Потому что дела их были злы. Предисловие


Я, маг Сергей Артгром расскажу вам о ритуалах порчи через воду, как можно убрать крадник и вернуть удачу и счастье. Поговорим непременно и о порче через воду, как такую навести на врага.

В реальной магии немало сильных наработанных обрядов на избавление от вредоносных воздействий колдунов; есть сильные заговоры на воду от сглаза , и от иных влияний, направленных на деструкцию, разрушение. Вода – кровь земли, сила в ней необычайная. Вода все смоет, очистит человека от скверны, какой бы тяжести та ни была. В общем, рассмотрим вопрос со всех сторон. Итак, начнем с обряда на смерть врагу своему через мертвую воду.

Сделать на мертвой воде сильную порчу своему врагу

С водой много чего колдунами делается. Наводят черные обряды на разрушение на родниковую воду и на гнилую болотную воду, а также на святую воду делается сильная порча. Очень – мертвая вода. Если на воду с болота на слепоту делают или на сумасшествие, то силой мертвой воды кладут врага в гроб и отправляют на тот свет.

Однако не только на смерть делают порчу с мертвой водой.

Много чего наколдовать можно, имея воду с такой мощной энергетикой скорби и проклятий. Можно делать:

  • порчи на вымывание удачи,
  • на жесткое подчинение,
  • на то, чтоб истаяли душа и тело человека.

И много другого всякого. Мертвой водой является та вода, что каким-либо образом имела контакт с кладбищем и миром мертвых:

  • это и вода с кладбищенских луж,
  • и вода из ваз с цветами,
  • и снег с могилы,
  • и та вода, что с хлебом у гроба стоит.

Но, вода с обмывания покойника не в пример лучше для магической работы. Вот черный обряд смертельной порчи на мертвой воде, которую надо дать жертве с пищей. Ритуал работает весьма жестко, на смерть врага делается.

Способов заполучить мертвую воду для наведения порчи много.

А вот для этого обряда нужна вода из ваз, что стоят на могилах, куда цветы живые приносят. Воду эту нужно собрать с разных могил в стеклянную банку. В любой день делать это можно, да не на снятие порчи на воду, а как раз для смертельной порчи на гибель врага. Вода эта силу имеет, она проклятая, на ней слезы, и горе, и о мертвых. Всякий раз, сливая воду в банку, читать слова силы, да не для того, чтобы снять негатив с помощью воды , а чтобы навести порчу смертную на тех кто это заслужил:

«Мертвая вода омутом затянет, погубит».

С полной банкой идите к могиле с деревянным крестом. Да не просто чтоб крест стоял, а чтобы на нем распятие было креплено. Крест тот выдернуть из земли надо, на землю уложить, а банку поставить в ноги распятого и читать заговор порчи на воду , что для врагов приготовляется:

«Человеком нарожден, да человеком сгублен, кровь по кресту речкой темной, да в той реке черной да бесы любовались, да мертвые смеялись, да кровь та на целый род проклятием. Иже болью пропитана, слезой матери пополнена, да невинных вопиением, да гробовых досок, да дверей опочивален скрипением. Иже на целый род проклятием легло, то нынче указом люд изведет, ежели кого пожелаю, то сей водой в могилу спровожаю. То под ноги Христу распятому, да на отраду бесу лукавому то кровь мертвая, да не воскресная. Да со всех сторон, да в одно мечена погостом сим нарожденная, да водой ставшая, иже мертвая , да самого спаса сгубившая, так то люд одной капелькой, да в могилу одной душенькой. Иже сведешь, да на погибель сводишь, да то в тебе сокрытая удавка нелюдя хладного топор палача царского да пуля огнем шальная, да ночной поры пагубность твердая, да дневной поры пагубность резкая. Да тридцать три хвори в воде растворены, да смерти лики мукой мазаны, да все в воде сей сокрыто. Моим указом урытая, да на люд худом пущена. Аминь».


Сильный заговор, да то не заговор воды от порчи и сглаза, а как раз для сотворения проклятия на смерть врагу своему. Произнеся эти слова, немного полить на распятие. Затем закрыть банку крышкой, да и уйти, не оборачиваясь. Такую воду нельзя хранить дома, сила в ней разрушительная. Если вредить кому-то надумали, то полейте там, где враг ходит, и так скажите:

«С креста кровью, да кровь водой, да вода (имя) погибелью. Аминь».

Эти же слова сказать надо, когда творите черную порчу на мертвой воде, в питье подливаете, либо даете с пищей, чтоб тот, кого портить всерьез задумали, принял эту водицу внутрь. Одежду, которую часто носит враг, окропить можно. Так делать надо, чтоб соприкасался объект с этой водой. В мертвой воде сила смертная заключена, смерть тогда по пятам его пойдет.

А как узнать порчу сделанную на воду? Как диагностировать, чтобы выбрать сильные ритуалы снятия? Об этом поговорим далее.

Самостоятельно определить порчу на воду – способы магической диагностики

Если диагностику магического негатива осуществлять на картах Таро, то о порче на мертвую воду скажут карты в таком сочетании: 5 Кубков + Смерть + 9 Кубков. Кроме того, узнать порчу сделанную на воду , поможет и Туз Кубков. Этот Аркан Таро укажет на любое негативное воздействие с применением воды. Используя Таро, можно определить не только наличие негативного колдовства, но и увидеть автора такого воздействия.


Задав вопрос, и вытащив из колоды 1 карту, обратившись к своей интуиции, можно понять, кто воздействовал магически. Если необходимо уточнение, можно вытащить дополнительную карту. Однако если вы – начинающий таролог, не рекомендую брать более 1 дополнительной карты, т.к. каждая последующая карта будет не прояснять ситуацию, а делать все запутаннее.

Вы можете также для самостоятельного гадания на негатив использовать Руны. Диагностика порчи на Рунах лаконична и понятна. Для самостоятельного определения порчи на воде используйте трехрядный расклад «Рунический воск».

  • 1 ряд – четыре руны
  • 2 ряд – две руны
  • 3 ряд – одна руна

Если в данном раскладе в первом ряду в первой позиции находятся руны Эйваз, Турисаз, Хагалаз, Лагуз и Лагуз (пп), значит, порча однозначно присутствует.

  1. Первый ряд: здесь лежат руны, показывающие магический негатив (не только порчу); если есть, то на какой сфере жизни он отражается, и как влияет на кверента.
  2. Второй ряд: что или кто стал причиной негатива, если таковой имеется; здесь можно увидеть того, кто способен причинить вред.
  3. Третий ряд: руна показывает, через что был причинен вред; здесь ведется диагностика порчи по источнику.

Последующие руны укажут, на что влияет негатив.

  • Эйваз (порча делалась человеком, который имеет отношение к магии, или этот человек имеет особый интерес, )
  • Турисаз (порча сделана с целью мести)
  • Хагалаз (кверента словесно прокляли)
  • Лагуз (любовная магия, приворотная порча на менструальной крови с целью мести)
  • Лагуз (пп) (порча сделана через мертвую воду, либо землю с кладбища)

Как видим, именно перевернутая руна Лагуз помогает узнать порчу сделанную на воду. Если указанных рун в гадании на негатив не имеется, то непосредственно порчи нет. Однако руны могут указывать на внешние проблемы бытового характера, либо на проблемы со здоровьем. Если первой в первом ряду стоит Одал, а следом идут негативные руны, это может свидетельствовать на давнюю порчу, имеющую корни в прошлом.
Руны во втором ряду могут сказать о том, кем или каким образом принесен негатив в жизнь кверента. Если во втором ряду выпадает руна Маназ, можно сделать вывод, что человек сам является источником негатива. Что это может означать? Например, в прошлом поступил подло и несправедливо, что-то поднял в людном месте или на перекрестке, и тем самым взял на себя скинутую порчу, или переехал в порченый дом – вариантов может быть множество. Если во втором ряду появляются руны Гебо, Одал, Перто, Феху, это означает, что негатив не на кверенте, а на вещи, деле или отношениях. Если выпадает Беркана или Лагуз – инициировала порчу женщина. Если Тейваз или Турисаз – мужчина.

ВНИМАНИЕ ВАЖНО : Я, маг Сергей Артгром всем рекомендую носить проверенный Талисман для привлечения энергии денег и везения. Этот мощный Амулет притягивает удачу и богатство. ДЕНЕЖНЫЙ АМУЛЕТ изготавливается строго индивидуально, под имя конкретного человека и его дату рождения. Главное его сразу правильно настроить на себя в соответствии с высылаемой инструкцией, одинаково хорошо подходит для людей любого вероисповедания

Третий ряд диагностики на негатив для уточнения, как сделали порчу: если выпадает Гебо, значит, порча была нанесена через подарок, Одал свидетельствует о подкладе, Феху – сделано через что-то, что кверент держал в руках, возможен переклад. Лагуз, либо Беркана скажут о магическом окорме или опое, таким образом, эти руны помогают самостоятельно определить порчу через воду . Понятно, что, увидев магический негатив на себе или другом человеке, его нужно снимать.

Помогает ли святая вода от сглаза и порчи

Вода в колдовских ритуалах применяется как для наведения порч, так и для их снятия, очищения человека от всякого энергетического негатива. Если ситуация не критическая, а негатив не очень сильный – бытовая непрофессиональная порча, то можно самостоятельно с помощью святой воды снять сглаз.

Святая вода дает так называемую эгрегорную помощь и защиту.

Но, если вы не активно верующий, не ходите в церковь, не молитесь, не платите, не кормите церковный эгрегор, т.е. вы, как говорили в старину, нехристь, вы эгрегору не интересны, и никакую помощь от святой воды вы не получите. Я, маг Сергей Артгром заострю, это нужно понимать. Так что, святая вода – не панацея от черной магии, как бы громко ее не рекламировали. И наоборот, если вы попадаете под юрисдикцию церковного эгрегора, то вы можете по необходимости умываться святой водой от сглаза , читать молитвы и белые заговоры на воду, и, действительно, сила энергетической порчи (сглаза) будет гаситься.

Сглаз представляет собой форму негативной энергии, снять которую большого труда не составит. В основном люди, даже не имеющие отношения к магии, справляются , применяя святую воду от сглаза и энергетического негатива. Некоторые пользуется помощью практикующих магов. Тут главное быть верующим христианином, иметь дома православные иконы, святую воду и знать нужные молитвы. Порой достаточно крещенного младенца, пострадавшего от сглаза, с молитвой умыть святой водой, чтобы снять деструктивную энергию, которую наслали завистники и злые люди.

Как в домашних условиях смыть с себя сглаз святой водой

Если вы ощутили слабость и есть признаки сглаза, сделайте теплую ванну и добавьте святую воду, читая при этом слова белого заговор от сглаза:

«В чистом поле береза белая стоит, качается, от ветра склоняется. Укоров не знает, от зависти не страдает, от злости не вянет, солнцу радуется, дождю кланяется. Так быть и мне свободной с этой любовью водной. Аминь».

Затем вступите в воду, читайте молитву «Отче наш» и погружайтесь с головой, повторяя молитву. Об этом белом ритуале люди которые сами делали его дома отзываются, как о действенном, позволяющем самому снять с себя сглаз водой. Бывают случаи сильного сглаза, при котором энергетическая оболочка человека значительно повреждена. В этом случае можно зажечь церковные свечи, и поставить их по краям ванны.

Я, маг Сергей Артгром считаю, что, в колдовстве много способов в домашних условиях снять сглаз водой . Белые маги используют обычно воду святую или родниковую. Черные колдуны также – с хорошими результатами, работают с ключевой водой, избавляя жертв от наведенных воздействий проклятий, направленных на деструкцию, разрушение.

Хороши способы снятия сглаза с помощью воды с солью.

Но, сглаз не самое страшное воздействие. Нередко люди попадают в куда более серьезные ситуации. Однако все поправимо. Я, маг Сергей Артгром хочу предложить вам мощный обряд снятия порчи на воду; этот колдовской ритуал не для самостоятельного применения. Выполняется он практикующим магом или человеком хорошо разбирающимся в аспектах реального колдовства. Снимает сильную порчу, а также помогает человеку вернуть свое после крадника.

Читать заговор на воду от сглаза и порчи – вернуть украденное колдунами

К практикующему магу люди приходят разные. А проблема снятия порчи – одна из актуальных. Как вернуть после порчи свою судьбу, удачу, здоровье? Вот обряд на снятие негатива и на возврат украденного, делают который на рассвете. Это не домашний заговор на воду для снятия порчи , всю работу маг проводит у природного родника. Делать на растущую луну. Должен хорошо просматриваться горизонт и восходящее солнце.

Вот, что нужно иметь для магического обряда снятия порчи на воду:

  1. емкость с водой из источника
  2. ритуальный нож
  3. отвар полыни

Одежда свободная, без поясов, как у мага, так и у жертвы. Оба босиком. Оба с распущенными волосами, без украшений. В емкость с родниковой водой добавить отвар полыни. Поставить больного на колени, лицом на восход солнца. Нож и вода в руках колдуна. Призвать покровительствующие Силы. И начинать обходить больного в по восходу солнца, поочередно втыкая нож в землю: перед пациентом, затем справа, затем сзади и слева. Лезвие колдовского ножа направлено плашмя к больному, не острой гранью, это важно. Три круга с водой идти по часовой стрелке. Всякий раз, вынимая нож из земли, окунать его в воду и в голос читать, глядя на жертву, ради которого делается обряд снятия порчи на воду:

«Как встанет на восток солнце ясное, и нет ему ни препон ни преград, так жизни твоей (имя) ясный путь. Как крепка да сильна Мать сыра Земля,


Завершая третий круг, маг кладет земной поклон, касаясь лбом земли и прижав нож к груди. Пациент встает на ноги, раскидывает руки в стороны и, глядя на восходящее солнце, произносит:

«Мое время пришло, мое солнце – взошло! Все, что было украдено – обратно пришло».

Затем маг берет емкость с водой, и начинаем проходить 3 круга по часовой стрелке, разбрызгивая воду рукой по кругу, читая заговор на воду от порчи:

«Не стоять (имя) поперек, да , пакости не совать, ни слабому, ни сильному, ни молодому, ни старому, ни колдуну ни ведьмаку, бабе ли мужику. Кто поперек (имя) пойдет, тот ниц падет, станет он аки ковыль полевой, гарь-прах с пепелища да колос пустой. Закрыл, замкнул, кому надо, вернул, пособой да силой Ветра, Воды, Матери сырой Земли».

Сделав 3 полных круга, поклониться солнцу, лесу, воде и молча уходить домой.

Сказал Господь: ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него. Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия. Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы; ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы, а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны.

Любовь Божия – в предании Своего Сына за мир. Нам открывается великая евангельская тайна: так возлюбил Бог мир что отдал Сына Своего Единородного. Иисус Христос – единый и единственный Сын Божий. Теперь, когда Бог отдал Своего Сына за нас, мы знаем, что Он любит нас. Чтобы искупить и спасти человека, угодно было Богу отдать Сына Своего Единородного. Он отдал Его – на страдание и смерть за нас. Его враги не могли бы взять Его, если бы Отец Небесный не предал Его им.

В этом явилась любовь Божия к миру. Так возлюбил Бог мир, так подлинно, так безмерно. Будем видеть это и изумляться тому, что величайший Бог так возлюбил ничего сам по себе не значащий мир, что святейший Бог так возлюбил лежащий во зле мир. Иудеи гордились тем, что Мессия будет послан только ради их народа. Но Христос говорит им, что Он пришел с любовью ко всему миру – к язычникам и иудеям. Он предлагает жизнь и спасение всем.

Так возлюбил Бог мир, что послал Сына Своего в него с этим невероятным предложением, что всякий верующий в Него не погибнет. Вот самое главное призвание человека – веровать в Иисуса Христа. И самое великое благодеяние, какое только может быть: верующий в Него не погибнет. Бог освобождает нас от наших грехов. Мы не умрем. Прощение куплено для нас Его кровью. Верующим в Него принадлежит радость небес – жизнь вечная. Он пришел в мир не судить мир, но спасти. Хотя мир был исполнен греха, Господь не начал с суда осуждения, но поставил его перед судом престола благодати. Бог во Христе примирил мир с Собою и спас его.

Потому верующий в Него не погибнет. Но печально состояние тех, кто упорствует в нежелании знать истину. Они уже осуждены. Они не веруют во имя Единородного Сына Божия, Который бесконечно истинен и заслуживает веры, и бесконечно благ и заслуживает приятия. Бог послал ради нашего спасения Того, Кто бесконечно дорог Ему – неужели Он не будет дорог нам?

И вот приговор противящимся Христу: свет пришел в мир, но они возлюбили тьму больше света. Невежество и заблуждение они предпочитают истине и правде. Рабство предпочитают свободе, смерть – жизни. Подлинная причина предпочтения тьмы свету в том, что дела их злы, и они хотят скрыть их, от стыда или от страха наказания. Они нарочно закрывают глаза, чтобы не видеть свет. Таков духовный закон: всякий, творящий зло, ненавидит свет. И то, что до явления света Христова могло не восприниматься как грех, теперь, в свете Его новой заповеди о любви, может открыться чрезвычайно греховным. Одни, и среди них мытари и блудницы, с покаянием обращаются ко Господу, другие, не желая расстаться с грехом, ненавидят свет. Откуда в мире ненависть ко Христу и к Церкви Его? От любви ко греху. Те, кто не идет к свету, свидетельствуют о своей затаенной ненависти к свету. Начнись гонения – и они будут на стороне гонителей. Христос и Церковь мешают жить, и их надо устранить. А те, кто живет истиной, идет к свету. Потому что свет утверждает и утешает ходящих в непорочности.

Человек – настолько человек, насколько он стремится жить по истине и правде. Хотя он может порой уклоняться от делания добра, он снова и снова, несмотря на свои немощи, возвращается к свету. Живущий истиной желает знать истину и волю Божию, и в нем решимость – исполнить ее, даже если это требует от него отказа от собственной воли. Печать всякого истинно доброго дела – то, что оно совершается через Бога. Наши дела тогда подлинно добры, когда они исполнены крепости Божией, когда мы совершаем их ради Бога. Они причастны крестной воле Бога, и они будут увенчаны славой Его Воскресения.

Скончался Егор Тимурович Гайдар. Может сам скончался, может помогли. Помочь могли, вплоть до того, что после убийства Литвиненко официально говорили об отравлении Гайдара полонием.

Чем занимался Гайдар в последние годы, населению было знать не положено. Мол, отлезь гнида, человек «работает с документами».

Всякого рода скудоумные неумности деревенских коммунистов о «вурдалаке Гайдаре» можно отмести не глядя. Не было у Егора Тимуровича ни излишней инфернальности, ни особой жестокости. Интеллигентный человек, неглупый. Думаю лично добрый и совестливый. Потому что интеллигентный. Ведь культура и нравственность идут рука об руку. Окончил начальную школу, стал не только умнее, но и лучше. Средняя школа – ещё лучше и добрее. Высшая – ещё нравственная ступенька. Нравственность и культура очень связаны. Исключения бывают, но редко. Гайдар к числу этих исключений не относился. Рук на татами людям не выламывал, читал книжки.

В результате, в том числе, и его деятельности мы имеем то что имеем – криминальную Полуколумбию с насквозь коррумпированной, а отчасти и криминализированной властью. Но было ли это сознательной целью Гайдара? Я думаю, пока он не махнул на РФ рукой в стиле «что выросло то выросло», такая перспектива его ужасала. Более того, он слишком оптимистично оценивал ситуацию и считал подобное маловероятным.

Поэтому с точки зрения стилистики эпохи (а это вещь вообще мощная, а в России КРАЙНЕ мощная), было бы правильно, чтобы его убили. Невольно поучаствовал в создании системы, система его прихлопнула. Тоже невольно. Логично.

Люди плохо себе отдают отчёт в том, что такое реформы (если это конечно не «реформы» вывесок на трамвайных остановках). Реформатор это ПРЕСТУПНИК, раскольниковский Наполеон, перешагивающий через Правила во имя высших целей.

Существует несколько душещипательных версий о гибели «Титаника». Одни считают капитана трусом и раззявой, другие героем. Реальность же состоит в том, что он был капитаном. Насколько я могу судить, ситуация развивалась так.

«Титаник» получил страшную пробоину, и капитану стало ясно, что всё это великолепие – с гостиницами, ресторанами и танцполами пойдёт на дно. Быстро и безнадёжно. В ту эпоху коммуникации только развивались, азбука Морзе была новинкой. Спутников и вертолётов не было. Плавсредства на «Титанике» были только для части пассажиров. Ещё хуже было то, что речь шла не об эвакуации крейсера с обученным экипажем, а об огромном числе людей, которые и на море-то оказались в первый раз. Тогда капитан поступил так.

1. Задраил люки нижних палуб и заблокировал наименее ценный контингент. То есть обрёк на смерть людей, который ехали в один конец 3-4 классом – бедных эмигрантов. Эти заплатили поменьше других и получили тот сервис, на который подписались. Потом в газетах объяснили, что эти несчастные «запутались в лабиринтах коридоров и не смогли выйти на верхнюю палубу». Угу.

2. Одновременно был отдан приказ о пропуске на шлюпки только женщин и детей. Это была ошибка, потому что для пассажиров 1-2 классов шлюпок хватало с избытком. С одного борта они спускались полупустые, а с другой полные – с другого бока офицер сориентировался и не стал исполнять приказ капитана слепо. Те богатые, которые погибли на «Титанике», погибли из-за рассогласованности приказов.

Но и то, что было сделано в той ситуации, это очень много. Это действовал Человек. Он отдавал приказы через слепящую темноту смерти. Которая светила в лицо. Тогда уже ничего не хочется. Человек цепенеет. Этот «трус и разгильдяй» на автопилоте смог сделать несколько распоряжений и предотвратил самодав, от которого погибли бы все.

Вот это и есть «реформы». Стоит на палубе бледный человек с потусторонним взглядом и отдает приказы. Всегда с ошибками. Но если его не будет, не будет вообще ничего. Крышка.

Капитан «Титаника» конечно погиб на капитанском мостике. Приказ задраить выходы на палубу означал смертный приговор себе – капитан уходит с корабля последним.

Таких людей МАЛО. Их выращивают. Был ли Гайдар таким человеком?

Гениальная сцена в пингфлойдовской «Стене»: сумасшедший герой пытается восстановить мир и складывает на полу узор из обломков сломанных и разрушенных вещей. Под грустную тоскливую музыку.

Попытаемся сложить узор Гайдара.

Основоположником рода советских лордов Гайдаров считается некий «Голиков». Кто таков - непонятно. Писал весьма и весьма странные рассказы и повести из жизни красных скаутов, сам был исполосован безопасной бритвой – несколько сотен шрамов внизу живота и на руках. Резался сам, длительное время лежал в психушках. Ранняя биография известна с его слов, хотя по его же словам он страдал патологической лживостью. Только версий происхождения его псевдонима насчитывается пять штук. Как я понимаю, никто всерьёз происхождением Голикова-Перекатова до сих пор не занимался. Повторяют бред о «командире полка в 15 лет».

Одной из жён Голикова была некая Рахиль Лазаревна Соломянская, как-то плавно ставшая Лией. Или Рувой. Или Ралей. Как и положено цыганам, Рахиль-Лия-Рува-Раля, жизнь вела праздничную. Например ее в 1938 году посадили как жену врага народа, а в 1940 вернули на своё место. Мол, звиняйте, тетечка, ошибка вышла. Мужа впрочем расстреляли. Работал в газете «За пищевую индустрию». Звали его тоже празднично, с огоньком: «Израиль Михайлович Разин». Следующим мужем был «Самсон Вольфович Глязер». Тоже неплохо. Катался на коньках, вместе с женой писал книжки типа «Олимпиада во дворе, где живут «весёлые чижи»». Пинали таких чижей утята ластами. Кроме коньков с супругом Рахиль-Лия-Рува-Раля и такую книжку написала: «Иван Мордехаевич Болотников». В серии «школьная историческая библиотека». Про то, как трудящиеся с царизмом боролись.

А в 60-х Рахиль-Лия-Рува-Раля для советских ребят написала сценарий мультика по сказке Киплинга «Рики-Тики-Тави».

Тимур стал вроде бы солидным человеком, Капитаном. Даже адмиралом. Только контр-адмирал Тимур Гайдар липовый. Партийный агитатор, на флоте практически не служил. Кроме бессмысленных бездарных агиток поманеньку шпионил, но за своими – в странах «народной демократии». Такого не то, что на «Титаник» - на баржу нельзя. Утопит.

Зато жена картонного моряка вроде из солидных. Дочь знаменитого писателя Бажова. Охо-хо. Наивные люди при этом имени наверно представляют себе уральского сказителя с гуслями. Истинно-русского человека. Не совсем так. Бажов в 1917 году был активным эсером, в 1918 стал большевиком. В 1940-1950 годах возглавлял писательскую организацию Свердловской области, до этого одно время руководил цензурным ведомством. Писал ли он свои сказы сам – большой вопрос. Чтобы понять менталитет человечка достаточно привести всего одну цитату современника:

“Публичные выступления Павла Петровича всегда являлись образцом большевистской принципиальности. Критиковал он резко и прямо, без каких-либо околичностей. Но никто не слыхал от него грубого слова, сказанного в раздражении. Как настоящий коммунист, он помогал исправлять ошибки. Там же, где он видел несоветское отношение к делу, Павел Петрович был беспощаден. Так, например, Бажов решительно высказался за исключение из партии Рябинина, когда убедился в непартийности его поведения”.

Вот такие «уральские сказы». В 1941 году на Урал эвакуировалось большое число писателей из столиц: Москвы, Ленинграда, Киева. Все они поступили в формальное подчинение Бажова. Он ведал выделением жилья, карточек, трудоустройством. Внезапно у старика начался прилив творчества. Пошли «Малахитовые шкатулки». Сборник сказов издали в столице, а в следующем году и в метрополии – в лондонском издательстве «Хатчинсон». В 1945 году в Англии вышло второе издание, а в 1946 году сняли фильм про Данилу–мастера и его чашу, сделавшего Бажова всесоюзным сказочником. Бажова повысили до Человека Доброй Воли и ввели в международное «Движение за мир». Вышла чаша у мастера на славу.

Любопытно, что сам Бажов действительно имеет отношение к сказам, но скорее идеологическое. В 20-30-е годы он разрабатывал идею «рабочих сказок». Мол, у крестьян – «сказки», а у рабочих - «сказы». Их надо собирать у сознательных старых рабочих. Поставишь старичку поллитровку, и он, значится, тебе прямо у токарного станка сказ выдаст. Про Огневушку-поскакушку али Ящерку какую. Он так и писал: сказы рассказаны старым рабочим Хмелининым-Слышко по кличке «Стаканчик». За стаканчик, значит, рассказывал масонские байки. А умные люди взяли на карандаш, издали в Лондоне.

Спору нет, Бажов, или точнее Бажев, русский. Матушку правда Августой Стефановной звали. Ну так на это вера особая имеется. Может ли русский быть большевиком? На кой ляд там урод косорожий… Вот, правильно. Угадали. Ежели из сектантов австрийского согласия, то во вредители примут. ПОЛЕЗЕН. Опять же на настоящих русских похож. Можно показывать указкой. Говорите, что в РСДРП одни евреи, поляки, латыши и чучмеки. Никак нет. Вот же Евлампий Харитонович Сыроежкин. И борода, и нос картошкой, и глазки голубенькие. А то, что в панёву одет особую, так это он член Галактического Братства Чгругмажогла Кумберлендского. Истинно русский человек.

Бажов описывает свою встречу со Свердловым в 1905 году: «Меня Якову Михайловичу отрекомендовали тогда так: "Очень своеобразный чудак, который рассчитывает, что рабочему классу помогут старообрядческие толстосумы".

Только он врёт всё. Как и Гайдар. Бажов якобы был советским разведчиком в колчаковском тылу, вжился в образ, после войны жил под выдуманной фамилией Бахеева и т.д. и т.п.

Перед нами ЗАСРАНЦЫ и ни одному слову сказочников верить не надо. Только следователь, только с протоколами и описями. Это не уважаемые люди, а шантрапа, аферисты, голь перекатная. Да ещё шарахнутая по голове.

Ну что же подходим к финалу. «Нет повести печальнее на свете». В 1956 году в семье советского лорда рождается солнечный Егорка. Нормальный мальчик. С папой и мамой. Без галактических сект, ритуальных обрезаний, полосовки бритвами, без сказов слесарей-алкоголиков о проклятом царизме. Никакого Сталина уже нет. Есть шестидесятничество, есть нормальное невоенное детство, школа, университет. Даже Запад, который любящий папка на своей горбушке показывает: смотри сынок, как люди живут.

Ну, не замок, не родовое поместье с картинами предков. Но городская квартира с фотографиями есть… А на фотографиях перемигиваются, крючат рожи, играют в чехарду андеграудные черти.

Егорка бросается к жене, хочет начать новую жизнь. Нормальную, без карнавализма. А у жены свой альбом. Она дочь одного из Стругацких. Руматы, Вуматы, прогрессоры-людены, трудно быть лебедем, улитка на склоне. У Стругацких собакоголовая улитка-папа, пляшущая на сковородке тарантеллу: «революционер Натан Соломонович Стругацкий».

История болезни талантливого азиата такая:

В феврале-ноябре 1917 года сотрудник Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов, затем завотдела народного образования Псковского губревкома, комиссар продотряда, инструктор политотдела 2-й Конной армии на Южном фронте, военный комиссар кавалерийской бригады и заместитель начальника политотдела 5-й дивизии Северо-Кавказского военного округа, главный редактор газеты «Трудовой Аджаристан» в Батуме, заместитель заведующего отделом печати Ленинградского обкома ВКП(б), заведующий методической частью музейно-экскурсионного сектора отдела народного образования (ОНО), научный сотрудник Государственного Русского музея, начальником политотдела зерновых совхозов «Гигант» и «Зеленовский» в Сталинградской области;начальник краевого управления искусств в Сталинграде, главный библиотекарь отдела эстампов в Ленинградской Публичной библиотеке имени М. Е. Салтыкова-Щедрина,. автор книги-каталога советского плаката за период Гражданской войны.

По-моему это сумасшедший. Чо-то крутится цыган, а хочется подойти и сказать:

Слушай, дядя. А шёл бы ты отдохнуть. Европейцы без тебя справятся. Ты попляши в другом месте, или просто сосни чутка. Устали от тя. Можешь как предки – тряпки по дворам собирать.

Причём у всех карнавалистов по несколько браков, дети часто приемные. Биографии самые причудливые. Например, от одной из жён у Егора Тимуровича рождается дочурка, которая потом с отчимом уезжает в Боливию, живёт в красавице Кочабамбе. Затем окрепнув, приезжает в РФ заниматься политикой. В стиле

Я маленькая девочка,
Я в школу не хожу.
Дайте мне копеечку,
Я попку покажу.

Карнавализм, постмодернизм.

Которого, подчёркиваю, в самом Гайдаре нет. Просто его собрали из лоскутков разрушенного мира. И подвиг его, его жизненная задача – это не стоять на капитанском мостике и чертить маршрут по линейке под ледяным ветром, а попытаться из перепаянного себя собрать обычного человека. Обывателя.

В этом смысле для меня фигура Гайдара трагическая и я ему искренне сочувствовал. Он был умнее и лучше своего окружения. Но умный человек, интеллектуал мог появиться в РФ только из обрывков и обрезков. В смысле СВОЙ, не враждебный советскому миру в его основаниях. Который считал бы СССР своим и был там хозяином. Но мир СССР это перепаянный мир Франкенштейна. И сам Гайдар – Франкенштейн. Вроде существо страшное своей искусственностью. А по сути зависимое и слабое. В любом случае это не хозяин. Может ли Франкенштейн изменить свою жизнь? НИ-КОГ-ДА. Нет хозяев – нет реформ. Только метод проб и ошибок.

Толковая Библия Толкование на Евангелие от Иоанна

"Увидеть" – значит войти, принять участие, воспользоваться благами нового Царства (ср. ).

. Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться?

Из слов Христа Никодим должен был заключить, что Он признает необходимыми для вступления в новое Царство не «научение», а «обновление» всей жизни, такое внутреннее изменение в человеке, которое может сравниться только с естественным рождением. И Никодим действительно понял, что Христос здесь требует совсем другого, чем Иоанн Креститель, призывавший к покаянию (μετανοεῖσθαι ). В покаянии человек сам, хотя и не без помощи Божией, старался изменить свою жизнь, а в том новом рождении, о котором говорил Никодиму Христос, человек являлся существом страдательным, вполне подчиненным силе Божией, подобно тому как без всякого собственного соизволения дитя рождается на свет (об условиях, какие предъявляются самому ищущему возрождения человеку, Христос пока не говорит, о них будет речь особо в стихах 12–21). Никодиму хотелось бы снова пережить свою жизнь, так неудачно уже почти прожитую. Но разве можно надеяться на то, что в этой новой второй жизни – если бы она была возможна – он был бы свободен от своих природных слабостей и греховных привычек, которые делали для него невозможным достижение идеала? Где гарантия того, что такая новая жизнь, жизнь «сначала» действительно могла бы пойти по-новому? Такой смысл имеет первый вопрос Никодима. Вторым же вопросом он хочет сказать, что ему вполне ясна невозможность повторения рождения и что он, следовательно, не может удовлетворить требованию Христа (см. стих 3).

. Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие.

Никодим не понял, каким образом человек может родиться для новой жизни, и Христос указывает ему два фактора, под действием которых это новое рождение возможно. Это, во-первых, «вода», т.е. то, что всего ближе, вода, которая в Иоанновом крещении служила символом очищения от грехов. Никодиму нужно креститься сначала крещением Иоанновым и исповедать со всей искренностью свои грехи. Это и будет для него первым шагом к возрождению. Затем он должен получить «Духа» Святого – это уже со временем даровано будет ему от Бога. То и другое необходимо для каждого, кто хочет войти в Царство Божие.

И Никодиму еще не поздно было исполнить первое условие, потому что Иоанн еще продолжал крестить, а кроме того, и Сам Христос через Своих учеников также совершал крещение покаяния (). Духа же Святого он должен был получить после. Итак, следовательно, первая половина вопроса Никодима нашла себе разрешение. Хотя он, Никодим, стар и в силу того сжился со своими предрассудками и склонностями, тем не менее он должен осознать и исповедать свою греховность, а затем уже Дух Святой даст ему силы для новой жизни .

. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух.

В ответ на вторую половину вопроса Никодима, можно ли снова родиться по плоти, Христос говорит, что в таком вторичном рождении по плоти – которое, конечно, и невозможно – нет никакой пользы. Все, что родится от плоти – это общее правило, приложимое и к тому второму рождению, о котором думает Никодим, – «есть плоть» , т.е. подчинено греховным наклонностям ( и др.). Новая духовная, святая жизнь может возникнуть только под действием Духа Божия. Это будет уже действительно возрождение.

. Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше.

Христос видит, что Никодим удивляется такому решительному заявлению о необходимости возрождения, и поэтому приглашает Никодима перейти от удивления к скорейшему осуществлению предъявленного ему Христом требования .

. Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа.

Никодим, по-видимому, не переставал в себе удивляться, как возможно ему, старому человеку, отрешиться от всяких греховных наклонностей и привычек. Он хотел понять, как совершается этот процесс духовного возрождения человека. Но Христос притчей разъясняет ему, что он всего понять своим разумом не может. Вот, например, «ветер» (по-русски неточно – «дух») . Разве Никодим в состоянии объяснить себе, откуда ветер приходит и куда уходит? Точно так же нет ничего удивительного в том, что Никодим не понимает, как действует на человека Дух Божий.

Рассмотрим, однако, в подробностях сравнение, употребленное Христом. Во-первых, Он говорит о ветре, что он имеет полную свободу движения: человек не может успокоить ветер или заставить его изменить свое направление. Во-вторых, действие ветра чувствуется даже и тогда, когда от него всячески ограждают себя: его слышно и при запертых дверях. В-третьих, не знают пункта, с которого начинается движение ветра в каждом данном случае, и того конечного пункта, до какого доходит это движение.

Действию ветра подобно и действие Духа Божия в человеке. Во-первых, Дух действует там, где хочет (ср. ), и Его нельзя присвоить себе силою, а можно получить только как дар (). Во-вторых, присутствие Духа нельзя не приметить тому, кто возрожден Духом: даже и другие, не совсем глухие и слепые, чувствуют, что в возрожденном присутствует и действует этот Дух (). В-третьих, ни сам возрожденный, ни кто-либо другой не может определить, где, когда и как Дух начал оказывать на него действие. Так же мало знают возрожденные и о своем последнем состоянии, к которому их ведет Дух (). Возникновение и завершение жизни возрожденного человека – это тайна, и тем не менее это не мешает или, точнее, не должно побуждать человека сомневаться в истинности возрождения.

. Никодим сказал Ему в ответ: как это может быть?

Никодим теперь уже спрашивает о том, как сказанное Христом (ταῦτα – «сие», множественное число) может прийти в осуществление. Здесь слышится не сомнение в возможности самого факта возрождения, а желание узнать путь, которым можно прийти к возрождению. При этом Никодим не спрашивает: «что я должен делать?» Он хочет знать, чего ему нужно ожидать от Бога, так как он понял, что возрождение должно быть делом Божиим, а не человеческим.

. Иисус отвечал и сказал ему: ты – учитель Израилев, и этого ли не знаешь?

В тоне легкого упрека Христос говорит Никодиму, что ему-то как профессиональному учителю израильского народа, раввину (ср. стих 1) следовало бы знать, что в Ветхом Завете было сказано о самом процессе возрождения. Пророки немало говорили об излиянии нового духа, о даровании людям новых сердец, о полноте Богопознания и о пробуждении в человеке склонности к исполнению воли Божией. Они же часто говорили, что обращение человека к Богу, призывание Бога есть необходимое условие для получения мессианского спасения.

. Истинно, истинно говорю тебе: Мы говорим о том, что знаем, и свидетельствуем о том, что видели, а вы свидетельства Нашего не принимаете.

Христос начинает теперь учить Никодима тому, чему он не научился из Писания, хотя и мог научиться. Прежде всего Он жалуется на недостаток веры у Никодима и всего ученого сословия раввинов.

"Мы" . Христос в Евангелиях нигде не говорит о Себе во множественном числе, следовательно, здесь Он, кроме Себя, имеет в виду кого-либо другого. Кого же? Учеников Своих? Нет, ученики Его еще не выступали с Ним в качестве проповедников. Естественнее всего здесь видеть указание на Иоанна Крестителя, который в то время с успехом продолжал свою деятельность (Ин. 3и сл.). Деятельность Иоанна и деятельность Христа – это две ступени единого откровения Божия. Оба они являются вполне достойными доверия свидетелями, потому что говорят о том, что видели (Иоанн, конечно, в состоянии пророческого вдохновения, – ср. : «и я видел и засвидетельствовал» , – а Христос в силу Своего непрерывного общения с Отцом, ). Тем не менее, Никодим и другие ему подобные «не принимают» свидетельства Иоанна и Христа. Таким образом, веру из-за знамений, которую обнаружили в то время многие бывшие на празднике Пасхи в Иерусалиме, Христос не признает настоящей верой – это скорее может быть названо неверием!

. Если Я сказал вам о земном, и вы не верите, – как поверите, если буду говорить вам о небесном?

Но деятельность Иоанна уже идет к концу, тогда как Христос только еще начинает Свою. Поэтому, бросая взгляд на ближайшее будущее, Он говорит уже только о том, как иудейские раввины отнесутся к Нему. Это отношение едва ли будет доброжелательным. Они не верят Христу даже теперь, когда Он говорит им о земном (τὰ ἐπίγεια ), т.е. о Царстве Божием, как оно проявляется в земных отношениях. Христос под «земным» мог разуметь здесь все то, что доселе () сказано Им о храме и богослужении, о покаянии и вере, о водном крещении и возрождении. Могут ли раввины с верой принять Его учение о «небесном» (τὰ ἐπουράνια )? Здесь Христос, конечно, имел в виду высшую, небесную сторону Царства Божия, о которой Он не мог не сказать со временем Своим слушателям, иначе Его учение осталось бы неполным, и потому истинным только наполовину. Но люди, подобные Никодиму, едва ли отнесутся с доверием к свидетельству Христа о таких предметах, которые стоят выше их разумения и вообще не подлежат проверке путем опыта.

. Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах.

Однако имеет ли Христос право сказать, что Он знает и то, что выше мира, что составляет тайну неба? Да, Он такое право имеет. В самом деле, говорить о небесном вполне может тот, кто был на небе, а Христос, и только Он один, действительно, был и постоянно продолжает пребывать на небесах. Он и сошел с неба. Некоторые толкователи (например, проф. Богословский) понимают употребленное здесь Христом выражение «взойти на небо» в переносном смысле, как обозначающее «полное и совершенное знание тайн Божиих». Но с таким толкованием нельзя согласиться, потому что в таком случае мы должны будем глагол «восходить» (ἀναβαίνειν ) лишить связи с глаголом «сходить» («сшедший с небес» – καταβαίνειν ), а между этими обоими глаголами здесь, несомненно, существует тесное взаимоотношение. Если мы поймем глагол «восходить» в переносном смысле, то в таком же смысле должны будем понять и глагол «сходить». Но что же в таком случае будет означать выражение: «сшедший с небес»? Не разрушится ли этим представление о бытии Логоса и до Его воплощения? Поэтому, не представляя себе восхождение и схождение Христа с неба в грубо-пространственном смысле, необходимо все-таки видеть в рассматриваемом месте учение о том, что Христос как личность существовал уже в Боге до Своего воплощения. И смысл 13-го стиха можно передать так: «никакой человек (Ангелы здесь в виду не имеются, так как они «всегда видят лице Отца Небесного» , – ) не взошел на небо – и значит, не был на небе прежде чем жить на земле – кроме Того Сына Человеческого (см. ), Который сошел с неба и даже теперь божественной стороной Своего существа пребывает на небе» (выражение «сущий на небесах» имеется далеко не во всех кодексах, но новейшие критики скорее склоняются к признанию его подлинным, чем вставленным после; см., например, Цан, с. 197) .

. И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому,

. дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.

Христос только что сказал Никодиму о Своем вечном существовании по Божеству Своему и о Своем воплощении. Теперь Он сообщает ему другую великую тайну – тайну спасения всех людей Своей крестной и последующим затем Своим прославлением. Раскрывает Христос это учение посредством сравнения вознесенного Моисеем на древко медного змия с Самим Собою. Там, в пустыне, Моисей выставил на вид всего израильского лагеря медное изображение змия для того, чтобы каждый ужаленный змеей еврей мог обратить взор к этому изображению и с верой в Иегову ожидать исцеления. Христос также будет вознесен сначала на крест, а потом на небо (выражение ὑψωθῆναι – «вознестись» имеет здесь двойственный смысл , чтобы каждый, кто верует, имел в Нем жизнь вечную («верующий в Него» – перевод неточный, потому что выражение ἐν αὐτῷ , «в Нем», нельзя ставить в зависимость от глагола πιστεύειν ; чтение же εἰς αὐτόν , «в Него», считается менее засвидетельствованным). Но при сходстве между медным змием и Христом существует и важное различие. Во-первых, спасительное действие первого простиралось только на один народ, а спасительное действие Второго будет простираться на человечество вообще: "всякий" может спастись благодаря Христу. Во-вторых, змий давал спасение только от временной смерти и то только в одном случае, а Христос дарует "вечную" жизнь, т.е. верующий во Христа войдет в Царство Божие. Нужно заметить, что все отцы и учители Церкви на основании этих слов Христа рассматривают медного змия как прообраз Мессии, и такое воззрение имеет вполне достаточные основания (Цан слишком суживает значение указания Христа на медного змия, находя здесь «только сравнение», – с. 200).

. Ибо так возлюбил мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.

Причина, по которой Единородный Сын Божий (см. ) должен быть вознесен – сначала на позорное орудие казни, а потом на славный престол небесный – заключается в том, что до чрезвычайности любит людей.

"Возлюбил" . Евангелист говорит о любви Божией как факте, известном уже из истории (поэтому в греческом тексте здесь глагол поставлен в форме аориста), потому что пришествие Сына Божия на землю для спасения людей было в то время фактом уже совершившимся.

"Мир" . Под «миром» здесь Христос подразумевает не природу вообще, а сознательных и ответственных за свои поступки существ, населяющих землю, т.е. все человечество в состоянии падения (ср. стих 17).

"Отдал" . Как можно заключать на основании сказанного в стихах 14–15, здесь Христос имел в виду предание Богом Сына на страдания и смерть (ср. ) .

. Ибо не послал Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него.

Христос дважды упомянул, что Он пришел даровать людям жизнь вечную или, что то же, спасение. Такое заявление могло показаться Никодиму несколько несогласным с недавним выступлением Христа в храме, где Он явился обличителем и судьей над осквернителями храма. Притом тогдашнее иудейство вообще ожидало увидеть в Мессии Судью, и притом Судью, главным образом, над миром языческим, который доселе угнетал избранную иудейскую нацию. Поэтому Христос и говорит, что самое существенное в Его призвании как Мессии есть именно спасение мира, а не производство суда над миром (этим, конечно, не исключается тот будущий суд, который Христос со временем будет совершать над всей вселенной; см. ).

. Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия.

Впрочем, суд над миром, и ближе всего над евреями, уже идет. Этот суд, можно сказать, совершается сам собою: одни принимают Мессию и не подвергаются, не могут подвергнуться суду в смысле осуждения. Другие уже ясно обнаружили свое неверие во Христа, и потому их участь уже решена: они осуждены теперь за то, что не поверили во имя Сына Божия, т.е. не признали в Нем Того, Кто получил столь ясное и определенное о Себе свидетельство со стороны Божия посланника Иоанна как Единородный Сын Божий, вечно сущий в недре Отца (). Последний же, Страшный суд, собственно, не привнесет чего-либо нового в определении участи таких людей: он только засвидетельствует перед всеми их виновность.

. Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы;

Христос разъясняет здесь, какой "суд" Он имел в виду в предшествующем стихе. Сущность этого суда заключается в том, что "свет" , т.е. свет Христовой истины, заблистал в мире, находящемся во тьме грехов и всяких предрассудков. "Люди же" , т.е. те неверующие, о которых шла речь в предыдущем стихе (кроме таких, были и веровавшие во Христа люди), отстранились от этого света, им приятно было оставаться в прежней тьме. Почему? Потому что "дела их" , т.е. все их поведение, нравственный их характер, не дозволяли им пойти навстречу свету (πονηρὰ τὰ ἔργα – дела нравственно злые, коварные).

. ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы,

. а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны.

Христос сказал сейчас об определенном круге лиц из иудейского народа, которые не захотели пойти к свету Христовой истины. Теперь Он сначала по отношению к злым, а потом по отношению к добрым людям выясняет причину различного отношения всяких людей к свету истины. Злому человеку не хочется, чтобы свет осветил его дела, которые не заслуживают по своей бесполезности того уважения, какое доселе им воздавалось (такой смысл имеет употребленное в 20-м ст. выражение φαῦλα – дела незначительные, плохие, хотя, может быть, и не всегда вредные или коварные). Так, и у апостола Павла сказано: «все же обнаруживаемое делается явным от света» (). С другой стороны, есть люди, поступающие «по правде» или, точнее, делающие истину (ὁ ποιῶν τὴν ἀλήθειαν ), т.е. люди честные, искренние, чуждые всякого лицемерия (ср. ). Такие люди охотно идут навстречу свету, стремятся к приобретению истины, явившейся во Христе – не для того, конечно, чтобы прославиться перед другими людьми, но для того, чтобы познать самих себя и оценить как следует свое поведение. Тогда такие люди «воодушевляются еще большей ревностью для достижения высшего нравственного идеала» (проф. Богословский). И они не боятся обнаружения их дел, потому что знают, что делали их «в Боге», т.е. для Бога и с Его помощью.

Нужно заметить, что говоря о том, что искренно любящий истину человек не боится, чтобы «дела его явны были», Христос этим самым делает некоторый упрек Никодиму, который считал себя человеком, дорожащим истиной (ср. стих 2), и в то же время опасался, что его дело – посещение Христа – будет обнаружено, почему и пришел ко Христу только ночью. Этот упрек, очевидно, подействовал на Никодима, потому что он после стал даже защищать Христа в Синедрионе () и принял участие в Его погребении (). Предание сообщает, что по воскресении Христа он был крещен апостолами Петром и Иоанном и скончался мученической (память его празднуется 2 августа).

Во второй половине главы идет речь о деятельности Христа в Иудее. Эта деятельность была необыкновенно успешна, и ученики Крестителя даже почувствовали зависть ко Христу (стихи 22–26). Затем приводится последнее свидетельство Крестителя о Христе. Сначала Креститель говорит о себе и своем отношении ко Христу (стихи 27–30), а потом о божественном достоинстве лица Господа Иисуса Христа (стихи 31–36).

. После сего пришел Иисус с учениками Своими в землю Иудейскую и там жил с ними и крестил.

По окончании праздника («после сего» – μετὰ ταῦτα , т.е. после всех описанных с 13-го стиха 2-й главы происшествий) Христос отправился из Иерусалима в землю иудейскую. Под «землей иудейской» в то время подразумевалась область, ограниченная с севера крайними пределами Самарии, с юга – краем пустыни у Вирсавии, с запада – низинами Филистимской равнины и с востока – линией Иордана и Мертвого моря (проф. Богословский, с. 248). Иерусалим же, как главный город земли обетованной, выделялся из этой области. Очень вероятно, что такое пребывание Христа в земле иудейской было довольно продолжительно,так что Он успел проповедать весть о приближении Царства Небесного по всем пределам Иудеи. Он также совершал при проповеди и обряд крещения, как Иоанн, но между крещением Иоанна и крещением Христовым существовало довольно большое различие. Во-первых, Христос совершал крещение не Сам, а через учеников Своих (), и во-вторых, Его крещение было не только внешним знаком покаяния для крестившихся, а особым обрядом, через который люди вступали в число последователей Христа (ср. ). Затем, Иоанн крестил, проповедуя о приближении Мессии, а Христос – проповедуя о Царстве Небесном. Конечно, Он указывал на Самого Себя как на Основателя этого Царства и начал образовывать вокруг Себя многочисленное общество верующих (ср. ). Этого Он не делал в бытность Свою в Иерусалиме.

. А Иоанн также крестил в Еноне, близ Салима, потому что там было много воды; и приходили туда и крестились,

В это время продолжал свою деятельность и Иоанн Креститель, так как он, выступив на служение по повелению Божию (), не мог самовольно, без нового повеления Божия, прекратить свою деятельность. Но где находился Енон, в водах которого крестил тогда Иоанн? «Близ Салима» , – замечает евангелист. Между тем, нам неизвестно и то, где находился Салим. Несомненно только, что это место находилось к западу от Иордана, так как ученики Крестителя в своем обращении к Иоанну дают понять, что они находятся со своим учителем на западной стороне Иордана (стих 26, где правильнее нужно читать так: «равви, Тот, Который был с тобою по ту сторону Иордана», в русском переводе – «при Иордане»). И сам спор учеников Иоанна о сравнительном достоинстве крещения Христа и Иоанна становится понятным только при том предположении, что Христос и Иоанн пребывали в то время в одной области, т.е. в Иудее (см. стих 25). В точности нельзя указать местонахождение Енона. Но вероятно, что он находился при одном из потоков, впадавших в Мертвое море с запада. В потоке этом было много воды, что и привлекло сюда Крестителя.

. ибо Иоанн еще не был заключен в темницу.

Замечание о том, что Иоанн тогда еще не был заключен в темницу, евангелист делает ввиду того, что, согласно синоптикам, например, Матфею, Иоанн был заключен в темницу почти тотчас за крещением Христа (), и, следовательно, не остается времени для его деятельности, о которой говорит евангелист Иоанн в рассматриваемом разделе. Чтобы читатели не соблазнились представляющимся здесь противоречием, евангелист и спешит поправить показания синоптиков о времени заключения Крестителя в темницу.

. Тогда у Иоанновых учеников произошел спор с Иудеями об очищении.

Некоторые иудеи (или, по другому чтению, один иудей) вступили в состязание с учениками Иоанна «об очищении» (περὶ καθαρισμοῦ ), т. е. об обычаях иудеев обмывать посуду и самим омываться (ср. ), а отсюда, вероятно, перешли и к спору о сравнительном достоинстве крещения, совершавшегося Иоанном, и крещения, совершавшегося Христом. Очень может быть, что иудеи указывали ученикам Крестителя на бесполезность его деятельности, когда появился уже Тот, к Кому обращал взоры своих учеников сам Иоанн. Говорили они, конечно, и о том необычайном успехе, какой имел новый проповедник.

. И пришли к Иоанну и сказали ему: равви! Тот, Который был с тобою при Иордане и о Kотором ты свидетельствовал, вот Он крестит, и все идут к Нему.

Деятельность Христа возбудила зависть в учениках Крестителя и вместе ревность о славе своего учителя, которая теперь, видимо, шла на убыль. Они высказывают свое раздражение Иоанну, надеясь, что он предпримет какие-либо меры к тому, чтобы побудить Христа удалиться из той области, какую избрал местом своей деятельности Иоанн. Ведь Креститель так много сделал для Христа своим свидетельством о Нем как о Мессии!

. Иоанн сказал в ответ: не может человек ничего принимать на себя, если не будет дано ему с неба.

В ответ своим ученикам Креститель прежде всего говорит, что всякий успех, который кто-либо имеет в своем деле, зависит всецело от воли Божией. Это дар Божий.

. Вы сами мне свидетели в том, что я сказал: не я Христос, но я послан пред Ним.

Далее Иоанн припоминает своим ученикам в точности слова, которые он сказал о Христе и которые, конечно, не были неизвестны и ученикам его. А он говорил (ср. ), что не он, Иоанн, Христос, а только послан перед Ним, т.е. перед Иисусом как Христом.

. Имеющий невесту есть жених, а друг жениха, стоящий и внимающий ему, радостью радуется, слыша голос жениха. Сия-то радость моя исполнилась.

Разъясняя свое отношение к Христу, Креститель сравнивает себя с «другом жениха», игравшим у евреев главную роль во всем процессе заключения брака. Конечно, этому другу было весьма приятно, когда он видел, что его дело сватовства пришло к желанному концу и когда он слышал разговор новобрачной четы. Креститель также приготовил людей к принятию Христа, Который теперь собирал вокруг Себя общину верующих или , ибо Церковь была невестой Этого Небесного Жениха (). Из этих слов Крестителя мы вправе заключить, что ему было уже известно и ранее, чем донесли его ученики, об успехе, который имел Христос в Иудее, и это давало ему радостную уверенность в том, что дело Христа придет к желанной цели.

. Ему должно расти, а мне умаляться.

Если деятельность Иоанна идет теперь к окончанию, а деятельность Христа все возрастает, то этому так и подобало быть. Разъяснение такого заявления дается ниже, в речи о достоинстве Христа.

. Приходящий свыше и есть выше всех; а сущий от земли земной и есть и говорит, как сущий от земли; Приходящий с небес есть выше всех,

Первое преимущество Лица Господа Иисуса Христа состоит в Его небесном ("свыше" ) происхождении. Выражение «приходящий свыше» обозначает именно неизреченное рождение Слова от Бога Отца, а не посланничество Христа на служение (свт. Kирилл Александрийский), потому что и сам Креститель был также послан свыше (ср. ). Такое преимущество Христа устраняет всякую мысль о том, чтобы с Ним возможно было какое-либо соревнование: Он выше всех. Но кого разумеет далее Креститель под «земным» и «говорящим от земли»?Многие толкователи полагают, что он говорит здесь о себе самом, но с таким мнением нельзя согласиться. Иоанн все-таки был пророк, удостоенный божественных откровений и говоривший народу как посланник Неба (). Он свидетельствовал перед своими учениками и народом о том, что слышал и видел (). Лучше видеть здесь указание на других, обыкновенных учителей иудейских, с которыми, конечно, тогда сравнивали Христа как нового раввина.

. и что Он видел и слышал, о том и свидетельствует; и никто не принимает свидетельства Его.

Второе преимущество Христа – это несравненное превосходство Его учения. Господь говорил только то, что знал непосредственно, что слышал и видел на небе (ср. стих 11). Поэтому-то количество последователей Христа, которое ученикам Крестителя казалось слишком большим, ему самому представляется очень незначительным, ввиду высокого достоинства учения Христова.

. Принявший Его свидетельство сим запечатлел, что истинен,

Иоанн спешит, однако, отвлечь взор своих учеников от печальной картины, которую представляли собой неверовавшие проповеди Христа, и обращает их внимание на те результаты, какие переживаются верующими в Его слово. Жизнь этих верующих совершенно изменилась, и они, получая во Христе благодать Божию (), этим самым свидетельствуют со всей твердостью («прилагают печать свою»), что обещания, которые дал Бог им через Иоанна Крестителя (), действительно приходят в исполнение: они стали много лучше, чем были прежде, и сами являются «печатью», удостоверяющей истинность Божиих обетований.

. ибо Тот, Которого послал Бог, говорит слова Божии; ибо не мерою дает Духа.

Эти обещания, впрочем, и не могли остаться неисполненными, ведь их изрекли посланники Божии – пророки и, в частности, сам Иоанн Креститель. Им было дано откровение от Духа Божия, и притом не скупо ("не мерою" – οὐ ἐκ μέτρου ).

Весь стих по лучшим кодексам должен иметь такой вид: «посланный от Бога» (или посланник Божий) говорит слова Божии, ибо Дух дает (конечно, свои дары) не мерою (т.е. не скупо, а щедро) .

. Отец любит Сына и все дал в руку Его.

Третье и последнее преимущество Христа состоит в том, что по особой любви Своей к Сыну всё отдал Ему во власть. Иоанн называет здесь Христа Сыном Божиим потому, что это имя было открыто ему во время крещения Христа в Иордане ().

. Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем.

Здесь Иоанн указывает высокую цель, которую имел Бог, отдавая такую власть Сыну (ср. стихи 15–16), и этим дает понять своим ученикам, как много они теряют, не вступая в число последователей Христовых.

). Здесь слово pneаma, несомненно, значит «ветер». Это видно, во-первых, из того, что о еще не уверовавшем Никодиме нельзя было сказать, что он «слышит» голос Духа (свт. Иоанн Златоуст). Во-вторых, о Духе нельзя сказать, что он дышит (точнее, «веет»), что можно слышать Его голос. В-третьих, о Духе известно, что Он приходит от Бога и к Богу уходит (; ). Наречие «так» (οὕτως ), которым начинается вторая половина стиха, показывает, что в этой половине речь идет не о том духе (ветре), о котором сказано в первой половине, а о Духе Божием.