Произведения любови воронковой. Биография Воронковой Любви Фёдоровны

Воронкова Л.Ф. Её книги о детстве: "Солнечный денёк", Снег идёт", "Золотые ключики", "Подружки идут в школу". Картины природы: труда, быта, людей.

Л.Ф. Воронкова (1906-1976). Есть в творчестве Л.Ф. Воронковой одна очень важная черта: в самых обыденных ситуациях передается ощущение полета, уст­ремленность к мечте, поиск чего-то фантастического. Порою это только намечается тончайшими, едва уловимыми штрихами; по­рою создает ясный, звонкий рефрен: «Гуси-лебеди, бросьте, бросьте мне по перышку». В основе такого эстетического воспри­ятия лежат ранние воспоминания детства, собранные в автобио­графической довести «Детство на окраине».

Мотив гусей-лебедей пройдет сквозь все творчество Л.Ф. Воронковой, повторяясь, варьируясь. И любовь к природе, ко всему живому на земле объединит, сроднит такие непохожие книги пи­сательницы, как «Солнечный денек» и «Волшебный берег», «Федя и Данилка» и «Девочка из города».

В 30-е годы появляются такие произведения Л. Воронковой для детей, как «Маша-растеряша» - веселая радиопьеска, вы­смеивающая лень и несобранность, неряшливость, и «Шурка» - книжка рассказов о жизни деревенских ребят.

Во время Великой Отечественной войны Любовь Федоровна пишет очень много: «Лесная избушка», «Лихие дни», «Девочка из города».

Повесть «Девочка из города» по-настоящему зрелое произве­дение. Писательница нашла в нем верное решение темы детства в трудные годы войны. Девочку Валентинку, отец которой на фрон­те, а мать и братишка убиты, приютили колхозники села Нечаева. В повести психологически глубоко прослеживается процесс вживания девочки в новую семью. Она перенесла много недетско­го горя, ей помнится все, что связано с гибелью родных. И в то же время Валентинке так хочется быть участницей беззаботных игр детей новой семьи, что даже румянец проступает на щеках, когда она, видит куклы Таиски. С этими куклами, растрепанными, раз­детыми, исцарапанными, она заводит разговор, в котором пере­плетаются детская вера в «правдошность» игры и незабытые испы­тания эвакуации:

«- Где вы были?-спросила Валентинка. - Почему вы такие растрепанные? Почему вы голые?

Это мы от немцев бежали, - отвечали куклы. - Мы все бе­жали, бежали - по снегу, через лес...».

Воронкова находит убедительные слова, сюжетные детали, си­туации, которые помогают читателю понять, как происходит в душе девочки оттаивание, как трудно ей произнести впервые до­рогое слово «мама», обратившись к женщине, которая взяла ее в семью. Горе от потери родной матери еще не выплакано, сердце не сразу отогрелось, и каждый раз, когда нужно обратиться к Дарье, Валентинка никак не называет ее, просто попросит что-нибудь, и все. И в то же время мучается девочка, сознавая, что наносит тяж­кую обиду пригревшей ее Дарье, понимая, что эта женщина ее «в дочки взяла» и нужно называть ее мамой. Но долго еще застревает родное слово в горле - только весной по-настоящему отходит сердце девочки. Она принесла Дарье подснежники, «подошла и протянула ей горсточку свежих голубых цветов, еще блестящих, еще пахнущих лесом: «Это я тебе принесла... мама!»

Повесть «Девочка из города» - этапное произведение Воронковой. Написанная в годы Великой Отечественной войны, она оказала влияние на послевоенное творчество писательницы, по­могла найти верный путь к читателям младшего школьного воз­раста.

Вообще для Воронковой характерно обращение к ребятам раз­ного возраста. Она талантливо пишет для дошкольников («Не­делька», «Синее облачко»), для средних и старших школьников («Алтайская повесть», «Старшая сестра», «Личное счастье»). Но, пожалуй, самые теплые, задушевные произведения обращены к ребятам младшего школьного возраста, такие, как «Подружки идут в школу», «Командир звездочки», «Гуси-лебеди», «Федя и Данилка», «Волшебный берег».

Еще до войны были задуманы при­ключения двух девочек-подружек Тани и Аленки. После войны за­мысел осуществился в большом цикле книг: «Солнечный денек», «Снег идет», «Золотые ключики», «Подружки идут в школу». «Ко­мандир звездочки».

В этих книгах отразились основные особенности мастерства Воронковой, характеризующие ее обращение к младшим школь­никам: богатство и разнообразие эмоций ребенка передается про­стыми, обычными, но единственно верными словами; сюжет про­изведений кажется, на первый взгляд, безыскусственным, но глу­боко передает сложную правду жизни.

В стиле писательницы, в выборе эпитетов, сравнений, метафор ощущается тот особый светлый колорит, которым окрашено для нее детство. В описании одного-единственного «солнечного день­ка» из жизни шестилетней Тани преобладают яркие, светлые, чис­тые тона. Писательница любовно повторяет и варьирует их: «Таня спала под светлым ситцевым пологом», «Таня посмотрела на синее небо, на зеленые березы», «У Тани теплые светлые завитки на ма­кушке».

Детство предстает перед читателем не омраченным ничем, ра­достным, словно омытым весенним, добрым дождем. Природа одушевлена, олицетворена; повествование ведется на грани реаль­ного восприятия и волшебного оживления всего, что окружает девочку: «Пушистые пахучие цветы кивали Тане из-под кустов. На светлых полянах из травы поглядывали на Таню красные ягоды... Тонкие лиловые колокольчики покачивались перед ней... Мали­новая липкая дрема легонько цеплялась за платье».

От повести к повести Л. Воронкова бережно следит за повзрослением Тани и Аленки, участием их в жизни взрослых, но не забы­вает и тех неповторимых примет детства, которые долго еще будут сопровождать двух подруг. Пять маленьких повестей о Тане и Аленке составляют своеобразный цикл. Но каждая из повестей в отдельности не теря­ет своей композиционной самобытности, сохраняет художествен­ную целостность, имеет самостоятельные интересные находки в исследовании детской психологии. Так, первая - «Солнечный де­нек» - вся посвящена описанию одного дня в жизни девочек-до­школьниц. Для них день, наполненный разными событиями, тя­нется очень долго. И это психологически достоверно, оправдано возрастом детей. А в последней повести - «Командир звездочки» - охвачен почти целый школьный год. Тут и начало учебы, и 7 Ноября, когда подруги становятся октябрятами, и Новый год с шумной елкой, и первые школьные каникулы. И это тоже естественно, ребята-пер­воклассники во многом иначе воспринимают окружающее, впи­тывают в себя больше впечатлений и смена их происходит актив­нее.

В произведениях Л.Ф. Воронковой очень часто изображаются примеры дружбы очень непохожих по характерам ребят . В неболь­шой повести «Федя и Данилка» два мальчика по-разному воспри­нимают все вокруг. Живут ребята в Крыму, в колхозе, окруженном горами с острыми зубчатыми вершинами. Данилке кажется, что самый высокий и острый зубец похож на человека, который сидит, склонив голову, и о чем-то думает. А Федя говорит, что это просто торчат голые камни. И так во всем. Писательница настойчиво, тщательно подчеркивает несхожесть мальчиков : Данилка любит приносить с гор цветы, а Федя - нет. Зато он любит лошадей, а Данилка боится их.

И даже в отношении к морю, близкому и родному для обоих, проявляется разница в поведении и характерах ребят. Федя заплы­вает далеко, а Данилка плещется у берега и рассматривает дно, раз­глядывает, что там растет, кто живет в водорослях.

Казалось бы, ничто не объединяет мечтательного Данилку и здравомыслящего, храброго Федю.

Но Воронкова подмечает зарождение дружбы, находит ее кор­ни , которые кроются в самоотверженности мальчишек, в стремле­нии к подвигу для людей. Оба они мечтают стать летчиками, лететь на помощь людям, спасать виноградники. Вот она - точка сопри­косновения различных характеров, основа первой мальчишеской дружбы.

Писательница показывает жизнь ребят не облегченно : бывают у них ссоры, непонимание друг друга, взаимные обиды. Но все это оказывается неважным, мелким, когда наступает пора расстава­ния, когда Федя переезжает вместе с родителями далеко, в Орел. Приходит к обоим друзьям осознание горечи разлуки, впервые поднимают они нелегкую ношу жизненных потерь.

Особое место среди произведений Л.Ф. Воронковой, адресо­ванных младшим школьникам, занимает повесть «Волшебный бе­рег». В ней дается широкий простор сказочному началу, активно вторгающемуся в реальную жизнь.

Двое ребят, Леня и Алешка, стерегут от выдры утиное стадо, которое взрослые выращивают на озере. Сюжет, казалось бы, со­всем прозаичный, но повествование переносится писательницей в условный, фантастический план. Природа сказочно антропомор-физирована. Деревья, кусты, камыш разговаривают с Леней, когда он пробирается к озеру. «Камыши легли на берег, загородили до­рогу. Кусты протянули друг к другу ветки, словно за руки взялись.

А деревья раскинули кроны, и стало на острове совсем темно.

Почему вы не пропускаете меня?- спросил Леня.

Ты будешь разводить костер, - зашелестели кусты, - ты сделаешь пожар! Мальчишки всегда делают пожары!

Вовсе нет!-сказал Леня.-У меня даже и спичек-то нету».

Л. Воронкова во многом удачно осваивает в этой повести тра­диции народной сказки: ею внимательно продуманы рефрены во­просов к Лене, ритмика фраз, особенности метафоризации.

Интересной находкой оказывается образ Пугала, которое меч­тает стать деревом и чувствует, как болит, оживая, сердцевина, как соки движутся по коре. Сказочный и реальный планы связаны встречей ребят с Ардывом, в котором они только в конце повести узнают Выдру.

Любовь Воронкова - писательница советского времени, на добрых произведениях которой воспитано не одно поколение детей. Помимо рассказов и повестей для юной аудитории, талантливый литератор увлекательно писала захватывающие исторические романы, переносившие читателей в давно ушедшие времена.

Воронкова Любовь Федоровна: биография

17 сентября 1906 года - день рождения коренной москвички Любови Воронковой. Девочка росла очень талантливой и с детских лет сильно увлекалась рисованием. Самым дорогим подарком для нее была обычная коробка карандашей, открывавшая дорогу в бескрайний мир фантазий. Вынашивая мечту стать знаменитой художницей, Люба поступила в Однако любимые занятия вскоре пришлось прервать: тяжелые и голодные времена побудили многочисленную семью девочки искать место, где можно было выжить. Выбор пал на подмосковный поселок Коськово.

Начало литературной деятельности

Первая публикация - стихи о домработнице Варваре, состоялась в газете «Комсомольская правда». Произошло это по возвращении Любы в столицу, где она с головой окунулась в журналистскую деятельность, много и часто ездила по стране и писала о тружениках, с работой которых была знакома не понаслышке. В 1940 году свет увидела первая книга Воронковой - «Шурка», состоящая из 11 рассказов. Однако пришла война - время совершенно других героев.

Любовь Воронкова стала писать о том страшном времени, кардинально изменившем жизнь целой страны, вернее целого мира. Одна за другой из-под писательского пера стали выпускаться книги о военном времени: «Девочка из города», «Село Городище», «Лихие дни», «Лесная избушка».

Особенно в сердца читателей запала повесть «Девочка из города», написанная в 1943 году, ведь рассказывала она о том, с чем в военное и послевоенное время столкнулся каждый человек: о милосердии, взаимопомощи, доброте, честности, человечности. Ее героиня - городская девочка Валюша, оставшаяся без родителей и попавшая с сельскую семью с тремя детьми. Это жизненная история простых людей, сумевших выжить в той страшной войне и не растерявших самых важных человеческих качеств: отзывчивости и веры в себя и людей.

О войне. О людях. О будущем

«Село Городище» - книга о войне, достаточно востребованная среди читательской аудитории. Замысел ее создания возник, когда Любови Воронковой в редакции «Пионерской правды» предложили написать очерк о том, как в городах и селениях, освобожденных от фашистских захватчиков, налаживается жизнь.

Под мирным небом

В мире без войны Воронкова Любовь Федоровна стала писать книги совсем иного содержания. Это «Солнечный денек», «Волшебный берег», «Снег идет», «Командир звездочки», «Федя и Данилка», «Золотые ключики», «Маша-растеряша». В произведении «Подружки идут в школу» занимательно повествуется о двух деревенских девочках Аленке и Тане, во всем помогающих взрослым и живущих интересной жизнью с ее ежедневными приключениями. Всех своих героев Любовь Воронкова наделила искренностью, чистым сердцем, разумом, добротой, а также способностью к состраданию. Со страниц книг автор не устает говорить о крепкой дружбе, честности во всем, любви к Родине.

По произведениям Любови Федоровны легко угадывается, как жили ее современники, о чем думали, что их волновало. Некоторые книги адресованы старшему поколению и построены на документальной основе: «Где твой дом?», «Беспокойный человек», «Алтайская повесть», в которой автор рассказала о жителях Горного Алтая, края неимоверной красоты, и развитии в этом северном регионе садоводства.

Просто хороший человек

Любовь Воронкова, биография которой интересна современной читательской аудитории - человек, к которому всегда тянулись люди. К ней приходили с горем, и Любовь Федоровна могла сказать нужные искренние слова утешения. В ее взгляде читалось сострадание, и пришедший человек словно сбрасывал со своих плеч мучивший его тяжелый груз. Чужую радость советская писательница, характеризовавшаяся огромным жизнелюбием, принимала за собственную, поэтому к ней шли за поддержкой и советом. Особенно часто к Воронковой обращались начинающие авторы. Если их произведения были несколько неудачными, Любовь Федоровна, мягко указывая на недочеты, говорила, что следует еще немного постараться. А талантливых молодых писателей очень хвалила и радовалась их успехам.

Окунуться в историю

Незадолго до смерти Любовь Воронкова стала писать исторические романы, посвященные царю Киру, Александру Македонскому, легендарному Фемистоклу. Перед написанием автор долго настраивалась, тщательно изучала исторические материалы о времени, которое она собиралась отобразить в своих произведениях. Даже поехала в Среднюю Азию, где пыталась зарядиться знаниями, вдохновением. Результатом поездки стала книга о жизни узбекской детворы «Сад под облаками».

В 1969 году была выпущена книга, включавшая две исторические повести - «Мессенские войны» (о народе из небольшой страны Мессении, героически сражавшемся за свою свободу) и «След огненной жизни» (о царе и его интересной судьбе). Книга, непохожая на ее прежние работы, рассказывала о древнем, канувшем в вечность мире. Изучая большое количество исторических материалов, автор постаралась донести до читателя полученные знания, приблизив ушедшую эпоху.

Затем из-под пера вышли долгожданные исторические книги «Сын Зевса» (о детских и юношеских годах македонского царя), «В глуби веков» (о его походах и создании государства) и «Герой Саламина» (о Фемистокле - афинском полководце периода Греко-персидских войн).

Не стало советской писательницы, прекрасной женщины, светлого человека 1976 года.

30 сентября 105 лет со дня рождения русской писательницы Любови Федоровны Воронковой (1906-1976), автора повестей «Алтайская повесть», «Девочка из города», «Сын Зевса» и др.

Имя замечательной детской писательницы Любови Федоровны Воронковой известно не только нашей стране. Ее книги читают и в других странах.… Любовь Федоровна создала целую библиотеку для детей разных возрастов. Ее книги написаны как бы на вырост: маленький читатель, подрастая, непременно встретится с ними.

Может быть, эта встреча произойдет у него в раннем детстве – с веселой, поучительной книжкой «Маша – растеряша» . Потом, в начальных классах, он прочтет «Солнечный денек», «Золотые ключики», «Девочку из города», «Гуси-лебеди» - это хрестоматийные произведения нашей детской литературы. Когда же читатель станет подростком, а то и взрослым человеком, в его жизнь войдут герои исторических произведений Любови Федоровны Воронковой. И отроется мир, тревожный и суровый, отдаленный от нас целыми тысячелетиями, наполненный важными и поучительными событиями.

Биография Л.Ф. Воронковой

Любовь Федоровна Воронкова родилась 1906 году в Москве, куда однажды пришел на заработки и поселился с семьей ее отец, безземельный крестьянин из деревушки на Орловщине.

Она училась в городском училище и очень любила рисовать. Мечтала быть художницей. Рисовала всюду, даже на земле. Самым дорогим подарком, памятным на всю жизнь, оказалась для нее коробка цветных карандашей. Учительница, заметив способности своей ученицы к рисованию, помогла ей поступить в Строгановское училище. Но очень скоро любимые занятия пришлось прекратить: семья покинула Москву, жить стало трудно и голодно.

Поселились в подмосковном поселке Коськове, где насчитывалось всего-то семь дворов. Самой маленькой была их избушка. А в семье – семь человек. Не понаслышке, не по рассказам узнала она тогда с двенадцатилетнего возраста, что такое крестьянский труд. ….

Да, жизнь была нелегкая. Но выпадали в этой жизни и радости – чтение книг. В доме любили читать книги, читали вслух. Незабываемый Гоголь, пьесы Островского, Пушкин, Шекспир, Вальтер Скотт –все это навсегда осталось в памяти.

Жизнь в деревне дала Любови Федоровне и нечто другое, не только привычку к неустанному труду. Там открылась ей красота русской природы. И она научилась слышать ее таинственный голос...

Сколько она себя помнила, ей всегда хотелось писать и рисовать, «до страсти» - ее любимое слово. Еще в раннем детстве как-то неожиданно для себя сочинились первые стихи. С тех пор все постепенно становилось поэзией, приобретало ей одной видимые краски...

И наконец-то она снова в Москве. «Это была трудная, каменистая тропинка в моей жизни, - вспоминала о тех годах Любовь Федоровна в автобиографии, - но я верила, что выберусь на широкую дорогу.

Широкой дорогой была для нее литература. Она упорно шла к своей заветной цели. Бралась за любую работу, чтобы было на что жить, а по ночам писала.

В литературном кружке. Где она стала бывать по вечерам, ее заметили и помогли выйти на свою «зарубку». Она написала стихи про домашнюю работницу Варвару, судьба которой напоминала ее собственную. Стихи были опубликованы в газете «Комсомольская правда».

С тех пор жизнь ее переменилась: она стала журналисткой. Много ездила по стране, писала о сельских тружениках.

В 1940 году вышла первая книга Любови Федоровны – «Шурка» , тонкая, всего одиннадцать крошечных рассказов, но в ней уже проявилось основное, характерное для творчества писательницы – любовь к природе и людям, доброта, чистый, прозрачный язык.

После «Шурки» она задумала новую книгу для детей – «Солнечный денек». Но осуществить замысел помешала война. Уже нельзя было писать о радостном, безоблачном детстве девочки Тани и ее друзей. Наступило время других героев.

Одна за другой стали выходить у Любови Федоровны Воронковой книги о войне: «Лихие дни», «Лесная избушка», «Девочка из города», «Село Городище» . Повесть «Девочка из города» сразу же принесла автору большую известность. Написанная в суровом 1943 году, она до сих пор трогает сердца детей и взрослых...

Закончилась война. Мир и благополучие пришли на нашу землю. И появились книги о жизни без войны.

Только тогда и осуществился давнишний замысел Любови Федоровны: она написала «Солнечный денек» . А потом последовали повести: «Снег идет», «Золотые ключики» , «Подружки идут в школу», «Командир звездочки» . Все эти повести о двух подружках, Тане и Аленке, которые живут в деревне, помогают взрослым …и каждый день им чем-то необыкновенно интересен, каждый день несет что-то новое...

Любовь Федоровна знала тайну живого Слова. Поэтому все в ее книгах живет, дышит звучит. Слышны голоса птиц и зверей, лесные шорохи, журчание ручья. И люди живут настоящей жизнью: работают, грустят, радуются, помогают друг другу...

По книгам Любови Воронковой легко угадывается, что волновало ее современников – взрослых и детей, чем жила страна в период, который она изображала...

Некоторые из ее произведений, адресованные читателям старшего возраста, построены на документальной основе: «Беспокойный человек», «Где твой дом?», «Алтайская повесть».

Наиболее интересной из цикла книг, построенных на документальной основе, является «Алтайская повесть» , которая рассказывает о развитии садоводства в северных районах. Точнее, не только о садоводстве, но и о жизни народов Горного Алтая, «края несказанной красоты», так называла его Любовь Федоровна...

В 1969 году у Л.Ф.Воронковой вышла книга, так не похожая на все то, что она писала раньше. Книга включала две исторические повести: «След огненной жизни» и «Мессенские войны» ...

В повести «След огненной жизни» центром внимания оказывается личность царя Кира с его необычной судьбой. В «Мессенских войнах» главное действующее лицо – целый народ из маленькой страны Мессении, который мужественно сражался за свободу и независимость...

Древний мир все сильнее захватывал воображение писательницы… «Когда заглядываешь в глубокую историю, - делилась своими мыслями Л.Ф.Воронкова, - видишь события огромные, потрясающие: расцвет городов и стран. Их падение. И много войн. Нет в истории человечества времени, когда б не бушевала война…»

Одним из величайших завоевателей своего времени был Александр Македонский. О нем написала Л.Ф.Воронкова две книги: «Сын Зевса» и «В глубине веков» ... То была одна из интереснейших и сложнейших страниц истории, и ей удалось воссоздать эту страницу в художественной форме достоверно и убедительно...

Около сорока лет занималась литературной деятельностью Любовь Федоровна Воронкова. С годами не ослабевал ее добрый и светлый талант. С тех пор как она начала писать исторические произведения, будто новое дыхание пришло к ней. Заканчивая одну книгу, она уже знала, о чем будет следующая...

Книги Любовь Федоровны Воронковой не стареют и не забываются. Они прочно вошли в золотой фонд российской детской литературы.

(Путилина,Валентина. Светлый и добрый талант: [вступительное слово] //Воронкова, Л.Ф. Собрание сочинений в трех томах. Т1.- М.: Детская литература, 1986.- С.5-22)



Воронкова,Л.Ф. Солнечный денек .- М.: Стрекоза-Пресс, 2005.-63с.-(Библиотека школьника)

В книгу вошли некоторые рассказы из цикла повестей о двух подружках Тане и Аленке. В "Солнечном деньке" девочкам по шесть лет. Потом они становятся старше, идут в школу, и автор рассказывает о них еще в четырех повестях: "Снег идет", "Золотые ключики", "Подружки идут в школу", "Командир звездочки" . В данную книгу вошли рассказы из повестей: "Солнечный денек", "Снег идет" и "Золотые ключики".

Для читателей младшего школьного возраста

Воронкова, Л.Ф. Собрание сочинений в трех томах. Т.1 : Повести и рассказы/Вступит. статья и коммент. В.Путилиной.- М.: Детская литература, 1986.- 431с

В первый том Собрания сочинений входят повести: "Маша-растеряша", "Солнечный денек", "Снег идет", "Золотые ключики", "Подружки идут в школу", "Командир звездочки", "Волшебный берег", "Девочка из города", "Сад под облаками", "Гуси-лебеди".

Для читателей младшего и среднего школьного возраста

Воронкова, Л.Ф. Собрание сочинений в трех томах.Т.2 :Повести: Село Городище. Федя и Данилка. Алтайская повесть/Комментарии В.Путилиной.- М.: Детская литература, 1986.-383с.

Во второй том Собрания сочинений входят повести: "Село Городище", "Федя и Данилка", "Алтайская повесть"

Воронкова, Л.Ф. Собрание сочинений в трех томах.Т.3 : Исторические романы: Сын Зевса. В глуби веков/Предисловие А.С.Шофмана; комментарии В.Путилиной.- М.: Детская литература, 1987.- 606с

В третий том Собрания сочинений вошли исторические романы о жизни и завоевательных походах Александра Македонского (356-323 гг. до н.э.), пытавшегося создать под своим господством мировую империю.

Для читателей старшего школьного возраста

Воронкова, Л.Ф. Девочка из города : Повести.- М.: Дрофа-Плюс, 2004.-352с.-(Круг чтения. Повести и рассказы)

В книгу вошли лучшие произведения Любови Федоровны Воронковой: "Солнечный денек", "Подружки идут в школу", "Снег идет", "Золотые ключики","Девочка из города", "Гуси-лебеди" .

В повести "Девочка из города" не осталась одинокой в своем горе героиня повести Валентинка, у которой погибла мать. Чужие люди из села Нечаево пришли к ней на помощь, взяли в свой дом. Трудно приживалась девочка из города в приютившей ее семье. И все-таки пришел светлый день. Вместе с весной оттаяло и сердце девочки.

В повести "Гуси-лебеди" рассказывается о маленькой деревенской девочке Аниске. Некоторые ребята считают ее некрасивой, задиристой и совсем не замечают ее доброго сердца. А она умеет дружить и постоять за друга. К тому же у нее ловкие руки, прямо-таки "золотые" - все успевают сделать.

Для читателей младшего и среднего школьного возраста.

Воронкова, Л.Ф. Сын Зевса . - М.: Детская литература, 1976.-239с

Книга о жизни полководца и завоевателя Александра Македонского.

Для старшего школьного возраста

Воронкова, Л.Ф. В глуби веков . Александр Македонский .- М.: АСТ: Астрель: АСТ Москва, 2009.-509с.- (Историческая библиотека)

Роман "В глуби веков. Александр Македонский" является продолжением книги "Сын Зевса". В центре повествования - личность Александра Македонского, полная противоречий: знаменитый полководец, государственный деятель, отважный и неустрашимый воин и вто же время - жестокий, честолюбивый властелин. С огнем и мечом прошел Александр по многим странам. О его жизни и завоевательных походах и рассказывает писатель Л.Ф.Воронкова.

Для читателей старшего школьного возраста.



Воронкова Любовь Федоровна //Тубельская Г.Н. Детские писатели России. Сто тридцать имен: Биобиблиографический справочник.- М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2007.- С.62-64


Воронкова Любовь федоровна// Русские детские писатели XXвека: Биобиблиографический словарь.- 2-е изд., испр. и доп.- М.: Флинта: Наука, 1998.- С.101-103

Путилина, Валентина. Светлый и добрый талант:[вступительная статья] //Воронкова, Л.Ф. Собрание сочинений в трех томах. Т.1.- М.: Детская литература, 1986.- С.5-22



30.09 1906 -1976

Воронкова Любовь Фёдоровна родилась в крестьянской семье - журналист, писательница.

Позднее ее семья переселилась в небольшую подмосковную деревушку, и этот период жизни оказался для писательницы очень важным, повлиявшим на характер ее творчества. Там, в деревне, у нее выработалась привычка к постоянному, терпеливому труду. Открылась красота русской природы. И она потянулась к перу, чтобы в стихах и прозе выразить свою любовь к земле и людям труда.

Уже взрослой она вернулась в Москву и стала сначала журналисткой. Много ездила по стране и писала о жизни на селе: ей была близка эта тема.

В 1940 году вышла ее первая книга «Шурка». Потом появились «Девочка из города» , «Солнечный денек» , «Гуси-лебеди» . Эти книги, ставшие классикой детской литературы, говорят о главном: о любви к Родине, уважении к труду, людской доброте и отзывчивости. А еще - о преодолении себя: человеку страшно, но он идет, чтобы отвести беду от кого-то. Конечно, такой человек вырастет сильный духом и, когда это необходимо, окажется способным на подвиг.

Потому все в ее книгах живет, дышит, звучит. Там слышны голоса птиц и зверей, лесные шорохи, журчание ручья. И люди там живут, как в настоящей жизни: работают, думают, грустят и радуются, помогают друг другу. Там вся, правда.

У Любови Федоровны сердце было большое, чуткое, отзывчивое. А ее дом напоминал волшебный берег, где происходят всякие чудеса. Там были написаны ее книги. Там собирались ее друзья. Там она, как настоящая ведунья, разговаривала со своими цветами, будто те живые существа. А ранним утром будили ее там голоса постояльцев балкона: воробьи, синицы, две приметные галки, голуби. Она кормила их, добродушно ворча на них за бойкую говорливость.

Но и цветы и птицы - все это было лишь вступлением к главному чуду: к приходу героев будущих книг.

Они появлялись, кто тихо, кто шумно, в соответствии со своим характером. И она, отбросив все земные заботы, садилась за рабочий стол. Самый обыкновенный стол, за которым уютно сидеть с друзьями, говорить с ними по душам, пить чай. Но это будет потом. А сейчас начиналось колдовство над рукописью. И так каждое утро, светлое, неприкосновенное ее время, отданное работе. И каждое утро - три страницы. Иначе не успеть написать все, что задумано. «Работать надо, работать, - не уставала она повторять. - В работе нашей жизнь, радость».

Писательство для нее было высшей радостью.

В последние годы Любовь Федоровна писала исторические повести и романы. Для нее самой не был случайным такой, казалось бы, резкий переход из дня сегодняшнего в глубь веков. Ее давно уже манили сюжеты древней истории, любимым чтением стали древние писатели

Очень долго Любовь Федоровна не решалась взяться за свою первую историческую книгу. То, о чем она писала раньше, было ее родной стихией: все знакомо, все близко и понятно, на все можно было поглядеть своими глазами. А как увидеть то, что уже прошло, кануло безвозвратно в вечность?

Она стояла будто перед закрытой дверью, ведущей в незнакомые миры. Надо было старательно подготовиться к встрече с ними. И она готовилась. Она изучила горы исторических материалов, целиком погрузилась в ту эпоху, о которой собиралась писать. Она поехала в Среднюю Азию.

Бродила по узким улочкам древних городов Узбекистана, всматриваясь в лица людей, и восхищалась их красотой, гордой осанкой.

Вдумчиво, с интересом она входила в незнакомый ей ранее мир Востока и смотрела на все глазами художника. Она запоминала цвет неба и цвет пустыни в разное время года, подолгу глядела на горы вечерней зарей и на рассвете, любовалась цветением садов и яркими, непередаваемыми красками осени.

Так появились две ее книги: «Сын Зевса»- о детстве и юности македонского царя и «В глуби веков» - о его завоевательных походах и создании государства, включившего в себя земли Европы и Азии.

Впечатлений от знакомства со Средней Азией было так много и они оказались такими сильными, что писательница захотелось рассказать о полюбившемся крае, и появилась маленькая книжка «Сад под облаками» - о жизни узбекской детворы.

В 1976 году она умерла.

А сейчас мы попутешествуем по рассказу Л.Ф.Воронковой "Солнечный денёк" ,который вы должны были прочитать дома или в классе.

Кто читал тот легко справится со всеми заданиями.

Задание №1

Вам выданы карточки с вопросами и ответами. Ваша задача дать правильный ответ. Если вы читали этот рассказ, то справитесь с этим заданием.

1. Как зовут главную героиню рассказа Л.Ф.Воронковой «Солнечный денёк»?

МАРУСЯ ТАНЯ

2.Кто такой Снежок в рассказе Л.Ф.Воронковой «Солнечный денёк»?

ОВЕЧКА СОБАКА

3.Что украл дедушка у Тани за завтраком?

КОМПОТ ПИРОЖОК

4.Зачем послала бабушка Таню на чердак?

СОБРАТЬ ЯЙЦ А ПОГОНЯТЬ ГОЛУБЕЙ

5.Какую игрушку должна была Таня своей подруге Алёнке?

ОБЕЗЬЯНКУ КУКЛУ

6.Какое время года описано в рассказе «Солнечный денёк»?

ОСЕНЬ ЛЕТО

7.Кто укусил Дёмушку, когда ребята пошли на луг?

СОБАКА ПЧЕЛА

8.Из чего Таня сделала лодку?

ИЗ БУМАГИ ИЗ ДЕДОВОЙ ГАЛОШИ

9.Что любил рассказывать дед Тане за работой?

АНЕКДОТЫ СКАЗКИ

10.Как Таня называла самого близкого ей человека?

МАМА МАМУШКА

Задание №2

В рассказе Л.Ф.Воронковой присутствует много братьев наших меньших.

С помощью загадок попробуем их угадать.

По двору будильник ходит,

Он с хохлаток глаз не сводит,

Он в один и тот же час,

Утром поднимает нас. (ПЕТУХ)

***

В магазине не была,

На базаре не была,

А домой пришла-

Молока принесла.

Молока кому7

Хозяину своему!... (КОРОВА)

***

Готовит лакомство,

Хотя не повариха,

Иголку носит при себе,

А не портниха (ПЧЕЛА)

***

Длинная шея, красные лапки,

Щиплет за пятки, беги без оглядки (ГУСИ)

***

По горам, по долам

Ходит шуба и кафтан. (Овца)

Пробирается к корыту,

Оттирая всех бочком,

Покупатель неумытый

С неразменным пятачком. (ПОРОСЁНОК)

***

Попросил вчера пеструшку

Дать мне перьев на подушку,

А пеструшка мне в ответ:

Я б дала да лишних нет?-

И забилась под крыльцо:

Время, мол, снести яйцо (КУРИЦА)

***

Желанный гость

С далёкого края

Над окном живёт.

Сказки, сказочникам, рассказывает (ЛАСТОЧКА)

***

Не пахарь, не кузнец, не плотник,

А первый на селе работник (ЛОШАДЬ)

Задание №3

Сейчас вам выдам 2 вида карточек.

Ваша задача собрать их, отрывок и заглавие рассказа.

С шумом пролетела стайка маленьких чёрных ласточек, нагрянула на старую берёзу.

Пролетела, просвистела синим крылом большая ласточка, поймала на лету козявку и сунула детёнышу в широкий жадный рот. Маленькая птичка трепыхнула крылышками и чуть с ветки не свалилась. А остальные ещё пуще подняли крик.

Ласточки

Он уже успел сбегать на скотный двор, сунулся в свиную кормушку, промчался на реку к ребятам, которые ловили рыбу, и ухитрился стащить у них из ведра плотицу. Вернувшись, доел в своей плошке вчерашние щи, улёгся в холодке и решил вздремнуть.

Снежок

Поросёнок скучал в тесном и душном закутке. Когда дверь открылась, он сразу поднял пятачок, понюхал свежий воздух, радостно хрюкнул и со всех ног ринулся из овчарника.

Поросёнок

Ух, ты миленький! - воскликнула Таня.- Ух, ты хо­рошенький! А на лбу звёздочка!.. Жеребёнок поводил ушами, косился на Таню, прижимался к матке. А дед ласково уговаривал его:

Ну-ну, Соколик, не пугайся! Мы тебя не обидим

Маленький соколик

И руки и ноги сделаны, и светлая коса из чистого льна - заплетать можно. Осталось только одеть куклу да лицо нарисовать. Из синего сатина бабушка сшила кукле юбку, а кофту сделала из жёлтого атласа. Потом бабушка взяла чёрный карандаш, нарисовала кукле брови, глаза, нос. А красным карандашом нарисовала губы и сделала густой к руглый румянец.

Новая кукла

В сумеречном свете фонаря она увидела какого-то зверька. Этот зверёк, серый, с длинным хвостом, бесшумно лез вверх по столбу на овчарник.

Серенький зверёк

На этом наше мероприятие подошло к концу.

Воронкова Любовь Фёдоровна родилась в крестьянской семье - журналист, писательница.

Когда человека никто не любит, разве может человек жить на свете?

Воронкова Любовь Фёдоровна

Позднее ее семья переселилась в небольшую подмосковную деревушку, и этот период жизни оказался для писательницы очень важным, повлиявшим на характер ее творчества. Там, в деревне, у нее выработалась привычка к постоянному, терпеливому труду. Открылась красота русской природы. И она потянулась к перу, чтобы в стихах и прозе выразить свою любовь к земле и людям труда.

Уже взрослой она вернулась в Москву и стала сначала журналисткой. Много ездила по стране и писала о жизни на селе: ей была близка эта тема.

В 1940 году вышла ее первая книга «Шурка». Потом появились «Девочка из города», «Солнечный денек», «Гуси-лебеди». Эти книги, ставшие классикой детской литературы, говорят о главном: о любви к Родине, уважении к труду, людской доброте и отзывчивости. А еще — о преодолении себя: человеку страшно, но он идет, чтобы отвести беду от кого-то. Конечно, такой человек вырастет сильный духом и, когда это необходимо, окажется способным на подвиг.

Потому все в ее книгах живет, дышит, звучит. Там слышны голоса птиц и зверей, лесные шорохи, журчание ручья. И люди там живут, как в настоящей жизни: работают, думают, грустят и радуются, помогают друг другу. Там вся, правда.

У Любови Федоровны сердце было большое, чуткое, отзывчивое. А ее дом напоминал волшебный берег, где происходят всякие чудеса. Там были написаны ее книги. Там собирались ее друзья. Там она, как настоящая ведунья, разговаривала со своими цветами, будто те живые существа. А ранним утром будили ее там голоса постояльцев балкона: воробьи, синицы, две приметные галки, голуби. Она кормила их, добродушно ворча на них за бойкую говорливость.

Но и цветы и птицы — все это было лишь вступлением к главному чуду: к приходу героев будущих книг.

В нашей любви не было дружбы, а любовь без дружбы, без уважения – то же, что цветок без корня: она скоро увядает.

Воронкова Любовь Фёдоровна

Они появлялись, кто тихо, кто шумно, в соответствии со своим характером. И она, отбросив все земные заботы, садилась за рабочий стол. Самый обыкновенный стол, за которым уютно сидеть с друзьями, говорить с ними по душам, пить чай. Но это будет потом. А сейчас начиналось колдовство над рукописью. И так каждое утро, светлое, неприкосновенное ее время, отданное работе. И каждое утро — три страницы. Иначе не успеть написать все, что задумано. «Работать надо, работать, — не уставала она повторять. — В работе нашей жизнь, радость».