Кто дал идею гоголю написать мертвые души. Мертвые души - история создания поэмы гоголя кратко

Первые наброски будущего грандиозного творения Гоголь делает летом 1835 года, в то же время складывается и общий замысел поэмы. Гоголь задумывал написать три тома. Первый том должен был стать чем-то вроде «фасада» огромного строения (Гоголь изучал архитектуру и нередко использовал сравнения с этим видом искусства). Писатель намеревался изобразить в первом томе грустную действительность, гнетущую жизнь, «раздробленные и холодные характеры». Второй том планировался иным: в нём автор хотел изобразить Русь меняющуюся, людей разных, но лучших по сравнению с галереей типов первого тома. В героях дошедших до нас глав второго тома мы видим того же Чичикова, которого автор упорно подталкивает к исправлению, помещиков, образы которых симметричны помещикам первого тома, но они значительно сложнее и перспективнее. Третий же том, согласно плану Гоголя, должен был «живописать» Россию изменённую, нашедшую свой путь к полноценной и счастливой жизни. Замысел поэмы и его структура, то есть возрастающая оптимистическая тональность в изображении мира, вызвали сравнение «Мёртвых душ» с «Божественной комедией» Данте Алигьери, также состоящей из трёх частей: «Ад», «Чистилище», «Рай».

Дальнейшая судьба гоголевского замысла такова: ещё работая над первым томом, Гоголь начал делать наброски второго (1840), однако ни завершить его, ни написать сколько-нибудь целостную большую часть не смог. Из второго тома сохранилось лишь четыре главы в разных редакциях. Известно, что несколько близких Гоголю людей читали отдельные готовые главы второго тома, однако за десять дней до смерти Гоголь сжёг свою рукопись. К написанию же третьего тома Гоголь так и не приступил.

Первое упоминание о работе над «Мёртвыми душами» Гоголь сделал в письме к Пушкину от 7 октября 1835 года: «Начал писать "Мёртвых душ". Сюжет растянулся на предлинный роман и, кажется, будет сильно смешон. <...> Мне хочется в этом романе показать хотя с одного боку всю Русь». Сообщение о «Мёртвых душах» появляется в том же письме, что и просьба о сюжете для новой комедии, следовательно, оба произведения возникли в творческом сознании Гоголя одновременно. Желание показать «всю Русь» свидетельствует о масштабности замысла, выражение «хотя с одного боку» говорит о том, что Гоголь выбирает определённый ракурс в изображении Руси, то есть, высмеивая чиновничество в «Ревизоре», он намеревается, очевидно, сосредоточиться в «Мёртвых душах» на изображении помещичье-крестьянской России. Однако затем Гоголь на время отвлечён работой над «Ревизором» и другой литературной деятельностью и возобновляет активную работу над «Мёртвыми душами» лишь в 1836 году после отъезда за границу.

Обратите внимание, что в письме к Пушкину Гоголь называет своё произведение «предлинным романом». Тем не менее, вернувшись к своему замыслу через год, Гоголь отчётливее осознаёт грандиозный масштаб своего плана и сообщает в письме к Жуковскому: «...какой огромный, какой оригинальный сюжет! Какая разнообразная куча! Вся Русь явится в нём!» Гоголь уже не оговаривается, что покажет Русь «хотя с одного боку», и не называет произведение романом. Следовательно, вместе с расширением замысла перед писателем острее встаёт вопрос о характере «Мёртвых душ» и их жанре, поскольку автор не может обозначить жанр произведения произвольно.

Первый том «Мёртвых душ» Гоголь писал шесть лет, создав большую часть произведения в Риме. За это время писатель называл своё творение по-разному: то романом, то повестью, то просто вещью, — и только к началу 1840-х годов жанровое определение сложилось у него окончательно — поэма. Осенью 1841 года Гоголь вернулся в Россию, некоторое время добивался разрешения цензуры напечатать «Мёртвые души», и, наконец, 21 мая 1842 года поэма вышла в типографии Московского университета под названием «Похождения Чичикова, или Мёртвые души».

Главное значение для определения жанра «Мёртвых душ» — поэма — имеет тот факт, что произведение написано на стыке двух литературных родов: эпического и лирического. Повествование об афере Чичикова, то есть его поездки по губернии, пребывание в городе, встречи, образует эпическую часть поэмы, главным героем которой Чичиков и является. Лирическую чисть поэмы в основном составляют лирические отступления, передающие переживания, размышления, душевное волнение автора; в этих лирических отступлениях выражен положительный идеал автора. Героем же всей поэмы, в слиянии эпического и лирического начал, предстаёт Русь. Таково жанрово-родовое своеобразие «Мёртвых душ».

«Мёртвые души» нередко сопоставляют с эпическими по своему характеру поэмами Гомера, Вергилия и Данте. Однако поэма Гоголя создавалась уже во время существования зрелых национальных литератур, она изображает национальную жизнь и поэтому представляет собой национальную поэму.

Вместе с тем «Мёртвые души» имеют и жанровую основу романа, так как в них описываются похождения плута, мошенника — обычный сюжет популярного в европейской литературе жанра плутовского романа. Намечавшийся в поэме любовный сюжет между Чичиковым и губернаторской дочкой не получил развития. Как и в «Ревизоре», где Гоголь также решил не включать в пьесу любовный конфликт, в «Мёртвых душах» это решение имеет идейное объяснение, ведь Чичиков, деятельность которого построена на обмане и «не стоит выеденного яйца», не заслуживает любви. Поэма содержит и признаки нравоописательной повести, в которой благодаря сюжету, основанному на путешествии героя, перед нами проходит галерея лиц и характеров.


Николай Васильевич Гоголь родился в местечке Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии. Его Детство прошло в родовом имении Васильевке. Отец, страстный поклонник театра, писал стихи, пьесы, потом представлял их на любительской сцене у богатых родственников Трощинских.

Сам Гоголь, учась в гимназии (город Нежин), тоже увлекался театром и участвовал в постановках. Юный Гоголь исполнял в «Недоросле» Фонвизина даже роль госпожи Простаковой; как рассказывали свидетели, зрители смеялись до колик.

В «Авторской исповеди» он описал первые свои опыты в литературном творчестве. «Первые мои опыты, первые упражнения в сочинениях, к которым я получил навык в последнее время пребывания в школе, были почти все в лирическом и серьезном роде. Ни я сам, ни сотоварищи мои, упражнявшиеся также вместе со мной в сочинениях, не думали, что мне придется быть писателем комическим и сатирическим...»

Уже в те годы Гоголь умел принимать критику: когда «Братья Твердославичи, славянская повесть» была признана друзьями неудачной, он «не противился и не возражал. Он совершенно спокойно разорвал свою рукопись на мелкие клочки и бросил в топившуюся печь» --так писал его-одноклассник. Это было первое из известных сожжений Гоголем своих произведений.

Одноклассники не замечали его одаренности, и сохранилось забавное воспоминание одного из них: «Н. В. Гоголь любил страстно рисование, литературу, но было бы слишком смешно думать, что Гоголь будет Гоголем».

Слабое здоровье и недостаток средств не помешали Николаю Васильевичу решиться поехать в Петербург на поиски своей судьбы (1828 год).

Вот как представляет современный шведский писатель Чель Юханссон его мысли и чувства в своей повести «Лицо Гоголя»: «Мне всего девятнадцать! Всего девятнадцать лет мне было, когда я впервые вдохнул зимний петербургский воздух. И в результате схватил сильнейший насморк.

С высокой температурой и отмороженным носом я лежал В постели в той квартирке, которую мы сняли с мы сняли с Данилевским...

В конце концов я встал, пошатываясь, выполз на улицу и пошел бродить.Где я?

Я стою у дома Пушкина! Там, внутри, наверняка тепло и уютно. Там сидит Пушкин.. Звоню. Лакей, открывший дверь, оглядывает меня с ног до головы.

Пушкин, -выдавливаю я наконец, -мне надо видеть Пушкина». Эта встреча не состоялась. Но она была рядом. Прошло совсем немного времени, и он познакомился с Жуковским (в 1830 году), с Пушкиным (в 1831 году)… Они встречаются, и вот что писал Пушкин о молодом друге: «Читатели наши, конечно, помнят впечатление, произведенное над нами появлением «Вечеров на хуторе»: все обрадовались этому живому описанию племени поющего и пляшущего, этим свежим картинам малороссийской природы, этой веселости, простодушной и вместе лукавой.Как изумились мы русской книге, которая заставляла нас смеяться, мы, не смеявшиеся со времен. Фонвизина!»

А вот как представляется беседа Пушкина с Гоголем современному писателю: «Николай, я дал вам сюжет «Ревизора», вот вам еще один. Один плут ездит по России и, чтобы разбогатеть, скупает мертвые души, крепостных, которые умерли, но еще не внесены в ревизскую сказку. Понимаете? Хорошая идея, а? Тут вы можете изобразить всю Россию, все, что пожелаете!

Вы мне так много дали, Александр Сергеевич!.. Сегодня вы подарили мне «Мертвые души»… Вы говорите, что вам самому

не по силам рассказать эту историю, пока существует цензура. Почему же вы считаете, что это по силам мне?»

Гоголь приступает к своему главному труду. Он пишет его в Италии, но постоянно связан с родиной. Оттуда идут вести, Вот статья В. Г. Белинского в журнале «Телескоп», где говорится, что Гоголь сказал новое слово о литературе. Как все в его повестях «просто, обыкновенно, естественно и верно и, вместе, как оригинально и ново!» Гоголь рад Но через несколько часов после чтения статьи приходит страшная новость: Пушкин погиб…

Итак, Пушкина не стало. «Моя утрата, - писал Гоголь, -больше всех. Ничего не предпринимал я, ничего не писал без его совета… Великого не стало».

А между тем работа над «Мертвыми душами» шла. Конечно, она не была сплошным праздником. Как и в жизни, в художественном творчестве неизбежны трудности, неудачи, разочарования. «Чтобы добиться удачи, необходимо испытать неудачу. ...Но если ты достаточно силен, ты запросто выдерживаешь все неудачи, больше того, ты им радуешься, этим беспрерывным фиаско перед самим собой. Дорогу осилит идущий!

Я собирался создать нечто такое, чего никто раньше не создавал. «Мертвые души» станут тем великим произведением, которое мне завещал написать Пушкин.

Как и «Божественная комедия» Данте, оно будет состоять из трех частей: «Ад», «Чистилище» и «Рай». Уже первая часть высветит целиком всю Россию, обнажит все зло. Я знал, что книга вызовет возмущение и протесты. Такова уж моя судьба, -находиться в состоянии войны со своими соотечественниками. Но когда выйдет вторая часть, протесты умолкнут, а с завершением третьей части меня признают духовным вождем. Ибо тут и откроется тайный замысел этого произведения. Произведения о людях без души и о смерти человеческих душ. Произведения об искусстве поэзии. А замысел таков: путь людей к спасению. К жизни! Воскресе! Воскресе!»

После трех лет жизни за границей (Германия, Швейцария, Франция (Париж), Италия (Неаполь, Рим) он приехал в Москву и читал друзьям первые шесть глав первого тома «Мертвых душ». Гоголь вызвал в Москву мать, улаживал свои денежные дела... В сентябре 1839 года он снова в Риме и пишет оттуда С. Т. Аксакову: «Труд мой велик, мой подвиг спасителен. Я умер теперь для всего мелочного...» И уже есть в его состоянии приметы недуга, который омрачил конец его жизни.

В мае 1842 года «Мертвые души» вышли из печати. Успех книги был необычайный. Гоголь вновь уезжает за границу, пытается лечиться, проводит зиму в теплых краях. Шесть кочевых лет проходят за рубежом.

В 1845 году он сжег написанные главы второго тома «Мертвых душ», в 1846 году подготовил книгу «Выбранные места из переписки с друзьями».

В «Авторской исповеди» Гоголь утверждает: «...не мое дело поучать проповедью...», но именно это видим мы на страницах «Выбранных мест», которые долгие годы не издавались у нас в стране, а сейчас, когда они изданы без сокращений и изъятий, вновь породили самые непримиримые споры.

После поездки по святым местам в Палестине Гоголь в 1848 году возвращается в Россию. Дважды побывал он в доме в Васильевке‚одну зиму спасался от холода в Одессе. Много писал, страдал от безденежья, болел, лечился...

Второй том «Мертвых душ» рождался медленно. В ночь на 12 февраля 1852 года автор сжег все вновь написанные главы своей великой поэмы.

После уничтожения своих творений Гоголь сильно ослабел.

Он не выходил больше из своей комнаты, никого не желал видеть. Почти перестал есть, только иногда выпивал глоток-другой воды. Целыми днями сидел неподвижно в креслах, пустым взглядом уставившись в одну точку.

Одним из наиболее известных произведений Николая Васильевича Гоголя принято считать поэму «Мёртвые души». Над этим произведением о приключениях авантюриста средних лет автор скрупулёзно трудился в течение долгих 17 лет. История создания «Мёртвых душ» Гоголя по-настоящему интересна. Работа над поэмой началась в 1835 году. Изначально «Мёртвые души» задумывались как комическое произведение, но сюжет постоянно усложнялся. Гоголь хотел отобразить всю русскую душу с присущими ей пороками и добродетелями, а задуманная трёхчастная структура должна была отсылать читателей к «Божественной комедии» Данте.

Известно, что сюжет поэмы был подсказан Гоголю Пушкиным. Александр Сергеевич кратко изложил историю о предприимчивом человеке, который продавал мёртвые души в опекунский совет, за что и получал немалые деньги. Гоголь писал в своём дневнике: «Пушкин находил, что такой сюжет «Мёртвых душ» хорош для меня тем, что даёт полную свободу изъездить вместе с героем всю Россию и вывести множество разнообразных характеров» . Кстати, в те времена эта история была не единственной. О героях вроде Чичикова говорилось постоянно, поэтому можно сказать, что в своём произведении Гоголь отразил реальность. Гоголь считал Пушкина своим наставникам в вопросах писательства, поэтому первые главы произведения читал ему, ожидая, что фабула вызовет у Пушкина смех. Однако великий поэт был мрачнее тучи – слишком безнадёжна была Россия.

Творческая история «Мёртвых душ» Гоголя могла бы оборваться на этом моменте, однако писатель с энтузиазмом вносил правки, стараясь убрать тягостное впечатление и добавляя комичные моменты. В дальнейшем Гоголь читал произведение в семье Аскаковых, главой которой был известный театральный критик и общественный деятель. Поэма была высоко оценена. Жуковский тоже был знаком с произведением, а Гоголь несколько раз вносил правки в соответствии с предложениями Василия Андреевича. В конце 1836 года Гоголь пишет Жуковскому: «Всё начатое я переделал вновь, обдумал более весь план и теперь веду его спокойно, как летопись.… Если я совершу это творение так, как нужно его совершить, то… какой огромный, какой оригинальный сюжет!.. Вся Русь явится в нем!» Николай Васильевич всячески старался показать все стороны русской жизни, а не только негатив, как это было в первых редакциях.

Первые главы Николай Васильевич писал в России. Но в 1837 году Гоголь уезжает в Италию, где продолжает работу над текстом. Рукопись перенесла несколько правок, множество сцен были удалены и переделаны, а автору пришлось идти на уступки, чтобы произведение вышло в печать. Цензура не могла пропустить в печать «Повесть о капитане Копейкине», поскольку в ней сатирически изображалась жизнь столицы: высокие цены, произвол царя и правящей верхушки, злоупотребление властью. Гоголь не хотел убирать историю капитана Копейкина, поэтому ему пришлось «потушить» сатирические мотивы. Автор считал эту часть одной из лучших в поэме, которую легче было переделать, чем убрать вовсе.

Кто бы мог подумать, что история создания поэмы «Мёртвые души» полна интриг! В 1841 году рукопись была готова к печати, однако цензура в последний момент изменила своё решение. Гоголь был подавлен. В расстроенных чувствах он пишет Белинскому, который соглашается помочь с изданием книги. Через время решение было принято в пользу Гоголя, однако ему было поставлено новое условие: сменить название с «Мёртвые души» на «Похождения Чичикова, или мёртвые души». Это было сделано с целью отвлечь потенциальных читателей от актуальных общественных проблем, сделав акцент на приключениях главного героя.

Весной 1842 года поэма была напечатана, это событие вызвало ожесточённые споры в литературной среде. Гоголя обвиняли в клевете и ненависти к России, но на защиту писателя стал Белинский, высоко оценив произведение.

Гоголь вновь уезжает за границу, где продолжает работу над вторым томом «Мёртвых душ». Работа шла ещё более тяжело. История написания второй части полна душевных страданий и личной драмы писателя. К тому моменту Гоголь чувствовал внутренний разлад, с которым никак не мог справиться. Реальность не совпадала с христианскими идеалами, на которых был воспитан Николай Васильевич, и эта пропасть с каждым днём становилась всё больше. Во втором томе автор хотел изобразить героев, отличных от персонажей первой части, - положительных. А Чичиков должен был пройти некий обряд очищения, став на путь истинный. Многие черновики поэмы были уничтожены по приказу автора, однако некоторые части всё же удалось сохранить. Гоголь считал, что во втором томе совершенно отсутствует жизнь и правда, он усомнился в себе как в художнике, возненавидев продолжение поэмы.

К сожалению, Гоголь не воплотил свой изначальный замысел, однако «Мёртвые души» по праву играют свою очень важную роль в истории русской литературы.

Тест по произведению

Приступил к написанию «Мертвых душ» в 1835 году. «Мне хочется в этом романе показать хотя с одного боку всю Русь», — писал он. А чтобы показать всю Русь, надо ее хорошо знать. Он наблюдает жизнь, собирает различные материалы, изучает русскую действительность, видит в ней много подлецов, казнокрадов, взяточников.

В «Мертвых душах» огромное количество действующих лиц. Все социальные слои крепостной России: чиновники, помещики, крепостные крестьяне. Да и сам автор выступает как действующее лицо.

Первые главы Гоголь читал Пушкину перед своим отъездом за границу. Работа продолжилась осенью 1836 года в Швейцарии, затем в Париже и позднее в Италии. К этому времени у автора сложилось отношение к своему произведению как к «священному завещанию поэта» и литературному подвигу, имеющему одновременно значение патриотического, долженствующего открыть судьбы России и мира.

6 лет Гоголь работал над 1 томом. Во 2 и 3 томах Гоголь хотел показать положительных героев, а также нравственное возрождение Чичикова. Этого писателю не удалось. 2 том Гоголь сжег, а к 3 так и не приступил. Из дошедших до нас черновиков видно, что положительные герои ему не удались.

9 марта 1842 года книга была разрешена цензором Александром Никитенко, однако с изменённым названием и без «Повести о капитане Копейкине». Ещё до получения цензурного экземпляра рукопись начали набирать в типографии Московского университета. Гоголь сам взялся оформить обложку романа, написал мелкими буквами «Похождения Чичикова, или» и крупными «Мёртвые души».

Гоголь, подобно Данте Алигьери, предполагал сделать поэму трёхтомной, и писал второй том, где выводились положительные образы и делалась попытка изобразить нравственное перерождение Чичикова.

Николая Васильевича Гоголя следует, что первоначально произведение создавалось как легкий юмористический роман. Однако, по мере написания, сюжет представлялся автору все более оригинальным. Примерно через год после начала работы, Гоголь окончательно определил другой, более глубокий и обширный литературный жанр для своего детища - «Мертвые души» стали поэмой. Писатель делит произведение на три части. В первой он решил показать все недостатки современного общества, во второй – процесс исправления и в третьей – жизнь уже изменившихся в лучшую сторону героев.

Время и место создания

Работа над первой частью произведения велась около семи лет. Гоголь начал ее в России осенью 1835 года. В 1836 году он продолжает свою работу за границей: в Швейцарии и в Париже. Однако основная часть произведения была создана в столице Италии, где Николай Васильевича творил в 1838 по 1842 годы. На доме 126 римской улицы Систина (via Sistina) есть мемориальная доска, увековечивающая этот факт. Гоголь тщательно над каждым словом своей поэмы, помногу раз переделывая написанные строки.

Публикация поэмы

Рукопись первой части произведения была готова к печати в 1841 году, однако она не прошла этап цензуры. Издать книгу удалось со второго раза, в этом Гоголю помогли влиятельные друзья, но с некоторыми оговорками. Так, писателю было поставлено условие изменить название. Поэтому первые публикации поэмы назывались «Похождения Чичикова или Мертвые души». Таким образом цензоры надеялись сместить акцент повествования с общественно-политической системы, которую описывает Гоголь, на главного героя. Еще одним требованием цензуры было внесение изменений или удаление из поэмы «Повести о капитане Копейкине». Гоголь согласился значительно изменить эту часть произведения, чтобы не потерять его. Книга вышла в печать в мае 1842 года.

Критика поэмы

Выход в свет первой части поэмы вызвал много критики. На писателя обрушились как чиновники, которые обвиняли Гоголя в том, что он показал жизнь в России сугубо негативной, каковой она не является, так и приверженцы церкви, которые считали, что душа человека бессмертна, поэтому по определению не может быть мертвой. Однако коллеги Гоголя сразу высоко оценили значимость произведения для отечественной литературы.

Продолжение поэмы

Сразу после выхода первой части «Мертвых душ», Николай Васильевич Гоголь начинает работать над продолжением поэмы. Вторую главу он писал почти до самой смерти, однако так и не смог ее закончить. Произведение казалась ему несовершенным, и в 1852 году, за 9 дней до смерти, он сжег чистовой вариант рукописи. Уцелевшими оказались лишь первые пять глав черновиков, которые сегодня воспринимаются как отдельное произведение. Третья часть поэмы осталась лишь задумкой.

Видео по теме

Николай Васильевич Гоголь впервые издал свое произведение «Мертвые души» в 1842 году, основав его на реальной истории. На сегодняшний день этот шедевр является классикой литературы и не перестает удивлять поклонников жанра своим увлекательным и остроумным сюжетом. Какова же история создания «Мертвых душ» и о чем рассказывает этот великий роман?

Как появились «Мертвые души»

Изначально Гоголь задумывал свой как трехтомное произведение, однако, после того, как второй том был практически закончен, внезапно уничтожил его, оставив лишь несколько черновых глав. Третий том Гоголь задумал, но по неизвестной причине так и не начал. Вдохновил Николая Васильевича на написание этого великого романа, посвященного России, не менее великий поэт А.С. Пушкин, который подсказал Гоголю интересный и необычный . Именно он рассказал писателю о ловком аферисте, который закладывал в опекунский имена мертвых крестьян, выдавая их за живых людей с целью разбогатеть.

Ходили слухи, что одним из таких скупщиков «мертвых душ» являлся один из родственников самого Гоголя.

В те времена было известно много случаев с подобными аферами, поэтому Гоголь по достоинству оценил идею Пушкина и ухватился за возможность доскональнее изучить Россию, создав множество различных характеров персонажей. Начав писать «Мертвые души» в 1835 году, Николай Васильевич анонсировал его Пушкину как «очень длинный и смешной роман». Однако, после прочтения первых глав произведения, поэт заметно огорчился безнадежности российской действительности, в результате чего Гоголь существенно переработал текст, смягчив грустные моменты смешными.

Описание сюжета

Главным героем «Мертвых душ» стал Павел Иванович Чичиков, бывший коллежский советник, выдающий себя за богатого помещика. Причиной попыток бывшего советника разбогатеть и достичь высокого статуса в обществе, были его жадность и амбиции. В прошлом П. И. Чичиков работал на таможне и брал взятки с контрабандистов за беспрепятственный провоз товаров через границу. После ссоры с подельником Чичиков попадает под следствие по доносу бывшего коллеги, однако ему удается избежать суда и тюрьмы с помощью денег, которые он успел спрятать. Откупившись от уголовного дела, пройдоха выходит на свободу и начинает планировать новую аферу.

Прошлую жизнь Чичикова, а также его характер и дальнейшие намерения Гоголь описал в последней главе своего романа.

В попытках разбогатеть, Чичиков приезжает в некий губернский городок и ловко втирается в доверие ко всем важным городским персонам. Его начинают приглашать на обеды и балы, однако доверчивые жители не подозревают, что истинной целью мошенника является скупка умерших крестьян, числящихся по переписи в качестве живых…