Рисование с натуры, по памяти и по представлению на уроках изо в общеобразовательной школе.

Творческая работа художника в значительной степени основывается на работе памяти и воображения. Создание произведений искусства немыслимо без творческой фантазии, без участия памяти. В практике художественного образования сложилась определенная терминология, которая различает некоторые виды работ над изображением, проводимые без непосредственного использования натуры. Это рисование по памяти, по представлению и по воображению . В их основе лежит работа памяти, мышления, а также предшествующие наблюдения и рисование с натуры.

Под рисованием по памяти подразумевается выполнение рисунков и набросков на основе зрительной памяти, т.е. следов, имеющихся в памяти в результате недавно проведенного рисования с натуры. В этом случае изображаемый объект передается на рисунке в таком же положении, с той же точки зрения, как это имело место при рисовании с натуры. У художника обычно сохраняются достаточно четкие впечатления от процесса работы над рисунком с натуры, что позволяет достаточно убедительно выполнить рисунок аналогичного содержания по памяти . В последнем случае стремятся передать в рисунке наиболее существенные особенности натурной постановки.

Рисунок по памяти

При рисовании изобразительная деятельность протекает по несколько иному принципу. Изображение выполняется также на основе работы памяти, с использованием зрительных представлений, полученных ранее в результате наблюдений и натурных зарисовок. Кроме того, в процессе рисования определенную роль играет воображение, умение изобразить знакомые объекты в различных положениях, комбинациях. Рисование является более сложным видом изобразительной деятельности, чем рисование по памяти . Одним из наиболее часто практикуемых видов занятий рисованием являются задания по изображению сюжетов академических постановок или отдельных объектов, изучавшихся ранее при рисовании с натуры и передаваемых затем в рисунках по представлению в различных положениях, словно бы вы рассматриваете их с разных точек зрения.

Рисование по воображению , как видно из названия, основывается на работе воображения, фантазии, памяти. Вы можете изобразить какие-либо реальные объекты, предметы в самых неожиданных, порой невероятных сочетаниях. Нередко рисовальщик создает на основе творческого воображения как будто бы совершенно новые, никогда им не виденные события или предметы. Между тем это новое создается художником на основе памяти, зрительных представлений, приобретенных путем наблюдений и зарисовок окружающей действительности и является отражением, воспроизведением следов ранее воспринятых впечатлений. Такие представления в сочетании со знанием изображаемого материала и с творческим воображением, обогащенные и преобразованные фантазией, являются обязательным условием создания произведений искусства.

Рисунок по памяти и представлению

Работа по воображению требует определенной степени развития зрительной памяти и воображения у рисующих, наличия у них навыков работы без непосредственной зрительной опоры на натуру. Такие навыки и умения приобретаются в результате основательной и систематической работы над рисунками и набросками с натуры, по памяти и по представлению, над эскизами композиций.

В формировании представлений, в запоминании особенностей строения, внешнего облика того или иного объекта большую роль играет сознательный целенаправленный процесс рисования с натуры. При выполнении каждого рисунка происходит изучение изображаемого объекта, углубление познаний о нем, осуществляется процесс запоминания. Следовательно, тренировка зрительной памяти и ее развитие происходят фактически повседневно, на каждом этапе работы над рисунком с натуры.

При выполнении упражнений по памяти и , при выполнении эскизов композиций работа по памяти проходит еще более интенсивно и целеустремленно. В этих случаях активизируется мышление, внимание художника. При этом в памяти воспроизводятся главным образом наиболее существенные черты изображаемых объектов.

Рисунок по представлению

Одним из основных условий прочного запоминания является осмысленное изучение материала, его повторение. Процесс запоминания, прочность сохранения в памяти воспринятого материала связаны с процессом мышления (отбор главного, существенного в изображаемом, анализ зрительной информации). Желая нарисовать по памяти или какой-либо объект, сценку, рисующий должен сделать определенное волевое усилие, направить мышление, память по нужному руслу, чтобы вызвать необходимые зрительные ассоциации, четкие представления. Сосредоточившись и вспомнив очертания нужного объекта, его характерные особенности (внешний облик, пропорции, главные определяющие черты), рисующий может приступить к графическому воплощению образа, предмета или события, воссозданного в его памяти.

Систематичность и последовательность проведения занятий рисованием по памяти и может достигаться благодаря специальным упражнениям в этих видах рисования, а также за счет увязывания этих упражнений с выполнением длительных заданий с натуры. Поэтому по окончании работы над наиболее важными учебными постановками по рисунку ставьте перед собой задачу выполнить по памяти рисунок каждой из этих постановок, передав главные ее особенности, без подробной характеристики деталей. Основной задачей при выполнении такого рисунка является закрепление в памяти зрительных представлений, полученных при работе над постановкой по рисунку с натуры.

Мы уже говорили в связи с вопросом об этюде об особенностях работы с натуры. Преимущество ее заключается в том, что художник может постоянно проверять в самом ходе работы то, что он изображает. Это позволяет ему более точно и правдиво передавать действительность.

Мы уже указывали также на значение этюдов с натуры в качестве подготовительных материалов к картине.

Работа по памяти

Кроме работы с натуры, художнику приходится делать изображения по памяти. Фигуры человека, животные, птицы часто изображаются в картинах не в спокойном состоянии, а в том или ином движении. Чтобы выразить такие движения, в которых беспрерывно изменяется положение тела и его отдельных частей, художнику приходится рисовать на основе тех представлений, которые сложились у него раньше, когда он наблюдал движущиеся фигуры, то есть приходится изображать уже не непосредственно с натуры, а по памяти.

При некоторых видах движения, например при шаге, беге, рубке и пилке дров и т. д., положение частей тела последовательно (ритмически) повторяется, и поэтому их можно повторно наблюдать.

Развивая уменье наблюдать, можно затем вполне убедительно выразить ряд сложных движений человека и животного в рисунке по памяти.

Подробные объяснения, как запоминать отдельные виды движения, с чего начинать наблюдать движение, чтобы правдивее передать его, вы найдете в ходе практического обучения рисунку и живописи.

На основе наблюдения складывается в памяти и зрительное представление о различных видах природы, об облике людей и т.д., которые художник впоследствии может передать в набросках по памяти.

Работа по представлению

Художник, особенно когда он работает над сюжетной картиной, часто не имеет возможности увидеть в действительности то событие, которое он изображает. Например, когда художник Суриков писал эскиз к картине «Боярыня Морозова», он не видел, разумеется, ни расправы с опальной боярыней, ни народных толп этого века, потому что жил он на два столетия позже. Такое изображение делается на основе представления о той исторической действительности, которая интересует художника в данной теме и является, поэтому работой по представлению. В работе по представлению имеет огромное значение творческое воображение художника. Оно опирается на весь его творческий опыт и на сведения, которые он почерпнул при изучении специального материала.

Рисование по представлению - очень важный вид художественного изображения. Начинающему художнику следует постоянно развивать это уменье.

Как же художник может изображать событие, не видав его? Дело в том, что у художника имеется в памяти целый ряд представлений о виденных им людях, животных и даже о целых сценках и событиях. На основе такого жизненного опыта и специального изучения различного материала, связанного с темой, художник представляет себе, как задуманное им в картине событие могло бы произойти в жизни и как в нем должны были действовать различные люди.

Затем в ходе дальнейшей работы художник благодаря изучению материалов может уточнить и углубить, а подчас и несколько изменить первоначальное решение темы, данное . Фактически в творчестве художника-реалиста все время сочетается работа с натуры с работой по памяти и по представлению.

Так, например, сделав эскизный набросок того или иного положения фигуры по памяти или по представлению, художник потом может в этом же положении зарисовать подходящую натуру и на основе зарисовок с натуры уточнить сделанное в эскизном наброске изображение.

Возможен и обратный порядок: художник делает изображение с натуры, а потом перерабатывает его на основе имеющегося представления о типических чертах какого-либо явления и т. д.

Следовательно, в творческом процессе создания художественного произведения происходит, по существу, постоянное переплетение всех этих видов художественного изображения. Чтобы свободно строить картину, художник должен уметь изображать как с натуры, так и по памяти, по наблюдению и по представлению.

По представлению — важная составляющая архитектурного рисунка. Такой наиболее адекватен творческому процессу зарождения архитектурного замысла, по крайней мере, до того момента, когда он получит свое выражение в чертежах и макетах. по представлению позволяет архитектору легко переносить на лист свои самые смелые фантазии, постепенно формировать все более реальные образы, свободно лепить объем, играть формами, конструктивными и декоративными элементами.

… я намереваюсь, с Божьей помощью, изложить то немногое, что я изучил, хотя многие из вас и отнесутся к этому с презрением. Но меня это не тревожит. Ибо я хорошо знаю, что легче разругать любую вещь, нежели сделать лучшую. Я же хочу изложить это все без утайки, наипонятнейшим образом, насколько это в моих силах.

В рисунке по представлению перед вами нет натуры, которая могла бы выручить в нужный момент, подсказать верное решение. Основа такого рисунка — не натура, а знания. Вопреки достаточно распространенному мнению, надо сказать, что знания никогда не препятствовали свободному и вольному творческому процессу, скорее, наоборот — таким препятствием является их отсутствие или недостаточное количество. Так писал об этом А. Дюрер: «…И сила знаний изгонит неверное из твоего произведения и предохранит тебя от ошибок, ибо ты заметишь их, и благодаря твоим знаниям ты без промедления закончишь свою работу, не сделав ни одного напрасного штриха или мазка. И быстрота эта достигается благодаря тому, что тебе не надо долго обдумывать, ибо голова твоя полна знаний. Поэтому произведение твое покажется искусным, красивым, сильным, свободным и прекрасным, и всякий похвалит его, ибо в нем есть правдивость» (А. Дюрер, с. 196).

Источником знаний, необходимых для рисунка по представлению, кроме книг по рисунку и учебных пособий, может стать внимательное изучение окружающего нас мира, который начинающий рисовальщик реализует через рисунок с натуры. Рисуя с натуры, мы изучаем предмет — его конструкцию, функцию, назначение. Эти знания расширяют наше понимание окружающего мира, формируют иной, более глубокий взгляд на, казалось бы, обыденные вещи. «Сперва мы рисуем то, что видим; затем то, что знаем; наконец, мы видим то, что знаем» (Р. Б. Хейл, с. 47).

В какой-то момент вы почувствуете, что ваши знания об изучаемом предмете позволяют изобразить его без натуры, по представлению. Дальнейшие упражнения дадут возможность не просто изобразить предмет по представлению, но сделать это с любой точки и в любом повороте. Настойчиво практикуясь в таком рисунке, вы сможете легко и убедительно рисовать и существующие объекты, и рожденные вашим воображением, что поможет вам в обучении архитектурному искусству, а в будущем позволит легко творить и общаться с коллегами по профессии.

Такая логичная и естественная последовательность согласуется с методикой обучения рисунку по представлению и со структурой этой книги. Сначала — рисунок простых геометрических тел с изучением их конструкций, пропорций, последовательности построения, а также законов перспективы, затем — рисунок предметов на основе геометрических тел, а также рисунок простых геометрических тел в движении, в различных ракурсах и поворотах. И только потом — рисунок воображаемых объектов.

Обучение рисунку по представлению потребует от вас внимания, усердия, прилежания и, что очень важно, — постоянной практики. Ведь ваши знания должны обязательно подкрепляться упражнениями, постоянно возрастающими умениями и, наконец, мастерством. Как писал А. Дюрер: «Ибо не может быть никакой свободы в работе без знаний, также как и знания остаются скрытыми при отсутствии навыка» (А. Дюрер, с. 196), и еще: «Тот, кто никогда не учился раньше этому искусству и хочет почерпнуть начала из этой книжечки, должен прилежно читать ее и научиться понимать прочитанное, и должен брать понемногу и хорошенько упражняться в этом до тех пор, пока не сумеет все это делать, и только потом браться за другое. Ибо понимание должно расти вместе с навыком, так, чтобы рука могла исполнять задуманное. Из этого вырастет со временем твердость знаний и навыка. Ибо они должны быть вместе и одно без другого ничего не стоит» (А. Дюрер, с. 195).

Теперь, когда вы хорошо представляете тот путь, что лежит перед вами, и все же решились сделать первый шаг, мы пожелаем вам удачи.

Рисунок по представлению в теории и упражнениях от геометрии к архитектуре. Осмоловская О.В., Мусатов А.А.

2-е изд., доп. - М.: 2012 - 3 46 с.

Учебное пособие "Рисунок по представлению" предназначено для всех, кто начинает осваивать архитектурный рисунок - прежде всего для абитуриентов и студентов младших курсов архитектурных вузов. Пособие разработано на базе программ и методик кафедры "Рисунок" МАрхИ и содержит теоретические основы архитектурного рисунка, собранные из разрозненных источников и дополненные новейшими разработками педагогов кафедры "Рисунок", а также практические задания. Последовательное выполнение заданий позволит учащемуся овладеть техникой архитектурного рисунка и приобрести основные навыки как в изображении отдельных геометрических тел, так и составленных из них композиций.

Формат: pdf

Размер: 59,1 Мб

Скачать: drive.google

СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ 5
Часть I НАЧАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ 7
Раздел 1. РИСУНОК ПРЯМЫХ ЛИНИЙ 7
Задание 1. Рисунок прямых линий 7
Задание 2. Рисунок параллельных прямых линий 9
Задание 3. Рисунок прямых линий «отточки кточке» 9
Задание 4. Деление прямых линий на равные отрезки 10
Задание 5. Деление углов на равные части 11
Задание 6. Рисунок линейного орнамента 11
Раздел 2. РИСУНОК КРИВЫХ ЛИНИЙ 12
Задание 7. Рисунок кривых линий 12
Задание 8. Рисунок кривых линий по опорным точкам 12
Задание 9. Рисунок орнамента на основе окружности 14
Задание 10. Чертеж эллипса 14
Задание 11. Рисунок эллипсов 16
Часть II ПЕРСПЕКТИВА КВАДРАТА И ОКРУЖНОСТИ 19
Раздел З. ПЕРСПЕКТИВА 19
Задание 72. Схема перспективного изображения 20
Раздел 4. РИСУНОК КВАДРАТА И ОКРУЖНОСТИ В ПЕРСПЕКТИВЕ 24
Задание 13. Рисунок квадрата в перспективе 24
Задание 14. Рисунок квадрата, описанного вокруг окружности в перспективе 26
Часть III ПЕРСПЕКТИВА ПРОСТЫХ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ТЕЛ 29
Раздел 5. ПЕРСПЕКТИВНЫЙ РИСУНОК КУБА И ЧЕТЫРЕХГРАННОЙ ПРИЗМЫ 30
Задание 15. Перспективный рисунок куба 31
Задание 16. Рисунокдевяти кубов 40
Задание 17. Линейно-конструктивный рисунок композиции из кубов по плану и фасаду во фронтальной и угловой перспективах 40
Задание 18. Линейно-конструктивный рисунок композиции из кубов в перспективе 44
Задание 19. Линейно-конструктивный рисунок композиции из кубов и четырехгранных призм в перспективе 46
Раздел 6. ПЕРСПЕКТИВА ПИРАМИДЫ И ШЕСТИГРАННИКА 48
Задание 20. Линейно-конструктивный рисунок пирамиды 48
Задание 21. Линейно-конструктивный рисунок шестигранной призмы 51
Раздел 7. ПЕРСПЕКТИВА ЦИЛИНДРА, КОНУСАИШАРА 58
Задание 22. Линейно-конструктивный рисунок цилиндра 58
Задание 23. Линейно-конструктивный рисунок конуса 60
Задание 24. Сечение цилиндра и конуса плоскостями, параллельными основаниям 62
Задание 25. Сечение конуса параллельными плоскостями, перпендикулярными его основанию 66
Задание 26. Рисунок цилиндров разного диаметра, поставленных друг на друга 68
Задание 27. Линейно-конструктивный рисунок шара 70
Задание 28. Сечение шара параллельными плоскостями 74
Задание 29. Рисунок шара, стоящего на кубе 76
Задание 30. Рисунок куба, описанного вокруг шара 79
Часть IV ТОНАЛЬНЫЙ РИСУНОК 82
Раздел 8. ТОН. НАЧАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ 82
Задание 31. Штриховка тональных пятен 90
Задание 32. Штриховка плоских фигур 93
Задание 33. Тональная шкала, выполненная в технике штриховки 93
Задание 34. Тушевка плоских фигур 93
Задание 35. Штриховка в технике «широкого штриха» 97
Задание 36. Плоскостная композиция из многоугольников 97
Раздел 9. СВЕТОТЕНЕВОЙ РИСУНОК ПРОСТЫХ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ТЕЛ 101
Задание 37. Тональный рисунок куба 103
Задание 38. Тональный рисунок четырехгранной и шестигранной призм 106
Задание 39. Тональный рисунок пирамиды 108
Задание 40. Тональный рисунок цилиндра 110
Задание 41. Тональный рисунок конуса 112
Задание 42. Тональный рисунок шара 114
Задание 43. Тональный рисунок ступенчатого конуса 115
Задание 44. Тональный рисунок освещенных поверхностей 116
Задание 45. Тональный рисунок теневых поверхностей 116
Задание 46. Тональный рисунок композиции из четырех кубов 116
ЧастьV ВРЕЗКИ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ТЕЛ 122
Раздел 10. ПРОСТЫЕ ВРЕЗКИ 123
Задание 47. Врезка куба и четырехгранной призмы. Основной принцип построения врезок 123
Задание 48. Врезка куба и пирамиды 129
Задание 49. Врезка куба и шестигранной призмы 134
Задание 50. Врезка куба и цилиндра 140
Задание 51. Врезка куба и конуса 149
Задание 52. Врезка шара и куба по заданным ортогональным проекциям 155
Задание 53. Куб и шар с общим центром 158
Задание 54. Врезки шара и куба, когда секущие плоскости куба не проходят через центр шара 161
Раздел 11. СЛОЖНЫЕ ВРЕЗКИ 171
Задание 55. Наклонное сечение шестигранной призмы 171
Задание 56. Врезка двух шестигранных призм 173
Задание 57. Наклонное сечение пирамиды 177
Задание 58. Врезка пирамиды и шестигранной призмы 177
Задание 59. Наклонное сечение цилиндра 181
Задание 60. Врезка цилиндра и шестигранной призмы 184
Задание 61. Врезка пирамиды и цилиндра 192
Задание 62. Наклонное сечение конуса 203
Задание 63. Врезка конуса и шестигранника 205
Задание 64. Врезка конуса и пирамиды 210
Задание 65. Наклонное сечение шара 214
Задание 66. Врезка шестигранной призмы и шара 217
Часть VI КОМПОЗИЦИЯ ИЗ ПРОСТЫХ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ТЕЛ ПО ПРЕДСТАВЛЕНИЮ 221
Раздел 12. КОМПОЗИЦИЯ ИЗ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ТЕЛ НА ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ЭКЗАМЕНАХ В МАрхИ 222
Задание 67. Линейно-конструктивный рисунок композиции из геометрических тел 265
Задание 68. Линейно-конструктивный рисунок композиции из геометрических тел на основе «сетки» 265
Часть VII РИСУНОК ПРОСТЫХ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ТЕЛ В ДВИЖЕНИИ 284
Раздел 13. ПОВОРОТЫ ВОКРУГ ГОРИЗОНТАЛЬНОГО РЕБРА 284
Задание 69. Повороты куба вокруг горизонтального ребра 284
Задание 70. Повороты пирамиды вокруг горизонтального ребра 295
Раздел 14. ПОВОРОТЫ ВОКРУГ ВЕРТИКАЛЬНОГО РЕБРА 302
Задание 71. Повороты куба вокруг вертикального ребра 302
Задание 72. Повороты четырехгранника и пирамиды вокруг вертикального ребра 305
Часть VIII РИСУНОК АРХИТЕКТУРНЫХ ФОРМ НА ОСНОВЕ ПРОСТЫХ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ТЕЛ 310
Раздел 15. АРХИТЕКТУРНЫЕ ДЕТАЛИ 311
Задание 73. Рисунок балясины 311
Задание 74. Рисунок дорической капители 314
Задание 75. Рисунок вазы 320
Задание 76. Рисунок ионика 326
Раздел 16. ГЕОМЕТРИЗИРОВАННЫЕ АРХИТЕКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ 331
Задание 77. Рисунок архитектурных схем 331
Задание 78. Винтовая лестница 337
БИБЛИОГРАФИЯ

Процесс создания рисунка предполагает установление постоянных и очень тонких связей между рисующим и предметом изображения, между рисующим и рисунком, между всеми элементами натуры и рисунка. Эти связи определяются знанием всего процесса рисования - способов рисования, сторон процесса рисования, принципов рисования и решения учебных задач.

Способы рисования: действительность, воздействуя на сознание человека, формирует в его восприятия и представлениях определенные образы. В силу различия между образом реального предмета, сложившимся в процессе зрительного восприятия, и образом, сохранившимся в памяти в виде представления, существует и разница в способах их изображения. Эти способы называют рисованием с натуры, рисованием по восприятию и рисованием по представлению.

Рисование по восприятию характеризуется тем, что объект изображения в течение всей работы находится перед рисующим. Внимательно наблюдая с определенного места за типичными для данного предмета признаками и частями, рисующий переносит наблюдаемое на бумагу, стремясь изобразить все как есть на самом деле и как видит его глаз, то есть зрительно похожим. Такой способ рисования называют также рисованием с натуры. Латинское слово «натура» переводится как «природа», «реальная действительность». Натурой - предметом изображения может быть все сущее, то есть все, что имеет свою форму и свое содержание.

Рисование с натуры , оставляя человека с глазу на глаз с предметом изображения, заставляет задуматься над его формой и содержанием, определить его признаки и свойства, осмыслить их отношения - словом, досконально изучить предмет; одновременно рисование с натуры воспитывает внимание и наблюдательность, учит правильно видеть и мыслить.

Работа с натуры не только расширяет круг знаний о реальной действительности - она позволяет изобразительными средствами закрепить образы понятых вещей и явлений, их сущность и красоту. Эти замечательные качества дали возможность рисованию с натуры стать одним из главных способов обучения изображению.

В старой русской школе на первых этапах обучения рисованию часто заменяли живую натуру рисунком-оригиналом, сделанным хорошим художником. В этом оригинале все изобразительные задачи были образцово решены. Учащиеся, копируя оригинал, подражали мастерам, учились правильно пользоваться материально-изобразительными средствами и усваивали «образцовые» приемы изображения. Такой способ рисования по оригиналам имеет место и в практике обучения воспитателей не только как наглядное средство освоения технических приемов изображения и решения учебных задач, но и как средство, помогающее созданию всевозможных таблиц и карточек, необходимых для проведения занятий с детьми.

Рисование по представлению характеризуется тем, что объект изображения отсутствует, не находится перед глазами рисующего. Некогда сформированный в его сознании образ рисующий воссоздает по памяти, описанию или воображению. Образы представлений менее конкретны и полны, чем образы восприятий, а потому и рисунки, сделанные по представлению, имеют несколько обобщенный характер. Их содержание и своеобразие зависят от условий формирования образа. Рисование по представлению развивает зрительную память, насыщает мышление яркими образами и способствует развитию творческого воображения.

Рисование по представлению тоже развивает поразительные способности.

Рассказывают, что художник Рейнольдс подолгу беседовал с человеком, который заказывал ему портрет, пытливо наблюдал его не один час, а потом оставался один. Портрет мастер писал по представлению. Как-то один из посетителей его мастерской случайно оказался между художником, пишущим портрет, и пустым помостом. Тут же раздался возглас: «Не загораживайте мне модель». Оказывается, Рейнольдс так отчетливо представлял себе облик человека, что продолжал его «видеть», и писал портрет, постоянно переводя взгляд на то место, где уже никого не было.

Рисунок по памяти

Некоторые путают работу по памяти и рисунок по представлению. Оба способа рисования имеют общую основу: изображаемый предмет в момент исполнения рисунка отсутствует.

Но в рисунке по памяти стараются его воспроизвести в том же положении и освещении, в котором он наблюдался. В рисунке по представлению художник свободно, по своему усмотрению изображает ранее виденный предмет в любом ракурсе и освещении, выбирая то, что необходимо по замыслу.

В этом легко убедиться на собственном опыте: казалось бы, свою комнату вы знаете как собственные пять пальцев, но попробуйте нарисовать по представлению хотя бы один или два предмета из ее обстановки! Вы сразу же почувствуете необходимость взглянуть на натуру. В чем-то будете не уверены, возможно, и общую форму не сможете смело нарисовать, не говоря уж о деталях. Требуется опора в натуре. Становится понятным, почему мастера говорят: «нарисуй раз со сто и будет просто».

Даже в рисовании с натуры, если оно ведется творчески, присутствует момент рисования по памяти. Ведь в то время, пока взор художника с натуры переведен на рисунок, работа идет по памяти, отражая не только то, что подметил он в постановке, в природе, но и впечатления, переживания, преломление виденного в сознании и душе рисующего. Не случайно советуют ставить мольберт не прямо перед натурой, а боком к ней, с левой руки, чтобы и этим продлить время на переживание увиденного и не давать себе рисовать, как на стекле.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12