Всемирные фестивали молодежи и студентов в ссср: символы, эмблемы, талисманы. История о том, как расцветала фестивальная ромашка – символ Всемирного фестиваля молодежи и студентов

Полвека назад, 28 июля 1957 года, открылся Московский фестиваль молодежи и студентов - апофеоз хрущевской оттепели.

Никогда прежде советская столица не видала такого количества иностранцев и такой свободы.

Мой знакомый, которому тогда было пять лет, впервые увидел на улицах людей с другим цветом кожи. Впечатление осталось на всю жизнь.

Еще ему запомнились ряженые на ходулях, которые расхаживали по парку Горького, выкрикивая: "Веселись, народ, фестиваль идет!".

"Люди доброй воли"

Московский фестиваль был шестым по счету. Первый состоялся в Праге в 1947 году. Советский Союз являлся главным организатором и спонсором встреч "прогрессивной молодежи", однако предпочитал проводить их в столицах "стран народной демократии".

О том, как принималось решение приподнять "железный занавес", какие велись дискуссии в советском руководстве, достоверной информации нет. Однако известно, что подготовка к Московскому фестивалю началась за два года, иными словами, тогда, когда Никита Хрущев еще не был единоличным лидером.

В 50-е годы коммунистическая страна решила научиться улыбаться. Советское общество пыталось избавиться от имиджа закрытости, угрюмости и воинственности.

При Сталине любой иностранец, даже коммунист, считался в СССР потенциальным шпионом. Вступать с ним в контакт по собственной инициативе советским людям категорически не рекомендовалось. Общаться с иностранцами должны были только те, кому положено.

"Оттепель" принесла с собой новые принципы: иностранцы делятся на плохих и хороших, и последних неизмеримо больше; все трудящиеся - друзья СССР; если они пока и не готовы строить социализм, то уж точно хотят мира во всем мире, и на этой почве мы с ними столкуемся.

Прежде Россию полагалось считать "родиной слонов", а "их" науку и культуру - сплошь продажными и растленными. Теперь все западное перестали отвергать чохом и подняли на щит Пикассо, Феллини и Ван Клиберна. Чтобы чиcлиться в СССР "прогрессивным", членства в компартии от зарубежного писателя или режиссера уже не требовалось.

Появился специальный термин: "люди доброй воли". Не стопроцентно наши, но и не враги.

Они-то и съехались в Москву, причем в небывалом количестве - 34 тысячи человек из 131 страны!

Самые многочисленные делегации - по две тысячи человек - прибыли из Франции и Финляндии.

В фаворе у хозяев были представители "третьего мира", особенно насеровского Египта и только что получившей независимость Ганы.

Ряд делегаций представляли не государства, а национально-освободительные движения. "Героев", ненадолго вырвавшихся в Москву, старались принять особенно сердечно. Пресса расписывала трудности и опасности, которые им пришлось для этого преодолеть. В СССР никого не волновало, что у себя на родине они считались членами незаконных вооруженных формирований.

Советский размах

Советский Союз подготовился к мероприятию так, как умеют только в тоталитарных странах.

К фестивалю построили стадион "Лужники", расширили проспект Мира и впервые закупили венгерские "Икарусы".

Прежде всего, гостей старались поразить масштабами.

На церемонии открытия в тех самых Лужниках танцевально-спортивный номер исполняли 3200 физкультурников, а с восточной трибуны выпустили 25 тысяч голубей.

Белого голубя сделал символом борьбы за мир Пабло Пикассо. На предыдущем фестивале в Варшаве получился конфуз: голуби жались к ногам выпускающих и отказывались лететь.

В Москве голубятников-любителей специально освобождали от работы. К фестивалю вырастили сто тысяч птиц и отобрали самых здоровых и подвижных.

В главном мероприятии - митинге "За мир и дружбу!" на Манежной площади и прилегающих улицах участвовало полмиллиона человек. Больше москвичей собралось только на митинг и рок-концерт в честь победы над ГКЧП 24 августа 1991 года.

Всего с 28 июля по 11 августа состоялось больше 800 мероприятий, среди которых были такие экзотические, как бал в Грановитой палате и массовый заплыв с факелами по Москве-реке.

На фестивале были аккредитованы две тысячи журналистов. Для них и для гостей ввели 2800 новых телефонных номеров - очень много по меркам того времени.

Официальной песней фестиваля был "Гимн демократической молодежи" ("Песню дружбы запевает молодежь, эту песню не задушишь, не убьешь!"), но его подлинной музыкальной темой стали "Подмосковные вечера", звучавшие буквально всюду. Эта светлая и щемящая мелодия на несколько лет сделалась в СССР культовой.

Многое в те две недели произошло в стране впервые: прямые телетрансляции, ночная подсветка Кремля и Большого театра, фейерверк не в честь революционного праздника или военной победы.

Ветер перемен

Советская молодежь в суровые и скудные послевоенные годы не была избалована впечатлениями и удовольствиями, она кинулась в фестивальный вихрь с энтузиазмом, который в наши дни трудно понять и вообразить.

При огромном количестве гостей контролировать общение было невозможно, да никто особо и не пытался.

Две недели на улицах и в парках шло массовое братание. Нарушались заранее расписанные регламенты, мероприятия затягивались за полночь и плавно перетекали в гуляние до рассвета.

Знавшие языки радовались возможности блеснуть эрудицией и поговорить о еще недавно запрещенных импрессионистах, Хемингуэе и Ремарке. Гости бывали потрясены эрудицией собеседников, выросших за "железным занавесом", а молодые советские интеллектуалы - тем, что иностранцы не ценят счастья свободно читать любых авторов и ничего о них не знают.

Кто-то обходился минимумом слов. Через год в Москве появилось множество темнокожих ребятишек, которых так и называли: "дети фестиваля". Их матерей не отправляли в лагеря "за связь с иностранцем", как случилось бы еще недавно.

Конечно, кого попало, в Москву не приглашали. Подавляющее большинство зарубежных участников были "друзьями СССР", "борцами против колониализма", "людьми прогрессивных взглядов". Другие и не поехали бы на фестиваль меньше чем через год после венгерских событий. Но гости принесли совершенно непривычную для советских людей интеллектуальную и поведенческую свободу.

Все понимали, что праздник не может длиться вечно. Но очевидцы вспоминают: это было не просто грандиозное веселье, казалось, что навсегда наступает какая-то совершенно новая, лучшая жизнь.

Чуда не произошло. Но именно после Московского фестиваля в СССР появились джинсы, КВН, игра в бадминтон и абстрактная живопись, а Кремль был открыт для публики. Начались новые веяния в литературе и кино, "фарцовка" и диссидентское движение.

В одну реку дважды не войдешь

Летом 1985 года Москва опять принимала Всемирный фестиваль молодежи - двенадцатый по счету. Как и в первый раз, отпустили немалые средства, подготовили программу, привели в порядок город.

Однако ничего похожего на фестиваль 1957 года не получилось, и никому "сиквел" особо не запомнился.

С одной стороны, к середине 80-х для советских граждан иностранцы давно перестали быть невидалью.

С другой - политика советских властей была жестче, чем во времена "оттепели". У власти уже находился Михаил Горбачев, но слова "гласность" и "перестройка" еще не прозвучали, а отношения с Западом были близки к точке замерзания.

Гостей фестиваля старались плотно занять и держать подальше от москвичей. Общались с ними главным образом специально подобранные комсомольцы.

Нынешним летом московская мэрия и общественная организация "Федерация мира и согласия", которую возглавляет ветеран советской международной журналистики Валентин Зорин, провели в Москве "круглый стол" и шествие по проспекту Мира в честь 50-летия фестиваля 1957 года.

О степени общественного внимания к мероприятию свидетельствует красноречивый факт: организаторы перенесли его с конца июля, когда, собственно, отмечается юбилей, на 30 июня, чтобы потенциальные участники не разъехались на дачи и каникулы.

Самих же фестивалей больше не устраивают. Советская эпоха ушла в прошлое вместе со всем плохим и хорошим, что в ней было.



Всемирные фестивали молодежи и студентов как праздники мира, дружбы и свободы основывались на важной концепции объединения всех молодежных организаций мира против войны и фашизма. Эта идея отразилась и в визуальной культуре фестивального движения, которая имеет свою историю.

Главный символ Всемирных фестивалей молодежи и студентов - ромашка с пятью разноцветными лепестками, земным шаром и белой голубкой в центре. Эта эмблема сегодня известна во всем мире и продолжает оставаться официальным символом фестивального движения.

Мало кто знает, что родилась фестивальная ромашка лишь к VI Всемирному фестивалю молодежи и студентов благодаря советскому художнику Константину Михайловичу Кузгинову.

Первые фестивали, проходившие в Праге (1947), Будапеште (1949), Берлине (1951), Бухаресте (1953), Варшаве (1955), имели свою символику, объединенную единым художественным стилем. Идея мира и дружбы в них выражалась очень ярко - в образах молодых парней и девушек, которые держатся за руки, над ними парит белая голубка.

Белая голубка с веточкой оливы в клюве появилась в символике фестивалей благодаря испанскому художнику Пабло Пикассо в 1949 году и облетела весь мир. Первый вариант голубки Пикассо, изображенный на плакате Всемирного конгресса сторонников мира в Париже, сильно отличался от того, который мы привыкли видеть на значках и открытках. Это было реалистичное изображение голубя с мохнатыми лапками и без веточки оливы в клюве, однако позже это изображение дополнялось.

Открытка I Всемирного фестиваля молодежи и студентов, 1947

Пикассо любил голубей, традиция изображать этих птиц досталась ему от отца. Он рисовал картины с изображением голубей и давал маленькому Пабло Пикассо дорисовывать им лапки.

Позже Илья Эренбург вспоминал о своей встрече с Пабло Пикассо:

Помню обед в его мастерской в день открытия Парижского конгресса сторонников мира. В тот день у Пабло родилась дочь, которую он назвал Паломой (по-испански “палома” - голубка). За столом нас было трое: Пикассо, Поль Элюар и я. Сначала мы говорили о голубях. Пабло рассказывал, как его отец, художник, часто рисовавший голубей, давал мальчику дорисовывать лапки - лапки успели надоесть отцу. Потом заговорили вообще о голубях; Пикассо их любит, всегда держит в доме; смеясь, он говорил, что голуби жадные и драчливые птицы, непонятно, почему их сделали символом мира. А потом Пикассо перешел к своим голубкам, показал сотню рисунков для плаката — он знал, что его птице предстоит облететь мир ”.

(из книги Ильи Эренбурга “Люди, годы, жизнь”. В 3-х томах. М.: Текст, 2005).

Возможно, сам Пикассо не догадывался, какое значение для фестивального движения в мире будет иметь его изображение голубки, но в том же году Академия изящных искусств Филадельфии присудила “Голубке” Пикассо памятную медаль Пеннела.

Пабло Пикассо. Плакат I Всемирного конгресса сторонников мира в Париже, январь 1949 г.

В 1957 году перед фестивалем по традиции был объявлен Всесоюзный конкурс на создание эмблемы VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве. На конкурс было подано более 300 эскизов, в том числе и ромашка с пятью лепестками художника Константина Михайловича Кузгинова. К тому времени он имел опыт создания подобных материалов - он сделал ряд плакатов, которые украшали фестивали Будапешта и Берлина в 1949 и 1951 гг.

В одном из интервью Любовь Борисова, дочь К.М. Кузгинова, рассказывала, как ее отцу пришла идея создания фестивальной эмблемы:

Я задался вопросом: что же такое фестиваль? И ответил так - молодость, дружба, мир и жизнь. Что точнее может символизировать все это? Работая над эскизами эмблемы, я находился на даче, когда всюду цвели цветы. Ассоциация родилась быстро и удивительно просто. Цветок. Сердцевина - земной шар, а вокруг 5 лепестков-континентов”. Лепестки обрамляют голубой шар Земли, на котором написан девиз фестиваля: “За мир и дружбу” “ (из интервью с Любовью Борисовой на официальном сайте XIX ВФМС 2017 http://www.russia2017.com/posts/18).

Ромашка сразу приглянулась жюри своей простотой и в то же время глубокой идеей, которую она в себе несла, - победитель был определен довольно быстро.

Настолько лаконичного символа фестиваля придумать было сложно, поэтому в 1958 году Венский конгресс Всемирной федерации демократической молодежи принял решение взять ромашку за основу всех последующих фестивальных эмблем.

Позже, к XII фестивалю 1985 года, ромашка дополнилась графически стилизованным изображением голубки, той самой голубкой Пикассо. Автором обновленной версии фестивальной ромашки стал советский художник Рафаэль Масаутов.

Эмблемы Всемирных фестивалей молодежи и студентов 1957, 1985 и 2017

В 1957 году на церемонии открытия тысячи девушек и юношей создали яркий фон фестивальной ромашки, тогда всему миру впервые был представлен новый фестивальный символ. Была придумана целая коллекция ярких открыток с фестивальной ромашкой, посвященных первому фестивалю в СССР.

Фото открыток присланы участниками Общероссийской акции “Дневники Всемирного фестиваля молодежи и студентов - Москва, 1957, 1985”

Фестивальная символика также гармонично встраивалась в элементы городского декора, в пиктограммы, знаки-указатели, печатные плакаты, что создавало атмосферу праздника, безграничного свободного общения на фестивалях 1957 и 1985 гг.

Торжественное шествие в день открытия VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов, Москва 1957. Фото с сайта pastvu.com

К XII Всемирному фестивалю молодежи и студентов 1985 года в украшенной Москве еще узнавались элементы олимпиадной символики, однако олимпийские медведи в витринах магазинов уже сменились на красочные сувенирные куколки в сарафанах и кокошниках.

Разноцветную ромашку на XII Всемирном фестивале молодежи и студентов дополнил еще один символ, полюбившийся и запомнившийся всем. Изображение девочки Катюши в ярко-красном сарафане и кокошнике. Кокошник по задумке автора эмблемы напоминал ту самую фестивальную ромашку 1957 года, которая отлично подходила к русскому народному костюму Катюши.

В интервью Российской государственной библиотеке для молодежи Михаил Веременко вспоминал, как пришла идея Катюши:

“Я поехал домой, сижу в автобусе, и вдруг у водителя заиграла песня “Катюша”. Я подумал, надо же, какая интересная идея, ведь песню знают во всем мире. Ее исполняют на английском, на японском, на китайском языке, а никто не пробовал создать этот образ. И вдруг у меня сразу в голове появилась мысль превратить эту фестивальную ромашку в русский кокошник. А дальше все было уже просто, я приехал домой и начал рисовать. Нарисовал головку, нарисовал кокошник, он скомпоновался очень хорошо. Ну а кокошник предполагает русский сарафан, и внизу по подолу надпись должна быть - “ XII Москва 1985”. Руки я решил сложить на груди, пусть она держит голубя. Голубь - символ мира, все очень подходит для фестиваля. Я позвонил в фестивальный комитет, приехал, они говорят: “Вот это, наверное, то, что нам нужно”. И начали разрабатывать этот образ дальше”.

В образе Катюши заключалась глубокая идея, она была яркой, понятной и близкой всем, поэтому ее быстро подхватили ансамбли, школьные кружки и художественные мастерские.

Кроме того, этот образ был очень подходящим с художественной и дизайнерской точки зрения для создания фестивальных значков, красивых сувенирных кукол, плакатов с ее изображением, открыток, марок и пр.

Одно из концертных выступлений фестивальной программы XII Всемирного фестиваля молодежи и студентов, Москва 1985

К фестивалю 1985 года было изготовлено 500 живописных панно, 450 текстовых лозунгов и призывов с фестивальной символикой, сотни флаговых композиций, 129 светодинамических установок. Праздничные украшения особенно эффектно выглядели в подсвете вечернего светового оформления.

Фестиваль молодежи и студентов в 2018 году будет юбилейным, двадцатым по счету. Традиция праздновать единение молодежи всех стран мира возникла в далеком 1947 году, и с той поры раз в несколько лет во многих городах планеты проходили фестивальные мероприятия, имевшие большое политическое, культурное и спортивное значение.

В 2017 году это грандиозное событие международного масштаба состоится в октябре в олимпийском городе Сочи, а вот решение, где будет проходить фестиваль в 2018 году, пока еще не принято. Организаторы мероприятия – Всемирная федерация демократической молодежи и Международный союз студентов.

Фестиваль проводится нерегулярно, и может так статься, что юбилейный, XX фестиваль молодежи пройдет не в 2018 году, а позже.

История

Первый Всемирный фестиваль молодежи и студентов прошел в 1947 году в Праге. Дважды этот культурно-спортивный форум левых молодежных движений – в 1957 и 1985 годах – собирался в Москве. Фирменный логотип-цветок и девиз «За мир и дружбу» стали символами самых значимых событий в сфере молодежного движения в истории СССР.

Главными задачами мероприятия в послевоенные годы были борьба за политические права молодежи, мир во всем мире. В целом его характеризовали антиимпериалистическая направленность, пропаганда интернационализма.

С каждым годом количество участников росло: московской фестиваль 1957 года принял 34 тысячи человек из 130 стран.

Вначале мероприятия проходили раз в два года, но постепенно перерыв между ними стал увеличиваться до нескольких лет. В конце 1980-х годов с развалом СССР и крахом социализма в государствах Восточной Европы фестиваль не проходил долгих восемь лет. Однако в середине 1990-х фестиваль был возрожден и вновь стал крупным международным событием.

Традиционно в программу фестивалей входят:

  • торжественный парад делегаций;
  • политические семинары и дискуссии;
  • конференции;
  • спортивные состязания;
  • концерты;
  • конкурсы;
  • выставки;
  • культурные празднества.

Как попасть на фестиваль, его участники

Для того чтобы стать участником необходимо зарегистрироваться на его сайте, быть молодым человеком от 18 до 35 лет и принадлежать к какой-либо категории:

  • представителям молодежных общественных организаций;
  • творческой и спортивной молодежи;
  • молодым инженерам и IT-специалистам;
  • лидерам студенческого самоуправления;
  • молодым ученым и преподавателям вузов;
  • лидерам молодежных организаций политических партий;
  • молодым предпринимателям.

Главные критерии отбора: активная жизненная позиция, участие в общественной и политической жизни страны, чувство причастности к судьбам мира.

Волонтерская деятельность

В организации и проведении последнего фестиваля значительную роль играют волонтеры. Тысячи добровольцев стремятся оказать посильную помощь в разных сферах деятельности молодежного форума:

  • в сопровождении гостей и участников фестиваля;
  • в проведении парада и других мероприятий;
  • в организации питания;
  • в предоставлении услуг переводчиков;
  • в встречах и проводах делегаций;
  • в обеспечении работы СМИ и многом другом.

К участию в работе Сочинского фестиваля будет привлечено более 7000 человек. Волонтерами могут стать люди старше 18 лет, знающие хотя бы один иностранный язык, стремящиеся получить новые знания и обрести новых друзей. Волонтеры – это не обязательно представители молодежи. Есть так называемые «серебряные» волонтеры – люди старше 50 лет.

Кроме россиян в работе фестиваля будут участвовать международные волонтеры. Для этого было подписано соглашение между российскими волонтерскими центрами и программой «Добровольцы ООН»».

Хронология

Год Место
1947 Прага, Чехословакия
1949 Будапешт, Венгрия
1951 Берлин, ГДР
1953 Бухарест, Румыния
1955 Варшава, Польша
1957 Москва, СССР
1959 Вена, Австрия
1962 Хельсинки, Финляндия
1968 София, Болгария
1973 Берлин, ГДР
1978 Гавана, Куба
1985 Москва, СССР
1989 Пхеньян, КНДР
1997 Гавана, Куба
2001 Алжир, Алжир
2005 Каракас, Венесуэла
2010 Претория, ЮАР
2013 Кито, Эквадор
2017 Сочи, Россия

11. 05. 2016 3 280

Интервью с Любовью Борисовой, дочерью Константина Михайловича Кузгинова – московского художника, автора эмблемы Всемирного фестиваля молодежи и студентов.

Идеи Всемирного фестиваля молодежи и студентов лаконично и емко нашли отражение в его символе – родной и всем полюбившейся фестивальной ромашке. Примечательно, что создана она была в Советском Союзе московским художником Константином Михайловичем Кузгиновым.

– Расскажите, как идея Вашего отца заслужила общемировое признание?

– Основой того успеха, который выпал на долю моего отца в его работе над эмблемой VI фестиваля молодежи и студентов в Москве стало то, что как профессиональный художник он к тому времени уже создал ряд плакатов, которые украшали фестивали Будапешта и Берлина в 1949 и в 1951 году. Но вернемся в 1957 год. Был объявлен Всесоюзный конкурс на создание эмблемы фестиваля, в котором мог принять участие любой желающий. Всего было представлено порядка 300 эскизов со всего Союза. Жюри сразу же обратило внимание на папин цветок, который был прост, но вместе с тем – уникален. Дело в том, что присланные на конкурс эскизы либо повторяли голубя Пабло Пикассо, который являлся символом первого фестиваля молодежи, либо страдали сложностью рисунка. Последнее было недопустимо, так как при изменении масштаба, например до нагрудного значка, эмблема теряла вложенный в нее смысл. Василий Ардаматский в своей книге «Пять лепестков» пишет, что «настоящее искусство не терпит повторений», поэтому идея, связанная с образом голубя, также не стала актуальной. Как сообщали тогда в газетах, эмблема покорила сердца участников всемирного молодежного фестиваля. Поэтому в 1958 году Венский конгресс Всемирной федерации демократической молодежи объявил о том, что ромашка Константина Кузгинова взята за постоянную основу для всех последующих форумов. Теперь эту эмблему знает весь мир. Сегодня она является точкой отсчета для предстоящего 60-летнего юбилея фестиваля молодежи и студентов России.

– А как же расцвела фестивальная ромашка?

– В одном из интервью отец сказал: «Я задался вопросом: что же такое фестиваль? И ответил так – молодость, дружба, мир и жизнь. Что точнее может символизировать все это? Работая над эскизами эмблемы, я находился на даче, когда всюду цвели цветы. Ассоциация родилась быстро и удивительно просто. Цветок. Сердцевина – земной шар, а вокруг 5 лепестков-континентов». Лепестки обрамляют голубой шар Земли, на котором написан девиз фестиваля: «За мир и дружбу». Еще я помню, он говорил о том, что его вдохновили, как спортсмена, олимпийские кольца – символ единства спортсменов всего мира. Фестивальная ромашка настолько прочно укоренилась в памяти поколений и культуре фестиваля, что сегодня, на мой взгляд, придумать что-то новое, более емкое и лаконичное, крайне сложно. Очень важно ее сохранить, ведь это история и достояние нашей страны.

– У Вас собрана очень интересная коллекция разнообразных предметов с символикой фестиваля.

– Да, начинал собирать ее папа. Затем продолжила я. Это уникальная коллекция артефактов. И это здорово, когда привычные в быту вещи украшают эмблемой такого яркого события. В коллекции, помимо значков, почтовых открыток и марок, можно увидеть кубок, кружки, спичечные коробки, запонки, фотоальбомы и многое другое. Благодаря антикварным магазинам и всевозможным блошиным рынкам я до сих пор пополняю эту коллекцию. Думаю, что этот опыт обязательно нужно использовать при организации грядущего фестиваля. Всегда хочется что-то оставить на память. В далеком 1957 году понимали, что нужен свой уникальный символ, в образе которого будет заложен дух фестиваля. И причастность современной молодежи к созданию чего-то подобного, возможность проявить инициативу, а может быть и открыть новые таланты благодаря конкурсу – безусловный плюс.

– И в завершении, чего бы Ваш отец пожелал будущим участникам XIX Всемирного фестиваля молодежи и студентов 2017 года?

– Думаю, он был бы счастлив, узнав о том, что это грандиозное событие вновь примет наша страна, и пожелал бы Фестивалю и его участникам процветания, радости, счастья, мира и дружбы. Эпитетов много, но главное чтобы этими словами прониклась молодежь и сохранила их в своих сердцах.

ИСТОРИЯ ВСЕМИРНЫХ ФЕСТИВАЛЕЙ МОЛОДЕЖИ И СТУДЕНТОВ

В октябре — ноябре 1945 в Лондоне проходила Всемирная конференция демократической молодёжи. В ней участвовало около 600 представителей из 63 стран: молодые коммунисты, социалисты, христиане и др. 10 ноября на заключительном заседании конференции было решено создать Всемирную федерацию демократической молодёжи (ВФДМ) для содействия взаимопониманию и сотрудничеству молодёжи во всех областях экономической, политической, общественной и культурной жизни, борьбе против социального, национального и расового угнетения, за мир и безопасность народов, за права молодёжи. С тех пор 10 ноября отмечается как Всемирный день молодёжи. В августе 1946 в Праге собрался 1-й Всемирный конгресс студентов, на котором был создан Международный союз студентов (МСС), провозгласивший своей целью борьбу за мир, против фашизма, колониализма, за социальный прогресс, демократическую реформу образования, за права студентов.

Вскоре, однако, деятельность ВФДМ и МСС стала наталкиваться на противодействие вошедших в их состав консервативных, антидемократических элементов. В октябре 1946 в пригороде Парижа Монруже был созван Конгресс социалистической молодёжи, на котором был основан Международный союз молодых социалистов (МСМС); его лидеры открыто заявили о своей антикоммунистической ориентации. В 1947 в Кембридже (Великобритания) была образована Всемирная федерация либеральной и радикальной молодёжи (на основе существовавшего в 1929—40 Международного союза либеральной и демократической молодёжи)…

В условиях раскола молодёжного движения ВФДМ и МСС вели борьбу против "холодной войны" и империалистической агрессии. Они развернули всемирную кампанию солидарности молодёжи с борьбой корейского народа против вооружённой интервенции США и их союзников в 1950—53, активно поддержали антиимпериалистическую борьбу вьетнамских и алжирских патриотов. Сотни тысяч активистов молодёжных организаций собирали подписи под Стокгольмским воззванием, организовывали марши за мир, против угрозы термоядерной войны. По призыву ВФДМ и МСС прогрессивная молодёжь выступала в защиту Кубинской революции, против тройственной агрессии в Египте в 1956. Массовыми действиями отмечались ежегодно в разных странах 21 февраля (с 1949) — День международной солидарности со студентами и молодёжью, борющимися за национальную независимость, и 24 апреля (с 1957) — Международный день солидарности молодёжи в борьбе против колониализма, за мирное сосуществование.

Яркой манифестацией боевой антиимпериалистической солидарности юношей и девушек стали Всемирные фестивали молодёжи и студентов. В различных странах Европы, Азии, Африки и Америки проводились молодёжные и студенческие конференции, семинары и симпозиумы, на которых обсуждались вопросы укрепления мира, ликвидации колониальной системы, борьбы за социально-экономические и политические права молодёжи и студентов (1-я Всемирная конференция трудящейся молодёжи в Праге, 1958; Международная студенческая конференция за мир в Праге, 1958; Всемирный форум молодёжи в Москве, 1961; Международная конференция молодёжи и студентов за разоружение, мир и национальную независимость — Флоренция, 1964; Всемирный форум солидарности молодёжи и студентов в борьбе за национальную независимость и освобождение, за мир — Москва, 1964, и др.). Значительную помощь оказывали ВФДМ и МСС, союзы молодёжи социалистических стран формировавшимся в 50—60-е гг. юношеским организациям в странах Африки, арабского Востока, Юго-Восточной Азии.

Большая Советская энциклопедия

“БРЕШЬ В ЖЕЛЕЗНОМ ЗАНВЕСЕ”

Бывают события, не выцветающие в эмоциональной памяти, не поддающиеся горькой и язвительной переоценке, согревающие душу в самые промозглые "окаянные" дни. Вспоминая о которых, завидуешь сам себе - неужели это было в твоей жизни?! Те, что принадлежали истории и, одновременно, навсегда определили твою частную, мало кому интересную судьбу.

50 лет назад, июльским вечером 1957 года, ощутив укол неведомого, но пронзительного шила, я выскочил из дому на Пушкинскую улицу. Через три минуты оказался на улице Горького, прозванной нашим поколением "Бродвеем", но от этого не менее советской, помпезной и чинной. В этот почти уже ночной час в ее незыблемо державной атмосфере сквозило нечто непривычное - радостная взвинченность, какое-то волнение. От Манежной площади прямо по мостовой, пренебрегая гудками машин и милицейскими трелями, подымалась толпа, никогда на московских улицах невиданная. Пестрая, почти карнавально разодетая, непочтительная, веселая, звенящая гитарами, бьющая в барабаны, дующая в дудки, орущая, поющая, танцующая на ходу, хмельная не от вина, а от свободы и самых чистых и лучших чувств, незнакомая, неизвестная, разноязыкая - и до озноба, до боли родная. В тот момент я и понял, что мечты действительно сбываются, что моя послевоенная, дворовая юность совпала с юностью века. В Москву пришел всемирный фестиваль молодежи и студентов "За мир и дружбу между народами".

Жить в закрытой стране - значит воспринимать географическую карту Земли как нечто подобное карте звездного неба, сознавая, что поехать в Париж столь же несбыточно, как полететь на Марс. Это значит - смотреть на случайно встреченного на улице иностранца и впрямь как на марсианина - со смешанным чувством любопытства и страха. Это значит, что о родственниках и даже знакомых, проживающих не в конкретной стране, а в некоей обобщенной, подозрительной "загранице", надо забыть, словно о неприличном сне. И, наконец, что за берет или клетчатую рубашку тебя на улице вполне могут отлупить как стилягу, носителя чуждой идеологии, чуждых манер и нравов и просто за сходство с персонажами из журнала "Крокодил". Кстати, он был едва ли не единственным источником знакомства с зарубежной жизнью. Не считая "Иностранной кинохроники", где позволялось на несколько секунд увидеть Эйфелеву башню, нью-йоркский небоскреб или мадридскую корриду. Знаю людей, которые по пятнадцать раз смотрели каждый выпуск этого киножурнала. По сути, они в замочную скважину имели возможность заглянуть за "железный занавес".

И вот в этом самом "железном занавесе" и была проделана огромная брешь, название которой - фестиваль молодежи и студентов. Я видел это собственными глазами уже в то самое утро, что наступило после небывалого вечера. Неслыханное утро!

Фестиваль ехал по Москве в автобусах и в открытых грузовиках (на всех гостей автобусов не хватало). Он плыл по Садовому кольцу, которое представляло собой бескрайнее человеческое море. Вся Москва, простецкая, только-только пришедшая в себя после военных карточек и очередей, еще не забывшая о борьбе с космополитизмом и низкопоклонством, кое-как приодевшаяся, едва начавшая выбираться из подвалов и коммуналок, стояла на мостовой, тротуарах, крышах домов и тянула к проезжающим гостям руки, истосковавшиеся по пожатию таких же теплых человеческих рук. Географическая карта обрела конкретное воплощение. Мир действительно оказался потрясающе разнообразен. И в этом многообразии рас, характеров, языков, обычаев, одежд, мелодий и ритмов - поразительно един в желании жить, общаться и узнавать друг друга. Теперь такие слова и намерения кажутся банальностью. Тогда, в разгар "холодной войны" они воспринимались как необычайное личное открытие. Наша страна открывала мир, приобщаясь ко всему роду человеческому. А мир открывал нашу страну... Не помню, ел ли я что-то в те дни и ложился ли спать. Я просто был счастлив. Все 14 дней, с утра и до вечера.

Однажды вечером компанию французов мы привели в гости к нашему однокласснику, в огромную московскую коммуналку, переделанную из бывших номеров. Каким-то образом весь старый двор узнал, что в квартире на втором этаже принимают молодых парижан, и народ повалил к нам с пирогами, с вареньем, естественно, с бутылками и прочими дарами простого русского сердца. Француженки ревели в голос. Между прочим происходило все это на Пушечной улице, в ста метрах от знаменитого здания, мимо которого москвичи в те годы проходили, рефлекторно опуская глаза и ускоряя шаг.

Теперь я думаю, что летом 57-го железобетонная регламентация советского бытия бесповоротно пошатнулась. Невозможно сделалось контролировать все на свете: вкусы, моду, будничные привычки, музыку в эфире. На идеях, эмоциях, на песнях и танцах фестиваля мое поколение преобразилось в течение считанных дней. Все советские вольнодумцы, все знатоки джаза и современного искусства, модники и полиглоты имеют своим происхождением лето 57-го.

Никакие последующие обострения политических отношений между Востоком и Западом, идейные проработки и гонения так и не смогли заглушить независимый дух фестиваля. А ведь задуман он был как сугубо идеологическое мероприятие: под прикрытием борьбы за мир и дружбу между народами подрывались буржуазные устои, разрывались цепи колониализма, утверждались коммунистические идеалы. Но, во-первых, борьба за мир действительно объединяла. А во-вторых, как известно, живая жизнь всегда шире и ярче идеологии. И американский борец за мир в техасских джинсах, и французский коммунист, похожий на фланера с Больших бульваров, и токарь с ФИАТа, неотличимый от всех персонажей неореализма, - безотчетно пробивали в "железном занавесе" дыры. Залатать их у сусловских идеологов не хватило сил.

Из воспоминаний писателя Анатолий Макарова

ГОЛУБИ ДЛЯ ФЕСТИВАЛЯ

Среди тех, кто непосредственно готовил фестиваль, - Владлен КРИВОШЕЕВ, ныне - ученый, кандидат экономических наук, а тогда - инструктор орготдела Московского горкома комсомола. Владлену Михайловичу была поручена самая, может быть, экзотическая задача…

В 1955 году (за два года до фестиваля) инструктора Кривошеева вызвал тогдашний первый секретарь МГК комсомола Михаил Давыдов: «С сегодняшнего дня освобождаешься от всех дел. Займешься голубями». Голубями?

В кабинете сидел еще мужчина, как выяснилось, - Иосиф Туманов (потом -

народный артист СССР, известный постановщик массовых народных зрелищ). «Важнейшая задача! - продолжал Давыдов. - Через два года нам нужны 100 тысяч голубей!» А Туманов достал что-то вроде брошюры с печатями и визами -

сценарий мероприятий фестиваля.

…В 1949 году в Париже проходил I Всемирный конгресс сторонников мира. Требовалась эмблема. Знаменитый Пабло Пикассо, вспомнив, очевидно, древние легенды, изобразил голубку с оливковой веточкой в клюве. Так голубь стал символом мира. Фестивали молодежи и студентов (не только наш) проходили под девизом «За мир и дружбу между народами!». Церемония открытия традиционно начиналась с торжественного прохода по стадиону делегаций стран-участниц. И традиционно же проход этот предварял взлет голубиной стаи: голуби как бы начинали весь праздник.

Но Туманову стаи было мало. По его задумке одна за другой над Лужниками (которые к фестивалю спешно строились) должны были взмыть три волны голубей - белые, за ними красные, следом сизые. Поскольку «в верхах» все уже было утверждено, Давыдов подчеркнул: «Сценарий для нас закон».

Эти три волны Кривошееву и надлежало подготовить.

И смотри, чтобы не было, как в Варшаве! - строго предупредил «первый».

Варшавский фестиваль только что закончился. Голуби там подгадили - в прямом и переносном смыслах. Поляки вынесли на центр стадиона огромный ларец, распахнули крышку, полагая, что птицы рванут в небо белым факелом. Но они не рванули, а выползли и стали бродить по стадиону, мешая движению колонн... Позор, одним словом.

Прежде всего было решено: всякие изысканные чеграши, дутыши, турманы - побоку. Ставим на обычных почтовых - они способны в нужный момент обеспечить нужный полет. Просто их за два года требуется вывести потребное количество. Кстати, сколько? Цифра 100 тысяч явно была взята с потолка, но, как ни странно, оказалась уместной. Нам ведь нужна гарантированно сильная и выносливая птица? Следовательно, если выведем 100 тысяч, то из этого количества за счет отбраковки получим к нужному сроку тысяч 40 именно таких - молодых, крепких. И срок в два года - тоже нормально. Если начать работу сейчас, то к 1957 году как раз станет на крыло третье поколение: экземпляры, гарантированно подходящие к операции.

По заводам пошли разнарядки: «Московский горком комсомола... во исполнение... просим оказать содействие...». На предприятиях возводили голубятни. Мособлисполком обязали поставлять фураж…

И все-таки они взлетели - 40 000 голубей!

Правда накануне была целая операция по свозу птиц на подмосковную птицефабрику, отсортировке - слабые в сторону! - рассадке по специально сконструированным коробкам (4000 коробок по 10 гнезд в каждой), в которых крылатые бедолаги должны были выдержать 6 часов (!), сохранив силы для полета. Потом две колонны грузовиков в сопровождении машин ГАИ двинулись в четыре утра к Москве, чтобы за 2 часа до старта быть на стадионе. А там 4000 выпускающих (участники «живого фона» на восточной трибуне) ждали сигнала... В общем, тут рассказывать можно много... Но если вы никогда не видели, как взмывают одновременно десятки тысяч голубей - причем снизу они все смотрелись белыми, и потому показалось, что в небо плеснула кипенно-снежная лава, - знайте, вы многое потеряли в жизни. Кадры кинохроники сохранили этот момент. Трибуны ахнули, зрители повскакивали с мест, аплодировали...