совершенно новое и по-своему уникальное музыкальное движение Hardbass. Оно изначально высмеивало рейв-гопников, не продвигавших идеи мира, любви, единства и уважения.

Лейтмотивом Hardbass-культуры стал одноименный трек, основанный на электронной композиции Kickin" Hard популярных нидерландских диджеев Klubbheads. Впервые ролик с танцем под названием «Школа колбасы» появился на YouTube в мае 2010 года. На видео четыре молодых петербуржца пародируют нелепые движения рейв-гопников под аккомпанемент Hardbass и утверждают, что «бутираты и спиды - злейшие враги» всех адептов петербуржской интеллигентной культуры.

Ролик быстро набрал популярность, а у движения появились последователи. Среди них оказались и не понимающие иронии «ровные пацаны», тысячами выкладывавшие на YouTube свои версии вирусного танца. В итоге «Школа колбасы» и Hardbass превратились в интернет-мемы, которые ушли за пределы российского сегмента сети.

В 2011 году поклонники движения появились на Украине и на Балканах. Правда, в отличие от основателей Hardbass, молодые люди не поддержали высмеивающий гопников мем и превратили танец в символ националистического движения. Из колонок украинцев звучали совсем другие тексты вроде «Мы Hardbass к вам в дом приносим, один-четыре, восемь-восемь».

А через пару лет, опять же благодаря YouTube, Hardbass начали танцевать и в остальной Европе. Более того, в молодежном сленге появилось словосочетание Cheeki Breeki, которое твердо ассоциировалось с российскими «народными» танцами под электронную музыку. Немалую роль в становлении фразеологизма сыграла украинская компьютерная игра S.T.A.L.K.E.R., где рыскавшие близ чернобыльской зоны отчуждения бандиты мечтали в одночасье разбогатеть с помощью ставшего мемом метода «Чики-брики - и в дамки».

Быть «ровным славянским пацаном»

Впечатлившись энергичными плясками «ровных пацанов» в спортивных костюмах, европейская молодежь начала познавать неизведанную субкультуру. Как известно, спрос рождает предложение, и на YouTube тут же появились гуру-эксперты, на ломаном английском языке вещающие об особенностях жизни и быта славянского гопника.

Ярким примером такого «мастера-наставника» стал популярный в Европе комик и блогер с псевдонимом Boris. На его YouTube-канале интересующиеся гоп-культурой найдут полноценные гайды, детально описывающие, как правильно сидеть на кортах, танцевать Hardbass, украшать автомобиль по-славянски, готовить Pelmeni, Kompot и Borshch. С не меньшим удовольствием Борис объясняет, почему настоящие славянские парни предпочитают Adidas, рассказывает об их ценностях и привычках.

Успех Boris породил волну похожих роликов, а пользователи смогли полностью погрузиться в загадочный мир российских гопников и узнать невероятные подробности из жизни «ровных пацанов». Например, тот факт, что сидящий на корточках славянин всегда должен касаться земли пятками, ведь неписанный закон гласит: «Если пятки отрываешь - пацанов не уважаешь».

Однако, по словам некоторых гуру-экспертов, это правило распространяется лишь на свой район. Оказавшись на чужбине, «ровный парень» вполне может опираться только на мысочки, ведь он пока не ознакомился с обстановкой и не обязан по умолчанию выказывать уважение местным жителям.

Наслушавшись рассказов Boris и его сподвижников, западная молодежь стала подражать российским гопникам: сидеть на кортах, щелкать семечки и носить спортивные костюмы, время от времени небрежно бурча Cheeki Breeki. Больше всего «четкой» субкультурой предсказуемо прониклись жители Восточной Европы, спонтанно собирающиеся на улицах городов и устраивающие бешеные пляски.

«На гитаре могешь?»

Культура гопников оказала влияние не только на внешний вид молодежи, но и на творчество европейских музыкантов. Вдохновленные Hardbass молодые исполнители принялись записывать полноценные альбомы со «славянскими» композициями, нещадно коверкая английское произношение. YouTube заполонили клипы, в которых одетые в спортивные штаны музыканты изображают из себя так называемое «белое быдло».

Классическим примером подобного творчества стал трек SLAV SQUAT (славянские корточки) британской хип-хоп группы 4NBoyz. В ролике рэперы повествуют о том, как они любят сидеть на корточках, и обращаются к массово уезжающим на Запад мигрантам из Восточной Европы, обещая «отобрать их работу». Лейтмотивом трека стала фраза «твоя телка уйдет ко мне, когда увидит, как я сижу на кортах».

Тему русских гопников активно педалируют и в Восточной Европе, а звезда эстонского рэпа Tommy Cash вообще не отходит от славяно-пацанской тематики. В его клипах пропагандируется спортивная одежда, подержанные российские автомобили, православные иконы и образ жизни «белого быдла».

Любовь рэпера к России обусловлена тесным общением с петербургским рейв-коллективом Little Big, получившим всемирное признание за высмеивание стереотипов о русских людях, в том числе и образа гопника.

Бумеранг

На примере Little Big отчетливо прослеживается, как захватившая Европу обновленная субкультура «ровных пацанов» вернулась в их родной Санкт-Петербург. В творчестве группы есть отголоски того самого Hardbass, который пять лет назад отплясывали в городе на Неве.

Несмотря на то что в России мода на Hardbass угасла еще в 2013 году, а современные гопники и думать забыли про рейв-фестивали, их дело не только живет, но и захватывает умы жителей столь ненавистного им «загнивающего Запада». Молодые люди, еще недавно массово менявшие узкие джинсы на клетчатые рубашки и отращивавшие бороды, с восторгом присаживаются на slav squat и горланят заветное Cheeki Breeki.