«Путешествие в мир сказок». Конспект занятия с детьми среднего дошкольного возраста


Сценарий викторины «Путешествие в мир сказок» для начальных классов

« Сказочная игротека »

« Путешествие в мир сказок »

Учитель начальных классов

Курганская Антонина Михайловна

Цель : Обобщить знания детей о сказках ; активизировать и развивать чёткую интонационно-выразительную речь, обогащать словарный запас; воспитывать интерес к чтению, любовь к устному народному творчеству, умение работать в команде.

Предварительная работа : Чтение сказок , просмотр мультфильмов и беседы по содержанию, слушание магнитофонной записи со сказками , выставка книг по теме, игры-драматизации по сказкам .

Подготовительный этап : формируется две команды.

ХОД

Звучит музыка песни “В гостях у сказки” . Дети заходят в зал, который украшен шарами и иллюстрациями различных сказок .

Ведущий :

Здравствуйте! Я рада видеть вас на нашей викторине « Путешествие в мир сказок » .

Представляем вам жюри. Жюри оценивает каждый правильный ответ одним баллом.

Итак, мы начинаем!

1 конкурс «Разминка»

Какую кличку носила собака в семье, в которую входили : дед, бабка, внучка?

(Жучка)

Кто любил похвастаться и поплатился жизнью? (Колобок)

Как звали девочку, которая пошла погулять, заблудилась, зашла в чужой дом, где жили медведи? (Машенька)

У кого избушка была ледяная, и в какой сказке ? (Лиса)

В какой сказке умели говорить : печка, яблонька и речка? (Гуси – лебеди)

Какое животное обнаружило теремок в лесу? (Мышка-норушка)

(Молодцы ребята! И мы переходим к следующему конкурсу)

2 конкурс называется «Загадочный» .

Вам необходимо отгадать названия сказок .

(Ведущий по очереди загадывает загадки каждой команде) .

1. Сидит в корзине девочка

У мишки за спиной.

Он сам, того не ведая,

Несет ее домой. (Маша и Медведь)

2. Удивляется народ :

Едет печка, дым идет,

А Емеля на печи

Ест большие калачи! (По-щучьему велению)

3. Внучка к бабушке пошла,

Пироги ей понесла.

Серый волк за ней следил,

Обманул и проглотил. (Красная шапочка)

4. Кто работать не хотел,

А играл и песни пел?

К брату третьему потом

Прибежали в новый дом. (Три поросёнка)

5. Девочка спит и пока что не знает,

Что в этой сказке ее ожидает .

Жаба под утро ее украдет,

В нору упрячет бессовестный крот. (Дюймовочка)

6. Посадил дед в огороде

Чудо - овощ для еды,

Вот и лето уж проходит,

Дед идет смотреть труды.

Стал тянуть он – не выходит,

Не обойтись здесь без семьи.

Только с помощью норушки

Овощ вытянуть смогли. (Репка)

7. Лисичка – сестричка

Очень хитрая была.

Зайчика – трусишку

Из избушки прогнала.

Петух лишь сумел

За лису постоять,

Взял острую косу

И сумел лису прогнать. (Заюшкина избушка)

8. Два мышонка всё играли,

Песни пели, танцевали.

Кувыркались, забавлялись,

Петушку не помогали.

«Только не я!» , «Только не я!» ,

Наперебой они кричали.

Петушок тут рассердился,

Топнул ножкой, нахохлился!

Тут мышата притаились,

Вмиг в хороших превратились. (Колосок)

9. Домик этот уж не мал,

Стольких гостей он собрал.

Каждый место здесь нашел,

Каждый друга здесь обрёл.

Но медведь приковылял,

Этот домик разломал. (Теремок)

(Какие молодцы! Наверно вы много читаете, что знаете все сказки )

3 следующий конкурс «Угадай героя сказки »

(Ну тут у вас проблем не будет. Вам нужно будет назвать героев из сказки )

1. «Уплетая калачи

Ехал парень на печи.

Прокатился по деревне

И женился на царевне» (Емеля)

2. «Летела стрела и попала в болото,

И в этом болоте поймал ее кто-то.

Кто, распростившись с зеленою кожей

Сделался милой, красивой, пригожей» (Царевна Лягушка)

3. «Способ есть, но он не прост –

Рыбку я ловлю на хвост.

В проруби ее полно…

Все, пора домой – темно.

Ой, видать, улов богат!

Хвост не вытащу назад» (Волк)

4. «От мачехи и от сестер

Одни упреки и укор.

Ох, не сносить головушку,

Если бы не коровушка» (Хаврошечка)

5. Он живет на крыше и очень любит прилетать в гости к своему другу Малышу. (Карлсон)

6. Мачеха допоздна заставляла её работать и не пускала на бал. (Золушка)

7. Как звали старушку в мультфильме про Крокодила Гену и Чебурашку, которая любила делать гадости? (Шапокляк)

8. Этот сказочный герой учился сочинять стихотворения и играть на музыкальных инструментах и даже на луну летал. (Незнайка)

9. Кто пришёл на помощь Деду тянуть репку после Внучки? (Жучка)

10. Как звали кота из мультфильма про Простоквашино? (Матроскин) .

(И с этим заданием вы тоже справились)

4 переходим к следующему конкурсу «Угадай из какой это сказки .

Хочу проверить, хорошо ли вы знаете сказки . Посмотрите на проектор и скажите,что на нем изображено. Правильно,это телевизор. Назовите сказку , в которой присутствует этот предмет.

На проекторе появляются предметы :

Сапоги-скороходы. (мальчик-с-пальчик)

Скатерть-самобранка. (Старик Хоттабыч, Два Ивана)

Золотой ключик (Приключения Буратино)

Золотое или простое яичко (Курочка Ряба)

Соломенный домик (Три поросёнка)

Берестяной короб (Маша и медведь)

Красная шапочка (Красная шапочка)

(Молодцы, ребята! И с этим заданием вы справились.)

5 следущий конкурс слушайте внимательно. А называется он :

«Исправь ошибку в названии сказок »

«Суп из топора» ,

«По-заячьему велению» ,

«Зелёная шапочка» ,

«Кот в туфлях» ,

«Два поросёнка» ,

«Волк и пятеро щенят» ,

«Сестрица Танюшка и братец Иванушка» ,

«Петушок Ряба»

«Утки – лебеди»

«Заюшкин домик»

«Царевна Индюшка»

«Мальчик с кулачок»

(Какие вы умненькие участники! Всё знаете!)

6 следующий конкурс еще интересней «Живая сказка » .

Каждой команде будет нужно показать движениями, мимикой, жестами сказку без слов . Команды должны угадать название сказки соперников ( «Репка» , «Курочка Ряба» , «Колобок» ).

(Молодцы ребята, и тут вы справились, это говорит о том,что вы много читаете)

7 конкурс «Вопрос-ответ» .

И так, командам нужно будет ответить на мои вопросы :

1. Как звали невесту Пьеро? (Мальвина)

2. Кому подошла по размеру хрустальная туфелька? (Золушке)

3. Кто родился в чашечке цветка? (Дюймовочка)

4. Кто взял спички и поджёг синее море? (Лисички)

5. Кто сварил кашу из топора? (Солдат)

6. Кто снёс золотое яичко? (Курочка Ряба)

7. Как звали девочку из сказки «Снежная королева» ? (Герда)

8. Как называлась деревня, где жил почтальон Печкин? (Простоквашино)

9. Кто лечил больных зверей? (Айболит)

10. Назовите героя, который живёт на крыше? (Карлсон)

11. Кто из героев ездил по улице на печке? (Емеля)

12. Что купила муха на базаре, когда нашла денежку? (Самовар)

13. Чем ловил рыбу волк в сказке «Волк и лиса» ? (Хвостом)

8 конкурс «Волшебный сундучок»

Каждой команде будет дан сундучок с заданиями. По очереди вы вытаскиваете задания и отвечаете на вопрос : «Кому принадлежат эти слова?»

Влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь – все будет сработано (Корова)

Тепло ли тебе девица, тепло ли тебе красная (Морозко)

Не пей братец, козленочком станешь (Аленушка)

Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам (Лиса)

Вижу, вижу, не садись на пенек, не ешь пирожок. Неси бабушке, неси дедушке. (Маша)

Битый не битого везет,

Битый не битого везет (Лиса)

Молочная река, кисельные берега, куда гуси – лебеди полетели (Аленушка)

Слышим, слышим – не матушкин голосок! Наша матушка поет тонким голоском (Козлята)

(Молодцы ребята! Я не знала,что вы знаете столько много сказок .)

9 переходим к музыкальному конкурсу «Угадай мелодию» .

Будьте внимательны сейчас вы услышите песенки героев сказок или мультфильмов . Вспомните названия этих сказок .

(Звучит аудио запись песен из сказок «Буратино» , «Каникулы в Простоквашино» , «Красная шапочка» , «Бременские музыканты» , «Три поросёнка» , «Чебурашка и Крокодил Гена» , «Вини-Пух и все-все-все» , «Волк и семеро козлят» ).

10 И так, наша викторина подходит к концу . Последний конкурс решающий «Найди домик для героя сказки »

На полу перед каждой командой разложены имена героев сказок . На магнитной доске размещены домики с разным количеством окошек. Чтобы узнать, кто, где живёт, нужно имена героев поделить на слоги.

Дети берут любую картинку, определяют количество слогов в названии героя сказки и прикрепляют к нужному домику. (Колобок, Кот, Золушка, Дюймовочка, Волк, Лиса, Мальвина, Айболит, Петух)

Рефлексия.

Молодцы ребята!

- Ребята, сегодня мы путешествовали в мире сказок .

У меня есть волшебное дерево с листочками красного, желтого и зеленого цвета. Вы по очереди будете подходить и приклеивать тот листок, который вам больше понравился, а сделать вам нужно будет как я… Только помните, что красный означает - вам не понравилось, желтый – не очень,и зеленый – понравилось.

Ольга Гусева
Конспект занятия по развитию речи «Путешествие в мир сказок»

Программное содержание :

Обучающие задачи :

1. Уточнить и обогатить знания детей о русских народных сказках .

2. Учить узнавать сказку по заданию .

3. Учить передавать структуру сказки с помощью моделирования.

Развивающие задачи :

1. Развивать речь , воображение, фантазию, мышление.

2. Развивать умение действовать согласованно.

Воспитывающие задачи :

1. Воспитывать интерес, любовь к устному народному творчеству.

Методы : Игровой, словесно-логический, ИКТ,самостоятельный.

Приемы : Просмотр викторины, художественное слово (пословицы, загадки, стихи, пояснения, поощрение, пальчиковая гимнастика, физкультминутка, построение мнемотехнической дорожки, самостоятельная деятельность детей.

Словарная работа : расширение словаря по теме – подбор прилагательных к существительному (слово - «сказка » ).

Материал : Игра «Сложи сказку » (разрезные картинки, игра «Колобок» и «Репка» (карточки-схемы) .

Оборудование : Аудиозапись с мелодиями, ноутбук, столы, стульчики.

Вид занятия : Занятие-игра . Ребята отправляются в сказочное путешествие с Девочкой , чтобы спасти Ванюшу, которого Гуси-Лебеди унесли в царство Бабы Яги. Чтобы выполнить свою миссию, ребята должны выполнить задания сказочных героев . В процессе игры у детей развивается творческое воображение и логическое мышление.

Формы работы : Индивидуальная, коллективная.

Ход занятия

Воспитатель. Дети, давайте встанем в круг, возьмёмся за руки и поздороваемся.

Круг радости

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуйте, мои друзья!

Вас рада видеть я!

Воспитатель. Вы любите сказки ? А почему вы их любите? Вы много сказок знаете ? .

Воспитатель. А как можно сказать о сказке , какая она?

Дети. Волшебная, чудесная, забавная, поучительная, остроумная, умная, интересная, добрая, загадочная, необычная, радостная, мудрая и т. д.

Воспитатель. А как вы думаете, где живут сказки ?

Дети (предполагаемые ответы детей) .

Воспитатель.

Все что создано умом,

Все к чему душа стремится,

Как янтарь на дне морском,

В книгах бережно хранится.

Какие вы знаете пословицы про книгу?

Дети (предполагаемые ответы детей) .

Дом без книги – день без солнца.

Кто много читает, тот много знает.

Книга мала да ума придала.

Книга поможет в труде и выручит в беде.

Воспитатель. Я хочу пригласить вас в страну сказок .

«Добрую сказку помню я с детства

Хочу, чтобы сказку послушал и ты .

Пусть подкрадется к самому сердцу

И зародит в вас зерно доброты»

Ребята садитесь на ковер-самолет, и мы с вами начинаем путешествие по сказкам (садимся, расстилаю ковер-самолет) .

Воспитатель. Жили- были мужик да баба. У них была дочка да сынок маленький. Родители ушли на работу, велев дочке не ходить со двора и беречь младшего братца. Но девочка посадила братца под окошком, а сама убежала на улицу. Гуси-лебеди тем временем унесли братца на крылышках к Бабе Яге. Девочка увидела, что братца Гуси-лебеди унесли и заплакала.

Хотите помочь девочке справиться с Бабой Ягой? А ведь нас ждут испытания. Вам не страшно?

Воспитатель. Хорошо, собирайтесь в путь. А чтобы проверить вашу готовность отправиться в дорогу, давайте проведем небольшую разминку, которая позволит нам определить, хорошо ли вы справляетесь с различными заданиями.

Конкурс «Мозговой штурм» :

Какими словами начинается сказка ? (жили – были, в некотором царстве)

Какими словами она заканчивается? (предполагаемые ответы детей) .

Я хочу предложить ещё одно задание.

Конкурс «Зашифрованное слово» .

Воспитатель. У меня есть слово, буквы которого поменялись местами (в верхнем ряду, а в нижнем ряду под каждой буквой – цифра, которая подсказывает , какой по порядку буква в этом слове. Расставьте буквы в соответствующем порядке. Если всё сделаете правильно, у вас получится слово. Получилось слово «Дружба» .

Воспитатель. Мы отправляемся в дорогу. У меня убедительная просьба : быть предельно осторожными и внимательными. Не потеряйтесь в дороге, держитесь все вместе, помогайте друг другу. Помните пословицу : «Друга в беде не бросай, любое задание дружно выполняй» .

Воспитатель. Побежала девочка своего братца искать и печку встретила. Спросила она у печки про братца, а печка ей предложила свои пирожки отведать, а девочка отказалась. Посмотрите, рядом с пирожками лежат карточки с заданиями.

Воспитатель. Ребята давайте поможем девочке разгадать загадки.

Конкурс «Угадай героя сказки » .

Воспитатель. Ребята, в этом конкурсе вам нужно будет отгадать загадки, герои которых сказочные персонажи .

1. Уплетая калачи,

Ехал парень на печи.

Прокатился по деревне

И женился на царевне. (Емеля)

2. Летела стрела и попала в болото,

А в этом болоте поймал её кто-то.

Кто распростился с зелёною кожей,

Сделался мигом красивой, пригожей? (Лягушка)

3. На сметане мешён

На окошке стужён.

У него румяный бок,

Кто же это? (Колобок)

4. Ждали маму с молоком,

А пустили волка в дом,

Кто же были эти

Маленькие дети? (Козлята)

Сколько было козлят в сказке ?

5. Нашла однажды мышка

Совсем пустой домишка,

Стали жить, да поживать.

Да жильцов к себе пускать. (Теремок)

Назовите тех, кто жил в теремке. Правильно, всего 6 героев.

6. Ах ты, Петя-простота,

Сплоховал немножко.

Не послушался кота,

Выглянул в окошко. («Петушок - золотой гребешок» , русская народная сказка )

Воспитатель. Бежит девочка, а навстречу ей яблонька. Яблоня, яблоня, скажи, куда гуси-лебеди полетели?

Съешь моего лесного яблока, - скажу.

Не хочу я твоего яблока кушать! Ответила девочка. Ребята, посмотрите, под деревом волшебный сундучок стоит. Мы его откроем чуть позже, а сначала проведём пальчиковую гимнастику «Любимые сказки » .

Дети поочередно загибают пальчики. На последнюю строчку хлопают в ладоши.

Будем сказки называть

Рукавичка, Теремок,

Колобок – румяный бок.

Есть Снегурочка – краса,

Три медведя, Волк – Лиса.

Не забудем Сивку-Бурку,

Нашу вещую каурку.

Про жар-птицу сказку знаем ,

Репку мы не забываем

Знаем Волка и козлят.

Этим сказкам каждый рад .

Воспитатель. А в сундучке снова загадки. И, так, вы готовы отгадывать? Будьте внимательны.

Конкурс «Волшебный сундучок» .

Воспитатель. В Волшебном сундучке находятся предметы из разных сказок . Я буду вынимать предметы, а команды по очереди будут отгадывать из какой сказки данный предмет .

Азбука – «Золотой ключик или приключения Буратино»

Туфелька – «Золушка»

Монетка – «Муха-цокотуха»

Зеркало – «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

Яйцо – «Курочка Ряба»

Яблоко – «Гуси-лебеди»

Дети дают ответы на загадки.

Воспитатель. Долго девочка бегала по полям, по лесам. Вдруг видит - стоит избушка на курьих ножках. В избушке сидит Баба-яга, а на лавочке братец играет серебряными яблочками. Оказывается, мы находимся в сказочном лесу , в котором нас ждут удивительные встречи и еще больше опасностей. Внимание! Мы подходим к избушке Бабы Яги. Соблюдайте осторожность, ведь мы не знаем, добрая Яга или злая.

Чтобы открыть дверь Бабы- яги нужно ответить на вопросы.

Конкурс «Кто говорит эти слова?» .

«Не пей, Иванушка, козлёночком станешь» - Алёнушка.

«Не садись на пенёк, не ешь пирожок» - Маша.

«Кто сидел на моём стуле и сломал его?» - Медвежонок.

«Спасите, нас съел серый волк» - Козлята.

«Ловись, ловись, рыбка, большая и маленькая» - Волк.

«Тепло ли тебе, девица, тепло ли тебе, красная» - Морозко.

Воспитатель. А с кем мы сейчас встретимся, вы узнаете, если отгадаете загадку.

Конкурс «О какой сказке идёт речь

1. В дом хозяева вошли - беспорядок там нашли.

2. Мышка к ним пришла на помощь, вместе вытянули овощ.

3. Сяду на пенёк, съем пирожок.

4. Ловись, рыбка, большая и маленькая.

5. Не пей из копытца, козлёночком станешь.

6. Я от дедушки ушёл, я от бабушки ушёл.

Игра «Помоги героям сказок встретиться » .

Для каждой команды - конверт с героями сказок . Картинки раскладываются на ковре, и по сигналу дети начинают собирать героев названной сказки .

Воспитатель. Оказывается Баба Яга не очень добрая, и она нам не очень рада.

Воспитатель. Баба – Яга готова отдать мальчика. Но у Бабы Яги есть слабое место : она очень любит решать различные задачки и требует, чтобы их решали и другие. Только в таком случае она вернёт Ванюшу. Согласны вы решать задачки Бабы Яги? (предполагаемые ответы детей)

Дети решают задачки, которые задает Баба Яга.

Конкурс «Дополни имя» .

Воспитатель. У некоторых сказочных героев двойные имена. Я назову вам первую часть имени, а уж вы догадайтесь о каком сказочном герое идет речь .

Для мальчиков : Кощей -, Мальчик -, Братец -, Иван -, Змей - …

Для девочек : Елена -, Сестрица -, Василиса -, Крошечка -, Царевна-…

Конкурс «Стань артистом»

Воспитатель детям предлагает стать артистами и показать отрывки из сказок : команда № 1 - «Репка» ; команда № 2 - «Колобок» . Дети самостоятельно берут вещи и предметы, необходимые им.

Воспитатель :

Быстро справиться сумели,

И на стулья тихо сели.

Воспитатель : «Девочка взяла братца и побежала домой» . И нам пора возвращаться.

Воспитатель. Вот мы и вернулись, ну как понравилось вам путешествие ? (ответы детей) Как вы думаете, что нам помогло справиться со всеми трудностями в пути? (ответы) . Верно, наша дружба и знания русских народных сказок . Молодцы, ребята, со всеми заданиями справились, все задачки решили. За время нашего путешествия вы наверно проголодались?

За руки умелые,

За ум и смекалку,

Сказать я спасибо хочу !

Тем, кто трудился,

Тем, кто старался

Подарок свой всем сейчас подарю. (Выношу пироги в корзине и угощаю всех чаем)

Продолжайте, дети, любить сказку .

Успехов вам!

Здравствуйте, ребята! Начинаем наше путешествие в мир сказок. Поднимите руку те, кто любит сказки. Я очень рада, что вы любите эти замечательные произведения. Ведь именно со сказками мы знакомимся с ранних лет. Когда вы были совсем маленькими, ваши мамы, бабушки рассказывали вам сказки: про румяного колобка, про курочку Рябу, про репку. Вы чуть-чуть подросли, и вот уже ваши лучшие друзья герои "Телефона", "Мойдодыра", "Доктора Айболита" из сказок Чуковского, герои сказок Сутеева, Перро, братьев Гримм, Андерсена: Придя в школу, переходя из класса в класс, вы постоянно знакомитесь с новыми сказками народными и авторскими. Благодаря сказкам, вы становитесь чувствительней к красоте, учитесь осуждать зло, восхищаетесь добротой.

Сказочная разминка . Постарайтесь быстро ответить на вопросы:

От кого убежала посуда? (от Федоры из сказки Чуковского "Федорино горе")

Как зовут сказочную девочку, перепрыгнувшую через костёр и превратившуюся в облачко? (Снегурочка из русской народной сказки "Снегурочка")

Как зовут девочку, побывавшую в стране чудес? (Алиса из сказки Кэрролла "Алиса в Стране чудес")

Кто стоял за внучкой в сказке "Репка"? (Жучка)

Сколько человек тянули репку?(3)

Кто спас от паука муху, нашедшую копеечку по пути на базар? (комар, сказка Чуковского "Муха- Цокотуха")

На чём летели в одной из сказок Чуковского комарики? (на воздушном шарике, сказка "Тараканище")

Как зовут лучшего друга Малыша из сказки Астрид Линдгрен? (Карлсон, сказка "Малыш и Карлсон")

Как звали курицу, несущую золотые яйца? (Ряба)

Какая птица в известной русской народной сказке не смогла накормить лису? (журавль)

Как звали ловца пиявок из сказки "Золотой ключик, или Приключения Буратино"? (Дуремар, автор сказки А.Толстой)

В какой сказке из простого ячменного зерна вырастает красивый цветок- тюльпан? (сказка "Дюймовочка", автор Х.Андерсен)

Как зовут королевича, из сказки А.С. Пушкина, оживившего мертвую царевну?(королевич Елисей, "Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях")

Как звали самого умного коротышку в книге Н.Носова "Приключения Незнайки"? (Знайка)

Как начинает А.С. Пушкин "Сказку о царе Салтане"? (Три девицы под окном пряли поздно вечерком:)

Конкурс "Сказочные телеграммы"

Кто из сказочных персонажей мог дать такие телеграммы:

  • Купил семена. Приезжайте тянуть. (Дед из сказки "Репка"
  • Хвост нашли. Плакать перестал. (Ослик Иа, сказка "Вини-Пух и все-все- все", автор А. Милн)
  • Ключ достал. Скоро буду. (Буратино, из сказки "Золотой ключик, или Приключения Буратино", автор А.Н. Толстой)
  • Люблю цветы только красных оттенков. (Настенька, из сказки С. Аксакова "Аленький цветочек")
  • Купила самовар. Приглашаю к чаю. (Муха, из сказки "Муха-Цокотуха", автор К.Чуковский)
  • Ушёл от зайца, волка и медведя. (Колобок, из сказки "Колобок")
  • Помни, всё исчезнет после двенадцати ночи.(Фея, из сказки "Золушка",автор Ш.Перро)
  • В гости не приду. Мотор забарахлил. (Карлсон, из сказки "Малыш и Карлсон", автор А.Линдгрен)
  • Обязуюсь впредь мыть посуду. (Федора, из сказки "Федорино горе", автор К. Чуковского)
  • У другу пропали очки. Попрошайничать стало трудно. Помогите.(Лиса Алиса, из сказки "Золотой ключик, или Приключения Буратино", автор А. Толстой)
  • Едва не сдали на металлолом, но девочка помогла. (Железный Дровосек, из сказки "Волшебник Изумрудного города", автор А. Волков)

Ищу шестерых братьев после страшного происшествия. (Козлёнок, из сказки "Волк и семеро козлят")

Конкурс "Таинственная коробка"

В моей таинственной коробке находятся предметы из сказок. Отгадайте, что это за предметы.

  • Этот предмет проглотил крокодил из сказки. Что это за предмет? Назовите автора и название сказки. (Мочалка, сказка "Мойдодыр", автор Чуковский)
  • Вместо этого предмета Мальвина использовала карпа. Что это за предмет? (Зеркало)
  • С помощью этого предмета можно смастерить самые замечательные вещи, а можно даже убить страшного героя русских сказок. (Иголка)

Конкурс "Найди сказочных героев"

  • Ребятам раздаются листочки с заданиями. Дети сами находят слова по вертикали и по горизонтали и с помощью цветных карандашей закрашивают их.

Сказочные герои

К О Л О Б О К А Й Д
А Д И Л А П О Т Ь Ю
Р У С А Л О Ч К А Й
А Р А Б Д А Д О Н М
Б Е Л К А Щ У К А О
А М А Л Ь В И Н А В
С А Л Ё Н У Ш К А О
Д Р А К О Н К О Т Ч
Е Ь К А Р Л С О Н К
Л Я Б А З И Л И О А

(Колобок, Кай, Лапоть, Русалочка, Дадон, белка, щука, Мальвина, Алёнушка, дракон, кот, Карлсон, Базилио, Дюймовочка, Карабас, Дуремар, Балда)

Конкурс "Сказочные коты"

Кот Васька очень гордился, что в его роду было много известных котов. Попробуйте по небольшим портретам догадаться, о ком из этих котов идёт речь.

  • Этот "слепой" кот был очень хитрым и изворотливым, под стать своей подружке. (Кот Базилио из сказки А.Н.Толстого "Золотой ключик, или приключения Буратино)
  • Хозяин этого кота очень хорошо помнил, на какие хитрости пускался этот плут, когда охотился на крыс и мышей, как ловко он прикидывался мёртвым, то повиснув на задних лапах, то зарывшись чуть ли не с головой в муку. (Кот в сапогах, из сказки Ш. Перро "Кот в сапогах")
  • А этот кот был добрейшей души животным, за что и поплатился, испытывая огромные неприятности и неудобства от весёлых непосед мышат. (Кот Леопольд, из сказки А.Резникова "Приключения кота Леопольда")
  • Лучшим другом этого кота в тельняшке был теленок по имени Гаврюша. (Кот Матроскин, из повести Э.Успенского "Дядя Фёдор, пёс и кот")

А теперь вспомните и назовите сказочных собак. (Жучка, из сказки "Репка", Артемон, из сказки А.Н. Толстого "Золотой ключик, или приключения Буратино", Тотошка, из сказки А.Волкова "Волшебник Изумрудного города", Шарик, из сказочной повести Э. Успенского "Дядя Фёдор, пёс и кот" и т.д.)

Конкурс "Волшебные предметы"

Какие волшебные предметы были у следующих сказочных героев:

У солдата из сказки Андерсена? (огниво)

У Буратино? (золотой ключик)

У Незнайки? (волшебная палочка)

У девочки Жени из сказки В.Катаева? (цветик-семицветик)

У Золушки? (хрустальные туфельки)

У мачехи Белоснежки? (волшебное зеркало)

У Бабы-Яги? (метла)

У Алладина? (лампа с джинном)

Конкурс "Назови друзей"

Назовите друзей сказочных героев.

У Маугли (Балу, Багира, Каа:)

У Чиполлино (Вишенка, Редиска, кум Тыква:)

У Малыша (Карлсон)

У Вини-Пуха (Пятачок, ослик Иа, Кролик:)

У Герды (Кай)

У Буратино (Мальвина, Пьеро:)

У Незнайки (Кнопочка, Гунька:)

У Чебурашки (крокодил Гена)

Конкурс "Угадай-ка"

Жадным быть, конечно, плохо.
Кого обманула лисица-пройдоха?
Припомните двух неразумных зверей
И сказку про них назовите скорей.

(Венгерская сказка "Два жадных медвежонка").

В этой книжке именины.
Много было там гостей.
А на этих именинах
Появился вдруг злодей.
Он хотел убить хозяйку,
Чуть её не погубил.
Но коварному злодею
Кто-то голову срубил. Кто?

(комар, из сказки К.Чуковского "Муха-Цокотуха"). С букварём шагает в школу

Деревянный мальчуган.
Попадает вместо школы
В деревянный балаган.
Как зовётся эта книжка?
Как зовётся сам мальчишка?

(Буратино, из сказки А.Н.Толстого "Золотой ключик, или приключения Буратино).

Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей.
И однажды бегемота
Вытащил он из болота.
Кто это?

(Доктор Айболит, из сказки К. Чуковского).

Многим долго неизвестный,
Стал он каждому дружком.
Всем по сказке интересной
Мальчик- луковка знаком.
Очень просто и недлинно
Он зовётся:
(Чиполлино).

Он и весел, и незлобен,
Этот милый чудачок.
С ним хозяин - мальчик Робин
И приятель - Пятачок.
Для него прогулка - праздник,
И на мёд особый нюх.
Это плюшевый проказник
Медвежонок:
(Вини-Пух).

Он дружок зверям и птицам.
Он живое существо.
Но таких на белом свете
Больше нет ни одного.

Потому что он не птица,
Не котёнок, не щенок,
Не волчонок, не сурок.
Но заснята для кино,
И известна вам давно -
Эта милая мордашка.
И зовётся:
(Чебурашка).

Девочка спит и пока что не знает
Что в этой сказке её ожидает.
Жаба под утро её украдет,
В нору упрячет бессовестный крот.
Впрочем, довольно. Нужна ли подсказка?
Кто эта девочка? Что же за сказка?

(Дюймовочка, из сказки "Дюймовочка" Х. Андерсена) .

Была у злодея до пят борода.
В театре всех кукол он мучил всегда.
"Подайте мне плётку!", - гремел его бас.
Скажите скорее, кто он?
(Карабас).

Подведение итогов. Награждение.

Путешествие в сказки народов мира


Внеклассное занятие Цель: знакомство учащихся с культурами разных народов Задачи: систематизировать знания о творчестве разных народов; развивать творческую активность учащихся; воспитывать чувства дружбы, товарищества, уважительного отношения к представителям другой национальности и их культуре. Оборудование: мультимедийная презентация, детские рисунки к сказкам, обложки для книг, глобус. На диске: мультимедийная презентация, тексты сказок. Предварительная работа: на подготовку отводится месяц; воспитатель делит учащихся на 4 группы, каждая получает текст сказки, которую должна научиться читать и пересказывать; дети делают рисунки к своим любимым сказкам, с обратной стороны записывают отрывок к иллюстрации; воспитатель готовит обложки для сборников сказок(по количеству групп). Организация классного пространства: дети рассаживаются по группам. Ход занятия 1. Организационный момент. Воспитатель. Солнышко лучистое заглянуло в класс. Весело ребятам стало всем сейчас. Вы друг другу улыбнитесь И тихонечко садитесь! 2 Определение темы урока Воспитатель. Сегодня у нас занятие - путешествие в мир сказок. Демонстрируется слайд 1: «Добро пожаловать!»
Готовясь к этому занятию вы читали сказки. Где появилась сказка которую читала первая группа? (В Болгарии). Чью сказку читала вторая группа? (Английскую.) В какой стране придумали сказку, с которой познакомилась третья группа? (В Грузии.) Какая сказка досталась четвертой группе? (Белорусская). Слайд 2. 3 Постановка цели и задач. Демонстрируется слайд 3. 4 Основная часть. Слайд 4. Воспитатель. Что вы видите на экране? (Карту мира) Как вы думаете, для чего нам нужна карта? (Для путешествия по всему миру.) Сегодня мы не просто познакомимся со сказками разных народов- нас ждет увлекательное путешествие по разным странам! Путь у нас не близкий. Поэтому для начала отдохнем и поиграем. Игра « Отгадай сказку» По слайдам 5 – 11 дети отгадывают сказки («Колобок», «Белоснежка», «Конек- горбунок», «Пузырь, соломинка и лапоть», «Золушка».) « Сказочное» путешествие Воспитатель. Отправимся мы в путешествие при помощи волшебного глобуса. Вам необходимо запомнить волшебные слова: «Покручусь- поверчусь, где сейчас я окажусь?» Воспититель раскручивает глобус, дети хором произносят слова. Демонстрируется слайд 10 (карта Болгарии) Болгария Педагог интересуется, кто из ребят уже был в этой стране. А знаете ли вы, что в Болгарии, когда хотят ответить «Да», покачивают головой из стороны в сторону, и наоборот, кивок головой вперед означает «Нет»? В Болгарии очень ценят юмор, а болгарский город Габрово признан столицей смеха и юмора. (На слайде 11 демонстрируется болгарский национальный костюм) Давайте послушаем болгарскую народную сказку «Благословенные орехи» Первая группа пересказывает сказку по цепочке. На слайде 12 демонстрируется иллюстрация к сказке.
О чем эта сказка? Заслужил ли младший брат такое богатство? Назовите черты характера каждого из трех братьев. Чему учит эта сказка? Вновь раскручивается глобус (это может сделать ученик), все произносят волшебные слова. Демонстрируется слайд 13 (карта Великобритании.) Англия Воспитатель. А вот еще одна страна, в которой ценят юмор. Также у англичан в почете вежливость и аккуратность во всем – от поведения за столом до обращения за помощью на улице. Любимый напиток англичан – чай. Как и в любой другой стране, в Англии есть свои пословицы и поговорки. Давайте проверим, сильно ли они отличаются от наших. Учитель называет английскую поговорку, а дети подбирают к ней русский аналог. -Работать левой рукой (работать спустя рукава) Когда свиньи полетят (когда рак на горе свистнет) Лучше одна птичка в руках, чем две в кустах (лучше синица в руках, чем журавль в небе) Хорошее никогда не лишнее (кашу маслом не испортишь) В семь часов дождь, а в одиннадцать ясно (семь пятниц на неделе) Муха в бальзаме (ложка дегтя в бочке меда) Разжигать под собой костер (рыть яму самому себе; рубить сук, на котором сидишь) Пахать песок (толочь воду в ступе) На слайде 14 демонстрируются национальные костюмы англичан. Воспитатель. А сейчас послушаем английскую сказку « Женщина, которая живет в бутылке». Вторая группа пересказывает сказку по цепочке. На слайде 15 демонстрируется иллюстрация к сказке. Чему учит эта сказка? На какую русскую сказку она похожа? Почему так произошло со старухой? Снова раскручивается глобус, все произносят волшебные слова. Демонстрируется слайд 16 (карта Литвы). Литва
Воспитатель. Мы попали в новую страну- Литву.(слайд17) В Литве неиало замечательных курортов, поэтому предлагаю и вам здесь отдохнуть. Поиграем в любимую игру литовских детей. Физкультминутка «Огонь- вода» Все становятся в круг и выбирают ведущего. Когда ведущий говорит «огонь» - все приседают, когда «вода» - все бегут по кругу. Ведущий старается запутать игроков, называя подряд одну и ту же команду. Воспитатель. Правда интересно играть в игры разных народов? И не важно, кто ее придумал. Раскручивается глобус, все произносят волшебные слова. Демонстрируется слайд 19 (карта Грузии). Грузия. Воспитатель. Азнаете ли вы, что в грузинском языке нет ударения? Просто голос повышается на определенном слоге. На слайде 20 демонстрируется грузинский национальный костюм. Послушаем грузинскую народную сказку «Голубой ковер». Третья группа пересказывает сказку по цепочке. На слайде 21 демонстрируется иллюстрация к сказке. Как вы думаете, правильно ли делал царевич, учась ткать ковры? Зачем ему это надо было? Чему учит эта сказка? В последний раз раскручивается глобус и произносятся волшебные слова. Демонстрируется слайд 22 (карта Беларуси). Беларусь На слайде 23 демонстрируется белорусский национальный костюм. Послушаем белорусскую народную сказку «Как Степка с паном говорил». Четвертая группа пересказывает сказку по цепочке. На слайде 24 демонстрируется иллюстрация к сказке. Какие черты характера белорусов показаны в этой сказке? Чему учит эта сказка? 5 Подведение итогов.
Воспитатель. Мы познакомились со сказками разных народов. Сделайте вывод, чему они учат. Сказки всех народов учат терпению, состраданию. Если бы все люди обладали этими качествами, то прекратились бы ссоры и войны. Поэтому каждый должен воспитывать в себе доброе отношение к людям. Многие века народные сказки бытовали в устной форме. Но потом их стали записывать и собирать в книги. Давайте и мы соберем свои книги сказок. Игра «Собери книгу» Каждая группа собирает свою книгу из рисунков, которые ребята готовили к занятию. Педагог раздает им подготовленные обложки. Организуется выставка.

Внеклассное мероприятие

Тема: «Путешествие в мир сказок»

1 класс

Классный руководитель:

Рудницкая Елена Фридриховна

Тема: Путешествие в мир сказок.

Цель: повторить и систематизировать знания о сказках.

Задачи:

1.Развитие речи, мышления, умение отвечать на вопросы.

2. Воспитывать любовь к сказкам.

3. Расширить читательский кругозор, желание преодолевать трудности и работать в коллективе.

Оборудование: Картинки с изображение различных сказок, героев сказок, репка из картона., маски животных.

Организационный момент:

Здравствуйте ребята и наши гости. Сегодня мы совершим с вами интересное, увлекательное путешествие в мир сказок. Может быть, кто-то из вас узнает сегодня что-то новое для себя, а кто-то после нашей игры захочет прочитать новые сказки.

Разминка:

    Если у вас хорошее настроение, потопайте ногами. Если у вас есть животные, погладьте себя по голове. Если вы любите свой класс, похлопайте в ладоши. Если вы хотите получить удовольствие от этого урока, попрошу вас быть активными моими помощниками, слушать меня внимательно, отвечать полными ответами.

А сейчас мы послушаем небольшие стихотворения о сказках.

Ученик 1

Нас встречает в жизни сказка

Вместе с материнской лаской

С добрым бабушкиным взглядом,

Чтоб идти по жизни рядом.

Ученик 2

Никогда нам не наскучит

Быть отважными научит

В беде научит помогать,

Никогда не унывать.

Ученик 3

И пусть зло пока хитрее,

Всё равно добро мудрее,

Сказка нам поможет жить

И все невзгоды победить.

Учитель: У сказки чистая душа, Как ручеек лесной.

Она приходит не спеша,

В прохладный час ночной.

Родной народ её творец,

Народ-хитрец, народ-мудрец.

В неё мечту свою вложил,

Как золото в ларец.

Сейчас мы с вами поиграем в игру, путешествуя по сказкам. Для этого мы должны с вами разделиться на 2 команды. А помогут нам в этом волшебные предметы из сказок. У меня есть 7 предметов, на каждом предмете написано ваше имя, сейчас вы возьмете картинку с вашим именем. Первая команда будет называться- Солнышко в неё будут входить волшебные предметы, такие как- 1.Волшебный клубочек 2. Ковер самолёт 3. Волшебный колокольчик. Вторая команда будет называться – Радуга , в неё будут входить предметы, такие как-1. цветик-семицветик

2. Волшебная палочка

3. сапоги скороходы

4.волшебная лампа

Вот у нас и образовалось две команды. Команда Солнышко и команда Радуга.

У нас будет 8 заданий. Я буду по очереди задавать вопросы командам, если одна команда не может ответить, то за неё может ответить другая команда. За правильный ответ я буду каждой команде к их плакату прикреплять стикеры, а в конце нашей игры мы сосчитаем их и узнаем, какая команда сегодня оказалась лучшей.

Задание 1.

Я буду называть вам несколько строчек из сказки, а вы должны будете назвать название сказки. Отвечаем по очереди.

    Он от дедушки ушёл,

И от бабушки ушёл.(колобок)

    Не плачьте, я вам снесу

Простое яичко. (курочка Ряба)

    Козлятушки, ребятушки,

Отворитеся, отопритеся. (волк и семеро козлят)

    Как услышите гром да стук,

Не пугайтесь, это я в своём

Коробчонке к вам спешу.(царевна-лягушка)

    Старик вышел к морю

Забросил невод, кого-то поймал

И что-то попросил. (Сказка о рыбаке и рыбке)

    Появилась девочка в чашечке цветка

И была та девочка, чуть больше ноготка. (дюймовочка)

Задание 2. «Дополни»

Многие сказочные герои имеют длинные имена, сейчас я буду говорить одну часть имени, а вы должны назвать вторую. Отвечаем по очереди.

Муха - (Цокотуха)

Курочка – (Ряба)

Крокодил – (Гена)

Доктор – (Айболит)

Старуха – (Шапокляк)

Карабас – (Барабас)

Змей – (Горыныч)

Почтальон – (Печкин)

Кощей – (Бессмертный)

Василиса – (Премудрая)

Задание 3.Игра «Ромашка»

Ученики по очереди отрывают лепестки от ромашки, на котором, написан вопрос и отвечают на него.

    Какого цвета были волосы у Мальвины? (Голубого)

    Из чего Фея, сделала Золушке карету? (Тыква)

    Сколько козлят у многодетной козы? (Семеро)

    Как звали самую маленькую девочку? (Дюймовочка)

    Кто первый нашёл теремок? (Медведь)

    Самая известная курица? (Ряба)

    Кто из обитателей болот стал женой царевича? (Лягушка)

Задание 4 «Мультивикторина»

Посмотрим, знаете ли вы мультфильмы. Я буду вам задавать вопросы, а вы должны на них ответить.
    Кто из героев любит произносить « Ребята, давайте жить дружно!» (Кот Леопольд) Один из жителей Простоквашино, который любит молоко и неправильные бутерброды? (Кот Матроскин) Что все время говорил волк зайцу в одном известном мультфильме? (Ну, погоди!) Мультфильм про неразлучных друзей - музыкантов? (Бременские музыканты) Что находится в голове, у одного весёлого медвежонка? (Опилки) У кого были в гостях, Винни - Пух и Пятачок рано утром? (У кролика) Как зовут, известного попугая из мультфильма? (Кеша) Как зовут, подружку медведя? (Маша)
Физкультминутка Про жука: Мы нашли себе жука (наклон вперёд) На большой ромашке (руками развести) Не хотим держать жука (руками потрясли) Пускай лежит в кармашке (показ руками) Ой, упал, упал мой жук, нос испачкал пылью (наклон, поднять) Улетел мохнатый жук (руками помахать)

Задание 5 «Угадай-ка!»

Сейчас я буду вам показывать картинки, а вы должны, глядя на них назвать мне название сказки.
    Снегурочка Маша и медведь Красная шапочка Колобок По щучьему велению Дюймовочка Три медведя Незнайка Малыш и Карлсон.
    Доктор Айболит Гена и Чебурашка. Буратино.

Задание 6 «Вспоминай-ка!»

Я буду вам называть начало сказки, а вы должны назвать конец.
    Царевна - (Лягушка) Иван царевич и – (Серый волк) Кощей – (Бессмертный) Три – (Медведя) Красная – (шапочка) Курочка – (Ряба) Кот в – (Сапогах) Маша и – (Медведь)

Задание 7 «Найди сказку по картинке!»

Сейчас я раздам каждой команде по несколько картинок из разных сказок, вы должны найти картинки из одной сказки назвать её название.

1 команда 2 команда

Колобок Курочка Ряба Теремок Красная шапочка

Задание 8. Инсценировка сказки «Репка»

Вот она какая, Большая-пребольшая Вытащить её решили, Вшестером одну тащили Но уселась крепко, Что же это? (Репка) А теперь мы с вами поиграем в игру. Инсценировка сказки Репка. Учитель сам, выбирает, кто из детей будет играть в какую роль. Молодцы ребята. Вот и закончилось наше путешествие в мир сказок. Сейчас мы и узнаем, какая, из двух команд знает больше сказок и оказалась сегодня лучшей.

Подсчитываем стикеры, которые прикреплены к доске.

Поздравление лучшей команды. Завершить нашу встречу хочу стихотворением . Сказки гуляют по свету, Ночь, запрягая в карету. Сказки живут на полянах, Бродят на зорьке в туманах. А принц Белоснежку полюбит, А жадность Кощея погубит… Пусть Зло на проделки хитро, Но все ж побеждает Добро! Мир озарив чудесами, Сказки летят над лесами, На подоконник садятся, В окна, как в речки, глядятся. А Золушку выручит фея; Не станет Горыныча Змея… Пусть Зло на проделки хитро, Но все ж побеждает Добро! Сказки со мною повсюду, Их никогда не забуду. Стоит сомкнуть мне ресницы- Вдруг Сивка-бурка приснится. А месяц засветится ясный В глазах Василисы Прекрасной… Пусть Зло на проделки хитро, Но все ж побеждает Добро.

Спасибо всем за внимание. И до скорых встреч.