Невский проспект гоголь анализ. Анализ повести «Невский проспект» Гоголя: суть, смысл и идея произведения

— автор многих интересных и комичных произведений, которые мы читаем с удовольствием, насмехаясь над реальностью, взять бы знаменитое произведение Ночь перед Рождеством. Но, совсем другое произведение Невский проспект, чей мы сделаем сегодня.

Невский проспект анализ

Анализ повести Невский проспект следует начать с того, что в Невском проспекте Гоголя и в анализе по плану, автор впервые пробует объединить трагический сюжет со смешным, пошлость со святым, низменное и высокое. Само произведение входит в цикл и представляет собой повесть, состоящую из трех частей.

Сначала мы видим перед собой Невский проспект. Он как живой, живет своей жизнью, где встречаются самые разнообразные люди, в зависимости от времени суток. И вот, по этой Петербургской главной артерии прогуливались наши герои. Герои очень разные с разными взглядами на жизнь, с разным отношением. Первый — это Пирогов, который был карьеристом, наглым и самоуверенным человеком. Второй — Пискарев. Это художник с тонкой душевной организацией, романтик по натуре, очень ранимый, робкий. И вот на проспекте они встречают двух женщин и каждый из них идет за своей избранницей. Художник идет с целью познакомиться, влюбившись в девушку с первого взгляда, а вот поручик идет, чтобы развлечься.

Как оказалось, художника привлекла путана. Увидев, кем является его избранница, он убегает и начинает встречаться с девушкой во сне. Для этого он даже опиум стал принимать. А далее решается сделать ей предложение в реальности, но девушка отказывает ему. Не выдержав такого, он совершает самоубийство.

Поручик же выбрал себе замужнюю женщину, но это его не отпугнуло. Он начинает добиваться расположения жены немецкого жестянщика и в итоге с позором был вышвырнут на улицу. Немного успокоившись после произошедших событий, Пирогов продолжил жить, как ни в чем не бывало.

Вот так, в небольшом по содержанию произведении, автор поднял такие проблемы, как несовместимость мечты с действительностью, затронута тема духовного обнищания, показана мещанская крайность, от которой автор нас предостерегает. Гоголь затрагивает и тему одиночества, и тему нравственности, есть здесь и тема любви. Своей повестью автор показал, для кого существует Петербург. Это город для толстокожих людей, людей испорченных и меркантильных, таких как Пирогов и путана, а вот высоконравственным людям выживать в таком городе сложно, а то и невозможно.

Делая анализ произведения Невский проспект по плану, остановимся и на самом плане.

План

1. Невский проспект и его описание в разное время суток.
2. Знакомство с Пискаревым и Пироговым.
3. Незнакомки
4. Пискарев и девушка легкого поведения. Сны Пискарева. Его смерть.
5. Пирогов и его преследование жены жестянщика. Его публичный позор.
6. Не верьте Невскому проспекту.

Многие писатели, творившие в XIX веке, обращались в своём творчестве к теме Петербурга. Не является исключением и Николай Васильевич Гоголь и его «Невский проспект». Анализ этой повести - это, в первую очередь, изучение образа этого города и того, каким он предстаёт перед нами в произведении. Петербург - это поистине удивительный город, ведь он был возведён наперекор всем законам природы за чрезвычайно короткий срок, и по воле всего лишь одного человека. На протяжении веков он являлся символом борьбы контрастов: нищета и благополучие, красота и уродство - все эти крайности каким-то непостижимым образом уживались здесь.

Образ Петербурга в произведении Н. В. Гоголя

Наиболее выдающиеся умы России с ранних лет стремились в Петербург, и именно в этом городе завоёвывали статус лучших публицистов, писателей, критиков и т. д. Однако здесь же они сталкивались лицом к лицу с нуждой и унижением. Город как будто засасывал людей в болото показной роскоши, пошлости и глупости. Центром и местом, где встречались эти, казалось бы, несовместимые понятия, была главная улица города - тот самый Невский проспект.

Анализ повести Н. Гоголя обязательно уделяет большое внимание именно образу самого города, который будто наделён своей собственной душой. Это не просто столица, не просто мегаполис с удивительно красивыми улицами, величественными дворцами и живописной Невой. Петербург в представлении автора - это своеобразный оживший великан, который обладает своим уникальным лицом, нравом, капризами и привычками.

Сотни людей ежедневно проходят по Невскому проспекту. И они также являются обладателями самых разных характеров. Гоголь отдельно подчёркивает, что, несмотря на то что в любое время суток на проспекте можно встретить огромную толпу людей, между ними не возникает чувства единства, какой-то общности. Единственное, что объединяет всех их, - это место встречи. Описывая улицу, автор говорит о том, что на ней создаётся ощущение, как будто какой-то демон весь мир раскрошил на множество крохотных осколков и «без толку, без смысла смешал вместе».

Схожесть судеб и противоречивость характеров Пирогова и Пискарёва

Однако по мере повествования в повесть «Невский проспект», анализ которой мы проводим, включаются целых два героя, которым автор уделяет пристальное внимание. Первый - это поручик Пирогов, а второй - Пискарев, «молодой человек во фраке и плаще». Пирогову хорошо известны законы современного мира. Он знает, что жизнь в величественном городе во многом подобна игре в «рулетку». Но тот, кто готов постоянно идти на риск ради исполнения наиболее сокровенных, безнадежных и даже порой нелепых своих мечтаний, сумеет покорить его.

Поручик, следуя своим убеждениям, идёт на риск. В своём проигрыше он не видит ничего необычного или трагичного и, не без влияния прохладного вечернего Невского проспекта, быстро справляется с обуявшим его «гневом и негодованием».

Второй же герой - Пискарёв, тот самый «молодой человек в плаще и фраке», пытается действовать так же, как его приятель. Его тоже постигает неудача. Но для него, ощущающего себя одиноким и чужим в северной столице империи, такое событие становится роковым. Робкий и застенчивый по натуре художник, всю жизнь носивший в своём сердце искры чувства, которые всегда только ждали своего часа, чтобы «превратиться в пламя», буквально доверил свою судьбу Невскому проспекту. Анализ произведения «Невский проспект» - это анализ двух похожих внешне, но совершенно разных по сути своей историй. Оба героя рискуют всем, но Пирогов, для которого всё происходящее - игра, не теряет, в сущности, ничего. Для Пискарёва же это - жизнь. Человек, который тонко ощущает мир, неспособен вмиг сделаться грубым и чёрствым, перестать доверять миру. Однако и быстро забыть о том разочаровании, которое он испытал по вине знаменитого проспекта, не может.

Что хотел показать, завершая «Невский проспект», Гоголь? Анализ этой повести - это анализ параллельно ведущегося повествования о двух персонажах, которые являются противоположностями друг друга по характеру и мироощущению. Читателю же такой контраст позволяет глубже понять противоречивость самого Невского проспекта. Комичность ситуации, в которой оказывается поручик Пирогов, противопоставляется трагичной судьбе бедолаги Пискарёва. Таким же образом атмосфера комической пошлости, характерная для Невского поутру, сочетается с трагичной вечерней пошлостью и ложью. «…он лжет во всякое время, этот Невский проспект», - говорит Гоголь.

Заключение

Крохотный огонёк, что пляшет перед глазами, манит за собой и завлекает в опасные сети, - именно так стремится представить автор читателю Невский проспект. Анализ повести заставляет задуматься над глубоко философскими вопросами. Для художника Пискарёва встреча с Невским и его обитателями становится фатальной, она буквально опустошает его душу. На его глазах красота мира превращается в ничто, и сам по себе встаёт вопрос: «Если всё это - призрачный мираж, что в таком случае реально вообще?» И автор даёт ответ - реальным остаётся сам Невский проспект, в котором вечная загадка сочетается с вечным обманом.

Тема Петербурга в творчестве писателей XIX века занимает отнюдь не последнее место. Город, построенный вопреки всем законам природы, по воле одного только человека; город, созданный за небывало короткий срок, словно в сказке; город, ставший воплощением различных человеческих противоречий, символом извечной борьбы благополучия с нищетой, великолепия с уродством, - таким Петербург предстает перед нами в произведениях А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, многих писателей так называемой натуральной школы.

Оценка Петербурга всегда была неоднозначна: ненависть и любовь сплетались воедино. Именно сюда стремились, будучи молодыми, самые выдающиеся деятели России, здесь они превращались в замечательных писателей, критиков, публицистов. В Петербурге осуществлялись их честолюбивые мечты. Но с другой стороны, здесь им приходилось терпеть унижение и нужду; город будто засасывал людей в болото -болото пошлости, глупости, показной роскоши, за которой нередко скрывалась крайняя нищета, и центром этого болота, сердцем Петербурга был знаменитый Невский проспект.

Н. В. Гоголь в повести «Невский проспект» писал; «Нет ничего лучше Невского проспекта, по крайней мере, в Петербурге; для него он составляет все».

Петербург предстает перед читателем не просто как столица, грандиозный мегаполис с великолепными дворцами, прекрасными улицами и Невой, «одетой в гранит», а как оживший великан, обладающий своим лицом, своим характером, своими особенными привычками и капризами.

И люди, в течение дня сотнями проходящие по Невскому проспекту, также являются носителями самых разнообразных характеров. «Создатель! Какие странные характеры встречаются на Невском проспекте!».

Но несмотря на огромное количество народа, проходящего в любое время по проспекту, все же меж ними не создается ощущения общности, целостности. Единственное, что объединяет их, - место встречи, Невский проспект. Как будто «какой-то демон искрошил весь мир на множество разных кусков и все эти куски без смысла, без толку смешал вместе».

И вот из этой людской мешанины встают перед читателем двое: поручик Пирогов и «молодой человек во фраке и плаще» - Пискарев. Первый хорошо ориентируется в современной ему действительности, он прекрасно знаком с «рулеткой» величественного города: риск, вечный риск, и если ты готов пойти на него, то Петербург - жестокий и беспощадный, но в то же время способный помочь осуществлению самых сокровенных, самые безнадежных, самых нелепых мечтаний -станет твоим.

Поручик идет на риск и оказывается в проигрыше, но для него в этом нет ничего необычного, а тем более трагичного. Он без особого труда справляется с охватившим его «гневом и негодованием», причем происходит это не без влияния Невского проспекта: «Прохладный вечер заставил его несколько пройтись по Невскому проспекту; к девяти часам он успокоился...».

А вот другой персонаж - герой в плаще и фраке - следует примеру своего друга и так же, как он, проигрывает. Однако для него - одинокого и чужого в северной столице - этот проигрыш становится роковым. «Застенчивый, робкий, но в душе своей носивший искры чувства, готовые при случае превратиться в пламя», художник Пискарев доверяет Невскому проспекту всю свою жизнь, в то время как Пирогов, рискуя вроде бы всем, не теряет ничего. Для него это игра, а для Пискарева - жизнь. Тонко чувствующий мир человек не может в один день сделаться черствым и грубым, перестать верить миру, позабыть о разочаровании, которое принес ему знаменитый проспект.

Параллельно ведущийся рассказ о двух героях, противоположных по характеру и судьбе, помогает читателю лучше понять противоречивость самого Невского проспекта. Комичная ситуация, в которую попал поручик Пирогов, противопоставляется трагичности судьбы бедняги Пискарева. Точно так же и комическая пошлость утреннего проспекта сочетается с вечерней, трагической пошлостью, с обманом, ведь «он лжет во всякое время, этот Невский проспект, но более всего тогда, когда ночь сгущенною массою наляжет на него...».

Маленьким огоньком, пляшущим пред глазами, манящим за собой и заманивающим в опасные сети, представляет Н. В. Гоголь нам Невский проспект. Любому человеку трудно пережить испытания, выпавшие на долю Пискарева, тем более художнику. Автор пишет: «В самом деле, никогда жалость так сильно не овладевает нами, как при виде красоты, тронутой тлетворным дыханием разврата». Для художника встреча с Невским проспектом, с его обитателями стала причиной краха всех надежд, она буквально опустошила его душу. Не видеть красоты мира - значит не хотеть жить, а когда красота на твоих глазах превращается ни во что, невольно задаешься вопросом: если это все мираж и призрак, то что же тогда реально? И реальным остается Невский проспект с его вечной загадкой и вечным обманом.

Невский проспект анализ произведения Гоголя по плану

1. История создания . Замысел повести " " возник у в 1831 г. Писатель уже три года жил в столице Российской империи и накопил достаточно впечатлений для описания Петербурга и его жителей.

Непосредственная работа над повестью проходила в 1833-1834 гг. Перед предоставлением рукописи в цензурный комитет Гоголь советовался с Пушкиным насчет "опасных" мест произведения. Оба подозревали, что может быть вымарана сцена порки Пирогова, как ущемляющая честь офицерства.

Опасения Гоголя и а не оправдались. Повесть была допущена к печати. Цензура потребовала лишь удалить намерение Пирогова жаловаться на обидчиков царю. "Невский проспект" вместе с повестями "Нос" и "Шинель" был впервые опубликован в сборнике "Арабески" (1835 г.).

2. Смысл названия . Невский проспект - одна из главных "парадных" улиц Санкт-Петербурга, на которой сосредоточены самые значительные достопримечательности. Проспект олицетворяет собой "лицо" громадной империи, главную коммуникационную артерию страны. Прогуливающаяся по Невскому проспекту толпа - "выставка всех лучших произведений человека". Здесь в концентрированном виде сосредоточено все огромное многообразие человеческих типов и характеров.

3. Жанр . Повесть.

4. Главная тема произведения - существенная разница между подлинной и призрачной действительностью. Повесть начинается торжественным восхвалением неописуемой красоты Невского проспекта. Главным украшением улицы являются пышные наряды прогуливающихся людей, их безупречный внешний вид и благородная манера поведения. За первыми красочными впечатлениями постепенно приходит осознание, что мерой ценности человека в этой толпе является не внутренний мир (скрытый от постороннего глаза), а всего лишь внешние атрибуты (знаки государственных различий и общественного положения).

Расхождение представлений с действительностью раскрывается в трагедии бедного художника Пискарева. Внимание молодого идеалиста привлекает прекрасная брюнетка. Сначала он даже не может сравнить свою жалкую фигуру с этой "знатной дамой" и лишь по совету Пирогова начинает робкую слежку за красавицей. В настоящее изумление художника приводят едва уловимые знаки, которыми девушка поощряет его преследование. Пискарев полностью находится во власти очарования прекрасной незнакомки и сам не замечает, куда она его приводит.

Прозрение приходит к нему уже в "отвратительном приюте", населенном петербургскими уличными женщинами. Художник испытывает чудовищное потрясение и убегает из проклятой квартиры. Однако образ красавицы полностью заполнил его сознание. Пискарев бесконечно страдает от противоречия между ангельской красотой и родом занятий прекрасной незнакомки. Навязчивые мысли становятся причиной счастливого сна Пискарева, в котором это противоречие снимается.

Художник мечтает забыть о реальности и пытается найти утешение в сновидениях. Начав употреблять опиум, он фактически зажил другой призрачной жизнью, в которой его ждет взаимное счастье с красавицей. В конце концов наркотические мечты Пискарева приводят его к мысли спасти незнакомку, вытащив ее из разврата. Он не может поверить, что молодая девушка с ангельской внешностью добровольно ведет распутную жизнь. Попытка образумить красавицу заканчивается очередным трагическим разочарованием. Ее презрение к честному трудовому образу жизни наносит роковой удар по романтической душе художника.

Не в силах вынести страдания, Пискарев совершает самоубийство. Резкой противоположностью Пискареву является другой герой повести - поручик Пирогов. Этот самодовольный пошляк олицетворяет собой всю грязь и мерзость завсегдатаев Невского проспекта. Пирогов бесконечно далек от романтики. Его интересует не красота, а доступность женщины. Пирогов - неотъемлемая часть пошлой среды, в ней он чувствует себя, как рыба в воде.

Начав грубое волокитство за женой немца-ремесленника, поручик уверен, что непременно добьется успеха. Офицерский мундир является залогом неприкосновенности его достоинства. Позорное наказание приводит Пирогова в бешенство. Однако его намерение расквитаться с обидчиками "как-то странно кончилось". Первым шагом к успокоению стало съедение поручиком "двух слоеных пирожков" (!). Приятный вечер с танцами заставил его полностью отказаться от мести.

5. Проблематика . Центральная проблема повести - торжество пошлости над честностью и искренностью. Романтизм Пискарева, столкнувшегося с грубой действительностью, приводит к его гибели. Пошлая натура Пирогова примиряется с "ужасным оскорблением", лишь бы никто никогда не узнал об этом. Поручику достаточно просто продолжать придерживаться правил "призрачной" жизни, ведь именно они являются показателем ценности человека в насквозь лживом обществе.

6. Герои. Пискарев, Пирогов.

7. Композиция . Повесть можно условно разделить на четыре части: авторское вступление, две истории главных героев, авторское заключение.

Повесть «Невский проспект» была написана в 1834 году. Этот и следующий год были самыми плодотворными в жизни писателя . В этот период он не только создал множество великих произведений, но и задумал все те, что были написаны впоследствии.

Одна из знаменитых повестей носит название Невский проспект (Гоголь), краткое содержание и анализ ее основных идей будут предложены далее.

Молодой Гоголь был достаточно близок к художественному миру столицы. Три года (1930-1931) он посещал курсы Художественной академии, где учился рисованию. У него было много знакомых живописцев, включая таких светил, как Венецианов или Брюллов.

Николай Гоголь очень хорошо изучил мир художников, знал, что это за люди, чем они живут.

Творческой жизни посвящены два известных произведения писателя: «Невский проспект» и «Портрет». В них автор высказал свои взгляды, сомнения и мысли о роли, значении и возможностях творчества. Образом человека-творца в произведениях писателя всегда является именно художник, живописец.

Обратите внимание! Повесть Невский проспект в кратком содержании полезно прочесть для повторения, если надо быстро вспомнить какие-либо подробности сюжета.

Однако если читать краткое содержание Невский проспект, то оно не сможет заменить собой целое произведение великого писателя. Читать краткий пересказ по главам — это значит не прочитать классическое произведение совсем.

Повесть «Невский проспект» была задумана, как полагают, в 1831 году, а написана к октябрю 1934. Произведение входит в знаменитый цикл «Петербургские повести», где собраны произведения разных лет. Объединяет их место действия – Санкт-Петербург.

Сам Гоголь не собирал эти повести в один цикл. Такая традиция появилась в литературе уже после ухода из жизни писателя. Все «Петербургские повести» принято считать во многом близкими между собой по тематике. Литературоведы находят в них художественное единство. Такова история создания повести.

Краткое содержание

Повествование начинается с описания Невского проспекта, в котором заключена вся душа Петербурга. Здесь можно увидеть множество характерных типов людей из самых разных общественных слоев.

Здесь никогда не прекращается жизнь, только меняется в разное время суток.

Гоголь описывает сановников, дам, мужиков, владельцев магазинов, гувернанток с дворянскими детьми, ремесленников, купцов, чиновников разных рангов, которые, словно вереницей, проходят по Невскому. Наконец, из всей этой толпы автор выделяет двух людей, ставших главными героями повести — молодого художника Пискарева и его легкомысленного приятеля — поручика Пирогова.

Оба они гуляли по вечернему проспекту, когда их внимание привлекли женщины. Поручик заметил какую-то «блондинку» и сразу увязался за ней, надеясь на легкую любовную интрижку. Мысли же и чувства художника были намного возвышенней. Он увидел юную темноволосую девушку, которая показалась ему идеалом красоты.

В ее лице он разглядел что-то «божественное», «святое». Художник пошел за ней, без всякой дурной мысли, которой просто не могла вместить его чистая душа, желая лишь увидеть, где может жить такая великолепная красавица.

«Дама» заметила молодого человека, улыбнулась ему, а подойдя к своему дому, знаком пригласила молодого человека войти внутрь. Мечтательному художнику представился целый роман. Он подумал, что какие-то таинственные обстоятельства заставляют прекрасную даму искать его помощи и, наверняка, она хочет дать ему очень важное поручение.

Молодой романтик не верил своему счастью, всей душой жаждал служить этому идеалу красоты, выполнять любые ее повеления. Так художник поднялся на четвертый этаж, вслед за своей «дамой» зашел в одну из квартир и, оглядевшись, с ужасом осознал, что он находится в публичном доме.

Это открытие очень болезненно подействовало на чистого, скромного юношу. Ведь красота для него была предметом религиозного поклонения, явлением Бога на земле.

Но вот перед его глазами была «красота, тронутая тлетворным дыханием разврата» .

Художник чувствовал здесь что-то мистическое: «она какою-то ужасною волею адского духа, жаждущего разрушить гармонию жизни, брошена с хохотом в эту страшную пучину» .

Тут красавица обратилась к нему и о чем-то заговорила. Голос был «нежным», «мелодичным», но слова ужасали своей глупостью и пошлостью. Это было выше всяких сил! Художник со всех ног бросился бежать.

Вернувшись домой, он долго не мог уснуть от потрясения, наконец, уже далеко за полночь, начал дремать. Вдруг в дверь кто-то постучал. Это оказался богато одетый лакей. Он доложил, что пришел от барыни, которую художник видел несколько часов назад.

Дама прислала за ним карету и просит ее навестить. Молодой человек очень обрадовался. Значит, его красавица — знатная дама и не может работать в том ужасном доме. Здесь какая-то тайна! Он охотно сел в карету.

Так художник Пискарев оказался во дворце с «мраморными колоннами», где праздновали бал. Залы были переполнены людьми. Молодой человек несколько потерялся от шума, незнакомых лиц и окружающей роскоши. Он прислонился к колонне и стал смотреть на толпу.

Мимо проходило множество великолепных дам, но одна из них особо выделялась изяществом наряда и красотой. С трудом протиснувшись сквозь толпу, художник приблизился к красавице, желая хорошо ее рассмотреть. Оказавшись с ней лицом-к-лицу, он вдруг понял, что эта царица бала — та самая девушка, которую он видел накануне.

Дама тоже узнала художника и позвала его в другой конец зала, где можно было бы поговорить. И вот они там встретились. Красавица что-то ему объясняла, говорила о каких-то загадочных обстоятельствах, по вине которых оказалась вчера в том ужасном доме.

Но что здесь была за тайна, художник не успел узнать, их разговор прервал неизвестный пожилой человек, и красавица была вынуждена на минуту отойти.

Художнику не терпелось продолжить беседу, будучи не в силах ждать, он пошел искать свою даму. Пискарев долго ходил из комнаты в комнату, но нигде ее не находил. Наконец, устав, прислонился к стене… и проснулся.

Реальность снова предстала перед ним такой, какая есть. Но он не мог с этим примириться. Сон был куда лучше! И он стал жить только снами, а чтобы как можно меньше бодрствовать, начал принимать опиум. Теперь смысл его существования был в том, чтобы снова и снова вызывать у себя грезы.

Вновь видеть то воплощение идеальной красоты, понимать, что на самом деле она вовсе не работает в публичном доме, такое просто невозможно! Всему причиной сложные, загадочные обстоятельства…

Просыпаясь он думал: «Лучше бы ты вовсе не существовала! Не жила в мире, а была бы созданием вдохновенного художника!»

Однажды ему приснилось, что эта девушка стала его женой. Он был совершенно счастлив. А когда проснулся, подумал: «А вдруг эту красоту еще можно спасти?» Что, если он действительно женится на ней и вытащит из пучины разврата? С этой мыслью художник вновь пришел в публичный дом.

Дверь отворила та самая девушка, все такая же прекрасная, хотя выглядевшая теперь несколько заспанной и бледной. Художник открыл красавице свои чувства, предложил выйти за него замуж и начать вместе с ним новую трудовую жизнь – он будет писать картины, она заниматься каким-нибудь рукоделием.

Но, оказалось, девушка вовсе не в восторге от его предложения. Разврат ее нисколько не тяготил, напротив, ей нравилось, что можно бездельничать, пить, спать до двух часов.

Благородная жизнь в бедности и трудах девицу не привлекала. Художник понял, что ее душа уже совершенно опустошена. Последней каплей стали пошлые шутки присутствовавшей при этом разговоре подруги красавицы.

Художник выбежал из дома и целый день бродил по городу, не зная куда идет. Ум его помутился. Наконец, он вернулся к себе и заперся. Через неделю в доме почуяли неладное и взломали дверь. Художник Пискарев лежал на полу с перерезанным горлом, а рядом лежала бритва.

Сразу после этой трагедии, идет комедия – история товарища погибшего художника, того самого поручика Пирогова, который увязался за какой-то блондинкой. Как оказалось, это была жена немца-жестянщика, которого звали Шиллер.

Пирогов проследовал за белокурой немкой до самого ее дома, откуда был грубо выгнан ее пьяным мужем. Однако, поручик не сдавался. Он пришел к жестянщику на следующий день и заказал себе шпоры, чтобы иметь предлог наведываться в его дом. Потом ему понадобились ножны для кинжала.

Все это время Пирогов тайком пытался заигрывать с женой мастера, однако та не отвечала на его ухаживания. Наконец, поручик пришел в воскресенье, когда немца-жестянщика не было дома, и стал приставать к его жене, несмотря на ее возмущение и крики.

Тут как-раз пришел муж со своими товарищами–ремесленниками. Все они были пьяны. Пирогова подвергли порке и выставили за дверь.

Поручик был крайне возмущен таким оскорблением своей дворянской чести, хотел жаловаться на немца во все судебные инстанции страны, вплоть до самого государя.

Однако посетив кондитерскую, почитав газету, прогулявшись по Невскому, сходив на вечер к друзьям, совершенно успокоился и забыл все неприятное.

Краткий анализ

В повести «Невский проспект» можно выделить несколько смысловых пластов: философский, социальный, психологический.

Вот основные идеи этого произведения:

  1. Прежде всего, следует сказать о социальной тематике повести. Произведение начинается и заканчивается описанием Петербурга, а точнее его главной улицы – Невского проспекта. Это город контрастов, богатства и нищеты. Это город обманов, где «все не то, чем кажется».
  2. Гоголевское описание Петербурга по стилю можно назвать «ироничной патетикой». Так Гоголь изображает жизнь этого города, внешне – великолепную, внутренне – пошлую и пустую.
  3. Затем писатель останавливается на двух героях, как-бы случайно выбрав их из толпы. Один из них, художник, по духу – полная противоположность тому миру, в котором он живет.
  4. «Этот молодой человек принадлежал к тому классу, который составляет у нас довольно странное явление и столько же принадлежит к гражданам Петербурга, сколько лицо, являющееся нам в сновидении, принадлежит к существенному миру » — вот характеристика, данная Гоголем своему герою. Пискарев – романтик, чистый сердцем мечтатель, совершенно чуждый всякой пошлости и грязи. Его история – трагедия идеалиста, не сумевшего примириться с безобразной реальностью.
  5. Другой герой, в отличие от художника, совершенно вписывается в окружающую его жизнь. Если первый «не от мира сего», второй – вполне дитя своего мира. Если первый гибнет, не вынеся встречи с пошлостью, второй прекрасно с ней уживается.
  6. История похождений поручика следует сразу после трагедии художника и поэтому кажется нелепой, неуместной. Так Гоголь еще ярче подчеркнул парадоксальность, неразумность реальной жизни, где фарс перемешан с подлинной трагедией, высокое с глупым и пустым.

Обратите внимание! Глубинная философская идея произведения Невский проспект – двойственность и трагизм красоты и любви в нашем мире.

Здесь повесть «Невский проспект» перекликается с тремя другими творениями Гоголя – «Вием», «Тарасом Бульбой» и «Записками сумасшедшего», каждое из которых освещает вопрос с особой стороны.

В «Невском проспекте» мысль сформулирована наиболее четко. Красота, как считает герой-художник, а вместе с ним сам Гоголь, имеет божественную природу, она, по-сути, явление небесного на земле.

В реальном мире все извращено, находится во власти зла.

Красота обречена на гибель сама и губит других:

  • в повести она толкает героя на предательство отчизны,
  • в «Записках сумасшедшего» — доводит до безумия,
  • в произведении «Вий» двусмысленность красоты воплощается в демоническом образе панночки-ведьмы.

В «Невском проспекте» этот вопрос рассматривается, прежде всего, в свете творчества, глазами «служителя красоты». То есть, по-сути, речь идет о соотношении искусства с реальностью. Главный герой, ощутив всю неправильность, извращенность действительности, полностью отказывается от нее в пользу вымышленного идеала.

Однако бегство от реальности не спасает художника и оказывается невозможным. Он все-равно, в конце-концов, делает отчаянную попытку сблизить действительность с мечтой и в результате погибает.

Полезное видео

Подведем итоги

Был ли Гоголь, когда писал «Невский проспект», во всем согласен со своим героем — художником Пискаревым – трудно сказать. По крайней мере, сам он вполне нашел способ примирить искусство с действительностью, поскольку стал великим русским писателем-реалистом.

В поэме «Мертвые души» Николай Гоголь гениально изобразил окружающую жизнь во всей ее неприглядности, но это был поздний этап его творчества.