Литературная викторина на тему: «Сказки братьев гримм. Волшебная страна братьев Гримм

Оборудование:

1. Картонные куклы: рыба-камбала, бабка, лягушонок.

2. Флажки с названиями сказок братьев Гримм:

«Волк и семеро козлят»,

«Братец и сестрица»,

«Золушка»,

«Госпожа Метелица»,

«Красная Шапочка»,

«Бременские уличные музыканты»,

«Соломинка, уголек и боб»,

«Мальчик-с-пальчик»,

«Снегурочка»,

«Шесть лебедей»,

«Одноглазка, Двуглазка и Трехглазка».

3. Запись песен из м/ф «Бременские музыканты»:

«Песня разбойников»,

«Песня атаманши».

Ход мероприятия

I. Организационный момент.

II. Слово ведущего (рассказчица - библиотекарь) о жизни братьев Гримм.

Ведущий . Хотите верьте - хотите нет, но нам, библиотекарям, часто приходится бывать в сказочной стране, чтобы старые сказки не забывались, а новые узнавались.

И вот гуляла я как-то по бескрайней сказочной стране и заблудилась в дремучих лесах. Иду и не знаю, где я. Вдруг выхожу на морской берег, смотрю - старик с рыбкой разговаривает. Ну, думаю, все ясно! Это «Сказка о рыбаке и рыбке», русская.

Но только замечаю, что рыбка какая-то не такая. Слишком плоская - камбала, одним словом!

И просьбы у старухи какие-то неправильные:

Ступай к камбале-рыбе, пусть подарит нам большой каменный замок!

Муж, хочу стать я Папой Римским, ступай поскорее к рыбе, должна я сегодня же сделаться Папой.

Мигом ступай к морю, хочу я стать Богом!

Ну, конечно, все кончилось печально. Осталась у старика со старухой одна ветхая избушка. А я задумалась: «Неужели кто-то сказки неправильно рассказывает?»

Ты Царевна-лягушка? - спрашиваю. - Из русской сказки?

Нет, я не русская царевна, а немецкий Король-лягушонок. Я сижу в колодце и жду, когда Королевна согласится взять меня в товарищи и, рассердившись, бросит меня изо всех сил об стенку, тогда я превращусь в Королевича с прекрасными ласковыми глазами...

А! - хлопнула я себя по лбу. - Я все поняла! Это же не русские сказки, а немецкие, братьев Гримм! Похожи, конечно, на русские, ведь все сказки в родстве состоят, но наши добрее.

Обрадовалась я, что всё вот так здорово, научно объяснилось, и решила побольше об этих братьях Гримм и их сказках выяснить. И вот что я узнала...

Давным-давно, более двухсот лет назад в Германии жили- были муж и жена - Филипп-Вильгельм и Доротея, и было у них шестеро детей. И отец, и дед, и сам Филипп-Вильгельм были юристами и работали в суде. И фамилия у них была подходящая - Гримм, что в переводе означает «гнев».

Примечание. Эта информация (о значении фамилии) может быть предложена в качестве вопроса для игры «Поле чудес». В этом случае задание будет звучать так: «В переводе с немецкого фамилия Гримм означает чувство сильного возмущения, негодования. Назовите это чувство».

Дружно жили дети, но двое старших, погодки - Якоб и Вильгельм - были просто неразлучны. Отец нанял учителя, который преподавал детям все предметы: счет и письмо, Закон Божий, латынь - язык ученых и юристов. Он же обучал игре на скрипке и фортепиано. Приходя на урок, учитель первым делом доставал и раскладывал на столе свои педагогические инструменты: короткие кожаные плетки и палки различной длины. Но Якоб и Вильгельм учились хорошо, их отец уже мечтал, как сыновья продолжат семейную традицию и тоже станут судьями или адвокатами.

И вот когда Якобу исполнилось 11 лет, я Вильгельму - 10, умер их отец, и осталась Доротея одна с шестью детьми. Теперь братья стали старшими мужчинами в семье, но единственное, чем они могли помочь матери, - это поскорее выучиться и начать работать.

Через два года мать отправила их к тете, которая заботилась и помогала сиротам. Зато уж как они занимались! За четыре года братья закончили 8 классов гимназии и поступили в университет. Они уже было совсем стали юристами, как вдруг...

На глаза им попался сборник песен. Эти песни написаны были вроде бы по-немецки, но половина слов непонятна. Это был старонемецкий язык, уже и тогда, 200 лет назад, его мало кто знал. Братья решили перевести эти песни на современный им язык: «Надо же нам, немцам, знать старинные песни своего народа!»

Потом они начали собирать предания и легенды и тоже их пересказывать так, чтоб всем было понятно и интересно. А затем братья составили первую грамматику немецкого языка и начали работать над первым словарём немецкого языка, они первые научили немцев грамотно писать.

И стали братья Гримм при жизни знамениты как серьезные ученые, знатоки немецкого языка. Но, кажется, сами не предполагали, что всемирную славу в веках принесут им вовсе не научные работы, а сказки, которые они собирали по всей Германии, а потом издали в двух томах.

Вот ведь как в жизни бывает!

Братья собрали более 200 сказок и издали их в нескольких сборниках под общим названием «Детские и семейные сказки». И действительно, прелестные, веселые, немного страшные сказки братьев Гримм, высмеивающие лень, жадность, зависть, скупость, трусость и восхваляющие трудолюбие, находчивость, сострадание, скрасили детство множеству поколений и до сих пор находят все новых читателей среди детей и взрослых.

Быть может, в эту самую минуту кто-то впервые взял в руки книгу, в которой интересно и красочно представлена история о бременских музыкантах.

А еще спешу сообщить вам, что в германском городе Бремене «выстроили» свою пирамиду у стен ратуши знаменитые бременские музыканты - Осёл, Пёс, Кот и Петух. Их изваял в бронзе профессор Герхард Маркс.

Ведущий показывает детям иллюстрацию, звучит песня из мультфильма «Бременские музыканты.

III. Викторина «Сказки Гримм».

Ведущий. А теперь давайте с вами поиграем в сказки братьев Гримм. Знатоки-сказочники, вы готовы отвечать на вопросы викторины?

1-е задание

Прослушав отрывок-подсказку, ответьте, о какой сказке братьев Гримм идет речь, и одновременно вспомните подобную народную русскую сказку или сказку какого-либо писателя и ее точное название. (Подсказки на развешанных флажках.)

1. Приходит вскоре старая коза из лесу домой. Ах, что же она там увидела! Дверь настежь раскрыта. Стол, стулья опрокинуты, умывальник разбит, подушки и одеяла с постели сброшены. Стала она искать своих деток, но найти их нигде не могла. Стала она их кликать по именам, но никто не отзывался. Наконец услышала она тоненький голосок младшего:

Милая матушка, я в часах спрятался!

«Волк и семеро козлят» - «Волк и коза», русская народная сказка.

2. Ушли братец и сестрица от злой мачехи - и зашли в дремучий лес. И сказал тогда братец:

Сестрица, мне хочется пить, - если б знать, где тут ручеек.

Стали они искать ручеек, но злая мачеха была ведьмой и заколдовала все родники лесные. И вот, когда они нашли родничок, что прыгал, сверкая, по камням, захотел братец из него напиться, услыхала сестрица, как родничок, журча, говорил:

Кто из меня напьется, тот тигром обернется!

И крикнула сестрица:

Братец, не пей, пожалуйста, из него воды, а не то диким зверем обернешься и меня разорвешь.

«Братец и сестрица» - «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», русская народная сказка.

3. Заболела раз у одного богача жена и умерла. Взял богач себе в жены другую.

Привела мачеха в дом своих дочерей. Были они лицом красивые и белые, но сердцем злые и жестокие. И настало тогда тяжелое время для бедной падчерицы. Отобрали они у нее красивые платья, надели на нее старую рубаху, дали ей деревянные башмаки и отвели ее на кухню.

«Золушка» - «Золушка» 111. Перро.

4. Была у одной вдовы падчерица, красивая и работящая, и родная дочь, уродливая и ленивая.

Бедная падчерица должна была каждый день сидеть на улице у колодца и прясть пряжу, да так много, что от работы у нее кровь выступала на пальцах,

И вот случилось однажды, что все веретено залилось кровью. Тогда девушка нагнулась к колодцу, чтобы его обмыть, но веретено выскочило у нее из рук и упало в воду.

Стала мачеха ее сильно бранить и была такою жестокой, что сказала:

Раз ты веретено уронила, то сумей его и назад достать.

«Госпожа Метелица» - «Мороз Иванович» В. Одоевского.

5. Вот однажды мать говорит девочке:

Вот кусок пирога да бутылка вина, ступай, отнеси это бабушке; она больная и слабая, пускай поправляется. Выходи из дому пораньше, пока не жарко, да смотри, иди скромно, как полагается; в сторону с дороги не сворачивай, а то, чего доброго, упадешь и бутылку разобьешь, тогда бабушке ничего не достанется. А как войдешь к ней в комнату, не забудь с ней поздороваться, а не то, чтоб сперва по всем углам гуда да сюда заглядывать.

«Красная Шапочка» — «Красная Шапочка» Ш. Перро.

6. Разбойник зашел в кухню, чтобы зажечь свет, и показались ему сверкающие глаза кота горящими угольками, он ткнул в них серник (серную спичку), чтоб добыть огня. Но кот шуток не любил, он кинулся ему прямо в лицо, стал шипеть и царапаться. Тут испугался разбойник и давай бежать через черную дверь; а собака как раз за дверью лежала, вскочила она и укусила его за ногу. Пустился он бежать через двор да мимо навозной кучи, тут и лягнул его изо всех сил осел задним копытом; проснулся от шума петух, встрепенулся да как закричит с насеста: «Кукареку!».

Побежал разбойник со всех ног назад к своему атаману и говорит:

Ох, там в доме страшная ведьма засела, как вцепится в меня своими длинными пальцами; а у двери стоит человек с ножом, как полоснет он меня по ноге; а на дворе лежит черноте чудище, как ударит оно меня своей дубинкой; а на крыше судья сидит и кричит: «Тащите вора сюда!». Тут я еле-еле ноги унес.

«Бременские уличные музыканты» ~ «Зимовье зверей», русская народная сказка.

7. Жила-была в деревне бедная старуха. Собрала она раз миску бобов и хотела было их сварить. Вот затопила печь и, чтоб огонь скорей разгорелся, подбросила пучок соломы. Стала пересыпать бобы в горшок, и вдруг один из них невзначай выскочил и улегся на полу рядом с соломинкой, а вскоре выскочил к ним из печи и горящий уголек.

«Соломинка, уголек и боб» - «Пузырь, соломинка и лапоть», русская народная сказка.

8. Жил когда-то на свете крестьянин-бедняк. Сидел он раз вечером у печки и разгребал жар, а жена сидела и пряла. Вот и говорит он жене:

Как жаль, что нет у нас детей, уж так у нас тихо, а вон в других домах, погляди, как шумно да весело.

Да, - ответила жена и вздохнула, - если бы был у нас хоть один, даже такой маленький, как мизинец, и то я была бы довольна. И как бы мы его любили!

И вот случилось, что жена родила ребенка. И был он здоровый и сложен хорошо, но ростом был всего с палец.

«Мальчик-с-пальчик» - «Мальчик-с-пальчик» Ш. Перро и русская народная сказка.

9. И родила королева вскоре дочку и была она бела, как снег, румяна, как кровь, и такая черноволосая, как черное дерево, - и прозвали ее потому Снегурочкой. А когда ребенок родился, королева умерла.

Год спустя взял король себе другую жену. Эта была красивая женщина, но гордая и надменная, она терпеть не могла, когда кто-либо превосходил ее красотой. Было у нее волшебное зеркальце, и когда становилась она перед ним и глядела в него, то спрашивала:

Зеркальце на стене,

Кто всех красивей в нашей стране?

«Снегурочка» — «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина.

10. Вскоре и солнце зашло, и услыхала девочка шум и увидела, что прилетело к окну шесть лебедей. Они уселись на окошко и стали дуть друг на друга, и вот перья с них после- тали. Глянула на них девочка и узнала своих братьев, обрадовалась. Братья, увидав свою сестрицу, не меньше ее обрадовались.

Заплакала сестрица и говорит:

А неужто нельзя вас расколдовать?

Ах, - ответили они, - выполнить это слишком трудно. Ты не должна будешь шесть лет ни говорить, ни смеяться и должна сшить нам за это время шесть рубашек из звездоцвета. А если ты вымолвишь хоть одно слово, то вся твоя работа пропала.

«Шесть лебедей» - «Дикие лебеди» X. К. Андерсена.

11. Жила-была женщина, и было у нее три дочери; старшую звали Одноглазкой, оттого, что был у нее один только глаз на лбу; средняя звалась Двуглазкой, оттого, что у ней, как и у всех людей, было два глаза; а младшую звали Трехглазкой, потому что было у ней три глаза, и третий был у нее посреди лба. И оттого, что Двуглазка выглядела так же, как и все остальные люди, сестры и мать очень ее не любили.

«Одноглазка, Двуглазка и Трехглазка» - «Крошечка-хаврошечка», русская народная сказка.

2-е задание

Распределите героев, предметы и вещи по принципу: это - из сказки братьев Гримм, а это - из русских народных и литературных сказок.

1. Братья Гримм. «Волк и семеро козлят». - «Волк и коза», русская народная сказка.

Съел мела большой кусок — кузнец горло перековал.

2. Братья Гримм. «Братец и сестрица». - «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», русская народная сказка.

За кого вышла замуж сестрица?

За короля - за купца.

3. «Золушка» братьев Гримм и «Золушка» Ш. Перро.

Из какого материала были сделаны туфельки у Золушки?

Из золота - хрустальные туфельки.

4. «Госпожа Метелица» братьев Гримм и «Мороз Иванович» В. Одоевского.

Что уронили в колодец девочки?

Веретено - ведро.

5. «Красная Шапочка» братьев Гримм и «Красная Шапочка» Ш. Перро.

Кто спас Красную Шапочку?

Охотник - дровосеки.

6. Братья Гримм. «Бременские уличные музыканты». - «Зимовье зверей», русская народная сказка.

Почему убежали звери от хозяев?

Решили убить, утопить, потому что звери стали старые — решили зарезать к празднику.

7. Братья Гримм. «Соломинка, уголек и боб». - «Пузырь, соломинка и лапоть», русская народная сказка.

Отчего погибла соломинка?

Загорелась и переломилась — переломилась под тяжестью.

8. «Мальчик-с-пальчик» братьев Гримм. - «Мальчик-с-пальчик» Ш. Перро. - Русская народная сказка.

У кого родился Мальчик-с-пальчик?

У крестьянина-бедняка - у дровосека (Перро) - у старика со старухой (русская народная сказка).

Какие подвиги-дела совершил Мальчик-с-пальчик?

Помогал отцу возить дрова, управляя лошадью из уха (братья Гримм), - спас шесть своих братьев от людоеда и добыл богатство для своей бедной семьи (Ш. Перро) - сказал отцу: «Отдохни, батюшка», - залез лошади в ухо и стал пахать (русская народная сказка).

9. Братья Гримм. «Снегурочка». - «Сказка о мертвой царевне» А. С. Пушкина.

Как ожила героиня сказки?

Кусок отравленного яблока выпал из горла - от поцелуя.

10. Братья Гримм. «Шесть лебедей». - «Дикие лебеди» X. К. Андерсена.

Из чего плела героиня сказки волшебные рубашка для своих братьев?

Из звездоцвета - из жгучей крапивы.

11. Братья Гримм. «Одноглазка, Двуглазка и Трехглазка». - «Хаврошечка», русская народная сказка.

Кто помогал хорошим девочкам?

Коза — коровушка.

За кого вышли замуж добрые девочки?

За молодого рыцаря — за сильного человека, богатого, кудреватого, молодого.

3-е задание

Закончите названия сказок братьев Гримм.

«Храбрый портной ».

«Золотой гусь ».

«Король Дроздобород ».

«Госпожа Метелица ».

«Бременские музыканты ».

«Соломинка, уголек и боб ».

«Красная Шапочка ».

«Гензель и Гретель ».

«Розочка и Беляночка ».

«Умная Эльза ».

«Три пряхи ».

«Волк и семеро козлят ».

«Сладкая каша ».

IV. Подведение итогов мероприятия. Заключительное слово ведущего.

Ведущий. Подходит к концу встреча со сказками братьев Гримм. Кто внимательно меня слушал, тот может спросить меня: сумели ли помочь братья своей семье? На что я отвечу так.

В семье Гриммов сохранялась трогательная забота и любовь к младшим и слабым. Братья всегда оставались старшими мужчинами: матушка Доротея и сестра Лоттхен вели хозяйство, а Якоб и Вильгельм работали и помогали учиться младшим братьям.

Поэтому, наверное, не случайно включили братья Гримм в сборник своих сказок притчу «Старый дед и внучек», на которую в свое время обратил внимание Л. Толстой и перевел ее. Послушаете притчу и задумайтесь...

СТАРЫЙ ДЕД И ВНУЧЕК

Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой.

Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел её подвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им всё в доме портит и чашки бьёт, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке. Старик только вздохнул и ничего не сказал.

Сидят раз муж с женой дома и смотрят - сынишка их на полу дощечками играет - что-то слаживает.

Отец и спросил:

Что ты это делаешь, Миша?

А Миша и говорит:

Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить.

Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они так обижали старика; и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним.

Л. Толстой

ЛИТЕРАТУРА

1. Братья Гримм [Текст] // Дошкольное воспитание. - 1994. - № 10. - С. 72. - (Сказки и сказочники).

2. Брауде, Л. Ю. Мастера старинной речи [Текст] / Л. Ю. Брау- де // О литературе для детей: сб. ст. - Вып. 29. - Л. : Детская литература, 1986. - С. 135-146. - (Мастера старинной речи).

3. В гостях у сказок братьев Гримм [Текст] // Жили-были: сказоч. газ. - 2000. - № 1. - С. 5.

4. Власова, М. Шестеро из одного стручка: из жизни семейства Гримов [Текст] / М. Власова // Детская литература. - 1995. - № 1-2. - С. 26-32.

5. Голь, Н. Про королей и сказочников [Текст] / Н. Голь// Пионер. - 1989. - № 4. - С. 48-50.

6. Гримм, Вильгельм (1786-1859), Гримм, Якоб (1785-1863) [Текст] // Кто есть кто в мире. - М. : Олма-пресс, 2005. - С. 391- 392.

7. Репин, Л. В этом городе должны твориться чудеса [Текст] / Л. Репин // А почему? - 1994. - № 6. - С. 8-9.

8. Степанов, К. Волшебные сказки братьев Гримм [Текст] / К. Степанов // Дошкольное воспитание. - 1998. - № 12. - С. 75- 77.

1. В каком веке родились братья Якоб и Вильгельм Гримм?

В XVII веке

В XVIII веке +

В XIX веке

В XX веке

2. Падчерица из сказки «Бабушка Метелица» оказалась в колодце, потому что...

Прыгнула туда от отчаяния

Прыгнула туда, чтобы достать оброненное веретено +

Случайно упала туда

Ее столкнула мачехина дочка

3. Когда бабушка Метелица взбивала свою перину, то на земле...

Дул ветер

Шел снег +

Шел дождь

Шел град

4. О возвращении падчерицы всех известил...

Дворовый пес

Петушок +

Колокольный звон

Соседский ребенок

5. Среди бременских музыкантов не было...

6. Кто в сказке «Горшочек каши» подарил девочке волшебный горшочек?

Крестная

Старушка +

Королева

7. Какие слова надо было произнести, чтобы горшочек начал варить кашу?

Раз, два, три,

Горшочек, вари!

8. Кому помогали маленькие человечки из одноименной сказки справиться с работой?

Портному

Сапожнику +

Кузнецу

9. Кто однажды постучался в дом, где жили Беляночка и Розочка?

Медведь +

10. Медведь был заколдованным королевичем, а заколдовал его...

Карлик +

Злой дух

Шлыкова Ирина Ивановна

Город (населенный пункт):

г. Волгоград

Сказочный конкурс-викторина по творчеству Г.Х. Андерсена и Братьев Гримм.

В форме игры подвести итог знакомству с творчеством Х.К.Андерсена и Братьев Гримм.

ØАктуализировать знание содержания сказок писателей, развивать коммуникативные способности обучающихся, умение работать в команде.

ØРазвивать познавательную сферу учащихся, речь, память, смекалку.

Оборудование: мультимедиа-проектор, компьютерная презентация,
иллюстрации к сказкам, карточки с заданиями для команд, жетоны;

Ход мероприятия.

Зал украшен иллюстрациями из сказок. На доске - рисунки к сказкам, выполненные детьми. Портреты писателей, выставка книг.

Вступительное слово ведущего.

Ребята мы с вами в течении года прочитали много сказок. Но особенно тщательно мы с вами готовились к викторине по сказкам Г.Х.Андерсена и братьев Гримм, сегодня мы узнаем как вы внимательно прочитали сказки какие сказки вы еще знаете

1. Приветствие командам.

1 ученик

В сказочный мир мы сегодня идем

И за собой всех ребят позовем

Мы дружная команда, веселые друзья,

Со сказкою рядом шагаем всегда!

2 ученик

Недаром дети любят сказку.
Ведь сказка тем и хороша,
Что в ней счастливую развязку.
Уже предчувствует душа.

3 ученик

И на любые испытанья
Согласны храбрые сердца
В нетерпеливом ожиданье
Благополучного конца.

4 ученик

Сказка по лесу идёт -
Сказку за руку ведёт,
Это что за хоровод?

Сказка в гости к нам идет

1 ученик

Сказка-умница и прелесть,
С нами рядышком живёт,

Сказки Андерсена знает

Любит весь честной народ

2 ученик

Ух, за мной и за тобой
Сказки бегают гурьбой!

Обожаемые сказки-
Слаще ягоды любой!

3 ученик

В сказке солнышко горит,
Справедливость в ней царит!
Сказка - умница и прелесть!
Ей повсюду путь открыт.

4 ученик

Сказки долго мы читали

И попасть мы в них мечтали

Чудо вдруг случилось с нами

В сказку мы попали сами.

1 ученик

Нам горшочек сварил кашку,

А портной нам сшил рубашку

И утенка пожалели

Великана одолели.

2 ученик

Книжки братьев Гримм читали

Много нового узнали

Храбрый наш портной, однако

Победил умом, ребята!

3 ученик

Мы с принцессой подружились

И в огниво превратились

Если хлопнем мы в ладоши

Искры разлетятся

И три пса из сказки к нам тот час же примчаться.

4 ученик

Не попросим мы у них

Серебра и злата

А попросим лишь у них

Помощи ребятам

1 ученик

Три собаки и огниво

Неразлучны в сказке

Так и мы в команде нашей

Дружим без подсказки

2 ученик

Вот, наконец, настал тотчас,

И мы приветствуем всех вас

Чтобы с вами нам сразиться,

Нужно очень потрудиться.

2. Конкурс вступление в игру.

Вступительное слово ведущего.

Сегодня мы собрались, чтобы подвести итог знакомства с творчеством Х.К.Андерсена и Братьев Гримм. В викторине участвует две команды. . Им нужно заранее придумать названия, имеющие отношение к творчеству сказочников. Каждая команда готовит презентацию «Вехи жизни и творчества сказочника» по результатам жеребьёвки. А команда соперников по три вопроса о творчестве писателя. Жюри подводит итог и выставляет баллы.

3. Задания капитанам

ØКакую сказку Г.-Х. Андерсена напоминает сказка «Шесть лебедей» братьев Гримм? («Дикие лебеди».) А сколько лебедей было у Андерсена? (12)

ØКуда спрятался самый маленький козленочек в сказке братьев Гримм? (В футляр для настенных часов.)

Ø Какие две сказки Пушкину, можно сказать подсказали братья Гримм? (Ответ: «Сказка о мертвой царевне», «Сказка о рыбаке и рыбке»)

Ø Как называется у Андерсена сказка похожая на сказку «Синяя свечка»? (Ответ: «Огниво»).

Ø Вы все знаете сказку «Аленький цветочек», а у братьев Гримм есть похожая сказка, назовите ее. (Ответ: «Беляночка и Розочка»)

Ø На какую сказку братьев Гримм похоже русская народная сказка «Морозко» (Ответ: «Госпожа Метелица»).

ØКакая одноименная сказка есть у Братьев Гримм и Шарля Перро? (Ответ: «Золушка»)

4. Блиц-конкурс самая-самая…

Ведущий читает задание, команда, которая первой назовет правильный ответ, зарабатывает 2 балла.

Самая короткая сказка. («Принцесса на горошине»)
Самая грустная сказка. («Русалочка»)
Самая зимняя сказка. («Снежная королева»)
Самая смешная сказка. («Новый наряд короля»)
Самая крошечная девочка. (Дюймовочка)
Самый богатый жених. (Крот)
Самая настоящая принцесса. (Принцесса на горошине)
Самая злая королева. (В сказке «Дикие лебеди»)
Самая знатная утка. (В сказке «Гадкий утенок»)
На долю какого героя выпали самые большие беды и несчастья? (Гадкий утенок. Допускается: Стойкий оловянный солдатик)
Самый бедный принц. (В сказке «Свинопас»).
Самая старая и уродливая ведьма. (В сказке «Огниво»)
Самый бравый, добрый и находчивый солдат. (В сказке «Огниво»)
Самый гадкий и страшный жених. (Жаба из сказки «Дюймовочка»)
Самый молчаливый герой. (Стойкий оловянный солдатик)
Самая молчаливая героиня. (Танцовщица из сказки «Стойкий оловянный солдатик»)
Ваша самая любимая сказка Г.-X. Андерсена. (Дети называют).

5. Конкурс «Собери пазл».

Каждая команда получает разрезанную иллюстрацию (пазлы). Нужно собрать за определённое время картинку и к данной иллюстрации прочитать наизусть отрывок из этого произведения.

6. Конкурс «Литературная шкатулка».

Подготовлены блоки вопросов по разным сказкам. Капитан вытягивает задание, члены команды быстро отвечают на вопросы и зарабатывают баллы

Вопросы к сказке Г.Х.Андерсена «Дюймовочка».

1.Из какого зернышка появилась Дюймовочка? Ячменного

2.Какой цветок вырос из зернышка? Тюльпан

3.Какой рост Дюймовочки? Дюйм 2,5 см

4.Из чего сделали колыбельку Дюймовочке? Из скорлупки грецкого ореха

5.Что служило постелью? Лепестки фиалки и розы

6.Что служило Дюймовочке озером? Тарелка с водой и цветами по краям

7.Кто похитил Дюймовочку? Жаба

8.Куда спрятала жаба девочку?В кувшинку на середину пруда

9.Кто помог Дюймовочке? Маленькие рыбки

10.Что они сделали? Перегрызли стебелек листа

11.Кто подхватил девочку с листа? Жук

12.Почему майский жук простился с Дюймовочкой? ЕЕ не одобрили другие жуки

13.Чем питалась дюймовочка в лесу? Цветочный мед и пила росу

14.Где нашла приют девочка? У старой мыши

15.Что далала Дюймовочка у мыши? Прибиралась и рассказывала ей сказки

16.Что понравилось в Дюймовочке кроту? Как она пела

17.Где гулял крот и полевая мышь и Дюймовочка? В подземном ходе

18.Кого увидела девочка в проходе? мертвую ласточку

19.Почему ласточка не могла улететь? она поранила крыло о терновый куст

20.Кто помогал Дюймовочке готовить приданое? 4 Паука

21.Кто спас Дюймовочку от ненавистного крота? Ласточка

22.куда она отвезла девочку? В теплые страны

23.Кого встретила Дюймовочка в цветке? Короля эльфов

24.какой подарок получила Дюймовочка от эльфов? маленькие крылышки

25.как стали звать Дюймовочку Эльфы? Майя

26.Как мы узнали эту историю про Дюймовочку? Ласточка жила под окном человека который умел хорошо рассказывать сказки

Вопросы к сказке Г.Х.Андерсена «Огниво»

1.Кого повстречал солдат на пути домой? Старую ведьму

2.Что хотела ведьма от солдата? Чтобы он спустился в дупло старого дерева

3.Какие монеты охраняла собака в первой комнате? Медяки

4.Как надо было бороться с первой собакой? Посадить на передник синий клечатый

5.Какие глаза у первой собаки? С чайную чашку

6.Какие глаза у второй собаки? С мельничное колесо

7.Что охраняла вторая собака? Серебро

8.Какие глаза у третьей собаки? Как круглая башня в Копенгагене

9.Что охраняла третья собака? Золото

10.Что просила достать ведьма из дупла? Старое огниво

11.Как солдат узнал тайну огнива? Ударишь 1 раз прибежит 1 собака и т.д.

12.Какое первое желание загадал солдат? Денег

13.Как собака обманула старуху фрейлину? Нарисовала кресты на всех дверях

14.Что придумала королева чтобы проследить куда ночью исчезает ее дочь? Мешочек с гречневой крупой и в нем дырочка

15.кто принес огниво арестованному солдату? мастеровой

16.Кто спас солдата? три собаки

17.Из какого замка вышла принцесса и стала королевой? из медного

Вопросы к сказке «Гадкий утенок»

1.НА каком языке болтал длинноногий аист? по-египетски

2.Под какими листьями сидела мама утка? Под лопухом

3.какой знак отличия был старой утки? Красный лоскуток на лапке

4.Почему утенок убежал с птичьего двора? Его все обижали

5. где стал жить гадкий утенок? На болоте

6.почему утенок убежал со своего болота? Началась утиная охота

7.Где нашел пристанище утенок? В старой избушке

8.кто жил в избушке? Старуха со своей курицей и котом

9. как звали кота? Сыночек

10.Как звали курицу? Коротконожка

11.Почему старуха оставила утенка у себя? Думала, что он будет нести яйца

12.Где стал жить утенок когда ушел от старухи? На озере

Вопросы к сказке «Стойкий оловянный солдатик»

1.Кто была мать оловянного солдатика? старая оловянная ложка

2.Сколько у него было братьев? 25

3.В каком мундире они были? Красный отвороты синие

4.Где они лежали? В коробке

5.Чем отличался последний солдатик? Одноногий не хватило олова

6.Кто была хозяйкой игрушечного дворца? Вырезана из картона в юбочке из тонкого батиста и голубой шарф на груди брошка

7.Что делали игрушки ночью? Играли танцевали

8.Кто хотел проучить солдатика? Злой тролль из табакерки

9.С какого этажа упал солдатик?3

10.Как солдатик очутился на лодочке? После ливня мальчишки сделали кораблтк и отправили его в плавание

11.Кто напугал солдатика под мостом? Крыса

12.Что хотела проверить крыса у солдатика? паспорт

13.У кого в животе он очутился? Рыба

14.Как он попал к своим прежним хозяевам? Рыбу поймали и продали в семью где раньше жил солдатик

15.Как солдатик очутился в печке? Маленький ребенок бросил

16.Как туда попала танцовщица? Подхватило ветром

17.Что осталось от солдатика и танцовщицы? Маленький комочек олова похожий на сердце а, от танцовщицы - обгорелая черная брошка

Вопросы к сказке братьев Гримм «Госпожа Метелица»

1.Какую работу выполняла падчерица каждое утро? У колодца пряла пряжу

2.КАК уронила веретено падчерица в колодец? Поранила руку и испачкала кровью веретено, обмыла в колодце.

3.Что первое увидела падчерица в колодце? Печь хлеб пекла.

4.Как помогла она печке? Вынула хлеб.

5.Кому еще помогла девочка? Яблоня

6.Кого еще увидела девочка? В избушке старуху.

7.Какое задание выполняла девочка? Стелила постель и взбивала перину, чтобы перья летели.

8.Как наградила ее Метелица? Обсыпала золотом и вернула веретено

9.Как дочь мачехи оказалась у метелицы? Раскарябала руку и бросила веретено и сама прыгнула

10.Как работала лентяйка у метелицы? Яблоне и печке не помогла и перину взбивала плохо

11.Как наградила ее Метелица? опрокинула котел со смолой.

Вопросы к сказке братьев Гримм «Храбрый портной»

1.Как звали храброго портного? Ганс

2.Какое варенье ел портной? Сливовое

3.Сколько мух убил портной? 7

4.Что вышил портной на поясе? Когда злой бываю семерых убиваю

5.Что взял с собой портной? твороженный сыр и птицу

6.С кем он встретился на горе? Великан

7.Какое первое испытание придумал великан? Сжал камень, из него пошла вода

8.Как обхитрил великана портной? Сжал вместо камня сыр

9.Какое второе задание придумал великан? Кинул камень в небо.

10.Как обхитрил портной великана во второй раз? Кинул птицу в небо

11.Какое было третье испытание? Снести дерево на плечах

12.КАК обхитрил на этот раз портной?Великан нес дерево а портной ветки (Ехал на ветке)

13.Кого встретил портной в пещере? 5 великанов

14.Что сделал великан с портным в пещере? Ночью ударил его, решил избавиться?

15.Как обхитрил его портной? Он лег спать не на кровать

16.Что делали великаны утром? 6 великанов пошли рубить дрова

17.Почему великаны разбежались от Ганса? Испугались

18.Как король решил избавиться от Ганса? Послал в лес одолеть двух разбойнтков

19.Кого дал в помощь Гансу король? 100 всадников

20.Как Ганс победил разбойников? Взял камни залез на дерево, стал кидать ими в разбойников,

перессорил их между собой, они стали драться, пока не убили друг друга

21.Какое следующее задание дал король портному? Убить зверя единорога

22.Как он победил единорога? Портной спрятался за дерево и единорог попал рогом в дерево и застрял

23.Что случилось с королем, когда он увидел единорога? От страха убежал так далеко, что

Подведение итогов. Награждение победителей.

Сказочники братья Гримм. Викторина

Предварительная подготовка: вывешивание в классном уголке списка сказок братьев Гримм, которые дети могут прочитать к викторине. Это сказки

  • «Бременские музыканты»,
  • «Госпожа Метелица»,
  • «Семеро храбрецов»,
  • «Храбрый портной»,
  • «Заяц и еж»,
  • «Молодой великан»,
  • «Три змеиных листочка»,
  • «Золотой гусь»,
  • «Три перышка».

Дети по желанию готовят пересказ сказок братьев Гримм.

Ведущий.

В начале XIX века в маленьких городах и селах Германии можно было встретить двух молодых людей, которые расспрашивали о чем-то местных жителей. Что же они искали?

Чтец.

Два господина в сюртуках,
При шляпах и жилетах...
Не часто встретишь в деревнях
Таких вот разодетых.
Какой их путь сюда привел -
И, видно, некороткий, -
На площади германских сел,
На ярмарки и сходки?
И что за толк для них в пути
Средь люда забубенного?
Хотят имение найти
За неименьем оного?
Или отрыть решили клад,
Зарытый под горою?
Так что же нет у них лопат
И заступов с собою?

Ведущий.

Клад, который хотели отыскать эти два господина, роясь в древних манускриптах, расспрашивая людей во всех уголках страны, таился не в земле. Имя этому кладу - народные сказки. Сказки с феями и великанами, остроумными простаками, принцами и принцессами и, конечно же, с королями.

За 10 лет братья Гримм собрали больше двухсот сказок. И в 1812 году решили их напечатать. Эти книжки назывались «Детские и семейные сказки». И они правда стали детскими и семейными. Ведь с трудом можно отыскать семью, где не читали бы детям этих сказок.

Король Дроздовик, король с Золотой горы, король из сказки «Белая змея», король из сказки «Удачная торговля» - вот их сколько, поселившихся в сказках, собранных немецкими учеными братьями Гримм, Якобом и Вильгельмом. Авторы «Немецкой грамматики», «Словаря немецкого языка», других книг, братья повидали немало властителей не только в сказках, но и в жизни.

Чтец.

Как много сказок на земле -
Различных, непохожих!
Как много разных королей -
Они не схожи тоже.
Вот этот - трус, а тот - балда,
А этот спит на троне;
Один король - король всегда,
Другой - когда в короне.
У короля полно земли
И больше станет завтра...
Да только в сказках короли
Приятней, чем взаправду!

Ведущий.

Долгое время братья были личными библиотекарями гессенского курфюрста Вильгельма Второго, который книг вообще не читал. Положение братьев было несколько двусмысленным: ученые, известные уже всей Европе, писатели, сказки которых стояли на книжных полках чуть ли не в каждом немецком доме, оставались слугами курфюрста. Они хорошо понимали, что живут не в сказке, поэтому ни о чем курфюрста для себя не просили. И только однажды легло к нему на стол их совместное прошение об отставке. Монарх отпустил братьев, сказав при этом, что они для него абсолютно ничего не сделали.

А братья отправились работать в Геттинген, в университет, куда их давно приглашали. Но в 1837 году в университете разразился скандал, зачинщиками смуты были почтенные профессора и среди них - братья Гримм. Они подписали петицию с протестом, направленную Эрнсту Августу, новому королю Ганновера, маленького государства со столицей в Геттингене. Король отменил конституцию и сделал свою власть неограниченной. Ученые были против. В ответ король запретил профессорам, подписавшим петицию, преподавательскую деятельность, а зачинщиков выслал из Ганновера. Среди них был и Якоб Гримм.

Морозной зимой его увозила из Геттингена карета. В сундуке лежали книги, написанные братьями, собрания древних законов, немецкие саги и, конечно, сказки.

В России сказки братьев Гримм узнали в середине XIX века и сразу же их полюбили. Книжки издавались огромными тиражами, позднее по ним снимались фильмы, мультфильмы, ставились спектакли.

Вот как бывает: братья Гримм написали немало научных трудов, но прославили ученых вовсе не они, а три сборника бережно собранных немецких народных сказок. И хотя Вильгельм и Якоб сами сказок не сочиняли, а только обрабатывали записанное, в знак особой благодарности народные сказки, сохраненные ими, стали повсюду называть «Сказками братьев Гримм».

Друзья, сейчас поговорим
О добрых сказках братьев Гримм.
Не думали ли вы вначале:
Все братья Гримм насочиняли?
На самом деле сказки эти
Давным-давно живут на свете.
А братья славно потрудились,
Чтоб сказки нами не забылись.
Сегодня и представить трудно
Наш мир без этих сказок чудных.

1. Какие сказки братьев Гримм вы знаете?

(Дети называют известные им сказки.)

2. Послушайте отрывок из сказки:

«Пошла девушка по лужайке, смотрит: стоит на лужайке печь, а в печи хлебы пекутся. Хлебы крикнули ей: «Ах, вынь нас, девушка, из печи поскорее! Ах, вынь поскорее! Мы уже спеклись! А не то мы скоро совсем сгорим!»

Взяла девушка лопату и вынула хлебы из печи. Потом пошла она дальше и пришла к яблоне. А на яблоне было много спелых яблок. Яблоня крикнула ей: «Ах, потряси меня, девушка, потряси! Яблоки давно уже поспели...»

Как называется эта сказка? Какую русскую народную сказку напомнил вам этот отрывок? («Госпожа Метелица»; «Гуси-лебеди».)

3. Из какой сказки этот отрывок?

«Кинулся разбойник со всех ног в лес. Прибежал к своим товарищам и говорит: «Беда! В нашем доме поселились страшные великаны. Один мне все лицо копьем исцарапал, другой мне ножом ногу порезал, третий меня по спине дубиной стукнул, а четвертый закричал мне вслед: «Держи вора!» («Бременские музыканты».)

4. Кто были эти «страшные великаны»? (Осел, собака, кот, петух.)

5. С какой целью Шульц, Якпи, Марли, Ергли, Михель, Ганс, Вейтли из сказки «Семеро храбрецов» задумали вместе обойти весь свет? (Поискать приключений и показать свою храбрость.)

6. Какой предмет, один на всех, заказали они себе у кузнеца? (Длинное и крепкое копье.)

7. Можно ли назвать их храбрецами? Почему? (Конечно, нет. Испугались жука, зайца приняли за чудовище и т. д.)

8. Какие слова вышил на своем поясе портной Ганс из сказки «Храбрый портной»? («Когда злой бываю, семерых убиваю».)

9. Каким человеком был Ганс? Подтвердите свой ответ пересказом фрагмента из сказки. (Умным, хитрым: обвел вокруг пальца шестерых великанов, разбойников...)

10.0 чем поспорили заяц и еж в сказке «Заяц и еж»? (Кто кого обгонит.)

11. Как ежу удалось перехитрить зайца? (С помощью ежихи, которая встала у «финиша».)

12. Чему учит сказка «Заяц и еж»? (Не хвастай своими достоинствами, не высмеивай недостатки других, иначе найдется тот, кто посмеется над тобой.)

13. Почему великан из сказки «Молодой великан» кормил мальчика ростом с мизинчик орехами из своего сада? (Кто этих орехов поест, тот великаном станет.)

14. Через сколько лет мальчик стаи великаном? (Через шесть лет.)

15. За какую плату нанялся молодой великан в работники к жадному помещику? (За три пинка помещику.)

16. Где оказались помещик и его жена от пинков молодого великана? (Под тучами летают до сих пор.)

17. Какой обет дала себе дочь короля из сказки «Три змеиных листочка»? (Выйти замуж только за того, кто пообещает ей, в случае ее смерти, похоронить себя заживо вместе с ней.)

18. Какой силой обладали три змеиных листочка? (Оживляли мертвого.)

19. Как дочь короля «отблагодарила» своего мужа за то, что он вернул се к жизни? (Сговорилась с корабельщиком, и они вдвоем сбросили мужа с корабля в море.)

20. Кто спас молодого короля? (Верный слуга.)

21. Какая участь постигла злодеев? (Король-отец приказал посадить их в дырявый челнок и пустить в море.)

22. За что старый седой человечек из сказки «Золотой гусь» наградил парня золотым гусем? (За его доброе сердце и щедрость.)

23. Чем заканчивается сказка «Золотой гусь»? (Парень женился на дочери короля.)

24. На какую русскую народную сказку похожа сказка «Три перышка»? («Царевна-лягушка».)

25. Чему учат нас сказки братьев Гримм? (Быть добрыми, помогать друг другу, не лениться, никого не обманывать, любить людей и т. д.)

Подведение итогов викторины.

Чтец.

Бывает трудно жить,
Приходит грозный час,
Но сказка - это нить,
Связующая нас.
Не в каждой сказке толк
Найдешь на первый взгляд.
Но в каждой сказке волк
Слабей, чем семь козлят.
Пойдем своей тропой,
А после поглядим:
Эрнст Август - кто такой?
А это? Братья Гримм!
Кто дружит с детворой
Всех стран и всех земель -
Курфюрст Вильгельм Второй?
Нет! Якоб и Вильгельм!
Исчез король давно,
Как мимолетный дым,
А ты откроешь том
И встретишь братьев Гримм.

Пересказ детьми сказок братьев Гримм.

Можно организовать чтение и обсуждение сказок.

Игровое и познавательное развлечение в детском саду. Сценарий

Описание работы : Данный материал предназначен для воспитателей детских садов. Викторину можно использовать для расширения знаний о творчестве братьев Гримм.

Цель : Формировать интереса дошкольников к литературным произведениям. Обогащать словарь детей. Расширять знания детей о сказках братьев Гримм.

Задачи:

Формировать у детей умение соблюдать правила в коллективной игре;

Вырабатывать умение отвечать на вопросы, слушать ответы других;

Развивать интерес к информации в процессе общения.

Материалы : Костюмы для героев, волшебные сундучки, соломинка, горшочек. Игрушки: гномик, ворон, барабан, гусь, волк. Призы.

Ход викторины:

Сказки гуляют по свету,

Ночь, запрягая в карету.

Сказки живут на полянах

Бродят по зорьке в туманах.

А принц Белоснежку полюбит,

А жадность кощея погубит…

Пусть зло на проделки хитро

Но всё ж побеждает добро!

Ребята, нет на земле человека, который бы не любил сказки.

Когда мы думаем о сказочнике, то представляем себе старика с длинной бородой. А ведь он тоже когда то был мальчиком и мама читала ему сказки. Потом он рос, учился и у него был брат и он тоже любил сказки.

Сегодня мы с Вами отправимся в полёт в страну сказок братьев Гримм. У нас две команды «Храбрецы» и « Удальцы». Вас ждут испытания и интересные задания. За правильные ответы Вы получаете 1 очко. Команды отвечают по очереди.

Задание 1.

Отгадай название сказки:

«Белоснежка и семь ……» (гномов).

«Бременские ………» (музыканты).

«Горшочек ….» (каши).

«Волк и семеро ……» (козлят).

«Три …..» (брата).

«Бабушка ……….» (Метелица).

«Соломинка, уголёк и …» (боб).

«Золотой …» (гусь).

«Двенадцать ……» (братьев).

«Маленькие ……» (человечки).

Задание 2

Назови сказку братьев Гримм, в названии которой «спряталось» число. Назови число. Выигрывает команда, которая назовёт больше сказок.

- «Белоснежка и семь гномов» (семь гномов).

- «Три брата».

- «Волк и семеро козлят»……

Задание 3

Назовите инструменты на которых решили играть в городе Бремен герои сказки «Бременские музыканты».

Кот (на лютне)

Собака (барабан)

Задание 4

Что отвечало зеркальце злой королеве на её вопрос:

Зеркальце, зеркальце, молви скорей

Кто здесь всех краше, кто всех милей?

(Ты, королева, всех здесь милей).

Физминутка.

А теперь, ребята, давайте поиграем в игру «Зеркальце». Дети становятся парами. Один ребёнок показывает движение. Другой повторяет его. Затем меняются местами.

Задание 5

Из какой сказки эти слова:

«Отомкнитеся, милые детушки, ваша мать пришла и каждому из вас по гостинцу принесла».

- («Волк и семеро козлят»).

Задание 6

«Волшебные сундучки».

У каждой команды сундучок. Команды по очереди достают предметы и вспоминают, из каких они сказок.

Башмачки (Волшебные человечки)

Барабан (Бременские музыканты)

Горшочек (Горшочек каши)

Гномик (Белоснежка и семь гномов)

Ворон (Двенадцать братьев)

Соломинка (Соломинка, уголёк и боб)

Гусь (Золотой гусь)

Задание 7

«Кто быстрее».

Одна команда получает задание нарядить своего капитана в костюм Белоснежки. Вторая команда наряжает капитана в костюм гнома. Выигрывает та команда, которая быстрее справилась с заданием.

Ведущий: Закончилась наша викторина. Мы с Вами хорошо поиграли и вспомнили много сказок замечательных сказочников братьев Гримм. Они сочиняли прекрасные сказки, которые интересно читать и взрослым и детям. Любите сказки и рассказывайте их друг другу.

Пусть герои сказок

Дарят нам тепло.

Пусть добро навеки

Побеждает зло.

(Ю. Энтин)

Подведение итогов викторины (вручение призов командам победителей).