Норвегия истории русских женщин. Русская женщина переехала жить в норвегию и рассказала жуткие подробности

Ассунта Аделаида Луидже Модотти родилась в городе Удино на севере Италии около 1896 года. Точная дата рождения неизвестна. Ее подруги называли разные цифры. Сама она почему-то этот вопрос обходила. Возможно, ее не устраивал день или число.

Тина была второй из шестерых детей.

Некоторое время семья Модотти проживала в Австрии, куда выезжал на заработки отец, Джузеппе Модотти, владевший достаточно редкой на те времена профессией автомеханика. Вернувшись домой и вновь потеряв работу, он, как и десятки тысяч других итальянцев, вынужден был податься на заработки в США, со временем осев в Сан-Франциско.

Тина осталась дома с матерью-прачкой, обреченная на бедное, голодное детство. В десять лет она поступает на ткацкую фабрику с двенадцатичасовым рабочим днем и мизерной зарплатой, на которой в течение нескольких лет держится существование ее семьи. В пятнадцать лет попадает в полицию по обвинению в проституции. Еще через четыре года, в 1920 году, отец, работавший в мастерских Фриско, сумел поднакопить денег, и помочь своей девятнадцатилетней дочери, сменившей череду католических имен на звучное "Тина", перебраться к себе в Америку. Здесь она по-прежнему работает на ткацкой фабрике.

Через некоторое время ей удается устроиться портнихой в модное ателье, в котором Тина знакомится со своим первым мужем, французским художником Робо де Л"Абри. Для своего первого избранника Тина навсегда осталась прекрасным ангелом, красавицей из сна, которая никогда в жизни не держала в руках ничего тяжелее цветов.

По его инициативе Модотти неожиданно попадает на кинопробы в Голливуде. В течение года юная итальянская эмигрантка с успехом снимается в трех приключенческих мелодрамах ("В тигровой шкуре", "Скачки со смертью" и "Я могу понять", о которых теперь знают только благодаря участию в них Тины Модотти). Казалось, эта девушка наконец-то нашла себя, можно было успокоиться, однако актерская профессия, популярность, и сама атмосфера телестудий Голливуда очень скоро начинает вызывать у нее резкое неприятие. Ее жизнь усложняло и то, что Робо явно уступал ей и в таланте, и в успехах. Всем было ясно, что долго этот брак не продержится.

Но именно в голливудских студиях Тина знакомится с выдающимся фотографом-экспериментатором Эдвардом Вестоном.

Он давно разошелся с женой, был одинок и в меру циничен, считал любовь разновидностью пьянства - и вдруг на грани зрелости и старости обрел ту, которая изменила его представления о женском совершенстве.

Тина скрывала от Вестона, что она замужем. А Робо, разумеется, не знал, что у Тины появился друг. На одном из светских раутов в Голливуде Эдвард случайно познакомился с Робо. Мужчины разговорились и как-то незаметно перешли на модную тогда тему "ню". Робо рассказал, что его жена терпеть не может, когда ее просят позировать обнаженной, а Вестон - что его подруга не только обожает такой вид позирования, но еще сама же подбивает его на рискованные эксперименты. Вестон заключил, что его знакомый по уши влюблен в некое слабое, безвольное небесное создание. А Робо понял, что фотограф переживает удивительный роман с немолодой экстравагантной особой.

В общем, эта история могла бы закончиться очередным банальным разводом, если бы однажды муж-художник не предложил своей жене путешествие в Мексику. Та же мысль пришла в голову и подруге фотографа.

Только на вокзале Вестон узнал, что его любовница - жена его милого знакомого. Но Робо де Л"Абри Ричи так и не представился случай разочароваться в своем нежном ангеле. В одном из мексиканских селений он заразился черной оспой и умер. Вместе с ним в небытие канула и молчаливая тоскующая старлетка Тина Модотти, а в Мексике осталась эмансипированная подруга надменного фотографа Вестона.

Фотография Тины Модотти, сделанная Э. Вестоном

В начале двадцатых годов мексиканская республика еще жила отголосками и энергией недавней буржуазно-демократической революции, в ходе которой армии крестьян-пеонов сбросили диктатуру Порфирио Диаса а затем, режим генерала Уэрты. В стране шла непрестанная вооруженная борьба за власть между различными кланами и группировками, на фоне которой стремительно росло, развивалось рабочее коммунистическое движение. И характерной особенностью этого подъема стал небывалый расцвет революционного искусства, самым тесным образом связанного с борьбой мексиканских рабочих.

Тина уговорила Вестона остаться с ней в Мексике. Эта дикая страна с красно-коричневыми горами и сказаниями о летающем боге-мужчине - полуптице, полузмее по имени Кецалькоатль - потрясла Тину. Она поверила индейским легендам о том, что в этой стране женщина тоже может стать богом. Тина менялась, и Эдвард не мог этого не почувствовать.

По воспоминаниям мемуаристов, к Вестону приехал его сын от первого брака Чандлер; по утрам все трое поднимались на плоскую крышу дома и, сбросив одежды, с хохотом и визгом носились по крыше, пока не падали в объятия друг друга. Возможно, отец и сын делили прекрасную Тину. Впрочем, свидетелей не было...

Как змея сбрасывает кожу, Тина теряла старых друзей и заводила новых. Среди ее поклонников появились художники - толстяк Диего Ривера, худой как спичка Давид Альфаро Сикейрос, она подружилась с поэтом Хосе Клементе Ороско.

Она стала ходить без чулок. Появлялась в высшем обществе в крестьянской обуви, вместе с мужчинами, не стесняясь, курила на улицах, посещала принадлежавший брату знаменитого Ороско единственный в те годы мужской ночной клуб "Эль-Лирико", где показывали женский стриптиз.

В это время в Мексике начинается формирование особого направления художественного монументализма, основатели которого, художники Ороско, Сикейрос и Ривера, опираясь на художественные традиции коренного индейского населения, социальную графику Хосе Гваделупе Посады и парижские веяния модернизма, создали замечательную школу революционной живописи. В своем творчестве они отдавали предпочтение настенным росписям, и монументальные фрески художников-муралистов (от испанского mural - стена), благодаря своему злободневному революционному сюжету в сочетании с блестящей техникой, широко использовались для массовой пропаганды социалистических идей. В самый короткий срок монументалисты революционизировали все мексиканское искусство. Их объединение - "Синдикат революционных живописцев, скульпторов и граверов" был одной из основных групп, на основе которых образовалась Коммунистическая партия Мексики, а его уникальная газета "Эль Мачете", основное место в которой занимала революционная графика, становится официальным партийным органом.

Поселившаяся в Мехико Тина уже после самого первого знакомства с мексиканскими коммунистами навсегда связывает себя с революционным движением. В 1923 году она впервые принимает участие в мексиканской рабочей демонстрации в защиту Сакко и Ванцетти, после чего вступает в Антиимпериалистическую лигу, а затем уже сама принимает участие в организации Итальянской антифашистской лиги в Мексике.

Формирование левых политических взглядов сразу же оказывает влияние и на художественное творчество Модотти, которая, будучи в течение нескольких лет ученицей и моделью Вестона, вскоре становится самостоятельным фотографом. Занимаясь художественной фотографией, она начинает заменять абстрактный сюжет своих снимков социальной тематикой. При этом, используя и развивая новаторскую технику Вестона, Тина добивалась особо реалистичного эффекта, устанавливая максимальную резкость кадра, тщательно продумывая художественные композиции и выбирая для снимка самые неожиданные ракурсы. В результате нескольких лет ее работы были созданы разнообразные по тематике классические образцы революционной художественной фотографии.

Модотти экспериментирует с самыми разными жанровыми направлениями. Делает снимки мексиканской бедноты, пеонов, рабочих, женщин-крестьянок - на выжженных солнцем проселочных дорогах, в пулькериях и трущобах Мехико и в пакгаузах американских нефтяных компаний.

Т.Модотти. Жительница Теуантепека с расписной миской на голове, 1929

Фотографирует настенную живопись мексиканских художников, и именно по этим ее снимкам мир впервые воочию знакомится с росписями Риверы и Ороско. Тина снимает коммунистические митинги и демонстрации, делает фотопортреты рабочих активистов и создает замечательные по своей стилистической лаконичности и колориту "революционные натюрморты" - причудливые художественные композиции, сочетающие в себе символы движения трудящихся - серп и молот, с наполненными до отказа патронташами, сомбреро, деками и грифами гитары. Эти контрастные выразительные снимки публиковались на полосах "Эль Мачете", распечатывались, и использовались в качестве листовок и плакатов в Мексике, США, Латинской Америке и Европе.

Потом разразился скандал. Изображение голой Тины украсило стену Сельскохозяйственной академии в городке Чапинго. Возбужденные студенты толпой валили к академии, чтобы увидеть голую Богиню. Фреску создал Ривера. Сразу же поползли слухи об их романе.

Тина чувствовала себя королевой. Про нее стали шептаться. Одни благоговейно, другие - с презрением. Люди попроще называли ее "сержантским десертом". Простые женщины, завидев ее с фотокамерой на улице, спешили перейти на другую сторону, лишь бы не попасть в ее объектив. Зато друзья рассказывали про нее легенды.

Когда Вестон это заметил, было уже поздно. Он узнал, что у него есть соперник. Ему не оставалось ничего другого, как уехать обратно на родину, в Сан-Франциско. Новым избранником Тины оказался художник и гравер Хавьер Герреро - бунтарь, похожий на древнего ацтекского бога, ведущий художник-график газеты «Эль Мачете», один из основателей "Синдиката революционных живописцев" и мексиканской компартии. Он не увидел в ней ни неженку, какая предстала пред Робо, ни простушку, за которую принимали Тину родители, ни художницу, каковой ее увидел Вестон. Он видел фанатичного, как и он сам, человека, готового пойти за новым триединым богом, имя которого было Карл Маркс, Ленин и Сталин.

Экспериментируя с техникой и композицией художественной фотографией, Модотти в своем творчестве полностью основывалась на отображении социальной действительности, что придавало ее снимкам особенный сюжетный реализм. Пабло Неруда вспоминал, что фотографии Тины оказали существенное влияние на многие работы художников-монументалистов, которые находили в них сюжеты для своих картин и фресок.

Т. Модотти. Диего Ривера и Фрида Кало на майской демонстрации, 1929

В это же время Модотти вступает в Коммунистическую партию Мексики и начинает работать секретарем в "Эль Мачете", куда ее приглашает Хавьер Герреро.

"Все кто работал с Тиной, отзывались о ней только с похвалой. Ее не только хвалили, ее любили. Ее любили за самоотверженность в работе. Для нее не существовало понятий день и ночь. Почти все, что она зарабатывала, она отдавала на нужды партии или антифашистской лиги, оставляя себе только на самые необходимые расходы", - писал Ю. Погосов. Молчаливая, замкнутая в себе Модотти могла сутки напролет заниматься обыденной партийной работой. Зачастую она даже после настоятельных просьб отказывалась покинуть помещение редакции, мотивируя это тем, что никто не управится с печатной машинкой быстрее и лучше ее самой - "потому, что у меня самые сильные и быстрые пальцы". Еще бы, ведь эти пальцы были закалены тысячами часов работы с вибрирующей ткацкой нитью. Тина с готовностью шла на жертвы.

Вне всякого сомнения, именно подлинная революционная идейность Тины, проявлявшая себя не в декларативной форме, на словах и в заявлениях, а в самой разнообразной и серьезной практической деятельности, и позволила ей достичь высокой выразительности своих фоторабот. Художественное творчество Модотти имело чрезвычайно глубокую мотивацию, притом, что в его основе отсутствовали традиционные для художника ее общества стимулы: стремление к популярности, достатку, равно как и желание выразить себя в "чистом" искусстве. Тина снимала жизнь такой, какой она есть, чтобы показать - она не может, не должна быть и оставаться такой - черно-белой. И она вкладывала в свои снимки все свое умение и убежденность, чтобы придать им побудительную силу, добиться, чтобы они никого не оставили равнодушными.

В 1928 году Диего Ривера, ранее уже писавший с Модотти богиню плодородия на стенах Национальной школы земледелия в Чапинго, вновь изобразил ее на своей знаменитой фреске "Раздача оружия рабочим". На ней Тина с пулеметной лентой в руках стоит рядом с художницей Фридой Кало и кубинским революционером-эмигрантом Хулио Антонио Мельей.

Мелья, известный деятель международного комдвижения, лидер революционного студенчества, "первый апостол социализма на Кубе", - как впоследствии назвал его Фидель Кастро, скрывался в Мексике от агентов кубинского диктатора Мачадо, и познакомился с Тиной в редакции "Эль Мачете". Мелья без памяти влюбился в Тину. Его не остановили ни слухи об оргиях на крыше с белокурым американским фотографом, ни рассказ о ее романе с печатником Хавьером, ни изображение голой Тины на стене академии в Чапинго. Их близкие отношения продолжались почти два года. Модотти выполнила несколько прекрасных фотопортретов Мельи, которые были показаны на ее персональной фотовыставке, организованной мексиканской компартией в 1928 году.

Несколько месяцев спустя Хулио Антонио Мелья был застрелен наемным убийцей на одной из улиц вечернего Мехико, на глазах у Тины.

Тина была раздавлена горем. Однако полиция обвинила в соучастии в убийстве именно ее - нашлись косвенные улики. Главной из них было знакомство с неким Витторио Видалли. В СССР его знали как Карлоса Контрераса, в Германии и Франции - как Эннеа Сорменти. О нем ходили разные слухи. Говорили, что он свободно посещает Совдепию, что он желанный гость в одном из самых страшных мест СССР - на Лубянке.

Полицейские считали, что именно он убил Мелью. Тому были свои причины. Поговаривали, что уродливый и грубый Витторио был безнадежно влюблен в Тину, однако разборчивая красавица предпочла Антонио Мелью.

После гибели Антонио Тина оказалась в полной изоляции. Одни от нее отвернулись, с другими она порвала сама. С Риверой - потому что он согласился выполнять правительственные заказы, с Ороско - потому что он содержал частный ночной клуб.

В октябре 1930 года Тина поддалась на уговоры Видалли и приехала в Москву,

укрываясь от преследований мексиканской полиции. Она забирает с собою любимый фотоаппарат, но никогда больше не сделает на нем ни одного художественного снимка.

В Москве Модотти снова встретилась с Хавьером Герреро. В смятении Тина предложила ему начать все сначала, но суровый индейский вождь не простил измены. Тина впала в депрессию.

Витторио познакомил ее с видными огэпэушными чинами. Она прошла проверку пятого отдела ОГПУ, и ее сочли достойной хранения тайн государственной важности. Но по «требованию партии» и для выполнения ряда секретных поручений ей пришлось официально стать женой Видалли.

Тина Модотти становится сотрудником центрального отделения МОПР - Международной организации помощи борцам революции, работает вместе с личным секретарем Ленина Еленой Стасовой и вскоре назначается на должность консультанта Коминтерна по революционному движению в Латинской Америке. Собирает и анализирует отчеты о развитии идей коммунизма в любимой Мексике, пишет резолюции, по которым судят о положении дел и принимают решения на самом верху. От ее отзыва зависит многое.

Параллельно же принимает участие в ряде рискованных антифашистских операций на территории разъедаемой нацизмом Европы, выполняя деликатные поручения по передаче данных и денег то одной, то другой коммунистической партии.

Получает советский паспорт и осуществляет свое давнее желание - пожать руку Сталину. Теперь она - Тина Иосифовна.

С начала гражданской войны в Испании Модотти действует там под именем Марии Контрерас (одна из агентурных фамилий Видалли), вместе со своим, там же она знакомится с Александрой Коллонтай и Сергеем Эйзенштейном, высоко ценившим ее фотографию. В критический момент штурма Мадрида Тина переводится из разведки на фронт - медицинской сестрой.

Сталин надеялся, что подрывная работа агентов МОПРа даст результаты. Однако, когда война в Испании закончилась победой Франко, его отношение к МОПРу резко изменилось. Сталину докладывали, что агенты Коминтерна и МОПРа через одного перевербованы, что часть денег бесконтрольно оседает на западных счетах так называемых коммунистических организаций - "кассиры" увозят деньги и передают их своим дядюшкам, тетушкам, братьям. На Тину, как и на ее коллег, пало подозрение. МОПР расформировали, большинство его бывших сотрудников ждал расстрел. Начинались "чистки".

Тина и Витторио были тогда за границей (в Германии). Каким-то образом Елена Стасова умудрилась передать Тине сообщение, чтобы она не возвращалась в Москву. Но оставаться в Европе тоже было опасно, и в 1939 году она поехала в Мексику.

Она вернулась туда, где была счастлива. Вернулась одна - без Контрераса-Видалли. Порвала с ним все связи.

В 1940 году правительство Мексики официально разрешает ей поселиться на территории государства. Чем она занималась два года, увы, неизвестно. А потом она умерла при невыясненных обстоятельствах.

Возвращалась однажды вечером из гостей. Поймала такси. Такси привезло ее к дому мертвой. Не исключено, что это было убийство, организованное мексиканской жандармерией, имевшей тесные связи с франкистами и ликвидационным отделом гестапо, охотившимся за деятелями Коминтерна в Латинской Америке. Говорят, что в ее сумочке нашли фотографию Хулио Антонио Мельи, с которой она не расставалась всю жизнь.

Эта смерть была особенно тяжелым ударом для мексиканских коммунистов, с напряжением следящих за сводками с советско-германского фронта. На торжественных похоронах Тины в 1942 году, устроенных ее товарищами, Пабло Неруда читает строки своих знаменитых стихов, высеченных затем на могильной стелле. "Последняя роза прекрасного дня" - говорил он о Модотти.

Тина Модотти

Богиня у объектива

Ее удивительная судьба нередко заслоняет собой ее творения, а ее искусство мешает разглядеть всю глубину ее личности. При жизни ее воспевали и проклинали, а потом забыли, вспомнив лишь спустя полвека после ее загадочной смерти – и сразу же отведя ей почетное место и среди художников XX века, и среди икон феминизма. Биографы Тины Модотти, рассказывая о ее многочисленных обличьях, любят сравнивать ее с хамелеоном: она с легкостью меняла профессии и страны, привычки, имена и мужчин, но при этом всегда оставалась верна себе. Как ей это удавалось – лишь одна загадок, которыми была полна ее жизнь.

Она родилась в августе 1896 года – точной даты или не знала, или не хотела называть, – в старинном итальянском городке Удине. При крещении ее назвали Ассунта Аделаида Луиджа Модотти Мондини, она была второй из шестерых детей автомеханика Джузеппе Модотти и его жены, прачки Ассунты. Уставший от беспросветной нищеты отец эмигрировал в США, надеясь со временем разбогатеть и выписать семью к себе, однако пока Джузеппе искал счастья за океаном, его семья едва не умирала от голода. Вместо школы десятилетняя Ассунта пошла работать на ткацкую фабрику – несколько лет монотонного тяжелого труда по двенадцать часов в день стали ее единственным образованием.

Девочка рано выросла. Уже в четырнадцать лет ей вслед оглядывались мужчины: ее удивительно красивое лицо, огромные глаза, прекрасные волосы, великолепная фигура и та особая магия, которая только и способна превратить девушку в настоящую красавицу, сводили с ума, и Тина, как она стала себя называть, рано научилась этим пользоваться. В пятнадцать лет ее забрали в участок по обвинению в проституции: жить с такой подмоченной репутацией в родном городке было невыносимо, и при первой же возможности Тина сбежала в Америку.

В 1913 году она приехала к отцу в Сан-Франциско. Поначалу Тина пошла работать на швейную фабрику, а затем ей – благодаря полученному опыту и весьма привлекательной внешности – удалось устроиться в модное ателье, где хозяйка вскоре сделала из Тины модель. Эта профессия открыла ей двери в новый мир местной богемы: артисты, поэты и художники наперебой стали добиваться внимания юной красотки. Она попробовала себя на сцене, сыграв маленькие роли в нескольких драматических и оперных постановках, позировала художникам и скромно ждала своего принца. Он явился ей в образе начинающего поэта и художника, двадцатичетырехлетнего декадента Робо де л’Абри.

На самом деле он был сыном фермеров из Орегона, и звали его Руби Ричи, однако поэтическая фантазия легко позволила ему превратить Орегон во французскую провинцию, себя в потомка аристократов, а свою возлюбленную Тину – в нежного и прекрасного ангела, достойного лучшей жизни. Несмотря на протесты отца,

Тина переехала к Руби (хотя они всюду представлялись супругами, официально их брак так и не был зарегистрирован), а вскоре влюбленные переехали в Голливуд, где, по мнению Робо, их ждала блестящая карьера.

Тина Модотти в фильме «В тигровой шкуре», 1920 г.

Тина Модотти, Сан-Франциско 1915 г.

После первых же проб Тину пригласили сниматься: она с успехом сыграла в трех фильмах, выступив в сверхмодном тогда амплуа «женщины-вамп»: густо накрашенные глаза, рассеянный взгляд и скрытая под струящимися шелками сексуальность. Ей сулили большое будущее, однако Тина, едва вкусив славы, решила от нее отказаться: ее быстро утомил насквозь фальшивый мир кино, зато за кулисами студий она обзавелась множеством интересных знакомств. Супруги быстро влились в пестрый круг голливудской богемы: старлетки, режиссеры, актрисы, жиголо, повесы и куртизанки. Тина – с вишневыми губами и подведенными черным огромными глазами, с сотней тонких браслетов на руках и в тонких шелковых чулках, выставленных напоказ в разрезах длинных струящихся юбок, – пользовалась огромной популярностью среди мужчин, каким-то образом умудряясь скрывать свои любовные похождения от Робо, который продолжал считать свою супругу невинным ангелом. Ближайшими друзьями пары стали мексиканский поэт, публицист и политик в изгнании Рикардо Гомес Робело и фотограф Эдвард Уэстон.

По мнению некоторых биографов, фотография заворожила Тину еще в детстве – ее дядя Пьетро Модотти держал фотоателье, и маленькая Тина навсегда была очарована магией появляющихся из ниоткуда изображений. Так что неудивительно, что едва она познакомилась с Уэстоном, который уже был достаточно известен как фотохудожник, она немедленно вцепилась в него мертвой хваткой. В начале 1921 года она стала его моделью – в том числе позировала для нескольких портретов в стиле «ню», а через несколько месяцев – и любовницей. Вспыхнувшей страсти не помешало ни фактическое замужество Тины, ни жена и четверо детей Эдварда. Перед объективом Уэстона Тина из неискушенной холодной красавицы постепенно преобразилась в страстную, дерзкую, необузданную женщину, готовую к самым неожиданным экспериментам.

В конце 1921 года Рикардо Гомес Робело получил видный пост при очередном мексиканском правительстве и немедленно пригласил Робо в Мехико, обещая верному другу студию и работу. В декабре тот выехал в Мексику, прихватив с собой – в надежде выставить – фотографии Уэстона. Следом выехала Тина.

По дороге она получила сообщение, что Робо де л’Абри скончался от черной оспы. Она опоздала всего на два дня… В память о Робо она все же устроила выставку его работ в Национальной академии изобразительных искусств. А вскоре ее нашла новая телеграмма – в Сан-Франциско умирал ее отец…

Потеряв мужа и отца, Тина обрела взамен новую любовь – Мексику. В то время эта страна, недавно пережившая революцию и серию мятежей, по выражению одного мексиканского поэта, «жила борьбой, дышала свободой и выдыхала искусство». Это искусство, выросшее из революционной идеологии и народной культуры, было монументальным, как мексиканские пейзажи, и понятным, как детские рисунки. Оно заворожило Тину, а яркие краски, древняя история, пестрая жизнь и страстные люди этой страны захватили ее сердце настолько, что она даже убедила Уэстона вместе с ней переехать в Мексику.

Уэстон бросил жену, детей и в сопровождении Тины и старшего сына Чендлера в июле 1922 года прибыл в Мехико, где открыл фотоателье. По договоренности, Тина бесплатно работала в ателье, а Уэстон за это обучал ее искусству фотографии. Вместе они объездили всю Мексику, делая снимки для американских издательств. Ранние работы Тины очень похожи на фотографии Уэстона: та же холодная выверенность композиции, отстраненность и неожиданный ракурс. Но если Уэстон снимал пейзажи и предметы древнего искусства, получая в итоге абстрактные модернистские композиции, то Тина отдавала предпочтение лаконичным натюрмортам и изображениям людей – крестьян, пеонов, рабочих, женщин в национальных костюмах… Сотрудничество с Уэстоном принесло Тине не только мастерство, но и признание: ее фотографии стали появляться на выставках и журнальных страницах как в Мексике, так и в США.

Тина Модотти, 1921 г.

Хулио Актонио Мелья

Дом Уэстона и Тины почти сразу превратился в модный салон, где собирались модернисты и авангардисты всех направлений – поэты, писатели, художники и политики: постоянными гостями были, например, художники Хосе Клементе Ороско, Диего Ривера и Давид Альфонсо Сикейрос. Всех их привлекала не только творческая атмосфера дома, но и его хозяйка, прекрасная, талантливая и весьма вольных нравов, окутанная тонкими тканями, запахом духов и облаком слухов. Говорили, что она проводит дни, лежа обнаженной на крыше своего дома в компании Уэстона, его сына, а иногда и близких друзей. Что она не носит нижнего белья, зато курит как мужчина и ходит с мужчинами по ночным клубам, где показывают женский стриптиз – одно из таких заведений принадлежало брату Ороско. Что она постоянно меняет любовников и с каждым позирует перед объективом Уэстона. Что тут было правдой, а что выдумкой – не интересовало даже саму Тину.

Зато точно известно, что именно благодаря фотографиям Тины Модотти мир узнал о творчестве мексиканских художников-муралистов (от испанского mural – стена), в первую очередь Ороско, Сикейроса и Диего Риверы. Ее фотографии их фресок, сочетавших в себе новаторские приемы живописи, актуальную тематику и эстетику доколумбовой Америки, разошлись по всему миру, прославив и художников, и фотографа. Тина даже позировала Ривере: особенно прославилось изображение обнаженной Тины в образе богини плодородия на стене Сельскохозяйственной академии в Чапинго – говорили, молодые люди со всей округи толпами приходили к Академии, чтобы поглазеть на нарисованную красавицу. Около года Тину и Диего связывали любовные отношения, а затем страсть остыла, но она по-прежнему была одним из его ближайших друзей. Позднее, когда Диего женился на Фриде Кало, их свадьба проходила в доме Тины Модотти.

Говорят, что фотографии Тины оказали немалое влияние на муралистов – у нее они учились лаконичности и выразительности образов, сдержанному колориту и продуманной композиции, у нее они заимствовали сюжеты и идеи. Взамен они приобщили ее к идеям коммунизма, которыми была буквально заражена вся тогдашняя мексиканская интеллигенция. Всего за несколько месяцев прежняя богемная львица, которая, как казалось, думала лишь об удовольствиях и была способна только на эпатаж, воспылала такой революционной страстью, что прежние любовные приключения по сравнению с нею были ничем. Сначала Тина снимала демонстрации и портреты коммунистических активистов, а затем сама стала ходить на митинги. В ее натюрмортах прежние цветы и кувшины сменились революционными образами серпа и молота, патронташей и кукурузных початков, а снимки на улицах можно было использовать как социалистические агитки – что вскоре и произошло.

Эдвард Уэстон, фото Тины Модотти, 1923 г.

Хавьер Герреро

Работа Тины Модотти, 1927 г.

Эдвард Уэстон, не выдержав новообретенного коммунистического пыла своей бывшей возлюбленной, сбежал в Калифорнию, а его место в сердце Тины немедленно занял Хавьер Герреро. Художник и коммунист, один из лидеров коммунистической партии, похожий, по выражению поэта Пабло Неруды, внешне на ацтекского бога, а душой – на горящий костер, он быстро завоевал не только сердце и тело Тины, но и ее душу. Она поступила на работу в основанную Герреро и Сикейросом коммунистическую газету El Machete, где Тина, отбросив прежние богемные привычки, самоотверженно трудилась сутки напролет, не ведая усталости, – по воспоминаниям, она нередко оставалась на ночь в редакции, объясняя это тем, что никто лучше нее не справится с печатной машинкой: пальцы Тины, закаленные работой на ткацкой фабрике, и правда печатали невероятно быстро. Почти все заработанные деньги она отдавала на нужды партии, оставляя себе лишь на самое необходимое. Теперь она одевалась, как мексиканская беднота, дабы ничем не выделяться среди своих товарищей по партии, стала замкнута и серьезна, а ее фотоработы этого периода приобрели необыкновенную силу. Обычно художники своими произведениями стараются добиться славы, признания, денег, но Тина хотела иного: она стремилась к тому, чтобы каждый, глядя на ее снимки, воспылал той же революционной страстью, что и она, чтобы каждый захотел сделать все, чтобы суровая и тяжелая жизнь, изображенная на снимках Тины, перестала быть.

Ее роман с Герреро продолжался четыре года – с 1924 по 1928, когда Герреро вызвали в Москву для учебы в партийной школе. На прощание Тина обещала хранить верность ему и коммунистической партии – однако справилась лишь со вторым.

В редакции El Machete Тина познакомилась с Хулио Антон ио Мелья – кубинским коммунистом, одним из основателей коммунистической партии Кубы, вынужденным покинуть родной остров из-за обвинения в подготовке покушения на тогдашнего диктатора Херардо Мачаду. Рослый красавец с горящими глазами немедленно без памяти влюбился в Тину, а она столь же пылко ответила на его чувства. Их обоих Диего Ривера изобразил на своей знаменитой фреске «В арсенале»: в центре Фрида Кало раздает винтовки, а справа Тина в красной блузе, влюбленно глядя на Мелье, передает ему патроны. Из-за ее плеча на них свирепо смотрит мужчина в черной шляпе – это был присланный в Мексику Коминтерном итальянский коммунист Витторио Видали, страстно – и безнадежно – влюбленный в Тину. Говорят, после этой фрески отношения Тины и Диего резко испортились: она не смогла простить художнику, что тот выставил на всеобщее обозрение ее любовный треугольник.

Тина Модотти, 1927 г.

Поздним вечером 10 января 1929 года Тина и Мелья шли по улице. По данным полиции, неизвестные напали на Мелью и расстреляли в упор. Кто это был, до сих пор доподлинно неизвестно.

Диего Ривера «Арсенал»

Его товарищи по партии считали, что Мелью убили по приказу Мачады. Однако мексиканские власти сочли, что в убийстве замешан Видали – ведь он был влюблен в Тину и к тому же обвинял Мелью в связях с троцкистами. Конечно, версия убийства, где были замешаны политика и любовь, гораздо привлекательнее просто политической – и газеты развернули целую кампанию против «кровавой и ужасной Тины Модотти», любовники которой будто бы перестреляли друг друга у нее на глазах. В доказательство были опубликованы фотографии обнаженной Тины работы Уэстона и пересказаны все слухи о ней и ее мужчинах. И фреска Риверы была сочтена прямым доказательством ее вины. Тину даже на некоторое время посадили в тюрьму, но – во многом стараниями Диего Риверы – вскоре выпустили. Однако ее репутация даже среди товарищей по партии была подмочена; Тина впала в депрессию. Чтобы как-то помочь ей, друзья организовали в Национальной библиотеке ее персональную выставку, однако Тине это не помогло. Ее снова арестовали по подозрению в участии в подготовке покушения на президента Мексики, а в начале 1930 года как коммунистку и неблагонадежную личность выслали из страны.

Тина перебралась в Берлин. Некоторое время она работала в фотоателье Лотте Якоби и даже устроила там свою выставку, очень тепло принятую критиками. Но ей не сиделось на месте, и вскоре Витторио Видали уговорил ее перебраться в Советский Союз, где ее таланты и верность делу будут полезнее. В октябре 1930 года Тина, с двумя фотоаппаратами и маленьким чемоданом вещей, прибыла в Москву.

Едва приехав в СССР, Тина встретила там Хавьера Герреро. Она было бросилась к нему – но тот, осведомленный о ее жизни в Мексике без него, отказался с нею даже разговаривать. Тина, и так измученная депрессией, с тех пор, по воспоминаниям друзей, словно расхотела жить. Она забросила в дальний угол свои фотоаппараты и всецело отдалась работе на нужды партии.

В Москве и правда весьма заинтересовались талантами товарища Модотти: ее верность делу, умение перевоплощаться и талант к языкам (к этому моменту Тина прекрасно знала итальянский, испанский, английский и немецкий и весьма быстро овладела русским) оказались весьма полезны в деле мировой революции. Правда, по велению партии ей пришлось вступить в брак с Витторио, которого в СССР звали Карлос Контрерас. Тине выдали советский паспорт на имя Тины Иосифовны Контрерас и взяли на работу в МОПР (Международная организация помощи борцам революции). Главой мопРа в то время была Елена Стасова – старая большевичка, бывшая секретарша Ленина, которая очень привязалась к Тине. Тина работала консультантом по странам Латинской Америки и, пройдя подготовку в ОГПУ, нередко выезжала в Европу с разными деликатными поручениями.

Она снова преобразилась – нынешняя Тина одевалась как советская чиновница: строгие костюмы, гладкая прическа и никакого макияжа, – и отличалась редкой исполнительностью и даже некоторым занудством. Когда в Испании началась гражданская война. Тина с мужем были командированы на фронт – правда, в воюющей Испании Тина быстро оставила агитацию и пошла работать в госпиталь медсестрой, придя к убеждению, что умелые руки гораздо полезнее красивых слов.

В апреле 1939 года в Испании победили фашисты. Сталин был весьма недоволен: он надеялся, что МОПР и другие подобные организации обеспечат поражение Франко. В рядах МОПРа начались чистки. Каким-то образом Елене Стасовой удалось передать Тине, временно скрывающейся в Париже, что возвращаться в Москву опасно.

Фрида Капо и Диего Ривера

Тина рассталась с Видали, порвала все связи с советскими агентами. С помощью друзей, оставшихся у нее в Мексике, она получила разрешение вернуться туда, где была счастлива. Под вымышленным именем Тина поселилась в Мехико и очень замкнуто, очень тихо, почти ни с кем не общаясь, прожила два года. Однажды январским вечером 1942 года она, возвращаясь из гостей, села в такси – и приехала домой уже мертвой. В ее сумочке нашли маленькую фотографию Хулио Антонио Мельи.

После ее смерти Диего Ривера предположил, что Тину убил Видали – она, по его мнению, слишком много знала. Однако вскрытие показало, что у нее просто остановилось сердце…

Из книги Мелья автора Погосов Юрий Вениаминович

Тина Был жаркий летний полдень. Город замер в дремотном послеобеденном зное. Все располагало к отдыху: закрытые магазины и оффисы, ленивые полицейские и еле ползущие трамваи. В такое время дня ничего не хотелось делать.Хулио шел по неширокой улице, довольно оживленной в

Из книги Сочинения автора Луцкий Семен Абрамович

Фея-весна («И жабы. И гады. И тина. И омут…») И жабы. И гады. И тина. И омут… Болото, болото у пней! Гниет, притаилось… И тонут в нем, тонут Остатки непрожитых дней… И я заблудился. И я - у болота. Я плесени пленник теперь. Когда-то молился и верил во что-то… Изверилось

Из книги Телеграмма Берия автора Троицкая Валерия Алексеевна

Тина Асатиани Лера в «Капичнике» Институт физических проблем (ИФП) - «Капичник», которым руководил Пётр Леонидович Капица, был широко известен своими научными семинарами, которые проходили по средам в полном зале.На этих семинарах обсуждались новейшие идеи и разные

Из книги Самые пикантные истории и фантазии знаменитостей. Часть 1 автора Амиллс Росер

Айк Тёрнер и Тина Тёрнер Жестокость и насилиеАйк Уи?стер Тёрнер (1931–2007) – американский ритм-н-блюзовый музыкант и продюсер, один из основателей рок-н-ролла.Ти?на Тёрнер (Анна Мэй Буллок) (1939) – американская певица, автор песен, актриса и танцовщица.История романа Айка и

Модотти Tina Modotty Карьера: Артист
Рождение: США, 5.1.1942
Родилась в Италии. В 17 лет уехала в США, чтобы сделать театральную карьеру. Вела богемную жизнь. Проповедовала свободу отношений в браке. Затем прониклась идеями большевизма, но счастья так и не обрела.

Италия. Город Удине. 1906 год. Тине исполнилось десять лет. Она была второй из шестерых детей, слезы голодных младших братьев пробуждали в ней ненависть к социальной несправедливости. Однажды она вернулась домой без платка, но с корзинкой хлеба, сыра и колбасятины. "Эта шаль мне нимало не нравилась, - соврала она, - я ее продала".

В 1913 году Тина отправилась в Америку. В Сан-Франциско папа, переехавший туда раньше, нашел ей работу портнихи. К семнадцати годам итальянская девчурка превратилась в девушку незаурядной красоты: прекрасная фигура, мягкие густые волосы, большие темные глаза, чувственный губы... Первой это заметила ее хозяйка, и Тина стала моделью салона. Она с успехом выступала в итальянском театре, влюбилась в молодого поэта и художника, тот, что ввел ее в местную богему, где проповедовали свободную влюбленность и отрицали буржуазную мораль. Тина вышла за него замуж, невзирая на критику итальянской общины, и уехала с ним в Лос-Анджелес. Там она стала образцом свободной женщины, "красивой, но с мозгами". В 1920 году снялась в нескольких фильмах с здорово нагримированным лицом, как было принято в Голливуде. На одном из экстравагантных вечеров, где пили саке и слушали восточную музыку, она познакомилась с фотографом Эдвардом Уэстоном. Оба были в браке, у него было четверо детей, но в этом кругу не сдерживали свободных чувств и Уэстон сделал немного знаменитых "ню" Тины.

В 1923 году нравы в США изменились. Сухой закон, засилье куклус-клана... Тина и Уэстон уехали в Мексику.

Все семь лет, прожитых там, Тина училась у Эдварда технике фотографии. Вскоре ее работы стали оцениваться выше, чем ее друга. Однако их отношения стали портиться - он находил, что принципы "свободного союза" приемлемы только для него. У его возлюбленной поначалу начался роман с Диего Риверой, самым прославленным художником, толстяком и завзятым донжуаном. Потом была связь с большевиком Хавьером Герреро, членом Коминтерна, убедившим Тину вступить в коммунистическую партию.

С этого времени она стопроцентно переменилась. Строго одетая и гладко причесанная. Тина целиком посвятила себя делу: снимала демонстрации рабочих, батраков в поле, сотрудничала в коммунистической газете "Эль Мачете", выступала супротив диктатуры Муссолини. Вот тогда-то она в редакции встретила Хулио Антонио Меллу, Адониса левых - высокого, сильно красивого, в свои 25 лет самого известного революционера всей Латинской Америки. Он стал единственной настоящей любовью Модотти. Несмотря на бедность и осуждение окружающих, в их существование пришло счастье; плоды которого - прекрасные портреты Хулио, сделанные Тдругой.

Но всякое фортуна длится кратковременно. Январской ночью 1929 года в Гаване Меллу убили выстрелом в спину. Убийство было прямо политическим, но печать изобразила его как месть ревнивого соперника, изрядно замарав при этом Тину. Попутно ее объявили шпионкой Муссолини и посадили в тюрьму. Ее "обнаженная натура", сделанная когда-то Уэстоном, обошла прессу как подтверждение безнравственности. Из тюрьмы она вышла с подорванным здоровьем и запятнанной репутацией.

Некий итальянский коммунист увез ее в Москву. Этот отрезок времени ее жизни называют "медленным самоубийством". Тина бросила фотографию и работала только для Коминтерна. Став крупным партийным функционером, выполняла опаснейшие задания в Европе. Похоже, она искала смерти. Безуспешно просила погнать ее для работы в фашистскую Италию. Вместоположение этого ее послали в Испанию, где она оставалась в течение всей гражданской войны. Зная о том, что иностранные коммунисты гибнут в сталинских застенках, она приняла вывод не ворочаться в Москву.

Наступила полоска ужасающей бедности и одиночества. Ночью 5 января 1942 года Тина умерла в такси - вскрытие как чисто показало инфаркт, но говорили и об отравлении или самоубийстве. Полицейские нашли в ее сумочке маленькое фото Хулио Антонио Мелла...

Немудрено, что до того бурная существование подстегнула фантазерство прочий незаурядной личности - Мадонны. Интерес родился в прошлом году в Сан-Диего, где прошла экспозиция фотографий Тины Модотти. Эти фото уникальны и сильно дороги: одна из ее работ была продана на аукционе за 130 тысяч долларов. При всем различии судеб у них немало общего: итальянские корни, пересаженные за океан, а главное - невозможность уговорить мир в том, что ты выросла и изменилась.

Так же читайте биографии известных людей:
Тина Барретт Tina Barrett

Тину часто посещало желание стать певицей. Вскоре она стала мечтать об этом и страстно хотеть этого. Когда ей исполнилось 22 года, Тина..

Скоро будет год, как я тут обитаю, а вернее, приспосабливаюсь. Эта страна не очень-то и загадочна, как думают многие в России. Еще каких-то 40 лет назад здесь царило чуть ли не натуральное хозяйство. Весь успех Норвегии заключается в залежах нефти и в ПРАВИЛЬНОМ использовании средств, полученных от ее реализации. Поэтому сейчас у них почти настоящий коммунизм в таком виде, в каком его представляли граждане СССР. Здесь нет бедных, практически отсутствует безработица. Даже работница прачечной или уборщица может позволить купить себе свой дом, нисколько не напрягаясь при этом — банк всегда готов предоставить ссуду при наличии работы.

Здесь прекрасные дороги, даже к деревням, где живет 80 человек. Зимой они каждый день, а если необходимо, то чаще, очищаются от снега. Национальная валюта — норвежская крона (NOK) и приблизительно 7,5 NOK = 1$. Минимальный размер оплаты труда 70 NOK в час. Что в год составляет примерно 20000$ . Нужно отметить, что очень богатых здесь тоже нет, из-за налоговой политики государства. И граждан, получающих больше 60000$ в год, очень мало. Так что разница между уборщицей и банкиром всего в 3 раза!!!

Ежегодно печатается газета с перечнем всех граждан, в которой указываются: дата рождения, адрес, телефон, а также их доход за год и сумма уплаченного налога. (Вот было бы раздолье нашим рекетирам). Но преступность здесь на минимальном уровне. Так что если и случается какой-нибудь криминал, то полиции только в радость поработать и оторваться от кресел…

Цены здесь, как и полагается для такой страны, очень высокие. (Иначе все кинулись бы сюда, и Норвегия не справилась бы с потоком иммигрантов). В разных магазинах цены могут отличаться чуть ли не в два раза, поэтому приходиться объезжать 2-3 из них, чтобы купить все дешевле.

Хлеб, булка 1 батон 600г = 1,6$
Мясо — свинина свежая 1 кг = 10$
Молоко 4,5% 1л = 1,2$
Картофель не мытый 1кг = 0,5 — 1 $ в зависимости от сезона.
Масло 1кг = 2,5$
Маргарин 400г = 1,6$.
Сметана за 300г 45% жирности = 2$, 15% = 1,6$

А теперь держитесь за кресло, цены на остальное:
0.7 л любого алкоголя 40 град = 35$
0.33 пива 4.5 град = 1.7$
Пачка сигарет = 6$
Прием у зубного врача (просто осмотр) = 50$
Поход в кино = 6$
Проезд в автобусе в один конец с пересадками = 2.8$
Очки от 100$
Велосипед (18 скоростей) полугорный = 280$

Одежда:
Футболка 6$
Брюки от 20$
Непромокаемая куртка от 60$
Кроссовки от 13$
остальная обувь от 26$
любая женская блузка от 20$
нижнее белье (женское) от 30$

Таким образом, питание и развлечения здесь очень дорогие. В неделю на хорошее питание уходит 45$. Но можно выжить и на 13$. В месяц у меня на продукты уходит около 130$. Так что, тут особенно не скопишь состояния… Еще я соскучилась по борщу и пельменям. Свеклы мы в продаже не видели вообще, а пельмени здесь очень дорогой деликатес (за 400 г ‘Равиолли’ 3.5$)…

О нашем телефоне. Поскольку Норвегия очень раскинута географически и демографически то проводить телефонные линии к деревне 80 жителей не целесообразно. Именно поэтому в Норвегии очень популярна беспроводная связь. И мобильные телефоны здесь у каждого, даже у школьников; судите сами: телефон можно купить за 1 NOK !!! Но с обязательным годовым контрактом на использование. Минимальный годовой контракт это абонентская плата в размере 8$ в месяц. В отличии от России, за входящие звонки ничего не платится. Таким образом, за сравнительно небольшую цену можно получить аппарат, по которому мне будут звонить…

Мы в конце апреля переехали в отдельную однокомнатную квартиру. Квартира стоит $360 в месяц на двоих, и это здесь считается очень дешево по сравнению с ценами частного сектора…

За три месяца extra-job горничной я заработала $1300 cash, с вычтенными налогами на благо и процветание норвежского государства. Машина кажется уже приближающейся реальностью, а не «Летучим Голландцем»…

Мой средний балл по норвежскому оказался лучшим, но мне еще не известны результаты по двум другим экзаменам. На основании сданного, можно сделать вывод, что способности к иностранным языкам, особенно германской группы, во мне еще не угасли 🙂 Впрочем, бог с ней, с этой учебой — скорее бы все кончилоcь…

В целом, жаловаться абсолютно не на что. Материальные проблемы полностью отсутствуют, с мамой я общаюсь раз в неделю по телефону, читаю книги, смотрю TV на английском и норвежском, посещаю бассейн и солярий, курсы норвежского, местные boutiques при распродажах и кинотеатр…

Здесь, конечно, в какой-то степени, "прорастаешь", потому что норвежцы нашего возраста просто отмороженные, как наркоманы в наших анекдотах, к тому же, от русских они шарахаются, а к девушкам у них нездоровый сексуальный интерес. В общем, мы с ними играем в разных песочницах. С русскими мы видимся, но изредка…

По большому счету, я уже разучилась общаться с русскими. Те, кто живут здесь — я имею в виду нас всех — друг с другом вообще не контактируют. Учащиеся на втором году обучения перед первым годом задирают носы, между собой грызутся, да и в нашем наборе первого года уже вовсю разрослись зависть и злость из-за чужих успехов в виде результатов экзаменов и разницы в знании норвежского…

Конечно, моему благополучному прорастанию в "загнивающем" капитализме Скандинавии можно только позавидовать. Вот только мое будущее настолько неизвестно и неопределенно, что я даже не могу предположить, что я стану делать, где, как и с кем жить после того, как напишу диплом в следующем году.

Вариантов столько, что голова кругом идет, и столько же вопросов, на которые пока нет ответа, сомнений и колебаний, как сделать лучше, что выбрать для себя. Хотя, все, что ни делается — к лучшему, а я постараюсь себе самой хуже не делать.

Жизнь в Норвегии глазами русскоязычных иммигрантов

Трудно определенно сказать, что лучше и где лучше.

Идеала не существует, а есть реальное убежище, где тебя примут, выслушают и разделят твои мысли, полюбят и попросят остаться. Я хочу найти себя и выбрать из многого — единственное верное, только это так невыразимо трудно, а если ошибешься — как по сердцу ножом, в общем, вынуждена метаться, как все, наверное, потому что у каждого есть свои мечты и не всегда совпадающая с ними реальность.

События, происходящие с нами, очень быстро меняют нашу жизнь и нас самих, и уже неожиданно осознаешь, что старые привязанности ушли глубоко в память, а живешь ты совершенно новыми ощущениями, потому что встречаешь другого человека, или вообще меняешь страну проживания. Сейчас такое безвременье, что остается только удивляться, как еще можно любить кого-то, верить в него и на что-то надеяться. Думаю, мне в какой-то степени просто повезло, потому, что чем больше времени проходит, тем отчетливей я понимаю, как мучительно трудно найти себе близкого друга: можно встретить человека в любом месте и в любой момент, так же, как и остаться после этого опустошенной…

Временами я говорю себе, что я такая молодая, красивая, умная и сильная, и впереди вся моя жизнь — как бы это ни банально звучало — но в другой раз меня охватывает такое отчаяние — оттого, что мне кажется, будто я плыву лишь по течению жизни и не в силах ничего изменить, а могу лишь только подчиняться событиям и зависеть от близких мне людей. Поэтому надо не забивать себе голову всякими философскими рассуждениями, а просто радоваться и ценить моменты счастья сейчас…
1998
====
Опубликовано в журнале "WWWoman" — newwoman.ru 9 октября 2000 года

В шведских Домах для престарелых, которые бесплатны как и всё остальное, живут только те одинокие старики, у которых совсем никого не осталось в живых;

Шведы и шведки гораздо красивее, чем русские, одеваются лучше и более элегантно;

Шведы «настоящие джентльмены и рыцари»

Шведы очень много помогают странам третьего мира, беженцам, значит, они еще более щедры у себя дома.

Шведы очень религиозная нация, поскольку почти все праздники в календаре – религиозные. Странно только, что все церкви всегда пустые.

Политиков наказывают за ошибки. По крайней мере экономически, штрафуют.

8 Марта в этой стране – выходной день. И, естественно, все шведы задаривают своих женщин цветами и подарками.

Спиртное в Швеции можно, как и в России, купить круглые сутки в любом киоске/лавке/палатке. Качество, конечно, гораздо лучше.

Шведы очень любят разговаривать о политике, в этом я убедилась, прочитав множество постов и статей. «столкнулась с одним … финном … Вот он мне тоже про политику мол так и так "Все равно вы лучше жить не будете." На эту фразу я дипломатично промолчала а после плавно ушла от темы политики, поскольку, знаю что … нужно хорошо владеть темой…»

Русские о норвежцах.

Норвегия манит своими величественными горными пейзажами, легендами о смелых викингах и сказками о троллях. Не менее удивительна природа Норвегии: тысячи укромных бухт и живописных фьордов опоясывают её побережье, а невысокие горы, покрытые лесами и лугами, создают неповторимый колорит этой страны. Такие же ли прекрасные и жители этой страны?

Норвежцы очень любят юмор, но при этом они сами по себе скромные, и ценят это в других. «Норвежцы не столь склонны к меланхолии, как соседние финны. Но, так же, как и все северные народы, имеют склонность к спокойствию и умиротворению». «Замечательный народ! веселые, интересные с отличным чувством юмора люди!» Бытует стереотип о "замкнутости" норвежцев. Но те, кто знают эту страну и ее жителей, говорят обратное. «Возможно, это и было когда-то, но сейчас. Если вы окажетесь в сауне вдвоем с норвежцем, первым поздоровается именно он и, наверняка, обронит пару легких фраз, "для разговора"…»

Один их стереотипов – в Норвегии все говорят только по-норвежски. Это мнение ошибочно. «В Норвегии все, за редким исключением, говорят по-английски. В любом магазинчике, на улице, в транспорте».

В Норвегии много детей. Собак тоже. «В Норвегии поражает обилие детей и собак. Иногда создается впечатление, что здесь рожают женщины любых возрастов, и, при этом, каждая семья держит в доме по собаке для каждого ребенка» .

Живущие в суровых природных условиях норвежцы уважают в людях трудолюбие и немногословность. «… достижения людей, живущих в этой стране впечатляют и доказывают, что они … работают. Чего стоят прорубленные (многие вручную) тоннели, через которые сегодня бегут зелененькие вагончики железной дороги Флом». В делах они осторожны и рискуют только с проверенными партнерами.

Финны о русских

По мнению финнов, русские веселые и умеют наслаждаться жизнью. «Веселы, даже если дела идут плохо», «Не понимаю, как люди могут быть веселы и приятны в общении, хотя общая ситуация так тяжела и будущее ничего хорошего не сулит». Моё мнение – это правда. Русская душа – она загадочна и весела.

Ещё один стереотип о том, что русские очень эмоциональны. «Часто в России можно заметить, что к делам не относятся рассудочно, а эмоционально». «Русские выражают свои чувства очень открыто, и умеют как сами реагировать на проявление сочувствия по отношению к себе, так и оказывать его другим».

Русские, по мнению финнов, оптимистично относятся к будущему, беспечны и суеверны: «По-моему, к одной из доминирующих черт русского характера относится беспечность, надежда "на авось"». «Многие русские верят в приметы. Они рассказывают о своих снах и верят, что приметы влияют на их жизнь»

Один из стереотипов, что русские грубые и безразличны к незнакомым, зато приветливы к друзьям: «Люди могут быть грубы, например, в магазинах или на улице, … но когда с ними познакомишься, то легко подружишься: тебя будут останавливать на улице и расспрашивать о делах и семье, обнимать, знакомить с другими, приглашать в гости и принимать "как родную"».

А ещё, по мнению финнов, русские ценят родных и семью. «Родственные связи, по-моему, значат намного больше для русских, чем для финнов, у которых в семью включается отец, мать, дети, бабушки и дедушки, но не входят, например, двоюродные братья и сестры как близкие родные».

Финны думают, что русские внимательны, часто приходят на помощь и очень любопытны: «Люди, с которыми я подружилась, приходили на помощь и были внимательны. … Я заметила, что они были очень заинтересованы во мне и хотели знать, какая жизнь в Финляндии, что я делаю, где живу и т.д.»

Русские гостеприимнее, чем финны. Этого у нас не отнимать. «Русское гостеприимство и щедрость, на мой взгляд, даже нельзя сравнить с финским. Иногда я даже себя неудобно чувствовала, когда принимала … подарки, но несмотря на мои протесты, мне приходилось все брать, так как это ‘наш русский обычай’».

Ещё один стереотип о том, что русские неорганизованны и нечистоплотны. «На мой взгляд, русские неорганизованные. Много раз я замечала, что у них отсутствует способность думать целесообразно». «Я наблюдала как нечистоплотность людей, так и помещений».

По мнению финнов, русские непунктуальны и нерационально используют рабочее время. «Некоторые русские очень пунктуальны и никогда не опаздывают. Другие же могут забыть, какой сегодня день недели… может оказаться, что тот, кто по графику должен работать, вообще не появится или придет в вечернюю смену вместо утренней…»

А ещё, по мнению финнов, русские очень ленивы. «Если ручка двери оторвалась, то и пусть, если лифт не работает, то и пусть, если кран течет, то и пусть себе течет». «Каждый мечтает о западной машине последней модели, собственном доме и даче. Все это должно появиться само собой… Никто не хочет работать честно».

На самом деле финнов в нас поражает многое: почему мы, живя бедно, стремимся покупать золото и меха? Как можно жить, месяцами не получая зарплату, и быть при этом сытым и одетым? Зачем, идя на работу, наши женщины так одеваются и красятся, как будто они идут на званный вечер? Почему русские кладут в чай так много сахара, но не размешивают его хорошенько, и вообще не допивают сам чай? Да, и у финнов, как и у других иностранцев, есть устойчивые, клишированные представления о нас. Они действительно думают, что русские редко моются, недисциплинированны, ленивы, склонны к воровству и криминалу, добры, агрессивны, эмоционально открыты, иногда до неприличия, красивы. Состояние общественных туалетов и подъездов в России поражают любого иностранца, становясь иногда главным впечатлением о стране и её людях, её населяющих.

Шведы о русских

Немного времени назад шведы считали, что по нашим российским улицам бродят белые медведи. Теперь же они думают немного иначе. Шведы считают, что Россияне – заядлые алкоголики, и все мы мафиози. «Россия представляется страной, где правит мафия, процветает криминал, преступность и сильно распространено пьянство» . Ещё они уведены, что обычное утро у нас начинается так: русские просыпаются, играют на гармошке, выпивают водку, едят кашу и идут на работу. Еще одно клише – в России очень холодно, и поэтому развлекаются здесь обычно танцами в шубах «Казачок» на Красной площади.

Большую роль в формировании таких стереотипов о русских в глазах шведов, играет пресса.

Жизнь в Норвегии

СМИ нередко поднимают волну о негативных и темных сторонах России.

Ещё шведы уверены, что русские люди глупы. Вот какой диалог представила девушка, которой довелось пообщаться с одним из шведов:

— Откуда ты?

— Из России.

— Ты русская?

— Ты не похожа на русскую, может, ты немка?

— Нет, я русская. А почему не похожа?

— Ты слишком умная и интеллигентная (букв. You’rе so smаrt & intеlligеnt).

— А русская, — говорю, — не может такой быть?!

— Может, конечно. И все-таки, среди твоих предков не было немцев?..

Шведы очень уважают русскую культуру. Хотя, как и остальные иностранцы, ограничиваются они знанием малой частью творений Достоевского.

Норвежцы о русских

Норвежцы, как и шведы, думают, что вся Россия полна русской мафии, и именно по этой причине боятся нас. И искренне верят, что наше государство заботится о нас.

Русский у норвежцев ассоциируется со словом «водка» (по-моему, мы у всех ассоциируемся с этим словом). «Из познаний о России им известно "водка, мафия, кгб". Вот такие у нас соседи…»

По мнению норвежцев, Российский театр — это балет. Хотя они достаточно наслышаны о нашей культуре: читают книги про Сталина, про Потемкина…

  • В спорте ярко выражено давление родителей на детей.
  • Россияне живут американской мечтой.
  • Стремятся быть похожими на западный мир и в то же время отворачиваются от него.
  • Слушают только русскую попсу.
  • Не обладают ни каплей толерантности к представителям гей-меньшинств.
  • Секс в России – запретная тема.
  • Русские фильмы неизвестны в мировой киноиндустрии.
  • Процветает преступность.
  • Много одиноких людей.
  • Практически отсутствует средний класс.
  • Много едят соленых огурцов.
  • От русских часто пахнет луком и чесноком.
  • В Норвегию русские приезжают, чтобы сходить в «COOP», «Spar», «REMA» и т. д. (экономичные супермаркеты).
  • Являются носителями очень интересной культуры, искусства и истории.
  • Широко распространены наркомания, алкоголизм.

Каталог: Города и регионы: Демографическая статистика (4)

Сколько русских живет в Норвегии? А в Тронхейме (Осло, Тромсе)? Давайте обратимся к сайту Центрального бюро статистики:

Заметьте, что гражданин Российской Федерации и русский — это не одно и то же. Например, в статистику иностранных граждан не входят русские, получившие норвежское гражданство, или имеющие гражданство бывших союзных республик (на некоторые страны бывшего СССР есть отдельные данные). Конечно, вы можете посмотреть статистику иммигрантов по их происхождению, но абсолютно точного ответа на поставленные выше вопросы она тоже не даст.

По статистике на 1 января 2004 г., в Осло числится примерно 670 российских и украинских граждан, в Тронхейме — 255, в Бергене — 300, в Ставангере — 180, что, впрочем, не учитывает окрестностей всех этих городов. Всего по Норвегии русских+украинских граждан почти 7000. Цифры эти ниже полного числа рускоязычных, в силу вышеуказанных обстоятельств и объединения нами под понятием русский всех национальностей бывшего СССР, для краткости. В самом деле, все они, за редким исключением, хорошо говорят по-русски и имеют общую культурную почву.

Всего в Норвегии сейчас проживает, по моей оценке, порядка 9000 русскоязычных. В относительном выражении, это один русский на 500 жителей. Значительно больше — в северных областях Норвегии. Меньше — в сельских районах южной и центральной части страны.


График получен путем сложения числа граждан СССР, России (после 1991 г.) и Украины, которые проживали в Норвегии согласно статистическим данным на 1 января каждого года. Население Шпицбергена@ здесь не учитывалось.

Несмотря на резкий рост численности русских после исчезновения "железного занавеса", нас все равно продолжает быть меньше, чем граждан других стран, с которыми Норвегия имеет общую границу.

Наблюдаемый на графике начиная с 1990 г. рост — экспоненциальный. В наше время, каждой мало-мальски значимой экспоненциальной зависимости принято носить чье-то имя (самый известный пример — закон Мура). Поэтому, после обработки всех этих данных, я счел себя вправе провозгласить:

Примечания: а) я предпочел бы вывести закон не из статистики иностранных граждан, а из статистики иммигрантов, но по последней не нашлось легко доступных данных за прошлые годы. Тем не менее, статистика иммигрантов для русскоязычного населения должна испытывать примерно такой же рост, а цифры в ней — превышать статистику иностранных граждан примерно на 15%; б) Закон Макарова был сформулирован в начале 2003 г.

Жизнь в Норвегии глазами русских иммигрантов

Среди русских в Норвегии сейчас преобладают женщины: их в 2.5 раза больше, чем мужчин. В этом явно не последнюю роль сыграли многочисленные брачные агентства@.
Некоторая часть общего роста также обусловлена притоком беженцев@ (настоящих и не очень).

Норвегию коснулась в значительной степени только "четвертая", постперестроечная волна русской эмиграции. До 1990-х годов эмигранты из Советского Союза в стране оседали, но были относительно немногочисленны. Солженицын побывал с намерением поселиться — но быстро передумал, побоялся, в частности, оккупации Норвегии Советским Союзом в случае войны, а также решил, что его детям не стоит учиться на таком мало распространенном в мире языке, как норвежский. Галич преподавал в университете Осло в течение года.

Кое-какая информация о предыдущих волнах эмигрантов есть в статье:

Вебмастер Вы можете Добавить комментарий

Все статьи:Статьи по экономике:

Экономика Норвегии: промышленность, рынок труда

Норвегия обладает вторым по величине ВВП на душу населения (после Люксембурга), а третьим по величине ВВП на душу населения в мире. Норвегия сохранила первое место в мире по уровню развития человеческого потенциала, в течение шести лет подряд (2001-2006 гг.). Однако, в 2007 году Исландия очень незначительно опередила Норвегию, сместив ее с первого места. Уровень жизни в Норвегии на 30% выше, чем в Соединенных Штатах и на 25% выше, чем в Соединенном Королевстве.

Норвежская экономика является примером смешанной экономики, где сочетается рыночная активность и большая доля государственной собственности. Правительство контролирует ключевые области, такие, как нефтяной сектор, производство гидроэлектрической энергии, производство алюминия, крупнейший норвежский банк и телекоммуникационные услуги. Правительство контролирует 31% частных компаний.

Механизмы контроля за нефтяными ресурсами представляют собой сочетание государственной собственности в крупных компаниях по разработке норвежских месторождений, и полностью государственных.

Страна богата природными ресурсами, включая нефть, гидроэнергия, рыбы, леса и полезных ископаемых. Норвегия получила один из самых высоких уровней жизни в мире, в частности, имеющие большое количество природных ресурсов, по сравнению с размером населения. Доходы от эксплуатации природных ресурсов включают значительный вклад нефтяного производства и существенный и хорошо управляемые доходов, связанных с этим сектором. Норвегия также имеет очень низкий уровень безработицы, который в настоящее время ниже 2% (август 2007 года). Почасовой уровень производительности, а также средняя почасовая заработная плата в Норвегии, являются одними из самых высоких в мире.

В 2006 году около 60% нефти и газа экспортируется. Только Россия и члены ОПЕК Саудовской Аравии экспортируют нефти больше, чем Норвегия, которая не является членом ОПЕК. Для снижения чрезмерной зависимости экономики от нефтяных денег, неопределенность от нефтяных доходов неустойчивости, и сэкономить деньги для будущих поколений, норвежское государство начало в 1995 году откладывать доходы от нефтедобычи в Суверенный богатства фонда. Это также снижает бума и спада цикла, связанные с производством сырья и маргинализации ненефтяные отрасли.

В силу своего размера этого фонда инвестируются в развитых финансовых рынков за пределами Норвегии. Бюджетные правила заключаются в том, чтобы тратить не более 4% от фонда каждый год. В январе 2006 года фонд был на $200. В течение первой половины 2007 года, пенсионный фонд стал крупнейшим фондом в Европе, на общую сумму около $300 млрд, что эквивалентно более чем $62 тыс. на душу населения. Это означает, что норвежское государство сбережений равен 100% норвежского ВВП. Летом 2007 Норвегия имеет большой резерв капитала на душу населения в любой стране. Прогнозы указывают на то, что норвежский пенсионный фонд установлен станет крупнейшим оборотных средств во всем мире. Он является вторым по величине государственным суверенного богатства фонда в мире, второй только для суверенных богатства фонд Абу-Даби. Осторожным оценкам сказать, что этот фонд может достичь $800-900 млрд. к 2017 году. Другие на основе природных ресурсов, экономики пытаются извлечь из Норвегии в создании аналогичных фондов. Инвестиционный выбор из норвежского фонда, руководствуясь этическими принципами, например, предотвращение фонда от инвестирования в компании, которые производят частей для ядерного оружия и т.д. открытость в отношении инвестиционных решений имеет высокую оценку со стороны международного сообщества.

В будущем размер средств фонда, безусловно, тесно связаны с нефтяных цен, а также тенденции на международных финансовых рынках, в которых фонд может быть инвестированы. При средней цене на нефть в 100 долларов США за баррель, состояние бюджета на 2008 год, как ожидается, достигнет 80 миллиардов долларов.

Статистические показатели Норвегии
(по состоянию на 2012 год)

Посмотреть всю статистику Норвегии…

Референдумы в 1972 и 1994 годах показали, что норвежский народ желает оставаться за пределами Европейского союза. Тем не менее, Норвегия, а также Исландия и Лихтенштейн, участвует в Европейском союзе единого рынка с помощью Европейской экономической зоны соглашения. ЕАОС Договор между странами Европейского союза и ЕАСТ — перенесены в норвежское законодательство — описывает процедуры осуществления нормами Европейского союза в Норвегии и других стран ЕАСТ. Это делает Норвегия высоко комплексных член большинстве секторов внутреннего рынка ЕС. Однако в некоторых секторах, таких как сельское хозяйство, нефть и рыба, не полностью охвачены ЕЭП Договора. Норвегия также присоединилась к Шенгенскому соглашению и ряду других межправительственных соглашений между государствами-членами ЕС.

Национальной валютой является норвежская крона.

Отрасли экономики Норвегии

В области черной металлургии Норвегия в системе мирового разделения труда специализируется, в основном, на производстве ферросплавов, а в в области цветной металлургии – на производстве алюминия, никеля, меди и цинка. По производству алюминия в Западной Европе Норвегия находится на первом месте, в мире – на седьмом. К числу основных металлургических компаний относятся «Ношк Гидро», «Элкем», «Фесиль».

Химическая промышленность Норвегии располагает значительными по масштабам страны мощностями по производству широкой гаммы химических и нефтехимических продуктов. Это позволяет ей экспортировать азотные удобрения, взрывчатые вещества промышленного назначения, альгинаты, краски, лаки, в производстве которых страна занимает ведущие позиции не только в Европе, но и в мире. Наиболее крупные компании этой отрасли промышленности – «Ношк Гидро», «Дино Индустриер», «Ютун» . Концерн «Никомед» специализируется на разработке и выпуске контрастирующих веществ для рентгенодиагностики. Горнодобывающая отрасль. Ее основной продукцией являются руды черных и цветных металлов, а также нерудные ископаемые – известняк, кварц, нефелин, оливин.

Целлюлозно-бумажная промышленность. Ее основу составляют дешевая энергия, получаемая на базе использования гидроресурсов, и значительные запасы сырья. Норвежские компании, к наиболее крупным из которых относятся «Ношке Скут», «Боррегорд», «Петерсон», производят различные сорта целлюлозы, газетную, журнальную и упаковочную бумагу, картон, облицовочные панели, паркет и многое другое.

Машиностроение. Для достижения высокого качества выпускаемой продукции норвежские фирмы осуществляют свою деятельность на основе глубоких кооперационных связей с компаниями других стран. Крупнейшим норвежским машиностроительным концерном является «Квернер» . Этот же концерн является крупнейшей судостроительной компанией в Европе,имея собственные верфи, помимо Норвегии, также в Финляндии, Шотландии, Германии. Кроме того, «Квернеру» принадлежат 65% акций Выборгского судостроительного завода в Ленинградской области.

К важнейшим отраслям норвежского машиностроения относятся производство оборудования для освоения шельфа, судостроение, прежде всего строительство рыболовных траулеров, производство разнообразного судового оборудования, в частности, морской электроники, рыбопромыслового оборудования.

Рыбное хозяйство. В его состав входят рыболовный флот, рыбоперерабатывающий комплекс и предприятия, занимающиеся рыборазведением (главным образом, атлантического лосося). Около 90% рыбопродукции Норвегии экспортируется. Торговый флот и судоходство. Доля судоходства в экспортных доходах страны традиционно составляет около 20%.По тоннажу принадлежащего Норвегии торгового флота под норвежским и иностранными флагами, страна занимает 4 место в мире и имеет среди традиционных судоходных держав наивысшую долю флота под собственным флагом.

Сельскохозяйственное производство является высокоразвитым и ориентировано, прежде всего, на обеспечение внутренних потребностей страны в продуктах питания. Его основу составляет животноводство, полностью покрывающее потребности населения страны в мясе, молоке и молочных продуктах. В силу климатических особенностей производство зерновых лишь на 40% покрывает потребности внутреннего рынка. В то же время, значительная часть овощей и фруктов, несмотря на сложные условия северной страны, выращивается норвежскими крестьянами. Более того, Норвегия в последние годы во все возрастающих объемах экспортирует, например, черешню и клубнику в страны Западной Европы.

Нефтегазовая промышленность Норвегии

По состоянию на начало XXI века Норвегия входила в тройку крупнейших в мире экспортёров нефти, наряду с Саудовской Аравией и Россией. Первая промышленная добыча нефти началась лишь в 1970 году.

Политика Норвегии в отношении её нефтегазового комплекса всегда отличалась прагматичностью — здесь на деле была реализована провозглашённая с самого начала концепция «Углеводороды - достояние нации». Все запасы нефти и газа Норвегии расположены на шельфе Северного моря. Инициатива начать разведку запасов принадлежала не государству, а крупным транснациональным компаниям. Первой заявку подала американская Phillips (1962 год).

В 1960-е годы Норвегия заявила о национальном суверенитете над всеми шельфовыми природными ресурсами и подписала соглашения с Великобританией и Данией о морских границах. В 1965 году Норвегия выдала первые нефтяные лицензии, а уже в декабре 1969 года было открыто первое большое месторождение. В тот период у власти в стране находились социал-демократы, на практике реализовавшие свои представления о роли государства в экономике.

В 1970 году был создан специальный правительственный комитет, выработавший рекомендации по управлению нефтяной отраслью. В Министерстве промышленности был создан отдел нефти, который в 1978 году был выделен в отдельное Министерство нефти и энергетики, ответственное за формирование государственной энергетической политики. Оперативным управлением и надзором занялся вновь созданный Нефтяной директорат, а для непосредственного участия в нефтяных проектах была создана государственная компания Statoil. Ещё одной норвежской компанией, занявшейся добычей нефти, стала Norsk Hydro, в которой государству принадлежал 51 % акций.

Освоение норвежского шельфа проводилось консорциумами с участием частных компаний и государства, доля которого первое время не могла быть менее 50 %. Налогообложение нефтедобычи первоначально включало в себя роялти (для некоторых проектов), налог на прибыль, территориальный взнос и специальный налог на сверхприбыль. Позже появился ещё один налог - на выбросы углекислого газа.

Рост нефтяных доходов позволил Норвегии брать внешние займы в счёт будущих доходов от продажи нефти и газа на поддержку других отраслей, в частности судостроения, и на реализацию программ социального и регионального развития в рамках концепции «государства всеобщего благоденствия». К 1977 году внешний долг Норвегии достиг 30 % ВВП, после чего были приняты экстренные меры по его ликвидации. В 2005 году у Норвегии уже не было внешнего долга.

В первой половине 1980-х, чтобы ослабить политический вес государственной компании Statoil, но сохранить присутствие государства в отрасли, Норвегия ввела новую форму собственности - прямая доля государства в месторождениях и трубопроводной системе (SDFI). Доходы от продажи нефти и газа SDFI стали напрямую поступать в бюджет государства, а следовательно, не подлежали налогообложению.

В 1990 году в целях сохранения высокого уровня жизни населения после неминуемого истощения запасов нефти был создан Норвежский нефтяной фонд. На 2005 год его размер достиг почти $150 млрд. В 1999 году государство снизило пакет акций в Norsk Hydro до 44 %. В 2001 году началась масштабная реструктуризация нефтяной государственной собственности. Госкомпания Statoil подверглась частичной приватизации (была продана почти четверть пакета).

Как живут в Норвегии? Простая непростая жизнь в дорогой стране Европы

По состоянию на 2006 год, Норвегия обеспечивала примерно 15% потребностей стран Евросоюза в нефти и газе.

К 2007 году было осуществлено слияние Statoil и энергетических активов Norsk Hydro. Созданный нефтегазовый гигант способен составить серьёзную конкуренцию России на европейском рынке. По оценкам учёных, ресурсы норвежского континентального шельфа могут превышать прежние оценки, причём основные неразведанные запасы находятся в Баренцевом море вблизи границы с Россией. Данный район, однако, является предметом спора между Норвегией и Россией.

По данным Норвежского нефтяного директората, общие запасы континентального шельфа страны составляют 13 млрд куб. м в нефтяном эквиваленте. Благодаря новым открытиям, объём доказанных запасов увеличился еще на 5,2 млрд куб. м. При высоких запасах углеводородов до половины энергопотребности покрывается возобновимым источником - гидроэнергией. У страны ярко выраженный рентный характер экономики, зависимость от сырьевого, главным образом нефтегазового, экспорта, который, например, составил св. 50% всего товарного экспорта, тогда как менее 15% экспорта приходилось на технологический сектор. Нефтегазовая промышленность является фундаментом всей норвежской экономики. В 2002 нефтегазовый сектор составил 23% ВВП и принёс 32% всех доходов (223 млрд норвежских крон, свыше 23 млрд долл. США). В нем прямо занято более 74 тыс. чел., 3% всех занятых, а косвенно ещё 220 тыс.

Рынок труда Норвегии

Достижение высокого уровня занятости стало приоритетной задачей политики послевоенной Норвегии. Освоение нефтяных месторождений в Северном море в 1970-е гг., а также активная политика в области рынка труда привели к значительно более низкому уровню безработицы в Норвегии по сравнению с другими промышленно развитыми странами. Однако, начиная с 1980-х гг., глобализация экономики приблизила Норвегию к мировым экономическим тенденциям, таким образом уровень безработицы в данный момент отражает изменения на международном уровне. В 2002 году количество безработных достигло 3,9 от общего числа трудоспособного населения.

Сеть государственных центров занятости на уровне губерний и муниципалитетов является одним из наиболее важных инструментов в политике Норвегии в области рынка труда. Государственные власти приняли обширные меры по увеличению занятости, такие как финансовая помощь компаниям, нанимающим новых сотрудников, учебу и программы по определению на работу, а также специальные меры для граждан с узкой специальностью.

В период между Первой и Второй Мировыми войнами Норвегия, как и другие страны Европы, была подвержена массовой безработице. Наибольшие показатели были зарегистрированы в 1933 году, когда треть трудоспособного населения была безработной. Во время послевоенного восстановления в Норвегии была выбрана новая экономическая политика, которая предусматривала стремление к полной занятости всего трудоспособного населения. С тех пор это решение поддерживается различными правительствами страны.

Нефтяная промышленность в Северном море обеспечила Норвегию большим количеством рабочих мест. Тем не менее, в начале 1980-х годов уровень безработицы все же начал расти. Проблемы, связанные с чрезмерно быстрым темпом развития как норвежской, так и мировой экономики привели к новому, более серьезному росту безработицы в 1987-88 годах.

В последние годы число занятого населения составило 2,0 – 2,1 млн. человек. Число работающих женщин резко выросло в 80-х гг. и с тех пор остается высоким. В Норвегии существует также большое количество людей, работающих неполный рабочий день. Немногим меньше половины всех женщин и около 10% всех мужчин работают менее 36 часов в неделю.