Лирические отступления в романе А.С. Пушкина Евгений Онегин

Лирическими отступлениями принято называть внесюжетные вставки в литературном произведении, моменты, когда автор отходит от основного повествования, позволяя себе размышлять, вспоминать какие-либо события, не относящиеся к повествованию. Тем не менее, лирические отступления представляют собой отдельные композиционные элементы, как пейзажи, характеристики, диалоги.

Роман в стихах «Евгений Онегин» изобилует лирическими отступлениями. Сложно найти другое литературное творение, в котором они были бы столь значимы. Основная задача этих вставок — время. Пушкин уходит в лирические отступления, когда нужно было подчеркнуть промежутки прошедшего в ходе повествования времени. Но в то же время они гармонично вплетены в сюжет повествования. Таким образом поэт выражает свой авторский взгляд на те, или иные события, отношение к своим героям. Пушкин незримо присутствует в общей канве повествования.

После некоторых рассуждений о нравах и характерах людей, поэт, наконец, «приводит Музу» на светский прием, где состоялась встреча Онегина и Татьяны Лариной.

Но те, которым в дружной встрече
Я строфы первые читал…
Иных уж нет, а те далече,
Как Сади некогда сказал.
Без них Онегин дорисован.
А та, с которой образован
Татьяны милый идеал…
О много, много рок отъял!

Вступление. Лирическое отступление как внесюжетный элемент.

Виды лирических отступлений.

Роль лирических отступлений в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

Роль лирических отступлений в композиции поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души».

Историософия Л.Н. Толстого в романе «Война и мир».

Заключение. Значение лирических отступлений в литературе.


I. Лирическое отступление как внесюжетный элемент.

Мой реферат называется «Лирическое отступление в русской литературе», я выбрала эту тему, потому что высказывания автора хотя и являются внесюжетным элементом, но очень важны для понимания идеи произведения. Лирические отступления позволяют, обратится к читателям со страниц повести или романа непосредственно, а не от лица кого-либо из действующих персонажей. При помощи авторских отступлений писатели и поэты как бы приоткрывают завесу над своими мыслями и чувствами, заставляя нас задуматься о таких непереходящих ценностях, как любовь к родине, к людям, уважение, доброта, смелость и самопожертвование.

Лирическое отступление – это высказывания автором чувств и мыслей в связи с изображением в произведении. Например, в конце первого тома «Мертвых душ» Н.В. Гоголь, упомянув, что Чичиков любил быструю езду, прерывает повествование, приостанавливает развертывание сюжета и начинает высказывать свои мысли о России, которую представляет в виде быстронесущейся тройки. Это отступление заставляет читателя по-новому взглянуть на роман, глубже вникнуть в идейный замысел автора. Вторгаясь в произведение, писатель нарушает единство образной картины, замедляет развитие действия, но лирическое отступление естественно входит в произведение, так как возникают по поводу изображаемого в нем, проникнуты тем же чувством, что и художественные образы. Содержание их определено теми же взглядами автора, что и художественное изображение.

Лирические отступления широко распространены в литературе, в том числе и современной. Они имеют значение нисколько не меньшее, чем основной текст произведения.

Лирические отступления могут занимать очень большое место в произведении. Таковы отступления в «Евгении Онегине» А.С. Пушкина (только в главе I – отступления о театре, о юности, о творчестве, о плане романа и другие). Эти разнообразнейшие по темам и богатые по содержанию отступления способствуют широте охвата действительности, делая пушкинский роман в стихах, по словам Белинского, подлинной «энциклопедией русской жизни».

Лирические отступления начинают играть ведущую роль, и основное внимание читателя устремляется на чувства и мысли великого поэта. В противоположность жизни «лирического человека» в отступлениях постепенно вырисовывается полнота жизни человека – творца. Точно так же и в поэме «Дон Жуан» Дж. Байрона, именно в лирических отступлениях развертывается важнейшая для произведения тема необходимости борьбы за свободу с тиранией и угнетением.

Глубоким философским, публицистичным содержанием наполнены лирические отступления в поэмах А.Т. Твардовского, О.Ф. Берггальц, Е.А. Евтушенко и других поэтов XX века. В некоторых случаях сами литературные отступления составляют целую поэму («Поэма без героя» А.А Ахматовой, 40 лирических отступлений из поэмы «Треугольная груша» А.А Вознесенского).

Лирические отступления дают автору возможность непосредственно обращаться с читателем. Их взволнованность, задумчивость обладают особой силой убеждения. При этом лиричность отступлений не означает, что писатели замыкается в мире исключительно собственного «я», они передают важные для всех мысли, чувства, настроения. Общезначимое содержание выражается в них обычно от лица рассказчика или лирического героя, воплощающего типическую позицию современника, его взгляды и чувства. Достаточно вспомнить отступления в «Евгении Онегине», чтобы убедится, что тематика их гораздо шире интимно-личных, любовных переживаний. Лирические отступления часто публицистичны, выражают активную гражданскую позицию автора, связь его творчества с современной общественно-политической жизнью.


II. Виды лирических отступлений, рассмотренные на примере романа А.С Пушкина «Евгений Онегин».

Лирические отступления можно разделить на несколько групп:

Авторские отступления. (Воспоминания о юношеской любви в первой главе, соседствующие с шутливо-ироническим рассуждением о «ножках». Воспоминания о московской «красавице» в 7 главе (собирательный образ). Отсылки к биографии в начале и конце 8 главы. Отступления о переоценке романтических ценностей в «Отрывках из путешествия Онегина»).

Критико-публицистические отступления (разговор с читателем о литературных примерах, стилях, жанрах). Поэт комментирует свой роман по ходу его написания и как бы делится с читателем соображениями, как лучше писать его. Общая смысловая доминанта этих отступлений - мысль о поиске нового стиля, новой манеры письма, предлагающей большую объективность и конкретность изображения жизни (позднее это стало называться реализмом).

Разговоры на житейские темы («роман требует болтовни»). Речь идет о любви, семье, браке, о современных вкусах и модах, о дружбе, образовании и т.д. Здесь поэт может выступать в самых разных обличиях (литературных масках): мы видим то убежденного эпикурейца (насмехающегося над скукой жизни), то байронического героя, разочаровавшегося в жизни, то бытописателя-фельетониста, то мирного помещика, привыкшего жить в деревне.

Образ лирического (как и всегда у Пушкина), с одной стороны, калейдоскопичен и изменчив, с другой – остается целостным и гармонически законченным. Пейзажные отступления также входят в число лирических. Обычно природа изображается сквозь призму лирического восприятия поэта, его внутреннего мира, настроения. В то же время некоторые пейзажи показаны глазами героев («В окно увидела Татьяна…»).

Отступления на гражданскую тему – о героической Москве 1812 года.

Некоторые отступления – «смешенного» типа (включают в себя и автобиографический, и критико-публицистический, и житейско-афористический элементы.

Осенней дороге. И в общей настроенности авторского монолога, и в быстро сменяющихся картинах ясно ощущается намек на образ птицы-тройки, от которого это лирическое отступление отделено большой главой, посвященной похождениям Чичикова. Рассказ о главном герое поэмы завершают авторские высказывания, представляющие резкие возражения тем, кого может шокировать как главный герой, так и поэма в целом, ...

Гнезда", "Войны и мира", "Вишневого сада". Важно и то, что главный герой романа как бы открывает целую галерею "лишних людей" в русской литературе: Печорин, Рудин, Обломов. Анализируя роман "Евгений Онегин", Белинский указал, что в начале XIX века образованное дворянство было тем сословием, "в котором почти исключительно выразился прогресс русского общества", и что в "Онегине" Пушкин "решился...

Верно, У вас изменятся безмерно... Теперь у нас дороги плохи, Мосты забытые гниют... и т. д. Именно тем дороги - вторая важнейшая тема “Мертвых душ”, связанная с темой России. Дорога - образ, организующий весь сюжет, и себя Гоголь вводит в лирические отступления как человека пути. “Прежде, давно, в лета моей юности... мне было весело подъезжать в первый раз к незнакомому месту... Теперь...

Беллинский назвал роман “энциклопедией русской жизни”. И это действительно так. Энциклопедия – это приведенное в систему обозрение, как правило от “A” до “Я”. Таковым и является роман “Евгений Онегин”: если внимательно просмотреть все лирические отступления, то мы увидим, что тематический диапазон романа развернут от “A” до “Я”. В восьмой главе автор называет свой роман “свободным”. Эта свобода – ...

Лирические отступления в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

«Евгений Онегин» - первый реалистический роман в русской литературе, в котором «отразился век и современный человек изображен довольно верно».
А.С. Пушкин работал над романом с 1823 по 1831 годы.

В этом произведении автор свободно переходит от сюжетного повествования к лирическим отступлениям, которые прерывают ход «свободного романа». В лирических отступлениях автор сообщает нам свое мнение по поводу тех или иных событий, дает характеристики своим героям, рассказывает о себе. Так, мы узнаем о друзьях автора, о литературной жизни, о планах на будущее, знакомимся с его размышлениями о смысле жизни, о друзьях, о любви и многом другом, что дает нам возможность составить представление не только о героях романа, о жизни русского общества того времени, но и о личности самого поэта.

С первыми лирическими отступлениями мы встречаемся уже в первой главе романа А.С. Пушкина. Автор описывает Евгения Онегина и показывает свое отношение к немую

«Условий света свергнув бремя,

Как он, отстав от суеты,

С ним подружился я в то время.

Мне нравились его черты.»

Пушкин и себя причисляет к поколению Евгения Онегина. В начале романа
Онегин рисуется еще без злой иронии, разочарованность в свете сближает его с автором: «я был озлоблен, он угрюм», - и заставляет читателей испытывать к нему симпатию: «мне нравились его черты». Пушкин подмечает те черты, которые роднят его с героем: внимание к внешности: «быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей»,-и дамам на балах, но в тоже время он всегда «рад заметить разность» между ними и просит читателя не отождествлять их. Но в отношении к природе Пушкин и Онегин не похожи друг на друга. Пушкин видит в природе источник вдохновения и положительных эмоций:

«Я был рожден для жизни мирной,

Для деревенской тишины»

И тут же Пушкин отмечает:

«Цветы, любовь, деревня, праздность,

Поля! Я предан вам душою

Всегда я рад заметить разность

Между Онегиным и мной.»

Все истинно русское, считает Пушкин, неразрывно связано с природным началом, находится в полной с ним гармонии.

Столь же трепетное отношение к красотам природы мы видим и у духовно близкой поэту героини Татьяны Лариной. Именно в природе она находит душевное успокоение. Так, уезжая в Петербург,

«Она, как с давними друзьями,

С своими рощами, лугами

И попав в «шум блистательных сует», более всего тоскует о «жизни полевой». Так, автор рисует свою героиню «русскою душою», несмотря на то, что та «выражается с трудом на языке своем родном». Татьяна «верила преданьям старины, и снам, и карточным гаданьям, и предсказаньям луны».

Лирические отступления обычно связаны с сюжетом романа, но есть и такие, в которых Пушкин размышляет в своей судьбе:

«Весна моих промчалась дней

(Что шутя твердил доселе)?

И ей ужель возраста нет?

Ужель мне скоро тридцать лет?»,- об образе жизни поэта:

«Я с вами знал

Все, что завидно для поэта:

Забвенье жизни в бурях света,

Беседу сладкую друзей»

Пушкин рассказывает в лирических отступлениях о замысле романа:

Промчалось много, много дней

С тех пор, как юная Татьяна

И с ней Онегин в смутном сне

Явилися впервые мне-

И даль свободного романа

Я сквозь магический кристалл

Еще не ясно различал».

В лирических отступлениях А.С. Пушкина мы узнаем многое о самом поэте, его отношении к героям романа, к жизненному укладу того времени. Эти отступления позволяют ярче, понятнее представить образ поэта.

Голос автора напрямую звучит в лирических отступлениях, роль которых в романе многообразна.Во-первых,лирические отступленияоткрывают мир автора: авторские оценки, комментарии, размышления выявляют многогранность и богатство внутреннего мира поэта, его жизненные ценности, восприятие мира и человека. Во-вторых, в лирических отступлениях создается масштабная и многогранная картина жизни России первой четверти 19 века, энциклопедизм романа связан прежде всего с размышлениями автора. В-третьих, лирические отступления помогают Пушкину напрямую выразить свое отношение к героям, а также установить диалог с читателем.

Тема любви в лирических отступлениях. Одной из сквозных тем лирических отступлений становится тема любви. Стихия любви, по Пушкину, свободная, разноликая, непредсказуемая - это, в частности, ощутимо в знаменитом лирическом отступлении о «дамских ножках», поначалу игривом и легком, но постепенно переходящем в другую тональность – к высокой страсти и взволнованному лиризму, когда Пушкин вспоминает свое чувство к Марии Раевской. Исчезает атмосфера легкой шутливости, на ее месте – романтически грандиозная картина моря, связанная с темой бурной страсти:

Я помню море пред грозою,

Как я завидовал волнам,

Бегущим бурной чередою

С любовью лечь к ее ногам…

Нет, никогда порыв страстей

Так не терзал души моей!

Рамки любви и рамки жизни, по мнению Пушкина, тождественны, а потому «любви все возрасты покорны»: любовь, как и сама жизнь, меняется, она многогранна настолько, что каждый раз внове.

Тема свободы. Тема свобода становится так же, как и тема любви, сквозной в лирических отступлениях романа, более того, можно ощутить эволюцию этой темы, связанную с духовной эволюцией самого поэта: если в начале романа, в 1823 году, свобода осознавалась Пушкиным как стихия внешняя, как «вольный бег» по волнам жизни, не скованный полицейским надзором и положением ссыльного, то в тридцатые годы свобода – понятие психологическое, верность своим идеалам, своему жизненному выбору, то «самостоянье», которое поэт называл «залогом величия» человека.

Тема творчества. Пушкин в романе не только герой, но и его создатель, а потому тема творчества не могла не стать одной из ключевых. Именно в этом произведении появляется знаменитое пушкинское определение поэзии как «союза волшебных звуков, чувств и дум». Этот союз создает «даль свободного романа» - совершенно особого, нового для того времени жанра, и новизну эту Пушкин осознавал явственно. «Свободный роман» - это свобода содержания, композиции и словесной организации: гармоничное совмещение разных сюжетных линий, открытый финал, включение лирических отступлений, живой, свободный и естественный язык. Творчество для Пушкина – это прежде всего свобода самовыражения, поэтому любые ограничения, устаревшие языковые нормы и жанровые рамки преодолеваются поэтом. Пушкин спорит с литературными оппонентами легко, с искрящимся юмором, утверждая новые литературные формы как нечто органичное, созвучное наступившему времени.

Особую атмосферу романа создает необыкновенная легкость общения автора с читателем. Читатель для Пушкина – друг, причем понимающий, умный, способный оценить шутку. Именно с таким читателем можно советоваться о выборе имени героини, прервать рассказ об Онегине воспоминанием о театре, деревне, любви, помянуть с иронией литературных оппонентов и лишь в конце седьмой главы «вспомнить» о вступлении, отметив с улыбкой: «Хоть поздно, а вступленье есть». Пушкинская улыбка, мягкая, светлая, умная, пронизывает многие строки романа. С той же улыбкой поэт говорит и о самих лирических отступлениях:

Пора мне сделаться умней,

В делах и слоге поправляться

И эту пятую тетрадь

От отступлений очищать.

Размышления о жизни и ее назначении в лирических отступлениях. Вечная загадка жизни, ее содержания и смысла – еще одна тема лирических отступлений. Жизнь неостановима: в юности, которая «и жить торопится, и чувствовать спешит», это движение ощущается с радостью, однако на пороге своего тридцатилетия Пушкин впервые ощутил драматизм этой неостановимости:

Ужель и впрямь и в самом деле

Без элегических затей

Весна моих промчалась дней

(Что я шутя твердил доселе?)

И ей ужель возврата нет?

Ужель мне скоро тридцать лет?

Но Пушкин не был бы Пушкиным, если бы прощание с юностью не стало одновременно встречей с новым, еще неизведанным этапом жизни, если бы с «ясной душой» поэт не приветствовал этот новый путь:

Но так и быть: простимся дружно,

О юность легкая моя!

Благодарю за наслажденья,

За грусть, за милые мученья,

За шум, за бури, за пиры,

За все, за все твои дары…

Довольно! С ясною душою

Пускаюсь ныне в новый путь

От жизни прошлой отдохнуть.

Пушкин обладал удивительной способностью ощущать жизнь как движение, включающее радость и грусть, свет и мглу. Например, конец шестой главы – сцена дуэли Онегина и Ленского: зимнее оцепенение в природе, зима в отношениях двух друзей, «мгновенным холодом» облит Онегин, пораженный смертью юного поэта. Казалось, пробудиться от этого зимнего холода уже невозможно, однако седьмая глава начинается стремительно-легкими строками описания весны:

Гонимы вешними лучами,

С окрестных гор уже снега

Сбежали мутными ручьями

На потопленные луга…

Весна – пора пробуждения и жизни – властвует не только в природе, и в судьбы героев романа она вносит изменения, преображения, потому что жизнь не может стоять на месте: Онегин отправляется в путешествие, Ольга выходит замуж за улана, Татьяна после посещения кабинета Онегина и проникновения в его таинственный для нее мир дает согласие ехать в Москву на «ярмарку невест». Так через судьбы своих героев Пушкин отражает восприятие жизни, умеющей мудро преодолевать минуты тоски и горя, врачующей душевные раны. Вероятно, именно такое отношение к жизни стало источником светозарного, «моцартианского» мироощущения поэта.

Без патетики и громкости, с легкой улыбкой и мягкой грустью Пушкин говорит о самом важном – о смысле человеческой жизни, которая не может и не должна обратиться в небытие:

Без неприметного следа

Мне было б грустно мир оставить,

Живу, пишу не для похвал;

Но я бы, кажется, желал

Печальный жребий свой прославить,

Чтоб обо мне, как верный друг,

Напомнил хоть единый звук.

Природа в лирических отступлениях. В размышлениях и воспоминаниях автора входит в роман огромный мир России – с ее природой, культурой, историей, стилем жизни. Природа в романе дана в восприятии Татьяны и самого автора. В слоге Пушкина нет красивости, «роскошности», он так же прост, как проста русская природа, однако именно такой слог передал неповторимость и живую прелесть русского первого снега, очарование осенней тишины, весеннего преображения. Каждое время года несет свою поэзию, движение природы – это движение самой жизни, движение времени.

Духовная жизнь русского общества . Театр, литература, наука (например, увлечение Онегина Адамом Смитом) – всё это в той или иной степени находит отражение в романе. Не только русская, но и западноевропейская культура, без которой немыслима духовная жизнь просвещенного русского общества 19 столетия, представлена в романе. Байрон, Шиллер, Гёте, Кант, Ричардсон, Корнель 0 вот далеко не полный список «властителей дум» русского дворянства.

Непременной частью дня Онегина и содержанием лирических отступлений становится театр, который Пушкин называет «волшебным краем». Состояние театра, интерес к нему всегда становились показателями наполненности духовной жизни общества: кипение театральной жизни созвучно кипению самой России начала 19 века. В нескольких строках Пушкин набрасывает историю русского театра, вспоминая Фонвизина, Княжнина, с упоением говорит о блистательной игре Семёновой, воздушном танце Истоминой.

С образом автора в роман входит стихия литературной борьбы того времени. С устаревшими догмами классицизма Пушкин спорит легко, с искрящимся юмором, например, лишь в конце седьмой главы вспоминая о непреложном в произведении классицизма вступлении, промолвив с улыбкой: «Я классицизму отдал честь: хоть поздно, а вступленье есть». Да и само «вступление» - это блистательная пародия на высокопарность вступлений классицизма:

Пою приятеля младого

И множество его причуд.

Благослови мой долгий труд,

О ты, эпическая муза!

И, верный посох мне вручив,

Не дай блуждать мне вкось и вкрив.

Пушкин утверждает право писателя на свободу выбора героя, построения произведения, на свободу выбора литературных форм и языка. Жизнь не делится на высокое и низкое, она многообразна и сложна, Пушкин как раз это многообразие и отразил в романе, утверждая свое право именно так видеть жизнь.

В романе «Евгений Онегин» насчитывается множество авторских отступлений. Именно благодаря им действие романа выходит за рамки частной жизни героя и расширяется до масштабов общероссийских. В. Г. Белинский назвал «Евгения Онегина» «энциклопедией русской жизни», поскольку авторские отступления раскрывают противоречия, тенденции и закономерности эпохи, на первый взгляд, не имеющие прямого отношения к сюжетной канве романа, но ярко демонстрирующие отношение к ним Пушкина. Однако, образ автора не исчерпывается только лирическими отступлениями (авторские комментарии и замечания рассеяны по всему тексту романа). По ходу романа автор, как и его герои, претерпевает эволюцию. Так, исследователи, изучая стиль поэта, отмечают разницу между главами, написанными до и после 1825 г. Автор не ассоциирует себя с Онегиным, подчеркивая различия в их отношении к жизни, природе, театру, вину, женщинам и т. д. Пушкин идет в своем развитии дальше, чем Ленский, становясь поэтом действительности и подчеркивая, что поэтическое и восторженное отношение к жизни - разные вещи. Сам поэт полагал, что он ближе всех Татьяне. В последних главах Пушкин - человек последекабрьской эпохи, он сформировался как поэт и личность. Таким образом, в романе Пушкин выступает как бы в двух ипостасях - автора и рассказчика, причем очевидно, что образ первого значительно шире, чем образ второго.

1) Отступления автобиографического характера:

В те дни, когда в садах Лицея

Я безмятежно расцветал,
Читал охотно Апулея,

А Цицерона не читал,
В те дни, в таинственных долинах,
Весной, при криках лебединых,
Близ вод, сиявших в тишине,
Являться муза стала мне.
Моя студенческая келья
Вдруг озарилась: муза в ней

Открыла пир младых затей,
Воспела детские веселья,
И славу нашей старины,
И сердца трепетные сны.
И свет ее с улыбкой встретил;
Успех нас первый окрылил;
Старик Державин нас заметил
И, в гроб сходя, благословил.
(Гл. XVIII, строфы I-II)

2) Отступления философского характера (о течении жизни, о природе, о преемственности поколений, о собственном бессмертии):

Увы! На жизненных браздах

Мгновенной жатвой поколенья,
По тайной воле провиденья,
Восходят, зреют и падут;
Другие им вослед идут...
Так наше ветреное племя
Растет, волнуется, кипит
И к гробу прадедов теснит.
Придет, придет и наше время,
И наши внуки в добрый час
Из мира вытеснят и нас!
(Гл. II, строфа XXXVIII)

Как грустно мне твое явленье,
Весна, весна, пора любви!
Какое томное волненье
В моей душе, в моей крови!
С каким тяжелым умиленьем
Я наслаждаюсь дуновеньем

В лицо мне веющей весны

На лоне сельской тишины!

Или мне чуждо наслажденье,
И все, что радует, живит,
Все, что ликует и блестит,
Наводит скуку и томленье
На душу мертвую давно

И все ей кажется темно?

Или, не радуясь возврату
Погибших осенью листов,
Мы помним горькую утрату,
Внимая новый шум лесов;
Или с природой оживленной
Сближаем думою смущенно
Мы увяданье наших лет,
Которым возрожденья нет?
Быть может, в мысли нам приходит

Средь поэтического сна
Иная, старая весна
И в трепет сердце нам приводит

Мечтой о дальней стороне,
О чудной ночи, о луне...
(Гл. VII, строфы II-III)

Следует отметить, что далеко не все описания природы являются философскими авторскими отступлениями.

Я знаю: дам хотят заставить
Читать по-русски. Право, страх!
Могу ли их себе представить
С «Благонамеренным» в руках!
Я шлюсь на вас, мои поэты;
He правда ль, милые предметы,
Которым, за свои грехи,
Писали втайне вы стихи,
Которым сердце посвящали,
He все ли, русским языком
Владея слабо и с трудом,
Его так мило искажали,
И в их устах язык чужой

He обратился ли в родной?

He дай мне Бог сойтись на бале
Иль при разъезде на крыльце
С семинаристом в желтой шале
Иль с академиком в чепце!
Как уст румяных без улыбки

Без грамматической ошибки

Я русской речи не люблю.
(Гл. III, строфы XXVII-XXVIII)

Волшебный край! там в стары годы,

Сатиры смелый властелин,
Блистал Фонвизин, друг свободы,
И предприимчивый Княжнин;
Там Озеров невольны дани

Народных слез, рукоплесканий
С младой Семеновой делил;
Там наш Катенин воскресил

Корнеля гений величавый;
Там вывел колкий Шаховской
Своих комедий шумный рой,
Там и Дидло венчался славой,
Там, там, под сению кулис
Младые дни мои неслись.
(Гл. I, строфа XVIII)

Свой слог на важный лад настроя,
Бывало, пламенный творец
Являл нам своего героя

Как совершенства образец.
Он одарял предмет любимый,
Всегда неправедно гонимый,
Душой чувствительной, умом
И привлекательным лицом.
Питая жар чистейшей страсти,
Всегда восторженный герой

Готов был жертвовать собой,
И при конце последней части
Всегда наказан был порок,
Добру достойный был венок.

А нынче все умы в тумане,
Мораль на нас наводит сон,
Порок любезен и в романе,
И там уж торжествует он.
Британской музы небылицы

Тревожат сон отроковицы,
И стал теперь ее кумир
Или задумчивый Вампир,
Или Мельмот, бродяга мрачный,
Иль Вечный жид, или Корсар,
Или таинственный Сбогар.
Лорд Байрон прихотью удачной

Обрек в унылый романтизм
И безнадежный эгоизм.

...Унижусь до смиренной прозы;
Тогда роман на старый лад

Займет веселый мой закат.
He муки страшные злодейства
Я грозно в нем изображу,
Ho просто вам перескажу

Преданья русского семейства,
Любви пленительные сны

Да нравы нашей старины.
(Гл. III, строфы XI-XIII)

Ho дружбы нет и той меж нами.
Все предрассудки истребя,
Мы почитаем всех нулями,
А единицами - себя.
Мы все глядим в Наполеоны;
Двуногих тварей миллионы
Для нас орудие одно,
Нам чувство дико и смешно.

(Гл. II, строфа XIV)

Чем меньше женщину мы любим,
Тем легче нравимся мы ей
И тем ее вернее губим

Средь обольстительных сетей.

Разврат, бывало, хладнокровный,

Наукой славился любовной,
Сам о себе везде трубя

И наслаждаясь не любя.
Ho эта важная забава
Достойна старых обезьян

Хваленых дедовских времян:

Ловласов обветшала слава
Co славой красных каблуков
И величавых париков.

Кому не скучно лицемерить,

Различно повторять одно,
Стараться важно в том уверить,
В чем все уверены давно,
Все те же слышать возраженья,

Уничтожать предрассужденья,

Которых не было и нет
У девочки в тринадцать лет!
Кого не утомят угрозы,
Моленья, клятвы, мнимый страх,

Записки на шести листах,
Обманы, сплетни, кольцы, слезы,

Надзоры теток, матерей,
И дружба тяжкая мужей!
(Гл. IV, строфы VII-VIII)

Любви все возрасты покорны;
Ho юным, девственным сердцам
Ее порывы благотворны,
Как бури вешние полям:
В дожде страстей они свежеют,
И обновляются, и зреют -
И жизнь могущая дает
И пышный цвет, и сладкий плод,
Ho в возраст поздний и бесплодный
На повороте наших лет,
Печален страсти мертвой след:
Так бури осени холодной
В болото обращают луг

И обнажают все вокруг.
(Гл. VIII, строфа XXIX)

Мы все учились понемногу
Чему-нибудь и как-нибудь,
Так воспитаньем, слава Богу,
У нас немудрено блеснуть.

(Гл. I, строфа V)

Блажен, кто смолоду был молод,
Блажен, кто вовремя созрел,
Кто постепенно жизни холод
С летами вытерпеть умел;
Кто странным снам не предавался,
Кто черни светской не чуждался,
Кто в двадцать лет был франт иль хват,
А в тридцать выгодно женат,
Кто в пятьдесят освободился
От частных и других долгов,
Кто славы, денег и чинов
Спокойно в очередь добился,
О ком твердили целый век:
N.N. прекрасный человек.

Ho грустно думать, что напрасно
Была нам молодость дана,
Что изменяли ей всечасно,
Что обманула нас она;
Что наши лучшие желанья,
Что наши свежие мечтанья
Истлели быстрой чередой,
Как листья осенью гнилой.
Несносно видеть пред собою
Одних обедов длинный ряд,
Глядеть на жизнь, как на обряд,
И вслед за чинною толпою
Идти, не разделяя с ней
Ни общих мнений, ни страстей,
(Гл. VIII, строфа X-XI)

Москва... как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!

Как много в нем отозвалось!
Вот, окружен своей дубравой,
Петровский замок. Мрачно он

Недавнею гордится славой.
Напрасно ждал Наполеон

Последним счастьем упоенный

Москвы коленопреклоненной

С ключами старого Кремля;
Нет, не пошла Москва моя
К нему с повинной головою.
He праздник, не приемный дар,
Она готовила пожар

Нетерпеливому герою.
Отселе, в думу погружен,
Глядел на грозный пламень он.

Я думал уж о форме плана
И как героя назову;
Покамест моего романа
Я кончил первую главу;
Пересмотрел все это строго;
Противоречий очень много,
Ho их исправить не хочу;
Цензуре долг свой заплачу