Николай михайлович карамзин в живописи. Виртуальный кабинет истории николая михайловича карамзина

Николай Карамзин, прославившийся как видный литератор эпохи сентиментализма и автор 12-томника «История государства Российского», помимо богатого литературного наследия оставил после себя немало потомков. От первого брака у него была дочь София. Вторая жена Карамзина - светская львица Екатерина Колыванова, хозяйка популярного литературного салона - родила ему девять детей. По мнению ряда исследователей, именно поддержка мудрой супруги помогла Карамзину стать «именитейшим гражданином в государстве».

«Смею еще надеяться на счастье…»

Первый раз Карамзин женился в 35 лет. Его избранницей стала Елизавета Протасова, соседка по имению. По его же словам, он «тринадцать лет знал и любил» ее. Однако их семейное счастье продлилось недолго. Через год после свадьбы его любимая умерла. В марте 1802 года она произвела на свет дочь, а в апреле скончалась от послеродовой горячки.

«Я лишился милого ангела, который составлял все счастие моей жизни, - писал после Карамзин своему брату. - Судите, каково мне, любезнейший брат. Вы не знали ее; не могли знать и моей чрезмерной любви к ней; не могли видеть последних минут ее бесценной жизни, в которые она, забывая свои мучения, думала только о несчастном своем муже.... Все для меня исчезло, любезный брат, и в предмете остается одна могила. Стану заниматься трудами, сколько могу: Лизанька того хотела».

Некоторые исследователи сходятся во мнении, что именно в честь своей первой возлюбленной Карамзин назвал героиню сентиментальной повести «Бедная Лиза».

В молодости Екатерина Андреевна была необыкновенно красива. Фото: Commons.wikimedia.org

Но Карамзин вдовствовал недолго. Второй его музой стала Екатерина Колыванова, внебрачная дочь князя Андрея Вяземского, писавшего под псевдонимом Андрей Передумин Колыванов, и графини Елизаветы Сиверс. Родители Екатерины не могли узаконить свою связь, так как ее мать, крестница императрицы Елизаветы Петровны, уже была замужем за дипломатом Сиверсом, который приходился ей кузеном. Екатерина выросла красавицей и умницей, тревожившей сердца многих мужчин.

«Если бы в голове язычника Фидиаса могла блеснуть христианская мысль и он захотел бы изваять Мадонну, то, конечно, дал бы ей черты Карамзиной в молодости…», - писал о ней один из самых знаменитых русских мемуаристов Филипп Вигель.

Николай Михайлович увидел ее в библиотеке князя Вяземского, куда часто приходил работать. Встреча с красивой умной особой изменила планы «графа истории» «похоронить» себя среди старых фолиантов: он вновь почувствовал в себе жажду жизни и желание иметь крепкую семью. Они обвенчались в 1804 году.

«Погруженный 18 месяцев в глубочайшую печаль, я снова нашел в себе способность к тому, чтобы любить и быть любимым. Я смею еще надеяться на счастье… Моя первая жена меня обожала; вторая же выказывает мне более дружбы. Для меня этого достаточно…» - признавался в одном из писем Карамзин.

Дав обет никогда не разлучаться, супруги были верны ему до конца своих дней. В лице Екатерины Колывановой «граф истории» обрел не только любящую жену, но и доброго советчика и помощника. Екатерина Андреевна участвовала в его работе над «Историей государства российского», правила корректуру и считывала привозимые из типографии экземпляры. При этом она слыла отличной матерью. В их союзе родилось девять детей.

Их взаимоотношения помогли Карамзину открыть секрет гармони: «Жизнь мила, когда человек счастлив домашними и умеет работать без скуки».

Николай Карамзин. Портрет кисти Алексея Венецианова. 1828 г. Фото: Public Domain

Письма в будущее

Первой в этом браке родилась дочь Наталья. Девочка, появившаяся на свет в 30 октября 1804 года, прожила недолго. 5 мая 1810 года ее не стало. Родившаяся через два года после этой трагедии еще одна дочь Карамзина была названа в честь первой малышки. Но она также прожила недолго - в октябре 1815 года девочка покинула этот мир.

Не дожил до взрослого возраста и первый сын. Радостная новость о рождении наследника посетила «графа истории» в октябре 1807 года. Мальчика назвали Андреем. В мае 1813 года ребенок умер в возрасте 6 лет.

Родившийся на следующий год после этого (в 1814-м) второй сын также был назван Андреем. Мальчик, к счастью, рос здоровым, как и его младший брат Александр (родился в 1815 году). В 1817 году у Карамзиных родился третий сын Николай, а в 1818-м - Владимир.

Разбавляли эту мужскую компанию три девочки: Софья (дочь от первого брака, родилась в 1802 году), Екатерина (родилась в 1806 году) и Елизавета (родилась в 1821 году).

Несмотря на трагические события, родителям удалось сохранить мир в семье. Судя по письмам и записям, которые вел Карамзин, можно представить об атмосфере, царившей в доме.

Его Андрей Карамзин стал смелым гусарским полковником Фото: Commons.wikimedia.org

«Часто любуюсь своими малютками. Если Андрей и Александр будут живы, то не сделают стыда моей тени и в Полях Елисейских. Первой спросил у меня: "Где Бог? На небе?" Он везде, отвечал я: и на небе, и на земле. Стало, Бог очень широк, сказал мой пятилетний Философ» - писал он в ноябре 1819 года.

Через год, в ноябре 1820 года, Карамзин сделал заметку:

«Большому (Андрею. - прим.) минуло шесть лет: он уже рассуждает о Троице и душе, показывая ум действительно необыкновенный в такие лета. Мне иногда грустно думать, что я и слишком стар, и недовольно богат для воспитания малюток. Государь обещал мне взять в них участие, когда меня не будет; но лучше надеяться на Бога: молю Бога единственно о том, чтобы Он дал им любовь к добру».

Одним из самых известных стало письмо Карамзина, которое он написал своему сыну Андрею на 10-ый день рождения. Отец верил, что будет минута, когда взрослый сын перечитает его послание. В нем есть строки:

«Обнимаю, целую и поздравляю тебя десятилетним отроком. Живи и расти телом и душою: телом в силе и бодрости, душою в добронравии, в уме и в полезных знаниях… Любезный Андрей! Ты, верно, не хочешь, чтобы отец твой на старости лет своих был от тебя несчастлив, а он умрет с горести, если ты не будешь добрым его сыном».

В нем отец завещал быть послушным сыном, ласковым братом и прилежным учеником.

«Садись учиться с твердым намерением быть внимательным и старательным, чтобы не тратить времени, но пользоваться всякою минутою… Всегда, кончив урок, спрашивай у себя, что ты узнал нового или чему научился? Если ты ничего не узнал, ничему не научился в этот урок, то он потерян: ты не исполнил своей должности и огорчил родителей.

В тебе уже есть порок, излишняя горячность, в которой ты можешь сделать и наговорить много непристойного: удерживайся, преодолевай эту горячность и молчи, когда тебе хотелось бы браниться. Увидишь, что это возможно и даже нетрудно!

Начав и кончи день сердечною молитвою: благодари Бога, если ты хорошо провел день; кайся, если худо учился или кого оскорбил… Каждую ночь закрывай глаза и каждое утро открывай их с искренним желанием, чтобы отец, мать и совесть могли быть довольны тобою.

Милый Андрей! Ты знаешь, что я люблю тебя: старайся же, чтобы эта любовь была для меня счастьем, а не страданием».

Не посрамили фамилии отца

Через два года Николая Карамзина не стало. Он умер 3 июня 1826 года. Дети выросли достойными его фамилии. Его Андрей стал смелым гусарским полковником. Женился на «роковой Авроре», вдове знаменитого мецената Давыдова. В 39 лет он погиб во время Крымской войны.

Александр прославился как литератор и поэт-дилетант. В молодости имел репутацию великолепного танцора и весельчака. На приданое жены - фрейлины Натальи Оболенской - он построил чугуноплавильный завод. Новый завод и рабочий поселок он назвал в честь жены - Ташин. Дожил до 72 лет.

Владимир дослужился до поста сенатора, стал членом консультации при министре юстиции. Его избранницей стала дочь командира эпохи наполеоновских войн, генерала Дука - баронесса Александра Ильинична. Вместе они были владельцами имения Ивня.

Дочь Карамзина Екатерина была хозяйкой великосветского салона. Фото: Commons.wikimedia.org

Дочь Екатерина прославилась как хозяйка консервативного великосветского салона.

«Ум княгини Екатерины Николаевны был необычайно язвительный, характер цельный и страстный, столь же абсолютный в своих симпатиях, как и антипатиях, в утверждениях, как и в отрицаниях. Для неё не существовало переходных оттенков между любовью и ненавистью, на её палитре были только эти две явные краски», - оставила о ней воспоминание фрейлина Высочайшего двора Анна Тютчева.

Настоящим примером самоотвержения в семье считалась младшая дочь Елизавета, Бабу, как ее звали родные. Современники отзывались о ней как о женщине безграничной доброты. Будучи фрейлиной, она так и не вышла замуж, став «добрым ангелом» в семье старшей сестры Софьи и в семье сестры княгини Екатерины.

Образ Н.М. Карамзина в искусстве

Портреты Н.М. Карамзина

Наиболее известный портрет Николая Михайловича Карамзина написан русским живописцем В.А. Тропининым в 1818 г. Он был переведен А.А. Флоровым в гравюру, репродукция которой украсила собрание сочинений писателя. Хранится в Государственной Третьяковской галерее в Москве.



Широко известен и портрет Н.М. Карамзина кисти А.Г. Венецианова, написанный по заказу Российской академии русского языка и словесности в 1828 г. Венецианов был ярым приверженцем натуры, но, несмотря на это, сразу же согласился создать посмертный портрет Николая Михайловича, который сейчас хранится во Всероссийском музее А.С. Пушкина (г. Пушкин).


Почти в сорокалетнем возрасте Н.М. Карамзин по просьбе своего брата Василия заказал портрет Дж. Б. Дамону-Ортолани. В письме брату Николай Михайлович писал: «Лучший здешний живописец Дамон обещает весною ехать с нами в деревню и написать там мой портрет сходно на досуге; тогда немедленно доставлю его вам». Заказ был выполнен в 1805 г., и сейчас портрет хранится в Ульяновском областном художественном музее.

Наиболее правдивым искусствоведы считают образ Карамзина, запечатленный А.Г. Варнеком. Судьба портрета-оригинала, находившегося долгие годы в собрании известного историка и публициста профессора М.П. Погодина, остается, к сожалению, неизвестной, но сохранилась выполненная с этого оригинала в 1818 г. гравюра Н.И. Уткина.


Малоизвестные портреты
и гравюры Н.М. Карамзина




Памятники Н.М. Карамзину

22 мая 1826 г. перестало биться сердце великого русского писателя и историографа. Его похоронили в Петербурге на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры. Вскоре на его могиле был поставлен памятник, отвечающий характеру творчества создателя «Истории государства Российского». Это вырубленный из белого мрамора прямоугольный саркофаг с бронзовым позолоченным лавровым венком, возложенным на крышку. Со временем этот участок близ восточной ограды кладбища превратился в семейное место Карамзиных. Здесь похоронена вдова писателя, его дочери и зять.


В августе 1845 г. в Симбирске (ныне – Ульяновск) был установлен памятник Н.М. Карамзину. В основании памятника, в нише – бюст историка и два горельефа со сценами из его жизни. На пьедестале – муза истории Клио, возлагающая скрижали русской истории на алтарь бессмертия. Рядом с памятником находится здание бывшего дворянского собрания, в котором размещалась Карамзинская публичная библиотека. Такое название она получила потому, что большую часть ее фондов составляло собрание личных книг Николая Михайловича.

Карамзин жил в имении Остафьево с 1804 по 1816 г. Серебряный тополь под окнами усадебного дома, по преданию, собственноручно посажен Николаем Михайловичем, о котором сегодня напоминает стоящий на лужайке посредине векового парка чугунный памятник, воздвигнутый в 1911 г., на одной из его граней – чугунный барельеф с профилем Карамзина; голова историографа увита лавровым венком. Верхняя часть монумента выполнена в виде пяти вертикально стоящих книг. Одна книга лежит.



В Великом Новгороде на памятнике «Тысячелетие России» среди 129 фигур самых выдающихся личностей в российской истории (на 1862 г.) есть фигура Карамзина.




Карамзин в кино

В 1998 г. вышел фильм «Венчает время след…», посвященный современникам А.С. Пушкина. Одна из трех его частей – о великом писателе Николае Михайловиче Карамзине, совершившем, по словам Пушкина, «подвиг честного человека», написав «Историю государства Российского».

В 2010 г. Олегом Заяновым был снят документальный фильм «Первый Карамзин», посвященный жизни и творческому пути человека, перевернувшего в России XIX века представление о литературе, поэзии и истории. Это путешествие по самым значимым местам становления Карамзина, среди них: усадьба Остафьево, московская масонская ложа, карамзинская Москва, тайные петербургские музейные подвалы и многие-многие другие. Фильм можно найти на портале youtube.com .



По заказу правительства Ульяновской области был снят документальный фильм «Карамзин в движении времени». Автор и режиссер – известный ульяновский телеведущий Владислав Витковский. В картине речь идет о жизненном и творческом пути Николая Михайловича, его работе над «Историей государства Российского».

Страница подготовлена по материалам из фондов Национальной библиотеки и ресурсам сети Интернет.

Крупнейшим русским писателем конца XVIII в. был виднейший представитель сентиментализма Николай Карамзин.

Глубокий исторический мыслитель и смелый художественный новатор, он дал образцы во многих жанрах поэзии и прозы, реформировал литературный язык, создав «новый слог», ориентированный не на книжный «штиль», а на разговорную речь культурного общества. Активный проводник европейской культуры и почитатель российских «древностей», он своим творчеством оставил яркий след в русской литературе конца XVIII-начала XIX в. и ознаменовал собой целую эпоху - «карамзинский период» (В.Г. Белинский).

Русский путешественник

Н.М. Карамзин. Портрет работы В. Тропинина. 1818 г.

Юношей приехав из Симбирска в Москву, книги в библиотеке" href="http://tululu.org/a7729/">Карамзин попал в круг Н.И. Новикова и стал пансионером его Дружеского ученого общества. В 1780-е гг. Карамзин дебютирует как переводчик (переводил немецких и английских сентиментальных авторов, пьесы У. Шекспира и Г.Э. Лессинга и др.). В стихотворении «Поэзия» (1787) он называет своих любимых авторов (У. Шекспир, Дж. Мильтон , Э. Юнг и др., показательно отсутствие образцовых для классицистов французских поэтов) и таким образом, определяет творческую ориентацию на поэзию Чувства, а не Разума.


Дом Карамзина на Большой Гагаринской в Петербурге (ныне ул. Фурманова)

В 1789 г. Карамзин на год уезжает в Европу, где встречается со знаменитыми писателями и учеными, становится свидетелем Великой французской революции. Художественно обработанное описание поездки по Германии, Швейцарии, Франции, Англии составило «Письма русского путешественника» (1791-1792), в которых Карамзин сочетает позицию энтузиаста просвещения и сентиментальную традицию Л. Стерна . «Чувствительный» путешественник убежден, что все народы идут путем прогресса и, следовательно, Россия должна усвоить европейский культурный опыт. Свободная манера повествования, широта авторского кругозора, отточенный стиль сделали «Письма» выдающимся памятником русской литературы.

Чувствительные повести «Бедная Лиза»


«Бедная Лиза». Картина художника О. Кипренского. 1827 г.

В1792 г. Карамзин публикует повесть «Бедная Лиза» . Сюжет повести прост и внешне незамысловат. Дворянин Эраст встретил крестьянку Лизу, они полюбили друг друга, но вскоре Эраст оставил Лизу, чтобы жениться на богатой дворянке. Несчастная героиня утопилась, Эраста же всю жизнь терзали угрызения совести. Карамзин сочувствует Лизе, но не спешит осуждать ее возлюбленного. Он поэтизирует любовь и вместе с тем показывает губительность страсти. Автор тонко анализирует мир чувств Лизы, прослеживает зарождение любви в ее душе. Переживания Лизы раскрываются и в ее речи, и в невысказанных размышлениях, и в трогательных обращениях повествователя к героине. Настроения Лизы как бы отражены в состоянии природы-прекрасной и спокойной в первые дни ее любви, предостерегающей и грозной в роковой час, когда она стала возлюбленной Эраста.

Свои взгляды Карамзин пропагандировал в издававшихся им журналах - в 1791-1792 гг. он выпускал «Московский журнал», где из номера в номер печатал «Письма русского путешественника» и обзоры европейской литературы; в 1802 г. основал лучший журнал того времени «Вестник Европы», включавший новости политики и общественной жизни. Вокруг изданий Карамзина сплотился круг его последователей - от И.И. Дмитриева до молодого В.А. Жуковского . Цвет русской поэзии был представлен в стихотворных альманахах Карамзина «Аониды» (1796-1799), где наряду с признанными М.М.Херасковым, Г.Р. Державиным печатались поэты-карамзинисты - П.И. Шаликов, В.Л. Пушкин.

Декабристы высоко ценили «Историю государства Российского» и использовали это произведение для того, чтобы обличать зло самодержавия. К.Ф. Рылеев писал: «Ну, Грозный, ну Карамзин! - не знаю, чему больше удивляться, тиранству ли Иоанна, или дарованию нашего Тацита». Труд Карамзина вдохновил Рылеева на создание своих исторических дум, подсказал, как изображать некоторые исторические характеры, например, образы князя Андрея Курбского или царя Бориса Годунова.

Легкий, изящный язык повести, который передавал самые разнообразные чувства повествователя и героини, был новаторским для русской литературы того времени. Ее автор отказался от устаревшей славянской лексики, по традиции применявшейся в письменном литературном языке и почти исчезнувшей из разговорной речи образованных слоев русского общества. Успех повести и сострадание читателей к судьбе бедной Лизы были исключительными.

Современниками повесть воспринималась как истинное происшествие, «Лизин пруд» у Симонова монастыря стал местом паломничества чувствительных читателей. Повесть Карамзина воспитывала у читателей способность глубоко чувствовать и сопереживать. Автор был убежден: чувствительность, способность к состраданию, а не заслуги в государственной службе, не чины и звания определяют истинную ценность человека. Карамзин является одним из создателей в русской литературе направления, которые исследователи назвали сентиментализмом (от фр. Sentiment - «чувство»).

Душевная жизнь героев, их трагические страсти стали центральной темой и других повестей Карамзина - «Наталья, боярская дочь» , «Остров Борнгольм» , «Сиерра-Морена» (1792-1795), тонкий психологический портрет современного человека он рисует в повестях «Рыцарь нашего времени» , «Чувствительный и холодный» (1802-1803); черты сентиментализма сочетаются с нарастающим интересом Карамзина к истории в самой крупной его повести - «Марфа-посадница, или Покорение Новагорода» (1803), на популярный в русской литературе сюжет древней Новгородской республики.

Колумб Российской истории


«Петербург. Вид на казанский собор со стороны Невского проспекта». Картина художника Б. Патерсена 1800-е гг.

В зените своей популярности Карамзин прекращает занятия художественной литературой и с 1804 г. становится историографом Российской империи. Затворившись в кабинете, он погружается в летописи и исторические книги. Итогом многолетнего труда стали 12 томов «Истории государства Российского» (выходили с 1818 г.), охватившие период от возникновения славянских народов до XVII в.

Современники говорили, что Карамзин открыл им историю родной страны, как Колумб открыл миру Америку. А.С. Пушкин назвал его труд не только созданием великого писателя, но и «подвигом честного человека, отметив, что события российской истории Карамзин «рассказывал со всею верностью историка,... везде ссылался на источники». Богатство фактического материала, яркие портреты исторических деятелей, героические и часто трагические сюжеты (Карамзин старался описывать и «темные» страницы прошлого: княжескую междоусобицу, тиранию Ивана Грозного) надолго стали материалом для творческой обработки русскими писателями («Думы» К.Ф. Рылеева, «Борис Годунов» Пушкина , драматическая трилогия Л.Н. Толстого и др.). В.Г. Белинский писал: «...Карамзин не одного Пушкина-несколько поколений увлек окончательно своею «Историею государства Российского» , которая имела на них сильное влияние не одним своим слогом, как думают, но гораздо больше своим духом, направлением, принципами. Пушкин до того вошел в ее дух, до того проникнулся им, что сделался решительным рыцарем «Истории» Карамзина...».

  • Карамзин Николай Михайлович (1766-1826) - выдающийся писатель и литературный деятель, глава русского сентиментализма (см.). Карамзин и вырос в усадьбе отца, среднепоместного симбирского дворянина, потомка татарского мурзы Кара-Мурза. Учился у сельского дьячка, позднее в иностранных пансионах Симбирска и Москвы, одновременно посещая лекции в университете. В 1781 поступил на службу в петербургский гвардейский полк, но вскоре вышел в отставку за недостатком средств. Ко времени военной службы относятся первые литературные опыты (перевод идиллии «альпийского Феокрита» Гесснера «Деревянная нога», 1783, и др.). В 1784 вступил в масонскую ложу и переехал в Москву, где сблизился с видными деятелями масонства Новиковым и Шварцем.

    С первых же шагов литературная деятельность Карамзина протекала под знаком повышенного увлечения творчеством немецких и, в особенности, английских писателей-сентименталистов, к которому присоединялось еще влияние Оссиана, Руссо и Шекспира. В 1789-1790 К. предпринял поездку за границу (в Германию, Швейцарию, Францию и Англию), результатом которой было опубликование знаменитых «Писем русского путешественника», сразу поставивших Карамзина во главе нового литературного направления.

    По возвращении зажил в качестве профессионального литератора в Москве, приступив к изданию «Московского журнала» 1791-1792 (первый русский литературный журнал, в котором среди других произведений Карамзина появилась упрочившая его славу повесть «Бедная Лиза»), затем ряда сборников и альманахов: «Аглая», «Аониды», «Пантеон иностранной словесности»; вел отдел «смеси» в «Московских ведомостях»; свои произведения, напечатанные в «Московском журнале», издал отдельным сборником «Мои безделки». С масонами, от которых Карамзин отталкивала мистическая окрашенность их движения, он разошелся сам до поездки за границу. Разгром масонства Екатериной, равно как и жестокий полицейский режим павловского царствования, вынудили Карамзина свернуть свою литературную деятельность, ограничиться перепечаткой старых изданий. Воцарение Александра I К. встретил хвалебной одой, в которой выразительно приветствовал в его лице «милое весны явленье», несущее «забвенье всех мрачных ужасов зимы». К. снова возвращается к издательской деятельности, начав с 1801 выпускать литературно-политический журнал «Вестник Европы», пользовавшийся огромным литературным и материальным успехом.

    С 1804, получив звание историографа, прекращает всякую литературную работу, «постригаясь в историки». В 1816 выпускает первые восемь томов «Истории государства российского», разошедшиеся в течение трех с половиной недель. В последующие годы выходят еще три тома «Истории», и появляется ряд переводов её на главнейшие европейские яз. Незаконченный XII том был издан после смерти Карамзина Тенденциозно-монархическое освещение русского исторического процесса сблизило Карамзин с двором и царем, поселившим его подле себя в Царском селе. В политическом отношении Карамзин занимал в последний период своей жизни место между «аристократами и демократами, либералистами и сервилистами» - вел особую «среднюю линию» дворянского просвещенного консерватизма, в одинаковой мере враждебного как «свободолюбивым настроениям» дворянской молодежи, будущих декабристов, так и обскурантским тенденциям второй половины александровского царствования (в 1811 записка царю «О древней и новой России» - апофеоз самодержавия с рядом резких выпадов против «самодержцев» от Петра I до самого Александра; в 1818 записка против восстановления Польши - «Мнение русского гражданина»).

    Литературная деятельность Карамзина является выражением психоидеологии среднепоместного дворянства в эпоху развития торгового и первых ростков промышленного капитализма. Соединение феодальной крепостной экономики с новыми буржуазно-капиталистическими воздействиями образует своеобразие жизненной судьбы Карамзин и его творчества. Карамзин воспитался в усадьбе. Однако новые буржуазно-капиталистические веяния выводят его за пределы усадьбы, заставляют сначала переехать в Москву, затем предпринять образовательную поездку по Европе. В московском кружке молодых «любословов», с которым сближается Карамзин, составляют «Историю коммерции».

    Сам Карамзин вводит в русский язык слово «промышленность», чем немало гордится впоследствии («это слово сделалось ныне обыкновенным: автор употребил его первый»); на обеде у английского консула провозглашает тост за «вечный мир и цветущую торговлю»; «ободрение купечества и промышленности» считает одной из важнейших задач правительственной власти. В своем личном бытии Карамзин также выходит за рамки помещичьей экономики: к оброку, получаемому от крестьян, присоединяет в качестве «главных доходов» литературный заработок, занимается литературой как «ремеслом» («главным делом жизненным было марать бумагу для типографии»). Однако тут же сказывается помещичья природа Карамзина: его тяготит «принужденность» и «срочность» журнальной работы, заставляющие его сперва отказаться от издания «Московского журнала», несмотря на большой успех его в публике (понадобилось второе издание), а к концу жизни предпочесть крупным журнальным доходам (6 тыс. руб.) скромную пенсию в 2 тыс. руб., назначенную с целью «ободрить его в похвальном предприятии посвятить труды свои сочинению полной истории отечества».

    В своей литературой деятельности Карамзин сознательно стремится выйти за пределы дворянской аудитории, с удовлетворением отмечает, что в числе «субскрибентов» (подписчиков) на его издания имеются и «купцы ростовские», и «просвещенные земледельцы» - крепостные гр. Шереметева. Вместе с тем литературное творчество К., обращаемое им ко «всей публике» (объявление об издании «Вестника Европы»), не только является выразительной манифестацией настроений и чувствований ограниченного слоя - среднего дворянства, - но и прямо направлено на служение социально-экономическим интересам последнего.
    Основная тенденция литературой деятельности Карамзин - решительный разрыв со старой «классической» литературой, отвечавшей потребностям высшего крупнопоместного придворно-дворянского слоя.

    Отрицательным образам «знатных бояр», «роскошных людей», «светских героев» (Эраст в «Бедной Лизе», «коварный князь» в «Юлии», «богатый и знатный граф» - герой «Моей исповеди») К. противопоставляет «братское общество провинциальных дворян», «среднее состояние» дворянства - «между изобилием и недостатком», «между знатностью и унижением», являющееся истинным носителем дворянской «чести», «благородства сердец», «благородной дворянской гордости». Любимый герой Карамзин - «рыцарь нашего времени» - сын «русского коренного дворянина», «ни богатого, ни убогого», выросший в «маленькой деревеньке», в «сельской простоте» патриархальной дворянской усадьбы. В стремлении как можно резче оттолкнуться от старых литературных героев К. не останавливается даже перед тем, чтобы классическим «Августам», «знатным подлецам» демонстративно противопоставить назидательный образ «благодетельного» поселянина («пусть Вергилии прославляют Августов! Пусть красноречивые льстецы хвалят великодушие знатных! Я хочу хвалить Фрола Силина, простого поселянина»). В противовес старой героике классической литературы - героике воинских подвигов, славы, долга - Карамзин выдвигает «приятность вольной страсти», «любовь к красавицам», не знающую никаких преград: «любовь сильнее всего, святее всего, несказаннее всего» (характерно, что содержание «богатырской сказки» К. «Илья Муромец» составляет не описание подвигов богатыря, а любовный эпизод в сентиментальном вкусе; в романтической повести «Остров Борнгольм» поэтизируется «беззаконная» любовь брата к сестре и т. п.). Идеалом Карамзиня является не пышное и суетное светское придворное существование, а «чувствительность и покой сельского мирного крова». Не деятельность, а созерцание; не внешние события, а внутренняя жизнь «чувствительной души». Соответственно этому в центре творческого внимания Карамзин стоят не предметы, а ощущения, не столько сама действительность, сколько переживание ее. В его повестях впервые возникает личность автора, не зависимая от предмета изложения (рассказчик в «Бедной Лизе» и в др.); он охотно прибегает к рассказу от первого лица в формах «исповеди», «писем». Описание европейских стран дано не само по себе, а сквозь восприятие их «путешественником», т. е. самим Карамзиным: «Вот зеркало души моей в течение осьмнадцати месяцев, - пишет он в послесловии к «Письмам», - загляну и увижу, каков я был, как думал и мечтал, а что человеку (между нами будь сказано) занимательнее самого себя?».

    В своей литературой работе Карамзин ощущает себя пионером, не имеющим никаких предшественников в русской литературе, вынужденным создавать на пустом месте: «Вознамерясь выйти на сцену, я не мог сыскать ни одного из русских сочинителей, который был бы достоин подражания, и, отдавая всю справедливость красноречию Ломоносова, не упустил я заметить штиль его, вовсе не свойственный нашему веку». Искания «штиля, свойственного веку», ставили Карамзина прежде всего перед проблемой образования нового яз. Отказ от искусственно-книжного, отвлеченно-торжественного, проникнутого «славянщиной» яз. «классиков», создание нового литературного яз., близкого живой разговорной речи, является одним из самых важных моментов литературой деятельности Карамзина. Однако, выводя литературный язык за узкие пределы дворца, Карамзин оставляет его в границах среднепоместной дворянской усадьбы. Подобно тому как лучшим гражданским состоянием Карамзин считает состояние среднее «между знатностью и унижением», в своем творчестве он специально культивирует «средний стиль», в одинаковой степени чуждающийся как придворной «высокости», так и «грубой» простонародности (вместе с «протяжно парящими», «церковно-славянскими» словами изгоняются такие слова, как «парень», «пот» и т. п.). Наряду с классической лексикой Карамзин отбрасывает и классический синтаксис, заменяя тяжеловесные латинско-немецкие конструкции сжато-ясной, симметрично построенной фразой французского типа. Стремление сблизить литературный язык с разговорной речью заставляет Карамзина, пренебрегая традициями классической литературы, писать по преимуществу прозой. В стихах он равным образом обнаруживает характерное тяготение к «белому стиху», одним из первых вводя его в русскую литературу. В противовес композиционной и языковой «нескладице» многотомных классических романов XVIII в. излюбленным жанром К. является жанр короткой новеллы - «чувствительной повести». Пользовавшаяся особенным успехом среди современников, вызвавшая огромное число подражаний, «чувствительная повесть» Карамзин сконцентрировала в себе все особенности его стилевой манеры, выросшей в полной мере на основе социального бытия среднепоместного дворянства конца XVIII и начала XIX в. Возвращенное жалованной грамотой 1762 в свои поместья, дворянство испытывало потребность воспользоваться плодами многовековых усилий класса, после героики военных служб и походов насладиться мирной деревенской идиллией «в объятиях натуры». Пугачевское движение обнаружило всю непрочность этой идиллии, наглядно показав, как тонок слой, отделяющий крепостную «Аркадию» от зияющей под ней бездны. Ещё резче это демонстрировала революция 1789. Из всех потрясений жизни К. французская революция была сильнейшим. О чем бы ни писал он в девяностые годы, мысль его неуклонно обращается к «ужасным происшествиям Европы». Революция превращает Карамзина из республиканца в заядлого монархиста, из космополита, «всечеловека» - в русского патриота, стремящегося к себе домой, «на свою родину», «с тем, чтобы уже никогда не расставаться с её мирными пенатами». «Гром грянул во Франции... мы видели издали ужасы пожара, и всякой из нас возвратился домой благодарить небо за целость крова нашего и быть рассудительным». Однако и под мирным деревенским кровом и «в сельских кущах» призрак «всемирного мятежа», «грозных бурь нашего времени» продолжает «волновать всю душу» Карамзина.

    Новое содержание требовало себе новых форм. По наблюдениям новейших исследователей «чувствительная повесть» лексически связана с идиллией, с пасторалью. В то же время идиллическая, пасторальная лексика сочетается в ней с прямо противоположным идиллии драматизмом сюжета («Бедная Лиза», ранняя повесть Карамзина «Евгений и Юлия» и другие. Идиллией является и повесть «Наталья, боярская дочь», но действие последней отнесено Карамзиным в давно прошедшие времена). Стремление к идиллии и её невозможность, недостижимость кладут на «чувствительную повесть» ту «печать меланхолии», которая составляет характернейшую особенность всего творчества Карамзина. Эта «меланхолия» обусловлена не только непрочностью настоящего и опасениями за будущее, но и тоской о прошлом. На фоне ветхой, разрушающейся деревенской усадьбы Карамзин сетует об упадке дворянского «духа», дворянской «твердости», «обращая нежный взор на прошедшее», с грустью вспоминая о блаженных феодальных временах, когда дворяне «жили в деревенских замках своих, как маленькие царьки» («Лиодор»). Этой тоской о прошлом объясняется и тяготение К. к историческим сюжетам (исторические повести, «История государства российского»). Упадочнические настроения свойственны и лирике К. В противовес «одическому вздорословию» - победной классической оде - основным лирическим жанром К. является элегия. Меланхолическому лирику К. «сумерки милее ясных дней», его «пленяют закатные часы», «когда светило дня на небе угасает»; «приятнее всего» ему «не шумная весны любезная веселость, не лета пышного роскошный блеск и зрелость, но осень бледная, когда, изнемогая и томною рукой венок свой обрывая, она кончины ждет» («Меланхолия», 1800). Однако К. не только грустит об увядании и грядущей гибели, но и пытается бороться с нею. «Аристократы, вы доказываете, что вам надобно быть сильными и богатыми в утешение слабых и бедных, но сделайте же для них слабость и бедность наслаждением! Ничего нельзя доказать против чувства: нельзя уверить голодного в пользе голода. Дайте нам чувство, а не теорию. Речи и книги Аристократов убеждают Аристократов, а другие, смотря на их великолепие, скрежещут зубами, но молчат или не действуют, пока обузданы силой».

    Основной пафос творчества Карамзина - нелегкая задача сохранить основанный на эксплоатации крепостнический строй и в то же время сделать этот строй «наслаждением» для самих эксплоатируемых, доказать, что отношения между помещиком и крестьянами могут быть основаны на началах не силы, а гуманной «чувствительности». «Крепостничество есть зло», полагал Карамзин, но тем не менее считал, что «во всяком состоянии человек может найти розы удовольствия». «Крестьянин в своей тесной смрадной избе счастлив больше, чем молодой вельможа, который истощает все хитрости роскоши для того, чтобы менее скучать в жизни» («Разговор о щастии»). Из всех состояний сам К. выбрал бы охотнее всего «самое ближайшее к природе» - состояние земледельца (правда, автор тут же оговаривается, что «по теперешнему учреждению гражданских обществ самым лучшим» является для него состояние, к которому он принадлежит - среднепоместного дворянина). В своих «чувствительных повестях» он рисует вместо «скрежещущих зубами», сдерживаемых только силой рабов столь «приятные» воображению «доброго помещика», «барина-отца», образы кротких и чувствительных поселянок и поселян («Бедная Лиза», написанная в доказательство того, что «и крестьянки чувствовать умеют»; «Нежность дружбы в низком состоянии»; «Фрол Силин» и др.). Тем же стремлением выработать защитное средство против революции продиктовано и основное дело жизни Карамзина - его «История государства российского».

    В лагере крайних консерваторов литературная деятельность Карамзина была воспринята как потрясение не только всех литературных, но и политических основ. В 1809 один из современников доносил по начальству, что сочинения Карамзина «исполнены вольнодумческого и якобинского яда... Карамзина превозносят, боготворят. Во всем университете, в пансионе читают, знают наизусть... не хвалить его сочинения, а надобно бы их сжечь». В 1803 против Карамзина резко выступил известный А. С. Шишков («Рассуждение о старом и новом слоге»), образовавший для борьбы с карамзинской языковой реформой специальное общество «Беседа любителей русского слова». Сам Карамзин не принимал участия в разгоревшейся борьбе, но за него вступились как его последователи, писатели-сентименталисты, так, в особенности, литературная молодежь - Жуковский, Батюшков, князь Вяземский, объединившиеся в противовес «Беседе» в литературный кружок «Арзамас» (см.), к которому примкнул и юноша Пушкин. Пушкин, который начал свою деятельность в качестве младшего карамзиниста, до конца и с величайшим художественным блеском развернул все прогрессивные тенденции, заключавшиеся в творчестве К., сохранив за последним только историческое значение.

    Библиография:
    I. История государства российского, изд. 2-е Сленина, 12 тт., СПБ., 1819-1824; то же, изд. 5-е Эйнерлинга, 3 тт., заключающих в себе 12 кн. (оба изд. с приложен. «Ключа» П. Строева), СПБ., 1842-1844; Переводы, тт. I-IX, изд. 3-е, СПБ., 1835; Сочин., тт. I-III, изд. 5-е А. Смирдина, СПБ., 1848; Избр. сочин. Под редакцией Льва Поливанова, ч. 1 (последующие не вышли), М., 1884; Русская поэзия, Под редакцией С. А. Венгерова, вып. VII, СПБ., 1901; Записка о древней и новой России, Под редакцией В. В. Сиповского, СПБ., 1914; Сочин., т. I (стихотворения), изд. Академии наук, П., 1917 (изд. остановилось на т. I); Бедная Лиза, с рис. М. Добужинского, изд. «Аквилон», П., 1921; Бедная Лиза (поясн. ст. и примеч. Н. Балаева), Гиз, М., 1930; Неизд. сочин. и переписка, ч. 1, СПБ., 1862; Письма к И. И. Дмитриеву, СПБ., 1866; Письма к П. А. Вяземскому, 1810-1826, сб. «Старина и новизна», кн. 1, СПБ., 1897; Переписка с Лафатером, «Сб. II отд. Академии наук», т. LIV; Из бумаг Карамзина, сб. «Старина и новизна», кн. 2, СПБ., 1898.

    II. Белинский В., Литературные мечтания, Соч. Александра Пушкина (см. Собр. сочин.); Погодин М., Н. М. Карамзин по его сочинениям, письмам и отзывам современников, ч. 1-2, М., 1866; Сиповский В. В., Н. М. Карамзин, автор «Писем русского путешественника», СПБ., 1899; Сиповский В. В., Очерки по истории русского романа, т. I, вып. I и II (о повестях К.); Карамзин в Остафьеве, М., 1911; Яцимирский А. И., Карамзин, «История русской литературы XIX в.», изд. т-ва «Мир», т. I, М., 1916; там же, ст. П. Н. Сакулина, Литературные течения эпохи; Рожков Н., Тридцатые годы, «Современный мир», 1916, № 12; Фирсов Н., Н. М. Карамзин, «Исторические характеристики и эскизы», т. II, Казань, 1922; Плотников И., «Бедная Лиза» как типическое произведение сентиментального стиля, «Родной язык в школе», 1923, кн. II; Эйхенбаум Б. М., Карамзин, «Сквозь литературу», Л., 1924; Скипина К., Чувствительная повесть, и Роболи Т., Литература путешествий, сб. «Русская проза», Под редакцией Б. Эйхенбаума и Ю. Тынянова, Л., 1926; Маслов В. И., Оссианизм Карамзина, Прилуки, 1928; Сакулин П. Н., Горбачев Г., Капитализм и русская литература, изд. 3-е, М. - Л., 1930; Русская литература, ч. 2, М., 1929 (см. по указателю).

    III. Пономарев С., Материалы для библиографии литературы о Н. М. Карамзине, СПБ., 1883; Мезьер А. В., Русская словесность с XI по XIX столетие включительно, ч. 2, СПБ., 1902; Венгеров С. А., Источники словаря русских писателей, т. II, СПБ., 1910; Пиксанов Н. К., Два века русской литературы, изд. 2-е, Гиз, М., 1924, стр. 28, 33, 36, 45, 57, 77 (разработка тем: Карамзин-лирик; Карамзин-новеллист; Карамзинская реформа литературного языка и др.); Владиславлев И. В., Русские писатели, изд. 4-е, Гиз, Л., 1924.


  • "История Государства Российского" есть не только создание великого писателя, но и подвиг честного человека.


    А. С. Пушкин

    Карамзин Николай Михайлович, писатель, историк, р одился 12 декабря в селе Михайловка Симбирской губернии в семье помещика. Получил хорошее домашнее образование. В 14 лет начал учиться в Московском частном пансионе профессора Шадена. Окончив его в 1783, приехал в Преображенский полк в Петербург, где познакомился с молодым поэтом и будущим сотрудником своего "Московского журнала" Дмитриевым. Тогда же опубликовал первый перевод идиллии Геснера "Деревянная нога". Уйдя в отставку в чине подпоручика в 1784, переехал в Москву, стал одним из деятельных участников журнала "Детское чтение для сердца и разума", сблизился с масонами. Занялся переводами религиозно-нравоучительных сочинений. С 1787 Карамзин публиковал переводы "Времен года" Томсона, "Деревенских вечеров" Жанлис, трагедии Шекспира "Юлий Цезарь", трагедии Лессинга "Эмилия Галотти".

    В 1789 " появилась первая оригинальная повесть Карамзина "Евгений и Юлия". Весной он отправился в путешествие по Европе: посетил Германию, Швейцарию, Францию. В июне 1790 из Франции переехал в Англию.

    Осенью возвратился в Москву и стал издавать ежемесячный "Московский жу рнал", в котором печатал "Письма русского путешественника", повести "Наталья, боярская дочь", "Лиодор", "Бедная Лиза", "Флор Силин", очерки, рассказы, критические статьи и стихотворения. К сотрудничеству в журнале Карамзин привлек Дмитриева и Петрова, Хераскова и Державина, Львова Нелединского-Мелецкого. Его статьи утверждали новое литературное направление - сентиментализм. В 1790-е Карамзин издавал первые русские альманахи — "Аглая" и "Аониды". Наступил 1793, когда на третьем этапе Французской революции была установлена якобинская диктатура, потрясшая Карамзина жестокостью. Диктатура возбудила в нем сомнения в возможности достичь благоденствия для человечества . Философия отчаяния и фатализма пронизывает его произведения: повести "Остров Борнгольм" (1793); "Сиерра-Морена" (1795); стихотворения "Меланхолия", "Послание к Плещееву".

    К середине 1790-х Карамзин стал главой русского сентиментализма в литературе. Он был непререкаемым авторитетом для Жуковского, Батюшкова, юного Пушкина.

    В 1802 - 1803 Карамзин издавал журнал "Вестник Европы". В критических статьях вырисовывалась новая эстетическая направленность, способствовавшая становлению самобытности русской литературы , ключи к которой Карамзин искал в истории. Наиболее яркой иллюстрацией его взглядов стала повесть "Марфа Посадница", в ней и других статьях Карамзин обращался с рекомендациями к правительству. В 1803 через посредство М. Муравьева он получил звание придворного историографа.



    В 1811 Карамзин передал Александру I свою "Записку о древней и новой России" . В 1819 он подал новую записку — "Мнение русского гражданина", вызвавшую еще большее неудовольствие царя. Однако Карамзин не отказался от веры в спасительность просвещенного самодержавия, восстание декабристов он осудил . Карамзина-художника высоко ценили молодые писатели, даже не разделявшие его политических убеждений.

    Ещё в 1804 Карамзин приступил к созданию "Истории государства Российского", над которой работал до конца дней, но не завершил. В 1818 были изданы восемь томов "Истории" — величайшего научного и культурного его подвига. В 1821 вышел 9 том, о царствовании Иоанна Грозного, в 1824 - 10 и 11, о Федоре Иоанновиче и Борисе Годунове. Смерть 3 июня 1826 года оборвала работу Карамзина над 12-м томом.

    Рассказывают, что, Федор Толстой по прозванию Американец захлопнув в восьмой, последний том "Истории Государства Российского" , воскликнул: "Оказывается, у меня есть Отече ство!" И он был не один. Тысячи людей подумали, и главное, почувствовали это же самое. Зачитывались "Историей" все — студенты, чиновники, дворяне, даже светские дамы. Читали в Москве и Петербурге, читали в провинции: далекий Иркутск закупил 400 экземпляров. Ведь для каждого так важно , знать, что у него есть, Отечество и эту уверенность вселял Николай Михайлович Карамзин.

    О детстве и юности Карамзина мы знаем совсем немного - не сохранилось ни писем от родственников, ни дневников, ни юношеских сочинений. Военная служба Николая Михайловича не пошла — хотелось писать: сочинять, переводить. И вот в 17 лет он уже отставной поручик.

    Теперь — писа ть. Но для этого нужно собирать материал. Начались поиски. Карамзин буквально прочесывает все архивы и книжные собрания Синода, Эрмитажа, Академии наук, Публичной библиотеки, Московского университета, Александро-Невской и Троице-Сергиевой лавры. По его просьбе ищут в монастырях, в архивах Оксфорда, Парижа, Венеции, Праги и Копенгагена. И сколько всего нашлось!

    Остромирово Евангелие 1056 - 1057 (и поныне древнейшая из датированных русских книг), Ипатьевская, Троицкая летописи. Судебник Ивана Грозного, произведение древнерусской литературы "Моление Даниила Заточника" и много чего еще.

    Говорят, обнаружив новую летопись — Волынскую, Карамзин несколько ночей не спал от радости. Друзья смеялись, что у него только и разговоров, что об истории.

    Карамзин писал брату: "История не роман: ложь всегда может красива, а истина в своем одеянии нравится только некоторым умам" . Так о чем же писать? Подробно излагать славные страницы прошлого, а темные лишь перелистывать? Может быть, именно так должен поступать историк-патриот? Нет, решает Карамзин — патриотизм только не за счет искажения истории. Он ничего не добавляет, ничего не выдумывает, не превозносит победы и не преуменьшает поражения.

    Случайно сохранились черновики VII-гo тома: мы видим, как Карамзин работал над каждой фразой своей "Истории". Вот он пишет о Василии III: "в сношениях с Литвою Василий... готовый всегда к миролюбию..." Все не то, не правда. Историк перечеркивает написанное и выводит: "В сношениях с Литвою Василий изъявлял на словах миролюбие, стараясь вредить ей тайно или явно". Таково беспристрастие историка, таков истинный патриотизм. Любовь к своему, но не ненависть к чужому.

    Пишется древняя история России, а вокруг делается современная: наполеоновские войны, битва при Аустерлице, Тильзитский мир, Отечественная война 12-го, пожар Москвы. В 1815 русские войска вступают в Париж. В 1818 выходят из печати первые 8 томов "Истории Государства Российского". Тираж — 3 тысячи экземпляров! И все раскупили в 25 дней. Неслыханно! А ведь цена немалая: 50 рублей.

    Еще и раньше попечитель Московского университета Голенищев-Кутузов подал министру народного просвещения некоторый, мягко говоря, документ, где обстоятельно доказывал, что "сочинения Карамзина исполнены вольнодумнического и якобинского яда ". "Не орден бы ему надо дать, давно пора бы его запереть".

    За что же так? Прежде всего — за независимость суждений. Это не всем нравится.

    Есть мнение, что Николай Михайлович ни разу в жизни не покривил душой.

    — Монархист! — восклицали другие, молодые люди, будущие декабристы.

    Да, главный герой "Истории" Карамзина — российское самодержавие. Плохих государей автор порицает, хороших ставит в пример. А благоденствие для России видит в просвещенном, мудром монархе. То есть нужен "добрый царь". Карамзин не верит в революцию, тем более в скорую. Итак, перед нами действительно монархист.

    И в то же время, декабрист Николай Тургенев вспомнит впоследствии, как Карамзин "пролил слезы", узнав о смерти Робеспьера, героя Французской революции. Вот что пишет Николай Михайлович другу: "Не требую ни конституции, ни представителей, но чувством останусь республиканцем, и притом верным подданным царя русского: вот противоречие, но только мнимое".

    Девятый том еще не вышел из печати, а уже поползли слухи, что он запрещен. Начинался он так: "Приступаем к описанию ужасной перемены в душе царя и в судьбе царства". Итак, продолжается рассказ об Иване Грозном.



    Прежние историки не решались открыто описывать это царствование. Не удивительно. Вот, например,покорение Москвой вольного Новгорода. Карамзин-историк, правда, напоминает нам, что объединение русских земель было необходимо, но Карамзин-художник дает яркую картину того, как именно совершалось покорение вольного северного города:

    "Судили Иоанн и сын его таким образом: ежедневно представляли им от пятисот до тысячи новгородцев; били их, мучали, жгли каким-то составом огненным, привязывали головою или ногами к саням, влекли на берег Волхова, где сия река не мерзнет зимою, и бросали с моста в воду целыми семействами, жен с мужьями, матерей с грудными младенцами. Ратники московские ездили на лодках по Волхову с кольями, баграми и секирами: кто из вверженных в воду всплывал, того кололи, рассекали на части. Сии убийства продолжались пять недель и заключались грабежом общим".

    И так почти на каждой странице — казни, убийства, сожжение пленных при известии о гибели царского любимца злодея Малюты Скуратова, приказ уничтожить слона, отказавшегося опуститься на колени перед царем... и так далее.

    Да, Карамзин был монархистом, но на процессе декабристы ссылались на "Историю Государства Российского" как на один из источников "вредных" мыслей.

    Карамзин не хотел, чтобы его книга стала источником вредных мыслей. Он хотел говорить правду. И эта правда оказалась "вредной" для самодержавия.



    14 декабря 1825, получив известие о восстании, а для Карамзина это мятеж, он идет на улицу. Карамзин был в Париже 1790, был в Москве 1812, в 1825 он идет по направлению к Сенатской площади. "Видел ужасные лица, слышал ужасные слова, камней пять-шесть упало к моим ногам ".

    Карамзин, конечно, против восстания. Но сколько среди мятежников своих — братья Муравьевы, Николай Тургенев, Бестужев, Кюхельбекер (переводил "Историю" на немецкий). Через несколько дней Карамзин скажет о декабристах : "Заблуждения и преступления этих молодых людей суть заблуждения и преступления нашего века".

    14 декабря Карамзин простудился . В глазах современников он был еще одной жертвой этого дня. Но Николай Михайлович умирал не только от простуды — рухнуло представление о мире, утеряна вера в будущее, а на престол взошел новый царь, очень далекий от идеального образа просвещенного монарха. Писать Карамзин больше не мог. Последнее, что успел сделать, — вместе с Жуковским уговорил царя вернуть из ссылки Пушкина. 22 мая 1826 года Николай Михайлович умер.

    XII том замер на междуцарствии 1611 — 1612 года. Последние слова последнего тома — о маленькой российской крепости: "Орешек не сдавался".

    С тех пор прошло более чем полтора столетия. Нынешние историки знают о древней России куда больше, чем Карамзин, — сколько всего найдено: документы, археологические находки, берестяные грамоты, наконец. Но книга Карамзина — история-летопись — единственная в своем роде и больше такой не будет.

    Зачем она нам сейчас? Об этом хорошо сказал в свое время Бестужев-Рюмин: "Высокое нравственное чувство делает до сих пор эту книгу наиболее удобною для воспитания любви к России и к добру".

    Www.kostyor.ru/biography/?n=60

    За несколько лет до смерти, выступая в Академии наук, Николай Карамзин говорил: «Мы желали бы из самого гроба действовать на людей, подобно невидимым добрым гениям, и по смерти своей еще иметь друзей на земле».

    Всей своей жизнью и творчеством Карамзин добился этой чести от потомства.