Кто придумал деда мороза и зачем. Где живет Дед Мороз: резиденция волшебника и точный адрес для писем

Оказывается, таким он был не всегда: несколько столетий назад Мороз носил плащ, имел всего по три пальца на руках, а неугодных ему детей бил посохом. сайт проследил за тем, как менялся образ Деда Мороза на Руси от древних славян до наших времен.

Злой дух зимы

Никто не знает точно, где и когда появился на свет Дед Мороз. Первые упоминания о старце, который вызывает сильные морозы, замечены у восточных славян. Изначально волшебника называли не Дедом Морозом, а Мороком - именем бога холода и зимы. Существует версия, по которой слово «мороз» впоследствии произошло как раз от имени древнеславянского духа. Морок был злым существом. Славяне представляли его сгорбленным растрепанным стариком, который ходил по лесам в льняной рубахе и в лаптях. Все на своем пути он покрывал снегом или превращал в лед - деревья, реки, землю. Славяне верили, что при встрече с Мороком человек превратится в ледяное изваяние, поэтому очень боялись злого духа. С тех времен и пошли выражения «упасть в обморок» и «заморочить голову».

Позже наши предки научились использовать духа зимы в своих целях. Славяне считали: если зима будет снежной и холодной, то летом обязательно будет много урожая. Они стали приманивать бога холода, в Святки и Чистый четверг зазывая его к себе блинами или кутьей. Еду для духа оставляли на крыльце или на окне. Наутро еда исчезала, а на Рождество или Святки ударяли морозы, да такие сильные, что снег под гонами буквально трещал. Отсюда и появились более ласковые имена для бога зимы - Трескунец и Студенец. Изменился и образ волшебника.

Рубаха и лапти сменились на длинную шубу и шапку. Посох прародителя Деда Мороза был украшен головой быка - символом плодородия и счастья. На руках Трескунца были теплые трехпалые перчатки: считалось, что у всех божеств меньше пальцев, чем у человека. Несмотря на то, что такой Дед Мороз стал добрее, современным детям он вряд ли понравился бы: Студенца по-прежнему изображали свирепым косматым стариком.

Мороз Иванович

После Крещения Руси Студенец был забыт, а на смену так никто и не пришел. Дед Мороз возродился лишь в XIX веке в образе Николая Чудотворца, или Николая Угодника. Этот святой был избран для образа доброго старца с подарками для детей, поскольку еще при жизни он много помогал людям и был очень щедрым. При императоре Александре II образ святого Николая впервые был связан с Новым Годом и Рождеством. Николай Угодник ходил по домам и дарил детям подарки, но самой ребятне этот образ так и не стал близок, и в конце XIX века на смену святому пришел привычный для нас Дед Мороз.

Новый образ Деда Мороза всем пришелся по душе. Фото: Коллаж АиФ

Он был одет в длинную шубу синего или красного цвета с мехом, шапку и валенки. Весь наряд волшебника был расписан узорами. На посохе же вместо головы быка появился наконечник в форме звезды. В то время Дед Мороз жил в большом ледяном дворце и спал на перинах из снега. Где находился дом старца - никто не знал. Неизвестны были и родители волшебника, но, по русской традиции, старших нужно называть по имени-

отчеству. С легкой руки писателя Владимира Одоевского Дед Мороз стал Морозом Ивановичем. Новый образ пришелся по душе и детям, и взрослым, а вот расположение Деда Мороза тогда нужно было еще заслужить. Детям, которые хороши вели себя весь год, Дедушка дарил сладости - конфеты, леденцы и пряники. Лентяи и неряхи получали в качестве подарки сосульку, а плохие и злые дети, которые кривлялись и дразнили Деда Мороза - посохом по лбу.

После революции Дед Мороз подвергся гонениям. Вернулся волшебник лишь в канун 1936 года, да не один, а с внучкой Снегурочкой. После очередного возрождения Дед Мороз снова стал еще добрее. Теперь он начал дарить подарки всем детям, взамен на рассказанное стихотворение или песенку. Посох из орудия для тумаков превратился в волшебное приспособление, с помощью которого Дед Мороз стал зажигать новогоднюю елками разноцветными огнями.

В конце 80-х годов дед Мороз поселился в своей резиденции в Архангельске, а в конце 90-х переехал в Великий Устюг, где и живет по сей день. Дети со всей России в течение года пишут доброму волшебнику письма, рассказывая, что они хотят получить в подарок на Новый Год. Дед Мороз исполняет желания всех ребят без исключения, принося им в подарок не просто игрушки или угощения, а настоящую сказку и волшебство.

Кельтские друиды украшали ёлку внутренностями людей и животных

На днях в России отметили день рождения Деда Мороза. И хотя праздник придуман только в 2005 году и весьма условен, есть логика его «назначения» именно в этот день: по многолетним наблюдениям , 18 ноября на 60-й параллели, где расположена резиденция Деда Мороза в Великом Устюге на Вологодщине, наступает русская зима.

Внеся уточнение в «метрику» Деда Мороза, мы восстановили справедливость, потому как у заграничного Санта-Клауса (он же Святы Миколаус, Святой Николас, Синтер-Клаас) «днюха» имелась, а у нашего не было. Для тех, кто не знает или забыл, католики День памяти святого Николая отмечают 6 декабря по григорианскому календарю (у нас эта дата приходится на 19 декабря и известна как «Никола Зимний»).

В биографии же нашего Деда Мороза вообще много белых пятен. Тем более, не такой уж он на поверку и душка. Самое время приглядеться к нему внимательнее и в преддверии Нового года изучить его «Личное дело » .

Происхождение: сын пастушьего бога Велеса и богини смерти Мары.

Имя при рождении: Трескун, Студенец, Зимник, Карачун. Вариант «Мороз» созвучен с индоевропейским «смерть» - «мор», «мар».

Каноническая внешность: низенький старичок с длинной седой бородой.

Лентяйку и грубиянку Марфушку лесной волшебник отправил восвояси на свиньях

Один из предков: Великий старец Севера - кельтский злобный божок, который заходил в людские жилища с большим мешком. Не раздавать подарки, а забирать то, что ему причиталось, но почему-то не было принесено в жертву. В группу риска попадали дети - мог утащить с собой парочку в счет уплаты недоимок. После его визита обитателей дома часто находили мертвыми.

Характер: эволюционировал от сурового и злобного до справедливого и щедрого. В XIX веке ребятишки боялись, что вздорный старик накажет их за баловство и как минимум оставит без подарков. Взрослых Дед Мороз карал не только за плохие поступки, но и за унылое настроение, по его приказу метели и бури заметали целые деревни, загоняли несчастных людей на тонкий лед. Однако, несмотря на сложность натуры, старик-волшебник не был исчадием ада. В одной из русских народных сказок случайно уничтожил запасы еды у крестьянина и, когда тот пошел в лес в надежде чем-нибудь разжиться, принял его в ледяном тереме, одел, обул, презентовал скатерть-самобранку и на волшебных санях отправил домой.

Западный Санта-Клаус вылезает из печной трубы

Род занятий: бродяжничество. Ходил по лесам-полям, ударом посоха замораживал ручьи и реки. Мог в сердцах тюкнуть по избе, и тогда вековые срубы шли трещинами.

Реабилитация: писатель Владимир Одоевский в сказке «Мороз Иванович», появившейся в 1841 году, первым представил зимнего волшебника не карающим лесным монстром, а мудрым и справедливым волшебником. Девочку-Рукодельницу он одарил горстью серебряных пятачков и брильянтиком, а Ленивице сосульку вместо серебряного слитка вручил. Добрый.


Подарки нормальные, но сам старик - бррр

Группа сопровождения: Снегурочка. Откуда у старика взялась молоденькая спутница, толкуют всякое. Одна из версий такова. В стародавние времена, чтобы умилостивить повелителя стужи, в жертву ему приносили юных девушек. Выбирали их по жребию, отводили в лес, раздевали и в мороз привязывали к дереву. Наутро шли проверять, умерла ли несчастная. Если жизнь в девушке еще теплилась, ее отогревали, но это означало, что жертва не принята. И тогда той же участи подвергалась другая приговоренная. Сюжетные аналогии с этим обычаем мы видим в сказке «Морозко», где суровый Дедушка поизмывался над коченеющей Настенькой: «Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная?» Режиссер Александр Роу представил нам лайт-версию: в оригинальной сказке лентяйка и грубиянка Марфушенька-душенька, посланная матушкой к Деду Морозу за подарками, замерзла-таки в лесу. Возможно, обычай приносить в жертву Морозке невинных девушек отразился в фольклоре в лице ожившей каким-то чудесным образом Снегурочки. Тем более, вопрос о родителях «внученьки» по-прежнему остается открытым.


Финский Йолупукки варил непослушных детей в котле

Ближайший родственник: финский Йоулупукки, живущий в Лапландии, который, набросив на плечи звериную шкуру, разъезжает по своим делам верхом на козле. В переводе со старого скандинавского наречия Йоулупукки означает «йольский козел». Йоль - кельтский праздник, отмечаемый в день зимнего солнцеворота. В стародавние времена Йоулупукки имел обыкновение заглядывать непрошеным гостем в дома, и снова доставалось нашкодившим ребятишкам: варил их живьем в огромном котле. Христианству не удалось полностью вытеснить древние обычаи: вывернутые наизнанку тулупы и козлиные маски, в которых люди ходили по домам во время колядок, - отголосок дремучих времен.

Пару веков назад Дед Мороз выглядел куда серьезнее, да что уж там - кошмарнее знакомого нам ласкового бородача. Неудивительно, что дети не только любили его, но и откровенно боялись. До наших дней дошли жуткие фотокарточки XIX - XX веков. В то суровое время была распространена клаусофобия - патологическая боязнь Деда Мороза. Глядя на зловещие изображения, понимаешь причины этого страха:

Елочка и смерть

Традиция наряжать елку на Новый год перекликается, как ни странно, с печальным обычаем украшать гробы еловыми ветками и использовать их для погребальных венков. Корни этого явления уходят в те времена, когда лесная красавица считалась обитищем лесного духа, добиться расположения которого можно было только кровавыми жертвоприношениями, совершаемыми 21 декабря - в день зимнего солнцестояния. Божество изображали в виде бородатого старца с посохом, булавой или косой в руках. Чтобы снискать его благорасположение, кельтские друиды практиковали ритуальные убийства людей и животных, кишки и внутренние органы которых развешивали на еловых ветвях. Впоследствии на смену кровавым дарам пришли фрукты и куски хлеба.

К ажется, Дед Мороз существовал всегда. На самом деле, привычный образ сказочного дедушки с мешком подарков сложился в 19 веке. Где же обитал до этого Дед Мороз и был ли он вообще? Давайте углубимся в историю.

Д ве тысячи лет назад северяне, чтобы задобрить Мороза бросали за порог мясо, лепешки. Если угощение нравилось, Мороз не наказывал северян жестокой стужей. Гунны поклонялись своему богу — Йерлу, который появлялся на земле в первый день года. К его приходу готовились угощения и ставились елки.

В словаре у В. И. Даля дано определение слова дедушка, как почетное прозванье домового. Поэтому для древних славян Дед – это покойный предок, который становился защитником и символическим главой рода. Древние славяне верили, что Мороз приходился общим прародителем всех семей, поэтому для него имелась общая обрядность, которая отличалась от почитания других духов. Деду Морозу воздавались почести и в дни зимнего солнцестояния и весной, чтобы суровый Дед хранил посевы, а не губил их заморозками.

С приходом Христианства, день почитания Деда Мороза, стал называться Пасхой усопших, так как отмечался после церковной Пасхи. Двери и окна открывались настежь. Угощение для духов ставили под стол и за окно. Великие Деды входили через дверь, а через окно влетали меньшие духи. Во время трапезы Деда Мороза просили о помощи, и если предок оставался довод угощением, то помогал потомкам.

С о временем Дед Мороз превратился в персонаж народного фольклора. В легендах появился Дед, управляющий зимой, которому подчинялись метели, вьюги, морозы и снега. Описывали Деда Мороза, как небольшого роста старичка с непокрытой головой, с густыми, серебряными волосами и длинной, до полу седой бородой. Носил Дед теплые, белые одежды и никогда не расставался с железной булавой.

О тличался Дед Мороз грозным и крутым нравом, где стукнет своей булавой — там жди суровой стужи и жгучих морозов.

П од многими именами существовал Дед Мороз в сказках и легендах: Зимник, Мороз Иванович, Дед Трескун, Мороз Елкич, добрый Морозко. Во времена Петра I, из немецких сказок пришел Старый Рупрехт, а потом Дедушка Николай – прототип святого Николая Мирликийского.

П остепенно сложился облик современного Деда Мороза. Из злого древнего духа Дед Мороз превратился в доброго, сказочного персонажа, без которого немыслимо представить Новый Год.

П усть дети взрослеют и не принимают на веру то, что Дед Мороз реально существует, но частички сказки и чуда, к которым прикоснулись в детстве, остаются в душе навсегда.

Н у и напоследок давайте посмотрим 4-хминутное видео от Папакарус Равлык, где история дедушки Мороза выглядит не так привлекательно, как мы хотели бы, и узнаем кто такой Санта Клаус.


История Деда Мороза. Кто такой, откуда взялся?

Никто из нас не представляет себе новогоднего праздника без участия его главных героев - Дедушки Мороза и его внучки Снегурочки. Если Вы считает, что Дед Мороз - это исконно русский персонаж, главной заботой которого являются новогодние подарки, то вы очень ошибаетесь. В преданиях древней Руси существовали похожие фигуры: например, повелитель зимних холодов Мороз, Морозко. Считалось, что Мороз бродит по лесам и стучит своим могучим посохом, отчего в этих местах начинаются трескучие морозы, поносится по улицам, отчего на окнах появляются незамысловатые снежно-морозные рисунки. Наши предки представляли себе Мороза стариком с длинной седой бородой. Однако, новогодние подарки отнюдь не являлись главной задачей Мороза. Считалось, что всю зиму, с ноября по март у Мороза очень много дел, он несет свой дозор по лесам и полям, помогает растениям и животным приспособиться к суровой студеной зиме. Особенно много прообразов Дедушки мы можем встретить в русских народных сказках: это и Морозко, и Мороз Иванович, и Дед Студенец. Однако эти персонажи были не связаны с празднованием Нового Года. Основная их забота - помогать природе и людям. Достаточно вспомнить замечательную сказку Самуила Яковлевича Маршака "Двенадцать месяцев".

А вот сегодняшний Дедушка Мороз, тот самый новогодний персонаж имеет свой прообраз. Им считают человека по имени Николай, который жил в III веке нашей эры на берегу Средиземного моря. По преданию, Николай был выходцем из достаточно богатой семьи и с радостью помогал все бедным и нуждающимся, а также проявлял особую заботу о детишках. После смерти Николая канонизировали и причислили к лику святых.

Существует предание, по которому Николай совершенно случайно подслушал жалобы одного бедного крестьянина, которому приходилось так туго, что он собирался отдавать своих дочерей. Бедный человек очень сильно сокрушался, но не видел никакого выхода, так как страдал от крайней нищеты. Николай пробрался в дом крестьянина и засунул в дымоход большой мешок с монетами. В печи в это время сушились чулочки и башмачки дочерей бедного крестьянина. Можете себе представить неописуемую радость девочек, когда они на следующее утро обнаружили в печи свои чулки и башмачки, доверху набитые золотыми монетами… С тех пор во многих европейских странах сложился обычай прятать в чулки маленькие сюрпризы "от Святого Николая" для своих детишек. У нас же существует традиция прятать подарки-"николайчики" под подушку. Такие подарки ребятишки всегда ждут и радуются им. Однако постепенно традиция дарить подарки переместилась на Рождество в Западных странах и на Новый Год в странах бывшего Союза. Примечательно, что в большинстве западных государств Новый год является праздником менее значимым, чем Рождество Христово. Его отмечают не с таким размахом, не традиции обмениваться подарками под Новый Год. А некоторые люди его и вовсе не отмечают.

У нас же наоборот, Новый год считается основным праздником. И в этот день Дед Мороз вместе со своей помощницей Снегурочкой одаривают всех детишек новогодними сюрпризами. Известно, что среди детей очень распространено написание так называемых "писем Деду Морозу", в которых малыши обещают хорошо вести себя и просят у деда Мороза то, что им хочется в данный момент больше всего.

Известно, что практически в каждой стране Мороза называют по-своему. У американцев и англичан - это Санта-Клаус, который приходит на Рождество, во Франции - Пэр Ноэль. В Финляндии - Йоллупуке.

Однако есть одна особенность, которая выделяет русского Деда Мороза с самой выгодной стороны. Только у него есть внучка и зовется она Снегурочка. Появилась Снегурочка в конце 19 века, благодаря А.Н. Островскому и его сказке "Снегурочка". Однако в одноименной сказке Снегурочка выступала в роли дочки Мороза. Снегурочка жила в лесу и выходила к людям, очарованная прекрасной музыкой, которую от них слышала. Позже известный меценат Савва Мамонтов, очарованный образом Снегурочки, поставил спектакль на сцене своего домашнего театра.

Также к образу Снегурочки приложили руку такие известные художники как М.А.Врубель, Н.К. Рерих, В.М. Васнецов. Знаменитый русский композитор Н.А.Римский-Корсаков посвятил целую оперу этому привлекательному сказочному персонажу.

В наши дни Дед Мороз и Снегурочка являются любимцами всех детишек. Они с нетерпением дожидаются заветного момента, когда Дед Мороз и Снегурочка войдут в их дом и одарят всех долгожданными подарками.

Интересное о Дедушке Морозе. История.

Маленькому проценту людей известно, что Дедушка Мороз стал тем, кто он есть из-за существования вполне конкретного и живого прототипа. В IV веке в малой Азии жил и творил богоугодные дела святой Николай Чудотворец (в католической и лютеранских версиях – святой Николас или Клаус).

Дедушка Мороз изначально был злобным и жестоким языческим божеством, Великим Старцем Севера, повелителем ледяного холода и пурги, морозившим людей, это нашло отражение в поэме Некрасова «Мороз - Красный нос», где Мороз убивает в лесу бедную молодую крестьянскую вдову, оставляя сиротами её малолетних детей. Дедушка Мороз впервые появился на Рождество в 1910 году, однако он не приобрел массового распространения.

В советское время был распространён новый имидж: он появлялся детям под Новый год и дарил подарки; этот образ создан советскими кинематографистами в 1930-х годах.

В декабре 1935 года соратник Сталина, член Президиума ЦИК СССР Павел Постышев опубликовал в газете «Правда» статью, где предложил организовать для детей празднование Нового Года. В Харькове торжественно организован детский новогодний утренник. На праздник Дед Мороз приходит с внученькой - девочкой Снегурочкой. Собирательный образ Дедушки Мороза выстроен по мотивам биографии Святого Николая, а также описания древнеславянских божеств Зимника, Позвезда, и Карочуна.

Ни на что не похожий характер языческих божеств положил начало поведению Дедушки Мороза - сначала он собирал жертвоприношения - воровал деток и уносил их в мешке. Однако со временем - как это бывает - всё изменилось, и под влиянием православных традиций Дедушка Мороз подобрел и стал уже сам одаривать детишек. Этот образ был окончательно оформлен в Советской России: Дедушка Мороз стал символом празднования Нового Года, заменившего в идеологии атеизма наиболее любимый детьми в дореволюционной России праздник Рождества Христова. Профессиональный праздник Дедов Морозов отмечается каждое последнее воскресенье августа.

Несомненно, что самые любимые персонажи новогоднего праздника - это Дед Мороз и Снегурочка. Образ Деда Мороза в русском фольклоре складывался на протяжении многих веков. Историки склонны считать, что прототипом нашего Деда Мороза был восточнославянский дух холода Трескун, или, как его еще называли, Студенец. Больше похож на нашего Деда Мороза персонаж старинных сказок Морозко, в более поздних версиях - Мороз Иванович, Мороз Елкич. Это Дух Зимы - строгий, иногда злой, сварливый, но справедливый. Хорошим людям благоволит и одаривает, а плохих может и заморозить своим волшебным посохом. К 1880-м годам в общественном сознании утвердился некий персонаж с мешком подарков у елки. Правда, звали его по-разному: Святочный старик, Рождественский дед или попросту Елочный дед. В литературной обработке Мороз Иванович появился в 1840 году в сборнике «Детские сказки дедушки Иринея» В.Ф.Одоевского. Этот добрый седой старик одаривает Рукодельницу за хорошую работу «горстью серебряных монет», а Ленивицу проучивает, дав ей вместо серебра сосульку. В поэме же Некрасова «Мороз Красный нос» главный герой злой, любящий «кровь вымораживать в жилах и мозг в голове леденить». В детской поэзии конца XIX века Дед Мороз - добрый волшебник. К началу ХХ века образ Деда Мороза как доброго дарителя елок и подарков окончательно закрепился. Традиционно Дед Мороз одет в длинную, по щиколотки, красную шубу, отороченную белым мехом. Сначала шуба его была синей (указывая на северное, холодное происхождение персонажа), на дореволюционных открытках можно встретить и белого Деда Мороза. Сейчас Дед Мороз чаще всего приходит в красном костюме. Шапка его полуовальная в тон шубы. На руках у любимца ребятишек варежки. В одной руке он держит посох, а в другой - мешок с подарками.

Образ Снегурочки также оформился в XIX веке. В 1860 году Г.П.Данилевский опубликовал поэтический вариант русской народной сказки об ожившей снежной девочке. Официальной датой рождения Снегурочки стал 1873 год, когда А.Н.Островский переложил эту народную сказку на свой лад в пьесе «Снегурочка». Так местом рождения зимней красавицы стала считаться Костромская область, где в имении Щелыково писатель придумал новый сюжет для старой сказки. В 1874 году «Снегурочка» была напечатана в «Вестнике Европы», затем появилась опера, музыку к которой написал Н.А.Римский-Корсаков. Интересно, что при первом прочтении поэтичная драматическая сказка Островского не вдохновила композитора. Через пять лет, зимой 1879 года, Римский-Корсаков «снова прочитал «Снегурочку» и точно прозрел на ее удивительную красоту. Мне сразу захотелось писать оперу на этот сюжет и по мере того, как я задумывался над этим намерением, я чувствовал себя все более и более влюбленным в сказку Островского. Проявлявшееся понемногу во мне тяготение к древнему русскому обычаю и языческому пантеизму вспыхнуло теперь ярким пламенем. Не было для меня на свете лучшего сюжета, не было для меня лучших поэтических образов, чем Снегурочка, Лель или Весна, не было лучше царства берендеев с их чудным царем...». Первое представление «Снегурочки» состоялось 29 января 1882 года в Мариинском театре в бенефис хора русской оперы. Вскоре «Снегурочка» была поставлена в Москве, в Русской частной опере С.И.Мамонтова, а в 1893 году - в Большом театре. Опера имела громадный успех.

Образ Снегурочки и как дочки, и как внучки Мороза разрабатывался в детской и взрослой литературе, в изобразительном искусстве. Но именно благодаря красивой сказке Островского Снегурочка полюбилась многим и вскоре стала постоянной спутницей Деда Мороза. Только их родственные связи со временем претерпели некоторые изменения - из дочки она превратилась во внучку, но своего очарования от этого не потеряла. Внешний облик Снегурочки сложился благодаря трем великим художникам: Васнецову, Врубелю и Рериху. Это на их картинах Снегурочка «обрела» свои знаменитые наряды: светлый сарафан и повязку на голове; белое длинное снежное одеяние, подбитое горностаем, маленькую меховую шубку. До революции Снегурочка на празднике елки никогда не выступала в роли ведущей.

В двадцатые годы прошлого века страна вступила на путь борьбы с «религиозными предрассудками». С 1929 года были отменены все церковные праздники. Рождественский выходной день стал рабочим, но «тайные» елки иногда устраивались. Дед Мороз стал «продуктом антинародной деятельности капиталистов» и «религиозным хламом». Праздник елки вновь был разрешен лишь под новый 1936 год, после того как Сталин произнес знаменательную фразу: «Жить стало хорошо, товарищи. Жить стало веселее». Новогодняя елка, лишившись религиозного контекста, стала символом праздника счастливого детства в нашей стране. С этого времени Дед Мороз был полностью восстановлен в правах. Советский Дед Мороз приносил в мешке пакеты с одинаковыми подарками для всех детей. В 1937 году Дед Мороз и Снегурочка впервые появились вместе на празднике елки в московском Доме Союзов. Снегурочка стала бессменной спутницей Деда Мороза, помогающей ему во всем (традицию нарушали только в 1960-е годы, когда место Снегурочки на кремлевской елке несколько раз занимал космонавт). Так потом и повелось: девушка, то постарше, то помоложе, с косичками или без, в кокошнике или в шапочке, иногда в окружении зверюшек, иногда поющая, иногда танцующая. Она задает вопросы Деду Морозу, водит с детьми хороводы, помогает раздавать подарки. Вот уже много лет Дед Мороз и Снегурочка украшают любой новогодний праздник, будь то корпоративная вечеринка или детский утренник. Эти сказочные герои являются неотъемлемой частью Нового Года, точно такой же, как красиво наряженная елка и подарки.

Не так давно у российского Деда Мороза появилась собственная резиденция. Она находится в Великом Устюге, что в Вологодской области. К новому 2006 году была открыта усадьба Деда Мороза в Москве, в парке Кузьминки. В ноябре 2006 года в Кузьминках открылся терем Снегурочки. Деревянный двухэтажный терем выполнен по проекту костромских архитекторов в «луковичном» стиле. Внутри, на первом этаже, стоит прялка для Снегурочки-мастерицы. На втором устроена выставка подарков от детей. Это рисунки, поделки из глины, снежинки и другие сувениры, посвященные Новому году.