Почему татары живут именно в поволжье. При рассмотрении памятников материальной культуры отмечено, что культура булгар золотоордынского времени сложилась на базе местной культуры предшествующей эпохи

Присутствует смесь и монголоидных, и европеоидных предков, - поэтому представители этой очень разные. Существуют несколько типов татар, к примеру, уральский, южно-камский, поволжско-сибирский. Последний из них отличается внешностью монголоидного типа - широким лицом, темными волосами, карими и так называемой монгольской складкой на верхнем веке. Но таких татар мало, этот тип самый малочисленный. Чаще всего встречаются европеоидной внешности с русыми и светлыми волосами. Практически все типы татар имеют тонкий нос, иногда с небольшой горбинкой или опущенным кончиком.

Отличительными чертами татарского характера считаются , чистоплотность, готовность прийти на выручку, терпеливость. Считается, что этой нации свойственна самоуверенность, гордость и самолюбование. Татары живут не чувствами, а разумом, поэтому они законопослушны, уважают , любят порядок и стабильность. Татарин не будет плыть против течения - попав в неблагоприятную ситуацию, он проявит гибкость и приспособится к новым условиям. Татарам свойственная толерантность, религиозность и глубочайшее уважение к старшим.

Татары отличаются наличием коммерческой жилки. Они завоевали репутацию лучших работников своим трудолюбием, добросовестным исполнением взятых на себя обязательств, дисциплинированностью и настойчивостью в выполнении своей работы. Представители татарской нации стремятся к знаниям. Они сметливы и ответственны. Почитание старших сказывается и в профессиональной деятельности - никогда не уволит сотрудника предпенсионного возраста. Негативным качеством татарина- считается излишне резкая прямота суждений.

Имена наши связаны с национальностью. Когда ребенок получает имя своей национальности, он невольно начинает причислять себя к истории, характеру и обычаям своего народа. И если вы решили назвать малыша красивым татарским именем,он, несомненно, вырастет порядочным, добрым и жизнерадостным человеком. Так давайте же выбирать имя!

Вам понадобится

  • Голова и перечень мужских татарских имен и их значений.

Инструкция

Обратите внимание на то, как понравившиеся вам будут сочетаться с . Если отец ребенка имеет татарское имя, здесь все просто, так как татарские имена и татарские образуют красивые сочетания. Другое дело, если отец наделен, например, простым русским именем Иван. Выбор, конечно, придется сложный. Может случиться так, что приглянувшееся и наиболее запавшее вам в душу имя может совершенно не подойти к . В этом случае жертвуйте , а не именем. Не забывайте о родных и близких, которые всегда готовы вам помочь и дать совет.

ТАТАРЫ, татарлар (самоназвание), народ в России (второй по численности после русских), основное население Республики Татарстан .

По данным Переписи населения 2002 года, в России живет 5 млн 558 тыс. татар . Живут в Республике Татарстан (2 млн человек), Башкирии (991 тыс. человек), Удмуртии, Мордовии, Марийской Республике, Чувашии, а также в областях Волго-Уральского региона, Западной и Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Проживают в Казахстане, Узбекистане, Таджикистане, Киргизии, Туркмении, Азербайджане, Украине, Литве, Латвии и Эстонии. По данным Переписи 2010 года в России живут 5310649 татар.

История этнонима

Впервые этноним "татары" появился среди монгольских и тюркских племен в 6-9 веках, но закрепился как общий этноним лишь во второй половине 19-начале 20 века.

В 13 веке в составе монголов, создавших Золотую Орду, находились покоренные ими племена, в том числе тюрки, называвшиеся татарами. В 13-14 веках численно преобладавшие в Золотой Орде кыпчаки ассимилировали все остальные тюрко-монгольские племена, но усвоили этноним "татары". Так же называли население этого государства европейские народы, русские и некоторые среднеазиатские народы.

В ханствах, образовавшихся после распада Золотой Орды, татарами именовали себя знатные слои кыпчакско-ногайского происхождения. Именно они сыграли главную роль в распространении этнонима. Однако среди татар в 16 веке он воспринимался как уничижительный, а вплоть до второй половины 19 века бытовали другие самоназвания: месельман, казанлы, болгар, мишэр, типтэр, нагайбек и другие - у волго-уральских и нугай, карагаш, юрт, татарлы и другие - у астраханских татар. Кроме месельман, все они являлись местными самоназваниями. Процесс национальной консолидации привел к выбору объединяющего всех самоназвания. Ко времени переписи 1926 года большинство татар называли себя татарами. В последние годы небольшое количество в Татарстане и других регионах Поволжья именуют себя булгары или волжские булгары.

Язык

Язык татар относится к кыпчакско-булгарской подгруппе кыпчакской группы тюркской ветви алтайской языковой семьи и имеет три основных диалекта: западный (мишарский), средний (казанско-татарский) и восточный (сибирско-татарский). Литературная норма сформировалась на основе казанско-татарского диалекта при участии мишарского. Письменность на основе кириллической графики.

Религия

Большинство верующих татар - мусульмане-сунниты ханафитского мазхаба . Население бывшей Волжской Булгарии было мусульманским с 10 века и оставалось таковым в составе Орды, в силу этого выделяясь среди соседних народов. Затем, уже после вхождения татар в состав московского государства, их этническое самосознание еще сильнее переплелось с религиозным. Часть татар даже определяли свою национальную принадлежность как "меселман", т.е. мусульмане. При этом у них сохранялись (и отчасти сохраняются по сей день) элементы древней доисламской календарной обрядности.

Традиционные занятия

В основе традиционного хозяйства волго-уральских татар в 19 - начале 20 века было пашенное земледелие. Выращивали озимую рожь, овес, ячмень, чечевицу, просо, полбу, лен, коноплю. Также занимались огородничеством, бахчеводством. Пастбищно-стойловое животноводство некоторыми чертами напоминало кочевое. Например, лошади в отдельных районах целый год паслись на подножном корму. Охотой всерьез занимались только мишари. Высокого уровня развития достигали ремесленное и мануфактурное производство (ювелирное дело, валяльно-войлочное, скорняжное, ткацкое и золотошвейное), работали кожевенные и суконнные заводы, была развита торговля.

Национальный костюм

Мужчин и женщин состоял из шаровар с широким шагом и рубашки, на которую надевалась безрукавка, часто расшитая. Женский костюм татар отличался обилием украшений из серебра, раковин каури, стекляруса. Верхней одеждой служил казакин, а зимой - стеганый бешмет или шуба. На голове мужчины носили тюбетейку, а поверх нее меховую шапку или шляпу из войлока. Женщины носили расшитую бархатную шапочку и платок. Традиционная обувь татар - кожаные ичиги на мягкой подошве, поверх которых надевали галоши.

Источники: Народы России: Атлас культур и религий/ отв.ред. В.А. Тишков, А.В. Журавский, О.Е. Казьмина. - М.: ИПЦ "Дизайн. Информация. Картография", 2008.

Народы и религии мира: Энциклопедия / Гл. ред. В.А. Тишков. Редкол.: О.Ю.Артемова, С.А.Арутюнов, А.Н.Кожановский, В.М.Макаревич (зам. гл. ред.), В.А.Попов, П.И.Пучков (зам. гл. ред.), Г.Ю.Ситнянский. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1998, — 928 с.: ил. — ISBN 5-85270-155-6

Каждый народ имеет свои отличительные черты, которые позволяют почти без ошибок определить национальность человека. Стоит заметить, что азиатские народы весьма схожи между собой, поскольку все являются потомками монголоидной расы. Как можно определить татарина? Чем отличается внешность татар?

Уникальность

Без сомнения, каждый человек уникален, независимо от национальной принадлежности. И всё-таки имеются некие общие черты, которые объединяют представителей расы или национальности. Татар принято относить к так называемой алтайской семье. Это тюркская группа. Предки татар были известны как земледельцы. В отличие от других представителей монголоидной расы, татары не имеют ярко выраженных черт облика.

Внешность татар и изменения, которые нынче проявляются у них, вызваны во многом ассимиляцией со славянскими народами. И правда, среди татар иногда обнаруживают светловолосых, порой даже рыжих представителей. Этого, например, нельзя сказать об узбеках, монголах или таджиках. Имеют ли особенности глаза татар? У них не обязательно имеется узкий разрез глаз и смуглая кожа. Есть ли некие общие черты внешности татар?

Описание татар: немного истории

К числу наиболее древнейших и многолюдных этносов относятся татары. В Средние века упоминания о них будоражили всех вокруг: на востоке от берегов Тихого океана и до Атлантического побережья. Самые разные ученые включали упоминания об этом народе в свои труды. Настроение этих записей было явно полярное: одни писали с упоением и восхищением, другие же ученые выказывали страх. Но объединяло всех одно — никто не оставался равнодушным. Совершенно очевидно, что именно татары оказали огромное влияние на ход развития Евразии. Им удалось создать самобытную цивилизацию, которая воздействовала на самые разные культуры.

В истории татарского народа были как взлеты, так и падения. Периоды мира сменялись жестоким временем кровопролития. Предки современных татар приняли участие в создании сразу нескольких сильных государств. Несмотря на все превратности судьбы, им удалось сохранять как свой народ, так и самобытность.

Этнические группы

Благодаря трудам антропологов стало известно, что предками татар были не только представители монголоидной расы, но и европейцы. Именно этот фактор обусловил разнообразие во внешности. Более того, самих татар принято разделять на группы: крымские, уральские, поволжско-сибирские, южно-камские. Поволжско-сибирские татары, черты лица которых имеют наибольшие признаки монголоидной расы, отличаются следующими признаками: темные волосы, ярко выраженные скулы, карие глаза, широкий нос, складка над верхним веком. Представители этого типа немногочисленны.

Лицо поволжских татар продолговатое, скулы не слишком выражены. Глаза большие и серые (или карие). Нос с горбинкой, восточного типа. Телосложение правильное. Вообще мужчины этой группы достаточно рослые и выносливые. Кожа у них не смуглая. Такова внешность татар с Поволжья.

Казанские татары: внешность и обычаи

Облик казанских татар описывается так: крепко сложенный сильный мужчина. От монголов заметен широкий овал лица и несколько суженный разрез глаз. Шея короткая и крепкая. Мужчины редко носят густую бороду. Подобные особенности объясняются слиянием татарской крови с разными финскими народностями.

Брачный обряд не похож на религиозное действо. От религиозности — лишь чтение первой главы Корана да особая молитва. После брака молодая девушка не сразу переселяется в дом своего супруга: еще год она будет жить в своей семье. Любопытно, что её новоиспеченный муж приходит к ней как гость. Татарские девушки готовы ждать своего возлюбленного.

Лишь немногие имеют двух жен. И в тех случаях, когда это происходит, есть свои причины: например, когда первая уже состарилась, а вторая — более молодая — теперь ведёт домашнее хозяйство.

Наиболее часто встречаются татары европейского типа — обладатели русых волос и светлых глаз. Нос узкий, орлиный или с горбинкой. Рост невысокий — у женщин около 165 см.

Особенности

В характере мужчины-татарина были замечены некоторые особенности: трудолюбие, чистоплотность и гостеприимство граничат с упрямством, самолюбием и равнодушием. Уважение к старшим — вот что особенно отличает татар. Было отмечено, что представители этого народа склонны руководствоваться разумом, подстраиваются под ситуацию, законопослушны. Вообще синтез всех этих качеств, особенно трудолюбия и упорства, делает мужчину-татарина очень целеустремлённым. Такие люди способны добиваться успеха в карьере. Работу доводят до конца, имеют привычку добиваться своего.

Чистокровный татарин стремится получать новые знания, проявляя завидную усидчивость и ответственность. У крымских татар отмечается особое равнодушие и спокойствие в стрессовых ситуациях. Татары весьма любопытны и разговорчивы, а вот во время работы упорно молчат, видимо, чтобы не потерять концентрацию.

Одна из характерных черт — чувство собственного достоинства. Проявляется в том, что татарин считает себя особенным. Как следствие наблюдается некое высокомерие и даже надменность.

Чистоплотность выделяет татар. В своих жилищах они не терпят беспорядка и грязи. Причем это не зависит от финансовых возможностей — как богатый, так и бедный татарин ревностно следит за чистотой.

Мой дом — твой дом

Татары — народ очень гостеприимный. Готовы принимать у себя человека, независимо от его статуса, веры или национальной принадлежности. Даже при скромном достатке они проявляют радушное гостеприимство, готовые разделить с гостем скромный обед.

Огромной любознательностью выделяются татарские женщины. Их привлекает красивая одежда, они с интересом наблюдают за людьми других национальностей, следят за модой. Татарки весьма привязаны к своему дому, посвящают себя воспитанию детей.

Татарские женщины

Какое же удивительно создание — татарская женщина! В её сердце заложена безмерная, глубочайшая любовь к своим близким, к детям. Её предназначение — нести мир людям, служить образцом миролюбия и нравственности. Женщину-татарку отличают чувство гармонии и особая музыкальность. Она излучает некую одухотворенность и благородство души. Внутренний мир татарки полон богатств!

Татарские девушки с юных лет нацелены на крепкий, долговечный брак. Ведь они хотят любить мужа и воспитывать будущих детей за прочными стенами надежности и доверия. Недаром гласит татарская поговорка: «Женщина без мужа, что конь без узды!» Слово мужа для неё — закон. Хотя остроумные татарки дополняют — на любой закон, однако, найдется и своя поправка! И всё же это преданные женщины, которые свято чтят традиции и обычаи. Однако не надейтесь увидеть татарку в черной парандже — это стильная дама, которой свойственно чувство собственного достоинства.

Внешность татар весьма ухоженная. У модниц в гардеробе можно наблюдать стилизованные вещи, которые подчеркивают её национальную принадлежность. Вот, к примеру, есть обувь, которая имитирует читек — национальные кожаные сапожки, которые надевают татарские девушки. Еще один пример — аппликации, где узоры передают потрясающую красоту земной флоры.

А что к столу?

Женщина-татарка — прекрасная хозяйка, любящая, гостеприимная. Кстати, немного о кухне. Национальная кухня татар достаточно предсказуема в том, что основу главных блюд нередко составляют тесто и жир. Даже много теста, много жира! Конечно, это далекое не самое здоровое питание, хотя гостям, как правило, предлагаются экзотические блюда: казылык (или вяленая конина), губадия (представляет собой слоеный пирог с большим разнообразием начинок, от творога до мяса), талкыш-калева (невероятно калорийный десерт из муки, масли и меда). Запить же всё это богатое угощение можно айраном (смесь катыка и воды) или традиционным чаем.

Подобно мужчинам-татарам, женщины отличаются целеустремлённостью и настойчивостью в достижении целей. Преодолевая трудности, они проявляют смекалку и находчивость. Всё это дополняется большой скромностью, щедростью и добротой. Поистине, татарская женщина — это прекрасный дар свыше!

По данным переписи 2010 г., в России насчитывается более 5 миллионов татар. У казанских татар существует собственная национальная автономия в составе Российской Федерации – республика Татарстан. Сибирские татары национальной автономией не обладают. Но среди них есть те, которые хотят называть себя именно сибирскими татарами. Около 200 тысяч человек в ходе переписи заявили об этом. И такая позиция имеет под собой основание.

Один из главных вопросов: считать ли татар единым народом или же союзом близких этнолингвистических групп? Среди татарских субэтносов помимо казанских и сибирских татар выделяются также татары-мишари, астраханские, польско-литовские и другие.

Нередко даже общее название - «татары» - многими представителями этих групп не принимается. Казанские татары долгое время называли себя казанцами, сибирские – мусульманами. В русских источниках XVI века сибирских татар именовали «бусормане», «татаровя», «сибирские люди». Общее название у казанских и сибирских татар появилось стараниями российской администрации в конце XIX века. В российской и западноевропейской практике татарами долгое время называли даже представителей народов, к ним не относившихся.

Язык

Сейчас многие сибирские татары приняли официальную точку зрения, что их язык является восточным диалектом литературного татарского, на котором говорят поволжские татары. Однако есть и противники такого мнения. По их версии, сибирско-татарский – это самостоятельный язык, относящийся к северо-западной (кыпчакской) группе языков, он имеет собственные диалекты, которые подразделяются на говоры. Например, тоболо-иртышский диалект включает тюменский, тарский, тевризский и другие говоры. Не все сибирские татары понимают литературный татарский. Однако именно на нем ведется преподавание в школах и именно его изучают в университетах. При этом дома сибирские татары предпочитают говорить на своем языке.

Происхождение

Существует несколько теорий происхождения татар: булгаро-татарская, тюрко-татарская и татаро-монгольская. Сторонники того, что поволжские и сибирские татары – это два разных народа, придерживаются в основном булгаро-татарской версии. Согласно ей, казанские татары – это потомки булгар, тюркоязычных племен, живших на территории Булгарского государства.

Этноним «татары» пришел на эту территорию с монголо-татарами. В XIII веке под натиском монголо-татар Волжская Булгария вошла в состав Золотой Орды. После ее распада начали образовываться независимые ханства, самым крупным из которых стало Казанское.

В начале XX века историк Гайнетдин Ахметов писал: «Хотя традиционно счи­­тается, что Булгары и Казань - суть два государства, сме­нившие одно другое, но при тщательном историческом сравнении и изучении легко выяснить их прямую наследственность и в какой-то степени даже тождественность: в Ка­занском ханстве жил тот же тюрко-булгарский народ».

Сибирских же татар определяют как этнос, сформировавшийся из сложного сочетания монгольских, самодийских, тюркских, угорских компонентов. Сначала на территорию Сибири пришли предки ханты и манси, за ними начали проникать тюрки, среди которых были и кыпчаки. Именно из среды последних сформировалось ядро сибирских татар. По мнению некоторых исследователей, некоторая часть кыпчаков мигрировала дальше на территорию Поволжья и смешалась также с булгарами.

В XIII веке в Западную Сибирь пришли монголо-татары. В XIV веке возникло первое государственное образование сибирских татар – Тюменское ханство. В начале XVI века оно вошло в состав Сибирского ханства. На протяжении нескольких веков происходило также смешение с народами, жившими в Средней Азии.

Этносы казанских и сибирских татар сложились примерно в одно и то же время – около XV века.

Внешность

Значительная часть казанских татар (до 60%) внешне выглядят как европейцы. Особенно много светловолосых и светлоглазых людей среди кряшен – группы крещеных татар, также проживающих на территории Татарстана. Иногда отмечают, что внешность поволжских татар сформировалась в результате контактов с финно-угорскими народностями. Сибирские татары более похожи на монголов – они темноглазые, темноволосые, скуластые.

Обычаи

Сибирские и казанские татары - в основном мусульмане-сунниты. Однако у них сохранились и элементы доисламских верований. От сибирских тюрков, например, сибирские татары надолго унаследовали почитание воронов. Хотя тот же обряд «вороньей каши», которую варили перед началом посевных работ, сейчас почти забыт.

У казанских татар существовали обряды, во многом перенятые у финно-угорских племен, например, свадебные. Старинные похоронные ритуалы, ныне уже полностью вытесненные мусульманскими традициями, брали начало в обрядности булгар.

В значительной мере обычаи и традиции сибирских и казанских татар уже смешались и унифицировались. Это произошло после того, как в Сибирь мигрировали многие жители покоренного Иваном Грозным Казанского ханства, а также под воздействием глобализации.

Учащиеся:Большакова Полина, Жук Ольга, Манышкина Елена

Работа выполнена для участия в КТД. В ней собран материал о расселения татар по Самарской области, о быте и традициях народа.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Татары Поволжья.

Вторым по численности народом в области являются татары (127931 человек (3,949% населения). Татарские сельские поселения расположены широкой полосой на севере, северо – востоке и востоке области, на границе с Республикой Татарстан, Ульяновской и Оренбургской областью в Камышлинском, Похвистневском, Елховском, Красноярском, Шенталинском, Кошкинском, Челновершинском районе и в г.Самаре. Первые татарские поселения в Самарском Заволжье появились в ХVI в. Татары делятся на четыре этнотерриториальные группы: волго-уральские, сибирские, астраханские и крымские. Каждая этнотерриториальная группа татар имеет свои языковые и культурно-бытовые особенности. Татары относятся к этносам, исповедующим ислам (исключение составляют кряшены – крещеные татары). На территории Самарской области есть немало мечетей, расположенных в татарских поселениях.

Традиционной хозяйственной деятельностью самарских татар являлось пашенное земледелие в сочетании с животноводством . Наряду с сельским хозяйством получили развитие ремесла: ювелирное, кожевенное, войлочное.

Жилище раньше в основном строилось из дерева, сегодня при строительстве часто используется кирпич. Внутри жилища были встроенные лавки, полки, стулья. Широкие нары у передней стены являлись в прошлом универсальной мебелью – они использовались как кровати и сиденья. Постельные принадлежности складывались в шкафы или сундуки.

И сегодня внутреннее убранство татарского дома сохранило многие этнические черты. Яркая раскраска обшивки, ажурная резьба наличников окон, цветные ткани разных тонов – все это создает неповторимый облик татарского жилища. Стены нередко украшаются вышитыми скатертями, молитвенными ковриками, домоткаными полотенцами, а под стеклом на передней стене вешается красочно оформленное изречение из Корана.

Традиционный костюмный комплекс (мужской и женский) состоял из рубахи, штанов с широким шагом, приталенного бархатного камзола, бишмета. Женская рубаха украшалась воланами, нагрудная часть дугообразно аппликацией или специальным нагрудником – изу. Поверх камзола мужчины надевали просторный халат с шалевым воротником, а зимой шубы и тулупы. Головной убор мужчин – вышитая тюбетейка с плоским верхом, поверх которой в холодное время носили меховую или стеганую шапку. Женские головные уборы отличались своеобразием у разных групп татар. Шитая жемчугом, золотошвейной гладью маленькая шапочка калфак получила распространение у многих групп татар; бытовали также полотенцеобразные тастары, у казанских татар – вышитые тамбуром покрывала эрпэк. Девичий головной убор такья представлял собой шапочку с полужестким околышем и мягким плоским верхом. Ее шили из синего, зеленого, бордового бархата и украшали вышивкой, бисером, монетами.

Поскольку хозяйство татар сочетало и земледельческие, и животноводческие традиции, то национальная кухня представлена различными блюдами из муки, молока и мяса. Из муки пекли хлеб и лепешки, готовили пироги и пирожки из дрожжевого, пресного и сдобного теста (бэлэш, эчпочмак) с начинкой из картофеля, мяса, моркови, свеклы и т.д. Баранина, говядина и мясо птицы шли на приготовление супов, бульонов и вторых блюд; конину солили, перерабатывали в колбасу. Любимым напитком татар является чай, который пьют горячим, заправляя молоком или сметаной. Излюбленные сладкие печеные блюда – чак – чак , чэльпэк и др.

В наибольшей степени татарскую культуру представляет праздник плуга в честь окончания сева яровых – сабантуй , который не имел точной календарной даты, а праздновался в зависимости от готовности земли к севу. Сейчас сабантуй обычно празднуется в июне в Самаре, Тольятти и в некоторых других населенных пунктах области. Во время праздника устраиваются спортивные состязания: кэрэш – борьба на кушаках, бег на небольшие дистанции и т.д. Выступают как эстрадные, так и самодеятельные татарские коллективы, звучит национальная музыка и исполняются традиционные и современные танцы. Участники мероприятий надевают стилизованную на традиционный манер одежду, а благодаря ярмарке зрители имеют возможность попробовать блюда национальной кухни.

Среди татарских поселений отметим Старое Ермаково в Камышлинском районе и Алькино в Похвистневском районе – в этих населенных пунктах ярко представлено декоративное народное творчество, особенности духовной культуры и быта татарского населения края.

Обычаи гостеприимства татар

Обычай встречать и принимать гостей свойственен людям любой национальности. О гостеприимстве татарского народа слагают легенды.

Татарская семья в самом приходе гостя в дом видит доброе предзнаменование, он – почетный, уважаемый, дорогой человек. Татары издавна очень внимательны, заботливы и вежливы по отношению к гостям. Стараются накрыть со вкусом стол, обильно угостить различными блюдами.

"Если нет угощения, приласкай гостя словом" и "Если угощают, пей даже воду", - учат татарские народные пословицы.

Гостеприимство татар По древнему татарскому обычаю в честь гостя расстилалась праздничная скатерть и на стол выставлялись лучшие угощения сладкий чак- чак, щербет, липовый мед, и, конечно, душистый чай.

«Негостеприимный человек – неполноценный» считалось у мусульман.

Гостей было принято не только угощать, но и одаривать подарками. По обычаю и гость отвечал тем же.

Старинные блюда татар
Татары издавна живут в разных краях с разными природными условиями. Поэтому пища сибирских, астраханских, казанских, крымских и других татар имеет свои особенности. Например, один путешественник почти 400 лет назад писал, что астраханские татары воблу едят "вместо хлеба", готовят плов из осетровых рыб, едят много овощей, любят арбузы. Для сибирских татар большое значение имела охота на таёжных зверей. Поволжские татары добывали много мёда диких пчёл и делали много продуктов из коровьего молока - у них даже есть пословица: "У кого есть корова, у того и угощение".
И всё-таки у всех татар есть общие национальные блюда, общие кулинарные традиции. Поэтому, посмотрев на праздничный стол, сразу можно сказать: это - татарский стол!
С давнего-давнего времени и до сих пор татары считают священной пищей хлеб. В старину они чаще всего ели ржаной хлеб - икмёк (лишь богатые ели пшеничный, да и то не всегда). Существовал даже обычай клятвы хлебом - ипидер. Дети с малых лет приучались подбирать каждую крошку. За едой хлеб резал старший член семьи.
Особенно знаменитые татарские блюда с мясом:
Бишбармак - отварное мясо, разрезанное на небольшие плоские кусочки, которые слегка тушат в масле с луком, морковью и перцем. Гарниром к мясу служит крупно нарезанная лапша. Раньше бишбармак ели руками, отчего он получил второе название - куллама от кул - рука.
Вяленая конина и гусятина, колбаса из конины - казылык.
Пельмени-ит пильмёне из молодой баранины или жеребятины; их едят с бульоном.
Перемячи-пёрёмёч - очень сочные запечённые в духовке круглые пирожки с мелко нарезанным мясом; очпочмак-їчпочмак - треугольники с начинкой из жирной баранины, лука и кусочков картофеля.
Бялиш-бэлеш - высокий пирог с большой нижней и маленькой верхней коркой.
Убадия-губадия - круглый пирог с "многоэтажной" начинкой: мясной фарш, рис, рубленые крутые яйца, изюм. Такой пирог - одно из обязательных угощений на торжествах.

Чакчак (чёкчёк): объедение, которое вы можете сотворить сами
Конечно, лучше, если тебе помогут взрослые. Впрочем, всё зависит от того, есть ли у тебя опыт кухарничать.
Итак, берём пять яиц, четверть стакана молока, немного сахара, соли, соды, муки. Делаем мягкое тесто, а из него маленькие и обязательно одинаковые шарики - как кедровые орешки. Тут уж прояви, пожалуйста, терпение и старательность! А потом в кастрюлю влей немного растительного масла и прожарь "орешки".
Теперь добавляем в мёд сахар (в пропорции на один килограмм мёда 200 грамм сахара) и кипятим его. Получится очень липкая масса. Смешиваем её с "орешками". Наконец, из этого "строительного материала" сооружаем усечённую пирамиду. Всё! Чудо готово. Сам ты, конечно, не утерпишь и оближешь пальцы, потому что они липкие и сладкие-пресладкие. Но и все, кого ты угостишь отрезанными кусками чакчака, тоже будут облизывать пальцы - такое получилось объеденье!

Что пьют татары
Самый популярный татарский напиток - чай: индийский и цейлонский - купцы с древних времён привозили его с Востока. В горячий и крепкий чай кроме сахара добавляют молоко или топлёные сливки, или масло. А астраханские татары любят кирпичный крупнолистовой чай. Его засыпают в закипевшую в котле воду, вливают молоко и кипятят 5-10 минут. Пьют его горячим, добавляя соль, масло и иногда чёрный молотый перец. Часто такой чай пьют с перемячами.
Кроме айрана (разбавленного холодной водой катыка) татары по старинному обычаю пьют шербет - подслащенную мёдом воду. Раньше на праздниках пили бузу - сладковатый хмельной напиток. Слегка опьяняет кисловатый кумыс - его делают из кобыльего молока, ёче бал и кёрчемё - медовые напитки. Пьянство татарами веками презиралось.

Чего нельзя
Кроме алкоголя народная татарская традиция запрещала есть налима, потому что эта рыба считалась похожей на змею. Нельзя было есть раков, мясо хищных животных. Лебеди и голуби считались священными и их тоже не ели. Не собирали и не ели грибы. Мусульманам нельзя есть свинину: Коран запрещает.

Чем богаты...
Как и все народы в мире, татары жили и живут по-разному: одни богато, другие - бедно. Ели и едят они тоже по-разному: одним «супермаркеты», а другим - что у себя в огороде вырастил.
Вот меню одной семьи:
Утром - чай с пермячами.
В обед - пельмени с катыком.
На второй обед - бялиш с чаем.
На полдник - чай с урюком или чакчаком.
На ужин - жареный каз (гусь) или варёное мясо и чай.
А в другой семье пища такая:
Утром - талкан (каша из муки на воде) и хорошо, если катык или чай.
На обед - салма (суп с кусочками теста), а летом - каша из гречки и катык.
Вечером - снова болтушка из муки и чай.
Но и бедные, и богатые татары всегда гостеприимны. Правда, татарская пословица говорит: "Когда приходит гость - мясо жарят, нет мяса - самого в жар бросает". И всё-таки гость никогда не уходит из татарского дома без угощения - хотя бы чашкой чаю с домашней пастилой.

Старинные наставления
О сын мой, если хочешь, чтобы тебя почитали, будь хлебосолен, приветлив, щедр. От этого добра твоего не убудет, а возможно, его станет больше.

Татарское чаепитие - больше, чем традиция

«Чайный стол – душа семьи», – говорят татары, подчеркивая тем самым не только свою любовь к чаю как напитку, но и его значимость в застольном ритуале. Это характерная особенность татарской кухни. Ритуал чаепития – «чей эча» – настолько вошел в татарский быт, что без него невозможно представить ни одного праздника: свадьба, сватовство, сабантуй, рождение ребенка… Чай пьют крепким, горячим, нередко разбавляя молоком или сливками. На званых обедах в чай по желанию гостей добавляют курагу, урюк, изюм, ломтики свежих яблок. Без чая, по существу, не обходится ни одно застолье, причем любого – со зваными или незваными гостями.

У некоторых групп татар чаем с многочисленными печеными изделиями начинается ритуал угощения гостей, и лишь затем подаются первые и вторые блюда. У других, наоборот, чайный стол завершает угощение. И этот порядок является устойчивой этнической традицией, хотя набор блюд во многом одинаков.

Чай любят пить из маленьких чашек-пиал, чтобы не остывал. А если во время интересной беседы гость заговаривался с хозяином дома, хозяйка всегда подавала ему новую пиалу со свежезаваренным чаем.

Обязательными предметами сервировки чайного стола, кроме чашек, являются индивидуальные тарелки, сахарницы, молочники, чайные ложки. До блеска начищенный самовар с заварным чайником на конфорке должен задавать тон приятной беседе, создавать настроение, украшать стол в праздники, и в будни.

Еще во времена Волжской Болгарии и Золотой Орды культура застолья, приготовления напитков из различных трав была характерна для здешних мест. В ходу были чаши-пиалы, кувшины, изготовленные из специального состава «кашина», покрытые глазурью с росписью. Новый напиток – чай – органично вписался в быт местного населения.

В XIX веке чаепитие вошло в многонациональной Казани в каждый дом. К. Фукс – первый исследователь быта казанских татар – писал: «… накрытый стол с фарфоровыми чашками и самовар у печки были типичными в доме татарского мещанина тех лет».

Заваривание татарского чая

В небольшую кастрюлю вливаем и кипятим 3 литра воды. После закипания воды добавляем заварку, кипятим пять минут и затем обогащаем чай кислородом (зачерпываем половником и небольшой струйкой обратно вливаем в кастрюлю заварку – и так, как советовала минем апа, 100 раз). Затем добавляем около 1 литра молока. Можно добавить сливочное масло. Настаиваем примерно 5-7 минут. Чай наливаем в пиалы. Пиала – обязательный атрибут каждого чаепития.

К чаю хорошо подходят баранки и блюда татарской национальной кухни: кыстыбый, пәрәмәч, өчпочмак.

Гостеприимство

Мы любим дом,
Где любят нас.
Пускай он сыр, пускай он душен.
Но лишь бы теплое радушье
Цвело в окне хозяйских глаз.

И по любой мудреной карте
Мы этот странный дом найдем -
Где длинный чай,
Где робкий фартук,
Где равно - в декабре и в марте -
Встречают
Солнечным лицом!

Иосиф Уткин

Обычаи гостеприимства передаются из поколения в поколение. Они так прочно вошли в нашу жизнь, что в сознании разных народов воспринимаются как нечто должное, как неотъемлемая часть культуры. Времена сейчас сложные, и все равно – ходите друг к другу в гости, будьте открытыми, приветливыми, дружелюбными. Ведь главное в гостях – не застолье, а радость общения с дорогими людьми, на которых, как известно, и держится мир.