Международный фестиваль молодежи и студентов 1957 года. Всемирный фестиваль молодёжи и студентов

ИСТОРИЯ ВСЕМИРНЫХ ФЕСТИВАЛЕЙ МОЛОДЕЖИ И СТУДЕНТОВ

В октябре — ноябре 1945 в Лондоне проходила Всемирная конференция демократической молодёжи. В ней участвовало около 600 представителей из 63 стран: молодые коммунисты, социалисты, христиане и др. 10 ноября на заключительном заседании конференции было решено создать Всемирную федерацию демократической молодёжи (ВФДМ) для содействия взаимопониманию и сотрудничеству молодёжи во всех областях экономической, политической, общественной и культурной жизни, борьбе против социального, национального и расового угнетения, за мир и безопасность народов, за права молодёжи. С тех пор 10 ноября отмечается как Всемирный день молодёжи. В августе 1946 в Праге собрался 1-й Всемирный конгресс студентов, на котором был создан Международный союз студентов (МСС), провозгласивший своей целью борьбу за мир, против фашизма, колониализма, за социальный прогресс, демократическую реформу образования, за права студентов.

Вскоре, однако, деятельность ВФДМ и МСС стала наталкиваться на противодействие вошедших в их состав консервативных, антидемократических элементов. В октябре 1946 в пригороде Парижа Монруже был созван Конгресс социалистической молодёжи, на котором был основан Международный союз молодых социалистов (МСМС); его лидеры открыто заявили о своей антикоммунистической ориентации. В 1947 в Кембридже (Великобритания) была образована Всемирная федерация либеральной и радикальной молодёжи (на основе существовавшего в 1929—40 Международного союза либеральной и демократической молодёжи)…

В условиях раскола молодёжного движения ВФДМ и МСС вели борьбу против "холодной войны" и империалистической агрессии. Они развернули всемирную кампанию солидарности молодёжи с борьбой корейского народа против вооружённой интервенции США и их союзников в 1950—53, активно поддержали антиимпериалистическую борьбу вьетнамских и алжирских патриотов. Сотни тысяч активистов молодёжных организаций собирали подписи под Стокгольмским воззванием, организовывали марши за мир, против угрозы термоядерной войны. По призыву ВФДМ и МСС прогрессивная молодёжь выступала в защиту Кубинской революции, против тройственной агрессии в Египте в 1956. Массовыми действиями отмечались ежегодно в разных странах 21 февраля (с 1949) — День международной солидарности со студентами и молодёжью, борющимися за национальную независимость, и 24 апреля (с 1957) — Международный день солидарности молодёжи в борьбе против колониализма, за мирное сосуществование.

Яркой манифестацией боевой антиимпериалистической солидарности юношей и девушек стали Всемирные фестивали молодёжи и студентов. В различных странах Европы, Азии, Африки и Америки проводились молодёжные и студенческие конференции, семинары и симпозиумы, на которых обсуждались вопросы укрепления мира, ликвидации колониальной системы, борьбы за социально-экономические и политические права молодёжи и студентов (1-я Всемирная конференция трудящейся молодёжи в Праге, 1958; Международная студенческая конференция за мир в Праге, 1958; Всемирный форум молодёжи в Москве, 1961; Международная конференция молодёжи и студентов за разоружение, мир и национальную независимость — Флоренция, 1964; Всемирный форум солидарности молодёжи и студентов в борьбе за национальную независимость и освобождение, за мир — Москва, 1964, и др.). Значительную помощь оказывали ВФДМ и МСС, союзы молодёжи социалистических стран формировавшимся в 50—60-е гг. юношеским организациям в странах Африки, арабского Востока, Юго-Восточной Азии.

Большая Советская энциклопедия

“БРЕШЬ В ЖЕЛЕЗНОМ ЗАНВЕСЕ”

Бывают события, не выцветающие в эмоциональной памяти, не поддающиеся горькой и язвительной переоценке, согревающие душу в самые промозглые "окаянные" дни. Вспоминая о которых, завидуешь сам себе - неужели это было в твоей жизни?! Те, что принадлежали истории и, одновременно, навсегда определили твою частную, мало кому интересную судьбу.

50 лет назад, июльским вечером 1957 года, ощутив укол неведомого, но пронзительного шила, я выскочил из дому на Пушкинскую улицу. Через три минуты оказался на улице Горького, прозванной нашим поколением "Бродвеем", но от этого не менее советской, помпезной и чинной. В этот почти уже ночной час в ее незыблемо державной атмосфере сквозило нечто непривычное - радостная взвинченность, какое-то волнение. От Манежной площади прямо по мостовой, пренебрегая гудками машин и милицейскими трелями, подымалась толпа, никогда на московских улицах невиданная. Пестрая, почти карнавально разодетая, непочтительная, веселая, звенящая гитарами, бьющая в барабаны, дующая в дудки, орущая, поющая, танцующая на ходу, хмельная не от вина, а от свободы и самых чистых и лучших чувств, незнакомая, неизвестная, разноязыкая - и до озноба, до боли родная. В тот момент я и понял, что мечты действительно сбываются, что моя послевоенная, дворовая юность совпала с юностью века. В Москву пришел всемирный фестиваль молодежи и студентов "За мир и дружбу между народами".

Жить в закрытой стране - значит воспринимать географическую карту Земли как нечто подобное карте звездного неба, сознавая, что поехать в Париж столь же несбыточно, как полететь на Марс. Это значит - смотреть на случайно встреченного на улице иностранца и впрямь как на марсианина - со смешанным чувством любопытства и страха. Это значит, что о родственниках и даже знакомых, проживающих не в конкретной стране, а в некоей обобщенной, подозрительной "загранице", надо забыть, словно о неприличном сне. И, наконец, что за берет или клетчатую рубашку тебя на улице вполне могут отлупить как стилягу, носителя чуждой идеологии, чуждых манер и нравов и просто за сходство с персонажами из журнала "Крокодил". Кстати, он был едва ли не единственным источником знакомства с зарубежной жизнью. Не считая "Иностранной кинохроники", где позволялось на несколько секунд увидеть Эйфелеву башню, нью-йоркский небоскреб или мадридскую корриду. Знаю людей, которые по пятнадцать раз смотрели каждый выпуск этого киножурнала. По сути, они в замочную скважину имели возможность заглянуть за "железный занавес".

И вот в этом самом "железном занавесе" и была проделана огромная брешь, название которой - фестиваль молодежи и студентов. Я видел это собственными глазами уже в то самое утро, что наступило после небывалого вечера. Неслыханное утро!

Фестиваль ехал по Москве в автобусах и в открытых грузовиках (на всех гостей автобусов не хватало). Он плыл по Садовому кольцу, которое представляло собой бескрайнее человеческое море. Вся Москва, простецкая, только-только пришедшая в себя после военных карточек и очередей, еще не забывшая о борьбе с космополитизмом и низкопоклонством, кое-как приодевшаяся, едва начавшая выбираться из подвалов и коммуналок, стояла на мостовой, тротуарах, крышах домов и тянула к проезжающим гостям руки, истосковавшиеся по пожатию таких же теплых человеческих рук. Географическая карта обрела конкретное воплощение. Мир действительно оказался потрясающе разнообразен. И в этом многообразии рас, характеров, языков, обычаев, одежд, мелодий и ритмов - поразительно един в желании жить, общаться и узнавать друг друга. Теперь такие слова и намерения кажутся банальностью. Тогда, в разгар "холодной войны" они воспринимались как необычайное личное открытие. Наша страна открывала мир, приобщаясь ко всему роду человеческому. А мир открывал нашу страну... Не помню, ел ли я что-то в те дни и ложился ли спать. Я просто был счастлив. Все 14 дней, с утра и до вечера.

Однажды вечером компанию французов мы привели в гости к нашему однокласснику, в огромную московскую коммуналку, переделанную из бывших номеров. Каким-то образом весь старый двор узнал, что в квартире на втором этаже принимают молодых парижан, и народ повалил к нам с пирогами, с вареньем, естественно, с бутылками и прочими дарами простого русского сердца. Француженки ревели в голос. Между прочим происходило все это на Пушечной улице, в ста метрах от знаменитого здания, мимо которого москвичи в те годы проходили, рефлекторно опуская глаза и ускоряя шаг.

Теперь я думаю, что летом 57-го железобетонная регламентация советского бытия бесповоротно пошатнулась. Невозможно сделалось контролировать все на свете: вкусы, моду, будничные привычки, музыку в эфире. На идеях, эмоциях, на песнях и танцах фестиваля мое поколение преобразилось в течение считанных дней. Все советские вольнодумцы, все знатоки джаза и современного искусства, модники и полиглоты имеют своим происхождением лето 57-го.

Никакие последующие обострения политических отношений между Востоком и Западом, идейные проработки и гонения так и не смогли заглушить независимый дух фестиваля. А ведь задуман он был как сугубо идеологическое мероприятие: под прикрытием борьбы за мир и дружбу между народами подрывались буржуазные устои, разрывались цепи колониализма, утверждались коммунистические идеалы. Но, во-первых, борьба за мир действительно объединяла. А во-вторых, как известно, живая жизнь всегда шире и ярче идеологии. И американский борец за мир в техасских джинсах, и французский коммунист, похожий на фланера с Больших бульваров, и токарь с ФИАТа, неотличимый от всех персонажей неореализма, - безотчетно пробивали в "железном занавесе" дыры. Залатать их у сусловских идеологов не хватило сил.

Из воспоминаний писателя Анатолий Макарова

ГОЛУБИ ДЛЯ ФЕСТИВАЛЯ

Среди тех, кто непосредственно готовил фестиваль, - Владлен КРИВОШЕЕВ, ныне - ученый, кандидат экономических наук, а тогда - инструктор орготдела Московского горкома комсомола. Владлену Михайловичу была поручена самая, может быть, экзотическая задача…

В 1955 году (за два года до фестиваля) инструктора Кривошеева вызвал тогдашний первый секретарь МГК комсомола Михаил Давыдов: «С сегодняшнего дня освобождаешься от всех дел. Займешься голубями». Голубями?

В кабинете сидел еще мужчина, как выяснилось, - Иосиф Туманов (потом -

народный артист СССР, известный постановщик массовых народных зрелищ). «Важнейшая задача! - продолжал Давыдов. - Через два года нам нужны 100 тысяч голубей!» А Туманов достал что-то вроде брошюры с печатями и визами -

сценарий мероприятий фестиваля.

…В 1949 году в Париже проходил I Всемирный конгресс сторонников мира. Требовалась эмблема. Знаменитый Пабло Пикассо, вспомнив, очевидно, древние легенды, изобразил голубку с оливковой веточкой в клюве. Так голубь стал символом мира. Фестивали молодежи и студентов (не только наш) проходили под девизом «За мир и дружбу между народами!». Церемония открытия традиционно начиналась с торжественного прохода по стадиону делегаций стран-участниц. И традиционно же проход этот предварял взлет голубиной стаи: голуби как бы начинали весь праздник.

Но Туманову стаи было мало. По его задумке одна за другой над Лужниками (которые к фестивалю спешно строились) должны были взмыть три волны голубей - белые, за ними красные, следом сизые. Поскольку «в верхах» все уже было утверждено, Давыдов подчеркнул: «Сценарий для нас закон».

Эти три волны Кривошееву и надлежало подготовить.

И смотри, чтобы не было, как в Варшаве! - строго предупредил «первый».

Варшавский фестиваль только что закончился. Голуби там подгадили - в прямом и переносном смыслах. Поляки вынесли на центр стадиона огромный ларец, распахнули крышку, полагая, что птицы рванут в небо белым факелом. Но они не рванули, а выползли и стали бродить по стадиону, мешая движению колонн... Позор, одним словом.

Прежде всего было решено: всякие изысканные чеграши, дутыши, турманы - побоку. Ставим на обычных почтовых - они способны в нужный момент обеспечить нужный полет. Просто их за два года требуется вывести потребное количество. Кстати, сколько? Цифра 100 тысяч явно была взята с потолка, но, как ни странно, оказалась уместной. Нам ведь нужна гарантированно сильная и выносливая птица? Следовательно, если выведем 100 тысяч, то из этого количества за счет отбраковки получим к нужному сроку тысяч 40 именно таких - молодых, крепких. И срок в два года - тоже нормально. Если начать работу сейчас, то к 1957 году как раз станет на крыло третье поколение: экземпляры, гарантированно подходящие к операции.

По заводам пошли разнарядки: «Московский горком комсомола... во исполнение... просим оказать содействие...». На предприятиях возводили голубятни. Мособлисполком обязали поставлять фураж…

И все-таки они взлетели - 40 000 голубей!

Правда накануне была целая операция по свозу птиц на подмосковную птицефабрику, отсортировке - слабые в сторону! - рассадке по специально сконструированным коробкам (4000 коробок по 10 гнезд в каждой), в которых крылатые бедолаги должны были выдержать 6 часов (!), сохранив силы для полета. Потом две колонны грузовиков в сопровождении машин ГАИ двинулись в четыре утра к Москве, чтобы за 2 часа до старта быть на стадионе. А там 4000 выпускающих (участники «живого фона» на восточной трибуне) ждали сигнала... В общем, тут рассказывать можно много... Но если вы никогда не видели, как взмывают одновременно десятки тысяч голубей - причем снизу они все смотрелись белыми, и потому показалось, что в небо плеснула кипенно-снежная лава, - знайте, вы многое потеряли в жизни. Кадры кинохроники сохранили этот момент. Трибуны ахнули, зрители повскакивали с мест, аплодировали...

Всемирные фестивали молодежи и студентов как праздники мира, дружбы и свободы основывались на важной концепции объединения всех молодежных организаций мира против войны и фашизма. Эта идея отразилась и в визуальной культуре фестивального движения, которая имеет свою историю.

Главный символ Всемирных фестивалей молодежи и студентов - ромашка с пятью разноцветными лепестками, земным шаром и белой голубкой в центре. Эта эмблема сегодня известна во всем мире и продолжает оставаться официальным символом фестивального движения.

Мало кто знает, что родилась фестивальная ромашка лишь к VI Всемирному фестивалю молодежи и студентов благодаря советскому художнику Константину Михайловичу Кузгинову.

Первые фестивали, проходившие в Праге (1947), Будапеште (1949), Берлине (1951), Бухаресте (1953), Варшаве (1955), имели свою символику, объединенную единым художественным стилем. Идея мира и дружбы в них выражалась очень ярко - в образах молодых парней и девушек, которые держатся за руки, над ними парит белая голубка.

Белая голубка с веточкой оливы в клюве появилась в символике фестивалей благодаря испанскому художнику Пабло Пикассо в 1949 году и облетела весь мир. Первый вариант голубки Пикассо, изображенный на плакате Всемирного конгресса сторонников мира в Париже, сильно отличался от того, который мы привыкли видеть на значках и открытках. Это было реалистичное изображение голубя с мохнатыми лапками и без веточки оливы в клюве, однако позже это изображение дополнялось.

Открытка I Всемирного фестиваля молодежи и студентов, 1947

Пикассо любил голубей, традиция изображать этих птиц досталась ему от отца. Он рисовал картины с изображением голубей и давал маленькому Пабло Пикассо дорисовывать им лапки.

Позже Илья Эренбург вспоминал о своей встрече с Пабло Пикассо:

Помню обед в его мастерской в день открытия Парижского конгресса сторонников мира. В тот день у Пабло родилась дочь, которую он назвал Паломой (по-испански “палома” - голубка). За столом нас было трое: Пикассо, Поль Элюар и я. Сначала мы говорили о голубях. Пабло рассказывал, как его отец, художник, часто рисовавший голубей, давал мальчику дорисовывать лапки - лапки успели надоесть отцу. Потом заговорили вообще о голубях; Пикассо их любит, всегда держит в доме; смеясь, он говорил, что голуби жадные и драчливые птицы, непонятно, почему их сделали символом мира. А потом Пикассо перешел к своим голубкам, показал сотню рисунков для плаката — он знал, что его птице предстоит облететь мир ”.

(из книги Ильи Эренбурга “Люди, годы, жизнь”. В 3-х томах. М.: Текст, 2005).

Возможно, сам Пикассо не догадывался, какое значение для фестивального движения в мире будет иметь его изображение голубки, но в том же году Академия изящных искусств Филадельфии присудила “Голубке” Пикассо памятную медаль Пеннела.

Пабло Пикассо. Плакат I Всемирного конгресса сторонников мира в Париже, январь 1949 г.

В 1957 году перед фестивалем по традиции был объявлен Всесоюзный конкурс на создание эмблемы VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве. На конкурс было подано более 300 эскизов, в том числе и ромашка с пятью лепестками художника Константина Михайловича Кузгинова. К тому времени он имел опыт создания подобных материалов - он сделал ряд плакатов, которые украшали фестивали Будапешта и Берлина в 1949 и 1951 гг.

В одном из интервью Любовь Борисова, дочь К.М. Кузгинова, рассказывала, как ее отцу пришла идея создания фестивальной эмблемы:

Я задался вопросом: что же такое фестиваль? И ответил так - молодость, дружба, мир и жизнь. Что точнее может символизировать все это? Работая над эскизами эмблемы, я находился на даче, когда всюду цвели цветы. Ассоциация родилась быстро и удивительно просто. Цветок. Сердцевина - земной шар, а вокруг 5 лепестков-континентов”. Лепестки обрамляют голубой шар Земли, на котором написан девиз фестиваля: “За мир и дружбу” “ (из интервью с Любовью Борисовой на официальном сайте XIX ВФМС 2017 http://www.russia2017.com/posts/18).

Ромашка сразу приглянулась жюри своей простотой и в то же время глубокой идеей, которую она в себе несла, - победитель был определен довольно быстро.

Настолько лаконичного символа фестиваля придумать было сложно, поэтому в 1958 году Венский конгресс Всемирной федерации демократической молодежи принял решение взять ромашку за основу всех последующих фестивальных эмблем.

Позже, к XII фестивалю 1985 года, ромашка дополнилась графически стилизованным изображением голубки, той самой голубкой Пикассо. Автором обновленной версии фестивальной ромашки стал советский художник Рафаэль Масаутов.

Эмблемы Всемирных фестивалей молодежи и студентов 1957, 1985 и 2017

В 1957 году на церемонии открытия тысячи девушек и юношей создали яркий фон фестивальной ромашки, тогда всему миру впервые был представлен новый фестивальный символ. Была придумана целая коллекция ярких открыток с фестивальной ромашкой, посвященных первому фестивалю в СССР.

Фото открыток присланы участниками Общероссийской акции “Дневники Всемирного фестиваля молодежи и студентов - Москва, 1957, 1985”

Фестивальная символика также гармонично встраивалась в элементы городского декора, в пиктограммы, знаки-указатели, печатные плакаты, что создавало атмосферу праздника, безграничного свободного общения на фестивалях 1957 и 1985 гг.

Торжественное шествие в день открытия VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов, Москва 1957. Фото с сайта pastvu.com

К XII Всемирному фестивалю молодежи и студентов 1985 года в украшенной Москве еще узнавались элементы олимпиадной символики, однако олимпийские медведи в витринах магазинов уже сменились на красочные сувенирные куколки в сарафанах и кокошниках.

Разноцветную ромашку на XII Всемирном фестивале молодежи и студентов дополнил еще один символ, полюбившийся и запомнившийся всем. Изображение девочки Катюши в ярко-красном сарафане и кокошнике. Кокошник по задумке автора эмблемы напоминал ту самую фестивальную ромашку 1957 года, которая отлично подходила к русскому народному костюму Катюши.

В интервью Российской государственной библиотеке для молодежи Михаил Веременко вспоминал, как пришла идея Катюши:

“Я поехал домой, сижу в автобусе, и вдруг у водителя заиграла песня “Катюша”. Я подумал, надо же, какая интересная идея, ведь песню знают во всем мире. Ее исполняют на английском, на японском, на китайском языке, а никто не пробовал создать этот образ. И вдруг у меня сразу в голове появилась мысль превратить эту фестивальную ромашку в русский кокошник. А дальше все было уже просто, я приехал домой и начал рисовать. Нарисовал головку, нарисовал кокошник, он скомпоновался очень хорошо. Ну а кокошник предполагает русский сарафан, и внизу по подолу надпись должна быть - “ XII Москва 1985”. Руки я решил сложить на груди, пусть она держит голубя. Голубь - символ мира, все очень подходит для фестиваля. Я позвонил в фестивальный комитет, приехал, они говорят: “Вот это, наверное, то, что нам нужно”. И начали разрабатывать этот образ дальше”.

В образе Катюши заключалась глубокая идея, она была яркой, понятной и близкой всем, поэтому ее быстро подхватили ансамбли, школьные кружки и художественные мастерские.

Кроме того, этот образ был очень подходящим с художественной и дизайнерской точки зрения для создания фестивальных значков, красивых сувенирных кукол, плакатов с ее изображением, открыток, марок и пр.

Одно из концертных выступлений фестивальной программы XII Всемирного фестиваля молодежи и студентов, Москва 1985

К фестивалю 1985 года было изготовлено 500 живописных панно, 450 текстовых лозунгов и призывов с фестивальной символикой, сотни флаговых композиций, 129 светодинамических установок. Праздничные украшения особенно эффектно выглядели в подсвете вечернего светового оформления.

Недавно завершилась программа 19-го фестиваля молодёжи и студентов в Москве и Сочи. А это значит, что самое время напомнить историю фестиваля тем, кто с ней уже знаком, и ликвидировать пробелы в знаниях у тех, кто ничего о нём не слышал.

Как всё начиналось?

Осенью 1945 года в Лондоне прошла Всемирная конференция демократической молодёжи, где приняли постановление о создании Всемирной федерации демократической молодёжи.

Целью организации было содействие во взаимопонимании молодых людей по различным вопросам, а также обеспечение безопасности и отстаивание прав молодёжи. Также было решено ежегодно отмечать Всемирный день молодёжи 10 ноября.

Почти через год, в августе 1946-го, в Праге собрали 1-й Всемирный конгресс студентов, на котором был создан Международный союз студентов (МСС), объявивший своими целями борьбу за мир, социальный прогресс и права студентов. Именно под эгидой ВФДМ и МСС проходил самый первый фестиваль молодёжи и студентов в Чехии.

Многообещающий старт

На фестиваль в Прагу приехали 17 тысяч участников из 71 страны.

Главной темой было продолжение борьбы с фашизмом и необходимость объединения всех стран для этого. Конечно, обсуждались и итоги Второй мировой войны, вопрос сохранения памяти о людях, чьи жизни были отданы во имя победы.

На эмблеме фестиваля были изображены два человека, темнокожий и белокожий, их рукопожатие на фоне глобуса символизировало единение молодёжи всех стран, вне зависимости от национальности, в борьбе с главными мировыми проблемами.

Делегаты всех стран подготовили стенды, рассказывающие о восстановлении городов после войны и о деятельности ВФДМ в их стране. Советский стенд отличался от остальных. Большую его часть занимала информация об Иосифе Сталине, о конституции СССР, о вкладе Советского Союза в победу в войне и в борьбу с фашизмом.

На многочисленных конференциях в рамках фестиваля подчёркивалась роль Советского Союза в одержанной совсем недавно победе, о стране говорили с уважением и благодарностью.

Хронология

Всемирный фестиваль молодёжи и студентов изначально проводился раз в 2 года, но вскоре перерыв увеличился до нескольких лет.

Напомним хронологию его проведения:

  1. Прага, Чехословакия - 1947 г.
  2. Венгрия, Будапешт - 1949 г.
  3. ГДР, Берлин - 1951 г.
  4. Румыния, Бухарест - 1953 г.
  5. Польша, Варшава - 1955 г.
  6. СССР, Москва - 1957 г.
  7. Австрия, Вена - 1959 г.
  8. Финляндия, Хельсинки - 1962 г.
  9. Болгария, София - 1968 г.
  10. ГДР, Берлин - 1973 г.
  11. Куба, Гавана - 1978 г.
  12. СССР, Москва - 1985 г.
  13. Корея, Пхеньян - 1989 г.
  14. Куба, Гавана - 1997 г.
  15. Алжир, Алжир - 2001 г.
  16. Венесуэла, Каракас - 2005 г.
  17. ЮАР, Претория - 2010 г.
  18. Эквадор, Кито - 2013 г.
  19. - 2017 г.

Впервые в СССР

Первый Фестиваль молодежи и студентов в Москве прошёл в 1957 году. Он собрал 34000 участников из 131 страны. Такое количество делегатов до сих пор осталось непревзойдённым.

Страна радовалась открытию "железного занавеса", весь Советский Союз и столица тщательно готовились к фестивалю:

  • в Москве строились новые гостиницы;
  • разбили ;
  • на Центральном Телевидении была создана "Фестивальная редакция", выпустившая несколько программ под названием "Вечер весёлых вопросов" (прообраз современного КВН).

Лозунг фестиваля «За мир и дружбу» отражал его атмосферу и настроение. Произносилось множество речей о необходимости независимости народов и пропаганды интернационализма. Символом Фестиваля молодежи и студентов в Москве 1957 года стал знаменитый "Голубь мира".

Первый Фестиваль молодежи и студентов в Москве запомнился не только своим масштабом, но и рядом очень интересных фактов:

  • Москву накрыла настоящая "сексуальная революция". Молодые девушки охотно знакомились с иностранными гостями, заводили с ними быстротечные романы. Создавались целые дружины по борьбе с этим явлением. Они выезжали на московские улицы ночью и отлавливали такие парочки. Иностранцев не трогали, а вот советским барышням приходилось несладко: дружинники состригали им часть волос ножницами или машинками так, что девушкам ничего не оставалось кроме того, как постричься налысо. Спустя 9 месяцев после фестиваля на свет начали появляться темнокожие граждане Их так и называли - "Дети Фестиваля".
  • На церемонии закрытия звучала песня "Подмосковные вечера", её исполнили Эдита Пьеха и Мариса Лиепа. До сих пор у многих иностранцев Россия ассоциируется именно с этой композицией.
  • Как отмечал один из журналистов, приехавших тогда в Москву, советские граждане не желали пускать в свои дома иностранцев (он считал, что так проинструктировали их власти), однако на улицах москвичи общались с ними очень охотно.

Двенадцатый, или второй

Двенадцатый по общему счёту, и второй в Москве, Фестиваль молодежи и студентов провели в 1985 году. Помимо участников (а их было 26 000 из 157 стран), в фестивале приняли участие и многие знаменитые люди:

  • на открытии с приветствием выступил Михаил Горбачёв; "забег мира" открывал председатель олимпийского комитета Самаранч;
  • Анатолий Карпов показал мастерство игры в шахматы на тысяче досок одновременно;
  • на музыкальных площадках выступил немецкий музыкант Удо Линденберг.

Уже не тот?

Такой свободы слова, как в 1957 году, уже не наблюдалось. Согласно рекомендациям партии, все дискуссии должны были сводиться к определённому кругу вопросов, прописанных в документе. Провокационных вопросов старались избегать, либо обвиняли спикера в некомпетентности. Однако большая часть участников Фестиваля приехали вовсе не за политическими дискуссиями, а ради общения с делегатами из других стран и приобретения новых друзей.

Церемония закрытия Фестиваля молодежи и студентов в Москве прошла на стадионе имени Ленина (нынешние «Лужники»). Помимо речей делегатов и политических деятелей из разных стран, перед участниками выступали знаменитые и популярные артисты, например, свои песни представил Валерий Леонтьев, были показаны сцены из "Лебединого озера" в исполнении труппы Большого театра.

Девятнадцатый, или третий

В 2015 году стало известно, что фестиваль 2017-го года будет в третий раз принимать Россия (хотя, если быть точными Россия принимает его впервые, ведь два предыдущих раза страной-хозяйкой был СССР).

7 июня 2016 года были названы города, где пройдёт XIX Всемирный фестиваль молодежи и студентов - Москва и Сочи.

В России как всегда с усердием принялись готовиться к предстоящему событию. В октябре 2016 года перед зданием МГУ были установлены часы, отсчитывающие дни до начала Фестиваля. К этому событию была приурочена сдача норм ГТО, презентация кухонь мира, концерт с участием российских звёзд. Подобные мероприятия прошли не только в Москве, но и во многих других городах.

Проходило открытие Фестиваля молодежи и студентов в стартовал от и прошёл 8 км до спорткомплекса "Лужники", где состоялся грандиозный концерт с участием современных звёзд российской эстрады. Финалом праздника стал большой салют, длившийся 15 минут.

Торжественное открытие состоялось и в Сочи, где также выступили артисты и спикеры фестиваля.

Программа фестиваля - 2017

Программа фестиваля молодежи и студентов в Москве и Сочи была очень насыщенной. Столице отводилась роль "обрамления" мероприятия, его красочного открытия и закрытия. Основные же события разворачивались в Сочи:

  • В ходе культурной программы прошёл джазовый фестиваль, организованный Игорем Бутманом, выступила Manizha, получившая известность в сети Инстаграм. Участники посмотрели спектакль "Площадь революции. 17" в исполнении "Московского театра поэтов", насладились музыкой многонационального симфонического оркестра и даже поучаствовали в танцевальном батле от Егора Дружинина.
  • Спортивная программа тоже включала немало событий: сдачу норм ГТО, мастер-классы, забег на 2017 метров, встречи с известными российскими спортсменами.
  • Не менее обширной и важной стала образовательная программа фестиваля. В ходе неё участники встретились с учёными, бизнесменами, политиками и экспертами в различных областях науки, посетили многочисленные выставки и лекции, принимали участие в дискуссиях и мастер-классах.

Заключительный день Фестиваля был ознаменован личным присутствием на нём Владимира Путина. Он обратился к участникам с напутственной речью.

Завершился Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Москве, 22 октября. Организаторы подготовили впечатляющее пиротехническое шоу под музыку, написанную специально к закрытию Фестиваля.

Фестиваль молодежи и студентов в Москве год от года становится всё насыщеннее и ярче. Наверное, он вернётся в нашу страну не так скоро, как хотелось бы, ведь ещё очень много государств хотят принять его на своей территории. Пока же мы будем бережно хранить память о трёх прошедших у нас фестивалях и ждать новых побед и открытий от российской молодёжи.

Полвека назад, 28 июля 1957 года, открылся Московский фестиваль молодежи и студентов - апофеоз хрущевской оттепели.

Никогда прежде советская столица не видала такого количества иностранцев и такой свободы.

Мой знакомый, которому тогда было пять лет, впервые увидел на улицах людей с другим цветом кожи. Впечатление осталось на всю жизнь.

Еще ему запомнились ряженые на ходулях, которые расхаживали по парку Горького, выкрикивая: "Веселись, народ, фестиваль идет!".

"Люди доброй воли"

Московский фестиваль был шестым по счету. Первый состоялся в Праге в 1947 году. Советский Союз являлся главным организатором и спонсором встреч "прогрессивной молодежи", однако предпочитал проводить их в столицах "стран народной демократии".

О том, как принималось решение приподнять "железный занавес", какие велись дискуссии в советском руководстве, достоверной информации нет. Однако известно, что подготовка к Московскому фестивалю началась за два года, иными словами, тогда, когда Никита Хрущев еще не был единоличным лидером.

В 50-е годы коммунистическая страна решила научиться улыбаться. Советское общество пыталось избавиться от имиджа закрытости, угрюмости и воинственности.

При Сталине любой иностранец, даже коммунист, считался в СССР потенциальным шпионом. Вступать с ним в контакт по собственной инициативе советским людям категорически не рекомендовалось. Общаться с иностранцами должны были только те, кому положено.

"Оттепель" принесла с собой новые принципы: иностранцы делятся на плохих и хороших, и последних неизмеримо больше; все трудящиеся - друзья СССР; если они пока и не готовы строить социализм, то уж точно хотят мира во всем мире, и на этой почве мы с ними столкуемся.

Прежде Россию полагалось считать "родиной слонов", а "их" науку и культуру - сплошь продажными и растленными. Теперь все западное перестали отвергать чохом и подняли на щит Пикассо, Феллини и Ван Клиберна. Чтобы чиcлиться в СССР "прогрессивным", членства в компартии от зарубежного писателя или режиссера уже не требовалось.

Появился специальный термин: "люди доброй воли". Не стопроцентно наши, но и не враги.

Они-то и съехались в Москву, причем в небывалом количестве - 34 тысячи человек из 131 страны!

Самые многочисленные делегации - по две тысячи человек - прибыли из Франции и Финляндии.

В фаворе у хозяев были представители "третьего мира", особенно насеровского Египта и только что получившей независимость Ганы.

Ряд делегаций представляли не государства, а национально-освободительные движения. "Героев", ненадолго вырвавшихся в Москву, старались принять особенно сердечно. Пресса расписывала трудности и опасности, которые им пришлось для этого преодолеть. В СССР никого не волновало, что у себя на родине они считались членами незаконных вооруженных формирований.

Советский размах

Советский Союз подготовился к мероприятию так, как умеют только в тоталитарных странах.

К фестивалю построили стадион "Лужники", расширили проспект Мира и впервые закупили венгерские "Икарусы".

Прежде всего, гостей старались поразить масштабами.

На церемонии открытия в тех самых Лужниках танцевально-спортивный номер исполняли 3200 физкультурников, а с восточной трибуны выпустили 25 тысяч голубей.

Белого голубя сделал символом борьбы за мир Пабло Пикассо. На предыдущем фестивале в Варшаве получился конфуз: голуби жались к ногам выпускающих и отказывались лететь.

В Москве голубятников-любителей специально освобождали от работы. К фестивалю вырастили сто тысяч птиц и отобрали самых здоровых и подвижных.

В главном мероприятии - митинге "За мир и дружбу!" на Манежной площади и прилегающих улицах участвовало полмиллиона человек. Больше москвичей собралось только на митинг и рок-концерт в честь победы над ГКЧП 24 августа 1991 года.

Всего с 28 июля по 11 августа состоялось больше 800 мероприятий, среди которых были такие экзотические, как бал в Грановитой палате и массовый заплыв с факелами по Москве-реке.

На фестивале были аккредитованы две тысячи журналистов. Для них и для гостей ввели 2800 новых телефонных номеров - очень много по меркам того времени.

Официальной песней фестиваля был "Гимн демократической молодежи" ("Песню дружбы запевает молодежь, эту песню не задушишь, не убьешь!"), но его подлинной музыкальной темой стали "Подмосковные вечера", звучавшие буквально всюду. Эта светлая и щемящая мелодия на несколько лет сделалась в СССР культовой.

Многое в те две недели произошло в стране впервые: прямые телетрансляции, ночная подсветка Кремля и Большого театра, фейерверк не в честь революционного праздника или военной победы.

Ветер перемен

Советская молодежь в суровые и скудные послевоенные годы не была избалована впечатлениями и удовольствиями, она кинулась в фестивальный вихрь с энтузиазмом, который в наши дни трудно понять и вообразить.

При огромном количестве гостей контролировать общение было невозможно, да никто особо и не пытался.

Две недели на улицах и в парках шло массовое братание. Нарушались заранее расписанные регламенты, мероприятия затягивались за полночь и плавно перетекали в гуляние до рассвета.

Знавшие языки радовались возможности блеснуть эрудицией и поговорить о еще недавно запрещенных импрессионистах, Хемингуэе и Ремарке. Гости бывали потрясены эрудицией собеседников, выросших за "железным занавесом", а молодые советские интеллектуалы - тем, что иностранцы не ценят счастья свободно читать любых авторов и ничего о них не знают.

Кто-то обходился минимумом слов. Через год в Москве появилось множество темнокожих ребятишек, которых так и называли: "дети фестиваля". Их матерей не отправляли в лагеря "за связь с иностранцем", как случилось бы еще недавно.

Конечно, кого попало, в Москву не приглашали. Подавляющее большинство зарубежных участников были "друзьями СССР", "борцами против колониализма", "людьми прогрессивных взглядов". Другие и не поехали бы на фестиваль меньше чем через год после венгерских событий. Но гости принесли совершенно непривычную для советских людей интеллектуальную и поведенческую свободу.

Все понимали, что праздник не может длиться вечно. Но очевидцы вспоминают: это было не просто грандиозное веселье, казалось, что навсегда наступает какая-то совершенно новая, лучшая жизнь.

Чуда не произошло. Но именно после Московского фестиваля в СССР появились джинсы, КВН, игра в бадминтон и абстрактная живопись, а Кремль был открыт для публики. Начались новые веяния в литературе и кино, "фарцовка" и диссидентское движение.

В одну реку дважды не войдешь

Летом 1985 года Москва опять принимала Всемирный фестиваль молодежи - двенадцатый по счету. Как и в первый раз, отпустили немалые средства, подготовили программу, привели в порядок город.

Однако ничего похожего на фестиваль 1957 года не получилось, и никому "сиквел" особо не запомнился.

С одной стороны, к середине 80-х для советских граждан иностранцы давно перестали быть невидалью.

С другой - политика советских властей была жестче, чем во времена "оттепели". У власти уже находился Михаил Горбачев, но слова "гласность" и "перестройка" еще не прозвучали, а отношения с Западом были близки к точке замерзания.

Гостей фестиваля старались плотно занять и держать подальше от москвичей. Общались с ними главным образом специально подобранные комсомольцы.

Нынешним летом московская мэрия и общественная организация "Федерация мира и согласия", которую возглавляет ветеран советской международной журналистики Валентин Зорин, провели в Москве "круглый стол" и шествие по проспекту Мира в честь 50-летия фестиваля 1957 года.

О степени общественного внимания к мероприятию свидетельствует красноречивый факт: организаторы перенесли его с конца июля, когда, собственно, отмечается юбилей, на 30 июня, чтобы потенциальные участники не разъехались на дачи и каникулы.

Самих же фестивалей больше не устраивают. Советская эпоха ушла в прошлое вместе со всем плохим и хорошим, что в ней было.



© Юрий Набатов /ТАСС

В 2017 году наша страна примет фестиваль в третий раз

ТАСС-ДОСЬЕ. 14-22 октября 2017 года Россия примет XIX Всемирный фестиваль молодежи и студентов (ВФМС). В первый день, 14 октября, в Москве состоится международный парад-карнавал студенчества. Основные мероприятия, в том числе официальные церемонии открытия (15 октября) и закрытия (21 октября), пройдут в Сочи.

XIX ВФМС станет третьим фестивалем, проведенным в нашей стране.

Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила материал о шестом и двенадцатом фестивалях, прошедших в СССР в 1957 и 1985 годах.

VI ВФМС

В 1957 году Всемирный фестиваль молодежи и студентов впервые состоялся на территории СССР. VI ВФМС проходил в Москве в течение двух недель - с 28 июля по 11 августа. Он собрал 34 тыс. участников из 131 страны мира.

Эмблему фестиваля придумал московский художник-график Константин Кузгинов. Автор выбрал цветок с пятью разноцветными лепестками, которые символизировали континенты. Красный цвет олицетворял Европу, желтый - Азию, синий - Америку, фиолетовый - Африку, зеленый - Австралию. В сердцевине цветка был изображен глобус с надписью "За мир и дружбу".

В рамках подготовки к фестивалю в Москве были построены новые гостиничные комплексы "Турист" (1956) и "Украина" (1957) и возведен спортивный комплекс в Лужниках (1956; ныне - стадион "Лужники"), на нем состоялись церемонии открытия и закрытия VI ВФМС. В преддверии фестиваля на Центральном телевидении СССР была создана молодежная редакция "Фестивальная".

В Москве появился проспект Мира (объединил 1-ю Мещанскую, Б. Алексеевскую, Б. Ростокинскую улицы, Троицкое шоссе и часть Ярославского шоссе). По нему проследовали делегации в день открытия фестиваля. Участниками форума на северо-западе столицы был заложен Парк дружбы, а берущая начало от парка улица в 1964 году получила название "Фестивальная".

В дни фестиваля проходили международные и национальные концерты, цирковые представления, конкурсы, выставки, встречи и семинары, театральные постановки и кинопоказы (в кинотеатрах "Ударник", "Колизей", "Форум", "Художественный"), шахматные матчи, спортивные состязания по различным видам спорта и др. Был открыт бесплатный доступ в Московский Кремль, в Грановитой палате организовывались балы. В Парке им. Горького прошла выставка художников-абстракционистов с участием американца Джексона Поллока.

На фестивале впервые прозвучала песня Василия Соловьева-Седого на стихи Михаила Матусовского "Подмосковные вечера". Один из конкурсов впоследствии стал телепередачей "Вечер веселых вопросов" (ныне - КВН). В числе лауреатов фестиваля были клоун Олег Попов, певицы Эдита Пьеха, София Ротару, Нани Брегвадзе, солист балета Марис Лиепа и др.

VI ВФМС в Москве стал одним из знаковых событий эпохи оттепели, первым международным мероприятием в СССР, в котором приняли участие тысячи иностранных гостей. На фестивале они получили возможность неформально общаться с гражданами Советского Союза. Фестиваль положил начало широкому распространению "западной" моды, повышению интереса к иностранной массовой культуре.

XII ВФМС

В 1985 году Москва во второй раз принимала молодежный форум. XII Всемирный фестиваль молодежи и студентов прошел с 27 июля по 3 августа. В нем приняли участие 26 тыс. человек из 157 стран мира.

Эмблемой XII ВФМС была созданная еще в 1957 году ромашка с пятью разноцветными лепестками, символизирующими континенты. Однако в сердцевине цветка на фоне глобуса вместо надписи "За мир и дружбу" было помещено графическое изображение голубя - символа мира. Автором обновленной эмблемы стал художник Рафаэль Масаутов. Талисманом фестиваля была "Катюша" - русская красавица в сарафане и кокошнике.

По традиции фестиваль начался с торжественного шествия его участников. 27 июля с Маршем мира члены делегаций прошли по крупным магистралям столицы, в частности по Комсомольскому проспекту. Открытие, а также закрытие мероприятия состоялось на Центральном стадионе им. В. И. Ленина (ныне - "Лужники"). Фестивальный факел был зажжен легендарным военным летчиком Иваном Кожедубом от Вечного огня Могилы Неизвестного Солдата у стен Кремля. Затем на стадион его доставили факелоносцы - лауреат премии Ленинского комсомола, слесарь-сборщик Павел Ратников и аспирантка, дочь первого космонавта планеты Галина Гагарина. После зажжения фестивальной чаши прозвучал "Гимн демократической молодежи мира".

Фестиваль длился восемь дней. Проходили встречи и семинары, дискуссии и круглые столы, митинги, различные выставки и конкурсы, концерты художественных коллективов делегаций и профессиональных артистов, массовые гуляния. Были организованы спортивные состязания, в том числе забеги на "фестивальную милю" (1985 м) и товарищеские встречи по различным видам спорта (хоккею, баскетболу, волейболу). "Забег мира" открыл председатель Международного олимпийского комитета Хуан Антонио Самаранч.

В Музее космонавтики состоялся телемост с находившимися на орбите космонавтами корабля "Союз Т-13" Владимиром Джанибековым и Виктором Савиных. Заслуженный мастер спорта СССР Анатолий Карпов и шахматисты из других стран (Венгрии, Колумбии, Португалии и Чехословакии) дали сеанс одновременной игры на 1 тыс. досках. Известные художники Херлуф Бидструп (Дания) и Таир Салахов (СССР) провели мастер-классы. Ежедневно в столице работали более 200 творческих площадок.

Перед гостями с концертными программами выступили американский певец Дин Рид, немецкий рок-певец Удо Линденберг, группы "Машина времени" и "Интеграл", Валерий Леонтьев, Михаил Муромов, Лариса Долина, Екатерина Семенова и др. В спорткомплексе "Олимпийский" в "Ледовом бале" приняли участие известные фигуристы Марина Черкасова, Игорь Бобрин, Юрий Овчинников и др. Песня автора-исполнителя из Тольятти Юрия Лившица "Вальс тишины" стала заключительной мелодией фестиваля.

После завершения основной программы фестиваля 3-16 августа 1985 в пионерском лагере "Артек" состоялся международный детский праздник "Салют, мир! Салют, фестиваль!".

О XII ВФМС в 1985 году были сняты документальные фильмы: "12 всемирный. Страницы фестивального дневника", "Хоровод мира и дружбы", "Здравствуй, 12 Всемирный". В преддверии фестиваля выпущены почтовые марки с фестивальной символикой, памятная монета достоинством в 1 рубль, проведен специальный тираж государственной лотереи. С символикой фестиваля было изготовлено более 7 тыс. наименований сувенирной продукции, среди которой была и ставшая популярной кукла "Катюша". На улицах Москвы было установлено порядка 500 живописных панно, размещено 450 текстовых лозунгов и призывов.