Рабочий материал картине грабаря зимний пейзаж. Сочинение по картине И.Э

Одним из наиболее известных российских живописцев, работавших над пейзажем, был художник И. Э. Грабарь. Картина "Иней" мастера создавалась под сильным влиянием импрессионизма, в стилистику которого, однако, он привнес много нового. Автор больше всего любил изображать зимние картины природы, которые удавались ему особенно хорошо. В его коллекции сохранилось множество набросков с натуры, которые свидетельствуют о незаурядном таланте живописца в передаче всех оттенков снега и инея. Кроме того, он работал в жанре портрета и рисовал натюрморты.

Краткая биография

Не только художником, но и искусствоведом, профессором и талантливым педагогом был И. Грабарь. Картина "Березовая роща", а также другие полотна автора принесли ему заслуженную славу. Он получил звание Народного художника в 1956 году, также ему была вручена Сталинская премия в 1941 году. Этим успехам предшествовал долгий и непростой творческий путь художника. Он учился в Петербургской академии художеств. Его учителем был сам И. Репин.

Будущий знаменитый живописец обучался мастерству художника за границей, посещая мюнхенскую школу-студию. К началу 20-го века он сформировался как зрелый и самостоятельный художник. Подражая импрессионистам, он в то же в время создал свой уникальный стиль изображения природы. Особенно хорошо ему удавались картины снега и инея. Художник входил в такие известные организации, как «Мир искусства» и «Союз русских художников». Его перу принадлежит ряд критических статей, в которых он разрабатывал теорию живописного искусства.

Полотно «Иней»

Больше всего любил изображать зимние картины природы Грабарь. Картина мастера «Иней», написанная в 1905 году, является одной из лучших его ранних работ. В ней в полной мере проявился талант живописца в изображении всех оттенков и цветов зимнего покрова. Сам художник говорил, что именно иней дает возможность художнику в полной мере использовать всю палитру красок, так как этот снежный покров постоянно меняется, каждый раз давая новую пищу уму и фантазии. На этой картине изображены березы, покрытые тонким слоем снега.

Следует отметить, что на этом полотне автору удалось не только показать иней во всей его чистоте, но и передать общую гармонию, царившую в природе. Это ему удалось за счет нежно-сиих красок неба и белоснежного цвета берез. Иней рисовал в разное время суток и при любом освещении Грабарь. Картина с одноименным названием была создана им в 1918 году. Она написана в более сдержанных тонах и уже не производит такого жизнерадостного впечатления, как первая, однако общий тон сохранился: рисунок снова дышит покоем и тишиной, которую автор передал в поэтичной картине лесной дороги.

Зимний пейзаж

Особенно хорошо изображал зиму в преддверии весны И. Э. Грабарь. Картина «Февральская лазурь» показывает природу перед наступлением тепла. Это полотно по праву считается одной из лучших работ автора, потому именно при его написании ему в полной мере удалось передать зимние цвета.

Работая на открытом воздухе, он сумел показать белоснежные оттенки инея, светлую синеву неба. Несмотря на то что на картине показан зимний пейзаж, в ней много ярких весенних красок, что создает у зрителя праздничное настроение.

«Березовая аллея»

Это полотно было написано мастером в 1940 году. На нем снова изображен зимний пейзаж. Однако в этот раз автор показал зиму не в ее расцвете, как на предыдущих полотнах, а в конце. Рисунок дышит приближением весны. Это чувствуется при взгляде на прогалину, обнажившую свежую землю в лесу. Талант автора в изображении зимнего пейзажа в разные периоды доказывает данная картина. И. Э. Грабарь прекрасно передавал все оттенки зимы.

Портреты

Другим важным направлением в творчестве художника является портретная живопись. В ранний период своего увлечения импрессионизмом он создал очень оригинальное по цветовой гамме полотно «Дама у пианино» (1899 год). Фигура женщины, устало откинувшейся в широком кресле, имеет довольно смутные контуры, которые едва различимы в полутемном помещении. Черты лица угадываются с трудом, хотя видно, что женщина молода и красива.

Описание картин Грабаря показывает его многогранный талант художника, который постоянно искал новые живописные приемы изображения людей и предметов. Его более поздние портреты совершенно не похожи на указанное полотно. Например, изображение К. Чуковского, выполненное в 1935 году, отличается прямыми линиями, ровными красками и даже некоторым чувством юмора, которое проглядывается в позе и выражении лица художника.

Натюрморт

Художник также любил рисовать предметы быта и уютные домашние сцены, которые удавались ему не менее хорошо, чем пейзажи и портреты. Один из лучших натюрмортов живописца - «Яблоки», написанный в 1905 году. Полотно отличается простотой и изысканностью. Художник не экспериментировал с красками, как при изображении зимних пейзажей, возможно, именно поэтому рисунок получился очень узнаваемым, почти домашним.

Игорь Эммануилович Грабарь — известный советский художник, живописец. Кроме написания картин, известен как искусствовед, музейный деятель, профессор и педагог. Являлся академиком Академии Художеств СССР и Академии Наук СССР. В 1956 году ему было присуждено звание Народного художника СССР. В 1941 году Игорь Грабарь получил Сталинскую премию первой степени.

Русский художник Игорь Грабарь родился в 1871 году в Будапеште. Семья художника переехала в Россию в 1876 году. Учился в лицее цесаревича Николая и на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета. Посещал занятия по рисованию Московского общества любителей художеств, а позже поступил в Петербургскую академию художеств. Стоит отметить, что в Академии одним из его преподавателей был великий русский художник . Также Игорь Грабарь обучался живописи в Париже и Мюнхене. Состоял в таких объединениях художников, как «Мир искусства» и «Союз русских художников».

Основными направлениями русского художника были пейзажи, натюрморты и портреты . Особенно известными стали его зимние пейзажи, где Грабарь мастерски передавал белоснежный иней. Иней художник писал на разные лады — в дневные, утренние и вечерние часы, при разной степени освещённости. «Немного на свете таких потрясающих по красочной полифоничности моментов, как солнечный день инея, где цветовая гамма, ежеминутно меняясь, окрашивается в самые фантастические оттенки, для которых на палитре не хватает красок», — говорил сам Игорь Грабарь.

Знаменитый русский художник умер 16 мая 1960 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Игорь Грабарь картины с названиями

Березовая аллея

Васильки. Групповой портрет

Дама у пианино

Зимой. Портрет О.И.Грабарь, дочери художника

Майский вечер

Мартовский снег

Московский дворик

Натюрморт

Портрет Валентины Михайловны Грабарь, жены художника

Зимний пейзаж

Какой чудесный вид увидел знаменитый художник своими чрезвычайно необычными глазами и сумел отобразить это, используя уникальное сочетание тонов! То, что для обычного человека просто природа, для Грабаря – это чудо, творение, которое выдал холодный сезон.

Какая белизна и чистота окружает деревья, которые с достоинством, непоколебимо стоят во всей своей красе. Гармонию елей, не потерявших свою зелень, в сочетании с высокими березками можно с наслаждением созерцать на полотне этой замечательной картины. Так и хочется очутиться на заснеженном участке этой лесной сказки, где можно почувствовать слияние с природой. Такое чувство охватывает уже сразу, как только взор устремляется на гениальное произведение.

Этот спокойный зимний день запечатлен надолго, чтобы оставить след в истории живописи. Этот дар художник безвозмездно подарил миллионам людей, способных прочувствовать его состояние, сподвигнувшее его написать шедевр.

Множеству поклонников стало доступно понимание времени года, которое считается непопулярным. Он смог всколыхнуть интерес к зимнему холоду, сделав картину настолько яркой, что каждая деталь, оживленная вдохновением мастера, стала обобщением того великолепия, которое способно проникнуть в душу человека. Это и небо, над занесенной снегом местностью, и гладь троп между ними, и весь общий фон олицетворяющий спокойствие и свежесть.

Утопающие в снегу стволы деревьев, на какое то мгновение манят своей естественностью. Они мягко окутаны толстым снежным покровом, а вокруг ни следа – такое вот затишье и уходящий вдаль лесной пейзаж. Густота лесной красоты на заднем фоне создает впечатление того, что у художника появилось великое желание, наполненное той страстной мечтой, которая овладела автором картины, когда он начал творить.

Таинственная завеса между художником и теми, кто признал его талант, исчезает сразу, после того, как они вникают в глубокий замысел полотна. Открытый простор в зимнем одеянии поражает насыщенным образом леса, который был изображен тонко подобранными оттенками красок, отражающих свет и дающих определенную теплоту независимо от времени года. Светлые оттенки, рассеивающие свет от берез распространяются и сливаются с голубыми переливами неба, утверждая величие зимнего дня, так искусно подловленного зорким глазом. Этим видением он открыл глаза тем, кто пропускал эту тему, не вникая в ее суть.

6 класс.

  • Сочинение по картине Домик с красной крышей Рылова 8 класс

    Яркий солнечный день, сочные краски живописной русской природы Подмосковья и уютный домик с красной крышей перелились на полотно известного русского живописца-пейзажиста Рылова Аркадия Александровича

  • Брюллов К.П.

    Карл родом из Санкт-Петербурга. Появился на свет он двенадцатого декабря 1799 года. Рос мальчик в семье, в которой ценили и понимали искусство. Свое образование Карл Брюллов получил, как и все знаменитые художники в Петербургской Академии Художеств.

Тема: Подготовка к сочинению - описанию картины И.Э.Грабаря «Зимний пейзаж»

Цель:

- Показать учащимся художественные достоинства картины.

- Подготовить учащихся к написанию сочинения

Ход урока.

I .Организационный момент.

Приветствие детей и проверка готовности к уроку.

II . Постановка целей и задач урока. Вступительное слово учителя .

Сегодня мы с вами познакомимся с замечательным произведением искусства. Ранее вы описывали предмет, описывали животного. Это были сочинения-описания. Теперь мы будем писать сочинение-описание природы.

А КАК по-другому называется ОПИСАНИЕ ПРИРОДЫ?

Описание природы – это пейзаж. Пейзаж создают художники (мастер кисти) и писатели, поэты (мастера слова). Лучшие русские пейзажисты в изобразительном искусстве – Шишкин, Левитан, Грабарь, в литературе _ Тургенев.

Картины пейзажного плана вошли в искусство сравнительно недавно – с XVII века. Раньше пейзаж существовал только как второй план фигуры на фоне природы. Зачинателями пейзажной живописи были голландские художники. Родина их – маленький клочок земли, который находится ниже уровня моря, и если бы не героические усилия народа, эта земля давно была бы затоплена. Поэтому голландцы особенно трепетно любят свою родину. И вот голландские художники с большой любовью запечатлели на холстах красоту родной природы.

Русские художники также изображали красоту нашей природы. И сегодня мы будем писать сочинение по картине русского художника И.Э.Грабаря «Зимний пейзаж».

Открываем тетради, записываем число и тему.

Посмотрите внимательно на картину… Знаком ли вам автор этого замечательного полотна?

Рассказ о художнике

Игорь Эммануилович Грабарь родился в 1871 году в Будапеште в семье юриста. Из-за политических преследований в 1876 году семья переехала в Россию. Грабарь получил блестящее образование, окончив сначала Московский лицей, затем юридический факультет Петербургского университета. После окончания университета он поступил в Высшую художественную школу при Академии искусств. Учителем Грабаря был Репин.

С 1913 - 1925 гг руководил Третьяковской галереей. Участвовал в создании новых музеев, в охране памятников, занимался реставрацией.

Грабарь - тонкий живописец, мастер пейзажа и натюрморта. Его кисти принадлежат картины: "Сентябрьский снег", "Мартовский снег", "Лучезарное утро", "Ясный осенний вечер", "Разъяснивается", "Зимний пейзаж", "Берёзы летом" и др.

Все они проникнуты радостным, светлым чувством.

III . Работа по картине.

Что мы видим на картине? (Зима, зимний пейзаж).

Широкая эта или узкая тема? Почему?

Какая эта зима? (Радостная, волшебница-зима, ясный зимний день в лесу).

Подзаголовок это конкретная тема, это тема нашего сочинения.

Ясный зимний день в лесу.

Какова основная мысль? (Радость).

Что вы видите на картине И.Э.Грабаря?

На переднем плане картины – тонкие русские березки с кружевными веточками, рядом с ними – густой еловый лес, просека ведет в глубь леса, и сугробы легчайшего пушистого снега.

Это передний план картины, это ее рисунок. Надо передать чувство радости и в рисунке.

Представьте себе этот кусочек леса летом. Еловый лес всегда влажный, это всегда низкое место, тут не очень-то уютно, скорее даже мрачно.

Что же сделало этот уголок леса волшебным, привлекательным?

Волшебница-зима, она принакрыла землю снегом, приукрасила деревья. Зима – настоящая художница. Итак,

    Общее впечатление от «Зимнего пейзажа».

    Рисунок картины.

Почему вы решили, что это ясный зимний день? (есть соответствующие краски. Да, это искусство живописи. Слева льется удивительно яркий свет зимнего дня).

В картине всегда есть второй план – освещение. Краски и освещение оживляют всю картину. И нам надо оживить сочинение. Передать чувство радости, свет.

3. Второй план картины – освещение. Вставка о чувстве радости.

4. Что придает картине праздничность?

Снег. Снег вроде белый, но посмотрите, как много тут оттенков: и холодные тона – синеватый, голубой, сиреневый; и теплые тона: розоватый, желтоватый.

(Все цвета делятся на два тона: холодный и теплый. Холодные тона – это голубой, синий, серый, сиреневый, салатовый, зеленый. Теплые тона: желтый, оранжевый, бежевый, красный).

5. Какие чувства вызывает пейзаж? Какое создает настроение?

Какие стихи вспоминаются вам при виде этого пейзажа?

1. Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна. (С.А.Есенина).

2.Зима, … пухом легчайшим

на солнце блистая,

пустила гулять по лесам горностая. (М.Дудин)

3. Мороз и солнце: день чудесный! (А.С.Пушкин).

4. Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит. (А.С.Пушкин).

5. Поет зима, аукает,

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка. (С.А.Есенин).

6. Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл – и вот сама

Идет волшебница-зима.

Пришла, рассыпалась; клоками

Повисла на суках дубов;

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов;

Брега с недвижною рекою

Сровняла пухлой пеленою;

Блеснул мороз; и рада мы

Проказам матушки-зимы. (А.С.Пушкин).

IV. Словарная работа .

Картина русского художника И.Э.Грабаря «Зимний пейзаж», волшебница-зима, зимушка-зима, в глубь леса, сиреневое кружево, прозрачно-голубые тона, сиреневатые, розоватые, желтоватые.

V . Самостоятельная работа учащихся по развитию речи .

Дети пишут сочинение.

VI . Подведение итогов .

Что нового мы изучили на этом уроке?

В чем особенности написания сочинения-описания природы?

Урок окончен.

Картина художника И.Э. Грабаря "Зимний пейзаж" написана в 1954 году. на ней живописец изобразил зимний пейзаж во всей его красоте и прелести. На полотне изображен зимний пейзаж. мы видим лесную зимнюю поляну, занесенную снегом. На полянке растут березы, покрытые инеем, и маленькие елочки. Смотришь на голубое ясное небо и чувствуешь морозный бодрящий воздух. Ощущение холода оставляют у нас холодные тона картины, сочетание лазурного неба и белого снега, иней на березах. Солнце освещает опушку, это видно по теням от деревьев. У нас складывается картина морозного, но солнечного зимнего утра. На первый план картины выходят молодая кривая березка и сломленная елка. легкими мазками художник набросал белоствольную березу, тонкими линиями - голые ветки искалеченной ели. Так же на первый план попадает снег, которому живописец уделил особое внимание. Плотной пуховой простыней покрыл землю снег, впитал в себя все краски лазурного неба и переливается белым, сероватым, голубым и розовым цветами. На заднем плане холста красуются пушистые вечнозеленые ели и тонкие, высокие, чуть не до неба, красавицы березки с точно вылепленными из снега веточками. Ясные переливы неба и мерцающий от солнца снег передают чувство восторга русской природой. Картина кажется яркой и веселой. Я считаю, что это одно из самых очаровательных произведений художника. Он передал свое ощущение свежести зимнего утра, и того особого состояния природы, которое бывает в такое морозное утро.

ДОПОЛНЕНИЕ. Сравнение стихотворения "Зимнее утро" А.С. Пушкина и картины "Зимний пейзаж" художника И.Э. Грабаря. И поэт, и художник хотели передать с помощью своих произведений красоту зимнего утра, и свои чувства от увиденного. Настроение и у стихотворения, и у картины одинаковое: приподнятое и праздничное. Да и переданные чувства и эмоции идентичны: это восторг и радость от созерцания прелести русской природы. Даже предмет изображения схож: ясный и морозный чудесный день. Вот только средства изобразительности здесь разные. Поэт рисует нам пейзаж с помощью слов, заставляя их звучать особенной мелодией. А художник изображает тот же пейзаж с помощью красок и кисти, заставляя переклики цветов складываться в одну целую картину.