Ритуалы сэппуку и харакири в чем отличие. Что такое харакири и сэппуку

Япония для непосвященного человека представляется далекой страной, в которой до сих пор по улицам ходят самураи , на стол подаются только суши и все без исключения делают себе харакири. Думать так — не совсем правильно, а говорить об этом, значит показаться невеждой. Однако на самом деле все далеко не так. Япония — это страна, где дольше всех следовали давним традициям, а некоторые из ритуалов продолжают оставаться актуальным и сегодня. Японские ритуалы для светского человека могут показаться очень жестокими и бесчеловечными, но если вникнуть в суть гражданско-общественных отношений, понять происходящие процессы в жизни японского общества, многое станет понятнее. Это в полной мере относится и к харакири, явлению в японской жизни и культуре, о котором мы очень мало знаем. Нам нравится это слово, однако его смысл далеко не тот, который мы вкладываем в него.

Откуда появилось и что означает? В чем главная путаница?

Харакири — разговорное слово в японском языке, которое означает буквально «резать живот». Хотя если вдаваться в анализ слова и разложить его по полочкам, появляется несколько иной смысл. Иероглиф «хара» на японском языке означает душа, смысл или означает намерение. Стоит ли говорить о том, что у многих народов особое ритуальное отношение к душе. Так для японцев живот является именно тем местом, где храниться человеческая душа и намерение ее освободить таким способом становится понятным. Вот с этого момента начинает вырисовываться картина, которая дает объяснение многим вещам. Назовем вещи своими именами. То, с чем принято у нас ассоциировать харакири – это самоубийство, совершаемое любым человеком из добровольных морально-этических побуждений. В Японии это выражение имеет другой оттенок, больше социальный. В японском обществе, когда хотят сказать, что кто-то совершил самоубийство, вспоров себе живот, говорят харакири.

В японской истории и в литературе такого выражения никогда не встретишь. Здесь о подобных вещах говорят в ином ракурсе. Ритуальное самоубийство, совершенное по всем канонам и правилам называется сэппуку. В чем разница, если оба слова пишутся одинаковыми иероглифами. Отличия в том, что харакири – это японское чтение иероглифов, а сэппуку – это китайское чтение того же набора иероглифов. Сэппуку и харакири буквально означают одно и то же, т.е. способ самоубийства, только в каждом отдельном случае имеется своя трактовка выражения и смысл.

Главные отличия ритуалов Харакири и Сэпукку

Сразу следует отметить, что сэппуку – это средневековый обычай и сегодня в Японии о нем говорят, только вспоминая исторические факты. Если харакири прижилось и стало именем нарицательным в современном обществе, то о сэппуку постепенно стали забывать. Это выражение встречается в японской поэзии и в эпосе. Принципиального различия в смысле нет. Просто харакири, как правило, делали себе простолюдины, то сэппуку – прерогатива элитного сословия. Никогда нельзя было услышать, что знатный воин или чиновник, член клана самураев, сделал себе харакири. Принято было представить обществу это событие с особым блеском. Для этого существовал специальный свод правил, который четко определял не только мотивы, толкавшие самурая на самоубийство, но и регламентировал сам процесс.

Мало было взять обычный нож и вспороть себе живот. Требовалось соблюсти немало тонкостей и нюансов, прежде чем душа самурая перейдет в другой мир. Здесь следует учитывать, что жизнь самурая всегда складывалась в строгом соответствии с кодексом чести — бусидо. Именно в нем для смерти самурая отводилось особое место. Самурай с детства имел особое отношение к смерти. Самой достойной смертью для членов элитной касты воинов считалось сэппуку, совершенное по всем правилам и канонам. Остановимся отдельно на некоторых моментах ритуала.

  • Во-первых, сэппуку часто применялся в качестве казни провинившегося лица. Вместо процедуры вспарывания живота самурая по приказу господина или императора могли лишить головы;
  • Во-вторых, сам ритуал должен показать добровольное отношение самурая к акту самоубийства, раскрыть чистоту его помыслов, глубину раскаяния;
  • В-третьих, огромную роль играл способ лишения себя жизни.

Для самурая всегда считалось важным принять достойную смерть. Часто это делалось показательно, в специально разыгранной сцене. Когда сэппуку делали по приказу, отсекая самураю голову, пытались спасти его честь и достоинство. Самостоятельное решение уйти из жизни предполагало вспарывание живота. Этому акту предшествовала тщательная подготовка. Огромное значение играл выбор оружия для этой цели, положение тела самоубийцы. Важно отметить тот факт, что каждый самурай был с детства обучен этому ритуалу. Для мужчин выбирался наиболее кровавый способ вспарывания живота, который практически не оставлял шансов на выживание. Девушки — самураи для этих целей обходились более простой процедурой, используя кайкэн. Чтобы лишить себя жизни, девушке достаточно было воткнуть нож в сердце или перерезать на шее яремную вену.

Для девушки важно было принять целомудренную позу, связав ноги. Поза самоубийцы должна быть схожа на увядший цветок.

Орудием убийства было личное оружие самурая, ножи и мечи, которые он получал при посвящении в члены военной касты. Реже использовался специальный нож – кугунсобу. Простолюдины обычно использовали специальный нож для харакири. Это мог быть танто — холодное оружие с длинным и острым лезвием или любое другое холодное оружие с острозаточенным лезвием.

Для того, чтобы акт самоубийства был проведен по всем правилам, за состоянием самоубийцы наблюдал специальный человек — кайсяку, готовый в любую минуту отсечь самураю голову и прекратить его страдания.

Этическая сторона харакири и сэппуку

В японских традициях, уходящих корнями в далекое прошлое, было принято верить в многократное перерождение души человека, поэтому было важным достойно уйти из жизни. Для харакири не требовалось особых условий. Достаточно было самураю просто самому принять решение и совершить акт самоубийства в соответствии с традициями. Сэппуку наоборот, требовал создания для проведения ритуала особых условий. Тщательно выбиралось место проведения ритуала. На церемонии обязательно присутствовали представители власти. Церемонию проводило специально обученное лицо в присутствии кайсяку.

Если самурай погибал в бою, смысла в церемонии не было. Совсем другое дело, когда проступки или недостойное поведение самурая выпадали на мирное время. Тогда проведение церемонии сэппуку было обязательным. Именно сэппуку, а не харакири. Поводов у самурая совершать акт самоубийства было предостаточно. К наиболее частым причинам для проведения обряда можно отнести следующие факты:

  • «смерть во след», т.е. самоубийство самурая следом за погибшим господином или сюзереном;
  • самоубийство ввиду осознания собственной ответственности за наступившие негативные последствия;
  • добровольная смерть ввиду собственных убеждений;
  • самоубийство из-за невозможности реализовать собственную ярость по отношению к врагу;
  • харакири ввиду собственной финансовой или социально-бытовой несостоятельности.

Нередко в Японии совершались акты коллективного самоубийства. Харакири часто делали влюбленные пары, совместная жизнь которых была невозможна в силу кастовых предрассудков. В тяжелой обстановке, во время голода, военных действий и большого семейного позора родители и дети делали коллективный акт самоубийства.

Всю церемонию самурай должен пройти от начала до конца, вести себя достойно, не кричать и корчиться от боли. Главное показать свою смерть красивой и быть достойным ее. Если во время акта самоубийства самурай теряет над собой контроль – это приравнивалось к еще большему позору. В Японии существовала негласная статистика, которая вела учет актов сэппуку. В литературе часто можно было встретить фрагменты акта самоубийства какого-то знатного вельможи. Было принято обставлять сэппуку в поэтические и лирические тона, сравнив добровольную смерть с актом очищения.

Современное отношение к харакири и к сэппуку

Со временем ранее закрытое от внешнего мира японское общество стало трансформироваться. Менялось и отношение к смерти. Несмотря на то, что в обществе сохранилось почтительное отношение к самураям, сэппуку и харакири стало исключительно прерогативой знатных особ. Бедные дворяне предпочитали вместо самоубийства искать другие выходы из ситуаций. Длительный мирный период, который воцарился в Японии, начиная со второй половины XVIII века, послужил поводом к тому, что некоторые ритуалы из жизни самураев стали носить чисто символический характер.

Кодекс чести бусидо оставался обязательным для чиновников и военных высокого ранга. Военная каста, которая в Японии всегда считалась самой влиятельной, сохранила свои традиции. Особое место отводилось в них и сэппуку, о котором можно было еще услышать в период Второй Мировой войны. Сотни японских офицеров перед сдачей в плен делали себе сэппуку. Вопиющим фактом считается массовое сэппуку, которое было совершенно офицерами японской армии, когда стало известно, что император Хирохито отрекся от престола. Случаи харакири среди простых японских солдат были не такими массовыми, как среди офицерского сословия. Сказывалось простое происхождение военнослужащих и естественное желание выжить, перенеся ужасы и тяготы войны.

Официально обряды сэппуку и харакири запретили в Японии только в 1968 году, однако и сегодня нередки случаи, когда потомки самураев сводят счеты с жизнью подобным способом.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

В средневековой Японии существовал кодекс чести самурая − бусидо, предписывающий правила поведения идеального воина. Если самурай нарушал эти правила, свое бесчестье он мог смыть, совершая сеппуку – ритуальное самоубийство. Этот обряд проводился по строгим правилам, а его цель состояла в демонстрации мужества самурая перед лицом боли и смерти.

Кодекс чести

В среде воинского сословия буси почитался так называемый этикет смерти, согласно которому самурай должен был умереть красиво, достойной смертью, приняв ее легко и спокойно. Умирать от старости считалось слишком банальным и недостойным самурая. Важно было не испортить «некрасивой» смертью родословную и честь дома. Красивой смертью считалась смерть от меча. Поэтому в ритуале совершения сеппуку присутствовал ассистент – кайсаку, прекращающий мучения убивающего себя самурая ударом меча. Смерть через сеппуку считалась почетной у привилегированных сословий.

К сеппуку официально приговаривались самураи, совершившие преступление, недостойное пути настоящего воина. При этом приговор мог быть вынесен как одному самураю, так и всем мужчинам его семейства. Самурай, потерявший в бою хозяина, терял свой статус и становился ронином, после чего совершал сеппуку как лучшее доказательство верности и преданности.

Так поступили в 1703 году 47 мужественных ронинов, когда их господин Асано Такуми-но-Ками был спровоцирован на открытый конфликт и приговорен к сеппуку. Ронины обезглавили обидчика своего господина, а потом сами все вместе совершили ритуальное самоубийство. В наши дни могилы 47 ронинов в монастыре Сэнгаку-дзи являются местом паломничества как памятник кодекса чести самураев.

Ритуал

Юкио Мисима, японский писатель, совершивший харакири в 1970 году

В философии дзен-буддизма, формировавшей мировоззрение самураев, центром двигательной активности человека и местоположением его души считался живот (по-японски «хара»). Поэтому вскрытие живота (харакири) путем сеппуку осуществлялось для того, чтобы показать чистоту своих помыслов как доказательство правоты. Это было последней возможностью оправдать себя перед небом и людьми.

Церемония и правила выполнения сеппуку приобрели силу закона при сегунате Асикага (1338-1573 годы). Если ритуал проводился в комнате или храме, пол выстилался белыми татами. Когда сеппуку совершалось в саду, то вокруг покрытого песком места сооружалась загородка из кольев с натянутыми на них полотнищами белой материи. Белый цвет в Японии считается траурным.

При самоубийстве присутствовали представители сегуна и другие лица, выполняющие строго предписанные формальности. Наиболее ответственная обязанность возлагалась на кайсаку, который находился рядом с совершающим сеппуку и после ритуала отрубал ему голову. Приговоренный знал, что не будет долго мучиться, потому что на роль кайсаку назначался тот из его близких друзей, кто мог обезглавить тело одним ударом.

Совершавший сеппуку сидел на коленях в белом кимоно, а перед ним лежала стопка японской бумаги и стояла чашка с саке (традиционный японский алкогольный напиток. – Прим. ред.). Выпивая саке, самурай писал последнее короткое послание, обычно в стихах. Затем он усаживался так, чтобы до конца ритуала не мог опрокинуться назад и умереть в неблагородной позе. На принесенном подносе лежал обнаженный клинок, не имеющий рукояти. Чтобы клинок можно было держать в руке, часть его обматывали бумагой.

Секретарь английского посольства в Японии Алджернон Митфорд, приглашенный в середине XIX века на официальную церемонию сеппуку, так описывает этот ритуал: «Не спеша, крепкой рукой самурай поднял кинжал, лежащий перед ним. Он смотрел на него с грустью, почти с любовью. На миг остановился – казалось, он в последний раз собирается с мыслями, а потом вонзил кинжал глубоко в левую часть живота и медленно провел его вправо, после чего повернул лезвие в ране, выпуская наружу небольшую струйку крови. Во время этих невыносимо болезненных действий ни один мускул на его лице не пошевелился. Вырвав кинжал из тела, он наклонился вперед и вытянул шею. Лишь сейчас на его лице промелькнуло выражение страдания, но он не издал ни звука. В этот миг кайсаку, который внимательно следил за каждым его движением, поднял меч в воздух. Мелькнуло лезвие, раздался тяжелый, глухой удар и звук падения. Голова была отсечена от тела одним ударом».

Не для слабонервных!


Исаму Тё, японский генерал лейтенант покончил жизнь самоубийством, чтобы не сдаться американцам после битвы за Окинаву

Существовали различные способы выполнения сеппуку. Самым обычным был прямой горизонтальный разрез живота, слева направо, в конце которого лезвием делался резкий рывок вверх. Таким образом, открывалось место, чтобы могли выпасть внутренности − хара, символически раскрывая истинные намерения самурая.

Сильные духом самураи применяли более сложный способ совершения сеппуку – дзюмондзи гири. После обычного горизонтального разреза они извлекали нож и делали вертикальный разрез снизу вверх по животу от пупка до диафрагмы. В результате резаные раны образовывали крест, или японскую цифру 10 – дзю.

Самурай, пытающийся смыть с себя особый позор, после выпадения своих внутренностей омывал их в стоящей перед ним чаше с водой и вкладывал обратно в живот, очищая себя перед смертью. После этого самурай наклонялся вперед, не сгибая спину. Шею он держал прямо, чтобы кайсаку было легче отрубить ему голову.

Если отрубленная голова катилась по полу, обрызгивая свидетелей и приглашенных кровью, – это считалось дурным тоном. Правильно выполняемый ритуал предписывал кайсаку оставлять неразрубленным лоскут кожи на шее спереди. Тогда голова не отлетала, а откидывалась и висела на груди самурая, не пачкая никого вытекающей кровью.

После совершения обряда свидетели поднимались и уходили в особое помещение, где хозяин дома или дворца предлагал им чай и сладости.

Сеппуку совершали не только мужчины. Но женщины, вынужденные совершить ритуальное самоубийство, часто не обладали достаточным самообладанием и внутренней силой. Они имели право умереть быстро, просто перерезав себе сосуды на шее острым ножом, который обычно вручался жене самурая в качестве свадебного подарка. Короткий меч (вакидзаси) для пронзания сердца вручался каждой дочери самурая во время обряда совершеннолетия. Слабые же духом самураи просто дотрагивались до ножа, не вспарывая себе живот, и им тут же отрубали голову.

Современные традиции


Меч танто для церемониального убийства

В конце XIX века с изменением государственного строя Японии и завершением «эпохи самураев» официальное применение сеппуку было отменено. Последнее известное харакири, совершенное посредством крестообразного разреза живота, было выполнено японским генералом в начале XX века, когда умер его любимый император.

Множество профессиональных воинов в это время остались без дела и средств к существованию. Часть из них стали разбойниками, а некоторые, напротив, взяли на себя роль телохранителей в зарождающейся мафиозной организации – якудза, контролирующей игровой и развлекательный бизнес. Находясь на полулегальном положении, они пользовались авторитетом в обществе.

В настоящее время якудза контролируют в Японии не только теневой рынок, но и часть легального бизнеса и даже влияют на политику. Многие считают их наследниками самурайских традиций. Якудза сохранили высокую дисциплину, иерархичность отношений внутри клана и свой «кодекс чести», за нарушение которого существует ритуальное наказание для рядовых членов клана – отрезание мизинца на руке. Боссы якудза, преступившие законы организации, приговариваются к сеппуку.

Согласно традициям самурайского прошлого, если сеппуку должен совершить член клана, которому не доверяют или который не хочет накладывать на себя руки, ритуальный кинжал заменяется на веер, и после прикосновения осужденного к нему производится обезглавливание.

Современная Япония вот уже много лет находится в первой тройке стран по количеству суицидов. Большинство причин самоубийств идентичны с остальными странами. Однако Япония прочно держит первое место по самоубийствам как способе избежать позора.
Надо заметить, что японцы довольно легко добровольно расстаются с жизнью, поскольку такой уход в Стране Восходящего Солнца всегда поэтизировался и считался почетным.

Самоубийства в Японии

Среди стран «большой семерки» Япония занимает 1-е место по количеству самоубийств на душу населения – в среднем 90 случаев в день. В конце 90-х одной из самых читаемых и почитаемых книг в Стране Восходящего Солнца, настоящим лидером продаж была книга под названием «Самое полное руководство для самоубийц». Правительство пытается бороться против этой «эпидемии» самыми разными способами, даже штрафами – самоубийцы не имеют права использовать для своих целей чужую собственность, иначе родственников покойного ждут серьезные финансовые трудности. Для примера: самоубийца бросился под поезд – платите железнодорожной компании; повесился на съемной квартире – платите домовладельцу.
Но даже это не останавливает желающих свести счеты с жизнью, зато формируют новые традиции суицида. Японские самоубийцы все чаще предпочитают сесть в свою машину, провести резиновый шланг от выхлопной трубы в салон, плотно закрыть все окна и тихо задохнуться, оставив записку с просьбой никого не винить…
В 2003 году жизнь самоубийством покончили 34427 японцев. То есть, на каждые 4250 граждан страны приходится один самоубийца. Суицидники молодеют. Резко увеличилось количество покончивших с собой учеников начальной и средней школы. В Японии количество суицидов в 2 раза больше, чем в Великобритании и в 3 раза больше, чем количество смертей, наступивших в результате ДТП. Правительство «весьма обеспокоено создавшейся ситуацией».
Кроме того, в последнее время в Японии, как грибы после дождя, появляются веб-сайты, посвященные самоубийствам. Благодаря этому в стране постоянно растет число не только индивидуальных, но и групповых самоубийств. Групповые самоубийства совершают молодые люди в возрасте 18-25 лет. Они всегда выбирают один и тот же способ ухода из жизни – отравление угарным газом.
Другой распространенный вид самоубийства в Японии – уход из жизни семьями. Самоубийство совершают муж, жена, их престарелые родители и все дети. В этих семьях, как правило, 4-5 человек малолетних детей. Все они выбирают разные способы ухода из жизни. Иногда отец убивает всех членов семьи, проломив им головы, а затем вешается сам.
В свое время в тогда еще Советском Союзе много шума наделала японская кинолента «Легенда о Нараяме», в которой рассказывается об одной из наиболее варварских, с точки зрения европейца, японских традиций, сохранявшихся вплоть до XIX века. Этот обычай, конечно, не совсем, суицид, но тем не менее… Речь идет об обычае, когда старший в семье сын относил своих престарелых родителей на гору Нараяма и оставлял там умирать от голода, холода и когтей диких зверей.
Повторюсь, что, с точки зрения европейца, эта традиция совершенно дикая. Однако, с точки зрения, японца она имеет свою чисто утилитарную функцию: провизии в японских деревнях не хватало, и те, кто сам не мог себя обрабатывать недостоин был есть.
Любопытно, что, если дети вдруг «забывали» о своей обязанности – отнести родителей на Нараяму, те сами напоминали им об этом.
Стоит заметить, что все виды ухода из жизни в традиционной японской культуре строго регламентированы и имеют свои названия:
докуяку дзисацу – самоубийство ядом, или снотворным; дзисю дзисацу – утопление; тоосин дзисацу – суицид путем прыжка с высоты; сеппуку - самоубийство путем вспарывания живота.
Ниже речь пойдет о об одном из видов ритуальных самоубийств – сеппуку.

Что такое сеппуку

Если в двух словах, то сеппуку – это ритуальное самоубийство японских самураев путем вспарывания живота.
Если говорить о таком способе ухода из жизни, то большинство из нас, скорее вспомнит термин «харакири».
В этом смысле следует пояснить, что в японском языке одни и те же иероглифы могут читаться двояко: в данном случае и как «харакири», и как «сеппуку». Однако в Японии сложились свои предпочтения в терминологии. Сами японцы склонны читать иероглифы как «сеппуку», когда речь идет именно о ритуальном самоубийстве, совершенном в соответствии с вековыми традициями. В других случаях, даже когда речь идет о самоубийстве, совершенном пускай теми же видами холодного оружия и теми же способами, но без соблюдения остальных правил древнего ритуала, японцы предпочитают термин «харакири». Следует также заметить, что те два иероглифа, которые употребляются в случае обозначения этих двух терминов, меняются местами. При обозначении «сеппуку» они пишутся так – 切腹 (сначала идет иероглиф «резать» а потом - «живот»), при обозначении «харакири» так - 腹切 (сначала идет иероглиф «живот», потом – «резать»).
Сеппуку являлось ключевым моментом бусидо (путь воина – авт. ), кодекса чести самураев, оно совершалось воинами в целях избегания попадания в плен и для смягчения
позора. Самурай также мог сделать сеппуку по приказу своего даймё (господина – авт . ). В более позднее время воинам, которые каким-либо образом провинились, также разрешали сделать сеппуку, а не убивали в обычном порядке посредством обезглавливания.
Первое сепукку было совершено дайме из рода Минамото в войне между Минамото и Тайра, в 1156 году, при городе Хеген. Минамото но-Таметомо, побежденный в этой короткой, но жестокой войне, разрезал себе живот, чтобы избежать позора плена. Подобный способ сведения счетов с жизнью быстро распространился среди военного сословия и стал почетным для самурая способом избежать позора.
Скорее всего, вспарывание живота как один из наиболее эффективных и быстрых способов умерщвления стало популярно среди самурайского сословия средневековой Японии по нескольким причинам.
Во-первых, это быстрый и относительно безболезненный способ расстаться с жизнью был более предпочтителен нежели долгие пытки в плену, ведь остаться в живых после обширной проникающей раны живота практически невозможно.
Во-вторых, способность вспороть себе живот недрогнувшей рукой доказывала мужество и высокую степень самообладания самурая, его презрение к смерти.
В-третьих, свою роль сыграли и причины более утилитарного характера, а именно постоянного наличие при себе орудия самоубийства – меча.
Очень часто сеппуку называли «последним доводом самураев».

Немного истории

Несколько тысяч лет Япония была изолирована от внешнего мира. Конечно, во многом этому способствовала ее география – дальневосточное островное государство, но не это главная причина. Японцы вполне сознательно самоизолировались от влияния культур соседних государств, не желая быть ни на кого похожими, оставаться самобытными. Нарушение этого правила каралось смертью даже в отношении простых рыбаков, которые не по своему желанию, а волею шторма уносило в Корею или Китай.
Вообще, феномен ритуальных самоубийств возник очень давно: около двух тысячелетий назад похожие языческие обряды практиковались не только на Японских или Курильских островах, но также в Маньчжурии и Монголии. Древние предки самураев вели долгие и ожесточенные войны с племенами айнов, населявшими в те времена Японские острова, и позаимствовали у них не только сам кровавый обычай, но и генетически впитали их воинственный дух: часть тех непокорных племен была истреблена, а часть ассимилирована японцами.

Ритуал

Со временем сеппуку превратилось в настоящий ритуал. Иногда он проводился в комнате на татами, но чаще всего на покрытом песком месте в саду.

Специально отведенное место в саду для совершения сеппуку

Обычно присутствовали трое представителей господина и/или сегуна, которые должны были наблюдать за самоубийством и написать потом отчет, разные другие лица и кайсяку (ближайший родственник или друг самоубийцы; он выбирал его сам – авт. ) , которого иногда еще называют «вторым» - человек, завершающий ритуал.

Кайсяку с мечом
готовится завершить ритуал

Совершавший сеппуку, облаченный в белое кимоно (белый в Японии – цвет траура – авт .) сидел в сэйдза (поза сидения на коленях («по-японски»), является традиционным японским способом сидения на полу – авт. ), и ему подавался поднос из нелакированного дерева на подставке, который делали специально для этого случая, а затем выбрасывали. На подносе лежала стопка васи (белой японской бумаги), маленькая закуска и низкая, широкая чашка с саке. Затем самурай обычно писал хокку (оригинальное японское стихотворение, состоящее из 17-ти слогов – авт .) , которое отражало его душевный настрой и время года, выпивая саке и закусывая.
Интересно, что стихи, сочиненные перед совершением сеппуку, были неизменно поэтичны: в них шла речь о красоте окружающей природы, о бренности мира, а вовсе не о делах или обидах. Ниде мы приводим типичные образцы таких стихов, написанных тысячу лет назад:
Все прекрасно, как сон.
Сон придет и уйдет.
Наша жизнь − сон во сне…
Обата Акира

Взойдёт ли солнце,
Останется ль в небе луна,
Ах, уже все равно…
Масамунэ Акира

Под порывом весеннего ветра цветы опадают,
Я еще легче с жизнью прощаюсь.
И всё ж, почему?
Наганори Асано


Генерал Акаси Гидаю готовится совершить
сеппуку после проигранной битвы за своего
господина Акэти Мицухидэ в 1582 году. Он только
что написал свой предсмертный стих, который
можно видеть в верхнем правом углу картины

Затем начинался сам ритуал. Приносили низкий деревянный помост, на котором поверх
стопки бумаги васи лежал обнаженный клинок (кусунгобу или вакидзаси – авт. ) .

Кусунгобу


Вакидзаси

Плечи верхней одежды (камисимо) подкладывались под колени, чтобы помочь самураю не опрокинуться назад и не умереть в такой неблагородной позе. Иногда под ягодицы подкладывался низкий деревянный помост, чтобы корпус немного наклонялся вперед. Часть клинка обматывалась бумагой, чтобы его можно было держать, так как делать рукоять и ножны для него было не принято, потому что клинок выбрасывался сразу после ритуала.
Способы вскрытия живота были четко регламентированы, для чего существовало с десяток подробно описанных методик. Для европейцев это может показаться если не диким, то чрезвычайно странным, однако в самурайских семьях было принято знать и уважать не только сам ритуал, но и практические способы его совершения. Поэтому юные самураи начинали постигать тонкости совершения сеппуку с детства. Этому же, но с учетом их специфики, обучали и девочек. Женщины из самурайских семей считали для себя позором не суметь покончить с собой. А ритуальные кинжалы для этого были обычным свадебным подарком невесте от жениха.
Ритуальный кинжал, кстати, назывался кайкэн, а само ритуальное действо, совершаемое женщиной, - дзигай.


Кайкэн


Ритуал дзигай

Строгим правилом женского варианта ритуала было обязательное связывание собственных лодыжек, дабы и после смерти выглядеть пристойно.
Самым обычным для мужчин был прямой горизонтальный разрез живота, слева направо, в конце которого делался резкий разрез вверх. Таким образом открывалось место, чтобы могли выпасть внутренности, в буквальном смысле слова раскрывая истинные намерения самурая (в японском языке слова «живот» и «дух» синонимичны). Затем, если у самурая сохранялось достаточно самообладания, он наклонялся вперед, сохраняя прямую осанку. Шею надо было держать прямо, а не закидывать ее назад от боли, потому что тогда сжимаются связки и мышцы и кайсяку становится сложнее отрубить голову. Поэтому так важна правильная осанка – чтобы не пришлось отрубать голову с нескольких попыток.
Когда самурай наклонялся вперед, ему сразу же отрубали голову; причем при соблюдении правильного ритуала, кайсяку оставлял неразрубленной небольшую часть шеи спереди. Конечно, кровь все равно хлестала, но голова не отлетала и не катилась по полу - это считалось дурным вкусом. Полностью рубили головы только преступникам.
Не все люди обладали достаточным самообладанием и внутренней силой для проведения такого сеппуку, поэтому существовали вариации. Женщины могли умереть быстро, просто перерезав себе вены на шее.
Для сильных духом людей существовал еще более сложный способ совершения сеппуку – дзюмондзи гири. После обычно горизонтального разреза они извлекали нож и делали себе вертикальный разрез снизу вверх посередине живота (от пупка до диафрагмы). В результате резаные раны образовывали по форме крест, японскую цифру 10 (дзю).
Иногда случаи совершения сеппуку доходили до абсурда. Например, сохранилось описание инцидента, когда два самурая начали спорить между собой из-за того, что их мечи случайно задели друг друга, когда они проходили по узкой дворцовой лестнице. Недолгий спор закончился тем, что оба совершили сеппуку.

Сеппуку как смертная казнь

Хотя добровольное сеппуку было наиболее распространенной формой, также существовали обязательные формы этого ритуала.
В частности, оно использовалось в качестве смертной казни для опальных самураев, особенно в отношении совершивших неспровоцированные убийства, грабежи, государственную измену или бравших взятки.
Между добровольным сеппуку и сеппуку «по принуждению» существовала определенная разница, например, в последнем случае семья самоубийцы не очищалась от вины и в зависимости от тяжести проступка ее могли понизить в ранге и/или конфисковать половину – или все – имущество покойного.
Также, к примеру, в случае проступков привилегированных лиц, влекущих за собой смертную казнь, казнь через обезглавливание могла быть в порядке снисхождения заменена на сеппуку с участием кайсяку. Однако, подобное снисхождение делалось только в тех случаях, когда проступок не противоречил этике – во всех остальных случаях применялось именно обезглавливание.

Сеппуку в современной Японии

После реставрации 1868 г. с началом организации государственного строя по европейскому образцу и начавшимся под давлением новых идей изменением всего вообще уклада жизни, официальное применение сеппуку в качестве смертной казни было отменено.
Но сэппуку, совершаемое добровольно, полностью не исчезло. Как известно, десятки людей, в том числе и военнослужащие, совершили сеппуку в 1895 г. в знак протеста против возвращения завоеванных территорий Китаю
Случаи сеппуку нередко встречались и в XX.
В 1912 г., когда скончался император Мэйдзи, генерал Ноги и его жена совершили «дзюнси»: в день похорон императора генерал отправился во дворец и воздал последние почести своему императору. Вечером он вернулся домой, поужинал с женой и после захода солнца, когда пушечные залпы возвестили о том, что катафалк с телом императора проезжает через дворцовые ворота, генерал Ноги и его жена Сидзуко сели напротив портрета императора, после чего генерал вспорол себе живот, а Сидзуко, одновременно с этим, вонзила себе в сердце кинжал… Рядом с телами осталось завещание Ноги, в котором были такие строки: «Я не могу более служить своему господину. Находясь в глубоком горе по причине его смерти, я решил окончить свою жизнь». На дворе стоял 1912 год, закончилась эра Просвещенного правления, положившая начало современной Японии – лидеру в науке и технике.
Также в конце Второй мировой войны многие японские солдаты и гражданские лица предпочли умереть, чем сдаться.
В 1970 г. известный писатель Юкио Мисима и один из его последователей совершили публичное сеппуку в штаб-квартире Сил самообороны Японии после неудачной попытки провокации вооружённых сил на совершение государственного переворота. Мисима совершил сеппуку в кабинете генерала Канэтоси Масит. Его кайсяку был 25-летний Масакацу Морита, который трижды пытался отсечь Мисиме голову, но неудачно. Наконец, один из соратников Мисимы Хироясу Кога сумел совершить требуемое по ритуалу.


Юкио Мисима

После этого Морита попытался совершить сеппуку сам, однако нанесенные им раны были слишком неглубоки, чтобы стать смертельными, поэтому он подал сигнал, по которому Кога обезглавил и его.

1603 — 1867 гг.), когда обряд сформировался окончательно, — по приговору суда как наказание за совершённое преступление. Харакири являлось привилегией самураев, гордившихся тем, что они могут свободно распоряжаться своей жизнью, подчёркивая совершением обряда силу духа и самообладание, презрение к смерти. Разрезание живота требовало от воина большого мужества и выдержки, так как брюшная полость — одно из наиболее чувствительных мест тела человека. Средоточие многих нервных окончаний. Именно поэтому самураи , считавшие себя самыми смелыми, хладнокровными и волевыми людьми Японии, отдавали предпочтение этому мучительному виду смерти.

В дословном переводе харакири означает «резать живот» (от «хара» — живот и «киру» — резать). Однако слово «харакири» имеет и скрытый смысл. В японском языке ему соответствуют слова «живот», «душа», «намерения», «тайные мысли» с тем же написанием иероглифа.

Согласно философии буддизма, в частности учению секты «дзен», в качестве основного, центрального жизненного пункта человека и тем самым местопребыванием жизни рассматривается не сердце, а брюшная полость. В соответствии с этим японцы выдвинули тезис, что жизненные силы, расположенные в животе и занимающие как бы срединное положение по отношению ко всему телу, способствуют более уравновешенному и гармоничному развитию человека.

Несмотря на то, что в некоторых работах европейских авторов приводилась мысль об отождествлении японского понимания категории «душа» с аналогичными понятиями у древних греков (называвших вместилищем души — психэ — грудно-брюшную преграду) и у древних иудеев (древнееврейские пророки говорили о местопребывании души в кишечнике), «хара» в японском смысле не является эквивалентом «души» в европейском понимании. Здесь можно говорить скорее о чувствах и эмоциях. И не случайно в связи с этим имеется множество выражений и поговорок, относящихся к «хара». Например, человек, призывающий другого быть откровенным в разговоре, употребляет выражение «хара о ваттэ ханасимасё», что означает «давайте поговорим, разделяя хара», или, другими словами, «давайте поговорим, открыв наши животы». Характерны также такие изречения, как «харадацу» (подняться к животу, рассердиться); «харагинатай» (грязный живот, подлый человек, низкие стремления) и т.д.

Важное место японцы отводят также «искусству хара» (живота) — «харагэй». Под этим «искусством» подразумеваются процесс общения людей на расстоянии в результате интуитивной связи и понимание друг друга при помощи намёков.

Таким образом, живот японцы рассматривают как внутренний источник эмоционального существования, и вскрытие его путём означает открытие своих сокровенных и истинных намерений, служит доказательством чистоты помыслов и устремлений. Другими словами, по понятиям самураев, «сэппуку является крайним оправданием себя перед небом и людьми», и оно более символика духовного свойства, чем простое самоубийство.

Происхождение обряда

В древний период истории Японии обряд харакири не был распространён среди японского населения архипелага . Однако, имея уже определённые представления о животе как главнейшем пункте человеческого тела, вероятно, легко смогли заимствовать айнский обряд «пере». Собственно харакири появилось относительно поздно в среде воевавших против айнов военных поселений северных провинций, которые превратились впоследствии в сословие японских воинов.

Вполне закономерен именно тот факт, что обряд начал развиваться у воинов — людей, находившихся в постоянной боевой готовности и всегда носивших при себе оружие — средство для ведения войны и орудие самоубийства.

Сеппуку - это ритуал самоубийства, исполняемый по особым правилам японским самураем. Он является одной из самых колоритных древних традиций Японии, о котором наслышен весь мир.

Проводилась эта процедура в том случае, если самурай не смог уберечь от погибели хозяина (дайме), потерял свою честь или был приговорён к сеппуку. Ритуал как бы символизировал отсутствие страха перед смертью, твёрдость и непоколебимость духа и преданность сюзерену. Японцы сегодня употребляют в разговорной форме слово «харакири». Для написания «харакири» и «сеппуку» используются одинаковые два иероглифа, но в разном порядке.

Харакири - это самоубийство, в котором строго не придерживаются правил, оно предполагает простое вспарывание живота. Сеппуку же был ритуалом самураев, исполнение алгоритма которого до мельчайших деталей было обязательным. Это такое своеобразное символическое окончание пути воина. В случае нарушения обряда, самурай не попадал в мир воинов.

Проведение обряда, или о том, как делался сеппуку

Прежде всего, было необходимо освободить живот от одежды. Затем резко делались поперечный надрез на животе и вертикальный надрез от груди до пупка. Альтернативным вариантом было Х-образное вспарывание. Позднее распространение получил менее мучительный и более простой способ - самоубийца быстро пронзал себя мечом (вакидзаси).

Во время проведения древнего ритуала самураю было не дозволено падать или вопить от боли, поведение его должно было быть достойным. В противном случае это становилось для него страшным позором. Однако позже в ритуале сеппуку стало возможным присутствие помощника (кайсякунина), отрубавшего голову самураю, совершающему ритуал, так что казусов получалось избежать гораздо легче.

Помощнику следовало обезглавить самурая так, чтобы голова оставалась прикреплённой к шее полоской кожи. Хотя, исходя из предварительной договорённости или определённой ситуации, отсечение головы могло быть разным. По завершении ритуала кайсякунин вытирал меч бумагой белоснежного цвета, голову самоубийцы демонстрировали наблюдателям, а тело укрывали белым полотном.

Распространённым сеппуку было также в кругу женщин-самураев. Они перерезали себе горло или пронзали сердце, в отличие от «мужского» обряда. Но это не вызывало ни у кого удивления. Так как население того времени воспитывалось в самурайских традициях.

Читайте также

01 Ноя 2014

Футоном называется традиционный для Японии толстый хлопчатобумажный матрац, который японцы...

31 Окт 2014

С 25 по 28 сентября в столице Японии пройдёт масштабная туристская выставка мирового масштаба, ...