Михаил Барышников: личная жизнь. Сбежавший из ссср: как сложилась судьба русского танцора в сша

Не так давно агентство Washington ProFile опубликовало рейтинг самых влиятельных и известных выходцев из СССР. Первое место в списке занял танцовщик Михаил Барышников, которого уже при жизни называют легендой. О его уникальной судьбе, а также о том, как он связан с голливудскими дивами Лайзой Миннелли и Джессикой Лэнг - в нашем расследовании.

Михаил Барышников уверяет: «Никто не рождается танцором. Чтобы стать им, надо захотеть этого сильнее всего в жизни». Он очень хотел. Именно его небывалое трудолюбие, переходящее в перфекционизм, а также талант (все-таки без этого никуда) позволили нашему герою стать тем, кем он является на сегодняшний день.

…Он даже внешне не очень походил на звезду балета. Невысокого роста, щуплый, будто стесняющийся себя. Однако когда Михаил выходил на сцену и начинал танцевать, происходила невероятная трансформация. Из скромного застенчивого юноши он превращался в сексуального брутального мужчину, устоять перед чарами которого было просто невозможно.

Со стороны казалось, у Барышникова в Советском Союзе было все что нужно для счастья: место в престижнейшей труппе Мариинки, почитание публики, уютная квартира, личная жизнь. А он задыхался в тесных рамках, которые пыталось ему поставить руководство. Близкий друг Барышникова, великий поэт и бизнес-партнер по ресторану «Русский самовар» Иосиф Бродский, на вопрос, какая судьба ждала бы танцора на родине, в СССР, очень коротко, но емко ответил: «Спился бы».

…Побег Барышникова к свободе был обставлен очень театрально. В 1974 году он выступал в Торонто вместе со своей родной труппой. После концерта прошел сквозь толпу поклонников, раздавая автографы, а потом рванул к машине, которая предусмотрительно поджидала его поблизости.

Позже близкий друг Михаила, бывший танцор все той же Мариинки Александр Минц (именно он и подготовил побег), скажет: этот шаг дался Барышникову очень нелегко. Да и сам артист, описывая день, перевернувший его жизнь, признается, что в какой-то момент чуть было не передумал: «Сбежать от них было не самое трудное. Гораздо тяжелее было во время спектакля. Я пришел в театр и танцевал весь вечер, прекрасно зная, что решение необратимо. А когда побежал, просто не чуял под собой ног, были только страх и пустота в желудке. Я уже почти спасовал, когда прыгнул в машину. Не нужно сворачивать с твердой, ровной дороги в топь. Я понял, что не хочу жить в России, танцевать в Кировском. Мне не нравилось все время изображать то, чем на самом деле я не был».

Премьер-лига

Скандал тогда разразился, конечно, страшный. Чтобы как-то отмести политическую составляющую этого побега, некоторые советские газеты сообщили: мол, причиной столь дерзкого поступка стала тайная любовь.

Однако любовь у Барышникова осталась как раз в Советском Союзе. Татьяна Кольцова, с которой он жил в гражданском браке, танцевала там же, в Мариинке. Понимая, как ей придется несладко, Барышников, по его признанию, очень переживал. Но и оставаться в СССР, где он уже достиг пика своей карьеры, тоже не мог. Тогда, после побега, он выпил такое количество спиртного - чтобы заглушить все переживания, - сколько обычный человек вряд ли мог осилить.

А уже через месяц вышел на сцену Метрополитен-опера в спектакле «Жизель» - вместе со своей давней партнершей Натальей Макаровой, к тому времени тоже эмигрировавшей в Америку за четыре года до побега Барышникова, в 1970 году. Еще спустя год Михаил стал премьером Американской балетной труппы. На сегодняшний момент он один из самых известных русских, который добился всемирной славы и узнаваемости. В Америке один из таких камертонов - цитируют ли тебя в сериале «Симпсоны». Так вот имя Барышникова в «Симпсонах» упоминалось не один, не два и даже не пять раз.

Писатель Сергей Довлатов так писал о популярности Барышникова в Америке: «...Я зашел в хозяйственную лавку около Квинс-бульвара в Нью-Йорке. И увидел на стене громадный портрет Михаила Барышникова. Одно изображение, без подписи... И вдруг я понял, что такое слава! Что такое настоящая мировая известность. Я думаю, слава - это когда твое изображение можно повесить в хозяйственной лавке. И быть уверенным, что всем оно знакомо. И что удивленных взглядов не будет... Не в фойе оперного театра. Не в редакции модного журнала. А именно - в хозяйственной лавке…».

Помимо карьеры в Американском театре балета наш герой активно осваивал подмостки бродвейских театров и участвовал в заметных голливудских проектах.

В 1977 году на экраны вышел фильм «Поворотный пункт», в котором Барышников сыграл роль второго плана, написанную специально для него (в этой картине он исполняет песню Владимира Высоцкого «Хрустальный дом»). И - тут же был номинирован сразу на две престижнейшие кинопремии - «Золотой глобус» и «Оскар». Картину «Белые ночи» так и вовсе можно назвать автобиографической - она про побег из России (к слову, именно оттуда знаменитый танец под песню все того же Высоцкого «Кони привередливые», который уже давно стал отдельным, самостоятельным номером). В 1989 году Барышников был номинирован на «Тони» за роль в бродвейском мюзикле «Метаморфозы». Также у него в копилке три премии «Эмми» за участие в различных телепередачах. И, конечно, все помнят его роль русского художника Александра Петровского, который завел роман с Кэрри Брэдшоу в сериале «Секс в большом городе».

Любовь в большом городе

Кадр из сериала "Секс в большом городе"

«Нельзя быть счастливым в семейной жизни, будучи несчастливым в работе», - сказал как-то Барышников. Его мысль можно продолжить: нельзя быть счастливым на работе, будучи несчастливым в семье. У премьера были романы с самыми красивыми дамами Голливуда. Хотя сам он даже несколько стесняется от такого внимания к собственной персоне: «Я - секс-символ? Это абсолютная ерунда! Вообще, люди как-то слишком много внимания уделяют этой теме. По-моему, хорошая партия в гольф или беседа с друзьями куда интереснее». А когда его в лоб спрашивали о знаменитых любовницах, лишь скромно отвечал: «Они прекрасные женщины. Мы очень уважаем друг друга».

По этой причине в прессе ему дали прозвище «человек в футляре»: от Барышникова невозможно было добиться рассказов о личной жизни. Известно, что когда он только переехал в Америку - его связывали отношения с партнершей по одному из танцевальных проектов Гелси Киркланд. Также в числе его возлюбленных называют Лайзу Миннелли, Шэрон Стоун, Изабеллу Росселлини. Доподлинно известно лишь об одной его долгой связи, в которой Барышников признавался сам.

Девушка Кинг-Конга

…Она с детства постоянно была в дороге. Отец Джессики Лэнг служил коммивояжером средней руки, поэтому их семья вечно кочевала с места на место. В детские годы Джессика переезжала восемнадцать раз! Видимо, эта страсть к путешествиям так и осталась у нее. После школы (точнее, нескольких школ в самых разных штатах) Джесс поступила в университет в Миннесоте, однако спустя время неожиданно бросила учебу и отправилась на поиски приключений. На это ее сподвиг первый муж - художник Франциско Пако Гранде. Вместе они проехали по всей Америке - Северной и Южной. Жили в коммунах хиппи, ходили на рок-концерты, участвовали в акциях протеста против войны. Но все-таки в какой-то момент Джессике надоела жизнь в стиле рок-н-ролла и в особенности - делить своего мужа с другими девушками, которые встречались на их пути.

Она решила, что с нее хватит скитаться по миру и бросила якорь в Париже. Вот только официально оформить развод решилась не сразу, оставив эту неприятную процедуру на будущее. Потом Лэнг, к слову, очень пожалела о своем решении - Франциско подал на развод в 1981 году, когда она стала вполне успешной актрисой, и смог отсудить приличную сумму в качестве алиментов.

Ну а пока гром не грянул, Джесс наслаждалась парижскими буднями. Она поступила в школу пантомимы, где ее преподавателем был известный мим Этьен де Круа, выступала в качестве танцовщицы в «Опере Комик». А потом и Франция Лэнг надоела - не сидеть же на одном месте!

Вернувшись в Америку, первое время Лэнг работала моделью в одном из агентств. И именно это перевернуло ее судьбу. Ее фото однажды увидел продюсер Дино Де Лаурентис, который как раз искал главную героиню в картину «Кинг-Конг». Так Джессика сыграла одну из самых известных своих ролей, которая сразу же сделала 27-летнюю дебютантку узнаваемой личностью. Именно в это время ее и увидел Барышников. «Мы познакомились на вечеринке комика Бака Генри, а представил нас друг другу Милош Форман, - вспоминал танцор. - Помню, я спросил у Милоша: «А это кто еще такая?». Он ответил: «Девушка Кинг-Конга». В общем, у нас случилась любовь с первого взгляда».

Танцы вдвоем

Почти сразу они стали жить вместе. Когда в прессу просочилась информация об их связи, влюбленные тут же стали объектом пристального внимания. Всем было интересно: каков он в реальной жизни, этот загадочный русский танцовщик, «человек в футляре»? Но поскольку сам Барышников по-прежнему обходил стороной все разговоры о своей личной жизни, то публикации в некоторых американских изданиях поражали невиданной фантазией и выдумкой их авторов. Так, в одной газете появилась информация, что Михаил любит унижать голливудскую звезду, заставляет готовить ему чудаковатые блюда русской кухни и на коленях, как принято в Советском Союзе, мыть пол. «В любое время, даже ночью, в их дом могут без предупреждения ввалиться русские друзья, и бедная Лэнг вынуждена их принимать, поить, кормить и до рассвета слушать возбужденные крики на чужом языке», - сообщала другая газета.

А когда в одном интервью Джессика, рассказывая о своем возлюбленном, сообщила с горечью, что он в одиннадцать лет потерял мать (та покончила жизнь самоубийством), тут же появился новый вал публикаций. Смысл их сводился к тому, что у русского танцора существует стойкий страх перед женщинами - и именно по этой причине он-де и бывает столь жесток с Джессикой.

Тем не менее вместе Барышников и Лэнг прожили примерно шесть лет. Сказать, что это было безоблачные для обоих годы, было бы неверным. Хотя бы потому, что в прессе то и дело писали об увлечениях Джессики (например, ей приписывали бурный роман с режиссером картины Бобом Рейфелсоном, у которого она снималась в фильме «Почтальон всегда звонит дважды»). А вскоре повод для разговоров дал и сам Барышников.

Бродвейские страсти

Когда танцора пригласили в очередной кинопроект с названием «Барышников на Бродвее», он, конечно, не сомневался ни минуты. Во-первых, для него это был новый опыт, а он всегда стремился расширить рамки своих возможностей. Во-вторых, его партнершей была утверждена несравненная Лайза Миннелли, к тому времени сыгравшая в культовом фильме «Кабаре». Именно Лайза стала его наставницей при подготовке мюзикла - ведь нужно было не только танцевать, но и петь. Говорят, они репетировали по восемь часов кряду, но и потом не спешили расставаться.

И если Барышников вновь обходился без комментариев относительно своих отношений с актрисой, то Лайза оказалась более словоохотливой. Рассказывая о танцовщике в интервью, актриса не скрывала, что очарована этим загадочным русским: «Он милый, обаятельный гений и человек потрясающей красоты». А еще «мускулистый и безукоризненный в любви друг». На тот момент Миннелли была абсолютно свободна - она только рассталась со своим вторым мужем, телепродюсером Джеком Хейли-младшим. Поэтому она, по слухам, стала инициатором отношений с русским премьером.

Правда, в какой-то момент Лайзу стало утомлять то, что принято называть «загадочной русской душой»: странный Misha мог часами говорить с ней о поэзии, а вот о своих чувствах к ней предпочитал молчать. Рассказывают, что однажды Миннелли обратилась с вопросом к своей приятельнице Марине Влади: «Скажи, а твой тебе тоже только стихи читает да о высоких материях разговаривает?» В итоге к моменту премьеры мюзикла «Барышников на Бродвее», где Михаил и Лайза выступали в тандеме, их романтическая связь вне театра была уже завершена.

Зато у Барышникова наладились отношения с Джессикой Лэнг. В 1981 году у них родилась дочь, которую назвали Александрой. Впрочем, этот второй шанс они тоже не смогли использовать по-настоящему. Позже Барышников признается, что виной всему - разность менталитетов: «Я не могу жить с американками! Сколько я ни пытался убедить себя, что это возможно, - но нет. Я не в состоянии понять их, они не в состоянии понять меня».

Несмотря на расставание, Михаил и Джессика смогли сохранить хорошие отношения. Они до сих пор время от времени встречаются и общаются довольно мило. «Это останется со мной на всю жизнь, - разоткровенничался однажды Михаил. - Она одна из очень немногих женщин, которых я любил».

Следующая избранница Барышникова была не американкой. Но и не русской, как можно предположить. Вот уже много лет премьер живет в браке с балериной Лизой Райнхарт, чьи предки родом из Австрии и Германии. Лиза - внучка знаменитого театрального режиссера Макса Райнхарта, который когда-то организовал первый Зальцбургский фестиваль, а потом, уже в Америке, поставил киноверсию «Сна в летнюю ночь». Ради Михаила Лиза, которая танцевала в труппе Мэрса Каннингема, бросила сцену и стала обычной домохозяйкой. Она смогла создать ту тихую гавань, которая, как выясняется, и была ему нужна. Не бурные страсти, не жизнь под прицелом камер папарацци, а спокойные семейные будни.

Супруги воспитывают троих детей. Их первенец, которого назвали Питер Эндрю, появился на свет в 1989 году. Позже родились две дочки - Анна Катерина и София Луиза.

0 11 октября 2016, 16:18

В начале октября Михаил Барышников посетил мировую премьеру фильма "Манчестер у моря" (Manchester by the Sea), в котором снялась его 24-летняя дочь Анна. После премьеры западные СМИ отметили, как выросла и расцвела дочь знаменитого танцовщика и балетмейстера. сайт решил подробнее рассказать о новой голливудской актрисе со знаменитыми родителями.


Семья

Анна Барышникова (на западе женское окончание фамилии Анны убрали, в англоязычных СМИ актрису называют Анной Барышников) родилась в 1992 году в США в семье известного артиста балета Михаила Барышникова и балерины Лизы Рейнхарт — внучки знаменитого театрального режиссера Макса Рейнхардта. Всего в браке у пары родилось трое детей: помимо Анны Михаил и Лиза воспитали сына Петра (1989 года рождения) и дочь Софию (1994 г.).

У Михаила Барышникова также есть 35-летняя дочь Александра от брака с актрисой Джессикой Лэнг.


Анна Барышникова с матерью Лизой Рейнхарт



Карьера

Несмотря на то что родители Анны известные и успешные танцоры балета, девушка танцевальному искусству предпочла актерскую игру.

Когда твои родственники известные люди, то сравнения неизбежны, при этом неважно, чем ты занимаешься. Мне потребовалось время, чтобы смириться с этим и понять, что это часть моего личного опыта,

— рассказала Анна в интервью журналу Interview.



Анна Барышникова с шести лет грезила о карьере на сцене, с тех пор как сыграла фею в детской постановке пьесы Шекспира.

Родители скептически отнеслись к моему выбору профессии. После школы я пошла на курсы актерского мастерства, потом на другие курсы, потом поступила в колледж для актеров. Медленно, но верно, они стали серьезно относиться к моему выбору,

— вспоминает дочь танцоров балета.


У Анны хорошие отношения с отцом, к советам которого она всегда прислушивается.

Он невероятно дисциплинированный человек. Отцу понадобилось время, чтобы обдумать мой выбор профессии. Однажды, он осознал, что происходит, сел рядом со мной и сказал (изображает русский акцент): "Так, ты должна сосредоточиться и работать очень и очень усердно каждый день". Он наставлял меня, когда я была еще совсем маленькой: "Значит, ты хочешь стать актрисой? Учи французский. Хочешь стать актрисой? Учись играть на фортепиано". Тогда я не понимала зачем, но сейчас я выросла и осознала, что было бы неплохо говорить по-французски и играть на фортепиано,

— вспоминает Анна.

Два года назад Анна закончила университет. В фильмографии девушки пока немного проектов: она появилась в эпизодических ролях в нескольких сериалах HBO, сыграла небольшую роль в комедии "Такса" и довольно заметную роль в инди-драме "Манчестер у моря".

Последний проект на данный момент является одним из самых громких и многообещающих в карьере Анны. Режиссером фильма выступил Кеннет Лонерган, автор сценариев к фильмам "Банды Нью-Йорка" и "Анализируй это". В фильме также снялись Кейси Аффлек, Кайл Чандлер, Мишель Уильямс и Мэттью Бродерик.


Кадр из фильма "Манчестер у моря", Кейси Аффлек и Лукас Хеджес

"Манчестер у моря" (в прокате с 18 ноября) — история о бостонском водопроводчике Ли Чандлере, который возвращается домой, в рыбацкую деревню на берегу океана, чтобы присматривать за своим племянником-подростком, оставшимся без отца. Смерть брата и возвращение в родные места заставляют Ли встретиться со своим прошлым: много лет назад в семье Чандлеров произошло нечто загадочное.

В фильме Анна играет девушку 16-летнего племянника главного героя. Премьера картины состоялась на фестивале "Сандэнс", где критики посчитали драму одним из главных претендентов на будущий "Оскар".

Михаил Барышников искренне радуется первым успехам дочери.

Кто-то говорит, что она может получить награду за актерскую работу. Какая награда? Она (Анна, — прим. ред.) для меня и есть награда,

— пошутил Барышников на премьере драмы "Манчестер у моря".

Анна сейчас сосредоточена на карьере, красные дорожки и яркие выходы ее пока не сильно волнуют.

Я не работаю со стилистами, предпочитаю простые вещи. Многие актеры похожи друг на друга, но я не хочу придерживаться какого-то образа, мне интересно быть разной. Люблю черные, серые и белые цвета и мне очень нравится марка Rag & Bone,

— говорит Барышникова.



Перспективы

Анна Барышников подписалась на участие в проекте Fabulous Nobodies, основанном на одноименном рассказе Ли Туллока. Проект находится в разработке, и съемки пока не начались. Независимое кино расскажет о девушке, которая ходит по ночным клубам Нью-Йорка. Анна в фильме сыграет странную подругу главной героини.

Актрисане собирается останавливаться на достигнутом — в ее планах пойти на курсы сценаристов.

У своих родителей я научилась быть дальновидной. Каждый раз, когда они завершают работу над одним проектом, то уже думают о том, чем заняться дальше,

— рассказала Анна в интервью. Актриса также призналась, что на работу в кино ее вдохновили кумиры — Патришия Кларксон, Эллисон Дженни и Аннетт Бенинг.

Фото Gettyimages.ru

Сегодня одному из самых известных современных танцоров, Михаилу Барышникову, исполняется 70 лет. Мы решили подобрать несколько интересных фото, запечатлевших разные моменты жизни артиста.

1. Многим читателям, особенно молодому поколению, Михаил знаком в первую очередь по роли обаятельного художника русского происхождения Александра Петровского в сериале « ».

Фото Анни Лейбовиц в Нью-Йорке, 2006 год

2. В то время как по словам современных культурологов, Михаил Барышников — «танцовщик-премьер (premier danseur) русской школы; виртуозная классическая техника и чистота стиля которого сочетаются в его искусстве с невероятной физической силой, что сделало Барышникова одним из самых знаменитых представителей мужского танца в 20 века». Жизнь этого талантливого и невероятно энергичного человека полна неординарных событий и встреч, и о некоторых из них мы хотим вам рассказать.

3. Родился и вырос Михаил в Риге. Отец практически не принимал участия в его воспитании. По инициативе матери мальчик оказался в балетной студии.

4. В 1964 году Барышников стал учеником знаменитой русской балетной школы, а затем – солистом прославленной балетной труппы театра имени С.М. Кирова. В течение семи лет Барышников являлся солистом Театра оперы и балета имени Кирова в Ленинграде (Санкт-Петербургского Мариинского театра). Его карьера развивалась достаточно успешно и быстро, талант получил признание со стороны коллег, руководства театра и сотен поклонников. Однако в целом в стране, и особенно в ее культурной жизни, началась эпоха застоя – инициативы талантливых людей подавлялись усилиями чиновников, не оставляя им каких-либо перспектив для реализации потенциала. Многие знаменитые артисты и представители творческой интеллигенции, среди которых были и друзья Барышникова, уехали из страны, став так называемыми «невозвращенцами».

5. Летом 1974 года Михаил находился на гастролях в Канаде и принял решение не возвращаться в СССР, получив от Канады политическое убежище. По словам его близкого друга Александра Минца, бывшего танцовщика Театра имени Кирова, который к этому времени уже жил на Западе и работал в Американском балетном театре, «решение остаться далось Барышникову нелегко».

На фото: Александр Галич, Галина Вишневская, Михаил Барышников, Мстислав Ростропович, Иосиф Бродский

6. Как-то у близкого друга Михаила Иосифа Бродского спросили, что стало бы с артистом, останься он в Союзе. Поэт кратко ответил: «Спился бы»….

7. Уже в конце июля 1974-го года Барышников вышел на американскую сцену вместе с балериной Натальей Макаровой, которая уехала на Запад в 1970 году. Исполняли они «Жизель» на сцене «Метрополитен опера».

8. Артисту довелось общаться и дружить с многими яркими, творческими людьми: на фото он запечатлен с в своей нью-йоркской квартире. Фотографировал их Леонид Лубяницкий, их общий друг.

9. Невероятно впечатляющий и пронзительный танец, исполненный пять лет спустя после смерти Владимира Высоцкого

10. На фото Энни Лейбовиц Михаил Барышников и Роб Бессерер, Грузия, 1990 год

Всего лишь через год после отъезда из СССР Михаил был уже премьером Американской балетной труппы, он выступал во множестве спектаклей — как в классических постановках, так и в постановках современных хореографов, а в 1978-м Барышников перешел в New York City Ballet.

11. 1987 год, Михаил Барышников и 17-летняя Ума Турман на фото Артура Элгерта

12. О личной жизни артиста известно немного. Около шести лет длились отношения артиста с голливудской звездой Джессикой Лэнг, которые подарили им дочь Александру. «Джессика — одна из очень немногих женщин, которых я любил», — скажет артист после их расставания.

13. Более двадцати лет Михаил женат на бывшей артистке балета Лизе Райнхарт и воспитывает с Лизой троих общих детей.

14. На настоящий момент Михаил Николаевич Барышников является художественным руководителем Центра искусств. Он активно снимается в кино и на телевидении, а в прошлом году даже танцевал партию в балете «Человек в футляре» по одноименному рассказу Чехова. Все проекты с участием этого безмерно талантливого человека становятся яркими событиями в области современной культуры.

15. А так как у него сегодня праздник, завершаем мы наш рассказ словами: «С днем рождения, маэстро!»

Личная жизнь Михаила Барышникова складывалась непросто - в детстве его воспитанием, в основном, занималась мама, но, когда Мише исполнилось двенадцать лет, она умерла, и он остался с отцом, отношения с которым у него не складывались. После того, как отец женился, Михаил отправился в свободное плавание. Его мама, влюбленная в театр, успела приучить к нему и сына — Михаил принял решение поступить в Рижское хореографическое училище.

На фото — Михаил Барышников и Джессика с дочерью Александрой

Танец стал для Барышникова смыслом жизни - он постоянно тренировался, делал растяжки, занимался акробатикой, выполнял самые сложные задания в училище. Вместе с другими учениками Михаил танцевал в спектаклях Латвийской национальной оперы, с которой в 1964 году приехал на гастроли в Ленинград. Там на него обратил внимание один из артистов театра им. Кирова и привел к преподавателю Ленинградского хореографического училища Александру Пушкину. С этого и началась карьера будущего солиста театра им. Кирова.

На фото — Михаил и Лиза Райнхарт

Личная жизнь Михаила Барышникова была полностью посвящена балету и творческим амбициям, заставившим его в 1974 году во время гастролей театра в Канаде принять сложное решение не возвращаться на родину, где ему было тесно в рамках репертуара российского академического театра. Позже из Канады Михаил Барышников перебрался в США и поступил в труппу «Америкен Балле Тиэтр», а через какое-то время стал ее руководителем. На Западе его карьера развивалась не только в балете - он снимался в кино, выступал на телевидении, принимал участие в драматической постановке и даже вместе с Бродским основал ресторан «Русский самовар».

На фото — Барышниклв с дочерью Софией

Личная жизнь Михаила Барышникова всегда была очень насыщенной. Перед тем, как он остался в Канаде, Михаил жил в гражданском браке с балериной Татьяной Кольцовой. На новом месте он создал новую семью - с актрисой Джессикой Лэнг. Они нашли общий язык, несмотря на то, что тогда Барышников совсем не знал английского, и со своей возлюбленной первое время он общался на французском. У них родилась дочь Александра, но они не смогли сберечь своих отношений, и семья распалась. Говорят, что причиной развода стали измены Джессики, к тому же, они были слишком заняты карьерой, не оставлявшей времени на личную жизнь. Следующей избранницей выдающегося артиста стала балерина Лиза Райнхарт, родившая ему троих детей - Петра, Анну и Софию.

Он не стремится танцевать лучше других, но он хочет танцевать лучше самого себя - в этом весь Михаил Барышников. Его назвали величайшим артистом балета прошлого века. Он один из избранных русских, который повлиял на судьбу мирового балета.

Барышников родился 27 января 1948 года в Риге. Семья переехала в Латвию, куда отца Михаила, советского офицера, направили проходить службу. Барышников-старший был человеком жестким, с крутым нравом. Отношения с женой и сыном у него были сложные. Мать Миши, напротив, старалась привить сыну любовь к искусству, ходила с ним в театр, в филармонию. Мальчик был очень привязан к матери. Когда ему было 10 лет, Барышников уже определил собственную биографию - мальчик заявил, что хочет заниматься в балетной школе и уже записался на экзамен.

Дальше была учеба в хореографическом училище Риги. Михаил Барышников мечтал солировать на сцене, но проблемой был его маленький рост. Как-то педагог Хелена Тангиева сказала ученику, что ему нужно дорасти. Каждый день Барышников выполнял сложнейшие упражнения, превозмогая боль в суставах, и подрос почти на 4 сантиметра. Сегодня рост танцора составляет 168 см.

В 12 лет мать отвезла Мишу к бабушке на Волгу, а сама вернулась в Ригу. Там она покончила с собой. Причина самоубийства так и осталась загадкой. Сын какое-то время прожил с отцом, но тот вскоре женился во второй раз, Мише в новой семье места не нашлось.


Через несколько лет Барышников переехал в Ленинград, с того времени с отцом он не общался. В 1964 году Латвийская национальная опера была на гастролях в Ленинграде. В некоторых спектаклях был занят и Михаил Барышников. Один из артистов привел его в Ленинградское училище хореографии. Так он стал учеником знаменитой школы русского балета, а вскоре – солистом прославленной Мариинки.

Балет

В Мариинский театр Михаил Барышников поступил сразу после училища, в 1967 году. Он работал там на протяжении 7 лет. Барышников моментально стал знаменитым. Хореографы и артисты отмечали его уникальный талант, безупречное исполнение, идеальную координацию. Правда, внутри театра царил застой. Советские чиновники, курировавшие культуру, тормозили развитие. В Мариинский театр была заказана дорога новаторам хореографии. Барышников стремился танцевать в балетных постановках, которые были интересны ему, но таких спектаклей было только всего два - «Вестрис» и «Сотворение мира».


В 1973 году артисту позволили организовать творческий вечер и самостоятельно выбрать репертуар. Он пригласил современных хореографов для постановки балетных танцев в одном акте. На вечере он исполнил «Блудного сына», «Дивертисмент», «Дафниса и Хлою» – это была вершина его творчества в России.

Летом 1974 года Михаил Барышников не вернулся с гастролей по Канаде и стал «невозвращенцем».

Артист попросил политического убежища, хотя решение остаться на Западе далось ему сложно. Также Барышников получил приглашение присоединиться к труппе Американского театра балета, где стал премьером коллектива, а затем и руководителем. 27 июля того же года артист впервые выступил перед американскими зрителями в Нью-Йорке, это была партия в балете «Жизель» на сцене Метрополитен – оперы. Зрители кричали от восторга. С тех пор Михаил Барышников стал популярным танцовщиком Америки.

Он танцевал в классических и современных постановках, поставил собственную версию «Щелкунчика», работал со многими хореографами в разных направлениях. В 1978 году Барышников перешел в балетную труппу NYCB, а через десять лет вернулся в АБТ, с которого начинал путь в США, как солист и художественный руководитель. Ему удалось создать сильную труппу, поставить оригинальную версию «Золушки» и «Лебединого озера». Через год Михаил Барышников ушел из АБТ, потому что не хотел согласовывать творческие планы с дирекцией, а в 1990 году он совместно с хореографом Марком Моррисом во Флориде создал WODP - проект «Белый дуб».


С уходом из АБТ Михаил Барышников ушел и из классического балета. Его следующим этапом стал модерн, который в Америке ценится так же, как классический балет. И здесь он превзошел себя, показав новый уровень мужского танца, наполнив его эстетикой и красотой. Многие его сольные балеты – это монологи-исповеди, в которых на первый план выходят темы скоротечности жизни, неизбежности смерти, размышления о творчестве.

Фильмы

В 1974-2002 годах Михаил Барышников снялся в шести художественных фильмах. За роль в картине «Поворотный момент», снятой в 1977 году, он был номинирован на «Оскар» за роль второго плана. Он также сыграл в картинах «Танцовщики», «Это танец!», «Кабинет доктора Рамиреса», «Динозавры». Зрителям запомнилась роль Михаила Барышникова в картине «Белые ночи», популярность получил фрагмент фильма, где артист танцует под песню «Кони привередливые».

Специально для танцора пять лет подряд создавались телевизионные программы, в которых он принимал участие.

В начале 2000-х Барышников снимался в телесериале «Секс в большом городе», исполнив роль художника Александра Петровского, возлюбленного Кэрри Брэдшоу, в последних сериях шестого сезона. Затем были роли в кинолентах «Джек Райан. Теория хаоса» и «Мой папа Барышников».

В 2002 году «Белый дуб» закрылся, и артист сосредоточился на создании собственной площадки. В 2005 году артист открыл «Арт-центр Михаила Барышникова» в Нью-Йорке. Центр выступает в роли креативной лаборатории, образовательного учреждения и площадки для экспериментальных постановок. Также арт-центр поддерживает в работе информационный официальный сайт и аккаунт в «Инстаграме », где выкладываются как промо-, так и атмосферные фото.

Личная жизнь

Первые месяцы в эмиграции давались Михаилу Барышникову сложно. В Советском Союзе осталась балерина Татьяна Кольцова, с которой он жил в гражданском браке. Барышников не знал английского языка, что также осложняло его пребывание за рубежом. Но вскоре жизнь наладилась.


Весной 1976 года Михаил познакомился с актрисой , вскоре у них родилась дочь Александра. В их союзе страсти бушевали с самого начала, поэтому он был обречен. Журналисты поговаривали о частых изменах Джессики, а Джессика говорила, что Барышников сводил ее с ума, заставляя готовить русские блюда и принимать гостей среди ночи.

Во второй раз танцор и хореограф женился на балерине Лизе Райнхарт. В этом браке родились трое детей - сын Петр и дочери Анна и София.

Его жизнь в Америке не похожа на страдания эмигранта. Михаил Барышников лично знал , дружил с . Ему принадлежит популярный ресторан русской кухни «Самовар» в центре Нью-Йорка. У артиста есть завод по производству пуантов и одежды для балета, его именные духи продаются так же хорошо, как билеты на выступления.


Балет – не единственное творческое занятие Барышникова. Артист также увлекается фотографией, работы танцора размещались в музее изобразительных искусств имени .

Михаил Барышников сейчас

В октябре 2016 года появился скандальный слух, что артист ненавидит Россию. Позже выяснилось, что такими громкими заголовками журналисты обозначили давний статус Барышникова как «невозвращенца». Также осенью этого года танцор стал героем выставки фотографа Роберта Уилтмена «Михаил Барышников. Метафизика тела» в Центре фотографии .


В августе 2017 года танцор попал в Топ-100 влиятельных русских этого столетия, названных «Forbes».

В 2017 году Барышников . Сейм Латвии единогласно проголосовал по этому вопросу.

Партии

  • 1969 - «Вестрис» Л. В. Якобсона
  • 1969 - «Ромео и Юлия» И. А. Чернышова, музыка Гектора Берлиоза
  • 1970 - «Гамлет» К. М. Сергеева, музыка Н. П. Червинского
  • 1971 - «Сотворение мира» Н. Д. Касаткиной и В. Ю. Василева, музыка А. П. Петрова
  • 1974 - «Дафнис и Хлоя» М. Мурдмаа, музыка Мориса Равеля
  • 1976 - «Гамлет: сопутствующие» Дж. Ноймайера, музыка А. Копленда
  • 1976 - «Па Дюка» А. Эйли, музыка
  • 1976 - «От пробы к делу» Туайлы Тарп, музыка
  • 1976 - «Другие танцы» Дж. Баланчина, Дж. Роббинса, музыка
  • 1979 - «Опус 19», Дж. Баланчина, Дж. Роббинса, музыка
  • 1978 - «Пиковая дама» Р. Пети, музыка
  • 1983 - «Маленький балет» Туайлы Тарп, музыка Александра Константиновича Глазунова
  • 1984 - «Сюита Синатры» Туайлы Тарп, музыка
  • 1985 - «Месяц в деревне» Ф. Аштона, музыка Петра Ильича Чайковского
  • 2015 - «Письмо человеку» Роберта Уилсона

Фильмография

  • 1968 - «Город и песня»
  • 1969 - «Сказ о холопе Никишке»
  • 1970 - «Молодой балет мира»
  • 1971 - «Фиеста»
  • 1977 - «Поворотный пункт»
  • 1977 - «Щелкунчик»
  • 1980 - «Кармен»
  • 1984 - «Дон Кихот»
  • 1985 - «Белые ночи»
  • 1987 - «Танцоры»
  • 1991 - «Кабинет доктора Рамиреса»
  • 1991 - «Дело фирмы»
  • 2004 - «Секс в большом городе (Сезон 6)»
  • 2011 - «Мой папа Барышников»
  • 2014 - «Джек Райан. Теория хаоса»